Царь кир и падение вавилона. Падение вавилонской цивилизации

1.ВВЕДЕНИЕ

2.ЗАВОЕВАНИЕ ЗОЛОТОГО ВАВИЛОНА

2.1Начало истории

2.2Из плена – на родину

2.3Сады и блистающий дворец

3.ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДА-ЗАКОНОДАТЕЛЯ

3.1Как Вавилон добился своего величия

3.2Когда Навуходоносор правил Вавилоном

3.3Свод Законов Хаммурапи

3.4Каким богам поклонялись в Вавилоне

4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

5.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

В оборонительной системе Вавилона был один недостаток: через центр города протекал Евфрат. Кир же сразу понял, что река может стать дорогой в самое сердце Вавилона. Когда глубина стала лишь по бедро взрослому человеку, персы вброд по дону пробрались внутрь городских стен, в самое сердце Вавилона. Его встретили радушно.

Однако библейский пророк Даниил, очевидец падения города, счел это божественным возмездием.

С падением Вавилона Кир становится единовластным правителем не только Месопотамии, но и Сирии и Палестины, подвластных Вавилону.

Кир освободил из вавилонского плена евреев, отправив их в Иудею для восстановления Иерусалима и священного храма Соломонова. Вавилон был крупнейший в мире город, раскинувшийся на 4000 га земли, со времен царя Навуходоносора пребывавший в славе.

В северной части древнего города, возвышаясь над Евфратом, стоял дворец. Неподалеку от него находилось одно из Семи чудес света – висячие сади Семирамиды. Эти Сады были построены при правлении царя Вавилона Навуходоносора II.

Падение Вавилона ознаменовало закат славы города, хотя при правлении преемников Кира Вавилон стал столицей богатейшей провинции Персидской империи.

Город Вавилон поздно встал в ряд государств Центральной Азии. Первый из его великих царей, полулегендарный Хаммурапи, правил примерно с 1792 по 1750 г.до н.э. Хаммурапи создал свод законов, просуществовавшей почти 1000 лет и еще долго сохранявший влияние.

Вавилон был поднят из руин преемником Синахериба Ассархаддоном, и к концу VII в.до н.э. вновь обрел былую мощь.

Навуходоносор взошел на вавилонский трон в 605 г.до н.э. За 43 года своего правления он возродил Вавилонскую империю и практически заново отстроил ее столицу – великолепный город Вавилон.

Законы Хаммурапи, влиявшие на вавилонское общество и во времена Навуходоносора, уходили корнями к своду законов, высеченному в 1750 году до н.э. на базальтовой плите. Он высечен клинописью, способом письма, ранее использовавшимся на глиняных табличках. Законы охватывали все правовые сферы: от имущественных преступлений до порядка наследования, от врачевания больных до усыновления детей. Многие виды преступлений карались смертью.

Цель написанной работы – рассказать о правлении царей в Вавилоне; о завоевании и падении города.

Для написания контрольной работы использовалась следующая литература:

1.Когда, где, как и почему это произошло/Сост. Найджел Хоукс, Тим Хейли, Кейт Спенс и др.; Ред. Майкл Уорт Дэвисон, Йен Стюарт, Аза Бригс.; – Лон.: ЗАО «Изд. дом Ридерз Дайджест», 1998. – 448 с.

2.Моммзен Т. История Вавилона. М., 1943. 379 – 380 с.

3. Энцикл.: История/Сост. Н.В. Чудакова, А.В. Громов; Под ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 512 с.

4.Энцикл.: Страны и народы: Азия, Америка, Австралия, Африка/Авт.-сост. Л.А. Багрова; Под ред. О.Г. Хинн. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. – 592 с.

2. ЗАВОЕВАНИЕ ЗОЛОТОГО ВАВИЛОНА

2.1 Начало истории

вавилон семирамида хаммурапи

Всю весну и часть лета 539 г.до н.э. персидская армия Кира Великого стояла под мощными стенами Вавилона, надеясь, что голод заставит его жителей сдаться. До этого персы уже покорили Мидию и сказочно богатую Лидию. С падением Вавилона Кир становится единовластным правителем не только Месопотамии, но и Сирии и Палестины, подвластных Вавилону.

Вавилоняне загодя накопили в городе столько съестных припасов, что хватило бы на несколько лет. Но они не учли один небольшой недостаток в оборонительной системе Вавилона: через центр города протекал Евфрат. Кир же сразу понял, что река может стать дорогой в самое сердце Вавилона.

Кир повелел вырыть выше по течению канал для отвода воды Евфрата к близлежащим болотам. Уровень воды в реке понизился, а когда глубина стала лишь по бедро взрослому человеку, персы вброд по дону пробрались внутрь городских стен, в самое сердце Вавилона. Горожане отмечали какой-то праздник и ничего не заметили, пока персы не заполнили весь город.

Кир был тепло встречен вавилонянами. Он тоже благоволил им и даже присутствовал на церемониях поклонения наиболее почитаемому в Вавилоне божеству – Мардуку. Так пал Вавилон, согласно свидетельствам греческих историков Геродота и Ксенофонта. Однако библейский пророк Даниил, очевидец падения города, счел это божественным возмездием. Он поведал, как в то время, когда персы подходили к городу, Валтасар, которого Диниил называет царем вавилонским, хотя на самом деле тот правил только в отсутствие своего отца Набонида, устраивал пир для «тысячи вельмож своих». Гости пили вино из священных иудейских чаш, раннее вывезенных из Иерусалима воинством Навуходоносора II в качестве военных трофеев. И вдруг в разгар пира из воздуха возникла рука, начертавшая на стене слова: «Мене, текел, перес».

2.2 Из плена – на родину

Даниил узнал в этих словах названия трех иудейских мер веса, и истолковал их следующим образом: «Мене –исчислил Бог царство твое и положил конец ему, текел – ты взвешен на весах и найден очень легким, перес – разделено царство твое и дано мидянам и персам». И в соответствии с пророчеством Даниил персидское войско ворвалось в город, и в ту же ночь Валтасар бал убит, хотя, возможно, не Киром, а своими же возмущенными подданными.

Кир освободил из вавилонского плена евреев, отправив их в Иудею для восстановления Иерусалима и священного храма Соломонова. Пророк Ездра описывает, как Бог Израилев надоумил Кира вернуть иудеев на родину и отдать им священные сосуды числом «пять тысяч четыреста».

Греческие историки и библейские иудейские пророки единодушно отмечают мощь и размеры Вавилона, название которого означает «Врата Бога». Это был крупнейший в мире город, раскинувшийся на 4000 га земли, со времен царя Навуходоносора пребывавший в славе. Протяженность внешней линии двойных стен, окружавших город, достигала 17 км, через определенные промежутки они были укреплены сторожевыми башнями. Над оживленными речными пристанями возвышался огромный зиккурат – Вавилонская башня, упомянутая в Книге Бытия. Это было искусно выстроенное сооружение из глиняного кирпича высотой около 90 метров, хорошо видное за многие километры из долины Евфрата. Состояло оно из 8 башен, соединенных между собой лестницей, ведущей наверх. Вавилоняне называли башню Этеменанки, т. е. «Дом основы Небес и Земли». Неподалеку от нее располагался храмовый комплекс, именуемый Эсагила, «Дом Головы», где Кир сумел завоевать благосклонность вавилонян, поклоняясь Мардуку.

2.3 Сады и блистающий дворец

В северной части древнего города, возвышаясь над Евфратом, стоял дворец, в котором, возможно, Валтасар и устроил пир в ту роковую ночь. Неподалеку от него находилось одно из Семи чудес света – висячие сади Семирамиды.

Эти Сады были построены при правлении царя Вавилона Навуходоносора II. В жены себе он выбрал красавицу Семирамиду, дочь царя горной страны Мидии. Она очень тосковала по своей родине, которая так не похожа была на пыльный и шумный город, где ей пришлось жить с мужем.

Навуходоносор любил свою жену, он решил сделать все, чтобы развеять ее печаль. По приказу царя в город были согнаны тысячи пленных, захваченных на недавней войне, и закипела работа.

Рядом с дворцом было построено четырехэтажное здание из камня и кирпича. На каждом этаже насыпали слой плодородной земли и посадили деревья и цветы. Этажи соединялись между собой лестницами.

Для поливки садов использовалось специальное водоподъемное устройство. Все это сооружение поддерживали мощные колонны, но издали казалось, что прекрасные сады висят прямо в воздухе – потому их и назвали «висячими садами».

К сожалению, это чудо света просуществовало недолго – около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садами, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Так погибло одно из чудес света.Доступ в город осуществлялся через 8 городских ворот, из них самыми роскошными были Ворота Иштар, сооруженные в честь богини плодородия и любви.

Падение Вавилона ознаменовало закат славы города, хотя при правлении преемников Кира Вавилон стал столицей богатейшей провинции Персидской империи. В 482 году до н.э. в городе вспыхнуло восстание против Ксеркса, который снес городские стены и храмы и расплавил золотую статую Мардука. В 331 г.до н.э. Вавилон был захвачен войсками Александра Македонского, а в 275 г.до н.э. практически всех горожан переселили в новую столицу на реке Тигр. И все же обдуваемые ветрами руины простояли еще более 2000 лет, пока в 1990 году правитель Ирака Садаам Хусейн, подготавливая площадку под строительство «Нового Вавилона», не сравнял с землей большую их часть.

3. ПАДЕНИЕ И ВОЗРОЖДЕНИЕ ГОРОДА-ЗАКОНОДАТЕЛЯ

3.1 Как Вавилон добился своего величия

Город Вавилон поздно встал в ряд государств Центральной Азии. Он появился спустя столетия после зарождения первой – шумерской – цивилизации, однако к 1900 г.до н.э. уже стал столицей Вавилонского царства.

Первый из его великих царей, полулегендарный Хаммурапи, правил примерно с 1792 по 1750 г.до н.э. При нем Вавилон подчинил себе основную часть Месопотамии – плодородные земли между Тигром и Евфратом. Он сделал Вавилон центром процветающей империи. Хаммурапи создал свод законов, просуществовавшей почти 1000 лет и еще долго сохранявший влияние.

Величие и слава Вавилона привлекали к нему внимание многих захватчиков. В течение XVI в.до н.э. он находился под властью касситов, правивших примерно 400 лет. Тогда же бог Мардук, которому ранее поклонялись лишь вавилоняне, стал главным божеством всей Месопотамии.

I. Возведение Вавилона

В пустыне жаркой Междуречья

На берегу реки Евфрат

Когда-то жил народ беспечный,

Построивший великий град.

Там славили одну богиню,

И как великую святыню,

Поклонники богини той,

Служа любовью и войной,

Как тайный центр ее земли

Прекрасный город возвели.

Над бездною Евфрата вод

Воздвигли синеву ворот,

И чудо-звери на воротах

Как материнскою заботой

Царей одаривали тех,

Кто городу принес успех.

II. Царь Валтасар

Как сказано на стенах врат,

В том городе царил разврат:

Чем больше женщин, хмеля, вин

Тем радостнее господин.

Там правила сама Иштар,

А с нею царь Уцур-Бэл-Шар,

Известный всем как Валтасар.

Правитель, погруженный в пир

Всегда был пьян. Пол сотни лир

Играли для него по залам

И все служили Валтасару.

Сведущ в науках царь был тот,

Он знал, как делает за год

Луна по небу оборот,

Венеры знал метаморфозы,

И в жертву ей бутоны розы

Во храм он лично приносил,

Чтоб вновь найти источник сил.

Могло бы так продлиться вечность:

Свобода, радость и беспечность,

Однако враг его не спал

И к Вавилону подступал.

Да только ропот вражьих сил

За песнями не слышен был.

III. Валтасаров пир

Великий праздник отмечая,

Ничто вокруг не замечая,

Правитель приказал принесть

Святые чаши из земель,

Где славили другого бога

Сурового и к людям злого.

И отпивая с чаши той,

Кляня ее дизайн простой,

Последний вавилонский царь,

Поклялся в верности Иштар:

«Лишь ты одна – мой бог единый,

Любви и доблести богиня!

Йегова! Прочь из стен моих,

Опасен твой суровый лик,

Но как бы ни был ты жесток,

Я в Вавилоне – царь и бог,

И сам караю я жестоко,

Не нужно нам другого бога».

И в это самое мгновенье

На стенах текст – его виденье,

МенЕ менЕ, - тот текст гласил, -

А также – тЕкел упарсИн.

Что значило – «не бойся - вновь,

Вернется божество – любовь.

В тот час, как сменятся эпохи,

И Бог-Дитя войдет в чертоги,

Вернутся все, ликуя, боги».

Так понял надпись Валтасар.

Видения на стенах зал,

Открылись многим там глазам.

IV. Предатель из Иудеи и захват дворца

В то время во дворце гостил

Помощник верный вражьих сил.

Его считали колдуном,

И знатоком значенья снов.

Когда те чаши принесли

Из Иеговиной земли

Прибыл под видом астронома

За много дней пути от дома.

Он слышал - царь Йегову клял,

Когда недавно пировал.

И разумеется, ругая

За дерзость Валтасра он,

Задумал свергнуть Вавилон,

Дабы религия другая

В нем воцарилась и отныне

Царю - погибель, плен - богине.

И все сильнее негодуя,

Йегове набожно колдуя,

Царю сказал: «Там вижу я

Слова: «Как только лишь заря

Коснется крыши Вавилона,

Повсюду раздадутся стоны,

И будешь ты казнен, как зверь».

Прогнал его Уцур за дверь,

И не поверил он ни слову,

Прекрасно зная вражью злобу.

Искал лишь страсти Валтасар,

Он снова целовал Иштар,

К ее ланитам приникая

Последний дар былого рая

Он жадно и с лихвой вкушал.

И в самый миг, когда пред ним

Раскрылись истина и мир,

И радость бытия живого,

Ворвались призраки иного,

И звон послышался рапир.

V. Убийство Валтасара

Колдун посыпал златом в руку

Предателю – жрецу Мардука.

И жрец ворота распахнул,

На замок явственно кивнул,

Указывая – там-то царь

А также медь и киноварь.

Кровавым воинам Персиды

Сказал: «Мардука вы спасите,

Низвергните лишь храм Иштар,

И с нею сгинет царь Бэл-Шар».

Враги ворвались в час услады,

Разрушив пред собой преграды,

Они разбили чаши, храм

Вино разбрызгав по углам.

Забрали женщин и холопов,

К стене царя прижали копья,

Сорвав венец с его главы,

Убили регента – увы.

VI. Речь Кира и пророчество богини

Убил его Великий Кир,

Персидский царь. Продолжив пир,

К жрецам он вышел, говорил:

«Грядет на сотни лет война,

Богиня сгинула – она

Согнута тяготами рабства,

До Вавилона не добраться

Ей из персепольских песков –

Восточных золотых оков.

Не будет рая – Иегова

Взойдет над миром очень скоро

Известный также как Аллах,

Ахура-Мазда, Кришна… крах

Пришел святилищу богини,

Ее отправили в пустыню,

Монахов сирых искушать

Козлом по пагорбам скакать,

Сему царь-граду сгинуть в тине…»

И вот древнейшие святыни,

Поныне там погребены

В пучине водной глубины

Благословенного Евфрата

И только пришлые солдаты

За годом год воруют крохи,

Следы последние эпохи

В которую был славен он –

Священный город Вавилон.

Но нет, пророчество Иштар

Вот-вот исполнится, Бэл-Шар

Былую силу обретет,

И эра новая придет,

Когда прекрасная богиня

Уже нас больше не покинет.

Мардук же, Йегова, Аллах

Навечно обратятся в прах.

Царем же каждый будет маг.

О том, что прежде всего должен преобразовывать человек - окружающий мир или себя самого, за что Господь наказал вавилонян, о кровавых звездных богах Вавилона и их «влиянии» на современную жизнь, о единстве богопротивном и единстве в Боге рассказывает историк и сектовед Андрей Иванович Солодков, с которым мы продолжаем читать Книгу Бытия.

Человек, измени себя!

Несмотря на то, что Бог уничтожил развращенную допотопную цивилизацию (об этом мы говорили в прошлой беседе), грех продолжал существовать. Это ответ тем, кто спрашивает: если Бог есть, то почему Он не наведет порядок? Как видим, Он наводил порядок с позиции справедливости и силы, но внешние перемены не сделали человека благороднее. Деградировавшая человеческая природа нуждается в исцелении изнутри. И потому все внешние перемены политического мироустройства, благодаря которым человечество якобы достигнет полного счастья и благоденствия на земле, - обман и иллюзия. Есть более удачное государственное устройство, есть худшее, есть совсем никудышнее. Но причина неустройства - в нас. У нас все шиворот-навыворот. Мы требуем любви, уважения, вежливости, терпения от других, а Христос учит требовать этого от себя. И не только словами, но Сам Своею жизнью учит жертвенной любви. Нет такой заповеди - требовать любви от других, а есть «Возлюби ближнего твоего…» (Мф. 22: 39). Пока не будет веры, доверия и любви к Богу, так и будем бегать по кругу.

Впрочем, полного порядка на земле все равно не будет. Но у человека есть это стремление к абсолютной чистоте. Оно заложено в него при сотворении. «Душа по природе своей христианка» (Тертуллиан), а закон в душе - совесть. Совесть, по учению аввы Дорофея, есть «нечто Божественное и никогда не погибнет», и «нет человека, не имеющего совести». «Когда Бог сотворил человека, то Он всеял в него нечто Божественное, - поучает преподобный, - как бы некоторый помысл, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысл, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое; сие называется совестью, и она есть естественный закон».

Но абсолютная чистота возможна только в Царствии Божием, а стремление к нему в этой жизни преображает человека, делает его чище через покаяние. Таким образом, в этом стремлении к Небесной чистоте христианин распространяет свой свет на людей и весь окружающий мир. «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16). Если бы каждый стремился с Божией помощью изменить себя, то не требовалось бы внешних мнимо благополучных политических мироустройств, на которые мы так тщетно надеемся. Люди стали бы проще, а где просто, там, по выражению преподобного Амвросия Оптинского, «ангелов со сто, а где мудро, там ни одного». Да и государственное устройство стало бы получше.

Итак, внешние послепотопные перемены окружающего мира не упраздняют греха, который глубоко коренится в сердце человека. Казалось бы, уничтожены все злодеи, жизнь на земле начинается с чистого листа. Праведный Ной выходит из ковчега с тремя своими сыновьями. Всё, наконец-то справедливость и добро восторжествовали, но…

Грех хамства не замедлил себя проявить. Грех порабощает человека, и мы впервые в Библии встречаем это выражение - «раб греха», которым становится один из сыновей Ноя - Хам. Блаженный Августин пишет по этому поводу следующее: «Состояние рабства по праву назначено грешнику. В Писании мы не встречаем раба прежде, чем праведный Ной покарал этим именем грех сына. Таким образом, не природа, а грех заслужил это имя». «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или рабы греха к смерти, или послушания к праведности?» (Рим. 6: 16).

Обратим внимание: в 10-й главе Книги Бытия сказано, что начальником грандиозной вавилонской стройки был потомок Хама - Нимрод (см.: Быт. 10: 6-10).

«Всё выше, и выше, и выше…»

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» (Быт. 11: 1-4).

Как видим, был один язык и одно наречие. Люди понимали друг друга без переводчика. Стерты границы - космополитизм состоялся! Но такое единство не принесло людям счастья. Почему? Стимулом для сооружения Вавилонской башни была идея «единства ради единства», а еще желание «сделать себе имя». Люди начали создавать свою цивилизацию без Бога, свой политический строй, основанный на идеологии самовозвышения. Одним из поводов строительства башни было не что иное, как увековечивание «своего имени» в грядущих потомках, чтобы потешить свою гордость и тщеславие: «Смотри, как человеческая природа не любит оставаться в своих границах… Это-то особенно губит людей… Пристрастившись к мирским благам, даже и тогда, когда обладают великим богатством и властью… усиливаются подняться всё выше и выше», - пишет святитель Иоанн Златоуст.

Вспомним, что Бог заключает Завет с Ноем и дает повеление и благословение распространяться по всему лицу земли, обещая, что потопа не будет. Но человеки поступают по-своему. Они строят башню высотою до небес, рассуждая примерно так: мало ли что Бог сказал, что не будет потопа… а вдруг будет? надо перестраховаться. Наказание потопом их не вразумило, они не собирались меняться, они решили и дальше поступать по-своему - грешить, а если и будет потоп, то для того, чтобы спастись, достаточно изменить окружающий мир, к примеру - построить башню повыше, «до небес», забраться туда и продолжать жить по своему хотению.

Недалеко современный человек ушел от строителей Вавилона. Сегодня рассуждают примерно так же: «Что там написано в Библии? Ой, да ладно!.. Что говорят в Церкви? Грех порождает смерть? Ну, это понятно: работа у церковников такая - народ стращать, а мы сделаем так, как нам кажется лучшим». Церковь предупреждает об опасности экспериментов по производству суррогатного человека, пытается остановить детоубийство не родившихся детей, но человек поступает по принципу «пока гром не грянет…»

Но, казалось бы, и гром грянул, еще живы воспоминания о потопе у вавилонян, но человек продолжает упорствовать. Бог говорит распространяться по всему лицу земли. Но человек создает огромный мегаполис. Как прежде, так и сегодня. Вот он теснится, толкается в очередях, стоит в автомобильных пробках и, пробравшись сквозь джунгли цивилизации, изможденный своим искусственным миром, своим представлением о мнимой свободе и мнимом смысле жизни, забивается в железобетонную пещеру с газовой горелкой, сидит у «заменившего природу» телевизора, ища отдыха и утешения, но попадает всё в ту же ловушку суеты и толкотни, только теперь информационной, опустошающей человеческую душу.

С миссионерскими целями я бываю на Сахалине. Летишь девять часов без посадки. Под крылом самолета леса, реки, озера, поля… И невольно возникает мысль: кому это надо - расширять Москву, а не государство?

По такому же принципу поступали и строители Вавилонской башни. Башня все выше, и выше, и выше…

70-летний опыт строителей призрачного коммунизма, к сожалению, нас мало чему научил. Конечно, сейчас нет гонений на Церковь, но желание угодить и Богу, и мамоне просматривается в попытках построить консолидированное общество. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью… а вместо сердца - пламенный мотор». 70-летнее строительство показало всю, мягко говоря, нелепость такого сооружения. Всё рухнуло. И всё подобным образом строящееся - обречено на разрушение. «Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф. 7: 24-27). А все потому, что объектом поклонения вместо Бога стал человек, вот и обнаружилось все безумие такого предприятия. Безумен человек, который в сердце своем сказал: «Нет Бога» (ср.: Пс. 13: 1).

Кровавые звезды

«И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать» (Быт. 11: 5-6).

Что же вавилоняне делали? Создавая свой мир и не доверяя Богу, они создали и свою религию - астрологию. «Если человек перестает верить в Бога, он начинает верить во всё остальное», - говорил Ф.М. Достоевский.

Люди стали изобретать самодельную религию. Конечно, не обошлось и без подсказки диавола.

В долине Междуречья во времена расцвета халдейско-вавилонской цивилизации были выстроены огромные ступенчатые башни - зиккураты. «Халдейские жрецы наблюдали с этих башен звездное небо и вычерчивали карты расположения небесных светил. Они верили, что Солнце, Луна, планеты и звезды - божества, способные магически повлиять на судьбу мира и каждого человека в отдельности, и считали, что если им удастся понять и предсказать движение небесных светил, они смогут предсказывать будущее. Астрологию такого рода называют вульгарной, или примитивной, астрологией. Главный принцип вульгарной астрологии в том, что положение вещей на земле и тенденции развития событий соответствуют конфигурации небесных тел. Астрологические воззрения религии Ханаана, представлявшей собой ответвление религии Междуречья, были тесно связаны с поклонением таким божествам, как Ваал (Бел, Молох), Астарта (Иштар) и Ремфан, отождествлявшимся соответственно с Солнцем, Луной и Сатурном» (Библейская энциклопедия).

Были обнаружены тысячи черепов младенцев, которых в Вавилоне приносили в жертву звездным божествам

Археологи проводили раскопки в тех местах. И ими были обнаружены тысячи черепов младенцев, которых приносили в жертву этим звездным божествам. В религии вавилонян был такой принцип: высчитывать по звездам, кто из детей угоден богам и кто им не угоден. Одних приносили в жертву как неугодных и бесполезных для общества, других - чтобы задобрить богов и отвести их гнев.

Как и что совершать и в какое время, зависело от расположения звезд. И, как свидетельствуют таблички вавилонян, при этом убиении творились оргии по принципу «кто кого поймает».

О причине такого безумия пишет апостол Павел в Послании к Римлянам: «Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, - то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют» (Рим. 1: 21-32).

Интересно, что современные люди почему-то эту древнюю языческую религию Вавилона, по сути сатанинскую, связанную с человеческими жертвоприношениями, возвели в степень невинной забавы. Астрология не наука. Астрономия - наука, а астрология - языческая религия. Так почему же в светском государстве она в ранге некоей религиозной доминанты?! Например, зарегистрировался человек в соцсети на Майл.ру, и ему сразу лепят знак зодиака, причем без его согласия. А если бы по этому же принципу, но следуя церковному календарю, человеку, зарегистрировавшемуся в тех же соцсетях, напоминали бы, причем не только ему, но и его друзьям, в честь какого святого ему наречено имя и когда у него именины, представляю, какой бы шум поднялся в СМИ! Кричали бы о свободе совести, об «оскорблении чувств неверующих». А тут - тишина. Прилепили мне языческий знак, за меня решили, а ведь это все равно, как если бы без меня меня женили. Но ты молчи, это, мол, наука. Что же, выходит, мы живем в стране, где астрология - древняя человеконенавистническая языческая религия - победила?

А чему удивляться? Мы же тоже убиваем детей - в утробе матери, нерожденных! Ничего не изменилось с тех далеких времен, просто вместо Ваала и Астарты люди стали поклоняться доллару и евро. А вместо звезды Ремфана - комфорту. Так и говорят: «А зачем рожать? Хочется и для себя пожить» Ради временного благополучия убиваются дети!..

Бог наставляет людей сторониться подобного рода псевдорелигиозных экспериментов: «И дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им… Не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою через огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 4: 19; 18: 10-12). И еще: «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов, которые говорят вам: “Не будете служить царю Вавилонскому”. Ибо они пророчествуют вам ложь, чтобы удалить вас из земли вашей, и чтобы Я изгнал вас и вы погибли» (Иер. 27: 9-10).

Насколько достоверны в предсказаниях гороскопы, в которые так жадно уверовали любопытствующие о своем будущем?

Старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П.К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ В.Г. Сурдин пишет в одном из своих трудов: «…положение знаков зодиака смещено относительно созвездий примерно на 30 градусов или на одно созвездие. Связано это с тем, что канонические правила астрологии установлены два тысячелетия назад в трудах древнегреческих ученых. С тех пор в результате перемещения земной оси относительно плоскости Солнечной системы (явление прецессии) система небесных координат сместилась относительно звезд. Поэтому сейчас, когда Солнце находится в созвездии Тельца, астрологи считают, что оно в знаке Близнецов».

В 1981 году римская газета «Паэзе сера» печатала дискуссию между астрологами и астрономами, в ходе которой ученые поставили перед предсказателями еще один любопытный вопрос: «Как составить гороскоп для людей, родившихся на севере, у Полярного круга?» Дело в том, что в течение многих месяцев небо над головой «полярников» лишено традиционных астрологических планет (они находятся ниже линии горизонта). Получается, что родившиеся в северных районах оказываются лишенными как черт характера, так и судьбы! Подобная дилемма так и осталась без вразумительного ответа астрологов.

«Смешал Господь язык всей земли»

«[И сказал Господь:] сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли…» (Быт. 11: 7-9).

Божие наказание - это всегда помощь человеку вернуться от смерти к жизни

Господь рассеивает вавилонян по всему лицу земли. Было ли рассеяние наказанием? Да, но Божие наказание - это всегда желание помочь человеку вернуться от смерти к жизни. Из этой истории мы видим происхождение языков народов мира. О происхождении национальностей мы говорили в предыдущей беседе.

«Смешение» всегда слово негативное. Слово «Вавилон» еще переводится как «помешательство, безумие, противление, безумное противление». То есть из-за безумного противления людей и искания ими единства вне Бога произошло это рассеяние.

Существует множество теорий происхождения языков народов мира: теория языка жестов, теория звукоподражания, теория создания языка силой человеческого разума - но при этом не говорится об источнике, давшем силу разуму. Но ни одна из них не в состоянии объяснить наличие и богатство речи, которой, в отличие от всего живого мира, обладает только человек. Приверженцы эволюции говорят о постепенном развитии языка. Некоторые рассуждают о внезапном изменении в ДНК человека, что и породило якобы языки. Когда исследуешь все эти теории, не имеющие под собой научного обоснования, просто поражаешься, насколько надо быть верующим в случайности и совпадения, чтобы утверждать, что теории, гипотезы и мифы - наука.

Единство, подобное единству вавилонян, неугодно Богу - потому что оно душепагубно для человека. А есть ли альтернатива, иное единство? Да. В день Пятидесятницы - в день рождения Церкви - апостолы заговорили на языках народов мира (см: Деян. 2: 3-4), благовествуя единство во Христе. «Ибо при смешении языков (в Вавилоне. - А.С. ) было разрушение замысла, так как замысел был богопротивным, здесь же утверждение и соединение мыслей, так как помысел был благочестивым. Через что отпадение, через то же и восстановление», - говорит святитель Кирилл Иерусалимский.

«И Сара была неплодна и бездетна. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней жизни Фарры двести пять лет, и умер Фарра в Харране» (Быт. 11: 30-32).

Более подробно об этих событиях мы поговорим в следующей беседе. Сейчас же замечу: Бог вызволяет Аврама и его семью из этого наполненного страстями места - вавилонского столпотворения (само слово «Ур» переводится как «огонь, горячность, страстность») - и ведет его в землю Ханаанскую - прообраз Церкви и Царствия Божия.

Падение Вавилона

После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его. 2 Ангел же возвестил громко:

«Пал, пал Вавилон великий!

Стала столица развратная обиталищем бесов

и пристанищем всякого нечистого духа,

пристанищем всякой птицы нечистой

и всякого нечистого зверя, ненавистного.

3 От вина блудной страсти ее опьянели все народы;

даже цари земли блудили с ней;

купцы же разбогатели от безудержного роскошества ее».

«Выйди из нее, народ Мой,

чтобы не быть тебе соучастником в грехах ее

и не подвергнуться каре, ее ожидающей .

5 До небес выросла гора грехов ее –

все их припомнил Бог, все неправды ее.

6 Воздайте же ей, как она воздавала,

и вдвое воздайте за дела ее.

В чаше, в той самой , в которой она подавала вино,

дайте и вы ей теперь, но больше вдвое.

7 Сколько превозносила она себя и роскошествовала,

столько же воздайте ей мучением и скорбью;

за то воздайте , что в сердце своем она говорит:

«Сижу, как царица, я не вдова и мне не скорбеть».

8 Но обрушатся на нее однажды кары, смерть, скорбь и голод;

будет сожжена она огнем,

велика ведь сила Господа Бога, приговорившего ее.

9 А цари земные, в блуд и роскошь впадавшие с нею, станут бить себя в грудь, возрыдают о ней , когда увидят дым от пожара, в котором сгорит она. 10 Со страхом будут смотреть они издали на мучения ее и тогда возопят:

«Горе, горе тебе , великая столица,

могущественный город Вавилон!

В час единый свершился суд над тобой!»

11 Купцы земные восплачут и будут скорбеть о ней, потому что никто уже не купит товаров у них, 12 золотых товаров и серебряных, камней драгоценных и жемчуга, тончайшего льна, пурпура, шелка и багряницы; разных благовонных деревьев и из кости слоновой различных изделий не купит никто ; и утвари всякой из дерева дорогих пород и меди, железа и мрамора тоже не купят . 13 И корицы не купят больше и пряностей, фимиама не купят и мира, и ладана; вина и елея, крупчатки, пшеницы не купят; не купят крупного скота и овец, коней, колесниц, и тел, и душ человеческих 14 (будет сказано о том : «Спелых плодов, которых жаждет душа твоя, не стало у тебя, вся роскошь и весь блеск твой пропали, ничто уже не вернется к тебе»).

15 Страх охватит торговавших всем этим и разбогатевших через великую блудницу купцов, когда увидят они все мучения ее. В ужасе отвернутся они и восплачут отчаянно:

16 «Горе, горе, столица великая,

в тончайший лен одетая, в пурпур и багряницу,

золотом, драгоценными камнями и жемчугом блистающая!

17 В миг единый в ничто обратилось богатство твое!»

И все, кто живет от моря, кормчие все и матросы, мореплаватели - все они стали поодаль 18 и кричали, глядя на дым, что поднимался над пожарищем: «Какой город сравнится с городом этим великим?» 19 Пеплом посыпали они головы свои и кричали, скорбя и рыдая:

«Горе, горе тебе , столица великая!

У кого были корабли на море,

твоими они все обогащались драгоценностями –

вот во мгновение ока в ничто превратилась ты!»

20 А вы, небеса, ликуйте!

И вы, народ Божий, апостолы и пророки, ликуйте!

Взыскал Бог с нее за вас!»

21 Взял тогда один могучий ангел большой, размером с мельничный, камень и, бросив его в море, сказал:

«С такой вот силой будет повержена великая столица Вавилон

и не будет уже найдена после того .

22 Не услышат более в тебе ни звуков кифары, ни пения;

не прозвучат на улицах твоих флейты и трубы;

не найдут у тебя ни одного человека,

который продолжал бы заниматься ремеслом своим;

и шума жерновов не услышат более в тебе.

23 Не будут уже светильники светить в тебе,

И всё потому, что выше всех считали себя

купцы твои на земле,

потому что чародейством твоим обмануты были все народы.

24 Будет, будет наказан Вавилон ,

потому что кровь пророков на нем,

кровь всех людей Божьих и вообще всех на земле невинно убиенных».

Из книги Апокалипсис Иоанна автора Булгаков Сергей Николаевич

ГЛАВА XVIII ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА Эта глава всецело посвящена эпизодическому раскрытию одной темы, которая уже намечалась выше (XVI, 19): суду Божию над Вавилоном и его гибели. Она раскрывается в ряде картин и образов. Глава эта отличается пространным и даже несколько многословным

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 2 (Ветхий Завет) автора Карсон Дональд

39:1-8 Послы из Вавилона См. более подробный коммент. к 4 Цар. 20:12–19.Вера царя Езекии, проявленная во время тяжелейшего удара, не устояла перед лестью (отметим его восторженный рассказ в ст. 3-4), еще один пал жертвой мирской дружбы. Из истории достаточно известно о

Из книги Вавилон [Расцвет и гибель города Чудес] автора Веллард Джеймс

21:1-14 Нет спасения от Вавилона В служении Иеремии наступает критический момент. Отныне изменится сам характер его пророчеств. У нас есть несколько указаний на время, когда были записаны различные отрывки. Данный отрывок отсылает нас к периоду правления последнего

Из книги Апокалипсис или откровение святого Иоанна Богослова автора (Таушев) Аверкий

25:1-14 Время Вавилона Четвертым годом правления Иоакима и двадцать третьим годом пророческого служения Иеремии (считая включительно, см.: 1:2) был 605 г. до н. э. В этот год Вавилон под управлением Навуходоносора нанес египетскому фараону Нехао сокрушительное поражение в

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

50:1 - 51:64 Против Вавилона Пророчества о различных языческих народах заканчиваются длинной чередой предсказаний о судьбе Вавилона–разрушителя, размышлениям о котором посвящена вся книга. Значение его как орудия Божьего гнева, направленного на неверный Богу народ,

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Глава восемнадцатая. ПАДЕНИЕ ВАВИЛОНА – ВЕЛИКОЙ БЛУДНИЦЫ В этой главе чрезвычайно живо и образно рисуется гибель Вавилона – великой блудницы, которая сопровождалась, с одной стороны, плачем царей земных, блудодействовавших с нею, и купцов земных, продававших ей разного

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

19. Запустение Вавилона 19. И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, 19-22. Вавилон после разрушения его мидянами, совершенно запустеет. Никто не захочет поселиться на тех местах, какие занимал этот обширный город, и только дикие

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Глава 47 1. Падение гордого Вавилона Настоящая глава является непосредственным продолжением предыдущей: в той говорилось о низвержении божества Вавилона, в этой идет речь о падении самого города. Но подобно тому, как в предшествующей главе божества Вавилона брались не

Из книги История мировых религий автора Горелов Анатолий Алексеевич

Падение Вавилона После этого я увидел другого ангела, сходившего с неба. Великая была у него власть, и земля озарилась сиянием славы его. 2 Ангел же возвестил громко:«Пал, пал Вавилон великий!Стала столица развратная обиталищем бесови пристанищем всякого нечистого

Из книги Толковая Библия. Ветхий Завет и Новый Завет автора Лопухин Александр Павлович

Падение Вавилона 1 - Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь вавилонян.Больше не назовут тебянежной и утончённой.2 Возьми жернова, мели муку;сними своё покрывало.Подбери свои юбки, оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится

Из книги автора

Падение Вавилона 1 После этого я увидел ещё одного ангела, сходящего с небес и обладающего великой властью; вся земля была озарена его славой. 2 Он произнёс могучим голосом:- Пала, пала великая блудница Вавилон aи стала жилищем демонов,пристанищем для всякого нечистого

Из книги автора

Падение Вавилона 1 - Сойди, сядь в пыли,девственная дочь Вавилона a;сядь на землю, не на трон,дочь халдеев.Больше не назовут тебянежной и утонченной.2 Возьми жернова, мели муку;сними свое покрывало.Подбери свои юбки,оголи свои ноги,переходи через реки.3 Пусть обнажится твоя

Из книги автора

Реки Вавилона Псалом 136 имеет явное происхождение в период плена: Пс., 136: 1. При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе. Вавилон находится на реках Евфрат и Тигр, примерно в сорока милях на восток. Изгнанные иудеи, распространившись по всему этому

Из книги автора

Мифология Вавилона Основные сюжеты ближневосточной литературы выходят из шумерских. Аккадцы, завоевав шумеров, восприняли их культуру, которая потом прошла через Вавилон и Ассирию. Мифы вавилонян и ассирийцев связаны с их шумерскими прототипами. Два из них – «Сошествие

Из книги автора

XLVIII Падение Вавилона. Положение иудеев при Кире. Манифест об освобождении пленников. Летосчисление Древние восточные монархии, как основанные на завоевании и угнетении, не имели в себе задатков прочности и жизненности. Это были большей частью насильственно сплоченные

После смерти Навуходоносора начался упадок Вавилонского царства. Новый царь, Набонид, не был ни смелым полководцем, ни талантливым государственным деятелем. Со временем Набонид совершенно перестал заниматься государственными делами, уехал из Вавилона и поселился в своем дворце в Северной Аравии. В столице правил сын Набонида, Валтасар. Между тем над Месопотамией снова сгущались грозные политические тучи. В 558 году на политическом горизонте появился малоизвестный вначале вождь племени, а затем царь Ассана Кир. Этот правитель оказался гениальным и грозным полководцем. Он завоевал Мидию и объявил себя царем персов. Для борьбы с новым завоевателем Набонид организовал союз, в который кроме Нововавилонского царства вступили Мидия, Спарта и Египет. Кир принял вызов, победил мидийского царя Креза и захватил Малую Азию Затем он двинулся против своего главного противника – халдеев. В 540 году произошла битва, в результате которой халдейская армия была разгромлена. В 539 году Кир подошел к Вавилону.

Надеясь на мощные городские стены, Валтасар беспечно пировал в своем дворце, не думая об опасности. Однажды он устроил большой пир и пригласил на него всех вельмож. Опьяневший царь повелел принести все золотые и серебряные сосуды, когда-то вывезенные Навуходоносором из Иерусалимского храма, чтобы гости из них пили вино, прославляя своих богов.. Когда совершалось это кощунство, в воздухе показалась рука, которая написала на стене дворца три таинственных слова: «Мене, текел, перес ». Сразу же воцарилась гробовая тишина: пирующие в испуге смотрели на непонятное видение, а царь побледнел и весь дрожал от страха. Во дворец был призван Даниил, который следующим образом объяснил смысл этих таинственных слов. Он сказал царю: ты, царь, «вознесся против Господа небес, и сосуды дома Его принесли к тебе, и ты и вельможи твои, и жены твои и наложницы твои пили из них вино... За это и послана от Него кисть руки, и начертано это Писание... Вот и значение слов: Мене – исчислил царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам » ().

В ту же ночь исполнилось пророчество Даниила. Войска мидян и персов под предводительством царя Кира вторглись в город и овладели им. Валтасар был убит. Так пало царство Вавилонское. На развалинах этого царства Кир воздвиг могучую Мидо-Персидскую монархию. В Вавилоне он поставил царем Дария – мидянина.

Пророк Даниил, брошенный на растерзание львам

Царь Дарий полюбил Даниила и сделал его одним из трех главных начальников в своем царстве, впоследствии предполагая поставить его над всем царством. Снедаемые завистью, князья и сатрапы решили свергнуть и погубить царского любимца. Но он честно выполнял порученные ему обязанности, и очернить его в глазах царя было трудно. Однако они все знали о его преданности Истинному Богу и о том, что он ревностно соблюдает религиозные обряды. И враги Даниила решили нанести ему удар с этой стороны. По их настоянию Дарий издал указ, чтобы никто в его царстве не смел в продолжение тридцати дней обращаться с просьбой ни к какому богу, а только молиться царю. Даниил не мог подчиниться приказу, который противоречил заветам Моисея. Отворив окна своего дома, выходившие в сторону Иерусалима, он тайно три раза в день молился Богу Израиля. Завистники подсматривали, как он молится, и донесли об этом царю. Тогда Дарий понял, что его обманули, но не мог отменить своего приказания и вынужден был разрешить бросить своего любимца в ров на растерзание львам.

На другой день, рано утром, царь поспешил ко рву и громко спросил: «Даниил, раб Бога живого! твой, Которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?» Из глубокой ямы послышался голос Даниила: «Царь! во веки живи! мой послал Ангела Своего и заградил пасть львам, и они не повредили меня, потому что я оказался пред Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления » (). Тогда царь повелел вытащить Даниила изо рва и вернуть ему все прежние звания и должности. Зато тех, кто его обвинял, царь приказал бросить в ров, и львы тотчас растерзали их и съели.

Даниил дожил до начала царствования Кира и пользовался уважением и славой не только как видный сановник, но и как вдохновенный пророк. Он с точностью предсказал еврейскому народу о времени пришествия в мир Помазанника Божия – Мессии, Который освободит людей от страданий и восстановит на земле справедливость.

Возвращение из плена

После смерти Дария Кир стал царем всей империи. В неполных двадцать лет он создал огромное государство, границы которого простирались от Индии до Средиземного моря. Покоренные халдеями народы встречали его, как избавителя. Кир оказался завоевателем и государственным деятелем совсем иного склада, чем ассирийские и халдейские цари. В отличие от них, он не истреблял завоеванные народы, не разрушал их города, не позволял своим солдатам грабить и бесчинствовать. покоренных стран текла нормально, купцы и ремесленники продолжали спокойно заниматься своим делом. Персидский царь оказался деятелем нового типа еще в одном отношении: он дал покоренным народам большую политическую автономию и разрешил им поклоняться своим богам. Его религиозная и политическая терпимость выразилась также и в том, что он разрешил выселенным племенам вернуться в родные места и вернул им захваченные в свое время халдеями статуи богов и разную утварь из их храмов.

Иудейские изгнанники встречали Кира с неописуемым восторгом. Они видели в нем не только освободителя, но и посланника Божия. Вскоре их надежды оправдались; в 538 году Кир особым декретом разрешил иудеям возвратиться на родину. Он также приказал вернуть им всю литургическую утварь, увезенную Навуходоносором из Иерусалимского храма.

Подготовка к возвращению длилась долго. Тех, кто изъявил желание вернуться, собирали в лагеря, составляли списки. Не все, однако, решались покинуть Вавилон. Состоятельные люди, владеющие земельными угодьями и торговыми предприятиями или занимающие крупные государственные посты, не очень стремились переселяться в разоренную, захолустную страну. Но зато все, и бедные и богатые, щедрой рукой давали средства на восстановление Иерусалимского храма, так что репатрианты везли с собой большие сокровища.

Желание вернуться на родину изъявили сорок две тысячи человек. Большинство из них были патриоты, ревностные служители Иеговы, священники, левиты, но были и такие, которые не очень преуспели на чужбине. Во главе репатриантов стояли первосвященники Иисус, Зоровавель и двенадцать человек старейшин. Бывшие пленники избрали старый, проторенный путь торговых караванов. И вот, наконец, после многих недель пути вдали показались развалины Иерусалима. Усталые путники плакали, смеялись и благодарили Бога. Таким образом через семьдесят лет евреи вновь возвратились на свою родину.

Построение второго храма

Повседневная жизнь в разрушенном Иерусалиме была чрезвычайно тяжелой. Репатриантам пришлось прежде всего позаботиться о кровле над головой и очистить улицы города от развалин. Вот почему жертвенник Богу они построили лишь на седьмой месяц после возвращения, а к восстановлению храма приступили на второй год, т.е. в 536 году. Об этом узнали самаритяне и попросили через послов позволения принять участие в строительстве. Но Зоровавель и первосвященник Иисус решительно отказались от помощи тех, кто привнес в иудейскую веру языческий элемент. Результаты этого отказа оказались плачевными. Самаритяне и другие племена, завладевшие опустевшей иудейской территорией, всячески мешали строительству, устраивая вооруженные набеги, разрушая отстроенные стены и сея беспорядок в Иерусалиме. Иудеи, измученные трудностями и постоянно ухудшающимися условиями жизни, прервали работы по восстановлению храма и стали налаживать свою личную жизнь. В погоне за хлебом насущным они забыли религиозные дела. Так прошло около пятнадцати лет.

После Кира и Камбиза персидский престол занял Дарий I (522–485 гг.). В это время в Иудее раздалась проповедь двух пророков – Аггея и Захарии, которые обличали инертность жителей Иерусалима и призывали их к новой попытке восстановления храма. Воодушевленные Божьими посланниками иудеи с еще большим усердием принялись за труд, и за пять лет (с 520 по 515 гг.) построение храма было закончено. Это был, конечно, не тот великолепный, сверкающий золотом храм. Второй храм представлял собой бедное, маленькое, лишенное украшений строение.

Святая Святых, где раньше в блеске и великолепии хранился золотой Ковчег Завета, теперь был пустым, так как Ковчег погиб во время разрушения храма. Старики, видевшие прежний храм, со слезами говорили, что новый храм не так великолепен, как первый. Утешая евреев, пророк Аггей говорил, что, хотя второй храм беднее первого, но слава его будет больше славы Соломонового храма, так как во второй храм войдет ожидаемый Мессия. Пророк Захария также воодушевлял евреев, указывая на скорое пришествие Мессии, и предсказал торжественный вход Господень в Иерусалим.

Деятельность священника Ездры

С момента восстановления храма прошло сорок три года. Персидский престол занял царь Артаксеркс I (465–424 гг.). В Вавилоне жил тогда иудейский ученый священник по имени Ездра. Люди, приезжавшие из Иерусалима, привезли ему тревожные вести о том, что иудеи пренебрегают своими религиозными обязанностями и что им грозит смешение с окрестными арабскими племенами, с которыми они постоянно заключают браки. Ездра был уже стар, но, тем не менее решил вернуться на родину, чтобы свой народ направить на истинный путь. Артаксеркс, к которому он обратился за разрешением на выезд, отнесся к его просьбе очень благосклонно и не только разрешил ему уехать, но подарил много золота и серебра для украшения Иерусалимского храма. Большие средства жертвовали также евреи, оставшиеся в Вавилоне.

Вместе с Ездрой в 458 году в Иудею отправилась вторая партия репатриантов в количестве тысячи пятисот семидесяти шести человек. Прибыв в Иерусалим, священник Ездра энергично взялся за проведение реформ, которые должны были возродить Иудею. То, что он увидел на родине, привело его в ужас. Многие иудеи из-за того, что еврейских женщин было мало, женились на дочерях ханаанеян, хеттов, филистимлян, иевусеев, моавитян и египтян. Даже у священников и вождей народа были жены-чужестранки. На улицах Иерусалима звучал многоязычный говор, избранный народ стоял перед угрозой исчезновения. Ездра был потрясен. Он разорвал свою одежду и долго сидел печальным у храма. Затем он собрал иудейский народ в Иерусалим и потребовал, чтобы все иудеи, женатые на чужестранках, расторгли свои незаконные браки и отправили своих жен обратно на родину. Только такими жесткими мерами Ездре удалось сохранить иудейский народ от ассимиляции. Главная заслуга священника Ездры заключалась в том, что он восстановил действие Моисеева законодательства, которое являлось основой религиозной и гражданской жизни иудейского народа. Не менее важной его заслугой было также и то, что он собрал все боговдохновенные книги и таким образом создал канон священных книг Ветхого Завета. Книги размножались и распространялись по всей Иудее. Для того, чтобы народ знал содержание священных книг, Ездра распорядился построить в городах и селениях синагоги (молитвенные дома), где бы верующие каждую субботу могли слушать чтение и толкование Священного Писания . Толкованием священных книг занимались ученые люди, которых называли книжниками. Они носили также название раввинов, т.е. учителей. Ездра основал Великую Синагогу – верховное судилище из священников и левитов, которым, кроме того, было поручено хранить и размножать священные книги.

Деятельность Неемии. Книга Неемии

Хотя Ездра провел много полезных реформ, которые сыграли громадную роль в религиозной и гражданской жизни иудейского народа, но он все-таки не смог поднять Иерусалим из руин. Этот город все еще являл собой груду развалин.

В это время при дворе Артаксеркса I в Сузах занимал высокий пост Неемия. Он был главным виночерпием царя. Однажды к нему пришел еврей и рассказал о трагическом положении Иудеи. Столица так и не поднялась из развалин. Богачи угнетали бедняков, а налоги ростовщиков и дороговизна довели большинство населения до крайней нищеты. Печальные вести потрясли Неемию. Много дней он плакал, постился и молился Богу, чтобы как-то исправить положение в Иудее. Однажды царь заметил его состояние и спросил его: «Отчего лице у тебя печально?» Неемия поведал царю причину своего горя и высказал ему свое желание: «Если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицом твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его » ().

Артаксеркс любил Неемию и полностью доверял ему. Он не только разрешил ему уехать, но назначил наместником Иудеи и дал ему письмо к хранителю царских лесов с приказанием выдать нужное количество дерева для восстановления Иерусалима.

Неемия прибыл в Иерусалим в 445 году. Осмотрев разрушенные стены города, он немедленно принялся за дело. Неемия распределил участки стен для восстановления по семьям, не исключая семей даже священников, и жители города, воодушевленные его энтузиазмом и энергией, дружно принялись за дело. Когда начались работы по восстановлению стен города, самаряне и другие враждебные иудеям племена всячески старались помешать и грозились напасть на Иерусалим. Неемия не дал запугать себя и организовал сопротивление. Он вооружил строителей мечами, копьями, луками и щитами. Часть их работала на стройке, а часть охраняла город. Работа велась днем и ночью. Энтузиазм строителей позволил им закончить строительство стен за пятьдесят два дня, и столица вздохнула с облегчением.

После этого Неемия приступил к разрешению социальных проблем. Бедных он освободил от податей и налогов, требуя лишь скромных поставок на содержание своего дома. Затем он созвал собрание и велел богатым поклясться, что они перестанут заниматься ростовщичеством и вернут беднякам поля, виноградники и сады, отнятые за неуплату долгов. Неемия также продолжил дело Ездры по расторжению незаконных браков.

Выполнив свою миссию, Неемия вернулся в Сузы, ко двору Артаксеркса. Во время правления Неемии Иудеей Господь послал Своему народу последнего ветхозаветного пророка Малахию. Посланник Божий призывал евреев очистить свои сердца и подготовить себя к славному пришествию в мир Помазанника Божия – Мессии. Пророк предсказал, что перед пришествием Мессии Господь пошлет им великого Пророка, который приготовит путь к пришествию Сына Божия.

После Неемии власть над иудейским народом сосредоточивается в руках первосвященников, которые стояли во главе Великой Синагоги, впоследствии переименованной в Синедрион (Верховный суд). Синедрион состоял из первосвященников, старейшин и законников. К первой категории причислялись, кроме выбранного на этот период первосвященника, также бывшие первосвященники и начальники священнических чред. По талмуду число членов Синедриона было 70. Сосредоточивая в своих руках политическую и религиозную власть, Синедрион в то же время подчинялся сначала персидскому, а затем – греческому владычеству.

 
Статьи по теме:
Домашняя ветчина из свинины в ветчиннице с грибами, черносливом и орехами
С появлением ребенка в доме начинаешь задумываться о здоровой и, самое главное, вкусной пище. Ветчинница Редмонд — это не электрический прибор, а просто дополнительный аксессуар для приготовления домашней колбасы в мультиварке. Понятно, что вареная колбас
Свинина по-китайски: простой и вкусный рецепт
Свинина по-китайски - визитная карточка китайской кухни. Существует множество способов приготовления мяса и каждый из них хорош по-своему. Практически в каждом рецепте присутствует сахар или другой подсластитель, поэтому блюдо всегда выходит восхитительно
Куриная печень в сливках Куриная печень в сливках
Куриная печень - продукт не только вкусный, но и полезный. Надоели привычные паштеты и подливы? Приготовьте что-нибудь новенькое. Обязательно обратите внимание на такой деликатес, как в сливках. Приготовить это кушанье можно и по случаю праздничного засто
Ленивая овсянка: быстрый и полезный завтрак на все случаи жизни
Как часто мы что-то готовим на завтрак впопыхах, бегая между кухней, детской комнатой и туалетным столиком. При этом яичница подгорает, бутерброды падают маслом вниз, а задуманными всмятку яйцами впору стены разбивать. Другое дело - ленивая овсянка в банк