Игры по профилактике вредных привычек у подростков. Коммуникативный тренинг для старшеклассников

Добрый вечер!

Мы рады приветствовать вас в этом зале, всех вас: кто учится в этой школе, и кто учился, тех, кто учит…

«Учиться никогда не поздно», «На ошибках учатся» - так гласят известные нам пословицы и поговорки.

Учиться всегда интересно – узнаешь много нового и интересного.

А что это мы всё про учебу, про учение?

А потому, что сегодня всемирный день Знаек и Почемучек!

В этом зале собрались все красивые и замечательные, очаровательные, и, безусловно, умные и смышленые. Проверим это на деле?

Мы предлагаем игру «Учение с увлечением»

А соревноваться в эрудиции и смекалке будут 2 команды, которые сейчас придумают себе название и представятся.

А судить будут наши старшие друзья, которые знают много и может больше нас, потому что уже покинули стены нашей школы. И наши учителя, которые дают нам знания.

Команды, представьтесь!

(представление команд)

1. Мы начинаем игру. Первым конкурсом будет разминка. Каждой команде задается вопрос, на который команда дает ответ. Если ответа не последовало или он неверный, то вопрос переходит другой команде. Так из правильных ответов вы набираете баллы. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

Сколько будет, если полсотни разделить наполовину? (25)

Какие местоимения мешают водителям на дорогах? (я-мы)

Какие местоимения саамы чистые? (вы-мы-ты)

Почему канарейки называются канарейками? (родом с Канарских островов)

Откуда родом сибирские кошки? (из Южной Азии)

У каких птиц крылья покрыты чешуей? (у пингвинов)

Какое животное всю жизнь прикреплено к одному месту? (кораллы)

Что легче: килограмм железа или килограмм ваты? (весят одинаково)

  1. Один нерадивый ученик перепутал начало и окончание пословиц. Надо исправить: составить пословицы правильно и записать их на листе.
  1. Как дела с математикой? Отгадайте загадку: Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки

Десять их, но братья эти

Сосчитают все на свете. (цифры)

Загадку отгадали вы легко, а как легко вы справитесь с задачками?

(решают задачи)

  1. Следующий конкурс: найдите заблудившуюся букву. Каждая команда по очереди исправляет букву в стихотворении А.Шибаева

Закричал охотник: Ой!

Двери гонятся за мной!

На виду у детворы

Крысу красят маляры.

Посмотрие-ка, ребятки,

Раки выросли на грядке.

Куклу выронив из рук,

Маша мчится к маме:

Так ползет зеленый лук

С длинными усами

Говорят, один рыбак:

В речке выловил башмак.

Но зато ему потом

На крючок попался дом.

Тает снег, течет ручей.

На ветвях полно врачей.

На пожелтевшую траву

Роняет лев свою листву.

Мама с бочками пошла

По дороге вдоль села.

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.

Молодцы! Отлично справились!

5. Устали? Теперь, пока жюри подводит предварительные итоги, предлагаем вам поиграть. Мы часто просимся к доске, а как правило вызывают не нас… Теперь даем возможность командам выбрать одного участника выручить свою команду. Просим вас к доске.

(участники выходят)

У вас две руки и есть возможность задействовать их обе сразу. Предлагаем взять мел и одновременно нарисовать одной рукой круг, другой – квадрат. Выигрывает та команда, участник которой лучше справится с заданием – более четко и быстро нарисует фигуры.

(участники рисуют)

Предлагаем «классу», т.е. зрителям и жюри оценить итог аплодисментами. Выше балл будет у той команды, кому громче будут аплодировать.

На этом наши конкурсные задания заканчиваются, предлагаем жюри подвести итог игры, а мы надеемся вам понравилось. Мы благодарит участников за их старание.

(слово жюри для подведения итогов)


МБОУ «Большереченская СОШ №2»

педагог-психолог

Отраднова Светлана Александровна.

Коммуникативный тренинг для старшеклассников

«Я - хороший, ты - хороший»

«Хорошими людьми становятся

больше от упражнений,

чем от природы».

Демокрит

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Задачи:

Рассмотреть значение понятия «общение»;

Научиться устанавливать контакты с другими людьми;

Получить навык эффективной самопрезентации;

Потренироваться давать и получать обратную связь.

Продолжительность тренинга: совмещенная пара уроков (1,5 часа).

Ход тренинга.

Психолог: Здравствуйте, ребята! Вы вместе уже более десяти лет. За это время вы многое узнали друг о друге. Вам легко общаться? Не всегда! А совсем скоро каждый из вас попадёт в совершенно незнакомое окружение. Это будет студенческая группа, соседи в общежитии или рабочий коллектив. Тому как научиться успешно общаться с другими людьми и будет посвящено наше занятие. Для того, чтобы наша работа была эффективной необходимо принять некоторые правила поведения в тренинге:

  1. Активное участие в работе группы.
  2. Общение по принципу «здесь и сейчас»
  3. Высказывание своих мнений и чувств по поводу происходящего в группе, а не оценивание по принципу «хорошо-плохо» или «правильно-неправильно»
  4. Конфиденциальность. Всё, что происходит на тренинге, не выносится за пределы группы.

Упражнение 1. «Представление имени»

Время: 10 минут

Цель: создать благоприятную обстановку в группе.

Группа встает в круг.

Инструкция: каждый участник поочередно выходит в центр круга и называет своё имя, сопровождая его каким-либо жестом или позой. Выбор жеста или позы произволен – по желанию участника. Главное в том, чтобы через это движение был передан образ представляющегося человека.

Затем идет групповое обсуждение.

Упражнение 2. «Мы картина»

Время: 15 минут

Цель: создать эмоциональное единство группы.

Инструкция: Группе предлагается создать «картину» из самих себя. Каждый участник решает, кем он будет на этой «картине». Он выходит, и, называя себя, занимает место, затем следующий участник должен дополнить сюжет «картины», выбрав себе роль и т. д., пока «картина» не будет закончена.

Психолог: Когда вы работаете в группе, очень важно уметь слушать друг друга и чувствовать друг друга. Этому учит данное упражнение.

Так как наш тренинг это тренинг общения, то давайте выясним, что же для каждого из вас означает слово «общение».

Высказывание участников фиксируются на доске.

Психолог: А теперь посмотрите, как понятие «общение» трактуется в психологии:

Общение – это процесс, имеющий три составляющие: перцептивную (восприятие человека человеком), коммуникативную (передачу и обмен информацией) и интерактивную (взаимодействие, взаимовлияние).

Давайте попробуем проиграть каждую из сторон процесса общения.

Упражнение 4. «Волшебный стул»

Время: 10 минут

Цель: развитие наблюдательности в общении, способности позитивно принимать мнение о себе со стороны других людей.

Инструкция: Один из ребят по желанию садится на «волшебный стул» в центре класса. Так как стул волшебный, человек «превращается» в растение, время года, музыкальный инструмент. Каждый участник, глядя на сидящего на «волшебном стуле», называет с каким растением, временем года, музыкальным инструментом он его ассоциирует.

Участники обсуждают впечатления. Легко или трудно было подбирать ассоциации? В чем были трудности восприятия человека?

Психолог: Итак. В первые минуты общения мы воспринимаем друг друга, обращаем внимание на внешность человека, его выражение лица, позу, жесты. Мы ещё ни слова не сказали друг другу, а так называемое, первое впечатление, уже сложилось! Обмен информацией может проходить при помощи слов, вербально, так и без них. Большую часть информации в процессе общения мы получаем именно невербально.

Упражнение 5. «Инсценировка песни»

Время: 15 минут

Цель: развитие навыков невербального общения, умения устанавливать контакты с другими людьми.

Инструкция: группа делится на две команды, и каждая получает задание подготовить и затем показать инсценировку какой-либо известной песни. Инсценировка происходит без слов. Участники должны угадать эту песню.

Психолог: Кому удалось донести смысл песни? За счет чего? Какие трудности были при передаче и расшифровке информации? Замечаем ли мы сигналы жестов, мимики? Насколько часто в жизни мы пользуемся этими каналами передачи информации?

Упражнение на расслабление.

Психолог: Мы немного устали, давайте расслабимся и представим, что наш класс наполняется фиолетовым цветом, нам прохладно и неуютно, но чтобы стать ближе давайте пожмём друг другу руки. Теперь почувствуйте прохладу моря, класс наполняется голубым цветом, давайте прикоснёмся друг к другу плечом, нам станет теплее. А теперь мы на зелёной лужайке, улыбнитесь друг другу. Сколько красивых жёлтых цветов вокруг, солнышко согревает нас, пожелаем удачи друг другу и процветания! И стало совсем тепло от наших улыбок и сотрудничества, красный цвет радости, давайте похлопаем друг другу!

Психолог: Продолжаем нашу работу.

Упражнение «Последний билет»

Время: 20 минут

Цель: отработка навыков просьбы и отказа в общении, эффективной самопрезентации.

Инструкция: Для этого упражнения по желанию выбирается подгруппа из 6-7 участников. Они будут играть роль очереди в кассу автовокзала. Остальные ребята станут зрителями. Выбирается также 1 участник на роль кассира. Задача каждого человека убедить кассира продать именно ему единственный оставшийся билет. Можно использовать любые средства и приемы общения. Задача кассира, выслушав просьбу, отказать любым способом.

В конечном счете, кассир всё же отдает последний билет одному из участников.

Психолог: Почему билет достался именно этому человеку? Кто не согласен с решением кассира?

Известно, что люди, вступая в отношения с другими людьми, занимают определенную позицию. Английский психолог Эрик Берн определил 4 позиции по отношению к себе и к другим:

  1. Я - хороший, ты - хороший. (Человек не ругает себя, не зацикливается, оптимист, творческая личность, в ладу с самим собой и с окружающими.)
  2. Я - хороший, ты - плохой. (Человек смотрит на других сверху вниз. Самооценка завышена, способности других им явно занижаются)
  3. Я - плохой, ты - хороший. (Человек себя считает менее удачливым, менее способным; заниженная самооценка.)
  4. Я - плохой, ты – плохой. (Человек думает, что всё плохо, полный пессимист.)

Узнал ли кто-нибудь из вас, какую позицию по отношению к нашему кассиру занимал победитель? В общении с окружающими мы должны стремиться к взаимодействию на равных, «я-хороший и ты-хороший»!

Упражнение «Ладошка»

Время: 10 минут

Цель: получение обратной связи, рефлексия.

Инструкция: участникам на листах бумаги предлагается нарисовать свою ладонь. На каждом пальце им необходимо дописать незаконченное предложение:

Большой палец - «Мне понравилось…»

указательный – «Я узнал…»

средний – «Меня удивило…»

безымянный – «Я понял…»

мизинец – «Я почувствовал…»

Завершение тренинга: Все участники встают в круг, руки кладут друг другу на плечи и по очереди говорят соседу справа пожелание на букву его имени. Затем все участники хором кричат «Спасибо!» и аплодируют.

Задания на логику для старшеклассников!!!

1) Мужчина вёл большой грузовик. Огни на машине не были зажжены. Луны тоже не было. Женщина стала переходить дорогу перед машиной. Как удалось водителю разглядеть её?

2) Утверждают, что они не клеятся, хотя их даже не пробовали клеить.

3) На одном острове стоит яблоня с мальчиком, а на другом - больница с бабушкой. Между островами мост. Мальчику надо принести бабушке 2 яблока, но мост выдерживает только одного мальчика и одно яблоко. После того, как мальчик пройдет, мост разрушится. А в воде водятся акулы. Как ему перенести яблоки?

4) Марина мечтала о шоколадке, но ей на покупку не хватало 10 рублей. Вася тоже мечтал о шоколадке, но ему не доставало всего 1 рубля. Дети решили купить хотя бы одну шоколадку на двоих, но им все равно не хватило 1 рубля. Какова стоимость шоколадки?

5) Что в нашей жизни всегда увеличивается и никогда не уменьшается?

6) Как число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий?

7) Какое слово можно записать справа налево, развернуть вверх ногами, отразить зеркально, и оно всё равно останется неизменным?

9) Как «да» произнести как «нет»?

10) Что невозможно удержать и десяти минут, хотя оно легче пёрышка?

11) Советским дворникам взяли и укоротили метлы. Зачем?

12) На тарелке лежало пять яблок для пятерых детей. Каждый ребёнок взял по яблоку. Однако одно яблоко осталось на тарелке. Как такое возможно?

13) Как правильно? Пять плюс семь будет «одиннадцать» или «адиннадцать»?

Ответы:

1) Дело днём было
2) Дела
3) Мальчик будет жонглировать
4) Стоимость - 10 рублей (у Марины нет денег вообще)
5) Возраст
6) Написать на бумажке 666 и перевернуть её вверх ногами
7) Оно
8) Секретом
9) Дыхание
10) Советские дворники любили постоять опершись на метлу.
11) Последний ребенок взял яблоко вместе с тарелкой
13) Двенадцать

Цель игры: неформальный срез знаний учащихся 9-11 классов в ходе решения задач интегрированного содержания по предметам естественнонаучного цикла.

Ход игры: игра проводится методическими объединениями учителей естественнонаучного цикла и математики. Участвуют команды 9–11-х классов по 7 человек от класса. Игра состоит из 4 туров.

1-й тур. Презентация одного гениального открытия человечества.

2-й тур. Аукцион знаний: на представленные вопросы команды дают ответы, вопросы читаются всем сразу, кто быстрее даст правильный ответ.

3-й тур. Спринт эрудитов: каждой команде задается 15 вопросов, нужно за определенное время ответить на большее число вопросов.

4-й тур. Риск-версия “Энциклопедия здорового образа жизни”: каждой команде предлагается по 4 вопроса, если команда рискует, т.е. отвечает без подготовки, она получает 2 балла за правильный ответ. Если команда играет, т.е. обсуждает ответ 20 секунд, она получает 1 балл за правильный ответ. Если команда не дает правильного ответа, соперники могут попытаться на заданный вопрос и получить 1 балл в случае правильного ответа.

Оборудование: компьютер и медиапроектор, черный ящик, портреты великих ученых.

Сценарий.

Ведущие старшеклассники:

Ведущий 1: Здравствуйте дорогие друзья!

Ведущий 2: Сегодня мы проводим интеллектуальную игру “Гениальное рядом”, 10 ноября весь мир отмечал День науки. В этот день чествовали ученых, изобретателей за непредсказуемый полет мысли, за величайшие и не очень открытия, которые изменили и изменяют нашу жизнь.

Ведущий 1: В игре принимают участия команды учащихся 9–11-х классов. Участники- это интеллектуальная элита классов, те, кто своими знаниями, умом, эрудицией имеют честь представлять свой класс. Мы желаем всем удачи!

Ведущий 2: Разрешите представить жюри.

Председатель жюри:

Члены жюри:

  1. Эксперт по математике
  2. Эксперт по физике
  3. Эксперт по химии
  4. Эксперт по биологии

Ведущий 1: Дорогие друзья прослушайте правила нашей игры. Игра состоит из 4 туров:

1-й тур. Презентация одного гениального открытия или изобретения, качественно изменивших жизнь человечества. Необязательно таких масштабных как адронный коллайдер, но зато в отличие от него ощутимо полезных и нужных. Это было домашнем заданием каждой команде и оценивается по десяти бальной шкале.

2-й тур. Аукцион знаний: на представленные вопросы команды дают ответы, вопросы читаются всем сразу, кто быстрее даст правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

3-й тур. Спринт эрудитов: каждой команде задается 15 вопросов, нужно за определенное время ответить на большее число вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

4-й тур. Риск-версия “Энциклопедия здорового образа жизни”: каждой команде предлагается по 4 вопроса, если команда рискует, т.е. отвечает без подготовки, она получает 2 балла за правильный ответ. Если команда играет, т.е. обсуждает ответ 20 секунд, она получает 1 балл за правильный ответ. Если команда не дает правильного ответа, соперники могут попытаться на заданный вопрос и получить 1 балл в случае правильного ответа.

Прежде чем мы начнем нашу игру, предлагаем каждой команде продумать название команды.

Ведущий 2: Итак, начинаем первый тур.

1-й тур “Гениальные открытия человечества”

Команды представляют презентации гениальных открытий человечества из предложенных:

  • открытие компьютера
  • открытие пенициллина
  • открытие телефона
  • открытие фотографии
  • открытие телевидения
  • открытие рентгеновских лучей
  • открытие телескопа

2-й тур “Аукцион знаний”

1. Галлерея великих людей.

Этому выдающемуся ученому принадлежат известный слова: “Наука-это драма идей”. Как-то в интервью у него спросили: “Как появляются изобретения, которые переделывают мир” “Очень просто,- ответил он, -все знают, что сделать это невозможно. Случайно находится невежда, который этого не знает. Он то и делает изобретения”. Этот ученый родился в Германии в городе Ульме, который принято считать “Городом математиков”. Пристрастия к точным наукам и музыке в ущерб остальным дисциплинам служило причиной отрицательный отзывов о его способностях со стороны учителей. Необычайно плодотворными стали 9 лет его работы в федеральном бюро патентов, где он создает знаменитые теории физики, принесшие ему мировую славу, Нобелевскую премию (Альберт Эйнштейн).

2. Почему ручные часы рекомендуют заводить утром, а не вечером, при снятия их с руки? (Ответ: В только что снятых с руки часах пружина нагрета от руки. Будучи заведенные до отказа, остывая, пружина, сжимаясь, укорачивается и может лопнуть).

3. 2010 год объявлен Годом Учителя. Всем известна эмблема и главный приз всероссийского конкурса “Учитель года”- хрустальный пеликан. Почему именно пеликан считается символом бескорыстного самопожертвования? (Ответ: птенцы пеликана, залезая глубоко в глотку родителей, кормятся принесенной для них пищей, часто вырывая ее с кровью.)

5. Если верить древнему историку, во время похода А.Македонского в Индию офицеры его армии страдали от желудочно-кишечных заболеваний реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковы, а вот металлическая посуда разная. Из какого металла была изготовлена офицерская посуда? (Ответ: Из серебра, оно обладает бактерицидными свойствами.)

6. Внимание! Чёрный ящик.

В ящик помещён прибор, о пользе которого знал ещё Пётр I. М.В.Ломоносов, первый учёный, систематически применявший его в своих научных работах, писал о нем в своем стихотворении:

Прибавив рост вещей, оно, коль нам потребно.
Являет трав разбор и знание врачебно.
Коль много… нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тайных в теле жил.
Что это за прибор? (Ответ: Микроскоп.)

7. Может ли звук сильного взрыва на Луне быть слышен на земле? (Ответ: Нет, звук не распространяется в вакууме, так как нет упругой среды.)

8. Можно ли использовать оцинкованные ведра и бочки для приготовления побелочных растворов? (Ответ: Цинк – химически активный металл, легко реагирует с кислотами и щелочами. Побелка имеет щелочную реакцию, поэтому цинк в ней медленно растворяется.)

9. Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не квадратными? (Ответ: Если квадратную крышку поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк.)

10. Внимание! Черный ящик.

Выдающийся англичанин. Сначала в школьные годы он плохо учился и физически был слабым. Затем начинает упорно работать и занимает первое место в школе и удерживает его до окончания. Впоследствии стал известен всему миру. Его биномом, аппаратом вычисления бесконечно малых, оптическими исследованиями, основами его механики мы пользуемся постоянно и сегодня, решая как земные, так и космические задачи. (Ньютон.)

11. Алюминий более распространен в земной коре, чем железо. Почему он дороже? (Ответ: И алюминий и железо встречаются как соединения. Но железо восстанавливают в доменных печах, а алюминий – электролизом, что более трудоемко и дороже.

12. Почему когда зимой идет снег становится теплей? (Ответ: При кристаллизации выделяется энергия.)

13. Внимание! Черный ящик.

Когда он сделал самое главное открытие, ему было 35 лет. К этому времени он уже стал профессором Петербургского университета, автором учебников, известным ученым. Его интересовали воздухоплавание, переработка нефти, производство бездымного пороха, метеорология, астрономия, химия. Он приобрел на Псковщине небольшое имение, в котором выращивал диковинные плоды. Изучать его опыт приезжали профессора из Сельскохозяйственной академии. Он работал в Главной палате мер и весов. Он являлся членом 71 иностранного научного общества. Его имя увековечено в названии одного из химических элементов (Ответ: Д.И.Менделеев).

14. Какой химический элемент состоит из двух животных?

(Ответ: мышьяк)

15. Задача – шутка.

Муж весит шесть пудов. Сколько весит вся семья? (Веса мужа достаточно для решения задачи) (Ответ: жена – его половина, дети – их произведение: 6 + 3 + 18 = 27 пудов).

Ведущий 1: На этом второй тур завершен, пока жюри совещается, подведя итоги, у нас музыкальная пауза.

Ведущий 2: Просим жюри огласить итоги второго тура.

3 тур “Спринт эрудитов”

Ведущий 1: Каждой команде будут задаваться 15 вопросов, в вашем распоряжении будет 2 минуты. За это время нужно ответить на большее число вопросов, если вы не знаете ответа на предложенный вопрос, говорите “дальше”.

Ведущий 2: Итак, команды готовы? Начинаем!

Вопросы команде 1:

  1. Отрезок, соединяющий две соседние вершины многоугольника. (Сторона)
  2. На что делить нельзя? (Ноль)
  3. Значение произведения взаимно обратных чисел. (Единица)
  4. Параллелограмм, у которого есть прямой угол. (Прямоугольник)
  5. Чему равна половина от половины? (1\4)
  6. Угол, указывающий направление. (Азимут)
  7. Где самые длинные сутки? (Везде по 24 часа)
  8. Сколько козлят было у многодетной козы? (7)
  9. “Эврика!” – воскликнул он и открыл закон. (Архимед)
  10. Прибор для определения направления ветра. (Флюгер)
  11. Груз, подвешенный на нитке. (Отвес)
  12. Химический элемент, недостаток которого приводит к кариесу зубов. (Фтор)
  13. Неметалл, являющийся лесом. (Бор)
  14. Чего у куба и человека ровно по дюжине. (Ребер)
  15. Центр управления организмом. (Головной мозг)

Вопросы команде 2:

  1. Какое число делится на все числа без остатка? (0)
  2. Сторона, лежащая в треугольнике против прямого угла. (Гипотенуза)
  3. Равенство с переменной. (Уравнение)
  4. Чему равна дюжина? (12)
  5. Сколько вершин у куба? (8)
  6. Сколько музыкантов в квинтете? (5)
  7. Сколько лет спал Илья Муромец? (33 года)
  8. Автор теории относительности. (Эйнштейн)
  9. Растяжение, сжатие, изгиб, кручение – называется… (деформация)
  10. Реакция, между кислотой и основанием. (Нейтрализация)
  11. В название, какого металла входит дерево? (Никель)
  12. Основной компонент воздуха. (Азот)
  13. Хобот – это нос или губа? (Губа)
  14. Какое вещество Леонардо Да Винчи назвал соком жизни? (Вода)
  15. Самая редкая группа крови? (Четвертая)

Вопросы команде 3:

  1. Сумма сторон n-угольника. (Периметр)
  2. Хорда, проходящая через центр окружности. (Диаметр)
  3. Чему равно значение числа Пи? (3, 14)
  4. Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. (Правильная)
  5. Путь от условия к ответу. (Решение)
  6. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый)
  7. В математике он бывает натуральным. (Ряд)
  8. Ученый, открывший закон всемирного тяготения. (Ньютон)
  9. Физическое явление, на котором основано применение полотенец. (Капиллярность)
  10. Какой химический элемент всегда рад? (Радон)
  11. Где у рыбы орган осязания? (В коже)
  12. Что общего у пушки с деревом? (Ствол)
  13. Кто из животных относится к стопоходящим? (Медведь)
  14. Главная артерия кровеносной системы. (Аорта)
  15. Птица, летающая быстрее всех. (Стриж)

Вопросы команде 4:

  1. Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)
  2. Постоянная величина. (Константа)
  3. С чего начинается натуральный ряд? (С 1)
  4. Число, обратное пяти. (1\5)
  5. Отрезок, соединяющий две любые точки окружности. (Хорда)
  6. В каком месяце есть 28 дней? (В любом)
  7. Название треугольного платка. (Косынка)
  8. Прибор, для измерения работы тока, у всех есть дома. (Счетчик)
  9. Линия, по которой движется тело. (Траектория)
  10. Весьма могучий химический элемент. (Титан)
  11. Разрушение металла под воздействием окружающей среды. (Коррозия)
  12. Пушной зверек, символ русской державы. (Соболь)
  13. Плесневый грибок. (Пенициллин)
  14. Какую туфельку не надеть даже золушке? (Инфузорию)
  15. Есть у растения и у уравнения. (Корень)

Вопросы команде 5:

Ведущий 1: На этом третий тур завершен, пока жюри совещается, подведя итоги, у нас музыкальная пауза.

Ведущий 2: Просим жюри огласить итоги третьего тура.

4-й тур. Риск-версия “Энциклопедия здорового образа жизни”.

Вопросы команде 1:

  1. Эти “отважные войны” в организме человека смело бросаются в “бой” с болезнетворными бактериями. (Антитела)
  2. Этот великий русский писатель, доживший до 82 лет, всю жизнь придерживался очень строгого режима дня. (Л.Н.Толстой)
  3. Тому, кто начинает каждое утро с этого действия, надо в два раза меньше времени, чтобы собраться и настроиться на рабочий лад. Что это за действие? (Утренняя зарядка).
  4. Выработки у сосудов кожи и нервной системы, способности быстро реагировать на смену температуры, помогает не только плавание в проруби, но и традиционное русское средство. (Русская баня)
  5. Внимание! Черный ящик.

В ящике – портрет ученого, которому была в 1908 году присуждена Нобелевская премия за теорию иммунитета. (И.И.Мечников)

Вопросы команде 2:

  1. Для чего уже в древнем Китае и Персии, здоровые люди наносили на царапину немного крови больных оспой? (Зараженные таким способом люди, переносили это заболевание легче)
  2. Если вы не соблюдаете это, то пропадает аппетит, нарушается сон, уменьшается работоспособность. (Режим дня)
  3. Французский врач Тиссо еще в 18 веке писал: “Движение может заменить…. любое лекарство, но все лечебные средства не в состоянии заменить действие…” Чего? (Движения)
  4. Моржами называют людей, которые купаются зимой в проруби. А как называют людей, которые проделывают тоже, но за Полярным кругом? (“Белые медведи”)
  5. Внимание! Черный ящик.

В ящике – вещества, которые необходимы человеку, в количестве лишь нескольких миллиграммов в день, но без них человек болеет и быстро устает. Не зря же и название их образованно от латинского слова “жизнь”. (Витамины, vita – жизнь)

Вопросы команде 3:

  1. Для того чтобы стать по-настоящему выдающимся специалистам в своей профессии, нужны одаренность, трудолюбие, настойчивость, вера в себя и … Что еще? (Хорошее здоровье)
  2. После долгой ходьбы усталые путники прилегли на траву. Правильно ли они поступили? (Да, только надо лечь так, чтобы ноги оказались выше головы)
  3. Что выращивали на “аптекарский огородах” в России в 18 веке? (Лекарственные растения)
  4. Перед выступлением на школьном конкурсе или сдачей экзаменов поможет умение управлять собой или … Что еще? (Аутогенная тренировка, самовнушение)
  5. Внимание! Черный ящик.

В ящике – чай, в состав которого входят натуральные компоненты, экстракты плодов и растений, как он называется? (Фиточай)

Вопросы команде 4:

  1. Отец медицины Гиппократ называл этот необходимый для жизни компонент “пастбищем жизни”. (Воздух)
  2. Почему весной далеко не так полезны, как осенью? (От долгого хранения витамины в них разрушаются)
  3. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. В Древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. (Сон)
  4. Автоматизация, компьютеризация и другие блага, конечно, облегчают жизнь, но приводят к этой “болезни цивилизации”. (Гиподинамия)
  5. Внимание! Черный ящик.

В ящике – витамин, который вырабатывается в организме человека только под действием солнечный лучей. (Витамин Д)

Вопросы команде 5:

  1. Надо ли зимой проветривать комнату, в которой находиться больной с воспалением легких? Почему? (Надо, при температуре 1–2° С болезнетворные бактерии погибают).
  2. Для нормального функционирования человеку необходимо в день 2,5 кг этого вещества. (Вода)
  3. Это занятие представляет собой естественный массаж, повышает тонус мышц, улучшает работу сердца. (Плавание)
  4. Такая вода по своему составу представляет собой сложный комплекс солей, макро- и микроэлементов. Не зря ее называют также “живой водой”. (Минеральная вода)
  5. Внимание! Черный ящик.

В ящике - квадратик бумаги “цвета земли”, который рекомендуется для обоев. Назовите этот цвет. (Коричневый)

Ведущий 1: Просим жюри огласить итоги.

(Подведение итогов, награждение).

Воспитывает ребенка каждая минута жизни
и каждый уголок земли, каждый человек,
с которым, формирующаяся личность соприкасается”.
В.А. Сухомлинский

Актуальность.

В современном мире воспитание личности с активной позицией в области ответственности и самостоятельности, терпимости и уважения к людям, личности, впитавшей лучшие достижения культуры, приобретает особую актуальность. Именно в школе необходимо заложить в учащихся основы самовоспитания и создать устойчивую доминанту на самосовершенствование, осознанное и целенаправленное развитие в себе личности.

Цель: помочь школьнику в самореализации в качестве личности, ориентированной на успех, обладающей социально необходимыми качествами культурного человека.

  • демонстрация специфики работы на различных этапах творческого процесса;
  • отработка навыков командного взаимодействия на каждом из этих этапов;
  • тренировка умений для групповой творческой работы;
  • формирование спонтанности беглости мышления.

Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Это ежедневные победы над собой, над своими страхами и другими отрицательными эмоциями. Личностный рост – это путь к счастью и успеху.

Для того, чтобы сделать себя счастливым, в первую очередь важно взять ответственность за свою жизнь.

Еще важно поверить в себя. Вера - ваш лучший помощник, ваш вдохновитель. Вера – важное условие для личностного роста

И последнее – это ваша активность. Без действий и самодисциплины вы не придете к нужному результату.

I этап. Знакомство

(организация группового взаимодействия)

Упражнение 1. “Приветствие”

Участникам предлагается назвать свое тренинговое имя и высказать пожелание группе по поводу дальнейшей совместной работы.

В конце выполнения упражнения группа повторяет краткое содержание прозвучавших пожеланий в виде лозунгов, которые фиксируются на листе ватмана.

Упражнение 2. “Комплимент”

1. Каждый участник по кругу должен сказать комплимент соседу основываясь на его конкретном качестве (внешность, поведение, характер) выразив комплимент одной фразой: “Вы…”

2. Каждому участнику предлагается сказать комплимент группе в целом: “Вы все…”

В конце выполнения упражнения проводится обобщение высказываний: “Оказывается мы…”

II этап. Развивающий

Метод “Фруктовый сад”

Цель – метод позволят лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать при подготовке и проведении уроков, для обеспечения личностно-ориентированного подхода к обучающимся.

Обучающимся данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.

Время – 20 минут.

Подготовка: Заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок и лимонов, фломастеры, плакат, скотч.

Проведение:

Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано “Яблоня”, второе – “Лимонное дерево”. Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

Учитель предлагает обучающимся попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. К числу ожиданий/опасений относятся формы и методы обучения, стиль и способы работы на уроках, атмосфера в классе, отношение учителей и одноклассников и т.д.

Свои ожидания ученикам предлагается записать на яблоках, а опасения – на лимонах. Те, кто записал, подходят к соответствующим деревьям и при помощи скотча прикрепляют фрукты к ветвям. После того, как все ученики прикрепят свои фрукты к деревьям, учитель озвучивает их. После озвучивания ожиданий и опасений можно организовать обсуждение и систематизацию сформулированных целей, пожеланий и опасений. В процессе обсуждения возможно уточнение записанных ожиданий и опасений. В завершении метода учитель подводит итоги выяснения ожиданий и опасений.

Упражнение “Гример”

В первом случае состояние человека - играющие пытаются передать через мимику и цвет, а во втором – через грим. И в том, и в другом случае учитывается, насколько достоверно ребенок передал увиденное состояние человека.

Играющие тянут жетоны и устанавливают порядок участия. Затем рассаживаются полукругом. Первый игрок тянет карточку с заданием, а затем только при помощи мимики (без жестов) изображает заданное ему чувство или состояние человека. Остальные должны угадать. Задания могут быть такими: выразить злобу, усталость, веселье, хитрость, уныние, жалость и прочее.

Затем те же самые состояния необходимо выразить через цвет. Это поможет детям в дальнейшем наиболее правильно подобрать грим для следующего задания. Каждому ребенку выдаются лист бумаги, краски и кисти. На выполнение этой части игры отводится 3 минуты. После подбора цвета играющие должны объяснить, почему они считают, что именно этот цвет передает данное состояние человека. Выигрывает тот, кто правильнее изобразит заданное состояние человека и подберет ему цвет.

Во втором варианте игроки должны разделиться на пары и нанести на лицо партнера грим, характеризующий состояние человека, которое им было задано. Это также может быть веселье и радость (розовые щеки, морщинки у глаз), боль (сдвинутые брови, темный цвет лица), усталость (опухшие веки, опущенные уголки губ) и иные эмоции. Кроме грима, можно использовать и различные дополнения – парики, очки, банты и прочее. При этом о самом задании не должен знать никто, кроме самого гримера, чтобы потом проверить результат труда. То есть – выставить на суд зрителей загримированного и попросить их определить его состояние и чувства.

Релаксация.

Метод “Земля, воздух, огонь и вода”.

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Время – 8-10 минут.

Проведение:

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.

Ученики делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Можно предложить всем пару раз зевнуть. Сначала это получается скорее искусственно, но иногда после этого возникает настоящий зевок. Зевота – естественный способ компенсировать недостаток кислорода. (Зевание может использоваться и по-другому: вы можете на первой встрече предложить зевать сознательно, чтобы группа быстрее “взбодрилась”).

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, “заземлиться” и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в “воде”, следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

Можно дать дайте дополнительные 3 минуты времени, чтобы каждый мог создать свою индивидуальную комбинацию элементов.

Примечание: Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

III этап. Контрольный

Упражнение “Сила внушения”

Время: 20 минут.

Задумайтесь о Силе самовнушения!

Однажды некий человек был приглашен в дом друга. Когда он собирался выпить предложенную чашу вина, ему показалось, что он видит внутри чаши змеёныша. Не жалея обидеть хозяина привлечением внимания к этому обстоятельству, он мужественно осушил чашу.

Вернувшись домой, он почувствовал страшные боли в желудке. Было испробовано множество лекарств, но все оказалось тщетным, и человек, теперь серьезно больной, чувствовал, что умирает. Его друг, услышав о состоянии больного, ещё раз позвал его в свой дом. Усадив человека на то же место, он снова предложил ему чашу вина, сказав, что в ней – лекарство. Когда страждущий поднял чашу, он опять увидел в ней змеёныша. На этот раз он обратил на это внимание хозяина. Без единого слова хозяин показал на потолок над головой гостя, где висел лук. Больной тут же понял, что змееныш был только отражением висящего лука. Оба человека посмотрели друг на друга и рассмеялись. Боль гостя мгновенно прошла, и он поправился.

Участники становятся в круг и все вместе повторяют:

Я самое большое сокровище.

Для меня нет ничего невозможного.

Это не каприз судьбы.

Это только мой каприз.

Никто не может заставить меня отказаться мечтать.

Только я могу помешать мечтам, претвориться в реальность.

Мои достижения определяются вашими собственными желаниями.

Я верю в свое занятие.

Я мечтаю, я могу мечтать, о чем хочу.

Я могу идти туда, куда я хочу пойти.

Я могу быть тем, кем пожелаю.

Потому что у меня только одна жизнь и один шанс, чтобы сделать все, что я желаю сделать!

Ведущий: и да наградит вас жизнь счастьем, чтобы сделать вас светлыми! Проблемами, чтобы сделать вас сильными! Печалью, чтобы сделать вас человечными! Надеждой, чтобы сделать вас счастливыми!

Поверьте в свои силы! Вы можете всё!

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве