Легенда о данко читать полностью м горький. Сюжет легенды о Данко. Несколько интересных сочинений

Организация: МБОУ Мурзицкая ООШ

Населенный пункт: Нижегородская область, Кулебакский район, с.Мурзицы

Задачи урока:

Образовательные:

проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия; познакомить с особенностями романтического произведения.

Воспитательные:

воспитать в учащихся такие нравственные качества, как: любовь к людям, доброту, бескорыстие, целеустремлённость, настойчивость, веру в себя.

Развивающие:

способствовать формированию читательской позиции;

развивать творческие способности учащихся;

формировать коммуникативные навыки.

Вид урока: урок - размышление

Методы : беседа, частично – поисковый, метод проектов.

Форма работа: групповая

Оборудование урока.

1 М.Горький «Легенда о Данко (текст).

2.Компьютер.

3.Мультимедийный проектор.

4.Презентация к уроку.

5. Видеоролик «Легенда о Пламенном Сердце»

Эпиграф к уроку

Любовь к людям – это ведь и есть те крылья,

на которых человек поднимается выше всего.

М. Горький

Ход урока

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним прекрасным произведением М Горького « Легенда о Данко»

- Откройте тетради, запишите число, тему урока и эпиграф к нему.

О ком сегодня мы будем говорить на уроке? (О Данко, о «Легенде о Данко»).

Однако мы сегодня будем говорить не просто о герое, о легенде, но ещё и поговорим о таком литературном направлении как романтизм и о чертах романтического произведения.

«Легенда о Данко» - это одна из историй, рассказанных старухой Изергиль в одноимённом рассказе.

Рассказ “ Старуха Изергиль ” написан Горьким в 1895 году. Тема рассказа – смысл человеческой жизни, вопросы человеческого счастья.

Ученик читает текст.

« С моря поднималась туча – черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет. Она ползла в степь. С ее вершины срывались клочья облаков, неслись вперед ее и гасили звезды одну за другой. Море шумело. Недалеко от нас, в лозах винограда, целовались, шептали и вздыхали.

Глубоко в степи выла собака… Воздух раздражал нервы странным запахом, щекотавшим ноздри. От облаков падали на землю густые стаи теней и ползли по ней, ползли, исчезали, являлись снова… На месте луны осталось только мутное опаловое пятно, иногда его совсем закрывал сизый клочок облака. И в степной дали, теперь уже черной и страшной, как бы притаившейся, скрывшей в себе что-то, вспыхивали маленькие голубые огоньки. То там, то тут они на миг являлись и гасли, точно несколько людей, рассыпавшихся по степи далеко друг от друга, искали в ней что-то, зажигая спички, которые ветер тотчас же гасил. Это были очень странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное.
– Видишь ты искры? – спросила меня Изергиль.

– Вон те, голубые? – указывая ей на степь, сказал я.

– Голубые? Да, это они… Значит, ле-таки! Ну-ну… Я уж вот не вижу их больше. Не могу я теперь многого видеть.

– Откуда эти искры? – спросил я старуху. Я слышал кое-что раньше о происхождении этих искр, но мне хотелось послушать, как расскажет о том же старая Изергиль.

– Эти искры от горящего сердца Данко. Было на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем… И вот от него эти искры. Я расскажу тебе про это…»

Видеоролик «Легенда о пламенном сердце» (Сначала до слов « злые враги»)

Почему же эти сильные, смелые люди не оказали сопротивление врагу? (Ответы учащихся)

Правы мы или нет, мы поймем после анализа легенды.

Работа с текстом художественного произведения.

1 группа «Природа» .

- Найдите описание природы. Как рисует её автор? Какие языковые средства употребляет?

Там были болота и тьма, потому что лес был старый, и так густо переплелись его ветви, что сквозь них не видать было неба, и лучи солнца едва могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву. Но когда его лучи падали на воду болот, то подымался смрад, и от него люди гибли один за другим…..

там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота. Эти каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры. И всегда, днем и ночью, вокруг тех людей было кольцо крепкой тьмы, оно точно собиралось раздавить их, а они привыкли к степному простору. А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям

(Горький олицетворяет природу, она живёт и действует наравне с человеком, но она враждебна, как и враги, грозит ему смертью. Нарисовать образ природы помогают следующие языковые средства:

эпитеты: старый лес, каменные деревья, крепкая тьма, ядовитый смрад, похоронную песню.

Метафоры: кольцо крепкой тьмы.. точно собиралось раздавить их, деревья - великаны.

Олицетворения: деревья стояли молча и неподвижно, сдвигались вокруг людей по вечерам, .лес гудел, грозил, пел, тени прыгали в безмолвной пляске, торжествуют злые духи болот.

Гипербола: лучи солнца не могли пробить себе дорогу до болот сквозь густую листву.)

2 группа «Люди»

Тогда стали плакать жёны и дети этого племени, а отцы задумались и впали в тоску…

Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы. И потому они сидели и думали в длинные ночи, под глухой шум леса, в ядовитом смраде болота... Люди все сидели и думали. Но ничто – ни работа, ни женщины не изнуряют тела и души людей так, как изнуряют тоскливые думы. И ослабли люди от дум... Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых, - и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом все громче и громче...

Уже хотели идти к врагу и принести ему в дар волю свою, и никто уже, испуганный смертью, не боялся рабской жизни...

(Вначале тоска, потом страх, а затем и ужас сковывает людей (приём градации) , они «ослабли от дум», готовы сдаться. Горький показывает, как постепенно сдаются люди и уже готовы « идти к врагу и принести ему в дар волю свою..»

Для этого М.Горький использует эпитеты: скованных страхом, трусливые слова, робкие, тихие слова, рабская жизнь; метафоры: страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем, принести в дар волю свою, повторы)

«Но тут явился Данко и спас всех один» - пишет М. Горький.

- Почему люди поверили Данко и сделали его своим вожаком?

(Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы…. Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.)

Какие слова произносит Данко? Что он предлагает людям?

(«И вот он говорит им, своим товарищам:

- Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он конец - все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..»)

И вот Данко повёл людей. Как вначале шли люди?

(« Дружно все пошли за ним - верили в него»).

Что же происходит потом? Почему по – другому повели себя люди?

(Путь был трудным, и «люди пали духом»)

Найдите описание данного пути. Какие языковые средства использует для этого автор?

" Трудный путь это был! Темно было, и на каждом шагу болото разевало свою жадную гнилую пасть, глотая людей, и деревья заступали дорогу могучей стеной. Переплелись их ветки между собой; как змеи, протянулись всюду корни, и каждый шаг много стоил пота и крови тем людям. Долго шли они... Все гуще становился лес, все меньше было сил! И вот стали роптать на Данко, говоря, что напрасно он, молодой и неопытный, повел их куда-то. А он шел впереди их и был бодр и ясен.

Но однажды гроза грянула над лесом, зашептали деревья глухо, грозно. И стало тогда в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи, сколько их было на свете с той поры, как он родился. Шли маленькие люди между больших деревьев и в грозном шуме молний, шли они, и, качаясь, великаны-деревья скрипели и гудели сердитые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей. И деревья, освещенные холодным огнем молний, казались живыми, простирающими вокруг людей, уходивших из плена тьмы, корявые, длинные руки, сплетая их в густую сеть, пытаясь остановить людей. А из тьмы ветвей смотрело на идущих что-то страшное, темное и холодное. Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом.

(Метафоры: болото разевало.. пасть, глотая людей; деревья заступали дорогу могучей стеной; олицетворения: деревья зашептали глухо, грозно; скрипели, гудели, казались живыми; сравнения: переплелись их ветки между собой; как змеи, началась гроза, и «в лесу так темно, точно в нем собрались сразу все ночи». Страх людей, их беспомощность перед природой подчёркивают и антонимы:» маленькие люди» и «большие деревья», и обрамление данной части: начинается она словами «трудный путь» и ими же заканчивается, что ещё раз подчёркивает безысходность людей в данной ситуации.)

Почему люди « в злобе и гневе» обрушились на Данко и приговорили его к смерти?

(Людям « стыдно было сознаться в своем бессилии», и они боялись признаться в этом себе и другим)

Читает наизусть подготовленный ученик.

«- Ты умрешь! Ты умрешь! - ревели они.

А лес все гудел и гудел, вторя их крикам, и молнии разрывали тьму в клочья. Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они - как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них. Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло. Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут. И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкий путь, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня... А они, увидав это, подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, А он уже понял их думу, оттого еще ярче загорелось в нем сердце, ибо эта их дума родила в нем тоску.

А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил дождь…

- Что сделаю я для людей?! - сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.

- Идем! - крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям».

« и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко»)

Как ведёт себя Данко?

(Данко « разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой» и вновь повёл людей за собой)

Почему так поступил Данко?.

(«Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут»).

(Сердце Данко – «факел великой любви к людям»(перифраз) « пылало так ярко, как солнце, ярче солнца» (сравнение)).

Прочитайте окончание легенды. (Со слов: «И вот лес расступился..»)

Данко вывел людей и умер. Почему же люди не заметили его смерти?

(Они были счастливы, радостны, полны надежд, ведь светит солнце, перед глазами широкая степь).

А Данко был ли счастлив перед смертью? Подтвердите свою мысль словами из текста.

(Конечно. Горький пишет: « кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся». Он любил людей и ничего не ждал за свою любовь взамен. Данко счастлив, потому что он помог людям).

Почему один « осторожный человек» наступил на сердце Данко? Обратите внимание на эпитет «осторожный». Осторожный – это какой?

Посмотрите, какое значение имеет слово «осторожный в словаре Ожегова».

1. Предусматривающий возможную опасность, не опрометчивый. Он человек очень осторожный.

2. Сдержанный, бережный негрубый. Осторожное обращение с больными .

(Испугался показаться хуже него, не каждый способен на подвиг).

Итак, почему же эти сильные, смелые люди не оказали сопротивление врагу?

(Они были сильны физически, а не духом, поэтому и струсили, испугались опасности, каждый думал только о себе, а не о другом).

А могло ли описанное Горьким произойти в жизни?

Обратите внимание на жанр произведения. Вспомним определение жанра.

Легенда- произведение, созданное народной фантазией, где сочетается реальное и фантастическое.

В основу «Легенды о Данко» легла библейская история о Моисее.

«Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом .

Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер».

(Микроисследование: сравнительный анализ»Легенды о Данко» и библейской истории. Выступление ученицы) .

Мы с вами отметили, что в основу легенды легли библейские мотивы, но в ней много есть и фантастического. Это романтическое произведение и принадлежит к такому направлению, как романтизм.

Романтизм – направление в литературе, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом.

Характерные признаки романтического произведения.

герой противопоставляется «толпе»;

герой обладает качествами, которые представлены автором только в превосходной степени;

необычный пейзаж, обязательно вольный, доступный всем ветрам и дождям.

Докажем, что «Легенда о Данко»- романтическое произведение, а Данко - романтический герой.

(Ответы учащихся)

Данко – герой, человек, отдавший жизнь за спасение людей, но это романтический герой, но и в реальной жизни есть немало людей, пожертвовавших собой во имя жизни других. 23 февраля мы с вами отмечали замечательный праздник – День защитника Отечества, праздник тех, кто победил фашизм, тех, кто охранял и будет охранять рубежи нашей страны.

(Сведения о героях - кулебачанах, ушедших на фронт)

23 февраля произошло ещё одно значительное событие- закрытие XXII Олимпийских игр в Сочи. Всех наших олимпийцев мы тоже по праву можем считать героями. Почему?

(Они защитили честь нашей страны, победили в командном первенстве, завоевав 33 медали(13+11+9))

Итак, что же за человек- герой. Какими чертами он должен обладать?

(Учащиеся прикрепляют на доске таблички, на которых написаны черты героя: храбрость, мужество, сила, красота, любовь к людям, мужество, сила воли, смелость.)

Какая из них самая главная?

(Любовь к людям.)

«Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего», - говорил М. Горький. Именно об этой любви он и писал в своих произведениях. Если человек любит другого, он способен на самопожертвование, и в его жизни «всегда найдется место подвигу» .

Д/ з. Написать мини – сочинение о человеке, совершившем героический поступок, или герое – кулебачанине.

Раннее творчество М. Горького отмечено влиянием романтизма. Одним из наиболее ярких романтических произведений этого художника является рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1894 году.

Все герои ранних рассказов Горького красивы и самоотверженны, их жизнь имеет высокий идейный смысл. Один из таких героев – Данко.

Он изначально заявлен автором как «лучший из всех», исключительный человек. Несмотря на молодость, этот герой повел людей своего племени через болото и лес, чтобы они узнали лучшую жизнь.
Данко даже в самые трудные минуты был бодр и ясен. Этот мужественный и свободолюбивый герой Горького вносит в жизнь идеи любви и самоотверженности. Он стремится пробудить в людях истинно человеческие качества, которые, под влиянием страха, побеждены в них звериными началами. Недаром автор замечает, что люди племени смотрели на Данко «как звери»: «они насторожились, как волки».

В конце рассказа Данко погибает с радостным сознанием исполненного долга. Но, к сожалению, подвиг этого героя, его утверждение нового отношения к жизни и человеку, так по-настоящему и не был понят соплеменниками. Очень скоро они забыли о своем спасителе. «Осторожный человек» из племени наступил ногой на гордое сердце Данко, и оно, рассыпавшись на искры, угасло.

Такой финал, на мой взгляд, не примиряет Данко и его племя. Наоборот, здесь подчеркнуто благородство героя, который «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них награду себе», и неблагодарное поведение людей, не оценивших высокого подвига самопожертвования.

Мне кажется, что в таком повороте событий выражен протест Горького против жалких людей, лишенных подлинного горения, стремления к красоте и свободе. Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть, на мой взгляд, исключительность героя. Этот «осторожный человек» воспринимается как один из многих людей – «негероев», которые неспособны на жертвенные порывы и все время чего-то боятся.

Вообще, ввод легенды о Данко в рассказ «Старуха Изергиль» необычен. Эта легенда словно опоясана пейзажем, в который входят образы моря, тучи, луны, степной дали. Причем каждый из этих образов эмоционально насыщен, создает атмосферу таинственности и необычности: «море шумело», «туча черная, тяжелая, суровых очертаний, похожая на горный хребет», «от облаков падали на землю густые стаи теней», «на месте луны осталось только мутное опаловое пятно», «и в степной дали, теперь уже черной и странной,…».

В легенде мы наблюдаем как бы противоборство «маленьких голубых огоньков» с ночной чернотой степи. В легенде о Данко обращает на себя внимание то, что ее заключительные строки буквально насыщены светом. Таким образом, автор рисует полный сочных красок пейзаж.

Здесь показателен сам выбор цветовой гаммы: солнечный, золотой, красный. Хорошо известно, что с блеском, сиянием, золотистым и пурпурным цветами связана святость. Особенно важен в легенде выбор красного цвета. Издавна противостояние красного и черного символизирует оппозицию жизни и смерти. Горький не случайно замечает, что «река казалась красной, как та кровь, что била горячей струей из… груди Данко». Этим сравнением писатель как бы подчеркивает, что, благодаря подвигу Данко, люди будут жить полнокровной, «горячей» жизнью, как будет жить и сама земля.

Таким образом, в рассказе «Старуха Изергиль» Данко олицетворяет человечность, святость, свет.

Имя героя легенды – Данко - связано со словами «дань», «дать», «дающий». Очень важны такие слова этого человека в легенде: «Что сделаю я для людей!?», то есть «Что я дам людям?» В этом смысле образ Данко, как мне кажется, перекликается с образом Прометея, отдавшего себя на величайшие мучения ради блага людей.

Мотивы подвига во имя народа не новы в русской литературе. Но мысль о том, что счастливым становится лишь человек, отдавший жизнь за других, была тем новым, что прозвучало в русской литературе накануне двадцатого, революционного столетия.


Легенда о Данко (Стилистический анализ)

Рассказу Горького "Старуха Изергиль" посвящено немало интересных статей и разделов в монографиях. Он привлек к себе снимание ещё со времени своего появления в 1895г. Известно, что народническая критика пыталась обвинить горького в проповеди модной тогда ницшеанской концепции "сильной личности", игнорируя контраст между индивидуализмом Лары и героическим альтруизмом Данко.

Между тем именно в этом рассказе в фантастическом образе Ларры, сына орла и женщины, Горький решительно развенчивает героя ницшеанского типа с его эгоистическим индивидуалистическим сознанием. Этому характеру он противопоставляет тоже сильную личность, но его сила направлена на благо людям. Горький романтически прославляет Данко его жизнь - подвиг. Сердце Данко ярким факелом освещает дорогу к счастью, становится символом огромной любви к людям.

С характером легендарного Данко перекликается характер самой старухи Изергиль. В нем акцентированы независимость, любовь к свободе, благодаря этим чертам характер старухи Изергиль также приобретает большое поэтическое обаяние.

Своеобразна композиция рассказа: использование приема "рассказ в рассказе", рамки для главной части, наличие нескольких сюжетных линий, объединенных сквозным образом рассказчика.

Из трех самостоятельных, композиционно завершенных новелл - "Легенда о Данко" является идейно и эмоциональной кульминацией. поэтому мы остановимся на ней подробнее и постараемся показать на конкретных примерах, как использованы Горьким все наиболее эффективные средства романтической поэтики для раскрытия идейного содержания рассказа.

Условно "Легенду о Данко" можно разбить на 3 части. Первая - изображение непроходимых лесов, в которые было загнано племя людей, вторая - их движение к свету и третья - торжество света, победа над мраком леса.

Действуют в легенде четыре условных персонажа: обобщенный образ человеческого племени; Данко; Лес и Степь. Обобщенный портрет людей выписан горьким довольно традиционно. Сначала он говорит о них, что это "были веселые, сильные и смелые люди". Потом, когда другие племена загнали их в болото, они задумались и впали в тоску.

Образ человеческого племени связан у Горького с мотивом дум. Слова думы, думать многократно обыгрывается в разных контекстах и становятся опорными в характеристике людей. Дума - это пассивная реакция на зло, она не включает в себя элемента действия. В первую фразе Данко "Не своротить камня с пути думой" слово дума уже прямо противоположно действию.

Сначала думы с эпитетом тоскливые, которые изнуряют. Следующая степень - страх, который родил пассивность. И последняя стадия ужас. Ужас родят трусливые слова, робкие и тихие. Ощущение нарастания ужаса способствуют паузы между предложениями, дающие возможность осмыслить границу, постепенность нарастания чувства ужаса. Ужас - это капитуляция. Охваченный ужасом, человек готов пожертвовать самым дорогим, что по мнению Горького, есть у него, - свободой. Последовательность введения слов думы, страх, ужас приводит к предельному напряжению. Контраст между напуганным, отчаявшимися людьми и смелым Данко придает необычайную экспрессивность этой сцене.

Этим заканчивается первая часть легенды и начинается вторая часть легенды.

Данко вызвался вывести людей из леса, освободить их от рабства. Движение людей за Данко к свету, свободе составляет содержание в торой части.

Преодолевая мрак леса и ужас грозы, люди движутся к свету. изображая людей в лесу во время грозы, в кульминационный момент Горький использует контрастные эпитеты.

Раздаются первые обвинения в том, что он молодой и неопытный повел их куда-то. Глаголы разъярить, реветь, рассвирепеть подготавливают к следующему сравнению людей со зверьми. По контрасту с ними Данко - молодой красавец. Горький отмечает физическую красоту. Данко как условие духовной и внутренней красоты.

Сила, воля, активность - вот в чем основной пафос характера Данко, а вместе с ними и др. героев романтических рассказов Горького.

Речь Данко отличается от авторского повествования и от речи старуха Изергиль. Фразы короткие, энергичные, с вопросительно-восклицательной интонацией - произносятся на высоком патетическом накале. Глаголы движения в речи Данко преобладают над глаголами статики.

Фразы сжимаются до афоризмов и строятся по типу пословиц. Данко обвиняет людей в пассивности, сравнивая их со стадом овец. Сердце его полно жалости и любви к людям.

Это движущий импульс его героического поступка. Горький передает смену ощущений в душе Данко: негодование сменяется жалостью, которые в свою очередь сменяет любовь.

Изнуренное человеческое племя мыслит злобно. А Данко, сердце которого полно жалости и любви к людям, полон сил и отваги.

Важно обратить внимание на новый поворот традиционного соотношения понятий любовь-слабость и зло-сила. Как известно, в традиционном толковании любовь - это высокая этическая ценность, но она как правило, не сопряжена с активностью, действиям. У Горького любовь активна, действенна, толкает на героический подвиг, зло же - бессильно.

Но не только образы вожака Данко и измученного, заблудившегося человеческого племени существуют в легенде старухи Изергиль. Рядом с ними вырастают образы Леса Степи. Они выступают в роли равноправных "героев", они завязывают сюжет легенды: борьба с лесом чтобы выйти в степь - такова её фабульная основа. На эти пейзажные образы.

Оригинальность Горького не в том, что он использует символику природы, новизна в интерпретации этой символике.

В легенде лес приобретает зловещие черты - это уже не спасительный приют человеческой немощи, а темница, губящая человека.

Появляется мотив тьмы. В лесу темно: он недоступен для света. В нем нет воздуха ("ядовитый смрад", "смрадное болото").

Спасение от этого леса-темницы в том, чтобы прорваться к степным просторам. Сюда выводит измученное человеческое племя герой легенды Данко.

Третья часть начинается с фразы Данко "Что сделаю я для людей?". Степень силы, мощи, с которым произносится эта фраза, Горький уподобляет грому или чему-то, сильнее грома, тем самым усиливая её экспрессивность. Горький приближает читателя к знаменитому символическому образу "горящего сердца". Желание спасти людей, пожертвовать ради них своей жизнью изображается патетически приподнятым образом "могучего огня". Употребление этого чувства огню естественно для романтической стилистике этого рассказа. Образ "горящего сердца" горький называет "факелом великой любви к людям", свет его сравнивает со светом солнца. Горящее сердце - это своеобразный, эмоционально-экспрессивный удар, знаменующий собой перелом, поворот, начало нового, светлого. Эффект неожиданности передается выразительным сравнением: "… люди же, изумленные, стали, как камни". С этого момента идет нарастание темы света. Меняется тональность повествования, становится жизнерадостной, бодрой.

Мрачная картина бушующего леса, грозы сменяются новым образом - широкой степи.

Также, как лес, степь одушевлена. Но, в отличии от леса, который "гудел, скрипел", степь вздыхала, как бы наслаждаясь простором и чистотой воздуха. Выход из леса в степь - это выход из темницы на волю, к человеческой радости. Эти образы символичны, они противопоставлены друг другу.

Пафос победы света над тьмой был присущ русской литературе издавна.

Идя от анализа средств художественной выразительности к раскрытию идейного содержания, убеждается в неразрывном единстве романтической поэтики рассказа и общего романтического замысла.

Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн с предельной правдивостью изображали тот период в своих произведениях. Горький же в это время заявляет о необходимости поисков новых путей в литературе: «Задача литературы – запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое…» В 1894 году он написал свой знаменитый рассказ «Старуха Изергиль», в которой вошли две замечательные легенды: легенда о Ларре и легенда о Данко.
Тема свободного человека – главная тема всего произведения, но в легенде о Данко она рассматривается в неожиданном ракурсе. Для писателя понятие «свобода» связано с понятием «правда» и «подвиг». Горького интересует не «свобода» «от чего-либо», а свобода «во имя».
Легенды создавались людьми с давних времен. В яркой, образной форме они рассказывали о героях и событиях, донося до слушателя или читателя народную мудрость, народные чаяния и мечты. Горький использует жанр литературной легенды, потому что он, как нельзя лучше, подходил для его замысла: кратко, взволновано, ярко воспеть все лучшее, что может быть в человеке. Более всего писатель негодовал против эгоизма, корыстолюбия, самолюбования и гордыни. В своем любимом романтическом герое Данко он подчеркивает, прежде всего, человеколюбие, доброту, желание пожертвовать собой ради счастья своего народа.
Начинается легенда своеобразным зачином: «Жили на земле в старину одни люди, непроходимые леса окружали с трех сторон таборы этих людей, а с четвертой – была степь». Очень похоже на сказку. Тревожную и поучительную. Чтобы показать в каком тяжелом положении оказались люди, Горький создает зловещий образ дремучего леса, по которому вынуждены они пробираться, убегая от врагов: «…каменные деревья стояли молча и неподвижно днем в сером сумраке и еще плотнее сдвигались вокруг людей по вечерам, когда загорались костры… А еще страшней было, когда ветер бил по вершинам деревьев и весь лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню тем людям…» В этом мраке и страхе особенно ярким и желанным кажется появление Данко, который повел людей из болот и мертвого леса.
Автор поднимает в легенде и тему неблагодарной, капризной толпы, ведь люди, попав в самый густой мрак леса и топь болот, набросились на Данко с упреками и угрозами. Назвали его «ничтожным и вредным человеком», решили убить его. Однако юноша простил людям их гнев и несправедливые упреки. Он вырвал из груди сердце, которое горело ярким огнем любви к этим же людям, и осветил им путь: «Оно (сердце) пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…» Поступок Данко можно назвать подвигом, ибо подвиг для Горького – это высшая степень свободы от любви к себе. Герой погибает, но искры его горячего сердца и сегодня освещают путь к правде и добру.
В композиции рассказа «Старуха Изергиль» легенда о Данко является третьей, финальной частью. Она завершает авторские размышления о смысле человеческого существования, дает ответ на вопрос: «Ради чего стоит жить и бороться?»
Эта третья часть произведения противостоит первой, где дан образ себялюбца и гордеца Ларры. Данко и Ларра – антиподы, они оба молоды, сильны и красивы. Но Ларра – раб своего эгоизма, и от этого он одинок и отвержен всеми. Данко же живет для людей, потому по-настоящему бессмертен.
Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода. Но ее личный эгоизм, жизнь для любимого человека и себя, делает ее похожей на Ларру. И вот финал ее жизни: перед нами высохшая бесплотная старуха с черными провалами глазниц, но с красной тряпицей на голове – символом пламенного преклонения перед такими героями, как Данко.
В своей легенде Горький мастерски использует художественно-изобразительные средства: гиперболу («В лесу стало так темно, точно в нем собрались сразу все ночи…»); олицетворение («…великаны-деревья… гудели сердитые песни», «…болото… разевало свою жадную гнилую пасть…»); яркие эпитеты («…холодный огонь»; «ядовитый смрад», «голубые воздушные цветы»). В тексте легенды много восклицательных предложений, риторических вопросов и многоточий, то есть умолчаний. Все это передает напряженный и взволнованный тон повествования. Финальные слова, говорящие о подвиге Данко, звучат твердо, возвышенно, громко.
Легенда о Данко произвела на меня очень большое впечатление: здесь не только ясный и красивый язык, не только интересный, захватывающий сюжет, но и глубина философской мысли, глубина обобщения. Не сомневаюсь, что этому небольшому произведению суждено трогать сердца многих поколений людей, ведь оно заставляет задуматься над смыслом человеческой деятельности, смыслом жизни вообще.

Очень кратко Старая румынка вспоминает свою бурную молодость и рассказывает две легенды: о сыне орла, обречённом за гордыню на вечное одиночество, и о юноше, который пожертвовал собой, чтобы спасти родное племя.

Названия глав условные и не соответствуют оригиналу. Повествование ведётся от лица рассказчика, имя которого в рассказе не упоминается. Воспоминания старухи Изергиль изложены от её имени.

Рассказчик встретил старуху Изергиль, когда собирал виноград в Бессарабии. Однажды вечером, отдыхая на морском берегу, он беседовал с ней. Вдруг старуха указала на тень от низко плывущего облака, назвала его Ларрой и рассказала «одну из славных сказок, сложенных в степях».

Легенда о Ларре

Много тысяч лет назад в «стране большой реки» жило племя охотников и земледельцев. Однажды одну из девушек этого племени унёс огромный орёл. Девушку долго искали, не нашли и забыли о ней, а через двадцать лет она вернулась со взрослым сыном, которого родила от орла. Сам орёл, почувствовав приближение старости, покончил с жизнью - упал с огромной высоты на острые скалы.

Сын орла был красивым парнем с холодными, гордыми глазами. Он никого не уважал, а со старейшинами держался как с равными себе. Старейшины не захотели принимать парня в своё племя, но это только насмешило его.

Он подошёл к красивой девушке и обнял её, но та оттолкнула его, потому что была дочерью одного из старейшин и боялась гнева своего отца. Тогда сын орла убил девушку. Его связали и начали придумывать «казнь, достойную преступления».

Один мудрец спросил, зачем он убил девушку, и сын орла ответил, что хотел её, а она его оттолкнула. После долгого разговора старейшины поняли, что парень «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего». Он не хотел никого любить и желал брать то, чего ему хотелось.

Старейшины поняли, что сын орла обрекает себя на страшное одиночество, решили, что это станет для него самой суровой карой, и отпустили его.

Сына орла назвали Ларрой - отверженным. С тех пор он жил «вольный, как птица», приходил в племя и похищал скот и женщин. В него стреляли, но убить не могли, потому что тело Ларры было закрыто «невидимым покровом высшей кары».

Так жил Ларра много десятилетий. Однажды он приблизился к людям и не стал защищаться. Люди поняли, что Ларра хочет умереть, и отступили, не желая облегчить его участь. Он ударил себя в грудь ножом, но нож сломался, он попытался разбить голову о землю, но земля отстранилась от него, и люди поняли, что Ларра не может умереть. С тех пор он скитается по степи в виде бесплотной тени, наказанный за свою великую гордость.

Воспоминания старухи Изергиль

Старуха Изергиль задремала, а рассказчик сидел на берегу, слушая шум волн и далёкие песни сборщиков винограда.

Внезапно проснувшись, старуха Изергиль начала вспоминать тех, кого любила в своей долгой жизни.

Она жила с матерью в Румынии на берегу реки, ткала ковры. В пятнадцать лет она влюбилась в молодого рыбака. Он уговаривал Изергиль уйти с ним, но к тому времени рыбак ей уже надоел - «только поёт да целуется, ничего больше».

Бросив рыбака, Изергиль влюбилась в гуцула - весёлого, рыжего карпатского молодца из разбойничьей шайки. Рыбак не смог забыть Изергиль и тоже пристал к гуцулам. Так их и повесили вместе - и рыбака, и гуцула, а Изергиль ходила смотреть на казнь.

Затем Изергиль встретила важного и богатого турка, целую неделю прожила в его гареме, потом соскучилась и сбежала с его сыном, темноволосым, гибким мальчиком много младше её, в Болгарию. Там её ранила ножом в грудь некая болгарка, то ли за жениха, то ли за мужа - Изергиль уже не помнит.

Выходили Изергиль в женском монастыре. У монашки-польки, которая за ней ухаживала, в соседнем монастыре был брат. С ним Изергиль и сбежала в Польшу, а молоденький турок умер от избытка плотской любви и тоски по дому.

Поляк был «смешной и подлый», мог словами, как кнутом ударить. Однажды сильно обидел он Изергиль. Она взяла его на руки, бросила в реку и ушла.

Люди в Польше оказались «холодные и лживые», Изергиль было трудно жить среди них. В городе Бохнии её купил один жид, «не для себя купил, а чтобы торговать». Изергиль согласилась, желая заработать денег и вернуться домой. К ней ходили пировать «богатые паны», золотом её осыпали.

Многих любила Изергиль, а больше всего красавца-шляхтича Аркадэка. Он был молод, а Изергиль уже прожила четыре десятка лет. Тогда Изергиль рассталась с жидом и жила в Кракове, была богата - большой дом, слуги. Аркадэк долго добивался её, а добившись - бросил. Потом он пошёл биться с русскими и попал в плен.

Изергиль, прикинувшись нищей, убила часового и сумела вызволить любимого Аркадека из русского плена. Он обещал любить её, но Изергиль с ним не осталась - не хотела, чтобы её любили из благодарности.

После этого Изергиль уехала в Бессарабию и осталась там. Её муж-молдаванин умер, и теперь старуха живёт среди молодых сборщиков винограда, рассказывает им свои сказки.

С моря наплывала грозовая туча, и в степи начали появляться голубые искры. Увидев их, Изергиль поведала рассказчику легенду о Данко.

Легенда о Данко

В старину, между степью и непроходимым лесом жило племя сильных и смелых людей. Однажды из степи явились более сильные племена и прогнали этих людей вглубь леса, где воздух был отравлен ядовитыми испарениями болот.

Люди стали болеть и умирать. Из леса надо было уходить, но позади были сильные враги, а впереди дорогу преграждали болота и деревья-великаны, создававшие вокруг людей «кольцо крепкой тьмы».

Люди не могли вернуться в степь и биться насмерть, потому что у них были заветы, которые не должны были исчезнуть.

Тяжкие думы породили страх в сердцах людей. Всё громче звучали трусливые слова о том, что надо вернуться в степь и стать рабами сильнейших.

И тут молодой красавец Данко вызвался вывести племя из леса. Люди поверили и пошли за ним. Труден был их путь, люди гибли в болотах и каждый шаг давался им с трудом. Вскоре измученные соплеменники начали роптать на Данко.

Однажды началась гроза, на лес опустился непроглядный мрак, и племя пало духом. Сознаваться в собственном бессилии людям было стыдно, и они стали упрекать Данко в неумении управлять ими.

Усталые и злые люди стали судить Данко, он же отвечал, что соплеменники сами не сумели сохранить силы на долгий путь и просто шли как стадо овец. Тогда люди захотели убить Данко, и в их лицах уже не было ни доброты, ни благородства. От жалости к соплеменникам сердце Данко вспыхнуло огнём желания помочь им, и лучи этого могучего огня засверкали в его глазах.

Увидев, как горят глаза Данко, люди решили, что он рассвирепел, насторожились и стали окружать его, чтобы схватить и убить. Данко понял их намерение и стало ему горько, а сердце разгорелось ещё ярче. Он «разорвал руками себе грудь», вырвал пылающее сердце, высоко поднял его над головой и повёл очарованных людей вперёд, освещая им путь.

Наконец, лес расступился и племя увидело широкую степь, а Данко радостно рассмеялся и умер. Его сердце ещё пылало рядом с телом. Какой-то осторожный человек увидел это и, чего-то испугавшись, «наступил на гордое сердце ногой». Оно рассыпалось в искры и угасло.

Иногда в степи перед грозой появляются голубые искры. Это остатки горящего сердца Данко.

Окончив рассказ, старуха Изергиль задремала, а рассказчик смотрел на её иссохшее тело и гадал, сколько ещё «красивых и сильных легенд» она знает. Прикрыв старуху лохмотьями, рассказчик прилёг рядом и долго смотрел на покрытое тучами небо, а рядом «глухо и печально» шумело море.

 
Статьи по теме:
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг