Как узнать волю божию о своей жизни. Как узнать волю Божию? Иерей Даниил Сысоев

Мы живем в мире, где каждый надеется только на себя, более того, мы живем в мире, где существует и навязывается культ сильных людей, которые все сокрушают, все побеждают, всегда успешны. Но если вглядеться в этот пропагандируемый образ удачливого, сильного, соответствующего всем стандартам времени человека, то мы увидим, что за всем этим – пустота, ведь каким бы сильным, могущественным и успешным ни был человек, он может все это в один момент потерять, все рассыплется, если за этим нет Бога. Таких людей Иисус сравнивал с человеком, построившим свой дом на песке: «…всякий, кто слушает… слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое». И наоборот, тот, кто слушает слова Его и исполняет их, уподобится «мужу благоразумному, который построил дом свой на камне» (Мф. 7. 24–27).

Воля Божья о человеке заключается в том, что Бог хочет, чтобы никто не погиб, но все имели жизнь вечную; воля Божья о человеке – в спасении человека. И одновременно она – это любовь по отношению к нему, хотя часто эта любовь человеку даже и непонятна, потому что у него свои представления о том, какой эта любовь должна быть. Воля Божья к человеку – это и благоволение Божье, и благодатная милость к нему. Раньше на Руси употребляли такую фразу: «Бог жалеет его», – и это значило одновременно и то, что Бог жалеет человека, и то, что Он жалует человека своим участием в его судьбе, Своим посещением его.

Воля Божья всегда благая, и вот это мы часто забываем, когда ропщем на то, что нам посылается.

– Трудно бывает не роптать, когда это болезни или скорбь. Хотя тут можно вспомнить ответ старушки, плачущей у храма. Когда священник ее спросил: «О чем она плачет?» – она сказала: «Бог, наверное, совсем забыл меня: в этом году я не болела, и никакие скорби не случались со мной».

– Скорбь и страдания человека очищают. Скорбями человек становится сильнее, он начинает по-другому воспринимать окружающий мир и себя в нем. Это тоже проявление воли Божьей, когда Господь жалует что-то человеку. И пусть сначала это может быть человеком не понято, но, пройдя через такие испытания, очистившись, человек может по-другому воспринимать окружающих, стать другим.

У нас всегда проблема – согласование своей воли с волей Господа. Бог проявляет Свою волю независимо от нашей, никто не может помешать ее свершению. Я скажу жестче: человек, как творение, даже не может в эту сферу войти, он не может туда вторгаться. А с другой стороны, человек – это творение Бога, и, естественно, он зависит от своего Творца, и определенным образом участвует в Его замысле, осуществляет его. Причем как любимое творение Господа, он обладает таким Божьим даром, как свободная воля. И очень часто в человеке возникает столкновение между волей Господа и его собственной волей, при этом даже данную ему Богом свободу выбора человек понимает по-своему. Свободная воля – это прежде всего воля, свободная от груза греха. А человек воспринимает этот дар чаще всего в смысле: что хочу, то и творю.

– То есть получается, что свободная воля – это дар Бога, и мы его неправильно используем?

– Конечно, ведь он дан человеку для познания истины. Наша свобода, свободная воля – это всегда выбор. Для святых людей – это выбор между меньшим и большим добром, для обычного человека – это выбор между грехом и добродетелью. Но ведь даже люди, пребывающие в грехе, тоже не лишены этого дара – свободной воли, у них тоже есть выбор – это выбор между большим грехом и меньшим.

– Мне хотелось бы, чтобы вы остановились на том, что человек не может помешать свершению воли Божьей. Мне кажется, что непонимание этого часто приводит к тому, что мы противимся неизбежному только потому, что оно нам неудобно, неприятно и т. д.

– В Библии есть Книга Пророка Ионы, она занимает чуть больше страницы – прочитайте ее. В ней рассказывается о том, как к Ионе «было слово Господне» встать и идти в Ниневию, город великий, и проповедовать в нем, потому что злодеяния его дошли до Бога (Ион. 1. 1). Господь в силу Своей милости желал спасения этим людям, «более ста двадцати тысячам человек, не умеющим отличить правой руки от левой» (Ион. 4. 11). Но Иона пытается избежать выполнения воли Божьей, ему не хочется идти и проповедовать, он не готов быть пророком. Кстати, многие ошибочно считают, что пророки – это предсказатели будущего, на самом деле пророки – это те, кто возвещает волю Божью. Так вот, Иона, несмотря на то что был призван Богом исполнить Его волю, пытается всячески этого избежать – он даже садится на корабль, который направлялся в другую сторону, как сказано, чтобы «бежать… от лица Господня» (Ион. 1. 3). Когда мы читаем книгу, нам понятен характер Ионы, это все похоже на нас, на наши поступки, хотя дело происходило в 700-е годы до нашей эры. Ионе не удалось уклониться от исполнения воли Господа, он пришел-таки в Ниневию, проповедовал там, и ниневитяне поверили в Бога и покаялись. Воля Божья о спасении Ниневии была исполнена.

– То есть уклониться от исполнения воли Божьей нельзя, иначе Господь накажет?

– Ну это не наказание. «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15. 16), – говорит Иисус. Просто человек, который идет против воли Бога, подобно царю Саулу, оказывается и вне благодати Божьей, он начинает жить вне ее. Мне бы хотелось привести пример из жизни святителя Иннокентия – первого епископа Камчатского, Алеутского и Курильского. В 1823 г. иркутский епископ Михаил получил указ Священного Синода, который предписывал послать священника в колонию Российско-Американской компании на остров Уналашка, к алеутам. Жребий пал на одного священника, который, сославшись на болезнь своей жены, отказался. А вот двадцатишестилетний отец Иоанн – будущий святитель (в миру он был Иван Попов), вдруг, почувствовав в себе призванность, сам попросил поехать в этот отдаленный угол Российской империи. И вместе с женой и годовалым ребенком на корабле «Константин», миновав массу невзгод и опасностей, он добрался до Алеутской гряды. Впоследствии он переведет для алеутов Катехизис, молитвы, Евангелие, Деяния святых апостолов и напишет на алеутско-лисьевском языке знаменитую книгу: «Указание пути в Царствие Небесное». Книга эта выдержит десятки изданий и будет переведена на многие языки. Дети святителя Иннокентия окончат Санкт-Петербургскую академию, а его самого еще при жизни назовут апостолом Америки и Сибири. А вот судьба священника, который уклонился от выпавшего ему жребия, сложилась иначе: он развелся со своей матушкой, причем там были канонические нарушения, и закончил свою жизнь в солдатах.

– Значит, человек, выполняющий волю Бога, получает и облегчение?

– Я бы не ставил вопрос в такой плоскости, потому что в этом случае присутствует момент: «Ты – мне, я – тебе». Тут дело в призванности: если человек почувствовал в себе призванность, он пойдет до конца, он начнет осуществлять эту призванность, каким бы он ни был. Потому что это внутренние побудительные отношения между творением и Его Творцом. Как это объяснить, когда человек чувствует призванность? Бог позвал, и человек не может не идти. Хотя это требует от него сил. Ведь каждый раз, когда человек начинает исполнять волю Божью, он вступает в невидимую брань.

– объясните, что это – «невидимая брань»?

– Для того чтобы даже невоцерковленным людям стало понятно, что это такое, давайте вспомним, как трудно иногда бывает встать с утра и пойти в храм на службу, если ты с вечера твердо решил это сделать. Возникает масса препятствий самого разного рода, которые – и верующий человек это сразу поймет – несут не просто бытовой характер. Это то, что имеет отношение к духовному миру – ведь вы собираетесь идти к Богу, а не в театр, например. Все это препятствия, в какой бы форме они ни проявлялись, против нашего благого желания стать к Богу ближе. На этом примере становится понятно, что такое «духовная брань». И надо понимать, что всякий исполняющий волю Божью обрекает себя на некий духовный подвиг. Но ведь человек и должен его совершать, посмотрите, слово «подвиг» однокоренное к слову «движение», а человек должен духовно двигаться.

– Но как распознать волю Божью? Что является знаками, которые можно толковать как проявление воли Господа о тебе?

– Это случается по-разному: иногда это обстоятельства жизни, иногда что-то приходит к нам во время молитвы, бывает, что во сне или даже через друзей. Но всегда это будет через слово. Все идет через слово: человек может услышать одну фразу, и она перевернет всю его жизнь, как это было с не очень воцерковленным человеком, о котором рассказывается в книге «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Он, войдя в храм, услышал слова читаемые из апостольского послания: «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5. 17), – и вдруг эта фраза стала для него определяющей – она определила всю его дальнейшую жизнь. Он захотел узнать: что это значит – молиться непрестанно. Бывает, человек даже не понимает, что с ним происходит, но он просто находится в готовности услышать волю Божью и исполнить ее.

владыка Иоанн Белгородский

Ника Кравчук

Как узнать волю Божию?

В молитве «Отче наш» есть слова «да будет воля Твоя» . Мы обращаемся ко Господу направлять нас так, чтобы это совпадало с желанием Бога. Но как узнать волю Божию ? Ведь мы не можем непосредственно Его увидеть и спросить лично, как человека.

Почему Божья воля — это всегда во благо?

Православная Церковь учит, что человек во всем должен искать воли Божьей. Вот при этом человек может прийти в недоумение. Как так получается: Бог дал человеку право выбора, а сам хочет, чтобы тот все исполнял?

Попробуем все разложить по полочкам.

Да, Бог наградил человека правом выбора. Это значит, что мы не похожи на роботов. Каждый вправе поступать так, как хочет. Вот только надо помнить, что отвечать за каждую мысль, слово или поступок тоже должны мы, а не какой-то Толя из соседнего подъезда.

Адам и Ева тоже были свободными. Бог проявил высшую степень любви и милосердия к ним. Создал, поселил в раю, они должны были обожиться. Им не надо было думать о том, как узнать волю Божью. Они непосредственно слышали голос Творца. И даже после всего этого дерзнули ослушаться. О грустных последствиях этого события написано много.

Получается, что воля Божья для каждого человека — это всегда правильный выбор и выход из ситуации. Даже если в конкретный момент кажется, что другой вариант выглядит намного солиднее.

Человеку тяжело понять, что такое хорошо и что такое плохо, потому что он смотрит на мир с уже помутненным сознанием. Он априори не знает, что лучше.

С Господом же все иначе. Он настолько благ и милостив, он так любит каждого отдельного человека, что желает ему только хорошего. В конечном счете — спасения.

С чем это можно сравнить? Родители очень любят своего ребенка, желают, чтобы все в его жизни было хорошо. Они ставят его на ноги, помогают в сложных обстоятельствах, делают все без какой-либо выгоды для себя. По своей неопытности ребенок может попадать в разные неприятности, но как сильно родители ждут его возвращения!

А Господь любит каждого человека намного сильнее. И если он и допускает какие-то неприятности, скорби, то только для того, чтобы человек вынес урок, очистился, встал, отряхнул пыль и пошел дальше. Но как узнать волю Божью?

Кто спрашивает с верой, тому отвечают

Как вы действуете, если чего-то не знаете — по учебе или на работе? Наверняка спрашиваете у преподавателя или начальника. Так и здесь: надо спросить у Бога.

Как лучше всего спрашивать? Конечно, в молитве. Можно почитать молитвы, акафисты, каноны, своими словами попросить. Если есть время, сходить в церковь и также искренне обратиться к Богу.

Но бывает так, что действовать или отвечать надо быстро. Тогда хотя бы трижды прочитайте Иисусову молитву и обратитесь к Богу настолько сильно и пламенно, словно от Его ответа зависит вся ваша дальнейшая жизнь. В самом деле так и есть.

Можно задавать вопросы духовнику, если это человек, который вас хорошо знает, дает советы на исповеди и активно участвует в вашей духовной жизни.

Но бывает и так: люди ищут не Божьей воли, а своей. Они спрашивают что-то у священника, а сами хотят получить подтверждение своим мыслям. Если один батюшка не «угодил» с ответом, обращаются ко второму, третьему и так по накатанной. Но зачем тогда и спрашивать? За все эти действия и колебания придется отвечать.

Поэтому надо либо спрашивать у духовника и его слушать, либо брать всю ответственность за выбор только на себя.

Существует и другая крайность. Обычные люди начинают искать «старцев», которые бы им рассказали, как жить дальше. Надо помнить, что православная вера — это отнюдь не какая-то мистика, человеку открывается только маленькая часть жизни. Все остальное знает только Бог. И Его воля может меняться в зависимости от наших поступков.

Есть еще один вариант того, как узнать волю Божью. Его обычно используют тогда, когда перед человеком предстоит очень серьезный выбор. Есть только два условия: твердая уверенность и беспрекословное исполнение.

Человек молится. Так сильно и чистосердечно, как он только способен. Обычно это включает и чтение канонов, акафистов, и молитву своими словами.

Надо взять две записки с вариантами «да» и «нет», и веря в то, что Бог действительно указывает вам правильный выбор, сделать так, как указано на вытянутом листе.

Это вам не какие-нибудь считалки, обрывание лепестков на ромашке. С Богом не шутят. Кто спрашивал: «Как узнать волю Божию?». Ты? Тогда будь добр, исполни то, что получил в ответ.

Своеволие как последствие греха

А у нас как часто получается: «Отче наш» читаем, о воле Божьей и благости Господа знаем, а когда доходит до дела: «Господи, я знаю, что Ты всегда желаешь мне только лучшего, но я так хочу сделать по-своему».

А потом недоумеваем: почему Бог меня так наказал? Да не Господь это делал, а наши поступки. Поэтому надо быть очень осторожными с таким сложным инструментом как свободная воля.

С одной стороны, она нас облаготворяет, а с другой, в случае нерационального использования, делает рабом некоторых ситуаций и событий.

Если же наша свободная воля совпадает с божественной, значит, мы двигаемся в нужном направлении, конечная цель которого — спасение.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Пути Господни неисповедимы – героиня рассказа Надя на практике узнала это тогда, когда столкнулась с новым уроком жизни. Тема его – «Промысл Божий». Тогда рушились все законы женской логики, чтобы через много лет показать: случайностей не бывает.

«Есть воля Божья на то, чтобы мне выйти замуж за этого человека?» «А на то, чтобы поступить в такой-то институт, пойти работать в конкретную организацию?» «Есть воля Божья на какое-то событие в моей жизни и на какой-то мой поступок?» Мы постоянно задаем себе подобные вопросы. Как все-таки понять, по воле Божьей мы действуем в жизни или самочинно? И вообще, правильно ли мы понимаем волю Божью? Отвечает протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Пресвятой Троицы в Хохлах.

- Как воля Божья может проявляться в нашей жизни?

– Думаю, она может проявляться через обстоятельства жизни, движение нашей совести, размышления человеческого ума, через сопоставления с заповедями Божьими, через, прежде всего, само желание человека жить по воле Божьей.

Чаще желание узнать волю Божью у нас возникает спонтанно: пять минут назад нам она была не нужна, и вдруг бах, срочно требуется понять волю Божью. Причем чаще всего в бытовых ситуациях, которые не касаются главного.

Здесь же главным становятся какие-то обстоятельства жизни: жениться – не жениться, налево идти, направо или прямо, что потеряешь – коня, голову или еще что-то, или наоборот приобретешь? Человек начинает, словно с завязанными глазами, тыкаться в разные стороны.

Я думаю, что познание воли Божьей – одна из основных задач человеческой жизни, насущное делание каждого дня. Это одно из основных прошений молитвы «Отче наш», на которое человек не обращает достаточного внимания.

– Да, мы говорим: «да будет воля Твоя» минимум пять раз в день. Но самим внутренне хочется, чтобы «все было хорошо» по нашим собственным представлениям…

– Владыка Антоний Сурожский очень часто говорил, что когда мы говорим «да будет воля Твоя», на самом деле очень хотим, чтобы была наша воля, но чтобы она на тот момент совпала с волей Бога, была санкционирована, одобрена Им. По сути своей это лукавая мысль.

Воля Божья не является ни секретом, ни тайной, ни каким-то кодом, который надо расшифровывать; чтобы познать ее, не обязательно ездить к старцам, не надо вопрошать о ней специально у кого-то еще.

Преподобный Авва Дорофей пишет об этом так:

«Иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце своё по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращённым сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иез. 14, 9)».

Хотя каждый человек в той или иной мере страдает некой внутренней духовной глухотой. У Бродского есть такая строчка: «Я глуховат. Я, Боже, слеповат». Развивать этот внутренний слух – одна из главных духовных задач верующего человека.

Есть люди, которые рождаются с абсолютным музыкальным слухом, но есть такие, кто в ноты не попадают. Но при постоянных занятиях они могут свой отсутствующий музыкальный слух развить. Пусть и не до абсолютного. То же самое происходит с человеком, который хочет знать волю Божью.

– Какие духовные упражнения здесь нужны?

– Да никаких специальных упражнений, просто нужно огромное желание слышать и доверять Богу. Это серьезная борьба с самим собой, которая называется аскетикой. Здесь основной центр аскетики, когда вместо себя, вместо всех своих амбиций ты ставишь в центр Бога.

– Как понять, что человек действительно выполняет волю Божию, а не самочинствует, прикрываясь ею? Вот молился дерзновенно святой праведный Иоанн Кронштадтский о выздоровлении просящих и знал, что выполняет волю Бога. С другой стороны, так легко, прикрываясь, что действуешь согласно воле Божьей, совершать непонятно что…

– Конечно, понятие «воля Божья» само по себе может использоваться, как все в человеческой жизни, просто для каких-то манипуляций. Слишком легко самочинно привлечь Бога на свою сторону, волей Божьей оправдать страдания чужого человека, свои собственные ошибки и свое собственное бездействие, глупость, грех, злобу.

Мы многое на Бога списываем. Бог нередко находится под нашим судом, как обвиняемый. Воля Божья нам и неизвестна только потому, что мы не хотим ее знать. Мы подменяем ее нашими вымыслами и используем для реализации каких-то ложных устремлений.

Настоящая воля Божья – ненавязчивая, очень тактичная. К сожалению, каждый легко может использовать это словосочетание в своих интересах. Люди манипулируют Богом. Нам легко свои преступления или грехи все время оправдывать тем, что с нами Бог.

Мы же видим, как это происходит на наших глазах сегодня. Как люди с надписями «Воля Божья» на майках бьют по лицу своих оппонентов, оскорбляют их, посылают в ад. Это что, воля Божья, бить и оскорблять? Но некоторые люди считают, что они сами и есть воля Божья. Как их в этом разубедить? Я не знаю.

Воля Божья, война и заповеди

– Но все-таки, как не ошибиться, распознать истинную волю Бога, а не нечто самочинное?

– Огромное количество вещей чаще всего совершается по нашей собственной воле, по нашему желанию, потому что когда человек хочет, чтобы была его воля, она и совершается. Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «да будет воля Твоя» и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «да будет воля твоя, пожалуйста».

Возникает вопрос о нашей свободе, в которую Господь не вмешивается, ради которой Он ограничивает Свою абсолютную свободу.

Евангелие повествует, что воля Божья заключается в спасении всех людей. Бог пришел в мир, чтобы никто не погиб. Наше же личное познание воли Божией заключается в познании Бога, которое для нас тоже раскрывает Евангелие: «Да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин 17:3), говорит Иисус Христос.

Эти слова звучат на Тайной вечери, на которой Господь омывает ноги Своим ученикам, предстает перед ними, как жертвенная, милующая, спасающая любовь. Где Господь раскрывает волю Божию, показывая ученикам и всем нам образ служения и любви, чтобы и мы поступали так же.

Омыв ноги своим ученикам, Христос говорит: «знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете» (Ин. 13:12–17).

Тем самым воля Божия о каждом из нас раскрывается как задание каждому из нас быть похожим на Христа, быть Ему сопричастным и соприродным в Его любви. Его воля и в той первой заповеди – «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:37–39).

Его воля и в этом: «…любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас» (Лук. 6:27–28).

И, например, в этом: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37).

Евангельское слово и апостольское, слово Нового Завета – это все есть проявление воли Божьей о каждом из нас. Нет воли Божьей на грех, на оскорбление другого человека, на унижение других людей, на то, чтобы люди убивали друг друга, даже если на их знаменах написано: «С нами Бог».

– Получается, во время войны происходит нарушение заповеди «Не убий». Но, например, солдаты Великой Отечественной войны, защищавшие Родину, семью, неужели они шли вопреки воли Господа?

– Очевидно, что есть воля Бога на защиту от насилия, на защиту, в том числе, своего Отечества от «нахождения иноплеменных», от разорения и порабощения своего народа. Но, вместе с тем, нет воли Божьей на ненависть, на убийства, на месть.

Просто надо понимать, что у тех, кто защищал тогда свою Родину, не было другого выхода в данный момент. Но любая война является трагедией и грехом. Справедливых войн не бывает.

В христианские времена все солдаты, возвращаясь с войны, несли епитимью. Все, несмотря ни на какую, как казалось, справедливую войну, в защиту своей Родины. Потому что невозможно сохранить себя в чистоте, в любви и в соединении с Богом, когда у тебя в руках оружие и ты, хочешь или не хочешь, но обязан убивать.

Я хотел бы еще заметить вот что: когда мы говорим о любви к врагам, о Евангелии, когда мы понимаем, что Евангелие есть воля Божья о нас, то нам иногда очень хочется оправдать свою нелюбовь и нежелание жить по Евангелию какими-то чуть ли не святоотеческими изречениями.

Ну, например: привести цитату, вырванную из Иоанна Златоуста «освяти свою руку ударом» или мнение Митрополита Филарета Московского о том, что: люби врагов своих, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Христа. Казалось бы, такая емкая фраза, все встает на свои места, я имею право всегда выбирать, кто же враг Христа среди тех, кого я ненавижу и с легкостью назвать: «Да ты просто враг Христа, и поэтому я тобой гнушаюсь; ты враг моего Отечества, поэтому я тебя бью».

Но здесь достаточно просто взглянуть в Евангелие и увидеть: а кто Христа распял и о ком Христос молился, просил своего Отца «Отче прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34)? То были враги Христа? Да, это были враги Христа, и Он о них молился. Это были враги Отечества, римляне? Да, это были враги Отечества. Это были Его личные враги? Скорее всего, нет. Потому, что лично у Христа не может быть врагов. Человек не может быть врагом для Христа. Есть единственное существо, которое только и может по-настоящему называться врагом – это сатана.

И поэтому да, конечно, когда твое Отечество окружили враги и твой дом сожгли, то ты должен за него бороться и должен отбиваться от этих врагов, ты должен их побороть. Но враг тут же перестает быть врагом, как только он складывает оружие.

Вспомним, как относились к пленным немцам русские женщины, у которых эти самые немцы убили близких людей, как делились с ними скудным куском хлеба. Почему в этот момент они переставали быть для них личными врагами, оставаясь врагами Отечества? Любовь, прощение, которые увидели тогда пленные немцы, они помнят до сих пор и описывают в своих мемуарах…

Если кто-то из твоих ближних вдруг оскорбил твою веру, наверное, у тебя есть право от этого человека перейти на другую сторону улицы. Но это не значит, что ты освобождаешься от права за него молиться, желать ему спасения души и всячески употреблять свою собственную любовь на обращение этого человека.

Воля Божья на страдания?

– Апостол Павел говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1. Фес. 5:18) Значит, все, что совершается с нами – по Его воле. Или мы действуем сами?

– Думаю, корректно привести всю цитату: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе » (1 Фес. 5:16-18).

Воля Божья для нас в том, чтобы мы жили в состоянии молитвы, радости и благодарения. Чтобы наше состояние, наша полнота заключались в этих трех важных действах христианской жизни.

– Болезни, беды человек себе явно не желает. Но все это случается. По чьей воле?

– Если даже человек не хочет, чтобы в его жизни совершались беды, болезни, он не всегда может их избежать. Но нет воли Божьей на страдания. Нет воли Божьей на горе. Нет воли Божьей на смерть и мучения детей. Нет воли Божьей на то, чтобы шли войны или бомбили Донецк и Луганск, на то, чтобы христиане в том страшном конфликте, находящиеся по разные стороны линии фронта, причащаясь в православных храмах, после этого шли убивать друг друга.

Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: «Бог послал болезнь», то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни.

Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле.

– Трудно все это понять человеку, особенно когда он оказывается в беде…

– Мы много чего не понимаем в жизни, надеясь на Бога. Но если мы знаем, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:8), нам не должно быть страшно. Причем не просто знаем из книг, а понимаем своим опытом жизни по Евангелию, то тогда мы можем Бога не понимать, в какой-то момент даже не слышим Его, но мы можем Ему доверять и не бояться.

Потому что, если Бог есть любовь, даже что-то происходящее с нами на сегодняшний момент кажется совершенно странным и необъяснимым, мы можем понимать и доверять Богу, знать, что с Ним никакой катастрофы быть не может.

Вспомним, как апостолы, видя, что они тонут в лодке во время бури, и думая, что Христос спит, ужасались, что все, уже конец и сейчас они утонут, и никто их не спасет. Христос сказал им: «что вы так боязливы, маловерные!» (Мф. 8:26) И – остановил бурю.

То же самое, что происходит с апостолами, происходит и с нами. Нам кажется, что Богу до нас нет дела. А на самом деле мы до конца должны пройти путем доверия к Богу, если мы знаем, что Он есть любовь.

– Но вот все-таки, если взять нашу повседневную жизнь. Хочется понять, где Его замысел о нас, в чем заключается. Вот поступает человек упорно в вуз, с пятого раза его принимают. А может, надо было остановиться и выбрать другую профессию? Или бездетные супруги лечатся, тратят много усилий, чтобы стать родителями, а может, по замыслу Бога, им не нужно этого делать? А бывает, через годы лечения бездетности супруги вдруг рожают тройню…

– Мне кажется, что, наверное, у Бога может быть много замыслов о человеке. Человек может выбирать разные жизненные пути, и это не значит, что он нарушает волю Божью или живет по ней. Потому, что воля Божья может быть на разные вещи для одного конкретного человека, причем в разные периоды его жизни. И иногда бывает воля Божья на то, чтобы человек плутал, через неудачу познавал какие-то важные для себя вещи.

Воля Божья – она воспитывающая. Она не является тестом по ЕГЭ, где надо заполнить нужную клеточку галочкой: заполнил – узнал, не заполнил – ошибся, и тогда у тебя вся жизнь наперекосяк. Неправда. Воля Божья с нами свершается постоянно, как некое движение нас в этой жизни на пути к Богу, по которому мы плутаем, падаем, заблуждаемся, уходим не туда, выходим на чистый путь.

И весь путь нашей жизни – потрясающее воспитание нас Богом. Это не значит, что если я поступил куда-то или не поступил – это уже воля Божья обо мне навсегда или отсутствие таковой. Этого не надо бояться, вот и все. Потому что воля Божья – это проявление любви Божьей к нам, к нашей жизни, это путь к спасению. А не путь поступления или не поступления в институт…

Нужно довериться Богу и перестать воли Божьей бояться, потому что, человеку кажется, что воля Божья – это такая неприятная, невыносимая вещь, когда надо забыть обо всем, все бросить, всего себя переломать, всего себя перекроить и лишиться свободы прежде всего.

А человеку очень хочется быть свободным. И вот ему кажется, что если воля Божья, то это как раз лишение свободы, такая мука, невероятный подвиг.

А на самом деле воля Божья, она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

Оксана Головко

Во-первых, что такое: поступить по воле Божьей. Конечно, для верующего человека это очень важно. Но что это значит?

Мне бы хотелось поступить по воле Божьей, но не могу не осудить свою соседку, это сущее исчадие ада, хотя знаю, что это грех… Или понимаю, что нужно не обманывать, но не могу - моё дело провалится. Итак, Божию волю-то я часто знаю, но поступаю вопреки ей.

И так в словах, так в делах, а уж о мыслях и говорить не буду, что творится там в бедной нашей головушке? Оказывается, очень многое мы знаем, но поступаем точно вопреки воле Божией.

А как всё-таки узнать волю Божию, когда совсем в недоумении, как поступить?

Принципиальный ответ давно известен. Если бы мы, когда знаем её, жили согласно ей, то очищалось бы наше внутреннее зрение, и мы постепенно смогли видеть дальше и поступать по ней. Но мы, постоянно живя вопреки очевидной воле Божией, которая говорит: не лукавь, не лги, не завидуй, не делай зла ближнему и т.д., когда попадаем в трудную для нас ситуацию, хотим здесь знать волю Божию. Однако есть , великий закон, открытый опытом: «Неверный в малом будет неверен и во многом». Это сказал Христос. Мы же постоянно, на каждом шагу не верны ни Богу, ни людям. Вот то первое, откуда проистекает наше незнание воли Божьей.

Второе, что хотелось бы сказать: воля Божия заключается в том, чтобы мы поступали по тому разуму, пусть глупому, который в данном случае говорит, что правильно поступить нужно вот так. Подобное же требуется и от нашей совести, хотя наполовину и сожженной, чтобы она также сказала: да, это будет правильно. Вот, когда разум и совесть согласно говорят, тогда так и надо поступать. Потому что воля Божия и заключается в том, чтобы мы поступали честно, искренне. И в таком случае, если даже наш глупый разум ошибся, выбрал неверный путь, Бог исправит. Совесть и разум – вот те две линии, которые в своем пересечении дают искомую точку правильного по воле Божьей поступка.

И последнее. Неверно думать, что когда на нашем таком решении встречаются какие-то препятствия, следовательно, здесь воли Божией нет. Общее правило Отцов гласит: каждому доброму делу или предшествует, или последует искушение, чтобы мы не гордились, сделав что-то, кажется, доброе. Однако совсем другое, что мы прежде принятия решения нашим умом должны рассудить. И вот здесь находим совет одного из великих святых VI столетия Варсонофия Великого, который сказал так: «Старайтесь познавать волю Божию из внешних обстоятельств». То есть, когда упираемся в стену, тогда нужно остановиться.

В стену не пройдешь. И когда разум уже против, следовательно, скорее всего, нет и воли Божией. Но еще хорошо бы услышать и голос совести.

Как узнать волю Божью?

    ВОПРОС ОТ ИРИНЫ
    Как узнать Божью волю, если Бог молчит или я его не могу услышать? Могу ли я делать собственный выбор, не дожидаясь Его ответа? Выбор касается профессии. Но для меня профессия подобна призванию. Может быть у христианина призванием не только Христос, но и ремесло для получения заработка? Как в этом разобраться?

Доброе время суток, Ирина! Спасибо за ваше желание следовать Божьей воле. Ваш вопрос довольно сложен и в двух словах не выскажешь все. Поэтому прошу прощения заранее за пространный ответ.

В начале хочу сказать, что Бог – это Личность, и узнать, чего Он хочет можно только через личное общение с Ним. Поэтому близкие с Ним отношения, молитва и служение Ему будут необходимым условием для поиска ответа на ваш вопрос.

Ну а пока поговорим о призвании. Призвание Библия обычно соотносит со служением Богу. Призваны пророки, апостолы, ученики, призваны певцы и левиты в храме, призваны строители и искусные мастера для постройки храма и святилища, христиане призваны благовествовать и спасать. По отношению к работе вопрос с призванием несколько сложнее. Вы конечно слышали такие выражения как врач от Бога или музыкант от Бога. Но в этих выражениях речь идет скорее о таланте и успехе, нежели о служении. Например, есть врач, который успешно лечит людей – это талант, компетентность и успех. А есть врач миссионер, который не только лечит, но и свидетельствует о Боге – это уже призвание. Таксист возит людей – специальность, таксист, развлекая пассажира разговором и не навязчиво свидетельствуя каждому о Всевышнем – призвание. Строитель строящий дом – специальность, а вкладывающий душу в строительство храма или молитвенного дома – призвание. В целом любая работа может быть еще и призванием, если она направлена на благовествование и служение Богу и людям. Даже обычный социальный работник с душой заботящийся о подопечной бабушке уже занят призванием, так «как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Матф. 25:40).

Говоря о работе и специальности хочется так же отметить три момента:

  1. Бог очень ценит труд. У Него труд - это благословение. Вы не найдете ни одного места в Библии, где сказано Бог благословил деньги, золото или серебро. Но найдете множество мест, в которых Бог благословляет труд. Бог действительно желает, чтобы наша работа приносила нам удовлетворение, чтобы мы были полезны, и чтобы у нас было материальное благословение. «Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя» (3 Иоан.1:2). «И воззвал Иавис к Богу Израилеву и сказал: о, если бы Ты благословил меня Твоим благословением, распространил пределы мои, и рука Твоя была со мною, охраняя меня от зла, чтобы я не горевал!.. И Бог ниспослал ему, чего он просил» (1 Пар.4:10). Правда есть и слова Христа «нищих вы всегда будете иметь» . Но это другая тема для разговора. По крайней мере мы тут можем увидеть, что у некоторых людей не будет процветания, а будет другая альтернатива.
  2. Но также есть и другая сторона работы. В Библии есть примеры, когда человек вынужден что-то делать, но если он опять к этому относится правильно, то это тоже для него будет благословением. Я думаю, что Даниилу и его товарищам было крайне неохотно заниматься и работать в Вавилоне, но несмотря на это они отлично выполняли свои обязанности. Вспоминается так же случай с сирийским военноначальником Нееманом. Сирийцы совершили набег на Израиль убили родителей девочки, а саму ее захватили в плен, теперь она служанка в доме убийцы своих родителей. Как бы вы работали на ее месте и о каком призвании говорили? Но несмотря на это она ответственно работает, честна и даже сирийский генерал слушается ее совета. Таким образом иногда бывает работа вовсе не по специальности и не по нашему вдохновению. Есть просто волшебное слово – надо! И кто-то это слово воплощает в свою жизнь. Можно сказать, что это «второе поприще» для человека. «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17).
  3. Работа не должна приносить горе другим людям. «горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою!» (Авв. 2:12). Таким образом торговля спиртным, табаком, работа в ночных клубах и др., будет уже не по воле Бога.

Теперь попытаюсь ответить на вопрос – как узнать волю Божью

  1. Нужно быть честным перед самим собой и Богом. Меня часто спрашивают, что можно, а что нельзя. Но для чего человек задает этот вопрос? Либо он спрашивает – насколько далеко я могу отойти от Бога и все еще претендовать на Его благословения? Либо он ищет оправдания своим действиям и потом будет ссылаться на служителя церкви, что мол он мне разрешил. Либо он действительно ищет Божьей воли. Поэтому вначале задайте себе эти вопросы и постарайтесь честно ответить ни них.
  2. Есть так называемая общая воля Бога, которая уже открыта всем. Это вопросы спасения, соблюдения заповедей, законы здорового образа жизни, христианское поведение, служение Богу, благовествование, изучение Библии и т.д. Человек ищущий Божью волю, должен уже жить по открытой всеобщей воли Всевышнего. Бог, как правило (но возможны редкие исключения), не будет открывать что-то новое человеку, если старые уроки еще не освоены. Зачем обучать интегралам и рядам Фурье, если не освоено даже сложение и вычитание?
  3. Для поиска личной воли Бога в моей жизни необходимо молиться. Именно молитва как разговор, как высказывание Богу всех своих желаний и сомнений. «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Фил. 4:6,7). Как мы видим Богу необходимо рассказывать все наши желания. Даже такие как: хочу отомстить, надоела соседка, достали меня все и т.д. И Павел, будучи мудрым человеком, не говорит, что Бог исполнит все. Он говорит, что после такой честной молитвы о мотивах сердца, Бог Сам все разложит по полочкам и наведет порядок в сердце, душе и жизни.
  4. Так же необходимо изучать Библию. Найдите в Библии все истории, как-то связанные с вашей жизненной ситуацией, изучайте их и в них ищите ответа. Смотрите на действия людей и Бога. Учитесь на чужих ошибках.
  5. Советуйтесь с мудрыми верующими людьми и специалистами. «От высокомерия происходит раздор, а у советующихся - мудрость» (Прит. 13:10).
  6. Изучайте свои дары и таланты. Слова «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил. 4:13) часто используют неправильно, когда берутся за то, что им не свойственно или не посильно. Например, человек желает петь, но у него нет ни голоса, ни слуха. Можно долго мучатся, чтобы эти дары развить (а бывает, что и не получается), а можно найти себе другое применение. Ищите, что вам более близко по способностям.
  7. Будьте внимательны к обстоятельствам. Часто Бог проявляет Себя через них. Смотрите на открывающиеся возможности и преграды на пути. Молитесь, чтобы понять от Бога ли это все на моем пути.
  8. Если вы уже живете по всеобще открытой воле Бога, молились, изучали Библию, советовались, смотрели на обстоятельства и на свои способности, но так и нашли для себя решение, то просите знамение у Господа. Знамение – это как крайний вариант, когда все сделано до этого и все равно не понятно, как поступить. Бог может дать знак.
  9. Имейте терпение. Часто Божий ответ задерживается. Быстрые скоропалительные решения не от мудрости. Мудрость кротка, рассудительна и терпелива.
  10. Когда сделано все выше перечисленное, а ответа так и нет, то не бойтесь взять ответственность на себя. Примите сами решение. Бог не GPS-навигатор, который будет постоянно говорить поверните на лево, поверните на право. Он будет переводить нас из класса в класс, ставя перед нами все более трудные задачи. Именно в ответах на такие задачи развивается наш характер, мы приобретаем опыт и мудрость. Поэтому Он дает нам возможность думать и решать самим. Свободу выбора никто не отменял. Но еще раз подчеркиваю, что если сделали все вышеперечисленное, а ответа нет, то тогда берите ответственность за решение на себя.
  11. Если вдруг вы все сделали верно или искав, но так и не получив ответа приняли решение сами, а оно оказалось не верно, то как тогда быть? Нужно понять и принять, что это тоже было не без ведома Бога. «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28). По крайней мере вы приобрели ценный опыт и теперь точно знаете, что так поступать нельзя. А со временем вы поймете и другие причины почему это произошло. «Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после» (Иоан.13:7). Поэтому не отчаиваетесь и продолжайте искать Бога.

Итак я попытался дать вам несколько советов по поиску воли Божьей. Как я и говорил в начале, что вопрос очень труден и ответить на него не просто. Но помня слова Христа «дерзай дочь моя!» я прошу вас не останавливайтесь на этом пути богопознания. Время всегда выше обстоятельств и со временем вы узнаете, чего желает от вас Бог. Но важно чтобы ваши желания не находились только в земной плоскости. Ищите и вечного.

 
Статьи по теме:
Тематическое занятие на тему:
Урок мужества «Давайте, люди, никогда об этом не забудем...» Оформление доски : плакаты с цитатами о Сталинграде; Сталинградской битве; рисунки детей, посвященные годовщине разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом. Подсчитайте, живые, Сколько ср
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Губка- губочка Эксперименты с губками
Евгения Куваева Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе «Грибы» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в младшей группе на тему «Грибы » . Цель : дать представление о грибах и ягодах ,
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение