Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем (по роману Л.Н. Толстого «Война и мир»). Анализ эпизода «Небо Аустерлица» из романа «Война и мир

Момент, когда Андрей смотрит в небо, понимает, что значит жизнь для него, я бы назвал кульминацией всего эпизода. До того, как его ранили, он говорил: “Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне дорогие многие люди – отец, сестра, жена, – самые дорогие мне люди, – но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над другими людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей” . После того как он полежал на поле боя, посмотрел на небо и осознал всю ценность жизни, он уже никогда не скажет такого.

В сущности, этот эпизод отражает переломный момент в жизни князя Болконского. До этого момента он относился к жизни, как к дорогой игрушке, которую нелегко потерять, но лежа на поле и, понимая, что эта игрушка ускользает из его рук, а вместе с ней ускользает и весь мир, эта игрушка превратилась в золотой самородок, за который он отдал бы все на свете.

В бою на поле Аустерлица участвовали многие из действующих лиц романа, но все их помыслы были не о том, как выиграть этот бой у противника, а о том, как отличится самому, показаться начальству. Но если посмотреть на эти порывы “ложного” героизма со стороны, то и эти подвиги ничто по сравнению с тем, к чему они привели – поражению. Зачем было Андрею поднимать солдат на бой, если заведомо было видно, что это ни к чему не приведет, он всего лишь делал то, о чем давно мечтал. С Ростовым та же ситуация – он ехал к командованию по поручению и он был горд только тем, что он увидит государя или главнокомандующего, а не тем что он выполняет военную задачу, которая, быть может, спасет несколько сотен человеческих жизней.

Напротив, понимая насколько дорого ему все на этом свете, он будет рад даже тому, что его нашли французы, так как они те, кто может ему помочь и спасти его от неминуемой гибели: “…Он знал, что это был Наполеон – его герой… Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь” .

Болконский на поле Аустерлица

“…Но князь Андрей не видел, чем это закончилось. Как бы со всего размаха крепкою палкой кто-то из ближайших солдат, как ему показалось, ударил его в голову. Немного это больно было, а главное, неприятно, потому что боль эта развлекала его и мешала ему видеть то, на что он смотрел” .

Все эти порывы к чему-то необычному, великому, у наших героев не имели основания под собой. Под ними не было нравственной почвы для их свершения, кроме тщеславия и эгоизма.

Именно эта боль помогла Андрею понять, что он может потерять, расставшись со своей жизнью. Но главное не в том, что он понял, что значит жизнь в полном ее смысле, а то что он понял это не так поздно, чтобы даже не успеть пожалеть об этом.

Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» открыл читателю галерею бессмертных образов, созданных рукой писателя-психолога. Благодаря его тонкому мастерству, мы может проникать в сложный внутренний мир героев, познавая диалектику человеческой души.

Одним из положительных героев романа является князь Андрей Болконский. Писатель наметил сначала эпизодическую фигуру офицера-аристократа, но затем она вылилась в фигуру главного героя, который в результате долгих поисков, ошибок и борьбы приходит к народу. Это, по мнению Толстого, и делает его положительным.
Позиция князя Андрея в самом начале романа – это конфликт со средой. Этот конфликт назревает из-за неудовлетворенности героя окружающей его действительностью. Болконского не устраивает общество, в котором он находится. Высший свет остановился в своем развитии, походит на болото, которое засасывает в трясину праздномыслия, бездействия, внешного блеска и внутренней бессодержательности. Князь Андрей же хочет вырваться из этой трясины и имеет для этого достаточно сил.

Путь разрешения конфликта со средой, который намечает для себя герой, – попытаться достичь власти через воинский подвиг. Это становится лейтмотивом сюжетной линии образа Андрея Болконского на протяжении всего первого тома.

Образцом героя, который владеет умами людей, долгое время является для князя Андрея Наполеон Бонапарт. Он стремится уподобиться этому кумиру, одержав победу в своем Тулоне, который пытается найти во время войны 1805 года. Аустерлицкое сражение завершает этот этап. В день битвы князь Андрей с нетерпением ждет осуществления своих честолюбивых планов, но после поражения идеальный Тулон развенчивается самим героем.

В девятнадцатой главе третьей части первого тома описывается тот сильнейший внутренний перелом в душе князя Андрея, который повлечет за собой перемену всех его взглядов и станет сильнейшим толчком к более глубокому самоанализу и самосовершенствованию.

Этот эпизод переносит нас на Працежную гору, где «упал с древком знамени в руках» раненый князь Андрей. Его голова теперь уже не занята мыслями о сражении, о поражении и о неудавшемся Тулоне. Он смотрел в «высокое небо Аустерлица», понимая, что «… ничего, ничего не знал до сих пор».

Там же он переосмыслил свое отношение к Наполеону. Услышав рядом с собой голоса, князь Андрей понял, что среди них был и голос его героя, произнесший в его адрес свое знаменитое: «Вот прекрасная смерть». Но для героя это уже были не слова великого императора, а всего лишь «жужжание мухи»: «В эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками».
Князь Андрей полностью разочаровывается в Наполеоне с «безучастным, ограниченным и счастливым от несчастья других взглядом».

Теперь, когда цель жизни Болконского – добиться славы – разрушена, героем овладевает беспокойство. Но небо обещает успокоение, а это значит, что есть надежда быть счастливым. Только искать счастье нужно где-то в другом месте. И князь Андрей это понимает: «Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего-то непонятного, но важнейшего!»

И мысли «о чем-то непонятном и важнейшем» постепенно завладевают им - князь Андрей думает о Боге, о жизни и смерти, о сестре, о жене и сыне: «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием…»

Так меняется мировоззрение героя. Побывав на краю смерти, Андрей Болконский направляет все свои личные интересы в сторону семейной жизни, отказавшись от военной службы.

Эпизод на поле боя под Аустерлицем занимает очень важное место в романе. Во-первых, он раскрывает причины внутреннего перелома одного из лучших героев произведения. Этот перелом окажет впоследствии огромное влияние на дальнейшее развитие его личности. Во-вторых, перед нами предстает истинный образ Наполеона, увиденный глазами Андрея Болконского, образ жестокого, тщеславного, ничтожного человека, наслаждающегося несчастьем других людей.

Так, через восприятие одного из персонажей, писатель воссоздает правдивый облик реального исторического лица.

И, наконец, размышления Андрея Болконского о смысле жизни заставляют и нас задуматься о том, что на самом деле важно на Земле: слава и общественное признание или тихое семейное счастье.


Любимые герои Толстого проходят мучительный путь духовных исканий. Они меняются внутренне, мудреют, открывают для себя новое видение смысла бытия. Переломные моменты их жизни автор изображает подробно, выписывая тщательно каждое движение их души.

Духовное взросление Андрея Болконского связано с отказом от мечты о личной славе, индивидуалистической по своей сути, и приобщением к национальной, общенародной жизни. Несколько эпизодов играют ключевую роль в этом процессе. Один из них — «Небо Аустерлица» (I т. III ч. 16,19 гл.).

В начале эпизода князь Андрей, воодушевленный стремительным взлетом Наполеона, ждет своего Тулона, своего звездного часа: «Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело». И действительно, именно он в момент, когда дрогнули ряды русских солдат, первым, с флагом в руках, бросается навстречу врагу. Но странно, эта сцена в изображении Толстого лишена хотя бы малейшего героического пафоса. Князь Андрей совсем не похож на картинного героя. От волнения ли, от подспудного ли страха дрожит его нижняя челюсть, крик его не призывен и громоподобен, а детски-пронзителен, он еле удерживает в руках тяжелое знамя, надрываясь, волочит его за древко. Сам бой нелеп, бестолков.

Перед глазами князя Андрея странная схватка из-за банника рыжего артиллериста со сбитым на бок кивером и французского солдата. Наконец, совершенно неэффектно изображает Толстой ранение героя. Он падает некрасиво, словно «со всего размаха крепкою палкою кто-то из ближайших солдат… ударил его в голову». Почему все случилось не так, как представлялось князю Андрею в мечтах? Причина, наверное, кроется в самом видении войны Толстым, знавшим о ней не понаслышке. Толстой не эстетизирует войну, любая мифологизация ему чужда. Война уродлива, неестественна для человека, рожденного жить, а не гибнуть. В ней нет ничего возвышенного, правда войны сурова.

Этой картине нелепого смертоубийства противостоит образ неба, обычного, «не ясного, с тихо ползущими облаками». Он символичен, небо ассоциируется с высотой, чистотой чувств, отрешенностью от суетного течения жизни. Лежащий на поле боя раненый Андрей (рука не поднимается написать титул «князь»!) уже не герой, не будущий властитель дум. Он ребенок, слабый, нуждающийся в помощи, стонет «тихим, жалобным, детским стоном». Предполагая, что умрет, думает о вечном, глядя в высокое, бесконечное небо.

По странному стечению обстоятельств (а в контексте художественного пространства эпизода это, естественно, не случайно!) рядом с Андреем в это время оказывается его бывший кумир Наполеон. Кумиры недосягаемы, обожествляемы. Но Толстой, глядя на Буонапарте глазами своего героя, несколько раз даст прямые характеристики: «маленький и ничтожный». Отчего так? Наполеон в этой сцене явно ассоциируется с теми жизненными ценностями (слава, любовь людей), которые кажутся герою слишком мелкими по сравнению с тем вечным, что открыло ему небо. Когда-то он бежал от семьи, домашнего очага к славе… Теперь семейное счастье и сын кажутся ему единственным смыслом жизни. Надолго ли — покажет время.

В жизни каждого человека бывают случаи, которые никогда не забываются и которые надолго определяют его поведение. В жизни Андрея Болконского, одного из любимых героев Толстого, таким случаем стало аустерлицкое сражение.

Уставший от суеты, мелочности и лицемерия высшего света, Андрей Болконский едет на войну. От войны он ждет многого: славы, всеобщей любви. В своих честолюбивых мечтах князь Андрей видит себя спасителем земли русской. Он хочет стать таким же великим, как Наполеон, а для этого Андрею нужен свой Тулон.

И в бою под Аустерлицем этот Тулон наступает. Князь Андрей в какой‑то степени действительно становится героем‑спасителем.

В ходе боя французы нанесли внезапный удар по русской армии: «Французов предполагали за две версты от нас, а они явились вдруг, неожиданно перед нами». Началась паника, неразбериха, русские бросились бежать. И в ту минуту князь Андрей понял, что вот он, его Тулон, именно сейчас суждено сбыться его честолюбивым мечтам: «Вот она, наступила решительная минута!» И как бы подтверждая эти мысли Болконского, Кутузов «дрожащим от сознания своего старческого бессилия голосом» обратился за помощью именно к князю: «Болконский, – прошептал он, указывая на расстроенный батальон и на неприятеля, – что ж это?» А князь Андрей хватает знамя, бежит в атаку, солдаты следуют его примеру. «Вот она!» – думал князь Андрей, схватив древко знамени и с наслаждением слыша свист пуль, очевидно направленных против него». Но честолюбивым мечтам князя не суждено было сбыться. Его ранили.

Предположим, что Андрея не ранили бы. Что было бы тогда? После удачного боя он получил бы орден, повышение, славу и уважение как герой, храбрый человек. Его гордость, честолюбие были бы удовлетворены, и, наверное, с войны бы вернулся герой‑эгоист Андрей Болконский, довольный своей славой, но жаждущий еще более великой славы. Но не таков Толстой, чтобы допускать подобное. Его любимые герои должны пройти нравственное очищение через потери, страдания, испытания. И это ранение сделало Андрея совсем другим человеком.

Андрей упал, и его глазам открылось высокое аустерлицкое небо: «Над ним не было ничего уже, кроме неба, не ясного, но все‑таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками». Болконский понял свою ничтожность перед вечностью, всю мелочность своих мечтаний и честолюбивых порывов, всю бессмысленность этой человеческой войны. В мире есть что‑то, что главнее, важнее и выше всего этого: «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». «Да, я ничего, ничего не знал до сих пор».

И именно в этот момент Болконский увидел своего кумира – Наполеона, увидел тот идеал, к которому он так стремился. Перед Андреем «был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему ничтожным человеком…» Это высокое небо Аустерлица помогло Андрею увидеть самого себя, того, прежнего. Теперь Андрей изменился, ему уже не был интересен Наполеон и все связанное с ним, потому что он теперь иначе понимал жизнь: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

На аустерлицком поле князь Андрей как бы заново родился, обновился. Начиналась новая жизнь, полная исканий, надежд, «начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение».

    • Это нелегкий вопрос. Мучителен и долог путь, который надо пройти, чтобы найти ответ на него. Да и найдешь ли? Подчас кажется, что это невозможно. Истина не только хорошая, но и упрямая вещь. Чем дальше заходишь в поисках ответа, тем больше вопросов встает перед тобой. И еще не поздно, но кто свернет с полпути? И еще есть время, но кто знает, может, ответ в двух шагах от тебя? Истина заманчива и многолика, но суть ее всегда одна. Иногда человеку кажется, что он уже нашел ответ, а оказывается, что это - мираж. […]
    • В романе «Война и мир» Толстой прослеживает жизнь трех поколений нескольких русских семей. Писатель справедливо считал семью основой общества, видел в ней любовь, будущее, мир и добро. Кроме этого, Толстой считал, что нравственные законы закладываются и сохраняются только в семье. Семья для писателя представляет собой общество в миниатюре. Почти все герои Л.Н. Толстого – люди семейные, поэтому характеристика этих персонажей невозможна без анализа их отношений в семье. Ведь хорошая семья, считал писатель, – это […]
    • Л. Н. Толстой работал над романом "Война и мир" с 1863 по 1869 год. Создание масштабного историко-художественного полотна потребовало от писателя огромных усилий. Так, в 1869 году в черновиках "Эпилога" Лев Николаевич вспоминал то "мучительное и радостное упорство и волнение", испытанное им в процессе работы. О том, как создавалось одно из крупнейших мировых творений, свидетельствуют рукописи «Войны и мира»: в архиве писателя сохранилось свыше 5200 мелко исписанных листов. По ним можно проследить всю историю […]
    • Само название романа Толстого «Война и мир» говорит о масштабе исследуемой темы. Писатель создал исторический роман, в котором осмысливаются крупные события мировой истории, а участники их – реальные исторические деятели. Это русский император Александр I, Наполеон Бонапарт, генерал-фельдмаршал Кутузов, генералы Даву и Багратион, министры Аракчеев, Сперанский и другие. У Толстого был свой специфический взгляд на развитие истории и роль отдельной личности в ней. Он считал, что личность только тогда может влиять […]
    • Толстой считал семью основой всего. В ней и любовь, и будущее, и мир, и добро. Из семей состоит общество, нравственные законы которого закладываются и сохраняются в семье. Семья у писателя – это общество в миниатюре. У Толстого почти все герои – семейные люди, и характеризует он их через семьи. В романе перед нами разворачивается жизнь трех семей: Ростовых, Болконских, Курагиных. В эпилоге романа автор показывает счастливые «новые» семьи Николая и Марьи, Пьера и Наташи. Каждая семья наделена характерными […]
    • «Война и мир» - одно из ярчайших произведений мировой литературы, раскрывшее необычайное богатство человеческих судеб, характеров, невиданную широту охвата явлений жизни, глубочайшее изображение важнейших событий в истории русского народа. В основу романа, как признавался Л. Н. Толстой, положена «мысль народная». «Я пытался писать историю народа», - говорил Толстой. Народ в романе - это не только крестьяне и переодетые крестьяне-солдаты, а это и дворовые люди Ростовых, и купец Ферапонтов, и армейские офицеры […]
    • Лев Толстой в своих произведениях неустанно доказывал, что общественная роль женщины исключительно велика и благотворна. Ее естественным выражением являются сохранение семьи, материнство, забота о детях и обязанности жены. В романе «Война и мир» в образах Наташи Ростовой и княжны Марьи писатель показал редких для тогдашнего светского общества женщин, лучших представительниц дворянской среды начала XIX века. Обе они посвятили свою жизнь семье, чувствовали крепкую связь с ней во время войны 1812 года, жертвовали […]
    • После того как французы оставили Москву и двинулись на Запад по Смоленской дороге, начался крах французской армии. Войско таяло на глазах: голод и болезни преследовали его. Но страшнее голода и болезней были партизанские отряды, которые успешно нападали на обозы и даже целые отряды, уничтожая французское войско. В романе «Война и мир» Толстой описывает события двух неполных дней, но сколько реализма и трагичности в том повествовании! Здесь показана смерть, неожиданная, глупая, случайная, жестокая и […]
    • Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […]
    • «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь. Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
    • Толстой в своем романе широко применяет прием антитезы, или противопоставление. Самые явные антитезы: добро и зло, война и мир, которые организуют весь роман. Другие антитезы: «правильно – неправильно», «ложное – истинное» и др. По принципу антитезы описывает Л. Н. Толстой и семьи Болконских и Курагиных. Главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого […]
    • Центральное событие романа «Война и мир» – Отечественная война 1812 г., всколыхнувшая весь русский народ, показавшая всему миру его мощь и силу, выдвинувшая простых русских героев и гениального полководца, вскрывшая в то же время истинную сущность каждого определенного человека. Толстой в своем произведении изображает войну как писатель‑реалист: в тяжелых трудах, крови, страданиях, смерти. Вот картина похода перед сражением: «Князь Андрей с презрением смотрел на эти бесконечные, мешавшие команды, повозки, […]
    • Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» является, по мнению известных писателей и критиков, «величайшим романом в мире». «Война и мир» – это роман‑эпопея, событий из истории страны, а именно войны 1805–1807 гг. и Отечественной войны 1812 г. Центральными героями войн были полководцы – Кутузов и Наполеон. Их образы в романе «Война и мир» строятся по принципу антитезы. Толстой, прославляя в романе главнокомандующего Кутузова как вдохновителя и организатора побед русского народа, подчеркивает, что Кутузов – подлинно […]
    • Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя. Пьер Безухов – честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни. Жизненный путь его сложен и извилист. […]
    • Роман-эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир» - произведение, грандиозное не только по монументальности описанных в нем исторических событий, глубоко исследованных автором и художественно переработанных в единое логичное целое, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и вымышленных. В изображении исторических персонажей Толстой был скорее историком, чем писателем, он говорил: «Там, где говорят и действуют исторические лица, не выдумывал и использовал материалы». Вымышленные образы описаны […]
    • В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой талантливо изобразил несколько женских образов. Писатель старался вникнуть в загадочный мир женской души, определить нравственные законы жизни женщины-дворянки в русском обществе. Одним из сложных образов стала сестра князя Андрея Болконского, княжна Марья. Прототипами образов старика Болконского и его дочери были реальные люди. Это дед Толстого, Н. С. Волконский, и его дочь, Мария Николаевна Волконская, которая была уже немолода и неотлучно проживала в […]
    • В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой показал русское общество в период военных, политических и нравственных испытаний. Известно, что характер времени складывается из образа мыслей и поведения не только государственных, но и обыкновенных людей, порой жизнь одного человека или семьи в соприкосновении с другими может быть показательна для эпохи в целом. Родственные, дружеские, любовные отношения связывают героев романа. Нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Для Льва Толстого семья - это та среда, […]
    • Персонаж Илья Ростов Николай Ростов Наталья Ростова Николай Болконский Андрей Болконский Марья Болконская Внешний вид Кучерявый молодой человек не высокого роста, с простым, открытым лицом Не отличается внешней красотой, имеет большой рот, но черноглазая Невысокого роста с сухими очертаниями фигуры. Весьма красив. Имеет слабое, не отличающееся красотой тело, худолицая, обращает на себя внимание большими, с грустной поволокой лучистыми глазами. Характер Добродушный, любвеобильный […]
    • Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…» Л. Н. Толстого интересует диалектика души и в общем, и в каждом отдельном ее проявлении. Писатель прослеживает […]
    • Главным героем в романе - эпопее Л.Н.Толстого «Войны и мира» является народ. Толстой показывает его простоту и доброту. Народ это не только мужики и солдаты, которые действуют в романе, но и дворяне, обладающие народным взглядом на мир и на духовные ценности. Таким образом, народ - это люди, объединённые одной историей, языком, культурой, живущие на одной территории. Но есть среди них интересные герои. Одним из них является князь Болконский. В начале романа он презирает людей высшего света, несчастлив в браке […]
  • Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

    «Небо Аустерлица» как главное событие в жизни князя Андрея Болконского, изменившее его мировоззрение

    Природа в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одухотворена и очеловечена. Она с проникновенной глубиной помогает раскрыть и передать читателю все тончайшие оттенки чувств и переживаний главных героев, объяснить мотивы их дальнейших поступков. Так, в сцене (эпизоде) Аустерлицкого сражения, там, где князь Андрей со знаменем в руках поднимает за собой в атаку расстроенные русские войска, это проявляется особенно наглядно. Получив тяжелое ранение, князь Андрей падает на землю. И что же он видит перед собой?.. «Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, -высокого неба… Как же я не видал прежде этого высокого неба?.. И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

    Как мы видим, именно в этом эпизоде происходит кардинальная перемена в мировоззрении одного из главных героев произведения Л.Н. Толстого. Небо, по мнению Толстого, является олицетворением вечности, не только бесконечного и загадочного пространства, но и некоей высшей абсолютной истины, запечатленного Божьего промысла. Словно он, герой романа, князь Андрей, заглянул в вечность, перешагнул через некую земную грань и увидел уже нечто иное. Вспомните, строчки Ф.И. Тютчева, современника Толстого, замечательного русского поэта, гениально передающего все тончайшие нюансы человеческого духовного мира через незримое соединение его с природой:

    Блажен, кто посетил сей мир

    В его минуты роковые!

    Его призвали всеблагие

    Как собеседника на пир…

    Так происходит и здесь. Совсем не случайно, что, соприкоснувшись с вечным, непостижимым, незыблемым и загадочным, герой полностью меняет свое мировоззрение и понимание об устройстве человеческого общества и о порядке восприятия в нем неких общечеловеческих истин и ценностей. Так, князь Андрей открывает для себя некую новую неоспоримую истину: как мелки и тщеславны людские помыслы о мнимой славе, об успехе, о житейской карьере, как ничтожны все мечты и устремления к каким-то чинам, наградам и званиям, как, в сущности, смешны бывают люди в своей мелкой житейской суете, интригах, стремлению к материальным благам. Князь Андрей с отчетливой ясностью открывает для себя главную истину: нет ничего в этой жизни вечного и постоянного, кроме прекрасного, высокого и непостижимого неба, олицетворяющего собой тайну вечной жизни, Бога, непреходящих общечеловеческих ценностей- любви, истинной дружбы, сострадания к ближним, искренности и правды по отношению к другим и самому себе.

     
    Статьи по теме:
    Почему так полезно мясо индейки и есть ли от него вред
    Состав мяса индейки В составе мяса индейки содержится действительно большое количество витаминов – в частности, витамин А и Е, в нём мало холестерина, оно хорошо и легко усваивается человеческим организмом и благодаря таким его свойствам специалисты смел
    Сонник: к чему снится океан
    Каждую ночь человеку снится около 5-8 снов. Обычно утром, проснувшись, мы не помним ничего из приснившегося. Нам кажется, что и видений не было. Но бывают такие сны, которые потрясают своей масштабностью или силой вызванных чувств, необычной эмоциональной
    Cонник киви, к чему снится киви во сне видеть
    Если вам приснился сочный киви, то вероятно подсознание сигнализирует, что нужно побольше кушать свежих фруктов. К чему еще снится этот образ? Сонник поведает о самых актуальных интерпретациях того, что случилось видеть во сне. На зависть всем! Экзотиче
    К чему снится пруд с рыбами, что ждет наяву?
    На вещи. Если пруд во сне грязный - вас ожидают домашние размолвки или чья-то болезнь. Если вам снится чистым пруд, полный «играющей» рыбы - то наяву дела ваши пойдут успешнее, чем прежде, и вас ждут развлечения. Если человек видит пруд с мутной водо