Достоинства и недостатки монет как денег. Преимущества и недостатки денег

государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение иркутской области

«Ангарский техникум строительных технологий»

Практические работы по УД

«Обществознание.

Глава «Экономика»

для студентов очной формы обучения

Ангарск 2017

протокол № ______

«______»___________ 2017 г.

Разработала: Ларченко Александра Александровна, преподаватель ГАПОУ ИО «Ангарский техникум строительных технологий»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В пособие разработаны и методически распределены практические работы по «Обществознанию», раздел «Экономика», охватывающие всю программу по данному курсу.

В пределах каждой практической работы задания, как правило, расположены в порядке возрастающей трудности, что позволяет организовать обучение по принципу: «От простого – к сложному».

Комплект практических работ составлен в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов среди специальных учебных заведений по дисциплине «Обществознание».

Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение студентами следующих результатов :

личностных :

Л.1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Л.2 российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);

Л.3 гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

Л.4 толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;

Л.5 готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л.6 осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

Л.7 ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;

метапредметных :

М.1 умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

М.2 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

М.3 готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

М.4 умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

М.5 умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;

М.6 умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

М.7 владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных :

П.1 сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

П.2 владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

П.3 владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

П.4 сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;

П.5 сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

П.6 владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

П.7 сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Общие положения о критериях оценки

Балл «5 » ставится в том случае, когда студент исчерпывающе знает весь программный материал, отлично понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) дает правильные, сознательные и уверенные ответы. В различных практических заданиях умеет самостоятельно пользоваться полученными знаниями. В устных ответах и письменных работах пользуется правильным литературным языком и не допускает ошибок.

Балл «4» ставится в том случае, когда студент знает весь требуемый программой материал, хорошо понимает и прочно усвоил его. На вопросы (в пределах программы) отвечает без затруднений. Умеет применять полученные знания в практических заданиях. В устных ответах пользуется литературным языком и не делает грубых ошибок. В письменных работах допускает только незначительные ошибки.

Балл «3» ставится в том случае, когда студент обнаруживает знание основного программного материала. При применении знаний на практике испытывает некоторые затруднения и преодолевает их с небольшой помощью преподавателя. В устных ответах допускает ошибки при изложении материала и в построении речи. В письменных работах делает ошибки.

Балл «2» ставится в том случае, когда студент обнаруживает незнание % большой части программного материала, отвечает, как правило, лишь на наводящие вопросы преподавателя неуверенно. В письменных работах допускает частые и грубые ошибки.

Балл «1» ставится в том случае, когда студент обнаруживает полное незнание проходимого учебного материала.

СОДЕРЖАНИЕ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1 Экономика. Наука и хозяйство

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2 Экономический рост и развитие

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3 Собственность

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 4 Производство

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5 Рынок

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6 Государство и экономика

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗАНЯТИЕ № 7 Экономика потребителей

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 Мировая экономика

СЛОВАРЬ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

«ЭКОНОМИКА. НАУКА И ХОЗЯЙСТВО»

Найди соответствия

Какие проблемы экономики являются универсальными?

    Конкуренция и монополия.

    Ограниченность ресурсов.

    Экономический выбор.

    Занятость населения.

    Экономическая политика государства.

    Постоянный рост потребностей общества.

Дополните схему:

производство

……………..

потребление


О

    Заполните таблицу:

Вопросы:

Изменение цены на сливочное масло и спроса на этот товар

Рост цены на сахар и изменение покупательной способности субъектов экономики в результате этого

Решение проблем безработицы путем создания

биржи труда

Установление торговых отношений между индийской фармацевтической фирмой и российской торговой компанией

Проведение всемирной сельскохозяйственной выставки в Париже

Снижение уровня инфляции на 3 %

Поведение формы в условиях увеличения конкуренции

Действия государства в борьбе с монополистической конкуренцией

Совместные разработки США и Великобритании в области компьютерных технологий

    Заполните таблицу

Экономические системы

Характерные черты

Развитие технологии

Роль государства в экономике

Формы собственности

Права населения

5. Заполните таблицу

Национальные модели экономики

Характерные черты

Американская

Шведская

Японская

Российская

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

«ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ И РАЗВИТИЕ »

1. Работа с основными понятиями темы

Найди соответствия

3

Экстенсивный рост

это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики

4

Факторы производства

средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни

5

Интенсивный рост

это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП

6

Экономическое развитие

резкое падение производства

7

Экономический цикл

это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

8

Экономический кризис

увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности

    1. Открытые задания с кратким ответом

    Исправь ошибки в тексте.

Экономический рост – это краткосрочное увеличение номинального и реального ВВП. Он рассчитывается только в абсолютных величинах, без учета ВВП на душу населения. Экономический рост измеряется в процентах, который является средним показателем трех последних лет.

    Заполни логическую схему:

Факторы экономического роста

ТРУД

……..

полезные ископаемые, энергетические ресурсы, сельское хозяйство

    Заполни сравнительно-обобщающую таблицу:

роста

Экстенсивный рост

Интенсивный рост

    Установите соответствие между факторами производства и их примерами:

    строительные машины А. Земля

    каменный уголь Б. Капитал

    пашня В. Труд

    фермер

    фабрика

5.Что относится к капиталу как к фактору производства:

1) завод

2) квалифицированные работники

3) станки

4) информация

5) инструменты

    1. Задания с выбором ответа

ТЕСТ:

    Что отличает товарное производство от натурального:

    используются машины и оборудование

    увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

    продукция производится для продажи

    существует разделение труда

    Суммарная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории страны за год:

    национальный доход

    валовый внутренний продукт

    производительность труда

    валовый оборот

    Верны ли суждения?

А. Уровень потребления не зависит от уровня экономического развития общества.

Б. Потребление товаров и услуг существенно влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развития.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

    Верны ли суждения?

А. Экономически отсталые страны ощущают ограниченность ресурсов, а экономически развитые страны смогли разрешить эту проблему.

Б. Производственных ресурсов никогда не хватает для удовлетворения всех потребностей людей.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

    1. Открытые задания с развернутым ответом

    Чем объяснить тот факт, что чем богаче страна, тем ниже ее годовые темпы роста. Приведите примеры.

    Объясните смысл фразы «Бедные страны остаются бедными по причине своей бедности».

    Что называется экономическим кризисом? Почему современные экономические кризисы не такие острые и разрушительные как прошлые?

    Назовите и раскройте причины экономических кризисов? Приведите примеры.

    Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Если хочешь помочь бедняку, не давай ему рыбу – дай ему удочку».

    Задачи

    Рассчитайте экономический рост страны

А) реальный ВВП 2005 г. составил 480 млрд. рублей;

реальный ВВП 2006 г. составил 512 млрд. рублей;

Б) реальный ВВП 2005 г. составил 7001 млрд. рублей;

реальный ВВП 2006 г. составил 7014 млрд. рублей;

Каков экономический рост страны в 2006 г.?

    Рассчитайте экономический рост страны.

А) номинальный ВВП 2003 г. составил 3002 млрд. рублей;

номинальный ВВП 2004 г. составил 5127 млрд. рублей;

цены в 2003 г. выросли в 1,7 раз;

цены в 2004 г. выросли в 2,5 раза;

Каков экономический рост страны в 2004 г.?

Б) номинальный ВВП 2004 г. составил 679 млрд. рублей;

номинальный ВВП 2005 г. составил 3500 млрд. рублей;

цены в 2004 г. выросли в 3 раза;

цены в 2005 г. выросли в 2 раза;

Каков экономический рост страны в 2005 г.?

3. Сравните.

А) Темп экономического роста Дании в 2005 г. составил 2 %,

а Китая – 7 %. Может ли Китай обогнать Данию в развитии в течение 5 лет при сохранении темпов экономического роста?

Б) Темп экономического роста России и Индии в 2005 г. составил 7,2 %. Может ли Индия обогнать Россию в развитии в течение 3 лет при сохранении темпов экономического роста?

4. Вычислите индекс человеческого развития.

А) Если известно, что индекс продолжительности жизни = 0,54, индекс уровня образования = 0,75, индекс ВВП = 0,56.

Б) Если известно, что индекс продолжительности жизни = 0,73 , индекс

5. Определите фазы экономического цикла по динамике ВВП.

А) 1990 г. 100

1991 г. 103

1992 г. 103,1

1993 г. 102,9

Б) 1995 г. 103,7

1996 г. 103,1

1997 г. 102,6

1998 г. 99,6

1999 г. 104,1

2000 г. 102,0

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

«СОБСТВЕННОСТЬ»

1. Работа над статьями 209,210,212,213-215 ГК РФ.

Составить схемы по вопросам:

    Содержание права собственности.

    Субъекты права собственности.

    Формы собственности

Статья 209. Содержание права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, поль­зования и распоряжения своим имуществом.

2. Собственник вправе по своему усмотрению совер­шать в отношении принадлежащего ему имущества лю­бые действия, не противоречащие закону и иным право­вым актам и не нарушающие права и охраняемые зако­ном интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользо­вания и распоряжения имуществом, отдавать имущест­во в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землеи и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом... осуществляются их соб­ственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интере­сов других лиц...

Статья 210. Бремя содержания имущества Собственник несет бремя содержания принадлежа­щего ему имущества, если иное не предусмотрено зако­ном или договором.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, го­сударственная, муниципальная и иные формы собст­венности.

2. Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Феде­рации, субъектов Российской Федерации, муниципаль­ных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридиче­ского лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муни­ципальной собственности.

Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юриди­ческих лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц мо­жет находиться любое имущество, за исключением от­дельных видов имущества, которое в соответствии с за­коном не может принадлежать гражданам или юриди­ческим лицам.

2. Количество и стоимость имущества, находящего­ся в собственности граждан и юридических лиц, не ог­раничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом...

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федераль­ная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федера­ции - республикам, краям, областям, городам феде­рального значения, автономной области, автономным

округам (собственность субъекта Российской Федера­ции).

2. Земля и другие природные ресурсы, не находя­щиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государствен­ной собственностью...

3. Имущество, находящееся в государственной соб­ственности, закрепляется за государственными пред­приятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

4. Средства соответствующего бюджета и иное государ­ственное имущество, не закрепленное за государствен­ными предприятиями и учреждениями, составляют го­сударственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автоном­ной области, автономного округа.

Отнесение государственного имущества к феде­ральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, ус­тановленном законом.

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собствен­ности городским и сельским поселениям, а также дру­гим муниципальным образованиям, является муници­пальной собственностью...

3. Имущество, находящееся в муниципальной собст­венности, закрепляется за муниципальными предприя­тиями и учреждениями во владение, пользование и рас­поряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными пред­приятиями и учреждениями, составляют муниципаль­ную казну соответствующего городского, сельского по­селения или другого муниципального образования....

В соответствии со статьей 125 ГК РФ от имени РФ и ее субъектов выступают органы государственной власти, а от имени муници­пальных образований - органы местного самоуправле­ния.

2. Работа с текстом.

    Прочитайте отрывок из книги Н. Носова «Незнайка на Луне» и ответьте на вопросы:

    Как вы думаете, почему возник конфликт между Незнайкой и Клопсом?

    О каких формах собственности идет речь в ситуации?

    Надо ли наказывать за нарушение права частной собственности? (Воспользуйтесь ст. 35 Конституции РФ - Приложение 4)

Господин Клопс встал из-за стола, подошел к ступенькам, которые вели вниз с веран­ды, и, сложив на животе сёои пухлые ручки, стал оглядывать Незнайку с головы до ног.

- Наверно, в капкан попался? - спросил наконец он.

- Так точно, господин Клопс. Жрал малину и попался в капкан.

- Так, так, - промычал Клопс. - Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! Так зачем ты малину жрал, говори?

- И не жрал вовсе, а ел, - поправил его Незнайка.

- Ох ты, какой обидчивый! - усмехнулся господин Клопс. - Уж и слова сказать нельзя! Ну хорошо! Так зачем ты ее ел?

- Ну зачем... Захотел кушать.

- Ах, бедненький! - с притворным сочувствием воскликнул Клопс. - Захотел ку­шать. Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! А она твоя, малина? Отвечай!

- Почему не моя? - ответил Незнайка. - Я ведь ни у кого не отнял. Сам сорвал на кусте.

От злости Клопе чуть не подскочил на своих коротеньких ножках.

- Ну, я тебе покажу, ты у меня попляшешь! - закричал он. - Ты разве не видел, что здесь частная собственность?

- Какая такая частная собственность?

- Ты что, не признаешь, может быть, частной собственности? - спросил подозри­тельно Клопе.

- Почему не признаю? - смутился Незнайка. - Я признаю, только я не знаю, какая это собственность! У нас нет никакой частной собственности. Мы все сеем вместе и де­ревья сажаем вместе, а потом каждый берет, что кому надо. У нас всего много.

- Где это у вас? У кого это у вас? Чего у вас много? Да за такие речи тебя надо пря­мо в полицию! Там тебе покажут! Там ты попляшешь! - разорялся Клопс, размахивая ру­ками и не давая Незнайке сказать ни слова...

Конституция РФ. Статья 35. Право частной собственности охраняется...

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

3. Заполните таблицу с помощью учебника

Первоначальные способы приобретения права собственности

Краткая характеристика

Хозяйственная и трудовая деятельность

Находка

Сбор общедоступных вещей

Обнаружение клада

Приобретательная давность

4. Прочитайте выдержки из Конституции РФ

Прочитайте выдержки из Конституции РФ и Гражданского кодекса РФ. Какие формы собственности существуют в России? В чем состоит содержание права собственности? Какие основания приобретения и прекращения права собственности вы знаете?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

«ПРОИЗВОДСТВО»

    На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    К факторам производства относятся:

___________________;

капитал;

___________________.

    Инвестиции принято делить на три вида:

___________________;

___________________;

инвестиции в основной капитал.

    Свойствами ресурсов являются:

мобильность;

__________________.

    К показателям эффективности производства относятся:

__________________;

материалоемкость;

__________________.

    Чтобы стать предпринимателем, нужны такие качества, как:

____________________;

ответственность за реализацию решений;

____________________.

2. Заполните таблицу:

Сектора экономики

Содержание

Первичный

Вторичный

Третичный

Факторы производства, первичные факторы производства, вторичные факторы производства, природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, информационные ресурсы, денежный капитал, реальный капитал.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

«РЫНОК»

1. Установите соответствие между понятием и определением.

Понятие

Определение

Конкуренция

Процесс движения потребительских благ и производственных ресурсов от одного участника экономической деятельности к другому

Кредитная карточка

Металлические деньги со строго фиксированным весом и стоимостью

Обмен

Выпуск новых партий бумажных денег

Эмиссия

Переполнение сферы обращения бумажными деньгами из-за чрезмерного их выпуска

Монеты

Именной денежный документ, выпущенный кредитным учреждением, удостоверяющий личность владельца банковского счета и дающий ему право на приобретение товаров и услуг

Товар

Ж

Форма хозяйственных связей между потребителями и производителями в сфере обмена, механизм взаимодействия покупателей и продавцов экономических благ

Инфляция

З

Денежное выражение стоимости товаров и услуг

Цена

И

Продукт труда, удовлетворяющий какую либо потребность и предназначенный не для собственного потребления производителем, а для продажи.

Предложение

К

Соперничество между участниками рынка

Рынок

Л

Намерение покупателей приобрести данный товар по данной цене

Спрос

М

Намерение продавца предложить свой товар к продаже за определенный промежуток времени при всех возможных ценах на него.

2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    Способами обмена являются:

__________________;

денежный.

    В истории и современности выделяют типы денег:

________________;

________________;

________________.

    По темпам инфляции может быть:

________________;

галопирующая;

    Признаками денег являются:

портативность;

_______________;

стабильность;

_______________.

    Деньги выполняют три функции:

средство обращения;

_________________;

_________________.

    Цены бывают нескольких видов:

__________________;

розничные;

__________________;

3. Заполните таблицу.

Типы денег

Достоинства

Недостатки

Вещи

Металлические

Монеты

Бумажные

Электронные

4. Заполните таблицу.

Виды конкуренции

Отличительные черты

Совершенная

Несовершенная

Монополистическая

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

«ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА»

1. Установите соответствие между понятием и определением

Понятие

Определение

Профицит бюджета

А

Воздействие государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы

Государственное регулирование экономики

Б

Средства связанные с формированием и использованием государственного бюджета

Налог

В

Ежегодный финансовый план доходов и расходов государства

Дефицит бюджета

Г

Ситуация, когда расходы бюджета равны доходам

Сбалансированный бюджет

Д

Превышение доходной части бюджета над расходной

Налоговая система

Ж

Превышение расходной части бюджета над доходной

Обслуживание долга

З

Сокращение расходов в процессе исполнения бюджета

Бюджет

К

Выплаты процентов по государственному долгу и постепенное погашение основной его суммы

Государственные финансы

Л

Обязательный взнос в государственный бюджет, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определенных законодательными актами

Секвестр

М

Совокупность взимаемых в государстве налогов, а также форм и методов их формирования.

2. На основе материала учебника охарактеризуйте предложенные понятия, заполнив пропуски текста.

    Целями государственного регулирования экономики являются:

_______________;

_______________;

сокращение безработицы;

________________.

    Средствами государственного регулирования экономики являются:

________________;

административные средства;

________________.

    По структуре бюджет состоит из:

_______________.

    Способами покрытия дефицита бюджета являются:

_________________;

_________________.

    Налоги бывают двух видов:

косвенные.

3. Составьте схему, используя следующие понятия:

«Государственное регулирование экономики», средства регулирования экономики, правовые средства, административные средства, финансовые средства, бюджет, структура бюджета, доходы, расходы, способы покрытия дефицита бюджета, секвестр, эмиссия, дополнительные источники доходов, государственный долг.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

«ЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ»

1. Заполните таблицу.

Форма оплаты труда

Описание

Сдельная форма

Премиальная форма

2. Заполните таблицу.

Доходы

Описание

Денежные доходы

Натуральные доходы

Совокупные доходы

Номинальные доходы

Располагаемые доходы

3. Составьте схему, используя следующие понятия.

Безработица, причины безработицы, виды безработицы, служба занятости, структурная, фрикционная, циклическая, частная, скрытая, застойная, технологическая безработица, направления деятельности службы занятости.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА»

1. На основе материала учебника охарактеризуйте понятия, заполнив пропуски текста.

    Разновидностями международных экономических отношений являются:

международная торговля;

____________________.

    Интернационализация измеряется рядом показателей:

участием в мировой торговле;

_________________________;

_________________________;

объемом экспорта товаров и услуг на душу населения;

_________________________;

долей иностранной рабочей силы в общем числе занятых;

_________________________;

размером экспорта и импорта технологий и управленческих услуг.

    Различают два вида либерализации экономической деятельности:

_________________________;

внешнеэкономическую либерализацию.

2. Заполните таблицу.

Этапы развития мировой экономики

Характерные черты

Первая половина ХХ в.

50-70-е гг. ХХ в.

80-е гг. ХХ в.-начало ХХI в.

3. Заполните таблицу.

Глобальные проблемы

Влияние на мировую экономику

Демографическая

Экономическая отсталость развивающихся стран

Экологическая

СЛОВАРЬ

ВВП – валовый внутренний продукт – показатель объема национального производства, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны.

    реальный ВВП – объем, выраженный в неизменных ценах произведенных продуктов;

    номинальный ВВП - объем, выраженный в текущих ценах произведенных продуктов;

ВВП на душу населения – показатель ВВП страны, деленный на количество граждан.

ВНП – валовый национальный продукт – показатель объема годового производства национальной экономики, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.

Индекс человеческого развития – средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни.

Интенсивный рост – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.

Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое; ее предметом являются проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и т. д.

Микроэкономика - часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.

Мировая (международная экономика) - часть экономической науки, исследующая мировую торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения.

Принцип рациональности – принцип, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимальными возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.

Производительность – это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат.

Факторы производства – труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность.

Экономика – 1. это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

2. наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Экономическая деятельность – все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.

Экономическая сфера общества – разнообразные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ.

Экономические блага – товары и услуги, удовлетворяющие ту или иную потребность человека и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Экономические величины – показатели, характеризующие состояние, свойства, качество экономики, ее объектов и процессов.

Экономические возможности – те реальные ресурсы, которые общество может направить на удовлетворение потребностей; всегда, в каждый данный момент являются ограниченными.

Экономические механизмы – способы и формы объединения людьми своих усилий при решении задач жизнеобеспечения.

Экономический кризис – резкое падение производства.

Экономический рост – это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютных значениях, так и в расчете на каждого жителя страны.

Экономический цикл – это попеременное чередование подъемов и спадов в движении реального ВВП. Он состоит из четырех фаз, последовательно сменяющих друг друга: подъем – спад – депрессии – оживление (от пика предыдущей фазы подъема до той же величины фазы следующего подъема).

Экономическое развитие – это кардинальные изменения в хозяйственной жизни страны, преобразования в структуре экономики.

Экстенсивный рост – увеличение ВВП за счет расширения масштабов использования ресурсов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    . Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» в 2-х частях, ч.1 10 кл., ч. 2 11 кл. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, А.Т.Кулькин, Л.Ю. Лазебникова; под редакцией Л.Н.Боголюбова – 2-е издание М.: Просвещение, 2006.

    Обществознание: учеб. для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень / (Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.); под редакцией Л.Н. Боголюбова». - М.: Просвещение, 2007

    Программа «Обществознание, 10-11 классы. Базовый уровень (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая и др./Программы общеобразовательных учреждений: История. Обществознание: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2007 г. Допущено Министерством образования и науки РФ)

    Примерная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)/Обществознание. Право. Экономика: сборник материалов по реализации федерального компонента государственного стандарта общего образования в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области/ авт-сост. Е.И. Колусева, Т.А. Корнева. – Волгоград: Учитель, 2005.

    Экономическая школа. Вып. 2. 1992.

Товары находятся в обращении с определенной ценой, а деньги - с определенной стоимостью. Количество денег, необходимое для обращения товаров в течение данного периода времени, равно сумме цен товаров, деленной на среднее число оборотов одноименных денежных единиц. Сумма денег, необходимая для обмена продуктов труда, зависит от количества товаров, движения их цен и скорости обращения денег. Таков объективный закон обращения золотых денег.

Золотые монеты, выполняя функцию обращения, находятся в непрерывном движении и постепенно изнашиваются. Уменьшается их вес, появляется различие между номинальным и реальным содержанием монеты. Однако, продолжая находиться в обращении, монета по-прежнему реализует цены товаров в соответствии со своим номиналом, поскольку свою функцию средства обращения она выполняет мимолетно. В результате этого монеты становятся знаком, символом, представителем своей первоначальной стоимости. Поэтому в качестве обращения полноценные монеты могут быть заменены знаками стоимости, знаками золота.

Бумажные деньги представляют собой знаки золота. Они являются заместителями золота в обращении. Выпускает их государство, которое наделяет их номинальным золотым содержанием. Однако реальная покупательная способность бумажных денег зависит от их количества в обращении по сравнению с количеством золота, требуемого для обращения товаров. Если количество бумажных денег будет соответствовать количеству золотых денег, необходимых для обращения товаров, то они будут обладать той же покупательной способностью, что и золотые деньги. Если бумажных денег будет выпущено, предположим, вдвое больше, чем требуется золотых денег для обращения данного количества товаров, то они обесцениваются. В таком случае каждая бумажноденежная единица будет представлять только половину стоимости соответствующей золотой единицы. В результате цены товаров возрастут вдвое, деньги обесцениваются. В нашей стране деньги не обеспечены.

Бумажные деньги не являются деньгами в широком смысле, а являются заменителями денег (банкноты раньше в любой момент можно было обменять на золото, но потом банки отказались от этого). Бумажные деньги заменяют деньги не полностью. Они не выполняют последние 3 функции денег.

Современные деньги - это могут быть кредитные деньги. В настоящее время наличные деньги вытесняются безналичными денежными расчетами. Более 90 % товарных сделок происходит по безналичному денежному расчету. Электронные и пластиковые деньги (карточки) для потребителей рынка являются заменителем денег.

В элементарной форме организации экономики -- хозяйстве -- естественной формой богатства выступает натуральный продукт -- материальное благо, имеющее, во-первых, потребительную ценность и, во-вторых, являющееся результатом труда.

Потребительная ценность продукта -- это полезность вещи, способность ее удовлетворять те или иные потребности человека благодаря определенным физическим или другим свойствам.

В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специфические свойства, делающие его товаром. Этот продукт является ценностью уже не для производителя, а для других лиц, т. е. он приобретает общественное свойство.

Мерой общественной потребительной ценности выступает величина спроса Производство продукта, определяет объем предложения. Вещи обладают общественной потребительной ценностью, если предложение удовлетворяет спрос.

Но всякая ли вещь может являться товаром? Нет, только та, которая изготовлена или опосредована трудом человека. Рыба, плавающая в реке, превратится в товар лишь после того, как ее выловят, т. Е. осуществят определенные трудовые затраты.

И, что не менее важно, товар должен быть, не только изготовлен (произведен), не только изготовлен для других, но и продан другим людям, т. Е. передан на основе эквивалентного (равноценного) возмещения. (Подарок, хотя и произведен вами для удовлетворения потребностей другого человека, не является товаром).

Теперь можно дать определение товара, отметив, что это есть вещь или услуга, созданная трудом, обладающая общественной ценностью и служащая для обмена (продажи на рынке) на другой товар. Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена продуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую. Отсюда, каждый товар при обмене на товар приобретает на рынке меновую стоимость, т.е. способность, свойство обмениваться на другие полезные вещи в определенных соотношениях (пропорциях).

Подобное равенство, меновое соотношение ежедневно и миллиарды раз повторяется в практике на рынке. И люди обычно не задумываются над тем, что скрыто от их глаз: почему вещи приравниваются друг к другу и что лежит в основе каждого конкретного равенства. А вот экономическую теорию вопрос, чем определяются соотношения обмена или меновые стоимости, волновал со времен Аристотеля и волнует до сего дня.

Потребность в деньгах столь велика, что их изобретают практически в каждом обществе, за исключением наиболее примитивных. Конечно, при натуральном хозяйстве, когда товар менялся на товар, потребность в деньгах была не столь острой, как при развитом рынке. И, тем не менее, даже самые примитивные цивилизации, в самых Богом забытых уголках Земли создали свои виды денег. Роль денег, эталона всех обменов, всегда выпадала тому товару, на который был наибольший спрос или который был в изобилии.
Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, хлопковые ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, раковины и даже сушеная рыба.
«Деньги» - лишь обобщенное название особых предметов, используемых человечеством для облегчения торговли и решения других экономических проблем.
В связи с этим можно представить следующую эволюцию различных видов денег:
1) товарные деньги (номинальная стоимость соответствовала их реальной стоимости)

Свойства товарно-счетных эквивалентов:
. многоцелевое назначение,
. сохраняемость,
. транспортабельность,
. низкие издержки.
Недостатки:
не обладали делимостью, однородностью.
Свойства товарно-весовых эквивалентов:
. весовые характеристики,
. делимость,
. соединяемость,
. однородность.
2) металлические деньги

Металлические деньги прошили в развитии два этапа:
1) Слитковый период
Платежи производились путем взвешивания отдельных кусочков руды (соответствующего монетного сырья), а затем эти слитки считались, т. е. для этого периода характерны были две операции:
. взвешивание;
. платеж.
Этот способ платежа получил название пензаторный. Он имел определенные неудобства и высокие трансакционные издержки.
2) Монетный период
Отпала необходимость взвешивать и платеж осуществлялся путем передачи отчеканенных монет из одних рук в другие. Этот способ платежа получил название хартальный.
При пензаторном способе наблюдалось соответствие денег по весу и по счету, т.е. внутренняя стоимость денег соответствовала их номиналу - эта ситуация получила название монетный паритет.
Государство накладывало пробирное клеймо на кусочек металла, которым гарантировало его вес и пробу. Кстати, металл не обязательно должен был быть государственным - существовало и открытое производство монет, когда каждый желающий мог принести на монетный двор монетный металл и за определенную плату переделать его в монеты стандартной пробы и веса - свободная чеканка монет. При закрытой чеканке право чеканить монеты принадлежит только государству.
Стоимость монеты слагалась из стоимости монетного металла, стоимости дополнительного сырья, расходов на работников монетного двора.
Со временем возникает идея, что монета нужна только для обмена, поэтому нет необходимости, чтобы она была полноценной - ведь стоимость ей придает стоящая на ней имя монарха, делающее ее обязательной к приему на счет по объявленному достоинству.
В дальнейшем эта идея была обличена в простую и практичную форму, - коль не доложить чуть металла, никто не заметит. Такую практику назвали порчей монет. Примеси неблагородных металлов в содержании монеты получили название лигатура. Монета по-прежнему принималась на счет по номинальной стоимости - в результате государство уменьшало фактически свои расходы, производя оплаты в неполновесной монете.
Таким образом, если внутренняя стоимость монеты меньше номинала, то это давало возможность получения эмиссионного дохода - сеньораж.
Однако, делались попытки одновременного обращения монет, в которых содержалось больше драгоценного металла, с подобными с меньшим содержанием. Но такие попытки вели с неизбежностью к несанкционированному изъятию лучших монет из обращения и оставлению в обороте только одних неполноценных. Лучшие же с выгодою для сообразительных да не побоявшихся государственных запретов, переплавлялись в слитки, переделывались в ювелирные изделия, продавались по цене серебра большими партиями за рубеж. Эта неизбежность получила в экономической литературе название закона Коперника - Грешема, по имени известного астронома Николая Коперника и английского купца XVI в. Томаса Грешема, которые, независимо друг от друга описали это явление и обосновали его закономерность.
Итак, если внутренняя стоимость монеты больше номинала, то монета покидает сферу обращения, трансформируясь в слиток, или уйдет в сокровище.
Равновесие между внутренней стоимостью и номиналом с одной стороны делало устойчивым монетное обращение, а с другой стороны делало невыгодным чеканку монет.
Когда чеканка монет стала монополией государства, то правительство директивно закрепило платежную силу за определенной монетой (реформа Е.Ф. Канкрина, С. Ю. Витте).
Таким образом, основными свойствами металлических денег являлись:
. однородность,
. делимость,
. портативность,
. сохраняемость,
. концентрация большой стоимости в малом объеме.
Недостаток использования драгоценных металлов заключался в том, что такие деньги очень тяжелы, их трудно транспортировать. Среди недостатков золотых денег следует отметить следующие:
. дороговизна использования золотых денег;
. невозможность обеспечить потребность оборота золотыми деньгами, поскольку потребности в них растут быстрее, чем увеличивается добыча золота.
Товарные и металлические деньги назвались также полноценными деньгами, так как обладали собственной стоимостью.
В связи с недостатками металлических денег во всем мире постепенно перестали применять золото в качестве материала для изготовления денег.
3) Эмиссионные деньги

Эмиссионные деньги получили название неполноценные деньги - это такие деньги, покупательная способность которых превышает внутреннюю стоимость товара.
В зависимости от эмитента и цели эмиссии эмиссионные деньги подразделяются на бумажные деньги и кредитные деньги.
Бумажные деньги выступают в виде биллонной монеты и в виде казначейского билета.
Казначейские обязательства - устанавливались правительством в качестве законного средства платежа (это значит, что по закону все обязаны принимать их в возмещение долгов), но не конвертировались в монеты или в драгоценные металлы. Они являлись представителями полноценных денег, их ценность определялась тем количеством обеспечения, которое они представляли, а также доверием к эмитенту.
Преимущество бумажных денег заключается в том, что они намного легче монет и драгоценных металлов, но при этом их принимают в качестве средства обмена лишь в случае доверия органам, выпустившим их, а также, если печатное искусство достигло такого уровня, что подделка их чрезвычайнозатруднительна. Эмитентами бумажных денег являются либо государственное казначейство, либо центральные банки. В первом случае казначейство прямо использует выпуск бумажных денег для покрытия своих расходов. Во втором случае оно делает это косвенно, т. е. центральный банк выпускает неразменные банкноты и представляет их в ссуду государству, которое направляет их на свои бюджетные расходы.
Специфика бумажных денег:
1) заменяют полноценные деньги как средство обращения;
2) являются обязательными к приему;
3) ценность бумажных денег основана на доверии к правительству и будущих поступлений в казну;
4) эмитентом этих денег является Казначейство, размер их эмиссии обусловлен потребностями казны;
5) бумажные деньги являются неразменными;
6) бумажные деньги опираются на перераспределительную функцию государства.
Необходимо подчеркнуть, что по экономической природе бумажным деньгам присущи неустойчивость обращения и обесценение.
Неустойчивость бумажно-денежного обращения связана, прежде всего, с тем, что выпуск бумажных денег регулируется не столько потребностью товарооборота в деньгах, сколько постоянно растущими потребностями государства в финансовых ресурсах, в частности для покрытия бюджетного дефицита. Кроме того, нет механизма автоматического изъятия бумажных денег из обращения.
Увеличение бумажно-денежной массы означает чрезмерный выпуск бумажных денег, что ведет к их обесценению. Наиболее типичным является инфляционное обесценение бумажных денег, обусловленное их чрезмерной эмиссией. Обесценение бумажных денег может быть связано также с неблагоприятным платежным балансом, падением курса национальной валюты. В этих условиях бумажные деньги, разумеется, не пригодны для выполнения функции сокровища.
Недостатки, свойственные бумажным деньгам, могут в значительной мере устраняться благодаря применению кредитных денег.
Кредитные деньги - это форма денег, порожденная развитием кредитных отношений. Сущность кредита можно охарактеризовать как передачу кредитором ссуженной стоимости заемщику.
Специфика кредитных денег.
1) Функцию денег выполняет не товар-золото, а специфический товар, который называется ссудный капитал, формой проявления которого стали кредитные деньги.
2) Обусловлены не сферой товарного обращения, а кругооборотом капитала.
3) Более абстрактная и однородная форма денег.
4) Управляется иными законами, чем действительные деньги:
- золото обращается, т.к. имеет внутреннюю стоимость, а кредитные деньги, - т.к. имеют представительную стоимость;
- стоимость золота определяется стоимостью монетного сырья, а стоимость кредитных денег - стоимостью (количеством) их обеспечения;
- когда деньги обладали внутренней стоимостью, то изменение цен зависело: во -первых от изменения стоимости товара, во- вторых - от изменения стоимости золота;
- в настоящее время изменение цен зависит: от изменения стоимости товара; от изменения стоимости обеспечения денег; от изменения степени доверия;
деньги это ордер на получение эквивалента.
Кредитные деньги прошли следующую эволюцию: вексель, банкнота, чек, кредитные карточки.
Необходимость совмещать различные национальные денежные системы породила особую профессию - менял, сегодня этих людей назвали бы валютчиками. Так появились банкиры. В XIII в. европейским банкирам пришла в голову мысль о расширении спектра услуг. Скажем, отправляющийся в далекую дорогу человек непременно брал с собой деньги, рискуя при этом своими сбережениями и из-за них, временами, самой своей жизнью. Ему предлагалось оставить деньги банкиру, получить взамен письмо к коллеге банкира в другой стране - вексель, которому заморский знакомец банкира выдавал требуемую сумму. Ясно, что оба партнера-банкира что-то на этом зарабатывали, а клиент получал безопасность. Строго говоря, это изобретение несколько более старое - его знали арабские и китайские купцы IX - X вв. На хранение банкиру также можно было оставить монеты и получить от него расписку, которая гарантировала их возврат по первому требованию предъявителя - депозитный сертификат. Как-то сами по себе депозитные сертификаты стали выступать в процессе денежного обращения, т.е. использоваться как деньги. В роли денег стали выступать и векселя, которые стали передаваться иным людям в оплату. Первый переводной вексель известен в начале XV в. Эти заменители денег имели обеспечение, находящееся в сундуке банкира в виде металлических полноценных монет.
Итак, вексель - письменное долговое обязательство, в котором указана величина денежной суммы и сроки ее уплаты должником. Вексельное обязательство обладает тремя особенностями: абстрактностью, бесспорностью, обращаемостью. Абстрактность векселя означает, что в нем не указываются причины, вызвавшие его появление. Бесспорность свидетельствует о том, что получение денег с должника, подписавшего вексель, может осуществляться в принудительном, юридическом порядке, если к назначенному сроку он не выплатит указанную в векселе сумму. Обращаемость векселя позволяет передать его другому лицу, передача векселя оформляется передаточной подписью - индоссаментом. В этом случае лицо, подписавшее вексель, берет на себя обязательство оплаты в случае неплатежеспособности векселедателя, т.е. лица, пустившего вексель в обращение. Поэтому, чем больше подписей на векселе, тем выше его устойчивость.
Банкнота - это долговое обязательство банка (вексель банка).
Впервые банкноты были выпущены в конце XVII в. на основе переучета частных коммерческих векселей.
Первоначально банкнота имела двойное обеспечение: коммерческую гарантию, поскольку выпускалась на базе коммерческих векселей, связанных с товарооборотом, и золотую гарантию, обеспечивающую ее обмен на золото. Такие банкноты назывались классическими, имели высокую надежность и устойчивость. Центральный банк располагал золотым запасом для обмена, что исключало обесценивание банкноты.
Современная банкнота потеряла по существу обе гарантии: не все векселя, переучитываемые центральным банком, обеспечены товарами, и отсутствует обмен на золото.
В настоящее время банкнота выпускается центральным банком путем кредитования государства и различных кредитных организаций, в том числе и переучет векселей.
В отличие от векселя банкнота может служить бессрочным долговым обязательством, имеет государственную гарантию, поскольку выпускается центральным банком. Вексель же выпускается в обращение отдельным предпринимателем и имеет индивидуальное обеспечение.
Следует отметить, что транспортировка как бумажных, так и кредитных денег становится чересчур дорогой, как только речь заходит о крупной сумме - они занимают слишком много места. Для борьбы с этой проблемой в эволюции платежной системы был сделан очередной шаг, связанный с развитием современной банковской системы: в оборот вошли чеки.
Чек - письменное распоряжение лица, имеющего текущий счет, о выплате банком денежной суммы или ее перечислении на другой счет. Чеки - это форма долговой расписки, оплата которой производится по первому требованию, что позволяет заключать сделки купли-продажи без необходимости возить с собой везде и всюду крупные суммы наличными. Введение чеков стало основным нововведением, резко повысившим эффективность платежной системы. Очень часто встречные платежи взаимно погашают друг друга; без чеков этот процесс сопровождался бы движением крупных сумм денег. При наличии чеков платежи, погашающие друг друга, могут осуществляться путем взаимозачета чеков, т.е. вообще без участия наличности. Таким образом, использование чеков сокращает транспортные издержки, связанные с прохождением платежей, и повышает экономическую эффективность. Другое преимущество чеков состоит в том, что их можно выписать на любую сумму вплоть до всех денег, хранящихся на счету, что очень облегчает покупки на крупные суммы. Преимущество чеков заключается еще и в том, что потери от краж существенно снижаются, а, кроме того, они просто очень удобны при оплате покупок.
Однако, использование чеков имеет свои недостатки. Во-первых, пересылка чека занимает определенное время, что превращается в серьезную проблему, если необходимо произвести выплату кому-то, находящемуся далеко, и при этом выплата должна быть произведена быстро. Кроме того, если у вас есть чековый счет, то пройдет несколько рабочих дней, прежде чем банк разрешит вам выписывать чеки против средств, которые вы поместили на счет. И если вы срочно нуждаетесь в наличных, то эта особенность чекового обращения может несколько расстроить ваши планы. Во-вторых, бумажная работа по обслуживанию всех чеков обходится довольно дорого.
С развитием компьютерных и передовых телекоммуникационных технологий появилась возможность отказаться от всей бумажной работы путем перехода на систему электронного перевода средств, т.е. погашения или передачи долга с применением электронных денег.
Электронные деньги - это деньги на счетах компьютерной памяти банков. По существу же в подобных операциях производятся безналичные денежные расчеты с той лишь разницей, что вместо распоряжения денежными средствами с помощью документов, составленных на бумаге (поручения, чеки), при электронной технике соответствующие распоряжения выполняются посредством электронных сигналов.
На основе распространения ЭВМ в банковском деле появилась возможность замены чеков пластиковыми карточками. Пластиковая карточка представляет собой пластиковую пластинку, содержащую зашифрованную информацию, на магнитной полосе или встроенной микросхеме, дающую ключ к специальному карточному счету в банке.
Итак, можно выделить следующие отличия кредитных денег (банкнот) от бумажных:
1) бумажные деньги выпускаются казначейством, обеспечиваются будущими поступлениями в бюджет, банкнота - ЦБ в процессе кредитования;
2) банкнота по истечении срока кредита возвращается в эмиссионный банк, бумажные деньги - остаются в сфере обращения;
3) банкнота разменивается на металл, бумажные деньги - не размениваются на металл;
4) эластичность банкноты выше бумажных денег.

Все деньги должны обладать следующими св-вами:

· делимость -деньги должны подразделяться на более мелкие составные части

· портативность- деньги должны быть удобными в обращении,портативности и прочие

· долговременность- все деньги должны обладать физ.долговечностью

· узнаваемость- деньги должны отличаться от всех других видов активов

· стандартизированность- денежные единицы одних стран идентичны ден.ед.другой страны

Функции денег:

· мера стоимости

· средство платежа

· средство обращения (Т-Д-Т; формула спекуляции:Д-Т-Д,с развитием банк.дела и кредитного обращения: Д-Д-Д")

· средство накопления

· мировые деньги-деньги,применяемые для расчетов между странами

в этой фун-ции (мировых денег) участвуют два вида денег:

Свободно-конвертируемая валюта(СКВ): доллары,фунты,йены

Международные единицы расчета:евро

Происхождение денег:

Существуют две концепции происхождения денег:

· рационалистическая: деньги появились в рез-те договора между людьми

· эволюционно-историческая: деньги появились самостоятельно в рез-те длительного эволюционного процесса(то есть люди не договаривались между собой)

Эволюция денег:

· первобытные деньги или протоденьги: появление денег с выполнением функций случайных товаров (ракушки,шкуры)

· 7 век до н.э: появление металлических денег (без номинала, то есть стоимости, ценился вес монеты)

Преимущества металлических денег:

· сохраняемость,то есть сопротивляемость внешнему воздействию

· легко делать стандартный ден.элемент

· ценность определяется стоимостью металла,из которого выпускается монета

· трудно подделать

· делимость, то есть возможность делить монету без потери ценности

· редкость

· 17 век н.э.: появление бумажных денег (впервые у китайцев в 1 веке)

Причины появления бумажных денег:

Неудобство использования монет

Отставание добычи золота от про-ва,то есть производили товаров больше,чем было в обращении

Отсутствие эконом.эластичности в золоте

Стирание и износ монет

Сознательная порча гос-вом монет (добавление примесей)

· 1970: появление безналичных денег

· начало 21 века: появление электронных денег для удобства платежей и сокращения денежной массы в обращении.

Формы денег:

· полноценные или металлические деньги (деньги,выпущенные из благородных металлов,стоимость этих денег никогда не будет уменьшаться,а будет увеличиваться)

· неполноценные деньги(или заменители денег или знаки стоимости):

Наличные деньги

Безналичные деньги

Особенности неполноценных денег:


· отсутствует внутренняя стоимость

· номинальная стоимость превышает реальную

· бумажные деньги могут обесцениваться, золотые никогда

· невозможно использовать как товар

ВИДЫ ДЕНЕГ:

· наличные деньги- деньги,находящиеся в обращении в определенной стране или в ряде стран (в России к наличным деньгам относятся:российский рубль и копейка,которые явл.банкнотами и монетами ЦБ РФ)

· кредитные деньги:

1.Вексель- обязательство должника в уплате определенной суммы денег.

Виды векселей:

-простой(соло) вексель:письменное обязательство должника об уплате определенной суммы долга в указанный срок.

Простой дисконтный вексель-вексель,в тексте которого указывается условие начисления процентов на вексельную сумму.

Простой учётный вексель-вексель, в тексте которого не указывается условие начисления процентов на вексельную сумму.

-переводной вексель(тратта):вексель,фактическим плательщиком которого назначается третье лицо.

Казначейский вексель: денежное обяз-во,выпущенное гос-вом

Финансовый вексель: ден.обяз-во,выпущенное финансо-кредитными орг-ями

Дружеский векселя: векселя,выставляемые друг на друга(вместо ден.ср-в две орг-ции выписывают друг другу векселя)

Бронзовые или дутые векселя:векселя,не имеющие фактического обеспечения

особенности векселя как денег: срочность (вексель имеет ограниченный срок хождения не более одного года), абстрактность (в векселе не указывается вид сделки), бесспорность (вексель должен быть обязательно принят к оплате), оборачиваемость (вексель можно передавать в качестве платежного сред-ва третьим лицам).

2. Банкноты - ден.обяз-ва гос-ва,выпущенные путём переучёта векселей (неограниченный срок хождения)

3. Чеки - разновидность переводного векселя,который вкладчик выписывает на банк.

Именные: чеки,выписанные на одно лицо без права передачи

Ордерный:чеки,выписанные на опред.лицо с правом передачи

Расчетные или предъявительские чеки: чеки,денежная сумма по которым выплачивается любому предъявителю чека.

4. Кредитные банковские карты - карты,которые дают возможность осуществить расчеты без наличных денег.

· действительные деньги -деньги,сделанные из благородных металлов и наделенные гос-вом принудительным курсом

· деньги безналичного оборота:

Аккредитив: обязательство банка производить по поручению клиента и за его счет определенные платежи

Денежный аккредитив:приказ банка банку о выплате держателю аккредитива определенной суммы денег

Дебитовые банковские и платежные карты: те карты,дающие совершать оплату только в пределах той суммы,которая находится на этой карте.

Денежная масса- совокупный объём платежных и покупательных средств,находящихся в обращении в определенной стране.

Величина денежной массы зависит от двух факторов:

· кол-ва денег(чем больше денег,тем больше ден.массы)

· скорость обращения

Ден.масса оценивается с помощью ден.агрегатов.

Две группы ден.агрегатов:

· ден.агрегаты России

· ден.агрегаты зарубежных стран

Денежные агрегаты зарубежных стран:

· М1 : в него включаются наличные деньги и сред-ва на счетах до востребования

· М2 : М1+вклады в коммерч.банк сроком хранения до 5 лет

· М3 =М2+все вклады в банк и специализированных кредитных институтов сроком хранения свыше 5 лет

· М4 : М3+ депозитные сертификаты крупных коммерч.банков

Российские денежные агрегаты:

· М0 :в него включаются наличные деньги

· М1 :М0+средства на расчетных,текущих и счетах до востребования коммерч.банков

· М2: М1+ все средства на накопительных и сберегательных счетах в коммерч.банках

· М3 : М2+облигации гос.займа и депозитные сертификаты коммерч.банков

· М2Х=М2"=L : в него включаются М1+все вклады в иностр.валюте,находящиеся в коммерч.банках.




















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.































Назад Вперёд

Актуальность выбранной тематики обусловлена следующими причинами:

  • Ограниченность финансовых ресурсов – важнейшая проблема экономики;
  • Модуль «Деньги» изучается не только в экономике, но и в обществознании;
  • В экономике модуль «Деньги» изучается концентрически: в 6, 9 и 11 классах, что обусловливает широкое применение представленного материала;
  • В экономическом блоке ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию содержатся рассматриваемые вопросы;
  • Представленная информация способствует успешному выполнению тестов и решению экономико-математических задач.
  • Две презентации Microsoft PP, содержащие информацию и задания по темам: «Функции и свойства денег», «Эмиссия денег», «Происхождение и сущность денег. Виды денег»;
  • Деловая игра «ЭмиТент » и все задания: вопросы, схемы, таблицы, тесты;
  • Критерии оценок за проектные действия и другие задания;
  • Импровизированный международный «Диплом МВФ»;
  • Работа соответствует требованию ФГОС : создавать и организовывать «условия, инициирующие действие» учащихся.

МЕТОДИКА УРОКА

Класс: девятый.

Цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры.

Задачи:

  • Организовать познавательную деятельность учащихся для формирования информационно-коммуникационной и коммуникативной компетентностей;
  • Создать условия для практической работы учащихся и совершенствования УУД.

Предметные УУД :

  • определять сущность денег и понятие «эмиссия» денег;
  • сравнивать виды денег; выявлять преимущества и недостатки различных видов денег.

Метапредметные УУД :

  • самостоятельно формулировать цель;
  • преобразовывать практические задачи в познавательные;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.

Изучить новые понятия: эмиссия, эмитент, ликвидность, доходность, МВФ, национальная и иностранная валюта.

Усвоить концепции:

  • Преимущества и недостатки различных видов денег;
  • Взаимосвязь ликвидности, доходности, надёжности.
  • Закрепить знание изученных ранее понятий и сформировать предметные компетентности: сущность денег; виды, функции, свойства денег.
  • Развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь;
  • Содействовать социализации и самоопределению учащихся.

Форма урока : урок информационного поиска и проектирования.

Формы работы : фронтальная и групповая.

Педагогические технологии : ИК-технологии и проектная технология

Подходы : личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы.

Методы: проблемное изложение; метод проектов; исследовательский метод.

Средства обучения:

  • мультимедиапроектор, ноутбук, экран
  • медиатека кабинета, ЭОР;
  • интернет-ресурсы;
  • классная доска;
  • наглядные пособия: плакат «Виды денег», плакат «Национальные валюты», коллекция «Деньги разных времён и государств».
  • учебные пособия:
    • «Экономика: Рабочая тетрадь. 9 класс», Н-Н, НИРО, НГЦ, 2015. – 205 с.
    • «Экономика. Базовый курс 10-11 кл.», И. В. Липсиц, М., Вита-Пресс, 2011.
    • «Экономика. Учебник для 10-11кл. ОО. Углублённый уровень образования. / Под ред. С. И. Иванова, А. Я. Линькова. Кн. 2. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. – 304 с.
    • «Прикладная экономика», 10-11 класс, М., «Поли-Экспресс», 2005. – 272 с.
    • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс», М.: «Хагар-Демос», 2009. – 785 с.
    • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория», М.: «Норма», 2011. – 447с.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Подготовительный этап.

На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание:

  • Повторить изученные ранее темы о видах денег, о функциях и свойствах денег (презентация 2).
  • Сформулировать гипотезу о возможном образе сказочных денег, нарисовать их
  • Принести альбомный лист, карандаши, фломастеры и т.п.
  • Создать команды по 4-6 человек и эмблемы команд, выбрать спикеров.

Оформление кабинета :

  • Рекомендуется парты поставить парами, чтобы сидеть группами по 4-6 человек
  • Учитель изготавливает карточки с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок; ведомости для оценок; листы бумаги для списков участников (Приложение 1 ).

СТРУКТУРА УРОКА

Продолжительность урока 45 мин.

1. Организационный момент - 1 мин

2. Мотивация учебной деятельности (слайд № 2) -1 мин

Учитель сообщает тему урока (слайд №2) и цель урока: выполнение учебного мини-проекта в рамках деловой игры под названием «ЭмиТент . Затем обосновывается необходимость повторения (презентация 2) ранее изученного материала: «Поскольку вам придётся продемонстрировать знание ранее изученных тем (Приложение 2) и нового материала, то начнём с проверки домашнего задания». Учитель сообщает, что ответы будут оцениваться «комиссией МВФ» , т. е. жюри; назначает жюри из 2-3 человек; приглашает их занять почётные места и обеспечивает их необходимым материалом.

3. Проверка домашнего задания (слайды № 3,4) - 5 мин

Устный опрос учащихся по предыдущим темам. Вопросы и задания содержатся на слайдах № 3, 4 в ПРЕЗЕНТАЦИИ № 1 учителя. «Комиссия МВФ » оценивает каждый устный ответ в соответствии с критериями (Приложение 1 ).

Вопросы:

  • Какая информация скрыта на слайде?
  • Объясните взаимосвязь между символическими и наличными деньгами.
  • Докажите, что все безналичные деньги являются кредитными деньгами.
  • Сравните электронные и кредитные деньги.
  • Каких денег больше: наличных или безналичных, - в промышленно развитой экономике?
  • Каким функциям денег соответствуют примеры на слайдах?

4. Объяснение новой темы (слайды № 5 – 10) - 5 мин

Тема урока соответствует программе и КТП (Приложение 2 ).

На доске записана следующая информация:

Тема: «Эмиссия денег. Преимущества и недостатки различных видов денег»

Список литературы:

  • «Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 5-6 , 10-12, 22-23.
  • И.В. Липсиц «Экономика»: § 14, 15-17.
  • «Прикладная экономика» с.181-196.
  • С.И.Иванов «Экономика» § 14.1; 14.2.
  • Макконнел К.Р Брю С.Л., «Экономикс» § 19 с. 255-264.
  • Сажина М.А., Чибриков Г.Г. «Экономическая теория» §2 с. 37-40; §5 с. 372-374.

Размещены наглядные пособия:

  • плакат «Национальные валюты»,
  • коллекция «Деньги разных времён и государств»,
  • коллекция «Виды денег».

Учитель объясняет тему, демонстрируя слайды: № 5 и 6.

Ученики, используя «Рабочую тетрадь. 9 кл.» с. 22-23, и опираясь на логическое мышление, находят ответы на вопросы, содержащиеся на слайде № 5 :

  • Почему Центробанк называют эмиссионным?
  • Являются ли деньги ценными бумагами?
  • Могут ли быть деньгами ценные бумаги?
  • Кто может выпускать ценные бумаги?
  • Что относится к ценным бумагам?

Ученики выполняют задания на слайдах № 7-10 с целью закрепление знаний:

  • Разместите в порядке убывания ликвидности различные виды денег.
  • Разместите в порядке увеличения доходности указанные виды денег.
  • Назовите преимущества и недостатки различных видов денег.

5. Проектирование в рамках деловой игры «ЭмиТент» - 30 мин

5.1. Характеристика деловой игры (слайды № 12-16 ).

Вся информация для учеников содержится в карточках с рекомендациями, с заданиями и критериями оценок (Приложение 1 ). Используя слайды, учитель объясняет последовательность работы над мини-проектом; указывает на источники информации; акцентирует внимание на проблеме противоречивого мнения учёных относительно понятия «мировые деньги» ; предлагает ученикам сформировать своё мнение по данной проблеме. Продуктами проектной деятельности будут макеты сказочных денег, а также выводы и рекомендации.

Защита мини-проекта означает обоснование соответствия сказочных денег известным видам, свойствам, функциям и одной из научных точек зрения по поводу мировых денег. Лидирующая команда получит «Диплом МВФ» (Приложение 3 ) и оценки «5».

5.2. Работа над учебным мини-проектом (слайд № 15 ).

В командах используется разделение труда: 2-3 «учёных » изучают рекомендации по проекту и учебные пособия по теме; 1-2 «художника» изготавливают макет импровизированных денег; спикер руководит работой команды и заполняет бланк – резюме для защиты проекта. Спикеры играют роль управляющих в сказочных Центробанках, являющихся эмитентами.

5.3. Защита проекта (слайды № 16, 17)

Коллективная защита проекта оценивается на 2 балла выше, чем выступление только спикера. Ученики участвуют в обсуждении полученной информации и анализируют результаты (рефлексия). Оценивается защита проектов в соответствии с требованиями, указанными в приложении 1.

6. Подведение итогов урока (слайды 18, 20) - 2 мин

Жюри «комиссия МВФ » сообщает результаты деловой игры «ЭмиТент». Учитель обобщает и систематизирует результаты урока, выставляет оценки и организует вручение наград. Желательно похвалить учеников за то, что они самостоятельно извлекали дополнительную информацию по теме урока. Возможная заключительная фраза учителя: «В процессе урока информационного поиска и проектирования достигнута цель: выполнены учебные мини-проекты в рамках деловой игры. Все молодцы! Желаю дальнейших успешных финансовых проектов!»

7. Постановка домашнего задания(слайд 19) - 1 мин

«Рабочая тетрадь. 9 кл.»: стр. 22-23 учить. Написать эссе на одну из тем, указанную на стр. 21:

  • «Деньги и богатство одно и то же или нет?»
  • «История денег: от ракушки до электронных пластиковых карточек».
  • «Деньги в сфере обращения товаров «слуги» или «господа»?
  • «Настоящее и будущее денег».
 
Статьи по теме:
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О
Распространенность аллергических заболевании
1 Аллергические заболевания в последние десятилетия все больше привлекают внимание из-за нарастающей распространенности среди населения. В статье представлены результаты исследования распространенности аллергических заболеваний за 2009-2015 годы в Липец
Военные походы александра македонского Походы александра македонского были в
После смерти царя Филиппа II престол занял его сын Александр. Весть о смене правителя разнеслась по предместьям очень быстро, после чего власти в Афинах, Фивах и некоторых других крупных городах попытались изгнать македонские гарнизоны. К тому же начали б