Где находится маньчжурия на карте. Что такое Маньчжурия? Города Маньчжурии

Из Пекина мы приехали в город Маньчжурия или как его называют сами китайцы — Маньчжоули. Чем мне нравятся , так это возможностью выбора: мало у тебя денег — езжай на сидячем хоть через всю страну. Так мы и поступили, правда довольно утомительно сидеть 34 часа, и попа становится реально квадратной:-) Зато калейдоскоп впечатлений и погружение в местную жизнь — где еще так отдохнешь?!

А на пекинском вокзале многолюдно

Пока ехали, видели как в степи одиноко стоят копии известных архитектурных сооружений со всего мира — Спас-на-Крови, Триумфальная арка и так далее. Это Китай, детка! Тут могут просто так взять и построить парк развлечений посреди степи, и местные туристы будут ездить туда с большой охотой — уже на подъезде семья вскочила со своих мест и начала фотографировать что-то за окном.

Как будто и не в Китае

Город встретил нас сумерками и по-сибирски прохладным воздухом с запахом дыма из печных труб. Ох, как мы затосковали по Родине, это ведь такой домашний запах из детства, за 7 с лишним месяцев в Азии так необычно находиться в холоде.

Читайте также:

Маньчжурия

Город находится в бескрайних степях у самой границы с Россией и на этот переход приходится 70% всего товарооборота между двумя странами! Как он возник? В самом начале 20 века завершилось строительство Китайско-восточной железной дороги, которая связала регион Маньчжурия с Дальним Востоком. У границы возникла станция и названная Маньчжурией. Уже в 1992 году город был объявлен зоной свободной торговли, сюда за несколько лет было влито несколько миллиардов долларов.

«Маньчжурия – это открытый город. Русские должны здесь чувствовать себя как дома, а китайцы почти как за границей»- сказал генсек компартии города, и действительно, дело обстоит именно так. В окрестностях есть парк матрешек, с самой большой в мире представительницей русских сувениров.

Много надписей и вывесок в городе переведено на три языка: китайский, русский и монгольский. Рестораны и кафе тоже не отстают — здесь можно попробовать как китайские традиционные блюда с рисом и сыром тофу, так и борщ с жареной картошкой.

Мы проехали это место транзитом, остановившись всего на одну ночь, а на следующее утро направившись дальше в Россию, в Забайкальск. Маньчжурия сразу поражает своим размахом — у нас первая ассоциация была «Готэм-сити», настолько ярко святят неоновые вывески на высотных зданиях. Многие здания отличаются строгой западной архитектурой, я бы не удивился, увидев такие в Нью-Йорке, но в Китае выглядят весьма необычно.

Впрочем, нет ничего удивительного в том, почему город так быстро развился: здесь проходит большая часть нефти из России в Китай, древесина (большие плюсы, но к сожалению не для России, кроме сиюминутной выгоды от продажи ресурсов). Около границы расположено несколько перерабатывающих и транспортных предприятий, которые естественно имеют выгоду от торговли.

Покупают китайские товары и русские, приезжая сюда специально в шоп-туры из соседних Забайкальска и Читы. Мы ехали на автобусе как раз с такими людьми — так как нормальной работы с российской стороны границы нет, они подрабатывают челноками, перевозя через границу сумки весом 50 кг и получая за «ходку» около 1000 рублей+транспортные расходы и на жилье им тоже оплачивают. Так и живут.

Шоппинг в Маньчжурии

Цены в Маньчжурии действительно радуют, причем многие товары готовы продать вам за рубли, уже не говоря о счетах в ресторане или гостиницах. Поменять рубли на юани можно на каждом шагу в обменниках или банках. Как и везде, качественный товар придется поискать, и такой не будет стоить копейки, но все же существенно дешевле, чем в аналогичный в России.

Что купить в Маньчжурии?

Одежду и обувь рекомендуют покупать не на рынках и не у уличных торговцев, а в крупных торговых центрах, там можно найти хорошего качества. Многие покупают там же шубы и верхнюю одежду, которые по российским меркам очень дешевы. Популярными товарами являются также постельные принадлежности, мебель, шторы, а вот бытовую технику брать не стоит — она плохого качества и в цене не сильно дешевле российской, уж не знаю почему. Магазины у отелей, как правило, немного дороже остальных, а «помогалы» на улице берут за свои услуги деньги, поэтому лучше обходить их стороной. И конечно же, не забывайте торговаться!

Торговые центры

Популярным торговым центром является «Новый Век», в котором самые дешевые товары расположились на нижних этажах, а более дорогие — на верхних. В торговом доме «Дружба» высокие цены, но и качество на уровне. Обратите внимание на ТЦ «Маньчжурия» и «Вань Цзянь», где тоже можно купить добротные товары.

Гостиницы в Маньчжурии

Отелей и гостиниц в городе много и на любой вкус и кошелек. В какие-то отели заселяют полностью группы шоп-туров, в каких-то живут преимущественно частники. Мы умудрились найти номер по 50 юаней (или 500 рублей), думали там будет страх, но нет! Шикарный большой номер с двумя кроватями, плазмой, холодильником, чайником, просторной ванной — и все это с классным видом с 14 этажа. Это самый дешевый номер за все .

Вид из гостиницы

Популярные отели в Маньчжурии.

Оказавшись на этой легендарной площади, можно подумать, что вы в России, однако нет - это Китай , ценящий туристов, их традиции и любящий удивлять. Представьте себе, в Маньчжурии поселилась единственная в таком формате на планете «экспозиция» матрешек. В центре площади, входящей в городскую туристическую зону, возведена большущая - 30-метровая ростом матрешка, внутри которой «поселился» зал для представлений и чудный ресторан европейской направленности. Когда вы еще пообедаете внутри матрешки? Нужно пользоваться данной китайцами возможностью. По периметру гигантскую матрешку окружают 8 «младших сестер» и две сотни матрешек-малышек, представляющих множество стран и регионов. В виде бонуса тут можно полюбоваться и тремя десятками цветных яиц, олицетворяющими собой тесную дружбу китайцев с соседними государствами.

Еще один «житель» городской туристической зоны, расположенный в западной части площади Матрешки, - Музей русского искусства, тоже необычный. Здание являет собой точную копию православной церкви, расположенной в российском Краснокаменске. Три этажа музея занимают почти 5 тысяч квадратных метров. Центральное строение украшено семью башнями, размещенными в форме креста. Россияне могут гордиться этим музеем, ведь он знакомит китайцев и гостей страны с достижениями культуры русского народа. В экспозиции числится более 2 тысяч предметов, среди которых вы найдете и картины, и скульптуры, и книги, и украшения, и монеты, и много чего другого, иллюстрирующего вклад России в развитие мирового искусства и культуры. Если передвигаетесь по Маньчжурии общественным транспортом, ищите автобус № 6, который останавливается прямо перед музеем. Посетить экспозицию можно с 8.30 утра до 5.30 пополудни.



Интересная достопримечательность разместилась по соседству с Площадью Матрешек. В Парке копий можно увидеть, собственно, копии, только уменьшенные следующих легендарных памятников:

«Рабочий и колхозница»;
«Родина-Мать»;
«Медный всадник»;
памятник Тургеневу;
памятник Пушкину;
другие.

Шествие по экспозиции сопровождает музыка советского периода, что добавляет достопримечательности патриотизма. Когда заходит солнце, все статуи красиво подсвечиваются.



Своим освобождением от фашистов Маньчжурия обязана советским войскам. Город освободили, но ценой весомых жертв. В память о таком подвиге Союза местные власти решили превратили кладбище героев в красивый большой парк, воздвигли на его просторах 17-метровый монумент, посвященный русской армии. По обе стороны мемориала нанесены имена павших воинов. Здесь всегда есть цветы. Китайцы помнят о подвиге русских солдат. Некоторые туристы находят тут имена своих предков. Как добраться до Парка павших героев? Вам нужен автобус либо № 3, либо № 1. Оба останавливаются у входа в парк.

Площадь поющих фонтанов

Летом эта достопримечательность является самой зрелищной и веселой. Фонтаны, прыгающие в небо под музыкальное и световое, переливающееся разноцветными огоньками сопровождение. Тут можно и освежиться, и зарядиться позитивом, и сделать удачные снимки, и даже потанцевать, ведь местная музыка восхитительна, и многие просто не могут себя сдержать. Кстати, вы будете приятно поражены: в репертуаре имеются и русские мелодии.



Для зимней поры у китайцев также имеется в запасе приятный сюрприз - Ледовый городок. Здесь можно полюбоваться масштабными ледяными фигурами, прокатиться с горок, запечатлеть себя на фоне изящных статуй и узнать кое-что об истории Маньчжурии. Как вы поняли, достопримечательность относится к сезонным, поэтому летом вы ее не найдете.



Эта достопримечательность природного характера, однако именно благодаря этому парк и становится эпицентром проведения многих культурных событий, проходящих в Маньчжурии. Площадь позволяет. Тут празднуют китайский Новый год, проводят фестиваль снежных фигур, устраивают концерты и соревнования. «Бэйху» любят и стар, и млад. Взрослые любуются природой, занимаются спортом и принимают участие в культурных мероприятиях, детки катаются на аттракционах, коих тут несметное количество, включая водные, ведь на территории парка «поселилось» большое озеро. Добраться до «Бэйху» можно, воспользовавшись автобусным маршрутом № 1 либо № 4.



Хотя парк «Чжалайноэр» и удален от Маньчжурии на 20 км, бывалые туристы рекомендуют не полениться и преодолеть их, поскольку аналогичную достопримечательность вы в жизни, возможно, больше и не встретите. Итак, чем примечателен шахтный парк? Территория поделена две части: обзорную площадку - самое яркое место парка, где можно познакомиться с множеством старинных материалов и музей, в котором хранятся экспонаты, повествующие об истории развития угольного дела в Китае. За осмотр экспонатов и территории платить не нужно.



Еще один загородный «житель», также достойный вашего внимания - пресное озеро, занимающее пятое место в хит-параде самых крупных пресных озер на китайских просторах. Чтобы с ним познакомится, придется преодолеть 36 км на юго-восток от Маньчжурии. Кстати, здесь дозволена рыбалка (кроме периода нереста), ведь в водах Хулунь живет более 30 видов рыбы, а еще большие креветки. Говорят, что по ощущениям, нахождение на краю острова напоминает встречу с океаном. Хотите проверить?


Так как основная часть туристов, направляющихся в Маньчжурию - шоп-тур, не будет лишним познакомиться с еще одной достопримечательностью, перекликающейся по тематике с целью поездки. Добраться можно на автобусе № 6, доехав до одноименной остановки. Подробности на официальном сайте - www.mzlhmq.com/.


Шоппинг-туризм - вот самая частая цель поездок в Маньчжурию для наших соотечественников. Еще бы, ведь цены тут такие смешные, что вы сможете не только обновить гардероб, а и окупить поездку за счет экономии. Кстати, в шоп-туры в Маньчжурию отправляются не только модники, а и предприниматели, так что мотайте информацию на ус, как знать, может, настала пора и вам попробовать себя в роли бизнесмена?!

Для начала ознакомьтесь с общими правилами проведения торговых сделок:

В магазинах продаются более качественные вещи, чем на рынках;
за один день вы все торговые точки обойти не сможете, нужно минимум 2-3 дня;
порой цены в магазинах ниже базарных;
не спешите покупать понравившуюся вещь, не исключено, что вы найдете ее в продаже за меньшую сумму (порой в несколько раз);
в магазинах рядом с гостиницами товары всегда дороже;
во время покупок можно и нужно торговаться (даже если вы видите ценники);
рубли лучше обменять заранее, хотя бы на доллары, поскольку продавцы принимают российские деньги по невыгодному курсу.



Некоторые магазины Маньчжурии настолько огромны и универсальны, что вы можете купить абсолютно все, что запланировали, в одном месте, начиная от заколок и заканчивая мебелью.

Итак, торговые комплексы Маньчжурии, знакомьтесь:

1. «Дружба» - торговый центр, предлагающий китайские товары пристойного качества, правда, по более высоким ценам, чем в иных магазинах. Здесь есть отделы электронных «девайсов», бытовой техники, одежды и других товаров - всего тут насчитывается 22 супермаркета, а также фитнес центр, развлекательный комплекс и несколько ресторанов. Между тем вы должны быть предупреждены, что ассортимент одежды в «Дружбе» ограничивается 48-м, а замеры по росту - 164 см. До торгового комплекса можно добраться, сев на автобус с номером от 1 до 4.
2. «Фу Хао» - 100 метровый торговый гигант, включающий в себя и магазины, и развлекательные центры, и рестораны, и даже гостиницу. Тут можно заниматься шоппингом, далеко не отходя от своего номера. Цены ниже московского уровня, по меньшей мере, в 2 раза. Тем, кто поселился в других отелях, чтобы добраться до «Фу Хао», нужно сесть на автобус № 10 либо № 6.
3. Международный торговый центр занимает почти 60 тысяч квадратных метров и включает в себя такие же блоки, как и «Фу Хао» - тут можно поселиться и провести весь отпуск. Находится «Century Square» на улице Сидао, добраться до него можно на автобусе № 1, а также № 3.
4. «Wanda Plaza» - комплекс, занимающий целых 8 гектаров в районе Humao, где есть все что, душе покупателя угодно. Доехать до «Wanda Plaza» можно, сев на автобус № 10 либо № 6.
5. «Иу», знаменательный не только своим ассортиментом, а и дизайном. Здание комплекса больше похоже на морской дворец, построенный в экзотическом стиле, чем на магазин. Говорят, тут продают самые лучшие украшения, а выбор сувениров настолько велик, что зачастую туристы покупают больше, чем планировали, ведь всегда найдется, кому по возвращении подарить презент, не так ли?! К «Иу» ведут маршруты автобусов № 8 и 6.



Из рынков стоит обратить внимание на такие:

«Северный» - это самый знаменитый зарубежный базар, любимчик русских туристов на котором можно найти фактически все, иногда и по оптовым ценам (до «Северного рынка» едут автобусы 6, 4 и 1);
«Новый век», занимающий 3 этажа, расположенных по такой стратегии: чем выше, тем дороже.

Также не обделите вниманием легендарную улицу Цжунсуцзинь, изобилующую разнообразными магазинами и лавками. Тут даже можно купить русские продукты. А берет свое начало Цжунсуцзинь от Площади Матрешки. Впрочем, это место не только эпицентр торговли, а и своего рода достопримечательность, так что непременно пройдитесь по улице Цжунсуцзинь.



Как вы поняли, купить в Маньчжурии можно, что угодно, но есть товары особенно выгодные в приобретении, на которые цены в России в несколько раз больше. К таковым относятся шторы, постельные принадлежности, аксессуары для украшения жилья, трикотажные вещи, джинсы, обувь, нижнее белье, пуховики и куртки, шубы из норки, а также детские наряды.



Координаты : 49°35′ с. ш. 117°27′ в. д.  /  49.583° с. ш. 117.450° в. д.  / 49.583; 117.450 (G) (Я)

Административно-территориальный статус

Хотя в соответствии с официальной трёхуровневой схемой административно-территориального деления КНР Маньчжурия и является городским уездом (县级市), специально для неё правительством Внутренней Монголии введён особый уровень административного деления , отсутствующий в общекитайской системе: 准地级市 - «равный по статусу городскому округу».

Физико-географическая характеристика

Город Маньчжурия расположен в западной части городского округа Хулун-Буир в 190 км от его административного центра. На севере граничит с Россией, а на западе, юге и востоке - с другими частями округа.

В 30 км к югу от города расположено озеро Далайнор .

История

В разные эпохи с древнейших времён нынешнюю местность города населяли различные племена . В их числе хунну , дунху , чжурчжэни , кидани , сяньби , монголы и другие. Со времён империи Цин река Аргунь стала разделителем территорий России и Китая.

Административно-территориальное деление

Городской уезд Маньчжурия делится на 1 район уездного подчинения и 11 уличных комитетов .

Экономика

Экономика Маньчжурии главным образом основана на шоп-турах и выходном туризме . Здесь сосредоточено большое количество частных бутиков , магазинов, крупных торговых центров и отелей . Также широк выбор досуга.

Через городской уезд проходит около 60 % всего экспорта Китая, который следует в Россию и другие страны Восточной Европы .

Культура

Ежегодно с февраля по март в Маньчжурии проходят праздники «Маньчжурский лёд» и «Снежный фестиваль». В городе установлен памятник Чжоу Эньлаю .

Транспорт

Железная дорога

Поскольку Маньчжурия является пограничным и таможенным пунктом, здесь находятся крупный грузовой железнодорожный терминал и пассажирский вокзал. Переход Манчжурия - Забайкальск связывает Биньчжоускую железную дорогу с Забайкальской железной дорогой .

Через Маньчжурию проходят грузовые и пассажирские поезда среднего и дальнего следования: Пекин -Москва , Пекин-Иркутск и другие. Также популярны туристские маршруты: Маньчжурия -Чита , Маньчжурия-Иркутск, Маньчжурия-Улан-Удэ .

Автомобильный транспорт

В Маньчжурии берёт начало автомагистраль общенационального значения Годао 301 и трасса S203.

Воздушный транспорт

Общество

Образование

См. также

  • Маньчжурия - историческое название северо-восточной части современного Китая.

Напишите отзыв о статье "Маньчжурия (город)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Маньчжурия (город)

Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

На мужском конце стола разговор всё более и более оживлялся. Полковник рассказал, что манифест об объявлении войны уже вышел в Петербурге и что экземпляр, который он сам видел, доставлен ныне курьером главнокомандующему.
– И зачем нас нелегкая несет воевать с Бонапартом? – сказал Шиншин. – II a deja rabattu le caquet a l"Autriche. Je crains, que cette fois ce ne soit notre tour. [Он уже сбил спесь с Австрии. Боюсь, не пришел бы теперь наш черед.]
Полковник был плотный, высокий и сангвинический немец, очевидно, служака и патриот. Он обиделся словами Шиншина.
– А затэ м, мы лосты вый государ, – сказал он, выговаривая э вместо е и ъ вместо ь. – Затэм, что импэ ратор это знаэ т. Он в манифэ стэ сказал, что нэ можэ т смотрэт равнодушно на опасности, угрожающие России, и что бэ зопасност империи, достоинство ее и святост союзов, – сказал он, почему то особенно налегая на слово «союзов», как будто в этом была вся сущность дела.
И с свойственною ему непогрешимою, официальною памятью он повторил вступительные слова манифеста… «и желание, единственную и непременную цель государя составляющее: водворить в Европе на прочных основаниях мир – решили его двинуть ныне часть войска за границу и сделать к достижению „намерения сего новые усилия“.
– Вот зачэм, мы лосты вый государ, – заключил он, назидательно выпивая стакан вина и оглядываясь на графа за поощрением.
– Connaissez vous le proverbe: [Знаете пословицу:] «Ерема, Ерема, сидел бы ты дома, точил бы свои веретена», – сказал Шиншин, морщась и улыбаясь. – Cela nous convient a merveille. [Это нам кстати.] Уж на что Суворова – и того расколотили, a plate couture, [на голову,] а где y нас Суворовы теперь? Je vous demande un peu, [Спрашиваю я вас,] – беспрестанно перескакивая с русского на французский язык, говорил он.
– Мы должны и драться до послэ днэ капли кров, – сказал полковник, ударяя по столу, – и умэ р р рэ т за своэ го импэ ратора, и тогда всэ й будэ т хорошо. А рассуждать как мо о ожно (он особенно вытянул голос на слове «можно»), как мо о ожно менше, – докончил он, опять обращаясь к графу. – Так старые гусары судим, вот и всё. А вы как судитэ, молодой человек и молодой гусар? – прибавил он, обращаясь к Николаю, который, услыхав, что дело шло о войне, оставил свою собеседницу и во все глаза смотрел и всеми ушами слушал полковника.
– Совершенно с вами согласен, – отвечал Николай, весь вспыхнув, вертя тарелку и переставляя стаканы с таким решительным и отчаянным видом, как будто в настоящую минуту он подвергался великой опасности, – я убежден, что русские должны умирать или побеждать, – сказал он, сам чувствуя так же, как и другие, после того как слово уже было сказано, что оно было слишком восторженно и напыщенно для настоящего случая и потому неловко.

После чего наименование "Маньчжурии" как правило используется только в отношении областей оставшихся в составе Цинской империи .

История

Зарождение Маньчжурии

В землях впоследствии поименованных Маньчжурией издавна существовали многочисленные тунгусские племена, известные китайцам как «северные варвары»: су-шэнь, илоу, воцзюй, уцзи, мохэ и другие. В этногенезе маньчжуров участвовали также тюркские и монгольские племена. Образование чжурчжэнского государства в XII веке ускорило консолидацию племён региона, но только в начале XVII века союз чжурчжэнских племён складывается в единое этно-политическое объединение Маньчжу .

Покорив Китай при сыне Нурхаци, маньчжуры составляют здесь новую правящую династию – Цин – а также военную касту, расселённую по всей стране, что подстёгивает их быструю культурно-энтическую ассимиляцию. При этом Маньчжурия остаётся регионом с особым статусом в составе Цинской империи.

Цинская Маньчжурия

Как родина цинских правителей Маньчжурия считалась священной, тут располагаются гробницы и родовые святыни императоров, переселение сюда ханьцев и моноголов запрещается для сохранения его самобытного населения. Религией местных народов – маньчжуров , солонов , тунгусских племён и отчасти дауров – а также императорского дома был шаманизм . Это также отличало Маньчжурию от соседних областей, т.к. ханьцы были приверженцами конфуцианства , буддизма и даосизма , а монголы в первую очередь ламаизма .

Далее речь идёт только о «Внутренней Маньчжурии» – т.е. о землях оставшихся в составе Цинской империи – которые еще долго сохраняли за собой историческое наименование «Маньчжурии». Эти земли также быстро утрачивают свою прежнюю изолированность. В году для Маньчжурии было организовано римо-католическое «апостольское викариатство» под эгидой французского Общества иностранных миссий, а с открытием для европейцев Ню-чжуана появились и протестантские миссионеры из Англии . В эпоху империализма , когда Китай делается предметом амбиций ведущих держав, Маньчжурия становится ареной столкновения и взаимопроникновения ряда влияний, в первую очередь – китайских, российских и японских .

Период позднего империализма

Представителями интересов западных держав в Маньчжурии – в первую очередь Англии , Франции и США – являлись торговые агенты, а также римо-катлические и протестантские миссионеры. Главное внимание последних было обращено на медицинскую помощь; госпитали служили главным средством пропаганды.

Японская гегемония

С началом японской интервенции в Россию в году, в связи с русской гражданской войной , Маньчжурия вновь наполняется японскими военными частями, а также политическими и торговыми агентами. Одновременно в Маньчжурию прибывает поток русских эмигрантов и беженцев – сотни тысяч русских проходят через «манчьжурский» период в поисках пристанища, а многие оседают здесь, значительно увеличивая русское население края в 1920-х годах. Оформляется и быстро растёт новая Харбинская епархия в ведении Русской Православной Церкви Заграницей , делаясь ведущим зарубежным центром патриархальной русской жизни в условиях изгнанничества.

При том что Япония сделалась бесспорным гегемоном в Южной Маньчжурии, на севере укрепились было позиции китайских республиканцев под водительством Чжан Цзолиня . После года китайское правительством признало СССР , но совместное советско-китайское управление Китайской Восточной железной дорогой не было стабильным сожительством – в году из-за китайской попытки захвата железной дороги разгорелся Конфликт на КВЖД , в котором Красная армия вышла победительницей.

Тем временем японские активисты в радикальных кругах армии всё сильнее нажимали на наследника Чжан Цзолиня – его сына Чжан Сюэляна который унаследовал северо-маньчжурское «генеральство» – с целью его полного подчинения. После «Маньчжурского инцидента» - подрыва железной дороги около Мукдэна 18 сентября года - японская Квантунская армия провела быструю кампанию по захвату Северной Маньчжурии и к началу года подавила организованное китайское сопротивление. 1 марта года в пределах Южной и Северной Маньчжурии было провозглашено номинально независимое «государство Маньчжурия» - Маньчжоу-го - ставшее марионеточным образованием в орбите Японии. Последний цинский император Пу И был поставлен японцами во главе лимитрофной страны, которая в году стала именоваться «Маньчжурской империей» - Маньжоу-ди-го – со столицей во вновь переименованном Синьцзине (ныне Чанчунь). При том, что в Маньчжурии был создан собственный государственный аппарат с подчёрнутым представительством разных народов на корпоративной основе – в противовес китайской политике китаизации – на деле главным органом управления страны стало командование японской Квантунской армии, а также сеть японских администраторов в маньчжурских государственных органах.

Благодаря японским инвестициям и богатым природным ресурсам, быстро пошла индустриализация и эксплуатация Маньчжурии. Массовое переселение японцев и корейцев , организованное японскими властями, было призвано противодействовать уже установившейся гегемонии ханьцев в этническом составе Маньчжурии. Маньчжурия также разрабатывалась и обустраивалась японскими планировщиками как плацдарм для дальнейшего захвата Китая, продвижения в СССР и

function rudr_favorite(a) { pageTitle=document.title; pageURL=document.location; try { // Internet Explorer solution eval("window.external.AddFa-vorite(pageURL, pageTitle)".replace(/-/g,"")); } catch (e) { try { // Mozilla Firefox solution window.sidebar.addPanel(pageTitle, pageURL, ""); } catch (e) { // Opera solution if (typeof(opera)=="object") { a.rel="sidebar"; a.title=pageTitle; a.url=pageURL; return true; } else { // The rest browsers (i.e Chrome, Safari) alert("Нажмите " + (navigator.userAgent.toLowerCase().indexOf("mac") != -1 ? "Cmd" : "Ctrl") + "+D чтобы добавить страницу в закладки"); } } } return false; }

Материал из Викизнание

Маньчжурия

Так называется одна из составных частей Китайской империи, лежащая между 38°40" и 53°25" с. ш. и 120° -135°25" в. д. от Гринвича. Это название страны, происходящее от имени господствующего племени, употребляется только европейцами; в Китае же М. известна под именем "Шэн-цзин" или "Дун-сань-шэн". Границы М.: на ЮВ Корея , на Ю Желтое море (заливы Корейский и Ляо-дунский), на З, начиная с прохода Шань-хай-гуань , условная линия (по так называемой "Ивовой оград" - Лю-тяо-бянь), отделяющая ее от провинции Чжи - ли Собственного Китая, аймаков (поколений) внутренней Монголии и Цэцэн-хановского аймака внешней Монголии; далее на СЗ, С и СВ М. граничит с нашими областями Забайкальской, Амурской и Приморской. Здесь граница идет, начиная с В, сначала от пункта схождения границ М., Кореи и России (что на р. Тумэнь-цзян, в 15 в. от ее устья) по условной линии (придерживаясь по возможности водораздельных хребтов) к сев.-зап. углу озера Ханка (Турий рог), пересекает сев. часть его и выходит (у Лун-мяо) на р. Сунгачу ; далее идет естественная граница по pp. Сунгача , Сунгари , Амуру и Аргуни до караула Абагайту Забайкальской обл., от которого опять идет условная граница прямо на З до оз. Торгун-цаган. Пространство М. около 932400 кв. км (по другим сведениям - 942, 936, 725 тысяч кв. км). По характеру поверхности М. может быть разделена на две части: равнину, простирающуюся в южном направлении от Мукдэня к Ляодунскому заливу, и невысокую горную страну на всем остальном пространстве, представляющую правильную систему горных кряжей и долин (очень многочисленных и плодородных). На С эти горные системы должны быть рассматриваемы, как восточный спуск монгольского нагорья, крайний уступ которого составляет хребет Большой Хинган (по-кит. Син-ань-лин), идущий с ССВ на ЮЮЗ и на С соединяющийся с нагорьем Ильхури-алинь (иначе Доусе-алинь). Горы эти служат водоразделом между Амуром и его правыми притоками Нонни-ула и Сунгари, высота их в точке пересечения с дорогой из Мэргэня в Айгун ок. фт. Следы вулканической деятельности находим в самом высоком горном узле М. - Чан-бо-шань (или Голминь-шаньянь-алинь, "Длинные белые горы"; это название произошло от склонов хребта, покрытых измельченной пемзой), в юго-восточной части страны. Общий подъем этого хребта не превышает 5-6 тыс. фт., а самый высокий пик достигает только 7525 фт. над ур. моря. С этого хребта берут свое начало pp. Ялу-цзян, Тумэнь-цзян и Сунгари. Один из восточных истоков последней реки вытекает из озера около 9-10 в. в окружности, находящегося на 2500 фт. ниже скалистых вершин горного узла и представляющего из себя дно потухшего вулкана. От Чан-бо-шаяьского хребта идут в северо-восточном направлении, параллельно морскому берегу, к Амуру (близ пункта впадения в него реки Уссури) высоты, имеющие характер нагорий и расположенные между ручными долинами. Абсолютная высота их не более 3 1 / 2 -4 тыс. фт., а самый высокий перевал (между городами Хунь-чунь и Гиринь) достигает только 2650 фт. абсолютной высоты. В юго-зап. М. замечателен хребет Гуан-нин-шань (см. соотв. статью). В сев. и вост. М. горные хребты во многих местах покрыты густыми лесами ("тайга" у нас в Сибири). Такие места в М. издавна известны под именем воцзи (так же прежде называлось и их население). Главнейшие реки М. (не считая пограничных Амура, Ялу-цзяна и Тумэнь-цзяна) - Сунгари (Сун-хуа-цзян), Нонни-цзян (Нонь-ула), Хурха (Мудань-цзян) и Ляо-хэ (Шара-мурэнь). Сунгари, если считать по общепринятому за ее верховье р. Гиринь-ула, имеет общую длину до в. (850 англ. м.). Начинаясь из Чан-бо-шаньских гор, она протекает около 525 в. (350 м.) в сев.-зап. направлении, до соединения с р. Нонни-цзян, и затем круто поворачивает на В, на СВ и, протекши около 800 вер., впадает в Амур . Вобще же р. Сунгари течет излучинами, нередко делится на несколько рукавов, образующих множество поросших кустарником островов; фарватер ее очень неровен и извилист, вода быстро спадает и образуется масса отмелей. Вода Сунгари имеет бурый цвет, содержит в себе много ила и для питья без очистки не годится. Нонни-цзян гораздо полноводнее и удобнее для плавания. Она берет начало в Хингане (в урочище Фкэ-Гугда, из горы Екэ-Хули), протекает с северной стороны города Мэргэня и в 2 в. с зап. от г. Цицикара и при полной воде доступна для больших китайских лодок вплоть до Мэргэня. Главные ее притоки: правые (все берущие начало из Хингана) - Гань-бира (более 350 в., впадает немного ниже Мэргэня), Номинь (почти той же длины, равно как и следующая) и Торо-усу (Таорл-хэ), левый - р. Нэмэр-хэ (около 200 в., берет начало недалеко от предполагаемых потухших вулканов в урочище Уюнь-холдонги и впадает в Нонни-цзян близ станции Бордо-чжань). Из притоков Сунгари уже после слияния с Нонни-цзян самый значительный - правый, р. Хурха, или Му-дань-цзян, впадающая в р. Сунгари у г. Сань-син и отчасти также доступная для сплавного судоходства. Она берет начало из отрогов Чан-бо-шаньского хребта. На ней лежит г. Нингута , некогда главный в средней М. Главной рекой южной М. является р. Дяо-хэ, вытекающая из Монголии из юго-зап. оконечности Хингана и в верхней части более известная под именем Шара-мурэнь ("Желтая река", по-кит. Хуан-хэ). Она составляется из двух рек: Лао-ха-хэ , берущей начало близ г. Пинь-цюань-чжоу, и Шара-мурэнь (Хуан-хэ), вытекающей из гор к СВ от Долон-нора. В Монголии эта река имеет направление прямо на В; войдя же в пределы М., круто поворачивается на Ю и впадает в Ляодунский залив могучей рекой, имея у торгового порта-селения Ин-цзы (Ин-коу), что в 10 вер. от ее устья, 650 фт. ширины и 16 фт. глубины. До этого пункта Ляо-хэ доступна для плавания судов с осадкой около 1 0 фт.; для перехода бара морские суда пользуются приливом. Во время разлива вод река судоходна на всем протяжении в М. (т. е. на 600 в. от устья). Из озер М. наибольшие Хулунь-нор и Буюр-нор, о которых сказано в ст. Далай-нор (см. соотв. статью).

Относительно климата М., кроме того, что сказано в ст. Китай (см. соотв. статью и д.), можно добавить еще следующее: хотя правильные наблюдения до сих пор производились только в Ню-чжуане , но все-таки, согласно показаниям европейских путешественников, несомненно, что во всей М. облачность и количество осадков очень малы зимой и сильно возрастают к лету; самое дождливое время - июль и август месяцы (нов. ст.), когда по всей стране идут беспрерывные дожди, отчего разливаются даже маленькие ручейки и сообщение становится очень затруднительно. В Мукдэне (1 г. наблюдений) выпадает за год 686 мм осадков, в том числе более половины (369 мм) летом и 48 мм зимой. Летом, при высокой температуре и обилии влаги, условия почти тропические, очень благоприятны для растительности. Наблюдения, и то короткие, имеются только на ЮЗ (Ню-чжуан, Мукдэнь), о температуре Вост. М. дает понятие климат Камня-Рыболова в нашем Южно-Уссурийском крае, а Сев. М. - Благовещенск . Средние температуры:

Шир. Год Январь Апрель Июль
40° Ню-чжуан 8,4 -12,0 8,6 25,4
42° Мукдэнь 6,9 -15,8 10,4 26,4
45° Камень-Рыбол. 3,4 -20,4 5,0 21,6
50° Благовщенск -0,7 -25,5 1,5 21,4

Лето в М. теплее, чем под теми же широтами в нашем Уссурийском крае, так как она дальше от холодного Японского моря и ближе к жарким степям Монголии. В горах и на крайнем севере М. (т. е. между Аргунью и верхним Амуром) год и особенно лето значительно холоднее, но эти местности почти необитаемы. Из таблицы видно, что даже на крайнем Ю М. зима сурова (напр. холоднее петербургской). Во всей речной области Амура иногда замерзает. Все реки М., конечно, замерзают зимой. Ляо-хэ вскрывается в начале марта, Сунгари дней на 10-12 позже. Туманы поздней весной и ранней осенью особенно часто бывают на южном побережье, по Сунгари и особенно сильные (вследствие близости моря) в окрестностях Хунь-чуня. Общий характер флоры и фауны М. указан в статье Китай, здесь же перечислим только главнейших представителей той и другой. Наиболее характеристичным видом растительности является орешник (Juglans maridju r ica), достигающий огромной высоты и образующий сплошные леса. Нередко в лесах он перемешивается с елью, сосной и кленом. Очень распространены: липа (Tilia cordata Mill.), дуб (Quercus mongolica), ясень , тополь , акация (Maackia amurensis Rupr.) и Phelloden d ron amurense Rupr., затем береза (белая или черная), вяз , ольха , пихта , лиственница , рябина , черемуха, черешня , крушина и т. д.; из кустарников: жимолость , дикий жасмин , шиповник , бузина и др. Травянистая растительность М. сходна с луговой и болотной средней Европы (см. Максимович в "Primitiae florae Amurensis"). Нельзя только не упомянуть о траве уля, по народной пословице вместе с соболем и женьшенем составляющей три драгоценности М. Эта трава растет почти повсеместно, но особенно распространена у Чан-бо-шань"ских г. Тонкая и мягкая, она отличается и теплотой, поэтому подкладывается в подошвы кожаных сапог. Из больших хищников в М. водятся тигры (в Гириньской пров. и Ху-лань-чэнском районе в особенности), пантеры и леопарды ; попадаются волки и медведи ; лисиц несколько видов. Очень многочисленны дикие кабаны. Главными предметами охоты звероловных племен служат соболя и белки , из которых лучшими считаются добываемые по р. Номинь. Затем надо упомянуть зайцев (считается два вида), рысей и выдр, из жвачных - лосей и косуль. В орнитологическом отношении М. близко подходит к Амурской обл. Хищников более 40 видов: Aquila, Gypa ëtos, Haliaë tos, Asiur, Falco subbuteo, Milvus и др. Из воробьиных, которых более 200 видов, наиболее распространены зимородки , удоды , пеночки , дрозды , горихвостки , чеканы , жаворонки (особенно замечателен монгольский жаворонок Melano coryphya mongolica, отличающийся способностью подражать голосам различных птиц и животных), трясогузки , синицы, ласточки, подорожники и вьюрки ; из куриных - фазаны (Phasianus torquatus), куропатки, рябчики и пр.; из болотных - кулики и бекасы . Голенастые М. (журавли , серые и белые цапли , аисты , водяные курочки и др.) по численности своей не уступают плавающим. Насекомые М. сходны с китайскими; нет скорпионов, ос и стоножек. Истинный бич людей и животных составляют мошки , комары , бурые и серые оводы . В ихтиологическом отношении М., подобно собственному Китаю, очень богата, особенно в этом отношении славится р. Нонни-цзян. Особенно ценятся по вкусу своего мяса белуга и хуан-дзуань (род нельмы). - Количество населения М. определяется чрезвычайно различно - от нескольких млн. до 23 млн. Принимая во внимание большое количество мест или совсем незаселенных, или обитаемых только бродячими племенами, цифру 7 1 / 2 млн. можно признать наиболее близкой к истинной. Племенной состав населения: китайцы , маньчжуры , монголы (барху, олёты), дахуры и солоны , с другими чисто тунгусскими племенами - бирарами, ороньчонами, манеграми (или цилинями), гольдами и др. Китайцы составляют главную массу населения Мукдэньской, юго-западной провинции, но много их и в двух других провинциях. Число их увеличивается с каждым годом вследствие начавшегося в 50-60 гг. переселения из Собственного Китая. Среди китайцев, кроме коренного населения и недавних переселенцев, надо различать еще пришлых купцов (большей частью временных обитателей, сменяемых их же родственниками) и ссыльных, с их потомками; между последними много потомков бунтовщиков времен имп. Кан-си . Ссыльные приписаны к станциям (для отбывания почтовой службы), казенным фермам и отчасти включены в число матросов. В том же состоянии должны оставаться и их потомки; только приписанные к казенным фермам могут просить о возвращении на родину. Из числа этих же ссыльных выбирается и мелкая администрация: начальник поселка, начальник станции и т. д. В пограничных местах М. с Кореей живут в довольно значительном числе (несколько десятков тысяч семейств) и корейские эмигранты , но официально об этом нигде не упоминается, для избежания недоразумений с Кореей. Маньчжуры живут главным образом по обоим берегам р. Хурха и по правому берегу Сунгари. В других местах их сравнительно мало; живут они, между прочим, и на нашем левом берегу Амура, близ Аагуна. Все маньчжуры включены в состав 8 знамен (см. Китай). Разделяются они на старых (фэ) и новых (ичэ). Старые маньчжуры - это потомки первых сподвижников нынешней династии, оставшиеся в M. после переселения последней в Пекин ; новые - впоследствии включенные в их число, ввиду значительной убыли старых маньчжур. Многие маньчжуры забыли родной язык и говорят только по-китайски. Считается несколько маньчжурских родов; главные из них - Гуалча и Куяла (новые маньчжуры). Монголы живут в пограничных местах М. с Монголией. Дахуры (или Дауры ; см. соотв. статью) живут в Хэй-лун-цзянской провинции; главным центром их считается р. Нэмэр-хэ. В составе 8 знамен дахуры причисляются к монгольским, а солоны - к маньчжурским. Как и солоны, дахуры делятся на звероловных и оседлых. Последние живут между прочим, и на нашем берегу Амура, близ Айгуна, в девяти деревнях. Оседлые дахуры занимаются земледелием, разведением табака и торговлей. В настоящее время в Хэй-лун-цзянской провинции они занимают первое место после китайцев: дахурский язык сделался общим разговорным языком всей провинции, (даже и для купцов-китайцев, так как все звероловные, бродячие племена почти не говорят по-китайски, между тем как все (и дахуры в том числе) пишут только по-маньчжурски. Солоны (между прочим, славятся как искусные рыболовы) живут в тех же местах, что и дахуры, за иключением берегов Амура. Они, подобно маньчжурам, одно из тунгусских племен. В близком родстве с ними находятся и другие тунгусские племена, обитающие в Хэй-лун-цзянской провинции. Бирары (т. е. "приречные тунгусы") управляются 4 мелкими офицерами, не получающими жалованья, чем они и отличаются от родствениых им ороньчонов. Ороньчоны (или "оленеводы") китайцами наз. цилинь и, несомненно, суть одно и то же, что и наши манегры (манягры, манегиры; см. Манегры). Многие из них летом живут в маньчжурских пределах, преимущественно по реке Гань-бира, а зимой поселяются на льду на Амуре или являются на житье в наши станицы. Главным занятием всего оседлого населения М., как и в Китае, земледелие. Само правительство в настоящее время обращает усиленное внимание на заселение пустующих местностей и распашку возможно большего количества земель. Несколько лет все это в усиленном размере производилось в Гириньской провинции, ближе к границам нашего Южно-Уссурийского края, а теперь принялись и за Хэй-лун-цзянскую провинцию, где, помимо житницы всей провинции - Ху-лань-чэнского района, поднят вопрос о заселении пустырей около Мэргэня. Помимо военного значения (меры предосторожности против России), все эти мероприятия, несомненно, имеют в виду поднятие благосостояния страны. Главнейшие хлебные растения: просо различных сортов, пшеница , кукуруза , ячмень , а в южной части провинции Шэн-цзин - и рис. Из различных сортов проса самый важный - индейское просо, по-китайски гао-лян (Holcus sorghum), желтого, белого, черного и красного цвета; из него гонится водка , в высокие стебли употребляются со строительною целью и на домашние поделки. В-Хэй-лун-цзянской провинции сеются также гречиха и овес , главным образом вывозимый в Амурскую обл., преимущественно на золотые прииски (с по 188 8 г. прииски и интендантство Амурской обл. средним числом покупали в год от китайцев до 310 тыс. пд. овса, пшеницы и гречи). Из многочисленных бобовых растений особенно распространен масличный горох (да-доу, Soja hispida), из которого выжимается масло, а прессованные выжимки вывозятся в Китай для удобрения полей. В огромном количестве засевается мак, для приготовления опиума, курение которого с каждым годом все увеличивается. Табак , особенно гириньский, высоко ценится в Китае, да и в самой М. курение его чрезвычайно развито. В глубоких горных падях М. многочисленные искатели добывают знаменитый в китайской медицине целебный корень женьшень (жинзенг , см. соотв. статью), для отыскивания которого надо получить билет от местных властей. Весь найденный женьшень должен быть доставлен ко двору, для которого отбираются лучшие корни, а остальные поступают в продажу. Дорого ценятся в китайской медицине и панты (маральи рога). В южн. части Шэн-цзинской пров. разводится хлопчатник ; там же встречаются дикий шелк , индиго , конопля , виноград . Из плодовых деревьев особенно славится грушевое. Огородные растения те же, что и в Китае. Горы М. доставляют превосходный строевой лес, каменный уголь (в Гириньской пров. и в южн. части Шэн-цзинской), железо , свинец и золото . Последнее давно уже добывалось тайным образом в Чан-бо-шаньских горах и Хингане, шайками в насколько сот и даже тыс. человек. По инициативе Ли-хун-чжана, правительство с г. открыло правильную казенную добычу золота, по р. Мо-хэ, впадающей справа в Амур, в полуверсте выше нашей станицы Игнашино. Первоначально здесь работали русские и китайские хищники, именовавшие себя вольной республикой (с президентом во главе) и выгнанные оттуда силой. Эта местность известна у нас под именем Желтуги . Рабочие для этих приисков вербуются по всей М. и в Китае, но, вследствие тяжелых условий жизни, они в большом числе разбегаются. Грузы для приисков перевозятся нашими пароходами и только отчасти зимой на санях. Для охраны приисков устроен лагерь войск и близ него довольно большое селение, с лавками, складами и казармами. Количество добываемого золота определить нельзя, так как китайцы скрывают его, но, по общему отзыву, прииски очень богаты по %-ному содержанию золота. В р. Сунгари добывается жемчуг ; право добывания его принадлежит казне. Добывание производится знаменными, из рода в род приписаными к этому промыслу. Каменная соль добывается в окрестностях Нин-гуты и в Хэй-лун-цзянской пров.; морская вываривается в солеварнях (до 20) по берегу моря. Еще добывается селитра . Добывание серы запрещено. Из домашних животных самое распространенное - свинья . Рогатого скота и баранов много разводится в Хэй-лун-цзянской пров. Рогатый скот употребляется на полевых работах, отчасти для перевозки тяжестей; молочные продукты можно достать только у монголов, но за то Хэй-лун-цзянская пров. снабжает гуртами скота на убой все Приамурье : существует особый скотопрогонный тракт из Хайлара в селение Большой Сахалин , откуда скот или перевозится на другой берег в Благовещенск, или на бараках и пароходах направляется вниз по Амуру. В г. такого скота было пригнано 10203 головы. Лошади славятся монгольские, лучшие мулы - из Куан-чэн-цзы (см. Гиринь). У монгольских племен немало и верблюдов, употребляемых для перевозки тяжестей не только вьюком, но иногда и в телегах. Для верблюжьих караванов существуют особые гостиницы (ло-то-дянь), со специально приспособленными обширными дворами.

Благодаря обилию хлеба, в М. много винокуренных заводов; затем, немало заводов гончарных, кирпичных и кожевенных; обилие пушных зверей вызвало искусство обработки мехов; немало заведений для приготовления мучных продуктов, вроде нашей вермишели . В Гирине писчебумажная фабрика и много мастерских для приготовления мундштуков и табакерок из камня. По всей стране много красильных, плотничных, столярных и слесарных заведений, производящих, главным образом, для местного потребления. Большая часть товаров на рынках ввозится или через Шань-хай-гуань, сухим путем (исключит. китайские), или морем, через Ин-коу или Ню-чжуан (китайские, европ. и америк.). Из европейских и американских товаров первое место занимают бумажные ткани, затем, металлы , шерстяные изделия и опиум (всего ввезено в г. на сумму 2745636 тамож. лан). Из китайских товаров первое место занимает сахар , затем, шелковые и бумажные материи; в г. всех китайских товаров ввезено на 2133739 лан. Вывоз из М. (гл. образом продукты от бобовых растений, затем различное сырье) превосходит ввоз; в г. - на 5447298 лан. Таможенные доходы китайского правительства в порту Ин-коу в 1 8 93 г. составили 28984 ланы, в г. - 139211 лан. Сведения о внутренней торговле в М. не обнародуются и недоступны европейцам. Между тем, эта торговля несомненно очень значительна; в каждом уезде свои особые таможни, взимающие со скота 3% продажной цены, и т. д. В Хэй-лун-цзянской провинции сбор с продажного скота ежегодно дает около 2500 лан, т. е. его продается ежегодно приблизительно на 83000 лан. Русские товары (сахар, свечи, лампы, керосин , посуда, самовары и т. п.) попадаются только в пограничных местах. Торговля с охотничьими, бродячими племенами производится, между прочим, на ярмарках, которые бывают во время представления ими в дань соболей . Главный торговый путь через М. идет из Шань-хай-гуаня на Мукдэнь, затем через проход в "Ивовом плетне" Фа-ку-мынь и монгольские кочевья на Цицикар и далее. В Мукдэне к этому пути присоединяются ветви из Ню-чжуана через Ляо-ян и из Гириня (из которого путь на Нингуту и Хунь-чунь или наш Южно-Уссурийский край). Правительственный почтовый тракт идет из Шань-хай-гуаня на Мукдэнь, Гиринь, Бэдунэ, Цицикар, Мэргэнь и Айгун. Также проведена и телеграфная линия. Вследствие нередких в прежнее время случаев грабежей в М. возникли особые транспортные конторы, перевозящие груз и пассажиров с полной гарантией за безопасность. В южной части Шэн-цзинской провинции грузы перевозятся и вьюком, на мулах.

Китайцы в М., как и в Китае, безразлично почитают божества всех трех религий: конфуцианства, буддизма и даосизма, хотя здесь особенно развито почитание Гуань-ди (см. соотв. статью). Буддизм исповедуют монгольские племена, отчасти дахуры. Магометанство в М. имеет большое число последователей, часть которых - добровольные переселенцы (из Шань-дуна), часть - ссыльные (после дунганского восстания). Маньчжуры, солоны, отчасти дахуры и затем все тунгусские племена - шаманисты. Хотя шаманство , как официальная религия дай-цинской династии, разрешено только знаменным маньчжурам и их соплеменникам тунгусам, но китайские ссыльные также являются горячими его сторонниками. В городах церемонии шаманов запрещены, но в деревнях, особенно осенью, они происходят чуть не ежедневно. Вообще обряды шаманские сохранились еще очень хорошо, но смысл их в большинстве случаев уже утерян. Шаманы (мужчины и женщины) лечат все болезни, кроме лихорадок. Шаманские костюмы (шлемы или шапки, пояса и юбки с погремушками, такие же куртки или кольчуги , копья, бубны и т. д.) вполне напоминают такие же у сибирских инородцев; вера в их чудодейственные силы сохранилась не только у обитателей М., но и у пограничных русских. Христианские миссионеры попадали в Маньчжурию еще при Минской династии, но все дело ограничивалось единичными случаями обращения в христианство , и только в г. обратило внимание на эту страну французское католическое общество Soci été des Missions Etrangè res; с открытием для европейцев Ню-чжуана появились и протестантские миссионеры из Англии . Католических миссионеров в М. 22; сиротские дома устроены ими во всех пунктах их деятельности; число прозелитов - до 13000 человек. Роскошные храмы в готическом стиле выстроены в Мукдэне, Ша-лине, Ню-чжуане и Сяо-хэй-шане; в прочих местах устроены молитвенные дома . Пресвитерианских миссионеров 6 чел., число обращенных - до 7000. Главное внимание миссионеров обращено на медицинскую помощь; госпитали служат, вместе с тем, главным средством пропаганды.

Нынешняя династия придала М. чисто военную администрацию и старалась всячески изолировать ее от китайского влияния. Переселения китайцев в М. были строго запрещены. Уже при императоре Кан-си М. получила нынешнее разделение на три провинции, управляемые тремя цзян-цзюнями. Как коренная земля династии, М. не могла быть, однако, поставлена ниже Китая. В Мукдэне явились, поэтому, министерства, только не в числе 6, а всего 5 (министерство чинов, при военной организации, излишне). Как и Пекин, Мукдэнь выделен из своей провинции в особый административный центр, под властью столичного префекта. Мукдэньский цзян-цзюнь, как заместитель императора, получил большее значение, чем два другие, подчиненные отчасти его надзору; ему были подчинены и министерства (управляемые, поэтому, товарищами министра - Ши-ланами); он стал главным начальником всех военных сил М. Чисто военная организация была удовлетворительна только до тех пор, пока китайский элемент, постепенно усиливавшийся путем переселения (официальное запрещение парализовалось продажностью местной администрации), не получил преобладающего значения в стране, особенно после отмены запрета, лежавшего на переселении. Явилась необходимость ввести и китайскую, гражданскую администрацию для китайцев. Нечто подобное уже существовало в Мукдэньской (Шэн-цзинской) провинции с самого начала; В г. реформы были произведены в Гириньской провинции, а затем начаты и в Хэй-лун-цзянской провинции. Вместе с реформой гражданской части была начата с 188 5 г. реформа войска: во всех трех провинциях заведены отряды нового образца (лянь-бин), обучаемые на европейский лад. В Гирине основаны пороховой и оружейный заводы, а в укрепленном на европейский лад порте Артур (по-китайски - Люй-шунь-коу) устроены доки; но вследствие Японско-Китайской войны последнего порта уже не существует. Мукдэньская провинция (Шэн-цзин по-китайски) занимает площадь около 2633 кв. геогр. миль. Население ее, по официальной переписи г., 4243260 душ. Главный город ее Мукдэнь (см.), в настоящее время большей частно называется Шэнь-ян, а как департаментский город - Фынь-тянь-фу. В 60 верстах к Ю город Ляо-ян-чжоу, с V столетия и до нынешней династии бывший главным центром земель к В от Ляо-хэ, известных под именем Ляо-дуна. Производство мебели и гробов. Близ устья р. Ляо-хэ находится заштатный город Ню-чжуан, с портом Ин-цзы, или Ит-коу, самым значительным торговым пунктом провинции. Жителей до 60 тысяч. В западной части провинции важнейший город Цзинь-чжоу-фу (его надо отличать от города Цзинь-чжоу-тин , что в юго-западной части Ляодунского полуострова), на р. Сяо-лин-хэ, благодаря своему положению близ моря и на главной дороге из Пекина получивший большое промышленное и торговое значение, равно как и город Нин-юань-чжоу, близ западного берега Ляодунского залива. Описание Гириньской провинции помещено отдельно (см. соотв. статью). Хэй-лун-цзянская провинция занимает площадь около 9534 кв. геогр. миль. Население ее около 1 миллиона. Название свое она получила от имени реки Амур (Хэй-лун-цзян). Главные ее города - Цицикар и Айгунь . Цицикар в настоящее время известен более под именем Букуй; он лежит близ реки Нонни-цзян. Предместья его обнесены глинобитной стеной, а центральная часть - кирпичной. Основан в г. Жит. в нем до 30 тыс. Большинство зданий глинобитные; масса лавок, харчевен, гостиниц и складов. Торговля особенно оживает летом, во время ярмарки, когда сюда собирается масса представителей охотничьих племен (солонов, дахур, ороньчонов и др.), для представления ясака, и меняет свою добычу от охоты на китайские мануфактурные произведения и продукты сельского хозяйства. Мэргэнь основан в 168.6 г. и лежит в 225 вер. к С от Цицикара, на берегу р. Нонни-цзян; находится в полном упадке: крепость разваливается, домов не более 400, лавок (в г.) всего семь. В лучшем положении г. Айгунь, на правом берегу Амура, в 38 вер. ниже Благовещенска. Жит. до 10000, довольно значительная торговля с русскими; оживлению города способствовало открытие золотых приисков на р. Мо-хэ. Гор. Хулань-чэн, на р. того же имени, близ ее впадения в Сунгари, имеет ок. 30 т. жит.; лавки его уступают только мукдэньским (лакированная утварь, зеркала, фарфоровая и оловянная посуда, меха, материи, гробы). В его районе находится и недавно основанный город Бэй-туань-линь-цзы (иначе - Бэй-линь-цзы), быстро растущий.

А. О. И. История. На маньчжурское плоскогорье издревле двигались из Китая переселенцы, а вместе с ними шла и китайская культура, внедрявшаяся все глубже и глубже в М. Оттуда же производились частые нападения императоров, искавших расширения своих владений. Корея также, по временам, отдавала М. избыток своего населения и служила обычным местом убежища для жителей М., при нападениях китайцев или северных кочевников. С другой стороны, соседство степей Гоби , облегчая вторжения кочевников, являлось для М. исключительно источником бедствий и тормозом культурного развития. Чан-бо-шань, служащий границей южн. и сев. М., издревле служил границей между двумя совершенно различными в этнографическом отношении племенами: гаошским, или корейским, обитавшим в южной М., и тунгусским, занимавшим северную М. (по мнению Иакинфа Бичурина, М. всегда населяло одно и то же племя - тунгусов, которое, первоначально явившись в истории под именем сушеней, с течением времени развилось в два типа: северных тунгусов, или маньчжуров, и южных корейцев). В сев. М. единству речной системы соответствовало и единство политического центра, в южной же М., где несколько самостоятельных речных систем, с довольно высокими водоразделами, население имело несколько политических центров, между которыми происходила борьба за преобладание. Эта борьба привела к ослаблению боровшихся и замещению их племенами северной М., более способными, в силу своего охотничьего быта, к выработке государственной жизни, чем кочевые племена южной М. Знакомство китайских историков с населением южной М. относится к весьма раннему времени, но, как государственный организм, южная М. является впервые в форме составной части Чао-сяни - владения в Корее и южной М., со смешанным гаоли-китайским населением, возникшего как результат китайской колонизации на северных берегах Печелийского залива, в удельный Чжоусский период (см. Китай). Сведений о Чао-сяни сохранилось весьма немного, и лишь со отрывкам ее законодательства в Хоу-хань-шу можно констатировать влияние на нее китайской культуры. Чао-сянь вела постоянные войны с уделом Янь, а после его падения стала ареной военных действий с Вэй-манем, при смене Цянь-ханьской династии. Вэй-мань установил в Чао-сяни свою династию; внук его Ю-кюй воевал с ханьским Ву-ди (140-87 до Р. Х.), но потерпел полное поражение. Чао-сянь пала, и земли ее были разделены на 4 округа, которыми управляли китайские чиновники. Падение Чао-сяни открыло северным племенам возможность беспрепятственного движения в принадлежавшие ей местности. Являются племена гюй-ли и фу-юй . Одновременно с Чао-сянью в южной М. существовали еще владения двух гаолийских племен: Уй, или Вэа, и Воцзюй. Уй подразделялся на западный, в Ляо-дуне, и восточный, на восточных склонах Чан-бо-шаня и в северной Корее. Оба владения состояли из множества других, более мелких, заключавших в себе отдельные городки, с клочками окружающей земли, и живших в постоянной борьбе между собой. Некоторые из них находились в номинальной зависимости от Чао-сяни, а в 129 г. до Р. Х. правитель Нань-люй, c населением до 280 тыс. чел., отдался во власть Китая. Для Китая, однако, владение этой страной не представляло ценности, и в 30 г. по Р. Х. он отказался от него. Сведения об Уй с тех пор прекращаются. Владение Воцзюй разделялось на восточное, северное и южное. С точностью границы их не установлены, но известно, что северный Воцзюй на юге граничил с океаном. Он делился на почти независимые роды, явившиеся в южную М. уже со сложившеюся культурой, знакомые с земледелием, выделкой шерстяных изделий и скоро усвоившие себе культуру шелководства. Торговые и политические сношения Фу-юя с Китаем начались при Ханьском Гуан-вуди, в 50 г. по Р. Х.; позднее китайское правительство искало в Фу-юе опору против сянь-бийцев (тань-ши-хай), но иногда вело с ним войны. В 285 г. Фу-юй был уничтожен Муюнами.

Одновременно с Фу-юем в Корее и южн. М. водворяются три владения Хань (Сань-Хань) - Чэнь-хань, Ма-хань и Бянь-хань; из них первые два преимущественно господствуют над Ляо-дуном. Ма-хани во 2 половине II в. открывают ряд набегов на китайские земли, особенно сильных при Лин-ди (168-190). Позже маханские вожди награждались китайскими титулами; в 80-х годах III в. несколько посольств являются от Ма-ханей в Китай, ко двору. Чэнь-хани и Ма-хани распадались на множество мелких отдельных владений и не могли, поэтому, устоять против притока новых сев. племен; на их территории основывается новое владение Бо-цзи - государство по преимуществу морское, с развитой торговою и колониальною деятельностью, обнимавшей все острова вдоль зап. берега Кореи, а также Формозу . Произведения Бо-цзи находили себе сбыт в Японии и Китае. Через Бо-цзи Япония вела дипломатические сношения с Китаем; Бо-цзи явились также посредниками по введению буддизма в Японию. Существование Бо-цзи совпадает с китайскими династиями цзиньской, суйской и танской (см. соотв. статью). С первой Бо-цзи находились в мирных сношениях, получая из Китая буддийские книги. В период Суйской династии Бо-цзи искали сближения с Китаем, для защиты от постоянных нападений своих сосдей, гюй-ли, а потом играли страдательную роль во время походов Суйского дома на Корею (нач. VII в.). Буддийское духовенство пользовалось, по-видимому, большим влиянием в Бо-цзи, но рядом с буддизмом продолжали существовать и местные верования. На смену Бо-цзи, которому, около 660 г., был нанесен смертельный удар танской династией, ок. 663 г. явились Синь-ло, сделавшие Гиринь своей столицей и опорным пунктом против сев. тунгусов. Отношении их к Китаю были большей частью мирные, и это дало Синь-ло возможность в VIII в. создать значительную культуру; формы гражд. и военного управления представляли собой точные копии с китайского. В VIII в. владения Синь-ло начали уменьшаться под влиянием нападений племени Бо-хая, явившегося первым представителем тунгусской расы в южн. М. Синь-ло отступают на В и удерживают за собой бассейн Я-лу-цзяна. Позднее Синь-ло борются еще с киданями и оканчивают свое независимое существование около 936 г., под давлением Кореи, оставляя М. во власть сев. тунгусов. Родоначальником народов сев. М. китайская история считает племя су-шеней, существование которых относит к глубокой древности. По "Бамбуковой летописи" су-шени приходили ко двору Шуня (за 2225 л. до Р. Х.) и приносили в дар луки и стрелы. Конфуций также удостоверяет существование су-шеней, а сочинение Сун-мо-цзи-вэнь указывает даже их столицу, в долине Сунгари; но подлинность этих сведений не доказана, и существование су-шеней подлежит сомнению. Первые исторически достоверные данные о племенах сев. М. принадлежат Хоу-хань-шу, где они названы Илоу и сев. границей их указана р. Жо-шуй (едва ли не Амур), а южн. - Чан-бо-шань. Быт их звероловный; страна изобиловала дикими зверями - лосями, оленями , медведями. Позднее история отмечает у Илоу появление скотоводства и даже земледелия. Религиозные и семейные воззрения на крайне низком уровне. Более развиты были племена, жившие ближе к южной М. У них завязываются сношения с Китаем; борьба с фу-юем и другими племенами южной М. вызывает в них сознание племенного единства. В эпоху северных дворов (386-589) сношения тунгусов (известных под именем У-цзи) с Китаем продолжались, но в них не участвовали аймаки северные и восточные. Сношения тунгусов с Кореей были сравнительно редки и в большинстве случаев враждебны. Вначале тунгусы производили набеги с целью грабежа, но потом начали захватывать на С Кореи земли; когда же они достигли известной степени гражданственности, то сами гаолисские племена приглашали их к себе на помощь в своих бесконечных междоусобиях. Китай, будучи не в силах остановить движение тунгусов, старался направить их против враждебных ему племен. Из семи тунгусских аймаков сев. М. самый обширный был Хей-шуйсшй, расположенный по Амуру; но раньше его выступают на сцену аймаки более южные, из которых сунмосский, вторгнувшись в южную М., основал государство Бо-хай, в XI в. разрушенное киданями (см. соотв. статью). С г. на месте киданей водворяются чжурчжени, с домом

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве