Публицистический стиль черты и примеры. Какие бывают стили речи

Российская академия народного хозяйства и государственной службы ПРИ Президенте РФ

Кафедра политологии и политического управления


Публицистический стиль (характеристика одного из жанров, языка одного из печатных СМИ)



Введение

Характеристика публицистического стиля

Жанровая дифференциация публицистического стиля

1 Группы жанров

2 Публицистическая статья

Языковые средства публицистического стиля

2 Публицистическая лексика

4 Синтаксис публицистического стиля

Языковые средства статьи

Заголовки в журналах

Заключение

Список литературы


Введение


Когда преподаватель читает лекцию, учёный выступает с докладом на научной конференции, дипломаты участвуют в переговорах, студенты сдают экзамены или школьник отвечает урок, то их речь отличается от той, которая используется в неофициальной, повседневной обстановке: за праздничным столом, дружеской беседе, в кругу семьи. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка- функциональные стили. Функциональный стиль подчёркивает, что разновидности литературного языка выделяются на основе той роли, которую выполняет язык в каждом конкретном случае. Научные труды, учебники, доклады пишутся научным стилем; докладные, финансовые отчёты, приказы, распоряжения составляются в официально-деловом стиле; статьи в газетах, журналах, выступления по радио и телевидению основаны на публицистическом стиле; когда обсуждают разнообразные бытовые проблемы, используется разговорный стиль.

В рамках публицистического стиля наибольшее распространение получила газетная разновидность, поэтому в лингвистической литературе этот стиль называется газетно-публицистическим. Этот стиль используется и в журналах. Газетно-публицистическая речь призвана прежде всего воздействовать на массы, поэтому она максимальна учитывает интересы читателей. Важной особенностью языка газеты или журнала является его общедоступность, коммуникативная значимость. И задача моей работы- разобраться, действительно ли, с помощью языковых особенностей публицистического стиля можно агитировать, убеждать, пропагандировать. Целью моей работы является изучение функциональных особенностей языковых средств и жанровой дифференциации публицистического стиля в аналитическом журнале-еженедельнике "Коммерсантъ Власть". Актуальность данной работы определяется тем, что изучается язык в его функционировании, и, кроме того, публицистика играет большую роль в коммуникационном процессе (оказывает воздействие на сознание и речь людей). Материалом моего исследования являются слова, словосочетания, фрагменты текстов журналов "Коммерсантъ Власть" №13, 14, 15 за 2013 год.


1. Характеристика публицистического стиля


1 Определение публицистического стиля


Публицистический стиль- это исторически сложившаяся функциональная разновидность литературного языка, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных, повседневного быта и прочего. Этот стиль употребляется в агитационно-массовой работе. Используется в общественно-политической литературе, периодической печати (газеты, журналы), радио-и телепередачах, документальном кино, некоторых видах ораторской речи (на собраниях и митингах). Цель публицистического стиля- воздействие на слушателей и читателей для агитации и пропаганды общественно-политических идей.


2 История публицистического стиля


Публицистика как вид литературы появилась на Руси уже в XI веке. Это, например, "Слово о Законе и Благодати" первого русского митрополита Иллариона. Публицистический стиль присутствовал в различных произведениях XV-XVII веков. Дальнейшее его развитие в XVIII веке было связано с выходом первой русской печатной газеты "Ведомости" и созданием ряда журналов. Окончательно публицистический стиль сложился в конце XVIII-начале XIX веков в текстах А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского и др. В XX веке яркими публицистами были А.М. Горький, А.Н. Толстой, К.М. Симонов.


2. Жанровая дифференциация публицистического стиля


1 Группы жанров


Публицистический стиль употребляется во многих жанрах. Выделяют три группы жанров: информационная (интервью, репортаж, заметка, хроника), аналитическая (статья, корреспонденция) и художественно-публицистическая (очерк, фельетон, памфлет, эссе).

Для современной газетной и журнальной речи в целом менее свойственна открытая призывность, лозунговость, риторичность, неаргументированная директивность. Для неё более характерны аналитичность, доказательность изложения. Ведь форма сдержанного, спокойного доказательства способна быть выразительной, то есть экспрессивной и оказываться воплощением воздействующей функции публицистического стиля.

В современных газетах и журналах значительное место занимают диалоговые формы изложения (интервью, беседы, противопоставление двух точек зрения и др.), а также информационно-аналитические (статья, комментарий и т.д.), а, например, очерки и репортажи становятся редким явлением. Ещё появляются новые жанры: "прямая линия", "круглый стол". Жаль, что в моих исследуемых журналах нет пока этих новых жанров.

А есть простые интервью, информационные заметки (например о культурных мероприятиях на текущую неделю), опросы, статистика. Из художественно-публицистической группы есть очерки и эссе. Но больше всего, конечно, в журналах статей. Вот о статье-то мы и поговорим.


2 Публицистическая статья


Публицистическая статья- это аналитический жанр, в котором глубоко и обстоятельно рассматриваются проблемы социальной действительности. Главным стилистическим признаком статьи считается логизированность: формулировка проблемы, её оценка- анализ проблемы, причины её возникновения- программа действий по решению этой проблемы. Например, в статье "Поживём поделим" рассматривается проблема раздела "Газпрома". Причина возникновения раздела- совершенно новая ситуация на газовом рынке Европы: цены на газ снижаются благодаря потоку дешёвого восточного сжиженного природного газа. Для разрешения этой проблемы наше руководство, в связи с принятием третьего энергопакета в 2009 году ("свод правил, запрещающий работать на рынке ЕС компаниям, которые одновременно добывают, транспортируют, и распределяют газ"), задумалось о разделе "Газпрома" на несколько компаний: добывающую, транспортную и распределяющую. Ещё появление новых крупных компаний, добывающих газ, "Роснефти" и НОВАТЭКа должно снизить газовую монополию на рынке не только в России, но и в странах ЕС.

Публицистическая статья предполагает включение различных вставок (яркое описание эпизодов, мини-интервью, иллюстрации) для оживления рассуждения. В данной статье это, например, врезки, что по словам кремлёвских чиновников, "консультации по "Газпрому" пока что носят исключительно неформальный характер" и что "ситуация на газовом рынке всё больше будет напоминать нефтяную отрасль, где есть несколько крупных производителей и одна инфраструктурная монополия". Также в статье есть обращающее на себя внимание мини-интервью с пресс-секретарём Путина Дмитрием Песковым о возможностях исполнения третьего энергопакета. Для воздействующего эффекта в статью ещё включены фотоиллюстрации руководства России и главы "Газпрома" Алексея Миллера, обсуждающих проект трубы Nord Stream, который может оказаться невостребованным в условиях "сланцевой революции". Что такое "сланцевая революция", можно узнать из подзаголовка статьи: это "достигнутый в США процесс технологии, позволяющий начать в промышленных масштабах эксплуатацию залегающих в сланцевых пластах запасов природного газа", что может значительно подорвать авторитет "Газпрома".

Прежде, чем отобразить языковые особенности статьи, я хотел бы рассказать вообще об особенностях языковых средств в публицистическом стиле в исследуемых журналах.


3. Языковые средства публицистического стиля


1 Функции публицистического стиля


Обычная форма реализации публицистического стиля- монолог. И главным принципом публицистической речи, основой и особенностью её организации выступает её "открытость", прямое, непосредственное выражение авторского "я", потому что автор публицистического текста обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. В публицистике все оценки принадлежат автору и неважно, выступает ли он от имени определённой общественной группы, союза, партии, класса, или от своего имени. Поэтому речевой строй публицистики почти всегда носит эмоционально-личностный характер. Публицистическому стилю свойственно много функций. Я бы хотел остановиться на двух основных: информативной (сообщение, передача новой информации) и воздействующей (воздействие на разум и чувства читателя). У журналов нередко выделяют несколько функций: информационную, просветительскую, воспитательную, организационную, аналитико-критическую, развлекательную. Однако основной функцией, вбирающей все вышеуказанные и наиболее непосредственно выражающейся в стилистике речи, является воздействующе-информационная, с акцентом на аспекте воздействия. Эти две функции определяют состав и организацию языковых средств публицистического стиля. Информативная функция стиля требует использования общеупотребительной лексики, стандартов, штампов, потому что нейтральная лексика облегчает восприятие новой информации, облегчает процесс коммуникации Стандарт- исключительное и характерное свойство журналов. Подавляющее большинство журнальных речевых стереотипов имеют позитивный или негативный характер.. Воздействующая функция стиля способствует формированию оценочной лексики, так как задача публициста не только сообщить о событиях, явлениях, фактах, но и объяснить их, дать им социальную оценку, подвести читателя к "нужным" выводам. Газетно-публицистическая речь лишена условности и, как я уже говорил, в публицистике авторское "я" выступает открыто, и мы имеем один стилистический слой- речь автора. Однако одноплановость публицистической речи не признак бедности последней. Напротив, именно в этом свойстве заключается её выразительность и сила. О чём бы мы ни говорил публицист, в структуре прямо выражается его "голос", оценка эмоции, ход мыслей, увлеченность, взволнованность темой. Активность авторской позиции делает публицистику мощным средством воздействия. Использование языковых средств определяется во многом их социально-оценочными качествами и возможностями с точки зрения эффективного и целеустремленного воздействия на массовую аудиторию.

Для публицистического стиля характерны чередования стандарта и экспрессии, логического и образного, оценочного и доказательного, экономия языковых средств, доходчивость, лаконичность, последовательность изложения при информативной насыщенности. Отсюда характерные для публицистического стиля оценочность, призывность, полемичность. Публицистическая речь призвана прежде всего воздействовать на массы, поэтому она максимально учитывает интересы читателей. Важной особенностью языка журналов является его общедоступность, коммуникативная значимость.


2 Публицистическая лексика


Свойство соединения противоположного ярче всего проявляется в лексике публицистического стиля:

это употребление стандартных, штампованных слов и фраз: сыграла ключевую роль, человеческий фактор, пути решения, экономическое содержание, достичь поставленных целей, сталкиваться с проблемами, экспортировать;

Использование экспрессивных, выразительных, эмоциональных речевых средств: олицетворений (земля уходит из-под ног, провалы проглатывают автобусы, оживлённый перекрёсток ), метонимий (правая рука президента, карманные структуры ), метафор (гора книг, сланцевая революция, соль статьи, теплый прием ). Публицистика эмоциональна, действенна, выразительна, но публицист не рисует действительность, а прямо и открыто агитирует, убеждает, пропагандирует. Здесь "убеждение- первично, оно выражается в слове, его значении, эмоциональных оттенках". Журналы остро нуждаются в экспрессивных средствах, но эта экспрессия носит социальный характер, она целенаправлена, оценочна. Метафоры здесь используются не столько для образности, сколько для создания оценочного эффекта, положительного или отрицательного. Обычно метафоризации подвергаются понятия, важные в идеологическом, экономическом отношении: электрические реки, хлеб промышленности;

Совмещение слов, относимых и к книжной и к разговорной лексике: отчизна-беспредел; помыслы-разборка; социализация-бедолага;

употребление общественно-политических слов: власть, депутатский мандат, конституционное усиление, кремлёвские чиновники; заимствованных слов: президент, пресс-служба, интервью, куратор, консалтинг, мониторинг ; различных экономических, политических, философских терминов, которые переосмысливаются и получают публицистическую окраску: стратегическое направление, глава государства, оплот стабильности, понижающий дифференциал. Ведь в отличие от других стилей литературного языка в публицистическом убеждение выступает как главная функция языка, причём оно имеет агитационный характер. Это проявляется прежде всего в выборе языковых средств. А так как вопросы, трактуемые публицистикой, имеют политическое содержание, политическую окраску, то и выбор языковых средств носит осознанный, целеустремлённый характер. Употребление слов, которые связаны с выражением идеологических понятий, не может не испытывать на себе влияние социальных групп, классов, вкладывающих различное содержание, различные оценки в одни и те же слова;

Употребление так называемых газетизмов, профессиональной журналистской лексики, неологизмов: медведевская четырёхлетка, аппарат президента, Путин 3.0., арбитрабельный, дефолт, дежавю, думец ;

Для журналов не характерны, хотя и возможны, узкоспециальные слова и выражения, диалектизмы, арготизмы, поэтизмы, варваризмы, индивидуальные неологизмы, то есть исключается всё, что может вызвать затруднения в понимании сообщения.


3 Морфологические средства публицистического стиля


Своеобразием отличаются морфологические средства публицистических текстов:

активно употребляются существительные с суффиксами- ость, -ств, -ние, -ие (должность, самостоятельность, новшество, сотрудничество, исполнение, объединение ), с интернациональными суффиксами и префиксами -изм, -ист, -ация, анти-, контр-, де- (бюрократизм, администрация, антикоррупция, контрмеры, оптимист ); прилагательные с префиксами меж-, все-, обще-, сверх- (всеобъемлющий, общепризнанный, межведомственный );

часто используются формы страдательных причастий прошедшего времени (осуществлен, ознакомлен, успешен ); прилагательные в превосходной степени (самый важный, ярчайший, самый лучший );

употребительны слова, образованные сложением (общественно-политический, бизнес-ассоциации, торгово-промышленные палаты);

Распространённой является форма глагола 1-го лица, так как повествование обычно ведется от лица автора.


3.4 Синтаксис публицистического стиля


Свои особенности имеет и синтаксис текстов публицистического стиля. Для него характерны:

эллиптические конструкции, т.е. фразы с пропущенным элементом высказывания, отличающиеся краткостью, динамичностью, повышенной энергией: третейское разбирательство-дело добровольное, по итогам каждой-экзамен;

Назывные предложения, особенно в заголовках: "король, дама, балет", Государственная Дума;

Вопросительные предложения (Чем Тетчер войдет в историю? А в чём смысл жизни?);

вводные слова (в первую очередь, во-первых, действительно, кроме того ).


4. Языковые средства статьи


Теперь вернёмся конкретно к нашей статье "Поживём поделим". Наряду со стандартными общественно-политическими фразами (коррупция, инфраструктура, оплот стабильности, государство, национальное достояние, министерство, реформа, нефтяная промышленность) , употребляются узкоспециальные термины: "сланцевая революция", сланцевый газ, лонг-лист кандидатов, газовый рынок, газовый бизнес, газовая монополия, министерство энергетики, менеджмент, власти ЕС, лоббировал строительство, газопровод Nabucco, энергопакет, спотовый рынок . К основным языковым особенностям статьи относятся также средства языковой выразительности: олицетворения (взвесить все аргументы, Евросоюз огрызался, монополия превратилась в инструмент ), метафоры (не доходили руки, краеугольный камень, одним махом решить нельзя) , эпитеты (посягательства "Газпрома" ), аллитерация (поживём поделим ), фразеологизм (предоставлять скидки задним числом ). В статье присутствует обилие средств, выражающих логические связи высказываний: союзы (сочинительные однако, и, а, но, либо , подчинительные если…то, пока, так что, что, как, чтобы, на котором ), вводные слова (скорее всего, наконец, во-первых, во-вторых, правда, впрочем, значит, в частности, по данным "Власти" ).жанровый публицистический стиль статья

Проникнуться или нет проблемой, рассмотренной в статье, согласиться или нет с выводами и мнениями журналистов, дело каждого читателя. Вот так, на примере анализа одной статьи из журнала "Коммерсант Власть" №15, 2013, мы рассмотрели языковые особенности аналитического жанра публицистического стиля. Конечно, каждому жанру свойственны свои особенности, но в целом все они выполняют информативную и воздействующую функции публицистического стиля.

Из всего вышесказанного мы видим, что экспрессивно значимыми оказываются все языковые средства, поскольку они воплощают публицистическую идею. Вот почему в публицистике столь важна проблема выбора точного, яркого, действенного, выразительного слова.


5. Заголовки в журналах


Отдельно хочется рассказать о заголовках в журналах. Ведь именно название рубрик, заголовки статей, заметок, подзаголовки, врезки являются своеобразными путеводителями для читателей журналов. Они привлекают внимание читателя, информируют его о теме публикаций. В журналах выработалась чёткая система рубрикации материалов, сложились модели заголовочных конструкций, их размещение. Для лучшей ориентации публикации группируются в тематические подборки. Журнал имеет свои постоянные рубрики, которые должны привлекать внимание читателей, они не должны иметь нечётких формулировок. В исследуемых журналах есть такие рубрики, как "Вертикаль", "Отставки и назначения", "Они о нас", "Неделя", "Вопрос недели", "Политэкономия". Кратко и понятно. И если рубрика сигнализирует об общем направлении помещённых под ней публикаций, то заголовок называет тему конкретного материала, а с помощью подзаголовков можно подчеркнуть наиболее важные моменты. Например, заголовок "Спору нет" - подзаголовок "Громкие дела третейских судов России" или заголовок "Поживём поделим" - подзаголовок "Что такое сланцевая революция".

Заголовок должен не просто назвать тему, он должен сообщить о факте, событии, формулировать отношение к нему, передавать авторскую позицию. Данные журналы располагают большим количеством структурных моделей заголовков и приёмами их лексико-фразеологического выражения. Среди них явно преобладают безглагольные конструкции: "Командатский час, "Король, дама, балет", "История"; двухсловные предложения: "Держать марки", "Пустить в расход". Такие названия кратки, выразительны, легко воспринимаются читателями. Также для журналов характерны двухсловные конструкции, соединённые союзом, которые могут дать читателю больше информации. Например, "Бур и лёд", "Быль и прибыль". Стилистически значимы вопросительные предложения: "А вы когда каяться будете?", "За что вы не любите американцев?" Для читателя важны, естественно, не только структура названия, но и его содержание. И экспрессивные элементы не должны противоречить содержанию материала, его жанру. Но нередко в журналах встречаются "ляпы", когда заголовок противоречит содержанию или звучит бессмысленно ("Тетчер раздора"), или встречаются орфографические и синтаксические ошибки, или в содержании приводится недостоверная информация, особенно в прошлогодних выпусках, когда статьи регулярно печатал студент исторического факультета МГУ Евгений Понасенков, искажая исторические факты. Например, в своей статье "Коммерсантъ Власть" № 35,2002, с.77-78 он писал: "И тут завистник Наполеона Александр I был вынужден пойти на Тильзитский мир". На самом деле факты зависти Александра I Наполеону ничем не подтверждаются. Это, наоборот, Наполеон всегда завидовал Александру и другим наследственным монархам крупных государств и заискивал перед ними, чтобы они признали его равным себе. Можно даже вспомнить про страстное желание Наполеона породниться с каким-либо монархическим домом Европы.

Таким образом, в журналах должны преобладать заголовки, привлекающие внимание читателей информативностью и точностью содержания. Ведь они помогают читателю выбирать материалы, наиболее заслуживающие его внимания. И они должны быть настоящими ориентирами, своеобразными сигналами на страницах журнала.


Заключение


В заключение хотелось бы сказать, что на основании анализа аналитических журналов "Коммерсантъ Власть" мне удалось ознакомиться с функциональными особенностями языковых средств публицистического стиля и понять все его стилевые черты, а именно логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность. Исследуемые журналы в основном состоят из статей, которые относятся к аналитическому жанру и характеризуются наличием как стандартных фраз, так и узкоспециальных общественно-политических терминов, а также обогащены средствами художественной выразительности и различными синтаксическими конструкциями, которые в свою очередь выполняют наряду с информативной функцией самую главную функцию публицистического стиля- воздействующую. Информация в журналах предназначена не для узкого круга специалистов, а для широких слоёв общества, причём воздействие направляется не только на разум, но и на чувства читателя, чтобы у него сформировалось определённое отношение к общественным делам, и не важно, позитивное оно будет или негативное. Ведь для современного публициста главное- донести информацию до читателя так, чтобы он её осмыслил, сделал нужные для себя выводы. И если раньше общественно-политический журнал представлял собой партийный, общественный, профсоюзный или государственный орган и направлен был на убеждении читателя в правоте авторской позиции, то сейчас, в эпоху гласности, демократии и свободы слова, читатель сам формирует своё мировоззрение, соглашаясь или нет с авторской позицией. Да, исследуемые журналы просвещают, информируют, агитируют, читаются легко, заголовки чётки и понятны, в них много экспрессии, они призывают и заставляют задуматься о социальных, политических и экономических проблемах, несмотря на то, что речевой публицистических строй носит эмоционально- личностный характер. То есть публицистический язык прекрасно выполняет свою коммуникативную функцию. Но, я думаю, оценку, эмоциональную, эстетическую или логическую, ставит сам читатель.

И как бы высокопарно ни звучало, что миром сегодня правят новости, донести эти новости до читателя и слушателя- очень сложная задача публициста и журналиста.


Список литературы


1.Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. "Русский язык и культура речи", 2005.

Бушко О.М. "Школьный словарь литературоведческих терминов", 2005.

Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. "Русский язык", 1984.

Кожина М.Н. "Стилистика русского языка", М., 1993.

Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. "Стилистика русского языка", М., 2008.

Майданова Л.М. "Практикум по современному русскому языку", Екатеринбург, 1993.

Караулов Ю.Н. Энциклопедия "Русский язык", 1997.

Кожин А.Н., Крылова О.А, Одинцов В.В. "Функциональные типы русской речи", М., Высшая школа, 1982.

Журналы "Коммерсант Власть" №13, 14, 15 за 2013 и №35 за 2002.


Теги: Публицистический стиль (характеристика одного из жанров, языка одного из печатных средств массовой информации) с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Речи нашел широкое применение в разных сферах человеческой жизни. В частности, его используют в журналах, на телевидении, в газетах, на радио, в партийной деятельности, в публичных выступлениях. Среди сфер его применения следует отметить и документальное кино, и политическую литературу, рассчитанную на массового читателя.

Публицистический стиль - это функциональный вид литературного языка. Данное понятие имеет тесную связь с понятием «публицистика», которое, в свою очередь, ввиду особенностей содержания произведений, относящихся к ней, считается понятием больше литературным, нежели лингвистическим.

Особенность этого стиля заключается в широте лексического охвата литературного языка. Публицист способен применять технические и научные термины, при этом он может выйти за рамки языка литературного и начать использовать простую (в некоторых случаях и жаргонные элементы), чего, однако желательно избегать.

Следует отметить, что публицистический стиль речи относится далеко не ко всем текстам, которые размещены в СМИ. Так, например, представленные в газетах указы, законы, постановления являются публикациями официально-деловыми. Представленные научными работниками статьи по темам являются научными публикациями. Часто по радио можно услышать чтение романов, рассказов, повестей. Данные произведения являются художественными.

Публицистический стиль речи может касаться любой темы, которая проникла в центр внимания общественности. Разумеется, данное обстоятельство заставляет присоединять к речи специальные лексические элементы, требующие пояснений, а в некоторых случаях, и достаточно развернутых комментариев.

Вместе с этим, определенные темы находятся во внимании общественности постоянно. Таким образом, относящаяся к ним лексика приобретает окраску публицистического стиля, и состав словаря пополняется сформированным кругом характерных для него лексических единиц. Среди тем, освещаемых постоянно, следует выделить политику, информацию о выборах, деятельности парламента и правительства, заявлениях государственных деятелей и прочие. Немаловажное значение имеет и экономическая тематика.

Выраженные морфологические черты публицистического стиля выражаются в особых способах употребления грамматических форм.

Так, например, часто в значении множественного числа применяется единственное число: «Выносливость и понятливость в русском человеке присутствовала всегда…»

Характерно также применение существительных во множественном числе, не имеющих его. Например: власти, риски, бюджеты, стратегии, мафии, поиски, свободы и прочие.

В целях привлечения внимания в публицистике используются повелительные Например: «Давайте подумаем…», «Посмотрите…», «Обратите внимание…» и прочие.

Для того чтобы подчеркнуть значимость того или другого события, применяется настоящая форма глагола. Например: «Завтра открывается ярмарка».

Характерным для стиля является и использование таких как: на базе, в интересах, по причине, в свете, на пути, с учетом, в ходе и прочих.

Весьма типичным является и инверсионный порядок слов. Это позволяет во многих случаях в предложении поставить тему на первое место.

Для усиления эмоционального воздействия, подкрепления выражаемой мысли часто задаются вопросы риторические. Например: «Чем же эти люди хуже других?»

Жанры публицистического стиля речи обычно разделяют на три группы: беседа, обзор, рецензия и прочие), информационную (репортаж, заметка, отчет, интервью) и художественно-публицистическую (очерк, эссе, фельетон).

Публицистический стиль - один из книжных, используется в общественно-публицистической и литературно-критической литературе, средствах массовой информации, на собраниях и митингах.

Задача этого стиля - воздействие на массовое сознание посредством общественно значимой информации. Характерные черты публицистического стиля - логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

языковых средств :

на уровне лексики :

· широкое употребление общественно-политической, экономической, общекультурной лексики;

· использование торжественной лексики (мерило, воззрение, источать, несравненно ), часто в сочетании с разговорной;

· использование образных средств: эпитетов, сравнений, метафор, фразеологизмов и «крылатых выражений»;

· частая языковая игра, каламбуры, пародирование (особенно в заголовках);

на уровне морфологии и синтаксиса :

· активное использование личных местоимений 1 и 2 лица и соответствующих форм глагола;

· неиспользование причастных и деепричастных оборотов, их замена придаточными предложениями;

· употребление побудительных и восклицательных предложений, риторических вопросов;

· использование обращений;

· частые лексические и синтаксические повторы

Основные жанры: публичное выступление (речь, доклад), дискуссия, критическая заметка, репортаж, интервью, статья, рецензия, очерк, зарисовка.

В качестве примера речевого произведения публицистического стиля приведём отрывок из статьи А. Архангельского, опубликованной в газете «Известия» 6 апреля 2002 г.:

Культур и Мультур

Всю минувшую неделю кипели думские страсти, газеты и телевидение бурно обсуждали, кому какой комитет достанется и что в конце концов будет с коммунистами. Между тем в этом обсуждении начисто отсутствовал один мотив, который в известной мере можно считать ключевым. А именно: какие два комитета были предложены товарищам большевикам в качестве утешительного приза по причине из политической незначимости? На какие кабинеты никто из нового большинства так и не позарился - не безликие ЕДИОТы, ни блескучие правые?



Правильно, дети. Садитесь, пять. Это были комитеты по культуре и религиозным объединениям...

Боюсь, народные избранники в очередной раз совершают очень серьёзную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую. Потому что политик не политолог. Он не обязан быть слишком умным. Зато он должен иметь хороший нюх. И всегда держать нос по ветру: куда дует ветер эпохи? Что же до ветра эпохи, то он дует в сторону от непосредственной (точнее, вполне посредственной) политики.

В этом отрывке нашли отражение следующие черты публицистического стиля:

Политическая лексика: комитеты, кабинеты (министров), думский, большевики, коммунисты, правые, политик, политолог ;

Разговорная и просторечная лексика, в том числе фразеологизмы: начисто, позариться, нюх, блескучий, держать нос по ветру ;

Языковая игра: вторичная игра в заголовке (Культур и Мультур - перифраз известного повтора-отзвучия культур-мультур ), непосредственный как антоним к слову посредственный , ЕДИОТы - блок «Единство и Отечество», псевдосложносокращенное слово, графически и фонетически созвучное слову идиоты ;

Отсутствие деепричастий, незначительное число причастий;

Вопросительные предложения;

- «простой» синтаксис;

Выразительный приём обращения к читателям: ...какие два комитета были предложены товарищам большевикам...? Правильно, дети. Садитесь, пять;

Парцелляция: совершают очень серьёзную ошибку. Не культурную. И не религиозную. А вполне себе политическую.

Художественный стиль

Художественный стиль используется в произведениях художественной литературы, относится к книжной речи.

Задача - нарисовать словами картину, выразить отношение к изображаемому, воздействовать на чувства и воображение читателя. Особенность - единство коммуникативной и эстетической функции, высокая образность.

Художественный стиль характеризуется следующими выразительными средствами:

· тропы - обороты, в которых слово или выражение употреблено в переносном значении: метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет и др.;

· фигуры речи: анафора, антитеза, градация, инверсия, параллелизм, риторический вопрос;

· ритм, рифма, преимущественно в поэтическом произведении.

Более широким понятием является язык художественной литературы: художественный стиль обычно используется в авторской речи, а в речи персонажей могут присутствовать и другие стили, например разговорный.

В качестве примера приведём отрывок из поэтического текста - стихотворения А. Блока:

Осень поздняя. Небо открытое,

И леса сквозят тишиной.

Прилегла на берег размытый

Голова русалки больной.

Здесь использованы следующие характерные для художественного стиля языковые средства:

Ритм, рифма;

Инверсия - прилагательное после существительного: осень поздняя, небо открытое, берег размытый, русалка больная ;

Тропы: открытое небо, леса сквозят тишиной, голова русалки прилегла на берег ;

Синтаксический параллелизм в первой строке;

Назывные предложения, создающие ощущение статичности, неподвижности.

Разговорный стиль

Разговорный стиль противопоставлен книжным и используется в непринуждённых беседах, чаще в неофициальной обстановке. Основная форма существования - устная, но может быть осуществлён и в письменной форме (записки, частные письма, фиксация речи персонажей, а иногда и авторской речи в художественных произведениях).

Задача речи - общение, обмена впечатлениями. Отличительными признаками разговорного стиля являются неофициальность, непринуждённость, неподготовленность, эмоциональность, использование мимики и жеста.

Для публицистического стиля характерно использование следующих языковых средств :

на фонетическом уровне:

· б́ольшая степень редукции гласных, произносительная компрессия слов (сейчас [щ’ас], здравствуйте [(з)др́ас’т’и]);

· разнообразное интонирование при относительно свободном порядке слов;

· на уровне лексики и словообразования :

· использование разговорной и просторечной лексики, жаргона (работяга, электричка, дотошный, потихоньку, лебезить );

· преимущественное употребление конкретной лексики, незначительное использование абстрактных, терминологических слов;

· экспрессивность и оценочность в лексике и словообразовании (обалденно, бух, книжонка, здоровенный );

· частое использование фразеологизмов;

на уровне морфологии :

· наиболее частое из всех стилей употребление личных местоимений;

· преобладание употребления глаголов над употреблением существительных;

· редкое использование причастий и кратких прилагательных, неиспользование деепричастий;

· несклоняемость сложных числительных, склоняемость аббревиатур;

· употребление частиц, междометий;

· частое переносное использование морфологических средств (например, использование времён и наклонений в несвойственных им в книжных стилях значении);

на синтаксическом уровне:

· употребление односоставных и неполных предложений;

· отсутствие сложных синтаксических конструкций;

· бессоюзие сложного предложения;

· частое использование побудительных, вопросительных и восклицательных предложений;

· употребление обращений.

В качестве примера приведём высказывание одного из персонажей рассказа А. П. Чехова «Месть»:

- Отворите же, чёрт возьми! Долго ли ещё мне придётся коченеть на этом сквозном ветру? Если б вы знали, что в вашем коридоре двадцать градусов мороза, вы не заставили бы меня ждать так долго! Или, быть может, у вас нет сердца?

В этом небольшом отрывке нашли отражение следующие черты разговорного стиля:

Вопросительные и восклицательные предложения,

Междометие разговорного стиля чёрт возьми ,

Личные местоимения 1 и 2 лица, глаголы в этой же форме.

Ещё один пример - отрывок из письма А. С. Пушкина к жене, Н. Н. Пушкиной, от 3 августа 1834 года:

Стыдно, жёнка. Ты на меня сердишься, не разбирая, кто виноват, я или почта, и оставляешь меня две недели без известия о себе и о детях. Я так был смущён, что не знал, что и подумать. Письмо твоё успокоило меня, но не утешило. Описание вашего путешествия в Калугу, как ни смешно, для меня вовсе не забавно. Что за охота таскаться в скверный уездный городишко, чтоб видеть скверных актёров, скверно играющих старую, скверную оперу? <...> Просил я тебя по Калугам не разъезжать, да, видно, уж у тебя такая натура.

В этом отрывке проявились следующие языковые признаки разговорного стиля:

Использование разговорной и просторечной лексики: жёнка, таскаться, скверный, разъезжать, что за охота , союз да в значении «но», частицы уж и вовсе не , вводное слово видно ,

Слово с оценочным словообразовательным суффиксом городишко ,

Инверсионный порядок слов в некоторых предложениях,

Лексический повтор слова скверный ,

Обращение,

Наличие вопросительного предложения,

Употребление личных местоимений 1 и 2 лица единственного числа,

Употребление глаголов в настоящем времени,

Употребление отсутствующей в языке формы множественного числа слова Калуга (по Калугам разъезжать ) для обозначения всех маленьких провинциальных городов.

Типы речи

Типы речи - разграничение речи по обобщённому (типовому) значению на повествование, описание и рассуждение.

Повествование описывает последовательные действия, рассказывает о событиях в их временн́ой последовательности.

Повествовательные тексты включают такие компоненты, как завязка (начало действия), развитие действия, кульминация (наиболее важный момент в развитии действия) и развязка (конец действия). При этом в повествовании может нарушаться последовательность этих компонентов, что часто бывает представлено в художественных произведениях (например, в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова).

«Новым» в предложениях повествовательного текста является сообщение о сменяющих друг друга событиях.

Повествование может быть изобразительное и информативное. В повествовательном тексте часто употребляются лексические средства, обозначающие временную последовательность действий (потом, тогда, через некоторое время ), глаголы обычно употребляются в прошедшем времени.

В качестве примера приведём отрывок из рассказа А. П. Чехова «Живой товар»:

Наполнив карманы и бумажник, Бугров спрятал бланки в стол и, выпив полграфина воды, выскочил на улицу.

Ночью, в половине двенадцатого, он подкатил к подъезду гостиницы «Париж». С шумом вошёл он вверх по лестнице и постучался в номер, в котором жил Грохольский. Его впустили. Грохольский укладывал свои вещи в чемоданы. Лиза сидела за столом и примеряла браслеты. Оба они испугались, когда вошёл к ним Бугров.

Описание изображает какое-либо явление через перечисление и раскрытие его признаков. Текст такого рода может описывать внешность человека, предмет, место, состояние человека или окружающей среды. В «данном» называется предмет или его части, в «новом» сообщаются признаки предмета.

Для описательного текста характерно использование прилагательных, глаголов в настоящем времени.

Описание используется в разных стилях речи, но чаще в научном и в художественном.

В научном стиле в описание объекта включаются существенные признаки, которые названы прилагательными или отглагольными существительными, например: Жираф (жирафа), жвачное млекопитающее. Длина тела 3-4 метра (1/3 составляет шея), высота до темени 4,5-5,8 м, длина хвоста около 1 м, масса 550-750 кг. Обитает в саваннах Африки. Из-за охоты (ради мяса и шкуры) численность невелика. Хорошо размножаются в неволе. Живут до 20-30 лет.

В описании художественного стиля выделяются самые яркие признаки, создающие образ; они могут передаваться сравнениями, словами в переносном значении, словами с оценочными суффиксами. В качестве примера приведём начало рассказа А. П. Чехова «Барон»:

Барон - маленький, худенький старикашка лет шестидесяти. Его шея даёт с позвоночником тупой угол, который скоро станет прямым. У него большая угловатая голова, кислые глаза, нос шишкой и лиловатый подбородок.

Рассуждение описывает причины свойств и явлений. Может быть доказательством, объяснением, размышлением (разница - в степени категоричности суждений). В рассуждении обычно присутствуют тезис (то, что нужно доказать), аргументы и вывод. Приведём два примера рассуждений, используемых в разных стилях речи:

1. На верблюдах, конечно, можно пройти по пустыне без остановки гораздо дальше, чем на конях, но переход нам предстоит недалёкий, время дорого, да и опыта с верблюдами у вас нет, так что возьмём в городке лошадей.

2. Исходя из необходимости мобилизации и размещения людских ресурсов, перед разворачиванием строительства инженерных сооружений следует предусмотреть возведение благоустроенного временного жилого городка, в том числе систем энергоснабжения, связи, водоподготовки, канализации, рекреационных и спортивных сооружений.

Текст, особенно художественный, часто объединяет разные типы речи. В качестве примера приведём отрывок из повести К. Паустовского «Золотая роза»:

Старый пароход отвалил от пристани в Вознесенье и вышел в Онежское озеро.

Белая ночь простиралась вокруг. Я впервые видел эту ночь не над Невой и дворцами Ленинграда, а среди лесистых пространств и озёр.

На востоке низко висела бледная луна. Она не давала света.

Волны от парохода бесшумно убегали вдаль, покачивая куски сосновой коры. На берегу, должно быть в каком-нибудь древнем погосте, сторож пробил на колокольне часы - двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас, миновал пароход и ушёл по водной глади в прозрачный сумрак, где висела луна.

Я не знаю, как лучше назвать томительный свет белой ночи. Загадочным? Или магическим?

Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью природы - столько в них бледного воздуха и призрачного блеска фольги и серебра.

Человек не может примириться с неизбежным исчезновением этой красоты, этих очарованных ночей. Поэтому, должно быть, белые ночи и вызывают своей непрочностью лёгкую печаль, как всё прекрасное, когда оно обречено жить недолго.

В представленном отрывке последовательно сменяют друг друга все типы речи - повествование, описание и рассуждение.

Проблемами речи и текста занимается стилистика - раздел языкознания, изучающий использование языка в разных условиях речевого общения.

Часть 4. Морфология

Морфология - раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки.

Морфология и синтаксис составляют грамматику.

Сегодня публицистический стиль речи становится популярным, востребованным, поскольку резко возрастает роль публичной речи в современной коммуникации. У человека нашего времени часто возникает потребность конструктивно выстроить диалог, грамотно аргументировать позицию, опровергнуть точку зрения оппонента. Научиться этому можно, постигая секреты публицистической речи.

Вконтакте

Что это такое

Что такое публицистика? Это произведения литературы, журналистики , отражающие злободневные вопросы жизни социума. «публицистический» переводится с латинского как «общественный». Публицисты и журналисты пишут о том, что интересует большую часть общества.

Поэтому главная задача авторов – влиять на мысли, чувства, поступки адресата посредством информации, побуждать к действию, воздействовать на формирование общественного мнения, нравственный выбор, духовное развитие читателей. В публицистике нет места вымыслу, условности, она ориентирует читательскую аудиторию на конкретный факт, размышление о нём.

Важно! Публицистический стиль используется в основном для насущных вопросов политической, социальной, бытовой, экономической, спортивной, культурной жизни общества.

Признаки публицистического стиля

Характеристика публицистического стиля, текста:

  • проблематика сегодняшнего дня;
  • адресация массовому читателю;
  • передача информации;
  • разнообразие тем;
  • эмоциональность;
  • призыв к действию;
  • открытая авторская позиция;
  • логичность;
  • точность фактов;
  • образность.

Языковые особенности публицистического текста

Основной принцип отбора речевых средств в излагаемом автором материале – общедоступность. Выступление в СМИ или на публике строится в соответствии с рассматриваемым стилем. Этим объясняется использование нейтральной .

Лексикон публициста насыщен словами из области политики и экономики, что обусловлено интересом к общественно-политическим темам. Функция воздействия реализуется благодаря оценочным средствам речевой выразительности (писака, бумагомарака, крючкотворец), словам с переносным значением (рассадник нацистов, предвыборная гонка).

Синтаксис отличается сочетанием конструкций разговорной (неполных, назывных предложений) и книжной речи (обособленные члены, придаточные предложения, инверсия).

Языковые особенности публицистического стиля
Лексические · книжные слова (сыны отечества, отчизна);

· общественно-политическая лексика (свобода, демократия, прогресс);

· неологизмы (биотерроризм, марсоход);

· заимствования (спикер, маркетинг);

· устойчивые обороты (иметь значение, здравый смысл);

· эпитеты (роковое стечение обстоятельств);

· сравнения (любовь к сыну, словно безумие);

· (болезнь государства);

· разговорно-просторечные выражения (точить лясы, пустить утку).

морфологические · обилие прилагательных, ;

· формы родительного падежа;

· глаголы прошедшего, настоящего времени;

· с суффиксами -ом-, -ем-;

· употребление единственного числа в значении множественного.

синтаксические особенности публицистического стиля · обращения (друзья, граждане);

· вводные сочетания слов (по утверждению);

· риторические вопросы, восклицания;

· неполные предложения (Дорогу – молодым!);

· изложение мыслей в форме вопроса, ответа;

· градация (страна, родина, отчизна);

· парцелляция (Нужно жить весело. Свободно.)

Жанровое своеобразие публицистики

Большой диапазон общественных, политических, моральных, этических, философских проблем определяет жанровое разнообразие публицистической литературы. Условно их можно разделить следующим образом:

Газетные жанры :

  • заметка (сжатое сообщение о новом событии из жизни общества, значимом для окружающих);
  • репортаж (оперативная информация с места происшествия );
  • интервью (беседа с каким-либо лицом в форме вопросов и ответов, предназначенная для СМИ);
  • статья из журнала, газеты (рассуждение, основанное на анализе фактов в их причинно-следственной взаимосвязи, включающее чётко выраженную позицию по раскрываемым проблемам).

Жанры художественной публицистики :

  • очерк (небольшой рассказ о действительном событии, человеке, явлении, отличающийся от литературного своей достоверностью, отсутствием вымысла, включающий открытые размышления о предмете изображения);
  • фельетон (обличение общественных пороков, построенное на основе одного или группы близких друг другу явлений);
  • памфлет (обличение, направленное на целую систему взглядов, идеологию, например фашизм).

Ораторские жанры:

  • устное выступление (общение с аудиторией с целью донести до слушателя важную информацию, доказать свою точку зрения);
  • доклад (развернутое рассуждение на заданную тему);
  • дискуссия (коллективное обсуждение сложных проблем).

Признаки сходства с другими стилями речи

Публицистический стиль не замкнут, в нем находят отражение черты других функциональных стилей.

Что объединяет научный и публицистический тексты? В основе композиции обоих – рассуждение . Сначала выдвигается важная проблема, волнующая автора. Затем даётся анализ, оценка возможного пути её решения. Публицист приводит примеры из жизни, факты, ссылается на авторитетное мнение, которое использует, подтверждая свою точку зрения. В заключение делаются выводы, обобщения. В таких текстах нет научных исследований, умозаключений, хотя им свойственна логическая последовательность, строгая обоснованность, общенаучная терминология — вот основная характеристика публицистического стиля .

На связь с деловым стилем указывают конкретные цифры, точные факты, которые используются для раскрытия тем, волнующих автора и общественность.

Итак, в отличие от других разновидностей речи, публицистический стиль не является строго регламентированным, ведь по сути, что такое публицистика? Ей свойственна эмоциональность, экспрессивность, слог публициста допускает вариантность норм, например, использование выразительных средств художественного, разговорного языка.

Синтаксические особенности публицистического стиля демонстрируют связь с художественной речью, что проявляется в употреблении тропов и стилистических фигур речи (метафор, сравнений, эпитетов, олицетворений, метонимии, гипербол, литот и др.), в отражении индивидуальности пишущего (говорящего). Посредством слова автор воздействует на воображение и чувства адресата, основываясь только на реальных событиях, не допуская вымысла.

Внимание! Знание сходства и различия стилей поможет избежать ошибок в определении стилистической направленности текста.

Пример текста публицистического стиля

Чтобы более точно понимать, что именно собой представляет описываемый стиль речи, необходимо использовать примеры текстов. Так проще проводить анализ и обращать внимание на ключевые моменты.

Фрагмент статьи А.Н.Толстого «Москве угрожает враг».

Встанем стеной против смертельного врага. Он голоден и жаден. Сегодня он решился напасть на нас и пошёл на нас… Это не война, как бывало, когда войны завершались мирным договором, торжеством для одних и стыдом для других. Это завоевание такое же, как на заре истории, когда германские орды под предводительством царя гуннов Аттилы двигались на запад – в Европу, для захвата земель и истребления всего живого на них.

В этой войне мирного завершения не будет. Россия и Германия бьются на смерть, и весь мир внимает гигантской битве, не прекращающейся уже более 100 дней…

Наша задача в том, чтобы остановить гитлеровские армии перед Москвой. Тогда великая битва будет выиграна нами.

Это следует знать! Как доказать, что текст написан в публицистическом стиле?

  1. Определить, реализована ли задача информирования, воздействия.
  2. Выяснить сферу предназначения излагаемого материала.
  3. Выявить основные стилевые черты публицистической речи.
  4. Найти языковые средства, присущие данному стилю.

Пример стилистического анализа текста

(фрагмента статьи А. Н. Толстого «Москве угрожает враг!»).

Область использования текста ‑ периодическая печать . Произведение, написанное в годы Великой Отечественной войны, содержит пламенный призыв к борьбе с фашистами, обращённый к соотечественникам. В каждом слове, строке ощущается переживание автора за судьбу любимой им родины, народа. Писатель предстаёт перед читателем как настоящий патриот.

Цель автора ‑ рассказать о страшном испытании для советского народа, о приближении врага к столице, побудить к решительной борьбе за свободу отчизны, вселить веру в скорую победу, завоевать которую невозможно, не отстояв Москвы. «Ни шагу назад!» ‑ такова авторская позиция, и каждое предложение подчёркивает это.

Замыслу А. Н. Толстого соответствует жанр произведения – статья. Она предназначена читателю-единомышленнику, разделяющему чувства писателя, поэтому размышление ведётся от 1 лица множественного числа (встанем, наша задача).

  • сравнение (встанем стеной),
  • олицетворение (мир внимает),
  • эпитеты (смертельный враг, трус малодушный),
  • фразеологизм (биться на смерть),
  • экспрессивные повторы (дороже, родина),

Сравнение наступления фашистов с варварским походом гуннов, уничтожавших на своём пути всё живоё, использовано не случайно. В этом случае публицистический стиль используется, чтобы показать бесчеловечность, жестокость врага, тем самым подчёркивая, что советским солдатам предстоит тяжёлое сражение. Таким образом, все признаки публицистического стиля предложенного для анализа фрагмента налицо.

Публицистический стиль: основные черты

Русский язык 11 класс 12 неделя Публицистический стиль речи

Вывод

В завершение вышесказанного хочется ещё раз подчеркнуть значимость публицистики для современного человека. Благодаря ей чувствуешь дух времени, всегда находишься в центре событий, ощущаешь сопричастность к тому, что происходит в стране, мире, формируешься как личность. Кроме того, слушая новости, репортажи, интервью, читая статьи, очерки в периодических изданиях на подсознательном уровне усваиваешь языковые средства выразительности публицистического стиля, что помогает повышать уровень культуры речи.

Газетно-публицистический стиль функционирует в общественно-политической (сфере и используется в ораторских выступлениях, в различных газетных жанрах (например, передовая статья, репортаж и др.), в публицистических статьях в периодической печати. Он реализуется как в письменной, так и в устной форме.

Одной из основных характерных черт газетно-публицистического стиля является сочетание двух тенденций – тенденции к экспрессивности к тенденции к стандарту. Это обусловлено функциями, которые выполняет публицистика: информационно-содержательная функция и функция убеждения, эмоционального воздействия. Они имеют особый характер в публицистическом стиле. Информация в этой сфере общественной деятельности адресована огромному кругу людей, всем носителям языка и членам данного общества (а не только специалистам, как в научной сфере). Для актуальности информации очень значим временной фактор: информация должна передаваться и становиться общеизвестной в кратчайшие сроки, что совсем неважно, например, в официально-деловом стиле. В газетно-публицистическом стиле убеждение осуществляется путем эмоционального воздействия на читателя или слушателя, поэтому автор всегда выражает свое отношение к сообщаемой информации, но оно, как правило, не является только его личным отношением, а выражает мнение определенной социальной группы людей, например какой-то партии, какого-то движения и проч. Итак, с функцией воздействия на массового читателя или слушателя связана такая черта газета-публицистического стиля, как его эмоционально-экспрессивный характер, а с быстротой передачи общественно значимой информации связан стандарт этого стиля.

Тенденция к стандарту означает стремление публицистики к строгости и информативности, которые свойственны научному и официально-деловому стилям. Например, к числу стандартных для газетно-публицистического стиля можно отнести неуклонный рост, временная поддержка, широкий размах, дружественная обстановка, официальный визит и т. п. Тенденция к экспрессивности выражается в стремлении к доступности и образности формы выражения, что характерно для художественного стиля и разговорной речи – в публицистической речи переплетаются черты этих стилей. Приведем небольшой фрагмент статьи Д. Смирновой «Женщины на виду»:

«В любом обществе существует ряд проблем, напрямую связанных с социальным функционированием женщины. Именно этими проблемами давно занят феминизм, настаивающий не на равенстве, а на инакости женщин и мужчин. Образование и медицина, права детей и инвалидов, воинская обязанность и уложение о наказаниях - вот поле общественной деятельности, на котором женская мягкость, способность к компромиссу, предпочтение частного общественному должны были бы сослужить свою службу. В сущности, все равно, кто объединит все это в одну программу -мужчина или женщина. Но женщине все же сподручней. Как говаривала бабушка, «что с мужчинами разговаривать - они ведь даже одеться по погоде не умеют» (Пульс. 1998. № 36).

Здесь использованы слова и словосочетания, свойственные научному стилю (ряд проблем, социальное функционирование женщины, предпочтение частного общественному и др.), официально-деловому (права детей и инвалидов, воинская обязанность, уложение о наказаниях), а также разговорные, даже просторечные выражения (сподручней, сослужить службу, как говаривала бабушка),

Газетно-публицистический стиль обладает одновременно консервативностью и подвижностью. С одной стороны, в публицистической речи присутствует достаточное количество штампов, общественно-политических и иных терминов. С другой стороны, стремление к убеждению читателей требует все новых языковых средств, чтобы оказывать на них воздействие. Именно этой цели служат все богатства художественной и разговорной речи.

Лексика газета-публицистического стиля имеет ярко выраженную эмоционально-экспрессивную окраску, включает разговорные, просторечные и даже жаргонные элементы. Здесь используются такие лексико-фразерлогические единицы и словосочетания, которые объединяют в себе функциональную и экспрессивно-оценочную окраски, например оболванивание, желтая пресса, пособник и т. п.; они не просто показывают принадлежность газетно-публицистическому стилю речи, но содержат отрицательную оценку. Многие слова приобретают газетно-публицистическую окраску в том случае, если они употребляются в переносном значении. Например, слово сигнал становится функционально окрашенным, реализуя переносные значения «то, что служит толчком к началу какого-то действия» (Эта статья послужила сигналом к дискуссии) и «предупреждение, сообщение о чем-нибудь нежелательном, что может совершиться» (Поступил не один сигнал о неблагополучной ситуации на заводе).

Газетно-публицистическая речь активно использует иноязычные слова и элементы слов, в частности приставки а; анти-, про-, нео-, ультра- (антиконституционный, ультраправыми др.). Именно благодаря средствам массовой информации в последнее время значительно пополнился активный словарь иноязычных слов, входящих в состав русского языка: приватизация, электорат, деноминация и др.

Рассматриваемый функциональный стиль не только привлекает весь запас, эмоционально-экспрессивных и оценочных слов, но и включает в сферу оценочности даже имена собственные, названия литературных произведений и т. п., например Плюшкин, Держиморда, Человек в футляре и др. Стремление к выразительности, образности и в то же время к краткости реализуется также с помощью прецедентных текстов (текстов, знакомых любому среднему члену какого-то общества), что сегодня является неотъемлемой частью публицистической речи. В начале статьи Ю. Гладильщикова «Про контракультуру» читаем:

«Бывшие советские интеллигенты продолжают ставить на молодежь. Появится - верят они - новое поколение русских (грузинских, etc.) мальчиков, которое не захочет мириться с подлостью отцов» (Итоги. 13 мая 1997 г.).

Последняя фраза является прецедентной, «русские мальчики» у Ф. М. Достоевского ставили перед собой мировые неразрешимые вопросы. Таким образом, автор статьи очень выразительно характеризует тип «советского интеллигента», начитанного, знающего Достоевского, стремящегося переделать мир (о крылатых словах см. § 4 главы IX «Культура речевого общения»).

Синтаксис газетно-публицистического стиля речи тоже имеет свои особенности, связанные с активным употреблением эмоционально и экспрессивно окрашенных конструкций: восклицательных предложений различного значения, вопросительных предложений, предложений с обращением, риторических вопросов, повторов, расчлененных конструкций и др. Стремление к экспрессии обусловливает использование конструкций с разговорной окраской: построений с частицами, междометиями, построений фразеологического характера, инверсий, бессоюзных предложений, эллипсисов (пропуск того или иного члена предложения, структурная неполнота конструкции) и др. Оцените с точки зрения синтаксиса еще один отрывок из статьи Ю. Гладильщикова:

« Пророчить молодежный бунт - как-то банально Но в границах постсоветского пространства подобное пророчество вполне логично. Ведь в СССР так и не было того, что пережил западный мир, - не было контркультуры.

Как это не было? А наши хиппи? А наш андерграунд А рок? А пакостные режиссеры - «параллельщики»? (...) Не вдаваясь в детали, замечу, что это, конечно, никакая не контркультура… И шестидесятники, и семидесятники, сидя по кухням, брались за руки в едином антитоталитарном порыве. Мечтали о свободе для всего общества. Это была не контркультура, а дружба тех, кто мыслил шире, против тех, кто мыслил уже. Не зависевшая от возраста».

В этом тексте пять вопросительных предложений. Последнее предложение разделено на два коммуникативно-самостоятельных предложения, неполное предложение (Мечтали о свободе...), повтор сказуемого в третьем предложении (не было). Кроме того, здесь присутствует экспрессивная и эмоционально-оценочная лексика, имеющая разговорную окраску (пакостные, испоганивший), прецедентная фраза брались за руки... (сразу вспоминается «Возьмемся за руки, друзья» Б. Окуджавы). Все эти средства служат автору для создания эмоционального, образного текста.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве