Виды зоология. Что такое зоология? Что изучает наука зоология

Класс :7

Раздел: Общие сведения о мире животных. (1).

Теме: Зоология - наука о животных

Цель урока : Познакомить учащихся с правилами поведения в ка-бинете биологии, с правилами техники безопасности; дать представ-ление о месте биологии в системе естественных наук, структуре на-уки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многооб-разии живых организмов; сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и жи-вотных, дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих животный мир; пока-зать многообразие животных на земле, их связь с окружающей сре-дой; дать представление о значении животных в природе и жизни че-ловека.

Оборудование : таблицы с изображением растений, животных, грибов, лишайников, геохронологическая шкала, презентация.

Ключевые понятия и термины: Зоология, морфология, анатомия, цитология, физиология, эмбрио-логия, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогео-графия, этология.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Формирование знаний, умений, навыков.

1. Зоология (от греч. «зоон» - животное, «логос» - учение) - раз-дел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, стро-ения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека.

Современная зоология - система наук о животных. Среди них мор-фология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение орга-низмов, цитология - их клеточное строение; физиология изучает дея-тельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Основы эмбриологии рассматривают индивидуальное развитие организмов, сис-тематика - классификацию животных. Важную часть зоологии составля-ет экология, рассматривающая взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеонтология изу-чает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. В школьный курс зоологии включены основы и других наук: ге-нетики, изучающей закономерности наследственности, зоогеографии - распространение животных, этологии - их поведение.

Зоология изучает различные группы животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих. Особый мир животных представляют простейшие.

2. Сходство и различие животных и растений

Животные имеют много общих черт с другими живыми организмами. Важнейшие из них следующие: клеточное строение; способность к пи-танию, дыханию, выделению; а также обмен веществ между организ-мом и окружающей средой, размножение, рост, развитие. Животные отличаются от растений по следу-ющим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отли-чие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сооб-ществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества. Живот-ные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно пере-двигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Животные ос-воили все среды обитания: водную, наземную, подземную и воздушную.

3. Многообразие животных

4. Значение животных. Дикие и домашние животные

Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сооб-ществах. Велика роль в природе животных - опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим. Многие животные распро-страняют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхоже-сти, и распространяются на большие расстояния.

Итак, современная зоология - это система наук, имеющих важ-ное теоретическое и практическое значение. Основы ее излагают-ся в настоящем учебнике.

IV. Закрепление знаний, умений, навыков.

1.Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.

2. Рассмотрите рисунки 1,8 и назовите внешние признаки приспособленно-сти отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а так-же в организме других животных.

3.Используя рисунок, составьте план рассказа о многообразии и особен-ностях внешнего строения животных.

4. Какие признаки жизнедеятельности характерны для животных? В чем от-личие их от растений?

5. Назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных культур и извест-ные вам способы борьбы с ними.

V. Итог урока.

VI. Задание на дом .

Дома: § 1

В тетради записать значение животных.

Повторить материал по темам: «Характерные признаки растений и грибов», «Признаки живого».

Зоология – это наука о животных. Представители животного мира принадлежат к одному царству, которое насчитывает более 1,5 миллиона видов. Известны микроскопические организмы, размерами до 0,5мм и огромные жители морей — киты до 33м. Распространены повсеместно на суше, в воде, в воздухе.

Что изучает зоология и ее главные задачи

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира.

Зоология — наука о животных

Главные задачи зоологии:

  1. Исследование особенностей в строении внутренних органов, скелета, внешнего покрова животных.
  2. Характеристика процессов развития отдельных особей от оплодотворения до смерти.
  3. Изучение роли животных в биоценозах и природной среде в целом.

История развития зоологии

Развитие зоологии началось еще да нашей эры, еще тогда люди исследовали животный мир, изучали их строение и поведение. Основоположник зоологии как науки известный древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель . Он написал трактат из 10 книг «История животных», где были представлены основы физиологии и анатомии животных.

Таблица основных этапов развития зоологии

Этапы Основные события
IV ст. до н. эры Подробное описание Аристотелем 452 видов животных, населяющих землю в то время.
77 г. н. эры Римский ученый начала первого столетия нашей эры Плиний Старший издал книгу «Естественная история», где описаны животные тех времен.
V – XV ст. В средневековье исследование животных находилось под запретом.
XV - XVI ст. В эпоху Возрождения начался новый этап развития науки. Открытие континентов Колумбом, Магелланом стали для зоологии значимыми событиями. Проводились изучение новых видов, закономерности и особенности их расселения по всему земному шару.
XVII ст. Был изобретен микроскоп, и голландский биолог А. Левенгук первый изучил инфузорий, описал клеточное строение мышц животных.
XVIII ст. Карл Линней издает «Систему природы», которая стала основой для создания нынешней классификации животных.
XIX ст. Зарождение идеи эволюции видов от более примитивных одноклеточных форм к многоклеточным, высокоразвитым организмам (теория Ч. Дарвина).
XX ст. – начало XXI ст. Рост числа исследований с применением электронной микроскопии, биофизических методов. Развитие генетики, как области зоологии. Моделирование объектов на молекулярном уровне с помощью компьютерных технологий.

История отечественной зоологии берет начало с XVII ст., когда знания о животном мире стали обобщатся, систематизироваться, и начали издаваться первые книги про животных.

XVIII ст. ознаменовалось открытием Академии наук, этому поспособствовал Петр I, который интересовался зоологией, коллекционировал животных.

Было организовано множество экспедиций для изучения фауны собственных территорий и близлежащих.

В ХХ ст. развитие зоологии связано с именами А.Н.Северцова, К.И.Скрябина, В.А.Догеля. Во второй половине ХХ ст. основано много научных сообществ, организованы научные исследования. Начато сотрудничество с зарубежными учеными, идет все большее углубление знаний и формирование новых направлений в изучении животного мира.

Разделы зоологии в зависимости от выполняемых задач

Систематика животных дает полное описание видовому разнообразию, проводит разделение их по сходным и отличительным признакам, изучает характерные изменения строения в ходе исторического развития животных.

Анатомия (зоотомия) – наука о строении представителей царства Животные, о топографии органов и систем.

Морфология занимается изучением и составлением сравнительных характеристик животных из разных групп, исследуя их эволюционное развитие.

Цитология - исследует функции и строение животных клеток; физиология дает представление о деятельности клеток, органов и систем в целостном организме.

Экология животных - взаимодействие их друг с другом и с иными индивидуумами и элементами неживой природы.

Этология - изучает инстинктивное поведение животных в естественной среде.

Зоогеография - изучает причины и факторы, которые влияют на расселение животных, их распространение по разным континентам, климатическим зонам.

Палеозоология занимается исследованием ископаемых животных, которые населяли землю в разные периоды ее становления.

Разделы зоологии в зависимости от объекта изучения

  • Арахнология – наука о паукообразных;
  • энтомология – о насекомых;
  • малакология – о моллюсках;
  • ихтиология – о рыбах;
  • териология – о млекопитающих.

Современная зоология

Современная зоология представляет собой совокупность научных отраслей, которые отображают образ жизни представителей животного мира, их развитие, структуру органов и систем.

В каждой из этих областей работает множество ученых, что привело к высоким достижениям в развитии зоологии.

Значение животных в жизни человека на протяжении веков существенно изменилась. Роль диких видов, как источника пищи значительно снизилась. Люди активно стали заниматься выведением новых видов, более ценных и плодовитых. Разведение домашних животных, рыб очень популярно на сегодняшний день. Отдельные отрасли зоологии помогают бороться с вредными насекомыми, грызунами, грибками, которые наносят ущерб сельскому хозяйству.

В процессе исследований зоологами было установлено, что причиной ряда тяжелых заболеваний человека являются животные. К примеру, чесотку вызывает чесоточный зудень, малярию – малярийный плазмодий, опасные для жизни многие глисты. А другие животные переносят возбудителей этих болезней. Вши переносчики риккетсий (сыпной тиф), комары рода Анофелес — малярии, грызуны — чумы.

Из-за развития промышленной деятельности человека ущерб нанесен многим животным. Массовая вырубка лесов, мелиорация болот, охота на ценные виды привели к вымиранию многих диких видов. Поэтому задачей зоологии в современном мире также является охрана животных, предотвращение их истребление, сохранение мест обитания.

Зоология (от греч. «зоон» - животное и «логос» - учение) - это наука, изучающая строение, жизнедеятельность, видовое многообразие животных, а также их значение в природе и жизнедеятельности человека.

По современной систематике, все животные организмы объединены в единое царство, насчитывающее свыше 1,5 миллиона видов. Среди них есть крохотные организмы, видимые только под микроскопом (амеба обыкновенная - 0,2-0,5 мм) и великаны, например киты до 30 м. По количеству видов царство животных превосходит все другие царства, вместе взятые. Одни из них приспособлены к жизни на суше, другие - в воде, третьи - в воздухе. Многие животные обитают в земле.

Значение животных в природе трудно переоценить. Они участвуют в опылении многих растений, распространении семян, почвообразовании; в разрушении остатков умерших растений и животных, в очистке водоемов.

Животные играют важнейшую роль не только в биоценозах, но и в жизни человека. Домашние животные - источник пищи, шерсти, кожи. Животные широко используются для научных исследований - на них изучают строение и функции органов, влияние лекарств, реакцию живого организма на условия окружающей среды. Животные - помощники человека в труде, спорте, отдыхе. И наконец, это «меньшие братья», друзья человека. Человек приручил и одомашнил около 40 видов животных.

Вместе с тем чрезвычайно многообразна и отрицательная роль животных в жизни человека. Существенный вред наносят они сельскохозяйственным растениям, запасам продовольствия, изделиям из кожи, шерсти и дерева. Немало животных вызывают различные заболевания (малярию, дизентерию, аскаридоз и др.) или являются переносчиками возбудителей опасных болезней.

Среди животных есть одноклеточные организмы, колониальные и многоклеточные виды.

Между растениями и животными наблюдается много общих черт:

  1. все они имеют клеточное строение и сходный химический состав;
  2. общность происхождения одноклеточных форм;
  3. обмен веществ и энергии (питание, дыхание, выделение);
  4. рост и способы размножения;
  5. раздражимость;
  6. передача наследственной информации.

Однако между растениями и животными есть существенные различия.

Различия между растениями и животными
Зеленые растения Животные
Способ питания
Автотрофный (фотосинтез). Гетеротрофный.
Обмен веществ
Идет за счет расщепления органических веществ, образующихся в процессе фотосинтеза из неорганических веществ. Идет за счет расщепления органических веществ, полученных с пищей.
Клетка
Имеет целлюлозную стенку, пластиды и вакуоли с клеточным соком. Запасные вещества в виде крахмала. Целлюлозной стенки нет, есть тоненькая, называемая гликокализ, нет хлоропластов, вакуолей с клеточным соком. Запасные вещества в виде гликогена.
Ткани
Образовательпая, покровная, механическая, основная, проводящая. Межклеточное вещество отсутствует. Эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная. Имеется межклеточное вещество.
Система органов
  • Вегетативные : корень, стебель. лист.
  • Репродуктивные : цветок, семя, плод.
  • Соматические : опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, выделительная, эндокринная и нервная.
  • Репродуктивные : половая.
Способность к передвижению
Неподвижны. Имеются лишь ростовые движения.

Активно передвигаются. Имеют амебоидные, жгутиковые, ресничные и мышечные движения.

Способность к росту
Растут на протяжении всей жизни. Растут в основном лишь в молодом возрасте.
Активность в поисках пищи
Не активны. Активны.
Циклы развития
Зигота - зародыш - проросток - молодое растение - плодоносящее растение - стареющее растение - отмершее растение. Зигота - зародыш - детеныш (личинка)- молодое животное - взрослое животное - половозрелое активное животное - стареющее животное - умершее животное.

Отмеченные различия произошли в процессе эволюции (исторического пути развития) в результате расхождения признаков. Сходство доказывается родством и единством происхождения.

Образование

Что такое зоология? Что изучает наука зоология?

16 января 2015

Современный органический мир со всей его многообразной биомассой можно разделить на пять царств живой природы:

  • животные;
  • растения;
  • грибы;
  • бактерии;
  • вирусы.

Изучением каждого из них занимается целый комплекс наук. Мы рассмотрим, какие науки занимаются изучением представителей царства животных, как данные дисциплины называются, с каких пор возникли и каких результатов на сегодняшний день добились.

Наука зоология

Главная наука, посвятившая себя изучению многообразия и образа жизни животных, - зоология. Именно она является тем фундаментом, на котором держатся знания о братьях наших меньших.

Что такое зоология? Ответить одним предложением вряд ли получится. Ведь это не просто одна сухая наука, построенная на теории, это целый комплекс разделов и поднаук, собирающих материалы обо всем, что касается животного мира.

Поэтому ответить на этот вопрос можно примерно так: зоология - это наука о той части биомассы нашей планеты, которая относится к животным. Таким образом, объектом изучения зоологии являются все животные - от простейших одноклеточных до многоклеточных млекопитающих. Предметом данной науки считают изучение внешнего и внутреннего строения, физиологических процессов, распространения в природе, образа жизни и особенностей поведения, взаимодействия между собой и с окружающим миром.

Цели и задачи науки

Более полно понять, что такое зоология, помогут ее цели и задачи как науки. Цели заключаются в следующем:

  • изучить особенности функционирования, строения, эмбрионального и исторического развития всех представителей животных;
  • рассмотреть способы приспособления к условиям среды и проследить особенности этологии;
  • определить их роль в системе органического мира;
  • выявить роль человека в охране и защите животного мира.

В связи с поставленной целью задачами зоологии являются такие пункты:

  1. Изучение внешнего и внутреннего строения, а также физиологических особенностей всех представителей животных.
  2. Сопоставление их потребностей и ареалов их обитания.
  3. Установление значения и роли отдельных групп в природе и хозяйственной деятельности человека.
  4. Проведение анализа систематики животного мира, определение наиболее уязвимых групп, обеспечение их охраны и защиты.

Рассмотрев цели, задачи, объект и предмет зоологии, можно с уверенностью сказать, что изучает зоология именно животный мир во всех его проявлениях.

Видео по теме

Классификация зоологических разделов

Известно свыше двух миллионов видов животных. Каждое имеет свои уникальные особенности, а при взаимодействии друг с другом они вообще представляют собой уникальнейшую систему. Изучение такой системы требует много времени и сил. Это работа огромного количества людей. Поэтому вся наука представляет собой особые разделы зоологии.

Классификация зоологических разделов по задачам

Также существует классификация зоологических разделов по задачам для науки. Она представляет собой следующие категории:

  • систематика - раздел, занимающийся классификацией и определением места в системе органического мира для каждого представителя животных;
  • зоогеография - наука, изучающая их распространение и расселение по территории нашей планеты;
  • морфология - наука, изучающая особенности внешнего и внутреннего строения;
  • филогенетика - изучает основы происхождения и исторического развития животного мира;
  • генетика - рассматривает закономерности наследственности и изменчивости во всех поколениях;
  • гистология - изучает клеточное строение тканей;
  • палеозоология - наука об ископаемых останках и вымерших животных всех периодов жизни планеты;
  • цитология - наука о клетке и ее строении;
  • этология - изучает особенности поведенческих механизмов у животных в разных ситуациях;
  • эмбриология - занимается рассмотрением эмбрионов и установлением сходства и различий между всеми представителями животного мира на основе эмбрионального анализа, а также особенностями онтогенеза;
  • экология - изучает взаимодействие животных между собой, а также приспособленность к условиям окружающего мира и взаимодействие с человеком;
  • физиология - особенности всех процессов жизнедеятельности;
  • анатомия - изучает внутреннее строение животных.

Зоология позвоночных животных

Что такое зоология позвоночных животных? Это такой раздел, который занимается изучением всех представителей животного мира, имеющих хорду (в течение жизни преобразующуюся в позвоночный столб со спинным мозгом).

В задачи этой учебной дисциплины входит знакомство учащихся с внешними и внутренними особенностями всех классов позвоночных животных, их поведение и образ жизни, распространение и роль в природе и жизни человека.

Основными отличительными особенностями позвоночных, которые характерны только для этой группы, являются следующие:

  1. Только у них имеется хорда - прародитель позвоночника. У некоторых видов она так и остается на всю жизнь, но у большинства перерастает в позвоночник.
  2. Нервная система таких животных четко дифференцирована на головной и спинной мозг (за исключением строго хордовых, у которых она остается всегда в виде нервного тяжа над хордой).
  3. Пищеварительная система у представителей разных классов открывается наружу ротовым отверстием на передней части тела, конец пищеварительной трубки преобразуется у морских обитателей в жабры. У наземных внутри формируются легкие.
  4. У всех представителей имеется сердце - центр кровеносной системы.

Именно таким животным и посвящен раздел зоологии о позвоночных животных.

Зоология беспозвоночных животных

Что изучает зоология беспозвоночных животных? Это особенности строения, образа жизни и значения в природе всех животных, не имеющих вышеперечисленных признаков. К таким животным относятся представители следующих типов:

  • губки;
  • кишечнополостные;
  • кольчатые, круглые и плоские черви;
  • моллюски;
  • иглокожие;
  • членистоногие (паукообразные, насекомые, ракообразные).

Беспозвоночные составляют большую часть из всех известных животных. Кроме того, они играют важную роль в хозяйственной деятельности человека.

Именно поэтому изучение беспозвоночных имеет важное значение и представляет большой научный интерес.

Зоология простейших

К простейшим относятся все одноклеточные животные. А именно:

  • саркомастигофоры (амебы, лучевики, фораминиферы, солнечники);
  • жгутиконосцы (вольвокс, эвглена, трипаносома, опалина);
  • инфузории (ресничные и сосущие инфузории);
  • споровики (грегарины, кокцидии, токсоплазмы, малярийный плазмодий).

Некоторые амебы, инфузории и все споровики являются опасными возбудителями серьезных заболеваний и у людей, и у животных. Поэтому подробное изучение их жизненного цикла, способов питания и размножения является важной частью в поиске методов борьбы с ними. Именно поэтому зоология простейших является не менее важным разделом науки, чем все остальные.

Краткий очерк развития науки

Данная наука очень занимательная. Зоология увлекала и прельщала многие умы во все времена. И это, безусловно, оправданно. Ведь наблюдение за братьями нашими меньшими действительно очень интересное и полезное занятие.

Основные этапы, которые проходило развитие зоологии, мало чем отличаются от таковых в других науках. Это основные четыре периода:

  1. Древнее время. Древняя Греция - Аристотель, Древний Рим - Плиний старший.
  2. Средневековье - время застоя. Все науки находились под влиянием церкви, изучение всего живого было строго запрещено.
  3. Эпоха Возрождения - самый активный период в развитии зоологии. Накоплено множество теоретических и практических данных о жизни животных, сформулированы основные законы, введена в обиход систематика и таксоны, бинарная номенклатура названий животных и растений. Самыми громкими именами в этот период стали: Чарльз Дарвин, Жан Батист Ламарк, Карл Линней, Жорж Кювье, Джон Рей, Сент-Илер, Антони ван Левенгук.
  4. Новое время относится к XIX-XX веку. Это период развития знаний о молекулярном и генетическом строении животных, открытие биогенетических законов и механизмов эмбрионального и физиологического развития животных всех типов. Самые громкие имена: Сеченов, Геккель и Мюллер, Мечников, Ковалевский.

Современная зоология

XXI век - время цифровых технологий и торжества уникальной сверхмощной техники. Это дает большие преимущества всем наукам, изучающим живую природу, но при этом и ставит перед ними новые задачи.

Что такое зоология современного этапа развития? Это наука, которая готовится дать ответы на вопросы:

  • Что представляет собой животный мир?
  • По каким законам он живет и какими особенностями обладает?
  • Как может человек без вреда для природы использовать животное разнообразие мира в своих целях?
  • Возможно ли искусственное воссоздание утраченных (вымерших) видов животных?

Поиск ответов займет у ученых еще очень много времени, несмотря на обладание столь совершенной техникой.

Значение зоологии переоценить сложно. Уже не раз выше упоминалось о том, какую большую роль она играет в жизни людей, их здоровье и хозяйственной деятельности. Она изучалась века и будет изучаться всегда, потому что нерешенных вопросов о животных остается еще очень большое количество.

Современный органический мир со всей его многообразной биомассой можно разделить на пять :

  • животные;
  • растения;
  • грибы;
  • бактерии;
  • вирусы.

Изучением каждого из них занимается целый комплекс наук. Мы рассмотрим, какие науки занимаются изучением представителей царства животных, как данные дисциплины называются, с каких пор возникли и каких результатов на сегодняшний день добились.

Наука зоология

Главная наука, посвятившая себя изучению многообразия и образа жизни животных, - зоология. Именно она является тем фундаментом, на котором держатся знания о братьях наших меньших.

Что такое зоология? Ответить одним предложением вряд ли получится. Ведь это не просто одна сухая наука, построенная на теории, это целый комплекс разделов и поднаук, собирающих материалы обо всем, что касается животного мира.

Поэтому ответить на этот вопрос можно примерно так: зоология - это наука о той части биомассы нашей планеты, которая относится к животным. Таким образом, объектом изучения зоологии являются все животные - от простейших одноклеточных до многоклеточных млекопитающих. Предметом данной науки считают изучение внешнего и внутреннего строения, физиологических процессов, распространения в природе, образа жизни и особенностей поведения, взаимодействия между собой и с окружающим миром.

Цели и задачи науки

Более полно понять, что такое зоология, помогут ее как заключаются в следующем:

  • изучить особенности функционирования, строения, эмбрионального и исторического развития всех представителей животных;
  • рассмотреть способы приспособления к условиям среды и проследить особенности этологии;
  • определить их роль в ;
  • выявить роль человека в охране и защите животного мира.

В связи с поставленной целью задачами зоологии являются такие пункты:

  1. Изучение внешнего и внутреннего строения, а также физиологических особенностей всех представителей животных.
  2. Сопоставление их потребностей и ареалов их обитания.
  3. Установление значения и роли отдельных групп в природе и хозяйственной деятельности человека.
  4. Проведение анализа систематики животного мира, определение наиболее уязвимых групп, обеспечение их охраны и защиты.

Рассмотрев цели, задачи, объект и предмет зоологии, можно с уверенностью сказать, что изучает зоология именно животный мир во всех его проявлениях.

Классификация зоологических разделов

Известно свыше двух миллионов видов животных. Каждое имеет свои уникальные особенности, а при взаимодействии друг с другом они вообще представляют собой уникальнейшую систему. Изучение такой системы требует много времени и сил. Это работа огромного количества людей. Поэтому вся наука представляет собой особые разделы зоологии.

Классификация зоологических разделов по задачам

Также существует классификация зоологических разделов по задачам для науки. Она представляет собой следующие категории:

  • систематика - раздел, занимающийся классификацией и определением места в для каждого представителя животных;
  • зоогеография - наука, изучающая их распространение и расселение по территории нашей планеты;
  • морфология - наука, изучающая особенности внешнего и внутреннего строения;
  • филогенетика - изучает основы происхождения и исторического развития животного мира;
  • генетика - рассматривает закономерности наследственности и изменчивости во всех поколениях;
  • гистология - изучает клеточное строение тканей;
  • палеозоология - наука об ископаемых останках и вымерших животных всех периодов жизни планеты;
  • цитология - наука о клетке и ее строении;
  • этология - изучает особенности поведенческих механизмов у животных в разных ситуациях;
  • эмбриология - занимается рассмотрением эмбрионов и установлением сходства и различий между всеми представителями животного мира на основе эмбрионального анализа, а также особенностями онтогенеза;
  • экология - изучает взаимодействие животных между собой, а также приспособленность к условиям окружающего мира и взаимодействие с человеком;
  • физиология - особенности всех процессов жизнедеятельности;
  • анатомия - изучает внутреннее строение животных.

Зоология позвоночных животных

Что такое зоология Это такой раздел, который занимается изучением всех представителей животного мира, имеющих хорду (в течение жизни преобразующуюся в позвоночный столб со спинным мозгом).

В задачи этой учебной дисциплины входит знакомство учащихся с внешними и внутренними особенностями всех классов позвоночных животных, их поведение и образ жизни, распространение и роль в природе и жизни человека.

Основными отличительными особенностями позвоночных, которые характерны только для этой группы, являются следующие:

  1. Только у них имеется хорда - прародитель позвоночника. У некоторых видов она так и остается на всю жизнь, но у большинства перерастает в позвоночник.
  2. Нервная система таких животных четко дифференцирована на головной и спинной мозг (за исключением строго хордовых, у которых она остается всегда в виде нервного тяжа над хордой).
  3. Пищеварительная система у представителей разных классов открывается наружу ротовым отверстием на передней части тела, конец пищеварительной трубки преобразуется у морских обитателей в жабры. У наземных внутри формируются легкие.
  4. У всех представителей имеется сердце - центр кровеносной системы.

Именно таким животным и посвящен раздел зоологии о позвоночных животных.

Зоология беспозвоночных животных

Что изучает животных? Это особенности строения, образа жизни и значения в природе всех животных, не имеющих вышеперечисленных признаков. К таким животным относятся представители следующих типов:

  • губки;
  • кишечнополостные;
  • кольчатые, круглые и плоские черви;
  • моллюски;
  • иглокожие;
  • членистоногие (паукообразные, насекомые, ракообразные).

Беспозвоночные составляют большую часть из всех известных животных. Кроме того, они играют важную роль в хозяйственной деятельности человека.

Именно поэтому изучение беспозвоночных имеет важное значение и представляет большой научный интерес.

Зоология простейших

К простейшим относятся все одноклеточные животные. А именно:

  • саркомастигофоры (амебы, лучевики, фораминиферы, солнечники);
  • жгутиконосцы (вольвокс, эвглена, трипаносома, опалина);
  • инфузории (ресничные и сосущие инфузории);
  • споровики (грегарины, кокцидии, токсоплазмы, малярийный плазмодий).

Некоторые амебы, инфузории и все споровики являются опасными возбудителями серьезных заболеваний и у людей, и у животных. Поэтому подробное изучение их жизненного цикла, способов питания и размножения является важной частью в поиске методов борьбы с ними. Именно поэтому зоология простейших является не менее важным разделом науки, чем все остальные.

Краткий очерк развития науки

Данная наука очень занимательная. Зоология увлекала и прельщала многие умы во все времена. И это, безусловно, оправданно. Ведь наблюдение за братьями нашими меньшими действительно очень интересное и полезное занятие.

Основные этапы, которые проходило развитие зоологии, мало чем отличаются от таковых в других науках. Это основные четыре периода:

  1. Древнее время. Древняя Греция - Аристотель, Древний Рим - Плиний старший.
  2. Средневековье - время застоя. Все науки находились под влиянием церкви, изучение всего живого было строго запрещено.
  3. Эпоха Возрождения - самый активный период в развитии зоологии. Накоплено множество теоретических и практических данных о жизни животных, сформулированы основные законы, введена в обиход систематика и таксоны, бинарная номенклатура названий животных и растений. Самыми громкими именами в этот период стали: Чарльз Дарвин, Жан Батист Ламарк, Карл Линней, Джон Рей, Сент-Илер, Антони ван Левенгук.
  4. Новое время относится к XIX-XX веку. Это период развития знаний о молекулярном и генетическом строении животных, открытие биогенетических законов и механизмов эмбрионального и физиологического развития животных всех типов. Самые громкие имена: Сеченов, Геккель и Мюллер, Мечников, Ковалевский.

Современная зоология

XXI век - время цифровых технологий и торжества уникальной сверхмощной техники. Это дает большие преимущества всем наукам, изучающим живую природу, но при этом и ставит перед ними новые задачи.

Что такое зоология современного этапа развития? Это наука, которая готовится дать ответы на вопросы:

  • Что представляет собой животный мир?
  • По каким законам он живет и какими особенностями обладает?
  • Как может человек без вреда для природы использовать животное разнообразие мира в своих целях?
  • Возможно ли искусственное воссоздание утраченных (вымерших) видов животных?

Поиск ответов займет у ученых еще очень много времени, несмотря на обладание столь совершенной техникой.

Значение зоологии переоценить сложно. Уже не раз выше упоминалось о том, какую большую роль она играет в жизни людей, их здоровье и хозяйственной деятельности. Она изучалась века и будет изучаться всегда, потому что нерешенных вопросов о животных остается еще очень большое количество.

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О