Дверь с притвором: особенности дверей с четвертью. Что такое притвор? Петли для межкомнатных дверей с притвором

В составе конструкции отдельных дверных полотен встречается притвор. Однако не все знают, что он собой представляет. По сути, этот элемент - продолжение полотна. Своим видом он напоминает небольшую планку, имеющую незначительную толщину. Она своей конструкцией заходит на дверную коробку на небольшое расстояние. Для чего это делается? В чем состоят особенности моделей с притвором? Об этом мы поговорим в данной статье.

Что такое притвор

Притвор представляет собой выступ из металла, располагающийся на входном дверном блоке. Часто его устанавливают на противопожарные дверные конструкции. Если говорить о его предназначении, то основным является повышение взломостойкости изделия и увеличение его теплоизоляционных характеристик. Также применение этого элемента в составе конструкции дверных блоков обеспечивается его высокими звукоизолирующими характеристиками .

Когда дверь находится в закрытом состоянии, к ригелю замка подобраться невозможно. Причем это происходит во многом благодаря притвору. Он не позволяет выдавить дверь и снять её с петель. Когда дверь закрыта, к дверной коробке плотно прилегает уплотнитель. Тем самым обеспечивается защита квартиры от таких явлений, как:

  • неприятные запахи;
  • сквозняки;
  • холодный воздух.

Типы притворов

Существует несколько конструкций притворов , применяемых в металлических дверях:

  • одноуровневая;
  • двухуровневая;
  • трехуровневая.

Прежде всего, необходимо выделить особенности, присущие для дверей, снабженных притвором. Стандартные модели металлических дверей имеют в составе своей конструкции прямое полотно. Никакого утяжеления по его краям нет. Когда такая дверь закрывается только по периметру, между коробкой и планкой остаются небольшие зазоры.

Двери, снабженные притворами, имеют на краях полотна дополнительную планку , которая на небольшом расстоянии заходит в коробку. Сверху же она прижимается выступающими элементами. Это обеспечивает максимальную герметизацию дверного изделия. Помимо этого наличие притвора обеспечивает двери эстетичный вид.

По-другому такие элементы, присутствующие в составе металлических дверей, называют четвертью или фальцем. Стандартная толщина притвора составлять четверть от толщины полотна. Именно с этим и связано одно из его названий. Другое имеет отношение к способу изготовления дверей такого вида. Фальц в полотне во время вытачивания притвора прорезает фреза .

В большинстве своем такие элементы предлагаются для изделий, выполненных из древесины. Некоторые модели полотен из МДФ также имеют притвор. Чаще всего этим элементом оснащают двери из металла и их бронированные версии.

Функции притвора и его преимущества

Теперь каждому понятно, чем отличаются двери с притвором от обычных изделий. Однако у многих может возникнуть вопрос, целесообразно ли устанавливать дверные конструкции, снабженные такими элементами. Ведь оснащение дверных конструкций этими деталями приводит к повышению ценника на двери. К тому же возникает необходимость в проведении дополнительных действий. Что же получает владелец, приобретая такую дверь?

Плюсы двери с притвором

Конструкции с притвором более предпочтительны, что связано со следующими их достоинствами:

  • Звукоизоляция. Изделия, снабженные притворами, обеспечивают плотное прижимание и устраняют зазоры с боковых сторон. В результате возникают препятствия на пути проникновения в квартиру шума.
  • Теплоизоляция. Благодаря герметизации стыков исключается прохождение тепла из квартиры и проникновение холода с лестничной площадки через проем.
  • Маскировка зазоров. Когда выполняется установка обычной металлической двери, могут возникать зазоры между коробкой и полотном, имеющие разную величину, перекосы. Все это ухудшает эстетичность внешнего облика дверной конструкции. Благодаря притвору все эти недостатки можно скрыть.
  • Эстетичность. Присутствие в составе конструкции притвора обеспечивает двери особый шарм, присущий для классических интерьеров. Кроме этого, подобный элемент выполняет декоративную функцию и украшает изделие.

Не стоит отказываться от приобретения дверной конструкции с притвором из-за стереотипов и мнения, что такая дверь для современных интерьеров не подходит. В некоторых случаях такая конструкция гармонично вписывается в оформление помещения, прекрасно дополняя его интерьер.

Особенности используемой фурнитуры

По причине определенных особенностей конструкции двери с притвором для них необходимо подбирать специальную фурнитуру . Прежде всего, нужны особые петли. Необходимость в их использовании связана с тем, что в таких дверных конструкциях их ось несколько сдвигается за пределы притвора. Поэтому уместным является использование следующих моделей:

Необходимо выставить другие настройки, если используется доводчик двери . Во внимание необходимо принимать тот момент, что часть полотна будет задевать короб с наружной стороны, поэтому движение конструкции в конце закрывания должно быть более плавным.

Заключение

Металлическую дверь большинство людей приобретают, чтобы обеспечить защиту от проникновения. Но современное изделие может быть более функциональным, обеспечивая владельцу помещения больше преимуществ. Приобретение дверной конструкции с притвором позволяет не только превратить свою квартиру в крепость, но и исключить потери тепла и сквозняки.

Если в вашей квартире будет стоять такая дверь, то можно исключить шум в вашем жилище, проникающий в жилище с лестничной площадки. А это положительно сказывается на общем комфорте при проживании. Конечно, такие модели имеют более высокую цену в сравнении с обычными металлическими дверными конструкциями. Но они не стоят того. Достаточно приобрести и установить такое изделие, и вы вряд ли будете сожалеть о своем решении.

Словарь Ушакова

Притвор

притво р , притвора, муж.

1. Створка, то, чем закрывается, затворяется что-нибудь (обл. ).

2. Передняя часть церкви, следующая непосредственно за папертью (церк. ).

Католическая Энциклопедия

Притвор

передняя часть храма, находящаяся, как правило, в прямо противоположном пресвитерию его конце.

Архитектурный словарь

Притвор

1. Ограниченное стенами помещение перед входом в церковное здание.

2. Створка ворот или калитки.

(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Православие. Словарь-справочник

Притвор

западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой – проход в среднюю часть храма. Собственное название притвора – трапеза, поскольку в ней в древности устраивались угощения для нищих по случаю праздника или поминовения усопших. Притвор имеет богослужебное назначение. В нем по Уставу должны совершаться литии на великих вечернях, панихиды по усопшим и др. В притворе, как правило, находится церковный ящик – место для продажи свечей, просфор, крестиков, икон и других церковных предметов, регистрации крещений, венчаний.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Притвор

притв’ор (часть помещения православной церкви) - передняя часть храма (см. ) и колоннада вокруг его двора, но в 1Пар.26:18 ; 1Пар.28:11 означает «двор храма».

Православный энциклопедический словарь

Притвор

самая западная часть храма, примыкающая к входу.

Скифы. Византия. Причерноморье. Словарь исторических терминов и названий

Притвор

то же, что и нартекс - преддверие в западной части христианского храма. В эпоху раннего христианства, в позднюю античность и начале раннего средневековья, там полагалось стоят кающимся и катехуменам.

Словарь церковных терминов

Притвор

западная часть храма. С одной стороны притвора располагается паперть, с другой проход в среднюю часть храма. В притворе по уставу совершаются некоторые богослужения - обручения, лития, чин оглашения и др.

Православная энциклопедия

Притвор

вход в храм, который располагается на его западной стороне. Со стороны улицы в нем расположена паперть, а с другой – проход в центральную часть храма. По Уставу в притворе положено совершать чин оглашения, чин обручения, литию и некоторые другие богослужения.

Внутреннее устройство храма.

Несмотря на все многообразие форм и архитектурных стилей, используемых при строительстве храмов, внутреннее устройство православного храма всегда следует определенному канону, сложившемуся в период между IV и VIII веками и не претерпевшему существенных изменений. Тогда же в трудах отцов Церкви, в частности Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника, храм как здание для молитвы и Богослужения получает богословское осмысление. Этому, однако, предшествовала долгая предыстория, начавшаяся в ветхозаветные времена и продолжившаяся в эпоху раннехристианской Церкви (I-III вв.).

Как ветхозаветная скиния, а потом и Иерусалимский храм, устроенные по повелению Божию (Исх.25:1-40), разделялись на три части: святое святых, святилище и двор, так и традиционный православный храм состоит из трех частей — алтаря, средней части (собственно храм) и притвора (нартекса).

Притвор.

Площадка перед входом в храм называется паперть иногда притвор внешний , а первая от входа часть храма называется притвор или по-гречески нертекс , иногда внутренний притвор, предхрамие, трапезная. Последнее название происходит от того, что в древности, а в некоторых храмам и сейчас (как правило, в монастырских), в этой части совершалась после службы трапеза.

В древности притвор предназначался для оглашенных (готовящихся ко крещению) и кающихся (христиане, которые несли епитимию), и по своей площади почти равнялся средней части храма.

В притворе храма, согласно Типикону, должны совершаться:

1) часы ;

2) лития на вечерни ;

3) повечерие ;

4) полунощница ;

5) панихида (краткое заупокойное Богослужение).

Во многих современных храмах притвор или вовсе отсутствует, или полностью сливается с центральной частью храма. Это связано с тем, что функциональное значение притвора давно утеряно. В современной Церкви оглашенные и кающиеся не существуют в качестве отдельной категории верующих, да и перечисленные выше службы на практике чаще всего совершают в храме, а потому отпала и нужда в притворе как отдельном помещении.

Средняя часть храма.

Средней называется та часть храма, которая расположена между притвором и алтарем. Эта часть храма в древности состояла обычно из трех отделений (отделенных колонками или перегородками), называющихся нефами : средний неф, который был шире других, предназначался для клириков, южный — для мужчин, северный — для женщин.

Принадлежностями этой части храма являются: солея, амвон, клиросы, архиерейский амвон, аналои и подсвечники, паникадило, сидения, иконы, иконостас.

Солея . Вдоль иконостаса с южной стороны до северной идет возвышение пола перед иконостасом, составляющее продолжение алтаря. Отцы Церкви называли это возвышение солеей (от греч. [сόлион] — ровное место, основание). Солея служит как бы просцениумом (передняя часть сцены) для Богослужения. В древности ступени солеи служили местом сидения иподиаконов и чтецов.

Амвон (греч. «восхождение») — середина солеи перед царскими вратами выдвинутая в храм. Отсюда диакон возглашает ектении, читает Евангелие, а священник или вообще проповедник говорит поучения предстоящему народу; здесь же совершаются некоторые священнодействия, например малый и великий входы на Литургии, вход с кадилом на вечерне; с амвона произносится отпуст — заключительное благословение в конце каждого Богослужения.

В древности амвон устанавливался посреди храма (иногда он возвышался на несколько метров, напр., в храме Святой Софии (537 г.) в Константинополе). Именно на амвоне происходила Литургия оглашенных, включавшая чтение Священного Писания и проповедь. Впоследствии на Западе его заменила «кафедра» сбоку от алтаря, а на Востоке амвоном стала служить центральная часть солеи. О старых амвонах напоминают теперь лишь «кафедры» (архиерейский амвон), которые ставят в центре храма при служении епископа.

Амвон изображает гору, корабль, с которых Господь Иисус Христос проповедовал народу Свое Божественное учение, и камень у святого Гроба Господня который отвалил Ангел и с которого он возвестил мироносицам о воскресении Христа. Иногда этот амвон называется диаконским в отличие от архиерейского амвона.

Архиерейский амвон . Во время архиерейского служения среди храма устраивается возвышенное место для архиерея. Оно называется архиерейским амвоном . В богослужебных книгах архиерейский амвон называется также: «место, где облачается архиерей» (Чиновник Большого Успенского Московского собора). Иногда Архиерейский амвон называют «кафедрой» . На этом амвоне архиерей не только облачается, но и совершает иногда часть службы (на Литургии), иногда всю службу (молебен) и молится среди народа, как отец с детьми.

Клиросы . Края солеи с северной и южной сторон обычно предназначаются для чтецов и певцов и называются клиросами (греч. [клирос] — часть земли, которая досталась по жребию). Во многих православных храмах за Богослужением попеременно поют два хора, которые располагаются соответственно на правом и левом клиросах. В некоторых случаях дополнительный клирос строится на уровне второго этажа в западной части храма: в этом случае хор оказывается позади присутствующих, а священнослужители – впереди. В «Церковном уставе» клиросом иногда называются и сами клирики (священно и церковнослужители).

Аналой и подсвечники . Как правило, в центре храма стоит аналой (др.-греч. [аналогион] — подставка для икон и книг) — высокий четырёхугольный столик с покатым верхом, на котором лежит икона храмового святого либо празднуемого в этот день святого или события. Перед аналоем стоит подсвечник (такие подсвечники ставятся и перед другими иконами, лежащими на аналоях или висящими на стенах). Использование свеч в церкви — один из древнейших обычаев, дошедший до нас от первохристианской эпохи. В наше время он имеет не только символическое значение, но и значение жертвы на храм. Свеча, которую верующий ставит перед иконой в церкви, не покупается в магазине и не приносится из дома: она приобретается в самом храме, и потраченные деньги поступают в церковную кассу.

Паникадило . В современной церкви за Богослужением используется, как правило, электрическое освещение, однако некоторые части Богослужения положено совершать в полумраке или даже полной темноте. Полное освещение включается в наиболее торжественные моменты: во время полиелея на всенощном бдении, за Божественной литургией. Свет в храме полностью гасится во время чтения шестопсалмия на утрени; приглушенный свет используется во время великопостных Богослужений.

Главный светильник (люстра) храма называется паникадило (от греч. [поликандилон] — многосвечник). Паникадило в крупных храмах представляет собой люстру внушительных размеров с множеством (от 20 до 100 и даже более) свечей или лампочек. Оно подвешивается на длинном стальном тросе к центру купола. В других частях храма могут быть подвешены люстры меньших размеров. В Греческой Церкви в некоторых случаях центральное паникадило раскачивают из стороны в сторону, так чтобы блики от свечей двигались по храму: это движение, наряду с колокольным звоном и особенно торжественным мелизматическим пением, создает праздничное настроение.

Сидения . Некоторые полагают, что характерным отличием православного храма от католического или протестантского является отсутствие в нем сидений. На самом деле все древние богослужебные уставы предполагают наличие в храме сидений, так как во время некоторых частей Богослужения по уставу положено сидеть. В частности, сидя слушали псалмы, чтения из Ветхого Завета и из Апостола, чтения из творений отцов Церкви, а также некоторые христианские песнопения, например «седальны» (само название песнопения указывает на то, что слушали его сидя). Стоять считалось обязательным лишь в наиболее важные моменты Богослужения, например при чтении Евангелия, во время Евхаристического канона. Литургические возгласы, сохранившиеся в современном Богослужении — «Премудрость, прости», «Станем добре, станем со страхом» , — изначально были именно приглашением диакона встать для совершения определенных молитв после сидения во время предыдущих молитв. Отсутствие сидений в храме является обычаем Русской Церкви, но отнюдь не характерно для греческих храмов, где, как правило, предусмотрены скамьи для всех, кто участвует в Богослужении. В некоторых русских православных храмах, впрочем, имеются сиденья, расположенные вдоль стен и предназначенные для пожилых и немощных прихожан. Однако обычай садиться во время чтений и вставать только в наиболее важные моменты Богослужения для большинства храмов Русской Церкви не характерен. Он сохраняется лишь в монастырях, где для монахов вдоль стен храма устанавливаются стасидии — высокие деревянные кресла с откидным сиденьем и высокими подлокотниками. В стасидиях можно как сидеть, так и стоять, опираясь руками на подлокотники, а спиной на стену.

Иконы . Исключительное место в православном храме занимает икона (греч. [икон] — «о́браз», «изображение») — священное символическое изображение Господа, Божией Матери, апостолов, святых, ангелов, предназначенное служить нам, верующим людям, в качестве одного из наиболее действительных средств живого и близкого духовного общения с теми, кто на нем изображен.

Икона передает не внешний вид святого или священного события, как это делает классическое реалистичное искусство, а его суть. Важнейшая задача иконы – показать, с помощью видимых красок, незримый внутренний мир святого или события. Иконописец показывает природу предмета, дает зрителю увидеть то, что «классический» рисунок скрыл бы от него. Поэтому во имя восстановления духовного смысла на иконах обычно несколько «искажена» видимая сторона реальности. Икона передает действительность, во-первых, с помощью символов. Напр., нимб — символизирует святость, на тоже указывают большие открытые глаза; клав (полоска) на плече Христа, апостолов, ангелов – символизирует посланничество; книга или свиток — проповедь, и т.д. Во-вторых, на иконе разновременные события часто оказываются объединены (совмещенными) в единое целое (в пределах одного изображения). Напр., на иконе Успения Богородицы помимо собственно Успения обычно изображены и прощание с Марией, и собрание апостолов, которых принесли на облаках ангелы, и погребение, во время которого нечестивый Авфоний пытался опрокинуть одр Богоматери, и Её телесное Вознесение, и явление апостолу Фоме, которое произошло на третий день, а иногда и другие подробности этого события. И, в-третьих, своеобразной чертой церковной живописи является использование принципа обратной перспективы. Обратная перспектива создается расходящимися вдаль линиями и развертками зданий и предметов. Фокус — точка схода всех линий иконного пространства — находятся не за иконой, а перед ней, в храме. И получается, что не мы смотрим на икону, а икона смотрит на нас; она как бы окно из мира горнего в мир дольний. И перед нами не моментальный «снимок», а как бы своего рода развернутый «чертеж» предмета, дающий разные виды на одной плоскости. Для прочтения иконы требуется знание Священного Писания и Церковного Предания.

Иконостас . Средняя часть храма отделяется от алтаря иконостасом (греч. [иконостасион]; от [икон] – икона, образ, изображение; + [стасис] — место для стояния; т.е. буквально «место для стояния икон») — это алтарная перегородка (стена) покрытая (украшенная) иконами (в определенном порядке). Первоначально такая перегородка предназначалась для отделения алтарной части храма от остального помещения.

Из древнейших дошедших до нас литературных источников известие о существовании и назначении алтарных преград принадлежит Евсевию Кесарийскому. Этот церковный историк сообщает нам, что в начале IV века епископ города Тира «поместил престол посередине алтаря и отделил его великолепной деревянной резной оградой, чтобы народ не мог к нему приближаться» . Тот же автор, описывая храм Гроба Господня, построенный в 336 году святым равноапостольным Константином, сообщает, что в этом храме «полукружие апсиды (имеется в виду алтарное пространство) было окружено столькими колоннами, сколько было апостолов» . Таким образом, с IV по IX век алтарь отделялся от остальной части храма перегородкой, которая представляла собой низкий (около 1 м.) резной парапет, из мрамора или дерева, либо портик из колонн, на капителях которых покоится широкая прямоугольная балка — архитрав. На архитраве обычно размещались изображения Христа и святых. В отличие от более позднего по происхождению иконостаса в алтарной преграде отсутствовали иконы, и пространство алтаря оставалось полностью открытым для взоров верующих. Алтарная преграда нередко имела П-образный план: помимо центрального фасада, у нее было еще два боковых фасада. В середине центрального фасада размещался вход в алтарь; он был открытым, без дверей. В Западной Церкви открытый алтарь сохранился до настоящего времени.

Из жизни свят. Василия Великого известно, что он «повеле быти в церкви пред алтарем завесам и преградам» . Завеса открывалась на время службы и задергивалась после. Обыкновенно, завесы украшались вытканными или вышитыми изображениями, как символическими, так и иконографическими.

В настоящее время завеса , по-гречески [катапетасма], находится за царскими вратами со стороны алтаря. Завеса знаменует покров тайны. Открытие завесы символически изображает открытие людям тайны спасения, — то, что было открыто всем людям. Закрытие завесы изображает таинственность момента, — то, что лицезрели лишь немногие, или — непостижимость тайны Божией.

В IX в. алтарные преграды стали украшать иконами. Появился этот обычай и получил всеобщее распространение со времени VII Вселенского Собора (II Никейский, 787 года), утвердившего иконопочитание.

В настоящее время иконостас устраивается по следующему образцу.

В центре нижнего яруса иконостаса располагаются три двери. Средние двери иконостаса — широкие, двухстворчатые, против святого престола, называются «царскими вратами» или «святыми дверьми» , потому что предназначены для Господа, через них на Литургии (в образе Евангелия и Святых Даров) проходит Царь славы Иисус Христос. Также их называют «великими» , по величине их, в сравнении с другими дверями, и по тому значению, какое они имеют при Богослужении. В древности еще их называли «райскими» . В эти врата входят только лица, имеющие священный сан.

На царских вратах, напоминающих нам здесь, на земле, врата в Царство Небесное, помещаются обычно иконы Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов. Потому что через Деву Марию в наш мир пришел Сын Божий — Спаситель, и от евангелистов мы узнали о Благой Вести, о наступлении Царства Небесного. Иногда на царских вратах вместо евангелистов изображают святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Боковые двери с левой и правой стороны от царских врат называют «северными» (левые) и «южными» (правые). Также их называют «малые врата» , «боковые двери иконостаса», «пономарская дверь» (левая) и «диаконовская дверь» (правая), «дверь жертвенника» (ведет к жертвеннику) и «дверь диаконника» («диаконник» — это ризница или сосудохранилище). Прилагательные «диаконовская» и «пономарская» могут использоваться во множественном числе и употребляться в отношении обеих врат. На этих боковых дверях обыкновенно изображаются святые диаконы (святой первомученик Стефан, святой Лаврентий, святой Филипп и др.) или святые ангелы, как вестники воли Божией, или ветхозаветные пророки Моисей и Аарон. Но бывает благоразумный разбойник, а также ветхозаветные сцены.

Над царскими вратами обычно помещается изображение Тайной Вечери. По правую сторону от царских врат всегда находится икона Спасителя, по левую — Божией Матери. Рядом с иконой Спасителя ставится икона святого или праздника в честь которого освящен храм. Остальное место первого ряда занимают иконы особо чтимых в данной местности святых. Иконы первого ряда в иконостасе обычно называются «местными» .

Над первым рядом икон в иконостасе бывает еще несколько рядов, или ярусов.

К XII веку относят появление второго яруса с изображением двунадесятых праздников. Иногда еще и великих.

В это же время появился и третий ярус «деисисный ряд» (с греческого [деисис] — «моление»). В центре этого ряда помещена икона Спасителя (обычно на троне) к Которому обращают свои молитвенные взоры Божия Матерь и святой Иоанн Креститель – это изображение собственно и есть деисис . Далее в этом ряду стоят ангелы, потом апостолы, их преемники — святители, а потом могут быть преподобные и другие святые. Святой Симеон Солунский говорит, что этот ряд: «означает союз любви и единство во Христе земных святых с Небесными… Посередине между святыми иконами, изображается Спаситель и по сторонам от Него Богоматерь и Креститель, ангелы и апостолы, и другие святые. Это научает нас, что Христос находится и на Небесах со Своими святыми, и с нами теперь. И что Он еще должен прийти».

На рубеже 14-15 веков на Руси к существующим чинам добавляется еще «пророческий ряд» , а в 16 веке «праотеческий» .

Итак, в четвертом ярусе помещаются иконы святых пророков, а посредине обычно изображение Богоматери с Младенцем Христом, о Котором, главным образом, и возвещали пророки. Обычно это образ Знамения Божией Матери, переложение пророчества Исайи: «Тогда сказал Исаия: слушайте же, дом Давидов! разве мало для вас затруднять людей, что вы хотите затруднять и Бога моего? Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:13-14).

Пятый верхний ряд состоит из икон ветхозаветных праведников, а посередине изображается Господь Саваоф или вся Святая Троица.


Высокий иконостас возник на Руси, впервые, вероятно, в Москве в кремлевских соборах; в их создании принимали участие Феофан Грек и Андрей Рублев. Полностью сохранившийся высокий иконостас (5 ярусный), исполненный в 1425-27, находится в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры (верхний (5-тый) ярус добавлен к нему в 17в.).

В 17 веке над праотеческим рядом иногда помещался ряд «страстей» (сцен страданий Христа). Верх иконостаса (в середине) увенчивается крестом, как знамением соединения членов Церкви со Христом и между собою.

Иконостас является как бы раскрытой книгой — перед нашим взором вся священная история Ветхого и Нового Заветов. Другими словами, иконостас представляет в живописных образах историю спасения Богом людского рода от греха и смерти через воплощение Бога Сына Иисуса Христа; приготовление праотцами Его явления на земле; предсказания о Нем пророков; земную жизнь Спасителя; моление святых Христу Судии о людях, совершаемое на Небе вне исторического времени.

Иконостас также свидетельствует, с кем мы, верующие во Христа Иисуса, находимся в духовном единении, с кем составляем единую Церковь Христову, с кем участвуем в Богослужении. По словам Павла Флоренского: «Небо от земли, горнее от дольнего, алтарь от храма может быть отделен только видимыми свидетелями мира невидимого, живыми символами соединения того и другого…».

Алтарь и его принадлежности.

Алтарь является наиболее священным местом православного храма — подобием святого святых древнего Иерусалимского храма. Алтарь (как показывает значение самого латинского слова «alta ara» — возвышенный жертвенник) устраивается выше других частей храма — одной ступенью, двумя или более. Таким образом, он становится видным для предстоящих в храме. Своим возвышением алтарь указывает на то, что он знаменует горний мир, означает Небо, означает место, где особо присутствует Бог. В алтаре помещаются важнейшие священные принадлежности.

Престол . В центре алтаря, напротив царских врат, располагается престол для совершения Евхаристии. Престол (с греч. «трон»; у греков он называется — [трапеза]) является наиболее священным местом алтаря. Он изображает Престол Божий (Иез.10:1; Ис.6:1-3; Отк.4:2), рассматривается как престол Господа на земле («престол благодати» — Евр.4:16), знаменует ковчег завета (главную святыню ветхозаветного Израиля и храма — Исх.25:10-22), саркофаг мученика (у первых христиан престолом служил гроб мученика), и символизирует присутствие с нами Самого Господа Вседержителя, Иисуса Христа, как Царя Славы, Главы Церкви.

По практике Русской Церкви к престолу могут прикасаться только священнослужители; мирянам это запрещено. Мирянин также не может находиться перед престолом или проходить между престолом и царскими вратами. Даже свечи на престоле зажигают только священнослужители. В современной греческой практике, однако, мирянам не запрещено прикасаться к престолу.

По форме престол представляет собой сооружение кубической формы (стол), изготовленное из камня или дерева. В греческих (также как и католических) храмах распространены прямоугольные престолы, по форме напоминающие продолговатый стол или саркофаг, поставленный параллельно иконостасу; верхняя каменная доска престола покоится на четырех столпах-колоннах; внутреннее пространство престола остается открытым для глаз. В русской практике горизонтальная поверхность престола имеет, как правило, квадратную форму и престол полностью покрыт индитией — облачением, соответствующим ему по форме. Традиционная высота престола — аршин и шесть вершков (98 см). В середине под верхней доской престола ставится столбец, в который при освящении храма архиереем вкладывается частица мощей мученика или святого. Эта традиция восходит к древнехристианскому обычаю совершения Литургий на гробах мучеников. Так же Церковь в данном случае руководствуется Откровением святого Иоанна Богослова, который видел на Небесах жертвенник и «под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели» (Откр. 6:9).

Горнее место . Место за престолом по направлению к востоку называется горним , то есть высшим. Святитель Иоанн Златоуст называет его «горним престолом» . Горнее место — это возвышение, устраиваемое обычно на несколько ступеней выше алтаря, на котором стоит седалище (греч. [кафедра]) для епископа. Седалище на горнем месте для епископа высеченное из туфа, камня или мрамора, со спинкою и локотниками устраивалось уже в катакомбных церквах и в первых скрытых христианских храмах. Архиерей на горнем месте восседает в определенные моменты Богослужения. В Древней Церкви на это же место возводился новопоставленный епископ (сейчас только патриарх). Отсюда и происходит слово «интронизация» , по-славянски «воспрестолие» — «настолование» . Трон епископа, по уставу, должен находиться на горнем месте в любом храме, не только кафедральном соборе. Присутствие этого трона свидетельствует о связи между храмом и епископом: без благословения последнего священник не имеет право совершать Богослужение в храме.

На горнем месте по обеим сторонам кафедры устраиваются сидения для служащих священников. Все это вместе взятое называется сопрестолием , оно предназначается для апостолов и их преемников, т.е. священнослужителей, и устраивается по образу Царства Небесного описанного в книге Апокалипсис св. Иоанном Богословом: «После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на Небе… и вот, Престол стоял на Небе, и на Престоле был Сидящий… И вокруг Престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Отк.4:1-4 – это представители ветхозаветного и новозаветного народа Божия (12 колен Израиля и 12 «колен» апостольских). То, что они сидят на престолах и носят золотые венцы свидетельствует о том, что они обладают властью, но власть им дана от Сидящего на Престоле, т.е. от Бога, т.к. далее венцы свои они снимают и полагают перед Престолом Божиим Отк.4:10). Епископ и сослужащие ему изображают святых апостолов и их преемников.

Семисвечник . По традиции Русской Церкви с восточной стороны престола в алтаре ставится семисвечник — светильник с семью лампадами, по внешнему виду напоминающий еврейскую менору. В Греческой Церкви семисвечники отсутствуют. О семисвечнике не упоминается в чине освящения храма, и он не был изначальной принадлежностью христианского храма, а появился в России в синодальную эпоху. Семисвечник напоминает о светильнике с семью лампадами, стоявшем в Иерусалимском храме (см.: Исх 25, 31-37), является подобием Небесного Светильника описанного прор. Захарией (Зах.4:2) и ап. Иоанном (Откр.4:5), и символизирует Духа Святого (Ис.11:2-3; Откр.1:4-5; 3:1; 4:5; 5:6)* .

*«И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» (Откр.4:5); «Иоанн семи церквам, находящимся в Асии: благодать вам и мир от Того, Который есть и был и грядет, и от семи духов, находящихся перед престолом Его, и от Иисуса Христа…» (Откр.1:4,5); «И Ангелу Сардийской церкви напиши: так говорит Имеющий семь духов Божиих и семь звезд: знаю твои дела…» (Откр.3:1). Здесь непривычное для нас указание на троичность Бога. Разумеется, Иоанн, живший более чем за два столетия до I и II Вселенских соборов, конечно же, не мог еще пользоваться понятиями и терминологией IV века. Кроме того, язык Иоанна особенный, образный, не скованный строгой богословской терминологией. Поэтому и упоминание Бога Троицы у него так необычно сформулировано.

Жертвенник . Вторую необходимую принадлежность алтаря составляет жертвенник, находящийся в северо-восточной части алтаря, с левой стороны от престола. Жертвенник представляет собой стол, меньший по величине, чем престол, имеющий такие же одежды. Жертвенник предназначен для совершения подготовительной части Литургии — проскомидии. На нем приготовляются дары (вещество) для священнодействия Евхаристии, то есть здесь приготовляют хлеб и вино для совершения бескровной жертвы. На жертвенник также помещаются Святые Дары в конце Литургии, после причащения мирян.

В Древней Церкви христиане идя в храм приносили с собой хлеб, вино, елей, воск и т.д. — всё необходимое для совершения Богослужения (самые бедные приносили воду), из которых лучшие хлеб и вино отбирались для Евхаристии, а прочие дары использовалось в общей трапезе (агапе) и раздавались нуждающимся. Все эти пожертвования по-гречески назывались просфорами , т.е. приношениями. Все приношения ставились на особом столе, получившем впоследствии название жертвенника . Жертвенник в древнем храме находился в особом помещении вблизи от входа, потом в комнате слева от алтаря, а в Средние века его перенесли в левую часть алтарного пространства. Это стол был назван «жертвенник» , потому что на него складывали пожертвования, а также совершали бескровную жертву. Жертвенник иногда называют предложением , т.е. столом, где полагаются Дары, предложенные верными для совершения Божественной Литургии.

Большой выбор межкомнатных дверей дает возможность приобрести конструкцию по своему вкусу, различного дизайна, высокой прочности, с хорошими тепло- или звукоизолирующими свойствами. Существуют конструкции, которые подходят под большинство требований. Это двери межкомнатные с выступающей планкой по периметру. Нужно знать, каковы его особенности, влияющие на установку.

Что такое притвор двери: его особенности

Если внимательно присмотреться к конструкции, можно заметить, что при закрывании двери с притвором часть полотна имеет выступ, который накладывается на короб. Что такое притвор и чем он отличается? Это тонкая рейка, выступающая по периметру и заходящая на Ее толщина в 4 раза меньше, чем у основного полотна. В связи с этим конструкцию называют дверью в четверть.

Раньше дверной притвор применяли в конструкциях, изготовленных из массива. Сейчас его можно встретить в других моделях, выполненных, например, из МДФ, а также в конструкциях из пластика или в бронированных входных механизмах.

Достоинства и недостатки изделий

Благодаря наличию одинарного или двойного выступа у двери нет просветов и щелей между коробкой и полотном, когда она закрыта. Притворная планка позволяет достичь идеального прилегания между ними.

Поэтому такие модели пользуются спросом уже давно. Достоинства дверей с притвором.

  • Качественная звукоизоляция. Притворная планка создает необходимую герметичность закрытой двери за счет плотного прижима к коробке. Особенно она необходима в рабочем кабинете, спальне и детской, где часто мешает посторонний шум.
  • Выступ не пропускает сквозняк, холодный воздух, пыль и влагу. Для большей герметичности его оклеивают изнутри уплотнителем. Двери такого вида часто используются как входные на кухне и в ванной.
  • Маскировка зазоров. После монтажа между полотном и рамой могут образоваться неравномерные зазоры, ухудшающие внешний вид. Притвор скрывает их и является декоративным элементом.

Притворная планка создает некоторые минусы:

  • Сложность изготовления и установки делает двери дороже моделей других типов.
  • Для монтажа требуется профессионализм, поскольку качественная установка конструкции доступна не всем.
  • Наличие притвора делает дверь с виду массивней, визуально скрадывая пространство. Ее предпочтительно устанавливать в большом помещении.
  • Изделия требуют специальной фурнитуры ввертного типа. Процесс монтажа усложняется, но при этом петли становятся незаметными.

Как выбирать межкомнатные двери с притвором?

Покупая двери, следует обращать внимание на некоторые детали. Притворная планка должна быть ровной, без дефектов, без скосов и кривизны. Уплотнитель не должен мешать двери открываться или закрываться.

Как и обычные двери, наиболее распространены распашные конструкции: глухие, со стеклом, с одной или двумя створками. Они вполне доступны по ценам и привлекательно выглядят. Уплотнитель не должен издавать громких звуков. Если он начинает прилипать при закрывании, его протирают влажной тряпкой или обезжиривают.

Конструкции дверей с притвором

Система с притвором размещается в дверном проеме и состоит из короба и дверного полотна с профильной обвязкой. Неровности стен скрываются наличниками. Дверные панели удерживаются двумя или тремя боковыми петлями. Полотно может быть левым или правым. С соответствующей стороны на него монтируются петли. При необходимости в конструкции применяется порог.

Особенности фурнитуры

Технология монтажа двери при наличии притвора ничем не отличается от обычной, за исключением петель. Здесь фурнитура имеет отличительные особенности, когда ось сдвигается при повороте. Петли для дверей с притвором применяются следующие.

  • Карточные угловые. Это крепежные пластины, изогнутые под углом 90°. Их устанавливают аналогично прямым петлям: одна часть фиксируется на краю лунки, а другая крепится к краю полотна.
  • Ввертные. Такие петли состоят из двух шарниров, на каждом из которых закреплены вворачиваемый штифт и шпилька. Они крепятся наискось к полотну.
  • - сложная конструкция, содержащая шарниры, закрытые металлическим корпусом, рычаг и винт, соединяющий подвижные элементы. Фурнитура невидима при закрытой двери. Полотно открывается на Врезка делается тщательно, с применением фрезерной пилы. Скрытые петли могут содержать доводчик.

Двери с притвором и ввертными петлями могут быть собраны на предприятии вместе с коробкой. Это облегчает их установку в квартире. От того, насколько правильно выбрана петля с притвором, зависит надежная работа дверей. Если их взять слабые и плохо установить, впоследствии появятся проблемы. Петли делаются из нержавеющей стали и латуни. Последние являются достаточно надежными и устойчивыми к коррозии. Если требуется большая прочность, применяются изделия из нержавейки. Их недостаток - это один цвет, который может не подойти к интерьеру.

Следует обращать внимание на количество крепежных отверстий. Для легких дверей из МДФ хватит четырех, а для массивных деревянных выбирают петли с 5 отверстиями.

Всем ли доступны двери с притвором?

Самые демократичные цены у ламинированных дверей. Пленка имитирует любые покрытия и обладает большой стойкостью к влаге и агрессивной среде. Доступная стоимость у финских дверей, которые имеют строгий стиль и высокое качество изготовления.

Многие модели продаются в сборе с дверными коробками, где петли и замки уже установлены. В целом конструкция обходится дешевле. Также значительно упрощается монтаж. Если брать изделия с двойным затвором, их полезные свойства возрастают за счет дополнительного уплотнительного контура. Здесь важно, чтобы эффект пружины был небольшим, поскольку двери трудней закрывать.

Правила сочетания дверей с помещением

При выборе двери определяют, что в себя будет включать модель:

  • материал - пластик, дерево, МДФ;
  • вид полотна - рисунок, перегородки, вставки из стекла;
  • вид фурнитуры.

Монтаж двери

Коробка устанавливается так же, как и у обычных дверей, только в ее стойку вворачиваются специальные петли. Их резьба должна полностью войти в тело короба. В дальнейшем их можно будет отрегулировать.

Ответные части петли вкручиваются в дверное полотно. Затем совмещаются петли на стойке и дверном полотне, и проверяется открывание и закрывание двери. После на стойке отмечается граница полотна с учетом зазора, который должен быть между полотном и полом (не менее 10 мм). Затем коробка монтируется в проем, и навешивается полотно. Зазоры между ним и коробкой регулируются выкручиванием петель. Их специальная конструкция со смещением оси позволяет свободно открывать дверь. При этом притвор дверного полотна не будет упираться в коробку.

Заключение

Если владелец квартиры не знает, что такое притвор, для установки дверей целесообразно обращаться за помощью к специалистам из-за сложности конструкции. В этом случае применяются специальные петли, требующие наличия навыков и умений при монтаже. Как уже было сказано, такая конструкция лучше защищает от проникновения, эффектно выглядит, а также обладает тепло- и звукоизолирующими свойствами.

Вход в храм начинается раньше, чем мы переступаем порог притвора. Вот мы с молитвой дошли до ограды храма - что мы за ней увидим прежде, чем войдем в храм? Рассказывают кандидат искусствоведения Лев МАСИЕЛЬ-САНЧЕС, преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

Михайловская Слобода, Московская обл., Храм Михаила Архангела, Святые врата, арх. А.Анисимов, 2000 год

Рыбки в центре Москвы

- Ворота в ограде храма называют святыми, - говорит Андрей Анисимов . - Их обычно делают трехчастными. Центральные ворота открываются только для архиереев и «в последний путь», а обычно мы входим через калитку рядом. Иногда делают не две, а одну калитку или врата с калиткой в них.

У традиции открывать центральные ворота только для архиерея есть исторические причины.

- Если мы углубимся в древность, - рассказывает Александр Ткаченко , - то увидим, что в базиликах было несколько входов. Связано это с тем, что христианская община города почти в полном составе собиралась на праздничные и воскресные богослужения, которые возглавлял епископ. Патриарх вместе с императором или архиерей с местным правителем входили в храм через центральные врата, которые получили название царских, а народ - через боковые двери. Такой обычай сохранялся до VII века. Потом основным типом богослужения стало приходское, тогда название царские врата было перенесено на врата иконостаса.

Войдя в калитку, мы часто попадаем на хорошо ухоженную территорию, с цветниками, лавочками, садом, детской площадкой, может быть даже пруд с рыбками.

Сретенский монастырь или подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве просто утопают в цветах, - приводит пример Андрей Анисимов. - Входишь, и запах другой. Незнающие люди говорят: «Вот монахи на наши деньги устроились, рыбки у них плавают в центре Москвы, розы…» Но это сделано не просто для какой-то красоты, этот ухоженный дворик - образ райского сада.

Идея того, что во время богослужения освящается все вокруг, выражалась архитектурными средствами.

В византийском храме внешнее и внутреннее пространства взаимопроникаемы, - говорит Лев Масиель-Санчес , - между ними нет жесткой границы. Храм - создание римского, то есть южного архитектурного мира, вокруг него были открытые портики, подходы во дворах. Византией ощущение храма было унаследовано из античности, где храмом была вся гигантская площадь в священной ограде (жесткая граница между сакральным и профанным), а здание было крошечным святилищем, куда люди даже не заходили. Раннехристианский храм был еще более «разомкнут», поскольку пришествие в мир, смерть и воскресение Христа освятили весь мир. В поздневизантийское время, в X - XI веках, когда гражданские тенденции в Церкви вытесняются монашеским мышлением, пространство церкви и пространство мира противопоставляются друг другу: храмы становятся небольшими, исчезают большие дворы, выделяется пространство притвора.

Земное и небесное

Пройдя по территории храма, мы подходим к паперти.

Словари дают разные определения этому слову, - говорит Лев Масиель-Санчес. - Одни утверждают, что это площадка перед дверями храма, другие - что крытая галерея. Чаще всего открытое пространство снаружи называют папертью, следующее за ним маленькое пространство - притвором, а расширенный притвор, в котором могут быть придельные храмы, - трапезной.

В разные эпохи, в разных архитектурных стилях паперть и лестницу выполняли по-разному. Например, поражает своим взлетом ввысь крытая лестница храма Вознесения Господня в Коломенском, а в храме Покрова на Нерли лишь небольшая ступенечка.

Ступени, ведущие к дверям храма, - это древний, еще дохристианский обычай, - поясняет Александр Ткаченко. - В Иерусалимском храме священники и левиты для совершения жертвоприношения поднимались по ступеням. Символика лестницы очевидная - наше приближение к горнему миру, она означает связь земного и небесного. В Средние века, когда приходское богослужение сосредоточилось в самом храме, не стало торжественного входа верующих во главе с епископом, значимость приобрели те ступеньки, которые ведут к алтарной части.

Лестница может быть очень красива, но как быть тем, для кого каждая ступенька - препятствие?

По современным нормам, проектируя новый храм, мы обязаны делать либо пандус, либо лифт, в который может пройти коляска с сопровождающим, - говорит Андрей Анисимов. - В старых храмах этого не было, там ищут приемлемые решения. Например, при реконструкции Казанского собора на Красной площади пандус удачно сделали, он идет вдоль стены и не выглядит случайным, не бросается в глаза.

Валаам, Свято-Владимирский скит, фронтон главного входа с Образом Спаса и молитвой мытаря.арх. А.Анисимов, худ. А.Брусов

Место для кающихся или сельский клуб

Далее мы попадаем в притвор, который еще не является собственно храмом.

На Афоне притвор составляет почти половину храма, - объясняет Александр Ткаченко. - В нем совершаются некоторые службы суточного круга, часы, туда выходят с литией, как это предписывает устав. В древности в притворе совершались таинство крещения и чин миропомазания, после чего новокрещенные переходили в основную часть храма, присоединялись к верным для совершения литургии.

В изменении размера и формы притвора большое значение имели практические причины.

Когда все стали крещеными и эта функция притвора стала неважна, - рассказывает Лев Масиель-Санчес, - он превратился в место общения или совсем исчез. На Руси еще в домонгольское время притворы соединяли с основным пространством храма. Например, в Успенском соборе в Кремле нет ни трапезной, ни притвора, вы входите прямо в храм. Эта традиция долго существовала в монастырских соборах: монастырский храм, в отличие от приходского, лишен социальной и хозяйственной функции, если в приходском храме строился огромный подклет для хранения продуктов, притвор исполнял роль сельского клуба, то в монастыре для всего это есть другие постройки. Впрочем, мы немного знаем о приходских храмах, поскольку они в основном были деревянными, а самый ранний дошедший до нас деревянный храм построен в 1464 году. В XVI веке начинают строиться каменные приходские храмы, в них есть небольшие притворы.

В русской традиции притворы маленькие, они служат для регуляции теплообмена, помогают в холодное время не выстужать основную часть храма, - говорит Александр Ткаченко.

Постепенно западная часть русского храма расширялась.

В XVII веке в связи с иноземными влияниями в России постепенно возникают разные пространства к западу от храма, - рассказывает Лев Масиель-Санчес, - притвор расширяется галереями с боковыми приделами, возникает привычная нам схема, когда из притвора мы входим в трапезную с правым и левым приделами. Это было удобно: зимой служили в приделах, а большой храм не отапливали.

В Румынии делают двойные притворы: внешний и внутренний. Один из этих притворов называется «гропница», поскольку его обширное пространство заполнено захоронениями. В Румынии и Сербии это становится обязательным элементом века с двенадцатого-тринадцатого. В Византии такого никогда не было, только на Афоне. Возможно, оттуда эта традиция пришла в Сербию, а потом в Румынию.

Небольшой притвор может иметь эстетическое значение.

В храме блаженной Ксении Петербургской в Медвежьих озерах мы сделали низкий притвор, и получилось очень хорошо, - рассказывает Андрей Анисимов. - Вы входите сначала в маленькое, тесное помещение, а потом попадаете в сам храм, с летящим вверх шатром. Люди обычно удивленно спрашивают: «Как этот объем мог поместиться в таком маленьком храме?» Храм не очень большой, если смотреть снаружи. Я сам не знаю, в чем дело, вероятно, пока мы проходим через низкий притвор, у нас немного меняется восприятие.

Узкий, но торжественный

- В идеале входы сориентированы на три стороны, - считает Андрей Анисимов. - Восток - это Христос, со всех сторон к Нему приходят люди и выходят, чтобы во все стороны нести Благую весть. Правда, градостроительная ситуация не всегда позволяет так делать.

Главный вход в храм всегда украшался очень богато. В ярославских храмах XVII века он очень интересно выполнен. Там делали гульбища, опоясывающие храм с трех сторон, а входы - расписные, многоцветные, с красивыми кокошниками, с перспективными порталами. Толщина стены и так немалая, а за счет уходящих вглубь пилястрочек и полуколоночек она кажется еще больше, это выглядит очень торжественно. Сами двери тоже декорируются очень богато. В Историческом музее хранятся двери XV века из Суздаля. На них на черном фоне золотом с помощью литья, чеканки, резьбы изображены евангельские и житийные сюжеты. Интересно, что в древней традиции, несмотря на торжественность, двери низкие и довольно узкие. Исключение царские храмы: София в Константинополе, Успенский собор в Кремле.

Врата часто увенчаны иконами Спаса Нерукотворного, Христа-Пантократора, в богородичных храмах - иконой Покрова. В византийских храмах они помещались только над входом из притвора в храм, сейчас могут находиться как над внутренними, так и внешними дверями.

Храм сам по себе является святым, это дом Божий, дом молитвы, -говорит Александр Ткаченко. - Храм, Престол, стены храма особым образом освящаются. Поскольку для нас это место свято, подходя к храму, мы совершаем крестное знамение и поклонение. И естественно, что образы Спасителя, Девы Марии, того святого, кому храм посвящен, размещаются перед входом, мы можем поклониться им перед тем, как войдем в храм.

На молитву и благоговение настраивают и надписи над входом. Это могут быть цитаты из Евангелия: «Аз есмь дверь» (Ин. 10: 7), «Аз есмь свет миру» (Ин. 8: 12), «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11: 28), слова молитвы мытаря, которую произносят перед входом в храм: «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18: 13).

Ирина РЕДЬКО

 
Статьи по теме:
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные
«Поющие в терновнике» — Колин Маккалоу
КЧ Романтический экспресс Книга оставила меня под впечатлением. Не могу однозначно сказать, под каким именно, хорошее оно или плохое. Не знаю, буду ли я когда-нибудь ее перечитывать. Вообще, я не склонна перечитывать книги, это как момент жизни - ты про