Эмоции и чувства – зачем они нужны? Чувства и эмоции. Зачем они нужны. Как быть открытым и быть в безопасности

Вытеснение чувств обычно касается неприятных переживаний человека. Традиционно чувствами - изгнанниками становятся гнев, страх, печаль. Люди не хотят чувствовать эти эмоции и защитный психический механизм приходит на помощь:

- Человек в опасности может не чувствовать страха

- Переживший тяжелую утрату говорит: «нет, мне не грустно, я чувствую себя нормально»

- Тот чьи интересы грубо задеты может «совсем не злиться».

Ситуация способствует негативным эмоциям, но…этих переживаний нет!

Что это - индивидуальная особенность? «Атрофия гнева», «врожденная слабость печали», «недоразвитие страха»? Или такое отключение естественных чувств – особый уровень личностной зрелости (как многие втайне надеются)?

Как бы ни объяснял себе человек «отсутствие присутствия» у себя неприятных переживаний, он, как правило, воспринимает это как благо. Ведь неприятные эмоции переживать НЕПРИЯТНО!

Но в отсутствии негативных эмоций у человека обычно нет и следа личностной зрелости. И тем более это не врожденная особенность. Все дело в защитном механизме, который включает наша психика, сталкиваясь с сильными негативными эмоциями. Этот защитный механизм можно назвать вытеснением или отрицанием чувств. У человека есть какая - то эмоция она переживается на уровне тела. Но человек эту эмоцию не осознает, она остается в тени его восприятия. Другие люди часто видят эту эмоцию даже лучше самого человека. Так, кто-то утверждающий, что «совершенно спокоен» может на уровне языка тела передавать вам совершенно другие сигналы. Люди эти сигналы считывают, понимают, что это вот «совершенно спокоен» скоро свалится им на голову лавиной гнева. Да и находиться с этим «совершенно спокойным» человеком напряженно и небезопасно.

Но бывает, что и окружающие не распознают эмоций, и сам человек их не понимает. Например, ваш ребенок перед экзаменом, весь заледенев, утверждает, что ничего не боится. И родители могут верить и радоваться, что такой у них храбрый ребенок.

Часто к вытеснению чувств приводят особенности воспитания человека. Окружающие способствуют тому, что часть эмоций человек сначала перестает показывать, а потом и осознавать.

Все это не результат злого умысла, а происходит под влиянием самых невинных мотивов. Никто не хочет воспитать психологического инвалида и отнять у своего ребенка возможность полноценно чувствовать. Но взрослые, тем не менее, своим влиянием способствуют блокированию части эмоций ребенка. Родители могут словами и делами искренне и ловко поощрять позитивные эмоции ребенка - радость оптимизм, игривость, понимание ситуации («мне нравится, когда ты такой веселый»). Но точно также они могут неосознанно или намеренно блокировать выражение страха, печали или гнева.

Так, например, загрустившему ребенку говорят: «А где наш любимый солнечный зайчик?».

Или мальчику, который испугался, могут сказать: «Ты же ничего не боишься!».

В ответ на враждебность в отношении сестры скажут: «Ну ты не можешь злиться, ведь ты у нас такой хороший мальчик и любишь сестренку!».

Обратите внимание, что во всех приведенных примерах запрет на переживание истинных чувств (а это был именно он!) дается очень мягко! Ребенка никто не обижает, на него не орут «не смей, только попробуй».

Именно мягкое воздействие может быть причиной того, что родительская директива «Не чувствуй!» (подробнее об этой директиве вы можете узнать из вебинара "Осторожно, слова!" ) входит в психику ребенка как нож в масло. Грубое давление скорее вызвало бы противодействие, могло бы заставить ребенка сопротивляться влиянию и возможно сохранить свои чувства в целостности. Конечно, это не призыв грубо обращаться с ребенком, чтобы он мог в войне с вами отстаивать свою целостность! Но, здесь я хочу выделить, что опасный посыл «Не чувствуй!» может иметь и очень мягкую, можно сказать любовную форму выражения. И тогда его трудно отвергнуть. Ко мне регулярно обращаются родители очень хороших детей , у которых по таинственным причинам начинают проявляться невротические склонности.

Это могут быть разные сорта навязчивостей, сильные эмоциональные срывы, неожиданные страхи или психосоматические заболевания. И часто причина этих явлений как раз в отвержении темной стороны, так называемой Тени ребенка. Э та Тень как раз и состоит из непарадных качеств и эмоций, которые неудобны, не нравятся окружающим.

Замечательный мультфильм о человеческих эмоциях – «Головоломка»! Мультфильм может рассказать, как происходит вытеснение эмоций, и к чему это приводит.

Вначале мы видим преимущественно внутренний мир девочки Райли. Элементы внешнего мира есть, но они представлены зрителю фрагментарно, как картинки – триггеры к соответствующим эмоциям. Мы видим, что у Райли замечательные родители и прекрасная жизнь.

Радость – эмоция, живущая внутри головы Райли, держит оборону и старается не подпускать Печаль к пульту управления настроением девочки. Позже мы сможем наблюдать и то, почему это происходит, какие внешние события стали основой для такого рода эмоциональной дискриминации.

Мы видим оптимистичную картинку – Радость вовсю старается, чтобы Райли была счастлива. И это здорово! Она оттесняет Печаль , велит ей не высовываться, не мешать управлять настроением Райли, не трогать воспоминания, чтобы они не имели и следов печали. Идеальный вариант? До поры до времени это так, Райли маленькая и жизнь ее благополучна.

Но семья переезжает в другой город, девочка оказывается в непривычной обстановке, вдалеке от друзей.

Как прогнали Печаль

Настрой самой Райли и установка ее родителей, как мы позже убедимся, диктует ей – прогони Печаль , она мешает нам радоваться (а ведь радоваться нужно всегда, не так ли?).

Психический защитный механизм в мультфильме отлично представлен, так же как и внешние события, которые запускают этот механизм. Райли в «постели»- спальном мешке в пустом грязном доме, в чужом городе после долгой дороги. Завтра первый день в новой школе. Негативные эмоции переполняют ее. И вот разговор с мамой перед сном. Отличный момент, чтобы признать, принять, пережить эти эмоции и двинуться дальше. Но, в ответ на грустные жалобы Райли мама говорит ей: «ты же у нас молодец, оптимист, давай улыбаться, ведь папе сейчас так тяжело». Таким образом мама транслирует идею – здесь нет места для негатива, давай сюда свою радость, улыбку и озорной нрав. И во внутреннем мире Райли (который мы, зрители наблюдаем) происходит изгнание Печали , ее все время стараются оттереть от пульта управления.

Вся обстановка, события, все способствует появлению на сцене Печали, но ее не пускают, дискриминируют и не дают места. Может быть поэтому она никак не может удержаться в том маленьком кружочке который ей отвели? Она все время стремится выйти, вмешаться в дело, затрагивает воспоминания. И в итоге прорывается такими «неожиданными» слезами в присутствии ребят в первый школьный день.

На уроке Райли "неожиданно" плачет, Печаль внезапно прорывается к ней во время рассказа о веселой жизни в ее родном штате. Кто знает, такого конфуза могло бы не произойти, если бы Райли могла полноценно выразить свою печаль близким. Она бы сохранила контакт с Печалью, знала бы ее, и она не воздействовала бы на нее так неожиданно и сильно. Вытесненные эмоции часто прорываются в жизнь неожиданными срывами, слезами «неизвестно почему», приступами паники, ночными кошмарами, навязчивостями или психосоматическими заболеваниями. Это своеобразная месть эмоций, которым не дали законного места в жизни.

Заботилась ли мама Райли о себе, когда блокировала проявление настоящих чувств девочки? Возможно, но лишь в самой малой степени. Она просто хотела чтобы ее дочь была счастливой и всегда улыбалась.

У Райли произошло так называемое «эмоциональное затопление» - эмоции так сильны, что она плачет при ребятах. После этого происходит еще более глубокое подавление печали, но вместе с ней исчезает и радость.

Люди, вытесняющие отрицательные эмоции лишаются возможности глубоко переживать и позитивную часть эмоционального спектра. У них есть такие эмоции, как радость, интерес, вдохновение, энтузиазм, но они как будто стерты и приглушены. Иногда такой человек считает себя вообще мало эмоциональным, а иногда на фоне подавления отрицательных переживаний чувствует нечто вроде общей апатии. Блокировка конечном в итоге касается всех чувств и человек становится обесточенным.

Взрослые люди не так часто испытывают эмоции в их первозданном виде, обычно вы испытываете смесь из разных эмоций. Обратите внимание, как в мультфильме иллюстрируется этот момент: пульты управления, за которыми «работают» эмоции мамы и папы Райли гораздо больше и сложнее. А эмоции девочки в основном толкутся у одной главной кнопки. И только после всех событий, повзрослевший и усложнившийся мозг Райли обретает сложный пульт управления, где одновременно могут проявлять себя разные эмоции. Так образуются более сложные и многогранные переживания человека, которые называют чувствами.

Эмоции это составляющие части чувств, чувства же более сложны и могут содержать в себе сразу несколько эмоций. Так чувство любви легко вмешает в себя страх, может иметь элементы печали, жалости или гнева.

Разница между чувствами взрослого и ребенка небольшая, но она все же есть. Сравните разочарование маленького ребенка, сломавшего любимую игрушку и разочарования ученого, осознавшего, что его многолетние опыты не привели к желаемому результату. По силе и характеру это схожие явления, но по количеству нюансов переживания второе гораздо богаче.

Опасные шаги без чувств

Следуя за Райли, мы видим ее в компании оставшихся чувств: Страха, Гнева, Отвращения. В результате их влияния Райли решает бежать из дома. Что могло бы ей помешать? Например, Печаль, которая показала бы ей, как грустно покидать самых близких. Но Печаль изгнана и не может влиять на девочку.

Одна из важнейших функций отрицательных эмоций - удерживать нас от того, что приносит боль. Если вы не чувствуете боли, будь то боль от расставания, страха или от нарушения своих границ, то вы не будете избегать тех неприятных ситуаций в которых она возникает.

Надо сказать, что человек, вытеснивший неприятные эмоции не чувствует себя хорошо. Скорее он не понимает, почему же ему так плохо! Он не может верно интерпретировать свое состояние, связать его с конкретными событиями и таким образом ограничить в своем опыте.

Так, женщина, с который резко и унизительно обращается любимый мужчина, заблокировав переживания гнева и отчаяния, может чувствовать себя хронически плохо, но на любовника совсем не злиться, считая, что «приняла ситуацию». Она искренне не связывает свое подавленное состояние с теми эмоциями в отношении него, которые постоянно блокирует.

Вспомним Райли, окончательно утратившую связь с Печалью и Радостью. Ей плохо, но понять и выразить своего состояния она не может, так как эмоции, эта сложная сигнальная система ее организма, блокированы. Вместо этого она «изображает Радость» перед своими родителями. Как мы помним, общий посыл родителей Райли был: радуйся, все хорошо или будет хорошо. Поэтому Райли знает, что на вопрос как дела в школе надо отвечать радостно. Радости нет и в помине, поэтому под Радость поочередно маскируются Гнев, Страх и Брезгливость . Выглядит очень показательно! Наверняка, каждый из нас встречался с такими проявлениями «радости», «дружелюбия» или «спокойствия». Когда близкий с каменным лицом говорит вам, что «все нормально», его Гнев изображает спокойствие. А иногда знакомая сообщает, что вы великолепно выглядите, но вы видите на ее лице далеко не радость и восхищение. Даже приветственный тост можно произнести так, что многих передернет!

Есть то, что мы выражаем. И то с помощью чего мы это выражаем. «Что» выражать, как правило, не в нашей власти, это наши истинные переживания. Если вы обижены, то вы будете выражать обиду, что бы вы не говорили, не делали. Вы можете говорить что-то дружелюбное, но вы будете выражать обиду. Если вы злы, то что бы вы не делали, вы выразите злобу. Отсюда, кстати, все недоразумения из области – «а что такого я сказал?!!». Дело в том, что люди реагируют на вашу истинную эмоцию, а не на то, какие слова вы произнесли. Вы говорите одно, а показываете другое. Под заботой маскируете равнодушие, под наигранным дружелюбием агрессию.

Но, вернемся к нашей истории. В результате решения бежать из дома Райли оказывается в автобусе, который идет в ее родной штат. И не чувствует уже вообще ничего. Пульт управления в ее голове погас, эмоции безуспешно пытаются его реанимировать. Райли дезориентирована, не может реалистично оценить нелепость и потенциальную опасность ситуации.

Когда я не чувствую, я не могу ясно мыслить.

Стендаль

Может разум помог бы Райли? Это маловероятно, мозг не справляется с жизненными задачами без чувств, так же как и чувства без разума. К тому же мозг человека устроен довольно хитро, большей частью он обслуживает и объясняет решения, принятые на эмоциональном уровне. Так Райли, находясь под влиянием Гнева очень хорошо объясняет себе, почему ей нужно украсть деньги и бежать из дома. Это может выглядеть, как решение «от ума» (пусть и неверное), но на самом деле ход рассуждений запущен, конечно, чувством гнева.

В критический момент сюжета, когда Райли, лишенная контакта с чувствами готова отправится неизвестно куда, к пульту управления пробивается Печаль. Она проделала долгий путь из глубин бессознательного и доказала свою необходимость.

Возвращение Печали

Интересно, кстати, Печаль доказывала свою необходимость! Дело происходит в голове у Райли, но на примере взаимодействия героев мы можем видеть роль негативных эмоций в человеческом общении. Один из героев, очаровательный Бинго Бонго грустит, слезы-конфеты падают из его глаз. Радость пытается проявить себя, щекочет и развлекает его. Но, Бинго Бонго плачет все сильнее. Тут Печаль садится рядом и говорит слова, которые резонируют с настроением Бинго Бонго. Печаль (на то она и печаль!) смогла подключиться к грустным переживаниям Бинго Бонго, и он почувствовал поддержку. Так часто бывает общении людей: чтобы утешить кого – то не обязательно (а часто и вовсе не нужно) его веселить. Вместо этого можно соприкоснуться с его печалью, и это даст человеку тепло. На языке психологии это называется эмпатией – способность понять эмоции других людей, соприкоснуться с ними.

Но для того, чтобы иметь возможность понимать других, нужно иметь точное представление о своих личных эмоциях . И быть способным чувствовать весь спектр эмоций и приятные, и неприятные. Радость как ни старалась не смогла развеять печаль Бинго Бонго, слишком непохожа она на его внутреннее состояние. А Печаль поняла его страдания, но и помогла их уменьшить, так как полноценное переживание чувств действительно уменьшает их интенсивность. Слезы Бинго Бонго прекращаются и он готов двинуться дальше.

В решающий момент именно Печаль реанимирует пульт управления, возвращает Райли чувства и девочка идет туда, где ей нужно оказаться – к родителям.

Тут у многих приверженцев курса на «все окей» возникают крупные возражения. Если вы один их них, то вы уверены, что негативные эмоции только впусти в жизнь, и они затопят все и вы будете в них плавать бесконечно.

Такое убеждение очень субъективно и, как правило, основано на личном опыте наблюдения за депрессивными и пессимистичными людьми. Тогда человек думает: «зачем мне этот негатив, чтобы я ходил и все время ныл»? Как и любой личный опыт, такое убеждение ограничено и ненадежно. Психологически здоровый человек переживает весь спектр чувств, не застревая надолго ни на каком из них.

В мультфильме Райли плачет в объятиях родителей и тут же чувствует радость. Это вполне естественно, так как она плачет все-таки в объятиях самых близких. И она переживает сложное смешанное чувство, включающее в себя и радость, и печаль одновременно. И это совсем не похоже на изгнание Печали в начале мультфильма. Человек не может пребывать в абсолютном позитиве, он устроен гораздо сложнее.

«Кнопка управления» в голове у Райли приобретает сложный смешанный цвет, также меняются и усложняются цвета ее воспоминаний, теперь они включают в себя элементы разных чувств, Райли становится более сложной личностью. Восстанавливаются, утерянные ранее части ее личности: Озорство, Дружба, Семья. Но и они восстанавливаются на более сложном уровне, например, на острове Дружбы на радость Гневу появляется площадка для дружеских споров. У мультфильма, разумеется, хороший конец, чувства вернулись и заняли почетное место за усложнившимся пультом управления.

Задачи негативных чувств

Подводя итоги, давайте резюмируем, зачем же людям нужны негативные чувства.

  • Чувства - это связь с реальностью, индикаторы. Вытесняя чувства или не осознавая их силу, мы не можем делать правильные выборы.

Так, убеждая себя в том, что вам вовсе не так обидны унизительные реплики начальника, вы, очевидно, не пошевелитесь подыскать себе более достойное место. А блокируя осознание проблем в собственном браке и свои неприятные эмоции, по этому поводу вы вряд ли будете что-то предпринимать для улучшения ситуации.

Чтобы начать искать выход, нужно признать правду. А соприкосновение с тем, что на самом деле вы чувствуете – это и есть правда.

Поведение человека инертно, а эмоции (особенно негативные) могут служить топливом для изменений.

  • Чувства – это резонаторы для общения с людьми. Если вы упорно не видите и не хотите признавать свои эмоции, то вам будет очень трудно иметь дело с этими эмоциями у других. Частая история в браке: один супруг в избытке обладает какой – то чертой, которой нет у другого. Он может быть тревожен, гневлив или излишне импульсивен. Второй же не признает в себе этих качеств (они как раз и есть эмоции - изгнанники) и осуждает партнера за несдержанность. Оба при этом чувствуют себя неважно и взаимно друг друга обвиняют. Выходом из этой ситуации может стать постепенное присвоение и изучение внутри самого себя тех эмоций, которыми в избытке одарен ваш партнер, но которые так несвойственны вам. Если вам кажется, что партнер не в меру раздражителен, а вы образец спокойствия, то нелишне было бы задать себе вопрос – а как я прячу от себя свое раздражение?

Подавление эмоций опасно и чисто физиологически, так как эмоция имеет свое телесное воплощение. Хроническое и стойкое переживание одних и тех же эмоций влияет на здоровье. А переживание эмоций вне собственного осознания влияет вдвойне, так как:

Вы не решаете ситуацию, которая провоцирует эмоцию;

Вы скрываете внешние проявления эмоции и не даете людям правильной обратной связи, поэтому они лишены возможности изменить свое поведение по отношению к вам.

Эмоции - это настоящая сила природы, полностью заблокировать ее не удается, и она все-таки найдет свое воплощение в внезапных эмоциональных вспышках, навязчивом поведении, часто в болезнях тела. Вегето-сосудистая дистония, проблемы с кишечником, головные боли, ночные кошмары могут быть признаками того, что пришло время уделить внимание эмоциям-изгнанникам. Энергия эмоций ищет выход и часто находит его через телесные симптомы.

Все, сказанное выше не означает, что здоровым было бы никак не контролировать свои эмоциональные проявления. Эмоциональная несдержанность такое же зло, как и эмоциональное подавление. Однако, контроль над эмоциями не означает ни простого подавления экспрессии чувств, ни тем более стирания этих чувства из осознания.

Контроль эмоциональной сферы больше походит на поиск формы выражения чувств и способа использования их энергии.

© Филоненко Елизавета

Я задумалась вдруг - зачем человеку чувства! Почему мы проживаем так много разных чувств и эмоций? Наверное, для того, чтоб мы поняли всю прелесть жизни)))

Мы скорей всего сюда и приходим для этого - ПРОЧУВСТВОВАТЬ жизнь. Получается проживать - это прочувствовать. Не просуществовать просто как физическая субстанция, как биомасса, а познать радость жизни. Радость я имею в виду как радость ощущений, радость познания самого себя, своего тела, своих
возможностей, своих осознаний. Кстати, вот тут наверное и кроется смысл фразы «жить как дети» - дети познают себя, свое тело, свои возможности, свой мир с интересом и с радостью познания. И им легче жить, какое-то время, пока взрослые не перекроют им этот интерес. А перекрывают тем, что заставляют их поступать
так принято, как «ПОЛОЖЕНО». И мы учимся свои чувства сдерживать. Вспоминаю, когда была маленькая, очень любила кататься на санках с разгону падая на них животом. Вот так разгонишься, упадешь на санки и летишь! Здорово! Я могла так кататься часами! Радость от скорости, свободы! А мама мне сказала почему-то (до сих пор не знаю, почему?!) что так кататься не следует. Пришлось сдержать свою радость. Зато появилось другое чувство. Это чувство неприятное. А высказать маме не могу. Быть недовольной мамой нельзя! Это я усвоила еще будучи эмбрионом.))) Потом таких ситуаций было много! И в детстве и во взрослой жизни. Нельзя обижаться и злиться на маму и папу, на бабушку, на воспитателя, на учителя, на соседку, на подружку (это вообще не прилично!). Нельзя громко смеяться, громко радоваться, нельзя впадать в истерику, нельзя плакать, нельзя говорить, что думаешь, мужчинам вообще ничего нельзя (они же не бабы!). Надо быть хорошей, приличной, порядочной девочкой, девушкой, женщиной, женой, мамой, сотрудницей. Вот так и живу, не проявляя свои чувства, хоть позитивные хоть негативные. Зажатые, замятые чувства, непрожитые, непознанные до конца сидят во мне. И копятся, копятся, копятся… У меня такой образ - кастрюля скороварка.
Чувства варятся, вскипают и вот-вот вылетят наружу. Но скороварка плотно закрыта! Есть только небольшой клапан. Я как клапан часто использую своих близких. Сливаю на них часть, понижаю давление. Муж такой-сякой, не повезло мне! Дети не послушные и неблагодарные! Еще здорово слить это на государство,
на страну, вообще на жизнь. Это не истинные чувства, это просто пена от их кипения. Истинное чувство так и осталось не прожито! Измазали друг друга этой грязной пеной и дальше живем. А чувства копятся. И накапливаются. И мы говорим: «Всё! Сыта по горло такой жизнью!» Действительно, все это накопилось встало у
горла невысказанным криком и перекрыло горловую чакру! Как известно, горловая чакра это чакра творчества. И творчество жизни не идет!!! Хоть в какой медитации сиди, хоть ты чего делай! Не идет! Желания не исполняются, песня не поется! Перекрыт поток энергии!

Я буквально 3 или 4 недели назад была уверена, что у меня все встало на свои места. Я была в таком ровном состоянии духа, что это замечали окружающие и радовались за меня! Но это было затишье перед бурей!
Произошли некие события, неважно какие, важно, что они совершили свою проверочную работу. Эти события вывели меня из этого благодушного состояния! Заставили меня вновь окунуться в себя смело увидеть свою темную сторону, так называемую темную. Свои обиды, злость, зависимость, страх. Еще год назад Мастер
мне посоветовал сходить в лес и как следует повыть на Луну. Не сходила. Из-за того что я не выразила, не высказала свои чувства они продолжали на меня действовать и действовать! У меня крокодил не ловится, не растет кокос, потому что мама мне говорила, что я ничего не умею, что другим родителям повезло с
талантливыми детьми, а ей нет, что я лентяйка и пр. Как я могу начать что-то делать, если внутри «Нет смысла начинать, все равно не получится!» Пришлось сейчас срочно принимать меры. Я решила написать маме письмо и высказать свои обиды и претензии. Ну почти высказала… Внутри сидел контролер и твердил: «Ты с
ума сошла! Твоя мама замечательный добрый человек, в чем ты ее обвиняешь?!! Да и ты же продвинутый эзотерик, ты знаешь, это ваш с ней контракт!» Получилось только чуть приоткрыть крышку скороварки. Ночью приснился сон. Мне бывает снятся сны, в которых я совершаю преступление, уголовное. И потом пытаюсь
замести следы. Представить так, что вовсе не причем. Утром после такого сна состояние неприятное. Мозг воспринимает сон буквально, мне кажется, что я наверное, действительно такая скрытая преступница! Но моя подруга (Вселенная изобильна!) посетила семинар по снам и рассказала, как понимать эти кошмары. Я
воспользовалась этой практикой. И пожалуйста: сон мне говорит, что я должна действовать, проявлять себя, иначе я под давлением накопленных непрожитых чувств начинаю действовать импульсивно, что приводит к бооооольшим неприятностям. Мне Ангелы уже просто кричат! Сегодня утром почувствовала - всё, пора! Промедление смерти подобно! Еще одна подруга, помню, советовала мокрым полотенцем отлупить табуретку. Пожалела табуретку, сломаю. Взяла ремень и отлупила диван! Спасибо тебе, диванчик, принял удар на себя!
Сначала было рыдание и жалость к себе, потом злость на весь мир и опять рыдания. Потом сухая злость. А потом появилось какое-то новое чувство… Вроде даже удовольствие от того, что делаю…

Сейчас, когда я вскрыла этот нарыв, я могу признаться себе - я тихо ненавидела свою маму. Внешне все было благопристойно. Порядочная семья, замечательная жена и мать, хорошие, ухоженные дети. Но внутри….

У любви есть 4 составляющих - позволение, прощение, принятие и благодарность. Я люблю себя - значит я позволяю себе быть всякой, проживать все чувства. Именно проживать до конца. А не прятать. И я позволяю другим это.

Я прощаю себя за эти чувства и прощаю других. Но делаю это без усилий, не из положения «сверху» - я духовный человек, и потому прощаю. Я прощаю, т. е. делаю это простым, проще. Это ПРОСТО жизнь и она без чувств не бывает.

Я принимаю себя, свои чувства и принимаю других и их чувства. Принимаю честно. Я доверяю себе и миру.

Я благодарю себя за проживание этих чувств и благодарю других за честное проживание их чувств. Благодарю за принятие меня и доверие мне, за возможность доверять!

И когда эти четыре составляющих есть, когда пройдешь эти четыре шага, то вот ПОТОК! Любовь течет сквозь тебя, согревая тебя, наполняя силой Духа, Верой в себя, окрыляя тебя, наполняя твои крылья воздухом свободы.

Жить = чувствовать. Живем и чувствуем! Любим, радуемся, сердимся, грустим, снова радуемся! ЖИВЕМ!

Люди эмоциональны. Каждый реагирует определенным образом на те или иные события в жизни. Данный психический процесс происходит постоянно и неразрывно связан с деятельностью человека: с удовлетворением простых жизненных потребностей, с учебой, работой, творчеством. Даже представить невозможно, что человек ест без каких-либо эмоций, наоборот, он выберет то блюдо, которое не только поможет утолить голод, но и вызовет определенные положительные ощущения. Множество эмоций человек испытывает при общении с любимыми и нелюбимыми людьми. По словам некоторых психологов, этот процесс является важной мотивирующей силой, которая определяет деятельность каждого человека с момента его рождения. Иными словами, эмоции сильно влияют на сознательное регулирование поведения человека, причем, они могут не только ослабить, но и укрепить волю. От них зависит работоспособность человека и вообще его желание работать. Таким образом, чтобы человек ни делал, думал или говорил – все это связано с эмоциями, потому как они являются отражением переживаний человеком всех явлений и ситуаций внутреннего и внешнего мира.

Эмоциональный мир человека отличается разнообразием. И положительные, и отрицательные эмоции имеют великое множество оттенков. Некоторые события вызывают у человека отвращение, другие – восхищение. Чувства, настроения и эмоции делают жизнь человека насыщенной и яркой, придают ей краски, избавляют от серости и уныния. Они могут всего за несколько секунд кардинально изменить поведение человека, изменить его отношение к себе и другим людям. В зависимости от тех эмоций, которые испытывает человек, он видит все в черном свете или смотрит на мир сквозь розовые очки.

Но далеко не всегда в жизни события вызывают исключительно положительные эмоции. Порой они настолько ужасны, что кажется, что лучше бы вовсе никаких не было. Так, к примеру, горечь утраты близкого человека или домашнего животного невыносима, точно так же, как и злость и раздражение, когда что-то в жизни не получается или не удается осуществить задуманное. А иногда бывает и так, что не нужно никаких внешних негативных факторов, чтобы человек чувствовал себя просто отвратительно. Когда у человека плохое настроение, он не способен сосредоточиться, его все раздражает и даже одна мелочь может вызвать вспышку гнева. В то же время необходимо отметить, что если с плохим настроением или раздражением человек может справиться самостоятельно простым усилием воли, то иногда бывают такие эмоциональные состояния, что без специалиста не разобраться. К примеру, сильный стресс может стать причиной психических расстройств и депрессии. Точно так же человек не в состоянии побороть состояние аффекта, при котором очень ослаблен или практически отсутствует сознательный контроль деятельности.

Эмоции имеют субъективный характер, то есть, разные люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие. Так, к примеру, при виде паука один человек будет чувствовать отвращение и страх, а другой – умиление. Одни люди реагируют на дождь радостью и весельем, а другие, наоборот, — раздражением и грустью. На протяжении дня человек может испытывать самые разнообразные психические состояния: радость, удивление, интерес, злость, раздражение, восторг, умиление, гнев, печаль. Более того, эмоции возникают и тогда, когда человек ничего не делает, а просто думает о чем-то.

Некоторые люди убеждены в том, что их жизнь была бы гораздо лучше и проще без эмоций. Ведь тогда не было бы нужды расплачиваться за необдуманные решения, не бояться стрессов и сильных переживаний. Тогда можно было бы действовать всегда рассудительно, принимать правильные, взвешенные решения. Тогда не было бы несчастья и горя, напрасных переживаний и пустых волнений. Такая жизнь – просто мечта. Но с другой стороны, если не было бы эмоций, человек лишился бы очень многого, ведь они выполняют большое количество очень важных функций. Благодаря им человек может приспособиться к условиям окружающего мира. В этом состоит оценочная функция, которая выступает в роли индикатора для определения зоны комфорта. Проще говоря, если человек испытывает положительные эмоции, в таком случае он находится в зоне комфорта и все хорошо. Если же его мысли нарушают равновесие, значит, человек вышел из зоны комфорта. Если человек будет прислушиваться к своим ощущениям, то сможет быстро менять свое отношение и действия к ситуации, чтобы вновь оказаться в зоне комфорта. Это очень важно, потому как каждый раз, когда человек ощущает негатив, его психика расшатывается, энергетика истощается, что становится причиной стрессов, депрессии и апатии.

Эмоции выполняют и защитную функцию, которая оказывает влияние на физиологическом уровне в критических ситуациях. Так, к примеру, страх приводит к активизации выброса адреналина, и человек способен нанести неожиданный удар в случае угрозы. Тревога на эмоциональном уровне заставляет человека быть более бдительным и осторожным, пересмотреть свои действия. Таким образом, эмоции могут активировать, мобилизовать организм для выполнения определенных действий, обеспечивая оптимальный уровень возбуждения.

Мотивирующая функция помогает человеку сделать то, на что он не решался. К примеру, злость, вызванная критическими замечаниями, может заставить человека доказать, что он может значительно больше. Или же человек посмотрел фильм, в котором герою все удается, и он вдохновляется и делает то, о чем давно мечтал, но сомневался.

Если все эти функции имеют приспособительный биологический характер, то наиболее важными и полезными для человека являются экспрессивная и коммуникативная функции, тесно связанные друг с другом. Их важность заключается в том, что помимо физических и биохимических изменений, эмоции сопровождаются и определенными поведенческими реакциями, к которым относятся голосовые выражения эмоций, мимика и пантомимика. Коммуникативная и экспрессивная функции за счет своих внешних проявлений помогают различать даже минимальные изменения во внутреннем состоянии, что помогает людям лучше понимать друг друга.

Особенно важны эти функции при межличностном общении, когда необходимо настроиться на состояние партнера, чувствовать то же, что и он. Ни для кого не является секретом, что эмоционально-выразительные движения – это невербальные средства общения, которые передают до 90 процентов информации при общении. Таким образом, можно говорить о том, что эмоции являются особым языком, при помощи которого люди говорят друг другу о своих мыслях, чувствах, внутренних состояниях.

Еще одна важная особенность эмоций — это их связь с памятью, восприятием, вниманием, мышлением, воображением, то есть, с познавательными процессами. Эмоции являются основным фактором непроизвольного внимания и запоминания. Когда процесс обучения вызывает положительные ощущения, то информация запоминается намного быстрее.

Каждый психолог пытается создать собственную классификацию эмоций. Но они на самом деле – словно палитра красок, в которой есть несколько основных цветов и множество оттенков, но все они индивидуальны. Впрочем, есть эмоции, которые все специалисты выделяют как основные. Это страх, раздражение, гнев, стыд, интерес, удивление, восхищение, радость.

Страх является отрицательной эмоцией, который может перерасти в чувство. Он несет защитную функцию и возникает в тех случаях, которые несут возможную физическую угрозу или сильное психическое потрясение.

Раздражение – это также отрицательная эмоция, которая является по своей сути показателем того, что что-то или кто-то выводит человека из зоны комфорта и нужно изменить либо ситуацию, либо прекратить общение с человеком. Если к этой эмоции не прислушаться, она может перерасти в гнев.

Гнев показывает, что человек вышел очень далеко за пределы зоны комфорта и что происходит что-то угрожающее потребностям человека. Кроме того, эта эмоция является показателем того, что у человека существует ложное убеждение по отношению к кому-то или чему-то, что мешает ему объективно оценить ситуацию.

Еще одна отрицательная эмоция – стыд. У нее имеется большая палитра оттенков. Принято считать, что стыд нужен для того, чтобы человек мог определить несоответствие собственных действий с установленными нормами и правилами общества.

Среди положительных эмоций мотивирующую функцию выполняет интерес, который стимулирует человека к обучению, познанию, развитию умений и навыков. Как правило, сопровождается открытостью к новому и любопытством.

Еще одна положительная эмоция с мотивирующей и оценочной функциями – это восхищение. Она говорит о том, что все сделано в полном соответствии с внутренними убеждениями, взглядами и мировоззрением.

Радость также является положительной эмоцией, которая свидетельствует о том, что человек находится в зоне комфорта. Она выполняет мотивирующую функцию, способствует хорошим поступкам, творчеству. Кроме того, она стимулирует выработку эндорфинов, которые оказывают благотворное влияние на физическое состояние.

Удивление не имеет ярко выраженного полюсного характера. Оно способствует концентрации внимания на каком-то человеке, объекте, мысли, заставляет переосмыслить, пересмотреть что-то.

Таким образом, эмоции открывают перед человеком особый мир – мир искусства и творчества. Для любого творческого процесса необходимо вдохновение. Очень часто чувства человека становятся материалом для творчества: новый образ рождается из слияния эмоций и воображения. Без эмоций человек не смог бы оценить всю красоту и неповторимость музыки, поэзии и живописи. Эмоции делают мир людей более интересным и богатым, задавая направление развития личности.

Таким образом, только в единстве эмоциональной и интеллектуальной сфер человек может достичь конечной цели своей деятельности – удовлетворить потребности. И даже несмотря на то, что эмоции очень часто берут верх в самые неподходящие моменты, принося несчастье и горе, они в то же время придают жизни настоящий вкус, делая ее более насыщенной, красочной и яркой. И пусть причина многих болезней и бед кроется в чрезмерной чувствительности и эмоциональности, и человек не может принять правильное, адекватное решение, все же без эмоций человек лишился бы очень многого. Мир без любви, восхищения, радости выглядел бы печально. И, наверняка, жизнь без необдуманных, импульсивных поступков стала бы скучной, ведь именно они порой делают жизнь очень интересной.

No related links found



Эмоции – это часть нашей жизни, отказываясь от них, мы обделяем себя. Что влияет на нашу эмоциональную жизнь? В чем ценность эмоциональных переживаний? Эти и другие вопросы мы обсудили с профессором Альфридом Лэнгле, автором экзистенциально-аналитической теории эмоций, которая представлена в его монографии «Что движет человеком?»

Вся наша жизнь сопровождается эмоциями - мы удивляемся, радуемся, тревожимся, грустим. Кто-то привык проявлять свои эмоции, кто-то склонен держать их под контролем, но главное что мы способны их переживать. Невозможно почувствовать настоящую радость без ощущения радости, осознать потерю близкого человека без боли утраты. Через свои эмоции мы проживаем жизнь и если с ними что-то не так, мы теряем способность быть в этом мире по-настоящему.

- Что же такое эмоции и почему они так важны для человека?

- Эмоции – это чувства, внутренние движения, в которых мы переживаем поток нашей жизни. Чувства дают нам понять, каковы на самом деле наши отношения с жизнью, они связывают нас с бытием. Переживая красивый закат или вкусный обед, мы чувствуем приятные эмоции, показывающие, что мы находимся в хороших отношениях с жизнью. Напротив, страдая от утраты или от болезни, у нас возникают негативные эмоции или аффекты, свидетельствующие, что мы в плохих отношениях со своим бытием.

- А в чем заключается разница между эмоциями и аффектами?

- Терминология не является общепринятой в психологии. В экзистенциальном анализе мы разводим их следующим образом, аффект вызван конкретным опытом, конкретным переживанием, а эмоции приходят изнутри. Например, гнев или агрессия, возникают из-за какого-то внешнего стимула, так захватывающий фильм вызывает аффекты, а мое внутреннее спокойствие – это эмоция, которая приходит из моей собственной души, как радость или любовь. В то же время, эротические чувства являются аффектами, и хорошо, когда аффекты и эмоции встречаются, когда мы любим кого-то и одновременно испытываем эротические чувства к этому человеку.

- Являются ли аффекты и эмоции врожденными?

- Сама способность испытывать аффекты или эмоции является врожденной, это как способность говорить. Но мы учимся говорить только в рамках определенной культуры, точно также мы учимся эмоциям в той среде, в которой живем, и наши приобретенные навыки накладываются на эту врожденную способность.

- Возможно ли контролировать свои эмоции?

- Да, конечно. Но нам нужно дифференцированно к этому подходить, так как под контролем находится далеко не все. Мы не можем контролировать саму эмоцию, когда она уже возникла и заранее предугадать ее характер. Но мы можем контролировать то, как мы с ней обходимся, по крайне мере, этому можно научиться. Ребенок не владеет этой способностью, но в процессе развития он приобретает необходимые навыки обхождения с эмоциями. Но, все же, мы не можем контролировать какое именно чувство, возникнет в той или иной ситуации. И в некоторых случаях эмоции могут быть очень беспокоящими. Например, я иду на вечеринку и ожидаю каких-то приятных эмоций, но вместо этого, сижу там и чувствую себя одиноким, неполноценным, непривлекательным. Я не могу по собственному желанию изменить вектор своих эмоций, они свободны и возникают сами по себе. Но в моих силах контролировать, как я с ними обхожусь, я могу либо не обращать на них внимание, либо позволять им происходить.

- Эмоции – это наши друзья или враги?

- Эмоции как наши глаза. Глаза – это наши друзья или враги? Иногда глазам приходится видеть вещи, которые нам не нравятся. И в таких случаях мы можем сказать, что они – наши враги. В другой раз наши глаза видят приятные вещи и тогда они являются нашими друзьями. Но в действительности глаза и не друзья, и не враги, они нейтральны. Так и наши эмоции имеют нейтральный характер. Эмоции – это форма восприятия. А способность воспринимать необходима нам так же, как способность видеть. И нам хуже живется без глаз или без эмоций.

- Что происходит с человеком, когда он блокирует свои эмоции?

Этот человек чувствует себя отделенным от жизни. Такая жизнь утрачивает глубину и перестает быть наполненной. Хотя в утрате эмоций есть и свое преимущество, без них человек меньше страдает. То, что причиняет боль перестает беспокоить, человек уже этого не чувствует. И это является главной причиной, по которой люди утрачивают свои эмоции. Они защищаются от переживаний, которые ранят их настолько сильно, что это становится невыносимым. И поэтому, они автоматически исцеляют себя, блокируя собственные эмоции.

- Получается, что человек перестает «быть». Блокирование эмоций связано с психологической смертью человека?

- Иногда это выглядит именно так, но во многих случаях, люди, отказавшись от своих эмоций, могут быть вполне социально успешными. Но с их внутренней жизнью все обстоит иначе, они больше не могут полноценно быть в отношениях с собой и с другими. Они становятся холодными, а для партнера это выглядит так, как будто человек эмоционально умер. Это типичная ситуация, при которой возникают психосоматические расстройства, потому что человек утрачивает чувствительность к собственному психологическому и соматическому состоянию. В некоторых случаях это приводит к перегрузке, слишком большому стрессу, который и вызывает подобные симптомы.

- В чем заключается разница между эмоциями и чувствами?

- Мы используем слово чувства, как более общий термин, который включает в себя эмоции и аффекты.

- Некоторые люди очень жизнерадостные, некоторые сдержанные. Существует ли понятие эмоциональной нормы?

С позиции экзистенциальной психологии, нормальная эмоциональная жизнь – это такая жизнь, которая соответствует мне. При этом у человека есть ощущение собственной свободы, по отношению к своим эмоциям и он чувствует, что они адекватны его реальному состоянию. В противоположном случае, мы говорим о болезненности эмоциональных проявлений. Например, когда человек находится в кругу друзей и все вокруг смеются, но ему грустно, так как происходящее напоминает ему какой-то неприятный эпизод из детства. В этой ситуации человек не открыт реальности и не может пережить то, что в действительности происходит вокруг, он фиксируется на своих эмоциях. При здоровой же эмоциональной жизни человек позволяет эмоциям свободно течь в соответствии с реальностью.

- Как, на ваш взгляд, эмоции связаны с интуицией?

- Интуиция – это тоже своего рода эмоция, благодаря которой в сознании возникают некоторые содержания. В настоящее время интуицию часто называют эмоциональным интеллектом.

- Можно ли полагаться на эмоции при принятии своих решений? И какую роль в этом играет интуиция?

Все зависит от того, как человек хочет жить. Если он хочет проживать полноценную жизнь, то очень важно доверять своим эмоциям при принятии решений. Если человек предпочитает жить как робот, для того, чтобы функционировать, то эмоции будут ему только мешать. С экзистенциальной точки зрения, правильнее полагаться на эмоции, принимая решения, потому что мы рассматриваем их, как одну из способностей восприятия. У нас есть не только пять чувств и интеллект для восприятия каких-то содержаний, мы также располагаем эмоциями для переживания действительности. Точно так же, как через глаза мы чувствуем электромагнитные волны, через эмоции мы обнаруживаем качество реальности. Например, взаимоотношения могут быть теплыми или холодными, и эти качества отражаются в эмоциях. Включение эмоций расширяет наши возможности, мы больше узнаем о реальности благодаря нашим чувствам, в отличие от ситуации, в которой мы опираемся только на мышление. Поэтому ориентироваться на эмоции при принятии решений просто жизненно необходимо. Более того, деятельность, которая является результатом таких решений приносит больше удовлетворения.

Что касается интуиции, то это особого рода чувство, которое дает информацию о чем-то, чего еще нет. Это восприятие чего-то не существующего, но возможного, это предвосхищение реальности и эмоциональный взгляд на развитие ситуации, которая наиболее вероятна. Поэтому, если мы учитываем нашу интуицию при принятии решений, они становятся более адекватными реальности. Я знаю многих умных и влиятельных людей, которые занимаются экономикой, это и финансовые аналитики, и директора банков, и брокеры. Они признаются, что часто опираются на свою интуицию при принятии решений, и примерно в 4 из 5 случаев она их не подводит. Когда же решение принимается на основании рациональных выводов - в 3 из 5 случаев оно оказывается неверным.

- Обычно эмоции сопровождаются мимикой и жестами. Почему же нам бывает трудно понять другого человека?

- Иногда может быть трудно понять других людей, но во многих случаях это совсем не сложно. Мы понимаем когда человек жестами говорит нам «да» или «нет». Если человек машет рукой, то другой понимает, что его зовут подойти ближе. Эти простые жесты являются общими практически для всех. Но в некоторых странах они очень специфичны и могут вызывать непонимание у людей из других культур. Например, в Персии, когда хозяин жестом предлагает гостям съесть еще что-нибудь и европейский гость это легко принимает, то тем самым он обижает хозяина. Гость должен отказаться три раза, иначе у хозяина возникает чувство, что гость использует его. Он начинает думать, что к нему пришли не столько для того, чтобы пообщаться, а сколько для того, чтобы поесть. Точно также, когда я протягиваю русской женщине руку для рукопожатия, этот жест ей кажется странным. В тоже время, если я не протягиваю руку, то как австриец чувствую, что веду себя невежливо.

- Почему важно понимать состояние другого человека?

Когда я понимаю состояние другого, его грусть или радость, то это позволяет мне быть ближе к нему. И если другой человек чувствует тепло от того, что его понимают, то это очень ему помогает, поддерживает его, дает ему силы и углубляет взаимоотношения. Без понимания эмоционального состояния другого взаимоотношения становятся затрудненными, слабыми и запутанными.

- Могут ли эмоции быть опасными для здоровья?

Я бы не согласился с тем, что эмоции могут быть опасными для здоровья. Но способы, которыми мы обходимся с нашими эмоциями, могут быть опасными, как например, непринятие человеком своих эмоций. Я уже говорил, сама по себе эмоция – это всего лишь форма восприятия, а восприятие в свою очередь, является связью с реальностью. Как может восприятие быть опасным, если оно соответствует реальности? Напротив, если мы не способны воспринимать реальность, это гораздо хуже, потому что мир воздействует на нас вне зависимости от того воспринимаем мы его или нет. Поэтому, я бы сказал, что эмоции никогда не угрожают нашему здоровью и только неправильное обхождение с ними может быть опасным, что, к сожалению, происходит довольно часто. В результате у нас может возникнуть депрессия или тревога, которая является свидетельством того, что мы находимся в плохих отношениях с реальностью. Так называемые, патологические чувства в действительности являются сигналами о том, что что-то в нашей жизни находится под угрозой, что нам не следует продолжать жить также, как мы жили до этого.

Всегда ли мы можем удержать эмоции под контролем? Почему иногда говорят о слишком эмоциональном человеке, что он вышел из себя?

Да, мы действительно можем оказаться в ситуации, когда утрачиваем контроль над нашими эмоциями или аффектами. В эволюционном смысле это имеет позитивное значение, потому что часто эмоции оказываются более спасительными для нашей жизни, чем мышление и контролируемое поведение. Во всех ситуациях, когда мы сталкиваемся со слишком мощным стрессом, мы очень медленно приходим к результату, если опираемся только на рациональные выводы. Необходимо провести слишком большую работу по обработке информации, чтобы прийти к представлению о том, какое поведение будет в данной ситуации адекватным. Во всех подобных случаях срабатывает защитная система нашей психики и у нас возникают защитные реакции. Тогда, источником нашего поведения в этих ситуациях являются эмоции или аффекты, которые мы не контролируем. Или другой пример, я встречаю давнего знакомого на улице и в этой ситуации мне не хочется контролировать свои чувства, я хочу испытывать радость и воодушевление. Если бы все свое поведение мы могли бы контролировать, то наша жизнь была бы стерильной и бесплодной. Но конечно, умение жить, состоит и в том, чтобы грамотно обходиться с эмоциями. Необходимо научиться тому, чтобы у человека всегда было маленькое пространство согласиться или не согласиться с теми чувствами, которые он испытывает, так чтобы жить в соответствии с ними. Например, когда я вижу своего друга на улице, я ощущаю чувство радости и даю свое внутренне согласие на то, что происходит. Я говорю: «О, это очень сильное чувство, я удивлен, но готов с удовольствием пережить его, я даю этому чувству право быть». Но в других ситуациях, когда меня переполняют какие-то агрессивные реакции, я также могу использовать эту крохотную возможность принять решение относительно моих чувств и спросить себя - согласен ли я с этой агрессией или нет. Мастерство состоит в том, чтобы прожить эмоцию с внутренним согласием, или, в тех случаях, когда внутреннего согласия нет - удержать ее.

- А как, на ваш взгляд, переживание ценностей связано с эмоциональной жизнью человека?

Мы принимаем ценности как раз посредством своих эмоций. В экзистенциальном подходе ценности рассматриваются, как то, что вызывает у человека положительные эмоции. То, что вызывает негативные чувства не является ценностью. Но почему переживание ценностей связано с эмоциями? Потому что ценности – это то, чем питается жизнь, а эмоция представляет собой восприятие качества той или иной вещи, идеи, реальности. Таким образом, эмоция говорит мне обладает ли необходимым качеством тот или иной объект, чтобы служить питанием для моей жизни.

Завершая наше интервью, мне бы хотелось дать короткое определение эмоций. С экзистенциальной точки зрения, эмоции – это органы восприятия того, что является важным для человеческого бытия.

Альфрид ЛЭНГЛЕ д-р медицины и философии, психотерапевт, глава школы экзистенциального анализа и логотерапии, президент интернациональнго общества логотерапии и экзистенциального анализа.

Беседовала экзистенциальный психолог Галина Тимонова

Люди эмоциональны. Каждый реагирует определенным образом на те или иные события в жизни. Данный психический процесс происходит постоянно и неразрывно связан с деятельностью человека: с удовлетворением простых жизненных потребностей, с учебой, работой, творчеством. Даже представить невозможно, что человек ест без каких-либо эмоций, наоборот, он выберет то блюдо, которое не только поможет утолить голод, но и вызовет определенные положительные ощущения. Множество эмоций человек испытывает при общении с любимыми и нелюбимыми людьми. По словам некоторых психологов, этот процесс является важной мотивирующей силой, которая определяет деятельность каждого человека с момента его рождения. Иными словами, эмоции сильно влияют на сознательное регулирование поведения человека, причем, они могут не только ослабить, но и укрепить волю. От них зависит работоспособность человека и вообще его желание работать. Таким образом, чтобы человек ни делал, думал или говорил – все это связано с эмоциями, потому как они являются отражением переживаний человеком всех явлений и ситуаций внутреннего и внешнего мира.

Эмоциональный мир человека отличается разнообразием. И положительные, и отрицательные эмоции имеют великое множество оттенков. Некоторые события вызывают у человека отвращение, другие – восхищение. Чувства, настроения и эмоции делают жизнь человека насыщенной и яркой, придают ей краски, избавляют от серости и уныния. Они могут всего за несколько секунд кардинально изменить поведение человека, изменить его отношение к себе и другим людям. В зависимости от тех эмоций, которые испытывает человек, он видит все в черном свете или смотрит на мир сквозь розовые очки.

Но далеко не всегда в жизни события вызывают исключительно положительные эмоции. Порой они настолько ужасны, что кажется, что лучше бы вовсе никаких не было. Так, к примеру, горечь утраты близкого человека или домашнего животного невыносима, точно так же, как и злость и раздражение, когда что-то в жизни не получается или не удается осуществить задуманное. А иногда бывает и так, что не нужно никаких внешних негативных факторов, чтобы человек чувствовал себя просто отвратительно. Когда у человека плохое настроение, он не способен сосредоточиться, его все раздражает и даже одна мелочь может вызвать вспышку гнева. В то же время необходимо отметить, что если с плохим настроением или раздражением человек может справиться самостоятельно простым усилием воли, то иногда бывают такие эмоциональные состояния, что без специалиста не разобраться. К примеру, сильный стресс может стать причиной психических расстройств и депрессии. Точно так же человек не в состоянии побороть состояние аффекта, при котором очень ослаблен или практически отсутствует сознательный контроль деятельности.

Эмоции имеют субъективный характер, то есть, разные люди могут по-разному реагировать на одно и то же событие. Так, к примеру, при виде паука один человек будет чувствовать отвращение и страх, а другой – умиление. Одни люди реагируют на дождь радостью и весельем, а другие, наоборот, - раздражением и грустью. На протяжении дня человек может испытывать самые разнообразные психические состояния: радость, удивление, интерес, злость, раздражение, восторг, умиление, гнев, печаль. Более того, эмоции возникают и тогда, когда человек ничего не делает, а просто думает о чем-то.

Некоторые люди убеждены в том, что их жизнь была бы гораздо лучше и проще без эмоций. Ведь тогда не было бы нужды расплачиваться за необдуманные решения, не бояться стрессов и сильных переживаний. Тогда можно было бы действовать всегда рассудительно, принимать правильные, взвешенные решения. Тогда не было бы несчастья и горя, напрасных переживаний и пустых волнений. Такая жизнь – просто мечта. Но с другой стороны, если не было бы эмоций, человек лишился бы очень многого, ведь они выполняют большое количество очень важных функций. Благодаря им человек может приспособиться к условиям окружающего мира. В этом состоит оценочная функция, которая выступает в роли индикатора для определения зоны комфорта. Проще говоря, если человек испытывает положительные эмоции, в таком случае он находится в зоне комфорта и все хорошо. Если же его мысли нарушают равновесие, значит, человек вышел из зоны комфорта. Если человек будет прислушиваться к своим ощущениям, то сможет быстро менять свое отношение и действия к ситуации, чтобы вновь оказаться в зоне комфорта. Это очень важно, потому как каждый раз, когда человек ощущает негатив, его психика расшатывается, энергетика истощается, что становится причиной стрессов, депрессии и апатии.

Эмоции выполняют и защитную функцию, которая оказывает влияние на физиологическом уровне в критических ситуациях. Так, к примеру, страх приводит к активизации выброса адреналина, и человек способен нанести неожиданный удар в случае угрозы. Тревога на эмоциональном уровне заставляет человека быть более бдительным и осторожным, пересмотреть свои действия. Таким образом, эмоции могут активировать, мобилизовать организм для выполнения определенных действий, обеспечивая оптимальный уровень возбуждения.

Мотивирующая функция помогает человеку сделать то, на что он не решался. К примеру, злость, вызванная критическими замечаниями, может заставить человека доказать, что он может значительно больше. Или же человек посмотрел фильм, в котором герою все удается, и он вдохновляется и делает то, о чем давно мечтал, но сомневался.

Если все эти функции имеют приспособительный биологический характер, то наиболее важными и полезными для человека являются экспрессивная и коммуникативная функции, тесно связанные друг с другом. Их важность заключается в том, что помимо физических и биохимических изменений, эмоции сопровождаются и определенными поведенческими реакциями, к которым относятся голосовые выражения эмоций, мимика и пантомимика. Коммуникативная и экспрессивная функции за счет своих внешних проявлений помогают различать даже минимальные изменения во внутреннем состоянии, что помогает людям лучше понимать друг друга.

Особенно важны эти функции при межличностном общении, когда необходимо настроиться на состояние партнера, чувствовать то же, что и он. Ни для кого не является секретом, что эмоционально-выразительные движения – это невербальные средства общения, которые передают до 90 процентов информации при общении. Таким образом, можно говорить о том, что эмоции являются особым языком, при помощи которого люди говорят друг другу о своих мыслях, чувствах, внутренних состояниях.

Еще одна важная особенность эмоций - это их связь с памятью, восприятием, вниманием, мышлением, воображением, то есть, с познавательными процессами. Эмоции являются основным фактором непроизвольного внимания и запоминания. Когда процесс обучения вызывает положительные ощущения, то информация запоминается намного быстрее.

Каждый психолог пытается создать собственную классификацию эмоций. Но они на самом деле – словно палитра красок, в которой есть несколько основных цветов и множество оттенков, но все они индивидуальны. Впрочем, есть эмоции, которые все специалисты выделяют как основные. Это страх, раздражение, гнев, стыд, интерес, удивление, восхищение, радость.

Страх является отрицательной эмоцией, который может перерасти в чувство. Он несет защитную функцию и возникает в тех случаях, которые несут возможную физическую угрозу или сильное психическое потрясение.

Раздражение – это также отрицательная эмоция, которая является по своей сути показателем того, что что-то или кто-то выводит человека из зоны комфорта и нужно изменить либо ситуацию, либо прекратить общение с человеком. Если к этой эмоции не прислушаться, она может перерасти в гнев.

Гнев показывает, что человек вышел очень далеко за пределы зоны комфорта и что происходит что-то угрожающее потребностям человека. Кроме того, эта эмоция является показателем того, что у человека существует ложное убеждение по отношению к кому-то или чему-то, что мешает ему объективно оценить ситуацию.

Еще одна отрицательная эмоция – стыд. У нее имеется большая палитра оттенков. Принято считать, что стыд нужен для того, чтобы человек мог определить несоответствие собственных действий с установленными нормами и правилами общества.

Среди положительных эмоций мотивирующую функцию выполняет интерес, который стимулирует человека к обучению, познанию, развитию умений и навыков. Как правило, сопровождается открытостью к новому и любопытством.

Еще одна положительная эмоция с мотивирующей и оценочной функциями – это восхищение. Она говорит о том, что все сделано в полном соответствии с внутренними убеждениями, взглядами и мировоззрением.

Радость также является положительной эмоцией, которая свидетельствует о том, что человек находится в зоне комфорта. Она выполняет мотивирующую функцию, способствует хорошим поступкам, творчеству. Кроме того, она стимулирует выработку эндорфинов, которые оказывают благотворное влияние на физическое состояние.

Удивление не имеет ярко выраженного полюсного характера. Оно способствует концентрации внимания на каком-то человеке, объекте, мысли, заставляет переосмыслить, пересмотреть что-то.

Таким образом, эмоции открывают перед человеком особый мир – мир искусства и творчества. Для любого творческого процесса необходимо вдохновение. Очень часто чувства человека становятся материалом для творчества: новый образ рождается из слияния эмоций и воображения. Без эмоций человек не смог бы оценить всю красоту и неповторимость музыки, поэзии и живописи. Эмоции делают мир людей более интересным и богатым, задавая направление развития личности.

Таким образом, только в единстве эмоциональной и интеллектуальной сфер человек может достичь конечной цели своей деятельности – удовлетворить потребности. И даже несмотря на то, что эмоции очень часто берут верх в самые неподходящие моменты, принося несчастье и горе, они в то же время придают жизни настоящий вкус, делая ее более насыщенной, красочной и яркой. И пусть причина многих болезней и бед кроется в чрезмерной чувствительности и эмоциональности, и человек не может принять правильное, адекватное решение, все же без эмоций человек лишился бы очень многого. Мир без любви, восхищения, радости выглядел бы печально. И, наверняка, жизнь без необдуманных, импульсивных поступков стала бы скучной, ведь именно они порой делают жизнь очень интересной.

 
Статьи по теме:
Житийная литература «Сказание о Борисе и Глебе»
В XIX веке жанр жития переживал упадок. Казалось, что за двести лет на русской земле, прежде столь щедрой на подвижников, молчальников, святителей, юродивых, перевелись святые. За время существования Священного Синода, с 1721 по 1917 год, коронация в Росс
Что такое проектно-сметная документация
Капитальный ремонт объекта капитального строительства – одновременная разработка рабочего проекта и сметы, чертежи и расчеты производятся после утверждения проектного задания. состав:Раздел 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – те
Волошин Александр Стальевич
Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" и ОАО "Первая грузовая компания"Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" (с сентября 2010 года), ОАО "Первая грузовая компания" (с февраля 2012 года). Ранее - председатель совета директоров РАО "ЕЭС Р
Аншлюс австрии - презентация
13 марта 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Для Гитлера аншлюс не только создал плацдарм для наступления на Чехословакию, но и стал личной местью Родине за непризнание в молодые годы.Блеф в Берхтесгадене Разбитая после Первой мировой войны Ав