Игры и упражнения на развитие навыков саморегуляции. Методические рекомендации по формированию саморегуляции

Актуальность проблемы.

Развитие саморегуляции — одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно — в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста — произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками. Эмоциональная сфера ребенка, как и другая, не дана ему от рождения. Она формируется, начиная с самого рождения, но особенно важным считается этап ее становления у детей старшего дошкольного возраста. Эмоции помогают ребенку приспособиться к той или иной ситуации, участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей.

Именно поэтому так важно научить ребенка уже в дошкольном возрасте управлять своими чувствами и эмоциями, регулировать их самому. Формирование навыков саморегуляции помогает сохранить и укрепить психическое здоровье детей.

Цель:
— изучить этапы развития эмоционально-волевой сферы детей группы,
— корректировать эмоциональное поведение детей,
-развитие произвольной саморегуляции эмоциональных состояний у детей старшего дошкольного возраста.
-снизить проявления гиперактивности и возбудимости в поведении детей

Задачи:
— изучить теоретические основы эмоционально-волевого развития личности дошкольника;
— выявить особенности эмоционально-волевого развития детей в группе детей
— корректировать развитие эмоционально-волевых нарушений у старших дошкольников.
— познакомить детей с базовыми эмоциями: радость, горе, гнев, страх, удивление;
— научить детей: различать и адекватно воспринимать эмоции по схематическим изображениям (пиктограммам); понимать свои чувства, эмоциональные состояния и чувства других людей; выразительно передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства, такие как мимика, прикосновение, интонация, движения;
— развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие
— снять эмоциональное напряжение, возбуждение и аффективные реакции детей;
— формировать эмоциональное осознание своего поведения;
-обучать детей навыкам самоорганизации и саморегуляции поступков и эмоциональных состояний;
— формировать социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;
— развивать коммуникативные стороны общения, обогатить опыт общения навыками конструктивного, адекватного поведения;

Участники проекта:

— педагог-психолог
-дети
-родители
-воспитатели

Сроки реализации: 1 год

Разработка проекта:

1. Подбор диагностик для детей,диагностика, анкетирование родителей
2. Разработка коррекционно-развивающих занятий с учётом личностных проблем и возрастных особенностей детей
3. Подбор необходимого дидактического материала, наглядности
4. Составление плана работы с участием родителей и воспитателей

Диагностика детей

Формы и методы работы с родителями:
1. Беседа
2. Оформление информационного уголка «Саморегуляция эмоционального состояния детей»
3. Анкетирование «Эмоциональное состояние моего ребенка», анкеты на выявление гиперактивных, тревожных, агрессивных детей
4.Оформление фотоальбома «Наши эмоции» детей групп, посещающих психологические занятия
5. Консультирование

Формы и методы работы с педагогами

1. Анкетирование с целью помощи в выявлении детей с проблемами в эмоционально-волевой сфере
2. Проведение семинаров-практикумов, тренингов, консультаций
3. Рекомендации игр и упражнений по саморегуляции.

Формы и методы работы с детьми
Игровая деятельность
игры: «Собери картинку» (эмоции), «Что хорошо и что плохо», «Я, ты, мы. Грустные, веселые…» 5-6лет, «Эти разные эмоции», «Волшебный сундучок» (комплект развивающих карточек-6 персонажей), «Театр настроений», «Наши чувства и эмоции», «Коврик гнева».

Познавательная деятельность
-Комплекс занятий «Саморегуляция эмоционального состояния у старших дошкольников», направленных на знакомство детей с чувствами и эмоциями
Темы: «Радость», «Грусть», «Страх», «Удивление», «Хвастовство», «Гнев», «Стыд», «Вина», «Закрепление знаний о чувствах».
Занятия включают в себя игры (подвижные, дидактические), этюды на выражение эмоций, психогимнастику, тематическое рисование, беседы, релаксацию, арт-терапию, элементы тренинг.

Этапы проекта, рабочий план реализации проекта:

1. Подготовительный (сентябрь-октябрь 2014 г.)
2. Основной (ноябрь 2014 г.-апрель2015 г.)
3. Заключительный (май 2015 г.)

Подготовительный этап — Проведение первоначальной диагностики (см.таблицу выше), анкетирование родителей, педагогов. Подбор методической литературы, наглядного материала и оборудования. Разработка плана занятий с детьми, форм работы с педагогами и родителями.

Основной этап – Проведение цикла занятий по саморегуляции эмоционального состояния у детей старшего дошкольного возраста, игр и упражнений в свободное время,занятий с детьми по ознакомлению с основными эмоциональными состояниями, привлечение родителей к консультациям и тренингам, преемственность с педагогами, рекомендации, семинары, тренинги.

Завершающий этап – проведение выставки рисунков «Наши эмоции», ознакомление родителей с детским творчеством, подведение итогов, заключительная диагностика.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты проекта

1. Дети знают названия основных эмоциональных состояний, умеют адекватно передавать их разными способами, считывают на уровне пиктограмм, мимики, движений.
2. Дети понимают и могут отразить свое эмоциональное состояние и окружающих людей.
3. У детей формируется эмоциональное осознание своего поведения, они
обучаются навыкам самоорганизации и саморегуляции поступков и эмоциональных состояний, формируются социально приемлемые, адекватные способы выражения гнева и агрессивности;
4. Осваиваются релаксационные упражнения, что имеет большое значение для снятия напряжения у детей
5. Педагоги повышают свой уровень психологической культуры, знакомятся с методами развития эмоциональных процессов, с саморегуляцией эмоционального состояния воспитанников
6. Родители осознают свою роль в эмоциональном развитии ребенка, понимают значение саморегуляции в целях сохранения психического и физического здоровья детей.

Оценка эффективности проекта

Выявление в ходе наблюдения и указанных выше диагностик, умений детей понимать и описывать свое настроение, умений различать определенные эмоциональные состояния взрослых и детей, умений сдерживать нежелательные эмоции, применять приемлемые способы их выражения, изменение характера детских рисунков, умение адекватно реагировать в различных ситуациях. Проведение анкетирования с педагогами и родителями, обсуждение результатов на педагогическом совете, на консультациях для родителей.

Дальнейшее развитие проекта

Данный проект имеет огромное значение в плане здоровьесберегающих технологий, работа с детьми в направлении саморегуляции эмоционального состояния помогает сохранить психологическое и физиологическое здоровье ребенка, поэтому данный проект будет развиваться и дальше, прежде всего будут использоваться новые подходы: телесно ориентированные техники, усовершенствоваться релаксации, будут организованы школы, клубы для родителей, где вместе с детьми и педагогами будут решаться задачи проекта, планируется проведение клуба для родителей «Мы вместе», новый проект «Неделя психологии»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Психологическое занятие
«Путешествие на корабле»

Задачи:
Развитие произвольности и самоконтроля
Развитие эмоционально-выразительных движений
Снятие психоэмоционального напряжения
Развитие и самосовершенствование коммуникативных навыков
Совершенствование умения выражать эмоции, понимать, находить радостные переживания в своем опыте
Участники: группа детей старшего возраста
Оборудование: картинки сказочных героев с разными эмоциями, письмо «Правила для путешественников», цветная веревка для имитации корабля, коврики по количеству детей, магнитофон, записи релаксационной музыки «шум моря»

Ход занятия:

Дети заходят в кабинет.
Психолог (П): «Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга разными способами».
Дети приветствуют друг друга: ладошками, мизинчиками, носиками, коленками, носочками, ушками, плечами, спинками.
Приветствуют друг друга по кругу улыбкой.
Психолог вместе с детьми говорят:

«Доброе утро небо (руки поднимают вверх)!
Доброе утро земля (руки опускают вниз)!
Доброе утро всем нам (руки в стороны)!»

Психолог обращается к детям: «Ребята, а какое бывает настроение?»
Дети отвечают.
Вспомнить разные эмоции помогают детям картинки сказочных героев, разложенные на столе.

Психолог проводит игру «Бабушка Маланья».

Дети становятся в круг. Дети в кругу вместе с психологом начинают петь смешную песенку, сопровождая ее выразительными движениями с изображением разных эмоций.

Эмоции необходимо повторить несколько раз, чтобы ребята могли войти в образ и получить удовольствие от игры.

П.: «А какое настроение больше всего нравится вам? В каком настроении хотелось бы вам больше находиться?»
Дети: «Веселое, радостное».
П.: «Радость – это чувство, когда можно просто улыбаться, можно прыгать, хлопать в ладоши, играть»
П.: «А как можно такое настроение поддержать, что для этого нужно?»
Дети отвечают.
П.: «Давайте искупаемся в ванне хорошего настроения, в ванне из наших с вами улыбок!»

Дети улыбаются и имитируют наполнение ванны улыбками, затем каждый ребенок по кругу прыгает в эту «ванну», а другие дети ладошками поглаживают его сначала интенсивно со словами: «Моем, моем, моем…», а затем легким касанием ладошек со словами: «Вытираем, вытираем, вытираем…»

П.: «А еще мы можем подарить друг другу радостное настроение, поиграв в игры «Назови друг друга ласково» и «Комплимент».

Дети по кругу называют друг друга ласковыми именами и делают комплименты (психолог предварительно объясняет что такое комплимент).

П.: «Ребята, а как вы думаете, путешествие с друзьями может принести нам радость?»
Дети отвечают.
П.: «Я предлагаю вам путешествие на корабле».

Психолог обращает внимание детей на большой конверт с письмом.

П.: «Как вы думаете, что это за письмо?»

Дети предлагают разные варианты.

Психолог открывает конверт и достает письмо, в котором прописаны «Правила для путешественников» и зачитывает их.

Проводится игра «Путешествие на корабле».

Веревкой выкладывается на полу палуба корабля. По команде психолога дети заходят на «корабль». По команде «Качка!» дети качаются в разные стороны. По команде «Взяли бинокли!» дети делают вид, что смотрят в бинокли. По команде «Море!» дети сходят с «корабля» и двигаются, изображая плавание. По команде «Акула!» дети забегают на «корабль». Задача в этой игре – как можно быстрее всей команде забежать на корабль, не толкаясь и не оставляя друг друга за кормой. «Палуба корабля» становится все меньше и меньше и детям становится все трудней и трудней разместиться всем на «палубе».

П.: «Ну что ж, наше путешествие закончилось, вы немного устали и пришло время отдохнуть. Отдыхать мы будем на берегу, на песочке, на солнышке.

Включается медленная релаксационная музыка. Детям предлагается лечь на коврик.

Я лежу и отдыхаю,
Я лежу и загораю,
Мне тепло и хорошо,
Мне спокойно и легко.
Мои руки отдыхают,
Ножки тоже загорают,
Им тепло и хорошо,
Им спокойно и легко.
Губы не напряжены,
Приоткрыты и теплы.
Язычок мой отдыхает,
Засыпает, засыпает.
Жарче солнышко печет
Мне на маленький живот
Дышится легко, легко,
И спокойно…глубоко…

П.: Вдруг один солнечный лучик решил с вами поиграть:
Коснулся глаз – поморгайте глазами,
Коснулся лба – пошевелите бровями,
Коснулся носа – поморщите нос,
Коснулся губ – пошевелите губами,
Коснулся подбородка – подвигайте челюстью,
Коснулся плеч – приподнимите и опустите плечи,
Коснулся рук – потрясите руками,
Коснулся ног – подрыгайте ногами.

Солнечный лучик поиграл с вами и скрылся – вставайте, ребята (дети постепенно, не спеша поднимаются).

П.: «Наше занятие подошло к концу. Понравилось ли вам путешествие, а что вам понравилось больше?»
Дети отвечают.
П.: «Ребята, давайте вспомним правила путешествия, написанные капитаном корабля!»

Дети вспоминают и отвечают.

П.: «Давайте возьмем эти правила с собой в нашу жизнь, будем стараться жить дружно и мирно».

Дети и психолог прощаются.

Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение возможных или обнаружение уже совершенных ошибок. Иначе говоря, с помощью самоконтроля человек всякий раз осознает правильность своих действий, в том числе в игре, учебе и труде.

Одним из существенных отличий в познавательной деятельности "успешных" и "неуспешных" учеников является различие в умении осуществлять самоконтроль и саморегуляцию своих действий. "Неуспешные" школьники даже при знании и понимании правила, по которому нужно действовать, затрудняются в самостоятельном выполнении задания, где требуется в определенной последовательности выполнить ряд умственных операций, и им необходима постоянная помощь взрослого. Развитие способности к самоконтролю и саморегуляции начинается уже в дошкольном возрасте и происходит естественнее и эффективнее всего в процессе разнообразных "игр с правилами".

Также умение сличить свою работу с образцом и сделать выводы (обнаружить ошибку или убедиться в правильности выполнения задания) - важный элемент самоконтроля, которому нужно учить.

Приведем некоторые упражнения для развития навыков самоконтроля у детей.

1. Игра "Сделай так же".

Варианты заданий в этой игре могут быть различными. Например, взрослый ставит на стол пирамидку, кольца которой надеты в порядке возрастания их размеров (сверху вниз). Детям предлагается собрать такую же пирамидку.

Можно предложить сложить из имеющихся у детей геометрических фигур несложные узоры или рисунки, например:

а) квадрат из треугольников по заданному образцу:

б) елочку из треугольников:

в) узор из геометрических фигур:

г) композицию:

д) разложить геометрические фигуры в заданном порядке:

Задания легко видоизменяются. Например, задание с пирамидкой: взрослый ставит пирамидку с пятью кольцами различного цвета, набранными в определенном порядке. Игрушка уже хорошо знакома детям, только в основу сбора теперь кладется последовательность цветов (независимо от размеров колец).

Каждый ребенок должен собрать пирамидку в соответствии с образцом. Затем задание усложняется. Например, ученику дается карточка с нарисованными цветными кольцами и с учетом их размеров:


Ребенок должен надеть кольца в соответствии с образцом, после чего написать на карточке, каким по счету было кольцо каждого цвета, считая сверху или снизу.

Это же задание усложняется. Каждому ученику дается карточка с нарисованными незакрашенными кружочками.


Ученики должны их закрасить, ориентируясь на образец:

5 - красный
4 - синий
3 - желтый
2 - коричневый
1 - черный

Выполнив работу, ученики самостоятельно проверяют ее по образцу.

2. Игра "Лесенка".

Каждой паре детей дается одна карточка с примерами:


Примеры составлены таким образом, что ответ одного является началом другого. Ответ каждого примера учащиеся записывают на соответствующей ступеньке. Каждый ученик может сам себя проконтролировать. Можно составить так, что ответ каждого будет соответствовать номеру ступеньки, на которой он записан:


Записывая ответ примера на каждой ступеньке, дети контролируют себя: по порядку ли они идут.

3. Игра "Число-контролер".

Ученики получают карточки с примерами:

Решив данные примеры, они могут себя проконтролировать - сумма всех ответов равняется числу 10 .

Подобные упражнения содержат в себе большие возможности для развития у детей приемов самоконтроля; особенно являются продуктивными те из них, где ребенок имеет возможность сопоставлять учебные действия и их конечный результат с заданным образцом.

4. Игра "Сохрани слово в секрете".

Сейчас мы поиграем в такую игру. Я буду называть тебе разные слова, а ты будешь их четко за мной повторять. Но помни об одном условии: названия цветов - это наш секрет, их повторять нельзя. Вместо этого, встретившись с названием цветка, ты должен молча хлопнуть один раз в ладоши.

Примерный список слов:

окно, стул, ромашка, ириска, просо, плечо, шкаф, василёк, книга и т. д.

Примечание для родителей.

Основная задача упражнений на развитие произвольности и саморегуляции - научить ребенка длительное время руководствоваться в процессе работы заданным правилом, "удерживать" его, как говорят психологи. При этом безразлично, какое именно правило вами выбрано - подойдет любое. Варианты:

1. нельзя повторять слова, начинающиеся на звук [р] ;
2. нельзя повторять слова, начинающиеся с гласного звука;
3. нельзя повторять названия животных;
4- нельзя повторять имена девочек;
5. нельзя повторять слова, состоящие из 2-х слогов, и т. д.

Когда ребенок станет хорошо и постоянно удерживать правило, переходите к игре с одновременным использованием двух правил.

Например:

1. нельзя повторять названия птиц, надо отмечать их одним хлопком;
2. нельзя повторять названия предметов, имеющих круглую форму (или зеленый цвет), надо отмечать их двумя хлопками.

Введите элемент соревнования. За каждую ошибку начисляйте одно штрафное очко. Результат игры записывайте и каждый последующий сравнивайте с предыдущим. Ребенок должен убедиться, что чем больше он играет, учитывая правила, тем лучше у него получается. Не забывайте меняться с ребенком ролями.

5. Игра "Спрячь букву от буквоежки".

За несчастной буквой "а" охотятся прожорливые Буквоежки. Им кажется, что "а" - самая вкусная из всех букв. Спаси ее. Перепиши это предложение, вставляя точки вместо буквы "а" .

Наступила ранняя весна.

А теперь задание потруднее. Нужно переписать рассказ, только вставляй точки вместо буквы "ы" .

1. Рыжий кот спал на крыше. Из норки выскочили мышата. Они стали играть. Кот прыгнул к мышатам. Они быстро умчались в норку. Кот только рот раскрыл.

А здесь вставляй точки вместо буквы "р" .

2. Над норой лисы жила белка. Белка прыгала по веткам и дразнила хитрую лису. Однажды утром лиса легла на полянку перед сосной, будто мёртвая. Любопытная белочка бросила в лису шишку. Лиса не поднялась. За шишкой полетела ветка. Лиса не двигалась. Белка совсем близко пробежала около лисы. Лиса быстро вскочила. Белочка чуть не очутилась в лапах хитрой лисицы.

Примечание для родителей.

Условие в этом задании может быть любое. Например, вставлять точки вместо букв "о" или "е" , вместо мягких знаков или шипящих. Таким образом, каждый текст можно использовать несколько раз.

6. Как превратить "о" в "и".

Ученик доброй феи говорил: "Я не волшебник, я только учусь". Эти слова относятся и к нам: мы еще не умеем делать серьезных превращений, но превратить одну букву в другую нам под силу. Попробуем? Ниже напечатаны слоги. Не просто читай их, но во всех случаях, когда встречается звук [о] , меняй его на [и] .

Столбики со слогами:


Примечание для родителей.

Работая с этим упражнением, можно задать ребенку самые разнообразные задания:

1. пропускать (не читать) все слоги, начинающиеся на звук [п] или [к] или на гласный звук. Вместо этого надо произносить слово "лишний" ;
2 менять в слогах звук [п] на звук [с] ;
3 слоги, оканчивающиеся на гласный, читать наоборот.

7. Помоги пчёлке собрать урожай.

Настоящая пчела - очень трудолюбивое насекомое. Целыми днями она работает, собирает нектар, двигаясь от одного цветка к другому.

Наша пчела тоже трудолюбивая, но летает она не по цветочному, а по буквенному полю. Вместо нектара она собирает буквы. Если пчелка соберет буковки правильно, у нее получится целое слово.

Если ты будешь четко следить за моими командами и записывать буквы, на которых пчела делает остановку, то в конце путешествия пчелы ты сможешь прочесть полученное слово. Запомни: за каждую команду пчела перелетает только на соседнюю клеточку, далеко летать она не умеет.

Примечание для родителей.

Начинать игру можно с любого места. Заранее продумайте, какое слово должно получиться, и составьте "пространственную" инструкцию.

Эту игру можно использовать много раз. Старайтесь, чтобы за перелетами пчелы ребенок следил только глазами, не водя пальцем по полю.

Ниже, в качестве примера, мы приводим несколько вариантов игры.

Вариант 1.

Пчелка сидела на букве Ш . Запиши эту букву. Затем пчела полетела. Следи за направлением полета и остановками.

Вверх, вверх, вверх, остановка. Вниз, остановка. Направо, вверх, остановка. Влево, влево, вниз, остановка. Какое слово получилось?

Вариант 2.

Пчелка сидела на букве Г . Запиши ее. Дальше она полетела так:

Влево, влево, вниз, вниз, вниз, остановка.
Направо, направо, направо, вверх, остановка.
Налево, налево, налево, остановка.

Куда прилетела пчелка? Какое слово получилось?

8. Можешь ли ты делать два дела сразу?

Сказка об умном мышонке.
В это время по дорожке
Шел зверёк страшнее кошки,
Был на щётку он похож.
Это был, конечно, ёж.
А навстречу шла ежиха,
Вся в иголках, как портниха.
Закричал мышонку ёж:
- От ежей ты не уйдёшь!
Вот идет моя хозяйка,
С ней в пятнашки поиграй-ка,
А со мною - в чехарду.
Выходи скорей - я жду.
А мышонок это слышал,
Да подумал и не вышел
- Не хочу я в чехарду, -
На иголки попаду.
Долго ждали ёж с ежихой,
А мышонок тихо-тихо
По тропинке меж кустов,
Прошмыгнул - и был таков.

С. Маршак

Примечание для родителей.

Для выполнения задания можно использовать тексты, приведенные как в этом упражнении, так и в упражнении №5, а также небольшие рассказы из учебника по чтению.

Правила чтения также можно менять:

1. называть вслух каждое 3 слово;
2. произносить вслух последнее слово в предложении;
3. произносить вслух все имена собственные;
4. произносить вслух все слова, начинающиеся на звук [к] или, например, на гласный.

Если ребенку трудно справиться с заданием, помогите ему, предварительно подчеркнув в выбранном тексте слова, которые по условию необходимо будет произносить вслух.

9. Как сказать слово, не произнося ни звука.

Перед тобой сокращенный алфавит. В нем остались только те буквы, которые чаще всего встречаются в словах.


Под каждой из них написана цифра: она указывает на количество хлопков, которыми соответствующая буква станет обозначаться. Получается, что слово можно не только прочитать или произнести, но и прохлопать.

Давай попробуем. Три хлопка, пауза. Один хлопок, пауза. Два хлопка. Что мы прохлопали? Правильно: получилось слово "КОТ" . Начинаем играть. Надеюсь, ты не прохлопал мои объяснения.

Попробуем прохлопать слово "ТОК", "СОК", "КИСА" .

А теперь внимательно послушай, что за слово прохлопаю я.

Примечание для родителей.

Загадывайте любые слова, которые можно составить из этих букв: коса, сито и т. д. Варианты сокращенных алфавитов:


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Развитие навыков саморегуляции. Разработка Макаровой Ольги Сергеевны, педагога- психолога МБОУ «СОШ № 225» .

Саморегуляция - процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

Эти навыки востребованы в различных жизненных ситуациях: Ситуации, заставляющие человека находиться в состоянии длительного напряжения, вызывающие сильный стресс. Ситуации резкого изменения жизненных условий. Ситуации, связанные с повышенным риском. . Межличностные конфликты, а также ситуации, в которых необходимо противостоять манипулятивному влиянию окружающих.

Техники развития навыков саморегуляции Игровые упражнения, в которых перед участниками ставятся задачи, требующие произвольной регуляции своего поведения. Упражнения, направленные на осознание и анализ жизненных проблем, поиск конструктивных выходов из стрессовых ситуаций. Техники релаксации, направленные на быстрое снятие как физического, так и психоэмоционального напряжения. Дыхательная гимнастика. Аутогенная тренировка. Самомассаж. Словесные формулы (самовнушение). Визуализация (расслабление через образ).

Использование темной сенсорной комнаты для развития навыков саморегуляции

Понятие "сенсорная комната" было введено М. Монтессори. Темная сенсорная комната – это особым образом организованная окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами. Они воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и другие.

Основные цели и задачи работы в сенсорной комнате: Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей. Развитие коммуникативной сферы детей. Развитие психических процессов и моторики детей.

Оборудование сенсорной комнаты: особенности и предназначение Музыкальный центр + набор музыкальных дисков Музыка может повышать/понижать тонус мускулатуры, оказывать обезболивающее воздействие, усиливать иммунные реакции. Развитие слуховоговосприятия; Создание психологического комфорта.

Большой пуфик-кресло с гранулами  Позволяет снять излишнюю напряженность, успокоиться, принять удобную для наблюдения позу.

Сухой бассейн Квадратный сухой бассейн, с мягкими стенками наполнен пластмассовыми полупрозрачными шариками; используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять ту индивидуальную позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться.

Светильник «Фонтан света» В темноте СК вращающийся диск с цветными окошками напоминает летящий в космосе космический корабль, загадочный и недостижимый. Его хорошо использовать для стимуляции зрения и движений.

Безопасная пузырьковая колонна Множество пузырьков, которые поднимаясь вверх, создают динамичную, захватывающую и в то же время умиротворяющую картину.

Сенсорная тропа дорожка из модулей с разными наполнителями. Ходьба по «кочкам »-мешочкам полезна для развития тактильного восприятия, координации и профилактики плоскостопия.

Безопасный оптиковолоконный пучок Водопад огромного числа тонких волокон бокового свечения, которая постоянно изменяет цвет по всей своей длине. Волокна можно держать в руках и перебирать. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и успокаивают.

Зеркальный шар с приводом вращения Прибор активно используется в процесс проведения релаксационных занятий, а также занятий с фантазийным и сказочным сюжетом, стимулируя зрительное восприятие, развивая воображение, концентрируя внимание на движущихся бликах.

Прибор динамической заливки света «Плазма-250». Спомощью этого прибора на любой поверхности темной сенсорной комнаты создается пятно света, переливающееся разными красками и узорами. Волшебное зрелище, напоминающее северное сияние, привлекает внимание, способствует развитию воображения, действует успокаивающе, позволяя расслабиться, погрузиться в размышления или отдохнуть.

Ионизатор м подсветкой «Мелодия» При работе ионизатора воздух очищается от раздражающих веществ и загрязнений. Для создания приятной расслабляющей атмосферы в приборе заложены звуки природы.

Световой короб с песком. Динамическое рисование песком - это создание истории, развитие фантазии и воображения. Создание песочной истории не только в уме, но и руками - как никогда лучше развивает речь!

Общеоздоровительный блок состоит из набора мячей: гимнастических, массажных. Сюда же можно отнести увлажнитель воздуха, генератор запахов со звуками природы и ароматами.

Предварительный просмотр:

Конспекты отдельных занятий в сенсорной комнате

Все приведенные занятия имеют следующую структуру: ритуал начала занятия; основная развивающая часть; релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение; ритуал окончания занятия.
Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

ЦЕЛЬ: Развитие и гармонизация эмоционально-волевой сферы детей, развитие восприятия и пространственных представлений.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • снятие психоэмоционального напряжения
  • саморегуляция и самоконтроль
  • умение управлять своим телом, дыханием
  • умение передавать свои ощущения в речи
  • умение расслабляться, освобождаться от напряжения
  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях
  • сенсорное развитие (цвет, форма, величина)
  • формирование пространственных представлений.

Оборудование сенсорной комнаты

  1. Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате.
  2. Ограниченное число детей.
  3. Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий.
  4. Системность и структурированность занятий.

Занятие 1

«Установление правил, создание рабочей атмосферы»

Ход занятия:

  1. Вводное слово ведущего с целью информирования участников о целях и форме проведения занятий, знакомство с правилами поведения и оборудованием сенсорной комнаты .
  2. Знакомство . Участники группы по кругу отвечают на 2 вопроса:
  • Мое имя
  • Что мне в себе нравится?
  • Оформление визиток (2-3 минуты)
  1. Игра «Атомы и молекулы» . Участники произвольно двигаются по классу (атомы), по команде ведущего они должны быстро объединиться в группы по 5, 3 и 2 человека.
  2. Обсуждение и установление правил, которые позволят создать атмосферу психологической безопасности . Ведущий задает вопрос: « Какие правила мы должны соблюдать, чтобы мы могли чувствовать себя свободно и безопасно?»
  • Говорить по одному (может быть как правило «талисмана»)
  • Не перебивать того, кто говорит
  • Не применять физическую силу в адрес других
  • Никого не оскорблять, не дразнить
  • Секретность соблюдать
  • Не пропускать занятия и не опаздывать на них

Правила фиксируются на листе ватмана, затем участники отвечают на 3 вопроса:

  • Какое правило для меня самое важное?
  • Какое правило мне будет легче всего соблюдать?
  • Какое правило мне будет труднее всего соблюдать?
  1. Спектральная медитация «голубое облако». Займите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь. Сконцентрируйтесь на голубом цвете. Представьте, что вас окружает голубое облако или широкий розовый луч. Теперь направьте все свое внимание на макушку. Глубоко вздохнув, почувствуйте, как одновременно с воздухом в вас через макушку входит голубой луч. Энергия голубого цвета растекается по всему вашему телу. По пути луч смывает напряжение, мышечные зажимы и спазмы, устраняет нервозность и беспокойство. Почувствуйте, как энергия голубого цвета наполняет вас покоем и расслаблением, равновесием и гармонией. Голубые частицы проникают в каждую клеточку вашего тела. По мере распространения этих частиц вы чувствуете как спадает напряжение, как покой разливается внутри вас. Попытайтесь какое-то время удержать это состояние, затем мысленно поблагодарите голубую энергию покоя.
  2. Рефлексия результатов занятия : « Что было интересно и важно, что понравилось на занятии?»

Занятие 2

«Осознание проблем, связанных со школьной тревожностью»

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия. Упражнение «Новое, хорошее» (цели – актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы. диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы.)

Ведущий по кругу просит ответить на вопрос «Что нового, что хорошего произошло у вас за последние дни? Что красивого, смешного вы видели?»

Если кто-то из участников говорит, что у него ничего хорошего не было, то важно напомнить, что радости в жизни бывают не только большие и огромные: приятные эмоции может доставить любая мелочь, просто важно помнить об этом и обращать внимание на такие мелочи.

  1. Игра . Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн):
    - А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте все перевернемся на животик и поплывем.
    - А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть.
    - А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.)
    - Вот и закончилась наша игра.
  1. Игра «Рисую на спине» (обучение детей навыкам самомассажа).
  2. Упражнение «Перечисли правила» (закрепление правил и принятие ответственности за их соблюдение). По принципу «Снежного кома»: один участник называет 1 правило, следующий повторяет уже названое и добавляет следующее и т.д. Если участник не может вспомнить правило или правила уже закончились, просто повторить названные. В правила могут быть внесены изменения. (В конце не листе вывешиваются правила на доске и четко отслеживается их соблюдение)
  1. Обсуждение понятия «Тревожность» (цель – осознание ребятами личностного смысла понятия «тревожность»)

Ведущий говорит, что на любое понятие у нас в воображении возникают какие-то образы или ассоциации у каждого свои. Например , осень, радость, грусть, смех. Что представляете? Сейчас я попрошу вас представить слово тревожность. Далее участники рисуют свои образы, следует обсуждение каждого рисунка . В ходе обсуждения необходимо подвести участников к мысли о том, что тревожность – это черта личности, которая проявляется в легкости возникновения беспокойства и страхов.

  1. Круг «Какие ситуации в школе вызывают у меня тревогу и страх?» (осознание собственного опыта, получение эмоциональной поддержки.)

Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий обращает внимание, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».

  1. Игра «Геометрические фигуры». (развитие эмпатии, сплоченности группы, отдых)

Участники свободно перемещаются по помещению с закрытыми глазами и жужжанием. По хлопку ведущего необходимо выстроиться в круг. Глаза открывать нив коем случае нельзя. Игра считается выигранной, если все участники встали в круг (несколько попыток 7-10). Ведущий фиксирует получившиеся формы на доске. По окончании игры проводится обсуждение, подчеркивается важность групповой работы: если круг не получился, это значит, что никто из участников не выполнил задание.

  1. Медитация для обучения навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния . Участникам группы предлагается расслабиться и понаблюдать за своим дыханием. Участники представляют вдыхаемый и выдыхаемый воздух, им предлагается увидеть, что вдыхают они чистый и прозрачный воздух, а выдыхают – мутный и коричневый. Это происходит от того, что все накопившиеся за день проблемы, неприятности, негативные чувства выходят из тела вместе с выдыхаемым воздухом. Постепенно выдыхаемый воздух становится все чище и чище. Участники наблюдают за этим процессом и затем рассказывают о своем опыте.
  1. Получение обратной связи . Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?». Ритуал прощания.

Занятие 4. Школьные страхи

Необходимые материалы: бумага, цветные карандаши, талисман, магнитофон, кассета со спокойной инструментальной музыкой, памятки.

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее » (цель - актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). См. занятие 2.

2. Игра «Клопы» для включения участников в работу, эмоционального разогрева, облегчения выражения чувств. Участники по кругу передают две ручки - «клопов». Ручку можно отдать следующему по кругу участнику или отдать обратно. Нельзя не брать ручку, если ее дают. Того, у кого в руках оказалось две ручки одновременно, «закусали клопы» (этот участник выбывает из игры). Игра продолжается до трех победителей. Важно четко контролировать соблюдение правил игры.

3. (цель - снятие мышечных зажимов, активизация участников, развитие творческого воображения). Ребятам предлагается представить, что они находятся в сказочном лесу и ходят там по различной почве: по зеленой мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту и так далее. Дети активно используют оборудование сенсорной комнаты - сухой бассейн, оптоволоконный пучок, сенсорную дорожку, сухой душ; и под музыку самостоятельно перемещаются по комнате. После окончания упражнения дети отвечают на вопрос: «Что понравилось в этом упражнении, что было трудно?»

4. Повторение теории (помимо актуализации теоретического материала, повышает мотивацию на работу с чувствами). Ведущий обсуждает с участниками следующие вопросы:

Как возникают у человека проблемы?

Что такое разрядка?

Зачем она нужна?

Как ее прерывают?

Какие мы знаем способы разрядки страха?

5. Упражнение «Страшилки» (цель - вербализация собственных, причин школьной тревожности в безопасной проективной форме). Ведущий «страшным голосом» читает участникам группы страшилку про школу (например, из книги Э. Успенского «Ужасный фольклор советских детей»).

«В одну школу поступил новенький. Когда всех школьников отпустили домой, он после уроков остался. Уборщица говорит ему: "Иди домой, а то тут ходят красные зубы". Мальчик сказал: "Я посмотрю школу и пойду". Он походил по школе, зашел в один кабинет и уснул. Когда пробило двенадцать часов, в кабинете появились красные зубы. Они бросились на мальчика и съели его. Утром, когда ребята пришли в класс, они увидели человеческие кости. У всех стали проверять зубы - ни у кого таких зубов нет. Напоследок решили проверить у директора. У него оказались красные зубы!!!»

Обсуждаются возможности превращения страшилки в сказку с хорошим окончанием. Затем в кругу придумывается благополучное окончание страшилки из книги Успенского.

Если у кого-то из участников проявляется очевидный страх самовыражения, ведущий может предложить ему свою помощь в создании или озвучивании страшилки.

6. Написание страшилки для вербализации и проработки школьной тревожности в безопасной (проективной) форме .

Участники разбиваются на пары с помощью приема «Выбор кота Базилио» (выбор вслепую: все закрывают глаза и наощупь находят себе партнера).

Ведущий на примере нескольких известных детям страшилок разбирает правила их написания: нет имен, а только «один мальчик» или «одна девочка»; действие происходит «в одном городе», «на одной улице»; всегда есть главный герой и что-то неизвестное, что его пугает или охотится на него; сначала нагнетается напряжение; потом происходит кульминация; в кульминационный момент выясняется, что это такое, или происходит что-то приятное, смешное. По этим правилам (которые отражены в розданной памятке, см. приложение 4) в парах сочиняются страшилки на темы школьной жизни (лучше под музыку).

При нежелании / невозможности придумать позитивное окончание страшилки, ведущий может попросить группу о помощи авторам страшилки.

7. Чтение страшилок (цель - разрядка школьной тревожности). Авторы зачитывают свои страшилки (лучше в полумраке) «страшными голосами» . Остальные участники в этот момент изображают испуг: ежатся, подвывают, стучат зубами, в кульминационный момент вскрикивают, в момент благополучной развязки облегченно вздыхают. Ведущий моделирует поведение. Участникам, испытывающим трудности в моделировании необходимого поведения, может помочь пример ведущего.

8. Медитация «Полет на ковре-самолете» (цель - обучение навыкам расслабления и саморегуляции психического состояния). Участникам группы предлагается расслабиться, закрыть глаза и представлять себе то, о чем говорит ведущий: «Представьте себе, что у вас есть волшебный ковер-самолет. Какого он цвета? Он однотонный или с узорами? Это огромный ковер или маленький коврик? Какой он на ощупь? Мягкий, шелковистый, шершавый? Из какого материала он сделан? Вы садитесь на свой волшебный ковер самолет и поднимаетесь в воздух. Вам хорошо, тепло, безопасно. Ковер ласково поддерживает вас и несет туда, куда вам хочется. Вы поднимаетесь над городом, летите над лесами, полями, реками... Вдруг вы видите замечательное место, очень красивое, уютное и привлекающее вас. Вы опускаете ковер на это место. Что вы там видите? Что вас окружает? Там очень спокойно и безопасно. Побудьте в этом месте столько, сколько вы захотите. Затем вы снова садитесь на ковер-самолет и возвращаетесь обратно, в эту комнату, но ощущение покоя и безопасности найденного вами места остается с вами».

Ведущий должен произносить текст достаточно медленно, чтобы у участников было достаточно времени для разворачивания собственных зрительных образов. После завершения упражнения участники делятся своим опытом, можно предложить нарисовать найденное безопасное место.

6. Получение обратной связи . Ответ на вопрос: «Что было интересно, важно, понравилось на занятии?»

Занятие 5. Агрессивность

Необходимые материалы: газетные листы, подушка или что-то мягкое, цветные карандаши, листы бумаги, магнитофон, кассета со спокойной музыкой.

Ход занятия

1. Упражнение «Новое, хорошее» (цель - актуализация позитивного опыта участников, сплочение группы, диагностика наличия свободного внимания, необходимого для психологической работы). См. занятие 2.

2. Игра «Превращение в камень» , позволяющая развить навыки саморегуляции . Дети могут активно двигаться, но по сигналу ведущего он замирают, превращаясь в камень.

2. Игра «Прогулка по сказочному лесу» (См. занятие 4 )

3 . Сказка о Школьной Тревожности (закрепление навыков разрядки тревожности и обучение приемам преодоления школьной тревожности). Ведущий зачитывает сказку, после чего дети обсуждают приемы борьбы со школьной тревожностью, прозвучавшие в сказке, и делятся собственным опытом преодоления тревожности.

Вопросы:

Знакомы ли вам приемы, которые применяла Ш.Т. к ученикам 5 класса?

Приходили к вам когда-нибудь такие мысли перед контрольной или самостоятельной?

Почему Ш.Т. не удалось завладеть Марусей и Сенькой? Почему такое произошло со Светой?

Что бы вы ей посоветовали?

Как сами справляетесь с тревожностью перед контрольной?

4. Обсуждение понятия «агрессивность» для осознания личностного смысла понятия «агрессивность», ее позитивных и негативных сторон.

Некоторые ситуации в школе вызывают не только страх и тревожность, но и другие чувства, например, обиду, гнев или злость, иначе говоря – агрессивность.

Ведущий задает участникам следующие вопросы:

Какие ассоциации рождает это слово?

Зачем агрессивность нужна человеку?

А чем она может помешать?

Нередко тревожные дети не могут определить, что же хорошего может быть в агрессивности. Важно помочь им сформулировать, что гнев необходим человеку для защиты, это важный источник жизненной энергии.

4. Круг: «Какие ситуации в школе вызывают у вас гнев, злость?» для осознания собственного опыта, получения поддержки от окружающих («не один я такой»). Участники по очереди отвечают на вопрос, вынесенный в название упражнения. Ведущий должен стараться, чтобы дети описывали конкретные ситуации, а не говорили «общими словами».

5. Обсуждение вопроса о безопасных способах разрядки гнева (ребята получают знания о способах безопасной разрядки гнева). Ведущий беседует с участниками о том, к чему приводит долго сдерживаемый гнев. Обсуждается понятие «безопасная разрядка гнева» (это способы выразить свои чувства, не нанеся вреда ни себе, не окружающим). Затем участникам предлагается сказать, какие способы безопасной разрядки гнева они знают и используют.

Довольно часто участники начинают называть способы, которые приводят не к разрядке гнева, а к отвлечению от негативных эмоций (например, съесть что-нибудь вкусное, послушать музыку). В этом случае ведущий должен остановиться и прояснить разницу. (Способы разрядки гнева фиксируются на доске)

6. Упражнение «Спустим пары» (позволяет разрядить агрессивные эмоции). Каждый участник группы выбирает оптимальные для себя способы разрядки гнева и использует их в группе. При выполнении упражнения нужно следить за соблюдением правил безопасности.

7. Медитация (цель - разрядка агрессивных эмоций). Ребята расслабляются, закрывают глаза и представляют себя на небольшой выставке, где находятся портреты людей, вызывающих у них раздражение, обиду, гнев. Они «ходят» по этой выставке, рассматривают портреты. Затем выбирают один из этих портретов, представляют этого человека. Им предлагается представить, что они говорят этому человеку и делают с ним все, к чему побуждают их чувства, не сдерживаясь. После окончания упражнения участники рассказывают о своем опыте.

1. Занимайтесь дыхательными упражнениями в хорошо проветренной комнате.

2. Выполняйте упражнения только через 1,5-2 часа после легкой закуски и через 5-6 часов после обеда.

3. Дыхание во время комплекса упражнений должно быть через нос.

4. Начинайте дыхательные упражнения с нескольких общеукрепляющих упражнений для рук, ног, туловища.

5. Выполняйте упражнения, концентрируя внимание на процессе дыхания.

6. Выполняйте упражнения осторожно, прислушивайтесь к реакции организма.

7. Не напрягайте ноздри и мускулатуру лица.

Упражнения дыхательной гимнастики:


1. Удлиненный вдох : сядьте удобно, спина прямая. Сделайте медленный вдох через нос и в середине вдоха начните замедлять его темп. 3атем без задержки сделайте сравнительно быстрый выдох.

2. Удлиненный выдох : в сидячей позе сделайте вдох и без паузы длинный, медленный выдох. Соотношение в начале занятий должно быть 2:12, т. е. вдох длится 2 секунды, а выдох - 12. При этом выдох распределяется следующим образом: 4 секунды обычный вдох, 8 секунд - удлиненный.

3. Брюшное дыхание : с выдохом втянуть брюшную стенку, затем медленно сделать вдох через нос, освобождая диафрагму, брюшная стенка на вдохе выпячивается вперед и нижние части легких заполняются воздухом; на выдохе вновь брюшная стенка втягивается внутрь, изгоняя воздух из легких через нос. При брюшном дыхании наполняются только нижние доли легких, поэтому волнообразное движение производится животом, в то время как грудь остается неподвижной. Формула психорегуляции: «Мой внутренний взор на солнечном сплетении».

4. Среднее дыхание : после выдоха сделать медленный вдох через нос, расширяя ребра, на выдохе сжать ребра, изгоняя воздух через нос. Наполняются средние доли легких. Живот и плечи неподвижны. Формула психорегуляции: «Мое внимание на грудной клетке».

5 . Верхнее дыхание : после выдоха медленно сделать вдох через нос, поднимая ключицы и плечи и наполняя воздухом верхние доли легких, на выдохе медленно опустить плечи и изгонять воздух из легких через нос. Живот и грудь неподвижны. Формула психорегуляции: «Мое внимание на верхушках легких».

6 . Полное дыхание : после выдоха сделать медленный вдох через нос, считая до 7-ми, соединяя нижнее, среднее и верхнее дыхание в волнообразное движение: сначала втягивать живот, потом ребра, опустить плечи, воздух выпустить через нос, между вдохом и выдохом можно сделать кратковременную задержку. Формула психорегуляции: "Мое внимание на себе, Я чувствую спокойствие и уверенность в себе".


Одна из наиболее сложных задач современного обучения – формирование у учащихся системы саморегуляции, необходимой для эффективного выполнения ими учебной (или иной другой) деятельности. Успехи в исследовании процессов саморегуляции (П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, С. Л. Рубинштейн, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, О. А. Конопкин и др.) позволили не только разработать новую область – психологию саморегуляции деятельности и поведения, но и экстраполировать полученные данные на ранее неизученные в этой области виды деятельности, прежде всего на учебную. Сегодня уже известны основные принципы саморегуляции деятельности человека (системность, активность, осознанность), ее структура, основные механизмы, влияние на продуктивность деятельности и личностное развитие.

Саморегуляция учебной деятельности – это специфическая регуляция, осуществляемая учеником как субъектом деятельности. Ее назначение состоит в том, чтобы привести в соответствие возможности ученика с требованиями учебной деятельности, т. е. ученик должен осознать свои задачи в качестве субъекта учебной деятельности.

Саморегуляция, проявляемая и востребованная в учебной деятельности, имеет структуру, аналогичную саморегуляции всех иных видов деятельности. Она состоит из таких компонентов, как осознанные цели деятельности, модель значимых условий, программы действий, оценка результатов и коррекция (А. К. Осницкий).

Ученик должен прежде всего осознать и принять цель учебной деятельности, т. е. понять, что от него требует учитель. Далее, в соответствии с понятой целью, ученик продумывает последовательность действий и оценивает условия достижения этой цели. Результатом этих действий является субъективная модель учебной деятельности, на основе которой ученик составит программу действий, средств и способов ее осуществления.

В процессе выполнения учебной деятельности ученик должен суметь приспособить друг к другу « модель условий » и « программу действий ». Наблюдения показывают, что ученики существенно отличаются друг от друга по характеру моделирования условий, по выбору предпочитаемой программы действий.

Для оценки результатов своей деятельности ученики должны располагать данными о том, насколько она признается успешной. Поэтому они заинтересованно следят за оценками и комментариями, идущими со стороны учителя, сопоставляя при этом данные самооценки с данными учителя и теми критериями, которые они выдвигают в качестве требований к учебным действиям. Чем адекватнее оцениваются результаты учебной деятельности, тем точнее и направленное совершаемые учебные действия. Оценка результатов как компонент саморегуляции позволяет принять решение о том, нужна ли коррекция действий или можно их продолжать в том же направлении.

Итак, в процессе выполнения учебной деятельности каждое из звеньев психической регуляции выполняет свою роль целеполагания и целеосуществления действий. Именно осознание своих целей позволяет ученику оставаться субъектом учебной деятельности, т. е. самому принимать решение о необходимости внесения изменений в осуществляемые действия, об очередности решения задач. Благодаря саморегуляции учебной деятельности происходят изменения в самом ученике и в тех средствах, которые он использует.

Уровень саморегуляции – динамичное образование, зависящее от опыта включения в учебную деятельность, от этапа обучения. Отдельные структурные звенья системы саморегуляции изменяются при развитии познавательных процессов (мышления, восприятия, памяти, воображения), включенных в акты регуляции. В ходе обучения функции ученика как субъекта постепенно уточняются, совершенствуются.

Если отдельные звенья саморегуляции оказываются недостаточно сформированными, целостная система регуляции учебной деятельности будет нарушена, а продуктивность действий – снижена.

На основе сформированной учебной саморегуляции впоследствии может развиваться продуктивная саморегуляция в других видах деятельности. Учебная саморегуляция, таким образом, становится основой для развития всех видов активности учащегося.

Опытный учитель способен достаточно быстро определить особенности индивидуального стиля саморегуляции того или иного учащегося, а также уровень развития ее отдельных компонентов. Такие данные делают педагогическую коррекцию целенаправленной. Учителю легче обнаружить недостатки саморегуляции, связанные с моделированием значимых условий и их влиянием на результаты учебной деятельности, так как они наглядно проявляются в психических процессах учащихся.

Развитие саморегуляции у учащегося находится в большой зависимости от профессионализма педагога, который должен предвидеть ход учебного процесса, степень новизны для ученика излагаемого материала, его интересность и значимость. Поэтому в его арсенале должны быть средства, помогающие сохранению усваиваемого материала, его дублированию в слуховой, зрительной, двигательной и других формах, а также способы сосредоточения и направления внимания учащихся на необходимое содержание, создания ассоциаций, использования схем и наглядных пособий. Не менее значимо для развития саморегуляции у учащихся владение учителем глубокими психологическими знаниями, касающимися особенностей их восприятия, памяти, мышления, воображения и личности в целом. Учитель должен понимать, что развитие у учащихся функции моделирования условий осуществления учебной деятельности связано с познавательными процессами.

Экспериментально доказано, что эффективность решения учебных задач и закрепление пройденного материала повышаются, если материал включен в контекст более общей задачи. Такие задачи способствуют переходу прилагаемых усилий на уровень саморегулирования.

Программирование как компонент регуляции зависит от умения учащихся совершать преобразующие действия, от наличия опыта преобразующей деятельности, от степени сформированности сенсомоторных действий, исполнения, а также механизмов самоуправления. Приобретенный учащимися опыт достижения поставленных целей, опыт преодоления трудностей постепенно создает личностные фонды саморегуляции, обеспечивающие в будущем успешность продвижения в любых видах деятельности.

Специальными педагогическими задачами являются своевременное формирование у учащихся умений точно выполнять стереотипные задания, отработка скоростных и точных навыков слежения за информацией. В ходе такого обучения будут формироваться механизмы саморегуляции, обеспечивающие исполнительность, своевременную реактивность, ответственность, трудолюбие и другие личностные параметры.

Накапливаемый опыт преодолений и достижений делает обучаемого более уверенным в реализации целей, поставленных учителем или самим учеником. Получены данные, что формированию саморегуляции способствует также обучение учащихся специальным умениям планировать свою деятельность, устанавливать порядок действий, замечать отклонения « реализуемой программы » от заданной и в связи с этим корректировать свои действия.

Саморегуляция находится в большой зависимости от представления ученика о себе, о своих реальных способностях и возможностях. Если ученики имеют неадекватную самооценку (завышенную или заниженную), то это сказывается на их умении анализировать достижения и неудачи, на неточном осознании своих возможностей. С расширением индивидуального опыта, с усвоением эталонов и средств для сопоставления своих сил и достигаемых результатов самооценка может стать более адекватной, т. е. соответствующей оценкам соучеников, учителей, родителей. Повышению точности самооценок способствует доброжелательное и внимательное отношение педагога к учащемуся даже в случае неуспеха.

Система саморегуляции, таким образом, в большей мере зависит от уровня сформированности самооценок и оценок учащихся, от меры осознанности ими каждого элемента учебной деятельности, от развития субъективных критериев успешности ее выполнения. Из этого следует, что развитие системы саморегуляции требует пристального внимания как со стороны педагогов, так и со стороны учащихся. При этом нужно иметь в виду, что саморегуляция может быть деятельностной и личностной. Эти два вида саморегуляции не существуют изолированно, а находятся во взаимозависимости и взаимодействии друг с другом и очень редко проявляются отдельно.

Саморегуляция деятельности обусловливает последовательность продвижения учащихся по всем этапам учебной деятельности – от начала (мотива) до завершения (результата). Личностная саморегуляция проявляется в рефлексировании учащимися смысла и значения своих поступков, в следовании своим принципам и умении их аргументировать.

Оба вида саморегуляции осуществляются и закрепляются в поступках, действиях и отношениях, но содержательно они отличаются друг от друга. Основным предметом личностной саморегуляции являются действия, направленные на преобразование отношений учащегося к различным видам деятельности, к другим людям и к самому себе. Постепенно ученик научается устанавливать и поддерживать отношения, осознавать правила и нормы отношений, их значимость и избирательность. Предметом деятельностной саморегуляции являются действия, направленные на преобразование предметного мира, на регуляцию исполнительской деятельности. Итак, если в деятельностной саморегуляции преобладает регуляция действий, то в личностной – регуляция отношений.

Саморегуляция каждого вида осуществляется в определенном действии, связанном с принятием решения и следованием ему. Программирование действий и отношений происходит по-разному, но в ходе осуществления и предметного действия, и поступка ученик опирается на свой личный опыт.

Поступок связан преимущественно с социальными, личностными оценками, с сопоставлением с социальными нормами и идеалами.

Предметное действие в большей мере направлено на постановку целей практических преобразований и их последующую оценку. При саморегулировании деятельности происходит произвольное регулирование ее организации и осуществления.

Процесс личностной саморегуляции есть более высокий уровень регуляции. Этот вид саморегуляции часто обозначается как самодетерминация (Б. Ф. Ломов). Она состоит в том, что на определенных стадиях своего развития личность начинает сознательно организовывать свою жизнь, самостоятельно определять свое развитие.

Замечено, что если на первых этапах обучения учитель руководит учением ученика, то по истечении определенного времени ученик начинает сам организовывать свое учение. Переломные моменты самодетерминации поведения и деятельности учащегося выделить гораздо легче, чем ежедневные изменения в его самооценках, переживаниях, убеждениях и мировоззрении.

Технология обучения предметной и личностной саморегуляции достаточно сложна. Она включает формирование обобщенных навыков своевременного и качественного анализа условий, в которых обучаемому приходится решать ту или иную задачу и добиваться результата; навыков выбора действий, соответствующих условиям и заданным целям; способов решения задач, оценки совершенных действий и коррекции ошибочных.

Развитие саморегуляции в обучении есть не что иное, как переход от системы внешнего управления учебной деятельностью к самоуправлению. Такой переход – одна из ведущих закономерностей возрастного развития. Л. С. Выготский, рассматривая процесс овладения ребенком знаками, созданными в истории развития человечества, отмечал, что этот процесс есть путь овладения собственным поведением, путь к саморегулированию.

Механизм самоуправления учебной деятельностью находит свое выражение в том, что обучаемый выступает для себя и как объект (Я-исполнитель) и как субъект (Я-контролер) управления, который планирует, организует и анализирует собственные действия. Такое самоуправление Ю. Н. Кулюткин называет рефлексивным, так как оно основано на осознании обучаемым собственных действий (деятельностная саморегуляция) и себя (своего Я) в системе Я и другие (личностная саморегуляция).

Рефлексивное самоуправление является следствием коренного изменения отношения обучаемого к собственной учебной деятельности. Он не просто предвосхищает результаты производимых им действий, но и начинает произвольно организовывать эти действия: формулировать и обосновывать цели, анализировать их с точки зрения значимости и возможности достижения. Обучаемый не просто действует на основе выработанных у него программ, но и создает новые способы осуществления действий. Наконец, он не просто контролирует свои действия путем сравнения их результатов с эталоном, но и определяет разнообразные критерии, показатели контроля и оценки. Иными словами, обучаемый начинает овладевать процессом управления собственной учебной деятельностью.

Нужно отметить, что процессы саморегуляции реализуются с помощью определенных нейрофизиологических механизмов, которые представляют собой сложнейшие функциональные системы деятельности мозга, формирующиеся прижизненно. Так, экспериментальные исследования, проведенные А. Р. Лурия и его сотрудниками, показали, что процессы программирования и критической оценки действий зависят от нормального функционирования лобных долей коры головного мозга. Их поражение приводит к импульсивности действий, к потере контроля и критичности. Поражение задних отделов мозга ведет к инертности и дезавтоматизации исполнительных действий, хотя критичность человека не нарушается.

Стремление человека к активной самостоятельной деятельности – одна из фундаментальных потребностей личности. Она проявляется уже у маленького ребенка, который все хочет делать сам. В подростковом возрасте стремление стать самостоятельной личностью приводит даже к известному кризису возрастного развития, связанному с тем, что желание быть взрослым еще не обеспечивается соответствующими возможностями – сформированностью психофизиологических, интеллектуальных, моральных регуляторов поведения. Что касается юноши, а тем более взрослого человека, то он уже реально становится самостоятельной личностью.

Такое стремление к самостоятельности лежит в основе формирования способности обучаемого к самоуправлению учением. Этот процесс предполагает прежде всего освоение им управляющих функций учителя и обращение их на самого себя. Это приводит к тому, что выступая в роли учителя по отношению к себе, обучаемый начинает осуществлять и его функции – мотивирует, регулирует, контролирует и оценивает свою учебную деятельность на всех ее этапах (анализа, проектирования, реализации). Так, проектирование учебной деятельности предполагает соотнесение ближних и дальних целей учения, распределение времени по этапам его реализации. При этом саморегуляция учебной деятельности проявляется в отборе ее предметного содержания, методов решения учебных задач, ее организации в той или иной форме.

В последние годы в практике обучения создаются такие ситуации, в которых обучаемый проигрывает различные роли в деятельности, совместной с другими учащимися и учителем, осваивая тем самым управленческие функции. Например, формирование у обучаемых самооценки, согласно Ш. А. Амонашвили, проходит три этапа: от оценочной деятельности учителя через совместную деятельность учащихся к самостоятельным оценочным действиям ученика.

Оценочная деятельность педагога заключается в стимулировании учебной деятельности учащихся, корректировке ее, а также в демонстрации учащимся эталонов оценки и ее способов. Учащимся еще трудно самостоятельно контролировать и тем более оценивать себя. Лишь после овладения эталонами и способами оценки школьники могут использовать их в своей самооценке. Наиболее содержательные оценки формируются в процессе групповой учебной деятельности, когда эталоны оценки принимаются учащимися как общественные нормы оценочных суждений. Именно в такой деятельности у учащихся накапливается опыт контроля и оценки. Существуют различные приемы организации групповой оценочной деятельности: педагог может предложить учащимся выбрать наилучший образец выполнения задания, совместно обсудить и определить требования к рассказу, организовать свободную дискуссию и др.

В совместной деятельности учащиеся учатся выступать в разных ролях по отношению друг к другу. В одних случаях они выступают в роли рецензентов, которым поручается сделать обзор выставки работ учащихся, в других – один из учеников выполняет роль опрашиваемого, а остальные задают ему вопросы и, наоборот, один из учеников играет роль учителя, задавая классу вопросы и комментируя их ответы. Наконец, учащиеся переходят к самостоятельной оценке своих действий. Овладев критериями и эталонами оценивания, опытом оценивающей деятельности, они оценивают себя более адекватно. Самооценка направлена теперь на осознание своего повседневного продвижения и на понимание того, какие задачи еще предстоит решить.

Принято считать, что основной путь развития саморегуляции и обучения самоуправлению – это организация самостоятельной работы учащихся. Однако не всякая самостоятельная работа может быть достаточно эффективной. Для того чтобы она стала полноценной, в ее организации должны быть реализованы функции управления учебной деятельностью.

И. А. Зимняя определяет самостоятельную работу как целенаправленную, внутренне мотивированную, структурированную самим субъектом в совокупности выполняемых действий, контролируемую и корригируемую им по процессу и результатам деятельность. По критерию саморегуляции и самоуправления самостоятельная работа обучаемого представляет собой высшую форму учебной деятельности.

Организация самостоятельной работы как формы учебной деятельности требует специального обучения учителем ее приемам, формам и содержанию. Программа такого обучения может включать:

диагностирование школьником своей познавательной потребности в расширении, углублении полученных знаний;

определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей;

определение цели самостоятельной учебной работы – ближайшей и отдаленной (для чего она нужна);

самостоятельный выбор обучаемыми объекта изучения и его обоснование для себя;

разработку конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы;

определение форм и времени самоконтроля.

Учащихся, владеющих приемами организации самостоятельной учебной работы, называют « автономными », независимыми от посторонней помощи, а учащиеся, у которых приемы организации самостоятельной учебной работы развиты плохо или совсем не развиты, относятся к « зависимым » ( О. А. Конопкин, Г. С. Прыгин).

Учащиеся автономного типа видят основной смысл учения в приобретении необходимых им знаний и профессиональных умений. Критерии успешности учения не сводятся к полученным оценкам, хотя требования к ним достаточно высокие. Эти учащиеся считают, что успех в учебной деятельности значительно зависит от их личных качеств и прилагаемых усилий. Они тщательно контролируют и оценивают свою деятельность при выполнении каждого типа задания.

Учащиеся зависимого типа могут быть представлены двумя подгруппами. Учащиеся первой подгруппы, несмотря на низкую успеваемость, оценивают свою учебу как успешную и достаточную для себя, а учащиеся второй подгруппы – как неуспешную. Учащиеся первой подгруппы соглашаются на меньшие результаты, лишь бы не прилагать больших усилий, не сталкиваться с чем-то непривычным. Они не хотят брать на себя дополнительную ответственность, так как наличный уровень учебной деятельности соответствует сложившемуся у них критерию успеха – сданным экзаменам, удовлетворительным оценкам. Этому способствует уверенность, что очень многое в проверке знаний зависит от случая, от « везения ».

Учащиеся второй подгруппы стремятся получить высокие оценки, и многие из них тратят на это много сил и времени. Однако они не осознают зависимости успехов в учебе от своих личностных качеств, а поэтому и не пытаются развить качества и навыки, способствующие эффективности учебной деятельности. Их деятельность производит впечатление бессистемной, ситуативной, неуверенной. Они часто обращаются за помощью и действительно в ней нуждаются; помощь должна состоять в специальной педагогической коррекции, направленной на формирование у них основных умений и приемов самоорганизации, саморегуляции и самоуправления учебной деятельностью.

 
Статьи по теме:
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод
Уральский федеральный университет им
schedule Режим работы:Пн., Вт., Ср., Чт. c 09:00 до 17:00Пт. c 09:00 до 16:00 Последние отзывы УрФУ Анонимный отзыв 11:11 25.04.2019 Учусь на 3 курсе в Высшей школе экономики и менеджмента – все нравится. Преподаватели хорошо объясняют изучаемый матер
Джозайя уиллард гиббс биография
] Перевод с английского под редакцией В.К. Семенченко.(Москва - Ленинград: Гостехиздат, 1950. - Классики естествознания)Скан: AAW, обработка, формат Djv: mor, 2010 СОДЕРЖАНИЕ:Предисловие редактора (5).Джосиа Виллард Гиббс, его жизненный путь и основные