Презентация для детей "Лекарственные растения". Лопух, медуница. Лекарственные растения — природная аптека По окружающему миру сообщение о лекарственных растений

Мир растений невероятно богат и разнообразен. Наши далекие предки научились использовать их в своих целях: одни из них они употребляли в пищу, другие активно использовали в быту или строительстве. Со временем люди поняли, что в природе существуют еще и лекарственные растения, с помощью которых можно лечить многие недуги.

С древних времен и до наших дней

Древние люди, наблюдая за дикими животными, заметили, как те специально отыскивают лечебные травы или корешки, чтобы справиться с недугом. В течение многих лет ценную информацию о лекарственных растениях передавали из поколения в поколение.

Люди, которые обладали такими знаниями, назывались знахарями или травниками. Только они знали, как и когда правильно собирать те или иные травы, коренья, плоды, как правильно из них готовить целебное снадобье, чтобы можно было помочь человеку справиться с болезнью.

Рис. 1. Знахарь.

Древние знания, накопленные в течение тысячелетий, используются в современной медицине. Лекарственные свойства растений помогают эффективно справляться со многими недугами, их вытяжки входят в состав многих медикаментов.

При раскопках шумерского города археологами была найдена табличка, возраст которой насчитывает три тысячи лет. В ней подробно описаны 15 рецептов с использованием лекарственных трав, способных исцелить от некоторых болезней.

Правила использования

Во всем мире насчитывается более 300 тысяч различных растений, но лишь небольшая их часть обладает целебными свойствами.
Их принято делить на две категории:

  • Официальные лекарственные растения. Их свойства хорошо изучены, и они используются при изготовлении различных лекарств. На территории России таких растений насчитывается около 300.
  • Лекарственные растения народной медицины. Их свойства мало изучены наукой, однако это не мешает травникам и знахарям использовать их в своих целях.

Целебными свойствами обладают различные части растений. У одних активные вещества сконцентрированы в листьях, у других - в корнях или плодах.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Заготовка лекарственных растений.

При использовании лекарственных растений очень важно знать:

  • какие части растения применяются при тех или иных болезнях;
  • в какой период собирать лекарственное сырье, чтобы в нем было максимальное количество полезных веществ;
  • как правильно заготавливать собранный материал, чтобы он не утратил свои целебные свойства;
  • как применять лекарственное растение - в виде настоек, компрессов, отваров или мазей.

Всем известны целебные свойства ромашки, которая помогает устранить следы отравления, справиться с воспалением горла. Кора дуба хорошо лечит кровотечение десен, а листья подорожника помогают остановить кровотечение при неглубоких ранах. Цветки липы, листья и ягоды малины - отличное природное средство при простуде.

Рис. 3. Ромашка лекарственная.

Многие лекарственные растения находятся на грани полного исчезновения. Это связано с плохой экологической обстановкой, вырубкой лесов, распашкой диких лугов и степей. Такие растения занесены в Красную книгу, и их ни в коем случае нельзя самостоятельно рвать или выкапывать.

Что мы узнали?

При изучении доклада на тему «Лекарственные растения» по программе 2 класса окружающего мира мы узнали историю использования лекарственных растений, узнали, какое значение они имели для человека в древности и в настоящее время. Мы выяснили, каковы свойства лекарственных растений и какова их основная проблема.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 141.

Нас повсюду окружают растения: цветы, травы, деревья и кустарники. Без растений не было бы жизни на земле. Растения помогают нам дышать. А еще с их помощью можно вылечить некоторые болезни. Просто нужно знать, какие растения являются лекарственными и правильно их использовать.

Каждое растение создано природой во благо. Люди изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, составляли »Травники».

У нас аптека находится практически под ногами. Дети должны увидеть красоту окружающей природы, понять пользу растений, цветов и трав. Мы, взрослые, гуляем с детьми, ходим на экскурсии, в парк, лес, в поле, знакомим их с нашей матушкой-природой. Весной и летом можно очень много гулять и наблюдать за растениями, насекомыми. Детям все интересно.

Расскажем детям о лекарственных растениях . Какие растения называют лекарственными, как их правильно собирать. Научить детей различать лекарственные травы и воспитывать бережное отношение к природе.

Лекарственные растения с описанием для детей

И в зарослях лесных,

В полях, и на лугах

Где все для сердца мило,

Где чистым воздухом так сладостно дышать.

Есть в травах и цветах

Целительная сила,

Для всех умеющих

Их тайну разгадать.

(Вс. Рождественский)

Когда мы болеем, то не всегда нужно бежать за таблетками в аптеку. Нас окружает много растений, которыми можно лечиться.

Растения, которые используются для лечения разных заболеваний, называются лекарственными. Какие растения относятся к лекарственным?

Многие лекарственные растения известны детям с самого детства. Это: одуванчик, ромашка, крапива, подорожник, мать-и-мачеха, ландыши, липа.

Рассмотрим наиболее известные для детей растения.

Крапива двудомная

Слово произошло от древнерусского слова «копрена» — шелк. Из крапивы получали волокно и изготавливали ткани.

Раньше крапиву считали средством для изгнания нечистой силы.

В трудные годы крапива очень выручала людей. Ее употребляли в пищу, готовили супы, салаты. Как лекарственное растение известна давно. Народная мудрость гласит: «Одна крапива заменит семерых врачей».

Применяют крапиву при воспалении легких, кровотечениях, полощут горло, используют для укрепления волос.

Стебли и листья крапивы покрыты жгучими волосками. Эта особенность растения отражается в загадках и пословицах.

С ним возиться, что в крапиву садиться.

Хоть не огонь, а жжется.

Какую траву и слепой узнает?

Растет зеленою стеной,

Ее обходят стороной,

Колючая и злая дива,

А как зовут траву?

(Крапива )

Ромашка аптечная

В поле сестрички стоят,

Желтые глазки на солнце глядят,

У каждой сестрички —

Белые реснички

(Ромашка )

Название произошло от латинского «romona» — римская, заимствована из польского языка. В литературе ее образ ассоциируется с образом скромной красоты и доброты.

Описание ромашки

Ромашка аптечная — однолетнее травянистое растение из семейства сложноцветных.

Цветки собраны в корзину, которая состоит из белых языковидных лепестков и желтых трубчатых цветков. Ромашка цветет с мая до сентября. Растет повсюду: на полях, у дорог, возле жилища человека.

Лекарственные свойства ромашки.

Применяют как успокаивающее, противоспалительное, мочегонное средство.

Отваром ромашки полощут горло, используют как противоспалительное средство при желудочно-кишечных заболеваниях. Применяют как косметическое средство, отвар ромашки придает светлым волосам золотистый оттеток.

Как заготавливают ромашку?

Собирают цветы в сухую погоду, сушат в хорошо прогреваемом солнцем помещении, рассыпав тонким слоем на ткани или бумаге.

Одуванчик лекарственный

Это растение знакомо детям с детства. Кто не любит собирать желтые одуванчики, плести из них венки? Это многолетнее растение семейства сложноцветных.

Цветут долго, образуя за сезон много семян.

Когда цветут одуванчики, кажется, что дети солнышка спустились на землю и покрыли ее красивым ковром.

Одуванчик очень похож на солнышко.

Одуванчик используют давно в лечебных целях. Его называют «элексиром жизни» не зря: все части растения полезны. И корни, листья, цветы.

Из цветов одуванчика делают варенье, похожее на мед. Из листьев можно готовить весной полезные салаты.

Салат из одуванчика:

100 г листьев одуванчика;

90 г зеленого лука;

25 г петрушки;

15 г растительного масла;

1 вареное яйцо;

соль, перец по вкусу.

Выдерживаем листья одуванчика в соленой воде 30 минут, измельчаем, добавляем зелень, масло, украшаем вареным яйцом.

Одуванчик обладает потогонным, жаропонижающим и отхаркивающим средствами.

Подорожник

Растет у дорог. Его русские названия «подорожник»,»попутчик». Еще его называют » порезник», «ранник» — за ранозаживляющие свойства.

В медицине применяются листья для заживления ран, порезов. Также используют при укусах пчел, ос и даже змей. Свежеистолченная масса из листьев подорожника предупреждает появление отека.

Используют подорожник при заболеваниях верхник дыхательных путей, при гастрите, заболеваниях желудка.

Семена у подорожника липкие, прилипают к обуви человека, к лапам животных и разносятся на большие расстояния.

Вдоль дорожек его встретишь,

Ранки ссадины излечишь,

Сорвешь листочек осторожно.

Кто нас излечит?

(Подорожник)

Мать-и-мачеха

Я знаменита не цветами,

А обычными листами:

То твердыми, холодными,

То мягкими и темными.

Название растение получило по строению листа. Снизу они белые, пушистые, мягкие, как материнские руки. Сверху зеленые, холодные — как мачеха.

Многолетнее растение, семейства сложноцветных, с прямыми стеблями, покрытыми буроватыми чешуевидными листьями.

На стебле желтые цветы.

Издавна растение использовали как лекарственное. Мать-и- мачеха — медоносное растение. И это первые весенние цветы, которые радуют нас.

Мать-и-мачехи цветки

Словно солнца огоньки.

На пригорочке растут,

Прям из снега — и цветут!

(Л. Акиншина)

Загадка

Сверху листик гладкий,

Но с байковой подкладкой

(Мать-и-мачеха)

У растения используют и цветки, и листья. Применяют при кашле, для укрепления иммунитета, как потогонное средство.

Иван-чай или кипрей

В древности из его стеблей вили веревки, называли его «дикий лен». Хороший медонос.

Заваривают его как чай. Используют при болезни почек, как успокоительное средство.

Пастушья сумка

Повсюду растет это растение как сорняк. Плод треугольный стручок похож на сумку пастуха.

Настой применяют при кровотечениях.

На пустырях и по дорогам

С соцветьем беленьким сорняк.

Но изучив все его свойства,

Вы, может, взглянете не так.

Кровотеченье остановит,

В Китае он — салат к столу.

Сорняк живуч: семян так много

В плоде, похожем на суму.

(Пастушья сумка)

Какие еще есть лекарственные растения, которые известны детям?

Мята

Добавляют ее в чай. В мяте много полезных свойств. Приятный аромат, охлаждающий вкус. Настойки из мяты успокаивают.

Вкусен чай и ароматен,

С ней он легок и приятен:

Листочки сорваны, помяты.

Что ты вдыхаешь? — Запах…( мяты)

Календула или ноготки

Что за странные цветки

Под названьей ноготки?

Так похожи на ромашки —

Все в оранжевых рубашках?

(Календула)

Обладает отхаркивающим, мочегонным, потогенным средством. Календулой полоскают горло при стоматитах и ангине.

Ландыш

Занесен в Красную книгу. Хрупкий, красивый и ароматный цветок. Но будьте осторожны. Ландыш — ядовит.

Ландыш — весьма полезное растение. Из него готовят сердечные и успокоительные капли. В народной медицине ландыш применяют, но нужно советоваться с врачом, потому что он небезопасен.

Чернеет лес

Теплом разбуженный,

Весенней сыростью объят.

А уж на ниточках жемчужины

От ветра каждого дрожат.

Природой бережно спленутый,

Завернутый в зеленый лист,

Растет цветок в глуши нетронутой

Прохладен, хрупок и душист.

(Ландыш майский)

Зверобой

Это невысокое многолетнее растение с прямым тонким стеблем. На листьях светлые точки, похожие на дырочки. Растение так и называется зверобой продырявленный.

Эти клеточки хранят эфирные масла.

На веточках — соцветия желтых цветов с бальзамическим запахом. Цветет зверобой с июня по август. Растет на лугах, полях, по склонам берегов.

Содержит каротин и витамин С. Полезное для человека растение.

Еще его называют «божья трава», лечит от 99 недугов. Почему не 100? Зверобой нельзя применять больным с опухолями.

Настой травы применяют при заболеваниях желудка, для полоскания горла, пьют как чай.

Если что-то заболит,

Даже зверь не устоит.

С какой же травкой пить настой?

С чудо-травкой..

(Зверобой)

Лопух

Неприхотливое растение, растет повсюду. Просто замечательный сорняк. Дети из его плодов лепят фигруки. Лопух еще называют репейником.

В медицине используют и корни лопуха и его листья. Из них готовят отвары, настои, экстракты и лечат разные заболевания: гастрит, запоры, геморрой, остеохондроз, стоматит.

Листья лопуха прикладывают к больным суставам. Отваром из лопуха укрепляют волосы.

Как правильно собирать лекарственные травы?

Сборщики лекарственных растений заготавливают целебные травы. Благодаря наблюдательности людей, народной мудрости, травы применяют для лечения заболеваний. Но травы еще нужно правильно собирать. Детям нужно об этом сказать:

  • Ни в коем случае нельзя собирать травы возле дорог, т.к. они впитывают в себя вредные выхлопные газы и пользы от них не будет, только вред.
  • Лекарственные растения нужно собирать только в ясную и сухую погоду.
  • Нельзя пробовать растения на вкус.
  • Каждый вид растений собирают отдельно.
  • После сбора растений вымыть руки с мылом.
  • Не рвать растения без надобности.

Растения растут повсюду и иногда мы их просто не замечаем, хотя они и имеют большое значение для человека.

Детей нужно учить бережно относиться к природе, ведь без травинки, цветочка, нам будет плохо.

И вот еще одно хорошее стихотворение о пользе растений.

Запоминалочка

В ней перечислены основные свойства растений

Лечит мята невралгию,

А свекла — гипертонию.

Земляника гонит соль,

А шалфей — зубную боль.

Арбуз кушай при нифрите,

А бруснику — при артрите,

Чтобы было больше сил,

Не забудь про девясил

Клюква вылечит цистит,

Редька кашель и бронхит.

Головную боль — калина,

А простуду — чай с малиной.

Печень подлечи рябиной,

Сердце — мятой и калиной

Чтоб не ведать диабета,

Топинанбур ешь все лето,

Астму вылечи исопом,

Мочевой пузырь — укропом.

Раны, язвы, геморрой —

Подорожником промой

Коль отеки у тебя —

Хвощ полей и семя льна.

Мажь мазоли чистотелом.

А веснушки — тертым хреном,

Зверобой не забывай,

Чай сним чаще потребляй

Пей шиповника настой,

Будешь бодрый, молодой.

Видео для детей »Cказка про лекарственные растения»

Вывод.

  1. Лекарственные растения помогают людям вылечиться от болезней.
  2. Из лекарственных растений делают лекарства.
  3. Лекарственные растения нужно охранять и не рвать их без надобности.

Интересно и познавательно можно рассказать детям о полезных лекарственных растениях, которые часто встречаются. Прочитать стихи, отгадать загадки о лекарственных растениях. Дети их запомнят и будут относиться бережно, зная о пользе, которую приносят растения.

Пишите свои комментарии. Если статья была вам полезна, поделитесь с друзьями, нажав на кнопочки соц. сетей.

С уважением, Ольга.

Класс: 4

Цель: Сформировать у учащихся представление о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

Задачи:

1. Развивающие:

  • развитие мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация;
  • развитие самостоятельности, внимательности, логического мышления;
  • формирование умения добывать самостоятельно информацию в соответствующей литературе;
  • формирование умения логично и последовательно излагать сувою мысль;
  • развитие кругозора детей;
  • обогащение словарного состава учащихся;
  • развитие умения работать в коллективе.

2. Образовательные:

  • познакомить учащихся с лекарственными и ядовитыми растениями, их значением в жизни человека.

3. Воспитательные:

Оборудование: доска, презентация (Приложение 1), иллюстрации лекарственных растений, иллюстрации ядовитых растений, план (на карточках) выполнения практической работы, иллюстрации для практической работы (болиголов пятнистый, мать-мачеха, багульник), кроссворд (на доске), гербарий (шиповник, крапива двудомная, брусника, малина, черника), ПК, мультимедийная установка.

Ход урока

1. Оргмомент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Ученики сидят группами по 4 человека.

2. Изучение нового материала.

Учитель: Вам известно, что жизнь человека тесно связана с природой. Природа дает нам необходимые материалы для изготовления домов, машин, одежды, дает продукты питания и что очень важное, помогает продлевать нам жизнь. А каким образом это происходит, я предлагаю вам выяснить, мысленно переместившись на несколько веков назад, когда не было никаких следов цивилизации, а люди жили в пещерах. Как вы думаете, что тони делали, чтобы справится с различными заболеваниями?

Ученики: Были колдуны. Они искали различные пути лечения болезней. Воздействовали на людей ритуальными танцами, заклинаниями и самое главное – применяли в качестве лекарств – различные травы.

Учитель: Действительно. Ведь люди всегда болели, всегда получали травмы и, соответственно у них появлялась необходимость в медицинской помощи. Но больницы и аптеки были не всегда и не везде. И на помощь человеку пришла «Зелёная аптека»или растения, обладающие лекарственными свойствами. И сегодня на уроке мы поговорим о лекарственных растениях и их значении в жизни человека.

Учитель: Сегодня мы занимаемся с вами группами. За каждый правильный ответ представителя той или иной группы, группа получает. В конце урока мы подсчитаем количество очков. Смотрим на доску. Что вы здесь видите?

Ученики: Различные растения.

Учитель: Я сейчас вам предлагаю разделить эти растения на группы. Какие у вас есть предложения?

Ученики (1-2 у доски) распределяют у доски растения по признаку лекарственные – ядовитые:

Учитель: Хорошо. Мы выяснили, что первая группа растений относится к лекарственным. Смотрим на экран. (Приложение 1. (слайд 2) ). Здесь представлены лекарственные растения и названия растений. Ваша задача – из данного списка растений выбрать название лекарственных растений и соотнести эти название с их изображениями.

Ученики из списка растений выбирают нужные (те, что относятся с представленными лекарственными растениями) и располагают их в нужном порядке.

Учитель: В каких целях мы используем эти растения?

Ученики: Лечение ран, остановка кровотечения, снятие боли.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения? (Приложение 1. (слайд 3) )

Ученики: Лес, луг, вдоль дорог.

Учитель: Верно. Это лекарственные растения. Мы можем их собирать для своей аптечки. Сбор лекарственных растений – дело нужное и очень интересное. Но при сборе нужно знать время, когда собирают то или иное растение, т. е. время сбора. Нужно знать, как правильно сохранять и высушивать растение. Помните, что растение нужно собирать так, чтобы не нанести вреда природе.

Учитель: У нас осталась вторая группа растений. Как мы их назвали?

Ученики: Ядовитые растения.

Учитель: Какие растения здесь изображены? (Приложение 1. (слайд 4) )

Ученики из оставшегося списка растений выбирают те, что относятся к ядовитым растениям и располагают их в нужном порядке.

Учитель: Как вы думаете, почему они называются ядовитыми?

Ученики: Эти растения содержат вещества, которые, попадая в организм человека и животных, вызывают в нем болезненные изменения.

Учитель: Вы совершенно правы. А тяжелое отравление может даже привести к смерти. Причем у одних растений яд содержится в листьях, у других – в семенах, у третьих – ядовиты все части растений. Необходимо их запомнить и уметь узнавать их среди других растений, чтобы не причинить себе вреда.

Учитель: Где мы можем встретить эти растения?

Ученики: Лес.

Учитель: Мы с вами выяснили, что эта группа относится к ядовитым растениям. Но я точно знаю, что эти растения можно разделить еще по одному признаку. Как вы думаете, по какому признаку?

Ученики: Ядовиты лекарственные – нелекарственные.

Учитель: Лекарственные – волчье лыко, ландыш, нелекарственные – вороний глаз.(Приложение 1. (слайд 5) ). Представляете, эти растения тоже лекарственные. Вещества, содержащиеся в них, являются ценными лечебными средствами, которые находят широкое применение в медицине. Поэтому, эти растения хотя и ядовитые, но считаются лекарственными. Но при их сборе нужно быть предельно осторожным, т. к. они могут нанести человеку вред.

– Влияние волчьего лыка на дыхательные пути и кожу человека.

Учитель: Все растения, о которых мы сегодня говорили, встречаются на территории Карелии. Но я каждую группу растений раздела бы еще на группы. Как вы думаете, по какому признаку?

Ученики: Занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную книгу Карелии. (Приложение 1. (слайд 6) )

Учитель: Верно. Вы знаете, что существует Красная книга Карелии, в которую занесены редкие, охраняемые виды растений, произрастающие на территории республики. Всвязи с этим, какие растения среди лекарственных растений войдут в число охраняемых?

Ученики: Зверобой.

Учитель: А среди ядовитых?

Ученики: Ландыш, волчье лыко.

Учитель: Скажите, пожалуйста, каково значение охраны этих растений?

Ученики предлагают свои варианты.

Учитель: Нужно запомнить, что эти растения являются охраняемыми, их ни в коем случае нельзя рвать для букетов, ломать. Ведь некоторые из них встречаются в небольших количествах и в определенных местах. А безразличие к жизни растений повлечет за собой серьёзные последствия: исчезновение растений не только в республике, но и на Земле.

3. Физминутка (музыкальная).

4. Практическая работа.

Разъясняет план выполнения практической работы.

План:

  1. Название растения.
  2. Место произрастания.
  3. Лекарственное или ядовитое.
  4. Занесено ли в Красную книгу.
  5. Использование в медицине.

Напоминает о рациональном использовании времени.

Ученики выполняют по группам практическую работу в течение 5 минут, используя гербарии и иллюстрации. После выполнения работы 1-2 ученика из каждой группы выступают перед классом.

5. Закрепление изученного материала.

Учитель: Вы хорошо поработали, а сейчас я предлагаю вам вспомнить изученный материал. Игра «Отгадай слово». Здесь спрятано слово, которое вам надо отгадать, ответив на вопросы.

Почему мы дышим вольно
И судьбой своей довольны.
Хоть растем мы вдоль дорог
И нас топчут сотни ног? (Подорожник)

И если, случится тебе простудиться
Появится кашель, поднимется жар,
Подвинь к себе кружку, в которой
дымится слегка горьковатый душистый отвар. (Ромашка)

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой,
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (Смородина)

Назовите я довитое растение с одной темно-синей ягодой. (Вороний глаз)

Красна, сладка, душиста
Растет низко, к земле близко. (Земляника)

Трава от 99-ти болезней. (Зверобой)

Ученики: Зашифровано слово «Правило».

Учитель: А если мы вспомним наш разговор о лекарственных растениях, как мы можем связать это со словом «правило»?

Ученики: Правило сбора лекарственных растений.

Учитель: Как вы думаете, какие это будут правила?

Ученики:

  1. Собирай только те растения, которые разрешено собирать. Охраняемые не трогай.
  2. Узнай сроки сбора растений.
  3. Собирай растения в сухую погоду. Следи, чтобы они были чистыми.
  4. Собирай растения в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставь расти.
  5. Узнай, как правильно сушить и хранить растения.

6. Обобщение изученного материала.

Учитель проводит беседу, в ходе которой обобщаются знания о лекарственных и ядовитых растениях; классификации растений по признакам: лекарственные – ядовитые, занесенные в Красную книгу Карелии – незанесённые в Красную Карелии. Значение лекарственных растений в жизни человека. Охрана растений.

Подсчитывается количество очков у каждой группы. Отмечаются те, у кого количество очков больше.

Выставление отметок.

7. Домашнее задание.

  1. Работа с учебником стр. 19–21.
  2. Составить правила сбора лекарственных растений в рабочей тетради.
  3. Сделать альбом «Лекарственные растения Карелии» с рисунками, фотографиями, необходимыми пояснениями.

За много лет своего существования человечество научилось жить в более-менее сносной гармонии с окружающим миром. Мы получаем от природы огромное количество различных нужных нам веществ, среди которых далеко не последнее место занимают растения. Различные растительные культуры используются нами в качестве продуктов питания, их применяют в промышленности, косметологии и медицине. Окружающий мир – это сосредоточие огромного количества полезных даров природы, к которым относят и культурные лекарственные растения, являющиеся замечательным источником витаминов и прочих полезнейших веществ.

Так для устранения авитаминоза совсем не обязательно отправляться в аптеку за поливитаминными препаратами, или же скупать на рынке ранние и, как известно, малополезные овощи. На обычном пустыре, в лесах и на лугах находится огромное количество дикорастущих съедобных растений. Кроме того такие представители флоры активно культивируются человеком в лекарственных целях.

В принципе, витамины присутствуют во всех растениях, однако к витаминосодержащим относят лишь те культуры, которые способны избирательно накапливать витамины в объеме, способном оказывать выраженное фармакологическое воздействие. Такая доза обычно в пятьсот, а то и тысячу раз более, нежели в прочих растениях.

Несмотря на то, что большинство витаминов ученые способны синтезировать синтетическим путем, витаминсодержащие растительные культуры сохранили свое значение для человечества. Такие растения широко применяются, в особенности при терапии малышей, пожилых людей, а также пациентов, склонных к аллергическим недугам.

Ученые утверждают, что витамины из растительного сырья крайне удачно сочетаются с полисахаридами, а также с сапонинами и флавоноидами, соответственно, они с легкостью усваиваются организмом. Кроме того такие витаминные частицы значительно реже дают аллергические реакции, по сравнению с синтетическими аналогами. Также при потреблении растительного сырья организм человека может с легкостью защититься от передозировки витаминов, что практически невозможно при приеме фармацевтических препаратов.

Лекарственные культурные растения, являющиеся концентраторами витаминов

Львиное количество витамина С или аскорбиновой кислоты содержится в плодах черной смородины, плодах шиповника и рябины. Кроме того источниками такого полезного вещества принято считать плоды малины, листики крапивы, а еще плоды и листву земляники.

Концентраторами и источниками витамина Р принято считать бутоны либо плоды японской софоры, ягоды черноплодной рябины и черной смородины. Кроме того масса такого вещества содержится в листьях чая.

Огромное количество каротиноидов (провитаминов А) находится в плодах шиповника, облепихи и рябины. Кроме того ним богаты травы череды и топяной сушеницы, а также цветки календулы. Чуть меньший объем этого витамина присутствует в петрушке, листиках малины и тыкве.

Известными концентраторами витамина К принято считать листики крапивы, траву пастушьей сумки и тысячелистника. Также значительное количество этого вещества находится в коре калины и кукурузных рыльцах.

Отличными источниками витамина Е, или как его еще именуют токоферола, являются плоды облепихи и шиповника, а также масла на основе этих растений. Кроме того значительный объем этого элемента присутствует в семенах тыквы и льна, земляном орехе и золотом корне.

Что касается витаминов группы В, то они содержатся во многих лекарственных культурных растениях. Так тиамином богаты зародыши злаков и капуста, пиридоксин присутствует в горохе, картофели и вереске, получить фолиевую кислоту можно из подорожника, листового салата и капусты брокколи.

Витамины круглый год

Конечно же, максимальное количество витаминов находится в свежих растениях. Однако пополнить свой организм нужным набором витаминных веществ можно круглогодично. Для этого лекарственные культуры вполне можно заготавливать впрок, кроме того их можно покупать в аптеках в виде высушенного сырья и в форме различных лекарственных препаратов – капсул, таблеток, настоек и БАДов.

Для борьбы с авитаминозом можно собирать свежие лекарственные растения и использовать их в пищу. Так раньше всего в лесах появляется молодая крапива, ее ростки можно найти в проталинках еще задолго до полного схождения снега. Такое растение можно использовать при приготовлении салатов, щей, а также добавлять в пирожки. Но уже спустя десять дней после прорастания крапива становится непригодной к потреблению.

Вслед за крапивой на полях появляются колокольчики и одуванчики. Первые применяются в виде листьев, которые едят сами по себе либо добавляют в салаты. А одуванчики используются практически полностью – листья вымачивают и применяют в кулинарии, на основе цветков варят варенье, а корень используют в терапевтических целях.

В более позднее время для насыщения организма витаминами можно использовать цветки левкоя, листики примулы и красноднева. Отличной находкой также станет сныть, дикий лук и черемша. Кроме того к отличным съедобным источникам витаминов относят щавель, папоротник орляк и пастушью сумку.

Заключение

Конечно, наш окружающий мир многогранен и многолик, но его заметную часть составляют культурные растения. Они кормят нас, могут еще лечить нас от самых разных патологических состояний… А потому, как вы понимаете, важно понимать их ценность для нашей жизни и беречь от попадания в Красную книгу… И мы на этой странице сайта www.! Растения – это сама наша жизнь.

Люди - часть природы. Они с древних времён научились пользоваться её дарами и в первую очередь растениями. Какие-то из них они употребляли в пищу, другие использовали при строительстве или в быту, а третьи применяли в лечебных целях. Именно об этих «природных лекарях» пойдёт речь в этом докладе.

Как люди узнали, что растения лечат

Наблюдая за животными, древние люди заметили, что те при различных заболеваниях отыскивают лечебные корешки или травы. Так человек начал узнавать о целебных свойствах растений. Наши предки собирали эти знания по крупицам и передавали их из поколения в поколение. Тех, кто ведал тайны трав и цветов называли травниками или знахарями. Они собирали растения, составляли из них целебные сборы, которыми лечили больных от недугов.

Шиповник - лекарственное растение, которое содержит много витамина С и других полезных веществ. Из его ягод готовят целебные отвары.
Фото: flickr.com/PaulGulliver

С древних времён до наших дней

На протяжении тысячелетий разные народы накапливали сведения о лекарственных растениях. Эти древние знания, дошедшие до наших дней, используются в современной медицине и фармацевтике.

При раскопках шумерского города была найдена табличка, которой три тысячи лет. В ней описаны 15 рецептов с использованием растений, которые способны исцелить от различных хворей.

Древние египтяне, китайцы, индусы и другие народы широко применяли растительные препараты для лечения болезней. Позднее учёные всего мира, в том числе и в нашей стране, изучали целебные свойства трав и цветов.

Сегодня изданы книги, в которых описаны сотни ценных растений и тысячи рецептов, способных исцелить от разных болезней.

Сколько полезных растений в мире

Во всем мире произрастает около 320 000 растений, но лишь 21 000 из них относится к лекарственным и используется в медицине. Территория России обширна и на ней встречается огромное количество различных видов представителей флоры, в том числе и целебных, которые условно делятся на две категории:

  1. Официальные лекарственные растения - в нашей стране их около 300. Их свойства хорошо изучены, и они используются для производства медицинских препаратов
  2. Лекарственные растения народной медицины. Они изучены мало, но их широко применяют знахари и травники.

Цветы ромашки аптечной заваривают кипятком и применяют для лечения простудных заболеваний, от болей в желудке и в качестве противовоспалительного средства.
Фото: flickr.com/LynneHandBy

В двадцать первом веке наука совершила огромный шаг вперед. Созданы лекарственные препараты от разных болезней. Но медики и фармацевты и сегодня изучают свойства луговых трав, полевых цветов, деревьев и кустарников, ведь природные богатства неисчерпаемы. Человечество ждёт ещё немало великих открытий.

О целебных свойствах

Есть одна притча. Философ отправил своего ученика в лес за совершенно бесполезной травой. Но ученик не смог выполнить задания своего учителя. Потому что каждая былинка чем-то полезна.

Целебными свойствами обладают разные части растений. У одних полезные вещества накапливаются в листьях, у других - в корнях, у третьих - в плодах или цветках. Нужно знать какие части применять в медицине. Также очень важен период сбора лекарственного сырья, чтобы полезных веществ было накоплено максимальное количество. Так, корни выкапывают осенью, кору собирают весной, цветы - в период цветения, листья - в начале лета, а плоды - в период созревания.

Чай из листьев мелиссы успокаивает нервную систему, помогает при заболеваниях желудка, болезнях сердца.
Фото: flickr.com/stephanievacher

Также очень важно правильно заготовить собранный материал, чтобы сохранить все ценные вещества. Высушивать подготовленное сырьё нужно в тени, чтобы на него не попадали влага, грязь и пыль.

О применении

Природа подарила людям дикорастущие лекарства, но важно знать, как их правильно использовать. Из одних растений делают целебные отвары и настойки, другие применяют для компрессов и растираний, из некоторых извлекают сок или делают мази. Как и при лечении таблетками, здесь важны точные дозировки и нужная длительность приёма.

Цветки липы помогут при простуде, ягоды и листья малины собьют температуру, листья подорожника залечат раны, кора дуба поможет при проблемах с дёснами.

Тимьян (чабрец) назначают для приёма внутрь, делают ингаляции и полоскания при ангине, бронхите и других болезнях.
Фото: flickr.com/JohnJohnston

Охрана природы

Многие лекарственные растения находятся на грани исчезновения. Это связано и с изменением экологии и с сокращением диких лесов и степей. Такие виды занесли в Красную Книгу. В неё вошли некоторые виды берёзы и дуба, алтей, кувшинка, валериана, девясил, багульник и другие представители флоры. Очень важно охранять бесценные богатства природы, которая не только кормит людей и животных, но и лечит их.

Окружающих мир богат и разнообразен. В нём есть всё, чтобы человек мог жить полноценной жизнью. Но этот мир нужно изучать и беречь.

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод