Афины в древней греции. Жизнь в афинах

  • В условиях глубокого вакуума субстрат высыхает и жизнь невозможна.
  • Ведаю, что Жизнь в Великом Роде вечна, и должны мы заботиться о вечном, идя стезёю Прави.
  • Высшие нравственные ценности: добро (благо), свобода, счастье, жизнь и её нравственный смысл
  • Духовная жизнь общества:происхождение,сущность функции религии. Место и роль религии а современном обществе.
  • Вся повседневная жизнь древнего грека классической культуры пронизана искусством: не только в богатых, но и в бедных домах было немало вещей - живописные фрески на стенах, статуи, ковры, художественно украшенная мебель, керамические сосуды, живопись которых представляет весь древний мир, от мифологических сцен до забот текущей жизни. Немалый интерес представляет поэтому повседневная жизнь свободных граждан, которую лучше всего рассмотреть на примере афинян.

    Афинец пробуждался с рассветом и приветствовал молитвой восходящее солнце; затем потчевал себя кубком вина и куском хлеба и выходил из дома. За исключением ремесленников, занятых в своих мастерских, и купцов, сидящих в лавках, каждый свободный гражданин находился на улице с утра. Его толкал на улицы города прежде всего интерес к происходящему в мире. Вопрос «Что слышно?», который для нас является глупой и докучливой привычкой, - имел свой подлинный смысл во времена, когда не было журналов, газет и других средств массовой информации. Люди интересовались не только сплетнями о соседях и знакомых, но и политическими новостями, и случаями прошедшей ночи, и событиями в других странах, сообщаемых прибывшими путешественниками, купцами, моряками и пр. Общение происходило на улицах, на рынках, в мастерских ремесленников, чаще всего в парикмахерской, где при стрижке волос и бород целыми часами обсуждались все события. Существующие обычаи позволяли людям легко вступать в общение, все обращались друг к другу на «ты», различия в общественном положении как бы стирались при демократическом строе, когда все граждане участвовали в решении государственных дел.

    Многие серьезно выполняли эти обязанности и полдня проводили в народном собрании, судах и других государственных учреждениях. Слушать ораторов, играющих большую роль в политической жизни полиса, выступать против того, что не нравится, самому выйти на трибуну и выступить с речью, голосовать, ощущать удовлетворение от участия в принятии жизненно важных решений - это доставляло удовольствие афинцу. В полдень, называемый афинцами «время, когда рынок полон», гражданин, уладив все свои дела, шел на рынок, чтобы купить что-нибудь на обед. Он выбирал по вкусу из многообразия рыб, сыров, зерновых и плодов, купленное нес домой, если у него не было раба. На рынок ходили только мужчины, женщины редко встречались на улицах Афин, они в основном сидели дома на женской половине. Отдохнув после обеда, афинец шел в гимназию или палестру, выполняющие функции наших клубов и кафе, где занимались спортом, вели

    философские дискуссии, обсуждали политические события и пр. Именно в этих местах и были основаны знаменитые Академии, где выступали Сократ, Платон, Аристотель.

    Вечерами устраивались дружеские вечеринки - симпозиумы. Здесь присутствовали только мужчины, из женщин - лишь флейтистка, сопровождавшая пиршество музыкой. Гости пили, разбавляя вино водой, пели, иногда перед ними выступал мим или танцовщица, и присутствующие наслаждались этим зрелищем. С симпозиума возвращались с началом темноты, когда запирались ворота Афин, на улицах несли дозор лучники. Вернувшись домой, афинец ложился спать, чтобы на другой день все начать снова.

    В последние десятилетия IV в. до н.э. наступил конец классической культуры античной Эллады. Разложению и гибели полисной демократии положили начало захват всей Греции Македонией и завоевательные походы Александра Македонского, основавшего огромную империю от Дуная до Инда. Александр еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры: его воспитателем был Аристотель, а «придворным» художником - последний великий скульптор классики Лисипп. Все это не помешало ему, захватив персидскую державу и заняв трон египетских фараонов, объявить себя богом и потребовать, чтобы ему и в Греции воздавали божеские почести. «Ориентализация», насаждаемая Александром Македонским, была симптомом исторического поворота античного общества от рабовладельческой демократии к рабовладельческой монархии. Наступила эпоха эллинизма - синтез, под эгидой имперского строя, эллинской и восточной культур. Благодаря этому синтезу возникает общий культурный язык, легший в основу всей последующей истории европейской культуры.

    В эпоху эллинизма рядовой гражданин уже не может заниматься политикой, это привилегия сильных мира сего, поэтому он фокусирует внимание на самом себе и своих потребностях. Пробужденному индивидуализму соответствует возросший интерес к психологии, к философии, которая занимается в первую очередь проблемами этики и счастья индивида. Это отражается в литературе и искусстве, и даже в монетах с их реалистическими портретами владык. Начало портретному искусству положил Лисипп; индивидуализация, стремление к глубоким психологическим характеристикам- вот то новое, что им внесено в эту сферу искусства. Появляется и декоративная скульптура для украшения парков; в эту же эпоху создается одно из величайших творений древнегреческой скульптуры - знаменитая Венера Милосская. Скульптурное произведение, в котором патетика, трагизм и эмоции эллинистического искусства достигают вершины и границы, когда драматизм может перейти в шарж и гримасу, является группа «Лаокоон и его сыновья». Реализм этой скульптурной группы характерен для эллинской скульптуры - он лежит в основе знаменитого пергамского фриза и многих других скульптурных произведений.

    В поэзии александрийской школы вспыхивает последним отблеском архаическая ионийская лирика, а в титанических образах, созданных эллинистической эпохой, оживают природные силы древних гиганто- и титаномахий, освободившихся от этической сдержанности созданий строгой классики.


    | | 3 | |

    Олива – священное для греков дерево, дерево жизни. Без него нельзя представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы поднимаются почти к самым вершинам, они господствуют и на равнинах, своей сочной зеленью скрашивая желтоватую почву. Они плотным кольцом окружают деревни и выстраиваются вдоль городских улиц.

    Местом рождения священного дерева считается – холм, вокруг которого и раскинулась греческая столица. Города античного мира как правило появлялись возле высокой скалы, на ней же возводилась и цитадель (акрополь), чтобы жители могли там укрыться при нападении врага.

    Изначально весь город и состоял лишь из крепости, лишь в последствии вокруг Акрополя начали селиться люди, стекавшиеся сюда со всей Греции как в безопасное от нашествий кочевых племен место. С течением времени здесь образовались группы домов, которые потом были объединены вместе с крепостью в единый город. Предание, которому следовали и греческие историки, указывает, что произошло это в 1350 г. до н. э., и приписывает объединение города народному герою Фезею. Афины лежали тогда в небольшой долине, в окружении цепи скалистых холмов.

    Превращать Акрополь из крепости в святилище первым стал . Но он был умный человек: придя к власти, он велел приводить к себе во дворец всех бездельников и спрашивал их, почему они не работают. Если выяснялось, что это бедняк, у которого нет вола или семян, чтобы вспахать и засеять поле, то Писистрат давал ему все. Он считал, что безделье таит в себе угрозу заговора против его власти.

    В стремлении обеспечить население Древних Афин работой, Писистрат развернул в городе большое строительство. При нем на месте царского дворца Кекропа был возведен Гекатомпедон, посвященный богине Афине. Греки до такой степени высоко почитали свою покровительницу, что отпустили на волю всех рабов, которые принимали участие в возведении этого храма.


    Центром Афин была Агора – рыночная площадь, где находились не только торговые лавки; это было сердце общественной жизни Афин, здесь располагались залы для народных, военных и судебных собраний, храмы, алтари и театры. Во времена Писистрата на Агоре воздвигли храмы Аполлона и Зевса Агорая, девятиструйный фонтан Эннеакрунос и алтарь Двенадцати богов, служивший прибежищем для странников.

    Строительство храма Зевса Олимпийского, начатое при Писистрате, потом по множеству причинам (военным, экономическим, политическим) приостановили. Согласно преданию, место это с древних времен было центром, где поклонялись Зевсу Олимпийскому и Земле. Первый храм там был устроен еще Девкалионом – греческим Ноем, впоследствии там указывали гробницу Девкалиона и трещину, в которую стекала вода после потопа. Ежегодно, в февральское новолуние, жители Афин бросали туда пшеничную муку, смешанную с медом, как приношение усопшим.

    Храм Зевса Олимпийского стал строиться в дорическом ордере, но ни Писистрат, ни его сыновья не успели закончить его. Заготовленные для храма строительные материалы в V столетии до н. э. начали использовать для возведения городской стены. Возобновили строительство храма (уже в коринфском ордене) при сирийском царе Антиохе IV Эпифане в 175 г. до н. э.

    Тогда построили святилище и колоннаду, но из-за смерти царя и на этот раз возведение храма не завершили. Разрушение недостроенного храма было начато римским завоевателем , который в 86 г. до н. э. захватил и разграбил Афины. Он вывез несколько колонн в Рим, где они украсили Капитолий. Только при императоре Адриане закончили возведение этого храма – одного из самых больших сооружений древней Греции, по размерам своим равнявшегося футбольному полю.

    В открытом святилище храма возвышалась колоссальная статуя Зевса, которая была выполнена из золота и слоновой кости. Позади храма стояли 4 статуи императора Адриана, кроме этого, много статуй императора стояло в ограде храма. Во время землетрясения 1852 г. одна из колонн храма Зевса Олимпийского рухнула, и сейчас она лежит, распавшаяся на составляющие ее барабаны. К нашему времени от 104 колонн, которые были самыми большими в Европе, осталось лишь 15.

    Ученые предположили, что Писистратом (или при Писистратах) был заложен и знаменитый Парфенон, позднее разрушенный персами. Во времена Перикла этот храм отстроили заново на основании вдвое больше прежнего. Парфенон воздвигли в 447–432 г. до н. э. архитекторы Иктин и Калликрат.

    С 4-х сторон его окружали стройные колоннады, а между их беломраморными стволами виднелись просветы голубого неба. Весь пронизанный светом, Парфенон кажется легким и воздушным. На его белых колоннах нет ярких рисунков, какие можно встретить в египетских храмах. Лишь продольные желобки (каннелюры) покрывают их сверху донизу, отчего храм кажется выше и еще стройней.

    В скульптурном оформлении Парфенона принимали участие самые известные греческие мастера, а художественным вдохновителем был Фидий – один из величайших скульпторов всех времен. Ему принадлежат общая композиция и разработка всего скульптурного декора, часть которого он выполнял лично. А в глубине храма, окруженная с трех сторон 2-х ярусными колоннами, горделиво высилась знаменитая статуя девы Афины, созданная прославленным Фидием. Ее одежда, шлем и щит были изготовлены из чистого золота, а лицо и руки сияли белизной слоновой кости.

    Творение Фидия было до такой степени совершенно, что правители Афин и иноземные властители не решались возводить на Акрополе другие сооружения, чтобы не нарушать общей гармонии. Парфенон и в наши дни поражает удивительным совершенством своих линий и пропорций: он похож на корабль, плывущий через тысячелетия, и можно до бесконечности смотреть на его пронизанную светом и воздухом колоннаду.

    На Акрополе был расположен и храмовый ансамбль Эрехтейон с прославленным на весь мир портиком кариатид: на южной стороне храма, у края стены, шесть высеченных из мрамора девушек поддерживали перекрытие. Фигуры портика – это, по сути, опоры, заменяющие столб или колонну, но они прекрасно передают легкость и гибкость девичьих фигур. Турки, захватив в свое время Афины и не допускавшие по своим исламским законам изображений человека, уничтожать кариатид, однако, не стали. Они ограничились только тем, что стесали лица девушек.

    Единственным входом на Акрополь являются знаменитые Пропилеи – монументальные ворота с колоннами в дорическом стиле и широкой лестницей. Согласно преданию, однако, есть и тайный вход на Акрополь – подземный. Он начинается в одном из старых гротов, и 2500 лет назад по нему уполз из Акрополя священный уж, когда армия персидского напала на Грецию.

    В античной Греции Пропилеями (буквальный перевод – «стоящие перед воротами») называли торжественно оформленный вход на площадь, в святилище или крепость. Пропилеи афинского Акрополя, сооруженные архитектором Мнесиклом в 437–432 г. до н. э., считаются самым совершенным, самым оригинальным и в то же время самым типичным сооружением подобного рода архитектуры. В древности в обыденной речи Пропилеи называли «Дворцом Фемистокла», поздней – «Арсеналом Ликурга». После завоевания Афин турками в Пропилеях в действительности был устроен арсенал с пороховым погребом.

    На высоком пьедестале бастиона, когда-то охранявшего вход на Акрополь, высится небольшой изящный храм богини победы Ники Аптерос, украшенный невысокими барельефами с изображениями на темы . Внутри храма была установлена позолоченная статуя богини, которая так понравилась грекам, что они простодушно упросили скульптора не делать ей крыльев, чтобы она не смогла покинуть прекрасные Афины. Победа непостоянна и перелетает от одного противника к другому, потому афиняне и изобразили ее бескрылой, чтобы богиня не покинула город, одержавший великую победу над персами.

    После Пропилей афиняне выходили на главную площадь Акрополя, где их встречала 9-ти метровая статуя Афины Промахос (Воительницы), тоже созданная скульптором Фидием. Она была отлита из трофейного персидского оружия, захваченного в . Пьедестал был высокий, и позолоченный наконечник копья богини, сверкавший на солнце и видимый далеко с моря, служил своего рода маяком для мореплавателей.

    Когда в 395 г. Византийская империя отделилась от римской, Греция оказалась в ее составе, и до 1453 г. Афины входили в состав Византии. Великие храмы Парфенон, Эрехтейон и другие превратили в христианские церкви. Поначалу это нравилось и даже помогало афинянам, новообращенным христианам, так как давало возможность им совершать новые религиозные ритуалы в привычной и знакомой обстановке.

    Но к Х столетию сильно уменьшившееся население города начало неуютно чувствовать себя в огромных величественных постройках прошлых времен, да и христианская религия требовала другого художественно-эстетического оформления храмов. Потому в Афинах начали строить значительно меньшие по размерам христианские церкви, к тому же абсолютно другие по художественным принципам. Самая старая церковь византийского стиля в Афинах – это церковь Святого Никодима, возведенная на развалинах римских терм.

    В Афинах постоянно ощущается и близость Востока, хотя трудно сказать сразу, что именно придает городу восточный колорит. Возможно, это мулы и ослики, запряженные в повозки, какие можно встретить на улицах Стамбула, Багдада и Каира? Или сохранившиеся кое-где минареты мечетей – немые свидетели былого владычества Великой Порты?

    А возможно, наряд гвардейцев, стоящих на страже у королевской резиденции – ярко-красные фески, юбочки выше колен и войлочные туфли с загнутыми вверх носами? И конечно, это древнейшая часть современных Афин – район Плака, восходящий еще ко временам турецкого господства. Этот район сохранили в том виде, в каком он существовал до 1833 г.: узкие, не похожие друг на друга улочки с небольшими домами старой архитектуры; лестницы, соединяющие улицы, церквушки… А над ними возвышаются величавые серые скалы Акрополя, увенчанные мощной крепостной стеной и поросшие редкими деревьями.

    За небольшими домиками расположились римская Агора и так называемая Башня ветров, которую в I столетии до н. э. подарил Афинам богатый сирийский торговец Андроник. Башня ветров – это восьмигранное сооружение высотой чуть более 12-ти метров, грани его строго ориентированы по сторонам света. На скульптурном фризе Башни изображены ветры, дующие каждый со своей стороны.

    Башня была построена из белого мрамора, а наверху ее стоял медный Притон с жезлом в руках: поворачиваясь по направлению ветра, он показывал жезлом на одну из восьми сторон Башни, где в барельефах было изображено 8 ветров. К примеру, Борей (северный ветер) изображался старцем в теплой одежде и полусапожках: в руках он держит раковину, которая служит ему вместо трубы. Зефир (западный весенний ветер) предстает босоногим юношей, который из полы своей развевающейся мантии рассыпает цветы…

    Под барельефами, изображающими ветры, на каждой стороне Башни помещены солнечные часы, показывающие не только время суток, но также оба поворота солнца и равноденствие. А чтобы можно было узнать время в пасмурную погоду, внутри Башни помещена клепсидра – водяные часы.

    Во времена турецкой оккупации почему-то считали, что в Башне ветров похоронен философ Сократ. Где умер Сократ и где точно находится гробница древнегреческого мыслителя – у древних писателей прочитать об этом нельзя. Но в народе сохранилось предание, которое указывает на одну из пещер, состоящую из трех камер – частью естественных, частью специально вырезанных в скале. Одна из крайних камер имеет еще особое внутреннее отделение – наподобие низкого круглого каземата с отверстием вверху, которое закрывается каменной плитой…

    Невозможно в одной статье рассказать обо всех достопримечательностях древних Афин, потому как, каждый камень здесь дышит историей, каждый сантиметр земли древнего города, на которую невозможно вступать без трепета, священен… Недаром греки говорили: «Если ты не видел Афин, то ты – мул; а если видел и не был восхищен, то ты – пень!»

    Н.Ионина

    Жизнь в Афинах

    Акрополь. Религия. Театр. Демократия. Медицина
    В классический период в Греции расцвели искусство, философия и наука. В это время Афины, город-государство, достигли своего наивысшего подъема. Город был разрушен персами в 480 г. до н.э., но потом восстановлен. Одним из самых величественных сооружений стал храмовый комплекс на горе Акрополь. Центром этого комплекса был Парфенон, мраморный храм, посвященный богине-покровительнице города Афине.

    Основные знания о Древней Греции почерпнуты нами из произведений литературы и искусства того времени. Гончарные изделия часто украшали сценами обыденной жизни. Скульпторы высекали прекрасные статуи, философы записывали свои мысли и идеи, драматурги создавали пьесы, основанные на событиях реальной жизни.
    Древние греки поклонялись множеству богов и богинь. Считалось, что 12 первостепенных богов обитали на Олимпе, самой высокой горе в Греции. Главным олимпийским богом был Зевс.

    В каждом крупном городе был театр, и театральные постановки были очень популярны. Драматурги, такие как Софокл и Аристофан, сочиняли пьесы, в которых играли актеры. Пьесы разделялись на два основных типа, комедию и трагедию. Многие из этих пьес, написанных тогда, не потеряли своей популярности и в наше время.
    Зрители приходили в театр на весь день. Обычно они смотрели три трагедии или три комедии, после чего следовала коротенькая пьеса, именуемая сатирой, которая подшучивала над серьезным мифом или событием.

    Публика рассаживалась по каменным скамьям в полукруглом открытом амфитеатре. Актеры носили большие трагедийные или комедийные маски, чтобы публика могла их лучше рассмотреть. Эти маски и сегодня являются символом театра.

    Этот праздник был предшественником Олимпийских игр, проводящихся и в наше время.

    В Древней Греции самыми важными зданиями были храмы. В каждом храме стояли скульптурные изображения того бога, которому был посвящен храм.

    В Древней Греции народ высказывался против того, чтобы им правили богатые граждане. В Афинах была введена система правления, именуемая «демократией», что означает «народовластие». При демократии каждый гражданин имел право высказать свое мнение о том, как управляется город-государство. Правителей выбирали голосованием, но ни женщины, ни рабы гражданами не считались и, следовательно, не могли голосовать. Все афинские граждане были участниками городской ассамблеи, которая созывалась раз в неделю. На этой ассамблее мог выступить любой гражданин. Над ассамблеей стоял совет из 500 членов, выбиравшихся по жребию.
    Греки уважали свободу слова. В центре греческого города было открытое пространство, называемое «агора», где проводились собрания и произносились политические речи.

    Оратор произносит политическую речь на агоре.

    Если народ был недоволен каким-нибудь членом правительства, то по итогам голосования его могли сместить с занимаемой должности. Свое мнение афинские граждане высказывали, выцарапывая имя политика на черепках; такой черепок назывался «острака».
    Медицина
    Основы современной медицины также были заложены в Древней Греции. Целитель Гиппократ основал медицинскую школу на острове Кос. Врачеватели должны были давать клятву Гиппократа, в которой говорилось об обязанностях и ответственности врачевателя. И в наше время все врачи приносят клятву Гиппократа.


    Серый шифер. Белый тополь.
    Пламенеющий залив.
    В серебристой мгле олив
    Усеченный холм - Акрополь.
    Ряд рассеченных ступеней,
    Портик тяжких Пропилей,
    И за грудами камений
    В сетке легких синих теней
    Искры мраморных аллей...

    Максимилиан Волошин. Акрополь. 1900 год

    Другой такой европейской столицы нет

    Ведичественные Афины. Беломраморный город, который знаком с Сократом, Периклом, Александром Великим....

    Где спустившись с холма, который венчает величайший памятник истории и культуры, Парфенон, пройдя через напоминающий восточный базар квартал Монастраки с множеством пестрых, заваленных самым разным товаром - от сияющих драгоценностей до дешевых «а-ля древний грек» сандалей из свиной кожи - можно сесть на городской трамвай и умчаться к синему чистому морю, в Фалиро, Глифаду, Варкизу. Где можно проехать вдоль засаженного пальмами приморского проспекта Посейдона, вдоль цепи ресторанчиков, кафе и площадок бич-воллей, вылезти из вагона и оказаться на горячем песке.

    Афины. Афинский трамрай, который умчит вас к морю. Фото - Е. Сизинцева

    Вот оно море, вот он легендарный Саронический залив, вот оно городское море с вереницей обыкновенных городских пляжей, которому могут позавидовать аристократичные французские Довиль и Трувиль, лениво прилегшие на берегу коричнево-мутного Ламанша. Дрожи, Нормандия! Аттика не нуждается в импрессионистических красках!

    Афины. Пирей. Псаролимани. Фото - Харис Вутулкас

    Ей довольно чистого синего и ослепительного белого, чтобы написать завораживающие и обвораживающие полотна!

    Греция. Афины. Новый музей акрополя. Фото - Е. Сизинцева

    Где можно утром бродить по прохладным залам Акропольского Музея, хранящего самый знаменитый мрамор в мире, днем плескаться в море и обедать в приморской таверне, за столиком, покрытым простой клетчатой скатертью, касающейся всеми четырьмя углами морской воды, вечером, сидя на мраморных трибунах, рукоплескать оперной диве в древнем кружевном театре Ирода Аттического под сенью дорических колонн еще более древнего храма - Девы-Афины, Парфенона,

    а ночью тянуть сладкий коктейль в каком-нибудь баре на Плаке,

    в квартале, где теплилась жизнь Афин, превращенных за византийские века и века османского ига в деревню пастухов и пастушек,

    любуясь освещенным Акрополем, Парфеноном, с висящей над его слепой крышей полной луной.

    Афины. Величественный, седовласый Акрополь с Парфеноном.... Но как же ему удается оставаться вечно молодым? Фото -Харис Вутулкас

    Да, да, вы правильно поняли: все дороги в Афинах ведут к Парфенону, все взгляды направлены на него, все мысли обращены к нему. От него нельзя отвести глаз: полуразрушенный, оскверненный, он еще прекраснее. Ибо при взгляде на него, невольно думаешь: если он и в беде своей так прекрасен, то, что же говорить о том времени, когда он в полной красе величественно парил над мраморными крышами славного города?

    Другого такого града нет

    Древние греки называли свой град «клинон асти», то есть «славный град или град славы».
    Какой еще град может похвастаться проспектом, носящим имя Священная дорога, Иера Одос, которая с седых времен соединяла Афины с Элевсиной, культовым местом проведения Элевсинских мистерий? Уходящая ко временам, когда люди и боги жили вместе, развлекались вместе, рожали детей друг от друга?

    Какой еще град может с полным правом утверждать, что улицы, названные именами Эврипида, Софокла, Аристофана, Аристотеля - это самые настоящие адреса, по которым некогда жили титаны трагедии и комедии, философии и истории?

    Какой еще город назвал свой квартал Академией Платона не из уважения к великому мужу Античности, а потому, что на этом самом месте в V веке до нашей эры действительно располагалась знаменитая на весь древний мир Платоновская Академия?

    В каком еще городе на небольшой территории, на каких-то 412 квадратных километрах - настоящей библиотечной полке - стоят целых три увесистых тома истории - древней, византийской, новой и новейшей?

    Другого такого города нет

    В котором, простояв больше часа в пробках, провиляв по незнакомым переулкам, чтобы уйти от неожиданно нахлынувшей волны демонстрантов, вы возвращаетесь домой, влезаете в прохладный душ и выходите в садик, точно замок Спящей красавицы, затканный плющем и трехцветными бугенвиллиями (буканвилиями, как говорят греки).

    В котором после сладкого послеполуденного сна, вы садитесь среди цветущих роз, под тяжелыми кронами усыпанных сочными золотыми плодами лимонных деревьев за мраморный столик на чугунных ножках, раскрываете журнал ни о чем, но обо всех и потягиваете ароматный греческий кофе, сервированный на маскирующемся под серебряный подносе в сопровождении стакана ледяной воды.

    Ты думаешь, мой читатель, что я рассказываю о дорогой вилле в северных пригородах Афин, с бассейном и филиппинской прислугой? Ничего подобного! Все это происходит в еще вчера очень бедных, но сегодня страшно хозяйственных районах столицы - в оккупировавших запад Аттики Перистери и Эгалео, в Драпецоне и Керацини, тесным кольцом обступивших Пирей. И таких оазисов в греческой столице - видимо-невидимо, даже в самом ее сердце на Плаке!

    Фото - Харис Вутулкас

    Город мудрой Совы

    Когда ступаешь под кроны стройных кипарисов, точно швейцарская стража охраняющих подступы к Акрополю, осознаешь, что с того времени, как Макс Волошин посетил Афины и зарисовал в стихах картинку Акрополя и Плаки, прошло более века, но мало что изменилось!

    Афины - это заколдованная красавица, не Спящая, но мудрая, пытающаяся сопротивляться чарам современных магов-урбанистов. Недаром ее талисманом является сова, символ совоокой дочери Зевса и покровительницы города, богини Афины!

    В Афинах живет половина населения страны. Но удивительным образом эта городская чаша никогда не переполняется, не выливается! Афины продолжают сочетать в себе прелести деревни, курорта, настоящего Музея, нашпигованного, точно великие музеи мира, дорогими памятниками самых разных эпох, с удобствами современного города.

    Жизнь здесь, как и в любом международном аэропорте мира продолжается 7/24.

    Афины. Эрму. Фото с сайта - koutipandoras.gr

    Вот только в Афинах вы можете остановить время, повернуть его вспять и унестись на его колеснице к самому началу рода европейского, к самым истокам европейской истории…

    На Крит, где Зевс, обратившись в Быка, уносил на своей спине красавицу Европу, критскую принцессу.

    И воскликнуть: Остановись, мгновенье, ты - прекрасно!

    Фотогалереи

    История культуры древней Греции и Рима Куманецкий Казимеж

    ЖИЗНЬ В АФИНАХ

    ЖИЗНЬ В АФИНАХ

    Гимнасноны и палестры были местом не только физических тренировок, но и просто встреч афинян. Особенно в гимнасионах, где собирались и взрослые, и молодежь, возникали политические и философские споры, вели беседы Сократ и софисты. Атмосферу демократических Афин ярко представляет нам уже не раз упоминавшаяся речь Перикла в «Истории» Фукидида: «В нашем государстве мы живем свободно и в повседневной жизни избегаем взаимных подозрений: мы не питаем неприязни к соседу, если он в своем поведении следует личным склонностям, и не высказываем ему хотя и безвредной, но тягостно воспринимаемой досады». Подобная же атмосфера большого свободного города царила, вероятно, и в Милете эпохи архаики, позволяя Фалесу или Анаксимандру спокойно заниматься тем, чем не занимался никто: размышлениями над природой вселенной. В Афины V в. до н. э„создавшие у себя наилучшие тогда условия для свободного творчества, стремились ученые и художники из других греческих городов. На улицах Афин, кроме местного уроженца Сократа, можно было встретить философов-софистов Протагора из Абдеры и Горгия из сицилийских Леонтин, поэта Продика с Кеоса, живописца Полигнота с Тасоса. Все они, а особенно софисты - учителя мудрости, оказывали большое влияние на умы афинской молодежи. Огромный духовный, культурный подъем афинского общества начиная примерно с середины V в. до н. э. мы называем «аттическим просвещением». Плоды его сказались быстро: поколение афинян эпохи Пелопоннесской войны уже мало напоминало генерацию воинственных и суровых «марафономахов» - победителей персов в сражении при Марафоне.

    «Город наш - школа всей Эллады, и полагаю, что каждый из нас сам по себе может с легкостью и изяществом проявить свою личность в самых различных жизненных условиях», - продолжает свою речь Перикл у Фукидида. Тем не менее жизнь в этом богатом и просвещенном городе больших возможностей была простой и не имела ничего из той роскоши, которой окружали себя высшие слои городского населения Востока или, позднее, Древнего Рима. Рядовой афинянин был неприхотлив, обходился лишь самым необходимым в том, что касалось еды, одежды и жилья. В V в. до н. э., в отличие от столетия предшествовавшего, на улицах было уже не увидеть мужчин, разодетых по ионийской или восточной моде в пурпур, со щегольски подстриженными длинными бородами, с золотыми заколками в волосах. Местная шерстяная пряжа вытеснила привезенные издалека тонкие ткани. На смену длинному ионийскому хитону пришел у мужчин короткий дорический хитон, а хитон женский стал похож на старинный пеплум. Аристократия и в демократических Афинах пыталась выделиться своими нарядами: так, сторонники аристократической Спарты надевали, короткие спартанские плащи, трибоны, а аристократическая молодежь, служившая в коннице, охотно украшала свои хламиды золотом и пурпуром. Простые афиняне одевались скромно, так что на улице, как тогда говорили, трудно было отличить свободного от раба.

    Скромным, неприхотливым был и стол афинян. Герои Гомера не могли обходиться без мяса, жители же Афин эпохи архаики и V в. до н. э. питались прежде всего овощами: луком, чесноком, салатом. Излюбленное блюдо - рыба. Очень много рыбы, в особенности маринованной и соленой, доставлялось с берегов Черного моря. Оливки, фиги и неизменная ячменная лепешка завершали меню простого афинянина. Однообразие и скудность повседневного бытия греки оживляли симпосионами - пирами. В зал, где пировали греки, вносили кратеры с вином и закуски: сыр, оливки, финики, фиги, дыни. Вино смешивали с водой, чаще всего в соотношении 1:3. Пить чистое, неразбавленное вино считалось варварским обычаем.

    Как именно будет проходить пир, решал симпосиарх, который и определял, из каких сосудов пить и в какой пропорции смешивать вино с водой. Во время симпосиона пели песни; особенно популярной была песенка о Гармодии и Аристогитоне, убийцах тирана Гиппарха, сына Писистрата. Уже в эпоху архаики греческий симпосион часто становился поэтическим турниром. В Афинах второй половины V в. до н. э., где учили молодежь Сократ и софисты, на пирах вели философские споры, состязались в риторике. Очевидно, не на всех пирах атмосфера была столь насыщенно интеллектуальной, как на том, который описал Платой (диалог «Пир»). Участники симпосионов не чуждались обычно и простых игр и забав вроде популярнейшего тогда коттаба, требовавшего от игроков умения определенным способом вылить остатки вина из чаши, или игры в кости. Еще привлекательнее делало пиры присутствие гетер или хотя бы флейтисток или фокусников.

    Участвовали в симпосионах только мужчины, высоко ценившие эту возможность дружеского общения. В Афинах, как и вообще в ионийских областях, женщина пользовалась куда меньшей свободой, чем у дорян. Подобно восточным женщинам, афинянки проводили время дома, в хлопотах по хозяйству. Конечно, женщины в зажиточных семьях жили не так скучно и однообразно. Вазовые росписи представляют нам гречанок, занятых не только прядением шерсти и вышиванием, но и такими развлечениями, как игра в мяч. Немало времени посвящала афинянка из богатой семьи уходу за собой, купанию и макияжу, созданию изысканных причесок - все это тожеизображено на вазах со всей откровенностью. Хотя моды в Афинах эпохи Перикла были очень простые, росписи на керамике являют нам большое разнообразие причесок, украшений, головных уборов и лент, хитонов и гиматиев.

    Браки заключались чаще всего по имущественным соображениям, причем сама невеста никак не могла повлиять на свою судьбу. Однако это не значит, будто новобрачную всегда ожидала горькая участь. Многочисленные надгробные стелы, покрытые самыми сентиментальными надписями, говорят о том, что совсем не редко семейная жизнь строилась на искренней любви и привязанности. Зато уж в общественной, тем более в политической, жизни женщины не принимали в Афинах никакого участия. Только гетеры, обладавшие большей свободой и лучше образованные, могли до некоторой степени влиять на общественные дела. Не забудем, что подруга великого Перикла, Аспасия, к чьему мнению он прислушивался, была родом не из Афин, а из Милета, где женщины чувствовали себя вольнее. Афины же не дали миру ни общественных деятельниц, ни поэтесс, в то время как Лесбос гордился своей Сапфо, Аргос Телесиллой, Беотия Коринной.

    Из книги Занимательная Греция автора Гаспаров Михаил Леонович

    Писистрат в Афинах В Афинах явилось новое зрелище: трагедия. Поэт Феспис, сочинявший песнопения для сельских праздников в честь бога Диониса, решил не только рассказывать в песнях, но и представлять в лицах мифы о героях. Например, хор одевался товарищами Геракла и пел

    Из книги Древняя Греция. Книга для чтения. Под редакцией С. Л. Утченко. Издание 4-е автора Ботвинник Марк Наумович

    Чума в Афинах (М. Н. Ботвинник) В театре Диониса шло представление трагедии Софокла «Эдип-царь». В Греции хорошо знали миф об ужасной судьбе Эдипа.У коринфского царя Полиба не было детей. Однажды пастух, пасший стада этого царя в горах Киферона, отделяющих Коринфский

    Из книги От фараона Хеопса до императора Нерона. Древний мир в вопросах и ответах автора Вяземский Юрий Павлович

    В пятом веке в Афинах Ответ 3.64Этого человека звали «эпистат». Он избирался из состава Совета Пятисот сроком на одни сутки.Ответ 3.65Архонт-басилей («царь») был одним из десяти членов выборного афинского Ареопага. Он осуществлял в основном жреческие и судебные функции.Ответ

    Из книги Всемирная история без цензуры. В циничных фактах и щекотливых мифах автора Баганова Мария

    А между тем в Афинах… Спустя назначенный срок Солон вернулся в родной город, но, к своему глубокому сожалению, не нашел там мира и согласия. В Афинах происходили смуты, и хотя еще действовали законы Солона, но все ожидали переворота и желали другого государственного строя.

    Из книги История Древней Греции автора Хаммонд Николас

    4. Олигархия в Афинах Последовательные неудачи демократии, завершившиеся катастрофой в Сиракузах, посеяли во всех слоях народа недоверие к демократическим институтам. Активные противники демократии происходили главным образом из высшего и среднего классов, которые

    Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

    Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

    РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ В АФИНАХ В V В. ДО Н.Э. Политическое устройство любого государства в значительной мере зависит от положения и роли в обществе основных социальных групп. Это в полной мере относится и к афинскому полису. Афинская демократия, появившаяся на свет в

    автора Олмстед Альберт

    Кимон и Перикл в Афинах Со времени окончательной победы над персами у Евримедона Кимон стал признанным проводником политики Афин. Когда восстали илоты в Спарте, он убедил афинян послать ей на помощь войска, согласно условиям военного союза, образованного на острове

    Из книги История Персидской империи автора Олмстед Альберт

    «Отец истории» в Афинах В тот же год (445 до н. э.) в Афинах появился Геродот. Его изначальное «Кругосветное путешествие» превратилось в полную историю великой войны, в которой европейские греки успешно сражались с персидскими захватчиками. После его путешествия по

    Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

    § 1. Государство в Афинах Возникновение государства. Территорию Аттики (область Греции, где впоследствии возникло Афинское государство) населяло в конце II тысячелетия до н. э. четыре племени, каждое из которых имело свое народное собрание, совет старейшин и выборного

    Из книги История культуры древней Греции и Рима автора Куманецкий Казимеж

    ЖИЗНЬ В АФИНАХ Гимнасноны и палестры были местом не только физических тренировок, но и просто встреч афинян. Особенно в гимнасионах, где собирались и взрослые, и молодежь, возникали политические и философские споры, вели беседы Сократ и софисты. Атмосферу демократических

    Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

    Демократические преобразования в Афинах Перикл После убийства Эфиальта, организованного олигархами, признанным руководителем афинской демократии стал Перикл. Это был один из наиболее ярких и крупных исторических деятелей Древней Греции.По свидетельству историка

    Из книги История древнего мира [Восток, Греция, Рим] автора Немировский Александр Аркадьевич

    Тирания Писистрата в Афинах Около 560 г. до н. э. в результате упорной борьбы власть захватил один из афинских аристократов – Писистрат, сумевший использовать поддержку городской и сельской бедноты, недовольной влиятельными евпатридами. Писистрат установил свою

    Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

    § 27. Утверждение демократии в Афинах Реформы Солона Солон. Древнегреческая скульптураАфинский демос, доведенный до нищеты и недовольный своим бесправием, начал борьбу с аристократами. Он требовал равных с аристократами прав в управлении государством, возвращения

    Из книги Очерки по истории архитектуры Т.2 автора Брунов Николай Иванович

    Постройки Адриана в Афинах Адриан очень увлекался греческой культурой, и его время отмечено сильным интересом к эллинистическому Востоку. Корни этого явления лежат в том огромном значении, которое восточные провинции имели в экономической жизни Римской империи II века.

    Из книги Чудеса света автора Пакалина Елена Николаевна

    Акрополь в Афинах Акрополь, или «верхний город», располагался с незапамятных времен на священном холме древнегреческого города Афины. В V в. до н. э. он был жестоко разрушен персами. Правитель города Перикл повелел восстановить его и поручил это знаменитому архитектору и

     
    Статьи по теме:
    Презентация по теме безопасность опасные предметы
    Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
    Основные идеи философии эпикура
    15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
    Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
    Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
    Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
    Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве