Что такое ораторское искусство и как ему научиться

Наверное, вам не раз приходилось присутствовать на таких выступлениях, во время которых многие не скрывали свою сонливость, полную апатию ко всему происходящему, разочарованность и даже раздражение? А теперь представьте на минутку, что к вашим выступлениям могут относиться таким же образом, ведь многие, находясь за трибуной, совершенно не чувствуют настроение зала, не видят равнодушные лица зевающих людей. Разве плохо учиться быть лучшим, плохо перенимать опыт людей, владеющих ораторским искусством в совершенстве? По-моему, ответ очевиден, а самая большая глупость верить в то, что ты все умеешь и можешь делать лучше других.

Приемы и тонкости ораторского искусства

Не секрет, что риторика – наука, изучающая искусство речи, предполагает некоторые хитрости, используемые ораторами для еще бόльшего влияния на аудиторию.
1. Нельзя свое затягивать слишком сильно, 20 минут будет вполне достаточно, чтобы вас услышали окружающие. Растягивать монолог на более длительный временной отрезок можно лишь в том случае, если вы мастер слова, а люди вам готовы платить просто за то, чтобы вы говорили без умолку.
2. На людей обязательно подействует прием внесения небольшой интриги. Например, после произнесенных враз: «Со мной лично произошло следующее…», «Как-то раз я …» и т.д., вы непременно заметите заинтересованные взгляды своих слушателей. Что произошло? Аудитория включилась в монолог, а ее сознание готово слушать истории из вашей жизни. Используйте этот способ привлечения внимания, ведь все великие ораторы были великими мастерами интриги, причем, «истории из жизни» далеко не всегда были таковыми.
3. Каким бы серьезным, ответственным и сложным не был ваш доклад, в процессе изложения материалы прибегайте к юмору. Разбавляйте свое выступление оригинальными шутками и случаями из собственной жизни или жизни своих коллег, знакомых, друзей и т.д. Главное, чтобы шутки аудитории не показались «плоскими» или вульгарными. Иногда именно юмор является лучшим аргументом, который помогает поднять настроение залу, немного разрядить нагнетенную атмосферу, не отвечать на провокационные вопросы.
4. Ораторское искусство – это ценный дар, которым обладает не каждый. От природы такой талант дается лишь единицам, остальным приходится учиться тонкостям и нюансам публичного слова. Одним из таких секретов является экспрессия (эмоциональность). Но проявление этого качества должно быть природным и естественным. В противном случае окружающим вы покажитесь не обаятельным и интересным, а …неадекватным и смешным.
5. Молчание – золото? Любой человек, владеющий приемами риторики, ответит утвердительно: «Да!». Если выступление публичное, это вовсе не означает, что вам необходимо говорить, не замолкая. Ученые давно доказали, что молчание оказывает бόльшее влияние на сознание, чем крик. Оно, как бы, активизирует его включение. А вы, в свою очередь, предоставляете слушателям шанс подумать, поразмышлять. Поможет этот секрет и тем, кто слишком волнуется перед аудиторией, неуверенно держит микрофон. Самой большой ошибкой может стать признание в том, что у вас было мало времени на подготовку выступления. После этих слов внимание и интерес слушателей мгновенно пропадет, а вам не останется ничего, как «дотянуть» свой рассказ до конца. Лучше немного помолчите, если сбились или что-то забыли, а зал на самом деле и не поймет, в чем действительная причина вашей паузы. Лучше попробуйте сыграть на контрасте и после молчания, начнет эмоциональное озвучивание вслух новой мысли. Это нравится слушателям, внимание которых будет практически заворожено.
6. И последнее: никогда не забывайте, что закрепить и отшлифовать полученные навыки поможет постоянная практика. Не брезгуйте любыми возможностями публичного выступления, потому что только так вы сможете достичь пика своего мастерства.

В чем вам может помочь обучение риторике?

Риторика. Если вы действительно твердо решили овладеть талантом публичной речи, в этом вам помогут специальные курсы, на которых расскажут не только об определенных приемах и секретах, но и научат, как правильно пользоваться полученными знаниями. Если вам кажется абсурдной сама мысль о том, чтобы учиться правильно говорить, ведь вы «говорите с рождения», обучающие тренинги или курсы изменят ваше сознание в корне. Буквально на первом занятии вы окончательно убедитесь в том, что об ораторском искусстве не знаете практически ничего, а держать внимание зала вам просто не под силу.

На первых «парах» обучения шаги будут робкими, а чувство страха и стеснения будет предательски подводить в самый неподходящий момент. Однако потом вы поймете, что постижение чего-то нового является увлекательным путешествием в мир непознанного, но чего-то очень интересного. К тому же, при обучении применяется не «голый» подход, а такие тонкости, как юмор, игра, коллективная работа и все то, что может прохождение курсов сделать максимально удобным и увлекательным.

Облик руководителя компании, его лидерские качества и навыки продажи определяют успех предприятия. Это знают специалисты по пиару, которые пишут для руководителей речи, продумывают их внешний вид, учат выступать на публике и правильно расставлять акценты. Однако даже лучший пиар-специалист не сможет самостоятельно сделать из обычного человека яркую личность, героя публичных речей.

Книга Джеймса Хьюмса - известного писателя, бывшего спичрайтера пяти американских президентов - раскрывает некоторые секреты ораторского мастерства и создания харизмы. Освоив приёмы, предлагаемые автором, вы обретёте уверенность и научитесь легко и успешно справляться с публичными выступлениями.

1. Пауза

С чего должно начинаться любое успешное выступление? Ответ прост: с паузы. Неважно, какая у вас речь: подробное выступление на несколько минут или короткое представление следующего докладчика - вы должны добиться тишины в зале. Выйдя на трибуну, осмотрите аудиторию и зафиксируйте взгляд на одном из слушателей. Затем мысленно произнесите про себя первое предложение и уже после выразительной паузы начинайте говорить.

2. Первая фраза

Все успешные ораторы придают большое значение первой фразе выступления. Она должна быть мощной и обязательно вызывать положительный отклик у аудитории.

Первая фраза - это, выражаясь терминологией телевизионщиков, «прайм-тайм» вашего выступления. В этот момент аудитория максимальна по численности: каждый человек в зале хочет посмотреть на вас и узнать, что вы за птица. Уже через несколько секунд может начаться отсев слушателей: кто-то продолжит беседу с соседом, кто-то уткнётся в телефон, а кто-то и вовсе заснёт. Однако первую фразу будут слушать все без исключения.

3. Яркое начало

Если у вас нет в запасе яркого подходящего афоризма, способного приковать всеобщее внимание, начните с истории из своей жизни. Если у вас есть важный факт или новость, неизвестная слушателям, начните сразу с неё («Вчера в 10 часов утра…»). Чтобы аудитория воспринимала вас как лидера, нужно сразу брать быка за рога: выбирать сильное начало.

4. Главная мысль

Ещё до того, как вы сядете писать свою речь, вы должны определить её главную мысль. Этот ключевой момент, который вы хотите донести до аудитории, должен быть сжатым, ёмким, «помещаться в спичечный коробок».

Остановитесь, посмотрите и составьте план: в первую очередь выделите ключевые мысли, а затем уже можете дополнить и пояснить их примерами из жизни или цитатами.

Как говорил Черчилль, хорошая речь подобна симфонии: она может быть исполнена в трёх разных темпах, но в ней должна сохраняться основная мелодия.

5. Цитаты

Есть несколько правил, соблюдение которых придаст силу цитированию. Во-первых, цитата должна быть вам близка. Никогда не приводите высказывания автора, который вам незнаком, неинтересен, которого вам неприятно цитировать. Во-вторых, имя автора должно быть известно слушателям, а сама цитата должна быть короткой.

Вы также должны научиться создавать обстановку для цитирования. Многие успешные ораторы пользуются подобными приёмами: перед цитированием они делают паузу и надевают очки либо же с серьёзным видом зачитывают цитату с карточки или, например, газетного листа.

Если вы хотите произвести особое впечатление цитатой, выпишите её на маленькую карточку, достаньте во время выступления из бумажника и зачитайте высказывание.

6. Остроумие

Наверняка вам много раз советовали разбавить выступление шуткой или анекдотом. В этом совете есть доля правды, однако не стоит забывать, что шутка ради шутки только оскорбляет слушателя.

Не нужно начинать своё выступление с не имеющего отношения к ситуации анекдота («Кажется, принято начинать речь с анекдота, так вот. Приходит как-то мужик к психиатру…»). Лучше незаметно перейти к своей забавной истории в середине речи, чтобы разрядить обстановку.

7. Чтение

Чтение речи с листа с опущенными вниз глазами, мягко говоря, не вызывает восторга у аудитории. Как же тогда поступать? Неужели необходимо заучивать получасовое длинное выступление? Вовсе нет. Нужно научиться правильно читать.

Первое правило прочтения речи: никогда не произносите слова, если ваши глаза смотрят на бумагу.

Используйте технику СОС: смотреть - остановиться - сказать.

Для тренировки возьмите любой текст. Опустите глаза и мысленно сфотографируйте несколько слов. Затем поднимите голову и остановитесь. Затем, глядя на любой предмет в другом конце комнаты, расскажите то, что запомнили. И так далее: смотрите в текст, останавливайтесь, говорите.

8. Приёмы оратора

Известно, что Черчилль фиксировал свои выступления подобно стихам, разделяя их на отдельные фразы и записывая каждую в отдельную строку. Чтобы речь зазвучала ещё более убедительно, воспользуйтесь этим приёмом.

Используйте рифмы и внутренние созвучие во фразе, чтобы придать звучанию своей речи поэтическую силу воздействия (например, фраза Черчилля «Мы должны следовать принципам гуманИЗМА, а не бюрократИЗМА»).

Придумать рифмы очень просто, достаточно запомнить самые распространённые из них: -на (война, тишина, нужна), -та (темнота, пустота, мечта), -ч (меч, речь, течь, встреч), -озы / осы (розы, угрозы, слёзы, вопросы), -ание, -да, -он, -ция, -изм и так далее. Поупражняйтесь с этими простейшими рифмами, составляя звучные фразы.

Но помните: рифмованная фраза должна быть одной на всю речь, не нужно превращать своё выступление в поэму.

А чтобы рифма не пропала зря, выразите в этой фразе ключевую мысль речи.

9. Вопросы и паузы

Многие ораторы используют для установления контакта с публикой вопросы. Не забывайте об одном правиле: никогда не задавайте вопрос, если не знаете ответ на него. Только предсказав реакцию публики, вы сможете подготовиться и извлечь из вопроса максимальную пользу.

10. Финал

Даже если ваша речь была невыразительной, всё может исправить удачная концовка. Чтобы произвести впечатление в финале, настройтесь, призовите на помощь свои эмоции: гордость, надежду, любовь и другие. Постарайтесь передать эти чувства слушателям так, как это удавалось великим ораторам прошлого.

Ни в коем случае не заканчивайте свою речь на минорной ноте, этим вы просто уничтожаете свою карьеру. Используйте духоподъёмные цитаты, стихи или шутки.

На курсах ораторского искусства учат, что эмоциональная связь с аудиторией не менее важна, чем умение хорошо говорить. Методы установления связи есть основные и дополнительные.

Основные методы для оратора:

  1. Выбирайте темы и подробности, которые воздействуют на эмоции.

У вас всегда есть выбор, с каких точек зрения подходить к теме выступления. Убедитесь, что хотя бы некоторые из них несут эмоциональную нагрузку.

Например, представьте, что вы подготовили 15 пунктов доводов в пользу того, почему ваши слушатели должны записаться на курсы ораторского мастерства . Но речь короткая, и вы сможете раскрыть только три или четыре пункта. Какие вы выберете? «Вы сможете победить страх публичных выступлений » пробуждает больше эмоций, чем «Научитесь ясно выражаться».

Страх, как одна из самых сильных эмоций, вызывает больший отклик и рисует в уме больше ярких картин.

  1. Подбирайте эмоционально окрашенные слова.

Одни слова звучат нейтрально, другие несут эмоциональную окраску. Подбирайте те, которые будут созвучны посылу вашего выступления.

Пример: Задумайтесь о разнице между словами, которыми разные воюющие стороны обозначают солдат-смертников.

Для одних это будут террористы-камикадзе, для других – мученики. Какое значение больше подойдет?

  1. Используйте содержательные аналогии и фигуры речи .

Если вы знаете, как создавать образы словами, это не только сделает речь живее и интереснее, но и образует эмоциональную связь, апеллируя к эмоциям, которые аудитория уже испытывала в прошлом.

Пример: Говоря о разбойных нападениях, можно сказать «В нашем городе есть проблема». А можно сказать «Это рак нашего города», апеллируя к сложившемуся отношению к раковым болезням.

  1. Рассказывайте истории.

Овладеть мастерством рассказа – кратчайший путь к эмоциональному отклику. Правильно подобранная история поможет вызвать почти любую нужную эмоцию. Поэтому истории – самая запоминающаяся часть любой речи.

  1. Используйте юмор.

Это перекликается с историями, ведь они нередко бывают смешными и поучительными. Однако у юмора своя цель. По-настоящему хороший юмор используется, чтобы вызвать удовольствие и удивить, поэтому часто связан с родственными чувствами – дружелюбием и спокойствием. Оратору нужно обязательно научиться шутить . Если аудитория смеется, значит, им весело. Если им весело, значит, им нравится вас слушать. Они внимательны. К тому же вы им нравитесь, иначе они бы не смеялись.

На своей пресс-конференции Владимир Путин не только ответил на вопрос журналиста, но и пошутил с ним, развеселив остальную аудиторию.

  1. Используйте наглядность.

Фото, картинка, наглядное пособие – все это будит эмоциональный отклик лучше, чем абстрактные слова.

Пример: Сравните части выступлений. Какая вызывает больше эмоций?

– Утверждение, что курение вызывает рак легких, и демонстрация фото пораженных легких.

– Утверждение, что окна в режиме проветривания смертельно опасны для кошек, и фото застрявшей между рамами кошки.

В первом случае аудитория видит только оратора. Во втором – им наглядно демонстрируют всю опасность.

  1. Вызывайте эмоции с помощью ораторских приемов .

Воздействие историй, шуток, картинок и прочего во многом зависит от манеры вашего выступления.

Например, вы можете подобрать грустные слова, показать соответствующее фото, но эффект усилится, если грусть будет еще и в вашем голосе, позе, выражении лица.

Дополнительные методы для оратора:

  1. Перед выступлением проводите анализ аудитории.

Все слушатели – люди. У всех людей есть эмоциональные крючки, за которые их можно зацепить. Выясните, в чем они могут заключаться. Это зависит и от возраста слушателей, и от профессии, и от жизненных обстоятельств. Данные анализа аудитории очень помогают улучшить выступление с учетом этой информации.

  1. Вызывайте интерес с помощью маркетинговых материалов.

Если человек испытывает эмоции, это мотивирует его к действию. Так, если его эмоция – жалость, он скорее пожертвует деньги на благотворительность.

Если заинтересовать аудиторию маркетинговыми материалами, она будет склонна действовать. Что делает заинтересованный человек?

– Видит презентацию.

– Уделяет ей внимание.

– Берет что-то на заметку.

– Увлекается словами оратора и следует его советам.

Заинтересуйте аудиторию ярким высказыванием или поразительной статистикой, тогда они заинтересуются и вашей речью.

  1. Удивляйте.

Как и любопытство, удивление мотивирует к действиям. Людям как минимум станет интересно, каким образом удивительный факт из начала речи соотносится с остальной ее частью. Поэтому им придется слушать внимательно.

Это не значит, что нужно сбивать аудиторию с толку. Удивительное должно быстро получать объяснение.

  1. Будьте искренни.

Чтобы заставить аудиторию почувствовать что-то, вы должны сами ощущать эти эмоции.

Не нужно дергать слушателей за эмоциональные ниточки, как марионеток. Людей отталкивает, когда они понимают, что вы играете с ними. Делитесь своими идеями так, чтобы слушатели прониклись ими вместе с вами.

Когда Владимир Путин прослезился во время своей речи на митинге, это подействовало лучше, чем слова. Люди видели, что он испытывает те чувства, о которых говорит.

  1. Модулируйте голос под стать эмоциям.

Тренировать голос очень важно. К примеру:

– Гнев нужно выражать громким вызывающим голосом.

– Грусть или отчаяние требуют более мягкого тона.

– Оптимизм или радостное возбуждение нуждаются в более быстром темпе речи.

  1. Подбирайте жесты и движения под стать эмоциям.

Это еще один способ донести идею и вызвать отклик. Используйте в выступлении 9 жестов и движений оратора-мастера . Если вы рассказываете историю о любви или радости, то не стойте, как манекен. Если рассказываете о разочаровании, плечи стоит опустить, а с лица убрать улыбку.

Хороший актер на сцене не притворяется, а вживается в роль и испытывает нужные чувства по-настоящему. Хороший оратор тоже должен не изображать, а заново пережить то, о чем рассказывает.

Некоторые ораторы находят это сложным, потому что говорят о прошлом, а все эмоции давно сгладились. Но аудитория слышит рассказ впервые, им важно показать, какие чувства бушевали в вас тогда.

  1. Поддерживайте зрительный контакт.

Зрительный контакт с аудиторией помогает передать взглядом разочарование, презрение или радость. В идеале тот человек, на которого вы смотрите, должен зеркально отразить эмоции. Это и будет признаком связи.

  1. Устраняйте физические барьеры между вами и аудиторией.

Выйдите из-за кафедры.

Кафедра – это барьер. Оратор словно закрывается ею от людей.

Подойдите к аудитории. Попросите их занять места в передних рядах. Если все же необходимо выступать за кафедрой , то делайте это правильно.

Чем ближе вы стоите к аудитории, тем более личным окажется для нее выступление. Чем более личным оно кажется, тем выше шансы установить сильную эмоциональную связь.

  1. Устраняйте эмоции-помехи.

Во время вашего выступления может происходить масса вещей, которые тоже вызывают эмоциональную реакцию у слушателей и соревнуются за их внимание. За окном может пройти шумный оркестр, который вызовет раздражение. Люди отвлекутся, связь с вами ослабнет. Нужно предусматривать возможные отвлекающие факторы, например:

– Голод и другие потребности организма. Если выступление длинное, следует делать перерывы.

– Шум, некомфортная температура (слишком жарко или холодно) и плохое освещение раздражают и злят. Заранее проверьте помещение для публичного выступления и постарайтесь по возможности улучшить условия.

– Если вы выступаете дольше, чем планировали, слушатели начинают нервничать, особенно если опаздывают куда-то. Следите за временем.

– Трудные слушатели, например, так называемые Снайперы в аудитории , могут раздражать, если вы слишком много времени тратите на пререкания. Научитесь справляться с ними.

  1. Избегайте больных тем.

Ситуации, когда аудитория вам не знакома, потенциально опасны. Вы можете выступать перед сотрудниками компании, в которой только что прошли массовые увольнения. Или перед людьми другой культуры. Нужно быть осторожным, чтобы не допустить фразы или жеста, которые окажутся спусковым крючком для негативных эмоций.

В лучшем случае аудитория посмеется, но если вы нечаянно обидите людей или наступите на больную мозоль, то эмоционального отклика достигнуть не удастся.

Лучшая подстраховка – анализ аудитории . Если такой возможности нет, будьте предельно внимательны к настроению людей, когда выступаете. Если случайно задели людей, нужно просто извиниться.

Да, есть такие секреты.
О секретах ораторского мастерства, ораторского искусства,
о секретах ораторов пойдет здесь речь…

Часто на своих занятиях я слышу вопрос:

– А есть ли ?

Секреты ораторского искусства

Конечно же, есть. И у каждого оратора – свои.

О секретах ораторов написано мало книг, и это понятно – кто же будет раздавать свои секреты? Если такие книги попадаются – истинных секретов там мало. Секреты на то и секреты , чтобы их беречь, или применять незаметно.

Впрочем, мало о них узнать. Ими нужно уметь пользоваться. И многие секреты – по плечу только мастерам.

К примеру, секреты бокса есть? Да. Мне такие секреты показывали. Вот только не доводилось мне их ни разу применить.

Есть секреты выступлений и у меня. С некоторыми я сейчас поделюсь, а некоторые – оставлю на “потом”.

Начнем с самых простых секретов , которые пригодятся даже начинающему оратору.

Секреты ораторского искусства

Секрет №1

Расскажу про один секрет , который помог мне многого достичь в жизни, в том числе – стать ораторов (и хорошим тренером).

Мой одноклассник неожиданно для всех стал бегать быстрее всех в классе. А надо сказать, что класс у нас был мега-спортивный. И обогнать самых быстрых казалось немыслимым. Саша спортсменом никогда не был, бегал средне. Но в 10-м классе он обогнал всех и в школе, и в районе, побеждая на всех соревнованиях. Причем, он не ходил в спортивную секцию, как другие. Как так? Я был удивлен не меньше других. И в чем секрет? На расспросы – скромно отнекивался… Никто его никогда не видел на стадионе. И, угадайте, в чем оказался секрет? Оказывается, он начал бегать. Жил недалеко от речки, представьте: живописные места, тропинки, простор, приличные расстояния. Что еще нужно для бега? Только одно – бегать! И он начал бегать. Каждый день. Вот и весь секрет.

Я часто вспоминаю эту историю. Наглядная. И очень жалею, что этот секрет не знал тогда, в школе. Хоть и много подобного слышал, но я не верил, что можно, так вот, просто, развить свои способности. Не верил…

Именно эта история помогла мне, тридцатилетнему “старику” установить дома турник и начать подтягиваться. Каждый день. На это уходило не больше 10 минут, ведь начинал я почти с нуля. Мне повезло с квартирой – были очень высокие потолки. И я взялся за, можно так сказать, “мечту всей моей жизни” – научиться “выходить на две” и делать “склёпку”. Ведь в детстве всегда с завистью смотрел, как это делали мои одноклассники. Мне было стыдно даже подойти к турнику…
Прошло совсем не много времени – и, не подумайте, что хвастаюсь, я подтягивался больше 30 раз, легко делал “склепку”, выжимал “выход на две” до 10 раз. Но мы отвлеклись…

Причем тут ораторское искусство?

Точно так же можно развить навыки публичных выступлений.

Чтобы научиться бегать – нужно бегать.
А чтобы научиться выступать перед людьми – нужно выступать перед людьми.

Как по мне – это и есть первый и главный секрет ораторского искусства . Выступать!
Но тут же возникают следующие вопросы: “О чем говорить, кому говорить, как говорить?”. Ведь бег – просто. Для бега нужны кроссовки и дорожка. А с ораторским искусством сложнее: нужно перед кем-то выступать и что-то говорить.

Секреты ораторского искусства

Секрет №2. О чем говорить?

Часто слышу такое мнение, что, мол, я бы выступил, да не знаю о чем говорить. Как это другие находят, о чем выступать? В чем секрет?

Это и понятно, что для выступления нужна тема.

Начну с примера. Начинающему музыканту нужны ноты. Чужие ноты. Позже музыкант, может быть, будет сочинять свою музыку. А пока – использует мелодии других музыкантов.

Так и оратору. Не нужно сразу же блистать своими речами.

Не бойтесь рассказывать чужое, но по-своему.

  • Расскажите прочитанную новость.
  • Перескажите понравившиеся статьи из Интернета.
  • Нет понравившихся статей? Лень найти?

Вот пример. Пересказ интересной истории, найденной в Интернете. Причем, выступление не супер-оратора. Это простой парень, возможно, похож на кого-то из ваших знакомых. И история самая обычная, таких в Интернете – множество. Поэтому это видео мне и понравилось.

Можно рассказывать притчи .

Красивых притч очень много. Сначала я их просто собирал вместе. Посмотрите этот сборник:

Позже сделал сайт, посвященный только притчам, загляните

  • https://inoskaz.com/

Пример рассказанной притчи.

Можно рассказывать шутки, байки, анекдоты, тосты.

Можно рассказывать стихи.

Меня с детства интересовал мир растений и животных. Я перечитал множество рассказов про самых быстрых, самых больших, самых опасных…

Это и рассказывал.

– А ты знаешь, какая рыба быстрее всех плавает? Нет? Сейчас расскажу!.. Это …

Меня с удовольствием слушали, а я развивал свои способности.

Сейчас я тренер. И теперь мне нужно слушать участников моих тренингов. Каждый человек знает что-то уникальное, даже не подозревая об этом.

Благодаря своим ученикам я столько всего узнал нового!

Я вместе с ними восхищался новинками техники, узнавал о полезных книгах и восхитительных фильмах, познавал поучительные истории из жизни великих людей.

  • в мире.

А откуда они это всё узнали? Из других источников:

– Раньше я открывал Википедию для того, чтобы узнать что-то новое, сейчас – чтобы найти интересную старью и рассказать об этом кому-нибудь.

И еще один совет: если вам рассказали что-то интересное – постарайтесь это запомнить и пересказать. Причем, рассказывайте именно так, как вы это услышали. Полезно даже слегка копировать человека, рассказавшего вам нечто забавное.

Сначала, расскажите несколько раз это самому себе. Обязательно вслух, пусть даже шепотом. Очень важно, чтобы губы при этом шевелились. В этом тоже есть важный секрет. Можно даже собаке любимой рассказать, уверен – она будет слушать.
Потом расскажите знакомому, другу, коллеге.

Вот такой простой секрет

Секреты ораторского мастерства

Секрет №3. Секрет хорошей памяти оратора.

Или о том, как не забыть всё то, что прочитал?

– А как выступать, чтобы без бумажки?
– Выступайте – без бумажки!
– Но… я боюсь, что всё забуду…

Вот еще один секрет того, как это у ораторов получается выступать без листика.

У всех людей разная память. Кто-то запоминает сразу, кому-то нужно прочитать несколько раз.

Вспомните школу, как мы запоминали урок по истории, географии? А выучить теорему?

Но вопрос не только в памяти. Вопрос в проработке.

Сейчас покажу на примере.

Я довольно хорошо играю на гитаре. Подобрать аккорды к услышанной песне могу “буквально сходу”. Но… Я все равно несколько раз играю новую мелодию сам себе. Подбираю аккорды. Ищу ритм. Пробую голос.
Так может продолжаться до получаса. А то и больше. За это время я повторяю песню десятки раз. Десятки! И только после этого смогу предоставить песню чужим ушам.

Чем рассказ оратора хуже песни?

Почему такое пренебрежение к выступлениям у большинства людей?

Полезно прорабатывать свои речи точно так же.

Лень?
Или заблуждение в том, что другие ораторы так не делают?

Ни один актер не выйдет на сцену без проработки своей речи. И не десятки раз – сотни повторений. Сотни.

Так что вопрос не столько в памяти, сколько в желании стать рассказчиком. Или оратором. В желании. И действиях.

Как делал я?
Читая книгу, к примеру, “Философские сказки” Николая Ивановича Козлова, я останавливался на интересном моменте и начинал сам себе рассказывать понравившийся фрагмент.
Несколько раз так рассказывал.
Потом – рассказывал друзьям. В промежутках я анализировал свой рассказ, прокручивая в голове, или даже вслух. Добавлял новые фразы. С каждым разом мой рассказ становился всё лучше и лучше.

А на следующий день я рассказывал что-то новое. Но и старое не забывалось. Случалось, что и через несколько лет рассказ приходил на ум, по случаю.

  • Как волки изменили русла рек.
  • В Солнечной системе

Секреты ораторского мастерства

Секрет №4. Как научиться интересно рассказывать?

– .Что бы такого рассказать?
– Расскажи что-то интересное.
– А вдруг это будет неинтересным!
– Тогда не рассказывай неинтересное…
– А что рассказать тогда?
– Как что? Что-то интересное! 🙂

“О вкусах на спорят!”

К примеру, кому-то нравится чай, а кому-то – кофе. И мы, чтобы угадать наверняка, спрашиваем, прежде чем предложить напиток. Так ведь?
– Вам чай или кофе? А, может, фруктовый сок?
Но если ваш друг откажется от всего этого – не стоит расстраиваться. Ведь есть другие люди, которые пьют и кофе, и какао с чаем.

Мы для того и задаем вопросы друг другу, чтобы узнать, кого что интересует:

– Чем ты увлекаешься? Какая музыка тебе нравится? А фильмы?

А для выступлений заранее подготовьте разные рассказы.

А потом лишь спросите:

– Вы слышали о самом дорогом бриллианте (самом быстром автомобиле, роскошном отеле, богатой собаке, дорогой свадьбе…)?

И если интерес у публики появился – можно рассказать. Но, если вы увидели (почувствовали), что ваша тема не достаточно интересна, задайте другой вопрос

Есть и универсальные темы для выступлений: новое , необычное , поучительное , таинственное и так далее… Вы и сами об этом знаете не хуже меня.

Можно рассказывать о животных и растениях

  • на Земле.
  • Самые дорогие орехи в мире.
  • Самый богатый пес в мире.
  • Самая маленькая собака в мире.

Вот такой простой секрет о том, как же найти тему для выступления.

Но это еще не всё.

Мало найти интересную тему. Теперь ее нужно научиться рассказать “интересно”. И для этого нужно потренироваться. Можно дома перед зеркалом. Рассказывайте раз за разом, чтобы это звучало “интересно”.

Есть более простой способ. Найдите видео уже готового интересного рассказа. Повторите то же самое, сохраняя интонации и мимику. Ничего страшного, если с первого раза получится не очень хорошо. Поупражняйтесь – и у вас получится! 🙂

Тут нужно добавить, что, конечно же, полезно овладеть “инструментами оратора”, базовыми техниками: жестами, паузами, интонациями, темпом речи и другими техниками. Без этих инструментов “шедевра” не будет. Ими можно овладеть самостоятельно, лучше – на тренингах, а можно на наших онлайн-курсах:

Не сочтите это за рекламу. Просто я этим профессионально занимаюсь, работа у меня такая 🙂
И, если вам нужно обучиться ораторскому искусству или развить какие-то навыки оратора – помогу.

СЕКРЕТЫ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

Секрет №5. Где найти слушателей, чтобы научиться выступать

Где выступают музыканты?

На концертах, вечеринках…

На улицах, в подземных переходах, в кафе…

Нет. Можно придумать множество мест, где музыкантов будут слушать с большим удовольствием. Особенно, если это еще и бесплатно.

Не секрет , что ораторов тоже ждут в традиционных местах: сценах, аудиториях, залах.

Но можно оттачивать свое мастерство где угодно, лишь бы были свободные глаза и уши. Можно узнать, где есть клубы по увлечениям, к примеру. Такие ведь существуют. А можно создать свой клуб.

Когда-то так и было. Я создал свой клуб. Клуб друзей. Ходили в походы, устраивали вечеринки «для своих», “квартирники”, балы, много еще чего. И друзей приобрел. И оратором стал хорошим.

Не секрет, что применять ораторское мастерство можно на работе.

Презентации всякие проводить. Взять участие в культурной программе. Вести собрания и обсуждения.

В перерывах – рассказывать байки и анекдоты. Конечно же, их нужно готовить.

Можно рассказывать сказки детям. Или даже взрослым.

Но если на это не находится время – не так уж и сильно хочется стать оратором.

И ничего страшного – ведь не все люди находят время заниматься своим образованием или здоровьем.

Умение выступать всегда будет такой же редкостью, как и умение хорошо танцевать или играть на гитаре. Несмотря на множество тренажерных залов и спортивных клубов, людей, обладающих хорошей фигурой не так уж и много. Так ведь?

Уважаемый читатель! Мне приятно, что Вы дочитали до этой строчки. У меня к Вам просьба. Прежде, чем читать следующий секрет ораторского искусства, сделайте клик по этой рекламе от Гугля. Она проверенная, от уважаемых рекламодателей.

Это будет косвенной вашей оплатой за бесплатно предоставленные материалы по ораторскому искусству.

Большое спасибо! Продолжаем 🙂

Секреты ораторского мастерства

Где же главный секрет?

Считается, что самой важной причиной плохих выступлений оратора является страх публичных выступлений .

Людям кажется, что преодолев такой страх , они сразу станут хорошими ораторами. Им кажется, что для хорошего выступления достаточно преодолеть этот страх. И избавиться от волнения.

– Я хочу выступать без волнения!
– Если я не буду волноваться – я выступлю хорошо!
– Оратор должен быть уверенным в себе. Мне нужно стать уверенным в себе и я стану лучшим оратором!

И на тренинг люди идут с мечтой получить уверенность в себе. Побороть страх выступлений. Не волноваться перед публикой.

Каким образом?

Этого будущие ученики не знают. Им кажется , что есть некий «секрет» .

Или есть «особые техники риторики» .
Или существуют «настройки оратора по технологии НЛП» .
А кто-то считает, что нужно “просто разобраться в себе” под чутким руководством «Мастера».

Некоторым людям кажется, что прослушав «лекцию по риторике» , или побывав на «мастер-классе ораторского мастерства» , они узнают нужный «секрет» и перестанут волноваться перед публикой.

Конечно же, не все так считают. К нам приходит много здравомыслящих людей, которые не верят в «фокусы» и «волшебную таблетку» .

Но, все же, часто приходят и такие люди, которые желают не волноваться на публике, получив «установку» или познав «некий секрет » .

Потом, на тренинге, когда тренер объясняет про взгляд, про паузы и другие инструменты оратора, такие ученики терпеливо ждут следующих занятий, чтобы «наконец-то услышать важный секрет!» .

Видео об уверенности в себе

  • И подписывайтесь на наш YouTube-канал . Там много интересных видео.

Они пропускают мимо ушей слова тренера о пользе пауз, взгляда, жестов.

О том, что нужно делать упражнения, тренироваться, репетировать…

Они ждут «самого главного» секрета!

Но, вот, Базовый курс окончен. Все ученики довольны результатами.

Сидят разочарованные и растерянные:

– И это всё?
– А я до сих пор волнуюсь!
– У меня не прошел страх!

Вот поэтому я и пишу эту статью, чтобы объяснить, что уверенность в себе ораторы приобретают. Но совсем иначе, чем ожидают.

Да, приобретают.

Что волнение может исчезнуть у оратора.

Но может и остаться. Не причиняя вреда выступлению, даже помогая оратору. Волнение может помогать выступать.

О секретах ораторского искусства я еще буду писать (вот сейчас этим занимаюсь). А вы почитайте другие страницы, тоже полезные, для бывалых и начинающих ораторов.

С уважением, тренер Болсунов Олег

/ Секреты ораторского искусства / Секреты ораторского мастерства для начинающих / Секреты публичных выступлений / Главные секреты великих ораторов / Десять секретов начинающего оратора /

ФОТО Getty Images

«Недавно мне попался на глаза список главных людских страхов, где страх смерти стоял лишь на третьем месте. Две верхние строчки занимали страх входить в комнату, полную незнакомых людей, и страх говорить на публике. Фантастика! А мне как раз предстояло произносить речь через несколько дней, и я определенно ощущала этот страх. Поэтому я записалась на курс бывшей ведущей BBC и коуча Хелен Фостер (Helen Foster), надеясь, что ее советы мне помогут. Я записала для вас восемь самых полезных.

1. Время

Старайтесь удержать время своего выступления в пределах 20 минут. Эксперты образовательной платформы TED Talk советуют 17-18. Почему? Потому что презентация от этого становится более плотной и более яркой: в ней остается только важная для аудитории информация. Захлестнете слушателей потоком слов – и они перестанут воспринимать вашу речь.

2. Показывайте, а не рассказывайте

Если вам все же нужно произносить более длинный спич, разбейте его на части: поговорили минут 15 – смените жанр: добавьте картинок или видео, шутку-другую, отработайте материал, о котором шла речь, в ходе какой-нибудь игры – все зависит от обстоятельств, вам решать, что уместнее в той или иной ситуации.

3. Анекдот

Анекдот, в прежнем смысле этого слова, – небольшая занятная история – великолепный способ начать речь, захватив внимание аудитории тем, что представляет общечеловеческий интерес. Необязательно, чтобы вы были участником описываемых событий, но важно, чтобы история была необычной и захватывающей – слушатели должны оторваться от смартфонов и начать наконец внимательно слушать.

4. Взаимодействие с публикой

Иногда лекцию украшают и оживляют элементы семинара: задавайте публике вопросы, предложите слушателям пару минут пообсуждать проблему между собой. К примеру, если вы рассказываете о счастье – предложите аудитории подумать над тем, когда каждый из них был в последний раз по-настоящему счастлив и почему. Обсудите несколько ответов. Такие упражнения не должны занимать больше 5 минут, иначе вы рискуете слишком отвлечься от основной темы.

5. Что это было?

Что именно должен запомнить из вашей речи слушатель? Как яснее и проще всего выразить эту мысль: картинкой, видео, афоризмом? Мы лучше всего запоминаем, что было сказано в самом конце лекции. Помните об этом и старайтесь придумать ударную концовку для своего выступления.

6. Эмоции

Предмет, о котором вы говорите, вызывает у вас сильные эмоции? Не бойтесь проявить их во время выступления. Иначе как слушатели поймут, что вам и правда интересно то, о чем вы говорите? Ведь если аудитория не уверена, что вам интересен предмет, почему она должна посвятить ему свое внимание?

«Вопрос о том, каким языком ты говоришь, – это всегда вопрос о власти, о доминирующем дискурсе, о праве быть чем-то еще кроме как «говорящим орудием», – уверена Екатерина Михайлова. – Это вопрос о праве самому выбирать «своих» и «чужих» (они, конечно же, говорят по-разному). Важный ведь выбор, и хорошо бы оценивать его последствия».

7. Искренность

Искренность никогда не подводит. Будьте собой. Если вы чего-то не знаете, скажите об этом – это в любом случае лучше, чем на ходу сочинять заведомо ложный ответ. Кроме того, вы всегда можете предложить поискать ответ на интересующий слушателя вопрос. Врать – трудно, и, как правило, обман бывает заметен. Так что не утрачивайте понапрасну доверие аудитории.

8. Подготовка

Заранее запишите свое выступление в удобном для вас виде. Связный текст на бумаге, развернутый план, карточки с ключевыми словами – все что угодно, лишь бы вам было удобно. Кроме того, хотя мы почему-то упускаем эту возможность, неплохо бы заранее пару раз проговорить текст выступления, чтобы не забыть ничего существенного. Да, это требует времени, зато вы не будете запинаться и мучительно краснеть, пытаясь вспомнить: что там еще у меня было? Подготовленный оратор всегда выигрывает у неподготовленного.

Сработало ли это для меня? Вам решать – вот мое выступление на недавнем открытии лондонского Happiness Club».

 
Статьи по теме:
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные