Состоялся любечский съезд русских князей. Любечский съезд русских князей: дата, решения, значение

Мир велик, чтобы удовлетворить нужды человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.

Махатма Ганди

Русь, раздираемая междоусобными войнами, бесконечными жестокими набегами половцев нуждалась в перемирии, как минимум внутри страны, чтобы избавиться от всех противоречий между князьями. Именно с этой целью и был созван съезд князей в Любече , на берегу реки Днепр, в 1907 году. В нем приняло участие 6 князей.

Любеческий съезд князей - цель

Идейным вдохновителем этого съезда был Владимир Мономах. Он держал речь перед братьями, призывая их забыть вражду, примириться и вместе избавить Русь от общего врага – половцев. Любеческий съезд князей прошел успешно и удолось договориться о самом главном: каждый должен править только в своих землях . Билы определены сферы влияния, кто какими городами будет управлять. Пример всем подал сам Владимир Мономах, который добровольно, отдал Олегу Святославичу город Чернигов, город, которым он сам управлял, но который в давние времена уппринадлежал равлялся родителем Олега. В остальном было решено следующее:

  • Святополку съезд князей в Любече передал в управление Киев, а вместе с ним и тутул Великого Князя.
  • Владимир Мономах стал властителе Смоленска. Белоозерска, Переяслявля и Суздальско0Ростовских земель.
  • Олег и Давит Святославичи по общему решению получили в удел Чернигов, Муром, Разань и Тмутаракань.
  • Давид Игоревич закрепил свое право на правление Владимир-Волынскиий.
  • Василько Ростиславич же получил в правление Теребовль, Перемышль, а также Червень.

Таким образом, съезд русских князей в Любече главной своей задачей имел решение вопроса о сферах влияния в Киевской Руси. Это острый вопрос, который породил немало войн. В результате все участники съезда признали права других на города, которые были за ними закреплены в результате устного соглашения.Завершился любеческий съезд целованием креста и присягой всех участников на вечный мир и дружбу.

Съезд князей в Любече - итоги

Результаты, которых достиг съезд, должны бил стать основой, прочным фундаментом, для строительства нового, мощного государства. И этого можно было добиться, если бы не коварство Давида Игоревича, правителя города Владимиро-Волынского. Он тайно сообщил Святополку о том, что Мономах и Василько Ростиславич задумали захватить киевский престол и тайно сговорились за спинами других. Святополк поверил и пригласил Василько в Киев. Василько отправился в Киев. Въезжая в Киев ему сообщили о коварстве Давида, но Василько не поверил, сказав: «Мы крест целовали, не мог Святополк заподозрить меня в предательстве ". В Киеве Василько был встречен Давидом, который силой посадил его в темницу, а его слуги выкололи Василько глаза. Так началась на Руси новая междоусобная война. А любеческий съезд князей из благого начинания перерос в убийства.

Второй съезд - завершение междоусобицы

Видя необходимость остановить Давида Игоревича, дабы остановить междуусобную войну на Руси, Владимир Мономах решил собрать новый съезд князей. На нем присутсвовал сам Мономах, Святополк, Олег и Давид Святославичи, а также сам Давид Игоревич. Съезд этот прошёл 30 июня 1110 года вблизи Киева. Мономах, посовещавшись с другими участниками, объявил, что они прошают Давида Игоревича и не хотят мстить ему. Они заверили его, что тот может жить спокойно на земле русской. В знак своей дружбы Святополк отдал Давиду Игоревичу города Черторижск и Дубна. Владимир Мономах, Олег Святослави и Давид Святославич предоставили со своей стороны по 200 гривен золота каждый. На этом междоусобная война прекратилась.

съезд русских князей, состоявшийся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Л. с. (по «Повести временных лет») присутствовало 6 князей. Святополку Изяславичу, как старшему, был оставлен Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя; Владимиру Мономаху - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро; Олегу и Давиду Святославичам - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань; Давиду Игоревичу - Владимир-Волынский с Луцком; Васильку Ростиславичу (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль. Л. с. провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси, основой которого было сложившееся крупное феодальное землевладение. Однако Л. с. не мог дать реальных гарантий выполнения своих постановлений. Сразу же после Л. с. Давид Игоревич с согласия Святополка ослепил Василька Ростиславича, что повлекло за собой новые войны между князьями.

Лит.: Греков Б. Д., Киевская Русь, М., 1953; Рыбаков Б. А., Первые века русской истории, М., 1964.

Г. С. Горшков.

  • - антимарксистская идея, направленная на ликвидацию революц...

    Советская историческая энциклопедия

  • - 1923. реж. Григорий Болтянский, опер. Петр Ермолов...

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • - Осада Никеи происходила с 14 мая по 19 июня 1097 года во время 1-го крестового похода. Никея Никея, современный город Изник на северо-западе Турции, занимала выгодное географическое положение...

    Католическая энциклопедия

  • - ответвление автомобильной дороги для связи между дорогами в разных уровнях - петлица на път...

    Строительный словарь

  • - 1. Собрание людей, объединенных общим интересом или целью, например намерением создать конституцию. См. также партийный съезд. 2...

    Политология. Словарь.

  • - собрание представителей каких-либо организаций или групп населения, деятелей в какой-либо области и т. д. ; в ряде организаций С. - высший орган...

    Большая Советская энциклопедия

  • - ; мн. съе/зды, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - СЪЕЗД, -а, муж. 1. см. съехаться. 2. Собрание представителей каких-н. организаций, групп населения. С. народных депутатов России. С. демократической партии. С. композиторов, кинематографистов...

    Толковый словарь Ожегова

  • - -а,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - -а,...

    Толковый словарь Ожегова

  • - съезда, муж. 1. только ед. Действие по гл. съехаться-съезжаться. Большой съезд гостей. 2. Собрание представителей большой общественной организации. Верховным органом ВКП является съезд ВКП. Устав ВКП...

    Толковый словарь Ушакова

  • - а, м. 1. Действие по глаг. съезжаться. Басов пришел за час до того, как начался гостей. Саянов, Лена. || устар. Встреча какой-л. группы людей, общества. Окна были сильно освещены...

    Малый академический словарь

  • - ...

    Русский орфографический словарь

  • - Съезд крыши. Жарг. мол. Шутл. Умопомрачение, состояние, близкое к сумасшествию. ФЛ, 43-44; Мокиенко 2003, 116...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - См....

    Словарь синонимов

"Любечский съезд 1097" в книгах

1097

Из книги Жизнь после Пушкина. Наталья Николаевна и ее потомки [с иллюстрациями] автора Рожнова Татьяна Михайловна

1097 ИРЛИ. Архив Маркутье. Ф. 246. № 35.

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ Разнобой в ПСР. - «Правые», «левые» и «левый центр». - А. Ф. Керенский. - Уход кадетских министров и заговор Корнилова. Демократическое Совещание. - Октябрь. - Четвертый съезд ПСР. - Откол «левых с. - р-ов». - Всероссийский съезд крестьянских депутатов. - Петроградский Совет и

Из книги Перед бурей автора Чернов Виктор Михайлович

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ПЕРВАЯ Разнобой в ПСР. - «Правые», «левые» и «левый центр». - А. Ф. Керенский. - Уход кадетских министров и заговор Корнилова. Демократическое Совещание. - Октябрь. - Четвертый съезд ПСР. - Откол «левых с. - р-ов». - Всероссийский съезд крестьянских

Глава 42. Иркутские эсеры развивают энергичную пропаганду и агитацию. Кипучая деятельность Комитета помощи амнистированным. Эсеры созывают крестьянский съезд. Роль П.Д. Яковлева на этом съезде. Майский съезд партии соц. – революционеров в Москве. Мои петроградские впечатления. Подрывная работа больш

Из книги Страницы моей жизни автора Кроль Моисей Ааронович

Глава 42. Иркутские эсеры развивают энергичную пропаганду и агитацию. Кипучая деятельность Комитета помощи амнистированным. Эсеры созывают крестьянский съезд. Роль П.Д. Яковлева на этом съезде. Майский съезд партии соц. – революционеров в Москве. Мои петроградские

Из книги Двойной заговор. Сталин и Гитлер: Несостоявшиеся путчи автора

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных»

Из книги Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий автора Прудникова Елена Анатольевна

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных» Итак, противостояние нарастало. В то же время к 1934 году стало ясно, что политика властей оправдывает себя. Страна понемногу выбиралась из разрухи, не той, что, по выражению профессора Преображенского, «не в клозетах, а в

1097 – Любечский съезд

Из книги автора

1097 – Любечский съезд Умирая в 1093 г., Всеволод Ярославич просил поставить гроб его возле гробницы отца – такова была воля Ярослава Мудрого, некогда сказавшего сыну: «Когда Бог пошлет тебе смерть, ложись, где я лягу, у гроба моего, потому что люблю тебя больше братьев твоих».

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных»

Из книги Взлет и падение «красного Бонапарта». Трагическая судьба маршала Тухачевского автора Прудникова Елена Анатольевна

«Съезд победителей», он же «съезд расстрелянных» Итак, противостояние нарастало. А с другой стороны, к 1934 году стало ясно, что политика властей оправдывает себя. Страна понемногу выбиралась из разрухи, не той, что, по выражению профессора Преображенского, «не в клозетах, а

Любечский съезд князей 1097 г.

Из книги Домонгольская Русь в летописных сводах V-XIII вв. автора Гудзь-Марков Алексей Викторович

Любечский съезд князей 1097 г. Наступил 1097 г. Это был знаменательный для русской истории год. События 1096 г. убедили Ярославовичей в необходимости съехаться и урядиться. Местом съезда избрали Любеч, стоявший на стыке киевских, черниговских и смоленских земель.По подъемному

ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ЛЮБЕЧСКИЙ СЪЕЗД Перед смертью Ярослав Мудрый поделил русскую землю между своими сыновьями, тем самым положив начало феодальной раздробленности. Старшему сыну Изяславу Ярослав дал Киев и Новгород, второму сыну Святославу - Чернигов, третьему - Всеволоду - Переяславль

1097 Любечский съезд князей

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1097 Любечский съезд князей Князь Всеволод умер в 1093 г. К моменту его смерти наиболее вероятным кандидатом на киевский стол считался его сын, черниговский князь Владимир Мономах. Но он не решился занять место отца и уступил своему двоюродному брату Святополку Изяславичу

автора Комиссия ЦК ВКП(б)

33. ЛЮБЕЧСКИИ СЪЕЗД В 1097 г

Из книги Хрестоматия по истории СССР. Том1. автора Автор неизвестен

33. ЛЮБЕЧСКИИ СЪЕЗД В 1097 г Из «Повести Временных лет» по «Лаврентьевскому списку», СПБ 1910.В лето 6605. Придоша Святополк и Володимер2 и Давыд Игоревиче3 и Василко Ростиславичь4 и Давыд Святославичь, и брат его Олег5, и сняшася Любячи6 на устроенье мира, а глаголаша к собе,

3. Первые итоги нэпа. XI съезд партии. Образование Союза ССР. Болезнь Ленина. Кооперативный план Ленина. XII съезд партии.

Из книги Краткий курс истории ВКП(б) автора Комиссия ЦК ВКП(б)

3. Первые итоги нэпа. XI съезд партии. Образование Союза ССР. Болезнь Ленина. Кооперативный план Ленина. XII съезд партии. Проведение нэпа встречало сопротивление со стороны неустойчивых элементов партии. Сопротивление шло с двух сторон. С одной стороны, выступали «левые»

2. XX СЪЕЗД КПСС. УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕНИНСКИХ НОРМ ПАРТИЙНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. XIX СЪЕЗД КОМПАРТИИ УКРАИНЫ

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том девятый автора Коллектив авторов

2. XX СЪЕЗД КПСС. УКРЕПЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛЕНИНСКИХ НОРМ ПАРТИЙНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЗНИ. XIX СЪЕЗД КОМПАРТИИ УКРАИНЫ Задачи дальнейшей борьбы партии и народа за построение коммунизма в предстоящем пятилетии нашли выражение в Директивах XX съезда КПСС по шестому

Любечский съезд 1097

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛЮ) автора БСЭ

Постоянные распри между князьями привели к экономическому и военному ослаблению русских городов. Этим обстоятельством пользовались половцы, устраивавшие регулярные набеги на русские земли. Они осадили город Торческ. Город более 3-х месяцев выдерживал осаду, пока была вода и пища. Но когда все закончилось, горожане решили сдаться. Неверные, в отместку за сопротивление, увели людей в плен, а город сожгли.

Потом половцы сожгли город Юрьев, а выбежавшие горожане отправились к Киеву. Святополк приказал строить город в Витичевском урочище на холме, который он назвал Святополческ. Новый город заселили бежавшие от половецких бесчинств юрьевчане.

Упомянутые злодейства — это только малая доля злодейств, учиненных половцами на русской земле.

Поняли князья, что не может так долго продолжаться. Если не найдут общего языка друг с другом половцы уничтожат все, что было создано, собрано и построено. Мужчин поработят или изведут, женщин сделают своими наложницами.

Священники и бояре тоже выражали недовольство княжескими распрями. Требовали объединиться ради борьбы с внешним врагом.

В 1097 году съехались Святополк, Владимир, Давид Игоревич, Василько Ростиславович, Давид Святославович и брат его Олег в городе Любече () на совет. По мнению Карамзина, вдохновителем этого любечцкого съезда был князь .

Правда, Олег приехал на съезд в большей степени по принуждению, чем по доброй воле.

Когда его первый раз звали на совет в Киев, он пообещал приехать вместе с братом, который княжил в Смоленске. А сам, набрав в Смоленске воинов, направился в Муром, где княжил Изяслав Владимирович. В битве с Олегом погиб князь Изяслав. Горожане приняли Олега, правившего в Муроме раньше. Вдохновленный победой Олег направился на Суздаль. Суздальцы тоже сдались ему. Потом Олег подчинил себе Ростов Великий.

Олег завоевывал города, заручившись военной поддержкой половцев. Удовлетворенный своими победами, он закрывал глаза на злодеяния, творимые нечестивцами. Это обстоятельство возбуждало ненависть к нему, как со стороны народа, так и со стороны князей. Олег догадывался об этом, стал осторожным и недоверчивым.

У Олега в руках был сын половского князя Итларя. Святополк и Владимир потребовали от Олега, чтобы он убил юношу. Но тот посчитал это ненужным кровопролитием и отказался.

В 1096 году Святополк и Владимир снова попытались вызвать Олега в Киев. «Приезжай в Киев, урядимся о Русской земле пред епископами, игуменами, мужами отцов наших и людьми городскими, чтобы после нам можно было сообща оборонять Русскую землю от поганых». Олег велел отвечать: «Не пойду на суд к епископам, игуменам да смердам»

Тогда Святополк и Владимир объявили Олегу: «Ты нейдешь с нами на поганых, -велели они сказать ему, — нейдешь к нам на совет – значит, мыслишь на нас недоброе, и поганым помогать хочешь; пусть же Бог рассудит нас!»

Братья решили идти на Олега войной. В конце концов, загнанный в угол князь Олег был вынужден встретиться со своими двоюродными братьями и племянниками.

И говорили князья друг другу: «Зачем губим Русскую землю, сами между собой устраивая распри? А половцы землю нашу несут розно и рады, что между нами идут войны. Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю, и пусть каждый владеет отчиной своей». По взаимному соглашению любечский съезд русских князей 1097 принял решение:

  • Святополк станет владеть Киевом, Изяславовой отчиной,
  • Владимиру Всеволодовичу, прозванному Мономахом, достались вотчины отца его: Белоозеро, Суздаль, Ростов, Смоленск, Переславль,
  • Давид Игоревич получил Владимир Волынский,
  • Братьям Олегу, Давиду и Ярославу Святославовичам достались Чернигов, Муром,
  • Володарь остается править в Перемышле,
  • Василько Ростиславович – в Теребовле.

Свое решение закрепили целованием святого креста. При этом было сказано: „Если отныне кто на кого пойдет, против того будем мы все и крест честной». Сказали все: „Да будет против того крест честной и вся земля Русская». Порешив, таким образом, между собою, князья разошлись по домам.

Но одно дело решить, а другое – исполнить. Как следует из «Повести временных лет», «дьявол огорчен был их любовью. И влез сатана в сердце некоторым мужам». Распри не прекратились. Съезд князей в Любече в 1097 году, к сожалению, остановить их не смог. Наветы, разногласия, зависть еще долго сталкивали русских правителей, вынуждая их, поднимать оружие друг против друга. От вражды, бывшей между князьями, страдал простой народ.

План
Введение
1 Порядок проведения, состав участников
2 Съезды XI - нач. XII вв
3 Съезды XII - 1-й пол. XIII вв
4 Съезды с половцами
5 Съезды в русских княжествах
5.1 Черниговское княжество
5.2 Рязанское княжество
5.3 Смоленское княжество
5.4 Северо-Восточная Русь

Список литературы

Введение

Съезды русских князей - личные встречи Рюриковичей, предпринимаемые для урегулирования разногласий и совместного решения вопросов внутренней и внешней политики. Проводились в Киевской Руси и отдельных русских княжествах с XI по XIV век.

Съезды носили официальный характер и имели формализованную процедуру. По форме они представляли собой «семейный» совет, что отвечало существовавшему в княжеской среде представлению, что все части Руси управляются братьями одного рода. В XI - начале XII веков решения крупных съездов, в которых принимали участия все старшие князья своего поколения, определяли политическое устройство Киевской Руси. В последующий период, в условиях разрастания династии и наступления феодальной раздробленности, появились региональные съезды, проводившиеся среди княжеских ветвей в рамках той или иной земли, и встречи отдельных князей. При этом вплоть до монгольского нашествия периодически продолжали собираться и общерусские съезды, успешно решавшие, в первую очередь, задачи организации совместных походов против кочевников. Особым видом съездов были т. н. «роты» - регулярные встречи киевских князей с половецкими ханами, предпринимаемые для поддержания мирных отношений. По подсчётам А. С. Щавелева в домонгольский период на Руси в общей сложности состоялось до 170 княжеских встреч разного уровня.

В историографии съезды Рюриковичей рассматриваются как особый институт, но его роль, особенно в период раздробленности, является не достаточно изученной и трактуется диаметрально противоположно: от признания съездов высшим органом власти страны (В. Т. Пашуто) до их оценки как архаической процедуры, не оказывавшей реального воздействия на политический строй (Б. А. Рыбаков, А. П. Толочко).

1. Порядок проведения, состав участников

Типичная процедура съезда выглядела следующим образом: князья каждый со своей дружиной прибывали в заранее условленное место и, расположившись отдельно друг от друга, начинали «стояние на конях». Происходил обмен послами для предварительных переговоров. Затем начинался непосредственно съезд. Местом его проведения чаще всего были княжеские шатры, разбитые вне городских стен, либо небольшие городки и замки, иногда сёла. Реже съезды проходили в Киеве и региональных столицах. В ходе съезда князья произносили речи. Договорённости имели преимущественно устную форму и сопровождались риторическими формулами и ссылками на правовые прецеденты прошлого. Достигнутые соглашения скреплялись крестоцелованием, которое должен был совершить лично каждый князь. Кресты хранили и могли предъявить в случае нарушения клятвы, такой поступок считался абсолютным грехом и очень остро воспринимался обществом. По завершению съезда устраивался пир (иногда несколько пиров, даваемых князьями друг другу по очереди). Пир сопровождался совместным распитием из одной чаши и обменом подарками. Их предметами были меха, дорогая одежда, лошади, оружие и амуниция, а также просто различные редкие или необычные вещи. Например, на съезде 1160 года Ростислав Мстиславич Смоленский присовокупил к своим дарам Святославу Ольговичу Черниговскому рыбьи зубы.

Съезды носили ярко выраженный элитарный характер. Лица некняжеского достоинства непосредственного участия в обсуждении обычно не принимали. Когда в 1096 году Святополк Изяславич и Владимир Мономах предложили своему двоюродному брату Олегу Святославичу прибыть в Киев и заключить договор в присутствии духовенства, бояр и горожан, тот презрительно заявил, что «не пристойно судить меня епископу, или игуменам, или смердам». Представители духовенства на съезды практически никогда не приглашались. Вместе с тем с кон. XII века тенденции к эволюции съездов в сторону большей представительности проявились в некоторых княжествах и были связаны с процедурой передачи власти, когда правящий князь при своей жизни определял наследника. Для этого собирался «Собор», помимо князей включавший в себя представителей знати, духовенства и городов. Подобное имело место в Галицком княжестве (в 1187 году, по повелению Ярослава Осмомысла) и Владимиро-Суздальском (1211, по инициативе Всеволода Большое гнездо).

2. Съезды XI - нач. XII вв

Городецкий съезд (1026/1027) - первый достоверно известный съезд Рюриковичей. Состоялся между братьями Ярославом Мудрым и Мстиславом Тмутараканским - единственными к тому времени оставшимися в живых детьми Владимира. Согласно «Повести временных лет», их встреча состоялась у Городца (очевидно, Городец-Остёрский Черниговской земли, либо одноимённый Городец близ Киева). Братья заключили мир на условиях признания старшинства Ярослава и раздела «Русской земли» по Днепру. Левобережье с центром в Чернигове отошло к Мстиславу. Тем самым была выработана модель, по которой в дальнейшем улаживались конфликты между русскими князьями. Об исторической значимости съезда свидетельствует тот факт, что ещё в конце XII века Мономаховичи и Ольговичи аппелировали к нему в своих спорах;

Съезд у Орши (10 июля 1067) - «неудавшийся» съезд сыновей Ярослава Мудрого - киевского князя Изяслава, черниговского князя Святослава и переяславского князя Всеволода с одной стороны и полоцкого князя Всеслава Брячиславича с двумя своими сыновьями - с другой. Съезду предшествовала война, в которой Всеслав потерпел поражение. Ярославичи пригласили его на встречу, поцеловав крест, что не причинят зла. Но как только Всеслав переплыл на левый берег Днепра, где располагался лагерь братьев, и вошёл в шатёр к Изяславу, он вместе с сыновьями был вероломно пленён. Его привезли в Киев и посадили в поруб. Через год его освободили восставшие киевляне, и он даже смог на короткое время стать киевским князем. Это событие пришлось на праздник Крестовоздвиженья и было воспринято современниками как божья кара за клятвопреступление;

Вышгородский съезд (20 мая 1072) - съезд Ярославичей (Изяслава, Святослава и Всеволода), состоявшийся в присутствии митрополита и духовенства в Вышгороде для торжественного перенесения мощей Бориса и Глеба в новую каменную церковь. Большинство исследователей трактует эту церемонию как официальную канонизацию погибших князей и объясняют её желанием создать культ покровителей княжеского рода. Существует предположение, что именно на этом съезде была принята «Правда Ярославичей»;

Съезд на Желяни (4 декабря 1093?) - съезд старших внуков Ярослава Мудрого: Святополка Изяславича, Владимира Мономаха и Олег Святославича на речке Желяни для «сотворения мира». В летописях не упомянут. О его нём известно из граффити на стене киевского Софийского собора. Данное обстоятельство может свидетельствовать о том, что съезды проводились чаще, чем это отмечено в летописях. Год встречи не назван. По мнению А. С. Щавелева, вероятнее всего она имела место в 1093 и была связана с неудачными действиями Святополка против половцев;

Любечский съезд (1097) - самый известный съезд русских князей. Состоялся в городе Любече (на Днепре) с целью договориться о прекращении междукняжеских распрей из-за уделов и сплотиться против разорявших Русь половцев. На Любечском съезде присутствовало 6 князей - князь киевский Святополк Изяславич, переяславский князь Владимир Мономах, черниговский князь Олег Святославич, его брат Давыд Святославич, волынский князь Давид Игоревич и князь Василько Ростиславич. Любечский съезд провозгласил принцип наследования князьями земель своих отцов. Это решение констатировало наличие нового политического строя на Руси и в перспективе открыл процесс создания региональных династий.

Городецкий съезд (весна 1098) - военный съезд, устроенный по инициативе Владимира Мономаха с Давыдом и Олегом против Святополка, после того как тот бесцеремонно нарушил договорённость Любечского съезда и пленил Василька Ростиславича, а затем позволил Давыду Игоревичу его ослепить. Братья собрались вместе с дружинами в лесу под Городцом и отправили послов к Святополку со словами: «Зачем ты зло это учинил в Русской земле и вверг нож в нас? Зачем ослепил брата своего? Если бы было у тебя какое обвинение против него, то обличил бы его перед нами, а, доказав его вину, тогда и поступил бы с ним так» . Не приняв оправдания Святополка, на следующее утро братья перешли Днепр и двинулись на Киев. Святополк хотел бежать из города, но киявляне не дали ему этого сделать. Кровопролития удалось избежать при посредничестве матери Владимира Мономаха и митрополита. Святополк обязался перед братьями изгнать Давыда.

Съезд в Уветичах (1100) - Святополк, Владимир Мономах, Давыд и Олег Святославичи заключили между собой мир 10 августа, a 30 августа собрались вновь для суда над Давыдом Игоревичем, нарушившим перемирие, установленное в Любече. Давыд был лишён Владимиро-Волынского княжества, получив взамен городки Бужский Острог, Дубен, Чарторыйск и 400 гривен серебра. Примирение князей позволило им в последующие годы организовать широкомасштабные походы против половцев;

Золотченский съезд (1101) - съезд всех братьев (7 князей, из Святославичей присутствовал ещё и Ярослав) на реке Золотче. На съезд прибыли половецкие послы с просьбой о мире. Князья передали им предложение встретиться в городе Саков (в пределах левобережней Киевщины). Русско-половецкий съезд состоялся 15 сентября, стороны обменялись заложниками и заключили мир;

Долобский съезд (весна 1103) - съезд Святополка и Владимира Мономаха у Долобского озера близ Киева для организации совместного похода на половцев. В отличие от предыдущих съездов переговоры проходили с участием дружины. Дружина Святопока выступила против идеи пойти в поход на половцев весной, в ответ Владимир Мономах произнёс речь, после которой дружинники не смогли ничего возразить, и Святополк согласился.

Съезд князей в Любече (Любечский съезд) – встреча между русскими князьями во время первой междоусобной войны с целью заключить договор и поделить владения. Съезд князей в Любече состоялся в 1097 году.

Причины Любечского съезда

Конец 11 века для Руси выдался очень тяжелым. Страна находилась в состоянии постоянной войны – с одной стороны половцы постоянно совершали набеги на пограничные территории, с другой стороны внутри шли постоянные междоусобные войны между князьями за право властвовать на Руси. Для того, чтобы избавиться от набегов иностранных захватчиков, враждующие князья должны были наладить мир и создать единое войско. Именно это желание и послужило основной причиной для созыва Любечского съезда князей.

Первый съезд князей в Любече

В съезде приняло участие шесть князей. Собрание было созвано по инициативе Владимира Мономаха , который произнес речь перед собравшимися о необходимости создания единого войска для победы над половцами. Для того, чтобы решить все вопросы, возникшие между князьями, Владимир Мономах предложил заново поделить территории и сферы влияния, чтобы каждому досталось то, что он хочет. После долгих разговоров цель съезда князей в Любече была достигнута – территории были разделены, а государство готово к формированию единой армии для противостояния половцам.

Итоги Любечского съезда князей:

  • Святополк Изяславич - Киев с Туровом и Пинском и титул великого князя;
  • Владимир Мономах - Переяславское княжество, Суздальско-Ростовская земля, Смоленск и Белоозеро;
  • Олег и Давыд Святославичи - Чернигов и Северская земля, Рязань, Муром и Тмутаракань;
  • Давыд Игоревич - Владимир-Волынский с Луцком;
  • Василько Ростиславич (с братом) - Теребовль, Червень, Перемышль.

Последствия и значение Любечского съезда

Съезд князей в Любече был первым подобным собранием в Киевской Руси и его решения должны были создать прочный фундамент для нового единого и более мощного государства, которое способно отразить атаку захватчиков. Однако этому помешало предательство. Предателем стал князь Давыд Игоревич.

Сразу после завершения собрания, Давыд Игоревич тайно встретился с киевским князем Святополком и сообщил ему о сговоре - будто Владимир Мономах и Василько Ростиславич решили тайно захватить престол в обход других князей. Святополк поверил и пригласил Василько к себе в Киев, где последний был немедленно обвинен Давыдом в предательстве и заключен в темницу. В результате этого предательства разразилась новая междоусобная война.

Основные решения первого Любечского съезда князей должны были остановить войну, но из-за предательства, ситуация лишь усугубилась.

Видя, что князья снова стали воевать, Владимир Мономах решил созвать еще один съезд, который прошел в 1110 году недалеко от Киева. Во время собрания князья постановили, что они прощают поступок Давыда и не собираются ему мстить. В подтверждение этого Святополк подарил Давыду города Черторижск и Дубна, а другие князья выделили значительные суммы денег.

Междоусобица была прекращена, а государство наконец могло следовать решениям первого Любеческого съезда, который провозглашал мир между князьями и единое государство.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве