Информация усваивается. Как быстро и качественно усвоить информацию

Все мы «студенты» - начиная с периода детского сада до конца университета или даже вполне зрелого возраста: любому взрослому человеку порой требуется освоить новый навык, повысить квалификацию старого или просто улучшить собственную производительность. И больше чем сам результат обучения - знания, для нас важны умение учиться и умение запоминать информацию. Эти два полезных навыка необходимо развивать: они помогают нам поглощать больше знаний, учиться более быстро и эффективно, сохраняя информацию в памяти их в течение многих лет.

Обучение - процесс, который, как правило, сосредоточен на конкретной теме, например, разделе психологии, алгебры, и часто сопряжен визуальными элементами: таблицами, схемами и т.д. Однако мы проводим слишком много времени в зубрежке и не предпринимаем попыток понять, как необходимо продуктивно учиться. И совершенно зря: некоторые общие стратегии полезны для улучшения успеваемости, другие - трудоемки и неэффективны.

За более чем 100 лет исследователи в области когнитивной психологии и эксперты в сфере образования разработали множество методов обучения - от тактики многоразового чтения заметок, сделанных во время занятий, и написания рефератов до интерактивных программ. Тем не менее, некоторые вузы, тренеры и педагоги игнорируют эти данные и не внедряют в практику доказано эффективные методы обучения. Ну, что ж, поскольку знания - это то, что в первую очередь нужно нам самим, рассмотрим лучшие стратегии обучения и запоминания информации, выбрав для себя лучшие.

Как усваивать информацию быстро и лучше

Обучающая методика считается эффективной, если она использует максимальное число каналов взаимодействий между учителем и учеником, а также затрагивает максимум аспектов дисциплины, будь то иностранный язык, программирование или йога . Весьма полезно, если при этом учитывается возраста человека, который использует свой опыт, свои возможности и свой наработанный уровень знаний для освоения новой информации. Кроме того, новые знания должны быть проверены в реальных ситуациях - на практике. Причем не так важно, в каком возрасте человек начинает обучение тому или иному предмету, гораздо важнее насколько часто он будет в этом тренироваться - и в каких условиях? Считается, что обучение наиболее эффективно- в группах: видно, что одни люди более успешны, чем другие, это повышает удовлетворенность процессом у первых и стимулирует вторых лучше понимать и запоминать. В итоге максимум достигает долгосрочных результатов.

Эксперты в области образовательной психологии определили пять максимально результативных обучающих методик и три, которые являются неэффективными потому, что они были полезны в слишком малом количестве ситуаций, либо потому, что их эффективность не подтвердилась в исследованиях. Эти пять подходов не являются панацеей - они эффективны для наиболее мотивированных. Однако эти методы увеличивают производительность каждого в ходе работы, обучения, сдачи экзаменов и… всей жизни.

Как усвоить большой объем информации для обучения

1. Самооценка : проверяйте себя. Самооценка является очень полезным инструментом обучения - практические тесты эффективны независимо от качества и количества усвоенной информации, возраста субъекта и интервалом между курсами обучения.

  • Как это работает? Студент выполняет оценочные тесты самостоятельно за пределами группы или аудитории. Однако это не должны традиционные тесты с «галочками», к которым привыкли на занятиях в школе. Например, вы можете использовать обучающие карты (на бумаге или в цифровом формате) ,вспомнить информацию или отвечать на вопросы в конце каждой главы в учебниках. Сотни экспериментов показывают, что самооценка повышает качество обучения и количество запоминаемой информации.
  • Когда использовать? Самооценка применима для запоминания любого типа информации, в том числе изучения иностранных языков (расширения словарного запаса, улучшения орфографии) или запоминания ботанических терминов. Эта практика даже помогает улучшить память у людей с болезнью Альцгеймера. Частые тесты самооценки являются особо эффективными, когда студент корректирует себя.
  • Это практично? Очень: самооценка отнимает немного времени и практически не требует никакой подготовки.
  • Как проводить? Можно оценивать себя по учебнику, отвечая на вопросы в конце глав, или задавая себе вопросы мысленно и сразу же отвечая на них. Эффективен метод самооценки с помощью системы «Cornell»: во время занятия нужно делать на полях заметки в форме вопросов или ключевых слов. Оставшись наедине, вы можете испытать себя, отвечая на вопросы (или объясняя ключевые слова).

2. Практика распределения. Эта методика очень полезна, но эффективна в долгосрочной перспективе (то есть ее нужно практиковать в течение долгого времени) независимо от типа информации, необходимой для запоминания, и возраста субъекта. Ее легко реализовать, и она успешно используется во многих обучающих программах.

  • Как это работает? В группе: ученики собираются и распределяются в группы: одни задают вопросы на тему свежего материала - другие отвечают. Затем меняются ролями. Непременно делитесь с другими, о том, что вы только что узнали.
  • Когда использовать? С трех лет и в любом возрасте. Практика распределения особенна эффективна, когда требуется расширить словарный запас иностранного языка, новые понятия и термины, и даже при изучении математики, практике музыки или хирургии.
  • Это практично? Да. Но вы должны планировать заранее тематику, а также избегать проволочек в ответах или длительных перерывов в обучении.
  • Как проводить? Короткие интервалы между сессиями и регулярное обучение буду максимально эффективны. Психологами было установлено, что производительность обучения повышается, когда время, отведенное на такие тренировки, составляет 10 до 20 % от времени всего занятия, которое предполагает усвоение новой информации.

3. «Спроси себя». Мы постоянно ищем объяснения всему вокруг нас, десятки раз за день задавая себе вопрос «Почему?» Используйте этот прием для облегчения процесса обучения. Умение задавать правильные вопросы и анализ полезны в случаях, когда вам не требуется обработка сложных данных: эффективность этой практики ограничена при изучении труднодоступных дисциплин.

  • Как это работает? С помощью техники «спроси себя», называемой еще анализом или самоопросом, студенты отвечают сами себе, например, такие вопросы, как «Почему возникла эта последовательность?» или «Почему это слово спрягается именно так?» Так вы выстроите причинно-следственные связи, которые дадут вам более полное понимание той информации, что вы изучаете, и она надолго осядет в вашей памяти.
  • Когда использовать? Если вы хотите узнать и запомнить конкретные факты, особенно если вы уже обладаете некоторыми знаниями по этому вопросу. Этот метод представляется достаточно эффективным, независимо от возраста и уровня подготовки. Однако, чем больше вы владеете темой - тем более эффективным будет самоопрос. Метод улучшает запоминание фактов, но не всегда облегчает понимание предмета. Он также неизвестно, как долго длится эффект такого способа запоминания информации.
  • Это практично? Да. Этот метод требует небольшой подготовки и занимает мало времени.

4. «Самообъяснение». Объясняйте себе материал - это обеспечит вам полное понимание того, чему вы только что научились. «Самообъяснение» (или «автообъяснение») умеренно полезно: эта методика работает при обучении различным предметам, но насколько длительное ее воздействие, неизвестно.

  • Как это работает? Ученики объясняют себе, как то, что они узнали, связано с тем, что они уже знали до этого: «Какую пользу эта информация несет для меня?» или «Как эта информация связана с тем, что я уже знаю?» Как и самоопрос, «самообъяснение» помогает интегрировать новую информацию с предыдущими знаниям - говоря образно, монтирует кирпичики новой информации в монолитную стену знаний.
  • Когда использовать? «Самообъяснение» эффективно для молодого возраста - от детского сада до первых курсов университета. Этот метод частично помогает решать проблемы в области математики, с запоминанием текстов и разработкой стратегий игры в шахматы. Также самообъяснение позволяет маленьким детям запомнить основы базовых дисциплин.
  • Это практично? Не совсем: некоторые исследования показывают, что этот метод увеличивает время обучения на 30-100%.

5. Переменная практика. «Смешайте яблоки и апельсины» - чередуйте информацию, которую надлежит запомнить. Переменная практика умеренно полезна - она позволяет переключиться, отдохнуть и тем самым облегчает обучение, в частности, запоминание математических данных, а также стимулирует интеллект.

  • Как это работает? Нужно изучать один предмет, прежде чем приступить к следующему - на совершенно другую тему. Чередование «сабджектов» стимулирует выбрать для себя оптимальный порядок предметов в процессе занятий и учит эффективно сравнить различные типы проблем.
  • Когда использовать? Когда дисциплины очень похожи: сопоставление фактов помогает определить их отличия или сходство и таким образом лучше запомнить больший массив информации. Переменная практика более полезна для тех, кто уже имеет определенный уровень знаний. Ее производительность также зависит от содержания: метод показал эффективность в изучении алгебры, но был малорезультативен при обучении иностранному языку.
  • Это практично? Да: переменная практика не требует инструкций учителя. Последние исследования показывают, что переменная практика достаточно эффективна: студенты, чередовавшие в процессе учебы различные типы информации или проблемы, лучше сдавали экзамены. Однако несколько исследований, оценивавших эту технику, все же дали отрицательные результаты.

Как запоминать информацию: методы, которые не работают

А вот эти методы, хоть и практиковались в школах и институтах на протяжении веков, не являются ни полезными, ни эффективными - усилия, вложенные для обучения по их правилам, будут пустой тратой времени. Так, к примеру, оказались нерезультативными и трудоемкими рефераты и мнемонические техники. Наоборот: они энергозатратны, отнимают много времени, хотя могут и давать результаты на какой-то период. Не тратьте на них свое время и силы, применяйте другие стратегии, такие как анализ, самооценка и «автообъяснение».

1. «Перечитать». Большинство студентов делали это - перечитывали то, что задали. Толку от этого мало: воспроизведение никак не потенцирует понимание. Перечитывание бездумно и дает плохие результаты. К тому же это скучное занятие отвлекает от более эффективных стратегий.

2. «Выделить» . Стандартные отметки - без анализа и размышлений - не дают результат. Подчеркнуть - это быстро и легко, но это никак не улучшает производительность. Мало того, данный метод будет вреден для выполнения определенных задач: он врывает информацию из контекста и мешает связать текст в единую логическую цепочку. Впрочем, выделение или подчеркивание может быть первым шагом к успеху - только если акцентированная информация затем сразу же используется на практике.

3. Мнемотехники - разрекламированный метод, предполагающий воссоздание из текстов ментальных образов. Согласно правил мнемотехники нужно воссоздавать из каждого прочитанного пункта мысленные изображения. Научно не доказано, что мнемотехники полезны для запоминания информации. Научные исследования этого метода дают противоречивые результаты, особенно относительно долгосрочных эффектов. Тем не менее, приемы мнемотехники могут оказаться полезными для расширения словарного запаса иностранного языка, запоминания определения трудных слов (например, медицинской терминологии). Правда, они не будут эффективны в долгосрочной перспективе.

Инструкция

Прежде всего, нужно создать необходимые условия для запоминания. Нужно найти спокойное место, где отсутствуют лишние шумы, полностью сконцентрироваться на изучаемом материале и не отвлекаться на посторонние мысли.

Пересказ – один из лучших способов надолго зафиксировать в памяти прочитанную или услышанную информацию. При этом стоит обратить внимание на то, какой вид памяти лучше развит. Если легче усваивается написанный текст, хорошо работает зрительная память, то пересказ можно выполнить в виде шпаргалки, записав на ней основные тезисы, по которым будет легко воспроизвести текст. Если материал лучше воспринимается на слух, то прочитанное можно рассказать, если же текст обсудить с кем-либо, то запоминание ускоряется и облегчается в разы.

Чтобы сконцентрировать внимание на том материале, который необходимо усвоить, во время прочтения не стоит проговаривать слова, а также переносить взгляд на уже прочитанное. Это сильно снижает восприятие и раздражает нервную систему. Если какая-то информация была , ей следует уделить внимание при повторном подробном прочтении текста, усвоив основные мысли при первом.

Как и любой навык, умение быстро усваивать материал развивается только путем постоянных тренировок. Тренировать необходимо все виды памяти: слуховую, зрительную, смысловую. Комплексное восприятие визуальных образов и звуковых, дополняющих друг друга и подкрепленных ассоциациями создают прочную основу для надежного запоминания информации. Также одним из немаловажных факторов для запоминания текста является периферийное зрение – возможность захватить взглядом больший объем текста.

«Повторение – мать ученья» - гласит народная мудрость. Действительно, тщательное повторение материала через некоторое время после его изучения способствует надежному его укоренению в долгосрочной памяти. При этом не следует повторять весь материал сразу, особенно непосредственно перед зачетом или экзаменом. Повторение необходимо разделить на несколько дней, можно выделить два-три основных тезиса и повторять по одному в день.

Главным аспектом для усвоения материала является применение его на практике. Решение задач и выполнение упражнений по данной теме способствует хорошему запоминанию основных принципов, по которым решаются данные задачи. Четко зная цель практического применения материала, воспроизвести его при необходимости не предоставляет труда.

Мы учимся всю жизнь, начиная с детского возраста и заканчивая глубокой старостью. Игра на гитаре, новое программное обеспечение, воспитание ребенка — мозг человека постоянно впитывает новую информацию, правда, происходит это с разной скоростью. В детстве информация усваивается очень быстро, но чем старше мы становимся, тем труднее учиться.

Ниже вы увидите несколько способов, которые помогут хакнуть свой разум и заставить его работать быстрее и лучше.

Техническое обслуживание

Как и любой сложных механизм, мозг требует регулярного обслуживания, и если вы не пренебрегаете этим, он сможет справиться с любой задачей. Несколько полезных привычек помогают держать мозг в идеальном состоянии, так что процесс обучения будет проходить быстрее и проще.

Занимайтесь спортом

Я не доверяю ни одной мысли, которая пришла не во время движения.

Оказывается, физические упражнения нужны не только для отличной фигуры и здорового тела, но и для работы мозга. Если ваш мозг отказывается думать, попробуйте прогуляться или позаниматься в тренажерном зале. Исследования показывают, что память и ясность мышления улучшаются уже после 15 минут тренировки.

Медитируйте

Регулярные медитации не только снимают стресс, но и помогают улучшить вашу память. Кроме того, во время медитации развиваются навыки концентрации, что очень важно для процесса обучения.

Больше полиненасыщенных жирных кислот Омега-3

Эти незаменимые кислоты восстанавливают нарушенные нервные процессы, такие как внимание, скорость мышления и память. Кислоты Омега-3 в избытке содержатся в льняном масле и грецких орехах, арахисе и тыквенных семечках. Много их и в жирной рыбе — лососе, скумбрии, сардине и палтусе. Не зря говорят, что рыба помогает лучше думать.

Высыпайтесь

Для того чтобы мозг мог нормально функционировать, обязательно нужно высыпаться. Здоровый сон повышает скорость восприятия, помогает делать здравые суждения и обеспечивает быструю работу мозга.

Если перед сном повторить выученный материал, например, стихотворение или лекцию, за ночь информация прочно закрепится в памяти и утром вы будете отлично владеть предметом.

Пейте воду

Ученые из University of East London выяснили, что простая питьевая вода помогает лучше концентрироваться и решать сложные задачи. Результаты эксперимента, опубликованные в Daily Mail, показывают, что люди, испытывающие жажду, соображают медленнее на 14%. Так что всегда держите под рукой бутылку с водой.

Отвлекайтесь от учебы

Нельзя каждый день заниматься только одним делом — работой или учебой. Важно периодически отвлекаться на что-то другое, чтобы мозг за это время подвел итоги и переработал информацию.

Если вы решите завести хобби, выбирайте деятельность, связанную с концентрацией и координацией рук и глаз, например, жонглирование. Одно исследование показало, что жонглирование положительно влияет на работу мозга. Правда, положительные результаты проходили сразу после того, как люди бросали новое хобби.

Веселитесь

Смех — это лучший способ расслабиться и избежать эмоционального выгорания, особенно, когда вам приходится учиться в ускоренном темпе. Доказано, что смех помогает находить решение проблем и проявлять креативность.

Как облегчить сам процесс познания?

Разминка для мозга

Прежде чем погрузиться в работу, можно немного развлечься, попутно настроив мозг на работу. Например, можно мысленно подбирать рифмы для слов или решить несложную задачку. Такой «разогрев» помогает расслабиться и настроиться на восприятие более сложных вещей.

Учиться вместе

Если ваше обучение напоминает штурм крепости, можно найти кого-нибудь для поддержки. Будь то группа, клуб или приятель — в команде проще сосредоточиться на материале и сделать сам процесс обучения более организованным.

Robert E. Kennedy Library at Cal Poly /flickr.com

Обустройте место

Окружающая обстановка очень важна для обучения. В идеале помещение должно быть чистым, тихим и свежим, но не помешает и разнообразие. Например, в хорошую погоду можете попробовать поработать в парке или в уютном кафе. Единственное, что не стоит смешивать — обучение и кровать. Даже если она очень удобная, кровать подсознательно ассоциируется со сном и отдыхом, так что вам будет труднее сосредоточиться .

Метапознание

Большинство советов, как улучшить процесс обучения, завязаны на метапознании. Это понятие можно определить, как искусство осознания собственного сознания. Вы оцениваете собственное мышление, свою способность выполнить задачу и цели, которые для этого подойдут.

Нужно отстраниться от первого впечатления о материале и оценить, насколько быстро вы усваиваете знания, есть ли какие-то проблемы и способы учиться более продуктивно.

Делайте одну вещь за один раз

Многозадачность — это настоящий талант, но, к сожалению, она снижает эффективность работы. Если одновременно выполнять несколько дел, невозможно хорошо сконцентрироваться на них, так что время, нужное для решения задачи, увеличивается.


Не бойтесь неудач

Группа исследователей из Сингапура обнаружила, что люди, решающие сложные математические задачи без инструкций и помощи, чаще всего не справлялись. Однако в процессе они находили интересные идеи, которые помогали им в дальнейшем.

Это можно назвать «продуктивной неудачей», когда опыт, полученный в процессе решения, не раз поможет в будущем. Так что не бойтесь неудач — они вам пригодятся.

Проверьте себя

Не ждите последнего экзамена - почаще проверяйте себя сами или попросите друга, чтобы устроил вам небольшой тест. «Продуктивные неудачи» работают только с поиском решений, а если вы провалите экзамен, для которого требовалось механически запоминать материал, вашему обучению это не поможет, только помешает.

Сокращайте материал

Полезно дополнять свои конспекты визуальными элементами — графиками, диаграммами или картами.

Думайте, где это можно применить

Очень часто при изложении фактов и формул упускается сфера их применения. Сухие знания быстро забываются, и если вы хотите надолго запомнить что-либо, постарайтесь самостоятельно найти применение в реальной жизни. Знание о том, как, где и зачем применить факты в реальной жизни, надежно закрепят информацию в вашей памяти.

Применяйте разные методы

Чем разнообразнее источники получения знаний, тем больше вероятности, что они останутся в вашей памяти.

Согласованная работа разных областей мозга улучшает восприятие и сохранение информации.

Например, это может быть чтение статей, прослушивание аудио материалов, просмотр видео, написание или перепечатывание вручную, проговаривание вслух. Главное, не делайте все одновременно.

Связывайте с уже имеющимися знаниями

Если вы можете мысленно связать ваши знания с тем, что вы выучили раньше, это поможет более быстро и эффективно учиться. Не оставляйте знания обособленно — встраивайте их в большую картину мира, которая есть в вашем мозгу.

У вас всё получится

Будьте уверены в себе и знайте, что у вас все получится. Не только потому, что это правда, но и потому, что вера в силу своего интеллекта действительно увеличивает его .

Здесь я соберу несколько практических советов (большинство из них проверены на личном опыте), подкрепленных научными фактами, которые помогут сделать процесс обучения эффективным. Применять можно как к самообучению, так и обучению кого-либо. Если вы учитесь где-то, проверьте, сколько из перечисленных пунктов действительно применяются в учебном процессе - это поможет вам правильно оценить эффективность вашего образовательного процесса и изменить в нем что-либо так, чтобы это удовлетворяло ваши потребности.

1. Стремитесь к тому, чтобы информация попала в долгосрочную память.
Когда новая информация попадает к нам через те или иные сенсоры, она сначала загружается в мгновенную память, в которой данные могут находиться, если мне не изменяет память, до 1-ой минуты. В качестве примера здесь может служить номер телефона заказа пиццы, который мы запоминаем только на время набора.

Далее, если информация представляет какой-либо интерес, она попадает в краткосрочную память, в которой может находиться не больше суток. Тут примером может служить подготовка типичного российского студента к экзамену - за ночь он учит материал, сдает экзамен и затем забывает большую часть предмета. Некоторые, поэтому, в качестве положительного момента обучения в ВУЗе говорят, что он учит усваивать большое количество информации за короткое время. На самом же деле, это не то, к чему следует стремиться. Чтобы информацией можно было пользоваться и выстраивать на ее основе суждения и выводы, необходимо, чтобы она попала в долгосрочную память и обросла различными нейронными связями (т.е. была связана с другой информацией, усвоенной ранее или позднее). Кстати, чем больше таких связей, тем быстрее мозг находит путь к такой информации.

Из этого пункта вытекает, что различные тесты и проверки обучающихся не следует проводить на следующий день после подачи нового материала. Не следует, также, предупреждать их о готовящемся тесте, если вы хотите проверить именно долгосрочную память (т.е. не хотите, чтобы студенты повторяли материал перед тестом).

2. Старайтесь найти значение и смысл для новой информации.
Когда мозг получает новую информацию, он принимает решение сохранять ее или нет в долгосрочную память, основываясь на количестве существующих нейронных связей, которые имеют отношение к этой информации. Под смыслом имеется в виду ранее усвоенная информация, под значением - то, что может оказать влияние на человека в дальнейшем. Например: дизайнер читает в жж, что Артемий Лебедев запретил курить в своей студии. Т.к. дизайнер не является курильщиком, но знает кто такой Тёма, то в новой информации содержится смысл, но отсутствует значение. Если бы дизайнер являлся курильщиком, то для него существовал бы и смысл и значение, и информация имела бы куда больше шансов на попадание в долгосрочную память.

3. Первая треть занятия - самая эффективная для усвоения новых знаний.
Любое занятие, будь то лекция, урок или семинар имеет так называемые прайм-таймы и даун-таймы. В прайм-тайм любая информация усваивается лучше всего, поэтому не следует проверять в это время домашнее задание, задавать вопросы, высказывать ложные гипотезы и т.п. - вся информация, даже если она неправильная, будет усвоена. Лучший вариант для прайм-тайма - давать новую информацию четко. При необходимости, все вопросы можно обсудить позже.

Прайм-таймы приходятся на начало и на конец занятия и составляют примерно по 1/3 от общего времени занятия. Причем, доля прайм-таймов обратно пропорциональна продолжительности занятия - самым оптимальным по продолжительности считается занятие длиной в 20-30 минут. Во-второй прайм-тайм (в конце занятия) следует подводить итоги и делать обзор изученного, чтобы закрепить материал.

В даун-тайм, когда мозг практически не усваивает информацию, следует сменить деятельность - обсудить изученное, обменяться мнениями, проверить домашнее задание и т.п.

4. Сон - важная часть процесса усвоения знаний.
Регулярный и достаточный (не меньше 7,5 часов) сон обязателен для усвоения новой информации и ее дальнейшей обработки. Когда мы спим, мозг продолжает обращаться к тем же участкам и нейронам, которые были использованы, когда он впервые получал информацию. По одному из предположений, это становится возможно благодаря отключению (или понижению чувствительности) соответствующих сенсоров (глаза закрыты, слух отключен и т.д.). Работая с этими участками мозг реорганизует их и укрепляет нейронные связи. Таким образом не только облегчается доступ к новой информации, но и происходит ее обработка, находятся новые решения задач. В проведенных экспериментах подтвердилось - выспавшиеся люди гораздо лучше запоминали новый материал предыдущего дня и эффективнее находили решения новых задач.

5. Учите новый материал только по необходимости
Наиболее точно я определил для себя этот пункт на английском: learn on demand (не знаю, использовал ли кто-либо такой термин). Он означает, что для максимально эффективного усвоения материала нужна практическая задача, которую вам интересно решить. Причем, не что-то вроде «решить квадратное уравнение», что обычно предлагают в школе, а именно задача, которую нужно решить вам в реальном мире. На первый взгляд может показаться, что такие задачи не всегда можно подобрать, т.к. некоторые знания слишком «низкоуровневые» (как например знание алфавита), но это на самом деле не так. Просто более низкоуровневые знания требуют менее важных задач и наличие фантазии, только и всего.

Если вы боитесь, что что-то упускаете учась по такому принципу, спросите себя: сколько времени вы потратили бы на изучения материала который вам сейчас не нужен и желания учить который у вас нет? И это вместо того, чтобы уже решить, пусть и не большую, но вполне конкретную задачу и, таким образом, мотивировать себя учиться дальше.

6. Изменяйте обстановку и стимулируйте появление эмоций.
Мозг эффективней всего реагирует на изменения, поэтому новый материал запоминается удачно если что-то вокруг меняется. Могу поспорить, большинство из вас не помнит, где находился и чем был занят 10 сентября 2001-ого, но каждый прекрасно помнит, что делал 11 сентября того же года. Разумеется, пример не стоит воспринимать буквально, но даже небольшие позитивные изменения в обстановке, где проходит обучение, будут способствовать повышению эффективности.

Если это аудитория с определенным количеством учащихся - приглашайте иногда других лекторов или интересных личностей провести всю или часть лекции, появитесь на лекции в шортах или полосатом купальнике - я могу поспорить, что ваши студенты эту лекцию будут помнить до конца жизни. Идея, думаю, ясна.

Если вы учитесь самостоятельно (например, читаете мануал или книгу) - добравшись до нужных вам знаний поставьте приятную песню, съешьте шоколадку, отожмитесь 20 раз, позвоните другу и поделитесь своей радостью, посмотрите порно, ущипните себя за что-нибудь - все это может сыграть вам на руку.

Кроме того, контролируйте естественные условия в среде обучения. Слишком высокая температура, дегидрация организма и посторонний шум очень сильно ослабляют способность мозга воспринимать информацию. Умеренный солнечный свет и кислород, напротив, прибавляют мозгу уверенности.

7. Избегайте кнута и пряника.
Слишком много пряников, как и слишком большой кнут могут полностью свести на нет способность мозга что-либо учить. Попытки выучить материал, чтобы сдать экзамен и не попасть в армию - как раз пример неправильного стимулирования мозга за счет некоей угрозы. Чтобы процесс обучения был эффективным, преподавателям следовало бы использовать экзамены и тесты не как способ отсеять людей (это в лучшем случае так получается - в худшем им либо все равно, либо самоутвердиться норовят), а как способ обнаружить пробелы и слабые места и постараться их закрыть в будущем. Особенно важно, чтобы и студент понимал смысл таких проверок, не боялся делать ошибки и правильно готовился к подобным событиям (в частности, не прибегая к использованию краткосрочной памяти).

8. Используйте тот способ получения информации, который вам больше всего подходит.
Не все люди одинаковы и не все предпочитают получать информацию одним и тем же способом. Кто-то лучше усваивает материал, когда читает его сам, кто-то лучше запоминает речь, кто-то - схемы на доске и картинки. Определите, что наиболее эффективно для вас и старайтесь прибегать именно к этому способу.

Помните, что лекция - один из самых неэффективных способов обучения из-за своей средней продолжительности, монотонности и, часто, единственного способа подачи информации (речь).

That"s it folks.

На самом деле, пунктов могло бы быть гораздо больше. Я сейчас постарался перечислить те, что показались мне наиболее важными и практически применимыми. В комментариях я постараюсь ответить на ваши вопросы (если будут), т.к. некоторые знания и опыт в области процесса обучения у меня имеются.

На протяжении всей жизни мы воспринимаем очень много информации, мы учим стихи, познаем новые языки, разбираемся в формулах и теоремах. А все благодаря чему? Благодаря нашей памяти! Мозг – это орган, который необходимо постоянно тренировать и развивать, тогда все, что Вы воспринимаете, будет надежно закреплено в памяти.

Так, существует несколько способов, которые расскажут, как лучше запоминать информацию, выучить большой объем в короткие сроки, научиться сохранять в памяти полученные сведения.

Зачем использовать методы запоминания?

Согласно словам экспертов, зубрение дат, фактов и любой другой информации ничего хорошего не принесет. Это не поможет никому стать умнее или выучить необходимые данные. Эти методы неэффективны, и они скорее будут мешать, нежели помогать нам. Именно поэтому ученные разработали более эффективные методики, благодаря которым можно «договориться» с памятью и получить хороший результат.

Можно научить свой мозг впитывать большой объем данных, как губка, всегда блистать умом и быть на высоте. При этом сама не будет напрягать и казаться сложной.

Что ж, рассмотрим несколько приемов, которые помогут запомнить большой объем информации:

Мультисенсорное восприятие

Каждая личность по-разному реагирует на раздражители, именно благодаря им мы можем научиться воспринимать разную информацию. Так, мы, раздражая сенсоры на коже, чувствуем холод и тепло, повреждая рецепторы языка, можем ощущать вкус. Соответственно, чем больше чувств при восприятии мы задействуем, тем лучше запоминается материал. Например, если Вам нужно запомнить названия экзотических птиц, то лучше всего не только читать их наименование, но и смотреть картинку, а в идеале – найти в Интернете пение или посмотреть видео. А если получиться ее потрогать, то забыть вряд ли когда получится.

Презентация на тему:"Законы памяти"

Связывание с предметами искусства

Благодаря тому, что подсознание отлично стимулируется разнообразными предметами и произведениями искусства, можно замечательно учить и запоминать необходимое. Это будет происходить в том случае, когда факт, дата будет связана или с музыкальным произведением, или скульптурой, или любым другим шедевром. Подсознание откроет специальный шлюз для того, чтобы запомнить эту информацию. Этому очень легко научиться.

Повторение перед и после сна

Недаром говорят, если положить книгу под подушку, то информация сама «просочится». У нас это происходит немного по-другому, но тем не менее. Если учить что-либо перед сном, можно усилить процесс запоминания, ведь когда мы спит, то наше подсознание синтезирует информацию. Соответственно, пока человек спит, мозг охотнее работает над запоминанием информации и сможет быстрее запомнить.

Эти методы весьма эффективны, работают с подсознанием. Но есть также методы, которые работают непосредственно с сознанием и памятью, тренируя их. Рассмотрим их ниже.

Десять приемов «Быстро запомнить все!»

  1. Записывайте мысли. Один не из самых приятных способов, так как предусматривает записывание негативных событий и мыслей на бумагу перед непосредственном изучении материала. Наше сознание очень сильно концентрируется на негативе, поэтому автоматически запоминает его. Если сразу после записывания маленьких негативных подробностей приступить к изучению, то материал лучше отложиться в памяти.
  2. Доверьтесь природе. Не зря многие студенты предпочитаются учить материал на свежем воздухе. Природа повышает функцию восприятия на 20%. Если у Вас нет возможности выехать на природу, то дайте мозгу отдохнуть и посмотрите на картинки красивой природы, и только потом приступайте к учениям. Это поможет учить большой объем информации за один раз.
  3. Говорите громче. Если Вам нужно выучить иностранные слова, то проговаривайте их внятно и громко. Громкость произнесения увеличивает на 10% запоминаемость информации при учении наизусть.
  4. Добавьте немного экспрессии. Как мы уже говорили, чем больше чувств задействовано, тем лучше мы запоминаем. Добавьте побольше эмоций, жестов, мимики, если хотите быстро научиться запоминать информацию, термины и иностранные слова. И учить станет интереснее!
  5. Используйте диктофон. Запишите то, что необходимо выучить, и включайте в транспорте, перед сном и на ночь. Вы будете спать, а мозг – запоминать. Количество информации при этом может быть неограниченно.
  6. Постоянно двигайтесь. Во время восприятия и учения информации наизусть двигайтесь. Наматывайте круги по комнате, ходите. Движение активизирует работу нашего мозга и Вы сможете лучше и быстрее учить и запомнить все.
  7. Смените картинку. Допустим, Вам нужно подготовиться быстро к двум докладам (за один вечер). Делайте это в разных помещениях. Таким образом, информация не будет перемешиваться при воссоздании.
  8. Записывайте первые буквы. Для того чтобы быстро и качественно запомнить любую информацию (например, песню). Запишите ее на бумаге, а потом выпишите только первые буквы, пытаясь вспомнить слово. Потренируйтесь вспоминать глядя на первые буквы, а потом уже и без этой «шпаргалки». Проверьте, песня намного лучше запоминается.
  9. Не пренебрегайте сном. Чем больше Вы будете спать после изучения материала, тем лучше удастся его запомнить.
  10. Занимайтесь спортом. Перед изучением материала активно позанимайтесь, тогда Вам под силу буде даже «Война и мир».

Мы рассмотрели, эффективные методы для запоминания той или иной информации, которые позволяют изучать большой объем материала, делать это качественно и быстро. Теперь осталась практика. Дерзайте, чем больше количество тренировок – тем лучше результат! И помните, всему возможно научиться.

Мнемотехники

Данные техники позволяют быстро учить наизусть полученную информацию и тренировать мозг, для повышения его работоспособности.

  1. Рифма. Такой метод заключается в иной интерпретации полученных данных.
  2. Создавайте фразы из первых букв полученных данных. Например, пришло письмо и первые строки гласят – Доброго дня. Возьмите первые три буквы «доб» и в произвольной форме создайте новое – день очень бодрый.
  3. Связка. Исходя из названия, можно понять, что речь идет о информармации сопряженной с яркой иллюстрацией. К примеру, те предметы, которые вы стремитесь запомнить на английском языке, можно связывать к действиями. К примеру, толстый кот – заменяем на – большого размера кот.
  4. Зацепки. Суть техники в замене цифр на предметы. Допустим, 0-бублик, 1-палочка, 2-гусь и т.п.
  5. Техника Цицерона. Заключается в представлении предметов для запоминания в знакомой обстановке. К примеру, чтобы запомнить слова-предметы на иностранном языке, нужно поместить их в свою спальню. При необходимости вспомнить то или иное слово – ассоциация идет со знакомой обстановкой. Такой подход позволяет учить новые слова наизусть, задействуя минимум усилий.

Мы не удивимся, что некоторые методы мнемотехнику окажутся вам знакомыми. Однако это целая наука, которая позволяет укрепить память.

  1. Вникните в прочитанное. Если есть сложность в запоминании материала, то часто этому причина непонимание прочитанного. Многим людям, чтобы запомнить данные, необходимо их понять. Здесь необходимо задействовать логику и ассоциации, которые останутся в памяти.
  2. Конспект. Не переставайте писать и желательно тезисно. Допустим, идет важное совещание и необходимо запомнить большой объем информации – пишите тезисы, т.е. выделяйте главное. Это позволит вам не упустить нюансов и владеть полной информацией.
  3. Структура. Если не любите писать, то эта техника вам точно подойдет. Прочтите информацию, вникните в нее и зарисуйте в виде схемы. Все просто – перед вами будут всегда маячки.
  4. Рисование. Пожалуй, самый распространенный метод запоминания. Как он проявится лично у вас – сложно сказать, т.к. все мы индивидуальности. Главное, чтобы рисунок соответствовал полученным данным.
  5. Слайд-шоу. Такие презентации являются действенным методом в сфере бизнесе. Для грамотной, интересной и эффектной подачи материала достаточно составить схему текста, используя интеллектуальные карты. Для этого существует множество онлайн-программ.

Отметим, что описать в одной статье все способы, которые позволят лучше воспринимать и запоминать информацию, довольно сложно. Поэтому, дадим простой совет – теория и практика – вот основа отличной памяти!

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен