Религиоведение и теория свободомыслия. Христианство: кратко о религии

Возникновение и этапы развития христианства. Общая характеристика христианства как мировой религии. Общественно-исторические условия и идейные предпосылки возникновения христианства в Римской империи. Ветхозаветные пророчества о Мессии. Христос и мессия Ветхого Завета. Иисус Христос как основатель христианства. Основные трактовки его образа в науке, мифологический и исторический подходы. Деяния апостолов. Начало церкви. Начальная организация церкви. Стремительное распространение христианской религии, предпосылки и причины.

Основные положения христианского вероучения. Источники вероучения. Священное Писание христиан - Библия: история библейского текста, история возникновения, датировка. Соотношение частей канона,структура и содержание Ветхого и Нового Заветов, проблема переводов. Библейский канон и апокрифы. Формирование и институционализация Священного Предания.

Миссия апостола Павла. Возникновение и первые века христианской Церкви. Причины гонений на христиан. Катакомбный период.

Формирование епископальной церкви. Вероучение и организация христианства в IY-YII в.в. Вселенские соборы.

Наиболее общие доктринальные положения христианского вероучения. Никео-царьградский «символ веры». Христианский культ. Храм, литургия. Церковные Таинства.Этические предписания христианства. Формирование епископальной церкви.

Начало христианской теологии. Истоки ересей. Опасные и неопасные ереси. Арианство и монофизитство. Несторианство. Иконоборчество.

Церковь на западе и на востоке: проблемы взаимоотношений. Пять патриархатов (Иерусалимский, Константинопольский, Антиохийский, Александрийский и Римский). Личность императора Константина. Миланский эдикт и превращение христианства в господствующую религию. Христианство - государственная религия.

Формирование целостной системы христианской мысли: патристика. Возникновение монашества. Монашество на востоке и на западе.

Тема 11. Основные направления в христианстве

Распад христианства в 1054 г. на западную (католиче­скую) и восточную (православную) ветви. Общая характеристика исторических условий и причин разделения церквей в XI и XVI вв. Направления христианства: католицизм, православие, протестантизм.

Католицизм. Католицизм как одно из основных направлений христианства. Особенности вероучения, культа и организации. Особенности вероучения: догмат о "филиокве", непогрешимость Папы в делах веры, представление о "чистилище", учение о "запасе добрых дел", культ Девы Марии, целибат. Отличия в совершении и толковании та­инств. Особенности богослужения и религиозной архитектуры. Особенности организации и управления Римской Католической церковью. Ватикан как центр католицизма. Папа Римский - глава всех католиков.

История Римской Католической церкви и основные вехи. Крестовые походы. Средневековые ереси. Нищенствующие монашеские ордена (францисканцы и доминиканцы) и причины их возникновения. Франциск Ассизский. Схоластика и исихазм. Фома Аквинский. Григорий Палама. Феномен инквизиции. Церковь и государство: становление отношений.

Современные отличия между католичеством и православием. Первый Ватиканский Собор. Старокатолики. Второй Ватиканский Собор. Особенности развития Римской Католической церкви. Социальная доктрина католической церкви.

Православие - восточная ветвь христианства. Понятие "православия". 15 автоке­фальных православных церквей, автономные церкви. Особенности православного вероучения, культа и организации. Институт монашества в православии. Поклонение святым. Православные праздники. Православный храм и его символика. Иконопочитание.

Принятие христианства на Руси, его значение для политической и культурной истории России. Пережитки язычества (феномен двоеверия в русской религиозной культуре).

Основные этапы истории Русской православной церкви. Роль русских монастырей в созидании русской нации. Воплощение церковного идеала в русских святых (преп. Сергий Радонежский, преп. Серафим Саровский). Феномен старчества. Русская Православная церковь и государство. Раскол и его значение в российской истории. Богослужебная специфика старообрядчества. Реформы Петра I. Церковь в XX в.. Восстановление Патриаршества. Новомученики. Секты в русском православии.

Протестантизм. Исторические условия и причины возникновения протестантизма. Реформация, ее причины. Виттенбергские тезисы М. Лютера. Отношение к папству и мистике. Аугсбургское вероисповедание. Реформаторская деятельность и религиозное учение Кальвина и Цвингли.

Общие принципы вероучения, культа и организации протестантских церквей. Свобода воли и предопределение. Концепция об "оправдании одной только верой" и ее влияние на развитие капитализма и предпринимательства. Основные отличия протестантизма от православия и католичества. Отрицание культа Богородицы, почитания икон, крестного знамения, посреднической роли церкви. Протестантская этика.

Основные направления протестантизма: лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство. Краткая история возникновения. Доктринальные, богослужебные и организационные особенности. Особенности руководства протестантскими общинами. Социальная деятельность протестантизма.

Тенденции в современном протестантизме. Протестантские деноминации сегодня (баптисты, пятидесятники, адвентисты, методисты и т.д.). Социально-политические позиции протестантских церквей. Роль в зарождении экуменического движения в XX в. Церкви и секты в России.

Тема 12. Ислам

Ислам как мировая религия. Социально-экономические условия и идейно-теоретические предпосылки возникновения ислама. Преемственная связь ислама с предшествовавшими верованиями и религиями. Роль Мохаммеда в возникновении ислама. Хиджра - переселение из Мекки в Медину. Начало мусульманской эры. Формирование и утверждение мусульманской догматики и культа. Становление ислама как мировой религии.

Основы вероучения ислама ("пять столпов веры" и другие принципы). Священная история мусульман. Отношение к Христу в мусульманском мире. Культ святых в исламе. Культ и организация.

Коран как основа вероучения и Священная Книга мусульман (структура и содержание). Сунна. Праведные имамы. Шариат - основа мусульманского образа жизни, мышления и права. Правовые школы. Социальная этика ислама.

Основные направления ислама: шииты и сунниты. Причины расколов. Основные течения и секты в исламе: хариджиты, исмаилиты, бабиты, бехаиты, ваххабиты и др. Аскетизм и мистицизм в исламе. Исламская мистика. Суфии.

Ислам и этноконфессиональные отношения. Сущность джихада и его эволюция в исламе. Фундаментализм, традиционализм и модернизм в исламе. Ваххабизм как крайне экстремистское течение в исламе.Возрастание роли ислама в современном мире причины и следствия.

Ислам в России.

Раздел III. Религия и общество

Тема 13. Свободомыслие и свобода совести

Свободомыслие в древнем мире, в эпоху феодализма, в новое и новейшее время. Свободомыслие, его разновидности: вольнодумство, антиклерикализм, богоборчество, скептицизм, нигилизм, индифферентизм, атеизм.

Проблема религиозной терпимости. Содержание принципов свободы вероисповеданий, свободы совести и отделения церкви от государства. Свобода совести как вид социальной свободы. Содержание принципов свободы вероисповеданий, свободы совести и отделения церкви от государства. Объективные условия осуществления свободы совести. Законодательства о свободе совести. Конституционные и законодательные акты различных стран о свободе совести. Конституция РФ о свободе совести и вероисповеданий. Современное законодательство РФ о свободе совести и о религиозных объединениях.

ТЕМА : «ХРИСТИАНСТВО»

Урок №3 «Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа»

Тип урока : урок-лекция.
Цель урока : дать общую картину истории христианства.
Задачи: 1. Обучить: формировать целостность знаний учащихся о личности Иисуса Христа, о великих христианских праздниках, основах христианского вероучения и культа, этапах превращения христианства в мировую религию.
2. Развить: развивать способности учащихся к усвоению знаний о христианстве, познавательной активности, самостоятельности и инициативы, критического мышления, умения выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать и отличать ценности христианства от других религий.
3. Воспитать: воспитание у учащихся интеллектуальной культуры (трудолюбия, внимания, культуры общения и речи, умения работать с информацией в области религии); воспитание эмоционально-ценностного отношения учащихся к культурно- нравственным ценностям христианства.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку, приложение, рабочие тетради учащихся.

ХОД УРОКА

1 слайд – тема урока «Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа»
Учитель сообщает учащимся, что продолжает знакомить учащихся с новым предметом и знакомит с планом урока. Перед учениками ставится цель: дать общую картину истории христианства, превращения религии в мировую.

2 слайд

ПЛАН УРОКА
1. Проверка домашнего задания:
2. Лекция учителя «Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа».
3.
Домашнее задание:
1. На тему «Христианство» составить СИНКВЕЙН.
2. Подготовиться к обобщающему уроку по теме «Христианство».
ХОД УРОКА

Учитель: Сегодня очередной раз мы с вами встречаемся на уроке «Религии России». Какую большую тему мы с вами изучаем?
Ответ: Мы изучаем религию христианство – одна из древнейших живых монотеистических мировых религий.
Учитель: Что мы с вами изучили на прошлых уроках?
Ответ: Мы изучили более подробно историю возникновения христианства, что священная книга библия состоит из Ветхого завета и Нового завета, Ветхий завет состоит из четырех Евангелие, которые написали ученики Иисуса – апостолы, деяния апостолов, пророчество о будущем.
Учитель: Сколько новых слов появилось в нашем словаре. Что помогло нам их запомнить?
Ответ: Разбирая темы, мы смогли понять смысл многих слов и понятий.

Учитель: Еще вчера нам был непонятен смысл многих слов, а сегодня мы свободно понимаем значение Новый завет, Старый завет, Евангелие, апостолы. А теперь вопрос: Зачем мы изучаем курс «Религии России»?
Ответ: Среди нас живут люди разных национальностей и вероисповедания и мы должны друг друга лучше знать, и поэтому должны знакомиться с культурой, традициями людей, населяющими нашу многонациональную, многоконфессиональную страну. Тем более, мы православные. А православие – это одна из ветвей христианства.
Учитель: Тема нашего урока «Христианство как мировая религия. Утверждение догматики и культа»

3 слайд: Учитель: На столе у вас лежит расчерченная таблица
(Приложение №1) :


ЗНАЮ

ХОЧУ УЗНАТЬ

И мы сейчас её будем заполнять. Эта форма работы нам очень знакома. Что мы внесем в первую колонку?
Ответ: В первую колонку внесем все, что мы уже знаем по теме «Христианство» - ключевые слова.
Учитель: Что вписываем во вторую колонку? Что мы хотим узнать?
Ответ: Конечно это тема урока.
Учитель: Сегодня на протяжении урока роль учителя будут выполнять некоторые ваши одноклассники
(домашнее задание на опережение).

4 слайд: Этапы становления христианства. Ученик: Христианство как мировая религия формировалось тысячу лет. Исследователи выделяют в нем три основных этапа. Первый этап (первые три десятилетия I в. н.э.)- появление первых христиан. Второй этап (30-е гг. – 325 г. н.э.)- распространение христианства по всей территории Римской империи и официальное признание его государственной религией. Третий этап (325 – 1054 гг.)- организационное оформление христианства как мировой религии, унификация христианского учения и культа и раскол христианской церкви на западную (католицизм) и восточную (православие). Кратко охарактеризуем каждый из этих этапов.

5 слайд: I этап. Ученик: Основными событиями I этапа следует считать формирование начал христианского вероучения, создание первой христианской общины в Палестине, начало активной проповеди Иисуса Христа нового религиозного учения. Этот этап заканчивается мученической смертью основателя христианства.

6 слайд: II этап. Ученик: Второй этап характеризуется преследованием христиан со стороны официальной римской власти, ростом авторитета христианской религии среди народа и в дальнейшем – превращением ее в государственную религию Римской империи.
В это время христианство постепенно распространяется по всей территории империи, включая Европу, Северную Африку и Азию. В первые три века новой эры римские власти препятствовали распространению христианства, так как видели в этой религии угрозу для существующего государственного строя. Римские императоры были язычниками и придерживались образа жизни, прямо противоположного заповедям Христа. Христиан жестоко преследовали: распинали на крестах, отдавали на растерзание диким животным на аренах римских цирков, сжигали живьем. Были казнены апостолы Петр и Павел. Во время этих гонений погибли тысячи христиан. Но репрессии не смогли подавить распространение новой религии. Она находила все больше сторонников, которые тайно собирались в лесах, катакомбах, слушали проповеди, оказывали друг другу помощь во всем. Со временем отношение римских властей к христианству меняется. Гонения на христиан прекратились, а в IV веке христианство превращается в официальную религию Рима. В 324 году христианство было окончательно признано государственной религией Римской империи.

7 слайд: Словарная работа. Учитель: На этом этапе христианские общины объединяются в централи-зованные церковные организации и постепенно формируются культовые обряды и правила: коллективные трапезы, которые в последующем превратились в обряд причащения хлебом и вином; читались молитвенные тексты, ставшие прообразом литургии; практиковалось крещение; стали соблюдаться посты; формируется обособленная группа священнослужителей.
Пресвитеры – «старейшины» общин.
Диаконы (греч. «прислужники»)- люди, помогающие пресвитерам выполнять богослужебные ритуалы.
Епископ (букв. : «надзиратель») – высшее должностное лицо (представлял общину во внешних связях с другими общинами; руководил богослужебной деятельностью и посвящал в сан пресвитеров и диаконов; отпускал грехи и прощал оступившихся членов общины; распоряжался имуществом общины и руководил ее хозяйственной деятельностью. Епископ постепенно превратился в полновластного главу церковной организации в пределах определенной территории).
Митрополит (греч. «человек из главного города») – епископы главных городов провинций, за которыми закрепилось право назначать других епископов.
Миряне – простые верующие.
Клир (греч. «жребий», что может означать особое апостольское призвание, которое дано не каждому) - священнослужители (митрополиты, епископы, пресвитеры, диаконы).
Иерархия (букв. с греч. – «священная власть»). с назначением митрополитов были созданы пять митрополий – Иерусалимская, Антиохская, Александрийская, Рпимская и Константинопольская. В восточном христианстве (православии) такая структура сохранилась до наших дней. В IVвеке появилось монашество. Некоторые христиане еще ранее стали удаляться от мира, превращаясь в пустынников, отшельников. Идея воздержания, самоограничения во имя духовного совершенствования стала характерной для христианского учения. Постепенно зародилась идея коллективного, общего жития монахов и стали возникать монастыри.
Монах (от греч. монос) – один.
Монастырь (от греч. монос – один; букв. «уединенное жилище»).

8 слайд: III этап. Ученик: Третий этап знаменовал унификацию, утверждения единства христианского вероучения и культа. Это происходило на Вселенских соборах, которые стали регулярно созываться с 325 года. Принцип соборности, то есть свободного «собирания» людей в единый церковный организм, становится важнейшим в жизни раннехристианской церкви. Все важнейшие вопросы вероучения и управления церковью решались коллективно на Вселенских соборах. Самыми значимыми вехами в процессе унификации стали два первых Вселенских собора – Никейский (325 г.) и Константинопольский (381 г.).

Учитель: На этих соборах был принят христианский Символ веры.

9 слайд: Словарная работа. Символ веры - краткое изложение основных догматов.
Догмат - положение, не подлежащее изменению.

10 слайд: Символ Веры. Учитель: христианский Символ веры состоит из 12 пунктов (вера в единого рожденного от Бога-Отца и пришедшего на землю ради спасения всех людей; в то, что Христос умер мученической смертью, как человек, принявший страдания за всех людей; в то, что он воскрес на третий день, а затем вознесся на небеса; в то, что Христос придет на землю во второй раз, чтобы судить живых и мертвых, которые воскреснут, и т.д.); - одобрены семь основных христианских таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние, елеосвящение (являются обязательными для всех христиан), а также брак и священство (необязательные); - утвержден канонический Новый Завет, определен состав его книг.

На Халкидонском (451 г.) и II Константинопольском (533 г.) соборах был установлен культ Богоматери, имеющий огромное значение как для католичества, так и для православия. Решения последующих пятого, шестого и седьмого Вселенских соборов были направлены против религиозных ересей и их распространения, касались преодоления споров в сфере религиозных догм и обрядовых культов. После первых семи Вселенских соборов в середине XI века произошел раскол христианства: оно разделилось на два направления – восточное (православие) и западное (католицизм).

Задание (Приложение №2): Учитель : Перед вами Приложение №2. Внимательно прочитайте текст. Скажите, что вы сейчас прочитали? Какие чувства вызвал у вас этот текст? С чем вы согласны, а с чем вы не можете согласиться? Почему он назван СИМВОЛ ВЕРЫ? Что такое СИМВОЛ ВЕРЫ? Считаете ли вы себя верующими? В чем это проявляется? Какой вывод мы можем сделать по тексту СИМВОЛ ВЕРЫ? А теперь вернулись к приложению №1.
Задание: Заполните таблицу до конца.

Закрепление:

Учитель : Закрыли тетради, отложили их в сторону. Перед вами на столе лежит текст. Приложение № 3, в котором предложены определения религии.
ЗАДАНИЕ: Найдите соответствие.(Приложение № 3)

Подведение итога урока. Домашнее задание: 1. На тему религия составить СИНКВЕЙН. 2. Выучить определения.

Религия играет огромную роль в жизни общества и государства. Она компенсирует страх смерти верой в вечную жизнь, помогает найти моральную, а подчас и материальную опору страждущему. Христианство, если говорить кратко о религии, одна из мировых религиозных учений, которое актуально вот уже более двух тысяч лет. В этой ознакомительной статье я не претендую на полноту изложения, но ключевые моменты безусловно назову.

Происхождение Христианства

Как это ни странно, христианство, как и ислам, уходит корнями в иудаизм, вернее в священную его книгу — Ветхий завет. Однако непосредственный толчок его развитию дала всего одна личность — Иисуса из Назарета. Отсюда и название (от Иисуса Христа). Первоначально эта религия была еще одной монотеистической ересью в Римской империи. Христиан гоняли только так. Эти гонения сыграли не последнюю роль в сакрализации христианских мучеников, и самого Иисуса.

Как-то давно, когда я учился в университете на историческом, спрашивал у преподавателя Античности на перемене, а мол, Иисус -то как был на самом деле или нет? Ответ получил такой, что все источники указывают на то, что такая личность была. Ну а вопросы о чудесах, которые описаны в Новом Завете, каждый сам решает, верить им или нет.

Если же говорить, абстрагировавшись от веры и чудес, то первые христиане обитали в форме религиозных общин на территории Римской империи. Изначальная символика была крайне проста: кресты, рыбы и пр. Почему именно эта религия стала мировой? Скорее всего дело как сакрализации мучеников, в самом учении, ну, конечно, в политике Римских властей. Так государственное признание она получила только спустя 300 лет со смерти Иисуса — в 325 году на Никейском соборе. Римский император Константин Великий (сам язычник) призвал к миру все христианские течения, коих тогда было немало. Чего стоит только Арианская ересь, согласно которой Бог отец выше Бога сына.

Как бы там ни было, Константин понял объединительный потенциал христианства и сделал эту религию государственной. Ходят также упорые слухи, что сам, перед смертью, изъявил желание креститься... Все таки умные были правители: натворят чего нипопадя пока язычники — а потом бац — и перед смертью в христианство обратиться. Почему нет?!

С тех пор Христианство стало религией всей Европы, а затем и большой доли этого мира. Кстати, рекомендую пост про то, .

Основные положения Христианского учения

  • Мир создан Богом. Это первое положение этой религии. Не важно, что ты думаешь, может Вселенная и Земля, а тем более жизнь появилась в ходе эволюции, но любой христианин тебе скажет, что Бог создал мир. И если особо сведущ, то может даже год назвать — 5 508 год до новой эры.
  • Второе положение — человек имеет искру Божью — душу, которая вечна и не умирает после смерти тела. Эта душа изначально была дана людям (Адаму и Еве) чистой и незамутненной. Но Ева сорвала яблоко с древо познания съела сама и угостила Адама, в ходе чего возник первородный грех человека. Возникает вопрос, зачем это древо познания вообще росло в в Эдеме?.. Но это я спрашиваю, так как в конечном счете от рода адамова)))
  • Третье положение — этот первородный грех Иисусом Христом был искуплен. Так что все грехи которые сейчас есть — результат твоей греховной жизни: чревоугодия, гордыни и пр.
  • Четвертое — чтобы искупить грехи, надо покаяться, соблюдать церковные установления, и вести праведную жизнь. Тогда, может быть, и заслужишь себе место в раю.
  • Пятое, если будешь вести неправедную жизнь — сгинешь в аду после смерти.
  • Шестое — Бог милостив и прощает все грехи, если покаяние искренне.
  • Седьмое — будет страшный суд, придет Сын человеческий, устроит Армагеддон. И Бог отделит праведников от грешников.

Ну как? Страшновато? Доля истины в этом конечно есть. Нужно вести нормальную жизнь, уважать ближних и не совершать злых поступков. Но, как видим, множество людей называют себя христианами, а ведут себя прямо противоположно. К примеру, согласно опросам Левады-центра, в России 80 % населения считает себя православным.

Но как я не выхожу на улицу: все едят шаурму в пост, и творят всякое греховное. Что тут скажешь? Двойные стандарты? Возможно, люди, считающие себя христианами, немного лицемерят. Лучше бы сказали, что верующие, а не христиане. Потому как если ты называешь себя таковым, предполагается, что ты и ведешь себя соответственно. Как Вы считаете? Напишите в комментариях!

С уважением, Андрей Пучков

Трудно найти такую религию, которая бы настолько мощно повлияла на судьбу человечества, как это сделало христианство. Казалось бы, возникновение христианства изучено достаточно хорошо. Об этом написано безграничное количество материала. На этой ниве трудились церковные авторы, историки, философы, представители библейской критики. Это и понятно, ведь речь шла о величайшем феномене, под влиянием которого фактически сложилась современная западная цивилизация. Однако еще много тайн хранит одна из трех мировых религий.

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Рождение Спасителя

Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности - Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия - четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).

По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы - волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства - путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Гонения на Иисуса

Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей - Иуда.

Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом - синедрионом - и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни - распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» - воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история - возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.

Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий - апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус - Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.

Предпосылки возникновения новой религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время

Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Сплав философии и религии

Немалую роль оказала на возникновение христианства философия - скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.

Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт - возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.

Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

  • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
  • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
  • по Дунаю.

Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес - греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники - христиане.

Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.

Третий путь - придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

Вывод

Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.

А также их классификаций. В религиоведении принято выделение следующих типов: племенные, национальные и мировые религии.

Буддизм

— наиболее древняя мировая религия. Она возникла в VI в. до н. э. в Индии, а в настоящее время распространена в странах Южной, Юго-Восточной, Центральной Азии и Дальнего Востока и насчитывает около 800 млн последователей. Традиция связывает возникновение буддизма с именем царевича Сиддхартхи Гаутамы. Отец скрывал от Гаутамы плохое, тот жил в роскоши, женился на любимой девушке, которая родила ему сына. Толчком к душевному перевороту для царевича, как гласит предание, послужили четыре встречи. Вначале он увидел дряхлого старика, затем страдающего проказой и похоронную процессию. Так Гаутама узнал старость, болезнь и смерть — удел всех людей . Потом он увидел умиротворенного нищего странника, которому ничего не было нужно от жизни. Все это потрясло царевича, заставило его задуматься о судьбах людей. Он тайно покинул дворец и семью, в 29 лет он стал отшельником и пытался найти смысл жизни. В результате глубоких размышлений в 35 лет он стал Буддой — просветленным, пробужденным. 45 лет Будда проповедовал свое учение, которое кратко может быть сведено к следующим основным идеям.

Жизнь есть страдание , причиной которого являются желания и страсти людей. Чтобы избавиться от страданий, необходимо отрешиться от земных страстей и желаний. Этого можно достичь, если следовать путем спасения, указанным Буддой.

После смерти любое живое существо, включая человека, снова возрождается , но уже в виде нового живого существа, жизнь которого определяется не только его собственным поведением, но и поведением его «предшественников».

Надо стремиться к нирване , т. е. бесстрастию и покою, которые достигаются отказом от земных привязанностей.

В отличие от христианства и ислама в буддизме отсутствует идея Бога как творца мира и его управителя. Суть вероучения буддизма сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полною освобождения от всех оков, которые несет жизнь.

Христианство

Возникло в 1 в. н. э. в восточной части Римской империи — Палестине — как , обращенная ко всем униженным, жаждущим справедливости. В ее основе лежит идея мессианства — надежда на Божественного избавителя мира от всего плохого, что есть на Земле. За грехи людей пострадал Иисус Христос, имя которого в переводе с греческою означает «Мессия», «Спаситель». Этим именем Иисус связывается с ветхозаветными преданиями о приходе на Израильскую землю пророка, мессии, который освободит народ от страданий и установит праведную жизнь — Божье царство. Христиане полагают, что приход Бога на Землю будет сопровождаться Страшным судом, когда Он будет судить живых и мертвых, направлять их в рай или ад.

Основные христианские идеи:

  • Вера, что Бог един, но Он есть Троица, т. е. Бог имеет три «лица»: Отец, Сын и Святой Дух, которые образуют единого Бога, сотворившего Вселенную.
  • Вера в искупительную жертву Иисуса Христа — второе лицо Троицы, Бог Сын — это и есть Иисус Христос. Он имеет одновременно две природы: Божественную и человеческую.
  • Вера в Божественную благодать — таинственную силу, посылаемую Богом для освобождения человека от греха.
  • Вера в посмертное воздаяние и загробную жизнь.
  • Вера в существование добрых духов — ангелов и злых духов — бесов вместе с их повелителем Сатаной.

Священной книгой христиан является Библия, что в переводе с греческого означает «книга». Библия состоит из двух частей: Ветхого Завета и Новою Завета. Ветхий Завет — это древнейшая часть Библии. Новый Завет (собственно христианские произведения) включает: четыре евангелия (от Луки, Марка, Иоанна и Матфея); деяния святых апостолов; послания и Откровение Иоанна Богослова.

В IV в. н. э. император Константин объявил христианство государственной религией Римской империи. Христианство не является единым . Оно распалось на три течения. В 1054 г. христианство разделилось на римско-католическую и православную церкви. В XVI в. в Европе началась Реформация — антикатолическое движение. В результате появился протестантизм.

И признают семь христианских таинств : крещение, миропомазание, покаяние, причастие, брак, священство и елеосвящение. Источником вероучения является Библия. Различия состоят в основном в следующем. В православии нет единого главы, отсутствует представление о чистилище как месте временного помещения душ умерших, священство не дает обета безбрачия, как в католицизме. Во главе католической церкви стоит папа, избираемый пожизненно, центром римско-католической церкви является Ватикан — государство, занимающее несколько кварталов в Риме.

Имеет три основных течения: англиканство, кальвинизм и лютеранство. Протестанты считают условием спасения христианина не формальное соблюдение обрядов, а его искреннюю личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. В их учении провозглашен принцип всеобщего священства, который означает, что каждый мирянин может проповедовать. Практически все протестантские конфессии сократили до минимума число таинств.

Ислам

Возник в VII в. н. э. среди арабских племен Аравийского полуострова. Это самая молодая из числа мировых. Последователей ислама насчитывается более 1 млрд человек .

Основатель ислама — историческая личность. Он родился в 570 г. в г. Мекке, который был для того времени довольно крупным городом на пересечении торговых путей. В Мекке располагалась святыня, почитавшаяся большинством арабов-язычников, — Кааба. Мать Мухаммеда умерла, когда ему исполнилось шесть лет, его отец умер до рождения сына. Мухаммед воспитывался в семье деда, семье знатной, но обедневшей. В 25 лет он стал управляющим хозяйством у богатой вдовы Хадиджы и вскоре женился на ней. В 40 лет Мухаммед выступил как религиозный проповедник. Он заявил, что Бог (Аллах) избрал его своим пророком. Проповедь не понравилась правящей верхушке Мекки, и Мухаммеду пришлось к 622 г. перебраться к г. Ясриб, позднее переименованный в Медину. 622 год считается началом мусульманского летосчисления по лунному календарю, а Мекка — центром мусульманской религии.

Священная книга мусульман представляет собой обработанные записи проповедей Мухаммеда. При жизни Мухаммеда его высказывания воспринимались как прямая речь Аллаха и передавались устно. Спустя несколько десятилетий после смерти Мухаммеда они были записаны и составит и Коран.

В вероучении мусульман большую роль играет Сунна - сборник назидательных рассказов о жизни Мухаммеда и Шариат — свод принципов и правил поведения, обязательных для мусульман. Наиболее тяжкими ipexa.Mii у мусульман считаются ростовщичество, пьянство, азартные игры и супружеская неверность.

Культовое помещение мусульман называется мечетью. Ислам запрещает изображать человека и живогных, полому мечети украшаются только орнаментом. В исламе нет четкого деления на духовенство и мирян. Муллой (священником) может стать любой мусульманин, хорошо знающий Коран, мусульманские законы и правила богослужения.

Большое значение в исламе придается обрядности. Можно не знать тонкостей веры, но следует строго исполнять главные обряды, так называемые пять столпов мусульманства:

  • произнесение формулы исповедания веры: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — пророк его»;
  • совершение ежедневной пятикратной молитвы (намаза);
  • соблюдение поста в месяц рамадан;
  • раздача милостыни бедным;
  • совершение паломничества в Мекку (хадж).
 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен