Перелетные птицы весной детям о птицах. Познавательная сказка для детей о зимующих и перелетных птицах

Рассказы о жизни птиц. Птицы-наши друзья.

Ковригин Артём, 1 класс, МАОУ Гимназия № 25 города Костромы Костромской области
Руководитель: Кузнецова Екатерина Алексеевна, МАОУ Гимназия № 25 города Костромы Костромской области
Описание: Данные мини-рассказы и рисунки Артём сочинил и нарисовал самостоятельно, так как любит читать и наблюдать за птицами.
Назначение: Мини-рассказы могут быть интересны воспитателям, учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования, и использовано на уроке окружающего мира.
Цель: формирование представления о птицах через чтение рассказа.
Задачи:
- Рассказать о жизни птиц;
- Развивать внимание, любознательность, память;
- Воспитывать чувство доброты, сочувствия, милосердия ко всем живым организмам, к пересказу.

Розовый фламинго.

Птица из отряда фламинговых. Окрас у этих птиц-нежно-розового цвета, крылья-пурпурно-красные.
Длина ела-130см., масса тела-3-4 кг. Розовые фламинго обычно живут в больших озерах с соленой водой, в морских лагунах.
Питаются на мелководье, в труднодоступных местах.
Гнезда этих птиц имеют конусообразную форму (холм) из глины и ила. Гнездятся птицы колониями до тысячи пар друг с другом. В кладке обычно 1- 3 яйца. Продолжительность фламинго-83 года.

Орёл.

Орёл-крупная хищная птица. У орлов длинные, острые когти, крепкий клюв. Окрас у орлов темно-коричневого, черного цвета. Хвост и голова имеют белый окрас, клюв и когти желтого цвета. У орла- острое зрение, благодаря им он высматривает мелкую добычу (змей, мышей, ящериц) с огромной высоты.
В воздухе он парит высоко, замечает мельчайшие движения на земле. Если видит что-то съедобное, пикируется вниз за добычей. Орлы живут вдали от человека, выбрав горные местности.

Сова.

Одной из моих любимых птиц является сова. Сова очень красивая, необычная птица. У совы большие глаза и большие уши, клюв загнутый, острые когти. Совы имеют разные размеры от самых маленьких до самых крупных видов птиц. Самая мелкая - воробьиный сыч. Самая крупная -филин. Эти птицы ведут ночной образ жизни, обладают острым зрением и слухом. Совы – это хищные птицы. Питаются мелкими животными: крысами, полевками, мелкими змеями, рыбками и другими птицами. Совы приносят и пользу, они уничтожают вредных насекомых и грызунов.
Один раз в году выводят свое потомство. Птенцы вылупливаются слепыми и глухими. Выкармливают птенцов оба родителя. Совы никогда не собираются в стаи. Птицы(совы) слышат в четыре раза лучше, чем кошка.
Я люблю этих птичек.

Снегирь.

Снегирь довольно мелких размеров, чуть больше воробья. Длина-15 см., вес тела-34 гр. Снегири имеют окраску темно-серого, синих цветов, вокруг клюва и глаз черные оперенья. Брюхо и бока имеют красный окрас. Снегири живут в хвойных лесах, можно их увидеть в парках города, садах. Снегири-пугливые птицы. Питаются птички почками семенами растений, ягодами. Продолжительность жизни-2-4 года.

Занимательная сказка о зимующих и перелетных птицах «Как Воробьишко Африку искал», а также веселые учебные фильмы для детей о перелетных и зимующих птицах, картинки и речевые игры.

как воробьишко Африку искал

— Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки, педагоги! Я рекомендую эту сказку и Ваши «домашние» или «не домашние» занятия, беседы или игры с детьми по ней разделить на две части. И не читать эти части сказки друг за другом в один день, а сделать перерыв на несколько дней. Почему?

А наша задача совсем другая — пробудить интерес к познанию, развить способности ребенка! И для этого ребенку нужен не просто монитор компьютера, а нужна главная фигура – посредник – взрослый, которые поможет увидеть в фильме взаимосвязи, осмыслить их, по-новому посмотреть на известные факты, удивиться им, построить перспективы на будущее – что еще я хочу узнать и чему еще я хочу научиться. Без общения с Вами ребенок этого не сможет сделать, а значит, будет упущена очередная возможность в его продвижении вперед и развитии.

Читая первую часть сказки о перелетных птицах, хорошо будет, если Вы покажете страны, в которые улетают птицы на карте или на глобусе. Чтобы малышу было легче оценить расстояние, которые преодолевают перелетные птицы, покажите ему расстояние до тех городов и мест, где он уже бывал и куда ездил на поезде или летал на самолете. Птицы чаще всего летят намного дальше этих мест, и ведь у них нет ни поезда, ни самолета, а есть только крылья. И летят они в любую погоду!

Раздел 1. Введение к сказке о птицах. Знакомимся с воробышком Чиком

Сегодня я хочу познакомить Вас с моим другом. А вот и он. Слышите?

«Здравствуйте, ребята. Приятно познакомиться. Зовут меня Чик. А фамилия моя Чирик. Поэтому меня так все называют – Чик-Чирик. Мама и папа говорят мне, что когда я вырасту, меня будут все называть по-взрослому, по имени – отчеству – Чик Чирикыч Чирик. Наверное, Вы догадались, что я больше всего люблю делать? Конечно же, сидеть на веточке и распевать веселые песенки: «Чик-чирик, чик-чирик, чик-чирикыч, чик – чирик».

Вы наверняка видели меня на улице, когда гуляли с мамой и папой. Я маленькая птичка, серенькая, веселая, подвижная и очень шустрая. Все время прыгаю с места на места. Да, я еще ведь прыгать люблю. А вот ходить не люблю и не умею. У меня ножки коротенькие, мне прыгать удобнее чем ходить.

Про меня даже загадку сочинили».

Догались, кто я? Я маленький Воробьишко. Про мальчишку специально в загадке сказано, что бы Вы не догадались, что я птица. Как будто я мальчишка. Когда я вырасту меня будут звать «воробей». А пока я маленький, мама – воробьиха и папа-воробей называют меня ласково — «воробьишко». И ты попробуй догадаться, как они говорят.

Речевое упражнение «Назови ласково»

Образование слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами

  • Они говорят, что когда я вырасту, у меня будут крылья. А пока у меня маленькие — … ? (Крылышки).
  • Когда я вырасту, у меня будет клюв. А сейчас у меня маленький …? (клювик).
  • Когда я стану взрослым воробьем, у меня будут большие глаза, а сейчас у меня маленькие… ? Глазки. У меня будут большие перья, а сейчас у меня маленькие — … ? (Перышки)
  • Когда я стану большим, у меня будет голова, а сейчас у меня… ? (Головушка, головка).
  • Когда я стану большим воробьем, у меня будет большой хвост, а сейчас у меня маленький… ? (хвостик)
  • Я очень люблю придумывать разные сказки. Вот одна из моих сказок о нашей чик-чиричьей воробьиной жизни.

Часть 2. Перелетные птицы

2.1. Куда летят осенью перелетные птицы?

Жил да был я летом, не тужил. А тут вдруг осень пришла, холодно стало. Дедушка – воробей рассказал мне, что осенью птицы улетают в Африку. Там тепло, много еды и там они зимуют. Как же мне захотелось тоже эту Африку найти и хоть одним глазком на нее взглянуть! Вот и решил я в Африку полететь и попрыгал ее искать. Думаю: дело-то простое в Африку попасть. Сейчас найду перелетных птиц и вместе с ними полечу.

Прыг-скок, прыг-скок, чик-чирик, чики-чирики. И тут вижу – скворцы в стаю собрались, что-то обсуждают, улетать на юг собираются. Совет держат – решают, кто за кем лететь будет. И интересно друг с другом разговаривают, будто приговаривают «так-так», «так-так», « а теперь не так», «вот так»! Как здорово! Вот сейчас спрошу у них об Африке и с ними в Африку полечу!

«Возьмите меня с собой в Африку!», — говорю. А самый старый скворец мне отвечает:

— А в Африку мы не летим! Мы в Туркменистан собираемся. Там тоже тепло зимой. Сначала наши детки полетят. Они летят медленно, поэтому первыми вылетают. А затем уже мы – старики. Мы быстро летим и их догоним. Ты спроси у других птиц, может быть кто-то из них в Африку летит?

— А зачем Вы на зиму улетаете?

— Здесь корма нет. А там и тепло, и корма вдоволь. Из-за корма и летим! Вот как весна придет, обратно вернемся.

— А как же мы — воробьи зимой жить будем?

Так у вас корм есть – лети в деревню или в город, там крошками и прокормишься.

«Ну ладно», — думаю.- «Попрыгаю-полечу-почирикаю дальше. Может быть еще кого-то из попутчиков найду».

Тут подлетела ко мне птица-чечевица и спрашивает: «Куда собрался, Воробьишко? Что это ты сегодня суетишься, всё прыгаешь да летаешь и со всеми чирикаешь?». Чечевица – это название этой птицы. Даже складно получается как в стихах: птица – чечевица! Мне очень нравится. А вам?

«Да вот в Африку хочу полететь, попутчиков ищу, а то здесь слишком холодно. Возьмешь меня с собой?»

«А мы птицы-чечевицы в Африку не летаем и дороги туда не знаем. Мы на зимовку в Индию летим. Там перезимуем в тепле и обратно вернемся».

— Чик-чирики, приветики! Можно с Вами в Африку полететь?

— Да мы в Африку на зиму не летаем, — ответили утки. – Мы летим поближе в Европу кто куда – кто в Англию, кто во Францию, кто в Голландию. Там, конечно, не Африка, но теплее чем здесь. Здесь нам оставаться нельзя. Скоро все речки да озера замерзнут – как нам здесь жить? А вот как весна придет, лед растает, так мы и вернемся.

«Да… Придется других попутчиков искать», — подумал я и дальше попрыгал. Зернышек поклевал и полетел попутчиков искать.

Кто это на ветке сидит? Мой дедушка – воробей как раз про них и рассказывал, что они в Африку улетают на зиму и хорошо там зимой живут!

— Тетушка Кукушка! Тетушка Кукушка!

— Вот это новости! Воробышек! Ты чего сюда прилетел? Я ведь уже в Африку улетать собралась.

— Тетушка Кукушка! Возьмите меня с собой в Африку! Я умею летать!

— Как же я тебя с собой возьму? Мы – кукушки никогда вместе в Африку не летаем. Только по одной. Мы даже деток наших не берем с собой. Сначала сами улетим, а они здесь останутся — их еще кормят их родители, к которым мы подкинули кукушат. А уж пройдет время, и после нас наши подросшие кукушата в Африку летят. И тоже по одному.

— А откуда кукушата узнают дорогу?

— А это наша тайна. Ее никто не знает. А ты других птиц найди, которые стайкой в Африку летят. Они тебя возьмут с собой.

А вот и стайка птичек — пеночки да мухоловки. Ты уже догадался, почему так называют мухоловок: мухо – ловки. Потому что они…? Правильно, мух ловят! И не только мух, но и других насекомых. Уж они точно в Африку летят.

— Куда путь держите?

— В Африку.

— Ура! Я тоже хочу в Африку! А где она – эта Африка?

— Далеко за морем. Очень далеко. Сил нужно много, чтобы долететь до нее.

— Возьмите меня с собой. А что такое море? Я смогу его перелететь?

— А ты ночью летать умеешь?

— Нет, ночью я сплю.

— А мы только ночью летим. Иначе нас ястребы, да соколы поймают. А тебе и лететь с нами незачем. Мы птицы перелетные, а ты птичка зимующая. Тебе здесь зимовать нужно. Перелет – дело очень опасное. Ждут нас впереди и ураганы, и холодные дожди, и хищники. В тумане можно сбиться с пути или разбиться о скалы. Не все из нас вернутся сюда весной. Да и на зимовке мы песен не поем, гнезд не вьем. Вот как вернемся весной обратно – то и песни тебе споем, и птенчиков выведем. Были бы здесь зимой мухи, жучки для другие насекомые для еды – мы бы остались тут, не полетели бы. А тут деться нам некуда — надо лететь. Здесь мы от голода зимой погибнем.

— Эх, и почему я ночью не могу лететь, — расстроился я. Я бы опасностей не испугался бы. Мы воробьи очень смелые! Придется мне остаться и здесь свою Африку искать. Пойду зимующих птиц расспрошу – где же наша Африка? И где они зимой греются и кормятся?

А пока Воробышек Чик-Чирик идет в лес искать зимующих птиц, давай заглянем в веселую лесную школу и вместе со сказочными героями узнаем другие лесные новости и посмотрим, какие еще птицы перелетные, как и куда они путешествуют.

2.2. Занимательный учебный фильм для детей о перелетных птицах

Вместе со сказочными героями волчонком, котиком и мышкой малыши попадут в лесную школу и узнают много интересного о перелетных птицах:

  • Какие птицы перелетные и почему их так называют?
  • Почему птицы улетают от нас осенью?
  • Улетают ли птенцы?
  • Есть ли у птиц своя школа с уроками?
  • Отдыхают ли птицы во время перелета?
  • Чем отличаются стая и клин?
  • Кто из птиц летит в Африку?
  • Кто чемпион среди перелетных птиц?
  • Как ученые изучают перелетных птиц? Как они узнают, куда улетают птицы?

После просмотра фильма побеседуйте с малышом. Задайте ему вопросы по содержанию фильма (в этом Вам помогут вопросы, данные выше), спросите, что больше всего ему понравилось в нем, что больше всего удивило, что еще он хочет узнать о перелетных птицах. Попробуйте найти ответы на вопросы малыша в энциклопедии или в Интернете.

Скажите ребенку, что когда люди еще не умели изучать природу и птиц, то они часто ошибались. Например, больше 200 лет назад жил натуралист, который считал, что птицы осенью улетают… ни за что не догадаетесь куда:). На Луну!!! И что они там погружаются в спячку, а весной с Луны возвращаются обратно. А вот сейчас люди благодаря ученым точно знают, куда улетает каждая птичка. Вспомните о том, как это ученые узнают. Если малыш упустил этот фрагмент в фильме, можно его просмотреть еще раз, используя при необходимости паузы.

Раздел 3. Зимующие птицы

3.1. Знакомимся с зимующими птицами

Уфффф, наконец, добрался я до Тетушки Куропатки. Она наверняка зимует у нас и знает, где наша Африка, где погреться зимой можно.

— Тетушка Куропатка, Здравствуйте. Наше Чик-чирик Вам и привет от моей мамы Чирики и от моего папы Чирикыча. А Вы зимующая птица? Никуда не улетаете?

— А как же, зимующая конечно. Я никуда не улетаю. Здесь зимой живу. Да и зачем мне улетать. Мне и тут хорошо!

— Как же Вы в морозы живете, Вам же холодно и голодно? Наверное, Вы здесь у нас Африку нашли?

— Африку? А зачем нам Африка? Нам – куропаткам — нисколько не холодно! Мы к зиме становимся белыми как снег. Нас на снегу не видно. Очень мы этим довольны! А наши новые зимние белые перышки намного теплее летних рябых перышек, потому мы и не мерзнем. И вот что еще мы — куропатки придумали. Мы на зиму заводим себе на лапках кружки – такие снегоступы. Она для нас как настоящие лыжные палки, в таких снегоступах – кружках так удобно по снегу ходить! И в снег мы даже не проваливаемся! А корм из-под снега мы коготками добываем. Зачем нам куда-то лететь, если нам и здесь хорошо! Так что не знаю я, где твоя Африка! И знать не хочу!

— А как же мне жить зимой? У меня белых зимних перышек нету и снегоступов на лапках тоже нет. Придется еще у кого-нибудь спросить. Полетел я дальше. Вижу – сидит на ветке попугай! Не настоящий, а северный попугай. Так клестов у нас называют.

— Прыг-скок! Чик-чирик! Привет, клест! Как живешь? Об Африке не мечтаешь?

— Хорошо живу. Шишек вокруг много, дом – гнездо у меня теплое. Птенцы зимой появятся, будем их кормить еловой кашей из шишек. Чего еще надо? Приходи к нам на ель жить – тоже будешь шишки есть.

— Спасибо за приглашение! Да с моим клювом я шишку не разгрызу – голодным останусь. Полечу я дальше свою Африку искать. Кто-то кажется впереди есть и меня уже заметил. Ой, какой большой и страшный наверное! Полечу — познакомлюсь.

— Чик-чирик. А Вы кто?

— Я рябчик.

— Дяденька Рябчик, а Вы как зимуете? Почему не улетели в южные страны?

— А зачем мне улетать? Здесь у меня пушистое теплое снежное одеяло есть – я ведь под снегом сплю.

— А что же Вы есть зимой будете?

— А мы птицы умные, махоньких камушков наглотаемся, они у нас внутри любую еду перетрут. Так что голодными не останемся – съедим зимой и хвою, и почки с веток. И ты можешь пожить зимой с нами — камушков съесть, под снег залезть.

— Нет, дяденька рябчик. Я под снег не полезу и камешки есть не буду. Не воробьиное это дело. Полечу дальше свою – воробьиную Африку искать. Может быть, у глухаря Африку найду.

— Дедушка Глухарь! Здравствуйте!

— Что-то плохо я слышу. Ты погромче скажи!

— Здравствуйте, дедушка Глухарь! А Вы не знаете, где у нас зимой Африка, где погреться можно в холод и в мороз?

— Как не знать? Знаю, конечно.

— А мне расскажете?

— Расскажу и даже покажу. Африка у нас – у глухарей в сугробе! Лучше Африки не найти!

— Какая же она Африка, если снег холодный?

— Это сверху снег холодный, а внутри сугроба тепло и уютно. Мы в сугробе отдыхаем. Иногда три дня в нем сидим.

— А как же Вы едите?

— Мы зимой едим мало. Пешком дойдем до ствола дерева, взлетим на сучок, да поедим хвою сосенки. Наедимся вдоволь – и снова – нырк – и в снег. Пройдем под снегом чуть-чуть вперед, чтобы нас не нашли и спим в покое и тепле. И ты к нам приходи – мы тебе место в сугробе найдем.

— Спасибо, только мы — воробьи – в сугробе не спим. Наверное, у нас другая Африка.

Хотите узнать, нашел ли Воробей свою Африку? Конечно, нашел. Вот какую!

Холодно, холодно!.. Солнце не греет.
В Африку, в Африку, птицы, скорее!
В Африке жарко! Зимою, как летом,
В Африке можно гулять неодетым!
Все улетели за синее море…
Только один Чик-Чирик на заборе.
С ветки на ветку воробышек прыг -
Африку ищет в саду Чик-Чирик.
Африку ищет для мамы своей,
И для братишек, и для друзей.
Сон потерял он, забыл про еду -
Ищет, но Африки нету в саду!
Он облетел, обыскал спозаранку
В дальнем лесу за полянкой полянку:
Дождик и ветер под каждым кустом,
Зябко и сыро под каждым листом.
Так и вернулся ни с чем Чик-Чирик,
Грустный, расстроенный, и говорит:
- Мама, где Африка наша с тобой?
- Африка?.. Тут - за печною трубой! (Г. Васильев)

Так и остался я жить с вами вместе, ребята. И нашел свою Африку — греюсь за печной трубой. И спасибо вам, что о нас – воробьях вы зимой не забываете – корм кладете в кормушки. Без вас бы мы зимой пропали бы совсем! Вот и летаю я около ваших домов и чирикаю: «Жив ли я? Жив-жив, чик-чирик, чик-чирик!»

А теперь я полечу еду себе добывать. Уже зима пришла, холодно стало. Пока светло на улице нужно успеть наесться досыта, иначе ночью замерзнешь. Чик-чирикиданья! Вы догадались, что по-воробьиному это называется «до свидания».

А на прощание я подарю Вам загадки – особые, воробьиные.

3.2. Отгадай загадки Воробья: грамматическая игра

В этой игре развивается языковое чутье ребенка, развивается умение точно употреблять прилагательные в роде, числе, падеже. Малыш учится ориентироваться на окончания прилагательных в своей речи, выделять их.

  • Моё уютное – это дом или гнездо?
  • Мои пушистые – это перышки или хвост?
  • Моя любимая – это мама или дедушка?
  • Мой маленький – это клюв или или голова?

Если малыш ошибся, спросите его: «Разве мы так говорим – уютное дом. Как мы говорим про дом? Он какой? Уют-нЫЙ. А уют-нОЕ – это что….?»

Очень частая ошибка детей — тот случай, когда они говорят нечто среднее, не относящееся ни к мужскому, ни к женскому, ни к среднему роду. Например: «уютныя» или «маленькоя». Не передразнивайте малыша и не повторяйте за ним ошибки. Ему нужен правильный образец. Четко произнесите правильные окончания прилагательных, выделив их голосом и попросите повторить правильный вариант ответа.

Если малыш часто ошибается, то такую игру в загадки нужно проводить с ним ежедневно, пока мы не закрепим нужные умения. Например, на прогулке или по дороге в магазин загадайте загадки, четко выделяя в них окончания слов: «Отгадай, что я вижу? БелОЕ новОЕ – это окно или дом?», «ВысокОЕ красивОЕ – это дерево или башенка?», «Я купила в магазине вкуснЫЕ сладкИЕ – это конфеты или мармелад?».

А теперь давайте посмотрим видеофильм для детей о друзьях Чик-Чирика — других птичках, которые зимуют рядом с нами.

3.3. Учебный познавательный видеофильм для детей о зимующих птицах

В этом занимательной видеоуроке для малышей в лесной школе дети узнают, какие птицы называются зимующими, увидят дятла (и большого, и малого, и желну и даже зеленого дятла!), поползня, королька и других зимующих птичек в лесу.

А в заключении рассказа о перелетных и зимующих птицах я хочу вспомнить и вместе с вами посмотреть еще одну старую детскую сказку о птицах — об уточке, которая не смогла улететь вместе со всеми в теплые страны и осталась зимовать в снежном лесу – сказку «Серая Шейка» Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Еще о зимующих и перелетных птицах Вы можете почитать детям:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Подборка рассказов про зимующих птиц для детей дошкольников и для начальной школы (1 - 4 класс).

СТАЯ ПТИЦ ПОД СНЕГОМ

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да - бух! - сорвался и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось - целая стая белых куропаток живёт в снегу на болоте. Днём они вылетают, ходят по болоту, клюкву выкапывают. Поклюют - и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

В. Бианки

Мать и кормилица.

На лесной поляне растёт огромная старая ель. Её вершина высоко поднялась над другими деревьями, будто смотрит через их головы куда-то вдаль, на холмы и долины, на поля и луга... на бескрайний простор родной земли. Кто знает, сколько лет этому дереву: может, двести, триста, а может, и больше.

Когда-то давным-давно эта ель была не одна посреди поляны, а в тесной семье таких же молодых ёлочек, как и она сама. Все они росли дружно, крепко прижавшись друг к другу.

Так проходили годы. Ели разрастались, мужали. Их уже нельзя было назвать молодыми. Стволы у них загрубели, покрылись твёрдой шероховатой корой, а нижние сучья засохли, пообломались, оставив после себя узловатые выросты.

Но далеко не все ёлочки дожили до этого возраста. Многие из них давно уже зачахли, погибли, зато те, что остались, шире раскинули ветви и всё выше и выше поднимали к небу свои вершины.

Ветви соседних деревьев почти смыкались друг с другом, поэтому на земле под ними всегда, даже в жаркие летние дни, было сумрачно и прохладно. Там не росли ни травы, ни цветы, а всю землю будто ковром устилал влажный мох.

Наступила зима.

Голодно стало в лесу. Где же раздобыть еду тем, кто не улетел в южные страны и не заснул на всю зиму глубоким сном?

Выскочила на лесную поляну пушистая белка, взглянула зорким глазком на старую ель: «Сколько чудесных шишек висит на концах её ветвей! В них, наверное, спрятаны вкусные семена». Мигом забралась белка на дерево, взяла шишку в передние лапы и принялась за еду.

И пёстрый дятел из леса прямо к высокой ели - тоже спешит за шишками. Выбрал, какая поплотней, порумяней, сорвал своим крепким клювом и обратно в лес полетел к заветному дереву.

Улетел дятел в лес, а у ели уже новые гости. Целая стайка клестов с весёлыми криками опустилась на ветки дерева.

Немало лесных обитателей кормит зимою старая ель, большую пользу лесу приносит. Значит, недаром висят на её ветвях тяжёлые грозди созревших шишек, недаром под их чешуйками кроются вкусные семена., Старая ель - это кормилица многих птиц и зверей.

По Г. Скребицкому.

Снегирь.

Ты знаешь, многие птицы с наступлением холодов улетают на юг. А есть и такие, что прилетают к нам только зимой. И называются они «снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Что за странное желание - жить у нас зимой, когда здесь холодно и все птицы уже давно на юге? Но дело в том, что наши леса для снегирей уже «тёплые края»: летом они живут гораздо севернее, там, где очень сильные морозы.

Узнать снегирей легко. Их красные грудки, голубовато-серые спинки, чёрные бархатные шапочки и крылья хорошо заметны на фоне белого снега.

Снегири - птицы солидные. Не торопясь перелетают они небольшими стайками с дерева на дерево, вежливо уступая самкам (которые окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета) лучшие грозди рябины.

Когда зазвенит песня зяблика, снегири уже будут далеко на севере - на родине. Совьют там гнёзда, выведут и вскормят птенцов. А поздней осенью или в начале зимы снова раздастся их низкий звонкий посвист: «Жю... жю... жю...- мы прибыли!»

Добро пожаловать! У нас в лесу всегда рады гостям.

Ю. Дмитриев.

Весне навстречу.

Был самый разгар зимы. В лесу от мороза трещали деревья. По утрам солнце вставало красное, как начищенный медный таз. Оно поднималось невысоко над горизонтом и почти не грело землю. Кусты и деревья покрывал белый сверкающий иней, а небо походило на синий застывший ледок. И на нём ещё ярче рисовались серебряные вершины деревьев.

В заколдованном царстве деда-мороза всё было красиво, но безжизненно. Звери попрятались от холода в норы, в логовища, насекомые забрались в глубокие щели и заснули там непробудным сном. Одни только птицы летали по полям и лесам, стараясь разыскать хоть немного корма. Они нахохлились и молчали.

Но вот однажды в лес прилетели весёлые, шумливые птицы - клесты. Ростом они были покрупней воробья и одеты гораздо наряднее. У самочек пёрышки были зеленоватые, а у самцов - с оранжево-красным отливом. Но самое удивительное, что сразу поражало в наружности клестов,- это их клювы.

У разных птиц клювы бывают различной формы.

У синицы он тоненький, как иголочка; таким клювом очень удобно вытаскивать жучков из узких щёлок, У дятла клюв крепкий, короткий; хорошо им долбить кору, добывать из-под неё жуков-дровосеков или расклёвывать хвойные шишки. А вот у ястреба или у коршуна клюв острый, загнутый вниз. Это хищные птицы. Своим крючковатым клювом они ловко хватают добычу и разрывают её на куски.

У птичек клестов клювы были совсем удивительной формы - тоже острые, крючковатые, но только загнуты не книзу, а в разные стороны: верхняя половина клюва изогнута в одну сторону, а нижняя - совсем в другую. Такой необычный клюв больше всего походил на кривые щипцы.

Ну и носы! - удивлялись, глядя на клестов, щеглы и синицы.- Как же ими клевать корм или долбить что-нибудь? Вот уж уроды!

Но кривоносые птицы не унывали. Наоборот, в хмуром зимнем лесу они чувствовали себя как нельзя лучше. Перекочевали они в тот лес с далекого Севера - из тайги. Там, в тайге, ещё холоднее и ещё меньше корма. Прилетев на новое место, клесты прежде всего уселись на вершины сосен и елей.

Ой, сколько здесь спелых шишек!- радовались они.- Какие вкусные в них семена! Вот где раздолье!

Хорошо жилось птицам клестам в новом лесу: шишек вволю! Так и остались они там зимовать.

По Г. Скребицкому.

Гвоздик.

Лес в дрёме по-зимнему спит, заколдованный стужей и снегами. И веет от него светлой печалью и покоем...

Улетели лебеди далеко-далеко. И могучие орланы - великаны птичьего мира - покинули скалы и сухостойные сосны, откуда подкарауливали добычу. Ни крылья не прошелестят, ничей звонкий голос не нарушит зимней дрёмы...

Но остались с нами корольки!

Королёк - малютка, весь-то со стрекозу, да хвойные ели ему дом родной.

Бесшумно перепархивает королёк по веткам, словно с этажа на этаж. Теребит висячий мох, отколупывает чешую с сучьев, и жёлтые пёрышки на голове его как золотая корона.

Неугомонен, деятелен королёк - неспроста он прозван в народе «гвоздиком». Подлинно гвоздит: для всякой щёлки, куда бы ни спрятались мошки и паучки на зиму. По миллиону вредителей леса уничтожает он в год.

Ветер сдувает королька с вершин елей, снегом засыпает пурга, пробирает насквозь мороз... Не сдаётся упрямый, несёт вахту в хвойном море лесов.

АИСТЫ НА КРЫШЕ

Аист у многих народов считается птицей, приносящей счастье, поэтому он пользуется особым покровительством у людей. По старинному поверью, аист в селе – к счастью и благополучию. Разорить гнездо аиста, – значит, принести несчастье дому, на крыше которого он поселился. Вот почему ни у кого рука не поднимается убить эту величественную птицу. Чтобы привлечь птиц, люди иногда помогают строить им гнезда: на высоких столбах или крышах домов устанавливают специальные приспособления – подставки или колеса от телеги, чтобы птицам было удобнее строить гнезда.

С аистом связано много легенд. Ему приписывают возможность приносить в клюве младенцев. В отместку за разорение гнезда он может поджечь дом. У аистов, так же как и у людей, существуют «суды», где разбираются «дела» провинившихся птиц. Таких примеров можно привести еще несколько. Почему к аисту такое уважение и с чем связаны эти легенды и поверья?

Давайте попытаемся ответить на некоторые из них, исходя из знаний поведения и образа жизни этих птиц.

Люди наделяли аиста многими качествами, которые им больше всего импонируют. Тем более что эта птица имеет много черт, присущих людям и это их как бы сближает. Аисты – красивые и гордые птицы. Супружеские пары у них постоянные и сохраняются в течение всей жизни. Это вызывает уважение и симпатию.

Аисты много лет пользуются одним и тем же гнездом. Самец обычно прилетает раньше самки и первым делом принимается за его починку. Подновит немного гнездо и начинает самозабвенно звать самку: стоит в гнезде, запрокинув шею так, что затылок касается спины и издает характерный треск клювом. Аист – птица безголосая, вот он и придумал способ привлечения самок. В такой позе есть величие и гордость. Разве эти качества не вызывают уважение?

Вскоре появляется самка. Ритуал ухаживания таков: самец важно вышагивает по гнезду и клювом ощупывает его ветки, как бы показывая этим своей подруге добротность и надежность постройки. Самка проделывает то же самое, на деле проверяя сказанное. Почти как у людей. Какая женщина выйдет замуж, заранее не проверив материальное положение своего избранника.

Наконец брачный союз заключен, и обе птицы начинают достраивать гнездо. Таскают ветки, уминают их, выстилают середину мягкой соломой, травой, тряпками, перьями, готовя его для будущих деток. Аисты так увлекаются своей работой, что, не разбирая, хватают все, что ни попадя. Даже могут выхватить из костра тлеющую ветку. Особенно спешат, когда по какой-то причине гнездо оказалось разрушенным. Разве не отсюда происхождение легенды о поджоге дома при разрушении гнезда. В давние времена крыши домов были соломенные. На ветру крыша и гнездо быстро высыхают. Достаточно небольшой искры, чтобы все это вспыхнуло ярким пламенем.

Вскоре в гнезде появляется несколько беленьких яичек, которые попеременно насиживают самка и самец – мама днем, а папа – ночью. Такая взаимопомощь тоже вызывает уважение. Наконец, вылупляются аистята. Родители кормят их лягушками, ящерицами, змеями, мышами, саранчой. Опять же пользу приносят. Пока птенцы малы, один из родителей (это чаще всего самка) постоянно находится в гнезде, защищая их от непогоды. Птица раскрывает над гнездом крылья, словно зонт, защищает своих птенцов от дождя и палящих лучей солнца. Гнездо птенцы покидают только через два месяца.

Белые аисты не боятся людей. Иногда можно наблюдать, как выводок аистят во главе с родителями вышагивает по деревенским улицам. Собаки держатся подальше от них, не хотят отведать удара острым клювом.

Аист, как гостеприимный хозяин, предоставляет свое гнездо мелким птицам. В «куче хвороста» (гнездо может достигать полутора метров в диаметре) поселяются воробьи, скворцы, трясогузки и другие птицы.

Аисты осенью перед отлетом иногда проводят «чистку своих рядов», забивают насмерть слабых птиц, неспособных к перелету. Такие птицы будут мешать стае в трудном пути. По-видимому, это послужило основанием легенды о наличии «судов» у белых аистов, которые заканчиваются смертной казнью «провинившейся» птицы. Разве у людей по иному происходит?

Аист приносит в клюве детей. Если кому и поручить эту деликатную миссию, так кроме аистов больше и некому это сделать. Большая, сильная, благородная птица с мощным клювом – разве неспособна принести такую крохотулю. Это, конечно, шутка. На самом деле все значительно сложнее.

В далекие времена на юге России, Украине, Белоруссии дома в селах были саманные, из необожженного кирпича, а крыши – соломенные. Такие дома требовали постоянного ухода. Ежегодно наружные стены обмазывали глиной, а крыши подновляли. Без присмотра такие дома быстро разрушались. Только молодая и дружная семья могла достаточно долго содержать в должном порядке такой дом, потенциальное место гнездовья аистов. А там, где любовь и лад – всегда много детей. Кроме того, существует поверье: аисты избегают дома, в которых нередки семейные ссоры. Это еще раз подтверждает сказанное.

И второе, количество детей в семье определяется не только рождаемостью, но и их смертностью. А в те далекие времена она была высокой. Поэтому, у большой работящей семьи всегда достаточно средств, чтобы иметь много детей, хороший дом, на котором может поселиться аист. Отсюда до легенды – всего один шаг.

Аисты селятся в основном в южный районах, однако в последнее время этот вид стал постепенно расширять область обитания. Их можно встретить значительно севернее, вплоть до Вологодской области. А в Московской области они уже стали вполне обычной птицей, приносящей в дом счастье, благополучие и удачу.

ВОРОНА И КОТ

В городах птицы кормятся у мусорных баков. Чего только не перепадает им со стола человека. Сыр не является исключением. Много разных птиц можно увидеть там, особенно в морозные и снежные дни. Однако среди основных посетителей своеобразных «кормушек» выделяются постоянные спутники человека – воробьи, голуби и конечно … вороны.

Возле столь непривлекательных мест можно наблюдать забавные ситуации, воскрешающие в памяти сюжеты некоторых литературных произведений. Видел как-то ворону, восседающую на дереве с кусочком сыра в клюве. Почти как в той самой басне о вороне и лисице. В то же время обыденность ситуации и городская обстановка настолько отличаются от классического стиля басни, что вызывают новые ассоциации.

Сидит на дереве ворона с сыром в клюве и флегматично смотрит по сторонам. Она, по-видимому, наелась и не могла решить, что делать с этим продуктом. Можно, конечно, припрятать про запас, однако, когда желудок сыт, хочется чего-то и для души.

Сидит она и ждет свою «лисицу». Кто не хочет услышать комплимент в свой адрес. Ведь это самая что ни на есть естественная потребность людей – больших и маленьких, женщин и мужчин, богатых и бедных, начальников и подчиненных. Это только ее крайняя форма – лесть – «гнусна и вредна», как говорится в басне. Однако кто может установить грань между похвалой и лестью? Это вопрос риторический.

Сидит ворона и рассуждает. Конечно, она не жар-птица и не соловей, однако каждый по-своему хорош, и каждый поет свою песню. Разве ворона-девушка не млеет, когда перед ней вышагивает черно-серый красавец? Разве сладостно не замирает у нее сердце, когда карканьем распевает серенады ее обожатель? Да, она не первая певунья, однако и ей чего-то хорошее хочется услышать. За это не жалко и кусочек сыра отдать.

Наблюдал как-то и другой эпизод на эту же тему. На дереве сидит ворона с сыром в клюве, а внизу кот – не мигая, уставился на нее. Сыр, оказывается, любят не только лисицы, но и коты. Ворона вертит головой, смотрит на кота то одним глазом, то другим, сыр мешает. Наверное, ждет от него приятных речей, а кот не понимает – сидит и гипнотизирует крылатую. Решил иным, чем лисица, способом заполучить сыр, хотя более надежного и проверенного еще не придумали.

Так что мусорная свалка тоже может быть источником вдохновения. Необходимо только внимательно посмотреть кругом, увидеть во всем этом только приятное и немного пофантазировать.

ПТИЧЬЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ

Ученые утверждают, животные не могут мыслить. Возможно это и так. Однако, то, что приходится наблюдать в природе позволяет усомниться в этом. Скептики припишут это нашему воображению. Ведь в зависимости от настроения и фантазии один и тот же объект может иметь совершенно разные оттенки. Луна, к примеру, будет выглядеть банальным фонарем, смеющейся рожицей или источником вдохновения поэтов. Так что не будем придираться к ученым и наделим героя нашего рассказа некоторыми человеческими качествами.

На заборе сидела ворона с куском хлеба, а внизу прыгали воробьи. Они склевывали падающие крошки. Было холодно, хлеб замерз, и ворона с трудом расправлялась с ним. Она придерживала хлеб лапой, и не спеша «откусывала» от него. Оторвет кусочек и наблюдает за воробьями, которые беспрерывно ссорились из-за каждой крошки. Иногда ворона роняла хлеб, и тогда воробьи устраивали настоящую потасовку. А она с любопытством и в то же время с хитрецой посматривала на них.

Наконец, ворона перестала есть. Она стала кормить воробьев. Оторвет кусочек и бросает его к великой радости драчунов. И так много раз. Воробьи добросовестно отрабатывали свой «хлеб», перья так и летели в разные стороны.

Со стороны казалось, что ворона провоцировала их на драку. Возможно это и так, однако, все же хотелось, что такая подкормка была не платой за «зрелище», а бескорыстной благотворительностью.

ВОРОНА – ЛОГОПЕД

У нашего сына в детстве были проблемы с произношением буквы «р». Специалисты пытались исправить его речь, однако особого прогресса в этом не наблюдалось.

Однажды мы с сыном отправились гулять в парк. Было раннее воскресное утро, поэтому людей было немного. Только отдельные «собачатники» выгуливали своих питомцев.

Погода была прекрасная – светило солнце, кругом искрился снег, а тишина и легкий морозец придавали всему этому особую прелесть. Снег выпал ночью, и шапками лежал на деревьях и кустах. Стоило прикоснуться к ним, как лавина снега обрушивалась вниз. Ветки обнажались, и вся эта красота сразу же куда-то улетучивалась.

Тишину нарушали в основном птицы. Одни из них весело посвистывали, перелетая с ветки на ветку, другие (вороны) ворчливо покрикивали на бегающих собак, которым, по их мнению, здесь было не место. Остальные звуки в этом сказочном месте куда-то пропадали, – растворялись в воздухе, или же их поглощал снег.

Мы осторожно ступали по дорожке, боясь спугнуть эту красоту. Ведь малейшее дуновение ветерка обнажит деревья и сказка исчезнет.

В этом необычном месте не хватало только сказочного персонажа. И вот он появился. На дереве, чуть сгорбившись, сидела ворона. Такая поза придавала ей философское выражение.

Когда мы приблизились, она громко каркнула, потом посмотрела на нас с высоты дерева и еще раз каркнула. Казалось, она хотела нам что-то сказать. В этом даже и не было сомнения. Необычность окружающей обстановки убеждали нас в этом.

Ребенок с удивлением уставился на нее: «Что это она сказала нам?» Я ответил: «Она поздоровалась с тобой». «Здравствуйте, уважаемая ворона» – сказал малыш. Он понимал, что к сказочной вороне именно так и надо обращаться. Ворона сидела на дереве и вопросительно смотрела на нас. Я подсказал сыну: «Она тебя не понимает, поздоровайся с ней на ее родном языке».

Мы долго стояли под деревом, пытаясь поприветствовать птицу на вороньем языке. Малыш издавал всевозможные звуки, а необходимые у него так и не получались.

Ворона оказалась терпеливым учителем. Она внимательно слушала, поворачивая в нашу сторону то одно, то другое ухо, и периодически поправляла малыша: «Кар-р, кар-р». Ученик прилежно копировал ее произношение, ведь со сказочной вороной нельзя было шутить.

Наконец, с губ ребенка слетело уже нечто похожее на «кар-р-р». Ворона удовлетворенно прокричала: – «Молодец!» – и улетела.

С этого дня мы на прогулках постоянно здоровались со всеми встречными воронами. Многие из них были весьма довольны произношением и вежливо отвечали на наше приветствие. Так что ворона-логопед быстро научила малыша правильно произносить трудную букву алфавита.

Удивительно, малыш, подражая птице, научился правильно произносить букву, слог. А если бы он, к примеру, не мог произносить многие буквы, смогли бы птицы обучить его? Стоп! А как же начали говорить наши далекие предки, которые в те времена пока еще были бессловесными?

Для начала давайте немного отвлечемся и вспомним всеми любимую сказочную повесть «Маугли», в которой воспитанный волками мальчик свободно разговаривал с животными и людьми. С животными он, возможно, и умел разговаривать (так как вырос среди них), а вот с людьми – вряд ли. Человек в отличие от зверей и птиц, рождается бессловесным. Он учится говорить, только находясь в обществе себе подобных. Если человек, к примеру, рождается глухим и не слышит речь людей, он вряд ли сможет научиться разговаривать.

Древний человек жил среди зверей и птиц. На одних животных он охотился, от других – спасался. Для этого ему необходимо было знать их повадки и интонацию голоса. А это как раз и является «языком джунглей», с помощью которого «разговаривают» звери и птицы в природе. Чтобы быть своим среди чужих ему, так же как и Маугли, приходилось поведением и интонацией голоса показывать окружающим его животным, что он «одной с ними крови».

Древнему человеку необходимо было не только запоминать голоса животных, но и уметь воспроизводить их. Это позволяло подманивать их и, в конечном счете, добывать. Ученые полагают, что в те далекие времена наши предки умели подражать голосу зверей и птиц, как это делают, к примеру, попугаи или другие «говорящие» птицы.

В природе, несомненно, самыми голосистыми являются птицы, обладающие богатой палитрой звуков. Звери на их фоне почти «безголосые». Птицы звуками предупреждают об опасности, они подобно сорокам и мелким птицам, с криком сопровождают хищника, сообщают, подобно зябликам, об изменении погоды, песней привлекают самок и защищают территорию.

Человек подражал крику и пению не только тех птиц, на которых он охотился, но и которых ему были приятно слушать (так же как и современному человеку).

Существует несколько гипотез, объясняющих возникновение речи. Согласно одной из них в основу языка легли звуки, которые произносил человек, подражая пению и крику птиц. К примеру, первичное слово «опасность» скорее всего, было похоже на крик какой-то полюбившейся птицы (конечно, с учетом голосовых возможностей человека). И сейчас разведчики в лесу «разговаривают» между собой свистом, то есть на «птичьем» языке.

Таким образом, путем подражания птичьему голосу формировались первичные компоненты так называемого «птичьего» языка древних людей. Конечно, такой язык был очень прост, содержал небольшой запас слов, однако на том этапе этого было вполне достаточно. В дальнейшем звукоподражающие слова изменялись, и постепенно становились уже «человеческими». Так с помощью птиц появился язык людей во всем его разнообразии.

Если мы согласимся с такой точкой зрения ученых, и будем считать, что птицы научили человека говорить, то не удивительно, что мудрая ворона смогла обучить мальчика правильно произносить трудную для него букву алфавита.

ВЕЗУЧИЙ ВОРОНЕНОК

Одним людям все сходит с рук, зато другим – за малейшую провинность попадает сполна. Есть категория людей, с которыми постоянно что-то случается, даже если они и стремятся избежать неприятностей. Однако о счастливчиках писать намного приятнее, чем о неудачниках.

Несмотря на такую преамбулу этот рассказ не о человеке, а о птенце, которому на удивление везло в его пока еще короткой жизни.

Итак, жил-был вороненок. Он, как и всякая птица, появился на свет в гнезде, высоко над землей. Находясь на вершине дерева необходимо быть крайне осторожным, чтобы не свалиться оттуда. Однако наш малыш был непоседа, ни минуты не сидел спокойно. Он постоянно выглядывал из гнезда, несмотря на запрет родителей. Когда вороненок немного подрос, стал залезать на его край, что было очень опасно. Он спешил стать взрослым, а, как говорится, всему свое время. Наконец, случилось то, что и должно было случиться. Птенец выпал из гнезда.

Однако, как уже говорилось выше, вороненок был везучий. Другой не умеющий летать птенец обязательно разбился о землю, а наш вороненок угодил в ванну. Воды в ней было столько, что он мог стоять на дне, можно сказать, на цыпочках, вытянув вверх шею. Если бы воды было немного больше, птенец сразу же захлебнулся.

Ванна служила для полива деревьев. Ее периодически заполняли водой, которую использовали по мере надобности. Как раз накануне этого события воду из ванны вычерпали. Если бы вороненок выпал из гнезда днем раньше, его вряд ли что-то могло спасти.

В тот злополучный (для вороненка, конечно) день мы не собирались ехать на дачу. Однако дела сами собой рассосались, и мы решили отправиться подальше от городского шума. В холодной воде птица вряд ли сможет долго продержаться, так что помощь подоспела вовремя. Опять повезло!

Мы вытащили птенца из воды. Он настолько обессилил, что закрыл глаза и повалился набок. Наверное, от холода и перенапряжения лишился чувств.

Над нами летали вороны и злобно каркали. Некоторые из них даже пытались пикировать на нас. Это была своеобразная психическая атака. Они подозревали нас в дурных намерениях.

Мы высушили птицу сухим полотенцем, накрыли тряпицей и оставили в саду на виду у родителей, которые продолжали летать над нами. Брать птенца в дом не рискнули. Родители, потеряв его из виду, сразу же откажутся от него, а так, возможно, окажут ему помощь.

Утром птенца на месте не оказалось. Мы надеялись, что родители увели его (летать он ведь не мог) в безопасное место. В то же время сверлила мысль, что с вороненком могли расправиться кошки и собаки, которых в этих местах было предостаточно. Они жили на других дачных участках, однако предпочитали держаться вблизи нашего дома, где их постоянно подкармливали. В обеденное время все они располагались возле двери и терпеливо ожидали, когда вынесут еду.

Днем, когда все кошачье – собачье племя собралось на своем обычном месте, среди них увидели вороненка. Он, как и все, ожидал еду.

Одним птицам стоит немного зазеваться, как сразу же оказываются в чьем-то желудке, а нашего вороненка никто почему-то не трогал. Возможно, у нашего крыльца было объявлено своеобразное «перемирие», как это уже было описано в прекрасном произведении «Маугли». Во время засухи звери у водопоев объявляли «водопойное перемирие», которое по законам джунглей никто не смел нарушать. А в нашем случае, по-видимому, было объявлено «кормовое перемирие».

Вороненку везло в этой жизни. Сколько таких же, как и он, птенцов скрасили жизнь кошкам, а ему везло. Упал в ванну и не захлебнулся, вовремя вытащили, подружился с кошками. Сколько везучих случайностей!

Мы начали подкармливать вороненка. Когда птенец был голоден, он требовал еду своеобразным способом, клевал на ноге большой палец. Жил он на крылечке среди кошек и собак, а ел, можно сказать, вместе с ними. Так он прожил у нас около месяца, пока не научился летать и самостоятельно добывать себе корм.

Анатолий Павлович Садчиков,
профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова ([email protected])

Ираида Иванова
Беседа с детьми и зимующих и перелетных птицах

Беседа с детьми о зимующих и перелетных птицах .

Возраст детей : 4-7 лет

Подготовила : Иванова Ираида Эрнестовна,

воспитатель МДОУ «Детский сад № 79 комбинированного вида» , г. Саранск

Описание материала : Предлагаю Вашему вниманию беседу о зимующих и перелетных птицах для детей средней , старшей и подготовительной группы (4 -7 лет) . Данная беседа может быть полезна как воспитателям, так и родителям. Давайте вместе с детьми откроем мир окружающей природы, поможем ребенку увидеть единство человека и окружающей среды. Эта беседа способствует закреплению знания дошкольников о группах птиц .

Цели :

Расширять и систематизировать знания о зимующих и перелетных птицах ;

Формировать обобщенное представление о зимующих и перелетных птицах , учить различать их по существенному признаку : возможность удовлетворения потребности в пище;

Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли) ;

Классифицировать птиц на зимующих и перелетных на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания;

Обогащать словарный запас;

Развивать речь и логическое мышление

Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе.

Демонстрационный материал : картинки с изображением птиц , птичьих гнёзд.

Методические приемы : игровая ситуация, беседа-диалог , рассматривание картинок с изображением птиц и беседа по ним , чтение и анализ сказок, подведение итогов.

Ход беседы:

Воспитатель :

Ребята! Знаете ли вы, что всех птиц , которые живут в наших краях, можно разделить на две группы : птицы зимующие и перелетные ?

Зимующие птицы : воробей, ворона, сорока, галка, синица, дятел, сова, поползень, сойка. Они не улетают осенью в теплые страны, так как приспособились к суровому времени года и могут найти себе пропитание даже в сильный мороз.

Птицам трудно прокормиться , ведь аппетит у них огромный, а корма, особенно в зимнюю пору, не хватает. Поэтому многие птицы поступают так : найдя еду, они сразу сообщают об этом остальным – криком подзывают их. Помогая друг другу, птицы доживают до весны . Кроме того, некоторые из птиц , например синица, сойка и поползень, еще осенью делают запасы. Вот как описывает это писатель А. А. Плешаков : «… запасает поползень на зиму корм ! И желуди, и орехи, и крылатки клена – всё запихивает в трещины, ниши и щели на стволах. Упорно трудится целую осень, до самого декабря. В некоторых его кладовых ученые находили до двух килограммов семян.

Ребята, а знаете ли вы, у какой птицы зимой появляются птенцы?

Ну, конечно, это клёст! Посмотрите на картинку с изображением этой птицы .

Эта необыкновенная птичка не только зимует в наших лесах , но и в самые трескучие морозы выводит птенцов. Клесты питаются семенами хвойных деревьев и своих птенчиков тоже кормят этими семенами. Если урожай шишек хороший, в зимнем лесу корма им хватает.

А перелётные птицы с наступлением осенних холодов собираются в стаи и готовятся к отлёту на юг. Как правило, эти птицы питаются насекомыми , которые с приходом холодов забираются в щели древесной коры, зарываются в сухие листья, прячутся под старыми гнилыми корягами. Корма становится мало, и насекомоядные птицы улетают в тёплые края, а весной они возвращаются в родные края. Мелкие птички прилетаю незаметно. А вот большие, хотя и летят часто ночью, издают громкие звуки. Это вожак подаёт сигнал : не отставайте. Летите за мной. Самцы перелётных птиц прилетают с юга раньше самочек. И сразу начинают заботиться о жилище для будущей семьи.

Ребята, каких перелётных птиц вы знаете ?

Правильно, скворцы, гуси, соловьи, кукушки, а также трясогубки, ласточки, зяблики, пеночки, жаворонки, лебеди. Всё это перелётные птицы .

В весенних лесах слышится звонкий весёлый хор птичьих голосов. Птицы несут в клювиках прутики, сухие былинки, кусочки мха, вьют гнёзда, устилают их пухом и перьями.

И вот в птичьих теремках появляются яички. Птицы высиживают их , согревая своим теплом, а потом из яиц вылупятся беспомощные неоперившиеся птенчики.

Прожорливые птенцы широко раскрывают ярко-жёлтые рты, ждут, когда заботливые родители угостят их мошкой, комариком или гусеницей. Заботливые родители летают по лесам и лугам, добывая детям корм, уничтожая тем самым много вредных насекомых. Так они спасают лес и посевы на полях, сады, парки, скверы.

Птенцы быстро растут. И вскоре в укромных лесных уголках открываются птичьи «школы» . В них взрослые птицы будут учить своих детей искать корм, спасаться от врагов, подавать разные сигналы.

И если в эти прекрасные деньки вы пришли в лес, то старайтесь не бегать и не шуметь. Представьте себе, что вы находитесь в доме, где в колыбельках спят совсем маленькие детки. Не заглядывайте в птичьи гнёзда, не трогайте яички и птенцов руками. Вы можете испугать взрослых птиц , тогда они бросят свой дом, и в гнезде не появятся птенчики.

А теперь, послушайте стихотворение.

Нашла я гнездо лесное

Маленькой пёстрой птички,

Свитое ранней весною,

В гнезде лежали яички.

Как же она испугалась,

Прикинулась птичка больною,

Крыло волочила, металась

В густой траве предо мною.

Давалась мне прямо в руки,

Меня от гнезда уводила.

И сколько в ней было муки,

И сколько в ней было силы!

Вот еще одно правило, которое нужно запомнить! Весной и в начале лета лучше не брать на прогулку в лес или парк свою собаку. Птенцы иногда выпадают из гнезда, и собака может повредить малышу крылышки или лапки.

Воспитатель :

А теперь ребята, давайте отдохнем, проведем физкультминутку «Мишка» .

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге, (повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна : (потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (вращение головой)

Наклонялся взад, вперед (наклоны вперед и назад )

Вот он по лесу идет (ходьба вперевалочку )

Ищет мишка корешки, (наклоны вперед )

И трухлявые пеньки. (наклоны в разные стороны)

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки.

Наконец медведь наелся, (погладить себя по животу)

И на бревнышке уселся (садимся)

После окончания физкультминутки, дети садятся.

Воспитатель :

Отдохнули? А теперь давайте поговорим о птичьих гнёздах. Какие разные гнёзда строят птицы !

Так дятел выдалбливает большим крепким клювом глубокое дупло в дереве, трясогузки вьют гнёзда из прутиков и травинок в кустах, недалеко от реки или ручья. У сороки гнездо большое и удобное. Ласточки лепят гнёзда из глины. Скворцы живут в деревянных теремках-скворечниках, которые мастерят люди. Журавли и утки устраивают свои гнёзда на земле, в зарослях камыш. А кукушка вообще не вьёт гнезда, а свои яйца подкладывает в гнёзда других птиц .

Птицы – наши друзья ! Они не только украшают природу, но и помогают сберечь урожай на полях и огорода, спасают леса от вредителей, разносят семена растений. Друзей ведь нужно беречь. Ребята, помогите птицам пережить зиму . Устраивайте для них кормушки, насыпайте в них семена тыквы, арбуза, подсолнечника, вешайте на веточки деревьев кусочки несолёного сала. Помните, что голодная птица может погибнуть и от легкого мороза. А сытой и стужа не страшна!

Вопросы

1. На какие две группы делятся птицы ?

2. Каких зимующих птиц вы знаете ?

3. Почему перелётные птицы осенью улетают на юг?

4. А когда перелётные птицы возвращаются в наши края?

5. Какие гнёзда строят птицы ?

6. А как вы думаете, почему птиц называют друзьями леса и людей?

7. Как можно помочь птицам зимой ?

Дупло дятла

Гнездо трясогузки

Гнездо сороки

Гнездо ласточки

Скворечник

Гнездо журавля

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве