Субъективно-оптическое смешение цветов (аддитивное, слагательное) в живописи. Теория цвета и ее применение в интерьере Оптическое и физическое смешение цвета

Оптическое смешение цветов (аддитивное, слагательное).

Пример: Если рядом положить голубой и желтый цвет, то издали их сочетание будет казаться зеленым. Впервые в нашей цивилизации этот закон начали использовать импрессионисты, проходя через призму солнечный луч разлагается на 3 частных цвета: красный, желтый, синий. Там, где они смешиваются по краям, образуются 3 составляющие: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Живопись не может передать силу цвета. Если смешивать краски на палитре, то получится грязноватый фон, поэтому импрессионисты стали класть на полотно отдельные мазки тех красок, на которые разлогается цвет (исходящий, отражающийся от поверхности), проходя через призму. А так как хрусталик в глазу зрителя представляет собой такую же призму, то он как бы объединяет цвета восстанавливая свет. Работая в открытую, на природе, импрессионисты заметили, что тени от предметов не черные, а окрашены чуть-чуть в цвет самих предметов для работы по импрессионистический требуется усвоить несколько правил:

1. Палитра ограничивается только чистыми красками (спектральными), без так называемых земляных – это сурик, и так далее.

2. На палитре допускается смешение только тех красок, которые соседствуют в спектре. Пример: красный и оранжевый, синий и фиолетовый. Допускается также разбеливать цвет. Все остальные смешения производятся оптическим способом.

3. Краски наносятся мелкими мазками, точками, пунктуациям, разновидность импрессионизма. Четкой формой отдельные мазки не накладываются друг на друга, а располагаются рядом, называется пунктолирование.

4. Локальный цвет всякого предмета разделяется на части в соответствии с условиями освещения. Освещенная часть, собственная тень, падающая тень, рефлекс и так далее.

Все эти части имеют свой особый цвет, причём цвета освещенной и теневой части как правило контрастируют, это называется разделением цвета.

5. Цвет локального большого пятна передается как сумма мелких мазков разных цветов, то усиливающихся, то ослабевающих, это называется градацией.

В основе современной колористки лежит трёхкомпонентная теория (принцип 3 основных цветов) – это красный 750 нм, зеленый – 546,1 нм, фиолетовый – 435,8 нм.

Любой цвет может быть выражен математически, где С – произвольный цвет, х – красный цвет, у- зеленый цвет, z – Фиолетовый – основные цвета.

Х1, у1, z1 – цветовые коэффициенты показывающие соотношения смешиваемых основных. Цветность, которая является производной цветового тона и насыщенности, удобнее оценивать с помощью относительных цветовых коэффициентов:

X = x1/(x1+y1+z1)

Y = y1/(x1+y1+z1)

Z = z1 (x1+y1+z1)

Сумма относительных коэффициентов равна единице: x+y+z=1

Человек знает больше, чем может объяснить. Это явление называют по-разному: интуицией, шестым чувством, подсознанием, зовом сердца - как угодно. И вы его переживали неоднократно. Например, когда вы смотрите на фото интерьера, видите обстановку, цвет и чувствуете: что-то не так - или наоборот: отлично - а объяснить почему, не можете. К выбору цвета люди также подходят интуитивно: почему-то нравиться, а почему?… Но, сегодня мы постараемся сделать так, чтобы одной загадкой стало меньше.

Что означает сочетание цветов. Для чего сочетать?

Сочетание цветов - это результат взаимодействия всех используемых цветов и оттенков.

Чтобы разобраться с сочетанием цвета нужно вникнуть для чего это делать. Цвет в интерьере воздействует на визуальное восприятие человеком - это не только красиво и не красиво, но и направленные визуальные восприятия: пространства, перспективы, баланса, настроения, температуры.

Пространство - цветом можно визуально увеличить или уменьшить пространство.

Перспектива - цветом можно удалить или приблизить предметы в интерьере, сочетанием цветов можно создать передний и задний планы.

Баланс - цветом и сочетанием цветов, уравновешивают общее восприятие интерьера, или вводят дисбаланс, чтобы изменить характер интерьера.

Настроение - есть легкие радостные цвета и противоположные им: тяжёлые, угрюмые, строгие.

Температура - цветом воздействуют на восприятие человеком тепла в помещении: утепляют и охлаждают интерьер.

Также, цветом можно выразить различные ассоциации: небо, землю, песок, отношение историческому периоду или региону.

Цвета, которые мы используем в интерьере работают совместно. Один цвет может усилить, ослабить или видоизменить другой цвет и его восприятие. Например, нейтральный заиграет розоватыми оттенками в окружении ярко-желтого цвета:

И в окружении красного, он таким уже не является:

Хотя, это одинаковый однотонный серый цвет, а изменённая цветовая тональность возникает только в наших глазах. Также присмотритесь, в окружении жёлтого цвета, серый выглядит темнее, а в окружении красного светлее, но опять же - это изменение происходит только в наших глазах.

Если неосмысленно наполнять интерьер разными цветами, то в конечном итоге, можно получить цветовой хаос. Чтобы этого не произошло, следуйте правилам гармоничных сочетаний. О них и пойдет речь далее.

Правила гармоничных сочетаний

Гармоничные сочетания - это сочетания между собой отличающихся цветов для создания визуального балансового единства и уравновешивания всей цветовой композиции в интерьере. Отличия в цветах называются контрастом.

Контраст - визуальная разница между цветами относительно друг друга. Чем больше отличие в цветах, тем больший между ними контраст или по-другому можно сказать - цвета больше контрастируют друг с другом. Когда отличия в цветах достигают предела - это называется полярный контраст. Самый сильный полярный контраст - контраст сочетания чёрного и белого цвета.

В понимании большинства людей гармоничные цвета это похожие цвета. От части, это верно, но, лишь от маленькой части. Гармоничные цветовые сочетания работают как в близких цветовых комбинациях, так и далёких. Рассмотрим варианты цветовых сочетаний и начнём с самых понятных и привычных.

Монохромное сочетание цветов

Монохромное сочетание происходит от понятия один цвет. Этот вариант сочетаний разделяется на два вида: чёрно-белое сочетание, и сочетание в рамках одного цветового тона

Чёрно-белое сочетание цветов

Чёрно-белое монохромное сочетание - происходит при использовании чёрного, белого и серого цвета производного от чёрного и белого. Контраст между белым и чёрным цветом самый сильный из всех контрастов.

Сочетание чёрного и белого цвета изначально гармонично.

Чёрно-белым может быть как весь интерьер, так и отдельная часть интерьера, в этом случае, произойдет визуальное цветовое зонирование.

Если вы выбрали чёрно-белый интерьер, то, при последующем желании, его можно трансформировать в другую цветовую комбинацию, так как чёрный и белый цвета универсальны и совместимы со всеми цветами.

Чёрный, белый, серый цвет - могут присутствовать при любом цветовом сочетании, не нарушая гармоничности.

Монохромное сочетание цветов с одним хроматическим цветом

Монохромное сочетание происходит при использовании одного цветового тона хроматического цвета с последующим его осветлением, затемнением, или изменением насыщенности. Цветовой тон - это любой оттенок из хроматических цветов, то есть любой цветной.

В монохромной цветовой палитре гармония достигается за счёт гармоничности близких цветов. Посмотрим на примерах, какие цветовые вариации приобретает жёлтый цвет в монохромной цветовой палитре.

Осветление жёлтого белым:

Затемнение жёлтого чёрным:

Изменение жёлтого по насыщенности - затемнение жёлтого серым:

Монохромное цветовое сочетание выбирают люди, которым нравиться один определённый цвет. Присмотритесь, сколько вариаций возникает с одним цветом при простых процедурах: изменения насыщенности, осветления, затемнения - может быть этого разнообразия и вам окажется достаточно.

Контрастные сочетания хроматических цветов и оттенков

Контрастные сочетания хроматических цветов, основаны на сочетании противоположных цветов цветового круга:

Цвета, расположенные напротив, являются максимально контрастными. Применение чистых хроматических цветов в интерьере не всегда удобно из-за излишней яркости. Чтобы сделать цвета более приглушенными их осветляют или затемняют и сочетания цветов строятся по цветам соответствующей светлоты, для этого применяют цветовой круг с осветлённой и затемнённой палитрой:

Сочетание хроматических цветов считается гармоничным, когда при, условном, смешении всех используемых цветов получатся чёрный или серый цвет без цветного оттенка.

Под условным смешение цветов подразумевается то, что цвет уже содержится в материальном объекте, и смешать механически его нельзя, можно только, мысленно представить.

Рассмотрим как образуются контрастные сочетания хроматических цветов.

Сочетание двух цветов. Контраст дополнительных цветов

Контрастное сочетание двух цветов строится на противопоставлении противоположных цветов в цветовом круге:

Для чистого жёлтого цвета, противоположным будет фиолетовый цвет. Для осветленного жёлтого осветлённый фиолетовый.

Противоположный цвет в интерьере вводится, для создания сильного акцента или визуального балансового равновесия.

Сочетание трёх цветов

Для определения трехцветного гармоничного сочетания, цвета в цветовом круге соединяются равносторонним или равнобедренным треугольником.

Трехцветная модель гармоничного сочетания, делает интерьеры разнообразнее и богаче по цветам. Если ваш любимый цвет жёлтый и зелёный, то третьим дополнительным цветом к нему будет красно-оранжевый. Если эта вариация не подходит, то посмотрите на цветовые комбинации из четырёх цветов.

Сочетание четырёх и более цветов

Аналогично, если вписывать в цветовой круг: квадрат, прямоугольник, шестиугольник - образуются равновесные цветовые комбинации.

Многоцветные модели уводят в большую цветовую вариативность. Однако, стоит не забывать, что вариативность рассеивает взгляд, а чрезмерное разнообразие цветов может привести к цветовому хаосу.

Однополярное сочетание или сочетание аналогичных цветов

Модель полярного или аналогичного сочетания строится вокруг одного основного цвета и близких к нему оттенков, содержащих, дополняющие цвета.

Аналогичная модель для основного жёлтого цвета состоит из сочетания: жёлтого, зелёного и оранжевого цветов:

Если ваши цветовые вкусы лежат в области похожих цветов, то вы можете воспользоваться моделью аналогичного сочетания.

Созвучное сочетания цветов и оттенков. Цветовой шар Иттена

Созвучное сочетание цветов отличается от контраста дополнительных цветов тем, что правила контрастов учитывают дополнительную контрастность между затемнёнными и осветленными хроматическими цветами, и участие ахроматических: белого, серого и чёрного цвета - в комбинации цветовых сочетаний. Для определения цветового созвучия применяется цветовой шар Иттена, от имени художника и колориста, изучавшего теорию цветового воздействия на человека.

Середина шара -линия экватора, это хроматические основные и дополнительные цвета, в их максимальной тональности.

При движении от экватора к условному северу, хроматические цвета осветляются добавлением белого цвета, полюс имеет естественный белый цвет.

При движении от экватора к южному полюсу, хроматические цвета затемняются и на полюсе образуется естественный чёрный цвет.

Для упрощения представления шара отобразим его развертку на плоскости:

Чтобы определить созвучность цветов, нужно мысленно представить, что центральная точка шара - это точка баланса. Далее, соединяя цвета по линии экватора или под углами, мы определяем созвучные контрастные цвета. Как и в случае с сочетанием противоположных цветов, применяются модели: двух, трёх, четырёх и многоцветных сочетаний. Рассмотрим некоторые варианты на примерах.

Созвучное сочетание двух цветов

Контрастное сочетание двух цветов строится на противопоставлении противоположных цветов в цветовом шаре. Соединив два цвета на экваторе - получаем контраст дополнительного цвета. Далее, переместив один конец стрелки к северу, второй конец переместится к югу, то есть, осветлённый цвет будет сочетаться с его противоположным затемнённым. Рассмотрим на примере жёлтого цвета. Для чистого жёлтого цвета противоположный - фиолетовый цвет:

Переместимся по жёлтому на один уровень вверх к белому и, соответственно, на один уровень вниз сместится фиолетовый, то есть затемнится. Получаем сочетание: осветлённый жёлтый - затемнённый фиолетовый.

Созвучное сочетание трёх цветов

Контрастное сочетание трёх цветов строится на противопоставлении трёх дополнительных цветов в цветовом шаре, соединённых, вершинами равностороннего и равнобедренного треугольника. Соединив три цвета на экваторе, мы получим контраст дополнительных цветов. Далее, вращая треугольники, мы получаем множественно созвучных цветовых оттенков.

Для чистого жёлтого цвета, как и в контрасте дополнительных цветов, противоположные - чистый синий и чистый красные цвета:

Сместимся к северу по жёлтому - к югу по синему и красному и получим сочетания: осветлённого жёлтого, с затемнёнными синим и красным:

Аналогично, можно смещать и вращать треугольник как угодно внутри шара, изучая получившиеся цветовые созвучия.

Созвучие дополнительных цветов поможет создать в интерьере четкие цветовые акценты.

Созвучное сочетание цветов четырёх и многоцветных моделей

Также, как мы вписывали в шар треугольник, и находили цветовые созвучия, аналогично вписав: квадрат, четырёхугольник, трапецию - вы получите цветовые созвучия четырёх цветов.

Последовательно вписывая в шар многоугольные геометрические фигуры, вы найдёте множество вариаций цветовых созвучий.

Отличия созвучного сочетания от сочетания дополнительных цветов, в том что задача созвучия не противопоставить цвета, а усилить значение заданного цвета за счет ослабления контрастного ему цвета или группы цветов.

Как применить знания

Для тех, кто внимательно дочитал до этих строк, напомним, в начале статьи мы обещали, что цветовой мир вокруг вас измениться. И, чтобы вы это осознали, попробуйте сейчас посмотреть на интерьерные фотографии, которые вы уже видели до этого, но уже опытным взглядом. Например на ту же, что была вначале статьи:

Оцените, как расположены те или иные элементы, в каких они выполнены цветах, почему так. Какие модели цветовых сочетаний применили дизайнеры. Найдите какого цвета может не хватать. Попробуйте мысленно представить, что бы вы поменяли.

Воспользуйтесь цветовым кругом или цветовым шаром подбирая краску или обои. Возможно, теперь у вас появилась точка опоры, и выбрать варианты сочетания цветов будет легче.

Для тех, кто работает или собирается работать с дизайнерами, теперь будет намного проще понять друг друга, и создать совместно интерьер, в котором вам будет максимально комфортно. Начинайте творить!

В ближайших статьях посвященных сочетаниям цветов мы сделаем более подробные обзоры цветовых вариаций по популярным интерьерным цветам с примерами и рекомендациями.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Смешение цветов

Все видимые нами в естественных условиях цвета являются результатом оптического смешения цветов.

Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое, пространственное и механическое.

Оптическое смешение. Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета.

Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовить специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов. Можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части -- цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет.

В цветоведении цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения.

Основные цвета в оптическом смешении -- красный, зеленый и синий.

Основные цвета при механическом смешении цветов -- красный, синий и желтый.

Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый). Например, лимонно-желтый и ультрамариново-синий, оранжевый и голубой.

Первый закон смешения цветов

Для каждого хроматического цвета имеется другой хроматический цвет, от смешения с которым получается ахроматический цвет. Такие пары цветов, взаимно нейтрализующие друг друга, называют дополнительными. К красному дополнителен зеленый, к голубому - оранжевый, к желтому - фиолетовый. Все пары дополнительных цветов в цветовом круге лежат на противоположных концах диаметров.

Вспомните, как вы были в театре или цирке и радовались тому праздничному настроению, которое создает цветное освещение. Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет.

Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета, примерно так же, как в цирке.

Участки экрана, освещенные одновременно синим и зелеными цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет.

Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды, то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного. Существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор. Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.

Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.

Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

Закономерности пространственного смешения цветов важно учитывать при создании любой композиции, поскольку она будет рассматриваться обязательно с некоторого расстояния. Особенно необходимо помнить о получении возможных эффектов смешения цветов в пространстве при выполнении значительных по своим размерам произведений, рассчитанных на восприятие с большого расстояния.

Это свойство цвета прекрасно использовали в своем творчестве художники-импрессионисты, особенно те, которые применяли технику раздельного мазка и писали мелкими цветными пятнами, что даже дало название целому направлению в живописи -- пуантилизму (от французского слова «пуант» -- точка).

При рассматривании картины с определенного расстояния мелкие разноцветные мазки зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета. Смешивая таким образом оранжевый с фиолетовым, получим темно-розовый, зеленый с оранжевым - желтый.

Второй закон смешения цветов

При оптическом смешении недополнительных цветов получаются новые цвета промежуточных цветовых тонов. Желтый и красный дают оранжевый, желтый и зеленый - желто-зеленый, синий и красный - фиолетовый.

Поверхности, покрытые мелкими мазками разного цвета, на некотором расстоянии воспринимаются как имеющие промежуточный цвет. Мазки чистого красного и синего цветов издалека кажутся фиолетовыми. При оптическом смешении двух цветов разной светлоты видимый цвет будет иметь среднюю светлоту. Белая поверхность, покрытая мелким рисунком, воспринимается с определенного расстояния как поверхность серого цвета.

На пространственном смешении цветов основано получение изображений различных цветовых оттенков в полиграфии при печати растровых форм. При рассматривании с определенного расстояния участков, образованных мелкими разноокрашенными точками, вы не различаете их цвета, а видите цвет пространственно смешанным.

Все цветные репродукции печатаются с использованием цветоделения на три основных цвета (пурпурный, желтый и голубой); во время печатания происходит смешение этих цветов путем последовательного наложения их. Черный цвет добавляется как контурный или по мере необходимости, а незапечатанная белая бумага дает эффект белого цвета.

Механическое смешение цветов. Механическое смешение происходит происходит тогда, когда мы смешиваем краски, например, на палитре, бумаге или другом материале. Здесь следует четко различать, что цвет и краска - это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска - химическую.

Основным средством передачи цвета являются краски. Краски состоят из пигмента (мелко размолотых частиц различного по химическому составу и происхождению) и связующего вещества.

В зависимости от степени прозрачности краски принято делить на две группы: корпусные (кроющие), которые покрывают поверхность совершенно непрозрачным слоем, и прозрачные (лессировочные) краски, в красочном слое которых световой поток проходит насквозь, отражается от поверхности основы и вторично проходит сквозь красочный слой.

Основные понятия и определения пигментов

Пигментами называют высокодисперсные неорганические или органические, нерастворимые в дисперсионных средах вещества, способны образовывать с пленкообразователями защитные, декоративные ил декоративно-защитные покрытия.

Растворимые вещества, способные окрашивать другие материал, называют красителями.

Пигменты наполняют полимерные органические покрытия и придают им цвет, непрозрачность -- «укрывистость», увеличивают твердость атмосферостойкость, улучшают защитные, декоративные и другие свойства. Наряду с пигментами для наполнения полимерных плене применяют наполнители.

Наполнителями называют белые или слабоокрашенные высоко дисперсные природные или синтетические вещества, отличающиеся от пигментов более низким показателем преломления света (n 0 D = 1,45 - 1,75) Наполнители не обладают защитными и декоративными свойствами, не могут частично заменять дорогостоящие пигменты и улучшать свойства красок и покрытий. Наполнители часто выполняют специфическиие функции (например, изменяют реологические свойства красок, армирую пленки), поэтому иногда их называют функциональными пигментами или пигментами-наполнителями.

Пигментированными лакокрасочными материалами называют дисперсии пигментов и наполнителей в растворах или эмульсиях пленкообразующих веществ или их сухие смеси. Лакокрасочные материалы могут содержать также растворители, разбавители, пластификаторы, сиккативы отвердители и другие вспомогательные вещества. Пигментированные лакокрасочные материалы -- краски, эмали, грунтовки и шпатлевки предназначаются для образования окрашенных непрозрачных защитных и декоративных покрытий или различных слоев в многослойных лакокрасочных покрытиях. Применяются для окраски изделий из металлов, дерева, штукатурки, тканей, кожи, пластмасс, бумаги и других материалов. Стандартная терминология для лакокрасочных материалов еще не установлена.

Краски -- этим общим термином называют все виды пигментированных лакокрасочных материалов. Принято классифицировать и обозначать краски по виду пленкообразующих веществ или по назначению.

Масляные краски изготовляются на основе высыхающих масел или олиф в виде густотертых паст или готовых к употреблению суспензий

Эмалевые краски, или просто эмали дисперсии высокодисперсных пигментов и наполнителей в органических или водных растворах или дисперсиях пленкообразователей. Эмали образуют на окрашенных поверхностях после отверждения («высыхания») непрозрачные окрашенные пленки с различным блеском и микрофактурой. Предназначаются для верхних слоев покрытий, стойких к атмосферным воздействиям к воде, а специальные сорта -- к бензину, маслам, кислотам или щелочам.

Эмалями также называют покрытия на основе легкоплавких стекол, окрашенных термостойкими неорганическими пигментами. Применяются для нанесения на изделие из металлов и керамики при высоких температурах. Придают изделиям цвет, износостойкость, электроизоляционные свойства и глянец; используются для покрытия санитарно технического оборудования (ванны, раковины), посуды, аппаратуры для пищевой и химической промышленности и др. Эти эмали к лакокрасочным материалам не относятся.

Водоразбавляемые краски изготовляются на основе дисперсий (эмульсий, латексов) лиофобных полимеров или мицеллярных растворов лиофильных пленкообразователей в воде.

Порошковые краски смеси пигментов, наполнителей и сухих олигомерных или полимерных органических пленкообразователей, которые при расплавлении образуют сплошные пленочные покрытия.

Грунтовки -- дисперсии противокоррозионных пигментов, иногда с наполнителями, в пленкообразующих веществах с высокой адгезионной способностью к окрашиваемой поверхности. Грунтовки предназначаются для создания прочного сцепления покрытия с подложкой и с вышележащими слоями, для защиты металлов от коррозии, в том числе протекторной, заполнения пор древесины и штукатурки, придания водо- и воздухонепроницаемости тканям и другим материалам, защиты от гниения древесины или преобразования ржавчины черных металлов. Грунтовки наносят непосредственно на подготовленную к окраске поверхность изделий и после их отверждения на слой грунта наносят шпатлевку или непосредственно эмали.

Шпатлевки -- пастообразные или вязкотекучие высоконаполненные лакокрасочные материалы, предназначенные для выравнивания шероховатых и пористых поверхностей, заделки пазов, выбоин, швов, стыков и других дефектов поверхностей перед окраской. Шпатлевки состоят из пленкообразователей, наполнителей и дешевых, чаще всего природных, пигментов и небольших количеств растворителей. Наносятся, как правило, на предварительно загрунтованные поверхности слоем толщиной до 300 мкм; перед нанесением окрасочных слоев шпатлевочный слой подвергают сухому или мокрому шлифованию.

Значение пигментов и пигментированных лакокрасочных материалов в народном хозяйстве

Наиболее доступным и распространенным способом защиты от коррозии является нанесение защитных или защитно-декоративных лакокрасочных покрытий. Долговечность квалифицированно окрашенных изделий и конструкций повышается в 2 - 10 раз. Пигменты в защитных органических покрытиях не только задерживают коррозию металлов, но и предохраняют само полимерное покрытие от преждевременного старения и разрушения, что дает огромный экономический эффект.

Значительная часть лакокрасочных материалов, а следовательно, и пигментов расходуется для окраски наружных и внутренних поверхностей зданий. Правильный выбор цвета и фактуры отделки жилых и производственных помещений и периодическое восстановление окраски имеют не только эстетическое, но и большое санитарно-гигиеническое и психофизиологическое значение, снижая утомляемость и повышая работоспособность людей.

До 40 % всех вырабатываемых пигментов используется в производстве пластмасс, синтетических волокон, резинотехнических изделий, линолеума, искусственной кожи, строительных материалов, керамики, а также медицинских и косметических препаратов. Оксиды свинца применяются для изготовления хрусталя и оптического стекла, аккумуляторов и других изделий.

Назначение пигментов. Пигменты являются твердыми компонентами композиционных лакокрасочных материалов -- красок, эмалей, грунтовок, шпатлевок и порошковых композиций. Взаимодействуя с органическими пленкообразователями, пигменты создают с ними структурные сетки, увеличивая прочность и долговечность покрытий. Пигменты и особенно некоторые виды наполнителей игольчатой и чешуйчатой формы армируют, пленку, снижают ее газо- и водопроницаемость, повышают механическую прочность и атмосферостойкость лакокрасочных покрытий.

Пигментные частицы в пленке, поглощая, отражая и рассеивая равномерно или избирательно лучи падающего света, придают белую черную или цветную окраску пленке, полностью укрывая цвет находящейся под пленкой подложки. Одновременно пигменты защищают органическое полимерное вещество пленки от деструкции под воздействием солнечных лучей, задерживая ее разрушение, и в несколько раз увеличивают долговечность покрытий. Многие пигменты обладают противокоррозионными свойствами. Находясь в составе грунтов и непосредственно примыкая к поверхности окрашенного металла, они оказывают пассивирующее действие и задерживают коррозию. Некоторые пигменты обладают особыми специфическими свойствами и имеют только целевое назначение для полиграфических, художественных, сигнальных, светящихся маскировочных, термосигнальных, термостойких красок, необрастающих в морской воде, бактерицидных и других покрытий.

Массовая доля пигментов и наполнителей в красках и эмалях составляет 20 - 50%, в грунтовках - до 60%, в шпатлевках - до 70%

Классификация пигментов. Общепринятой, отражающей все особенности пигментов классификации нет. Неорганические пигменты можно классифицировать по следующим признакам.

1. По происхождению пигменты делятся на природные, получаемые измельчением, обогащением или термической обработкой горных пород и минералов, и синтетические, получаемые в результате химических реакций.

2. По назначению пигменты подразделяются на декоративные, защитно-декоративные, защитные (противокоррозионные) и целевого назначения.

3. По цвету различают ахроматические (белые, черные, нейтрально-серые) и хроматические (все цветные) пигменты.

4. По химическому составу пигменты делят на оксиды, соли, металлы; несмотря на кажущуюся наибольшую обоснованность, химическая классификация практического значения не имеет, так как химический состав не всегда является определяющим параметром.

В табл. 1 приведена наиболее практичная классификация важнейших неорганических пигментов, сочетающая принципы по назначению и по цвету, что позволяет правильно ориентироваться при выборе пигментов.

Таблица 1

Классификация неорганических пигментов

Цвет пигментов

Назначение пмгментов

Декоративно-защитные

Противокоррозионные

Целевого назначения*

Ахроматические пигменты

Диоксид титана

Цинковые белила

Свинцовые белила

Фосфат цинка

Гидроксид алюминия, сульфат бария Тип

Алюминат цинка, сульфид цинка Св

Титанаты магния, алюминия Т

Борат Бария Б

Технический углерод (сажа, черни)

Смешанный оксид железа (II, III)

Титанаты железа (III), меди, кобальта Т, Х

Хроматические пигменты

Свинцовый крон лимонный

Свинцовый крон желтый

Цинковый крон малярный

Желтый железооксидный пигмент

Природная и синтетическая охра

Стронциевый крон

Цианомид свинца

Цинковый крон грунтовочный

Бариево-калиевый крон

Титанаты никеля, железа (II) Т, Х

Кадмопон Т, Х

Сульфид кадмия Х

Синтетические железооксидный пигменты

Природный сурик, мумия

Крон свинцово-молибдатный

Свинцовый сурик

Оксид меди (I) П

Сульфид-селенид кадмия

Оранжевые

Свинцовый оранжевый крон

Железная лазурь

Ультрамарин

Алюминат кобальта Т, Х

Оксид хрома

Изумрудная зелень

Смешенные зелени (желтые + синие)

Фосфат хрома

Титанат хрома Т,Х

Хромат кобальта Т, Х

Смешанные оксиды (например, СоОnZnO) Т, Х

Тип. типографские, Св для светотехнических составов, Т термостойкие, Б бактерицидные, Х для художественных красок, П противообрастающие.

Органические пигменты обладают только декоративными свойствами и классифицируется по цвету и классам органических соединений

Важнейшие свойства пигментов. Технические продукты, применяемые в качестве пигментов, должны обладать комплексом свойств изменяющимся в зависимости от назначения пигментов, состава и свойств пленкообразователей, условий отверждения и эксплуатации пигментированных лакокрасочных покрытий.

Физические свойства: кристаллическая структура, показатель преломления света, цвет, плотность, твердость, форма и размер частиц (дисперсность), удельная поверхность, насыпная плотность, растворимость.

Химические свойства: рН водной вытяжки, стойкость к воде и химическим реагентам (кислотам, щелочам), реакционная способность, кислотно-основные свойства поверхности.

Физико-химические свойства: смачиваемость (гидрофильность или олефильность), плотность и прочность упаковки частиц в анрегатах, адсорбционная способность (адсорбционный потенциал) поверхности, фотохимическая активность, светостойкость, фототропность, способность изменять электродный потенциал поверхности (пассивирующее действие).

Технологические свойства: укрывистость (кроющая способность), красящая способность (интенсивность), маслоемкость, диспергируемость, критическое объемное содержание, структурирующая способность, атмосферостойкость, совместимость с другими компонентами красочной системы.

Экологические требования: безвредность, нелетучесть, нераспыляемость, отсутствие или полное использование отходов и побочных продуктов при производстве.

Экономические показатели: наличие сырьевой базы для массового производства, возможность осуществления безотходной технологии, наименьший расход пигмента для достижения заданных показателей, длительный срок службы пигментированных покрытий, минимальные трудовые и энергетические затраты как на производство самого пигмента, так и на пигментирование лакокрасочных материалов.

Трудно найти вещества, которые бы сочетали в себе перечисленные разнообразные свойства, поэтому число пигментов невелико - всего несколько десятков. Традиционными носителями пигментных свойств являются оксиды, гидроксиды, средние и основные соли металлов переменной валентности (железа, свинца, хрома, титана) и некоторых других (цинка, алюминия, бария).

Для получения нужной кристаллической структуры, формы и размера частиц в процессе синтеза пигментов вводят зародыши кристаллизации, а также стабилизаторы структуры. В кристаллическую решетку иногда внедряют ионы других металлов.

С целью снижения запаса поверхностной энергии и предотвращения коагуляции коллоидных частиц, фотоактивности и других нежелательных явлений в пигменты вводят внешние модификаторы, осаждая на поверхности частиц диоксид кремния, оксид алюминия и др.

Для придания смачиваемости, связи с пленкообразователями, улучшения диспергируемости и повышения стабильности дисперсий поверхность частиц модифицируют органическими поверхностно-активными веществами (ПАВ). Введение различных добавок и модификаторов снижает массовую долю основного вещества в технических пигментах до 85 - 95 %, а иногда и более. смешание цвет пигмент лакокрасочный

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характеристика и виды оборудования, применяемого для смешения для полимерных материалов, особенности их использования и назначение. Экспериментальная оценка гомогенности смеси. Основные закономерности ламинарного смешения. Механизм смешения в камере ЗРС.

    контрольная работа , добавлен 28.01.2010

    Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования личности школьника. Техника изготовления цветов. Создание настенного панно. Разработка и использование дидактического пособия по изготовлению искусственных цветов на уроках технологии.

    дипломная работа , добавлен 03.07.2015

    Исследование процесса изготовления пигментированных лакокрасочных материалов. Основные характеристики, конструкция и принцип работы используемого оборудования. Краткая характеристика основных видов материалов, используемых в лакокрасочной промышленности.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Использование математических моделей объектов регулирования для анализа их свойств. Статическая характеристика напорного бака. Получение передаточных функций по заданным динамическим каналам объекта. Математическое описание модели теплообменника смешения.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2011

    Характеристика пигментированных лакокрасочных материалов. Производство из исходного сырья и из паст – пример составления рецептуры. Расположение оборудования. Диссольверы и бисерные мельницы. Типы фильтров. Удаление сорности из лакокрасочного материала.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2013

    Техническое описание модели (комбинезон спортивный, женский; комбинированный из трикотажного гладкокрашеного полотна 2 цветов и сетчатого материала). Требования к изделию, подбор ассортимента материалов (основного и дополнительного) и фурнитуры.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2015

    Получение динамических термоэластопластов путем смешения каучука с термопластом при одновременной вулканизации эластомера в процессе смешения (метод динамической вулканизации). Особенности влияния концентрации каучука на свойства механических смесей.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2011

    Обработка и верификация расчетной модели эжектора с шевронами на основе экспериментально полученных данных. Исследование характеристик смешения. Особенности построения сетки при расчете эжектора с шевронами. Анализ визуализации полученных результатов.

    дипломная работа , добавлен 16.06.2011

    Технология ручной росписи ногтей, подбор сюжета и цветов лака. Подготовка рабочего места специалиста, техника безопасности. Перечень инструментов и материалов. Этикет при обслуживании клиента. Выбор дизайна маникюра, последовательность его создания.

    творческая работа , добавлен 01.12.2013

    Модель идеального смешения вещества. Изменение дифференциального уравнения с помощью преобразования Лапласа. Моделирование процесса управления смесителем. Балансовое уравнение автоматического управления емкостью. Расчет коэффициентов самовыравнивания.


Оптическое смешение цветов


3*




86. Ж. СЕРА. Цирк







а. Оттиск пурпурной краской

б. Оттиск желтой краской

в. Оттиск голубой краской



г. Оттиск черной краской

д. Четырехкрасочный оттиск



Механическое смешение цветов




Примечания:

§6 Смешение цветов

Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов.

Существуют три основных способа смешения цветов: оптическое , пространственное и механическое.


Оптическое смешение цветов

Оптическое смешение цветов основано на волновой природе света. Его можно получить при очень быстром вращении круга, сектора которого окрашены в необходимые цвета.

Вспомните, как вы вращали в детстве волчок и с удивлением наблюдали за волшебными превращениями цвета. Легко изготовить специальный волчок для опытов по оптическому смешению цветов и провести серию экспериментов (см. упр. 11). Можно убедиться, что призма разлагает белый луч света на составные части – цвета спектра, а волчок смешивает эти цвета снова в белый цвет.

В науке «Цветоведение» (колористика) цвет рассматривается как физическое явление. Оптическое и пространственное смешение цветов отличаются от механического их смешения.


Основные цвета в оптическом смешении – красный, зеленый и синий.

Основные цвета при механическом смешении цветов – красный, синий и желтый.


Дополнительные цвета (два хроматических цвета) при оптическом смешении дают ахроматический цвет (серый).

Вспомните, как вы были в театре или цирке и радовались тому праздничному настроению, которое создает цветное освещение. Если внимательно проследить за тремя лучами прожекторов: красным, синим и зеленым, то можно заметить, что в результате оптического смешения этих лучей получится белый цвет (ил. 84).


84. Оптическое смешение цветов


Можно провести и такой эксперимент по получению многокрасочного изображения путем оптического смешения цветов: взять три проектора, поставить на них цветные фильтры (красный, синий, зеленый) и, одновременно перекрещивая эти лучи, получить на белом экране почти все цвета, примерно так же, как в цирке.


Участки экрана, освещенные одновременно синим и зеленым цветами, будут голубыми. При сложении синего и красного излучений на экране получается пурпурный цвет, а при сложении зеленого и красного совершенно неожиданно образуется желтый цвет.

3* Оптика (от греч. optike – наука о зрительных восприятиях), раздел физики, в котором исследуются процессы излучения света, его распространения в различных средах и взаимодействия света с веществом.


85. Механическое смешение цветов


Сравните: если мы смешиваем краски, то получаем совсем другие цвета (ил. 85).

Складывая все три цветных луча, получаем белый цвет. Если в проекторы установить черно-белые слайды, то можно попытаться их сделать цветными с помощью цветных лучей. Не проделав такого опыта, трудно поверить, что многообразия цветовых оттенков можно достигнуть смешением трех лучей: синего, зеленого и красного.

Конечно, существуют и более сложные приборы для оптического смешения цветов, например телевизор. Каждый день, включая цветной телевизор, вы получаете на экране изображение со многими оттенками цвета, а основано оно на смешении красного, зеленого и синего излучений.


Пространственное смешение цветов

86. Ж. СЕРА. Цирк


Пространственное смешение цветов получается, если посмотреть на некотором расстоянии на небольшие, касающиеся друг друга цветовые пятна. Эти пятна сольются в одно сплошное пятно, которое будет иметь цвет, полученный от смешения цветов мелких участков.

Слияние цветов на расстоянии объясняется светорассеянием, особенностями строения глаза человека и происходит по правилам оптического смешения.

Закономерности пространственного смешения цветов важно учитывать художнику при создании любой картины, поскольку она будет рассматриваться обязательно с некоторого расстояния. Особенно необходимо помнить о получении возможных эффектов смешения цветов в пространстве при выполнении значительных по своим размерам живописных произведений, рассчитанных на восприятие с большого расстояния.

Это свойство цвета прекрасно использовали в своем творчестве художники-импрессионисты, особенно те, которые применяли технику раздельного мазка и писали мелкими цветными пятнами, что даже дало название целому направлению в живописи – пуантилизму (от французского слова «пуант» – точка).

При рассматривании картины с определенного расстояния мелкие разноцветные мазки зрительно сливаются и вызывают ощущение единого цвета.



87. ПОЛЬ СИНЬЯК. Папский дворец в Авиньоне



88. ДЖ. БАЛЛА. Девочка, выбежавшая на балкон


Интересный эксперимент по разложению цвета на составляющие провел художник Джакомо Балла. Не только цвет, но и движение он разложил на составляющие его фазы, используя принцип последовательного фиксирования движения, как при выполнении моментальной фотографии. В результате этого родилась удивительная картина «Девочка, выбежавшая на балкон» (ил. 88), которая только при рассмотрении издали на основе пространственно-оптического смешения цветов раскрывает замысел автора.

На пространственном смешении цветов основано получение изображений различных цветовых оттенков в полиграфии при печати с растровых форм. При рассматривании с определенного расстояния участков, образованных мелкими разноокра- шенными точками, вы не различаете их цвета, а видите цвет пространственно-смешанным.

Все цветные репродукции в этой книжке и во многих других напечатаны с использованием цветоделения на три основных цвета (пурпурный, желтый и голубой); во время печатания происходит смешение этих цветов путем последовательного наложения их (механическое смешение). Черный цвет добавляется как контурный или по мере необходимости, а незапечатанная белая бумага дает эффект белого цвета. Если взглянуть на увеличенный фрагмент четырехкрасочного оттиска с близкого и дальнего расстояния, то можно наглядно пронаблюдать эффекты механического и пространственного смешения цветов.



89. Этапы печати иллюстрации в полиграфии

а. Оттиск пурпурной краской

б. Оттиск желтой краской

в. Оттиск голубой краской



г. Оттиск черной краской

д. Четырехкрасочный оттиск


90. Увеличенный фрагмент четырехкрасочного оттиска


Механическое смешение цветов

Механическое смешение цветов происходит тогда, когда мы смешиваем краски, например, на палитре, бумаге, холсте. Здесь следует четко различать, что цвет и краска – это не одно и то же. Цвет имеет оптическую (физическую) природу, а краска – химическую.

Цветов в природе гораздо больше, чем красок в вашем наборе.

Цвет красок значительно менее насыщен, чем цвет многих предметов. Самая светлая краска (белила) светлее самой темной (черной) краски всего в 25-30 раз. Возникает, казалось бы, неразрешимая проблема – передать в живописи все богатство и разнообразие цветовых отношений природы такими скудными средствами.

Но художники успешно решают эту проблему, используя знания по цветоведению, выбирая определенные тональные и колористические отношения.

В живописи различными красками, в зависимости от их сочетаний, можно передать один и тот же цвет и, наоборот, одной краской – разные цвета.

Интересных эффектов можно достигнуть, если добавить немного черной краски к каждому цвету (ил. 91).

Иногда механическим смешением красок можно достигнуть результатов, похожих на оптическое смешение цветов, но, как правило, они не совпадают.

Яркий пример – смешение всех красок на палитре дает не белый цвет, как в оптическом смешении, а грязно-серый, бурый, коричневый или черный.



91. Пример механического смешения цветов с черной краской


Рассмотрите рисунок с танцующими детьми и понаблюдайте в действительности за изменениями цвета, если одну прозрачную ткань наложить на другую.



92. Танцующие дети. Смешение цветов наложением

В цветоведении изложены три закона оптического смешения цветов, знание которых необходимо для ху­дожников в их практической работе.

Мелкие точки, штрихи или полоски различных цветов, нанесенные на поверхность, с определенного расстоя­ния кажутся однотонными, а различ­ные цвета сливаются в один цвет.

Первый закон оптического смеше­ния заключается в следующем: ко всякому хроматическому цвету можно подобрать второй хроматический цвет, который при оптическом смешении с первым в определенном количественном отношении дает ахроматический цвет.

Цвета, которые в оптических смесях могут давать ахроматический цвет, называют взаимно дополнительными цветами. Это могут быть лишь строго определенные цвета. К ультрамарино­вому дополнительным является лимонно-желтый цвет, к карминно-красному – голубовато-зеленый (цвет изумрудной зелени), к лимонно-желтому – ультрамариновый и к голубова­то-зеленому – карминно-красный цвет.

Второй закон оптического смеше­ния заключается в том, что при опти­ческом смешении недополнительных цветов получаются цвета, по своему цветовому тону промежуточные между смешиваемыми цветами. При смеше­нии желтого с красным получается оранжевый цвет, при смешении желто­го с зеленым – синий цвет и т.д.

Третий закон оптического смеше­ния заключается в том, что цвета, которые выглядят одинаково, в опти­ческих смесях дают одни и те же результаты независимо от того, каков физический состав световых потоков, вызывающих ощущение этих цветов. «Например, одинаковые по цвету монохроматический оранжевый, длина волны которого 610 мкм, и того же тона оранжевый, составленный из волн 590 и 630 мкм, в оптических смесях с другими цветами дают совершенно одинаковые результаты, хотя в одном случае цвет монохроматический, а в другом сложный». Однако результаты оптического смешения цветов отличаются от результатов смешения красок, которыми в практи­ке живописи пользуются художники.

Результаты оптического смешения цветов приведены в табл.1, результаты смешения красок – в табл.2.

Художники часто применяют в живописи законы оптического смеше­ния цветов. Известно, что в основе творчества постимпрессионистов Поля Синьяка, Жоржа Сера – лежат законы оптического суммирования цветов и законы контраста. Ссылаясь на законы оптического смешения цветов, изложенные в книге Шеврёля, Поль Синьяк настаивал на преиму­ществах оптического смешения цветов в живописи по сравнению с обычным смешением красок. В программной книге постимпрессионизма Поль Синьяк писал: «Всякая материальная смесь ведет не только к затемнению, но и к обесцвечиванию, всякая опти­ческая смесь, наоборот, ведет к ясностии и блеску».

Но как видно из табл.1, при опти­ческом смешении дополнительных цветов и близких к ним также происхо­дит обесцвечивание цвета.

Законы оптического смешения в практике искусства знали не только постимпрессионисты, но и мастера фаюмской живописи, помпейских росписей, мастера венецианской школы живописи Высокого Возрожде­ния, Диего Веласкес и многие другие художники.

Цветные штрихи по локальному пятну цвета фресок Феофана Грека и его учеников свидетельствуют о зна­нии законов пространственного смеше­ния цветов, оживляющих цвет в ико­нах русской школы.

 
Статьи по теме:
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг