Городские центры галицко волынского княжества. Галицко-Волынское княжество: географическое положение. Образование Галицко-Волынского княжества

Галицко-Волынское княжество.

Га́лицко-Волы́нское кня́жество (лат. Regnum Galiciae et Lodomeriae, Regnum Rusiae - королевство Галиции и Владимирии, королевство Руси; 1199-1392) - юго-западное русское княжество династии Рюриковичей, созданное в результате объединения Волынского и Галицкого княжеств Романом Мстиславичем.

Со второй половины XIII века стало королевством.

Галицко-Волынское княжество в XIII веке.

Галицко-Волынское княжество было одним из самых больших княжеств периода феодальной раздробленности Руси. В его состав входили галицкие, перемышльские, звенигородские, теребовлянские, волынские, луцкие, белзкие, полесские и холмские земли, а также территории современных Подляшья, Подолья, Закарпатья и Бессарабии.

Княжество проводило активную внешнюю политику в Восточной и Центральной Европе. Его главными врагами были Польское королевство, Венгерское королевство и половцы, а с середины XIII века - также Золотая Орда и Литовское княжество. Для защиты от агрессивных соседей Галицко-Волынское княжество неоднократно подписывало соглашения с католическим Римом, Священной Римской империей и Тевтонским орденом.

Столица

Владимир (1199-1205, 1387-1392)
Галич (1238-1245),
Львов (1272-1349)

Луцк (1349-1387)

Язык(и)

древнерусский

Религия

православие

Форма правления

монархия

Династия

Рюриковичи

История

Создание княжества

Повторное объединение

Коронация Даниила

Создание митрополии

Завоевание Галиции

Завоевание Волыни, прекращение существования

Галицко-Волынское княжество пришло в упадок из-за целого ряда причин. Основным внутренним фактором начала упадка княжества стало то, что со смертью Андрея и Льва Юрьевичей, а также Владимира Львовича в 1323 году в княжестве прервалась правящая династия Рюриковичей (Романовичей); это привело к тому, что власть бояр в государстве значительно усилилась, и севший в 1325 году на галицко-волынский престол Юрий II Болеслав уже находился в куда большей зависимости от боярской аристократии, чем его предшественники Рюриковичи. Также большую роль в падении Галицко-Волынского государства сыграла сложившаяся в середине XIV века внешнеполитическая ситуация: в то время, когда соседние Польское королевство и Великое княжество Литовское находились на подъёме, Волынь и Галиция всё ещё оставались в вассальной зависимости от Золотой Орды. В 1349 году польский король Казимир III захватил Галицию, после чего Галицко-Волынское княжество потеряло территориальное единство. В 1392 году Галиция и Волынь были разделены между Польшей и Литвой, что положило конец существованию Галицко-Волынского княжества как единого политического целого.

Евангелист Марк (Владимир, XIII век, Волынское Евангелие).

На территории Галицко-Волынского княжества сформировалась самобытная культура, которая не только унаследовала традиции Киевской Руси, но и вобрала в себя множество новаций из соседних стран. Большинство современных сведений об этой культуре дошли до нас в виде письменных свидетельств и археологических артефактов.

Главными культурными центрами княжества были большие города и православные монастыри, которые одновременно играли роль основных просветительских центров страны. Ведущую роль в культурной жизни страны занимала Волынь. Сам город Владимир, главный город Волынского княжества, являлся древней цитаделью Рюриковичей. Город прославился благодаря князю Василию, которого летописец вспоминал как «книжника великого и философа, какого не было на всей земле и после него не будет». Этот князь развил города Берестя и Каменец, создал собственную библиотеку, построил немало церквей по всей Волыни, которым дарил иконы и книги. Другим значительным культурным центром был Галич, известный своим митрополичьим собором и церковью св. Пантелеймона. В Галиче также была написана Галицко-Волынская летопись и создано Галицкое евангелие. К самым большим и самым известным монастырям княжества причислялись Полонинский, Богородичный и Спасский.

Про архитектуру княжества известно немного. Письменные источники описывают в основном церкви, не упоминая о светских домах князей или бояр. Данных археологических раскопок тоже немного, и их не хватает для точной реконструкции тогдашних сооружений. Остатки храмов княжества и записи в летописях дают возможность утверждать, что в этих землях оставались крепкими традиции архитектуры Киевской Руси, но чувствовались новые веяния западноевропейских архитектурных стилей..

Изобразительное искусство княжества находилось под сильным влиянием византийского. Галицко-Волынские иконы особенно ценились в Западной Европе, многие из них попали в польские храмы после завоевания княжества. Искусство иконописи галицко-волынских земель имело общие черты с московской иконописной школой XIV-XV веков.. Хотя православные традиции не поощряли развитие скульптуры в связи с борьбой с идолопоклонничеством, на страницах Галицко-Волынской летописи упоминаются скульптурные шедевры в Галиче, Перемышле и других городах, что свидетельствует об католическом влиянии на мастеров княжества. Моду в декоративном искусстве, особенно в обработке оружия и военных приспособлений, диктовали азиатские страны, в частности Золотая Орда.

Развитие культуры в Галицко-Волынском княжестве способствовало закреплению исторических традиций Киевской Руси; на протяжении многих веков они сохранялись в архитектуре, изобразительном искусстве, литературе, в летописях и исторических произведениях. Но в то же время княжество попало под влияние Западной Европы, где галицко-волынские князья и знать искали защиты от агрессии с востока.

Реферат

Галицко-Волынское княжество

Введение 3

1. Галицко-волынское княжество 4

2. Общественный строй 5

3. Государственный строй 6

4. Политическая история Галицко-Волынского княжества 7

Заключение 12

Список литературы 14

Введение

Галицко-Волынское Княжество изначально подразделялось на два княжества – Галицкое и Волынское. Впоследствии они были объединены. Галицкая земля – это современная Молдавия и Северная Буковина.

На юге граница доходила до Черного моря и Дуная. На западе Галицкая земля граничила с Венгрией, которая находилась за Карпатами. В Карпатах жили русины – Червонная Русь. На северо-западе Галицкая земля граничила с Польшей, а на севере – с Волынью. Галицкая земля на востоке примыкала к Киевскому княжеству. Волынь занимала область Верхней Припяти и её правых притоков. Волынская земля граничила с Польшей, Литвой, Турово – Пинским княжеством и Галичиной.

Как галицкая, так и волынская земли были богатыми и густозаселенными. Почва была – тучный чернозем. Поэтому здесь всегда процветало земледелие. Кроме того, в Галичине находились соляные копи. Поваренную соль вывозили и в русские княжества и заграницу.

На землях Галицко-Волынского княжества были хорошо развиты разные ремесла. В то время на этих землях было около 80 городов. Главные из них были Владимир, Луцк, Бужск, Червень, Белз, Пинск, Берестье на Волыни и Галич, Перемышль, Звенигород, Теребовль, Холм в Галичине. Столицей Волынской земли был город Владимир.

Галицко-Волынское княжество торговало с Византией, Придунайскими странами, Крымом, Польшей, Германией, Чехией, а также с другими странами. Шла активная торговля и с другими русскими княжествами.

В городах княжества проживали купцы из разных стран. Это были немцы, сурожцы, болгары, евреи, армяне, русские. Галицкая земля была наиболее развитой на Древней Руси. Крупные землевладельцы здесь появились раньше, чем князья.

1. Галицко-волынское княжество

Юго-западные русские княжества - Владимиро-Волынское и Галицкое - вошли в состав Киевской Руси в конце Х в., но политика великих киевских князей не получила признания у местной земельной знати, и уже с конца XI в. начинается борьба за их обособление, несмотря на то, что Волынь не имела собственной княжеской династии и традиционно была связана с Киевом, который присылал своих наместников.

Обособление Галицкого княжества наметилось во второй половине XI в., а его расцвет пришелся на время правления Ярослава Осмомысла (гг.), который отчаянно боролся с врагами - венграми, поляками и собственными боярами. В 1199 г. владимиро-волынский князь Роман Мстиславич покорил Галицкое княжество и объединил галицкие и волынские земли в единое Галицко-Волынское княжество с центром в Галиче, а затем в Львове. В XIV в. Галицию захватила Польша, а Волынь - Литва. В середине XVI в. галицкие и волынские земли вошли в состав многонационального польско-литовского государства - Речи Посполитой.

2. Общественный строй

Особенностью общественного устройства Галицко-Волынского княжества являлось то, что там образовалась многочисленная группа боярства, в руках которой сосредоточились почти все земельные владения. Наиболее важную роль играли "мужи галицкие" - крупные вотчинники, которые уже в XII в. выступают против любых попыток ограничения их прав в пользу княжеской власти и растущих городов.

Другую группу составляли служилые феодалы. Источниками их земельных владений были княжеские пожалования, конфискованные и перераспределяемые князьями боярские земли, а также захваченные общинные земли. В подавляющем большинстве случаев они владели землей условно, пока служили. Служилые феодалы поставляли князю войско, состоявшее из зависимых от них крестьян. Это была опора галицких князей в борьбе с боярством.

К феодальной верхушке принадлежала и крупная церковная знать, епископов, игуменов монастырей, которые владели обширными землями и крестьянами. Церковь и монастыри приобретали земельные владения за счет пожалований и дарений князей. Нередко они, подобно князьям и боярам, захватывали общинные земли, превращая крестьян в монастырских и церковных феодально-зависимых людей. Основную массу сельского населения в Галицко-Волынском княжестве составляли крестьяне (смерды). Рост крупного землевладения и формирование класса феодалов сопровождались установлением феодальной зависимости и появлением феодальной ренты. Такая категория, как холопы, почти исчезла. Холопство слилось с крестьянами, сидевшими на земле.

В Галицко-Волынском княжестве насчитывалось свыше 80 городов. Самой многочисленной группой городского населения были ремесленники. В городах находились ювелирные, гончарные, кузнечные и другие мастерские, продукция которых шла не только на внутренний, но и на внешний рынок. Большие доходы приносила соляная торговля. Будучи средоточием ремесла и торговли, Галич получил известность и как культурный центр . Здесь была создана Галицко-волынская летопись, другие письменные памятники ХII-ХIV вв.

3. Государственный строй

Галицко-Волынское княжество дольше, чем многие другие русские земли, сохраняло единство, хотя власть в нем принадлежала крупному боярству. Власть же князей была непрочной. Достаточно сказать, что галицкое боярство распоряжалось даже княжеским столом - приглашало и смещало князей. История Галицко-Волынского княжества полна примерами, когда князья, потерявшие поддержку верхушки боярства, были вынуждены отправляться в изгнание. Для борьбы с князьями бояре приглашали поляков и венгров. Нескольких галицко-волынских князей бояре повесили.

Бояре осуществляли свою власть с помощью совета, куда входили крупнейшие землевладельцы, епископы и лица, занимавшие высшие государственные должности . Князь не имел права созвать совет по своему желанию, не мог издать ни одного акта без его согласия. Поскольку в состав совета входили бояре, занимавшие крупные административные должности, ему фактически подчинялся весь государственный аппарат управления .

Галицко-волынские князья время от времени, при чрезвычайных обстоятельствах, созывали вече, но оно не имело особого влияния. Они принимали участие в общерусских феодальных съездах. Изредка созывались съезды феодалов и самого Галицко-Волынского княжества. В этом княжестве существовала дворцово-вотчинная система управления.

Территория государства делилась на тысячи и сотни. По мере того как тысяцкие и сотские со своим управленческим аппаратом постепенно входили в состав дворцово-вотчинного аппарата князя, вместо них возникли должности воевод и волостелей. Соответственно территория была разделена на воеводства и волости. В общинах избирались старосты, которые ведали административными и мелкими судебными делами. В города назначались посадники. Они обладали не только административной и военной властью, но и выполняли судебные функции, собирали дани и пошлины с населения.

4. Политическая история Галицко-Волынского княжества

По смерти Ярослава начался хаос. Стал править его сын Владимир (), последний из династии Ростиславичей.

Вскоре бояре воспрянули против его власти, вынудив его спасаться в Венгрии. Венгерский король Андрей обещал вернуть Владимира на престол, но, придя в Галичину, провозгласил эту землю своей. Когда против чужестранцев начали взрываться народные восстания, Владимир помирился с боярами и выгнал мадьяров.

Хоть Владимир, наконец, опять взошел на престол, он стал зависеть от бояр больше, чем когда-либо. Этот досадный эпизод стал типическим, что часто повторялся в течение следующих 50 лет: сильный князь объединяет земли; бояре, побаиваясь потери своих привилегий, дают чужеземным странам повод для вмешательства; потом наступает хаос, который продолжается, пока на арене не появляется другой сильный князь и не овладевает ситуацией.

Хоть поднесение Галичины убедительно свидетельствовало о вырастающем значении окраин, ее союз с Волынью обещал принести еще весомые, даже эпохальные последствия для всей Восточной Европы.

Человеком, который осуществил такое объединение, был волынский князь Роман Мстиславич (). С самой юности он погрузился в политическую борьбу. В 1168 г., когда его отец, волынский князь Мстислав, соревновался с суздальским князем Андреем Боголюбским за Киевский престол на юге, Роман был приглашен княжить в Новгороде, чтоб защитить город. На севере. В 1173 г., после смерти отца Роман взошел на волынский престол, возобновив распотрошенные и запущенные имения своего рода. В 1199 г. он смог объединить Галичину с Волынью, создав на политической карте Восточной Европы новое величественное государство во главе с энергичным, деятельным и талантливым князем.

Во внутренней политике Роман сосредоточил внимание на укреплении княжеской власти, то есть ослаблении бояр, многие из которых он отправил в ссылку или казнил. Его излюбленной пословицей было "Не убив пчел, не полакомишься медом".

Как и в других странах Европы, союзниками князя в борьбе с олигархией выступали мещане и мелкие бояре. Однако наибольшую славу Роману принесли его успехи в внешней политике. В 1203 г. объединив Волынь с Галичиной, он наносит поражение своим соперникам с Суздаля и овладевает Киевом. Следовательно, под власть одного князя попали все, за исключением Черниговского, украинские княжества: Киевское, Переяславское, Галицкое и Волынское.

Казалось, вот-вот должно произойти объединение всех бывших киевских земель, которые составляют территорию современной Украины. Учитывая то, насколько князь Роман приблизился к осуществлению этой цели, современные украинские историки отводят ему в своих исследованиях особенное место.

Чтоб защитить украинские княжества, Роман провел ряд неслыханный успешных походов на половцев, вместе с тем он углубился далеко к северу в польские и литовские земли. Стремление расширить границы своих и без того огромных владений стало причиной его смерти. В 1205 г., идя польскими землями, Роман попал в засаду и погиб. Территориальное объединение, которое он создал, продержалось всего шесть лет - слишком короткое время, чтоб из него могло выкристаллизоваться какое-то стойкое политическое целое. И все же современники Романа на признание его выдающихся достижения называли его "Великим" и "повелителем всея Руси".

Вскоре после смерти князя Романа опять разгорелись дрязги между князьями. Усилилось чужеземное вмешательство - эти три вечных несчастья, которые, в конце концов, развалили государство, что он так неутомимо ее строил. Его сыновьям Даниилу было всего четыре, а Василько - два года, и галицкие бояре прогнали их вместе с их волевой матерью, княгиней Анною. Вместо этого они позвали трех Игоревичей, сыновей героя "Слово о полку Игоревом". Для многих бояр это стало фатальной ошибкой. Не желая делиться властью с олигархией, Игоровичи уничтожили близко 500 бояр, пока и их, наконец, не выгнали (позже галицкая знать отомстила им, повесив всех трех Игоровичей). Потом бояре совершили неслыханное - в 1213 г. они избрали из своей среды князем Владислава Кормильчича. Воспользовавшись возмущением этими дерзкими действиями, польские и венгерские феодалы, вроде бы защищая права Даниила и Василька, захватили Галичину и разделили ее между собой. При таких обстоятельствах молодые Даниил и Василько начали "збирати докупи" земли которыми когда-то владел их отец. В первую очередь Даниил утвердился на Волыни (1221) где его династия и дальше пользовалась благосклонностью, как в знати, так и у простого люда.

Лишь в 1238 г. он смог вернуть себе Галич и часть Галичины. В следующем году Даниил добыл Киев и послал своего тысяцкого Дмитрия защищать город от монголо-татар. Только в 1245 г., после решительной победы в битве под Ярославом, он окончательно покорил себе всю Галичину.

Таким образом, 40 лет понадобились князевые Даниилу, чтоб вернуть владение отца. Взяв себе Галичину, Даниил отдал Василькови Волынь. Невзирая на такое деление оба княжества продолжали существовать как одно целое под поверхностностью старшего и более деятельного князя Даниила. Внутренней политике Даниил, как и его отец для противовеса боярам страстно желал обеспечить себе поддержку среди крестьян и мещанства. Он укрепил много существующих городов, а также учредил новые, в том числе в 1256 г. Львов, названный так в честь его сына Льва. Для заселения новых городских ячеек Даниил пригласил ремесленников и купцов из Германии, Польши, а так же с Руси. Многонациональный характер галицких городов, что вплоть до XX ст. оставался их типической чертой, усиливался большими армянскими и еврейскими общинами, что с упадком Киева пришли на запад. Для защиты смердов от произвола бояр по селам назначались специальные урядники, формировались военные отряды из крестьян.

Самой Серьезной внешнеполитической проблемой князя Даниила были монголо-татары. В 1241 г. они прошли Галичиной и Волынью, хоть и не нанесли здесь таких сокрушительных разрушений, как в других русских княжествах. Однако успехи династии Романовичей привлекли внимание монголо-татар. Вскоре после победы под Ярославом Даниил получает грозный приказ появиться к ханскому двору. Чтоб не накликать на себя гнев злых завоевателей, он не имел ничего лучшего, как покориться. К определенной меры осуществлено князем Даниилом в 1246 г. путешествие к городу.

Сарай - Батиевой столицы на Волге - была удачной. Его доброе приняли и, что важнейший выпустили живым. Но ценой этого стало признание поверхностности монголо-татар. Сам Батый недооценил этот унизительный факт. Вручая Данилови кубок кислого кумыса излюбленного напитка в монголо-татар, он предложил привыкать к нему, ибо "теперь ты один с нас".

Однако, в отличие от северо-восточных княжеств, расположенных в близком соседстве с монголо-татарами и более зависимых от их прямого дикпапе, Галичине и Волыни везло избегать такого бдительного наблюдения, их главный обязанность перед новыми сюзеренами сводилась к предоставлению вспомогательных отрядов во время монголо-татарских нападений на Польшу и Литву. Сначала влияние монголо-татар в Галичине и Волыни был настолько слабым, что князь Даниил мог проводить довольно независимую внешнюю политику, открыто направленную на то, чтоб избавиться монгольского господство.

Установив дружные отношения с Польшей и Венгрией, Даниил обратился к папы Иннокентия IV с просьбой помочь собрать славян на крестовый поход против монголо-татар. За это Даниил соглашался на переход своих владений под церковную юрисдикцию Рифму. Так он в первый раз задал вопрос, что впоследствии станет важной и постоянной темой галицкой истории, а именно - вопрос об отношениях между западными украинцами и римской церковью. Чтоб поощрить галицкого князя папа послал ему королевскую корону, и в 1253 г. в Дорогочини на Бузе посланец папы короновал Даниила как короля.

Однако основной заботой князя Даниила была организация крестового похода и другой помощи из Запада. Все это, невзирая на заверение папы, ему так и не удалось осуществить. И все же в 1254 г. Даниил начал военный поход, чтоб отвоевать Киев в монголо-татар, основные силы которых были далеко на востоке. Невзирая на первые успехи, ему не удалось осуществить свой замысел и еще и пришлось дорого поплатится за невезение. В 1259 г. большое монголо-татарское войско во главе с Бурундаем неожиданно двинулось на Галичину и Волынь. Монголо-татары поставили Романовичей перед выбором: или разобрать стены всех укрепленных городов, оставляя их безоружными и зависимыми от милости монголо-татар, или стать перед угрозой немедленного уничтожения. С камнем на сердце Даниил был вынужден присматривать за разрушением стен которые он так старательно сводил.

Невезению антимонгольской политики не привели к послаблению того большого влияния, что его исправлял Даниил Галицкий на западных соседей. Большим авторитетом Галичина пользовалась в Польше, особенно в Мазовецькому княжестве. Оттого литовский князь Миндаугас (Миндовг), страна которого только что начинала возвышаться был вынужден пойти на территориальные уступки Данилови в Мазовии. К тому же на знак доброй воли Миндаугасу пришлось дать согласие на брак двух своих детей с сыном и дочерью князя Даниила. Активнее, чем любой другой галицкий правитель Даниил участвовал в политической жизни Центральной Европы. Используя брак, как средство достижения внешнеполитических целей, он женил своего сына Романа с преемником Бабенберзского престола Гертрудою и сделал попытку, хоть и неудачную посадить его на австрийский герцогский трон.

В 1264 г. после почти 60 лет политической деятельности Даниил умер. В украинской историографии его считают самым выдающимся из всех правителей западных княжеств. На фоне тех сложных обстоятельств, в которых ему приходилось действовать, его достижения были действительно выдающимися. В то же время с возобновлением и расширением владений отца Даниил Галицкий сдерживал польскую и венгерскую экспансию. Преодолев мощь бояр, он добился поднесения социально-экономического и культурного уровня своих владений к одному из наивысших в Восточной Европе. Однако не все его планы венчались успехом. Даниле не удалось содержать Киев, как и не удалось ему осуществить свою важнейшую цель - избавиться от монголо-татарского ига. И все же он смог свести давление монголо-татар к минимуму. Пытаясь отгородиться от влияний с Востока, Даниил обратился на запад, тем самым, подав западным украинцам, пример который они унаследуют во все следующие века.

В течение 100 лет после смерти Даниила на Волыни и Галичине не произошло особенно заметных изменений. Установленный князьями Даниилом и Васильком стереотип правления - с энергичным и деятельным князем в Галичине и пассивным на Волыни-до определенной меры наследовался их сыновьями, соответственно Львом () и Владимиром (). Честолюбивый и неугомонный Лев был постоянно втянут в политические конфликты. Когда в Венгрии умер последний из династии Арпадов, он захватил Закарпатскую Русь, заложив фундаменты для будущих претензий Украины на западные склоны Карпат. Активно действовал Лев в Польше, которая "утонула" в междоусобных войнах; он даже добивался польского трона в Кракове . Невзирая на агрессивную политику Льва, в конце XIII - в начале XIV ст. Галичина и Волынь переживали период относительного покоя, поскольку их западные соседи были временно ослаблены.

оказался противоположностью своего галицкого кузена, и во взаимоотношениях между ними нередко возникала напряженность. Не желая брать участие в войнах и дипломатической деятельности, он сосредоточился на таких мирных делах как строительство городов, замков и церквей. По галицко-волынской летописи, он был "великим книжником и философом" и проводил больше всего времени за чтением и переписыванием книжек и рукописей. Смерть Владимира в 1289 г. огорчила не только его подданных, но и современных историков, ибо, очевидно, с ней был связан внезапный конец галицко-волынской летописи того же таки года. Вследствие этого осталась большой пробел в истории западных княжеств, что охватывает промежуток от 1289 к 1340 г. Все, что в настоящее время известно о событиях в Галичине и на Волыни в последний период независимого существования, сводятся до нескольких случайных исторических фрагментов.

После смерти Льва в Галичине и на Волыни княжил его сын Юрий. Наверно он был добрым правителем, поскольку некоторые летописи отмечают, что во время его мирного правления эти земли "цвели в богатстве и славе". Солидность положения князя Льва давала ему основание пользоваться титулом "король Руси". Недовольный решением митрополита киевского перенести свою резиденцию к Владимиру на северном востоке, Юрий получает согласие Константинополя на закладку в Галичине отдельной митрополии.

Двумя последними представителями династии Романовичей были сыновья Юрия Андрей и Лев, которые вместе правили в галицко-волынском княжестве. Обеспокоенные возрастанием могущества Литвы, они вступили в союз с рыцарями Тевтонского ордена. Относительно монголо-татар князья проводили независимую, даже враждебную политику; существуют также основания считать, что они погибли в борьбе с монголо-татарами.

Когда в 1323 г. умер последний князь местной династии, знать обоих княжеств выбрала на престол польского кузена Романовичей - Болеслава Мазовецького. Изменив имя на Юрий и приняв православие, новый правитель взял за продолжение политики предшественников. Невзирая на свое польское происхождение, он отвоевывал земли, раньше восторженные поляками, а также возобновил союз с тевтонами против литовцев. В внутренних политике Юрий-Болеслав продолжал поддерживать города и пытался расширить свою власть. Такой курс, вероятно, привел к схватке с боярами, которые и отравили его в 1340 г. как будто бы за попытку ввести католицизм и попустительство чужестранцам.

Так собственная знать лишила Галичину и Волынь последнего князя. С тех пор западные украинцы попали под власть чужеземных правителей.

В течение ста лет после упадка Киева галицко-волынское княжество служило опорой украинской государственности. В этой роли оба княжества переняли большую часть киевского наследства и в то же время предотвращали захват западно-украинских земель Польшей. Тем самым в переломный момент истории они сохранили у украинцев, или русичей, как их теперь называли, чувство культурной и политической идентичности. Это чувство будет иметь решающее значение для их существования как отдельного национального образования в злые времена, которые надвигались.

Заключение

Как и в Киевской Руси, все население Галицко-Волынской земли делилось на свободных, полузависимых (полусвободных) и зависимых.

К свободным относились господствующие социальные группы - князья, боярство и духовенство, часть крестьянства, большая часть городского населения. Развитие княжеского домена в Галицкой земле имело свои особенности.

Трудности образования в Галиции княжеского домена состояли, во-первых, в том, что он начал складываться уже тогда, когда большая часть общинных земель была захвачена боярами и для княжеских владений круг свободных земель был ограничен. Во-вторых, князь, стремясь заручиться поддержкой местных феодалов, раздавал им часть своих земель, вследствие чего княжеский домен уменьшался. Бояре же, получив земельные держания, часто превращали их в наследственные владения. В-третьих, основная масса свободных общинников уже находилась в зависимости от боярской вотчины, в связи, с чем княжеский домен испытывал нужду в рабочей силе. Князья могли присоединить к своему домену только земли общин, которые не были захвачены боярами. На Волыни, наоборот, княжеский домен объединил подавляющее большинство общинных земель, и только потом из него начали выделяться и укрепляться местные бояре.

Наиболее важную роль в общественной жизни княжества играло боярство - "мужигалицкие". Как уже отмечалось, особенностью Галицкой земли было то, что с давних времен здесь сформировалась боярская аристократия, которая владела значительными земельными богатствами, селами и городами и имела огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику государства. Боярство не было однородным. Оно подразделялось на крупное, среднее и мелкое. Среднее и мелкое боярство находилось на службе у князя, часто получало от него земли, которыми владело условно, пока служило князю. Великие князья раздавали земли боярам за их военную службу - "до воли господарской" (до воли великого князя), "до живота" (до смерти собственника), "в отчину" (с правом передачи земли по наследству).

К господствующей группе присоединялась верхушка духовенства, которая также владела землями и крестьянами. Духовенство было освобождено от уплаты налогов и не имело никаких обязанностей перед государством.

Крестьяне (смерды) с ростом крупного землевладения попадали под власть феодала и теряли независимость. Сократилась численность крестьян-общинников. Зависимые крестьяне, населявшие феодальные земли, находились на оброке того, несли обязанности перед феодальным государством.

Городское население в Галицко-волынском княжестве было многочисленно, т. к. не было крупных центров таких, как Киев или Новгород. Городская знать была заинтересована в укреплении княжеской власти.

Социальный состав жителей городов становился неоднородным: дифференциация здесь также была значительной. Верхушку городов составляли "мужи градские" и "мистычи". Городская верхушка была опорой власти князя, проявляла прямую заинтересованность в укреплении его власти, поскольку усматривала в этом гарантии сохранения своих привилегий.

Существовали купеческие объединения - гречники, чудинцы и др. Ремесленники также объединялись в "улицы", "ряды", "сотни", "братнины". Зги корпоративные объединения имели своих старост и свою казну.

Все они находились в руках ремесленной и купеческой верхушки, которой подчинялись городские низы - подмастерья, рабочие люди и другие "люди меньшие".

Галицко-Волынская земля была рано оторвана от великого пути из варяг в греки, рано завязала экономические и торговые связи с европейскими государствами. Ликвидация этого пути почти не сказалась на хозяйстве Галицко-Волынской земли. Наоборот, эта ситуация привела к бурному росту численности городов и городского населения.

Наличие этой особенности в развитии Галицко-Волынского княжества обусловило важную роль городского населения в политической жизни государства. В городах, кроме украинских, постоянно проживали немецкие, армянские, еврейские и другие купцы. Как правило, они жили своей общиной и руководствовались законами и порядками, установленными властью князей в городах.

Список литературы

1. Бархатова отечественного государства и права. Изд-во: Римис – М.- 2004;

2. Горинов России. Изд-во: Проспект.- М.- 1995;

3. , Шабельникова России. Изд-во: Проспект - М.- 2007;

5. История государства и права Украины: Учебник. - К.: Знання, 20с.;

6. Рыбаков СССР с древнейших времен до конца XVIII века. - М.: Наука, 1с.

Юго-западная Русь

§ 32. Княжества Волынское и Галицкое; их соединение

Одновременно с тем, как на северо-востоке Руси вырастало и крепло Суздальское княжество, на юго-западных окраинах Русской земли стали развиваться и богатеть земли Волынская и Галицкая , соединившиеся около 1200 г. в одно сильное княжество.

Земля Волынская с главным городом Владимиром Волынским занимала места по правому берегу Западного Буга и через верховья Припяти простиралась до Южного Буга. Свое название она получила от древнего города Волыня и племени волынян (бужан, дулебов), ее населявшего. С глубокой древности она была подчинена киевским князьям. С середины же XII в. в ней образуется своя княжеская линия – старших Мономаховичей. Знаменитый князь Изяслав Мстиславич (§18) основался на Волыни и отсюда добывал Киев. Отсюда же искал Киева и сын его Мстислав Изяславич . Таким образом, волынские князья, подобно своим братьям и дядям, младшим суздальским Мономаховичам, приобрели себе на Волыни постоянную «отчину» и желали присоединить к ней старый Киев. Сын Мстислава Изяславича Роман Мстиславич был особенно удачлив: ему после долгой борьбы не только удалось овладеть Киевом, где он стал держать подручных ему князей, но удалось приобрести и соседнее с Волынью Галицкое княжество.

Галицкое княжество состояло из двух частей: гористой и равнинной. Гористая часть была расположена на восточных склонах Карпат и главным городом имела Галич на р. Днестре. Равнинная часть простиралась на север, к Западному Бугу, и носила название «Червенских городов», по имени древнего города Червеня с его пригородами. Как далекая окраина Русской земли Галицкая земля не была привлекательна для князей. На Червенские города имели притязания поляки и не раз их отбирали от Руси. Карпатские нагорья были недалеки от враждебных угров; близко оттуда была и беспокойная степь. Поэтому в Червенские города киевские князья посылали молодых князей, которым не было части в других местах Руси. В конце XI в., постановлением Любечского съезда, там были помещены правнуки Ярослава Мудрого, изгои Василько и Володарь.

С тех пор Галицкая окраина превратилась в особое княжество. Сын Володаря Володимирко (ум. 1152) соединил все его города под своей единодержавной властью и сделал столицею княжества Галич. Он расширил границы своих владений, привлекал к себе новых поселенцев, селил на своих землях пленных, взятых в войнах с Киевом и утрами. В отношении своего княжества он играл ту же роль, какую играл Юрий Долгорукий в Суздальском краю: он был первым его устроителем. Лукавый и жестокий, Володимирко не оставил по себе доброй памяти. Как пример лукавства и лживости Володимирка летописец приводит его ответ одному послу, когда тот напомнил князю о святости крестного целования. «И что ми имать сотворити сии крест малый?» – с усмешкою сказал Володимирко. Начатое им дело объединений и усиления Галицкого княжества продолжал его сын Ярослав (прозванный Осмомыслом ). В его долгое княжение (1152–1187) Галич достиг большого внешнего могущества. Прилив поселенцев в Галицкий край шел тогда не только с востока, из Руси, но и с запада, из Венгрии и Польши. Плодородие края манило туда население, положение Галича между Западной Европою и Русью способствовало развитию его торговли и процветанию городов. Талантливый Ярослав умело воспользовался благоприятными обстоятельствами и поднял свое княжество на большую высоту. «Слово о полку Игореве» справедливо ставит Ярослава по значению рядом со Всеволодом Большим Гнездом . Они были в то время сильнейшими князьями на Руси .

После смерти Ярослава Осмомысла в Галиче начались смуты и в них прекратился род галицких князей. Галицким княжением овладел волынский князь Роман Мстиславич (1199), и, таким образом, Волынь и Галич соединились в одно значительное государство. Хотя смуты продолжались и после смерти Романа (1205), однако его государство не распалось, а достигло еще большего могущества в княжение сына Романа князя Данииле Романовича (§37).

Как на северо-востоке, в Суздальской Руси , возвышение княжеского могущества совершалось в зависимости от быстрого заселения края русскими поселенцами, так и на юго-западе волынские и галицкие князья стали сильны и влиятельны благодаря тому, что их земли стали наполняться приходцами с разных сторон. Но положение князей галицко-волынских было труднее и опаснее положения князей суздальских. Во-первых, Волынь и Галич имели своими соседями не слабых инородцев (как это было в Суздале), а сильные и воинственные народности: угров, поляков и литовцев. Сверх того, недалеки были и степные враги Руси – половцы. Поэтому князья волынские и галицкие должны были всегда думать о защите своих владений с севера и запада, от королей угорских и польских, а не только с юга – от половцев . Кроме того, в своих политических предприятиях эти князья привыкли сами пользоваться помощью тех же угров, литвы и поляков, если с ними в ту минуту не воевали. Таким образом, иноземные силы неизбежно вмешивались в волынско-галицкие дела и при случае готовы были захватить эти княжества в свою власть (что, как увидим, позднее им и удалось). Во-вторых, общественная жизнь на Волыни, и в особенности в Галиче, сложилась так, что рядом с княжеским единодержавием там возникла сильная аристократия в виде княжеского боярства, старшей дружины, которая вместе с князьями уничтожила значение городских вечевых собраний, а затем стала оказывать влияние и на самих князей. Даже такие умные и талантливые князья, как Ярослав Осмомысл и Роман, должны были считаться с боярским самоволием. Князь Роман пытался сломить боярство открытым гонением, говоря, что «пчел не передавить – меда не есть». Однако боярство не было истреблено Романом и после Романа приняло самое деятельное участие в смутах, наравне с внешними врагами ослабляя силу Галицкой и Волынской земли.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Владимиро-Суздальское княжество расценивается как классический образец русского княжества периода феодальной раздробленности. К этому есть ряд оснований. Во-первых , оно занимало огромную территорию северо-восточных земель – от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу. На территории княжества возникла Москва, ставшая со временем столицей великого государства.

Во-вторых, именно во Владимиро-Суздальское княжество перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Мономаха – от Юрия Долгорукого (1125–1157 гг.) до Даниила Московского (1276–1303 гг.) – носили великокняжеский титул. Это ставило Владимиро-Суздальское княжество в особое центральное положение по сравнению с другими русскими княжествами периода феодальной раздробленности.

В-третьих, во Владимир была перенесена митрополичья кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену митрополиту греку Иосифу константинопольский патриарх поставил в 1246 г. в качестве главы русской православной церкви русского по происхождению митрополита Кирилла. В своих разъездах по епархиям Кирилл явно отдавал предпочтение Северо-Восточной Руси. А уже следующий за ним митрополит Максим в 1299 г., «не терпя насилья татарского», покинул митрополию в Киеве. В 1300 г. он уже окончательно «седе в Володимере и со всем клиром своим». Максим первым из митрополитов присвоил себе титул митрополита «Всея Руси».

Отметим, что на территории княжества находятся Ростов Великий и Суздаль – два древнейших русских города, первый из которых упоминается в летописи в 862 г., второй –в 1024 г. Эти важные северо-восточные русские центры издревле давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Первоначально и княжество называлось Ростово-Суздальским. Владимир Мономах в 1108 г. основал город Владимир на Клязьме, вошедший в состав Ростово-Суздальского княжества, великокняжеский престол в котором занимал старший сын Владимира – Юрий Долгорукий. После смерти Юрия Долгорукого его сын Андрей Боголюбский (1157–1174 гг.) перенес столицу из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.

Следует сказать, что Владимиро-Суздальское княжество недолгое время сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо (1176–1212 гг.) оно начало дробиться на мелкие княжества. В начале XIII в. от него отделилось Ростовское княжество, в 70-х гг. того же века при младшем сыне Александра Ярославича Невского Данииле самостоятельным стало Московское княжество.

Экономическое состояние Владимиро-Суздальского княжества достигло своего расцвета во второй половине XII–начале XIII вв. при великих князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Его могущество символизировали два великолепных храма, воздвигнутых во Владимире во второй половине XII в., – Успенский и Дмитриевский соборы, а также церковь Покрова на Нерли, построенная на восточных подступах к Владимиру. Воздвижение подобных архитектурных сооружений было возможно лишь при наличии хорошо налаженного хозяйства.

Русские люди, переселявшиеся с юга, размещались на земле, которую издавна заселяли финские племена. Однако русские не вытесняли древнее население края, в основном мирно уживались с ним. Дело облегчалось тем, что у финских племен не было своих городов, а славяне строили города-крепости. Всего в XII–начале XIII вв. было возведено около ста городов, ставших центрами более высокой культуры .

Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском княжестве мало отличалась от киевской . Однако здесь появляется новая категория мелких феодалов – так называемые «дети боярские ».

В XII в. появляется и новый термин «дворяне» – низшая часть военно-служивого сословия. В XIV в. они получали за службу землю (поместья) и стали называться «помещики». К господствующему классу относилось также духовенство.

Политическая система Владимиро-Суздальского княжества представляла собой раннефеодальную монархию с крепкой великокняжеской властью . Так, уже первый ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий характеризуется как сильный монарх, сумевший покорить в 1154 г. Киев, где он посадил на престол своего сына Андрея Боголюбского, сбежавшего, правда, оттуда через год. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь завоевал Киев, но не остался на киевском престоле, а вернулся во Владимир, где сумел подчинить ростовских бояр, за что получил в русских летописях характеристику «самовластца» Владимиро-Суздальской земли. Его княжение продолжалось до 1174 г.

Как отмечалось ранее, после смерти в 1212 г. Всеволода Большое Гнездо, в 1176 г. занявшего Владимиро-Суздальский престол, княжество стало дробиться на ряд более мелких, однако владимирский престол на протяжении XIII–XIV вв. все же традиционно расценивался как великокняжеский, первейший престол даже в пору монголо-татарского ига.

Великие князья Владимирские опирались в своей деятельности на дружину , при помощи которой создавалось военное могущество княжества. Из дружины, как и в киевские времена, формировался совет при князе. В него входили и представители духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир – сам митрополит. Совет сосредоточивал бразды правления всем Владимиро-Суздальским княжеством, в него входили наместники-дружинники , управлявшие городами.

Великокняжеским дворцом управлял дворецкий , или «дворский», который являлся вторым по значению лицом в государственном аппарате.

Ипатьевская летопись упоминает о тиунах, мечниках и детских , которые тоже относились к числу княжеских чиновников. Очевидно, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления . Местное управление было сосредоточено в руках наместников, посаженных в городах, и волостелей – в сельской местности. Органы управления вершили также суд в подведомственных землях.

До перенесения митрополичьей кафедры во Владимир во Владимиро-Суздальском княжестве было несколько епархий, возглавлявшихся архиепископами или епископами. Кандидаты в епископы избирались на соборах высшего духовенства при участии великого князя и посвящались в сан митрополитами. Епархии делились на округа во главе с церковными десятниками. Низшую единицу церковной организации составляли приходы во главе со священниками. К «черному» духовенству принадлежали монахи и монахини во главе с настоятелями монастырей. Монастыри часто основывались князьями.



Источники права

К сожалению, до нас не дошли источники права Владимиро-Суздальского княжества, но нет сомнения, что в нем действовали общенациональные законодательные своды Киевской Руси . Правовая система состояла из источников светского права и церковно-правовых источников. Важнейшим источником права оставалась «Русская Правда», которая дошла до нас в большом числе списков, составленных во Владимиро-Суздальском княжестве в XIII–XIV вв., что свидетельствует о ее широком распространении в Северно-Восточной Руси.

Действовали и общерусские уставы первых христианских князей – «Устав князя Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных», «Устав князя Ярослава о церковных судах». Они дошли также в большом числе списков, составленных во Владимиро-Суздальском княжестве. Вероятно, великие князья владимирские конкретизировали общие положения этих уставов применительно к конкретным епархиям, но нет сомнения, что их общие положения были незыблемыми. Особое значение они приобрели после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Юго-западные княжества Руси – Владимиро-Волынское и Галицкое, объединившие земли дулебов, тиверцев, хорватов, бужан, вошли в состав Киевской Руси в конце X в. при Владимире Святославиче. Однако политика великих киевских князей относительно Волыни и Галичины не находила поддержки среди местной земельной знати, и уже с конца XI в. началась борьба за обособление этих земель , хотя Волынская земля традиционно имела тесные связи с Киевом.

У Волыни до середины XII в. не было собственной династии князей . Ею, как правило, непосредственно правили из Киева или иногда киевские ставленники.

Формирование Галицкого княжества началось во второй половине XI в. Этот процесс связан с деятельностью основателя галицкой династии князя Ростислава Владимировича, внука Ярослава Мудрого. Расцвет Галицкого княжества приходится на время правления Ярослава Осмомысла (1153–1187 гг.), который оказывал решительный отпор наседавшим на него венграм и полякам и вел ожесточенную борьбу против боярства. Со смертью его сына Владимира Ярославича династия Ростиславичей прекратила свое существование.

В 1199 г . владимиро-волынский князь Роман Мстиславич овладел Галицким княжеством и объединил галицкие и волынские земли в единое Галицко-Волынское княжество. Центром его был Галич, затем – Холм, а с 1272 г. – Львов. Победные походы дружин Романа на Литву, Польшу, Венгрию и половцев создали ему и княжеству высокий международный авторитет. После смерти Романа (1205 г.) западные земли Руси вновь вступили в полосу смут и княжеско-боярских междоусобиц. Наибольшей остроты борьба феодальных группировок западных земель Руси достигла при малолетних сыновьях Романа Мстиславича – Данииле и Васильке. Галицко-Волынское княжество распалось на уделы – Галицкий, Звенигородский и Владимирский (с центрами в гг. Галич, Звенигородка и Владимир-Волынский) . Это дало возможность Венгрии, где при дворе короля Андрея II воспитывался юный Даниил, постоянно вмешиваться в галицко-волынские дела, а вскоре и оккупировать западнорусские земли. Боярская оппозиция не была такой организованной и зрелой, чтобы превратить Галицкую землю в боярскую республику, но имела достаточно сил, чтобы организовывать бесконечные заговоры и бунты против князей.

Незадолго до нашествия орд Батыя Даниил Романович сумел преодолеть оппозицию со стороны могущественных галицких и волынских бояр и в 1238 г. с триумфом вступил в Галич. В борьбе против феодальной оппозиции власть опиралась на дружину, городские верхи и служилых феодалов . Народные массы решительно поддерживали объединительную политику Даниила. В 1239 г. галицко-волынское войско овладело Киевом, но успех был кратковременным.

Надеясь создать при помощи отца антиордынскую коалицию в европейском масштабе, Даниил Романович согласился принять предложенную ему королевскую корону. Коронация состоялась в 1253 г. во время походов на литовских ятвягов в небольшом городе Дорогичине вблизи западной границы княжества. Римская курия также обратила внимание на Галичину и Волынь, надеясь распространить на этих землях католичество.

В 1264 г. Даниил Романович умер в Холме. После его смерти начался упадок Галицко-Волынского княжества, распавшегося на четыре удела. В XIV в. Галицию захватила Польша, а Волынь – Литва. После Люблинской унии 1569 г. галицкие и волынские земли вошли в состав единого многонационального польско-литовского государства – Речи Посполитой.

Особенностью общественного устройства Галицко-Волынского княжества являлось то, что там создалась многочисленная группа бояр, в руках которой сосредоточились почти все земельные владения. Однако процесс образования крупного феодального землевладения проходил не везде одинаково. В Галичине его рост опережал образование княжеского домена. На Волыни, наоборот, наряду с боярским значительное развитие получило домениальное землевладение. Объясняется это тем, что именно в Галичине раньше, чем в Волыни, созрели экономические и политические предпосылки более быстрого роста крупного феодального землевладения. Княжеский домен начал складываться тогда, когда преобладающая часть общинных земель была захвачена боярами и для княжеских владений круг свободных земель был ограничен. К тому же галицкие князья, стремясь заручиться поддержкой местных феодалов, раздавали им часть своих земель и тем самым уменьшали княжеский домен.

Наиболее важную роль среди феодалов Галицко-Волынского княжества играло галицкое боярство – «мужи Галицкие». Они владели крупными вотчинами и зависимыми крестьянами. В источниках XII в. предки галицких бояр выступают в качестве «княжих мужей». Сила этого боярства, расширявшего пределы своих владений и ведшего крупную торговлю, непрерывно возрастала. Внутри боярства шла постоянная борьба за земли, за власть. Уже в XII в. «мужи Галицкие» выступают против любых попыток ограничения их прав в пользу княжеской власти и растущих городов .

Еще одну группу составляли служилые феодалы , источниками земельных владений которых были княжеские пожалования, конфискованные и перераспределяемые князьями боярские земли, а также самочинные захваты общинных земель. В подавляющем большинстве случаев они владели землей условно, пока служили, т.е. за службу и под условием службы. Служилые феодалы поставляли князю войско, состоявшее из феодально-зависимых крестьян. На них и опирались галицкие князья в борьбе с боярством.

К господствующему классу Галицко-Волынского княжества принадлежала и крупная церковная знать в лице архиепископов, епископов, игуменов монастырей и других, которые тоже владели обширными землями и крестьянами. Церкви и монастыри приобретали в основном земельные владения за счет пожалований и дарений князей. Нередко они, подобно князьям и боярам, захватывали общинные земли, а крестьян превращали в монастырских или церковных феодально-зависимых людей.

Основную массу сельского населения в Галицко-Волынском княжестве составляли крестьяне. И свободные, и зависимые крестьяне именовались смердами. Преобладающей формой крестьянского владения землей было общинное, позднее получившее название «дворище». Постепенно община распалась на индивидуальные дворы.

Процесс образования крупного земельного владения и формирования класса феодалов сопровождался усилением феодальной зависимости крестьян и появлением феодальной ренты. Отработочная рента в XI–XII вв. постепенно сменяется рентой продуктами. Размеры феодальных повинностей устанавливались феодалами по своему усмотрению.

Жестокая эксплуатация крестьян усиливала классовую борьбу, которая нередко принимала форму народных восстаний против феодалов. Таким массовым выступлением крестьян было, например, восстание в 1159 г. при Ярославе Осмомысле.

Холопство в Галицко-Волынском княжестве сохранилось, но число холопов сократилось, многие из них были посажены на землю и слились с крестьянами.

В Галицко-Волынском княжестве насчитывалось свыше 80 городов, в том числе крупнейшие – Берестье (позднее Брест), Владимир (позднее Владимир-Волынский), Галич, Львов, Луцк, Перемышль, Холм.

Самой многочисленной группой городского населения были ремесленники . В городах располагались ювелирные, гончарные, кузнечные и стеклоделательные мастерские. Они работали как на заказчика, так и на рынок, внутренний или внешний. Большие доходы приносила соляная торговля. Будучи крупным торгово-промышленным центром, Галич быстро приобрел также значение культурного центра. В нем создавались известная Галицко-Волынская летопись и другие письменные памятники XII–XIII вв.

Особенностью Галицко-Волынского княжества было то, что оно долгое время не делилось на уделы и то, что власть, по существу, находилась в руках крупного боярства .

Таким образом , поскольку галицко-волынские князья не обладали широкой экономической и социальной базой, их власть была непрочна .

Вместе с тем, она передавалась по наследству . Место умершего отца занимал старший из сыновей, которого остальные его братья должны были «чтити во отцово место». Значительным политическим влиянием при сыновьях пользовалась вдова-мать. Но, несмотря на систему вассальной зависимости, на которой строились отношения между членами княжеского домена, каждое княжеское владение политически было в значительной мере самостоятельным.

Галицкое боярство играло крупнейшую роль в политической жизни страны . Оно распоряжалось даже княжеским столом – приглашало и смещало князей. История Галицко-Волынского княжества полна примерами, когда князья, потерявшие поддержку боярства, вынуждены были покидать свои княжества. Характерны и формы борьбы бояр с неугодными князьями. Против них они приглашали венгров и поляков, предавали смерти неугодных князей (так были повешены князья Игоревичи в 1208 г.), удаляли их из Галичины. Известен такой факт, когда боярин Володислав Кормильчич, не принадлежавший к династии, провозгласил себя в 1231 г. князем. Нередко во главе боярских мятежей, направленных против князя, стояли и представители духовной знати. В такой обстановке основной опорой князей были средние и мелкие феодалы, а также городские верхи.

Галицко-волынские князья все же обладали определенными административными, военными, судебными и законодательными полномочиями . В частности, они назначали должностных лиц в городах и волостях, наделяя их земельными владениями под условием службы, формально являлись главнокомандующими всех вооруженных сил. В то же время каждый боярин имел свое военное ополчение, а поскольку полки галицких бояр часто превосходили численностью княжеские, в случае разногласий бояре могли спорить с князем, применяя военную силу.

Верховная судебная власть князей при разногласиях с боярами переходила к боярской верхушке . Наконец, князья издавали грамоты, касающиеся различных вопросов управления, но они часто не признавались боярами.

Бояре осуществляли свою власть с помощью совета бояр . В его состав входили крупнейшие землевладельцы, епископы и лица, занимавшие высшие государственные должности. Состав, права, компетенция совета не были определены . Боярский совет созывался, как правило, по инициативе самого боярства.

Князь не имел права созвать совет по своему желанию, не мог издать ни одного государственного акта без его согласия. Совет ревностно охранял интересы боярства, вмешиваясь даже в семейные дела князя. Таким образом, этот орган, не являясь формально высшим органом власти, фактически управлял княжеством . Поскольку в состав совета входили бояре, занимавшие крупнейшие административные должности, ему фактически подчинялся весь государственный аппарат управления.

Галицко-волынские князья время от времени при чрезвычайных обстоятельствах в целях упрочения своей власти созывали вече, но оно не имело особого влияния. На нем могли присутствовать мелкие купцы и ремесленники, однако решающую роль играла верхушка феодалов.

Галицко-волынские князья принимали участие в общерусских феодальных съездах. Изредка созывались съезды феодалов, касавшиеся только Галицко-Волынского княжества. Так, в первой половине XII в. состоялся съезд феодалов в городе Шарце для решения вопроса о междоусобицах из-за волостей между сыновьями перемышльского князя Володаря Ростиславом и Владимирком.

Примечательно, что в Галицко-Волынском княжестве раньше, чем в других русских землях, возникло дворцово-вотчинное управление . В системе этого управления значительную роль играл дворский, или дворецкий. Он ведал в основном всеми вопросами, касающимися двора князя, ему поручалось командование отдельными полками, во время военных действий он охранял жизнь князя.

Среди дворцовых чинов упоминаются печатник, стольник, чашничий, сокольничий, ловчий, конюший и др . Печатник ведал княжеской канцелярией, был хранителем княжеской казны, которая вместе с тем являлась и княжеским архивом. В его руках находилась княжеская печать. Стольник ведал столом князя, прислуживал ему во время еды, отвечал за качество стола. Чашничи й заведовал бортными лесами, погребами и всем, что относилось к снабжению княжеского стола напитками. В ведении сокольничего находилась соколиная и птичья охота. Ловчий ведал охотой на зверя. Главная функция конюшего сводилась к обслуживанию княжеской конницы. Под управлением этих должностных лиц действовали многочисленные княжеские ключники. Должности дворецкого, печатника, стольника, конюшего и других постепенно превращались в дворцовые чины .

Территория Галицко-Волынского княжества первоначально делилась на тысячи и сотни. По мере того как тысяцкие и сотские со своим управленческим аппаратом постепенно входили в состав дворцово-вотчинного аппарата князя, вместо них возникали должности воевод и волостелей. Соответственно территория княжества была разделена на воеводства и волости. В общинах избирались старосты, которые ведали административными и мелкими судебными делами.

В города назначались и посылались непосредственно князем посадники . Они не только обладали административной и военной властью, но и выполняли судебные функции и собирали дани и пошлины с населения.

Система права Галицко-Волынского княжества мало чем отличалась от правовых систем, существовавших в других русских землях периода феодальной раздробленности. Нормы «Русской Правды», только несколько измененные, продолжали действовать и здесь. Галицко-волынские князья издавали и свои собственные правовые акты. Среди них ценным источником, характеризующим экономические связи Галицкого княжества с чешскими, венгерскими и другими купцами, является Грамота князя Ивана Ростиславича Берладника 1134 г., которая устанавливала ряд льгот для иноземных купцов. Около 1287 г. было издано Рукописание князя Владимира Васильковича, касающееся норм наследственного права во Владимиро-Волынском княжестве. В документе говорится о передаче князем Владимиром права эксплуатации феодально-зависимого населения наследникам и управлении селами и городами. Около 1289 г. была издана Уставная грамота волынского князя Мстислава Данииловича, характеризующая повинности, ложившиеся на плечи феодально-зависимого населения Юго-Западной Руси.

Распад Киевской Руси явился причиной её политического и экономического развития. В середине двенадцатого века в результате этого распада появилось Галицко-Волынское княжество.

Теперь вернёмся в те времена, когда Галицкая земля и Волынь не были зависимы от города Киев. Необходимо отметить, что Волынское государство было старше киевского и именно с неё началось сплочение украинских племён. Эта земля была довольно богатой, так как через неё проходили торговые пути в Западную Европу. В 981 и 993 гг. в результате походов её присоединил к Киевскому государству Владимир. Приблизительно в то же время к нему же была присоединена Галицкая земля.

В качестве органов власти в Галицко-Волынском княжестве были князь, а также боярский совет и вече. Однако их роль была немного другой, чем в Киевской Руси.

Вся верховная власть формально принадлежала князю, стоявшему во главе государства. Он владел правом принимать законы, а также имел право судить и осуществлять центральное управление всем государством. Но при этом всём волю князя могли оспорить бояре. Только случае соглашения с ними вся власть сосредотачивалась в его руках (если же соглашение не было достигнуто, то власть переходила к боярской аристократии).

В пределах своих владений вассалы князя получали (как правило, вместе с должностью) право судить. В боярских вотчинах абсолютно все судебные полномочия были в руках самих бояр. И пусть на местах были учреждены княжеские судебные органы с направленными самим князем тиунами, они не могли идти наперекор боярской власти.

Также правящий князь должен был возглавлять военную организацию, собирать через установленных им лиц налоги и чеканить монеты, а также осуществлять внешнеполитические отношения с другими государствами и странами.

Основная форма правления в Галицко-Волынской земле была монархия (раннефеодальная), но здесь также имел место и дуумвират. Так с тысяча двести сорок пятого года Данило Галицкий правил государством вместе со своим братом Васильком, владевшим большей частью Волыни.

Как и во многих других землях Руси , в Галицко-Волынском княжестве было вече, но здесь оно не оказывало никакого влияния на политическую жизни и не имело чёткого рабочего регламента. Довольно часто сам князь и собирал вече, спрашивая народной поддержки в определённых бытовых и политических решениях.

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод