Как научить ребенка говорить букву «Л» и причины неудач. Как выговаривать букву Л – упражнения для детей

Многие из нас в детстве не выговаривали те или иные буквы. У кого-то это само прошло, а кто-то мучается и по сей день. Предлагаю вам самим научить ребенка говорить букву «л», если у него есть такая проблема.

Как правильно говорить букву «л»?

Зубы разомкнуты, губы немного приоткрыты, кончик языка упирается в основание верхних зубов, при произношении воздух выходит по краям языка.

Логопедические занятия на букву «л»

Вся наша речь происходит на выдохе. Поэтому важно научиться контролировать дыхание. Чтобы помочь ребенку в этом деле можно попробовать надувать с ним пузыри, задувать свечи, перегонять с места на место перышки или кораблики по воде. Главное, чтобы во время таких игр ребенок не надувал щеки.

Все следующие упражнения выполняйте вместе. Сядьте так, чтобы ребенку хорошо был виден ваш рот.

  1. «Лошадка». Улыбнитесь, приоткрыв рот и показав зубы. Поцокайте языком, словно лошадка, постепенно увеличивая скорость, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
  2. «Лошадка едет тихо». Предыдущее упражнение нужно выполнять без звука.
  3. «Ветерок». Улыбнитесь, приоткрыв рот. Кончик языка прикусите передними зубами и подуйте. Из уголков рта подуют две струйки воздуха. Для того чтобы проконтролировать правильное выполнение этого упражнения поднесите кусочек ваты, либо перышко.
  4. «Варенье». Широким передним краем языка оближите верхнюю губу сверху вниз, не двигая нижней челюстью.
  5. «Гул парохода». Приоткрыв рот, произнесите долгое «ы». Кончик языка должен быть опущен, а спинка, наоборот, поднята к нёбу.

Исправление произношения буквы «л» в старшем возрасте

Если нет неправильного прикуса и уздечка в норме, не беспокоят неврологические заболевания и не было сильных стрессов, то можете попробовать самостоятельно исправить произношение буквы «л». Не забывайте о том, что чем старше, тем сложнее. Но вся сложность будет заключаться лишь в отучении от привычки. Придется вести постоянный контроль над произношением, которое уже довелось до автоматизма.

Работая над произношением, постоянно тренируйте мелкую моторику рук. Еще с древних пор известно, что от развития пальцев зависит все речевое развитие.

Говорить – умение, важность которого сложно переоценить. Люди общаются друг с другом автоматически и даже не задумываются над тем, какие речевые механизмы задействованы в процессе. Звуков, произносимых нами, очень много, однако проговаривание некоторых из них вызывает определенные сложности.

Обычно к 4-5 годам ребенок уже может выговаривать практически все звуки. К сожалению, ряд букв осваивается гораздо сложнее остальных. Нередко проблемы возникают с произношением звука Л. Малыши запинаются, коверкают слова и «сюсюкают». И если в детском саду это вызывает умиление, то в школе неумение произносить все звуки правильно, может стать серьезной проблемой. Как научить ребенка говорить букву Л? Выясняется, существует ряд эффективных методик, способных устранить такой дефект речи в домашних условиях.

Прежде чем перейти к упражнениям на букву Л, взрослым необходимо усвоить ряд несложных правил, которые сделают занятия легкими, а времяпровождение с ребенком – приятным:

  • Говорите на равных. Не пытайтесь облегчить занятия «сюсюканьем», так вы сделаете только хуже. Проговаривайте все слова правильно – это крайне важное условие.
  • Отвечайте на вопросы. Если ребенку что-то не понятно, остановитесь и объясните подробнее. Так малыш почувствует сильную поддержку, а вы завоюете его полное доверие.
  • Превратите занятия в игру. Дети хорошо усваивают информацию в процессе игры. Важно, чтобы упражнения вызывали у малыша положительный эмоциональный отклик. Придумывайте сказки и устраивайте необычные приключения. В таких условиях ребенок начнет выговаривать звук Л рефлекторно.
  • Упражнения не должны быть наказанием. Таким образом вы отобьете у чада желание не только учиться, а и вовсе общаться со взрослыми.
  • Соблюдайте регулярность. Проводите занятия систематически, в комфортное для вас и ребенка время. Идеальный вариант – упражнения по 5-10 минут 3-4 раза в день.

Речевая гимнастика

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений, направленных на развитие органов речи и слуха. Регулярные тренировки такого плана помогут научиться правильно и четко выговаривать любые звуки, в том числе и «Л»:

  • «Активное знакомство». Познакомьте малыша со всеми органами, которые задействованы при разговоре: губы, язык, щеки, небо. Попросите ребенка сесть перед зеркалом и внимательно посмотреть, что и где находится, как может двигаться. В процессе малыш незаметно проведет разминку органов ротовой полости, разогреет и подготовит их к занятиям.
  • Правильное дыхание. Большая часть букв проговаривается на выдохе. А чтобы произношение было чистым и четким, необходимо контролировать количество воздуха. Любимыми упражнениями на дыхание для ребенка могут стать выдувание мыльных пузырей или воздушных шариков, пускание бумажных корабликов или задувание свечей.
  • Улыбка. Важно помнить, что звук Л нужно выговаривать с широкой улыбкой. Предложите ребенку улыбнуться закрытом ртом от уха до уха и продержать гримасу 10 секунд.

Ряд проведенных научных исследований доказал, что мелкая моторика рук напрямую влияет на формирование детской речи. Если вы хотите, чтобы ребенок красиво говорил звуки, а речь была поставлена правильно, покупайте ему небольшие игрушки и пластилин.

Прежде чем начинать упражнения на проговаривание звука «Л», следует показать малышу правильное положение артикуляционных органов:

  • Кончик языка находится в основании верхних зубов или альвеол, он также может упираться в пространство между челюстями.
  • Выдыхаемый воздух должен проходить по боковым сторонам языка.
  • Боковые части языка не касаются щек и жевательных зубов.
  • Корень языка находится в приподнятом положении, голосовые связки напряжены и вибрируют.
  • Мягкое небо прикрывает доступ к полости носа.

Обычно у ребенка не возникает особых сложностей с освоением механизма проговаривания звука Л, поэтому видимый результат наблюдается уже спустя несколько занятий.

Упражнения для звука Л в домашних условиях

Классические упражнения:

  • Лошадка на улице. Изображаем широкую улыбку, показываем зубы, приоткрыв рот. Воспроизводим языком цоканье копыт. Начинать нужно медленно, а со временем постепенно наращивать темп.
  • Лошадка – шпион. Усложненный вариант первого упражнения. Действия те же, но издавать характерное цоканье нельзя. Важно! Подвижная челюсть должна быть зафиксированной, работает только язык.
  • Перо. Подготовьте легкое перышко перед началом занятий. Попросите малыша улыбнуться, слегка приоткрыть рот, аккуратно прикусить кончик языка. Теперь ему нужно выдохнуть так, чтобы образовалось два воздушных потока. Силу и направление дыхания проверьте с помощью пера.
  • Сладости. Малышу следует приоткрыть рот, улыбнуться и показать зубки. Плоский кончик языка нужно положить на нижнюю губу и оставить в таком состоянии на 10 секунд. Пока ребенок выполняет первое задание, возьмите его любимую сладость и намажьте ею его верхнюю губу. Попросите малыша слизать лакомство широким языком с помощью движения «вверх-вниз» (а не из бока в бок). В последующие разы использовать сладости не обязательно.
  • Пароход. Малышу следует проимитировать звук парохода в домашних условиях. Для этого нужно произносить букву «Ы» со слегка приоткрытыми губами. Чтобы упражнение было эффективным, следите за положением языка: кончик опущен, корень приподнимается к небу.
  • Расческа. Звук Л поставить с помощью этого упражнения очень просто. Попросите малыша неплотно сомкнуть зубы и попытаться протолкнуть между ними язык, как бы расчесывая его.
  • Качели. Ребенку нужно покачать языком из стороны в сторону, упирая его в щеки.

Когда тренировки начнут приносить первые результаты, нужно начинать отрабатывать произношение твердого и мягкого звука Л у ребенка. Для этого вместе с ним проговаривайте слова с нужной буквой:

  • в начале слова: лава, ладушки, лампа, лодка, лыжи;
  • в середине слова: голова, золото, потолок, валун, улыбка;
  • в стечении согласных: облако, глаза, глобус, пазлы, клубника;
  • в конце слова: футбол, канал, сокол, пепел, металл.

Думаете, как еще можно научить ребенка говорить Л? Почаще пойте вместе с ним незаурядные песенки на «ла-ло-лу» и читайте стихи, в которых часто встречается необходимая буква (например, «Люлю-бай» из сборника стихов «От Ась до Язь» Т. Маршаловой). Другой интересный вариант – развивающие тренажеры от BrainApps. Игры на мышление, внимание и память позволят ребенку в игровой форме получать новые знания и повышать уровень интеллекта. Совместив речевую гимнастику, домашние упражнения и тренажеры от BrainApps, звук Л начнет выговариваться у ребенка правильно очень быстро.

Когда обращаться к логопеду?

К 4 годам звук Л легко дается ребенку, он начинает правильно произносить слова с этой буквой. Однако, по ряду причин, малыши могут коверкать слова:

  • забывать, пропускать или не слышать «Л» (вместо «ложка» говорит «ожка»);
  • менять «Л» на «У» или «В» («лампа» — «уампа», «Лариса» — «Вариса»);
  • вместо «Л» говорить «Й» («колобок» — «койобок»);
  • путать мягкую и твердую «Л».

Эти ошибки обычно устраняются сами по себе или спустя несколько занятий дома. В случаях, когда у ребенка дефект речи сопровождается наличием неправильного прикуса или неврологического заболевания, следует обратиться к специалисту. Опытный логопед назначит эффективную программу занятий и поможет малышу произносить слова верно.

Можно ли бороться с проблемой в развитии речи у крохи в домашних условиях?

Редко кто из родителей не сталкивается с проблемой в развитии речи у крохи. Но не каждый из них имеет возможность заниматься у логопеда. В этом случае можно проводить занятия дома.

Как быстро научить ребенка говорить?

Как быстро научить ребенка говорить?
  1. Расширяем кругозор. Ребенок должен, как можно больше гулять в разных местах. Видеть разную обстановку, людей, зверей, природу. Так формируется запас знаний об окружающей среде. Детям, которые видят и чувствуют больше, намного проще высказывать даже свои чувства. Чем больше эмоций и опыта, тем раньше начнет лопотать малыш
  2. Постоянно разговариваем с ребенком. Если с ребенком сидеть в тишине, он намного позже заговорит. Малыш должен всегда слышать разговорную речь. Общаемся с ребенком проговаривая все в слух, что видим, что делаем
  3. Читаем книжки. Делаем это с выражением, с пояснительными комментариями Малыши любят слушать одни и те же сказки и стишки по несколько раз. Для детей это наиболее легких метод восприятия
  4. Поем песни. Детишки очень любят петь. Поем наигрывая на инструменте или просто слушаем и поем, побуждая малыша поддержать вас. Это один из лучших вариантов, так детки очень любя музыку.
  5. Обозначаем объекты внимания. Русский язык обширен. Для того чтобы ребенок для начала запомнил хотя бы несколько слов, почаще концентрируем внимание на каком то часто повторяющемся объекте. Поехал паровоз, идет мальчик, гуляет собака и т.п.. После этого обязательно интересуемся у малыша, как называется этот объект
  6. Разговариваем грамотным, взрослым языком . Не сюсюкаемся и не говорим языком младенца. Слова «абака» вместо собака, и т.п. не повторяем, говорим правильно. Не делая на этом сильный акцент
  7. Слушаем что говорит чадо! Важное условие для мамы и папы, умение внимательно слушать и слышать все что говорит малыш. При любом обращении к родителям, ребенок должен чувствовать уважение и внимание. Невнимание ребенок очень четко чувствует. Поэтому все общения прекращаем, если ребенок обращается с каким-то вопросом или просьбой. Даже если совершенно не понятно, что лопочет малыш. Важно само общение
  8. Прививаем малышу способность слушать. Для развития речи ребенка в отношении интонации необходимо учить слушать. Это касается не только речи мамы и папы, но и ко всем посторонним звукам. В этот момент важно пояснять каждый звук
  9. Взаимообратный разговор. Если не понятно, о чем говорит чадо, читаем различные знаки, которыми объясняется ребенок. Если малыш снимает штанишки и что-то лопочет на своем языке, возможно он хочет писать. Спрашиваем у него об этом. И делаем выводы по его дальнейшей реакции. Только избегаем слов » что ты там лопочешь, ничего не понимаю, отстань». Это может отбить желание взаимного диалога
  10. Не торопим события. Желание быстрее услышать разговор малыша, существует у каждого родителя. Но не каждые мама и папа обладают терпением. Не стоит торопить кроху, не стоит и задерживать. Многие мамы и папы от нетерпения произносят: «ну что же ты молчишь!», «что за ерунду ты говоришь, откуда ты нахватался этих фраз?». Ребенку станет обидно от этого. У него пропадет желание к процессу обучения разговорной речи.

Как научить ребенка говорить без логопеда?


Как научить ребенка говорить без логопеда? Общие полезные правила при домашнем обучении ребенка:

  1. Глаза ребенка и мамы должны находится на одном уровне. Так малышу будет проще наблюдать за всеми проводимыми манипуляциями
  2. Занятия проводим каждый день, в игровой форме. От 10 до 15 минут
  3. Массаж лица, гимнастику проводим ежедневно. Проговаривание звуков и скороговорок проводим не реже 4 раз в неделю

Массаж лица

Как отдельный элемент массаж особым фактором не является, но совместно с артикуляционной гимнастикой и голосо-речевыми тренингами оказывает положительное влияние на правильную постановку речи.

Делая массаж проговариваем свои движения:

  • Мягко поглаживая над бровями пальцами рук, произносим: «Так себя мы любим, так себя голубим». Далее поглаживая вдоль носа, говорим: «Славный носик, такой у нас курносик». Массируем около губ, щечки до ушей:» Наш улыбчивый роток, говорунчик еще тот»

Делаем мягкое постукивание пальцами по тем же участкам лица. Встречными и противоположными движениями. Постоянно общаемся с ребенком: «Мы красивые! Мы счастливые! Вот как мы себя поласкали!»

Гимнастика для четкого и правильного произношения

  • По надутым, воздушным шариком, щекам, делаем массаж
  • Дудим как паровозик, губы тянем вперед. Крутим ими сначала в одну сторону, затем в другую
  • Улыбаемся вместе с малышом. Затем собираем губы бантиком. Делаем несколько раз
  • Целуемся с ребенком, напрягая губы трубочкой, а затем расслабляя
    Проводим по губам языком в одну и другую сторону
  • Вытягиваем язык к верхней губы, затем к нижней. Также в левую и правую стороны
  • В конце делаем подобие умывания на своем лице. Ребенок должен повторить

Переходим к произношению гласных звуков

С произношением этих букв у ребенка практически не бывает проблем. Но позаниматься все-таки нужно.

  • Без напряжения, не длинно и резко проговариваем - А – а – а
    Равномерно на выдохе длинно произносим - Аааааа – длинный звук на одном дыхании, не повышая и не понижая интонации. Повторяем таким же образом со всеми гласными.

Гимнастика с согласными

Проводим произнося парные слоги, как скороговорку. Лучше чередовать: сначала произносим слог, затем скороговорку с этой буквы.
П – Пу-по-па-пэ-пи-пы В – Ву-во-ва-вэ-ви-вы Ф – Фу-фо-фа-фэ-фи-фы Г – Гу-го-га-гэ-ги-бы К – Ку-ко-ка-кэ-ки-бы Д – Ду-до-да-дэ-ди-ды Т – Ту-то-та-тэ-ти-ты Ж – Жу-жо-жа-жэ-жи-жы Б – Бу-бо-ба-бэ-би-бы Ш –
Шу-шо-ша-шэ-ши-шы З – Зу-зо-за-зэ-зи-зы С – Су-со-са-сэ-си-сы

Преимущество таких занятий в том, что их можно проводить в любом месте: в поликлинике, в самолете, идя по улице.

  • Для развития речи, очень важна мелкая моторика .
  • Массируем ладошки чада, руками и мягкими щеточками
  • Клеим аппликации, собираем крупы, нанизываем мелкий бисер на ниточку, лепим из пластилина, используем разнообразные потешки, например «Сорока-ворона»



Как научить ребенка говорить букву с?
  • Даем ребенку зажать зубами колпачок от ручки. После чего просим ребенка подуть
  • Просим малыша растянуть рот в улыбке и упереться язычком в нижние зубы. Кладем на кончик языка спичку и просим ребенка сильно подуть на ее основание. Образуется четкий звук «с». В последствии, при получении результата, можно делать это упражнение без спички

Видео: Постановка звука с. Как научить ребенка выговаривать звук с?

Как научить ребенка говорить букву ж?

  • Как можно чаще произносим слова содержащие такую трудную букву
  • Показываем малышу правильное положение губ и языка
  • Проговариваем специальные стишки и скороговорки
  • Слова проговариваем протяжно, имитируем жужжание жука

Видео: Как правильно выговаривать букву Ж?

Как научить ребенка говорить букву т?

  • губки расслаблены
  • зубы не сомкнуты
  • кончик язычка стучит по верхними зубкам
  • горлышко не двигается

Видео: Постановка звука Т в домашних условиях

Как научить ребенка говорить букву г?

  • Во время произношения малыша слога «да», чайной ложечкой постепенно отодвигаем язык надавливая на переднюю часть его спинки. При движении, языка сначала появится слог «дя», потом «тя», а вслед за ним «га»



Как научить ребенка говорить твердую букву л?
  • Обратить внимание на правильность произношения этой буквы следует не ранее 5-6 лет
  • Эту букву произносим улыбаясь. Кончик языка прижимаем к небу. Показываем малышу такое положение и одновременно просим погудеть. Со временем услышим, как ребенок произносит «л»
  • Если тяжело произносит малыш твердый звук «л», делаем упражнения языком. Показываем малышу как нужно облизывать губки, гладить небо и зубы языком. Пытаемся дотянутся до носа языком
  • Чтобы ребенок запомнил правильное произношение этого звука, при пропевании ла-ла-ла, просим его слега прикусить язык. Так малыш легко запомнит правильное положение языка

Видео: Постановка звука л. Как научить ребенка выговаривать звук л?



Как научить ребенка говорить букву ш?
  • Для правильного произношения буквы «ш», показываем малышу как расположить язык прижимая к нижней губе, при одновременном поднятии кончика и боков языка
  • Делаем упражнения, изображая улыбку на губах
  • Имитируем жевательные движения

Видео: Постановка звука ш. Как научить ребенка выговаривать звук ш?



Как научить ребенка говорить слово?
  1. Акцентируемся на артикуляции. Ясно, четко и правильно проговариваем слова, которые кроха не правильно произносит. Просим его произнести правильно
  2. При общении, сложные слова не заменяем простыми. Если говорим о разных предметах, например, морковь, помидор, капуста, не обобщаем, что это овощи. Обучаем чадо разным названиям предметов
  3. Пополняем словарный запас ребенка глаголами. Говорим не существительными, а короткими предложениями. Например, тигр рычит (идет, спит, играет)
  4. Употребляем в разговорной речи признаки предметов: арбуз - сладкий, сочный, большой
  5. Объясняем, что такое противопоставления. Пол твердый, а игрушка мягкая. Машина едет, а самолет летит
  6. Пополняем словарный запас ребенка, читаем сказки и стихи

Используя все методы перечисленные в статье, при регулярном занятии, можно с легкостью решить не большие проблемы развития речи.

При сильно больших отклонениях речи, без помощи специалиста не обойтись.

Видео: Как научить ребенка говорить?

В этой стать речь пойдёт о том, как научить малыша выговаривать букву л. Всё не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Проблема может заключаться в том, что малыш просто не понимает, какую артикуляционную позу должен принять . Он может начать капризничать и с криками "Я не выговариваю букву л!" просто сбежать от вас в другую комнату.

Не нужно критиковать и указывать на недостатки речи вашего малыша. Найдите приятные стороны, доступным языком для него укажите на последствия такого произношения. Детки с радостью воспримут такой подход и быстро научаться правильно говорить.

Для начала вам нужно разобраться в том, какие конкретно ошибки делает малыш и что за причины стоят за такими промахами:

Логопедические игры на постановку звука л

Такие игры не только способствуют правильному произношению звуков, но тренируют память и мышление , что очень важно в становлении будущего члена общества.

Как научиться выговаривать букву л ребёнку старшего возраста?

Когда неправильное произношение уже сформировано , дела обстоят куда хуже. Вам непросто нужно переучить малыша, нужно ещё довольно длительное время следить за тем, чтобы ребёнок не путал правильное и неправильное произношение звука л.

Но причиной неправильного звукопроизношения может стать не только невнимательность родителей или лень ребёнка, но и серьёзные проблемы речевого аппарата. Так что перед тем как самостоятельно учить говорить букву л, необходимо показать малыша ряду специалистов. К ним относятся:

  • детский психолог;
  • логопед;
  • педиатр.

Если же специалисты не выявили проблем, то причиной неправильного произношения звуков является педагогическая запущенность . Как научить ребёнка выговаривать букву л? Над этим стоит работать и не пускать всё на самотёк. Малыш должен почувствовать вашу поддержку. Вы должны дать ребёнку уверенность в том, что вы рядом и поможете любую минуту. Вместе с тем регулярные занятия с чадом принесут море удовольствия как вам, так и ребёнку. Дети быстрее научатся именно со счастливыми и заботливыми родителями.

Неотъемлемой частью процесса постановки звуков является дыхательная гимнастика. Не стоит пренебрегать этими простыми, но эффективными упражнениями. Вы можете придумать абсолютно любую фантастическую историю или создать игровую обстановку чтобы ребёнку было интереснее выполнять дыхательные упражнения. С их помощью малыш учится контролировать струю воздуха,учится правильной артикуляции языка и губ. Играя, можно и нужно учить, стоит только набраться терпения, и за работу!

Одним из самых поздних звуков, которые начинает произносить ребенок, является «Л». Иногда поставить его произношение получается только к 6 годам. Существует ряд упражнений, которые могут в этом помочь. Важно знать правильную методику их выполнения, чтобы не ухудшить ситуацию с артикуляцией. Постановка звука «Л» может занять много времени, поэтому важно не торопиться и последовательно выполнять тренировки.

Неправильное произношение «Л» и «Ль» имеет собственное название – ламбдацизм. Этот термин описывает не только неправильное воспроизведение звука, но и полный его пропуск. Ламбдацизм бывает нескольких типов:

  • двугубный: вместо правильного звука слышится «у» («уапата» вместо «лопата»);
  • носовой (на мягкое небо попадает корневая часть языка, из-за чего поток воздуха устремляется в нос, звук «л» меняется на «нг» — вместо слова луна может слышаться «нгуна»).
  • межзубный (в процессе речи кончик языка помещается в межзубное пространство);
  • Иногда звук не проговаривается вообще (вместо слова лук ребенок говорит «ук»).

Другой логопедический термин описывает состояние, когда ребенок заменяет правильный звук «л» на другие – параламбдацизм. Чаще на практике происходят такие замены «л»:

  • на Г – «стог» вместо «стол», вместо «полы» «погы»;
  • на В – вместо «лыжи» «выжи»;
  • на Ё – вместо слова «ложка» проговаривается «ёжка»:
  • на Д – слово «лошадь» произносится как «дошадь»;
  • на мягкий звук Л – «деля вместо «дела».

При правильном выполнении необходимых упражнений это можно исправить.

В чем причины неправильного произношения «Л»

Существует всего 3 причины, по которым ребенок может не научиться сразу правильно произносить «Л». Среди них:

  1. в процессе разговора «Л» не воспринимается ребенком фонематически;
  2. анатомически короткая подъязычная связка;
  3. слабость мышечных тканей языка.

Иногда также к причинам относят возраст малыша – если ребенок очень маленький (2-3 года), его ошибки в произношении «Л» можно считать нормой, так как звук формируется позднее – к 4-6 годам.

Как нужно расположить язык и губы, чтобы правильно произнести «Л»

Произношение «Л», особенно если звук еще не получается, требует правильного расположения органов артикуляции. Нужно обратить внимание на следующие правила:

  • зубы из верхних и нижних рядов не должны смыкаться – лучше, если они будут находиться на небольшом удалении друг от друга;
  • чтобы не нарушить дыхание, важно следить за боковыми частями языка – они не должны примыкать к дальним зубам верхнего ряда;
  • кончик языка следует напрячь, он должен упираться в верхние зубы либо в десны над ними;
  • корневую часть языка важно приподнять;
  • чтобы в носовую полость проход был закрыт, нужно приподнять верхнее нёбо;
  • в области голосовых связок нужно создать вибрацию.

Положение губ может быть разным при произношении «Л» — всё зависит от букв, которые следуют в слове после.

Какие могут быть ошибки при попытке произнести «Л»

Существует несколько распространенных ошибок, которые возникают при попытке произнести «Л». При этом все способы постановки звука становятся неэффективными. Многие из ошибок вызваны неправильным расположением губ и языка, а потому их просто решить.

Звук «Л» может не получаться из-за того, что:

  • язык оттягивается во внутреннюю часть рта, из-за чего получается произносить «Ы» (вместо слова «лом» получается «ыом»);
  • губы располагаются неправильно, из-за чего слышатся не те звуки – например, сочетание «ува» (вместо «лопата» «увапата»);
  • производится резкий вдох в момент произношения – Л меняется на Ф, если участвуют щеки, и на Н, если поток воздуха проходит через нос.

Иногда дети заменяют звук «Л» на «Р» – особенно часто это происходит, если последний звук уже отработан, а первый – нет. Тогда ребенок может произносить «рук» вместо «лук».

Неправильная постановка губ

Если присутствует двугубный ламбдацизм, ошибки могут быть связаны с неправильной постановкой губ при произношении – например, если малыш их сильно вытягивает, вместо нужного звука получается «у» или «в».

Особенно здесь полезно упражнение «Улыбка»: зубы нужно сжать, а губы – сильно развести в улыбке. Такое положение следует сохранять, как можно дольше, а выполнять движение лучше под счет. Иногда взрослым даже приходится удерживать губы в такой улыбке вручную, чтобы избежать их вытягивания.

Чтобы малыш не напрягал губы при выполнении упражнений на «Л», можно сделать такие задания:

  • «Рыбка»: расслабить губы, а затем похлопать ими друг о друга, подобно аквариумным рыбкам.
  • «Усталость»: сделать глубокий вдох через нос, а выдох – через рот: губы при этом должны быть приоткрыты и расслаблены.
  • «Лошадка»: нужно сделать вдох через нос, а выдох через рот. Губы должны при этом быть расслаблены так, чтобы от потока воздуха началась их вибрация «прр».

Подготовка к упражнениям на постановку «Л»

Существует артикуляционная гимнастика, которая помогает поставить «Л» и облегчает процесс постановки звука впоследствии. В целом упражнения помогают повысить подвижность губ и языка:

  • «Гамак» — в передние резцы верхнего ряда упирается кончик языка. Он должен быть прогнут вниз так, чтобы по форме напоминать провисший вниз гамак. Каких-либо движений здесь выполнять не нужно — достаточно просто удерживать язык в таком положении некоторое время. Лучше делать упражнение на счёт.
  • «Вкусно» — язык нужно сделать широким, после чего облизывать им верхнюю губу сверху вниз. Важно, чтобы язык работал самостоятельно – нижняя губа не должна двигаться вверх, перемещая таким образом и язык. Так делать упражнение легче, но это неправильно.
  • «Индюк» — положение языка, как и выполняемые движение, совпадают с упражнением «Вкусно». При этом нужно значительно ускорить темп движений и добавить к этому произношение звука «бл-бл-бл» или похожих.
  • «Лошадка» (помогает, если сложно удерживать язык на весу, уперев его в передние зубы): язык нужно сделать широким, а затем пощелкать им по небу вблизи верхних передних зубов. Нижняя челюсть при этом никак не должна двигаться, а рот следует немного приоткрыть.
  • «Качели» — в широкой улыбке нужно приоткрыть рот. Упражнение выполняется по счету – на «раз» нужно упереть кончик языка в верхние зубы с внутренней стороны, на «два» — в нижние. Упражнение выполняется попеременно.
  • «Грибок» (помогает зафиксировать язык на нёбе, то есть в положении сверху): поверхность языка сверху нужно упереть в нёбо так, чтобы ощущалось натяжение языковой уздечки. Движения выполнять не нужно.

Эффективны такие упражнения при любых типах ламбдацизма. До начала тренировки непосредственно «Л», эти упражнения нужно выполнять не менее 14 дней (иногда подобную тренировку продолжают и в течение целого месяца). После этого можно начать делать логопедические упражнения на звук, который необходим.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с более подробно.

Тренировка звука «Л» по подражанию

Если ребенок никак не произносит звук, поставить его будет проще, потому что при замене правильного звука неправильным формируется привычка, а ее исправить может быть гораздо сложнее.

Научить говорить твердый и мягкий «Л» можно посредством подражания правильному звуку. При этом нужно показать ребенку, как правильно располагать артикуляционные органы, чтобы получилось произнести «Л». Делают это перед зеркалом – логопед или родитель садится к нему с ребенком и на своем примере показывает правильное расположение губ и языка при произношении «Л».

На словах объяснить это можно так: язык нужно максимально расширить, и кончик прижать к основанию верхних передних зубов. Среднюю часть языка нужно прогнуть вниз, подобно гамаку, а корень, наоборот, приподнять. Боковые части языка важно не поднимать вверх, так как иначе поток воздуха не устремится в нужное направление – к щекам (они вибрируют, если во время проговаривания звука к ним прикоснуться).

Такая постановка звука «Л» от демонстрации своего примера эффективна, но дети, ввиду своего малого возраста, не всегда могут его понять и повторить. Тогда можно подобрать более простые задания – например, рассказывать ребенку сказки, тренирующие необходимые звуки (в них обычно нужно протягивать эти звуки, например, если сказка про пароходы, можно имитировать издаваемые ими звуки «ЛЛЛ»).

Ребенок может не сразу научиться правильно произносить «Л», но после нескольких тренировок нужный звук должен получиться. Для звука «Л» артикуляционная гимнастика проводится как посредством упражнений для языка, так и с помощью произношения слогов и слов.

Когда удастся натренировать «Л», можно попытаться сочетать его с гласными и проговаривать уже слоги – Ло, Ла, Лэ и другие. Если с такими сочетаниями у малыша возникли трудности, можно начать с обратных – Ол, Ал, Ул.

Как сделать правильное произношение автоматическим

Постановка и в домашних условиях может быть очень сложной. Это длительный процесс, поэтому ребенка лучше не перегружать – достаточно заниматься по несколько минут 2 раза в день (не дольше получаса). Лучше тренировки проводить в игровой форме.

Мягкий «Л»

Даже если ребенок научился говорить сам звук «Л», а также слоги с его участием, в словах он по-прежнему может его упускать. Тогда лучше начать с тренировки мягкого звука «Ль». Здесь тоже тренироваться следует начать со слогов – Ля, Лю, Ли и других аналогичных. Когда слоги начнут получаться, можно попытаться перейти и ко словам:

  • Лё: лёгкий;
  • Ля: поля;
  • Ле: лень;
  • Лю: лютик;
  • Ли: лиса.

Постановка звука «Ль» в отдельных словах можно закреплять чистоговорками:

  1. Ля-ля-ля - холодная земля.
  2. Лю-лю-лю - печку затоплю.
  3. Ли-ли-ли - мы грибы нашли.

Скороговорки тоже пригодятся. Например, для постановки звука «Л» можно использовать такие:

  • Лала ела халву под покрывалом.
  • У тёплой плиты Толя плетёт лапти.
  • Люба любит лютики, а Поля — мультики.
  • Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
  • Великану малы Валины валенки.

Если в слогах прямого типа артикуляция звука «л» мягкого начала получаться, можно перейти к обратным. Слоги произносятся такие: Аль, Ель, Оль, Яль, Уль и др. После их постановки можно перейти и на соответствующие слова – например, тюль, тополь, моль, тюльпан, стульчик.

Звукосочетания можно усложнить, добавив дополнительные согласные – К, П, Ф, Г, С (Слю, Сля, Сли и др.). Слова для постановки таких звуков подобрать несложно – слива, клюква, слякоть, глюкоза, флюс, слюда, плюс и другие).

Закрепить навык помогут следующие упражнения для постановки Л:

  • ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ: на дворе капель.
  • ОЛЬ-ОЛЬ-ОЛЬ: полетела моль.
  • ЫЛЬ-ЫЛЬ-ЫЛЬ: ладонь скорей намыль.
  • УЛЬ-УЛЬ-УЛЬ: мы повесим тюль.

Можно поиграть в такую игру. Соедините предметы с квадратами в зависимости где встречается буква «л» (в начале, в конце или в середине). Несколько раз проговаривайте каждый предмет.

На этом этапе все еще нужно контролировать правильность расположения языка во рту.

Твердый «Л»

Сложнее научиться проговаривать «Л» твердый. Методика здесь аналогична той, которая используется, когда ставится артикуляция звука «Ль», но повторений может потребоваться гораздо больше.

Начать лучше с твердых слогов – Ла, Ло, Лу, Лы, Лэ. Когда удастся поставить их, можно перейти ко словам:

  • Ло: лодка, локоть, лоб;
  • Ла: лампа, лавка, лак;
  • Лы: лыжи, полы, столы;
  • Лу: луна, луг, лук.

Для закрепления результата подойдут такие чистоговорки и скороговорки:

  • Ла-ла-ла - мусор убрала,
  • Лу-лу-лу - подмету золу,
  • Ло-ло-ло - лопнуло стекло.
  1. В лодке Володька.
  2. Клади в угол уголь.
  3. Около Лондона - логово колдуна.

При постановке «Л» твердого и мягкого лучше избегать слов или слогов с «Р». Звуки «Л» и «Р» являются особенно трудными для ребенка, поэтому их лучше не путать между собой. требуется позже, чем «Л».

Звук «Л» — один из самых сложных звуков, который может сформироваться в некоторых случаях только к 6 годам. Чтобы поставить его максимально быстро и эффективно, лучше проконсультироваться с логопедом. Можно попытаться справиться и в домашних условиях с помощью упражнений.

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен