Эффективные способы состаривания деревянных поверхностей. Как состарить дерево своими руками: советы, способы, что потребуется, пошаговое руководство Как делают дерево под старину

– это долгий и кропотливый процесс, состоящий из механической обработки дерева и работы с лакокрасочными материалами. Этот способ отделки ассоциируется у leon42 , участника форума «Дом и дача», с природностью, древностью, народной культурой.

По словам leon42 , купить мебель и отбрашировать ее металлической щеткой – это еще не состарить ее, а просто исцарапать или, в лучшем случае, сделать фактурную поверхность. Мебель, купленная в магазине – сделанная из ламелей и «худосочная» – не подходит для текстурирования, смотрится скорее печально и ущербно.

leon42 считает, что мебель для браширования должна быть грубой и массивной, способной передать естественную красоту дерева.

Именно поверхностный подход к состариванию дерева, по мнению форумчанина, формирует у многих людей мнение об изделиях, обработанных по этой технологии, как о «мебели погорельцев». Между тем, сочетание в интерьере состаренного дерева с металлом, камнем или керамикой – всегда модный и стильный прием, который позволяет всем обитателям дома словно прикоснуться к вечности и почувствовать себя в эпохе средневековья.

В естественных условиях над старением дерева «работают» ветер и влага, солнце и перепады температур. Как сделать то, что происходит в течение многих десятков лет, за несколько дней?

Подготовка материала

Для браширования лучше использовать мягкую и среднюю по твердости древесину с ярко выраженной текстурой, например, ель, сосну или лиственницу. У этих пород дерева мягкие волокна образуются, как правило, в весенне-летний период, когда происходит интенсивный рост годичных колец, и они более «рыхлые».

Дерево с однородной и невыраженной текстурой вроде бука и клена для состаривания не подходит.

Перед работой с деревом следует подготовить его поверхность. Устранить все дефекты и загрязнения, будь то следы пота, жира или другие пятна, которые могут проявиться во время нанесения тонировочного состава. Любые изделия (малые архитектурные формы, мебель и т.д.) обрабатывайте, предварительно разобрав: вы затратите меньше времени и сможете везде достать щеткой.

Браширование

Браширование (англ. brush – «щетка»), или текстурирование дерева – это придание ему рельефа, характерного для старой древесины. На начальном этапе из массива древесины удаляют мягкие волокна. Существует несколько вариантов обработки: легкое состаривание – на поверхности создается едва заметная шероховатость, либо глубокое и грубое, когда глубина неровностей достигает 2-3 мм (для элементов декора, иногда – грубой мебели).

Можно какую-либо деталь, скажем, потолочную балку, предварительно обработать топором: сделайте зарубки, обтешите края без опасения испортить – никто, кроме вас, не знает, каким должен быть результат. При этом вы получите изделие с глубоким микрорельефом поверхности и неровностями на ней глубиной до 20 мм.

Не забудьте про «следы» жизнедеятельности жучков и червячков. Сымитируйте их перед финишной обработкой с помощью дрели или бормашины. Также можно нанести простые элементы резьбы: косички, дракончики и т.п. – вы получите «скандинавский стиль».

Шлифовка: инструменты и щетки

На крупных предприятиях используют станки и автоматические линии, где все предусмотрено – от скорости подачи заготовки до мощной системы пылеудаления. Для обычного дачника такое оборудование – дорогое и, в общем-то, ненужное удовольствие. Если вы будете выполнять подообные работы часто, лучше приобрести щеточную машину. Наиболее распространенная и общедоступная – Макита. Самый экономичный и простой вариант – «болгарка» или дрель, желательно – с возможностью регулировки оборотов.

Весь процесс браширования можно разделить на три этапа:

  1. Черновая выборка мягких волокон
  2. Шлифовка
  3. Полировка

Соответственно, к каждому из них нужна своя щетка. На первом этапе (крацевании ) используют металлическую (крацовку). Если вы делаете сооружения для улицы – беседку, навес, забор и т.п., то, скорее всего, это будет ваша единственная щетка.

При обработке металлической щеткой могут оставаться царапинки на самих годовых кольцах, от которых сложно избавиться при дальнейшей обработке.

При работе с крацовкой нужно придерживаться таких правил:

  • водите щеткой вдоль волокон, иначе повредите годовые кольца и испортите древесный рисунок;
  • скорость передвижения щетки и нажим должны быть приблизительно одинаковые, в противном случае получатся ямы;
  • источник света следует располагать сбоку под острым углом, направляя луч света поперек волокон – так вы лучше увидите обрабатываемую поверхность;
  • не давите на поверхность сильно, не перегружайте двигатель, иначе это может вызвать преждевременную поломку оборудования;
  • скорость оборотов не должна быть выше 3000, лучше – 2000–2500: щетка может быстро разлететься;
  • обязательно работайте в очках, не пренебрегайте и защитными перчатками: кусочки проволоки от щетки могут отлетать на несколько метров, травмируя окружающих;
  • позаботьтесь о защите органов дыхания и пылеудалении: во время этой работы «мучнистой тушью» покрываются даже ресницы, что уж говорить за легкие;
  • новую щетку нужно «обкатать», иначе она будет сильно «махрить» заготовку, спустя время она станет обрабатывать поверхность чище;
  • работайте только в одном направлении (вращение), реверс включать не следует – это «убьет» металлическую щетку;
  • влажность обрабатываемого дерева не должна превышать 15%, в противном случае вместо текстурированной поверхности вы получите мохнато-волосатую.

При обработке устойчивой и твердой древесины (лиственница, дуб) обязательно используйте системы пылеудаления: пыль этих пород дерева считается канцерогенной и может вызвать рак легких.

Если вы хотите избавиться от ворса и получить более качественную отделку , вам понадобится еще одна щетка – пластиковая (нейлоновая), правильнее – шлифовальная дисковая из полимерно-абразивного материала. Самый распространенный размер зерна – 120.

Абразивная щетка – универсальная, характеризуется более деликатной обработкой поверхности. Если вы используете эту щетку, без металлической можно обойтись, особенно если обрабатываемый элемент нуждается в деликатной обработке или если вы хотите избежать специфических царапин, оставляемых крацовками.

Принцип работы с абразивной щеткой – такой же, как с металлической. Обороты лучше уменьшить до 1500, чтобы продлить срок службы щетки. Пыль при работе с пластиковой щеткой – более мелкая и липкая, поэтому не забывайте про респиратор.

Специфика обработки поверхностей:

  • не вышлифовывайте ребра-грани и углы заготовок, особенно если не планируете затем покрывать лаком: они будут цепляться и откалываться;
  • не делайте глубокий рельеф на сиденьях, столешницах и других горизонтальных поверхностях – они затруднят уборку поверхности: пятна пролитых напитков, крошки и т.п. будут забиваться между волокнами;
  • с целью предотвратить забивание пыли и зацепы тряпки во время уборки такие поверхности нужно обязательно шлифовать абразивной щеткой и мелкозернистой наждачной бумагой.

Заключительный этап брашировки – полировка или мелкая шлифовка : выполняется сезалевой или другими синтетическими щетками. Можно использовать мелкозернистую наждачную бумагу, абразивные губки, металлическую вату, удаляя пыль с готовой поверхности широкой кистью и пылесосом.

Отделочные операции

На конечном этапе делают тонировку (изменение цвета древесины на несколько тонов), патинацию (подчеркивание текстуры дерева специальными составами, которые проникают в поры, открытые при брашировании), кракелюр (эффект растрескивания и рассыхания), лакирование.

После брашировки доска будет выглядеть, как новая, но с фактурной поверхностью. Чтобы придать ей старый вид, ее покрывают различными составами, более естественно выглядят темные цвета.

Именно правильная игра с цветом брашированной древесины придает ей состаренный вид. Участки с мягкой древесиной (поры или впадины) неравномерно окрашивают в более темный цвет, с твердой (гребни) – в более светлый. В последнее время популярны варианты со светлыми впадинами и более темными гребнями.

Наиболее простой способ – обильно нанести темную морилку и сразу же протереть этот участок тряпкой или широким резиновым шпателем. В теории, морилка должна быстро впитываться в мягкую поверхность, а на гребнях – медленнее. Однако на практике часто так не получается, поэтому leon42 остановился на более сложном способе: после полного высыхания гребни вышлифовывает мелкозернистой наждачкой. Этот способ требует дальнейшей обработки лаком или бесцветными пропитками, так открываемый верхний слой остается без защитного покрытия.

Еще вариант – использовать краску двух контрастных цветов: поверхность полностью закрашивают первым цветом, затем наносят второй. Пока последний высыхает, проведите широким резиновым шпателем, убирая излишки краски и обнажая гребни первого слоя.

Правильное текстурирование - простой, но грязный, трудоемкий и вредный для здоровья процесс.

В результате непростой и усердной работы вы получите элементы декора, которые несут в себе красоту старины и при этом имеют высокую прочность. Каждая деталь, с любовью сделанная собственными руками, будет уникальной.

По материалам участника форума "Дом и Дача"

Редактор: Ольга Травина

Актуальная сейчас тенденция - преображение различных предметов мебели, их декоративная отделка. Методы воздействия на поверхность выбирают в соответствии с интерьером, предпочтениями или просто по настроению. В данной статье мы попытались описать основные приемы, материалы, последовательность действий и их результаты, которые помогут вам состарить практически любую поверхность.

Рассмотрим варианты:

«Сухая кисть»

Сухая кисть - прием, позаимствованный декораторами у художников-живописцев. И если в живописи этим методом создают изображение, то в практическом декоре это отличный способ состарить предмет, добавить ему прожитых лет.

Суть техники: на плоскую синтетическую кисть набирается немного краски, излишки вытираются, это делается на бумаге (палитре, тряпице) до тех пор, пока каждый волос кисточки не будет давать отдельную линию.


И теперь легкими движениями, слегка касаясь предмета, «пачкаем» его, уделяя основное внимание выступающим частям: ребрам, выпуклому узору и т. д.

Таким образом подчеркивается рельеф и имитируются потертости.

Нанесение патины или патинирование

Патина - это зеленовато-коричневый налет, образующийся на предметах из меди и бронзы в результате окисления под воздействием окружающей среды. В более широком смысле под патиной понимают следы старения на любых предметах, созданных из любых материалов.

Патинирование в декорировании - это имитация затемнения поверхности, которая в естественном виде выглядит как изменения цвета после длительного периода времени и частого контакта с руками. Патина бывает темной, цветной, металлической, белой (лайминг).

Патинирующий состав наносят на грани, углы предмета или наоборот, в углубления рельефных частей. Существует несколько видов патинирования.

2. Патина на основе акрила

3. Химическая патина

На краску с мелкодисперсными частицами металла наносится специальный окислитель, который заставляет металлическую поверхность постареть (окислиться) в течение нескольких минут.

Лессировка

Лессировка - это живописная техника, при которой нижний слой красочного слоя просвечивает через верхний полупрозрачный. Техника широко используется не только в живописи, но и в оформлении интерьеров, в том числе она применима к покраске предметов. Техника позволяет получать глубокие переливчатые цвета за счет полупрозрачности лессировочных слоев.


Для лессировки подходят различные краски и красящие составы: акварельные, масляные, акриловые краски, крепко заваренный чай. Удобно использовать раствор акриловых красок. Широкая палитра позволяет получить нужный цвет.

Краски легко перемешиваются между собой, разводятся водой или разбавителем акриловых красок до нужной консистенции, быстро высыхают после нанесения, после устойчивы к влаге и механическим воздействиям и применять их можно по любой поверхности.


Технологический процесс: синтетической кистью или губкой наносим раствор на подготовленную поверхность, ждем высыхания и оцениваем полученный результат. Лессировка не дает полностью закрасить структуру основы или уже нанесенное ранее изображение, она лишь задает тональность. Для усиления эффекта можно нанести повторный слой лессировочной краски и тогда интенсивность цвета усилится.

Если нанести несколько полупрозрачных слоев краски разного цвета, в результате получим различные оттенки, просвечивающие друг через друга.

Набрызг

Набрызг - капельки-брызги на поверхности декорируемого изделия, которые создают образ вещи прошедшей через время, отражают историю ее применения.

Художественно запачканная вещь таким простым способом получает неповторимое визуальное очарование и приятный при тактильном восприятии рельеф. Это все очень важно, поскольку предметы, выбранные для декорирования, оформляются для любимого дома и для дорогих сердцу людей.

Сам процесс очень занимателен. Перед тем как приступить, нужно подготовить рабочее место. Например, застелить поверхность газетой или тканью. Из инструментов понадобиться зубная щетка или жесткая кисть. Из материалов: краски и вода в стаканчике.

Ход работы:

Кисточку смачиваем водой и набираем на нее небольшое количество краски. Пробуем ногтем или зубочисткой запускать капли на пока еще пробную поверхность образца, просто проводя инструментом по щетине.

С широкой кисти можно просто стряхивать капли или постучать кисточкой по руке, тогда мелкие цветные капельки срываются с кисти и летят вниз. Определившись с процессом нанесения, пришло время колдовать.

Набрызг - это последняя операция перед лакировкой. Капли же, нанесенные поверх лака, будут отличаются от общей глянцевости поверхности предмета, этот эффект внесет дополнительный эффект разрыва во времени.

Кракле

Кракле - техника искусственного состаривания, создание трещин в красочном или лаковом слое.

1. Кракелюры делят на одношаговый (однофазный) и двухшаговый (двухфазный)

Одношаговый кракелюр выглядит как растрескавшийся слой краски, сквозь трещины которого виден нижний слой краски или основа изделия. Основа может быть любая: стекло, металл, пластик, дерево и ему подобные материалы.

Двухшаговый кракелюр выглядит как сетка тонких трещин (растрескавшийся лак) на поверхности любого изображения или покрытия.

2. Кракле из яичной скорлупы

Дает яркий высокорельефный эффект расстрескивания. Чистую скорлупу наклеивают на ПВА или акриловый лак кусочками на некотором расстоянии друг от друга. Иногда рельеф дополнительно подчеркивается патинированием или техникой «сухой кисти».

Цветной самостоятельно растрескивающийся лак. Наносится на поверхность толстым слоем и оставляется высыхать. Образует крупные трещины.

4. Микрокракелюр двухкомпонентный

Дает эффект тонких трещин - паутинки. Прозрачный, благодаря чему часто применяется поверх изображений.

После высыхания трещины часто подчеркиваются патинированием.

5. Краска-кракелюр

Саморастрескивающаяся краска с эффектом одношагового кракелюра.

Нежные потертости в стиле Шебби Шик или Техника Потёртости с помощью свечи

Техника проста и последовательна. Углы, бока, стыки загрунтованных плоскостей предмета покрываются краской насыщенного оттенка, красочный слой натирается парафином, затем перекрывается светлой краской, чаще всего требуется 2 слоя.


Теперь механика: наждачной бумагой в местах нанесения парафина и 1-го слоя краски снимается верхний слой. Таким образом проявляются потертости, имитация использования, эффект состаривания.

В этой технике традиционно используются нежные пастельные тона со «сладкими» оттенками, словно выгоревшие на солнце или потускневшие от времени:

Нежно-розовый;

Цвет слоновой кости;

Сливочный;

Гиацинтовый;

Лавандовый;

Белый (но не белоснежный, а как будто слегка пожелтевший от времени);

Фисташковый;

Льняной.

Дополнить «потертый шик» можно росписью, мотивами из декупажных карт или салфеток, добавить набрызг. Финишным покрытием послужит несколько слоев акрилового матового лака.

Травление

Подходит для предметов любого размера изготовленных из древесины. Лучше всего такому методу обработки поддаются породы лиственных деревьев. Таким способом можно придать древесине благородные, насыщенные оттенки, не теряя природной красоты текстуры материала.

Травление производят различными составами - протравами. Некоторые из них имеют сложные названия или сильный запах, но наравне с ними существуют множество рецептов, доступных для приготовления своими руками, таких как чай, кофе, составы из листьев, коры; в ход идет марганцовка, синька, уксус. Для тех, кто чувствует себя немного химиком, вполне подходящее мероприятие - тонировать деревянные поверхности.

Процесс может происходить двумя способами:

1. Ручное окрашивание при помощи тампона из ткани, не оставляющей волокон или синтетической кисти.

2. Окрашивание вымачиванием в составе для травления.

Чаще всего процесс проходит при повышенных температурах. После подбора и приобретения (смешивания) нужного состава, древесину очищают от лишнего и зачищают наждачной бумагой. Затем уже сам процесс травления-морения. Как правило, к рецепту протравы прилагается время воздействия составом и предполагаемый результат. В основном все же контроль производится визуально и, конечно, тут самое место творчеству.

Действие различных протрав на разные породы древесины

Медный
купорос,
1%
Железный
купорос,
4-5%
Железный
купорос,
1%
Цинковый
купорос,
2,5%
Калиевый
хромпик,
3%
Калиевый
хромпик,
5%
Дуб, ива Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Орех Коричневый Иссиня-черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-коричневый
Бук Черный Сиреневато-серый Красно-коричневый Светло-коричневый Тёмно-коричневый
Клён Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Желто-коричневый Желтовато-золотистый
Берёза Тёмно-серый Светлый сиреневато-серый Тёмно-красный Зеленовато-желтый Желтовато-золотистый
Осина Тёмный серебристо-серый Серебристо-серый
Липа Светло-коричневый Розовый Тёмно-красный
Красное дерево Черный Серо-фиолетовый Красновато-коричневый тёмный Тёмно-коричневый
Сернокислый
марганец,
2,5%
Хлористый
кальций,
1%
Английская
соль,
2%
Хлорное
железо,
1%
Хлорная
медь,
1%
Калиевый
хромпик и
железный
купорос
(по 1,5%)
Дуб, ива Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Синевато-серый Светло-коричневый Оливково-коричневый
Орех Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Тёмно-синий Потемнение
Бук Тёмно-коричневый Красно-коричневый Коричневый Серый Оливково-коричневый
Клён Серо-коричневый
Берёза Коричневый Кофейный Фиолетовый Оливковый
Осина
Липа Коричневый Кофейный Фиолетовый
Красное дерево Серо-фиолетовый Потемнение

Самый распространенный способ механического состаривания древесины - браширование. Его название произошло от слова Brush - «щетка».

Поверхность обрабатывают металлическими щетками, выбирая верхние мягкие волокна, оставляя только твердые.

Идеальный способ состаривания, если мебель из:

Лиственницы;

Этот способ не подойдет, если мебель сделана из:


Браширование древесины с обжигом или подкуривание

Выполняется он с помощью либо открытого огня, либо, что гораздо удобнее, с помощью паяльной лампы или газовой горелки. Направляя пламя на поверхность дерева, можно добиться различного оттенка древесины – от светло-золотистого до черного. Цвет зависит от начального цвета древесины и от количества проходов огнем. Затем выполняется браширование – обработка поверхности древесины жесткой проволочной щеткой. При этом более мягкие, прогоревшие части древесины вычищаются, а более твердые (годовые кольца) остаются на месте.


Еще способ – обжиг в горячем песке

Мелкий чистый песок насыпают в металлическую емкость и нагревают до температуры не выше 200 градусов С. В горячий песок положить заготовленные для обжига изделия и выдерживать там, пока они не потемнеют. Если тон отдельных деталей изделия должен светлеть постепенно, то эти детали погружают в песок вертикально. Нижние слои песка нагреваются сильнее, чем верхние, соответственно нижняя часть куска будет темнее верхней. Таким образом, получается тон, переходящий от светло-желтого до темно-бурого.

Обработанную щётками и огнем поверхность можно затонировать, применяя метод лессировки или сухой кисти, добавить изображения техникой декупажа или добавить цвета набрызгом.

Дополнительное механическое воздействие

Порой время приходит в образе жучка-древоточца. Чтобы сымитировать подобные повреждения, оставленные насекомым, мастера пользуются шилом, сверлом и даже лазером. Таким же способом наносятся небольшие повреждения - сколы или потертости подобные тем, которые поверхности получают десятилетиями.

Еще один способ нанесение благородного ущерба - положить в тряпочку гайки, болтики и избить этим мешочком предмет. И далее художественно облагораживать до необходимого результата.

Имитация прошедших десятилетий, техники и приемы состаривания в сочетании химической и механической обработки, дают отличные декоративные результаты.

Для практического декорирования большую часть в арсенале материалов заслуженно занимают составы на акриловой основе. Их удобно использовать в работе: почти без запаха, разбавляются водой, легко смываются с инструментов. Имеют разнообразные эффекты (имитация металлов, масляных красок, матовой темперы) и различные текстуры. Цветовая гамма может вдохновить на переделку, даже если она и не затевалась. Они прочны, устойчивы к воде и к воздействию солнечного света.

Себилькова Анна

Современные дизайнерские разработки для оформления интерьеров или создания мебельных конструкций из натурального дерева зарекомендовали себя в последнее время весьма оригинальными предложениями. Одним из веяний моды является использование дерева с эффектом старения, который достигается искусственными методами.

Что такое браширование?

Слово «браширование» переводится с английского языка, как «щетка». Браширование дерева своими руками выполняется жесткой щеткой, которой удаляется часть волокон с поверхности заготовки, а созданный рельеф подчеркивается покрытиями. Процесс предполагает создание поверхности, у которой проявляются кольца и ярко выражена структура.

Как состаривается дерево?

Сегодня обычной мебели можно придать оригинальный стиль, если подвергнуть дерево искусственному старению специальными методами. Интерьеры из таких деталей также будут выглядеть дорогими. Естественные природные условия помогают состариться дереву, но на это уходит довольно много времени. В домашних условиях, сократив время, можно получить конечный результат, подвергнув древесину механической обработке и покрытию специальными составами. В этой статье домашний мастер получит не только советы, но и ответ на вопрос, как состарить дерево своими руками с помощью специальных методов.

Несколько советов:

  1. Хорошего эффекта можно достигнуть, если использовать для работы старые доски. Отсутствие такого простого материала дома или на участке не говорит о том, что его нет поблизости. Чаще всего соседи готовы бесплатно отдать ненужные доски.
  2. Следует помнить, что приобретение старых досок облегчает процесс работы, их состаривать несложно.
  3. Древесина разных пород состаривается по-разному независимо от того, что используются одни и те же материалы для покрытия. Крепление изделий с разным эффектом старения нужно заранее предусмотреть в готовой деревянной конструкции.
  4. Готовая состаренная доска сегодня может быть легко приобретена в магазине или на рынке, необходимость выполнять работу иногда отпадает.

Необходимые материалы

Работы над старением дерева выполняются при помощи:

  • щетки с металлическим ворсом;
  • циркулярной щетки;
  • наждачной бумаги;
  • щетки для опилок;
  • нескольких кистей;
  • уайт-спирита (растворителя);
  • темного «Пинотекса»;
  • прозрачной и белой лазури «Белинка»;
  • большой губки.

Обработка дерева может проводиться пятью способами.

Мастер-классы по старению дерева

1. Состаривание путем удаления с поверхности волокон с последующей покраской.

Для старения дерева своими руками используется щетка с металлическим ворсом . Ею удаляются некоторые волокна, за счет чего создается неповторимый узор, который в дальнейшем будет подчеркнут покраской.

Сначала дерево необходимо ошкурить , затем обработать циркулярной щеткой автоматизированным способом. Можно использовать щетку с металлическим ворсом и проводить обработку вручную. В любом случае линии проводятся вдоль волокон.

Когда удаляются опилки, обнаруживается совершенно новый облик доски, который нужно подчеркнуть краской для старения дерева.

Затем очищенное изделие обрабатывается дважды кистью или валиком, на него наносится полупрозрачная лазурь «Белинка ».

Спустя короткое время губкой необходимо снять небольшой слой покрытия, чтобы обнаружился рельеф . Если такой эффект старения удовлетворяет мастера, он может нанести сверху прозрачный лак.

В другом случае эффект можно подчеркнуть нанесением еще одного тонкого слоя лазури , который также удаляется с помощью губки, чтобы получилось беленое полотно, популярное в этом стиле. На высохшее дерево наносится лак или прозрачная краска одним слоем.

Различные элементы деревянных конструкций, выполненные по такой технологии старения дерева, прекрасно сочетаются в старинном стиле.

2. Создание эффекта старения щеткой.

С помощью щетки вручную обрабатывается дерево, которое покрывается белой непрозрачной лазурью в один слой. Когда покрытие высохнет, изделие снова подвергают обработке.

Эффектом старения становится поверхность белого цвета с рельефным рисунком.

3. Создание на дереве узора под старину, который покрывается несколькими слоями краски.

С помощью этого старения дерева своими руками ему можно придать древний вид, когда вещь выглядит как потертая от времени. Для начала материал подвергается небольшим повреждениям, когда его можно:

  • побить с помощью молотка;
  • проколоть в некоторых местах;
  • поцарапать с помощью режущего инструмента;
  • повредить шляпкой шурупа или железным прутом;
  • и другое.

Над деревом выполняются все возможные манипуляции, которые способны подчеркнуть старинный рельеф. После на поверхность наносится слой Пинотекса , имеющий густую консистенцию. Из-за своей густоты он будет положен неравномерно.

После высыхания густого слоя поверхность необходимо снова подвергнуть мелкой обработке щеткой или наждачкой. Повреждения следует делать небольшими, чтобы влияние времени казалось минимальным. Теперь изделие покрывается белой лазурью «Белинка », имеющей жидкую консистенцию. Покрытие необходимо наносить тонким слоем, необязательно равномерно.

Когда верхний слой высохнет, его необходимо соскрести, для чего используется щетка, которой выполняются продольные движения. Полученный рельеф подчеркивает эффект старины, но окрас пока еще далек от реального цвета, который имеет состаренное дерево.

Теперь, чтобы вещь сделать более естественной, ее оттенок надо немного приглушить. Лазурь смешивается с уайт-спиритом в отношении 1:1.

Изделие, обработанное смесью, имеет спокойную поверхность в теплом тоне, из-под которой просматривается темная поверхность Пинотекса. Таким способом хорошо создавать своими руками состаренную мебель из дерева.

4. Обработка огнем.

Используется газовая горелка. Достичь результата возможно тремя способами:

  • Обработка древесины не требуется, ее структура подчеркивается обжигом. Затем материал обрабатывается мелкой наждачкой, убираются опилки, и наносится лак.

  • Проводится механическая обработка и материал подвергается обжигу. В результате поверхность выглядит объемно, а дерево смотрится богато.

  • Старение древесины своими руками достигается путем интенсивного обжига, когда удаляются некоторые волокна. Потом изделие механически обрабатывается щеткой, имеющей жесткую металлическую щетину.

5. Создание объемного изделия с грубыми повреждениями, покрытого лаком.

Мастер-класс по брашированию дерева показывает, что необходимо делать этап за этапом, чтобы правильно состарить древесину:

  1. Для начала необходимо сделать правильный выбор древесины . Она не может быть молодой или смолистой. Лучше использовать материал с четкой структурой.
  2. Для обработки заготовки используется ручной рубанок , а не электрический, который не способен подчеркнуть натуральный эффект.
  3. На доске вручную с помощью стамески делаются засечки, не имеющие правильную форму. Выемки необходимо сделать на гранях так, чтобы было похоже, будто изделие рубали топором.
  4. В автоматическом режиме с помощью дрели и жестких ворсинок насадки с древесины снимаются мягкие волокна. Движения при работе должны быть легкими. Если использовать обычную щетку, то обработка будет более грубая.
  5. Тупой гвоздь позволяет добавить в декор червоточины. С его помощью можно сделать неглубокие отверстия.
  6. Поверхность очищается щеткой от мусора, на нее наносится Пинотекс Ультра . Эта краска-лак имеет устойчивость к влиянию окружающей среды.
  7. После высыхания поверхность обрабатывается мелкой наждачкой , обработка которой подчеркнет темные впадины и светлые выступы, придав изделию, объем. Выраженная структура древесины теперь выглядит очень красиво.
  8. В заключение дерево снова покрывается лаком .

Фото брашированного дерева

Примеры фотографий с изображением обработанного материала позволяют увидеть широкие декоративные возможности состаренного искусственными методами дерева. Изделия из различных пород немолодой древесины, вскрытые лаком, краской, воском, маслом после браширования, могут приобрести всевозможные оттенки и получить новую жизнь.


Как сделать состарено дерево в домашних условиях и придать винтажный вид своими руками? Как раз таким хитростям и посвящена эта статья! Искусственно состаренные вещи — смотрятся очень стильно и гармонично!

7 методов состаревание дерева краской, которые мы здесь рассмотрим, интересны своей простотой и отличным конечным результатом. Также они не требуют покупки каких-либо дорогих специальных материалов или инструментов.

Мы детально разберем 7 следующих методов покраски:

Это универсальная техника, которая помогает придать древесине или деревянной мебели старинный вид. Ее можно использовать как на необработанном дереве, так и на уже окрашенной древесине и мебели. Подходит для покраски в один или несколько слоев.

Например, вот такой результат получается при покраске этим методом в белый цвет (детальное руководство читайте статье « »)

Давайте детально разберем, как с помощью этого метода покрасить дерево, сделав три слоя (коричневого, белого и желтого цвета).

Необходимые материалы:

  • краска (коричневая, белая и желтая)
  • кисть, свечка, тряпка.

Пошаговая инструкция:

Шаг 1: Первый слой краски

  1. Определитесь с цветом краски, которую возьмете за основу. Это будет первый, нижний слой краски, который нанесем непосредственно на дерево. В данном случае используем темно-коричневый цвет.
  2. Покрасьте древесину немного хаотичными мазками, не закрашивая поверхность полностью и равномерно.
  3. Оставьте до полного высыхания.

Шаг 2: Используем свечку

Возьмите свечу и потрите ей поверхность дерева в нескольких вразнобой выбранных местах (при этом довольно сильно давите на свечу, чтобы на дереве остался явный след от воска или парафина).

  • Шаг 3: Второй слой краски Выберите цвет для следующего слоя и нанесите краску (здесь используем белый). На этом этапе краску можно наносить равномерно на всю поверхность, а не мазками, как с первым слоем. Оставьте до полного высыхания.
  • Шаг 4: После этого возьмите тряпку и протрите поверхность, причем с некоторым давлением. В тех местах, где был нанесен воск, краска отстанет от поверхности. Если вам достаточно двух слоев, то на этом можно и остановиться, а если нет – следуем дальше.
  • Шаг 5: Третий слой краски Повторите шаги 2 и 3, но последний уже с использованием краски другого цвета (здесь это будет желтый). После того, как краска высохнет, можно нанести защитный лак. Последнее не обязательно в силу того, что мы специально придавали старинный вид, так что если краска со временем начнет немного отставать этого не будет заметно.

2. Состаревание с использованием влажной бумаги

Этот метод придания дереву текстуры состаривания похож на предыдущий со свечей, только теперь вместо воска будет влажная бумага (если свечи вдруг дома не нашлось, то бумага уж точно есть у каждого).

Необходимые материалы:

  • краска,
  • кисть, бумага,
  • миска с водой.

Пошаговая инструкция:

  1. Шаг 1: Крепим влажную бумагу. Здесь не наносили краску основы, чтобы просматривался натуральный цвет дерева. Поэтому сразу берем лист бумаги, рвем его на неровные кусочки разной формы и размера. После этого каждый кусочек окуните в миску с водой и положите на древесину, которую собираетесь красить.
  2. Шаг 2: Наносим краску. Разложив все кусочки бумаги, сразу же приступайте к покраске в выбранный цвет, то есть не нужно дожидаться, пока бумага высохнет.
  3. Шаг 3: Снятие краски Затем осторожно поднимите каждый кусочек бумаги с поверхности. Вы можете сделать это, как пока краска будет еще немного влажной, так и после полного ее высыхания.

Вы можете сделать несколько слоев, например, как в предыдущем методе. Для этого руководствуйтесь пошаговой инструкцией, описанной там, заменяя воск влажной бумагой.

3. Текстура сухой кистью «Лофт»

Данная техника отлично подходит для создания старого и поцарапанного вида. Ключом к успеху здесь есть всего лишь использование очень сухой кисти. Например, отлично подойдут старые кисти с жесткой щетиной.

Необходимые материалы:

  • кисть с жесткой щетиной,
  • краска на водной основе.

Инструкция:

Вот так выглядит этот процесс:

  1. Окуните щетку в краску выбранного цвета и оставьте на ней как можно меньшее количество краски.
  2. Наносите краску быстрыми штрихами в разных направлениях. Следите за тем, чтобы, увлекшись, не покрыть всю поверхность.

Эта техника подойдет также и для покраски с эффектом металла лофт, например, для создания вот таких искусственных цинковых букв.

Также можно комбинировать этот метод с использованием наждачной бумаги для удаления части краски после нанесения каждого слоя.

4. Покраски скребками в стиле Прованс

Результат будет примерно таким же, как при использовании наждачной бумаги. Разница состоит в том, что наждачная бумага не только убирает часть краски, а также выравнивает поверхность дерева, если в том месте были неровности (что не подходит, если вы хотите сохранить структуру дерева, оставив ее максимально натуральной). Второе отличие — наждачная бумага используется только после высыхания краски.


Необходимые материалы: кисть, краска, скребок (или любая ненужная пластиковая карточка).

Инструкция:

  1. Сначала покрасьте дерево.
  2. После того, как краска немного подсохнет (не полностью высохнет, буквально несколько минут, когда покрытие уже сформировалось, но еще липкое на ощупь), возьмите скребок или старую пластиковую карточку и соскребите часть краски в некоторых местах.

СОВЕТ: Если вы красите мебель, то соскребите краску на углах и краях, ведь именно там она чаще всего слазит в процессе использования. Таким образом, эффект старины будет выглядеть более натурально.

5. Метод полоскания

Этот метод для создания эффекта старой древесины подойдет для элегантной мебели в деревенском или прованс стиле. Его лучше всего применять на сырой древесине.

Необходимые материалы:

  • краска, кисть,
  • вода, тряпка.

Инструкция:

  • Нанесите слой краски и оставьте сохнуть на несколько минут (как и в предыдущем методе, чтобы она была еще липкой, а не полностью высохла).
  • После этого быстро промойте древесину водой , осторожно протирая поверхность тряпкой. Цель состоит в том, чтобы смыть немного краски на поверхности. Оставьте сохнуть. Вот и все!

Например, столик покрашенный нежно зеленым цветом, после применения этого метода выглядит просто замечательно.

6. Метод покраски деревянными брусками

Это простой метод, который позволяет состарить древесину или мебель с помощью деревянного бруска.

Необходимые материалы:

  • краска, кисть,
  • деревянный брусок.

Инструкция:

  • Окуните конец деревянного бруска в краску и проведите ним вдоль окрашиваемой поверхности.
  • Нанесите столько цветов и слоев, сколько хотите.

Здесь, например, сделали один слой краской нежно-голубого цвета.

7. Метод заливки краской

Это одношаговый метод, подходящий для любых видов древесины с большим количеством текстур на поверхности.

Необходимые материалы: краска, скребок (или пластиковая карточка).

Инструкция: Нужно просто вылить немного краски на поверхность древесины и размазать скребком. Подождите, пока высохнет, и все готово!

После того, как мы рассмотрели все 7 методов покраски дерева с эффектом старины, хотелось бы выделить несколько основных советов, которые вы можете применить ко всем методам:

  • Если поверхность, которую вы собираетесь красить, была обработана с помощью герметика, воска или лака, было бы лучше немного отшлифовать ее , чтобы новая краска легла лучше.
  • Не бойтесь экспериментировать: вы можете смешивать эти методы на свое усмотрение, создавая личный дизайнерский стиль.
  • Сначала попрактикуйтесь на каком-то куске дерева или на менее видимых местах мебели (например, на внутренней поверхности двери окрашиваемого шкафа) перед тем как приступить к работе над более видными частями.

И помните, что главное здесь — ваше желание! Удачи!

Как состарить дерево в домашних условиях? Эта техника отделки древесины пользуется популярностью среди садоводов, дизайнеров и мастеров-самоучек. С ее помощью можно сделать уникальный дизайн интерьера и экстерьера.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Как состарить дерево: главные моменты

Чтобы добавить дереву возраста своими руками, надо уметь работать с природными материалами и запастись инструментами. Из инструментов надо иметь:

  • металлическую щетку;
  • электрический или ручной рубанок;
  • наждачную бумагу;
  • болгарку.

Кроме перечисленных инструментов, необходимо иметь и средства защиты от пыли. Это может быть респиратор или очки. Так как в процессе создания поделки будет много пыли, то следует подумать о способах вентиляции. Желательно эту работу проводить на открытом воздухе. Если такой возможности нет, то дерево рекомендуется слегка увлажнить перед абразивной обработкой. Но перед вскрытием лаком его следует обязательно просушить. Также не стоит забывать, что сметать руками с поверхности образовывающуюся пыль категорически нельзя, чтобы не допустить появления заноз. Руками также нельзя трогать поверхность, чтобы прочувствовать ее рельефность. Сделать это можно только после полного удаления пыли.

В интерьере такая технология применяется очень часто. Она удачно соединяется с камнем, металлом и керамикой. Без нее немыслим стиль интерьера прованс. Но тогда требуется особая покраска досок.

Состаренное дерево используется внутри дома для ступенек, лавок, а также для создания дизайнерского светильника или отделки комода. Из него можно сделать мебель, например, стол или стулья. Также из него получаются уникальные шкатулки. Способов применения в интерьере старого дерева много, выбор зависит от стиля оформления и эстетических вкусов хозяина.

Искусственно состаренное дерево должно максимально напоминать натуральное, которое подвергалось влиянию солнечных лучей, ветра, дождя и других природных явлений. Поэтому здесь надо по возможности использовать только ручные инструменты и ручную обработку материала. Также важно правильно подобрать лаки и краски для внешнего покрытия. Сегодня существует огромный ассортимент таковых, поэтому важно сделать правильный выбор в зависимости от желаемого результата.

Чтобы в домашних условиях добиться эффекта старины, сначала рекомендуется потренироваться на кусочке древесины. Это позволит оценить результат и избежать допущенных ошибок. Для тренировки надо брать ту породу дерева, из которой будет делаться в будущем вся конструкция.

Чтобы сделать красивую и долговечную конструкцию из дерева с эффектом старины, важно правильно выбрать породу древесины. Хвойные деревья для этой задумки не подходят, так как они содержат смолу, которая мешает созданию эффекта. Также стоит отказаться от березы, вишни, клена, груши, можжевельника. Лучше обратить внимание на ясень, лиственницу, дуб, венге, мербау, дуссию.

Для того чтобы правильно сделать эффект старения дерева, надо брать старые доски. Они легче всего поддаются механической обработке и хорошо впитывают краски и лаки. Желательно, чтобы они имели сучки. Это придаст еще большую красоту поделке. Если в доме нет таких досок, то можно спросить у соседей или знакомых. Наверняка кто-то припас такие, а применения им не нашел. Зачастую их можно взять бесплатно. Молодой лес не имеет много волокон, поэтому плохо поддается обработке, лучше его оставить до нужного времени.

Мастер-класс по созданию состаренного дерева можно без проблем найти в сети. Есть много видеороликов и подробных описаний процесса. Поэтому не волнуйтесь, если у вас совсем нет опыта работы с природными материалами. Всего за несколько часов изучения информации можно понять суть отделки и выбрать для себя самый простой и красивый способ.

Способов создания эффекта старения много. Среди них есть самые простые, которые занимают несколько часов, а также посложнее, на изготовление которых требуется несколько дней. Каждый выбирает сам, исходя из своего запаса инструментов и ожидаемого результата. В продаже есть уже готовые доски с эффектом старины, но сам процесс создания их в домашних условиях увлекает и радует намного больше.

Как состарить дерево краской?

Покраска является обязательной частью всех способов создания состаренного дерева. Если не используется краска, тогда внешний слой покрывается бесцветным или цветным лаком. Это нужно для защиты внешнего слоя и придания красивой текстуры. Полупрозрачная глазурь «Белинка» — основа, на которую можно наносить другие слои краски. Ею покрывается поверхность после механической обработки. Перед покрытием лаком или белой краской поверхность надо обработать мягкой щеткой для придания рельефности. На чуть высохшую краску наносится бесцветный лак. Таким образом, получается древесина с легким эффектом старины. Она выходит светлого цвета и без грубых повреждений.

Если нравится состаренный агрессивный эффект, тогда не обойтись без многослойной покраски. Также здесь следует подвергать доски всевозможным повреждениям: бить железными прутами, скоблить, делать отверстия шилом. Если хочется совсем добиться натуральности, то можно сделать червоточинки, но этот вариант подходит самым смелым и креативным.

Дерево, покрашенное несколько раз, приобретает глубокий цвет. Для грунтования часто используется «Пинотекс», он неравномерно покрывает поверхность. Также он служит для создания густого цвета самым нижним слоям доски. После его высыхания надо сделать мелкие повреждения на поверхности и приступить к дальнейшей обработке.

Использование белой краски приветствуется в ряде случаев. Она поможет создать поделку в духе прованса и придаст красивый оттенок. Так как она может давать глянцевый отблеск, то ее рекомендуется развести уайт-спиритом.

Как состарить дерево в стиле прованс?

Чтобы создать интерьер в стиле прованс, не обойтись без старых белых досок. Они имеют самое разное предназначение: используются для ставней, для мебели или ступенек. После основного покрытия грунтовкой поверхность покрывается белой краской. Ее необязательно наносить ровным слоем. После высыхания надо пройтись щеткой, чтобы еще больше добиться эффекта старины.

Лофт подразумевает использование серых состаренных досок, максимально напоминающих бетон. Серыми их можно сделать, используя акриловые краски нужного оттенка.

Как состарить дерево своими руками в белом цвете?

Если надо покрасить доску в серый цвет, то можно обойтись без красок. Химический способ старения подразумевает использование щелочных средств или нашатырного спирта. Используя этот способ, надо позаботиться о своей безопасности: надеть маску и рукавички. После обработки щелочью будущее изделие можно накрыть пленкой для уменьшения скорости высыхания. Когда поделка высохнет, следует удалить следы щелочи: для этого ее надо прополоскать уксусным раствором и обработать щеткой. Последний этап — покрытие бесцветным лаком.

Как состарить дерево в технике декупаж?

Чтобы сделать трещинки на изделии в технике декупаж, поверхность пошагово обрабатывается специальными красками. Для первого слоя надо взять краску, которая будет просвечиваться через мелкие трещинки. Дальше надо нанести кракелюрный лак на высохший первый слой. Его следует наносить густым слоем. Дождавшись почти полного высыхания или ускорив его сушкой феном, надо нанести верхний слой уверенными мазками. Для мелких трещин рекомендуется развести акриловые краски. Кракелюр на поделке можно считать готовым после высыхания краски (30-40 минут).

Как быстро состарить дерево?

Самый быстрый способ — это термическая обработка древесины и последующие покрытие лаком. Паяльная лампа или горелка помогут добиться нужного эффекта очень быстро. Верхний слой гари стоит обязательно удалить, чтобы облегчить окрашивание.

Как состарить дерево с помощью патины?

Старение дерева нашатырным спиртомдешевый способ получить эффект патины. Также можно использовать специальные краски с золотыми, бронзовыми или серебряными частицами для облагораживания древесины. Добиться патины можно и морилкой. Она используется для полного или частичного патирования. Морилка защитит дерево от влаги, грибка и плесени. Из минусов ее использования можно выделить только один — в результате получается лишь темный цвет.

Эффект состаренного дерева

Имитация поврежденного солнцем и дождями дерева популярна для оформления дачных домов и современных квартир. Без такой древесины не обойтись при создании определенных стилей в интерьере. Она удачно используется и для оформления фасадов.

 
Статьи по теме:
Как приготовить свиной желудок с гречкой
Сычуг, колбик, субпродукт. Какие еще названия есть у свиного желудка? Люди, занимающиеся разведением этих забавных животных с пятачком, знают, как приготовить свиной желудок, чтобы даже самый привередливый гурман испытал гастрономическое удовольствие. Се
Зерновое кофе для кофемашины
Сегодня зерновой кофе на рынке представляют множество различных брендов. Выбор настолько велик, что даже настоящие профессионалы могут запутаться. Поэтому сегодня разговор пойдет о том, какой кофе в зернах лучше или хуже и о мастерстве cup-tester. Кофе
Домашняя ветчина из свинины в ветчиннице с грибами, черносливом и орехами
С появлением ребенка в доме начинаешь задумываться о здоровой и, самое главное, вкусной пище. Ветчинница Редмонд — это не электрический прибор, а просто дополнительный аксессуар для приготовления домашней колбасы в мультиварке. Понятно, что вареная колбас
Свинина по-китайски: простой и вкусный рецепт
Свинина по-китайски - визитная карточка китайской кухни. Существует множество способов приготовления мяса и каждый из них хорош по-своему. Практически в каждом рецепте присутствует сахар или другой подсластитель, поэтому блюдо всегда выходит восхитительно