Какие молитвы читать во время поста. О чем говорится в молитве Ефрему Сирину на Великий пост – К чему призывает молитва Ефрему Сирину. Молитва перед учением

Какие молитвы читают дома во время Великого поста 2018 года

Всем известно, что Пасхальный пост – с 19 февраля п0 7 апреля 2018 года - наиболее строгий и продолжительный, и существует множество ограничений в еде на протяжении этого семинедельного периода.

Однако многие из нас забывают, что, помимо отказа от определенных продуктов, в пост человек должен очиститься и духовно, тем самым как бы попытавшись «приблизиться» к Богу.

Существуют специальные молитвы на каждый день в Великий пост, которые следует читать всем людям, принадлежащим к числу православных христиан.

То, какие молитвы читают в Великий пост, указано в Книге Пророка Исайи, где целый раздел посвящен тому, как следует вести себя на протяжении всего семинедельного периода.

Основной считается молитва святого Ефрема Сирина, которая способствует освобождению от так называемого «недуга», препятствующего общению человека с Богом. Звучит эта молитва следующим образом:

Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве,

даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения,

и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков, аминь.

Боже, очисти мя грешного!

Утренние молитвы в Великий пост остаются традиционными, однако их чтение непременно дополняется вышеуказанной молитвой Ефрема Сирина. Она может читаться не только в храме, но также дома, и имеет предназначение – подготовить человека к исповеди, покаяться и очиститься.

Важно понимать, что ограничения в еде, а также утренние, дневные и вечерние молитвы в Великий пост имеют одну общую цель – человек должен научиться управлять собой, контролировать собственные чувства и эмоции.

Семинедельный период пасхального поста – это время умиротворения и покаяния. Каждый верующий христианин должен осознанно входить в пост, соблюдать его и правильно выходить из указанного состояния.

Как правило, неосведомленному человеку сделать это достаточно трудно, потому, решившись впервые на такой серьезный шаг как соблюдение Великого поста, лучше заручиться поддержкой церковных служителей, которые обязательно помогут во всем и подскажут, как необходимо верно поступать.

Молитвы в Великий пост

Молитвы в Великий пост считаются обладающими большей силой. Франсуа Мориак однажды сказал: «Не нужно иметь веру, чтобы молиться; нужно молиться, чтобы обрести веру».

Молитва – это не простые слова с перечислением прегрешений и светлых чувств. Это не то, о чем можно много и разно говорить. И не то, чем можно пренебрегать.

Исконно молитвы были созданы для того, чтобы каждый человек мог говорить с Богом. Особый напевный ритм, слог и старославянский язык – ключ к некому состоянию, когда бренное забывается и торжествует духовное. Это как раз тот случай, когда можно не иметь большой веры, делая первые шаги в молитве, но непременно ощутить прикосновение Божественного.

Молитвы в Великий пост

Великий пост – это особенное для христиан время и 2016 год - не исключение. В этот период заповедано особенно соблюдать правила воздержания, добронравия и взаимопомощи. Это время, когда нужно ограничить свое тело во всём, чтобы освободить дух от его влияния. Каждый день на нас накапливается слой пережитого: эмоции, желания, злость и рутинные интересы. Всё это имеет ничтожно малое отношение к истинно духовному развитию. И ограничения, доходящие до аскезы, призваны снять всё подобное, наносное с нашей души. В этом деле молитва становится неотъемлемым помощником.

В пост меняется образ жизни, у многих эти изменения ощутимы до дискомфорта. И когда тело навязывает свою привычную линию поведения, на помощь приходит Святое Слово. Оно оказывает чудесное воздействие, помогает отрешиться от чувства недовольства, что часто гложет голодного, и от чувства раздражения, что гложет того, кого ограничили. Молитва помогает понять и ощутить, насколько мимолетно всё это, насколько мало по отношению к великому Божественному Началу, которое живёт в каждом из нас.

«Молитва должна оставаться без ответа, иначе она перестает быть молитвой и становится перепиской»

Молящийся, обращающий свое сердце к Богу, должен помнить, и в пост особенно, что нельзя ждать чудес и мгновенных свершений. Душа праведника чиста и покорна воле Господа, она не требует, а терпеливо ожидает и благодарит за всё, что происходит, не ропща.

Пост – это время молитвы

Утро первого дня поста начинается с особых слов, обращенных к Иисусу Христу, Пресвятой Троице. Эти молитвы называются начальными. Они означают готовность покорно принимать испытание постом, смирение и соучастие со страстями Иисуса, которые испытывал он в пустыне.

Каждое же утро начинается с молитвы Христу, псалма Давида, молитвы третьей святого Макария Великого, хвалы и песни Богородице. Это основные молитвы, читаемые в Великий пост мирянином.

В продолжение дня мысли должны быть обращены в молитву благодарности за хлеб насущный, молитвы перед и после вкушения пищи.

Перед сном праведный христианин обращает свое сердце к Ангелу-Хранителю посредством молитвы и к Богу Отцу.

Эти молитвы можно назвать необходимыми для прочтения христианину во время поста. Их намного больше, но если взывать к перечисленным святым с чистой душой, и этого будет достаточно.

Церковная служба в пост также отличается от обычной. Обязательно в чтение добавляют молитву святого Ефрема Сирина. Она считается воистину великопостной молитвой, что полностью отражает её содержание.

Священнослужителям в период поста предписано особо много времени проводить в молитве. Для них молитва – это особенная и в то же время основная часть жизни. Ею надлежит заниматься после пробуждения, перед приемами пищи и после них, перед учением, в моменты, когда одолевает соблазн или дурной помысел, перед сном.

Во время Великого поста молятся о своих усопших и за здравие живых близких и родных. Считается, что очистившаяся душа ближе к Богу, и Он лучше слышит все молитвы. Поэтому можно обращаться в любых молитвах к Всевышнему, и это непременно отзовется, внутри или снаружи.

«Труд - лучшая молитва»

В Великий пост очищение считается не только устными молитвами, но и делами. Сказано, что в этот период нужно воздерживаться от лишних слов, действий и желаний.

Привычно нам смотреть телевизор – воздерживаемся. Разве что если это для дела. Привыкли много времени болтать с подругами по телефону – на этот период ограничиваемся. Это своеобразная работа над собой, самый тяжелый труд под названием «изменение себя к лучшему».

Но если сосед или знакомый, и даже если незнакомец нуждается в помощи, нужно помочь. Особенно в Великий пост. Конечно, помощь по силам и от души. Часто бывает, что к нам обращаются не вовремя, приходят некстати. Но данный период существует именно для того, чтобы преодолевать свое недовольство, освобождаться от него, чтобы это место в душе занимало осознание бренности бытия, высоты духа и единства. Все люди равны между собой, и каждому дано время. Это время принадлежит Богу, а значит, у нас лично никто его отнять не может. Но если мы с открытым сердцем посвятим это время кому-то на пользу, кому от этого станет плохо? Напротив, доброты только прибудет. Это и есть цель Великого поста.

«Бог не слышит слов молитвы, Бог видит твоё сердце»

Есть люди, которые пробуют для себя пост впервые. Они не знают молитв, не сталкивались с чудесами веры. Но что-то привело их попробовать. Никогда не поздно встать на путь совершенствования своего духа. И вот для этих людей является некоторой проблемой освоение большого количества текста. Может статься, для них чтение молитвы станет старанием правильно произнести нужные слова, а не истинным обращением души к Господу. В таком случае нужно обратиться к батюшке, он может помочь в направлении к основным молитвам христианина. В данный момент есть молитвы, переложенные на современный язык с сохранением смысла.

Можно и желательно посещать церковные служения. Молитва в церкви обретает воистину чудесное звучание и действие. Чисто всё: слова, голоса, помыслы многих десятков мирян, склоняющих головы в поклоне. В этом можно найти для себя первый урок чуда, преподанного Господом.

Но незнание молитв не означает, что стремление к чистоте духа останется незамеченным. Главное – чистые помыслы, праведные действия. В каждом человеке живет божественный цензор, и если слушать его, наши слова всегда будут слышны Богу.

Молитвы в Великий пост

В Великий пост принято читать разные молитвы, но самой главной считается покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Этому празднику посвящена глава в Книге Пророка Исайи. Там подробно описано, как нужно себя вести во время поста и другие нюансы. В эти дни можно проводить различные обряды, читать заговоры и молитвы. Люди верят, что все обращения к Богу в этот период будут непременно услышаны.

Молитвы, читаемые в Великий пост

Как уже было сказано, самой важной молитвой в дни Великого поста считается обращение от священного Сирина. В ней перечисляются наиболее важные аспекты покаяния, а еще указывается, что конкретно нужно делать и над чем работать. Основная идея молитвы заключается в том, что человек должен освободиться от недуга, который является препятствием при общении с Богом. Молитва Святого Ефрема Сирина звучит так:

«Господи и Владыко живота моего,

дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.

даруй ми зрети моя прегрешения,

и не осуждати брата моего,

яко благословен еси во веки веков, аминь.

Боже, очисти мя грешного!»

Чтобы молитва была более понятной, нужно остановиться на самых важных моментах, которые описаны в ней. Вначале произносится просьба избавить от важных грехов:

  1. Дух праздности . Святой просит бога уберечь его от напрасной траты времени. Каждый имеет определенные таланты и умения, которые нужно правильно применить на благо всего человечества. Праздность считается корнем всех грехов.
  2. Дух уныния . Если человеком управляет уныние, то у него нет возможности видеть добро и счастье в жизни. Он просто погружается во тьму и становится настоящим пессимистом. Именно поэтому чтобы двигаться в правильном направлении и быть ближе к Богу нужно избавиться от этого греха.
  3. Дух любоначалия . Практически в жизни каждого человека есть желание управлять людьми, к примеру, власть в семье, на работе и т.п. Любовь к управлению может стать серьезной проблемой, которая не дает развиваться и общаться с Богом.
  4. Дух прадзнословия . Человек является единственным созданием Бога, который получил умение разговаривать. Часто слова используются для оскорблений, проклятий и т.п. В молитве святой просит Бога уберечь его от напрасных и злых слов.

Пост без молитв не может проходить. Можно читать утренние, вечерние молитвы или же Псалтирь. Важно всегда добавлять молитву Ефрема Сирина.

Другие молитвы, читаемые в пост:

Большое значение имеют коленопреклоненные молитвы, читающиеся не в Великий пост, а на Великую Троицу, которая празднуется на пятидесятый день после Пасхи. Читает их священник, стоя на коленях лицом к послушникам. В молитвах есть обращение к милости Божией, говорится там о ниспослании Духа Святого, а также об упокоении умерших.

Копирование информации разрешено только с прямой и индексируемой ссылкой на первоисточник

Молитва в Великий пост на каждый день и перед Пасхой, молитва Ефрема Сирина – Примеры молитв перед едой в Великий пост

Великий пост, наступающий в 2017 году 27 февраля, – не только отказ от животной пищи и алкогольных напитков. Это время, посвященное изучению жизни Иисуса Христа, обращения к Богу в молитвах. В Великий пост человек становится глубже, отрешается от множеств земных благ, переосмысливает свою жизнь и предназначение свое в этом мире. Пост, длящийся шесть седмиц и Страстную неделю, заканчивается светлой Пасхой Христовой – воскрешения Иисуса как чудесного доказательства существования Господа. Каждый христианин должен прийти к Христову воскресению очищенным не только телесно, но и духовно. Не все верующие знают, как и какую молитву читать в пост. Служители храмов часто говорят о том, что к Богу можно обращаться в любых молитвах. Однако, молитва в постЕфрему Сирину должны читаться каждый день за исключением субботы и дня воскресения. Читается она и перед Пасхой, в сыропустную неделю. Целью прочтения ее является освобождения «живота» (жизни) от телесных и, что считается главным, духовных недугов. Важными в православии считаются и молитвы в пост перед едой. Они помогают христианину избежать чревоугодия, настроить его на скромную пищу и долгое отсутствие развлечений.

Молитва в Великий пост на каждый день – Как и когда молиться в пост

В православии существуют молитвы на каждый день Великого поста. Верующие, посещающие храм знают, что первый день первой седмицы начинается с песнопений. Священники рассказывают прихожанам об Иоанне Крестителе и Ироде. Во вторник первой седмицы главная, первая молитва посвящается житию Андрея Критского – святого, посвятившего жизнь Богу вследствие произошедшего с ним чуда (обретения дара речи после немоты). В среду, на третий день поста, воцерковленные люди, посещающие храмы, узнают толкование молитвы Ефрема Сирина и т.д. Если Вы не можете по любой уважительной причине ходить в храм на молитву, выделите хотя бы десять-пятнадцать минут в день на изучение Писания – Ветхого и Нового заветов.

Примеры молитв на каждый день Великого поста

Любой верующий Вам скажет – поста без молитв не существует. Разумеется, это утверждение не значит, что вы должны полностью отречься от повседневных забот и погрузиться в чтение молитв. При отсутствии молиться часто и посещать храм, читайте Писание. Найдя свободное время, уделите его прочтению одной из молитв Великого поста. Сейчас в интернете можно скачать их все. Мы же предлагаем обратить внимание на самые известные молитвы, относящиеся ко времени воздержаний перед Пасхой.

Хвалебная молитва Господу Богу

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

В этой молитве мы славим Бога, ничего не прося взамен. Произносится она обычно по окончании дела в знак благодарности Богу за Его милосердие к нам. Эта молитва произносится короче: Слава Богу. В этом сокращенном виде мы произносим молитву, когда оканчиваем какое-либо доброе дело, например, учение, работу; когда получаем какую-либо радостную весть и пр.

Боже, милостив буди мне грешному.

Господь, будь милостив ко мне, грешнику.

Молитва о прощении наших прегрешений. Ее нужно произносить так же часто, как часто грешим. Как только согрешим, должны тотчас же каяться пред Богом во грехе и произносить эту молитву.

Молитва Господу Иисусу Христу

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Господь Иисус Христос, Сын Божий, по молитвам Твоей Чистейшей Матери и всех святых, умилосердись над нами (окажи милость нам). Аминь.

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокрвище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душе наша.

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины, Который везде находится и все наполняет, Вместилище всякого добра и жизни Податель, прииди и обитай в нас, и очисти нас от всякой нечистоты, и спаси, Милосердый, наши души.

Православная молитва в Великий пост перед Пасхой – Что такое молитва

Любая православная молитва – обращение к Богу, разговор с Богородицей, святыми. Молиться про себя можно в любом месте и в любое время. Вслух обращаются к Богу дома, в одиночестве или в храмах, стоя пред образами. Перед постом, в конце Сыропустной недели произносят молитву Ефрема Сирина, молятся Господу Богу Иисусу Христу, Святому Духу, пресвятым. Каждую молитву можно заканчивать воззванием к Всевышнему, хвалой Богу, просьбой и придании вам сил во время поста.

Примеры православных молитв перед Пасхой в пост

У воцерковленных людей существует обычай прочитывать все Евангелия за время, отведенное на Великий пост. Конечно, не всем верующим оказывается под силу одолеть Писание. Постясь перед наступлением Пасхи, читайте молитвы по мере возможности. Мы предлагаем запомнить тексты некоторых из них.

Символ Веры читается так:

1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена.

5. И воскресшаго в третий день, по писанием.

6. И возшедшаго на Небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во едину святую, соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых,

12. И жизни будущаго века. Аминь

 Верую в единого Бога, Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

 И в единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.

 Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с Небес, и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.

 Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного,

 И воскресшего в третий день, согласно Писанию.

 И восшедшего на Небеса, и сидящего по правую сторону Отца.

 И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же царству не будет конца.

 И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.

 В единую, святую, соборную и апостольскую Церковь.

 Признаю одно крещение для прощения грехов.

 Ожидаю воскресения мертвых,

 И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

О чем говорится в молитве Ефрему Сирину на Великий пост – К чему призывает молитва Ефрему Сирину

История говорит о том, что молитва Ефрему Сирину была любима не только священными отцами, но и А.С. Пушкиным, великим российским поэтом, переложившим слова молитвы на поэтический лад. Святой Ефрем Сирин, живя в средневековье, был исполнен духовной мудрости. Ему принадлежат и «богомысленные размышления» из Псалтиря Божьей Матери. Что касается известной молитвы, имеющей своей целью очистить сердца верующих перед Пасхой, она известна своей простотой и глубиной. Молитва эта способствует очищению души от празднословия, отсутствия целомудрия, от гордого самоутверждения. Она учит кротости, смирению, благодарению.

Когда читается молитва Ефрему Сирину в Великий пост

Как рекомендует церковь, молитву Ефрема Сирина следует читать ежедневно, с позднего вечера воскресения по пятницу. Не стоит переживать по поводу повторений молитвы – каждый раз произнося ее слова, вы воспринимаете их по-новому. Молитва очищает душу и сердце, настраивая верующего на благодатное настроение во время Великого поста.

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Какую молитву следует читать в пост – Помогающие поститься молитвы

Каждая молитва – обращение к Богу, таящая в себе наши мысли, просьба освободить нас от «скверны» – нечестных, нечистых мыслей и поступков. Прося Господа Бога в молитве защитить нас от искушений, мы действительно становимся лучше. В принципе, любая благочестивая молитва, обращенная во время в Богу, помогает нам поститься, воздерживаясь от страстей и искушений.

Как молитвы помогают поститься в пост

Любые молитвы, произносимые в Великий пост, направлены на очищение души от неблагоприятных, богопротивных мыслей. Молясь и читая Евангелие, мы глубже познаем Бога и понимаем смысл поста.

Верую, Господи, но Ты утверди веру мою.

но Ты укрепи надежду мою.

Я возлюбил Тебя, Господи,

но Ты очисти любовь мою

и воспламени ее.

Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай,

да приумножу покаяние мое.

Чту, Господи, Тебя, Творца моего,

воздыхаю о Тебе, призываю Тебя.

Ты же направь меня мудростью Твоею,

защити и укрепи.

Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои,

да исходят они от Тебя.

Дела мои да будут во имя Твое,

и желания мои да будут в воле Твоей.

Освети ум мой, укрепи волю,

очисти тело, освяти душу.

Да узрю мои прегрешения,

да не прельщусь гордостью,

помоги мне побеждать искушения.

Да славлю Тебя во все дни жизни,

которую Ты даровал мне.

Какая молитва произносится в пост перед едой – Православная молитва «Отче наш»

Верующие христиане молятся перед едой независимо от того, в постный день вкушается пища или нет. Самая распространенная молитва перед едой одновременно является и самой известной молитвой, знаемой наизусть даже детьми – «Отче наш». Очень часто в пост перед едой произносятся хвалы Господу, даровавшему пищу и питье. По окончании трапезы верующие благодарят Бога, даровавшего им пищу, молитвами.

Молитва Господня. Отче наш

– время обновления, покаяния и радости. Радости не пасхальной, ликующей, а тихой и незаметной на первый взгляд, но одновременно какой-то глубокой. Может быть, это оттого, что в пост в очередной раз желаешь отойти от всей ненужной, наносной суеты, обволакивающей тебя каждый будний день, и обрести подлинного себя.

Великий пост готовит нас к торжеству торжеств – . Это настоящее путешествие. Это весна духа. И вот этот весенний путь должен привести к тому, чтобы мы к его концу стали хоть немного лучше, чем были в начале.

Что же можно сделать для того, чтобы пережить пост по-настоящему?

1. Питаться просто. Прежде чем говорить что бы то ни было о духовной составляющей поста, нужно обратить внимание на то, как мы будем питаться. Ведь заметнее всего во время поста именно пищевые различия. Смысл поста – не в том, чтобы не есть животной пищи (пища сама по себе не делает нас ни ближе к Богу, ни дальше от Него). Все же мы – существа из плоти и крови, и вопрос нашего питания чрезвычайно важен. Общее правило: питаться нужно так, чтобы чувствовать легкость. Можно отяготить себя и постной пищей. И не «зацикливаться» на еде. Вряд ли стоит искать по всему Интернету изысканные рецепты постных блюд. Меньше времени и внимания уделять приготовлению трапезы. Меньше денег расходовать во время поста на еду. В связи с этим задумаемся над вопросом, насколько уместно приобретать в пост, например, деликатесные морепродукты, которые уставом не запрещаются. Кстати, для некоторых категорий людей допустимы определения послабления в пище: для больных, занимающихся тяжелым трудом, беременных и кормящих и т.п. Но для этого лучше посоветоваться с духовником. Если нет такой возможности по каким-либо причинам, то принимайте ответственность на себя. Также известно, что «лучше недопоститься, чем перепоститься». Умеренность – вот золотое правило.

2. Отказаться от какой-либо зависимости или привязанности. Пост – время нашего освобождения. Освобождения от того, что нас порабощает. В это время мы можем совершить маленький подвиг: отказаться от разрушительной привязанности. У каждого он будет свой. На это время кто-то полностью воздерживается от алкоголя, кто-то – от курения, а кто-то – от телесериалов. Подобных подвигов не стоит требовать от других, но самому хорошо попробовать.

3. Молиться регулярно. Пост без молитвы – вовсе не пост. Свою обычную «немолитвенность» нам удобно списывать на ритм городской жизни, семейные заботы, проблемы и пр. Но попробуйте во время поста освободить для молитвы хотя бы по 10 минут утром и вечером. Можно читать обычные утренние и вечерние молитвы или что-то еще, например, Псалтирь, но во время поста к этим молитвам нужно добавлять еще одну – краткую и емкую молитву святого Ефрема Сирина, задающую «тон» на эти недели.

4. Читать Писание. Во время Великого поста Церковь за ежедневными богослужениями прочитывает три ветхозаветные книги: Бытия, пророка Исаии и Притчей. Существует также благочестивый обычай за время поста прочитывать самостоятельно все четыре Евангелия. Трудно быть христианином, не зная Писание. Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное за предстоящие сорок дней. А если уже осилили всю Библию, не думайте, что этого достаточно: свойство нашей памяти таково, что мы, к сожалению, многое забываем. Постарайтесь читать Писание регулярно, лучше всего каждый день, в спокойной обстановке, где можно сосредоточиться. Будет замечательно, если после чтения вы найдете время немного поразмышлять о прочитанном и подумать, как соотнести Писание со своей жизнью.

5. Посещать богослужения. Великий пост – особенное время в ритме церковных служб. Но ощутить это можно, если только приходить в храм и среди недели. Ведь по субботам и воскресеньям совершаются практически те же самые богослужения, что и всегда. Особый настрой Великого поста, то, что отец Александр Шмеман называл «светлой печалью», можно ощутить только в тихой красоте будничных служб. Постарайтесь хотя бы один или два раза прийти в храм на чтение Великого покаянного канона святого Андрея Критского. Этот канон, самый длинный из существующих в Православной Церкви, рожденный из глубины покаяния и пронизанный надеждой на отеческую любовь Бога, читается по частям вечером с понедельника по четверг на первой неделе Великого поста, и затем повторяется полностью в среду вечером на пятой неделе. Просто необходимо хотя бы однажды за весь пост прийти на литургию Преждеосвященных Даров (замечательно, если вы найдете храм, где она служится вечером) и причаститься, пережив этот день как время трепетного ожидания встречи со Христом. И чрезвычайно важно быть в храме в страстные дни, начиная с вечера Великого четверга. Но это время еще далеко, и о нем лучше поговорить в другой раз.

6. Очистить свой ум от суеты. Стоит ли полностью отключать телевизор, вводить мораторий на посещение блогов, форумов и социальных сетей – каждый решает сам. Но вот что действительно будет полезно – прочитать хотя бы одну хорошую книгу духовного содержания. Это может быть книга по истории Церкви, по основам вероучения, толкование на Священное Писание или что-либо еще. Поскольку рынок православной литературы сегодня изобилует не всегда «духовно качественными» изданиями, то подходить к выбору литературы стоит очень внимательно. Можно прочитать и что-либо из мировой классики – это тоже будет полезно для хранения ума от суеты.

7. Сделать то, что давно собирались. Определить для себя дело, о котором давно подумывали, но так и не совершили. Время поста – это время позитива. Все ограничительные меры (в пище, развлечениях и пр.) важны не сами по себе, но как средство освободить наше время и силы для главного: возрастания во Христе. А расти во Христе – это творить добро. Любить Бога, ближнего и себя. Стоит выбрать хоть одно такое дело, от которого будет хорошо не только вам, но и вашим ближним. Перед постом мы слышали слова Христовы: «Что вы сделали одному из малых сих, Мне сделали». Немного поразмыслив, вы наверняка обнаружите, как много можно сделать за эти 40 дней. Собрать вещи в детский дом, приготовить ужин своим родителям, сделать что-то полезное для дома, смастерить скворечник, вникнуть в то, чем живут ваши дети, наконец, – наверняка отыщется множество идей.

Кроме этого, можно придумать и собственные «заповеди» поста. Они могут быть разными, но главное – постараться отнестись к посту серьезно, на самом глубоком уровне своего сознания. Ведь время поста – это время, требующее от нас принятия решений и постоянных усилий.

Самым светлым, красивым, поучительным и трогательным временем в православном календаре является период Великого поста и Пасхи. Зачем и как следует поститься, как часто следует посещать храм и причащаться в Великий пост, каковы особенности богослужения в этот период?

Какие-то ответы на эти и другие вопросы о Великом посте читатель сможет найти ниже. Данный материал составлен на основе нескольких публикаций, посвященных разным сторонам нашей жизни в Великий пост.

I. СМЫСЛ ПОСТА

Великий пост это важнейший и самый древний из многодневных постов, это время подготовления к главному православному празднику — Светлому Христову Воскресению.

Большинство людей уже не сомневаются в благотворном влиянии поста на душу и тело человека. Пост (правда, как диету) рекомендуют даже светские врачи, отмечая благотворное воздействие на организм временного отказа от животных белков и жиров. Однако смысл поста совсем не в том, чтобы похудеть или телесно подлечиться. Святитель Феофан Затворник называет пост «курсом спасительного врачевания душ, баней для омытия всего ветхого, невзрачного, грязноватого».

Но очистится ли наша душа, если мы не съедим, скажем, мясную котлету или салат со сметаной в среду или пятницу? Или, может быть, мы сразу попадем в Царство Небесное только за то, что вообще не едим скоромного? Едва ли. Слишком уж просто и легко далось бы тогда то, ради чего Спаситель принял страшную смерть на Голгофе. Нет, пост — это прежде всего духовное упражнение, это возможность сораспяться со Христом и в этом смысле — наша малая жертва Богу.

Важно расслышать в посте призыв, требующий нашего ответа и усилия. Ради своего ребенка, близких нам людей мы смогли бы голодать, если бы стоял выбор, кому отдать последний кусок. И ради этой любви готовы на любые жертвы. Пост — такое же доказательство нашей веры и любви к Богу, заповеданной Им Самим. Так любим ли мы, истинные христиане, Бога? Помним ли, что Он во главе нашей жизни, или, осуетясь, это забываем?

А если не забываем, то в чем же заключается эта малая жертва Спасителю нашему — пост? Жертва Богу — дух сокрушенный (Пс. 50, 19). Суть поста не в том, чтобы отказаться от некоторых видов пищи или развлечений, и даже от насущных дел (как понимают жертву католики, иудаисты, язычники), а в том, чтобы отказаться от того, что всецело поглощает нас и удаляет от Бога. В этом смысле и говорит преподобный Исаия Отшельник: «Душевный пост состоит в отвержении попечений». Пост — это время служения Богу молитвой и покаянием.

Пост утончает душу для покаяния. Когда усмиряются страсти — просветляется духовный разум. Человек начинает лучше видеть свои недостатки, у него появляется жажда очистить свою совесть и покаяться пред Богом. По словам святителя Василия Великого, пост делается как бы крыльями, возносящими молитву к Богу. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «молитвы совершаются со вниманием особенно во время поста, потому что тогда душа бывает легче, ничем не отягощается и не подавляется гибельным бременем удовольствий». Для такой покаянной молитвы пост — самое благодатное время.

«Воздерживаясь от страстей во время поста, насколько у нас хватает сил, мы будем иметь полезный телесный пост, — поучает преподобный Иоанн Кассиан. — Утруждение плоти, соединенное с сокрушением духа, составит приятную жертву Богу и достойную обитель святости». И действительно, «можно ли назвать постом только соблюдение одних правил о невкушении скоромного в постные дни? — ставит риторический вопрос святитель Игнатий (Брянчанинов), — будет ли пост постом, если, кроме некоторого изменения в составе пищи, мы не будем думать ни о покаянии, ни о воздержании, ни об очищении сердца через усиленную молитву?»

Сам Господь наш Иисус Христос для примера нам сорок дней постился в пустыне, откуда возвратился в силе духа (Лк. 4, 14), одолев все искушения врага. «Пост есть оружие, уготованное Богом, — пишет преподобный Исаак Сирин. — Если постился Сам Законоположник, то как же не поститься кому-либо из обязанных соблюдать закон?.. До поста род человеческий не знал победы и диавол никогда не испытывал поражений... Господь наш был вождем и первенцем этой победы... И как скоро диавол видит это оружие на ком-нибудь из людей, этот противник и мучитель тотчас приходит в страх, помышляя и вспоминая о поражении своем в пустыне Спасителем, и силы его сокрушаются».

Пост установлен для всех: и монахов, и мирян. Он не является повинностью или наказанием. Его следует понимать как спасительное средство, своего рода лечение и лекарство для каждой человеческой души. «Пост не отталкивает от себя ни женщин, ни стариков, ни юношей, ни даже малых детей, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — но всем открывает двери, всех принимает, чтобы всех спасти».

«Видишь ли, что делает пост, — пишет святитель Афанасий Великий: — болезни врачует, бесов прогоняет, лукавые помыслы удаляет и сердце делает чистым».

«Питаясь пространно, делаешься плотским человеком, духа не имеющим, или плотию бездушною; а постясь, привлекаешь к себе Духа Святого и делаешься духовным», — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. Святитель Игнатий (Брянчанинов) отмечает, что «укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость».

Но при неправильном отношении к посту, без понимания его истинного смысла, он может, наоборот, сделаться вредным. В результате неразумного прохождения постных дней (особенно многодневных) часто появляются раздражительность, озлобленность, нетерпеливость или же тщеславие, самомнение, гордость. А ведь смысл поста заключается именно в искоренении этих греховных качеств.

«Один телесный пост не может быть достаточным к совершенству сердца и чистоте тела, если не будет соединен с ним и пост душевный, — говорит преподобный Иоанн Кассиан. — Ибо и душа имеет свою вредную пищу. Отяжеленная ею, душа и без избытка телесной пищи впадает в сладострастие. Злословие есть вредная пища для души, и притом приятная. Гнев есть также пища ее, хотя вовсе не легкая, ибо часто питает ее неприятной и отравляющей пищей. Тщеславие — пища ее, которая на время услаждает душу, потом опустошает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но еще и навлекает большое наказание».

Цель поста — искоренение пагубных проявлений души и стяжание добродетелей, чему способствуют молитва и частое посещение богослужений в храме (по преподобному Исааку Сирину — «бодрствование в службе Божией»). Святитель Игнатий по этому поводу также отмечает: «Как на ниве, тщательно обработанной земледельческими орудиями, но не засеянной полезными семенами, с особенною силою вырастают плевелы, так в сердце постящегося, если он, удовлетворяясь одним телесным подвигом, не оградит ум подвигом духовным, то есть молитвою, густо и сильно вырастают плевелы самомнения и высокомудрия».

«Многие христиане... считают грехом съесть, даже по немощи телесной, в постный день что-либо скоромное и без зазрения совести презирают и осуждают ближнего, например знакомых, обижают или обманывают, обвешивают, обмеривают, предаются плотской нечистоте, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский. — О, лицемерие, лицемерие! О, непонимание духа Христова, духа веры христианской! Не внутренней ли чистоты, не кротости ли и смирения требует от нас прежде всего Господь Бог наш?» Подвиг поста ни во что вменяется Господом, если мы, как выражается святитель Василий Великий, «не вкушаем мяса, но поедаем брата своего», то есть не соблюдаем Господних заповедей о любви, милосердии, самоотверженном служении ближним, словом, всего того, что спросится с нас в день Страшного суда (Мф. 25, 31-46).

«Кто ограничивает пост одним воздержанием от пищи, тот весьма бесчестит его, — наставляет святитель Иоанн Златоуст. — Не одни уста должны поститься, — нет, пусть постятся и око, и слух, и руки, и все наше тело... Пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления... Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен и степен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой, и в изобилии даровал плоды покаяния».

Смысл поста — в совершенствовании любви к Богу и ближним, потому как именно на любви основывается всякая добродетель. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что мы «не полагаем надежды на один пост, но, сохраняя его, хотим достигнуть чрез него чистоты сердечной и апостольской любви». Ничто — пост, ничто — подвижничество при отсутствии любви, потому как написано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8).

Рассказывают, что, когда святитель Тихон жил на покое в Задонском монастыре, однажды в пятницу на шестой неделе Великого поста он посетил монастырского схимника Митрофана. У схимника в это время был гость, которого за его благочестивую жизнь любил и святитель. Случилось, что в этот день знакомый рыбак принес отцу Митрофану для Вербного воскресенья живого верезуба. Так как гость не рассчитывал пробыть до воскресенья в обители, то схимник распорядился сразу же приготовить из верезуба уху и холодное. За этими яствами и застал святитель отца Митрофана и его гостя. Схимник, испугавшись такого неожиданного посещения и считая себя виновным в нарушении поста, пал к ногам святителя Тихона и умолял его о прощении. Но святитель, зная строгую жизнь обоих друзей, сказал им: «Садитесь, я знаю вас. Любовь — выше поста». При этом сам сел за стол и стал есть уху.

О святителе Спиридоне, Тримифунтском чудотворце, рассказывается, что во время Великого поста, который святой держал очень строго, зашел к нему некий путник. Видя, что странник очень устал, святитель Спиридон велел своей дочери принести ему еды. Та отвечала, что в доме нет ни хлеба, ни муки, так как в преддверии строгого поста едой не запаслись. Тогда святитель помолился, попросил прощения и приказал дочери изжарить оставшегося от мясопустной седмицы соленого свиного мяса. После его изготовления, святитель Спиридон, посадив с собой странника, принялся есть мясо и угощать им своего гостя. Странник стал отказываться, ссылаясь на то, что он христианин. Тогда святитель сказал: «Тем менее надобно отказываться, ибо Слово Божие изрекло: для чистых все чисто (Тим. 1, 15)».

Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Кор. 10, 27) — ради того человека, который вас радушно встретил. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства; а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное.

Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне».

Опасность подобного поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих (Мф. 6, 16-18).

От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен. «К самоубийцам должно причислить того, кто не изменяет строгих правил воздержания и тогда, когда нужно подкрепить ослабевшие силы принятием пищи», — говорит преподобный Иоанн Кассиан Римлянин.

«Закон постничества такой, — поучает святитель Феофан Затворник, — в Боге умом и сердцем пребывать с отрешением от всего, всякое угодие себе отсекая, не в телесном только, но и в духовном, творя все во славу Божию и благо ближних, неся охотно и с любовью труды и лишения постнические, в пище, сне, отдыхе, в утешениях взаимообщения, — все в мере скромной, чтоб это в глаза не бросалось и не лишало сил исполнять молитвенные правила».

Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный.

II. О ПИТАНИИ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

С точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени, установленные Церковным уставом:
. «сухоядение» — то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи и фрукты;
. «варение без елея» — вареные овощи, без растительного масла;
. «разрешение на вино и елей» — вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;
. «разрешение на рыбу».

Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день.

По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день (кроме субботы на Страстной седмице).

В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения (7 апреля) и в Вербное воскресенье (Вход Господень в Иерусалим).

В Лазареву субботу (накануне Вербного Воскресения) разрешается есть рыбную икру.

Первая неделя (седмица) Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу предписывается сухоядие (пища не варится и не жарится), а в пятницу и субботу — полное воздержание от пищи.

Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т.п. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост (это следует делать по благословению священника). Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу.

В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого пост, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души.

III. ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ДУХОВНО-МОЛИТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ПОСЕЩЕНИИ БОГОСЛУЖЕНИЙ И ПРИЧАЩЕНИИ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Для каждого человека время проведения Великого поста индивидуально распадается на множество его особенных маленьких подвигов, маленьких усилий. Но тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех, направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост. Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны.

Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает (как в церковном уставе, так и в нашем келейном правиле) большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, о том, что мы много работаем или о том, что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, — у каждого наберутся такого рода саможаления, — то Великий Пост следует начать с того, что все эти попущения, проистекающие из саможаления к себе, пресечь.

Тот, кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, тот должен стараться делать это ежедневно хотя бы весь Великий пост. Хорошо было бы каждому и дома тоже добавить молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего». Она многократно читается в храме в будничные дни Великого Поста, но естественно ей было бы войти в домашнее молитвенное правило. Для тех, кто уже имеет большую меру церковности и как-то радеет об еще большей мере приобщения к великопостному строю молитвы, можно порекомендовать и вычитывание дома хотя бы некоторых частей из каждодневных последований Триоди Постной. На каждый день Великого поста в Триоди Постной есть каноны, трипеснцы, двупеснцы, четверопеснцы, которые сообразны смыслу и содержанию каждой недели Великого Поста и, самое главное располагают нас к покаянию.

Для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, хорошо прочитывать дома в свободное время — вместе с утренними или вечерними молитвами или отдельно от них, — каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы. Допустим, если не удалось побывать на утреннем богослужении, хорошо читать стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста.

Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно — на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах. В субботу служится литургия Святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье совершается литургия Святителя Василия Великого, но она с точки зрения (по крайней мере, клиросного) звучания отличается почти что только одним песнопением: вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется». Других видимых отличий для прихожан почти нет. Эти отличия очевидны в первую очередь для священника и тех, кто находится в алтаре. А вот на будничной службе нам открывается как бы весь строй великопостной службы. Многократные повторения молитвы Ефрема Сирина «Господи, и Владыка живота моего», умилительное пение тропарей часа — первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама литургия преждеосвященных даров вместе с ее умилительнейшими песнопениями, сокрушающим даже самое окамененное сердце: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», «Ныне Силы Небесные» на входе литургии преждеосвященных даров — не помолившись на таких богослужениях, не приобщившись к ним, мы и не поймем, какое духовное богатство открывается нам в великопостных службах.

Поэтому каждый должен постараться хотя бы несколько раз за Великий пост раздвинуть жизненные обстоятельства — работу, учебу, житейские попечения — и выбраться на будничные великопостные службы.

Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощение своих грехов (говением и исповедью) и достойно причаститься святых Христовых Таин.

Во время Великого поста исповедуются и причащаются минимум один раз, однако следует постараться поговеть и принять святые Тайны Христовы трижды: на первой седмице Поста, на четвертой и на Страстной — в Великий четверг.

IV. ПРАЗДНИКИ, СЕДМИЦЫ И ОСОБЕННОСТИ БОГОСЛУЖЕНИЯ В ВЕЛИКИЙ ПОСТ

Великий пост включает Св. Четыредесятницу (первые сорок дней) и Страстную седмицу (точнее 6 дней перед Пасхой). Между ними находится Лазарева Суббота (Вербная Суббота) и Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье). Таким образом Великий Пост длится семь недель (вернее 48 дней).

Последнее воскресенье перед Великим постом называется Прощеным или «Сыропустом» (в этот день оканчивается ядение сыра, масла и яиц). На литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид нашим ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ. Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид. Это один из важнейших подготовительных шагов на пути к Великому Посту.

Первая неделя поста, вместе с последней, отличается своей строгостью, а богослужения продолжительностью.

Св. Четыредесятница, которая напоминает нам о сорока днях проведенных Иисусом Христом в пустыне, начинается с понедельника, называемого чистым . Не считая Вербного воскресения во всей Четыредесятнице остается 5 воскресных дней, из которых каждый посвящен особому воспоминанию. Каждая из семи недель называется, по порядку наступления: первой, второй и т.д. седмицей Великого поста. Богослужение отличается тем, что, во все продолжение Св. Четыредесятницы, по понедельникам, вторникам и четвергам не бывает литургии (если в эти дни не случается праздника). Утром совершаются утреня, часы с некоторыми вставными частями и вечерня. Вечером вместо вечерни, совершается великое повечерие. По средам и пятницам совершается литургия преждеосвященных даров, в первые пять воскресений Великого поста — литургия Св. Василия Великого, которая совершается также в Великий Четверг и в Великую Субботу Страстной седмицы. По субботам в период Св. Четыредесятницы совершается обычная литургия Иоанна Златоуста.

Первые четыре дня Великого поста (понедельник-четверг) вечером в православных храмах читается Великий Канон преподобного Андрея Критского — вдохновенное произведение, излившееся из глубины сокрушенного сердца святого человека. Православные люди всегда стараются не пропустить этих поразительных по силе воздействия на душу служб.

В первую пятницу Великого Поста положенная в этот день по уставу литургия преждеосвященных даров завершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо — смесь из вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздается верующим.

В первое воскресенье Великого поста совершается так называемое «Торжество православия», установленное при царице Феодоре в 842 г. о победе православных на Седьмом Вселенском соборе. Во время этого праздника выставляются, в середине храма полукругом, на аналоях (высокие столики для икон) храмовые иконы. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ веры и произносит анафему, т. е. объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной, а «многие лета» — живущим.

Во второе воскресение Великого поста Русская Православная Церковь вспоминает одного из великих богословов — святителя Григория Паламу, архиепископа Фессалонитского, жившего в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

В третье воскресенье Великого поста за Всенощной выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Эта песнь поется и на литургии вместо «Трисвятого». Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он, после часов, перед литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются Крестопоклонными .

Среда четвертой, Крестопоклонной недели называется «преполовением» Св. Четыредесятницы (в просторечии «средокрестье»).

В четвертое воскресенье вспоминается Св. Иоанн Лествичник, написавший сочинение, в котором показал лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской» (или Мариино стояние — народное название утрени, совершаемой в четверг пятой седмицы Великого поста, на которой читается Великий канон св. Андрея Критского, тот самый, который читается в первые четыре дня Великого поста, и житие преподобной Марии Египетской. Богослужение в этот день длится 5-7 часов.). Жизнь Св. Марии Египетской, прежде великой грешницы, должна служить для всех примером истинного покаяния и убеждать всех в неизреченном милосердии Божием.

В 2006 году день Благовещения выпадает на пятницу пятой недели Великого поста. Это один из самых знаменательных и волнующих душу христианина праздников, посвященных вести, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил, о том, что в скором времени она станет Матерью Спасителя Человечества. Как правило, этот праздник приходится на время Великого Поста. В этот день облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. День Благовещения иногда совпадает с праздником Пасхи.

В субботу на пятой неделе совершается «Похвала Пресвятой Богородице». Читается торжественный акафист Богородице. Эта служба установлена в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление Ею Царьграда от врагов. У нас акафист «Похвала Богородице» совершается для утверждения верующих в надежде на Небесную Заступницу.

В пятое воскресенье Великого Поста совершается последование преподобной Марии Египетской. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской, образец истинного покаяния и, для ободрения духовно-труждающихся, показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.

Шестая седмица посвящена приготовлению постящихся к достойной встрече Господа с ветвями добродетелей и к воспоминанию страстей Господних.

Лазарева суббота приходится на 6-ю неделю Великого Поста; между Четыредесятницей и Входом Господнем в Иерусалим. Богослужение в Лазареву субботу отличается необыкновенной проникновенностью, значимостью, на нём вспоминается воскрешение Иисусом Христом Лазаря. На утрени в этот день поются воскресные «тропари по Непорочных»: «Благословен еси Господи, научи мя оправданием Твоим», а на литургии вместо «Святый Боже» поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа».

В шестое воскресенье Великого поста отмечается великий двунадесятый праздник — Вход Господень в Иерусалим . Этот праздник иначе называется Вербным воскресением, Неделею Ваий и Цветоносною. На Всенощной после прочтения Евангелия не поется «Воскресение Христово»..., а читается непосредственно 50-й псалом и освящаются, молитвой и окроплением св. воды, распускающиеся ветви вербы (ваиа) или других растений. Освященные ветви раздаются молящимся, с которыми, при зажженных свечах верующие стоят до конца службы, знаменуя победу жизни над смертью (Воскресение). С вечерни в Вербное воскресение отпуст начинается словами: «Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш» и т. д.

Страстная седмица

Эта неделя посвящена воспоминаниям страданий, смерти на кресте и погребению Иисуса Христа. Всю эту неделю христиане должны проводить в посте и молитве. Этот период траурный и поэтому одеяния в церкви бывают черные. По величию воспоминаемых событий все дни Страстной Недели называются Великими. Особенно умилительны воспоминаниями, молитвами и напевами последние три дня.

Понедельник, вторник и среда этой седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Господа Иисуса Христа с народом и учениками. Особенности богослужения первых трех дней Страстной Седмицы состоят в следующем: на утрени, после шестопсалмия и «Аллилуия» поется тропарь: «Се Жених грядет в полунощи», а после канона поется песнь: «Чертог Твой вижду. Спасе мой». Все эти три дня совершается литургия преждеосвященных даров, с чтением Евангелия. Евангелие читается и на утренях.

В Великую среду Страстной недели воспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотским.

В Великий четверг вечером за всенощной (которая есть утреня Великой пятницы) читаются двенадцать частей Евангелия о страданиях Иисуса Христа.

В Великую пятницу во время вечерни (которая служится в 2 или 3 ч. дня) выносится из алтаря и полагается на середину храма плащаница, т.е. священное изображение Спасителя, лежащего во гробе; таким образом совершается в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

В Великую субботу на утрени, при погребальном звоне колоколов и при пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас», — плащаница обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад, когда телом Он пребывал во гробе, и победы Его над адом и смертью.

При подготовке статьи использованы публикации «Как подготовиться и провести Великий пост» митрополита Иоанна (Снычева), «О том, как проводить дни Великого поста» протоиерея Максима Козлова, «Православный пост» Д. Дементьева и другие материалы, опубликованные на интернет-ресурсах «Великий пост и Пасха» православного проекта «Епархия», Завет.ru, Православие.ru, «Радонеж».

Наступление Великого поста требует от мирян "правильного" поведения, которое должно очистить их умы и помочь ощутить легкость. Поэтому во время поста не следует употреблять тяжелую пищу, нужно постараться отказаться от вредных привычек. Но еще перед Пасхой нужно возвыситься духовно, читая Святое Писание и ежедневно молясь. Молитве рекомендуется уделять время и в утреннее, и в вечернее время. Например, ее можно каждый день читать перед едой. Это может быть молитва Ефрема Сирина или другие молитвы. Важно лишь соблюдать чистоту помыслов, отгонять от себя злые мысли. Специальная молитва в пост поможет без труда подготовиться к Пасхе и в отличном расположении духа встретить великий праздник.

Красивая молитва на каждый день поста для мирян

Повседневная суета, работа и домашние дела во многом накладывают свой отпечаток на всех мирян. Ведь иногда они просто не находят сил и желания посетить церковь или в семейном кругу провести время за чтением Святого Писания. Поэтому во время Великого поста они смогут восстановить духовное равновесие, пообщаться с близкими и родными, забыть о суете и поблагодарить Господа за здравие своей семьи. Помочь в этом поможет красивая молитва в Великий пост, произносимая во время церковного служения или перед едой дома.

Примеры красивых молитв для каждого дня Великого поста

Выбирая красивую великопостную молитву, не стоит забывать, что в первые дни поста требуется длительное песнопение. В начальные 4 дня нужно уделить как можно больше внимания духовному очищению. Это поможет вспомнить о легкости, "стряхнуть" с себя проблемы, суету и грешные мысли.

Расскажи душа моя о себе,

не таи в сердце своём позора своего.

Ибо близок Бог, отнимающий позор от сердца человеческого,

плачущего о грехах своих.

Расскажи себе, в чём согрешила еси,

открой Господу своему словеса грехопадений твоих,

и убелит тебя Господь Бог твой,

милующий кающихся и ненавидящий сытых.

Господи Боже мой!

Как много заботы и страха в жизни моей,

как страшно забвение Твое,

и как привычно стало то сердцу моему.

Как постыдно скиталась я по земле Твоей

и в угождении миру бесплодно иждевала дни свои,

низко кланялась я и трепетала перед князями и сынами человеческими

ради благ земных, ихже любит мир.

Но как омерзело рабство мое в путях моих,

как душно сердцу моему под Солнцем нового дня!

Ежедневные молитвы для великого поста для мирян

Многие миряне задаются вопросом о том, какую молитву читать в пост. Существует множество великопостных молитв, которые подходят и для богослужения в будние дни, и для богослужения в субботу и воскресенье. Среди предложенных ниже вариантов можно найти простые и красивые молитвы для каждого дня поста.

Боже, Боже мой!

Сотвори со мною милость Твою

и научи меня возлюбить Тебя паче жизни своей,

ибо очи веры не увидят мира сего,

объявшего сердце мое и отнявшего жизнь мою.

Даруй мне, Господи, силы возлюбить жизнь свою,

Которая есть Ты, Боже мой,

и как незаблудны и прямы пути Твои

пред лицем моим.

Ибо страшны пути Твои Боже сердцу моему,

потому что нет в них мира сего;

не находит сердце мое утверждения в них,

потому что пренебрегло верою своей.

Престрашно мне испытание огненное,

и как чуждого меня я страшусь его.

Но когда истечет время мое,

с чем предстану я пред лицем правды Твоей?

Ибо враг мой отнимает дни мои,

истлевают силы мои пред лицем злобы его.

Не умолкну я, Господи, в страхе моем,

ибо познала душа моя мысли его.

Но ныне услыши меня, Господи Боже мой!

Отверзи уши Твои к немощи моей

и воздвигни сердце мое на отвержение страха его,

научи сердце мое возлюбити истины Твоей

и восстави дни мои на пути правды Твоей.

Даруй воздержания сытости моей

и насыти душу мою Себе до конца.

Какие молитвы перед Пасхой можно читать в пост?

Подбирая молитвы нужно учитывать, что с их помощью нужно придерживаться поста не только физического, но и духовного. Ведь перед Пасхой нужно воздерживаться и от употребления тяжелой животной пищи, и от плохих мыслей, морального отягощения. Даже короткая молитва в пост перед Пасхой поможет почувствовать облегчение и найти себя в мирской суете, избавиться от суматохи, проблем.

Молитвы для поста перед Пасхой для мирян

Среди предложенных великопостных молитв миряне смогут найти те слова, которые помогут им придерживаться поста и соблюдать предписанные правила. Произносить молитвы можно не только во время богослужений или перед приемом пищи, но и при возникновении негативных и грешных помыслов. Короткая молитва позволит духовно очиститься и настроиться на позитивный лад.

Боже, Боже мой!

Дай сердцу моему неведения страстей

и вознеси око мое над безумием мира,

пряму отныне сотвори жизнь мою не на угождение им

и даруй жалости мне к гонящим меня.

Ибо радость Твоя в скорбях ведома, Боже мой,

и прямая душа улучит её,

судьба же её от лица Твоего исходит

и нет умаления блаженства ея.

Господи, Иисусе Христе, Боже мой,

прямы сотвори пути мои на земле.

Специальная молитва Ефрема Сирина для Великого поста

Молитва преподобного Ефима Сирина относится к наиболее часто произносимым во время Великого поста. Короткая молитва включает покаяние и просьбу наделить человека, произносящего ее, силой устоять перед грехами, очиститься. Она позволяет не только избавиться от искушений, но и отогнать от себя такие пороки, как праздности и уныния. Включается молитва Ефрема Сирина в Великий пост и в церковные службы. Благодаря небольшому и насыщенному тексту она легко запоминается. Но при озвучении молитвы нужно учитывать особенности и время ее произношения. Например, в субботу и воскресенье принято произносить другие великопостные молитвы.

Молитва Ефрема Сирина для чтения во время Великого поста

После разучивания молитвы Ефима Сирина нужно позаботься и о верном ее произношении. Обычно ее повторяют дважды (согласно описанным ниже правилам) после богослужения.

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

Какую молитву нужно читать в пост в утреннее и вечернее время?

Во время Великого поста принято посещать богослужения. Поэтому перед посещением церкви рекомендуется разучить наиболее часто исполняемые на службах молитвы. Их можно повторять и дома. При этом рекомендуется выделить время и на совместное чтение Святого Писания, и на песнопения или чтение молитв с семьей. Это позволит родне сплотиться и позабыть о любых разногласиях.

Утренние молитвы для Великого поста

Верую, Господи, но Ты утверди веру мою.

Уповаю, Господи,

но Ты укрепи надежду мою.

Я возлюбил Тебя, Господи,

но Ты очисти любовь мою

и воспламени ее.

Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай,

да приумножу покаяние мое.

Чту, Господи, Тебя, Творца моего,

воздыхаю о Тебе, призываю Тебя.

Ты же направь меня мудростью Твоею,

защити и укрепи.

Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои,

да исходят они от Тебя.

Дела мои да будут во имя Твое,

и желания мои да будут в воле Твоей.

Освети ум мой, укрепи волю,

очисти тело, освяти душу.

Да узрю мои прегрешения,

да не прельщусь гордостью,

помоги мне побеждать искушения.

Да славлю Тебя во все дни жизни,

которую Ты даровал мне.

Аминь.

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

С 11 марта 2019 года православные христиане приступают к самому долгому посту. Длится Великий Пост 48 дней, начинаясь с чистого понедельника и заканчиваясь в канун Светлой Пасхи в Великую Субботу.

Длительность Великого Поста

Церковь установила семи недельный пост в память о том, как Иисус Христос провел 40 дней в пустыне. Все это время он ничего не ел и постоянно противостоял искушениям дьявола. Он выдержал испытание одиночеством и голодом, не поддался на соблазны Диавола, заставил отступить его.

Верующий человек, приступая к многодневному посту, стремится очистить свою душу, борясь с внешними и внутренними соблазнами. Такое поведение помогает понять, какой подвиг совершил Спаситель, 40 дней борясь со страстями человеческой природы, ощутить на себе тяжесть сопротивления искушениям.

К 40 дням Постничества Христова в пустыне Церковь добавила Страстную Седмицу, в память входа Господа в Иерусалим, где Спаситель принял на себя страдания и мученическую смерть. В Великую Седмицу верующие вспоминают и переживают мучения Иисуса, скорбят в день его смерти, чтобы искренне возрадоваться в Светлое Христово Воскресенье.

Описание Поста

Великий Пост является не только самым длинным, но и самым строгим и з всех постов годового круга. Он предполагает полный отказ от мясомолочной продукции. Рыбу и растительное масло разрешено употреблять несколько раз за 48 дней. В последнюю Страстную неделю правила поста приближены к полному отказу от еды. Подробно ежедневный рацион постящегося человека церковь представляет на ежегодных православных календарях. Такие календари можно приобрести в любой церковной лавке.

Для того чтобы людям легче было перенести Великий Пост, ему предшествует Масленичная неделя. Это время праздничных застолий с обилием скоромных блюд. Организм запасается необходимым количеством животных белков, и воздержание от мяса и молочных продуктов переносится намного легче.

Новичкам выдержать многодневный пост бывает очень не просто. Священнослужители говорят, что не стоит изнурять себя постом в дороге, в болезни и в материнстве. Кормящим мамам, болеющим людям, а так же тем, кто в пути нужно больше питательных веществ для поддержания организма, поэтому в такие периоды не просто можно, а необходимо отступать от постничества.

Тем, кто только ступил на путь христианства, прежде всего, нужно понять, что время поста – это не только отказ от определенных блюд, это воздержание от всякого греха, в том числе от алкоголя, интимных отношений и злословия.

Святые апостолы и священнослужители однозначно говорят о том, что время поста это время воспитания духа. «Не то грех, что в рот, а то грех, что изо рта» гласит библейский афоризм. В этой фразе заключен глубокий смысл постничества. Отступаясь от правил приема постной пищи человек не согрешает в глазах Господа, но когда злословит и сквернословит, обижает ближних словом и делом – тогда душа его очерняется тяжким грехом.

Как правильно молиться в Великий пост?

Выдержать великий пост по всем церковным канонам тяжело. Укрепить себя в вере помогает молитва. Во время поста в храмах ежедневно ведутся службы, помогающие прихожанам молиться. Именно поэтому во время поста нужно стремиться как можно чаще приходить в храм . Священнослужители подскажут и направят верующего принявшего постничество. Во время службы человек не только приобщается к божественным песнопениям, но имеет возможность пообщаться с единомышленниками, почувствовать, что он не одинок в своей вере. Общение с другими верующими усиливает желание выдержать пост до конца по всем правилам.

Миряне, не имеющие возможности посещать церковь, могут молиться дома самостоятельно или всей семьей. Во время поста читаются ежедневные утренние и вечерние молитвы , к которым присоединяется известная универсальная молитва Ефрема Сирина.

При выборе ежедневных молитв , постящийся должен помнить, что просить Господа в эти дни нужно только об очищении души от пороков и укреплении в вере. Прошения о любви и благосостоянии лучше оставить для праздничных дней.

Молитвы нужно читать ежедневно, и несколько раз в день, особенно когда наступают моменты соблазна. Отвлечься от дурных мыслей помогает чтение Евангелия. Если у вас есть дети, устраивайте каждый вечер «библейские чтения ». Приобщая ребенка к вере , родители сами становятся на ступень ближе к Богу, радуя его своими поступками.

Как бы долог ни был Великий Пост, к Пасхе он заканчивается. Верующие, которые смогли его выдержать по православным законам, в праздничную ночь Воскресения Господня получают непередаваемую словами награду – Божью Благодать. Да пребудет с вами Бог.

Молитвы во время Великого поста

Молитва преподобного Ефрема Сирина относится к наиболее часто произносимым во время Великого православного поста. Молитва читается ежедневно, кроме выходных и до среды Страстной Седмицы включительно.

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь

Утренняя молитва

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве