Карточки Домана — очень подробное описание занятий. Методика Домана. Как заниматься? И стоит ли

Согласно методике американского нейрохирурга Гленна Домана, чтобы выработать высокий уровень развития интеллекта, нужно начинать давать нагрузку с самого раннего возраста. Карточки Домана – это прекрасная возможность применить методику в домашних условиях.

Обучающий материал содержит карточки с яркими картинками и названиями из разных отраслей науки: анатомия, биология, искусство, с изображенными на них объектами: животные, овощи, фрукты, птицы, насекомые и т.д.

Скачать карточки Домана

На сайте вы можете скачать карточки следующих тематик:

Методика Г. Домана

На нашем сайте вы сможете не только бесплатно скачать карточки Домана , но и подробно узнать как показывать карточки ребенку. Задача родителей состоит в том, чтобы показывать карточку и называть объект, изображенный на ней, а ребенка – рассматривать. Для обучения математике используют красные точки, обозначающие количество. Применяют именно красный цвет, как раздражитель, чтобы ребенку было легче сконцентрировать внимание. При этом нужно учитывать состояние Ваше и ребенка во время занятий. Оно должно быть комфортным, а настроение радостным и бодрым.

Карточки показывают быстро, не более 3 секунд одну и постоянно меняют очередность показа. Ни в коем случае нельзя принуждать ребенка к просмотру или повторению названия, он придет к этому самостоятельно. Важно вызвать у него интерес. В дальнейшем это послужит дополнительной мотивацией к познанию окружающего мира и процессу обучения в целом.

Изначально такую методику обучения Гленн Доман применял к детям с тяжелыми поражениями нервной системы. Впоследствии обучающие карточки стали применять и для раннего развития нормальных здоровых детей. В этом разделе вы можете скачать карточки Домана бесплатно , нужной тематики. Ребенок, рассматривая картинку, воспринимает изображение, звук и написанное слово в целом, что существенно облегчает раннее восприятие.

Постепенно родители добавляют все больше и больше информации о показываемом предмете и ребенок расширяет свое представление о нем. Многолетними положительными результатами доказано, что методика Гленна Домана не имеет аналогов по своей эффективности. Благодаря такому обучению у детей быстро пополняется словарный запас, развивается интеллект и творческий потенциал.

В современном мире многие родители думают, что чем раньше они начнут развивающие занятия с ребенком, тем лучше. Думая о том, как это сделать лучше, они занимаются поиском подходящей методики. Одна из самых известных – это методика Глена Домана. Рассмотрим подробнее, каковы особенности этой методики и как она работает.


Из жизни Глена Домана

В 1919 году в одном из старейших городов США – Филадельфии - появился на свет Глен Доман. Окончив обучение в Пенсильванском Университете в 1940 году, он начинает свою трудовую деятельность врачом-физиотерапевтом в больнице. Именно здесь он начинает работу по исследованию того, как развивается детский мозг. Однако начало войны ее прерывает. В 1941 году Доман идет в армию добровольцем, пройдя обучение на пехотных офицерских курсах. Его служба оканчивается в звании командира пехотной роты с наградой крестом «За выдающиеся заслуги».

Вернувшись к медицине после войны, Глен Доман совместно с товарищами по работе начинает оказывать помощь в восстановлении детей с разными повреждениями головного мозга и серьезными поражениями нервной системы. В 1955 году им был основан некоммерческий Институт Развития Человеческого Потенциала. Теоретической и практической базой Института была методика Домана.

На протяжении более чем 20 лет, постоянно находясь в работе, проводя многочисленные исследования, опыты, эксперименты, делая выводы, приходя к каким-либо умозаключениям, Доман со своими коллегами-единомышленниками искали пути и возможности для излечения таких детей (с полной или частичной парализацией, сильным отставанием в развитии, неспособным к восприятию мира и общению). Они считали важным лечить первопричину – головной мозг, а не следствия поражений, т.е. тело.


В 1960 году Доман публикует в журнале «Американской Медицинской Ассоциации» статью о методической работе и проводимом лечении детей с повреждениями мозга и результатами их реабилитации. Именно тогда о нем узнали очень многие. Его деятельность совершила «мягкую научную революцию».

С этого периода вместе со своими соратниками Доман активно продолжал свою работу, разрабатывал и совершенствовал новые программы и методики для оздоровления ребят. За успехи в своей деятельности ему было вручено множество наград.

В книге «Гармоничное развитие ребенка» можно найти более полное описание его метода.


Когда можно начинать занятия

В результате своих наблюдений Доман пришел к выводу, что дети за всю свою жизнь не узнают столько, сколько информации могут усвоить в первые 6 лет жизни. Практически с рождения ребенок готов к познанию мира, его интересует все, что находится в его окружении. В таком возрасте вам не придется дополнительно мотивировать ребенка. Занятия необходимо проводить в форме занимательной игры.

По его мнению, приступать к обучению детей можно с 3 месяцев , ведь именно в этом возрасте кроха проявляет реакцию на предметы . Образовательный процесс начинается с демонстрирования карточек в течение короткого промежутка времени (буквально несколько секунд на карточку). Необходимо чтобы на карточках были представлены реальные предметы: овощи-фрукты, животные, мебель, транспорт, геометрические фигуры и т.д.


Обучение по методике Г.Домана можно начинать с 3 месяцев

Методика Домана

Долгие годы Доман проводил различные исследования, сосредоточившись на работе с детьми, отстающими в развитии. Однако глядя на то, как их братья и сестры, которые были абсолютно здоровы, с интересом присоединялись к занятиям и добивались больших успехов, он создал методику, которая разработана с учетом и их интересов и потребностей.

Основные положения, на которые опирается методика:

  • Мозг человека растет и развивается, только находясь постоянно в работе.
  • Для достижения больших успехов в развитии интеллекта малыша нужно чтобы его мозг активно работал с рождения до 3 лет.
  • Физическое развитие играет немаловажную роль в созревании мозга и двигательного интеллекта.
  • До достижения ребенком 5 лет его мозг сам настроен на получение новых знаний, не возникает потребности дополнительно мотивировать ребенка к этому.


Принципы обучения по Доману

  • К процессу обучения необходимо приступать насколько возможно раньше, ведь чем дитя младше, тем проще ему будет научиться.
  • Не забывайте похвалить малыша и искренне порадоваться его успехам.
  • Ребенок – это тоже личность, к которой необходимо проявлять уважение и доверие.
  • Обучение должно проводиться с удовольствием.
  • Обучение должно проходить в соответствующей обстановке.
  • Занятие должно заканчиваться раньше, чем ребенку надоест или станет скучно.
  • Новую информацию для обучения нужно предоставлять очень часто.
  • Регулярность, последовательность и организованность занятий очень важны.
  • Не нужно проверять то, как малыш усвоил информацию.
  • Требуется тщательная подготовка к занятиям, делать все нужно заранее.
  • Немедленно прекращайте занятие, если вдруг малышу или вам стало скучно.


Процесс обучения всегда должен проходить в виде игры, терпеливо и без принуждения

Физическое развитие

Именно физическому развитию Глен Доман уделяет большое внимание в своей системе. Он уверен, что оно напрямую взаимосвязано с развитием интеллекта ребенка. Именно поэтому нужно уделять внимание хорошему физическому развитию с рождения.

Потребности ребенка в плавании, хождении, ползании, хватании даны ему от природы. Необходимо с момента появления крохи на свет одобрять их развитие, предоставлять ребенку полную свободу движений. Помогая малышу быть активным с рождения, родители помогают ему развиваться интеллектуально намного быстрее, чем его ровесники.


Для физической активности малыша необходимо создать соответствующие условия.

В этом может помочь специальный трек для ползания. Необходимо, чтобы кроха располагался между его бортиками, практически касаясь их предплечьями и бедрами. Трек располагают под небольшим уклоном. Лучше всего, чтобы его поверхности были гладкими, не требуется никаких одеял или матрасов. Одевать кроху, ползающего там, нужно по минимуму.


В течение дня малыш должен проводить в нем не менее 3-4 часов. По такому треку ребенок сможет проползать довольно большое расстояние, а к 4 месяцам, при условии правильной организации, уже начнет активно ползать. Благодаря этому будет идти активное интеллектуальное развитие ребенка, его головного мозга и возможностей к восприятию нового.

С помощью трека происходит стимулирование врожденных рефлексов, имитирование внутриутробного пространства, когда кроха вспоминает свой первый рефлекс, с помощью которого он появился на свет.

Учите малыша преодолевать препятствия с помощью разнообразных валиков и лесенок. Вертите и крутите его как можно чаще, этим вы поспособствуете развитию чувства равновесия. Помогайте и поощряйте ребенка в его попытках ходить, бегать, плавать.

Для новорожденных Глен Доман создал свою программу равновесия – динамическую гимнастику, которой с успехом вы можете воспользоваться в домашних условиях.

Суть методики Домана

Вместе с активным физическим развитием в это же время вы можете начинать интеллектуальные занятия. Для этого применяются карточки с крупными реальными картинками и подписью на них. С их помощью малыш легче усваивает новую информацию, получает нужную нагрузку для развития мозга.

Вы можете купить готовые комплекты карточек, найти их в интернете и распечатать на цветном принтере или сделать самостоятельно. Все карточки должны иметь белый фон, на каждой – только одна картинка. Подпись пишется снизу крупными буквами красного цвета. Как можно чаще предлагайте ребенку новую, интересующую его информацию. Если этого не делать, то ребенку очень быстро эти занятия станут не интересными.


В начале занятий вам потребуется 5 карточек одной тематической линии. Каждая карточка показывается малышу в течение 5-10 секунд, громко и четко читается название под ней. Примерно через три занятия, вы можете начинать заменять карточки по одной из набора. Показывать ребенку один набор можно только один раз за занятие. Заниматься нужно не менее 3 раз в день. Всего у вас получится не менее 15 показов карточек за день.

Чему бы вы не обучали ребенка, не ждите мгновенного результата. Вы увидите результаты тогда, когда ребенок будет готов вам их продемонстрировать. Будьте уверены: кроха все слышит и запоминает, занимаясь с ним, вы не проводите время впустую.


Как научить читать по системе Домана

Глядя на слова, которые написаны, ребенок не осознает их смысл. Если же ему вместе с показом слова озвучивать его, то сработает механическое запоминание, мозг малыша уяснит полученную информацию, связав ее воедино. Именно этим способом малыш начинает понимать законы чтения, точно так же как это происходило с развитием устной речи.

Глен Доман уверен, что начинать обучение чтению подобным образом можно уже полугодовалого кроху.

Для работы потребуются карточки с наборами слов. Их размер должен быть 10*50 см, текст ярко-красного цвета, шрифт 1,5 см по толщине, а высотой каждая буква должна быть 7,5 см. Не знакомьте ребенка со сложными словами в самом начале обучения. Постарайтесь подобрать такие слова, которые ребенок хорошо знает (мама, папа, дед, можно использовать названия предпочитаемых блюд, одежды, домашних любимцев).


Постарайтесь придерживаться следующей схемы обучения:

  • Набор слов – это группа из 5 слов, объединенных одной темой.
  • Заниматься необходимо по три раза ежедневно.
  • День первый. Продемонстрируйте ребенку один набор слов. Озвучивайте слова четким, ровным голосом. На каждое слово нужно тратить не более 15 секунд. Получается 3 занятий с одним набором слов.
  • День второй. К уже показанному набору слов, добавьте еще один. Получим 6 занятий в день (3 с изученным ранее набором слов, 3 с новым) и два набора слов.
  • День третий. Три набора слов и девять занятий.
  • День четвертый. Четыре набора слов и 12 занятий.
  • День пятый. Пять наборов слов и 15 занятий в течение дня.
  • День шестой. Вы добавляете еще один набор слов, но одновременно с этим из пяти предыдущих наборов исключаете по одному слову.

Придерживаясь такой схемы, вы постоянно будете заменять наборы слов, добавляя каждый раз новое. Сначала демонстрируйте слова, затем словосочетания, а далее можете попробовать демонстрировать целые предложения.


Как научить считать

Взрослые услышав слово «два» представляют себе цифру, а дети мыслят фактами. Они представят две точки, две конфетки, два яблока, но даже и не догадаются соотнести слово «два» с изображением цифры. Именно на эту специфическую для детей черту и опирался Доман, при создании методики. Позволив малышу взаимодействовать с конкретными фактами, а не абстрактными понятиями, вы дадите ему отличный шанс обучиться счету не пересчитывая, определять сколько изображено вещей, узнать об основных математических действиях.


Для обучения счету вам потребуется 100 карточек размером 27*27 см. На карточках в разбросанном виде изображаются красные точки от 1 до 100. Их диаметр не должен превышать 2 см. На занятиях ребенок первоначально освоит понятие «количество», затем понятие «уравнение». После этого можно приступать к обучению решать задачи. Только потом по Доману можно познакомить ребенка с графическим изображением чисел, понятием «цифра». В последнюю очередь приступайте к решению цифровых уравнений.

Принцип обучения математике схож с обучением чтению. Только вначале занятий необходимо уделить достаточно внимания набору карточек от 1 до 5, и от 5 до 10.

Знакомить с основными действиями нужно также с помощью точек. Например, при обучении вычитанию 2 из 3, проговаривая действие (три минус два равно один) продемонстрируйте соответствующие карточки с тремя точками, знаком «минус», двумя точками, знаком «равно», одной точкой.


Даже за полминуты можно многому научить

В сравнение человеческому мозгу, Глен Доман ставит совершеннейший компьютер, который подводит итоги исходя из фактов. Он считает, что абсолютно бесполезно что-то долго объяснять ребенку и ждать от него потом умных мыслей и верных решений о совершаемых поступках. Ребенку необходимо предоставлять точную, доступную, четкую информацию. Для пояснения сказанного он приводит следующий пример.

Глядя на собаку, ребенок интересуется у вас о ней. Что вы можете сделать:

  • отмахнуться от него со словами: «Отстань, мне некогда»;
  • сообщить крохе: «Это гав-гав»;
  • коротко ответить: «Это собака»;
  • сказать: «Это собака породы сенбернар»;
  • продемонстрировать картинки с собаками;
  • показать картинки с различными породами собак и сказать: «Смотри, здесь везде изображены животные, которых называют собаки, но они могут быть разными. Есть пудель, немецкая овчарка, доберман, чау-чау, такса» и т.д.

Из последнего ответа малыш сможет сам сделать маленькое открытие для себя, поняв, что у всех собак есть общие черты – это количество лап, наличие хвоста, шерсти, но при этом они могут различаться по окрасу, размеру, длине шерсти, хвоста, форме ушей и пр. Таким образом, всего за полминуты ребенок сможет совершить огромную интеллектуальную работу и ускорить деятельность мозга.


Старайтесь давать малышу более развернутые ответы, простые для понимания и основанные на фактах

Получение энциклопедических знаний

Если следовать Доману, то надо понимать, что целью жизни человека является получение многосторонних знаний об окружающем мире. Объяснения и разъяснения для детей не принесут никакой пользы, их мозг способен воспринимать только факты.

Для того, чтобы обучение по карточкам давало ребенку поистине энциклопедические знания необходимо чтобы:

  • все детали на карточках было видно отчетливо;
  • на каждой карточке был изображен только один предмет;
  • все изображенные предметы имели название;
  • ребенку этот предмет ранее был незнаком;
  • карточки были достаточно большие (28*28 см);
  • карточки были чистые.

Заниматься с карточками необходимо в среднем по 30 секунд.


Отрицательные моменты

Казалось бы, все в методике Домана изложено понятно, доступно, четко и логично. Однако, как и в любой другой методике, у нее есть свои отрицательные моменты.

  • Ребенку мало только знать факты, он должен уметь применять их в жизни, пользоваться ими. Иначе вся информация, которую он получает, будет просто хламом в его голове.
  • Большая нагрузка на мозг малыша может привести к негативным последствиям в виде психических расстройств, перепадов настроения, отсутствия аппетита, проблем в общении, повышенной тревожности, ранимости, чувствительности.
  • Необходимо, чтобы обучение соответствовало возрасту ребенка. Если малыш видит собаку, то он соотнесет ее образ со словом «собака», а по Доману это слово у него будет вызывать ассоциацию с карточкой. К примеру, увидев жирафа или слона в действительности, кроха может их просто не узнать.
  • Пассивность ребенка, отсутствие творческих и созидательных моментов в обучении. Ребенок не учится самостоятельно находить информацию, любознательность притупляется.
  • Малышу практически не остается времени для общения с друзьями, игры. Не уделяется внимание эстетическому, эмоциональному, нравственному развитию. Родители очень много времени проводят в подготовке к занятиям: делают карточки, рассортировывают, подбирают подходящие и т.д.
  • Задействуются не все органы чувств. Нет тактильного развития, не используется обоняние и вкусовые рецепторы.
  • Механическое запоминание слов при обучении чтению. Если ребенку в тексте встретятся незнакомые слова, он не сможет его прочитать и понять смысл прочитанного.
  • Согласно методике, необходимо сопровождать читаемый текст показом картинок. Ребенку в дальнейшем будет тяжело научиться читать тексты без иллюстраций, он с трудом будет понимать прочитанное. Все это может привести к отсутствию у малыша желания заниматься тем, что ему неинтересно или плохо получается.
  • Отсутствие активной игровой деятельности, в которой ребенку проще всего усвоить новую информацию.


Заключение

Методика Глена Домана может очень помочь родителям в развитии их детей и даже вырастить гениев и вундеркиндов. Однако необходимо учитывать возрастные возможности вашего малыша, подходить к занятиям грамотно, следить за состоянием здоровья ребенка, учитывать его индивидуальные возможности. Нельзя заставлять ребенка заниматься. Лучше всего проводить комплексные занятия в игровой форме и не забывать хвалить и поощрять за каждое, пусть даже маленькое достижение.


Посмотрите следующие видео, в котором раскрываются особенности методики Глена Домана.

Наши бабушки понятия не имели о раннем развитии малышей и считали младенцев беспомощными карапузами. Сегодня все иначе – популярность обучающих (буквально с пеленок) программ все увеличивается.

Полугодовалым детям преподается математика, чтение, биология и другие науки, которые сами родители осваивали в младших классах. В этой статье мы расскажем вам об одной из таких методик развития для самых маленьких – это карточки Домана.

Из этой статьи вы узнаете

Немного об авторе

По мнению американского врача-нейрофизиолога, в каждом ребенке скрыт огромный потенциал, раскрытие которого находится в руках родителей. Глен Доман разработал методику физического и интеллектуального развития детей с самых пеленок.

На протяжении более 20 лет он вместе с коллегами искал решения, направленные на лечение детей с отставанием развития. Основной, по их мнению, причиной патологий (в том числе и касающихся тела) является повреждение мозга. Именно в поисках путей его восстановления проводились многочисленные эксперименты, исследования, тестирования.

Подтверждением того, что методика Глена Домана эффективна, стали положительные результаты, демонстрирующие заметные улучшения маленьких пациентов.

Братья и сестры больных малышей с не меньшим энтузиазмом стали заниматься уроками, проводимыми Доманом. Это воодушевило врача на разработку методик для здоровых детей. С самых пеленок по программе раннего обучения младенцы осваивают профессии, математику, чтение и даже транспорт.

Открытие врача вдохновило многих, в том числе и Андрея Маниченко – психолога и педагога. Он адаптировал программу на «русский лад» и основал компанию «Умница» для раннего развития детей. Так в нашей стране появилась методика Домана-Маниченко.

Основные идеи методики раннего обучения

По мнению Глена Домана, успех обучения обусловлен именно ранним возрастом учеников.

  • Раскрывать потенциал ребенка нужно уже с пеленок.
  • Самый авторитетный учитель – родитель, искренне желающий обучить своего малыша. Благоприятные условия – домашние, привычные.
  • Такой невероятной тяги к познаниям, как в детстве, человек не испытывает больше никогда. Малютки легко усваивают информацию в большом объеме.
  • Фактический рост мозга прекращается к 6 годам. К этому времени нужно «вместить» туда как можно больше знаний.
  • Внимание родителей – лучший подарок для детей. Поэтому совместное обучение дарит ребенку не только новые познания, но и общение с любимыми людьми.

Карапузы, которые узнали, что такое суперкарточки по методике Домана-Маниченко с раннего возраста, уже к 2–4 годам считали, читали и были эрудированнее, чем сверстники. Они отличали профессии, знали общественный транспорт, животных, птиц.

Правила раннего обучения

Чтобы методика Глена Домана приводила к ожидаемым результатам, автор рекомендует придерживаться простых, но очень важных советов.

  • Чем младше малыш, тем легче его обучить. Поэтому начинайте заниматься сразу с пеленок.
  • Вам или ребенку неинтересны такие темы, как профессии или математика? Для вас есть другие – биология, транспорт, география.
  • Не настаивайте на том, чтобы кроха демонстрировал свои знания. Цель обучения – дать информацию, а не постоянно проверять ее усваивание.
  • Заранее готовьтесь к занятию. Заниматься нужно в подходящей обстановке (выключите телевизор, уберите телефоны, музыку и другие отвлекающие факторы).
  • Хвалите и поощряйте ребенка, открыто радуйтесь его успехам. Используйте обращения «умница», «молодчина» и т. д.
  • Уроки должны быть регулярными, важна система. Вводите как можно больше информации. Например, профессии – врач, доктор. Кто и чем занимается, с какой целью? Транспорт – мотоцикл и автомобиль. Сходства, отличия, за счет чего движутся?
  • Если вам не нравится процесс обучения, не насилуйте себя. Такой подход не приведет к положительным результатам.
  • Оканчивайте домашние уроки при первых проявлениях усталости маленького ученика (начал зевать, отвлекаться, перемещаться).

Помните, малыши более восприимчивы к игре, система менее эффективна. Превратите ваши занятия в увлекательный процесс, которого ребенок будет ждать с нетерпением! Тогда вы будете заниматься с удовольствием, что приведет к максимальной результативности.

Что такое карточки Домана

Автор методики утверждает, что деятельность мозга ребенка схожа с компьютером – чем больше фактов, тем больше выводов он способен сделать. Он способен запомнить все: разных животных, профессии, буквы и числа, транспорт. Важно предоставлять карапузу максимум информации.

Пример: кроха увидел птицу и привлекает внимание мамы. Что она скажет?

  • Промолчит.
  • Это «кря-кря».
  • Птичка!

Такие варианты непродуктивны и бессмысленны. Есть еще одно решение – показать и озвучить малютке несколько карточек, где изображены разные птицы (голубь, воробей, курица и т. д.).

При этом малыш сможет проанализировать картинки самостоятельно и определить, что у них общего. В результате ребенок будет не только знать о том, что это птички, но и их особенности – крылья, клювы, умение летать и другие.

Развивающие карточки Глена Домана посвящены самым различным тематикам. С их помощью кроха может изучить профессии, животный и растительный мир, цвета, транспорт.

В продаже доступны карточки, сортированные по отдельной тематике и наборы с комплексными программами. Сделать их можно и своими руками. Как, расскажем чуть позже.

Учимся читать

Вы познакомились с букварем в 5 или 6 лет? Методика «Чтение» по Доману позволяет обучать детей с пеленок (с 6 месяцев). Поможет вам «читалка»!

Как заниматься с таким крохой, и как это возможно? Примерно так же, как малыши учатся понимать и воспроизводить речь. Сначала малютка видит слово и слышит его произношение.

Постепенно оно «сохраняется» в памяти и при очередном просмотре карапуз уже узнает знакомое сочетание букв. Законы чтения дитя изучит самостоятельно, благодаря способности анализировать и сопоставлять.

Обучение начинается от простого к сложному – сначала это знакомые малютке слова (члены семьи, бутылочки и любимые игрушки), затем словосочетания, предложения, а потом такая «читалка» распространяется и на книги.

Если вы захотите сделать карточки для занятия своими руками, то придерживайтесь такого же оформления, как у экземпляров из комплекта «Умница»:

  • размер – 10х50 см;
  • шрифт – высота 7,5 см, толщина 1,5 см (постепенно уменьшается);
  • цвет букв – красный (через некоторое время сменяется черным).

Как проводятся развивающие уроки

  • В первый день мама подготавливает 5 карточек со словами, которые в течение 10 секунд нужно показывать и зачитывать. Занятие оканчивается поцелуем, объятиями и другими поощрениями ребенка («умница», «все отлично» и т. д.). Аналогичные действия повторяются еще 2 раза в течение дня.
  • На следующий день количество занятий увеличивается до 6. Половина из них посвящена старому материалу (повторите действия из пункта 1), остальные 3 проводятся по новым 5 словам.
  • Третий день также более информативен – добавьте еще 5 карточек и увеличьте количество подходов до 9 в день.
  • На пятый день вы должны перейти к демонстрации 25 слов (15 раз в день).
  • В конце недели снова добавьте слова, но в изученных комплектах по одной карточке уберите (останется 25 штук).

Краткий итог: каждое слово нужно показывать малютке на протяжении 5 дней по 3 раза. Длительность одного урока не должна превышать 10 секунд. Ориентируйтесь на настроение ребенка. Если он голоден, хочет спать или просто не в духе, перенесите занятия на более удачное время.

Математика с пеленок

Считается, что детям с гуманитарными наклонностями математика дается с трудом. Им тяжело осваивать счет, примеры, задачи. Возможно, так оно и есть у тех школьников, с которыми родители не занимались по методике Домана.

Как младенец может освоить такую задачу, спросите вы. Автор утверждает следующее:

Если назвать число 3, взрослый представит именно символ 3. Ребенок же видит сразу количество и вообразит три предмета (3 печенья, например). Если эту способность развить, ребенку буквально с пеленок будет подвластна математика.

Как сделать развивающие карточки своими руками, и какого размера они должны быть?

  • Количество – 100 шт.
  • Габариты – 27х27 см.
  • Изображение – точки (от 1 до 100).
  • Диаметр точки – 2 см.

Математика изучается также, как и в предыдущей методике (там мы осваивали чтение). Нужно показывать ребенку карточку с точками, озвучивать, постепенно увеличивая количество занятий и сами числа.

Пока ребенок совсем маленький, используйте только 2 части набора – от 1 до 5 и от 5 до 10. Когда малютка освоит эти числа, продвигайтесь дальше.

Кстати, необязательно использовать карточки, сделанные своими руками или купленные в магазине. В продаже можно найти коврик по Доману, стимулирующий, по словам производителя, развитие ребенка не менее эффективно.

Общие знания

В чем цель жизни? В разностороннем развитии, в изучении окружающего всего мира, а не его отдельных частей. Разделение на гуманитариев и на тех, кому ближе математика, по мнению Домана, неверно.

Ошибка родителей заключается в том, что они тратят время на объяснения, рассказы. С пеленок дети еще ничего не знают и воспринимают только «голые» факты. По программе они умещены в 10 разделов.

  • Биология – в комплекте карточки Домана: животные, растения, птицы и т. д.
  • География – города России и другие.
  • Анатомия – строение и части тела, органы.
  • Искусство – картины, живопись.
  • Литература – писатели, классика.
  • Музыка – композиторы.
  • Язык – объект и его перевод.
  • Математика – карточки с точками, обозначающими число.
  • История – правители, разные времена, значимые события.
  • Общие знания – профессии, орудия труда, общественный транспорт.

Каждое занятие должно дополняться новой информацией. То есть нужно не просто показывать ребенку карточку с изображением льва, а рассказывать о нем от простого к сложному.

Пример: у этого зверя густая грива. Лев – царь зверей, сильное и красивое животное. Это хищник, который питается другими зверями. Львы живут в прайдах, где несколько львиц и один самец.

Если будете делать развивающие карточки своими руками, уделяйте внимание четкости изображения. На картинке может быть только один предмет: если транспорт, то одно авто (грузовик, автобус). Если профессии, то конкретные (повар, врач). Размер должен быть большим. Подходящие параметры — 28х28 см.

Какие недостатки имеет методика Домана

  • Маленький исследователь стремится к самостоятельной добыче информации. Карточки лишают его возможности сделать это своими руками. Получается пассивное развитие с пеленок, не требующее от малыша особого участия.
  • Огромное количество информации легко истощает уязвимую нервную систему младенца. Математика, разные профессии, птицы и животные, транспорт…

Как все запомнить и зачем? Отразиться это может на физическом развитии и поведении. А может и не отразиться, все зависит от самого ребенка. Поэтому так важен индивидуальный подход, не всем подходит система развития по предлагаемой схеме.

  • Родителям не всегда хватает энтузиазма проводить систематично занятия. Если делать карточки своими руками, то уходит много сил и времени. Покупка же готового комплекта по карману не всем.

Перед тем как приступить к раннему развитию, подумайте, а стоит ли это делать. Ведь ваш маленький умница все равно освоит информацию, просто чуть позже, в положенное природой время.

Узнает, чем отличается друг от друга транспорт, какие есть профессии. Ориентироваться стоит не на моду, личные желания или советы знакомых. Прислушайтесь к крохе, его предпочтениям и желаниям. Тогда вы поймете, что необходимо именно ему.

Сегодня я хочу поговорить об одной из самых известных методике раннего развития – карточках Домана. Среди родителей мнения об этой методике довольно противоречивы. Одни говорят о колоссальных успехах, которых они добились при обучении своих деток, другие заявляют о том, что методика Домана препятствует естественному развитию ребенка, а также требует полного самоотречения со стороны родителей. Кому же верить? Нужно ли заниматься по данной системе? И если заниматься, то как? На все эти вопросы я попытаюсь дать ответы в этой статье.

Стоит ли заниматься по методике Домана?

Сама я очень долго скептически относилась к обучению по Доману. Была убеждена, что для ребенка тяжело и противоестественно десятки раз в день просматривать карточки, вместо того, чтобы познавать реальный мир. Именно такой аргумент выдвигают противники методики — «Лучше водите малыша по комнате и показывайте ему предметы в реальной жизни, чем картинки».

Пытаясь понять, что же все-таки будет лучше для моей дочери, я знакомилась с разными методиками раннего развития, читала отзывы родителей о них, в том числе ближе познакомилась с системой Домана. Отзывы об этом методе поразили меня. Я узнала, что занятия по методу Глена Домана настолько способствуют активизации и развитию мозга, что поднимают на ноги детей, которые раньше не могли ходить по причинам, связанным с повреждениями мозга. Да и здоровым детям занятия также дают огромный толчок в развитии.

Глен Доман доказал, что мозг растет и развивается только в том случае, если он работает. И чем больше мы будем с самого рождения заниматься развитием малыша, тем активнее будет идти формирование мозга, тем более совершенными и зрелыми будут его клетки, тем выше будет его интеллект. Учеными установлено, что до трех лет формируется 70-80% клеток нашего мозга , поэтому очевидно, что качество мозговой активности в первые три года не может не сказаться на дальнейшей жизни. Если заниматься развитием в этом возрасте, то в дальнейшем обучение будет проходить гораздо легче, будет хорошая «стартовая площадка», ребенок будет гораздо более восприимчив к знаниям.

Однако методика Домана в чистом виде многим может показаться достаточно «суровой» — бесконечный поток самой разной и порой ненужной информации. Я сама так думаю, если честно:) Поэтому считаю, что обучение по методике должно быть «разумным»: не нужно превращать занятия только лишь в механический показ карточек и сконцентрироваться нужно не на развитии фотографической памяти (показывая ребенку все поряд), а на развитии мышления ребенка. Как это делать, читайте чуть ниже.

Среди доводов против обучения по методу Глена Домана можно встретить такие: «пичкание» малыша информацией слишком перегрузит его, будет мешать развиваться естественно, каким-либо образом повлияет на психику; занятия лишат ребенка эмоциональности, будут препятствовать нормальному человеческому общению и так далее. Все эти высказывания можно признать верными только лишь в случае, если вы будете слишком фанатично подходить к обучению по Доману, с утра до ночи показывая ребенку картинки, и игнорируя какие-либо другие методы развития. На самом же деле обучение по методике занимает не так много времени и совсем не исключает других игр и нормального человеческого общения, а самое главное — его всегда можно адаптировать под ваши желания — число показов в день сократить, а темы, освещаемые в карточках, брать только те, которые вы считаете интересными и полезными для малыша.

Разумный подход к методике

Итак, по моему мнению, заниматься по методу Домана нужно! Но необходимо придерживаться двух основных принципов :

1. Не нужно гнаться за количеством, стремясь показать как можно больше самых разных карточек, лучше ориентироваться на качество.

Что я имею ввиду под качеством карточек? А это значит, что для обучения лучше брать только ту информацию, которая интересна ребенку в данный момент времени, а главное ту, которую вы сможете в ближайшее время закрепить на примерах реальной жизни, картинках в книгах или в играх. Неоднократно по Таисии я замечала, что просмотренная и неиспользованная информация забывается ею очень быстро. Уже через пару месяцев она и не вспомнит, что я ей показывала гладиолусы и хризантемы. А вот если вскоре после просмотра, например, картинок с животными почитать про них стихи, сходить в зоопарк или поиграть в лото «Животные», результат будет совершенно другой — мало того, что информация прочно укладывается у ребенка в голове, так мы еще и здорово развиваем ассоциативное мышление ! А это очень ценно и полезно для малыша.

Мне кажется дочка даже в лице меняется, когда мы начинаем обсуждать то, что ранее проходили по карточкам, видно, что в этот момент в голове у нее происходит активный мыслительный процесс («Ага, этот тигр в клетке и есть тот тигр, что я видела на картинке»), а глаза так и светятся — видно, что ей очень интересно:) Говорю без преувеличения.

Поэтому всю информацию, прежде чем изучать, нужно хорошенько проанализировать. Стоит ли изучать по карточкам 100 цветов, если реально в играх с малышом вы никогда не будете называть их все? Считаю, что вполне можно ограничиться 15-18 цветами. А некоторые темы, возможно стоит полностью исключить. Все зависит от того, во что вы играете и что обсуждаете с малышом. Немного о том, в каком возрасте какие темы интересны ребенку можно почитать .

Количество показов также должно быть разумным. Не обязательно приставать к малышу с карточками по 20 раз на дню. Показывайте карточки в том количестве, которое приемлемо для вас. Если, занимаясь с ребенком, вы все время будете изводить себя мыслью о том, что перегружаете его и даете ему совершенно ненужную информацию, то ребенок обязательно почувствует ваш посыл.

2. Обучение по Доману нужно совмещать с другими играми и занятиями.

Если вы слишком сосредоточитесь на показе и изготовлении карточек, забыв про то, что ребенок нуждается в живом общении, в познании реального мира и его законов, в творческом и музыкальном развитии, вы действительно лишите своего ребенка очень многого.

В чем суть методики Домана?

Итак, что же собой представляет методика Домана? Вообще говоря, демонстрация карточек – это не единственное, что предлагает Доман, но именно они получили наибольшее распространение, поэтому о них здесь и пойдет речь. Суть методики в многократном показе ребенку комплектов карточек с какой-либо информацией. Показывая картинки, вы озвучиваете для малыша, что на них изображено. Несмотря на то, что каждое занятие длится всего несколько секунд, ребенок с легкостью запоминает все, чему вы его учите.

Первый тип карточек Домана – энциклопедические , на них представлены картинки с изображением животных, растениий, музыкальных инструментов, профессий и т.д. и яркие подписи красным шрифтом. Карточки предъявляются ребенку тематическими комплектами, например, сначала изучаем диких животных, потом овощи, транспорт.

Кроме энциклопедических карточек существуют карточки с точками ( — Ozon , My-shop )

и карточки со словами , без картинок ( — Ozon , My-shop ).

Раньше последователям методики ночами приходилось изготавливать материалы, чтобы на следующий день было, что показать ребенку, сегодня, к счастью, можно приобрести готовые комплекты. Мы, например, учились по комплекту «». В этом замечательном наборе есть все самые необходимые темы, на картинках четко выделен изучаемый объект, нет ничего лишнего, и вообще картинки очень красочные. На оборотной стороне есть факты, которые пригодятся, когда вы изучите все основные объекты, изображенные на картинках.

Мне всегда казалось, что показывать карточки в бумажном варианте гораздо удобнее, чем на компьютере (с ними легче соблюдать системный подход по замене изображений, их можно положить на видное место, и тогда про них будет сложно забыть). Но если вы придерживаетесь другого мнения, то вам, должно быть, пригодятся вот такие электронные карточки — КАРТОЧКИ ДОМАНА СКАЧАТЬ . При наличии цветного принтера их также можно распечатать.

Как заниматься?

В разных источниках начинать заниматься предлагается по-разному. Где-то советуют взять 5 комплектов карточек по 5 штук каждый, где-то – 3 комплекта по 10 карточек и т.д., вариантов масса. Я уверена, что каждый вариант рабочий. Для начала выберете любой, какой вам кажется, наиболее адекватным, а впоследствии, глядя на результаты, адаптируете систему под себя и ребенка. Если малышу тяжело просматривать комплект из 10 карточек, он начинает отвлекаться под конец просмотра, то уменьшите количество карточек и наоборот. Мы выбрали для себя вариант с 3 комплектами из 10 карточек . Этот вариант нам подошел.

Далее, по Доману, каждый набор необходимо показывать по 3 раза в день . Каждую картинку ребенок должен видеть 1-2 секунды . За одну демонстрацию показывают только один набор, и временной промежуток между показами должен быть не менее получаса . После десяти дней занятий (т.е. после того, как вы просмотрели набор 30 раз) из каждого набора изымается одна карточка и заменяется на новую, так делается каждый день, пока комплект карточек не исчерпает себя. Здесь нужно заметить, что если в ваших комплектах изначально было по 5 карточек, то вводить новые карточки нужно начинать уже после пяти дней занятий. Если набор полностью изучен, его заменяют на новый.

Кроме этого, Доман предлагает постепенно увеличивать количество комплектов карточек, демонстрируемых ребенку. Чуть ли не до десяти наборов. При этом каждый из них также нужно показывать в день по 3 раза. Только представьте, это нужно 30 раз в день отвлечь ребенка от его важных дел и показать картинки! Такие цифры могут отпугнуть от этой методики многих мам.

Чтобы все не выглядело так страшно, в методических пособиях обычно производят расчет (количество секунд, затрачиваемых на показ, умножают на количество демонстраций в день) и получают, что на показ карточек понадобится всего несколько минут в день. Но не все так просто как кажется, ведь показ картинок – это не единственное, чем вы занимаетесь и о чем помните весь день. Для начала вам элементарно нужно про них вспомнить, затем бросить все, оторвать малыша от игры и показать ему картинки. Это еще хорошо, если вы все время находитесь рядом с ребенком, и карточки все время при вас, но, к сожалению, не у всех мам есть такая возможность.

Поэтому, повторюсь еще раз, не гонитесь за количеством изучаемых комплектов. Главное — чтобы занятия были интересны вам и ребенку, а обучение не превратилось в обузу. НО все же старайтесь заниматься регулярно, не забрасывайте начатое.

Поэкспериментировав, мы с дочкой остановились на таком режиме: в день у нас было не больше 6 демонстраций, т.е. каждый набор за день мы успевали посмотреть по 2 раза. Каждый третий показ в каждый комплект добавляли по одной новой карточке (т.е. у нас новые картинки добавлялись не каждый день, а чуть реже). Первое время я начинала вводить новые карточки после 30 просмотров комплекта. Но впоследствии, все эти нормы меняла. Так, например, довольно быстро стало ясно, что 30 просмотров комплекта – это очень много, дочь начинает скучать. Количество комплектов же у нас всегда оставалось неизменным – 3. Подробнее о нашем опыте обучения по системе Домана вы можете почитать здесь:

Вконтакте , Facebook .

Методика раннего развития Глена Домана. Карточки Домана из раздела "Флора и фауна"

Гленн Доман - американский врач-физиотерапевт, который с 1940 года занимается изучением развития детского мозга.
Исследуя поведение детей с повреждением головного мозга, Доман пришел к выводу, который и стал основным тезисом созданной им в последствии методики раннего развития: при стимуляции одного из органов чувств (слух или зрение), происходит активизация всего мозга в целом.
На практике происходило следующее: больным детям, которые могли видеть, показывали карточки со словами, написанными очень крупным красным шрифтом, и громко произносили эти слова вслух. Все занятие занимало всего 5-10 секунд, но в течение дня таких уроков было несколько десятков. В результате, больные дети начинали читать, а параллельно с этим, постепенно начинали двигаться. Физической активности также уделялось много внимания - Доман предположил, а в дальнейшем и доказал, что физическое развитие стимулирует умственное развитие. Таким образом, через какое-то время регулярных занятий больные дети, считавшиеся безнадежными, догоняли в своем развитии здоровых сверстников.

В дальнейшем эта методика стала использоваться и для занятий со здоровыми детьми. Результаты потрясли всех: дети 2-х, 3-х и 4-х лет начинали читать, осваивали счет, становились настоящими эрудитами и при этом были прекрасно развиты физически.

В методике Домана можно выделить 4 основных направления обучения:

- физическое развитие ребенка - с первых дней жизни ребенок должен иметь возможность свободно двигаться (нельзя пеленать малыша, а также использовать манежи и т.д.). Доман предлагает учить ребенка делать все, что только возможно: крутить и вертеть его различными способами. В своей книге "Гармоничное развитие ребенка" автор предалагет изготовить различные приспособления, стимулирующие малышей ползать, передвигаться на руках, ходить и т.д. По мнению Домана, развивая малыша подобным образом (особенно во время первого года жизни) можно сделать серьезный задел на всю его будущую жизнь.

Овощи (33 карточки): капуста белокочанная, капуста цветная, капуста брокколи, капуста савойская, капуста краснокочанная, капуста китайская, салат, помидор, огурец, картофель, капуста брюссельская, лук, чеснок, морковь, перец болгарский, перец чили, редис, репа, редька, свекла, спаржа, сельдерей, кабачок, чукини, баклажан, тыква, патиссон, кукуруза, горох, корень имбиря, артишок, фасоль, петрушка.

Ягоды (19 карточек): клубника, малина, ежевика, шиповник, черешня, красная смородина, вишня, черника, белая смородина, черная смородина, земляника, черноплодная рябина, облепиха, клюква, брусника, кизил, крыжовник, голубика, морожка.

Грибы (13 карточек): лисичка, опята, подосиновик, белый гриб,сыроежка, шампиньон, боровик, груздь, подберезовик, масленок, вешенка, мухомор, поганка.

Орехи (12 карточек) : фундук, грецкий орех, арахис, миндаль, фисташки, кешью, кедровый орех, каштан, бразильский орех, орех макадамия, орех пекан, мускатный орех.

Домашние питомцы (9 карточек): кошка, собака, морская свинка, хомяк, мышь, попугай, канарейка, черепаха, рыбки.

 
Статьи по теме:
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг