Осман I Гази — Основатель османской империи. Законы и традиции, которым следовали в османской империи

Почему началось падение могущества Блистательной Порты? Невозможно назвать единственную причину. Обычно указывают на последствия открытие Америки, когда сменились направления крупнейших торговых коммуникаций, а приток испано-американского золота привел к девальвации турецкой валюты и высокому уровню инфляции.

Иван Айвазовский Синопский бой (дневной вариант, 1853)

Возможно, причины упадка накапливались постепенно в многомерном коммуникационном пространстве империи. В пространстве престолонаследия - это переход трона от Сулеймана Великолепного к Селиму II, известному как «горький пьяница» (восхождению к власти своего сына способствовала наложница Сулеймана украинка Роксолана). В геополитическом пространстве - это последнее великое морское сражение гребных флотов в 1571 году у берегов Греции, закончившееся поражением османов и освобождением христианского мира от заблуждения - веры в непобедимость турок. Погубила Османскую империю и коррупция, особо усилившаяся, когда султан стал получать свою долю от продажи собственных льгот (преференций). Эту идею султану подсказал фаворит, выходец из сельджукских правителей, рассматривающих османов как кровных врагов. Когда многочисленные причины и последствия упадка в каждом из геострат (геополитическом, геоэкономическом, конфессиональном, социокультурном и социопсихологическом) стратифицировались (наложились друг на друга) в многомерном коммуникационном пространстве, образовалась рубежная энергетика с разрушительным зарядом.

Иван Айвазовский Синопский бой 18 ноября 1853 г. (ночь после боя, 1853)

Иван Айвазовский Смотр российского Черноморского флота в 1849 году

Литература

Бродель Ф. Время мира. Материальная цивилизация, экономика и капитализм {XV-XVIII вв.), том 3. - М.: Прогресс, 1992.
Дергачев В.А. – В кн. Цивилизационая геополитика (Геофилософия). – Киев: ВИРА-Р, 2004.
Кинросс Лорд Расцвет и упадок Османской империи/Перевод с английского М.Пальникова. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1999.
Лоуренс Т.Э. Перемены на Востоке. - Иностранная литература, 1999, № 3.

«Геополитика сверхдержав»

8 290

Став правителем горного района, Осман в 1289 г. получил от сельджукского султана титул бея. Придя к власти, Осман сразу отправился на завоевание византийских земель и первый же захваченный византийский городок Мелангию сделал своей резиденцией.

Осман родился в небольшом горном местечке Сельджукского султаната. Отец Османа, Эртогрул, получил соседние с византийскими земли от султана Ала-ад-Дина. Тюркское племя, к которому принадлежал Осман, считало священным делом захват соседних территорий.

После побега сверженного сельджукского султана в 1299 г. Осман создал независимое государство на основе собственного бейлика. За первые годы XIV в. основатель Османской империи сумел значительно расширить территорию нового государства и перенес свою ставку в город-крепость Эпишехир. Сразу же после этого османская армия стала совершать набеги на византийские города, расположенные на черноморском побережье, и на византийские области в районе пролива Дарданеллы.

Продолжил османскую династию сын Османа Орхан, начавший свою военную карьеру с удачного взятия Бурсы, мощной крепости в Малой Азии. Орхан объявил процветающий укрепленный город столицей государства и велел начать чеканку первой монеты Османской империи – серебряного акче. В 1337 г. турки одержали несколько блестя щих побед и заняли территории до Босфора, сделав завоеванный Исмит главной верфью государства. Одновременно Орхан присоединил соседние турецкие земли, и под его владычеством к 1354 г. оказались северо-западная часть Малой Азии до восточных берегов пролива Дарданеллы, часть его европейского побережья, включая город Галлиополь, и Анкара, отбитая у монголов.

Сын Орхана Мурад I стал третьим правителем Османской империи, прибавившим к ее владениям территории около Анкары и отправившийся с военным походом в Европу.


Мурад был первым султаном османской династии и настоящим поборником мусульманства. В городах страны начали строить первые в турецкой истории школы.

После первых же побед в Европе (завоевание Фракии и Пловдива) на европейское побережье хлынул поток тюркских поселенцев.

Султаны скрепляли указы-фирманы собственной имперской монограммой – тугрой. Сложный восточный узор включал в себя имя султана, имя его отца, титул, девиз и эпитет «всегда победоносный».

Новые завоевания

Большое внимание Мурад уделял совершенствованию и укреплению армии. Впервые в истории была создана профессиональная армия. В 1336 г. правитель сформировал корпус янычар, позднее превратившийся в личную охрану султана. В дополнение к янычарам была создана конная армия сипахов, и в результате этих коренных изменений турецкая армия стала не только многочисленной, но и необычайно дисциплинированной и мощной.

В 1371 г. на реке Марице турки разбили объединенную армию южно-европейских государств и захватили Болгарию и часть Сербии.

Следующая блестящая победа была одержана турками в 1389 г., когда янычары впервые взяли в руки огнестрельное оружие. В том году состоя лось историческое сражение на Коссовом поле, когда, разгромив крестоносцев, турки-османы присоединили к своим землям значительную часть Балкан.

Сын Мурада Байазид во всем продолжил политику отца, но в отличие от него отличался жестокостью и предавался разврату. Байазид довершил разгром Сербии и превратил ее в вассала Османской империи, став полновластным хозяином на Балканах.

За быстрые передвижения армии и энергичные действия султан Байазид получил прозвище Ильдерим (Молния). Во время молниеносного похода в 1389–1390 гг. он подчинил Анатолию, после чего турки овладели почти всей территорией Малой Азии.

Байазиду пришлось сражаться одновременно на двух фронтах – с византийцами и крестоносцами. 25 сентября 1396 г. турецкая армия разгромила огромное войско крестоносцев, получив в подчинение все болгарские земли. На стороне турок, по описанию современников, сражались более 100 000 человек. Многие знатные европейцы-крестоносцы попали в плен, позднее их выкупали за огромные деньги. В столицу османского султана потянулись караваны вьючных животных с дарами императора Карла VI Французского: золотыми и серебряными монетами, шелковыми тканями, коврами из Арраса с вытканными на них картинами из жизни Александра Македонского, охотничьими соколами из Норвегии и многим другим. Правда, дальнейших походов в Европу Байазид не совершал, отвлеченный восточной опасностью со стороны монголов.

После неудачной осады Константинополя в 1400 г. туркам пришлось сражаться с татарской армией Тимура. 25 июля 1402 г. произошла одна из величайших битв Средневековья, во время которой под Анкарой встретились армия турок (около 150 000 человек) и армия татар (около 200 000 человек). Армия Тимура, кроме хорошо обученных воинов, имела на вооружении более 30 боевых слонов – довольно мощное оружие при наступлении. Янычары, показав необычайную смелость и силу, все-таки были разбиты, а Байазид захвачен в плен. Армия Тимура разграбила всю Османскую империю, истребила или захватила в плен тысячи людей, сожгла красивейшие города и поселки.

Мухаммад I правил империей с 1413 по 1421 г. На всем протяжении своего правления Мухаммад состоял с Византией в добрых отношениях, обратив свое основное внимание на обстановку в Малой Азии и совершив первый в истории турок поход в Венецию, закончившийся неудачей.

Мурад II, сын Мухаммада I, взошел на престол в 1421 г. Это был справедливый и энергичный правитель, много времени уделявший развитию искусств и градостроительству. Мурад, справляясь с внутренними распрями, совершил удачный поход, овладев византийским городом Фессалоникой. Не менее удачными были и сражения турок против сербской, венгерской и албанской армий. В 1448 г. после победы Мурада над объединенной армией крестоносцев, была предрешена судьба всех народов Балкан – на несколько веков над ними нависло турецкое владычество.

Перед началом исторической битвы в 1448 г. между объединенной европейской армией и турками через ряды османского войска была пронесена на кончике копья грамота с договором о перемирии, нарушенным в очередной раз. Тем самым османы показали, что мирные договоры их не интересуют, – только сражения и только наступление.

С 1444 по 1446 г. империей правил турецкий султан Мухаммад II, сын Мурада II.

Правление этого султана на протяжении 30 лет превратило державу в мировую империю. Начав правление с уже ставшей традиционной казни родственников, потенциально претендовавших на трон, честолюбивый юноша показал свою силу. Мухаммад, получивший прозвище Завоеватель, стал жестким и даже жестоким правителем, но в то же время имел прекрасное образование и владел четырьмя языками. Султан приглашал к своему двору ученых и поэтов из Греции и Италии, много средств выделял на строительство новых зданий и развитие искусства. Главной своей задачей султан поставил завоевание Константинополя, при этом отнесся к ее реализации очень обстоятельно. Напротив византийской столицы в марте 1452 г. была заложена крепость Румелихисар, в которой установили новейшие пушки и разместили сильный гарнизон.

В результате Константинополь оказался отрезанным от Причерноморья, с которым его связывала торговля. Весной 1453 г. к византийской столице подошли огромная сухопутная армия турок и мощный флот. Первый штурм города не увенчался успехом, но султан приказал не отступать и организовать подготовку нового штурма. После перетаскивания в константинопольскую бухту по специально сооруженному над железными заградительными цепями настилу части кораблей город оказался в кольце турецких войск. Сражения шли ежедневно, но греческие защитники города показывали образцы смелости и упорства.

Осада не была сильным местом османской армии, и турки победили только за счет тщательного окружения города, численного перевеса сил приблизительно в 3,5 раза и благодаря наличию осадных орудий, пушек и мощной мортиры с ядрами весом по 30 кг. Перед главным штурмом Константинополя Мухаммад предложил жителям сдаться, обещав пощадить их, но они, к его огромному изумлению, отказались.

Генеральный штурм был начат 29 мая 1453 г., и отборные янычары при поддержке артиллерии ворвались в ворота Константинополя. 3 дня турки грабили город и убивали христиан, а храм Святой Софии впоследствии был превращен в мечеть. Турция стала настоящей мировой державой, провозгласив своей столицей древнейший город.

В последующие годы Мухаммад сделал своей провинцией завоеванную Сербию, покорил Молдову, Боснию, немного позже – Албанию и захватил всю Грецию. Одновременно турецкий султан завоевал обширные территории в Малой Азии и стал властителем всего Малоазийского полуострова. Но и на этом он не остановился: в 1475 г. турки захватили многие крымские города и город Тану в устье Дона на Азовском море. Крымский хан официально признал власть Османской империи. Вслед за этим были завоеваны территории сефевидского Ирана, а в 1516 г. под властью султана оказались Сирия, Египет и Хиджаз с Мединой и Меккой.

В начале XVI в. завоевательские походы империи были направлены на восток, на юг и на запад. На востоке Селим I Грозный одержал победу над Сефевидами и присоединил к своему государству восточную часть Анатолии и Азербайджан. На юге османы подавили воинственных мамлюков и взяли под контроль торговые пути по побережью Красного моря к Индийскому океану, в Северной Африке дошли до Марокко. На западе Сулейман Великолепный в 1520-х гг. захватил Белград, Родос, венгерские земли.

На пике могущества

Османская империя вступила в стадию наивысшего расцвета в самом конце XV в. при султане Селиме I и его преемнике Сулеймане Великолепном, которые добились значительного расширения территорий и установили надежное централизованное управление страной. Время правления Сулеймана вошло в историю как «золотой век» Османской империи.

Начиная с первых лет XVI в., империя турок превратилась в самую мощную державу Старого Света. Современники, побывавшие на землях империи, в своих записках и воспоминаниях с восторгом описывали богатство и роскошь этой страны.

Сулейман Великолепный
Султан Сулейман – легендарный правитель Османской империи. Во времена его правления (1520–1566 гг.) огромная держава стала еще больше, города – красивее, дворцы – роскошнее. В историю Сулейман (рис. 9) вошел также под прозвищем Законодатель.

Став султаном в 25 лет, Сулейман значительно расширил границы государства, захватив в 1522 г. Родос, в 1534 г. – Месопотамию, в 1541 г. Венгрию.

Правителя Османской империи традиционно называли султаном, титулом арабского происхождения. Считается правильным использование таких терминов, как «шах», «падишах», «хан», «цезарь», пришедшие от разных народов, находившихся под властью турок.

Сулейман способствовал культурному процветанию страны, при нем во многих городах империи были построены красивые мечети, роскошные дворцы. Знаменитый император был неплохим поэтом, оставив свои сочинения под псевдонимом Мухибби (Влюбленный в Бога»). В годы правления Сулеймана в Багдаде жил и творил замечательный турецкий поэт Физули, написавший поэму «Лейла и Меджун». Прозвище Султан Среди Поэтов получил служивший при дворе Сулеймана Махмуд Абд аль-Баки, отразивший в своих поэмах жизнь высшего общества государства.

Султан заключил законный брак с легендарной Роксоланой, прозванной Смешливой, одной из рабынь славянского происхождения в гареме. Такой поступок был по тем временам и согласно шариату явлением исключительным. Роксолана родила султану наследника, будущего императора Сулеймана II и много времени посвящала меценатству. Большим влиянием супруга султана обладала на него и в делах дипломатических, особенно в отношениях с западными странами.

Для того чтобы оставить о себе память в камне, Сулейман пригласил известного архитектора Синана для создания мечетей в Стамбуле. Приближенные императора также возводили крупные религиозные сооружения с помощью знаменитого зодчего, в результате чего столица заметно преобразилась.

Гаремы
Гаремы с несколькими женами и наложницами, разрешенные исламом, могли себе позволить только состоятельные люди. Султанские гаремы стали неотъемлемой частью империи, ее визитной карточкой.

Гаремами, кроме султанов, обладали визири, беи, эмиры. Подавляющее большинство населения империи имело по одной жене, как положено во всем христианском мире. Ислам же официально разрешал мусульманину иметь четырех жен и несколько рабынь.

Султанский гарем, породивший множество легенд и преданий, на самом деле представлял собой сложную организацию со строгими внутренними порядками. Управляла этой системой мать султана, «валиде султан». Главными ее помощниками были евнухи и рабыни. Понятно, что жизнь и сила власти управительницы султана напрямую зависели от судьбы ее высокопоставленного сына.

В гареме жили девушки, захваченные во время войн или приобретенные на невольничьих рынках. Независимо от их национальности и вероисповедания до попадания в гарем все девушки становились мусульманками и обучались традиционным для ислама искусствам – вышиванию, пению, умению вести беседу, музыке, танцам, литературе.

Находясь в гареме длительное время, его обитательницы проходили несколько ступеней и званий. Сначала их называли джарийе (новичками), затем довольно в скором времени их переименовывают в шагирт (учениц), со временем они становились гедикли (компаньонками) и уста (мастерицами).

Бывали в истории и единичные случаи, когда султан признавал наложницу своей законной супругой. Случалось это чаще тогда, когда наложница рожала правителю долгожданного сына-наследника. Яркий пример – Сулейман Великолепный, женившийся на Роксолане.

Снискать внимание султана могли только девушки, достигшие ступени мастериц. Из их числа правитель выбирал себе постоянных любовниц, фавориток и наложниц. Многие представительницы гарема, ставшие любовницами султана, награждались собственным жильем, драгоценностями и даже рабынями.

Законный брак не был предусмотрен шариатом, но султан выбирал себе из всех обитательниц гарема четырех жен, находившихся в привилегированном положении. Из них главной становилась родившая султану сына.

После смерти султана всех его жен и наложниц отправляли в Старый дворец, находившийся за пределами города. Новый правитель государства мог разрешить отставным красавицам выйти замуж или перейти к нему в гарем.

Любой голливудский сценарий меркнет в сравнении с жизненной дорогой Роксоланы,ставшей самой влиятельной женщиной в истории великой империи. Её полномочия, вопреки турецким законам и исламским канонам, могли сравниться лишь с возможностями самого султана. Роксолана стала не просто женой, она была соправительницей; к её мнению не прислушивались- оно единственное было правильно, законно.
Анастасия Гавриловна Лисовская (родилась ок. 1506 г. - ум. ок. 1562 г.) была дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина — небольшого городка на Западной Украине, расположенного юго-западнее Тернополя. В XVI веке эта территория принадлежала Речи Посполитой и постоянно подвергалась опустошительным набегам крымских татар. Во время одного из них летом 1522 года юная дочь священнослужителя попалась отряду людоловов. Легенда гласит, что несчастье произошло как раз накануне свадьбы Анастасии.
Сначала пленница попала в Крым — это обычный путь всех невольниц. Ценный «живой товар» татары не гнали пешком через степь, а под бдительной охраной везли на лошадях, даже не связывая руки, чтобы не попортить веревками нежную девичью кожу. В большинстве источников написано,что пораженные красотой полонянки крымчаки решили отправить девушку в Стамбул, надеясь выгодно продать ее на одном из самых больших невольничьих рынков мусульманского Востока.

«Giovane, ma non bella» («молода, но некрасива»), - рассказывали о ней венецианские вельможи в 1526 году, однако «грациозна и невысока ростом». Никто из современников, вопреки легенде,не называл Роксолану красавицей.
В столицу султанов пленницу отправили на большой фелюке, и продавать ее повез сам хозяин — его имя история не сохранила.В первый же день, когда ордынец вывел пленницу на рынок, она случайно попалась на глаза оказавшемуся там всесильному визирю молодого султана Сулеймана I, благородному Рустем-паше.Опять таки,легенда гласит,что турка поразила ослепительная красота девушки, и он решил купить ее, чтобы сделать подарок султану.
Как видно из потретов и подтвеждений современников, красота тут явно не причем,- я могу назвать это стечение обстоятельств только одним словом-Судьба.
В эту эпоху султаном был Сулейман I Великолепный (Пышный), правивший с 1520 по 1566 гг, считающийся величайшим султаном из династии Османов. За годы его властвования империя достигла апогея своего развития, включив в свой состав всю Сербию с Белградом, большую часть Венгрии, остров Родос, значительные территории в Северной Африке до границ Марокко и на Ближнем Востоке. Прозвище Великолепный дала султану Европа, тогда как в мусульманском мире его чаще называют Кануни, что в переводе с турецкого означает Законодатель. «Такое величие и благородство»,- писалось о Сулеймане в докладе венецианского посла XVI века Марини Сануто — «украшало ещё и то обстоятельство, что он, в отличии от отца и многих других султанов, не имел склонности к педерастии». Честный правитель и бескомпромиссный борец со взяточничеством, поощрял развитие искусств и философии, а также считался умелым поэтом и кузнецом - мало кто из европейских монархов мог составить конкуренцию Сулейману I.
По законам веры падишах мог иметь четырех законных жен. Дети первой из них становились наследниками престола. Вернее, наследовал трон один первенец, а остальных часто ждала печальная судьба: все возможные претенденты на верховную власть подлежали уничтожению.
Кроме жен, повелитель правоверных имел любое число наложниц, которое пожелает его душа и потребует плоть. В разное время при разных султанах в гареме жило от нескольких сотен до тысячи и более женщин, каждая из которых непременно была удивительной красавицей. Кроме женщин в гареме состоял целый штат евнухов-кастратов, служанок разного возраста, костоправок, повитух, массажисток, врачей и тому подобных. Но никто, кроме самого падишаха, не мог посягнуть на принадлежащих ему красавиц. Руководил всем этим сложным и беспокойным хозяйством «начальник девушек» - евнух кызлярагассы.
Впрочем, одной удивительной красоты было мало: предназначенных для гарема падишаха девушек в обязательном порядке обучали музыке, танцам, мусульманской поэзии и, конечно, искусству любви. Естественно, курс любовных наук являлся теоретическим, а практику преподавали опытные старухи и женщины, искушенные во всех тонкостях секса.
Теперь вернусь к Роксолане,итак, Рустем-паша решил купить славянскую красавицу. Но ее хозяин-крымчак отказался продавать Анастасию и преподнес ее в дар всесильному царедворцу, справедливо рассчитывая получить за это не только дорогой ответный подарок, как принято на Востоке, но и немалые выгоды.
Рустем-паша приказал всесторонне подготовить ее в подарок султану, в свою очередь рассчитывая добиться этим еще большего его благорасположения. Падишах был молод, он взошел на престол только в 1520 году и очень ценил женскую красоту, причем не просто как созерцатель.
В гареме Анастасия получает имя Хуррем (смеющаяся).И для султана она всегда оставалась только Хуррем. Роксолана,имя под которым она вошла в историю, всего лишь название сарматских племен во II-IV веках нашей эры, кочевавших в степях между Днепром и Доном,в переводе с латыни означает «русская». Роксолану часто и при жизни, и после смерти будут звать не иначе как «русинкой» - уроженкой Руси или Roxolanii, как раньше называли Украину.

Тайна рождения любви между султаном и пятнадцатилетней безвестной пленницей так и останется неразгаданной. Ведь в гареме существовала строгая иерархия, нарушившего которую ждало жестокое наказание. Часто - смерть. Девушки новобранцы - аджеми, ступень за ступенью ставали сначала джарие, потом шагирд, гедикли и уста. Никто, кроме уста не имел право быть в султанских покоях. Только мать правящего султана, валиде-султан, имела абсолютную власть внутри гарема,и решала, кому и когда из уста делить ложе с султаном. Как удалось Роксолане почти сразу занять султанскую обитель навсегда останется загадкой.
Существует легенда о том, как Хуррем попала на глаза султану. Когда султану представляли новых рабынь (более красивых и дорогих, чем она) в круг танцующих одалисок вдруг влетела маленькая фигурка и, оттолкнув «солистку», рассмеялась. А потом запела свою песню. Гарем жил по жестоким законам. И евнухи ждали только одного знака — что приготовить для девчонки-одежду для спальни султана или шнурок, которым удавливали рабынь. Султан был заинтригован и удивлен. И в тот же вечер Хуррем получила платок султана - знак того, что вечером он ожидает ее в своей спальне. Заинтересовав султана своей молчаливостью, она попросила только одного — права посещать султанскую библиотеку. Султан был шокирован, но разрешил. Когда через некоторое время он вернулся из военного похода, Хуррем владела уже несколькими языками. Она посвящала своему султану стихи и даже писала книги. Это было невиданно по тем временам, и вместо уважения вызывало страх. Ее ученость плюс то, что султан проводил все свои ночи с ней, создали Хуррем устойчивую славу ведьмы. О Роксолане говорили, что она заколдовала султана с помощью нечистой силы. И в самом деле он был околдован.
«Наконец соединимся душою, мыслями, воображением, волей, сердцем, всем, что я бросил своего в тебе и взял с собой твоего, о моя единственная любовь!», - писал султан в письме к Роксолане. «Господин мой, твоё отсутствие распалило во мне огонь, который не гаснет. Пожалейте эту страдальческую душу и поспешите своё письмо, чтобы я могла найти в нём хоть малое утешение», -отвечала Хуррем.
Роксолана жадно вбирала в себя все, чему ее учили во дворце, брала все, что давала ей жизнь. Историки свидетельствуют, что через некоторое время она действительно овладела турецким, арабским и персидским языками, научилась в совершенстве танцевать, декламировать современников, а еще играть по правилам чужой, жестокой страны, в которой она жила. Следуя правилам своей новой родины, Роксолана приняла ислам.
Ее главный козырь был в том, что Рустем-паша, благодаря которому она попала во дворец падишаха, получил ее в подарок, а не купил. В свою очередь он не продал ее кызлярагассы, пополнявшему гарем, а подарил Сулейману. Значит, Роксалана осталась свободной женщиной и могла претендовать на роль жены падишаха. По законам Османской империи рабыня никогда, ни при каких обстоятельствах не могла стать женой повелителя правоверных.
Через несколько лет Сулейман вступает с ней в официальный брак по мусульманскому обряду, возводит её в ранг баш-кадыны - главной (а фактически — eдинственной) жены и обращается к ней «Хасеки», что означает «милая сердцу».
Невероятное положение Роксоланы при султанском дворе изумляли и Азию, и Европу. Её образованность заставляла преклоняться учёных, она принимала иностранных послов, отвечала на послания иноземных государей, влиятельных вельмож и художников.Она не только смирилась с новой верой, но и обрела славу ревностной правоверной мусульманки, чем заслужила немалое уважение при дворе.
Однажды флорентийцы поместили парадный портрет Хюррем, для которого она позировала венецианскому художнику, в картинной галерее. То был единственный женский портрет среди изображений крючконосых бородатых султанов в огромных тюрбанах. «Ещё не было в оттаманском дворце другой женщины, которая бы имела такую власть» - венецианский посол Наваджеро, 1533 год.
Лисовская рожает султану четырех сыновей (Магомета, Баязета, Селима, Джехангира) и дочь Хамерие.Но наследником престола по-прежнему официально считался Мустафа — старший сын первой жены падишаха,черкешенки Гульбехар. Она и ее дети стали смертельными врагами властолюбивой и коварной Роксаланы.

Лисовская прекрасно понимала: пока ее сын не станет наследником престола или не сядет на трон падишахов, ее собственное положение постоянно находится под угрозой. В любой момент Сулейман мог увлечься новой красивой наложницей и сделать ее законной супругой, а какую-нибудь из старых жен приказать казнить: в гареме неугодную жену или наложницу живьем сажали в кожаный мешок, кидали туда же разъяренную кошку и ядовитую змею, завязывали мешок и по специальному каменному желобу спускали его с привязанным камнем в воды Босфора. Провинившиеся считали за счастье, если их просто быстро удавят шелковым шнурком.
Поэтому Роксалана очень долго готовилась и начала активно и жестоко действовать лишь по прошествии почти пятнадцати лет!
Ее дочери исполнилось двенадцать лет, и она решила выдать ее замуж за… Рустем-пашу, которому уже перевалило за пятьдесят. Зато он был в большом фаворе при дворе, близок к трону падишаха и, самое главное, являлся кем-то вроде наставника и «крестного отца» наследника престола Мустафы — сына черкешенки Гульбехар, первой жены Сулеймана.
Дочь Роксаланы выросла похожей лицом и точеной фигурой на красавицу-мать, и Рустем-паша с большим удовольствием породнился с султаном — это очень высокая честь для придворного. Женщинам не возбранялось видеться, и султанша ловко выведывала у дочери обо всем, что творилось в доме Рустем-паши, буквально по крупицам собирая нужные ей сведения. Наконец, Лисовская решила, что пора нанести смертельный удар!
Во время свидания с мужем Роксалана по секрету сообщила повелителю правоверных о «страшном заговоре». Милостивый Аллах сподобил ее вовремя узнать о тайных планах заговорщиков и позволил предупредить обожаемого супруга о грозящей ему опасности: Рустем-паша и сыновья Гульбехар задумали лишить падишаха жизни и завладеть троном, посадив на него Мустафу!
Интриганка хорошо знала, куда и как ударить — мифический «заговор» был вполне правдоподобен: на Востоке времен султанов кровавые дворцовые перевороты являлись самым обычным делом. К тому же Роксалана приводила как неопровержимый довод подлинные слова Рустем-паши, Мустафы и других «заговорщиков», которые слышала дочь Анастасии и султана. Поэтому зерна зла упали на благодатную почву!
Рустема-пашу немедленно взяли под стражу, и началось следствие: пашу страшно пытали. Возможно, он оговорил себя и других под пыткой. Но даже если он молчал, это только утвердило падишаха в действительном существовании «заговора». После пыток Рустема-пашу обезглавили.
Отсавались только Мустафа и его братья — они были препятствием на пути к трону первенца Роксаланы, рыжего Селима, и уже поэтому просто обязаны были умереть! Постоянно подстрекаемый женой, Сулейман согласился и отдал приказ умертвить своих детей! Пророк запретил проливать кровь падишахов и их наследников, поэтому Мустафу и его братьев удавили зеленым шелковым витым шнурком. Гульбехар сошла с ума от горя и вскоре скончалась.
Жестокость и несправедливость сына поразили валидэ Хамсе — мать падишаха Сулеймана, происходившую из рода крымских ханов Гиреев. При встрече она высказала сыну все, что думает о «заговоре», казни и любимой жене сына Роксалане. Нет ничего удивительного, что после этого валидэ Хамсе, мать султана, прожила меньше месяца: Восток знает толк в ядах!
Султанша пошла еще дальше: она повелела отыскать в гареме и по всей стране других сыновей Сулеймана, которых родили жены и наложницы, и всех их лишить жизни! Как оказалось, сыновей у султана нашлось около сорока человек — всех их, кого тайно, кого явно, убили по приказу Лисовской.
Таким образом, за сорок лет брака Роксолане удалось практически невозможное. Она была провозглашена первой женой, а ее сын Селим стал наследником. Но на этом жертвы не прекратились. Были задушены два младших сына Роксоланы. Некоторые источники обвиняют ее в причастности к этим убийствам - якобы это было сделано для того, чтобы упрочить положение ее любимого сына Селима. Однако достоверных данных об этой трагедии так и не было найдено.
Ей уже не удалось увидеть, как ее сын взошел на трон, став султаном Селимом II. Он процарствовал после смерти отца всего восемь лет — с 1566 по 1574 год — и, хотя Коран запрещает пить вино, был жутким алкоголиком! Его сердце однажды просто не выдержало постоянных чрезмерных возлияний, а в памяти народа он так и остался, как султан Селим-пьяница!
Никто уже никогда не узнает, какими были истинные чувства знаменитой Роксоланы. Каково оказаться молодой девочке в рабстве, в чужой стране, с навязанной чужой верой. Не только не сломиться,но и вырасти во владычицу империи, обрести славу во всей Азии и Европе. Стараясь стереть из памяти позор и унижение, Роксолана приказала скрыть невольничий рынок и поставить на его месте мечеть, медресе и богадельню. Та мечеть и больница в здании богадельни до сих пор носят имя Хасеки, так же как и прилегающий к ним район города.
Её имя, окутанное мифами и легендами, воспетое современниками и обличённое чёрной славой, навеки осталось в истории. Настасия Лисовская, чья судьба могла бы быть похожей на сотни тысяч таких же Настей, Христин, Олесь, Марий. Но жизнь распорядилась иначе. Никто не знает, сколько горя, слёз и несчастий перенесла Настасья на пути к Роксолане. Однако для мусульманского мира она так и останется Хюррем - СМЕЮЩАЯСЯ.
Роксолана умерла то ли в 1558, то ли в 1561 году. Сулейман I - в 1566 году. Он успел достроить мечеть величественную Сулейманийе - один из наибольших архитектурных памятников Османской империи,- возле которой покоится прах Роксоланы в восьмигранной каменной усыпальнице, рядом с тоже восьмигранной гробницей султана. Больше четырёхсот лет стоит эта усыпальница. Внутри под высоким куполом Сулейман велел высечь алебастровые розеты и украсить каждую из них бесценным изумрудом, любимым самоцветом Роксоланы.
Когда умер Сулейман, его гробницу тоже украсили изумрудами, забыв, что его любимым камнем был рубин.

Всесултаны Османской империи и годы правленияисторией делятся на несколько этапов: от периода создания до образования республики. Эти временные периоды имеют практически точные границы в истории Осман.

Образование Османской империи

Считается, что основатели Османского государства прибыли в Малую Азию (Анатолию) из Средней Азии (Туркменистан) в 20-е годы XIII века. Султан турок-сельджуков Кейкубад II предоставил им для проживания районы у городов Анкара и Сегют.

Сельджукский султанат в 1243 году погиб под ударами монголов. С 1281 года к власти в выделенном туркменам владении (бейлике) приходит Осман, который проводит политику по расширению своего бейлика: захватывает малые города, провозглашает газзават – священную войну с неверными (византийцами и другими). Осман частично подчиняет территорию Западной Анатолии, в 1326 году берет город Бурса и делает его столицей империи.

В 1324 году Осман I Гази умирает. Похоронили его в Бурсе. Надпись на могиле стала молитвой, которую произносили османские султаны при вступлении на трон.

Продолжатели династии Османидов:

Расширение границ империи

В середине XV в. наступил период наиболее активного расширения империи Османидов. В это время во главе империи стояли:

  • Мехмед II Завоеватель – правил в 1444 - 1446 гг. и в 1451 - 1481 гг. В конце мая 1453 года захватил и разграбил Константинополь. Перенес в разграбленный город столицу. Софийский собор переделал в главный храм ислама. По требованию султана в Стамбуле разместились резиденции православных греческого и армянского патриархов, а также главный иудейский раввин. При Мехмеде II прекращена автономия Сербии, подчинена Босния, присоединен Крым. Смерть султана не позволила захватить Рим. Султан абсолютно не ценил человеческую жизнь, но писал стихи и создал первый поэтический дуван.

  • Баязид II Святой (Дервиш) – правил с 1481 по 1512 гг. Практически не воевал. Прекратил традицию личного султанского руководства войсками. Покровительствовал культуре, писал стихи. Умер, передав власть сыну.
  • Селим I Грозный (Беспощадный) – правил с 1512 по 1520 гг. Начал правление с уничтожения ближайших конкурентов. Жестоко подавил восстание шиитов. Захватил Курдистан, запад Армении, Сирию, Палестину, Аравию и Египет. Поэт, стихи которого впоследствии издавались германским императором Вильгельмом II.

  • Сулейман I Кануни (Законодатель) – правил с 1520 по 1566 гг. Раздвинул границы до Будапешта, верховьев Нила и Гибралтарского пролива, Тигра и Евфрата, Багдада и Грузии. Провел множество государственных реформ. Последние 20 лет прошли под влиянием наложницы, а затем жены Роксоланы. Наиболее плодовит среди султанов в поэтическом творчестве. Умер во время похода в Венгрию.

  • Селим II Пьяница – правил с 1566 по 1574 гг. Присуще было пристрастие к алкоголю. Талантливый поэт. В это правление произошел первый конфликт Османской империи с Московским княжеством и первое крупное поражение на море. Единственное расширение империи – захват о. Кипр. Умер от удара головой о каменные плиты в бане.

  • Мурад III – на троне с 1574 по 1595 гг. «Любитель» многочисленных наложниц и коррупционер, который практически не занимался управлением империей. При нем захвачен Тифлис, имперские войска добрались до Дагестана и Азербайджана.

  • Мехмед III – правил с 1595 по 1603 гг. Рекордсмен по уничтожению конкурентов на престол – по его приказу умерщвлены 19 братьев, их беременные женщины и сын.

  • Ахмед I – правил с 1603 по 1617 гг. Правление характеризуется чехардой высших чиновников, которые часто сменялись по желанию гарема. Империя потеряла Закавказье и Багдад.

  • Мустафа I – правил с 1617 по 1618 гг. и с 1622 по 1623 гг. Считался святым за слабоумие и лунатизм. 14 лет просидел в темнице.
  • Осман II – правил с 1618 по 1622 гг. Возведен на престол в 14 лет янычарами. Был паталогически жесток. После поражения под Хотином от запорожских казаков, за попытку побега с казной убит янычарами.

  • Мурад IV – правил с 1622 по 1640 гг. Ценой большой крови навел порядок в корпусе янычар, уничтожил диктатуру визирей, очистил суды и госаппарат от коррупционеров. Вернул в состав империи Эривань и Багдад. Перед смертью приказал убить своего брата Ибрахима – последнего из Османидов. Умер от вина и лихорадки.

  • Ибрахим – правил с 1640 по 1648 гг. Слабый и безвольный, жестокий и расточительный, падкий до женских ласк. Смещен и задушен янычарами при поддержке духовенства.

  • Мехмед IV Охотник – правил с 1648 по 1687 гг. Провозглашен султаном в 6 лет. Истинное управление государством осуществляли великие визири, особенно в первые годы. В первый период правления империя усилила свою военную мощь, завоевала о. Крит. Второй период был не столь удачным – проиграна битва при Сен-Готарде, не взята Вена, бунт янычар и свержение султана.

  • Сулейман II – правил с 1687 по 1691 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Ахмед II – правил с 1691 по 1695 гг. Возведен на престол янычарами.
  • Мустафа II – правил с 1695 по 1703 гг. Возведен на престол янычарами. Первый раздел Османской империи по Карловицкому мирному договору в 1699 г. и Константинопольский мирный договор с Россией в 1700 г.

  • Ахмед III – правил с 1703 по 1730 гг. Укрывал гетмана Мазепу и Карла XII после Полтавской битвы. В его правление проиграна война с Венецией и Австрией, потеряна часть владений в Восточной Европе, а также Алжир и Тунис.

§ 1. Образование и основные этапы развития Османской империи

В XI в. Сельджукский Румский Султанат потерпел поражение от тюрок и придвинулся к границам Византии, начался процесс тюркизации местного населения: греков, славян, грузин, персов. Правда, у этих народов сохранялись свои религии, в том числе и христианство. В XIII в. Румский султанат полностью распался. На рубеже XIII - XIV вв. бей Осман создал Османский султанат. Османы постепенно потеснили Византию на юго-востоке Малой Азии, затем захватили Балканы. В 1389 г. они разбили сербскую армию на Косовом поле, а в 1396 г. -объединенное ополчение крестоносцев почти всей Европы. В 1453 г. штурмом был взят Константинополь. В 1475 г. вассалом Турецкого султаната стало Крымское ханство, как осколок Золотой орды. В начале XVI в. османы завоевали Иран, Курдистан, Сирию, Аравию, затем Египет и практически всю Северную Африку. Власть потомков арабских халифов в Каире была упразднена, при этом Султан как бы стал преемником халифа в качестве религиозного вождя, хотя фактически османские султаны, не будучи потомками Мухаммада, не имели права считаться главами мусульманской церкви, но фактически они оказались во главе мусульманского мира. Почти все Средиземноморье, Ближний Восток и Закавказье оказались в составе Османской империи.

Государственный строй Османской империи в XV - XVII вв.

Османская империя - типично восточное государство. Для древневосточных государств-деспотий была характерна абсолютная всеохватывающая власть монарха. К. Маркс считал, что верховная собственность порождала верховную абсолютную власть монарха. Гегель из формы власти выводил форму собственности. Так что же первично, что вторично в древневосточных государствах - власть или собственность?

По нашему мнению, здесь нет абсолютного первенства. На Востоке бывает первичной собственность вторичной власть, и наоборот - первичной власть и вторичной собственность, но чаще всего они составляют единство: власть - собственность или собственность - власть, иначе говоря, власть над собственностью и одновременно собственность на власть. Это и есть альтернатива европейской модели соотношения собственности и власти. В целом европейская модель пригодна только для Европы. Большая часть человечества не жила по европейской модели. Европейская модель есть ответвление от общечеловеческой главной линии мирового развития государства. Попытка крестоносцев овладеть Востоком провалилась, в XVI - XVII вв. европейцы, опираясь на мощную судостроительную индустрию, огнестрельное оружие начали новую экспансию в мире. В XVIII - XIX вв. покорив почти весь нехристианский мир, европейцы навязали общественному сознанию и научным разработкам, что оптимальной и самой прогрессивной моделью развития цивилизаций является европейская модель, основанная на преимущественно частной собственности, где государственная власть является вторичной от производственных отношений.

Таким образом, считается, что деспотизм появляется там, где нет частной собственности. Первобытные общинные формы власти (потестас) постепенно перерастают в родоплеменные государственные органы власти. На Востоке вся полнота власти переходит к вождю; общинная демократия, с ее народными собраниями и советами старейшин остаются в нижнем ярусе властных органов, а верхний ярус занимают монархи и их администрация. Таким образом, военно-общинная демократия переросла в родоплеменное государство, которое тоже плавно переросло в абсолютно тоталитарное монархическое государство. В течение многих лет складывается мощная централизованная административная система. Власть-собственность в ней первоначальна. Рынок, частная собственность, социальные прослойки находятся в подчинении власти-собственности.

В Османской империи на основе родоплеменного государства формируется «теократическая военно-административная монархия», основанная на восточной модели владения землей, водой, рудниками и иной недвижимой собственностью. Первоначально по этой модели развивается родоплеменная система власти, постепенно она накладывается на территорию, экономику, охватывает политику, управление, администрацию, вооруженные силы, охрану порядка. Постепенно родовые и племенные органы срослись с военно-территориальными, военно-административными органами, они срастаются и с формами собственности, аренды, наделов за службу. По европейской терминологии и представлениям кажется, что здесь складывается военно-ленная система управления, но османская система владения и пользования землей, водой, иной собственностью, территориальное, военное, административное управление представляют собой совершенно иную систему.

Она устроена по родовому, военно-территориальному принципу. Территориальной единицей страны стал санджак («знамя») - боевое знамя рода, родового подразделения воинов во главе с главой рода санджак-беем. На территории санджака воины сипахи («кавалеристы») получали тимар - условное наследственное владение территорией с правом взимания строго определенной суммы налогов с населения. Тимар - сбор в пользу тимариота не должен превышать суммы, необходимой для содержания семьи, коня и военной экипировки воина. Государство строго следило за этим. Тимар не являлся ни поместьем, ни владением, тимариот не должен был превышать своих прав и полномочий и ущемлять государственных интересов.

В связи с крупными земельными завоеваниями появляются большие пожалования земли - зеаметы . Тимариоты и зеаметы составили основу османского войска. Впоследствии возникли хассы и арпалыки - территории с налоговым иммунитетом. Налог с них полностью поступал к владельцу, строго фиксировался финансовыми органами страны, но никогда не передавался по наследству, оставаясь строго в государственной собственности, и также не допускалось ущемление государственных интересов. Так складывается военно-административная монархия, в основе которой лежала формула власть-собственность. Вся земля принадлежала государству в лице султана, ею распоряжался государственный аппарат.

Вершину государственной пирамиды венчал Султан. Однако в империи не было закона о престолонаследии, все члены следующего поколения потенциально имели право на власть, трон, жестокие династические схватки были неизбежными и часто заканчивались кровавой резней. Учитывая многоженство и гарем, братьев могли быть десятки и все они в таком случае уничтожались, словом, кровь лилась рекой.

Султан был олицетворением всесильной власти над подданными, системы поголовного рабства. Каждый подданный мог в любой момент закончить жизнь на колу. Личность Султана не обожествлялась, но власть его являлась сакральной, жертвенной. При этом он не был представителем Аллаха на Земле, он считался его тенью. Вместе с тем от Султана не требовалось каких-либо выдающихся способностей или харизмы. Он и его личность должны были соответствовать ряду требований:

1.Принадлежность к суннитскому толку в исламе.

2.Только мужского пола, так как по шариату женщина не равна мужчине.


  1. Благообразная наружность без внешних дефектов.

  2. Быть совершеннолетним, не моложе 15 лет.

  3. Психическая и умственная полноценность.

  4. Свободный статус в прошлом и настоящем.

  5. Моральные качества восходят к традиционным нормам: осмотрительность, мудрость, справедливость, величие, ловкость. Но не требовалось, чтобы повелитель правоверных превосходил подданных в познаниях и деяниях.

  6. Облеченная высочайшей властью особа Султана священна и неприкосновенна.

  7. Вся полнота светской и духовной власти сосредоточивалась в руках Султана, правителя мусульман - суннитов.
Султан обладал широкими полномочиями и функциями религиозного и светского главы Османской империи:

1. Открытие общей молитвы в праздники и ежедневно.

2. Чеканка монеты.

3. Поддержание общего порядка в стране.

4. Контроль за исполнением священных законов.

5. Верховное главнокомандование.

6. Ему принадлежит высшая судебная власть.

7. Он обязан подавлять мятежи.

8. Издает законы, которые должны согласоваться с шариатом.

По мере разрастания Османской империи формировалась мощная централизованная система управления.

Султан перепоручал свою власть Везиру, который правил от его имени. Он возглавлял Великий Совет - правительство страны (Диван-и-хумайюн), состоящее из министров - везиров. Правительство в своей деятельности руководствовалось шариатом и Сводом законов Канун-наме.

Центральный аппарат управления состоял из трех основных ведомств (систем) управления: военно-административного, финансового и судебно-религиозного.

Военно-административное ведомство, который возглавлял сам Великий везир, был костяком всей управляющей структуры империи. Страна была разбита на 16 областей - эялетов во главе с бейлярбеями (губернаторами), подчиненными Великому везиру и обладавшими всеми видами власти на территории эялетов. Им подчинялись санджакбеи - военачальники - управители санджаков - уездов, которых было 250. Власть санджакбея была довольной сильной, сверху она контролировался бейлярбеем и регулировалась уездными законами и Канун-наме. Нижним звеном военно-административной власти в империи были тимариоты -держатели земли, отвечавшие за безопасность и экипировку воинов (сипахи), которых необходимо было представить от их тимаров. Тимариоты также наблюдали за порядком на территории тимара.

Финансовое ведомство во главе с везиром-дефтердаром имело специальных чиновников в эйялетах и санджаках. В функции центрального ведомства и его местных чиновников входили: учет ресурсов и доходов казны; определение размеров налогов, податей и других повинностей; контроль за доходами тимаров, хассов и арпалыков. Виды налогов: законные налоги - десятина с мусульман, «харадж» и подушная подать «джизья» с немусульман; закят - налог в пользу бедных со всех имущих. Существовали дополнительные повинности, чрезвычайные и местные.

Судебно-религиозное ведомство в самом общем смысле контролировало образ жизни и поведение населения и каждого мусульманина. Во главе ведомства стоял Шейх-уль-Ислам. В эйялетах (губерниях) это ведомство возглавляли два Кади - судьи. Кади обладали очень широкими судебными, религиозными, финансовыми и административными функциями. Они решали дела, касавшиеся мусульман, кроме того, были нотариусами, посредниками в сделках, разрешали торговые, финансовые и прочие споры, осуществляли контроль за сбором налогов, за ценами, за порядком; были духовниками и чиновниками. В немусульманских областях те же функции исполняли руководители общин.

Расцвет этой государственной системы пришелся на XVI в. в правление Сулеймана I Кануни (Законодателя) или Сулеймана Великолепного (1520 -1566 гг.).

§ 2. Развитие государственности Османской империи во второй половине XVI - начале XX вв. Основные государственные реформы

К середине XVI в. государственный строй и система управления Османской империи переживали определенный кризис. В первую очередь причины кризиса виделись в недостатках тимариотной системы. Тимариоты были составной частью военной, административной, налоговой и полицейской системы. Важными факторами, обусловившими ослабление империи, были раздача государственных земель, уменьшение военной добычи, прекращение приращения территорий.

Первые реформы в Османской империи были практически военными реформами. В XVI в. вместо воинов - сипахов был создан и многократно увеличен корпус янычар («ени чери» - новое войско), находившихся на государственной службе и получавших государственное жалование, что резко увеличило государственные расходы на армию. Кроме того, янычары, будучи султанской гвардией, часто вмешивались в политическую и дворцовую жизнь страны. После этой неудавшейся реформы в средине XVII в. новую реформу провел Великий везир Мехмед Кепрелю. Он вновь укрепил систему тимариотов, изъяв земли хассов и вакуфные земли.

Конец XVIII, XIX и начало XX вв. в Османской империи стали веками крупных государственных реформ.

Первые два тура реформ связаны с деятельностью Султана Селима III (1789 - 1807 гг.) и Махмуда II (1808 - 1839 гг.). Первый тур касался в основном реформы надельной тимарной системы, военной и частично религиозной сфер:


  1. Формирование новой армии по европейскому образцу, создание современной артиллерии, флота и инженерных войск.

  2. Ликвидация янычарского корпуса (1826 г.).

  3. Устранение суфийского ордена Бекташи из политической жизни империи (1826 г. и далее).

  4. Полное упразднение тимарной системы.
Второй тур реформ коснулся центральной администрации, налоговой системы и социальной сфер:

1.Реформа центрального управления по европейскому образцу, создание новых министерств и ведомств.

2. Налоговая реформа.

3. Реформа почты, больниц, системы образования.

Реформы второго тура быстро сошли на нет. Войны Мухаммеда Али Египетского ослабили империю. Среди великих держав Европы встал вопрос о разделе «больного человека» Европы - Османской империи. В 1839 г. Запад взял Османскую империю под «коллективное попечительство». Султан Абдул Меджадид принял его.

Следующий этап реформ 40 - 70 гг. получили название «танзимат» (преобразование, реформа) Более полное название реформ – «Танзимат-и-хайрие» - «благодетельная реформа».

3 ноября 1839 г. был подписан «Гюльханейский хатт-и-шериф» (рескрипт), иногда упрощенно называемый Гюльханейским актом. Хатт-и-шериф предписывал:


  1. Обеспечить всем подданным, представителям всех религий гарантии неприкосновенности жизни, чести и имущества.

  2. Отменить системы откупов и упорядочить налогообложение.

  3. Изменить порядок призыва на военную службу.
В 1856 г. принят еще один рескрипт «Хатт-и-хумайун». Он предусматривал создание в эйялетах и санджаках меджлисов - совещательных органов с участием немусульман; судебную реформу; принятие уголовного и коммерческого кодексов; создание системы светских школ. Реформа встретила жесткое сопротивление мусульманской знати, особенно против уравнения в правах мусульман и немусульман. Вскоре были приняты: Закон о земле; отменена цеховая система организации ремесленного производства в городах; судебная власть была отделена от административной: шаритские суды были потеснены светскими судебными учреждениями.

В 1865 г. в Османской империи возникло движение “новых османов”, которые выступили за создание конституционной монархии. Через девять-десять лет их деятельность принесла определенные плоды. В 1876 г. Султан Абдул-Хамид принял конституцию Османской империи. Она провозгласила права и свободы граждан империи, был создан двухпалатный парламент. Однако, уже в феврале 1878 г. Абдул-Хамид произвел государственный переворот, распустил уже избранный парламент и установил тиранию – «Зюлюм». При этом режиме были закрыты газеты, ужесточена цензура, были закрыты многие новые учебные заведения. Впервые была провозглашена доктрина “панисламизма”, целью которой было приспособления мира ислама к существованию в новых условиях; противопоставить мусульманское единство натиску европейского колониализма. Вместе с тем Абдул-Хамид видел в панисламизме инструмент для укрепления своей власти. Однако его честолюбивые планы вскоре провалились. Страна давно увязла в иностранных долгах и в 1879 г. была объявлена банкротом. Западные державы начали готовить инструментарий для установления над империей своего контроля. В первую очередь инструментом западного управления страной стал финансовый контроль. В 1881 г. было создано Управление Оттоманского долга, а затем и Оттоманский (Османский) банк, главным предназначением которого был контроль западных держав над Османским правительством, бюджетом страны, путем контроля или даже участия иностранных представителей в сборе налогов и расходовании бюджетных средств. Разумеется, как и в других случаях в Европе и в Азии западные правительства, банкиры и предприниматели стремились к разрушению оставшихся на земле империй, чтобы, развалив их, установить контроль и даже захватить отколовшиеся от империй части.

Провал реформ, установление иностранного контроля над страной, вызвали протест как в правящих кругах, так и среди чиновничества, военных и интеллигенции страны. Начали возникать секретные антиправительственные кружки и организации. На смену движению «новых османов» пришло движение «младотурок». В 1889 г. в Стамбуле среди курсантов военно-медицинского училища была создана подпольная ячейка, члены которой поставили цель избавить страну от деспотизма, восстановить конституцию. В Париже Риза-бей создал общество «Иттихад ве Терраки» («Единение и прогресс»). В его программу входили: борьба за свободу, справедливость и равенство всех подданных; сохранение империи на путях реформ; установление конституционного строя; невмешательств иностранцев дела империи.

В 1902 г. состоялся первый, очевидно, учредительный конгресс младотурок. В 1907 г. Второй конгресс младотурок принял Декларацию, призывающую к восстанию против Адул-Хамида. В 1908 г. произошло восстание турецких войск в Македонии. Султан принял их требования. Была создана Палата депутатов, треть мест в которой досталось младотуркам. В 1909 г. Абдул-Хамид попытался произвести контрпереворот, но младотурки своими войсками заняли столицу и, обладая реальной властью, возвели на престол нового султана Мехмеда V . Так совершилась младотурецкая революция.

Младотурки осуществили ряд реформ, сущностью которых было сохранение империи, провозглашена доктрина османизма - удержание нетурецких земель и народов в составе империи. С 1910 г. под лозунгами панисламизма и пантюркизма они начали гонения на неисламские народы.

В 1912 г. младотурок свергли исламские либералы «иттиляфисты» - члены ассоциации «Хюрриет ве иттиляф» («Свобода и согласие»), стоявшие за предоставление другим народам автономии. Используя неудачи Турции в Балканской войне 1912 г., младотурки свергли их. В 1914 г. к власти пришел младотурецкий триумвират: Энвер-паши, Талаат-паша и Джемаль-нами. Они и толкнули Османскую империю в мировую войну на стороне Германии и Тройственного союза. В результате поражения Германии пала и диктатура младотурок в Османской империи, младотурки бежали из страны. Империя агонизировала, окраины стремились отделиться, все более вызревала националистическая идея - сохранить в едином сильном государстве собственно турецкие земли в Малой Азии. Союзники решили, что могут продиктовать Османской империи свои условия мира.30 октября 1918 г. они подписали «Мудросское перемирие», которое предусматривало открытие поливов для иностранного, в том числе и военного, судоходства, демобилизацию армии, сдачу союзникам военных кораблей, установление контроля Антанты над железными дорогами страны, телеграфом и радио, оккупацию армянских эйялетов. Османская империя заканчивала свое многовековое существование.

История законодательства в Османской империи во всех ее деталях еще не исследована и не написана, хотя представляет большой интерес для исследователей мусульманского права. Мусульманское право возникло и развивалось в рамках Арабского халифата. Поскольку Османскую империю можно по праву считать преемницей Арабского халифата и одной из крупнейших мусульманских держав всех времен, то для более полного представления о развитии мусульманского права, необходимо рассмотреть его развитие в Османской империи.

В историографии считается, что в той или иной мере законодательная деятельность имела место при всех османских султанах. Она зафиксирована во множестве указов, постановлений и т.п., которые находились в не систематизированном состоянии до второй половины XV в. Первая кодификация относится к периоду правления султана Мехмеда II Фатиха. Составленный им свод законов содержит три части: 1) табель о рангах; 2) основы придворного церемониала и правила назначения сановников и их детей на государственные должности; 3) несколько статей о наказаниях за уголовные проступки, определение содержания сановным лицам и их титулатуру. Существовал и другой свод законов, составленный при этом же султане. Он значительно отличался от первого по содержанию, структуре и стилю, и состоял из следующих разделов: 1) о наказаниях за прелюбодеяние; 2) о наказаниях за драку и убийство; 3) о налогах и торговых пошлинах; 4) о кочевниках (юрюках); 5) о налогах и пошлинах с немусульман (кяфиров). Дальнейшее развитие правовых концепций в Османской империи связано именно с этими, еще достаточно примитивными положениями, изложенными во втором кодексе Мехмеда II.

Основные этапы в развитии османского законодательства после Мехмеда II историки Турции связывают с именами султанов Селима I (1512-1520 гг.), Сулеймана Кануни (1520-1566 гг.), Ахмеда I (1603-1617 гг.), деятельностью законоведов в XVI-XVII вв. и правовыми реформами периода танзимата.

В Османской империи на протяжении веков существовали две системы права - религиозные законы - шариат и светские, исходившие от имени султана - кануны.

Мусульманско-правовая доктрина допускала введение правовых изменений. Мусульманские юристы считали, что, так как правила поведения по тем вопросам, которые не урегулированы Кораном и сунной, сформулированы людьми и не гарантированы от ошибочных суждений, то они могут заменяться другими суждениями. В трудах средневековых мусульманских законоведов приводились мнения всех юристов, принадлежащих к одному мазхабу. Даже в том случае, если эти мнения были противоречивы, все они признавались действительными. Кадий мог выбирать при решении норму по своему усмотрению. Не практиковалась и прямая отмена устаревших, не соответствовавших потребностям норм. 1

Таким образом, традиционно для турецкого законотворчества было нехарактерно создание единых законодательных конструкций.

Религиозная система права в Османской империи была связана с общими принципами мусульманского права и соответствовала официально принятому в этой стране толкованию ханифитской правовой школы. Отличие этого мазхаба в том, что он более гибко применяется к местным обстоятельствам, стараясь приспособить жесткие рамки шариата к практическим потребностям жизни. При решении конкретных вопросов ханифиты оперировали тремя методами толкования: рай, кияс и истихсан (см. стр. пособия). В то же время это учение таило в себе опасность произвольных действий кадиев. По спорным вопросам издавались фетвы шейх-уль-исламов, которые становились правовым основанием для последующих судебных решений. Так как и фетвы, и действия кадиев должны были соответствовать ханифитскому толку, то в империи ханифитское право имело первенство и вторгалось в те области, где ранее господствовали другие школы суннитского ислама. Кадии и муфтии могли примыкать к любому из суннитских мазхабов, но судить и выносить заключения только согласно ханифитскому толку. 1

Другая система права в Османской империи - светские законы - кануны, исходящие от имени султана. Сосуществование канунов и шариата - специфическая особенность османского государства. Кануны, замысленные первоначально как неофициальные - только для сведения султана, позже стали обязательными при решении государственных проблем и в практике кадийских судов. Причем во многих случаях султанские постановления существенно отличались от шариатских догм.

Причины возникновения в Османской империи такой системы права как кануны следующие. Во-первых, к XV-XVI вв. османское государство в результате завоевательных походов достигло максимального расширения своих границ. Стала проявляться тенденция превращения османских султанов в абсолютных монархов, власть которых не была ограничена никакими корректирующими институтами. В своем стремлении расширить масштабы власти султаны стали опираться на тюрко-монгольскую и византийскую модели политической организации, исходившие из примата светского начала. Выражением этого и явилось издание при султане Мехмеде II первых канун-наме. Султан в своих действиях опирался на божественное предначертание, отраженное в нормах шариата и на свой государственный ум. Первое определяло порядок материального и духовного мира, а второе позволяло поддержать этот порядок. Султан посредством своей абсолютной власти должен был определить место каждого человека в обществе, обеспечивать социальный порядок, безопасность людей. Это достигалось с помощью канунов, которые в отличие от норм шариата, носили временный характер и действовали только в течение правления одного султана. Кроме того, шариат и канун, по мусульманским воззрениям, никогда не стояли на одном уровне. Предназначение шариата - вести верующих к совершенству при жизни, и счастью - после смерти. Канун имел более низкий статус, был направлен только на установление порядка в государстве и ограждение граждан от насилия. Кануны никогда не отменяли, а лишь дополняли религиозные законы.

Такая система носит название мазалим и принята сегодня во всех мусульманских государствах. Османская особенность состояла лишь в более полном включении кадия в систему управления и более частого использования канунов в государственном управлении. 1

Для того, чтобы иметь более полное представление о канунах XV-XVI вв., рассмотрим Книгу законов султана Селима I - один из авторитетных сборников законов этого периода.

Книга законов султана Селима I не разделена на какие-то структурные единицы, но определенная система есть. Первые положения закона содержат уголовно-правовые нормы. Их немного, говорится о наказаниях развратников и развратниц, о кровной мести, убийстве и воровстве. Большая часть закона посвящена налогообложению. Примечательно, что в уголовно-правовых нормах говорится о смертной казни только в случае злостного воровства, очень мало - о членовредительных наказаниях. За большую часть преступлений предусмотрен штраф, даже если это не соответствует установлениям шариата. Например, в случае совершения прелюбодеяния Коран говорит только об одном наказании – «битье сотней ударов» публично. В соответствии с установлениями адата в мусульманских государствах прелюбодеев традиционно били камнями. Книга законов султана Селима I предусматривала штраф, размер которого варьировал в зависимости от социального положения виновного. Богатый и женатый платил больше, чем бедный и холостой; раб за совершение любого преступления платил меньше свободного мусульманина, иноверец - больше. Наказанием за убийство являлась узаконенная кровная месть, если же мстить было некому или по какой-либо другой причине месть не свершилась, также выплачивался штраф. Смертная казнь упоминается в этом законе только один раз, она предусмотрена за совершение кражи с проникновением в дом или неоднократно: «Того, кто украл пленного, увел раба, рабыню или мальчика, кто проник в лавку, забрался в дом и неоднократно уличен в краже, - пусть повесят».

За малозначительные кражи также предусматривался штраф, несмотря на то, что Коран весьма строг по отношению к ворам и за любую кражу предписывает отрубать руки.

Отличительной чертой данного закона является его необыкновенная для мусульманского общества начала XVI в. гуманность. Однако, не стоит думать, что в этот период в Османской империи совершалось меньше казней, чем в какой-либо другой. Во-первых, кануны действовали только в период правления султана, который их принял, а значит этот закон просуществовал как действующий только 8 лет (годы правления Селима I: 1512-1520), и, во-вторых, шариат по отношению к кануну всегда имел главенствующее положение и решения принимались большей частью на его основе. А кануны лишь дополняли его. Кадии же могли принимать решения как на основе шариата, так и на основе канунов. Например, к иноверцам чаще применялись более светские положения канунов, нежели шариат. 1

В целом уголовные законы Османской империи были одной из отраслей права, наиболее свободных от норм шариата. Большая часть жизненно необходимых уголовно-правовых норм не была упомянута в Коране и сунне, поэтому недостающие разрабатывались законоведами с помощью толкования, в основном в султанских канунах.

Как отмечает У. Хейд большая работа в данном направлении была проделана в XVI в. при султане Сулеймане I. Свод уголовных законов был усовершенствован, систематизирован, пополнился новыми статьями, содержащими элементы правовой культуры покоренных народов. 1

На период правления этого султана пришелся пик активности издания канунов, по этой причине Сулеймана I и прозвали Кануни - Законодатель. При нем был составлен Общий Свод Законов Османской империи. В общих чертах этот законодательный свод представляет из себя следующее. Он состоит из трех глав, каждая из которых включает в себя ряд разделов.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве