Уважение к личности – со школы. Образование в Швеции: особенности образования по-шведски

Конструкция школьного образования в Швеции отличается от российской довольно существенно. Давайте разбираться?

От редакции: эта статья продолжает серию публикаций про то, как устроена изнутри шведская школа и система школьного образования. Первую статью серии можно посмотреть здесь:

Так выглядит кабинет первоклашек в школе Фонтин  - именно там учится мой ребенок

Дошкольное образование

Förskolan или неофициально dagis  - аналог российских детских садов. Туда ходят дети от 1 до 5 лет. Принято, что ребенок начинает посещать садик, когда ему исполняется год или чуть позже. Довольно часто первые полгода мама берет отпуск по уходу за ребенком, потом еще полгода папа, и дальше мама, пока ребенок не адаптировался в садике.

Оптимальным размером групп на сайте школьного министерства указано 6–12 детей на группу 1–3-х леток, и 9–15 детей в старших группах (4–5 лет). В реальности по данным статистики в среднем на группу приходится 15,9 ребенка (на 2016 год).

Видео на шведском языке про размеры групп в детских садах.

Нулевой класс

Когда ребенку исполнилось шесть лет, он имеет право на обучение в нулевом классе (förskoleklass), основная задача - адаптация к школе. Нулевой класс обычно размещен в здании школы, рядом с первым классом. Дети из нулевого класса тем же составом переходят в первый класс. Они понемногу учатся читать, писать, считать, привыкают к школьным рутинам. Расписание довольно свободное - можно опоздать, хотя каждый день начинается с планерки. Большую часть времени дети сидят на полу, играя или чем-то занимаясь.

От государства положено бесплатно 525 часов в год, но можно оставить ребенка на «продленку» (fritids  - дословно свободное время ). На фритидз они будут ходить вместе с детьми, которые уже ходят в первый класс. Фритидз платный, но стоимость зависит от семейного дохода. В моем случае из 1050 крон детского пособия в месяц около 900 крон мы платим коммуне (в бюджет области) за продленку. Стоимость зависит от количества дней в месяце и немного растет из года в год. Считается, что туда могут ходить только те дети, чьи родители работают. Возможное время пребывания с 6.30 утра до 18 вечера, но забирать ребенка после 17 вечера считается не очень правильным, да и большинство знакомых мне детей проводят в школе с 8 утра до 4 часов дня.

«Детей через забор не перекидывать». То есть ребенка надо сдать в руки фрёкен и из рук же забрать.

Учебный план для начальной школы, нулевого класса и групп продленного дня на 2017 год. - 294 страницы, шведский язык.

Среднее образование

Grundskola  - это классы с 1 по 9. В нашей школе учится около 350 учеников с нулевого по шестой. С шестого по девятый класс у моей дочери будет другая школа и другое здание.

Если вас заинтересовала тема, и вы хотите что-то спросить или уточнить, напишите нам по адресу [email protected] или оставьте комментарий под этой публикацией в соцсетях:

Формально образовательный процесс начинается буквально с ясель: aбсолютное большинство шведских детей начинают ходить в детские сады уже в возрасте 1,5-2 лет. Дошкольное образование – неотъемлемая часть шведской образовательной системы и доступно для всех, независимо от уровня доходов. Шведское дошкольное образование подчеркивает важность игры в развитии ребенка. Все более популярным становится гендерно-ориентированное образование, основная цель которого – дать детям равные возможности в жизни, независимо от пола. Каждому ребёнку в возрасте 6 лет гарантировано место в подготовительном классе (förskoleklass), где детей готовят к первым шагам в общеобразовательной школе.

Личность ребенка и его достоинство – неприкосновенны, и дети в Швеции имеют такое же право на уважение и равноправие, .

Поэтому, несмотря на то, что большинство занятий в школе проходит в классах в групповой форме, преподаватель никогда не будет хвалить одних и ругать других прилюдно. Все, что касается успеваемости или поведения конкретного ребенка в школе, обсуждается индивидуально, с самим ребенком и его/её родителями. Все учителя, работающие в школах, как преподаватели-предметники, так и те, кто занимаются внеклассной работой с детьми, имеют специальное педагогическое образование и проходят обязательную аттестацию.

Школьное образование – год за годом

С шестилетнего возраста каждый ребенок в Швеции имеет право на бесплатное образование в школе. Закон Швеции «Об образовании» предписывает девять лет обязательного обучения в школе для всех детей.

Обязательное школьное образование в Швеции подразумевает три этапа обучения: начальная школа – lågstadiet (1–3 классы), средние классы – mellanstadiet (4–6 классы), старшие классы – högstadiet (7–9 классы). После окончания обязательной 9-летней школы следует гимназическое образование (10-12 классы).

Для поступления в гимназические классы (10-12 годы обучения) ученики должны иметь проходные баллы по шведскому, английскому языкам и математике. Обучение в гимназии не является обязательным, однако, её необходимо закончить, если собираешься поступать в университет, а также чтобы устроиться на работу по некоторым специальностям сразу после школы. В 2017 году примерно 75,2% учащихся гимназических классов получили свидетельства об окончании полной 12-летней средней школы.

Без оценок до шестого класса

До шестого класса ученикам в шведских школах вообще не ставят оценок, чтобы не мешать индивидуальному развитию и не вызывать чувство конкуренции и стресс. За последние сто лет Швеция перепробовала много систем оценки знаний. В 2011 году шведские школы перешли с трехбалльной на шестибалльную шкалу. Ученикам могут поставить такие оценки: A (отлично), B (очень хорошо), C (хорошо), D (удовлетворительно), E (адекватно), F – непроходной балл. Система аттестации и оценки знаний школьников – вечный предмет острых споров, как среди политиков, так и школьных работников. считают, что любая система оценок всегда несовершенна и таит в себе несправедливость. Поэтому новые подходы к аттестации учеников регулярно обсуждают в и муниципальных органах власти.

Чему учат в школе

С первого класса по третий основу школьной программы составляют математика, домоводство, обществоведение и природоведение. Занятия по большей части – в форме игры. Уже в 7-10 лет на уроках обществоведения детей активно приобщают к обсуждению происходящего в мире, например, после совместного просмотра детской программы новостей – Lilla Aktuellt. Эта программа идет ежедневно по шведскому телевидению. В простой и доходчивой форме она знакомит самых маленьких телезрителей с главными событиями Швеции и мира. С третьего класса школьники начинают изучать английский. Зубрежкой и грамматикой им пока не докучают – разучивают простые песенки, учат считать и в игровой форме знакомят с некоторыми словами и выражениями. Физкультура тоже присутствует в расписании, но больше в форме подвижных игр, походов на природу, если погода позволяет. Занятия по домоводству – одни из самых любимых. На них мальчики и девочки вместе учатся шить и вязать, мастерить игрушки и нехитрую домашнюю утварь своими руками, а также готовить и печь по несложным рецептам.

Со средних классов учебная нагрузка и объем требований к знаниям и умениям школьников заметно растут. Становится больше домашних заданий – и возможностей для самостоятельного выбора предметов. К примеру, с шестого класса можно выбрать второй язык, помимо английского. Наиболее популярны немецкий, французский и испанский. В некоторых школах даже есть возможность изучать русский язык.

Национальный экзамен

Ученики третьего, шестого и восьмого классов проходят обязательное тестирование по некоторым предметам. Цель экзаменов, правда, не только оценить успеваемость каждого ученика, но и измерить общий уровень качества образования в школах страны и определить, насколько хорошо или плохо они справляются со своей образовательной миссией.

  • В Швеции 83% взрослых в возрасте 25–64 лет получили диплом об окончании старшей средней школы (гимназии), в то время как в среднем по странам ОЭСР такой диплом получили около 75% взрослых.
  • Образование в Швеции финансируется в основном за счет муниципальных налогов, но существует также общая государственная дотация. Ее выделяют муниципалитетам, у которых недостаточно средств в бюджете на образование
  • Швеция была первой страной в мире, которая запретила телесные наказания детей в 1979 году. Она также была одной из первых стран, подписавшей Конвенцию Организации Объединенных Наций о правах ребенка в 1990 году.

Психологический комфорт – в приоритете

Психологическое самочувствие детей – приоритет шведских школ. В каждой есть куратор, к которому ребенок может прийти и рассказать, например, о своих проблемах с успеваемостью, о трудностях в или со сверстниками. Кроме того, учителя регулярно проводят индивидуальные беседы с каждым ребенком, в ходе которых стараются выяснить, насколько комфортно ребенок себя чувствует в классе, среди одноклассников, успевает ли усваивать материал, нуждается ли в дополнительной помощи со стороны школы или родителей. В начале и конце каждого учебного полугодия проводится аттестация учеников. Проходит она индивидуально, в форме беседы с самим ребенком и его родителями. Её цель – помочь ребенку определить проблемные точки в учебе и понять, над чем нужно работать в будущем. При этом учитель выступает лишь как модератор, задает наводящие вопросы, помогает ребенку сформулировать мысль, но не навязывает свою точку зрения.

Знаешь ответ – докажи

При решении задач, к примеру, по математике, физике или химии, в шведской школе особое внимание уделяют тому, как мыслит и как анализирует задачу ученик. То есть, важно не только дать правильный ответ, но и показать, каким образом ты приходишь к решению.

Шведские Законы «Об образовании» и «О запрете дискриминации» защищают детей и учащихся от обращения, унижающего их достоинство, травли и притеснения. Директора школ, детсадов и руководители образовательных программ для взрослых обязаны гарантировать отсутствие дискриминации и обеспечение уважительного обращения со всеми учащимися. В 2006 году Швеция назначила первого омбудсмена, на которого была возложена задача предоставлять информацию о дискриминационных действиях, чтобы помочь школам в предотвращении травли детей и представлять интересы учащихся. Омбудсмен является членом шведской Школьной инспекции, правительственного органа, которому поручено инспектирование школ. Немаловажно также, что в каждой школе есть медсестра, психолог и социальный работник.

Индивидуальный подход

Ученики, которым с трудом даются чтение и/или письмо, имеют право на дополнительную индивидуальную помощь со стороны преподавателей. Некоторым детям бывает сложно сосредоточиться на том, что говорит учитель. По статистике, практически в каждом классе есть ребенок с диагнозом ADHD (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Таким детям нужна особая поддержка, чтобы научиться концентрироваться и не отвлекаться. Для них разрабатывают индивидуальный план учебы, чтобы они смогли догнать своих сверстников и раскрыться в полной мере.

Продленное веселье

Кроме школьной программы, ученики в возрасте от 6 до 13 лет обычно занимаются в группе продлённого дня – после уроков или до начала занятий, если родители начинают рано работать. Специальные педагоги ведут творческие, игровые, развивающие занятия. Обычно это рисование, декор, рукоделие, поход в лес или командные игры. За группу продлённого дня родители платят взнос в зависимости от доходов семьи. Соответственно, более обеспеченным родителям продленка обойдется дороже – в пределах 950 крон (около 100 евро) в месяц.

Современный этап шведского образования начался в 1950г., когда было введено всеобщее среднее образование. С конца семидесятых годов прошлого века образовательная система Швеции имеет централизованное управление и единые учебные программы.

Образование этой скандинавской страны отличается большой демократичностью. Большая роль отведена тому, чтобы юные граждане Швеции были независимы, могли делать сознательный выбор, принимали ответственность за свои поступки. Высоко ценится у учащихся критическое мышление и инициативность.

Государственное обучение детей начинается в трехлетнем возрасте с поступления в детский сад. Причем, максимальная наполняемость групп, в отличие от российских дошкольных образовательных учреждений, составляет всего 5-6 человек. Изначально к ребенку относятся как к равной самостоятельной личности, стараются меньше навязывать решения взрослых.

Школьное образование в Швеции является полностью бесплатным. Государство оплачивает школьников, покупку учебников и канцелярских принадлежностей.

Существуют и частные школы, но уровень знаний в них не лучше, чем в государственных.

Среднее школьное образование в Швеции состоит из двух этапов:

  1. учеба в общеобразовательной школе (Grundskola)
  2. изучение дисциплин в средней школе высшей ступени.

Обучение в общеобразовательной школе Швеции является обязательным и длится девять лет. Структура ступеней средней школы сходна с российской:

Начальная – 1-3 классы.

Промежуточная 4-6 классы.

Старшая – 7-9 классы.

Вплоть до 6 класса обучение ведет один преподаватель. С 5 класса промежуточной ступени по возможности обучение мальчиков и девочек проходит раздельно.

При переходе в старшие классы учащимся предоставляется возможность выбора дополнительных дисциплин. В отличие от привычной для нас системы обучения, на первых двух ступенях оценки не выставляются вообще, что скорее является «минусом» шведской системы образования, так как в течение 7 лет родители не имеют возможности оценить успехи или проблемы в обучении своего ребенка. Учитель сообщает родителям о неуспеваемости или плохом поведении ребенка только в исключительных случаях.

Также отсутствуют выпускные экзамены. Обучение в гимназии – высшей интегрированной школе – продолжается не на основе успеваемости, а в зависимости от интересов ребенка или желания его родителей.

На сегодняшний день обучение в гимназии выбирают около 97% школьников. Учащимся предлагается около 26 образовательных программ, причем переход из одной программы в другую практически не ограничен.

Учебные программы образовательной системы Швеции имеют различную продолжительность и включают три основных направления.

Профессиональные программы – 1 год.

Технические – 2 года.

Академические – 3 года.

Последние два направления выбирают те учащиеся, которые планируют поступить в ВУЗы.

В Швеции существует обязанность посещения школы. Эта обязанность касается посещения неполной средней школы (девятилетки) и подразумевает, что ты имеешь право на получение неполного среднего образования. Будучи несопровождаемым ребенком, ты имеешь право на получение образования, независимо от того, останешься ли ты в Швеции или вернешься на родину. Являясь соискателем убежища, ты имеешь совершенно такое же право на получение образования, как и другие дети в Швеции, при этом обязанность посещения школы на тебя не распространяется.

В обязательной девятилетней школе учеба обычно начинается с определения в подготовительный класс, занятия в котором проходят отдельно от занятий в обычном классе. Ты считаешься новоприбывшим учеником в течение двух лет с момента получения своего постоянного вида не жительство (PUT). В школе-гимназии учеба начитается обычно с вводного курса для новоприбывших, сокращенно называющегося IVIK.

Ответственность школы

Школа несет ответственность за то, чтобы тебе как новоприбывшему ученику были созданы наилучшие условия для интеграции и построения своего будущего в Швеции. Школа обязана предложить образование, которое подойдет тебе с точки зрения твоих потребностей и предпосылок.

В школе-гимназии тебе также обязаны предоставить учителя, который будет помогать тебе с учебой, давая разъяснения на твоем родном языке.

Если ты не доволен/не довольна организацией работы в школе

Если что-либо в школе покажется тебе проблематичным, сначала поговори с директором. Твое доверенное лицо или особый законный представитель должны помогать и поддерживать тебя. Они могут присутствовать на твоих встречах с сотрудниками школы. Также ты можешь обратиться в структуру, курирующую деятельность школы. Такой структурой обычно является муниципалитет или правление школы, если речь идет о негосударственных школах. Если ты не будешь удовлетворен(а) полученным ответом и тем, как отнеслись к твоему делу, можешь обратиться в Школьную инспекцию. Школьная инспекция – орган власти, осуществляющий надзор над деятельностью школьных и дошкольных учреждений.

Обязательная девятилетняя школа

Неполное среднее образование рассчитано на девять лет, причем посещение школы обязательное. Чаще всего, дети начинают ходить в обязательную школу с осени того года, в котором им исполняется семь лет. Ты вправе доучиться в девятилетке до самого конца, даже если формальная обязанность посещения школы на определенный момент истекла.

Экзаменация

Ученики, желающие получить оценки в рамках обязательной девятилетней школы, имеют право пройти экзаменацию с целью выставления оценок. Можно пройти экзаменацию по всем предметам обязательной девятилетней школы или только по отдельным предметам.

Школа-гимназия

Вся молодежь в Швеции, окончившая обязательную девятилетнюю школу, имеет право на получение полного среднего образования в школе-гимназии. Учеба в школе-гимназии длится три года. Это добровольная форма обучения.

Существует три типа учебных программ.

  • Общегосударственные программы , к которым относятся программы, готовящие к поступлению в вузы, или программы, дающие определенную профессиональную подготовку.
  • Подготовительные программы , ориентированные на учеников, не соответствующих требованиям, которые предъявляются к поступлению на ту или иную общегосударственную программу.
  • Прочие образовательные программы , которые не относятся ни к общегосударственным, ни к подготовительным программам. Например, одобренные государством спортивные учебные программы.

Учебу в школе-гимназии необходимо начать до исполнения 20 лет. Это правило касается и тебя, имеющего/имеющей постоянный вид на жительство (PUT). Будучи соискателем убежища, ты обязан(а) начать учебу в школе-гимназии до исполнения тебе 18 лет.

Каковы требования для подачи заявления на поступление на ту или иную общегосударственную программу в школе-гимназии?

  1. Чтобы подать заявление на поступление на ту или иную общегосударственную программу, ты обязан(а) иметь положительные отметки по шведскому языку или шведскому языку как иностранному, английскому и математике.
  2. Кроме того, у тебя должны быть положительные отметки еще по пяти другим предметам для подачи заявления на программу профессиональной подготовки.
  3. Для того чтобы подать заявление на программу, готовящую к поступлению в вузы, у тебя должны быть положительные отметки по еще девяти предметам, помимо базовых. На разных предвузовских программах перечень требуемых сданных предметов отличается. Так, для возможности подачи заявления на естественнонаучную программу необходимо иметь оценки по биологии, химии и физике.

Подготовительная программа

Задача подготовительных программ – позволить ученикам, не получивших необходимые отметки, поступить на одну из общегосударственных программ или создать предпосылки к получению работы.

Применительно к новоприбывшей молодежи речь обычно идет о вводном курсе шведского языка, ориентированном на учеников, недавно приехавших в Швецию. Учеба сфокусирована на изучении шведского языка, чтобы ты далее быстро мог(ла) перейти на другую программу в школе-гимназии. В рамках вводного курса тебе также могут даваться другие предметы из программы девятилетки и гимназии, которые потребуются тебе для получения дальнейшего образования.

Необходимые результаты – для разных годов учебы и школьных предметов

В школе существуют определенные требования к результатам. Существуют общие требования к результатам учебы в обязательной девятилетней школе, а также специальные критерии по отдельным предметам для определения того, получит ученик зачет или нет. Есть описания целей обучения по разным предметам, а также требований к объему знаний по окончанию школы.

Требования к объему знаний для достижения уровня, необходимого для продолжения учебы, изложены в так называемых учебных планах для обязательной девятилетней школы и школы-гимназии.

Собеседование об успехах ученика

Не менее одного раза в полугодие должно проводиться собеседование об успехах ученика, на котором встречаются учитель, ученик (ты) и твой законный представитель (твое доверенное лицо). На этом собеседовании обсуждается, каким образом можно максимально стимулировать твое развитие. Разговор ведется как о ходе освоения знаний, так и о социальном развитии.

Учитель напишет индивидуальный план развития, в котором даст оценку твоему уровню знаний относительно требований, предъявляемых к знаниям по изучаемым тобой предметам. Также учитель коротко сформулирует, что необходимо для того, чтобы ты смог(ла) соответствовать предъявляемым требованиям и развиваться, как можно лучше, следуя учебным планам.

Преподавание родного языка

Ученикам, у законных представителей которых родной язык не шведский, предоставляется возможность изучения интересующего языка в рамках предмета «Родной язык». Такая возможность предоставляется, если на этом языке общаются у тебя дома и если у тебя есть базовые знания по этому языку.

Если в распоряжении нет учителя родного языка или на занятия по родному языку записалось менее пяти учеников, обязанность предоставить преподавание родного языка с муниципалитета снимается.

Помощь с учебой и выбором профессии

Ты имеешь право на предоставление помощи по учебе на твоем родном языке.

В школе-гимназии ученики, нуждающиеся в предоставлении помощи по учебе на своем родном языке, имеют право на предоставление такой формы поддержки. Под этим подразумевается разъяснения и помощь на языке, на котором ты говоришь.лнительное образование

Твоя ответственность

В Швеции существует обязанность посещения школы, что означает, что ты обязан(а) участвовать в учебном процессе и организуемых школой мероприятиях. Обязанность посещения школы действует в обязательной девятилетней школе и также подразумевает твое право на получение неполного среднего образования. Обязанность посещения школы не распространяется на детей, являющихся соискателями убежища.

Обычно обязанность посещения школы действует начиная с осеннего полугодия того года, в котором тебе исполняется шесть лет, и заканчивая окончанием весеннего семестра на девятом году обучения с момента начала учебы, когда тебе будет около шестнадцати лет. Если твои знания не соответствуют предъявляемым требованиям, а обязанность посещения школы формально уже не действует, ты, все равно, имеешь право закончить обучение. Такая возможность сохраняется до исполнения тебе 18 лет.​​

 
Статьи по теме:
Сонник: к чему снится океан
Каждую ночь человеку снится около 5-8 снов. Обычно утром, проснувшись, мы не помним ничего из приснившегося. Нам кажется, что и видений не было. Но бывают такие сны, которые потрясают своей масштабностью или силой вызванных чувств, необычной эмоциональной
Cонник киви, к чему снится киви во сне видеть
Если вам приснился сочный киви, то вероятно подсознание сигнализирует, что нужно побольше кушать свежих фруктов. К чему еще снится этот образ? Сонник поведает о самых актуальных интерпретациях того, что случилось видеть во сне. На зависть всем! Экзотиче
К чему снится пруд с рыбами, что ждет наяву?
На вещи. Если пруд во сне грязный - вас ожидают домашние размолвки или чья-то болезнь. Если вам снится чистым пруд, полный «играющей» рыбы - то наяву дела ваши пойдут успешнее, чем прежде, и вас ждут развлечения. Если человек видит пруд с мутной водо
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег