Какие реформы провела княгиня Ольга? В чем заключались реформы княгини Ольги

русь государство ольга княгиня

Княгиня Ольга, является одной из самых легендарных фигур в истории Древней Руси. В народе ее прозвали вещей и с ней связано множество легенд и сказаний. Свое правление, Ольга начала в 945 году, со дня смерти своего мужа князя Игоря. Полученной властью, княгиня Ольга воспользовалось в полной мере, показав себя решительной и отважной правительницей.

Свое правление, Ольга начала с кровной мести за смерть мужа, князя Игоря, который был убит Искоростенцами, причем довольно жестоким способом, его, привязав к двум деревьям за ноги, разорвали пополам. В ответ Ольга став княгиней, для начала приказала заживо закопать послов Искоростеня, после чего, собрав дружину, захватила город Искоростень, присоединив его к своим землям.

Разобравшись с соседями, княгиня Ольга стала проводить на подвластных ей землях административно финансовую реформу. Суть проводимых княгиней Ольгой реформ была поистине революционной и в корне отличалась от деятельности проводимой ее мужем князем Игорем. При жизни князь Игорь проводил довольно бессистемную и часто откровенно грабительскую систему взимания дани.

Назначенные им дружинники, в любое время могли въехать в населенный пункт и взять там все, что только пожелают. В результате таких набегов, происходивших на собственной земле, крестьяне с трудом могли поднять свое хозяйство и доходы в княжескую казну поступали сравнительно небольшие. Княгиня Ольга изменила этот порядок вещей, установив так называемый «урок». По уроку, подданные княгини Ольги обязаны были в определенный срок, заплатить строго фиксированный размер дани (урока). Если перевести это новшество на современный язык, то 13% процентный гос. налог, это выдумка не наших современных политиков, а финансовое изобретение княгини Ольги, которое произошло в 946 году.

Реформаторская деятельность княгини Ольги на этом не закончились. Она понимая, что взимание дани (уроков) вряд ли будет встречена народом ликованием, тем более в отдаленных уголках княжества и предполагая, что собранная дань может и не доехать до козны, создала административные границы своего государства. В каждом таком административном округе, княгиня Ольга велела построить погосты и становища откуда собиралась дань. Смысл этих построек заключался в том, что Ольга, разделив княжество на административные составляющие, в каждой его части построила небольшие крепости, способные дать отпор любому недовольному указам княгини. Таким образом, власть Ольги стала действительно реальной, и это был первый действенный шаг к созданию Российской Империи.

Налоги являются обязательными сборами, взимаемы­ми государством с хозяйственных субъектов и с населе­ния по ставкам, установленным в законодательном по­рядке. Для становления налоговой системы, кроме образо­вания государства и появления законодательных актов, не­обходим определенный уровень хозяйственных (экономичес­ких) отношений в стране.

Формированию податной (налоговой) системы на Руси с давних времен помогало развитие торговли и постепен­ное оформление таможенного права; вторым фактором, обеспечивающим этот процесс, является не просто ста­новление государственности на Руси в IX-X вв., но и со­вершенствование государственных структур, особенно за­нимающихся фискальной политикой, периодом расцвета этих структур можно считать XVI-XVIII вв.; третьим важнейшим фактором стало становление в XV-XVI вв. сельскохозяйственного как главного в аграр­ном обществе, т. е. активное развитие земледелия и ското­водства, поставлявшего продукцию для торговли на внут­реннем и внешнем рынке; четвертым фактором нужно счи­тать развитие ремесла, а в XVII-XVIII вв. мануфактурно­го производства.

На Руси первая форма взимания налогов получила на­звание "полюдье", она была характерна для ряда зарожда­ющихся государств Восточной Европы. "Полюдье" - это смешанный тип сбора дани, более или менее обусловлен­ной в устных договорах между племенами, а также корм­ления князя и его дружины за счет населения подвластных территорий.

О взимании "полюдья" в Киевской Руси сообщается в записках императора Византии Константина Багрянородно­го (908-959) "Об управлении империей". Описывая жизнь различных народов, в том числе в районах Дуная и Днеп­ра, он свидетельствовал о "суровом образе жизни... росов". Когда наступал ноябрь месяц, их архонты (князья) выходи­ли с "росами из Киава" (Киева) и отправлялись в "полю­дья", что именовалось "кружением".

Князь с дружиной объезжал поздней осенью и зимой подвластные ему территории с целью сбора дани, без зара­нее установленной квоты. Вначале сборщики "полюдья" от­правлялись в ближайшее от Киева племя древлян (верви - ан), затем через Любеч по Днепру к дреговичам (другуви - там); после к Смоленску, где в Верхнем Поднепровье про­живали кривичи. Далее "кружение" вокруг Киева продол­жалось по реке Десне к северянам (севериям), и через Чер­нигов и Вышгород князь с дружиной возвращался в Киев.

Тот факт, что термин "полюдье" появился на основе славянского слова, подтверждается греческой транскрип­цией этого слова, в древних исландских сагах оно также заимствовано из древнерусского. Арабские источники, на­пример Ибн Руст, сообщают, что славяне в период "полю­дья" собирали дань не только продуктами, но и одеждой. Это можно как угодно широко трактовать, видимо, брали меха, кожу, холсты и т. д., то есть все, из чего шьют одежды.

Главными итогами "кружения" были сбор: меда, воска, меха и рабов (невольников), которые продавались или ме­нялись на внешних рынках, в том числе в Византии. В Киев возвращались из "полюдья" в апреле, часть дани использо­валась на Великокняжеском дворе, а часть, видимо, шла в уплату дружинникам за службу. К этому времени окрест­ные племена присылали "моноксилы" - лодки-однодревки с бортами и мачтами. Из них собиралась флотилия в 100- 200 судов. В плавание отправлялись в июне-июле, месяцы эти считались наиболее благоприятными для экспедиций по Черному морю в Константинополь. Путь от пристани в Витячеве до Константинополя занимал в среднем шесть недель. Витячев был сборным пунктом потому, что сюда прибывали суда из Переяславля, третьего по величине города на Руси после Киева и Чернигова. Переяславль сто­ял на реке Трубеж, которая впадает в Днепр ниже Витя - чева, здесь имелся Днепровский брод. Путь "в греки" был очень непростым, ведь предстояло преодолеть двенадцать Днепровских порогов.

Сезон прохода караванов в Черное море совпадал с се­зоном добычи икры, поэтому русы везли в Византию также икру и дорогую рыбу. Вместе с купцами в Константинополь прибывало не менее тысячи человек. На основании торго­вых договоров с Византией 911 и 944 гг. купцы останавли­вались на специальном подворье и занимались торговлей. Обратно в Киев караваны возвращались не позже ноября, к началу нового "кружения" вокруг Киева, привозили из Константинополя дорогие ткани и оружие, золото и се­ребро.

Таким образом, путь из Киева в Константинополь был тесно связан с реализацией дани, полученной от "полюдья" и являлся лишь частью Великого торгового пути "из варяг в греки".

Когда Древнерусское государство окрепло, в середине X в. здесь была проведена первая известная на Руси хозяй­ственная реформа, связанная с началом второго этапа становления податной системы. ПВЛ, Константин Багря­нородный, В. О. Ключевский и С. М. Соловьев рассказывают о трех составляющих реформы княгини Ольги (вдовы кня­зя Игоря), которую она осуществила в 946 г. По всей види­мости, опасности походов за данью типа "полюдья", в од­ном из которых погиб князь Игорь, побудили княгиню Оль­гу преобразовать всю эту систему. "И пошла Ольга с сыном своим (Святославом) и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая дани и налоги", сообщается в Повести вре­менных лет (ПВЛ). Далее, говорится, что дани и оброки она установила по Мете и по Луге, побывала в Новгороде и Пскове, вдоль Днепра и Десны. Везде устанавливала и по­госты, (от слова "гости" - купцы). Княгиня Ольга в 946 г. впервые перешла к сбору дани, размеры которой хотя бы в общих чертах устанавливались заранее. Таким образом, во-первых, отменялось "полюдье" или "кружение" Киевс­кого князя с дружиной по подвластным территориям. Дань вместо "полюдья" была более цивилизованной формой на­логов, осуществлялась один раз в год сбором продуктов, мехов, различных изделий с земель, которые становились волостями, затем уездными княжествами и т. д. Во-вто­рых, для сбора дани определялись специальные места - "погосты". Они использовались также для местной (мено­вой) торговли, а вблизи крупных городов, на берегах боль­ших рек - и для внешней торговли. В-третьих, по ряду свидетельств, определялись люди для сбора дани на погос­тах - "тиуны". В "Русской правде" о них говорится как о важных должностных лицах. Сборщик дани не называется уже "скотником", как у восточных славян до вхождения их в состав Древнерусского государства. Это обстоятельство свидетельствует об особом этапе развития денежных отно­шений - от скота как эквивалента денег русичи переходят к другим их эквивалентам, напоминающим металлические деньги.

Итак, первый этап становления податно-налоговой си­стемы на Руси хронологически определяем: IX - сер. X е.;

Второй этап: с сер. X в. до начала социально-полити­ческой раздробленности, выделения Северо-Восточной, Юго-Восточной, Юго-Западной Руси, т. е. до 1120-х гг.;

Третий этап продолжался с 1120-х гг. до нападения ордынцев на Русь, т. е. до 1230-х гг.

По сведениям ПВЛ, на третьем временном этапе про­явились очень интересные тенденции в развитии податно - налоговой системы на Руси. Если применительно к X в. "об­рок" и "дань" упоминались как равноценные сборы, то в описаниях XII-XIII вв. эти термины уточняются. На Руси в это время проходил начальный процесс феодализации, ко­торый обретал более или менее определенные контуры. Треть собранной дани предназначалась для Великого кня­зя, шла в княжескую казну, которая постепенно приобре­тала значение государственной казны. Одна десятая ее часть направлялась в распоряжение православной церкви и по­лучила название "десятины".

Одновременно появились три разновидности дани-об­рока: первая взималась с "дыма", т. е. с дома с печью и трубой. Это свидетельствовало об определенном этапе сель­ского строительства, можно предположить, что желаю­щие уклониться от дани топили "по-черному" - без выво­да трубы наружу. Через несколько веков подворная подать станет основным прямым налогом на Руси, истоки его за­рождались в XII-XIII вв. в виде дани-оброка с "дыма". Дру­гая часть семей - земледельцев - платили с "рала" (с плуга). В отдаленном будущем это станет поземельным на­логом. Еще часть населения платила с "человека", что че­рез несколько веков трансформируется в подушный налог.

Дань-оброк имела две составляющих: 1) дань плати­лась в пользу государства, т. е. она превращалась в подать; 2) оброк предназначался для феодала, т. е. превращался в поземельную ренту. Но применительно к первым векам су­ществования Древнерусского государства такую четкую гра­дацию дани провести затруднительно. Сохранялся еще в отдаленных районах принцип сбора дани с территорий, а не с людей, на них проживающих.

Четвертый этап в становлении налоговой системы со­впадает со временем татаро-монгольского ига. Это был пе­риод с 1236-1240 гг. до середины XV в.

Древняя Русь попала в зависимость от ордынцев на ус­ловиях полуколонии. Сохранялось управление русскими землями национальными лидерами, князьями из рода Рю­риковичей. Но князья должны были за большие деньги и дары получать ярлыки на правление.

Ордынцы были прирожденными степняками и конево­дами, не знали земледелия и не строили городов. Вклад их в мировую культуру, отмеченный Л. Н. Гумилевым, был связан с бытом и образом жизни степняков: они изоб­рели и внедрили в быт большую разбирающуюся юрту; из мужской одежды в числе первых стали применять длин­ные штаны (брюки); изобрели кривую саблю; носили ме­ховой головной убор, шапку-малахай. Монголы, первона­чально не знавшие грамоты, государственного устройства, оказались восприимчивыми к опыту других стран и наро­дов. Пройдя долгий путь завоеваний по просторам Азии, они переняли у ряда народов с древней культурой, в том числе у китайцев и персов, грамоту, навыки проведения переписи населения, организации быстрой почтовой свя­зи путем создания через равные отрезки пути "ям" - почтовых станций.

Первую перепись населения на Руси ордынцы начали проводить еще до падения Киева в 1238 г., когда после гибели во Владимире-на-Клязьме Великого князя Юрия там стал править его брат Ярослав Всеволодович. Хан Ба­тый послал баскаков своих с численниками (переписчиками населения) и с толмачами (переводчиками) по землям Рус­ским. По словам итальянского путешественника Плано-Кар - пини, перепись эта проходила очень жестоко. У каждого главы семейства, имевшего трех сыновей, брали в полон одного, захватывали всех неженатых мужчин и незамуж­них женщин, всех нищих и бездетных и угоняли в рабство. Остальных всех перечисляли и обкладывали данью. Отныне каждый человек мужского пола в любом возрасте и любого состояния должен был ежегодно платить ясак: "по меху медвежьему, бобровому, соболиному, хорьковому и лисье­му". Кто не мог заплатить, того забирали в рабство. И в 1257г., после смерти Батыя и его сына Сартака, была про­ведена вторая перепись населения на Руси. Приехавшие численники переписали население Суздальской, Рязанской, Муромской и иных земель. Не считали, т. е. не накладыва­ли "ясак" (налог) (как и в первую перепись), на священно­служителей и монахов. Для остальных, занесенных "чис­ленниками" в перепись населения, определялся "ясак" в виде перечисленных уже мехов диких зверей. Всех не зап­лативших забирали, как и в прежние годы, в "полон".

Но главной была общая на всю Русь дань под названием "ордынский выход". Сумма его четко не определялась. Пла­тили "выход" удельные князья от имени населения своих княжеств. Но со времени Ивана Даниловича (Калиты) мос­ковские князья стали платить за всех "ордынский выход", предварительно собрав необходимую сумму из разных мест. Ордынцы брали больше золотом и серебром, дорогими ме­хами. Если хану в Сарае (столице Золотой Орды) хотелось больше дани-даров, князей с сыновьями задерживали на неопределенное время в Орде, пока их приближенные не собирали нужную сумму, чаще золотой и серебряной посу­дой, возможно, и окладами от образов. Сопротивлявшиеся не только поборам, но и унижениям, князья с сыновьями принимали в Орде мученическую смерть.

Главный вывод из вышесказанного такой: экономика Руси была отброшена на несколько веков назад. Русичей из-за непомерных поборов, ежегодно выплачиваемых даже за младенцев и дряхлых стариков мужского пола мехами ценных пород диких зверей, заставили вплотную занимать­ся охотой. Таким образом, вместо производящего хозяй­ства вновь перешли к присваивающему типу хозяйства. Почти сто лет русичи не занимались широко земледелием и скотоводством. Степняков мало интересовало земледелие и плоды от него. Из-за задержки процесса феодализации и становления аграрного общества наметилось значительное отставание в экономическом развитии Русского государства от европейских стран. Выравнивание уровней развития про­изойдет лишь через несколько веков.

Пятый этап в развитии податной системы на Руси приходится на XIV-XVI вв. В это время сложились усло­вия для перехода к так называемой посошной подати. В те времена в окружающем Русь мире - Восточной и Запад­ной Европе - создавались централизованные государства. Русь долго не могла оставаться в стороне от этих тенден­ций. К тому же после Куликовской битвы 1380 г. в стране начался политический и хозяйственный подъем. С середины XV до середины XVI в. проявился подлинный расцвет зем­леделия и сельского хозяйства. В эти годы в целом и опре­делился переход к новому этапу в развитии налоговой сис­темы - взиманию посошной подати. О "сохе" как виде дани говорится в завещании Великого князя Василия Васи­льевича Темного (1425-1462 гг.). После его смерти писцы должны были переписать земли и обложить "данью по со­хам и по людям". Здесь официально упоминается "соха" как единица податно-налогового обложения. Итак, сборы дани проводились: по людям; по сохам; с учетом экономи­ческой мощи хозяйства. "Соха" как единица обложения по­датью не ассоциировалась с сохой - орудием земледелия. "Соха" - это единица земли, с которой платили подать государю, т. е. Великому князю, в XV-XVI вв., первой по­ловине XVII в. "Соха" определялась также количеством ра­бочей силы, необходимой для обработки определенной зе­мельной площади. С постепенной ликвидацией раздроблен­ности на Руси к взиманию податей в виде "московской сохи" присоединились Ярославское, Тверское и иные княжества. Причем условно к пашне приравнивались другие объекты обложения: мельницы, лавки, лодьи, т. е. различная недви­жимость.

Законодательно посошная подать как основной пря­мой налог в Русском централизованном государстве была закреплена в "Судебнике" Ивана IV 1550 г. Она стала взи­маться со всех земель русских с 1551 г. В основу "сохи"" (посошной подати) было положено известное количество земли, которую мог обрабатывать один или несколько че­ловек с одной или несколькими лошадьми. При этом учи­тывалось и количество произведенной продукции, то есть экономическая выгода, получаемая от запашки земли. В. О. Ключевский называл ее "промышленной сохой", имея в виду взимание подати с посадских тягловых людей (мел­ких торговцев и ремесленников). Сох пашенных было две: новгородская - около 45 десятин земли. В отличие от нее московская соха представляла из себя целый пахотный ок­руг. Относясь к служивым землевладельцам (дворянам), соха пашенная здесь в трех полях достигала 1200-1800 десятин земли.

Таким образом, размеры "сохи" зависели от того, воз­можно ли было от той или иной земли, в зависимости от ее площади и плодородия, получить и реализовать столько продукции, чтобы суметь уплатить сумму подати. "Соха" новгородская была намного меньше потому, что в тех мес­тах было мало плодородной земли, служилым людям она не раздавалась, а народ много занимался промыслами и ремеслами, внешней и внутренней торговлей и платил по­дати, видимо, от суммы общих доходов.

"Соха" церковная доходила в трех полях до 1350 деся­тин. Крестьяне, находящиеся на этих и "черных", т. е. госу­дарственных, землях, не несли военной повинности, поэто­му с них брали больше сельских податей.

"Соха" государственных крестьян доходила до 600 де­сятин. Получалось, что "черные" крестьяне с 600 десятин земли платили такую же сумму посошной подати, как слу­жилые люди с 1200 десятин земли, т. е. с них налог брали вдвое больший.

Прямые налоги в Московском государстве до XVII в. состояли из 3-х частей:

1) дани (посошной подати);

2) кормления административных лиц;

3) иных натуральные повинностей.

Вся совокупность денежных платежей и натуральных повинностей называлась тяглом.

Более мелкими, чем "соха", единицами обложения были: "выть" - до 30 десятин земли и "обжа" - до 15 де­сятин.

"Кормы" областным управителям делились на: а) "въез­жий", т. е. при поступлении в управление того или иного лица; б) "постоянные", т. е. годовые, представляемые по двум крупным церковным праздникам: "Петровский" и "Рож­дественский". До главенства Московского княжества "кор­мы" включали "припасы натурой" в виде хлеба, мяса, а также сена для скота. С воцарением Московской Руси и развитием товарно-денежных отношений наместникам ста­ли выдаваться денежные оклады.

История свидетельствует, что и с введением денеж­ных окладов подношения различным должностным лицам сохранились в последующие времена. Но они перестали быть обязательными, приобрели характер даров -» подарков -» -» подкупов должностных лиц.

В XVI-XVII вв., т. е. с появлением единого государ­ства и "помазанием" на царство Ивана IV, значительно воз­росли объемы прямых налогов. При Иване Грозном это мож­но объяснить большими государственными расходами в пе­риод Ливонской войны, а в XVII в. - ликвидацией послед­ствий Смутного времени.

К посошной подати ("соха", "выть", "дань") присоеди­нились сборы на:

1) выкуп пленных, особенно уведенных крымскими та­тарами - "полоняничные" деньги;

2) "стрелецкий" хлеб собирался на содержание стре­лецкого войска;

3) "ямские деньги" - на содержание разветвленной с XVI в. сети ямской "гоньбы";

4) "ямчужные" - или селитряные деньги - на покуп­ку пороха;

5) "засечные" деньги еще раньше собирались на возве­дение "засек" - преград на пути татар к Москве.

Все многочисленные прямые налоги в XVII в. были ук­рупнены, т. е. сведены в три основных:

1) деньги "данные", т. е. сама посошная подать, которую по старинке называли данью;

2) "полоняничные";

3) "обычные" деньги, здесь не имели в виду оброк с вотчинных крестьян. Ввели оброк при Иване IV с отменой управления наместников и волостелей и соответственно отменой кормления. Вместо них появились выборные зем­ские старосты с целовальниками. На их содержание и был определен государственный налог, названный "оброком" или "откупом".

Для упорядочения налогообложения в XVI в. создава­лись писцовые книги, в которых содержались данные пере­писей пашни и сенокосов, а в XVII в. завели переписные книги для учета численности дворов и населения в них. С помощью "переписных книг" в правление Алексея Ми­хайловича Романова был подготовлен переход к еще более цивилизованной форме прямого налога - к подворной по­дати.

Шестой этап взимания прямого налога - подворно­го - начинает отсчет времени уже после смерти Алексея Михайловича, с 1679 г. Отныне все прямые налоги были сведены в два разряда:

1) стрелецкие деньги;

2) ямские и полоняничные.

Стрелецкий налог теперь платило городское и про­мышленное сельское население, к нему относилось и насе­ление поморских уездов, где хлебопашество не было глав­ным занятием сельских жителей. Все они должны были со­держать стрелецкое войско.

Ямские и полоняничные деньги платили крестьяне: государственные, дворцовые, церковные, вотчинные и по­мещичьи. В том и другом случаях налоги взимались с под­ворий, независимо от того, сколько в них проживало людей.

Несовершенство таких налоговых сборов проявилось уже в первой четверти XVIII в., т. е. в период Петровских реформ. Из-за тяжести налогов и в силу ряда иных причин крестьяне начали целыми семьями покидать свои подво­рья, пополняя ряды беглых, в лучшем случае - казаков. Государству все труднее становилось собирать налоги, по­этому в 1724 г. по указу Петра I в Российской империи перешли к сбору подушного налога. В такой форме - "по душам" мужского пола - его собирали более 160 лет - до реформ Н. X. Бунге - И. А. Вышнеградского.

Противником введения подушного налога выступил со­временник Петра I - Иван Тихонович Посошков (1652- 1726 гг.). Он в 1724 г. опубликовал сочинение "О скудности и богатстве". Книгу эту можно считать первой работой по политической экономии в стране. И. Т. Посошков ратовал за ограничение эксплуатации крестьян со стороны помещи­ков. Он относился к налогам как важнейшему источнику до­ходов государства, поэтому предлагал облагать налогами все социальные слои общества, за исключением духовен­ства. И. Т. Посошков полагал, что в количественном (сум­марном) отношении налоги нужно взимать исходя из до­ходов, которые люди получают, занимаясь промыслами и торговлей, работая на земле. Таким образом, И. Т. Посош­ков впервые в экономической истории России предложил по сути дела перейти к подоходному налогу. Это предло­жение первого российского политэконома опережало вре­мя, в котором он жил, на 200 лет. Петр I не простил вели­кому ученому критику существовавших тогда в России по­рядков: вскоре после ареста И. Т. Посошков умер в Петро­павловской крепости.

Кроме государственных податей - налогов, на Руси существовали торговые пошлины, которые были косвен­ными налогами. Они с периода образования Древнерусско­го государства подразделялись на проезжие и собственно торговые. Широко известен "мыт" - сбор за право прово­за товаров. Люди, осуществлявшие эту функцию, называ­лись мытниками или "мытарями". Был мыт сухой, т. е. сухопутный, его взимали с возов с товарами, а мыт водя­ной брали с лодей с товарами. "Головщина" и "костка (гос - тка)" была сбором с лиц, везущих товар. "Задние кала­чи" - это мелкие сборы с торговых людей, едущих с рын­ка. "Мостовщина" и "перевоз" являлись пошлинами на право проезда торговых людей с товаром через мост и проч.

Собственно торговые пошлины подразделялись на:

1) сборы за подготовительные торговые действия;

2) сборы за право купли-продажи.

Первые назывались еще "замытной пошлиной", т. е. они заменяли "мыт" в том городе, где купец останавливался для торговли. Были еще "явка" - мелкий сбор в таможне при заявке купцом привезенного товара; "гостиная" - сбор при найме лавки для продажи. Были также косвенные на­логи: "амбарное" и "полавочное" (по лавкам), "весчее" или "пудовое" - сбор при взвешивании товара, "померное" -- при замере сыпучих товаров и т. д.

За право купли-продажи взимались: "тамга" - сбор за право продать и купить. Слово это одного корня от та­тарского слова " ". Иногда вместо тамги этот сбор на­зывали "осмничее" - оно впервые появилось в XII в., т. е. до ордынцев. То и другое взималось как с продавцов, так и с покупателей. Причем дороже эта пошлина взималась с иностранных купцов.

Отказ от разнообразных пошлин произошел с помощью Уставной грамоты 1654 г. Стала взиматься одна пошлина за право торговли - рублевая. С продавца она составляла 5 рублей, с покупателя - 2,5 рубля.

XIX в. принес с собой изменения и в налоговой сфере Российской империи. Косвенными налогами стали акцизные сборы. В условиях отмены крепостного права, победы про­мышленной революции и активизации рыночных отноше­ний изменилось название и суть основного прямого налога.

После убийства князя Игоря древляне решили, что отныне их племя свободно и они могут не платить дань Киевской Руси. Более того, их князь Мал сделал попытку жениться на Ольге. Тем самым он хотел захватить киевский престол и единолично править Русью. С этой целью было собрано посольство, которое направлялось к княгине. Послы везли с собой богатые подарки. Мал надеялся на малодушие "невесты" и на то, что она, приняв дорогие подарки, согласится разделить с ним киевский трон.

В это время великая княгиня Ольга воспитывала сына Святослава, который после смерти Игоря мог претендовать на трон, но был еще слишком мал. Попечительство над юным Святославом взял на себя воевода Асмуд. Сама же княгиня занялась делами государственными. В борьбе с древлянами и другими внешними врагами она должна была рассчитывать на собственную хитрость и доказать всем, что страной, которая раньше управлялась только за счет меча, можно управлять и женской рукой.

Война княгини Ольги с древлянами

Принимая послов, великая княгиня Ольга проявила хитрость. По ее приказу лодку, на которой приплыли послы, подняли на руки и понесли в город вдоль пропасти. В один момент лодку скинули в пропасть. Послы были погребены заживо. Дальше княжна отправила послание с согласием на брак. Князь Мал поверил в искренность сообщения, решив, что его послы достигли цели. Он собрал знатных купцов и новых послов в Киев. По древнему русскому обычаю гостям приготовили баню. Когда все послы оказались внутри бани, все выходы из нее были закрыты, а само здание сожжено. После этого было отправлено новое послание Малу, что "невеста" отправляется к нему. Древляне приготовили роскошный пир для княгини, который по ее требованию прошел невдалеке от могилы ее мужа, Игоря. Княжна потребовала, чтобы на пиру присутствовало как можно большее количество древлян. Князь древлян не возражал, полагая, что это только увеличивает престиж его соплеменников. Всех гостей напоили до отвала. После этого Ольга подала сигнал своим войнам и те умертвили всех, кто был там. Всего в тот день было убить порядка 5000 древлян.

В 946 году великая княгиня Ольга организует военный поход на древлян. Суть этого похода была демонстрация силы. Если ранее они были наказаны хитростью, то теперь врагу предстояло ощутить военную мощь Руси. В этот поход был взят и молодой князь Святослав. После первых боев древляне отступили в города, осада которых продолжалась практически все лето. К концу лета обороняющиеся получил от Ольги послание, что она насытилась местью и более ее не желает. Она попросила только три воробья, а также по одному голубю с каждого жителя города. Древляне согласились. Приняв дар дружина княжны привязала к лапам птиц уже зажженный серный трут. После этого всех птиц отпустили. Они вернулись в город, и город Искоростень погрузился в огромный пожар. Горожане были вынуждены спасаться бегством из города, и попали в руки дружинников Руси. Великая княгиня Ольга осудила старейшин на смерть, некоторых на рабство. В целом же убийцы Игоря были обложены еще более тяжкой данью.

Принятие Ольгой православия

Ольга была язычницей, но часто посещала христианские соборы, подмечая торжественность их обрядов. Это, а также необычайный ум Ольги, который позволил поверить ей в Бога-вседержителя, послужил причиной крещения. В 955 году великая княгиня Ольга направляется в Византийскую империю, в частности в город Константинополь, где и произошло принятие новой религии. Сам патриарх был ее крестителем. Но это не послужило причиной для изменения веры в Киевской Руси. Данное событие никак не отдалило русичей от язычества. Приняв христианскую веру, княжна оставила управление государством, посвятив себя служению Богу. Также она занялась помощью в строении христианских церквей. Крещение правительницы не означало еще крещения Руси, но это был первый шаг на пути к принятию новой веры.

Умерла великая княгиня в 969 году в Киеве.


Что такое урок в Древней Руси - понимают далеко не многие. Мы же в нашей статье попробуем разобраться, что это такое и откуда это берет свое начало. Ведь период ввода уроков решил для Российского государства очень многое. Именно с этого момента на Руси появляется централизованная, упорядоченная система в экономическом и политическом плане.

Князь Игорь: начало всего

Чтобы понять, что такое урок в Древней Руси, необходимо знать, с чего все началось. Мы начнем рассматривать историю со времени правления князя Игоря Рюриковича, который не стал сильной фигурой в управлении российским государством, однако вошел в историю как князь, который не смог справиться со своим народом из-за своей глупости и жадности.

Князь Игорь стал править после смерти Вещего Олега. На протяжении всего своего правления князь не проявлял себя в качестве достойного правителя. При этом он не проявлял себя в качестве плохого князя. Единственное, чем прославился князь Игорь, были неудачные попытки похода на Византию. Стоит также отметить, что благодаря Игорю был продолжен торговый договор с греками, который был заключен еще князем Вещим Олегом. Это условие было удобно для Руси того времени.

Насильственная смерть князя

Настоящая слава приходит к князю Игорю после его трагической смерти, о которой теперь ходит много легенд и мифов, многие из которых до сих не доказаны научно. Несмотря на это, историки придерживаются мнения, что Игорь был жестоко убит древлянами, с которых он несправедливо собрал дань.

Самым странным в истории князя Игоря остается его поступок. Известно, что сбор дани на Руси был принят еще очень давно. Этот обряд, доказывающий уважение к царю, был обязателен для всех. Всем известный исторический факт: князь собрал с древлян дань, но ему показалось, что тех средств, которые он собрал, - мало. Тогда Игорь вернулся, чтобы повторно собрать дань. Так повторялось несколько раз, пока древляне не освирепели от такой наглости и несправедливости князя. По легендам, древляне и убили Игоря, считая его нечестным, недостойным и несправедливым правителем, который просто «обворовывает» свой народ. Князь Игорь был жестоко убит древлянским народом, за что тот вскоре очень сильно поплатился.

Приход княгини к власти

После смерти князя Игоря к власти на Руси приходит его жена - княгиня Ольга. Русью всегда правили сильные воины, поэтому перед Ольгой стояла трудная задача: ей нужно было доказать свою силу и показать всему государству, что она тоже сильная личность, которая способна управлять страной. В древних летописях можно встретить четыре поступка княгини Ольги, которые имеют огромное значение для развития российской истории.

Время правления княгини начинается с мести за смерть князя Игоря. Это был первый поступок, упоминающийся в летописях. В качестве отмщения княгиня Ольга вместе с сыном Святославом сожгла дотла столицу древлян. Во время пожара погибло очень много древлянских послов. Этот поступок доказал силу женщины, несмотря на то что на протяжении всего российского государства женщина считалась слабовольным существом, которая должна была вести домашнее хозяйство и заниматься воспитанием детей.

Но не будем отходить от темы. Что такое урок в Древней Руси? После завершения мести княгиня решила заняться государственными делами, чтобы устранить экономические и политические проблемы в стране.

Начало десятого века в Российском государстве

До того, как престол заняла княгиня Ольга, Русь оставалась под сильным влиянием варягов. Рюриковичи отправлялись в дальние земли, где строили новые города, крепости, тем самым расширяя границы Киевского государства. Сегодня летописи говорят нам, что из-за своей географической отдаленности варяги не могли передать очень многое из своей культуры на Русь. Но это не мешало варягам осваивать окружающие земли и водные пути, живущие рядом народы.

Чем больше осваивалось рек, тем больше торговых путей открывалось. Именно с этого момента началось расширение городов. Это стало очень сильным толчком к экономическому развитию Руси. Да и сама власть уже означала создание экономической и политической инфраструктуры. Водные торговые пути начинают контролироваться разными князьями. Именно этим моментом и датируется появление такого государства, как Киевская Русь.

Попытки централизации: введение погостов и уроков

В казну Руси постоянно поступали средства, которые могли обеспечить победу в завоевании Византии. Эти средства поступали в виде погостов и дани, которые платились завоеванными племенами и народами государству. Сегодня в древних документах можно найти даже размеры этих налогов. В «Русской Правде», которая считается первым законодательным документом на Руси, говорится, что размер дани составлял 300 гривен в год. Эта сумма платилась за сохранение мира между захваченным племенем и Русью.

Именно княгиня Ольга смогла разделить всю Новгородскую землю на несколько частей, которые получили название «погосты». Каждая территориальная единица имела свои обязательства перед Киевской Русью. Каждый погост был обязан ежегодно выплачивать урок - дань, размер которой был точным и фиксированным на законодательном уровне.

Органы власти в древнем государстве

В это время существовал лишь один орган власти - князь. Так же органом власти можно назвать дружину князя. Именно княжеская дружина и была официальным органом, которая осуществляла сбор дани в Древней Руси. Естественно, сбор налогов происходил под присмотром княгини. Однако это полномочие дружины регламентируется в «Русской Правде». Дружина же получала доход, который обеспечивало население. Кроме того, население было обязано предоставлять любые средства, если дружинник был на службе. Тогда в государстве появился еще один тип отношений, который получил название «нефеодально-вассальный».

Основная часть населения государства представляла собой общинников, то есть свободных крестьян, входивших в состав различных общин. Поскольку земельной собственности не было, в казну поступали доходы, которые приносили налоги. Определение слова «урок» в Древней Руси этого времени еще было неизвестно. Однако налоги носили общеобязательный характер. За неуплату налогов применялись очень жестокие нормы, вплоть до смертной казни.

Система налогообложения на Руси

Каждый год, с ноября по апрель, дружина князя получала большой доход. Существовало всего два способа его получения: повоз и полюдье. Повоз представлял собой обязательное предоставление князю денег и продовольствия непосредственно ко двору. Полюдье собирали сами дружинники во время объездов государственных территорий.

Объезд, как правило, совершался младшими дружинниками.

До прихода к власти Ольги налоги были нерегулярными и не имели никакого порядка или нормы. Только в 10-м веке в Киевской Руси создается система налогообложения, которая имеет четкий порядок. Именно с этого момента и происходит введение уроков на Руси.

Реформы княгини Ольги

Приход к власти Ольги стал стартом хозяйственной деятельности всего населения. Именно тогда появляются обязательные платежи в виде погостов и уроков. Это способствовало развитию внутренней политики. До правления княгини главной задачей государства было развитие внешней политики. Несмотря на весь контроль, реформы княгини Ольги носили скорее мирный характер, нежели враждебный.

Конкретные изменения в государственном строе

Если говорить о времени власти княгини, то именно Ольгой были проведены те реформы, которые смогли установить: фиксированный размер дани, назначение ответственных людей по ее сбору и создание специальных точек для ее сбора.

Княгиня решила ввести все изменения незамедлительно. Контроль за приказами тоже начал осуществляться сразу же после введения изменений в государственный порядок.

Погосты и уроки

Чтобы четко понимать, что на Руси значили уроки, достаточно открыть современный Налоговый кодекс Российской Федерации и прочитать 8-ю статью. Эта реформа княгини была первой попыткой установить единство в стране, сделать его правовым. Уставы в основном предназначались для лиц, которые имели какие-либо полномочия. Ведь таких лиц было достаточно: для каждого погоста были свои уполномоченные. Из-за географической удаленности погостов уполномоченные оставались управлять ими на местах. Таким образом, княгиней Ольгой был установлен порядок по обустройству внутренних дел и устранению проблем страны.

Важно также сказать, что вся Русь была разделена княгиней на большие волости, а погосты стали их центрами. Как правило, погосты были крупными селами, располагавшимися по берегам различных рек.

Вывод

Экономическое развитие и развитие товарно-денежных отношений было обусловлено созданием уроков. Так что такое урок в Древней Руси? Урок - это фиксированная сумма налогообложения. Именно с момента правления княгини Ольги на Руси появляется постоянный и фиксированный доход в государственную казну, что уже могло исправить некоторые экономические проблемы Руси. Кроме того, княгиней были созданы самостоятельные административные единицы, которые и сегодня сохранились в нашем большом государстве. Ольга не только вела дела внешней политики, но и активно разбиралась с проблемами, которые существовали внутри самого государства.

Кроме того, те реформы, которые провела Ольга, стали укреплением власти на Руси, привели к распределению контроля по всей территории государства.

Среди всего прочего, важно сказать, что именно благодаря княгине Русь стала приобретать свои культурные духовные ценности. Именно с момента прихода к власти Ольги государство стало развиваться в религиозном и духовном смысле, ведь Ольга активно участвовала в распространении христианства на Руси. Люди стали обретать самосознание и чувство долга перед своим государством. Этому немало поспособствовало создание единой системы налогообложения - введение обязательной выплаты уроков.

Реформы св. княгини Ольги

В первой половине Х в. на Руси еще не существовало постоянных административных структур. Князья и их наместники лично ездили в полюдья. Отправлялись каждую осень, двигались от селения к селению, собирали с населения «дань», т. е. подати. Попутно решали накопившиеся вопросы, судили, разбирали тяжбы. Изменила положение св. равноапостольная княгиня Ольга.

Н. А. Бруни. «Святая великая княгиня Ольга». 1901

Кстати, этот исторический образ весьма интересен, однако возникают и неясные вопросы.

Исследователи давно уже обратили внимание на нестыковку в летописях. Вещий Олег женил князя Игоря на Ольге «из знатного варяжского рода» в 902 г., а через 40 лет у Ольги рождается единственный сын, она предстает молодой, энергичной, красивой. Впрочем, разгадка довольно проста. Речь идет о разных женщинах. Если первая Ольга была из варяжской знати, то вторая - простой деревенской девушкой из племени кривичей, об этом сообщают ее Житие, Никоновская летопись, о том же писал легат римского папы, видевший княгиню в Константинополе.

В общем-то, надо учитывать, что Ольга - не личное имя, а тронное. Титул, употребляемый вместо имени. Как, кстати, и Олег (Хельги). В буквальном переводе - «священный». Он означал одновременно вождя и жреца. Соответственно, и Ольга (Хельга) - священная, правительница и жрица. В скандинавских сагах целые цепочки «Хельги» сменяют друг друга. Впрочем, и на Руси Олег, как и Ольга, был не один. Если Вещий Олег умер в 912 г. и был похоронен в Киеве, то в 922 г. летописи упоминают о смерти еще одного правителя по имени Олег, он скончался в Ладоге, его могила известна и доныне.

Чтобы не возникло путаницы, имеет смысл вспомнить: хотя князь Рюрик происходил из прибалтийских славян-ободритов, важную роль при нем играла норманнская знать. Вещий Олег стал не только регентом в малолетстве Игоря, он фактически перехватил власть и правил пожизненно. Причем система двоевластия сохранилась и после его смерти. Ибн-Фадлан, тесно общавшийся с русичами в начале 920-х гг., рассказывал, что у них два правителя. «Царь» жил в великолепном дворце, ему воздавались высшие почести. Но практическими вопросами управления он не занимался. У «царя» был заместитель, «халиф», который командовал армией, правил суд и вел дела с подданными.

После Вещего Олега на пост «хельги» выдвигались другие временщики из варяжской верхушки. Возможно, они переняли опыт в Хазарском каганате, где существовала аналогичная система двоевластия.

Сазонов В. К. «Первая встреча князя Игоря с Ольгой». 1824

Что касается св. Ольги, то предания сообщают: ее первое, славянское имя было Прекраса, она выросла в деревне Выбуты под Псковом. Великий князь Игорь познакомился с ней на охоте. Отбился от свиты, увидел девушку в лодке и велел перевезти его. Но когда разглядел, насколько она красива, и попытался дать волю рукам, получил крепкий отпор. Перевозчица пригрозила выбросить его за борт. А это было серьезно - у кривичей женщины были сильными, даже сражались в поединках. Археологи выяснили, что каждая носила на поясе внушительный тесак. Объяснение, кого она везет, не подействовало, девушка осталась неприступной. Но тем более она запала в душу князю. Игорь действительно влюбился в нее - и сделал предложение.

Насколько сильно он любил молодую супругу, имеются весомые доказательства. В последние годы жизни у него не обнаруживается никаких других жен и наложниц - хотя в языческие времена это считалось вполне нормальным. Игорь построил для супруги персональную резиденцию Вышгород рядом с Киевом. Она имела собственный двор, собственных бояр. Причем на Руси такое отношение к женщинам стало модным. Своими дворами обзавелись другие дамы княжеского рода, племянницы и жены племянников Игоря.

Но у государя были и другие дела. Перед Русью стояла весьма важная задача - добиться выхода к морю. Население платило подати мехами, продукцией сельского хозяйства. Великому князю и знати требовалось реализовать их. Да и у людей после уплаты податей оставались излишки, их нужно было продать. Иначе сгниют, и что с них толку? А главным рынком сбыта являлась Византия. Но грекам было выгоднее скупать продукцию по дешевке в Киеве, они боялись морских нападений русичей. Натравили своих союзников, печенегов, те перекрыли низовья Днепра.

Макет древнего Вышгорода княгини Ольги около Киева

Караваны русских купцов прорывались к морю с боями, с большими потерями. Расчистить дорогу от кочевников было трудно. Побьешь их - отступят в степи, а потом вернутся. Решили пробивать другую дорогу, по Бугу, через землю уличей. В 937 г. с этим племенем началась война. Уличи упорно сопротивлялись, укрывшись в городах. Но путь по Бугу открылся, флотилии вышли в море. Отряды высадились на Белобережье (Кинбурнской косе), Тендровской косе, строили базы.

Византийцы с тревогой заговорили о «русах-дромитах» (от названия Тендровской косы - Ахиллов дром). Арабский хронист Аль-Масуди в эти годы называл Черное море «морем русов, по которому не плавают другие племена, и они обосновались на одном из его берегов». Но возглавлял войско не Игорь. Операции против уличей продолжал воевода Свенельд. А предводителя морских отрядов еврейский Кембриджский аноним именует «Х-л-гу, царь Руси». Масуди назвал его «царь ал-Олванг».

Это был очередной временщик Хельги-Олег. Он вторгся в греческие владения в Крыму. Власти Херсонеса даже не пытались обороняться. Чтобы избежать погромов и разорения, они признали подданство Руси. Но в воинстве Хельги было много варягов. Их такая победа совсем не устраивала. Они жаждали добычи. Херсониты смекнули, что их все равно могут круто пошерстить, и постарались перенацелить незваных гостей. Подтолкнули их напасть на своих конкурентов, хазар. Хельги скрытно подобрался к Самкерцу (Керчи). «По небрежности местного начальника реба Хашмоная» воины ворвались в город и разграбили его.

В 940 г. завершилась и война с уличами, Свенельд взял их столицу Пресечен. А племя тиверцев замучили набегами печенеги, оно добровольно присоединилось к державе Игоря. Но весть о разгроме Самкерца донеслась до Итиля. Хазарский царь Иосиф послал в Крым лучшего военачальника Песаха. По пути он собрал на Кавказе аланов, касогов, ополчение Таматархи и переправился через Керченский пролив.

Песах узнал, кто спровоцировал налет, и страшно отомстил. Захватил три греческих городка и «избил мужчин и женщин». Херсонес успел закрыть ворота, а осаждать его сборной хазарской рати было бесполезно. Она двинулась к лагерю русских на западном берегу Крыма. Там гуляли, делили трофеи - и вдруг появился нежданный враг. Десантный корпус Хельги был небольшим, однако Песах остерегся атаковать его. Его собственное войско было сомнительного качества, а варяги и русичи - это не мирные греки и гречанки, безнаказанно перерезать себя не дадут. Нужно было взвесить и последствия. Если получится уничтожить один отряд - придут новые, и война выльется в серьезные убытки.

Гораздо лучший вариант Песах увидел в том, чтобы направить русичей в другую сторону, столкнуть с Византией. Он вступил в переговоры. Пугал своей армией, грозил истребить. Но при этом манил надеждой на примирение. Возмущался: зачем вы напали на нас? Мы же вас не обижаем, торгуем с вами. Кто натравливает на вас печенегов? Разве мы не пускаем вас к морю? Хотите владеть Херсонесом? Пожалуйста! А потерпит ли император? Наш общий враг в Константинополе…

Князь Игорь Рюрикович. Мозаичный портрет на станции метро «Золотые ворота», Киев

Хельги поддался. Принял предложенные условия и заключил с каганатом союз. Впрочем, в Киеве далеко не все поддержали его решение. Часть воевод во главе со Свенельдом считала поход на Византию слишком рискованным. Но хазары обещали сговориться с арабами и болгарами, чтобы ударили на греков вместе с русичами. Доказывали, что в Константинополе мало сил. Хельги настоял на своем. В 941 г. поднял дружины, с которыми орудовал на море, ополчение городов, направил послов к болгарам.

Но в данное время болгарский царь Петр был в дружбе с императором Романом Лакапином, предупредил его. А многие русские воеводы и князья от похода уклонились. Хельги выступил без конницы, только с флотом. Правда, он был огромным. Греки писали о 10 тыс. кораблей. Такое количество означало бы полумиллионную армию - видать, преувеличили раз в 10. Однако и это было много, море у Босфора покрылось парусами. Хазарская информация о слабой обороне оказалась верной - византийская армия и флот ушли против арабов. Русичи высадились на азиатском берегу пролива.

Но дальше опять последовали накладки и ошибки. Хельги мог бы хорошо пограбить и благополучно отплыть домой. Мог даже попытаться напасть на Константинополь, по крайней мере разорить богатые пригороды. Он не сделал ни того, ни другого. Он ждал. Ждал наступления болгар и греков, обещанного хазарами. В результате застрял на 4 месяца. А император времени не терял, срочно отозвал свои корабли и войска с арабского фронта. Узнав о приближении многочисленных контингентов конницы и пехоты, русичи погрузились в ладьи, отчалили. Но в море их нагнали византийские эскадры, принялись жечь «греческим огнем». Вдобавок уже наступила осень, время штормов. Буря выбрасывала лодки на болгарский берег. Всех спасшихся царь Петр выдал грекам. Император велел их казнить - на площадях Константинополя обезглавили несколько тысяч человек.

Эти бедствия положили конец двоевластию. С Хельги уже и раньше враждовали воеводы Свенельд, Асмуд, их сторону держала значительная часть знати. А Игорь давно тяготился опекой временщика. Вероятно, не без влияния супруги. Хельги предпочел не возвращаться в Киев. Греческие и еврейские источники указывают, что он «постыдился вернуться в свою страну» и «бежал к Боспору Киммерийскому», в хазарский Самкерц. Но иудеям он был больше не нужен. Его с остатками войска спровадили в Закавказье. Норманнский вождь попытался отвоевать себе новое княжество на Куре, где и погиб.

В Византии император узнал, кто подстроил ему нашествие русичей. В ответ развернул гонения на иудеев. Масуди писал, что он «обращал евреев силой в христианство… и большое число евреев бежало из Рума в страну хазар». Хазарский царь воспылал гневом и устроил бойню христиан, «ниспроверг множество необрезанных». А в грызню между двумя державами втянулась и Русь.

Она теперь избавилась от времещика, но ведь начатую им войну требовалось завершить. Доходили слухи о массовых казнях в Константинополе. По языческим понятиям, отомстить было священным долгом - иначе князь утратит авторитет среди подданных. Но война требовала денег, а казна была опустошена прошлым походом. О, еврейские ростовщики готовы были одолжить сколько угодно! Отвалили такие суммы, что на Балтике наняли множество варягов. Хватило даже на то, чтобы перекупить печенегов - заплатить им еще больше, чем византийцы. Великий князь мобилизовал ополчение полян, кривичей, словен, тиверцев. В 944 г. на империю двинулась несметная рать. Морем везли пехоту, по берегу рысила конница.

Но Роман Лакапин выслал к устью Дуная своих уполномоченных, предложил выплатить такую же дань, как когда-то получил Вещий Олег. Причем сказалось и наследие отброшенного наконец-то двоевластия. Игорь раньше не решал подобных вопросов самостоятельно, растерялся. А воеводы и дружинники настаивали на мире: «Когда царь без войны дает нам серебро и золото, то чего более мы можем требовать? Известно ли, кто одолеет, мы ли, они ли? И с морем кто советен? Под нами не земля, а глубина морская, в ней общая смерть людям». Что ж, исход войны и впрямь выглядел сомнительным. В отличие от времен Вещего Олега, Болгария была враждебной. Печенегам византийцы вручили отдельные богатые дары - как бы в спину не ударили. Игорь послал их разорять болгар, расквитался за выдачу русских на расправу. А с империей согласился мириться.

Греки подтвердили старые договоры, согласились платить дань. Но за это навязали ограничения мореплавания. Оговаривалось, что Русь не имеет права претендовать на Крым и «власть корсуньскую» (херсонесскую). Русским запрещалось даже зимовать в устье Днепра и мешать грекам ловить там рыбу. Таким образом, наша страна лишилась постоянных баз на Черноморском побережье, утратила плоды недавних побед. А выходы к морю через земли уличей и тиверцев греки немедленно перекрыли. Науськали печенегов, и они в ближайший же год захватили низовья Южного Буга и Днестра.

Глазунов И. С. «Князь Игорь», 1962

Кстати, еще несколько фактов показывают нам, насколько большое влияние оказывала на Игоря его жена. В 942 г. у них родился сын и получил уже не скандинавское, а славянское имя - Святослав. А в состав русской делегации в Константинополь входил персональный посол от Ольги - он значился третьим после послов от великого князя и Святослава. То есть княгиня официально занимала третье место в государственной иерархии.

Но по возвращении из похода Игорь отправился в полюдье в землю древлян. И опять сказалось, что он не привык руководить самостоятельно. В древлянских лесах рядом с ним не оказалось авторитетных воевод. А буйная варяжская дружина с князем почти не считалась. Кинулась обирать людей, насильничать. Да и грабили-то для собственной поживы, для казенных нужд ничего не оставалось. Но на Игоре висел крупный долг ростовщикам! Расплатиться за счет военной добычи он не смог, поход закончился без трофеев. А сладить с подчиненными был не в состоянии.

Игорь не придумал ничего лучшего, как отправить домой распоясавшуюся дружину, а сам с небольшой свитой вернулся собрать дополнительную дань. Но древляне уже озлобились, вооружились. Великого князя все-таки сочли нужным предупредить: не езди к нам. Все, что мы были должны, ты уже взял. Он не послушался, продолжал путь. Тогда древлянский князь Мал обрушился на него с войском. Свиту перебили, Игоря привязали к двум согнутым деревьям и разорвали на части.

Вот теперь-то Русь очутилась на грани катастрофы. Безрезультатная война, восстание, на престоле несмышленыш Святослав и его мать, а вокруг них косящиеся на власть норманнские вельможи. Могущественный Свенельд явно претендовал на роль нового временщика. Ну а древлянский Мал представлял эти трудности, был уверен в собственных силах. Он направил посольство к Ольге и предложил другой вариант - стать его женой. По сути, это был политический расчет: племена восточных славян мирятся между собой и утверждают новую династию, без варягов.

Но подобный вариант оскорбил Ольгу как женщину - убив мужа, Мал отводил ей роль трофея, разменной монеты в задуманной им комбинации. А политические последствия этой комбинации Ольга оценивала куда лучше, чем Мал. Против нее выступит варяжская знать, древлянскому князю откажутся подчиняться поляне, а для других племен пример мятежников станет ох каким соблазном! Русь распадется. Восстание было необходимо сурово подавить.

Однако власть Ольга не уступила никому. Сама стала регентшей при малолетнем сыне. Вместо Свенельда она сделала ставку на его соперника Асмуда. Тоже талантливого военачальника, но он не имел столь обширных владений, занимал второстепенные посты. Ольге требовался именно такой - ее собственный выдвиженец, обязанный и верный только ей. Опорой Ольги стали и поляне. Они успели полюбить великую княгиню, а древляне были их кровными врагами.

Вторая месть Ольги древлянам. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Чтобы утвердить себя в роли правительницы, пресечь любые шатания, Ольга лично возглавила усмирение бунта. Летописец Нестор передает нам целый набор легенд. Перечисляет, как одно посольство древлян зарыли заживо в ладье, второе сожгли в бане, как племенную знать пригласили на тризну по Игорю, напоили и перебили. Описывает, как Ольга, осадив Искоростень (Коростень), попросила символическую дань воробьями и голубями, привязала к птицам горящий трут, они полетели в родные гнезда и зажгли город. Но это всего лишь фольклорные байки. Например, сюжет с птицами неоднократно встречается в скандинавских сказаниях о викингах. Там несколько вождей поджигают и берут неприступные города аналогичным способом. Очевидно, Нестор собрал разные устные сюжеты, ходившие в народе в его время, и соединил воедино.

Ну а правда заключается в том, что оскорбительное посольство, приехавшее в Киев со сватовством, Ольга велела казнить - прибегать для этого к хитрым уловкам было незачем. Собрав войско, княгиня повела его на древлян. Чтобы никто не оспорил ее решения, номинально командовал походом трехлетний Святослав. Когда построились к битве, мальчика посадили в седло, дали в ручонку копье и научили, пусть бросит его. Оно упало совсем рядом, у ног коня. Но больше ничего и не требовалось. Асмуд воскликнул: «Князь уже начал! Станем за князя!» - и рать дружной атакой опрокинула противника.

Разбитые древляне заперлись в крепостях. Боевые действия приняли затяжной характер. Но война укрепила авторитет княгини. Она показала себя настоящей начальницей. Появлялась перед дружинами в шлеме и кольчуге, с мечом на поясе. Жила в шатрах полевых лагерей, обогревалась у костров. Походная жизнь была для нее привычной - в лесах выросла. Ольга отдавала приказы, принимала донесения. Когда выпадало время, любила поохотиться. И у нее-то, в отличие от Игоря, воины не смели своевольничать, слушались безоговорочно.

А победа постепенно клонилась на сторону княгини. Осознав, что киевское войско не уйдет, будет стоять до полного покорения края, города стали сдаваться. Тех, кто упорствовал, брали приступом. Наконец, пала и столица древлян Искоростень. Город сожгли. Княгиня наказала племя «данью тяжкой», две трети ее должно было идти в государственную казну, а треть - персонально Ольге. Но она проявила и милосердие, умела быть справедливой. Казнила лишь нескольких старейшин, главных виновников мятежа. Кое-кого продала в рабство. Даже Малу сохранила жизнь, хотя княжение у древлян ликвидировала.

Но государыня учла и печальный урок покойного мужа. Требовалось упорядочить систему сбора дани, исключить анархию и хищничество. Ольга сумела сделать это. Она разделила землю на волости. В них учреждались погосты - представительства княжеской администрации. Туда назначались чиновники-тиуны с несколькими дружинниками или слугами. Присматривали за порядком во вверенной местности, решали споры. Мелкие судебные дела решали сами. О более серьезных докладывали князю. А для жителей устанавливались «уроки», постоянные размеры податей. Люди должны были сами сдавать их на погостах.

Эту реформу, введенную в 946 г. вместо полюдья в земле древлян, св. Ольга распространила по всей стране. Совершила большую поездку от Киева до северных владений, новгородских и псковских. Сама выбирала места для погостов. Изучала условия хозяйства, урожайность и определяла размеры «уроков» для тех или иных районов.

Кириллов С. А. «Княгиня Ольга. Крещение». Первая часть триптиха «Святая Русь», 1993

Любопытно отметить, что слово «погост» в русском языке со временем кардинально изменило значение. После крещения Руси на погостах строились первые церкви в сельской местности - под охраной чиновников и воинов. При церквях возникали кладбища, и в народе возникло выражение о похоронах - «понесли на погост». Административная система погостов просуществовала в России до XVI в., на северных окраинах - до XVII в. Потом ее заменили выборным земским самоуправлением. Прежнее значение забылось, и слово «погост» перенеслось на кладбища.

Ну а что касается св. Ольги, то она почти одновременно с административной начала другую реформу. Не менее, а куда более важную, духовную. Напомню, что ее статус «Хельга» - «священная» - означал не только правительницу, но и верховную жрицу. Отныне она должна была не только участвовать в языческих обрядах на столичном капище, но и руководить ими. Развратными ритуалами в честь сил плодородия вроде «священной свадьбы» и купальских игрищ. Кровавыми действами на алтарях мрачных богов - норманны принесли на Русь обычаи человеческих жертвоприношений, и киевская знать подхватила их. Кому не хочется приблизиться к правящей верхушке, купить для этого раба или даже бросить жребий среди соплеменников?

Ольге, выросшей в простой кривичской деревушке, такие обряды были отвратительны и чужды. У нее с детства складывались совсем иные представления о Высших силах - добрых, искренних, любящих, опекающих своих детей. В Киеве уже было много христиан, в том числе среди княжеских дружинников. Приезжали проповедники из Болгарии, Херсонеса, существовала соборная церковь св. Ильи Пророка. Княгиня познакомилась с христианским Богом, и Он оказался ближе, понятнее, роднее для ее души, чем свирепые и распущенные языческие божества. От обязанностей жрицы она избавилась просто и однозначно. Приняла святое крещение. Ну а если не стало верховной жрицы, то и столичное капище, где приносились страшные жертвы, автоматически прекратило существование. Да и киевские бояре призадумались. В княжеском дворце возобладали другие веяния. Не пора ли было подстраиваться к ним?

Из книги Путь из варяг в греки. Тысячелетняя загадка истории автора Звягин Юрий Юрьевич

В. Загадки «Княгини Ольги» Насмотревшись на скандинавов, наши решили не отставать. И вот летом 2001 года в путь двинулась украинско-белорусско-российская экспедиция на ладье «Княгиня Ольга». Ладья была сконструирована на Украине «с использованием древних технологий». Вес

Из книги А был ли мальчик? [Скептический анализ традиционной истории] автора Шильник Лев

Глава 1 Крещение княгини Ольги В 1988 г. Русская православная церковь с великой помпой отметила тысячелетие Крещения Руси, из чего следует, что сие знаменательное событие произошло в годы правления Владимира Святого (Владимира Красное Солнышко). Но эти эпохальные перемены

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Награды имени Равноапостольной Княгини Ольги К концу XIX века в России стал явно ощущаться недостаток женских орденов. Имевшимися орденами женщин практически не удостаивали, а орден Святой Екатерины вручался только аристократкам, да и то весьма редко. А число знатных дам

автора Зимин Игорь Викторович

Из книги Ювелирные сокровища Российского императорского двора автора Зимин Игорь Викторович

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

НАГРАДЫ ИМЕНИ РАВНОАПОСТОЛЬНОЙ КНЯГИНИ ОЛЬГИ К концу XIX века в России стал явно ощущаться недостаток женских орденов. Имевшимися орденами женщин практически не удостаивали, а орден Святой Екатерины вручался только аристократкам, да и то весьма редко. А число знатных дам

автора Цветков Сергей Эдуардович

Глава 4 ПРОИСХОЖДЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ Пробелы в биографии Прямым следствием выхода Киевской Руси к черноморскому побережью стало заключение первого известного нам династического брака киевских князей.Княгиня Ольга (в крещении Елена) - безусловно, лицо историческое. Ее

Из книги Русская земля. Между язычеством и христианством. От князя Игоря до сына его Святослава автора Цветков Сергей Эдуардович

Глава 3 КОНЕЦ ПРАВЛЕНИЯ КНЯГИНИ ОЛЬГИ Разгром Хазарии В 969 г. вопли о пощаде и проклятия свирепому «народу рос» раздались из восточной оконечности Европы.В исторической литературе отношения Руси и Хазарии довольно часто бывали представлены неверно - Хазария будто бы

Из книги История Русской Церкви. Том 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира автора Макарий Митрополит

Из книги Дорогами тысячелетий автора Драчук Виктор Семенович

«Знаменья» княгини Ольги Представьте себе трезубец бога морей Посейдона, или двузубец, чем-то похожий на ухват, которым в деревнях и сейчас достают чугуны из печей. Знаки, напоминающие трезубец и ухват, постоянно находили на самых различных предметах Киевской Руси. На

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Почему Древний Киев не достиг вершин Великого Древнего Новгорода автора Аверков Станислав Иванович

27. МСТИТЕЛЬНЫЕ ЗВЕРСТВА КНЯГИНИ ОЛЬГИ Но жадность не давала покоя Игорю. Из-за нее случилось вот что.В год 6453 (945) «сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам».И послушал их

Из книги Как бабка Ладога и отец Великий Новгород заставили хазарскую девицу Киеву быть матерью городам русским автора Аверков Станислав Иванович

29 Мстительные зверства княгини Ольги Но жадность не давала покоя Игорю. Из-за нее случилось вот что.В год 6453 (945) «сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам».И послушал их Игорь –

Из книги Крещение Руси автора Духопельников Владимир Михайлович

Крещение княгини Ольги Ольга, жена князя Игоря, заняла Киевский стол в 945 г. после убийства Игоря древлянами, за которое она вскорости жестоко отомстила. В то же время она понимала, что сохранение в государстве старых порядков, взаимоотношений князя и дружины,

Из книги Где родилась Русь – в Древнем Киеве или в Древнем Великом Новгороде? автора Аверков Станислав Иванович

6. Мстительные зверства княгини Ольги Но жадность не давала покоя Игорю. Из-за нее случилось вот что.В год 6453 (945) «сказала дружина Игорю: «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь, и нам».И послушал их Игорь –

Из книги Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674) автора Сапожникова И Ю

22. О КНЯЖЕНИИ ВЕЛИКИЯ Княгини Ольги в Киеве. ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ Ольга, по смерти мужа своего Игоря Руриковича оставшися с сыном своим Светославом Игоревичем вдовою, все Государства Российскии в свою власть прият, и не яко женск сосуд немощен, но аки крепчайший Монарха или

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О