Стилевые и языковые черты научной речи. Использование учащимися средств научного стиля

Контрольная работа

По дисциплине: «Исследование систем управления»

Тема: «Научный стиль».

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и особенности научного стиля…………………………...………….4

2. Общие черты научного стиля………………………………………………….6

3. Подстили и жанры научного стиля………...………………………………….9

Заключение……………………………………………………………….………11

Список используемой литературы……………………………………………...12

Введение.

Исключительная роль, которая принадлежит языку в научном осмыслении и освоении мира, обусловливает философское значение его анализа. Литературный язык прошел длительную эволюцию, в нем образовались различные стили. Один из них - научный.

Каждый стиль появляется в свое время - тогда, когда в обществе созрели условия для его формирования, когда язык достигает высокой степени развития.

Основная задача научного стиля - предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. А это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству.

Научно-техническая революция изменила и сам характер исследования. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, но коллективов ученых и инженеров. А это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как коллективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности.

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык.

1. Понятие и особенности научного стиля.

Нау́чный стиль - функциональный стиль речи, литературного языка, которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется в конечном счёте их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития.

Научный стиль - не прихоть, а обязанность. В среде ученых и научных работников давно принято, что все научные тексты должны писаться в определенном строгом стиле. Это вызвано, прежде всего, необходимостью избежать двусмысленностей и многозначностей тех или иных научных понятий. Стиль научных работ определяется, в конечном счете, их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

Исконная форма существования научной речи - письменная, что объясняется таким ее определяющим признаком, как понятийное отражение действительности, логичность изложения. Научная речь должна быть строго доказательна, аргументирована. Действительно научное изложение в основном все же ориентировано на письменную речь, о чем явно свидетельствует необходимость во многих случаях хотя бы частичного перехода к элементам письменного изложения (к написанию формул, демонстрации таблиц, диаграмм и т.д.).

Понятия, которыми оперирует научное мышление, выражаются обычно многокомпонентными структурами, характерными именно для письменной речи. Это происходит потому, что письменная форма более удобна и надежна в смысле обнаружения малейших информативных неточностей, логических нарушений, которые неактуальны в бытовом общении, а в научном могут привести к самым серьезным искажениям истины. Обычно научные доклады, сообщения сначала пишут, отрабатывая адекватную форму воплощения научной информации, или хотя бы составляют тезисы, план.

Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т.д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Вместе с тем вполне естественно, что, например, тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

Научный стиль характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связей между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Логичность - это наличие смысловых связей между последовательными единицами текста.

Последовательностью обладает только такой текст, в котором выводы вытекают из содержания, они непротиворечивы, текст разбит на отдельные смысловые отрезки, отражающие движение мысли от частного к общему или от общего к частному.

Ясность , как качество научной речи, предполагает понятность, доступность. По степени доступности научные, научно-учебные и научно-популярные тексты различаются по материалу и по способу его языкового оформления.

Точность научной речи предполагает однозначность понимания, отсутствие расхождения между означаемым и его определением. Поэтому в научных текстах, как правило, отсутствуют образные, экспрессивные средства; слова используются преимущественно в прямом значении, частотность терминов также способствует однозначности текста.

Жёсткие требования точности, предъявляемые к научному тексту, делают ограничение на использование образных средств языка: метафор, эпитетов, художественных сравнений, пословиц и т.п. Иногда такие средства могут проникать в научные произведения, так как научный стиль стремится не только к точности, но и к убедительности, доказательности. Иногда образные средства необходимы для реализации требования ясности, доходчивости изложения.

Эмоциональность , как и экспрессивность, в научном стиле, который требует объективного, "интеллектуального" изложения научных данных, выражается иначе, чем в других стилях. Восприятие научного произведения может вызывать определённые чувства у читателя, но не как ответную реакцию на эмоциональность автора, а как осознание самого научного факта. Хотя научное открытие воздействует независимо от способа его передачи, сам автор научного произведения не всегда отказывается от эмоционально-оценочного отношения к излагаемым событиям и фактам. Стремление к ограниченному использованию авторского "я" - это не дань этикету, а проявление отвлеченно-обобщённой стилевой черты научной речи, отражающей форму мышления.

Характерной чертой стиля научных работ является их насыщенность терминами ( в частности, интернациональными). Не следует, однако, переоценивать степень этой насыщенности: в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15-25 процентов общей лексики, использованной в работе.

Большую роль в стиле научных работ играет использование абстрактной лексики .

Лексику научной речи составляют три основных пласта: общеупотребительные слова, общенаучные слова и термины. В любом научном тексте общеупотребительная лексика составляет основы изложения. В первую очередь отбираются слова с обобщенным и отвлеченным значением (бытие, сознание, фиксирует, температура). При помощи общенаучных слов описываются явления и процессы в разных областях науки и техники (система, вопрос, значение, обозначить). Одной из особенностей употребления общенаучных слов является их многократное повторение в узком контексте.

Термин - это слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание. Термин несет логическую информацию большого объема. В толковых словарях термины сопровождаются пометкой “специальное".

Морфологические черты научного стиля:

Преобладание имен существительных;

Широкое распространение отвлеченных существительных (время, явления, изменение, состояние);

Использование во множественном числе существительных, не имеющих в обычном употреблении форм множественного числа (стоимости, стали…);

Употребление существительных единственного числа для обобщенных понятий (береза, кислота);

Употребление почти исключительно форм настоящего времени во вневременном значении, указывающий на постоянный характер процесса (выделяется, наступают).

3. Подстили научного стиля.

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на три подстиля:

1. Научный. Адресат этого стиля - учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

2. Научно-учебный. Адресованы работы в данном стиле будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций.

3. Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно без специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

Заключение.

Основная задача научного стиля - предельно ясно и точно донести до читателя сообщаемую информацию. А это наилучшим образом достигается без использования эмоциональных средств. Ведь наука апеллирует, прежде всего, к разуму, а не к чувству. Научно-техническая революция изменила и сам характер исследования. Научные проблемы решаются теперь, как правило, усилиями не одиночек, но коллективов ученых и инженеров. А это ведет к тому, что современный способ научного изложения можно определить как коллективный, или формально-логический, в котором не остается места для эмоциональности.

Сфера применения научного стиля очень широка. Это один из стилей, оказывающий сильное и разностороннее влияние на литературный язык. Совершающаяся на наших глазах научно-техническая революция вводит во всеобщее употребление огромное количество терминов. Если раньше толковые словари составлялись на основе языка художественной литературы и в меньшей степени публицистики, то сейчас описание развитых языков мира невозможно без учета научного стиля и его роли в жизни общества.

Широкое и интенсивное развитие научно-технического стиля привело к формированию в его рамках многочисленных жанров, таких, как: статья, монография, учебник, патентное описание (описание изобретения), реферат, аннотация, документация, каталог, справочник, спецификация, инструкция, реклама (имеющая признаки и публицистического стиля). Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

Итак, быстрое развитие общества, стремительный прогресс науки и техники вызывают потребность в формировании специального языка, наилучшим образом приспособленного для выражения и передачи научного знания.

Список использованной литературы :

1. Альбеткова В.И. Русская словесность. - М., 2001.

2. Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебник. - М.: Просвещение, 2003.

3. Солганик Г.Я. Стилистика текста. - М.: Просвещение, 2001.

4. 4. Русский язык: Учебник. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2002.

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/Научный_язык

Научный стиль относится к системе книжных стилей русского литературного языка. Ему присущи такие специфические особенности, как предварительное обдумывание высказывания, монологический его характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи (Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., 1987. С. 32-38).

Научный стиль речи используется в научно-профессиональной, научно-учебной сфере, среди ученых, инженерно-технических работников, специалистов-профессионалов в той или иной области. Поэтому научная речь имеет и своего адресата. Адресатами произведений научного стиля являются преимущественно специалисты - лица, подготовленные к восприятию научной информации.

Стиль научных работ определяется содержанием и целями научного сообщения. Как писал академик В.В. Виноградов, функция научного мышления - это “осознание мира через логическое освоение его путем превращения фвактов познания в смысловые (логические) категории, понятия, лишенные экспрессивной окраски и эмоциональных оценок (соответственно функция художественного мышления - осознание мира через освоение его путем творческого воссоздания)”

Таким образом, основной целью научного стиля является сообщение объективной информации, точное и полное описание фактов действительности, доказательство истинности научного знания, установление причинно-следственных связей между явлениями, выявление закономерностей исторического развития и т.д.

Научный стиль осознается таковым прежде всего потому, что существуют другие функциональные стили, которым он противопоставляется и с которыми, наоборот, соотносится. Их отличия определяются рядом специфических черт, которые присущи данному стилю речи, а также прослеживаются в количественном и качественном распределении лексем, морфологических форм, синтаксических конструкций.

Научный стиль речи отличается рядом черт, обусловленных особенностями научного мышления, прежде всего отвлеченностью, обобщенностью и строгой логичностью изложения. М.Н. Кожина отмечает, что самыми общими специфическими чертами научного стиля, вытекающими из абстрактности и строгой логичности мышления, являются отвлеченно-обобщенность и подчеркнутая логичность изложения. Производными стилевыми чертами при этом являются смысловая точность (однозначность) и объективность изложения. Н.М. Разинкина отмечает, что “логическая строгость, объективность, последовательность и точность - вот те свойства, которые считаются идеалом научной прозы” (Кожина М.Н. Стилистика русского языка. М., 1983. С. 175).

Наиболее общие стилевые черты, присущие научной речи, предопределяют использование в ней специфических языковых средств и категорий. Характерной чертой практически всех без исключения научных работ является их насыщенность научной терминологией, в частности интернациональной, без которой невозможен обмен современными научными знаниями, взаимопонимание на национальном и межнациональном уровне, поступательное движение современной науки.


Термином называется слово или словосочетание, которое определяет то или иное понятие специальной области знаний или деятельности. Термину свойственна функция дефиниции, т.е. определения, толкования понятия.

Специфическими свойствами термина как особой единицы лексической системы русского языка являются:

1) системность;

3) тенденция к однозначности в пределах своего терминологического поля;

4) стилистическая нейтральность;

Причем все эти свойства термин реализует только внутри терминологического поля, за пределами которого теряются его дефинитивные и системные характеристики (Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 1998. С. 170).

Отвлеченно-обобщенность научного стиля речи требует и использования в нем абстрактной, отвлеченной лексики (например, слов значение, внимание, состояние, типология, классификация ), глаголов с обобщенным значением действия или состояния (существует, имеется, состоит, используется, употребляется ). Почти каждое слово, используемое в научной речи, обозначает абстрактное понятие или явление. В целом научной речи присущ именной характер изложения информации; наблюдается преобладание имени существительного над глаголом.

Широко употребляются имена прилагательные, выполняющие в основном терминологическую функцию. Например, в юридической речи может быть обнаружено использование имен прилагательных в составе юридических терминов (мягкой наказание, ножевое ранение, тяжкие последствия ).

Языку научных работ свойствен и ряд грамматических особенностей. В области морфологии это использование более кратких вариантных форм имен существительных (клавиш вместо клавиша , манжет вместо манжета (кольцо для скрепления концов труб), банкнот вместо банкнота) в целях экономии языковых средств.

В научных расчетах часто употребляется форма единственного числа имен существительных в значении множественного: Рыба дышит жабрами, Волк - хищное животное отряда собак (называется целый класс предметов с указанием их характерных признаков). Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: атмосферные осадки, низкие температуры, тяжкие последствия .

Для научного стиля в целом не характерно использование личных местоимений. В частности, в нем не употребляется местоимение 1-го лица единственного числа “я”, вместо него для обозначения пишущего - автора данного научного сочинения - используется местоимение 1-го лица множественного числа мы (так называемое “авторское” мы ). “Авторское” мы используется в целях скромности, когда пишущий как бы скрывается за авторитетом науки. Поэтому в научном стиле низок процент глаголов 1-го лица, в основном это глаголы множественного числа в сочетании с авторским мы (В данной статье мы наблюдаем…; Исходя из вышеизложенного, мы можем наблюдать развитие следующей тенденции… ).

Как показывают специальные исследования, синтаксические структуры научной речи сложнее и насыщеннее, чем в художественной прозе. Научная речь в целом отличается сложным, но ясным синтаксисом.

Объективность научной речи проявляется в прямом порядке слов, когда изложение информации идет от известного к неизвестному, от “старого” к “новому”. Обратный, субъективный порядок слов в предложении практически невозможен, за исключением случаев актуализации информации, когда наиболее важный в коммуникативном плане член предложения помещается на первое место.

Подчеркнутая логичность научного стиля речи требует использования большого количества вводных слов и предложений, выражающих отношения между частями текста (во-первых, во-вторых, таким образом, следовательно, исходя из вышеизложенного, на основании вышесказанного, как уже говорилось ), специальных слов, подчеркивающих логику развития мысли (вначале, затем, далее ), производных предлогов (благодаря, вследствие, в течение, в продолжение, кроме ). Связь между предложениями может осуществляться путем повторения слов.

В научном стиле речи распространены сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, причины, цели, условия, следствия, уступки. Показательны такие сложноподчиненные предложения, в которых основная информация содержится в придаточном предложении; главное же предложение служит для перехода от одной части высказывания к другой (Можно сказать, что план - это зеркало научной работы; Следует сказать, что наблюдения над синтаксисом уголовного закона начаты нами впервые ).

Подстили научного стиля

Научный стиль весьма неоднороден. Он имеет свои разновидности (подстили). Наиболее традиционным является деление научного стиля на такие подстили, как собственно научный (академический), научно-учебный, научно-популярный, научно-деловой, научно-технический (производственно-технический), научно-публицистический. Некоторые исследователи выделяют также научно-фантастический подстиль, хотя четкую грань между научно-фантастической литературой и научно-фантастическим подстилем в составе научного стиля провести трудно.

Произведения, написанные в рамках собственно научного подстиля научного стиля, создаются для специалистов. Поэтому им свойственны строго научное изложение фактов, подчеркнуто информативная направленность. Важными организующими признаками данного подстиля являются предельная точность передаваемой информации, убедительность аргументации, логическая последовательность изложения материала, лаконичность и краткость формы. К академическому подстилю относятся такие научные сочинения, как научная статья, диссертация, монография, тезисы доклада, научный доклад .

Важным подстилем современной научной прозы является научно-учебный , который определяется целями обучения, овладения обучаемыми основами знаний в той или иной научной области. Адресованное будущим специалистам, такое обучающее изложение изобилует примерами, иллюстрациями, сравнениями, пояснениями, толкованиями. К жанрам учебно-научного подстиля относятся учебник, учебное пособие .

Научно-популярный подстиль в составе научного стиля имеет свои существенные особенности. Эти особенности определяются тем, что адресатом научно-популярных произведений являются неспециалисты - лица, которые стремятся пополнить свои знания в той или иной науке. Созданию научно-популярного подстиля способствовала идея популяризация науки, что предполагает преподнесение научных знаний в доступной, занимательной, интересной и увлекательной форме. Цель такого повествования - не освоение, как в научно-учебном подстиле, основ науки, а лишь ознакомление читателя с определенными научными сведениями.

Иные задачи вызывают и иные принципы структурной и текстовой организации языковых средств. Автор научно-популярного текста стремится не к краткости, лаконичности и строгой научности изложения, так как при этом есть опасность уменьшить степень понимания читателем труднодоступного материала. Напротив, он старается сделать изложение максимально понятным, доступным для читателя, что достигается использованием образных, эмоционально окрашенных элементов языка. Строго научное изложение фактов переплетается здесь с художественным, книжные элементы сочетаются с разговорными.

Особое место занимает научно-деловой (научно-информативный) стиль речи, который представляет собой синтез элементов научного и официально-делового стилей и реализуется в таких жанрах, как автореферат диссертации, отчет о проведении научно-исследовательской работы . Основное назначение этого вида литературы - сообщение научной информации с максимально точным объективным описанием имеющихся фактов, а также правовая, юридическая защита этой информации. К языку научно-деловой литературы предъявляются весьма жесткие требования: стереотипность композиции, максимальная стандартизация и унификация языковых средств.

Научно-технический подстиль связан с разработкой и описанием различных научных технологий и методик, планированием и организацией научно-технических исследований, регистрацией новейших научных разработок, ноу-хау. Если академический подстиль связан со сферой научных исследований, то технический подстиль - со сферой высокотехнологичного производства и организации науки. Научно-технический подстиль отличается от академического также тем, что в нем более активна не абстрактная терминологическая лексика, а профессионализмы.

Таким образом, научный стиль речи объединяет виды литературы, весьма неоднородные по содержанию, структуре и назначению, в результате чего внутреннее членение научного стиля на подстили может быть несколько условным, границы между отдельными разновидностями весьма размытыми.

Кроме того, среди ученых нет единого мнения относительно количества и состава самих подстилей.

Так, некоторые исследователи выделяют еще и такие разновидности научного стиля речи, как:

а) научно-публицистический, который характеризуется мотивом провозглашения социальной роли науки в современном мире, необходимостью ее популяризации среди широких слоев населения;

б) научно-мемуарный, который связан с описанием истории различных открытий, биографий ученых.

Сфера распространения: области научной и учебной деятельности.

Специальная функция: сообщения (доказательная).

Подстили научного стиля

Отличием научного от всех других стилей речи является то, что его можно разделить на четыре подстиля:

Научный. Адресат этого стиля - учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов , закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

Научно-учебный . Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся , с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые. Обязательным является описание «от общего к частному», строгая классификация, активное введение и использование специальных терминов. Характерен для учебников, учебных пособий, лекций и т. д.

Научно-популярный . Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области. Ю. А. Сорокин указывает, что научно-популярный текст пишется «научно, популярно, художественно», то есть при сохранении характерной для научного текста строгости и чёткости изложения, его особенностью является упрощенный характер изложения и возможное использование эмоционально-экспрессивных средств речи. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации. Стиль характерен для научно-популярных журналов и книг, детских энциклопедий, сообщений «научного характера» в СМИ. Это наиболее свободный подстиль, и он может варьироваться от газетных рубрик «историческая/техническая справка» или «это интересно» до научно-популярных книг, близких по формату и содержанию к учебникам (научно-учебному стилю).

Научно-технический . Адресат - специалисты технико-технического профиля. Цель - применение достижений фундаментальной науки в практике.

Жанры: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: реферат, автореферат, конспект, тезисы, аннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

Каждому жанру присущи свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научно-технического стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

Основные черты:

Терминологическая точность

Подчеркнутая логичность

Образность, употребляемая с целью пояснения

Объективность изложения

Относительная индивидуализация

Активизация экстралингвистических средств

Русская речь обладает собственными языковыми жанрами, которые принято именовать функциональными стилями. Каждый из этих жанров имеет собственные особенности и существует в рамках общелитературной нормы. Современный русский язык обходится пятью стилями: художественный, научный, официально-деловой, разговорный и публицистический. Не так давно лингвисты выдвинули гипотезу о существовании шестого - религиозного стиля, ранее выделить его не представлялось возможным в связи с государственной позицией относительно существования религии.

Каждый стиль обладает собственным рядом обязанностей, например, основные функции научного стиля - донесение до читателя важной информации и убеждение в ее правдивости. Опознать данный языковой жанр можно по наличию в нем большого количества абстрактной лексики, терминов и слов общенаучного характера. Главную роль в данном стиле чаще всего играет имя существительное, поскольку именно оно называет предметы, требующие детального рассмотрения.

Что такое научный стиль?

Этим жанром принято называть стиль, обладающий целым рядом качеств, главные из них - монологический принцип повествования, строгие методики отбора средств для выражения необходимой информации, использование сугубо нормативной речи, а также предварительная подготовка к высказыванию. Основная функция научного стиля - передача истинных данных о каком-либо явлении, что подразумевает использование сугубо официальной обстановки и подробное содержание научного сообщения.

Стилистика, в которой выполняются подобные сообщения, формируется на основе их содержания, а также целей, которые перед собой ставит их автор. Как правило, речь идет о максимально подробном объяснении различных фактов и демонстрации связей между теми или иными явлениями. По мнению лингвистов, главная сложность, возникающая при написании подобных текстов, связана с необходимостью аргументированно доказать гипотезы и теории, а также с важностью системного повествования.

Главная функция

Основной функцией научного стиля речи является реализация потребности объяснения какого-либо факта, теории, гипотезы. Повествование должно быть максимально объективным, поэтому для данного жанра характерна обобщенность и структурность ведения монологической речи. Тексты, созданные в этом стиле, обязаны учитывать предыдущий литературный опыт потенциального читателя, в противном случае он не сможет увидеть интертекстуальные связи, которыми они богаты.

По сравнению с другими жанрами, научный может показаться очень сухим. Оценочность и экспрессивность в его текстах минимальны, эмотивные и разговорные элементы речи здесь использовать не рекомендуется. И тем не менее научный текст может получиться очень выразительным в том случае, если будут полностью реализованы все необходимые стилевые элементы, куда входит и учет литературного опыта потенциального читателя.

Дополнительная функция

Помимо основной функции научного стиля, ученые выделяют еще одну - вторичную, которая обязана активизировать у читателя текста логическое мышление. По мнению исследователей, если адресат текста не может выстроить логические взаимосвязи, то ему вряд ли удастся понять всю его смысловую составляющую.

Особенности научного стиля могут проявляться в тексте совершенно по-разному, благодаря этому удалось выделить несколько подстилей - научно-популярный, научно-учебный и собственно-научный. Первый из них ближе к художественной литературе и публицистике, однако именно он используется чаще всего в современной речи. Зачастую в литературе возникает путаница, поскольку подстили иногда называют стандартными стилями.

Подстили

Невозможно четко определить функции научного стиля без понимания его неоднородности. Каждый жанр имеет собственную установку, которая связана с необходимостью донесения информации до адресата, на ее основе формируются и подстили данной речи. Например, научно-учебный предполагает строгое повествование, которое адресовано узкопрофильным специалистам. Тексты в данном подстиле обязаны выявлять различные закономерности и описывать их, к их числу относятся диссертации, дипломные проекты, монографии, отзывы и рецензии и т.д.

Учебно-научный подстиль был сформирован для того, чтобы излагать научные догмы в соответствующей литературе. Тексты этого подстиля носят обучающий характер, для них характерно формирование различных лимитов при рассмотрении дисциплин, а также наличие большого количества иллюстраций, расшифровок терминологий, толкований и примеров. Сюда следует относить учебные пособия, словари, лекции, а также ту литературу, в которой системно раскрываются ведущие дисциплинарные вопросы с использованием различных устоявшихся научных мнений.

Слова научного стиля преимущественно предназначены для специалистов, исключение составляют лишь те, которые используются в научно-популярном поджанре. Фрагменты, относящиеся к этому подстилю, создаются для широкой аудитории, поэтому всю здесь принято излагать в максимально понятной форме. Они похожи на художественную прозу, для них характерно использование эмоциональной окраски, замена узконаучной лексики на общедоступную, использование фрагментов разговорной речи, большое количество сравнений. Яркими представителями таких текстов выступают эссе, статьи в периодике, очерки, книги и т.д.

Жанры литературы в научном стиле

Главный признак, который отличает научный стиль, - сфера употребления, его функции подразумевают использование соответствующих текстов только для аудитории, обладающей определенным опытом и способной прочесть их. Преимущественно он используется при создании научных публикаций - монографий, справочников, учебников, информационных сообщений и т. д. Как правило, создание таких текстов необходимо в учебных и научно-исследовательских учреждениях.

Внутри стиля выделяют первичные тексты - лекции, рецензии, устные выступления, т.е. все тексты, которые были созданы автором впервые и не потребовали от него обращения к другим источникам. Существуют также и вторичные фрагменты - они представляют собой тексты, которые были созданы на основе ранее созданных. Для них характерно сокращение предоставляемой информации и общего объема предложенной в первичных текстах информации.

Где применяют научный стиль?

Основная сфера применения и функции научного стиля - педагогическая и собственно научная. С его помощью удается сформировать общее интертекстуальное пространство, в котором могут общаться ученые со всего мира. Негласно принятые стандарты по формированию текстов в данном жанре поддерживаются специалистами на протяжении многих лет.

Главным компонентом при создании текстовых фрагментов выступают термины - слова, называющие сформулированные понятия. Логическая информация, заключенная в этих единицах языка, обладает огромным объемом и может быть интерпретирована различным образом. Наиболее частотной единицей, встречающейся в данной литературе, являются интернационализмы - слова, схожие в разных языках по лексическому и грамматическому значению, а также по произношению. Например, “система”, “процесс”, “элемент” и т.д.

Научный стиль, сфера употребления, функции и потребности которого постоянно обновляются, обязан следовать вслед за развитием языка. Именно поэтому в нем чаще всего появляются новые термины и слова для обозначения совершенно новых предметов или явлений.

Научный стиль: фонетические особенности

Функции научного стиля речи находят свое отражение на самых разных уровнях языка, в том числе и на фонетическом. Несмотря на то что тексты данного жанра существуют преимущественно в письменном формате, у них всегда сформировано четкое видение словесных форм, этого ораторы обычно добиваются с помощью медленной скорости произношения. Все интонации стандартны и подчинены синтаксическим особенностям жанра. Интонационный рисунок является стабильным и ритмичным, именно поэтому для устного восприятия научной речи необходимо обладать достаточно большой выдержкой.

Если говорить об особенностях произношения слов, то для научного жанра характерно четкое произношение слогов, которые находятся в безударной позиции, ассимиляция согласных и редукция гласных звуков. Отличительная особенность - интернационализмы и зависимые слова авторы научных текстов предпочитают произносить с максимальным приближением к языку оригинала. Дискуссия в данной речи встречается нечасто, поскольку она в большинстве случаев предполагает повышенную эмоциональность.

Научный стиль: лексические особенности

Основная функция научного стиля речи - объяснение различных явлений, встречающихся в жизни человечества. И поэтому без абстрактной, общенаучной, узкоспециальной и интернациональной лексики здесь обойтись просто невозможно. Она представлена здесь в виде четырех форм - словами, формирующими научные мысли, общей лексикой, терминами, а также словами, которые обладают абстрактным и обобщенным значением.

Все термины в научном стиле делятся на два подвида - специальные и общенаучные. Первые обозначают технические объекты и предметы (например - «дисфункция», «интеграл» и т.д.), они составляют примерно 90 % от общего словарного запаса, свойственного данному стилю. Вторые же представляют собой обозначения для технических понятий. Например, «огонь» и «воздух» являются обыкновенными словами при использовании в разговорной речи, а в научной они - термины, которые несут в себе информацию о качествах данного предмета в различных областях науки.

Научный стиль: морфологические особенности

Функции научного стиля требуют от текстов, относящихся к данному жанру, частотного употребления существительных с абстрактным значением («формирование», «направление»). Также здесь достаточно часто используются глаголы, имеющие вневременное значение или безличную форму, отглагольные существительные и существительные в родительном падеже. Отличительная особенность - в этом стиле наблюдается стремление к активному применению различных аббревиатур, которые современной лингвистикой рассматриваются уже в качестве существительных.

В научной речи также активно используются краткие качественные и относительные прилагательные. Особое место отводится сложным формам превосходной и сравнительной степеней («наиболее выгодный», «наименее трудный» и т.д.). Следующие по частотности применения части речи в научном жанре - притяжательные и личные местоимения. Указательные же используются только для демонстрации логических связей между различными частями повествовательного фрагмента.

Поскольку основная функция научного стиля - описание, то глаголы здесь занимают пассивную позицию, а имя существительное и прилагательное - активную. Многолетнее существование данного порядка привело к тому, что появилось огромное количество глаголов, семантика которых на текущий момент является полупустой. Например, глагол «выражает» уже не может обходиться без дополнительного существительного, и не используется в одиночной позиции.

Научный стиль: синтаксические особенности

При анализе текста на предмет выявления функции научного стиля можно легко обнаружить, что предложения выстраиваются по сложным алгоритмам, зачастую с несколькими грамматическими основами. Данное явление можно рассматривать как нормативное, поскольку без него практически невозможно передать сложную систему терминов, выявить отношения между выводами и доказательствами той или иной теоремы и т.д. Здесь активнее всего проявляется вторая функция жанра, связанная с воспитанием у читателя логического мышления.

В предложениях научного стиля часто используются предложно-именные словосочетания («по причине», «в ходе», «в итоге»), именные сказуемые («выявили решение»), обособленные члены предложения и деепричастные обороты. Практически в каждом тексте данного жанра можно встретить безличные предложения, с помощью которых автор описывает какое-либо явление или процесс. Для дополнительной связи между частями изложения в научном стиле используются вводные конструкции и слова («итак», «вероятно», «с нашей точки зрения»).

В заключение

Несмотря на то, что ведущая функция научного стиля - описание какого-либо факта или явления, дополнительная - умение выстраивать логические взаимосвязи, постоянно напоминает о себе при анализе текстов в самых разных аспектах. Лингвисты считают, что научный стиль - один из самых активно развивающихся в современном русском языке, происходит это из-за того, что прогресс не стоит на месте, и для описания появляющихся новых изобретений просто необходимы соответствующие языковые средства.

Научный стиль неоднороден. Разновидности его (подстили и жанровые формы) связаны с целевой установкой в использовании.

Лингвистические особенности коммуникативно-стилевых типов научного текста (подстилей) - академического (или собственно научного), учебно-научного, научно-информационного и научно-популярного (или научно-публицистического) - определяются прежде всего сферой их функционирования и целью.

Центральное место среди текстов, написанных в научном стиле, занимают академические тексты - статьи, монографии, диссертации, так как они наиболее явно отвечают целям науки - расширять и углублять знание об окружающем мире. Адресат и адресант данных текстов максимально объективированы. Основная цель - достоверно, на должном научном уровне информировать о данном предмете. Академическим текстам в наибольшей степени свойственны логическая стройность, объективность изложения (без эмоциональной окраски), строгая научность, краткость и ясность формулировок, обилие терминов. Синтаксису этих текстов присущи ярко выраженная сжатость, подчинение логическим моделям. Рассмотрим, например, текст по геофизике.

Большие напряжения в окрестностях выработок вызывают разрушения пород, имеющие часто вид растрескиваний и расслаиваний, которые могут закончиться разрушением выработки. Особенно опасны внезапные обрушения зависшей кровли лавы, раздавливание оставленных целиков, внезапные вывалы из боковых пород и кровли в подготовительных выработках... Эти явления обычно объединяют под названием горных ударов. Считается, что их наличие связано с освобождением упругой энергии породы... и определяется механическими (деформационными и прочностными) характеристиками горных пород, структурой пласта и, конечно, геометрией выработок и способом проведения горных работ...

В этом тексте много специальных терминов (кровля лавы, целики, вывалы, горные удары, упругая энергия, деформационные и прочностные характеристики и др.), есть пассивные предикаты (объединяют, считается), сложные атрибутивные и номинативные словосочетания (вид растрескиваний и расслаиваний, боковые породы, геометрия выработок, горные работы и т. п.), пропуски глаголов-связок. Все эти характеристики обеспечивают информационную плотность и точность текста.

Учебные тексты служат цели обучения, которая и определяет композицию, структуру и стиль текста. В отличие от академических, цель которых, как правило, сообщение нового знания, учебные тексты фиксируют уже сложившуюся систему знания, общепринятые понятия и законы данной науки. Этим определяется большая ясность, четкость, доходчивость изложения. Кроме того, адресат в данной сфере определяется более четко, так как автор учебника обычно ориентируется на определенные потребности и уровень подготовки своих потенциальных читателей (например, он знает, для каких факультетов, специальностей, курсов предназначен его учебник).

Необходимостью мотивировать процесс обучения, заинтересовать учащихся, сделать материал более доступным и полезным объясняется выраженная позиция автора - потенциального преподавателя. Она проявляется в использовании различных средств актуализации и акцентуации излагаемого материала, его оценки, в объеме и содержании рекомендаций, комментариев и примечаний. Рассмотрим в качестве примера фрагмент из учебника по математике.

В математике мы имеем дело с самыми различными множествами. Для элементов этих множеств мы используем два основных вида обозначений: константы и переменные.

Индивидная константа (или просто константа) с областью значений А обозначает фиксированный элемент множества А. ... Индивидное переменное (или просто переменное) с областью значений А обозначает произвольный, заранее не определенный элемент множества А.

Обычно константы и переменные, область значений которых есть некоторое числовое множество [I], а именно одно из множеств N, Z, Q, R, C, называют соответственно натуральными, целыми (или целочисленными), рациональными, действительными и комплексными константами и переменными. В курсе дискретной математики мы будем использовать различные константы и переменные, область значений которых не всегда является числовым множеством.

Как видим, данный учебный текст фиксирует общепринятые понятия и законы математической науки. Этим определяются четкость, лаконизм изложения, адресация материала и выражение позиции автора. В целях привлечения внимания более широкой читательской аудитории к рассматриваемой проблематике и выражения автором собственного мнения создают научно-популярные (научно-публицистические) тексты. В этих текстах максимально проявляются индивидуальный стиль автора, стремление использовать выразительные средства для воздействия на позицию, мнение читателя.

Синтаксис текстов характеризуется большей развернутостью, упрощенностью конструкций, исключением во многих случаях обоснований и пояснений, меньше используется терминологическая лексика, преимущественно общенаучная. Это связано с ориентацией научно-популярных текстов на читателя - неспециалиста в данной области знания, вследствие чего автор уделяет больше внимания постулированию тех или иных положений, чем их объяснению с использованием строго научных методов.

Для иллюстрации сказанного приведем фрагмент из научно-популярного издания.

Европейская культура занимает совершенно особое место среди других культур мира... За счет чего это достигнуто? Ответ звучит очень просто: за счет ограничения человека.

Из всего спектра духовных возможностей человека был взят лишь один его участок - рефлективно мыслящий разум. Все силы многих наций быти сосредоточены вокруг его развития. Только этот участок спектра, вообще говоря, был видимым: остальное превращалось в подобие ультрафиолетовой и инфракрасной области спектра. Эта сконцентрированность на одном участке и дала возможность сделать прорыв, но отсюда и кризис, и душевный разлад как в личностном, так и в общественном сознании; и отсюда, как следствие, - неоправданная доминанта материальности.

Отличительная черта приведенного фрагмента - его образность. Синтаксически информация выражена номинативными предложениями, используются выразительные словосочетания (рефлективно мыслящий разум, душевный разлад), вводные слова, облегчающие восприятие текста (вообще говоря). Изложение данного фрагмента можно отнести к смешанному типу, так как здесь сочетаются повествование, рассуждения и умозаключения.

Научно-информационные тексты занимают промежуточное место между академическими и официально-деловыми. Тексты данного типа (статьи в энциклопедических словарях и справочниках, реферативных журналах и сборниках, научная документация) пишутся с целью предоставить читателю информацию по какому-либо научному вопросу. Как правило, создаются такие тексты по определенной модели с фиксированным порядком элементов и заданным объемом, что сближает их с жанром официально-деловых бумаг. Сходство наблюдается в модальных оценках: максимальная объективность, высокая информативность и емкость синтаксических конструкций, отсутствие субъективных оценок. Так, в приведенном ниже фрагменте статьи из энциклопедического словаря кратко и содержательно представлена информация о том, что такое землетрясение, почему возникает, как распространяется, с чем связана его сила, как она измеряется. По информативности, синтаксической краткости и терминологичности стиль этого фрагмента сближается с академическим подстилем, а по всесторонней характеристике предмета - с учебно-научным.

Землетрясение - подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большие расстояния в виде упругих колебаний. Интенсивность землетрясения оценивается в сейсмических баллах... для энергетической классификации землетрясения пользуются магнитудой.

Различие между коммуникативно-стилевыми типами текстов проявляется в частотности, в функционально-смысловых типах речи. Так, для академических текстов в равной степени характерны описательные и аргументативные композиционно-речевые формы, выбор которых обусловлен содержанием текста и коммуникативными целями автора. Наиболее близки к академическим текстам в данном отношении учебные, так как в них представлены все функционально-смысловые типы (описание, определение, пояснение, рассуждение и т. п.); преобладают все же описательные типы, реализующие целеустановку данных текстов - представить фрагмент знания. В научной литературе наиболее частотны тексты описательного типа: четко структурированные определения и сообщения. В научно-популярных текстах изложение материала отражает общую логику, отсутствует детализация, поэтому они носят описательный или описательно-повествовательный характер.

 
Статьи по теме:
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с
Нижегородская энциклопедия В каком году была основан город горький
Путеводитель по городу Горькому 1960 года издания. Издательство "Горьковская правда"Под катом - текст и 57 фотографий. Стиль и орфография оригинала.Город Горький - бывший Нижний Новгород - крупный промышленный и культурный центр. Он имеет богатую выдающим
Как приготовить свиной желудок с гречкой
Сычуг, колбик, субпродукт. Какие еще названия есть у свиного желудка? Люди, занимающиеся разведением этих забавных животных с пятачком, знают, как приготовить свиной желудок, чтобы даже самый привередливый гурман испытал гастрономическое удовольствие. Се
Зерновое кофе для кофемашины
Сегодня зерновой кофе на рынке представляют множество различных брендов. Выбор настолько велик, что даже настоящие профессионалы могут запутаться. Поэтому сегодня разговор пойдет о том, какой кофе в зернах лучше или хуже и о мастерстве cup-tester. Кофе