Городецкая роспись люди. Народные промыслы: Городецкая роспись

Гребенкина Ирина Николаевна
Знакомимся с Городецкой росписью

Для осуществления задач эстетического воспитания дошкольников программа "Детство" рекомендует обращаться к этим замечательным образцам русского прикладного искусства. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

Но для того, чтобы знакомить детей с разными видами русского прикладного искусства, воспитатель должен иметь представления об истории возникновения, особенностях росписи , иметь подборку практического материала – стихи, игры, альбомы с образцами изделий.

Я представляю практический материал по ознакомлению детей с Городецкой росписью .

История и особенности Городецкой росписи .

Городец - город в нижегородском Заволжье , на левом берегу Волги. Он принадлежит к числу древнейших русских городов–крепостей . Городец - родина самых разнообразных промыслов. Городецкая роспись как таковая возникает примерно в середине ХIХ века, когда происходит переход от инкрустирования донец (широкая часть прялки, служившая сиденьем) к их росписи . Тогда же и возникла традиция подписывать на работах пословицы и поговорки (что характерно и для лубка) или указывать их авторство.

Он славился резьбой по дереву («глухая» домовая резьба, изготовлением инкрустированных мореным дубом донец (дощечка, на которую садится пряха) прялок, городецкой росписью , резными пряничными досками.

Господствующий цвет городецких росписей или ярко-желтый хром или киноварь. Они обычно являются доминантой колорита, фоном всей росписи в целом ; синий, зеленый и иногда «разбеленные» тона (розовый, голубой) используются для написания узора, черный и белый – для проработки деталей. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры, выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

Особенности городецкой росписи - чистые , яркие краски, чёткий контур, белые штрихи, создающие условный объём и живописность. Городецкие мастера изображают не только растительный орнамент, сказочных персонажей, но и жанровые сценки. В начале двадцатого века промысел возродился. С 1938 года работает артель, с 1960 года работает фабрика "Городецкая роспись ".

ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ

Материалы : Темпера. Можно использовать гуашь с добавлением клея ПВА.

Из каждого основного цвета составляется два оттенка : один разбеленный, другой более насыщенный.

Порядок выполнения росписи :

А) Роспись выполняется прямо на деревянной основе или основа грунтуется желтым, красным, черным цветами.

Б) На выбранной для росписи разделочной доске или поверхности другого предмета тонкими линиями карандашом намечается композиция будущего узора. Главное - наметить расположение и размеры основных, самых ярких пятен - например, цветов. Это узлы композиции. Средние детали - нераспустившиеся бутоны - связывают крупные детали между собой; мелкие – веточки, листочки - дополняют тему и мало влияют на общую композицию.

В) В узлах композиции широкой кистью наносятся, как правило, пятна правильной круглой формы - основа цветка.

Г) Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным колером того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.

Вся роспись состоит из элементов : круги- подмалевки, скобки, капли, точки, дуги, спирали, штрихи.

Д) Заключительный этап росписи - нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью.

Е) После высыхания темперы изделие можно покрыть бесцветным лаком.

МОТИВЫ ГОРОДЕЦКОЙ РОСПИСИ .

Наиболее распространенными мотивами являются :

цветы - розы, купавки с симметричными листьями :

животные - конь, птица.

«Древо жизни» - традиционный сюжет, олицетворяющий природу. По обеим сторонам «древа» , могут быть изображены кони или птицы.

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки – традиционны для сюжетной Городецкой росписи .

КОМПОЗИЦИЯ

Существует три вида композиции в Городецкой росписи :

цветочная роспись ;

цветочная роспись с включением мотива «конь» и «птица» ;

сюжетная роспись .

Такое деление является условным, так как сюжетная роспись не обходится без цветочных мотивов, она разнообразна по схемам построения. И даже если изделия с городецкой росписью выполнены на основе одной композиции, но в разной цветовой гамме, можно не сразу уловить сходство.

Цветочная роспись

Этот вид чаще всего используется, он наиболее прост в исполнении. В менее сложном варианте на работе может быть изображен один цветок с расходящимися от него листьями. В более сложном варианте, например, на боковых стенках часто изображают полосу из цветочного орнамента, а крышка декорируется цветами, вписанными в круг. На крышках хлебниц цветы располагают обычно прямоугольником или ромбом.

В цветочном орнаменте можно выделить следующие наиболее распространенные типы орнамента :

«Букет» - изображается симметрично. Обычно пишется на разделочных досках или блюдах.

«Гирлянда» - это разновидность «букета» , когда один или два крупных цветка располагаются в центре, от них в стороны расходятся более мелкие цветы с листьями. Они могут вписываться в круг, полосу, располагаться серповидно (на угловых заставках) . Данный вид композиции цветочного орнамента чаще всего используется при росписи разделочных досок , хлебниц, шкатулок, блюд, детской мебели.

«Ромб» - один из вариантов «гирлянды» , когда в центре пишутся один или более цветков, образующие центр, а бутоны и листья, постепенно уменьшающиеся к вершинам ромба, расположены вдоль его воображаемых ребер. Эту цветочную композицию чаще всего можно увидеть на разделочных досках прямоугольной формы, сундучках, скамеечках, створках шкафов, и хлебницах.

«Цветочная полоса» - сохранилась в Городецком промысле еще с расписных прялок, где она разделяла верхний и нижний ярусы. В зависимости от того, на каком изделии ее пишут, она может представлять повторяющуюся ленточную композицию из цветов одинакового размера, разделенных парами листьев, либо ту же композицию, в которой чередуются : цветки одного размера, но разные по рисунку; цветки одного размера, но разные по цвету; цветки, разные по рисунку, цвету и размеру. Такие орнаментальные полосы обычно используют при росписи объемных изделий , например круглых шкатулок. Узкой орнаментальной полосой опоясывают сюжетные композиции. Более широкая полоса является средним ярусом в трехъярусной композиции.

«Венок» - напоминает «цветочную полосу» , но только замкнутую по краю блюда или крышки шкатулки. Цветочные композиции обычно симметричны по расположению мотивов и распределению цвета.

Цветочная композиция с включением мотива «конь» и «птица» .

Так же как и в цветочной росписи , в изделиях с изображением коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Они располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Иногда, среди симметрично написанного цветочного орнамента располагаются две птицы, асимметричные по рисунку, иногда различные по цвету. Иногда, при выполнении мастером композиции из нескольких предметов (например, разделочных досок, симметрия проявляется в композиции двух крайних. На крайних досках могут изображаться различные мотивы цветов либо при написании птиц будут использоваться два мотива : «петух» и «курочка» .

Примечание : Изображения «петух» и «конь» является символами солнца, пожеланиями счастья. Изображения «петуха» и «курочки» символизирует семейное благополучие, пожелание семье множества детей.

Сюжетная роспись

Выполняется на крупных изделиях : панно, сундуках и крупных шкатулках, разделочных досках и блюдах. Композиция сходна с композицией подарочных прялок, как то : роспись в два или три яруса (в верхней части пишется основной сюжет с застольем, свиданием, прогулкой, выездом и т. п., в нижней - сюжеты помогают раскрытию данной темы). Средняя часть, разделяющая ярусы, представлена в виде цветочной полосы. Возможен и другой вариант : изображается основной сюжет, опоясанный цветочной полосой.

Интерьер : сцены застолья, чаепития, свадьбы выполняются на фоне окна с обязательным включением стола. Стол заполнен чашками, самоваром или вазой с цветами (символ богатства и достатка) . В композицию могут быть включены шторы и часы.

Лица людей всегда обращены к зрителю. Очень редко встречаются изображения, развернутые в три четверти.

Экстерьер : дома с резными ставнями и наличниками, с печными трубами, украшенными резными петухами, колодцы с крышами, украшенными головами коней. Чаще всего сцены гуляния, выездов и свиданий не делятся на части. На панно воспроизводятся целые улицы с домами, заборами, церквями, растительными мотивами в виде деревьев.

Нередко рядом с главными героями можно встретить изображения животных - собак, кошек, петухов, цыплят. При таком построении сюжета главные герои изображаются на переднем плане, более крупно, чем второстепенные, часто их выделяют цветом.

Частушки о Городце

Ох, Россия, ты, Россия.

Славы не убавилось,

Городцом , ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет

Веселись наш детский сад,

Веселее нет ребят!

Мы с улыбкой на лице

Вам споем о Городце .

Городецкие узоры ,

Сколько радости для глаз.

Подрастают мастерицы,

Может быть и среди нас.

Кто рисует Городец –

Ах, какой он молодец!

И листочки, и цветы –

Это все для красоты!

Листья, горлицы и кони,

Петухи, скворцы, цветы…

Городецкие узоры

Небывалой красоты.

Где ковши, кони-качалки

Очень радостных тонов –

Это все труды прекрасных

Городецких мастеров .

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты

Красоте той нет конца –

Это все из Городца !

Городецкие кони ,

Молодецкие кони.

ножку повернули.

Гордо шею изогнули,

Городецкие цветы

Чудо как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

А я тоже молодец

Тоже еду в Городец .

А когда вернусь назад -

Разрисую детский сад!

Городец , да, Городец ,

Кто оттуда - молодец!

Приглашаем в детский сад

Рисовать учить ребят.

Художественное слово о Городце .

Городецкая роспись - как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись Городца !

Л. Куликова.

Наши доски расписные,

Посмотрите вот какие.

Все хотим вам показать

И подробно описать.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь ,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

Три девицы молодые

Под розанами стоят.

“Где же хлопцы удалые?”

Во все стороны глядят.

Вот по улочке Петрушка

Едет на коне верхом.

Верный пес его послушный

Бежит вслед за женихом.

И. В. Кадухина

«Веселый Городец »

Есть на Волге город древний ,

По названью – Городец .

Славится по всей России

Своей росписью , творец.

Распускаются букеты,

Ярко красками горя.

Чудо - птицы там порхают,

Будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса!

Городецкие узоры тонко вывела рука!

Городецкий конь бежит -

Вся земля под ним дрожит!

Чудо - птицы там порхают,

И кувшинки расцветают!

Будто в сказку нас зовя!

Городецкие цветы

Чудо, как хороши.

Они душу веселят

И на нас с тобой глядят.

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы в высь летят.

И точки чёрно-белые

На солнышке блестят.

Ох, Россия, ты, Россия,

Славы не убавилось,

Городцом , ты, Городцом

На весь мир прославилась.

Дидактическая игра «Городецкие узоры »

Цель : Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры , узнавать элементы росписи , запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

Материал и оборудование. Трафареты городецких изделий из бумаги желтого цвета (разделочные доски, блюда и др., набор элементов городецкой росписи (бумажные трафареты)

Игровое правило. Детям предлагается набор растительных элементов и фигуры коня и птицы. Они должны выложить на трафарете узор методом аппликации.

Источники : http://demiart.ru/forum/index.php?showtopic=22220 http://festival.1september.ru/articles/

[email protected] 410122/

http://www.1-kvazar.ru/u_gorodets.htm

Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М., 1986.

Уткин П. И., Королева Н. С. "Народные художественные промыслы"

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

к урокам ИЗО

«Городецкая роспись»

у читель начальных классов Рудакова Алла Николаевна

МБОУ СОШ №4 г-к Анапа,

Краснодарский край

История

Городецкая роспись держит свое начало от городецких , имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой - : фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного , рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину.

Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был .

Необходимость увеличить производство прядильных донец натолкнуло мастеров на мысль упростить технику декоративного оформления. Со второй половины сложная и трудоемкая техника инкрустации стала заменяться просто резьбой с подкраской, а с 1870-х годов на Городецких донцах преобладает живописная манера украшения.

Особенности

В нижегородских росписях можно различить два типа - павловские и городецкие росписи, которыми украшали сундуки, дуги, сани, детскую мебель, донца для прялок и многие мелкие предметы обихода. Городецкий стиль отличается прежде всего содержательностью. В росписях основное впечатление дают жанровые сцены. Все эти изображения условны по характеру, очень вольны и декоративны по форме, а иногда граничат с . Это - быт , , пышный парад костюмов. Значительное место занимают цветочные мотивы - пышные «розаны», писанные широко и декоративно. По выражению мастер стал подлинным живописцем. Об этом же говорит и В. С. Воронов, писавший, что «нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основанного исключительно на элементах живописи…» Рядом с жанровыми реалистическими мотивами в городецких росписях живут и идеализированные, декоративные образы птиц и животных.

Встречаются экзотические и . Особенно часто изображение горячего, сильного коня или петуха в гордой, воинственной позе. Чаще всего это парные изображения, обращенные друг к другу. Городецкий мастер росписи любит цветы. Они всюду разбросаны на поле росписей веселыми гирляндами и букетами. Там, где позволяет сюжет, мастер охотно пользуется мотивом пышного занавеса, подхваченного шнуром с кистями. Декоративность мотивов подчеркивается декоративностью цвета и приемов. Любимые фоны - ярко-зеленый или напряженный красный, глубокий синий, иногда черный, на котором особенно сочно расплескивается многоцветие Городецкого колорита. В характеристике сюжета разбелённые тона дают богатые оттенки цветовых переходов. Роспись ведется кистью, без предварительного рисунка, свободным и сочным ударом. Он очень разнообразен - от широкого мазка до тончайшей линии и виртуозного штриха. Работа мастера быстра и экономна. Поэтому она очень обобщена, проста по приемам, свободна в движении кисти. Характерны городецкие цветочные росписи, многокрасочные и выразительные работы мастеров А. Е. Коновалова и Д. И. Крюкова.

История городецкой росписи

Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположенных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецкая.

Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец - дочери, муж - жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили.
Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой - инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства.
В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным.
Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения.
Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни.
В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий "Городецкая роспись" в г. Городце. Среди них есть лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.

Секреты городецких мастеров

Инструменты и материалы. Для росписи желательно иметь три кисти: беличью художественную (№ 2 или № 3), колонковую художественную (№ 1 или № 2) и флейц (№ 2 или № 3). Флейц - это плоская кисточка из мягкого волоса, которая используется для подмалевок и наведения рамок.
В наше время городецкие художники расписывают изделия масляными и темперными красками. Школьникам лучше использовать для этого гуашь, так как Городецкая роспись многослойная, а гуашевые краски быстро сохнут и их можно накладывать одну на другую. Учиться рисовать надо на плотной белой бумаге.
Лучше всего иметь набор гуаши из 12 цветов, из которых потребуется восемь: черная, белая, алая, краплак красный (вишневая), кобальт синий светлый (ярко-голубая), желтая, окись хрома и красная железоокисная. Необходима также еще одна краска - киноварь (ярко-красная), но в наборе ее не бывает.
Чтобы получить цветовую гамму Городецкой росписи, необходимо смешать краски. Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить четыре новых краски: светло-голубую, светло-розовую, охру светлую и городецкую зеленую (рис.1).
Чтобы получить светло-голубую, в белую краску (белила цинковые) добавляют немного кобаль¬та синего светлого (ярко-голубая краска). Светло-розовую получают, смешивая белую краску с киноварью или белую - с алой. Для светлой охры берут желтую светлую и немного красной железоокисной. Городецкая зеленая краска получается при смешивании желтой гуаши, окиси хрома (темно-зеленой краски) и красной железоокисной. В результате должна получиться краска тепло-зеленого болотного оттенка. Все полученные краски должны быть сметанообразными.
Для смешивания новых красок берут чистые баночки из-под гуаши. Чтобы краски не пересыхали, надо по мере необходимости подливать в них немного воды.

Элементы, сюжеты и приемы городецкой росписи.

В начале обучения очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы (рис. 2). Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна для выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия.

В росписи по дереву значительное место занимает орнамент.

Орнамент - это живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов.

Основные элементы Городецкой росписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали.

Важно понять разницу между понятиями "узор" и "орнамент".

Узор - это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней (рис. 4). Они же, приведенные в определенную систему, ритмически упорядоченные, будут составлять орнамент (рис. 5).Осваивая роспись живописного типа, к которой относится и Городецкая, надо помнить, что ее выполняют без предварительного нанесения контура рисунка.


Городецкая роспись выполняется в три этапа (рис. 6).

Первый - подмалевка , т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью - флейц или беличья № 3. Главное при этом - научиться брать нужное количество краски на кисть. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много - то при высыхании краска начнет отслаиваться.
Второй этап - тенёвка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.

Третий этап - оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.
Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге.

Городецкие цветы отличаются разнообразием

по цвету и форме.

Цветы в городецкой росписи - символ здоровья и процветания.

Бутоны ( рис. 7) - разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента (тенёвке). Выполняют ее черным цветом, бордо-вым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна. От того, как расположены скобки, зависит форма бутона.

У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки.

Купавка (рис. 8) - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи - оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью. Розан (рис. 9) отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками - лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки.
Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали.
Ромашка (рис. 10) цветок не сложный по технике исполнения. Кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от бумаги, кисть быстро приложить и поднять. В результате получится мазок-капля - тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли.
Роза (рис. 11) самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки - основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка.

После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину.
Самое трудное в розе, это оживка. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки.

Городецкие листья (рис. 12) очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.

Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены.
Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила.

Городецкая птица (рис. 13) является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.

Городецкий конь (рис. 14) - символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента - груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста - белилами.


Композиция в городецкой росписи

Все произведения искусства создаются по законам композиции, несоблюдение или незнание которых может привести к нарушению гармонии. Композиция (от лат. compositio - расположение, составление, соединение) - построение художественного произведения, соотношение его отдельных частей (компонентов), образующее единое целое.
Для композиции произведений декоративно-прикладного искусства основным является единство содержания и формы. Другой, уже специфический признак - соответствие формы произведения декоративного искусства его определенному назначению.
В значительной степени характер композиции определяется ритмом. Ритм - это равномерное чередование элементов рисунка, способствующее достижению ясности и выразительности композиции.
Ритмически организованный рисунок легко превращается в орнамент - основу композиции. Но орнамент - это не только многократное повторение сходных элементов рисунка. Очень важное значение приобретает красивая и четкая прорисовка деталей общего силуэта.
Работа художника над новым произведением начинается с выбора темы соответственно назначению изделия. Хорошо продуманная композиционная схема - основа создания художественного произведения. Начинать надо с наброска композиционной схемы в натуральную величину. Не рекомендуется выполнять рисунок для четверти или половины изделия. При разработке декора следует определить, какая часть изделия будет нести основную орнаментальную и цветовую нагрузку.
При изучении городецкой росписи работа над темой

"Составление композиции" проводится в три этапа.


I. Изучение композиционных приемов в городецкой росписи.
II. Разработка эскиза будущего изделия.
III. Выполнение эскиза в натуральную величину.
Изучение композиционных приемов в городецкой росписи. Характерной чертой в сюжетных композициях прядильных донцев является изображение коня и всадника. Скачущего коня с горделиво поднятой головой обычно размещали в центре композиции.
Изображение всадника в народном искусстве знакомо художникам по иконописи (Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский и др.). На резных донцах, хранящихся в музеях, чаще всего представлена композиция, изображающая двух всадников на вздыбившихся конях. Всадники располагаются по обе стороны дерева-цветка, с вершины которого взлетает лебедь. На нижних половинках донец мастера обычно изображали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами, сцены охоты и т.п. В 60-е гг. XIX в. в росписных донцах использовались эти же композиции. К концу XIX в. народные мастера стали писать жанровые картинки, сцены гуляний. Позднее ведущей сюжетной линией донец, входивших в приданое, стала иллюстрация свадебных обрядов: невеста, едущая в карете, смотрины, встреча жениха.
Первыми стали писать на донцах купавки и бутоны, ярко раскрашенных птиц и петушков братья Лазарь и Антон Мельниковы. Они же выработали позы коней и всадников: коня непременно рисовали длинноногим, причем задняя нога у него обязательно поджата крючком. По-мельниковски продолжают писать коней и современные мастера.

К концу XIX в. сложилась характерная форма растительного орнамента с определенными элементами: это бутоны, розаны и цветок купавка, которые" бесконечно повторяются в различных вариантах. В центре композиционной плоскости художники размещают главное изображение: птицу, коня, человека, группу людей или растительный мотив.


Лица народные мастера пишут в одной манере - в виде белого кружка, на котором тонкими черными линиями обозначают их черты. Прически как у мужчин, так и у женщин отличаются большой изысканностью, но в окраске их применяют только черный цвет. В изображении самих фигур используется плоскостное цветовое решение, при котором основные крупные пятна (юбки, жакеты, пиджаки, брюки) окрашиваются без контура, в виде однотонного красочного силуэта. Излюбленным декоративным мотивом в искусстве Городецких мастеров остаются яркие цветы и декоративные зеленые листья, которые придают росписи особую прелесть.

Традиции сюжетной городецкой живописи сохраняют и продолжают развивать на фабрике "Городецкая роспись". Современные художники расписывают более 50 наименований изделий: декоративные панно, ларцы, шкатулки, кухонные шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, наборы подставок, а также игрушки, детскую мебель.

2. После того как найдено место расположения орнамента, выделяем главный композиционный центр, решено пропорциональное соотношение частей, необходимо найти цветовое решение композиции. Часто дети, увидев многокрасочность городецкой росписи, думают, что могут использовать весь набор красок. Но, рассмотрев свои зарисовки и вспомнив законы цветоведения, они приходят к выводу, что раскладка локальных цветовых пятен подчиняется только одному - общей гамме.

3. Составив композицию и подобрав цвет, можно приступать к детальной прорисовке орнамента. Заканчивается разработка композиции изделия оформлением рамы. Городецкие мастера уделяют этому большое внимание, так как рама украшает любое изделие. Она выполняется как одним цветом (чаще алым), так и несколькими.

Выполнение эскиза в натуральную величину.

Перед обработкой древесины для росписи необходимо ознакомить учащихся с ее основными свойствами.
Дерево - прекрасный поделочный материал для создания изделий декоративно-прикладного искусства.
Для росписи широко применяется древесина липы, осины, ольхи. Самой лучшей из них для росписи считается липа. Она впитывает влагу и поэтому хорошо тонируется водными растворами и красками.
Древесина осины отличается мягкостью, однородностью текстуры, белизной и чистотой. Одно из ее важных свойств - светоустойчивость: она долгое время не желтеет, если находится в помещении. Древесина ольхи мягкая, легкая, хорошо режется, мало коробится, легко протравливается и полируется.
Важной характеристикой древесины является цвет. Любая древесина свежесрубленного дерева, как правило, имеет равномерный цвет по всему срезу. Но со временем древесина становится более темной. Это необходимо учитывать в работе. Например, у ольхи, слегка тонированной желтой краской, фон все равно будет с красноватым оттенком. И если не учитывать этого обстоятельства, то раскладка цветов в орнаменте не будет гармонировать с общим тоном фона, всегда имеющим теплый оттенок.
На уроках росписи чаще всего приходится иметь дело с фанерой, поэтому следует описать ее свойства более подробно.
В основном используется клееная фанера, состоящая из трех, пяти и семи листов. Слои фанеры склеиваются водостойким клеем. Число их всегда нечетное, поэтому клееная фанера не коробится. Слои фанеры укладываются так, чтобы направление волокон в склеиваемых слоях взаимно перекрещивалось под прямым углом. Это придает фанере особую жесткость и прочность.
Непосредственно перед росписью выбранную заготовку следует обработать. Ее шлифуют шлифовальной шкуркой (по длине волокна), а затем покрывают крахмальным клейстером. После того как он высохнет, заготовку вновь необходимо обработать шлифовальной шкуркой.
Роспись на изделии проводится в строго определенной последовательности: сначала расписывают центральную часть композиции, а затем выполняют цветочный орнамент. После того как все подмалевки выполнены, следует их оттенить темными красками. Заканчивают роспись оживками, выполненными белой и желтой красками.
Если эскизом предусмотрено выполнение фона, то поверхность изделия нужно затонировать необходимым цветом. Чаще всего для фона используют следующие цвета: светлую и темную охру, киноварь и алый, реже черный. Цветовая гамма для изделий, выполненных с фоном, совершенно иная, чем для изделий, выполненных без него.
Если фон выполнен светлой и темной охрой, цветовая гамма композиции должна быть более яркая, и наоборот, если для фона использовалась киноварь или алый цвет, то гамма выбирается приглушенная. На черном фоне применяют для теневки белый или желтый цвет. Для выполнения фона лучше всего использовать кисточки № 5 - 8, чтобы краска легла более ровным слоем.
После того как роспись закончена, ее покрывают лаком. Перед этим необходимо ознакомить учащихся с видами лаков, общими правилами лакирования. Наносить каждый следующий слой лака можно только после высыхания предыдущего. Чем больше слоев лака, тем больше времени требуется для просушки между каждым покрытием. После каждого покрытия поверхность изделия обрабатывается мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Такое чередование операций необходимо для лучшего скрепления слоев лака и получения зеркальной поверхности. Тампон для покрытия изделий лаком готовят из лоскута любой ткани, кроме ворсистой.
Для закрепления пройденного материала, расширения кругозора и воспитания художественного вкуса, а также в поисках сюжетов необходимо по возможности организовывать экскурсии в музеи и выставочные залы.

Литература:
Барышников А.А. Основы композиции. М., 1951.
Богуславская И.Я. Добрых рук мастерство. Ленинград, 1976.
Бородулин В.А. Художественная обработ¬ка дерева. М., 1986.

Городецкая роспись по дереву стоит в ряду самых высоких достижений народного искусства России. Какие представления возникают у нас при упоминании этого промысла? Одни представят яркие прялки, короба, ширмы и другие изделия из Городца, выставленные в залах Государственного Исторического музея или Русского музея в Петербурге. Другие вспомнят детские расписные столики, стульчики, полочки, игрушки. Многие квартиры украшают нарядные и долговечные хлебницы и разделочные доски.


Однако было время, когда этому промыслу не придавали особого значения. Так, в одном из справочных изданий конца XIX века о нем писали: "Городецкая роспись по дереву - это один из многочисленных кустарных промыслов, бытовавших в Нижегородской губернии, обязанный своим появлением неплодородности здешних земель". А члены комиссии по исследованию кустарной промышленности в России высказались даже так: "Кто видел рисунки на донцах, тот знает, как грубы они". И следует отдать должное тем представителям тогдашнего общества России, которые высоко ценили это искусство. Именно такими людьми оказались наши большие художники и наиболее прозорливые собиратели.


Городецкой росписью раньше других заинтересовались И.Е. Репин, Е.Д. и В.Д. Поленовы, В.М.Васнецов, промышленник и меценат СИ. Мамонтов, директор Российского исторического музея, историк И.Е. Забелин, попечитель Кустарного музея Московского губернского земства С.Т. Морозов.


Однако по-настоящему Городецкая резьба и роспись были открыты только в начале 1920-х годов, во время подготовки выставки "Русское крестьянское искусство", проходившей в залах Российского исторического музея. Эта выставка была уникальным явлением в истории отечественного искусства. Слова, написанные на афише выставки, полностью относились и к городецкой росписи: "В настоящее время произведения крестьянских художников извлечены из-под спуда и музей получает возможность сделать их доступными для всеобщего обозрения. Крестьянское искусство почти никому не известно, а между тем достойно нашего глубокого внимания. Во многих случаях крестьянин-художник может указать новые пути нашему современному искусству".


Заметное оживление произошло тогда и в исследовании ремесел Нижегородского края. В 1924 году в музее Городца был открыт кустарный отдел, где собирались произведения крестьянских мастеров. Мир крестьянского домашнего быта стал предметом серьезного изучения и глубокого осмысления современников. Из отдельных сохранившихся изделий, разрозненных фактов, из встреч и бесед с мастерами сложилось наконец достаточно полное и объективное представление о Городце и городецкой округе как самобытном центре крестьянского искусства России.


На территории Нижегородского края мастера создали совершенно разные виды росписи по дереву - городецкую и федосеевскую, полховмайданскую и хохломскую. Городецкая роспись возникла и расцвела в близком соседстве с "царством" Хохломы. Но золотой блеск Хохломы не затмил яркой праздничности произведений городецких мастеров. Если хохлома поражает золотым блеском, будто рожденными в огне фантастическими красно-черными соцветиями и травами, тонкой каллиграфией тончайших линий, то городецкая роспись пленяет богатством красок русского лета с его разнотравьем, ярким солнцем, будто заливающим своим светом пышные гирлянды цветов, причудливых птиц, стройных коней, бегущих по сказочным лугам.


Городецкая роспись выдвинулась в первый ряд народных промыслов России потому, что в ней удивительно органично сочетались приверженность древним традициям с открытым радостным восприятием современной жизни. Народные мастера соединили в единую художественную систему богатый цветочный орнамент, образы сказочных животных и картины современной жизни города, деревни, усадьбы, знаменитой Нижегородской ярмарки. При этом основой стиля городецкой росписи стал "волшебный реализм" - превращение обыденности в мечту крестьянского художника о радостной жизни человека на прекрасной цветущей земле, в полной гармонии с природой.


Самых искушенных знатоков завораживает смелость городецких живописцев в выборе сюжетов, мастерство в построении многофигурных сцен, выразительность героев росписи, прекрасно, по всем законам декоративного искусства написанные интерьеры, роскошный цветочный орнамент.


Чтобы понять, почему городецкая роспись стала именно такой, непременно нужно побывать на ее родине. Это села и деревни Хлебаиха, Курцево, Косково, Савино, Буки но и другие, расположенные по берегам притока Волги - речки Узолы. Почему же роспись назвали городецкой? Почему она не курцевская, не косковская, не савинская или хотя бы узольская? Название "городецкая" зазвучало лишь в 1930-х годах после появления работ одного из самых из-вестных исследователей народной культуры В.М. Василенко. В более ранних изданиях речь идет о "нижегородской росписи" или о "курцсвских красильщиках". Новое название закрепилось, поскольку Городсц был главным рынком сбыта узольской расписной утвари и также имел мастерские по росписи дерева. Но самое главное: именно с ним, его бытом, нравами, образами начиная с середины XIX века связано само содержание росписи. Знаменитая узольская роспись выросла на основе всей художественной культуры Городца и его окрестностей, история которой насчитывает более восьми столетий. Без знания многовековой истории Городца и его ремесел не понять сути городецкой росписи.


Каждый из периодов городецкой истории интересен по-своему. Возник город во второй половине XII века как военный форпост Руси на волжских берегах. В XIII веке Городец был столицей Городецкого княжества, а затем вошел в состав Нижегородско-Суздальского Великого княжества. Ранняя история Городецкого княжества связана с именами Андрея Боголюбского, Мстислава Удалого, Александра Невского. В русских летописях нашли отражение не только строительство города и удачные набеги князей на булгар, но и страшные события - нападение на Городен орд хана Батыя. "Татарове взяша грады, пожгоша их, монастыри и церкви и княжий и жилых людей дворы предаша тому же пламени... людей босых и бескровных, издыхающих от мраза, сведоша полоном в страны своя", - свидетельствует автор Никоновской летописи о событиях 1238 года. Но уже через пять-шесть лет уцелевшие жители Городца восстановили город. Вскоре князем в нем стал младший брат Александра Невского -Андрей. Его столкновение с татарским ханом Певреем грозило новым нашествием татар, которое нечем было пока отразить. Пришлось старшему брату Александру Ярославичу ехать в Орду с поклоном и подарками. Возвращался он уже тяжело больным и, едва добравшись до Городца в ноябре 1263 года, умер здесь же в Федоровском монастыре.


В XVI веке закрепилось за Городцом второе название - Малый Китеж, в отличие от того легендарного Большого Китежа, что скрылся от врагов в водах озера Светлояра, которое не так уж далеко от Городца.


Городец, будучи центром торговли и судостроения и в XIX веке, всегда оставался и ярким, самобытным очагом отечественной культуры. Своеобразие местных культурных традиций во многом определялось уникальным географическим положением Городца. Начиная с XII века он - неотделимая часть Владимиро-Суздальской земли с ее высочайшими традициями зодчества, иконописи, декоративного искусства.


Если попытаться проследить истоки городецкой росписи, то необходимо вспомнить, что Городец XVII-XIX веков был одним из центров старообрядчества. Именно оно оказало заметное влияние на духовную жизнь городецкой округи и на ее ремесла. От икон, принесенных сюда переселенцами с северных земель после разгрома царскими властями поморских и соловецких монастырей, пошло местное иконописание.


Порой интуитивно, но чаще совершенно сознательно мастера городецкой росписи стремились продолжать традиции нижегородской иконы, в особенности ее растительных орнаментов -"травного письма". Именно это иконное узорочье с его отточенными приемами написания цветов и трав, их собирания в гирлянды и букеты было прекрасной школой для каждого городецкого мастера, причем школой привычной, знакомой с детства. Икона учила и красоте колорита, и выразительности силуэтов, и приемам построения пространства, и значительности каждой детали. Своеобразие городецкой росписи родилось на стыке традиций староверческого лесного Заволжья и вполне светской жизни уездного и губернского городов, знаменитой Нижегородской ярмарки, влияние которой чувствовалось в экономике, быту, обычаях всего Поволжья


Жадная восприимчивость ко всему новому влекла крестьянских художников к изображению всех этих новшеств, новых людей, праздничных гуляний в городе, пароходов на Волге, ярмарочных увеселений.


Слава городецкой росписи началась с украшения предметов женского обихода. Это прялочные донца, ткацкие станы и посудные шкафчики, шкатулки и детские стульчики. Особенно любили узольские мастера украшать прялки. "Девушка за прялкой - один из характерных образов старорусской крестьянской жизни. Девический быт всегда разукрашен и декоративен; прялка, стоящая рядом с пряхой, украшала ее наравне с одеждами, вышивками, бусами и лентами. Она часто являлась подарком мужчины, вырезалась и расписывалась с любовными мечтами и думами, как об этом свидетельствует ряд надписей, сохранившихся на прялках," - трудно сказать о прялке лучше, чем это сделал почти 100 лет назад B.C. Воронов.


Городецкая прялка как будто по природе своей предназначена для работы художника. В отличие от прялок, вырезавшихся из цельного куска дерева, она состоит из двух частей - донца и гребня. Основа прялки - донце - довольно широкая доска, размеры которой колеблются. Если длина почти всегда около 70 см, то ширина бывает от 30 до 50 см. К передней скругленной части такой доски прикрепляется копылок - четырехгранная усеченная пирамидка с отверстием в верхней части для вставки довольно большого гребня на длинной ручке. Гребень служил для прикрепления кудели - льна или шерсти. Пряха, положив донце на скамейку, садилась на него и начинала прясть, наматывая нить на веретено. И вот талантом и умением городецких мастеров донца стали произведениями высокого искусства, поражающими своей красотой уже не одно поколение ценителей.


По местному преданию, первые навыки живописи мастера Узольской долины получили от художника Н.И. Огуречникова, подновлявшего в 1870 году росписи церкви в селе Курцево. Сметливые курцевские и косковские мужики, внимательно следившие за его работой, сумели разузнать секреты приготовления красок, запомнить приемы работы кистью. Но не только у живописцев учились местные мастера.


Здесь нам придется познакомиться с узольскими резчиками по дереву. Выделывали они прялочные донца, украшая их резным узором. Поначалу резьба была обычной для крестьянской утвари: геометрические сетки, розетки с расходящимися лучами - символические изображения солнца, которые еще называют солярными знаками. И вот в течение нескольких лет наряду с традиционной резьбой появилась совсем другая - и по содержанию и по технике исполнения. Не древние магические знаки, а современная жизнь, ее образы стали главными.


Па донцах появились сцены конных охот с собаками и соколами, всадники на вздыбленных конях с обнаженными шашками, мчавшиеся во весь опор роскошные кареты с лакеями на запятках и лихими кучерами на облучках. С удивительной любовью и прилежанием изображались сцены городских гуляний - пышно разодетые дамы с непременными зонтиками в руках, их кавалеры в сюртуках с туго перетянутыми талиями, в высоких гречевниках (своеобразных цилиндрах) или треуголках с плюмажами. Несомненно, появившись на базаре, такие изделия резчиков произвели фурор. Но не только сюжетами, но и новыми приемами резьбы. Вместо привычной трехгранно-выемчатой резьбы в ход пошла более быстрая в исполнении, менее кропотливая, по отнюдь не менее выразительная контурная и скобчатая резьба. С помощью разной ширины полукруглых стамесок и тонких ножей резчик создавал небывалые в прежнем народном искусстве картины.


Старые городецкие мастера. Слева направо:
Игнатий Андреевич Мазин, Федор Семенович Красиояров, Игнатий Клемеитъевич Лебедев


Интересно и то, что среди новшеств, привнесенных узольскими мастерами в резьбу, было и использование цвета: от окраски отдельных фрагментов резьбы соком ягод или отварами растений до уникальной инкрустации мореным дубом. Материал для таких работ находился недалеко, на дне родной Узолы. Извилистая своенравная речка в период половодья часто подмывала берега, валила в воду деревья. От долгого лежания в воде пропадает древесина всех других пород, и только дуб приобретает все большую крепость и характерную черную окраску, к которой со временем прибавляется чуть сизоватый оттенок.


Вылавливая из Узолы куски мореного дуба, местные мастера вскоре научились хорошо его обрабатывать. Из массива дерена они вырезали довольно топкие (3-5 мм толщиной) пластинки, круглые гвоздики и другие детали, которые стали включать в свои резные композиции. Техника этой инкрустации была совершенно удивительной: здесь не использовался ни клей, ни какие-либо приспособления для крепления вставок. Фигурки коней, всадников, колеса карет и другие вставки помещались в специально вырезанные углубления и прикреплялись деревянными гвоздиками, совмещающими и художественное и техническое назначение. Такие гвоздики крепили и украшали копыта коней, изображали их глаза, они же очерчивали точечным орнаментом абрис кареты. Иногда такой орнамент обегал по краю донце и постепенно стал отличительной чертой всей группы инкрустированных донец.


Исполняя инкрустированные резные донца, мастера осваивали различные композиционные приемы. Наряду с вертикальной ярусной композицией применялась и горизонтальная, которая давала достаточный простор для размещения на донце и массив- Гулянье. пой кареты с сидящей в ней барыней, и впряженного в карету ко- Приятное донце с резьбой и инкрустацией.


Еще одна важная черта, унаследованная живописцами от резчиков, - необыкновенная конкретность и точность в деталях изображения. Резчик вырезает не карету вообще, а рессорный экипаж XIX века, или изображает старую "екатерининскую" карету, какую сейчас можно увидеть в музеях.


Резьба с инкрустацией просуществовала в Приузолье всего несколько десятилетий: практически этот промысел прекратился к 70-м годам XIX века. Следовательно, его история была связана с жизнью не более чем двух поколений мастеров, но мастеров удивительных. Среди них надо упомянуть Лазаря и Антона Мельниковых, Антона Николаева, в творчестве которых в основном уже определился круг образов, характерных для Городецкого искусства, - это дамы и кавалеры, это военные, часто всадники, это собачки, птицы и прекрасные городецкие кони. Сложились и любимые сюжеты - гулянья, галантные сцены.


В геометрической, сюжетной резьбе Городца, а позднее и в его живописи проявилась еще одна важная черта народного искусства - соединение в одной композиции реальности и фантастики. Пряхи за работой, сцена преподнесения свадебного подарка невесте соседствуют с фигурами фантастических всадников, с небывалыми растениями, похожими па пальмы.


Переход от резьбы к росписи осуществлялся достаточно плавно и постепенно, в нем участвовали и сами резчики. Очень интересно в этом отношении одно из донец Лазаря Мельникова, что важно - им подписанное. На этом донце верхняя часть композиции выполнена в технике резьбы, средняя - резьбой с подкраской, а в нижней части помещена розетка, написанная красками и кистью.


Итак, внимательно всмотревшись в городецкую резьбу с инкрустацией и более позднюю резьбу с подкраской, нетрудно убедиться, что непосредственными учителями живописцев были именно резчики. Это они определили основную тематику будущей росписи, обозначили ее главных персонажей, они заложили основу изобразительного языка городецкого искусства. Словом, на базе старого искусства зарождалось нечто совершенно новое - крестьянская живопись, впитавшая в себя красоту окружающей природы, повседневного быта - не только материальную, но и духовную ценность связанных с ним вещей, дивное узорочье старинных книг, икон, рукоделий.


И развитие этого нового промысла происходило с невиданной для народного искусства быстротой, всего за два-три десятилетия.


В 1870-е годы узольские мастера стали изготовлять деревянные изделия, украшенные яркой росписью. На первом плане были, конечно, прялочныс донца, начиная со скромных, узких, украшенных одним цветком, веткой с ягодами, птицей или коньком - словом, обычного базарного товара, до широких, монументальных, где художник, показывая все свое искусство, выполнял роспись в целых три яруса. Здесь были сцены многолюдных гуляний и застолий, изображения военных сражений, проводов в солдаты, лихих офицеров на конях и важных барынь за чинной беседой. Роспись нередко выполнялась по особому заказу в качестве подарка невесте от матери или жениха. Обрядовое назначение таких донец подтверждается не только богатством росписи и особыми сюжетами, но и надписями на прялках или рассказами местных старожилов. Донце было не только рабочим инструментом - к нему относились с большим почтением. После окончания работы его, освободив от гребня, вешали на стену, оно, так же как лубочные картинки, вышитые рушники, блестящие оклады икон, украшало крестьянский дом, вносило в него радость.
Формы местных прялочных донец были почти идеально отработаны уже Городецкими резчиками первой половины XIX века. Они научились вырезать из осины само донце и приделывать к нему головку для вставки гребня - копылок, украшать края донец плавными полукруглыми врезами, делать его верхом изящества, украшая две боковые грани инкрустированными птицей и конем, две другие - тонкими продольными порезками, напоминающими каннелюры античных колонн. Однако живописцам понадобились для работы ровные поверхности, и края донца и грани ко-пылка со временем становятся ровными. Но став менее выразительными по форме, донца второй половины XIX века расцвели, как сказочный сад.


Городецкий живописец умудряется написать на совсем небольшой плоскости копылка яркую птицу среди цветов, черного конька. А уж когда дело доходит до украшения широкой плоскости донца, тут уж его фантазии нет предела! Люди в модных тогда костюмах, звери и птицы, фантастические цветы, комнаты - почти дворцовые залы и улицы с их пестрой толпой. Но как ни фантастичны замыслы мастера, в его росписи всегда царит определенный порядок, обычай, канон. И согласно этому обычаю он делит продолговатую поверхность донца на три яруса. Верхний, вблизи копылка, обычно чуть больше нижнего; разделяет же обе части орнаментальный фриз. Он может состоять из разноцветных полос, а может стать пышной гирляндой цветов или веткой с ягодами. Только от вкуса мастера зависит, писать ли ему все донце на одном фоне или сделать фон разным для верхней и нижней частей композиции. Часто встречаются донца, написанные по любимому единому золотисто-желтому фону, а бывает и так: верхнее клеймо - оранжевое, а нижнее - ярко-малиповое.


Различались клейма не только цветом фона, но и сюжетами. В верхней части донца мастер чаще обращался к миру людей, в нижней же части было царство природы - изображения животных или растений. Но такова лишь общая схема построения росписи классического донца, и мастера не всегда следовали ей беспрекословно. Неповторимое обаяние городецкой росписи именно в постоянном отступлении от канона, в ощущении творческой свободы каждого мастера.
Рядом с нарядной расписной прялкой стоял обычно и расписной мочесник - коробка для веретен и "мочек". ("Мочка" - подготовленная для пряжи кудель из льна.) Для изготовления мочесников весной, лучше в сырую ветреную погоду, заготовляли липовый луб, нарезали его на полосы нужного размера, распаривали, сгибали, а затем и сшивали особым образом - "замком", используя при этом тонкий и крепкий сосновый корень. Из этой сшитой полосы луба получалась основа продолговатой овальной коробки, к которой впоследствии прикрепляли гладкое деревянное донышко. - и мочесник был готов.


Округлая форма мочесников, лубяных коробов или лукошек давала возможность развернуть изображение в своеобразную ленту-фриз, рассказать целую историю, как бы протяженную во времени. Это могло быть живописное повествование об охоте, свадьбе, посиделках, об оживленном движении пароходов на Волге. Фриз мог быть непрерывным, а мог состоять из нескольких эпизодов или, как говорили старые иконописцы, клейм.


Наиболее распространенным был следующий порядок украшения мочесника: две сюжетные сцены - по продольным сторонам коробки, два орнаментальных мотива - по торцовым. Одна сцена отделялась от другой вертикальной полосой характерного городецкого орнамента - веревочкой, вьюнком, скрещенными скобочками.


Казалось бы, на небольшом пространстве стенки мочесника куда удобней было писать розу, гирлянду цветов или иной орнаментальный мотив, но узольский художник и здесь утверждал, что без изображения сцен современной жизни нет городецкой росписи. Как удивительно он использовал выразительность поз и жестов своих персонажей, поистине режиссерски строил почти театральные мизансцены. Здесь есть чему поучиться и колористу. В росписи мочесника "Пряхи" из собрания Городецкого историко-художественного музейного комплекса автор применяет на редкость красивое колористическое решение. На синем фоне он пишет сцену деревенских посиделок и сцену свидания молодых, используя оранжево-розовые, зеленый, черный и белый цвета.


Изображения на торцовых сторонах мочесников имели зачастую глубокий смысл. Таков, например, излюбленный в городецкой росписи мотив - изображение часов в богатом орнаментальном обрамлении. О неумолимом беге времени как бы напоминает и фигура пожилой женщины - матери жениха или невесты на другом торце мочесника. Эти образы - еще одно подтверждение тому, что мочесники, как и прялки, являлись не просто бытовыми крестьянскими вещами, но были связаны с деревенскими обрядами и праздниками, важнейшим из которых была свадьба.


Как ни хороши мочесники и лукошки, им трудно спорить но красоте и оригинальности с расписными стульчиками - сиделками и каталками (так называли стульчики с приделанными к ним колесиками).


Городецкие стульчики в зависимости от величины предназначались и для самих детей и для их кукол. Это особая область творчества городецких художников - работа над украшением предмета сложной объемной формы. Точеные каталки - детские креслица на колесах - изготовляли в селах Репино и Косково, а гнутые стульчики делали крестьяне в Никулине и Скользихине. Для одной каталки вытачивалось из осины или березы более трех десятков деталей. С помощью деревянных осей и шипов, без гвоздей и клея, эти детали соединялись так прочно, что и сегодня они остаются целы и невредимы.


Однако по-настоящему Городецкими такие стульчики и каталки становились лишь тогда, когда их расписывали по малиновому, коричневому, желтому, синему или черному фону. Сначала расписывалось сиденье - небольшая плоскость размером приблизительно 20x20 см, иногда в форме трапеции. Эта часть работы считалась самой сложной и ответственной. Наиболее часто встречающийся здесь мотив - ветка с ягодами и мелкими листочками, написанная по диагонали плоскости. Особую роль играла белильная штриховка-разживка, благодаря которой ветка оживала, обретала графическую четкость, но не утрачивала живописности. Любовь мастера к свободе и виртуозности белильного штриха особенно сказывалась в обрамлении сиденья стульчика и композиции на его спинке - козырьке.


В распоряжении художника была лишь узкая, около 2,5 см шириной, рамка-обрамление и небольшая дощечка спинки - не более, чем 20x8 см. Мастер легким штрихом обегал квадрат, в центре которого уже были написаны ветка, цветок, кот, мальчик верхом на собаке или иной забавный сюжет. Обрамлением же могли служить белильные скобочки, скобочки со штрихом в середине каждой лунки, затейливая веревочка или просто белая обводка.


Па городецких стульчиках часто появляются птицы или животные. Особенно любимым персонажем был кот - добрый Кот-Мурлыка. Он изображался с большой круглой головой, лихо торчащими усами, зелеными глазами. Мастера часто писали лежащих, свернувшихся клубочком котов, но особенно любили горделиво восседающих, окруженных цветами и ягодами. Черные, серые и ярко-рыжие коты появляются не только на стульчиках, но и на мочесниках, лукошках.


В городецком портрете сложился канон, своеобразная типовая композиция. В небольшом клейме помещалась фигура в рост, погрудное или поколенное изображение человека в трехчетвертном повороте, сидящего в кресле или на стуле с высокой спинкой. Мастер обозначал и часть обстановки дома, рисуя высокое арочное окно с затейливым переплетом. Большое внимание уделялось и другим деталям интерьера - столику на резных узорных ножках, большому вазону с цветами, иногда изображалась часть узорного иола, разграфленного на квадраты паркета.


В книгах, написанных о городецкой росписи, достаточно часто говорилось о том, что ее стиль, несомненно, связан с народной картинкой-лубком. Но с каким же именно лубком? Расцвет русской лубочной картинки - раскрашенной от руки деревянной и медной гравюры пришелся на конец XVIII - первую половину XIX века. Во второй половине XIX века это искусство пошло на спад, и на смену ему пришла так называемая продукция лубочного типа. В типографиях Москвы и Петербурга печатались олеофафии и очень плохие по художественному качеству "простовики" - литофафии, раскрашенные от руки городскими ремесленниками, недавними выходцами из крестьян. На них изображались современные события, знаменитые люди, например, всем тогда известный генерал Скобелев, сказочные сюжеты, сцены деревенской жизни, пирушки купцов в богатых ресторанах. Эти картинки были сголь художественно ничтожны, что никто из искусствоведов и разбираться-то в них не хотел. Зато, как выяснилось, Городецкие мастера смотрели на них "во все глаза" и смотрели совершенно не напрасно: им нужно было учиться писать сцены сегодняшней жизни, покупатель требовал от них злободневности сюжетов, сцен жизни горожан и приволжского купечества, знания обстановки домов и современного довольно сложного женского и мужского костюма. Поздний лубок оказался прекрасным подсобным мате-риалом, своего рода шпаргалкой. А талант городецких умельцев состоял в том, чтобы суметь воспользоваться этим рабочим материалом не более, чем подсказкой. Они подсмотрели у городских ремесленников технические приемы, принципы решения пространства, занятные детали и переосмыслили их как подлинные художники, виртуозно владевшие кистью.









Одним из порождений и достоинств XIX века является , представляющая собой художественный , возникший в районе города Городец Нижегородской губернии.

Из истории городецкой росписи

Городецкая берет начало от резных прялок, которые в Городце имели свою особенность: донце и гребень. Для украшения донец местные мастера использовали своеобразную технику инкрустации: из другой породы вырезались фигурки и вставлялись в углубления, например, темный мореный дуб рельефно выделялся на светлой поверхности донца. Так, при помощи всего двух оттенков дерева и несложных инструментов городецкие мастера превращали поверхность обычной доски в настоящую картину. Несколько позже начали использовать подкраску – яркие желтые, синие, зеленые и красные цвета делали донце еще более красочным и нарядным.

Возрастающая необходимость увеличения производства прядильных донец навело мастеров на мысль, что технику декоративного оформления необходимо упростить. Поэтому, начиная со второй половины XIX века, трудоемкая и сложная техника инкрустации была заменена обычной резьбой с подкраской, а к концу XIX века на городецких донцах начинает преобладать живописная манера украшения.

Старинные традиции городецких умельцев стремятся сохранить и обогатить современные мастера, работающие на фабрике «Городецкая роспись» (г. Городец), среди которых есть лауреаты Репинской премии.

Особенности городецкой росписи

Городецкая роспись , которая украшала донца для прялок, сундуки, сани, дуги, и многие другие предметы обихода, отличалась, прежде всего, содержательностью. Основное впечатление в росписях дают жанровые сцены – очень вольные, условные по характеру, декоративные по форме, и иногда граничащие с шаржем. Сюжеты для городецкой росписи берутся из жизни – это быт купечества и крестьянства. Значительную долю занимают цветочные мотивы, написанные широко и декоративно. Интересно и то, что в городецкой часто встречаются сочетания жанровых реалистичных мотивов и идеализированных, декоративных образов животных и птиц.

В городецких росписях можно встретить экзотических барсов и львов, горячих и сильных коней или петухов в воинственной гордой позе. Часто это парные изображения, обращенные друг к другу. Зачастую на поле росписей мастера «разбрасывают» цветы (розы, ромашки, купавки) букетами и веселыми гирляндами. А там, где это позволяет сюжет, художники охотно пользуются мотивом пышного занавеса, который подхвачен шнуром с кистями.

Используемые цвета: напряженно-красный, ярко-зеленый, бездонно-синий и черный, который еще больше подчеркивают декоративность мотивов городецкой росписи. ведется кистью, свободным ударом, без предварительного рисунка. Приемы весьма разнообразны: от широких мазков до тончайших линий и виртуозных штрихов.

Как выполняют городецкую роспись

Чаще всего для выполнения городецкой росписи используют темперу – , приготовленные на основе натуральных сухих порошковых пигментов и/или их искусственных аналогов. Можно использовать гуашь, в которую добавлен клей ПВА. При работе с гуашевыми красками нужно знать, что после высыхания они приобретают белесоватый оттенок, поэтому каждом слою необходимо полностью просохнуть прежде, чем наносить другой слой краски. Все основные цвета должны иметь два оттенка: один – насыщенный, другой – разбавленный. При работе с красками необходимо следить за тем, чтобы кисти не засыхали, так как если их не отмыть вовремя, то придется их выбросить.


Техника выполнения городецкой росписи
значительно проще, чем , особенно если сравнивать подготовку деревянной основы. Городецкая роспись выполняется непосредственно на деревянной основе или же основа грунтуется красным, желтым, черным цветами. В первую очередь на выбранной поверхности тонкими линиями при помощи карандаша намечают композицию будущего узора. Причем главной задачей здесь является наметить размеры и расположение самых основных элементов – узлов композиции, например, цветов и животных. Однако карандаш используется далеко не всегда: опытные мастера сразу наносят рисунок красками, считая, что именно такая технология является правильной. Что касается средних и мелких деталей, то они играют дополняющую роль и мало влияют на всю композицию в целом.

Узлы композиции, как правило, выполняют широкой кистью и более светлой краской. Поверх светлых пятен наносят более темные мазки того же оттенка, например, у голубого элемента создают синюю обводку. Вся городецкая состоит из таких элементов, как скобки, капли, круги-подмалевки, спирали, дуги, штрихи и точки. Причем штрихи и точки наносят тонкой кистью на заключительном этапе росписи – они называются «оживкой» и придают работе законченный вид. После высыхания рисунок можно покрыть бесцветным масляным лаком или нитролаком. Для нанесения масляного лака использовать кисть, тампон или краскораспылитель, а для нитролака – исключительно краскораспылитель, так как в этом случае поверхность будет более ровной и гладкой. Лак следует наносить в 2-3 слоя, причем каждый слой требует полной просушки. Таким образом, образуется качественная пленка, способная защитить городецкую роспись от механических и химических повреждений.

Современная городецкая роспись в дизайне интерьеров

Старинный городецкий промысел нашел себя и в современных изделиях – сувенирах, мебели, детских игрушках, ключницах и многом другом. Сегодня мастера начали использовать масляную краску, что значительно разнообразило цветовую палитру городецкой росписи, однако мотивы, сюжеты и образы остались традиционными. Расписные изделия несут в себе не только декоративную функцию, но и используются по своему прямому назначению: в солонках хранят соль, в хлебницах – хлеб, на разделочных досках – нарезают продукты и т.п.

Мебель с городецкой способна придать особый насыщенный колорит даже самому скромному помещению. Однако здесь следует учитывать, что городецкая роспись уже сама по себе яркая и красочная, поэтому помещение, куда вы планируете ее поместить, не должно быть перегружено насыщенными цветами. Например, замечательно смотрится мебель с городецкой росписью, окруженная спокойным однотонным интерьером – в этом случае она во всей полноте проявляет свою нарядность и красоту. По той же причине не рекомендуется в одном помещении размещать большое количество предметов, украшенных городецкой росписью.

Одним из популярных направлений является выполнение городецкой росписи на колоннах, стенах, настенных панелях, бордюрах, фризах и др. Узоры и мотивы городецкой росписи, как отмечает , отлично смотрятся в детских комнатах и на кухне, придавая обстановке тепло, уют и радостное настроение.

Городецкая роспись - народный художественный промысел. Яркие фактурные рисунки выполняются свободным мазком с графической обводкой. Русскими мотивами украшали самые разнообразные предметы быта и декоративную атрибутику.

История промысла

Родина городецкой росписи – Поволжье. Жители сел Хлебаиха, Курцево, Савино, Букино и некоторых других поселков украшали прялки резьбой, а затем подкрашивали орнамент, чтобы потом продать изделия на нижегородской ярмарке. Со временем колоритные узоры полностью вытеснили резной декор, а яркие рисунки стали называть нижегородской росписью.

Термин «городецкий узор» появился только в 1930-х гг, когда общественности стали известны работы одного из самых самоотверженных исследователей русских народных промыслов В.М. Василенко. Городец – главный рынок сбыта расписной утвари. Мастера учитывали этот факт, и на узорах отобразились быт, нравы, образы, связанный с городком. Со временем роспись стала художественным олицетворением культуры и колорита Городца и его окрестностей.

Местные умельцы искусно управлялись в резьбе по дереву. Лесные просторы позволяли мастерам использовать дешевый и доступный материал для создания своих шедевров. Расцвет промысла связан с деятельностью Петра Первого, который требовал, чтобы его военные корабли украшали резьбой и росписью. Со временем корабли передислоцировались ближе к новым завоеванным землям, а народные умельцы стали искать другие направления для применения накопленного опыта.

Расцвет городецкого промысла начался в 1870 году, когда в одну из деревень приехал иконописец Огуречников. Его цель заключалась в обновлении полотен живописи местной церкви. Именно он помог местным мастерам освоить новые навыки: «оживку» белками, использование сразу нескольких шаров краски, другие приемы.

Цвета городецкой росписи

Для росписи использовались изначально яичные краски. На смену им пришли масленые, темперные и гуашевые составы. Красящий состав наносили на полотно большими пятнами, не формируя предварительно четких контуров.

Первоначально мастера работали на загрунтованных поверхностях. Позже, уже после второй мировой войны, в качестве основы выбирали необработанное дерево. Это позволило рисунки сделать более легкими, придавая им прозрачности.

  1. Замалевки. Для узоров в виде ягодок и цветков применяют такие цвета: охра, розовый (смешение красного и белого тонов), чистый красный, бордо (красный и черный), голубой (синий и белый), синий. Для оформления листков используют чистый зеленый цвет. Маленькие листики и завитки иногда оформляли коричневой краской.
  2. Теневка. Основные цвета теневки: черный, коричневый и синий. За счет использования глубокого черного тона, на фоне которого прорисовывали ключевые элементы орнамента, удавалось получить яркий и довольно контрастный узор. Если для теневки использовали коричневый тон, роспись получалась более легкой и нежной.
  3. Разживка. Для разживки использовали белый цвет. Желтым оттенком пользовались реже. Он был нужен только в том случае, если листьям придавались объемные акценты.

Основные цвета по номерам

Основные цвета, которые традиционно используют для городецких орнаментов:

  1. Охра (#CC7722);
  2. Розовый (#FFC0CB);
  3. Красный (#FF0000);
  4. Голубой (#00BFFF);
  5. Синий (#964B00);
  6. Белый (#FFFFFF);
  7. Зеленый (#00FF00);
  8. Черный (#000000);
  9. Желтый (#FFFF00).

Элементы и мотивы городецкой росписи

Различают три базовых вида композиций. Это «чистая» цветочная роспись, композиция с включением мотива «конь» и сложная сюжетная роспись.

Цветочный орнамент наиболее простой в исполнении. Выделяют несколько элементов орнамента:

  1. «Букет» - симметричное изображение. Это небольшие композиции, состоящие из 1 – 3 цветков. Украшают коробочки, шкатулки, стаканчики, солонки, чашки, пиалы;
  2. «Гирлянда» - вид «букета», когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;
  3. «Ромб» - вариация «гирлянды». Несколько крупный цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба. Орнамент чаще украшает крупные сундуки, большие разделочные доски, дверцы шкафов и хлебницы;
  4. «Цветочная полоса» - сложная композиция, состоящая из верхнего и нижнего ярусов. Орнамент может формироваться с полосы одинаковых по размеру цветков или из разных по цвету, форме и виду цветочных элементов;
  5. «Венок» - вариация «цветочной полосы», но только замкнутого типа. Обычно украшает поверхности блюд, подносов, шкатулок, винных бочек.

Мотивы «конь» и «птица»


Различают симметричные и ассиметричные композиции. Птиц и коней чаще всего размещают в центре цветущего дерева или в обрамлении венка. Встречаются изделия-комплекты, на каждом из которых расположено сразу несколько мотивов. Например, курица и петушок или две лошади разных цветов.

Эффектнее смотрятся подобные узоры на черных и красный полотнах. Базовый цвет: охра, золото, оранжевый, желтый. Парное изображение пернатых олицетворяет семейную гармонию и благополучие. Лошадки символизируют успех и процветание.

Сюжетная роспись

Сюжетные рисунки размещаются на крупных изделия: сундуках, блюдах, столешницах. Мастера традиционно изображали сцены чаепитий и празднований, свадьбы на фоне богатого стола, столы с чашками, цветами и самоварами. Лица людей обращались в сторону зрителей, что часто излишне сложным композициям придавало некую неправдоподобность.

Излюбленная тема рисунков – экстерьеры домов с резными ставнями, яркими наличниками, печными трубами. Картину дополняли колодцы, плетеные заборы с цветами или кувшинами и сидящими петухами. Кроме этого, «обогатить» полотно могли изображением и других животных – собак, кошек, куриц с цыплятами.

Техника выполнения городецкой живописи

Роспись выполняют прямо на деревянной основе, которую изначально грунтуют желтым, красным и черным цветами. Каждый основной цвет «разбеливают», таким образом, увеличивая количество цветов в палитре ровно вдвое.

На поверхности тонкими линиями карандашом очерчивают основные линии росписи. Особое внимание уделяют «узлам» рисунка, то есть, самым крупным и важным элементам. Средние и мелкие детали выступают связующими крупных узоров и могут выполняться во время импровизации.

В узлах росписи широкой кистью формируют основу цветка. Обычно, это пятно неправильной круглой или овальной формы. Поверх светлых пятен наносится более темный колер. Вся роспись состоит из простых элементов: скобы, дуги, спирали, штрихи, капли и собственно сама подмалевка.

Финальный этап – нанесение контрастных (черные или белые) штрихов и точек поверх готового рисунка. Данный этап проводится при помощи тончайшей кисточки. Как только полотно подсохнет, роспись «закрепляется» толстым слоем лакового покрытия.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве