Когда началась блокада ленинграда число месяц год. Загадки блокады ленинграда

Блокады именно города Ленинграда в действительности не было. Этот звучный термин, скорее всего, был придуман для переноса на немцев вины за массовые жертвы среди городского населения. Но окружения именно города Ленинграда в той Войне не было! - Пишет Aki Rama по материалам статьи Д. Байды.

Летом 1941 года, согласно имеющейся общедоступной информации, определённая, довольно большая территория в несколько тысяч квадратных километров, на которой находился город Ленинград, была отрезана немецкими войсками от остальной территории страны. Это случилось в конце августа 1941 года:

«После упорных боёв 39-й моторизованный корпус противника 30 августа захватил крупный железнодорожный узел Мга. Последняя железная дорога, соединяющая Ленинград со страной, оказалась перерезанной…»

Почему было так мало снарядов?

Статья А. Кунгурова начинается с анализа письменного утверждения о том, что на город за время блокады упало 148.478 снарядов. Историки описывают эти события следующим образом:

«Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. 15 сентября 1941 года обстрел длился 18 ч. 32 м, 17 сентября - 18 ч. 33 м. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. снарядов…»

Кунгуров, путём несложных арифметических вычислений показывает, что эта цифра взята с потолка и может отличаться от реальности на несколько порядков! Один артиллерийский дивизион из 18 орудий большого калибра за упоминавшиеся 430 часов обстрелов способен сделать 232.000 выстрелов!

Но ведь блокада, согласно укоренившимся данным, длилась гораздо дольше трёх недель, да и орудий у врага было в несколько сотен раз больше. Поэтому число упавших снарядов, о которых писали газеты того времени, а потом переписывали все, кто писал нам о блокаде, должно было бы быть на несколько порядков больше, если бы блокада имела место в том виде, к которому нас всех приучили.

С другой стороны, многие фотографии блокадного Ленинграда показывают, чторазрушения в центральной части города были минимальными! Это возможно лишь в том случае, если врагу не давали атаковать город артиллерией и авиацией.

Однако, если судить по картам, враг стоял всего в нескольких километрах от города, и резонный вопрос о том, почему город и военные заводы не были полностью превращены в развалины за пару-тройку недель, остаётся открытым.

Почему не было приказа?

У немцев не было приказа занимать Ленинград. Кунгуров очень чётко пишет об этом следующим образом:

«Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром. У него в подчинении было до 40 дивизий (в том числе и танковые). Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле.

Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамваи. Фронт был прорван, и впереди них не было никого. В своих мемуарах Фон Лейб и многие другие командиры Германской армии утверждали, что им запрещали брать город, давали приказ отойти с выгодных позиций…»

Не правда ли, очень странно вели себя немецкие войска: вместо того, чтобы легко овладеть городом и наступать дальше (мы же понимаем, что ополченцы, которых нам показывали в кино, серьёзного сопротивления регулярным войскам не способны оказать в принципе), захватчики почти 3 года стоят возле Ленинграда, якобы заблокировав все сухопутные подходы к нему.

А с учётом того, что контратак со стороны обороняющихся, скорее всего, не было или было очень мало, то для наступающих немецких войск это была не война, а самый настоящий санаторий! Интересно бы узнать подлинную реакцию немецкого командования на эту легенду о блокаде.

Почему работал Кировский завод?

«Известно, что Кировский завод работал всё время блокады. Факт тоже известный - он находился в 3 (трёх!!!) километрах от линии фронта. Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону (про артиллерийские орудия большего калибра я просто молчу).

Из района Кировского завода эвакуировали жителей, но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили (хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов)…»

Вы понимаете, что здесь написано? Здесь написано, что лютый враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день!

Чем это можно объяснить? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию, пока нам неведомую…

Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, найдите военные фото Сталинграда, который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени…

А вот так выглядел Дрезден после бомбардировки англо-американской авиацией в феврале 1945. Количество бомб сброшенных на город за 2 дня составило около 650 тысяч! Тогда на переполненный беженцами мирный город было сброшено 1 478 тонн фугасных и 1 182 тонны зажигательных бомб.

Как снабжался Кировский завод?

«Кировский завод выпускал различную продукцию: танки КВ-1, самоходки САУ-152, к 1943 году освоили производство танков ИС-1, ИС-2 и САУ-152. По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить масштаб производства танков (это крупное и серийное производство). Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию. С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев… Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками…»

Для того чтобы работало и выпускало продукцию крупное машино-строительное предприятие, каким был «Кировский завод», необходимо очень серьёзное, постоянное снабжение. И это должна быть не только электроэнергия в необходимых и весьма больших объёмах, но и сырьё (металл нужных марок тысячами тонн), комплектующие тысяч наименований, инструменты тысяч наименований, продукты питания и вода для рабочих и очень много всего остального.

Кроме этого, нужно же было куда-то девать готовую продукцию! Это же не авторучки! Это же крупные изделия, которые можно было транспортировать только своим ходом, морским или железнодорожным транспортом. А то, что продукция изготавливалась, подтверждают письменные свидетельства:

«Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. снарядов и мин, более 3 тыс. полковых и противотанковых орудий, 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов и бронеплощадок.

Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения. В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов…»

Странная блокада получается: 30 августа 1941 года было прервано железнодорожное сообщение с «большой землёй», а осенью 1941 года на Западный фронт были отправлены «свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения…»

Как можно было вывезти из «блокадного» Ленинграда такое колоссальное количество вооружений на Западный фронт, если железнодорожного сообщения уже не было? На плотах и лодках через Ладожское озеро под непрерывным обстрелом немецкой артиллерии и самолётов, господствовавших в воздухе в то время?

Теоретически такое возможно, но практически очень маловероятно…

Куда девалась продукция Кировского завода?

«Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки.

Первый вопрос - по способу доставки из осаждённого города в действующую армию и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное - 58 бронепоездов - всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят (таких катеров (паромов) ещё не существовало).

Второй вопрос - это озвучено массовое производство (и это в условиях осады). Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям!

Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья. Ведь в блокированном городе Ленинграде не было угольных шахт, железорудных и прочих месторождений для обеспечения промышленности углём, сталью, коксом, флюсами и прочими материалами!

«Историки» утверждают, что станки вращали вручную - это просто домысел безграмотных в технике людей: попробуйте станок с приводом 3-10 кВт (а именно такие приводы имеют промышленные сверлильные и токарные станки) провернуть вручную и выточить металлическую заготовку. Вы сразу же сообразите, что это самая обычная выдумка, руками не то, что обеспечить нужную скорость вращения, просто провернуть такой станок невозможно!..»

Снарядов самим не хватало?

”Историки” также утверждают, что основной причиной увеличения продолжительности рабочего времени был не героический порыв отдать все для общей победы, а отсутствие электроэнергии. Из работ «историков»:

”Осенью и зимой 1941/42 года советская артиллерия вела эту борьбу в чрезвычайно трудных условиях: не хватало боеприпасов, средств артиллерийской инструментальной разведки, отсутствовала корректировочная авиация, дальность стрельбы советских орудий в первое время уступала немецким, поэтому вплоть до весны 1942 года противодействие артиллерии противника носило оборонительный характер, хотя ответные удары советской артиллерии и ослабили боевую мощь врага...”

Всё-таки интересно - у них самих не хватало снарядов или они переправили 3 миллиона снарядов армии?! Почему? У них в блокаде не было проблем? А как они увеличили дальность стрельбы орудий? Наверное, подкатили орудия поближе?! Это ещё один пример не просто безграмотного изложения и непонимания информации, а полной фальсификации!

Дальность стрельбы орудия сама не увеличивается и не уменьшается, и изначально задана конструктивными параметрами! Историки должны были указать, что были спроектированы, изготовлены, испытаны и приняты на вооружение новые орудия с увеличенной дальностью стрельбы. Похоже, историки писали так, надеясь, что это никто не будет читать или анализировать…

Откуда бралась электроэнергия?

«На территории Ленинграда было пять ТЭС, они входили в состав Энергосистемы Ленинградской области. Энергетики про это время пишут так:

Энергетическая блокада

После того как 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, город оказался отрезанным от всех загородных электростанций, снабжавших его энергией. Были разрушены многие подстанции и линии электропередачи. В самом Ленинграде работало только пять тепловых электростанций.

Однако и на них из-за недостатка топлива резко сократилась выработка энергии, которой хватало только на госпитали, хлебозаводы и правительственные здания, имевшие отношение к фронту. Прервалась передача электроэнергии с Волховской ГЭС, основное оборудование которой в октябре 1941 года было демонтировано и вывезено на Урал и в Среднюю Азию.

На станции остались в работе два вспомогательных гидроагрегата по 1000 кВт, работавшие для железнодорожного узла Волховстрой и воинских частей. Была парализована работа оборонных заводов, остановились трамваи и троллейбусы, перестал работать водопровод.

Многие энергетики ушли на фронт, а оставшиеся продолжали работать в суровых условиях голода и холода, обеспечивая выработку возможного количества электроэнергии. Началась энергетическая блокада Ленинграда. Самым тяжёлым днём для энергетики Ленинграда стало 25 января 1942 года. Во всей энергетической системе работала только одна станция, неся нагрузку всего в 3000 кВт…

Немного прокомментируем статью: с сентября 1941 года производство электроэнергии сократилось из-за режима чрезвычайной экономии. К январю 1942 года закончился уголь в городе, тепловые электростанции практически остановились, и производилось только 3000 кВт. При этом Волховская ГЭС вырабатывала 2000 кВт (2 МВт), и этого хватало только на ж.д. узел и воинские части (то есть, обратите внимание на цифру - 2 мегаватта это очень немного в масштабах города).

В период Великой Отечественной войны, когда большинство электростанций блокадного Ленинграда из-за отсутствия топлива не могли работать. Зимой 1941-1942 годов котёл № 3 электростанции «Красный Октябрь» был переделан под сжигание фрезерного торфа, который имелся на торфопредприятиях Всеволожского района. Пуск этого агрегата позволил повысить нагрузку электростанции до 21-22 тыс. кВт из 23-24 тыс. кВт, вырабатываемых системой. (Википедия)

То есть, озвучена окончательная цифра: вся система (точнее, одна тепловая электростанция на торфе плюс Волжская ГЭС) до конца войны производила 24 тыс. киловатт. Цифра только кажется большой, но, к примеру, приведу, что этой энергии не хватит одному городу (например Гродно, 338 тысяч человек) одновременно вскипятить электрические чайники.

В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая. Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии (3,6 МВт). Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 (всего) с предполагаемой мощностью двигателя 30 (!) кВт (к примеру, современные трамваи имеют мощность до 200 кВт)…

Осталось подвести баланс по электроэнергии

На оставшуюся от движения трамваев электроэнергию (20 МВт) нужно запитать производство заводов, а это:
- десятки тысяч станков по 3-10 кВт каждый (изготовлены миллионы снарядов, болтов, втулок, шпонок, валов и т.д.), - 30-100 МВт (это если 10 тысяч станков на всех заводах);
- десятки станков по производству стволов пушек (токарно-винторезные станки больших размеров),
- прокатные станы (без этого броневых листов не бывает),
- много промышленных сварочных агрегатов (всё-таки выпустили 713 танков за полгода, по 5 танков в день), танк обваривается не один день. Если предположить, что танк обваривают одним сварочным агрегатом трое суток, то требуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт…

И в итоге элементарных подсчётов получаем, что у нас сильно не хватает оставшейся энергии (20 МВт), а нужно обеспечить светом ещё обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, госпитали и т.д.»

Откуда поступало продовольствие?

«Потребность в продовольствии города составляла (2 миллиона 544 тысячи жителей города - без учёта войсковых группировок, флота и жителей области внутри осады), 1,5 кг продовольствия в сутки (500 грамм сухарей и 1 кг овощей и круп - это общевойсковой паёк) - 3800 тонн продовольствия ежедневно (63 современных вагона). Напомню, это без учёта численности войск и флота, и жителей области.

Проведённый 10 и 11 сентября вторичный учёт продуктов питания показал, что для обеспечения войск и населения в Ленинграде имелись запасы зерна, муки и сухарей на 35 дней, крупы и макарон - на 30 суток, мяса и мясопродуктов - на 33 дня, жиров - на 45 суток, сахара и кондитерских изделий - на 60 суток (к ноябрю должно было всё закончиться, и это с учётом сокращения потребления в два раза).

Чтобы облегчить продовольственное положение Ленинграда, для переброски грузов были выделены транспортные самолёты. Доставкой продовольствия вместе с Особой авиагруппой, созданной в конце июня 1941 года для обслуживания Северного фронта, занималась Московская авиационная группа особого назначения, образованная из 30 московских экипажей гражданской авиации.

С сентября по декабрь 1941 года героическими усилиями советских лётчиков в блокадный город было доставлено свыше 6 тыс. т грузов, в том числе 4325 т высококалорийных продуктов питания и 1660 т боеприпасов и вооружения.

(За 3 месяца привезли продовольствия на 2 дня. Непонятно, для чего возили боеприпасы, если в Ленинграде их сами выпускали и ещё на большую землю перевозили).

Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия (Википедия) (ещё на 20 суток продовольствия).

Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361 109 т различных грузов, в том числе 262 419 т продовольствия (Википедия) (то есть, перевозилось менее, чем по 2000 тонн продовольствия в сутки - это меньше суточной потребности города)…»

Давайте и мы с вами немножко посчитаем. Для того, чтобы полуторками перевезти 360 000 тонн грузов, необходимо совершить 360 000 / 1,5 = 240 000 поездок, которые были выполнены за 152 дня (округлим до 150 дней, нам здесь высокая точность не нужна). На одни сутки приходится 240 000 / 150 = 1600 поездок. В сутках мы имеем 60 х 24 = 1440 минут.

Из этого следует, что, для того, чтобы обеспечить 1600 поездок в сутки по «дороге жизни», необходимо было, чтобы автомобили двигались днём и ночью с интервалом чуть меньше 1 минуты!

Но ведь «дорогой жизни» был лёд Ладожского озера, расчищенный от снега (по глубокому снегу обычные автомобили ездить не могут). Для езды по льду такой интервал вполне приемлем, ведь лёд - это не асфальт, и превышение нагрузки сразу же приводит к катастрофе и длительной остановке всей колонны.

Если всё было так, как нам сообщают историки и пропагандисты тех времён, то у врага была очень простая задача: периодически постреливать из пушек по озеру и портить дорогу.

Ведь ледяную дорогу испортить очень легко, а вот «отремонтировать» быстро невозможно! Нужно расчищать объезд, а на это нужно несколько часов, ведь трактор туда не пошлёшь — он слишком тяжёл.

Поэтому утверждение о том, что за 152 дня по «дороге жизни» было перевезено 360 тысяч тонн грузов, не кажется правдоподобным хотя бы только в силу приведённых расчётов! А ведь ещё нужно было обеспечивать круглосуточную, ритмичную разгрузку, погрузку и заправку автомобилей, и этот конвейер не должен был останавливаться ни на минуту!

Ещё нужно было иметь достаточно транспорта и горючего, чтобы подвозить то, что нужно отправлять на «большую землю» и вывозить то, что привозилось в окружённый район.

А сколько же автомобилей было задействовано в этой операции? Это можно приблизительно подсчитать.

По карте легко определить, что расстояние, которое нужно было преодолевать по Ладожскому озеру составляет около 30 км. Если мы предположим, что автомобили двигались со скоростью около 30 км в час; добавим 1 час на погрузку и 1 час на разгрузку; то получим, что каждый автомобиль делал 8 рейсов в сутки.

Следовательно, для того, чтобы сделать 1600 рейсов в сутки, нужно было иметь 200 автомобилей.

Конечно, это идеальный расклад. В действительности и время в пути могло быть больше 1 часа, и автомобили выходили из строя по разным причинам. Поэтому для обеспечения указанного объёма перевозок, число автомобилей можно смело увеличить в 2 раза.

И все эти 400 полуторок нужно было постоянно заправлять бензином. Расход топлива у них составлял около 20 литров на 100 км. За сутки каждый автомобиль, проезжавший 480 км, расходовал, как минимум, 100 литров бензина. На весь парк автомобилей каждый день нужно было доставлять не менее 40 тонн бензина...

Эта, работа, вполне выполнимая в мирное время при постоянном и достаточном финансировании, в военное время при постоянном, целенаправленном противодействии противника становится непосильной, почти невыполнимой задачей.

Нет, я не сомневаюсь в том, что попытка организовать снабжение города и области таким образом могла иметь место. Но я абсолютно уверен, что результаты этой работы были совсем другими.

Похоже ли это всё на правду?

«К ноябрю должны были закончиться (что и произошло) не только уголь, но и все запасы сырья и материалов, продовольствия. Путём жёсткой экономии эти запасы растянули до января. Подвоз по дороге жизни на машинах грузоподъёмностью 1,5 тонны обеспечивал только продовольственные потребности (да и то не полностью).

Не раскрыто «историками», что представляли из себя 100 000 т. других грузов, привезённых в первую зиму, но потребность промышленности это не покрывало (это тысячи и тысячи тонн). Промышленность должна была остановиться. Но заводы всё работали и работали (это факт).

Откуда взялась дополнительная энергия, неизвестно (наверное, немцы поставляли). Откуда брались ресурсы, и как отправляли готовую продукцию, тоже неясно.

При этом германскому командованию для полной парализации всей деятельности города достаточно было разрушить всего 5 электростанций (на начальном этапе войны, и одну — после января 1942 года), которые по дыму из труб хорошо были видны для корректировщиков артиллерийского огня. Это ещё одна случайная невнимательность?

Совершенно непонятно, почему 713 танков КВ не решили вопроса снятия блокады Ленинграда, ведь на момент начала войны мы имели только 636 танков КВ, и эти танки не пробивались немецкими пушками.

Одновременное и массированное применение этих танков должно было продавить любую оборону с поддержкой 3000 выпущенных орудий (а на начало войны у нас было всего 1928 орудия) и в условиях отсутствия экономии боеприпасов. Этого количества танков и артиллерии должно было хватить, чтобы отбросить немцев даже к границе…»

На имеющихся картах действительно хорошо видно, что войска Ленинградского и Волховского фронтов были разделены в районе Шлиссельбурга узкой полоской, шириной всего в 12 км!

И поверить в то, что войска этих фронтов, при огромном количестве мощной военной техники и боеприпасов, выпускавшихся в Ленинграде, не имели возможности отбросить немцев от Ладожского озера хотя бы на 20-30 км, просто невозможно!

Мало того, оказывается, в марте 1942 года произошло следующее эпохальное событие:

«29 марта 1942 года в Ленинград прибыл из Псковской и Новгородской областейпартизанский обоз с продовольствием для жителей города. Событие имело огромное пропагандистское значение и продемонстрировало и неспособность противника контролировать тыл своих войск, и возможность деблокирования города регулярной Красной армией, раз это удалось сделать партизанам…»

Тем не менее, окружение прорвано не было, и причин этому мы пока не знаем…

ВЫВОДЫ

1. Город Ленинград не был блокирован во время войны, блокады города, как таковой, никогда не было.

2. Утверждается, что из Ленинграда к октябрю 1942 года было эвакуировано 1,5 млн. человек. Утверждается, что за время блокады в Ленинграде погибло около 1,5 млн. человек. Но перед войной в Ленинграде проживало всего 2,5 млн. жителей. Откуда могли взяться дополнительные 0,5 млн. чтобы погибнуть, и кто же работал 3 года на военных заводах, ежемесячно выпускавших сотни танков, тысячи пушек и миллионы снарядов? Общепринятая статистика по этим вопросам не выдерживает даже элементарного анализа.

3. Если, как утверждается, за 1,5 года из Ленинграда было эвакуировано 1,5 млн. человек, то снабжение продовольствием 1 млн. оставшихся людей было уже не очень трудной задачей. Если бы со снабжением всё было так, как нам рассказывают, то не было бы 1,5 млн. погибших от голода!!!

4. Элементарные подсчёты убедительно показывают, что ни автотранспортом, ни катерами и самолётами невозможно было обеспечить военную промышленность сырьём, материалами, инструментами и комплектующими.

5. Нет никакой информации об обеспечении города и промышленности достаточными мощностями электроэнергии. Для работы военных заводов, которые действительно работали, энергии нужно было в несколько раз больше, чем имелось по официальной информации.

6. Совершенно непонятно, куда девалась большая часть произведённой военной техники, особенно тяжёлой. Если в Ленинграде за 3 месяца было выпущено более 700 тяжёлых танков, то за 30 месяцев блокады их можно было сделать столько, что хватило бы раскатать в пыль всю Европу!

7. Пока нет никаких догадок по поводу причин, по которым немцы не разрушили работавший у них под носом (в 3-х километрах) Кировский завод, выпускавший военную технику всё время «блокады».

8. Так же неясны причины, по которым немцы не разрушили Ленинград артиллерией и авиацией, хотя поначалу имели большое преимущество в этих видах вооружений.

9. Нет вразумительных объяснений тому, что окружение района не было прорвано советскими войсками. Ленинградский и Волховский фронты в районе Шлиссельбурга разделяла полоска шириной всего в 12 км! Партизаны привозили продовольствие на телегах, а регулярные войска ничего не могли сделать. Абсурд!

10. Очень похоже на то, что вариации на тему «блокады» Ленинграда призваны замаскировать нечто, гораздо более серьёзное, чем то, что нам известно из общедоступной информации. Вполне возможно, что в то время происходили совсем другие события, для сокрытия которых не остановились перед миллионными жертвами, и которые тщательно скрывают до сих пор…

ПОСТСКРИПТУМ

С историей Второй мировой войны нам предстоит ещё разбираться и разбираться.

В ней много непонятных моментов. Непонятно, каким видом оружия германские войска уничтожили к зиме 1941 года около 20.000 (двадцати тысяч) танков РККА, при этом сами имели только 4171 танков и САУ.

Непонятно, как РККА потеряла ещё большую часть из выпущенных в годы войны 104.840 танков и САУ, при этом, большая часть танков ремонтировалась и возвращалась в бой неоднократно.

Наряду с этим, элементарные подсчёты показывают, что много информации от нас просто скрыто, и из-за этого остальное невозможно объяснить. Создаётся впечатление глобального предательства, что вся эта блокада специально была организована так, чтобы убить как можно больше людей.

27 января в Российской Федерации отмечается День воинской славы России - День снятия блокады города Ленинграда. Дата отмечается на основании федерального закона "О днях воинской славы и памятных дат России" от 13 марта 1995 г.

Наступление фашистских войск на Ленинград (ныне Санкт-Петербург), захвату которого германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение, началось 10 июля 1941 г.

В августе тяжелые бои шли уже на подступах к городу. 30 августа немецкие войска перерезали железные дороги, связывавшие Ленинград со страной. 8 сентября фашистам удалось блокировать город с суши. По плану Гитлера, Ленинград должен был стерт с лица земли. Потерпев неудачу в попытках прорвать оборону советских войск внутри блокадного кольца, немцы решили взять город измором. По всем расчетам немецкого командования, население Ленинграда должно было умереть от голода и холода.

8 сентября, в день начала блокады, произошла первая массированная бомбардировка Ленинграда. Вспыхнуло около 200 пожаров, один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады.

В сентябре-октябре вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью противника было не только помешать деятельности важных предприятий, но и создать панику среди населения. Особенно интенсивный артобстрел велся в часы начала и окончания рабочего дня. Многие погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.

Убежденность в том, что врагу не удастся захватить Ленинград, сдерживала темпы эвакуации людей. В блокированном городе оказалось более двух с половиной миллионов жителей, в том числе 400 тысяч детей. Продовольственных запасов было мало, пришлось использовать пищевые суррогаты. С начала введения карточной системы нормы выдачи продовольствия населению Ленинграда неоднократно сокращались.

Осень-зима 1941-1942 гг. - самое страшное время блокады. Ранняя зима принесла с собой холод - отопления, горячей воды не было, и ленинградцы стали жечь мебель, книги, разбирали на дрова деревянные постройки. Транспорт стоял. От дистрофии и холода люди умирали тысячами. Но ленинградцы продолжали трудиться - работали административные учреждения, типографии, поликлиники, детские сады, театры, публичная библиотека, продолжали работу ученые. Работали 13-14-летние подростки, заменившие ушедших на фронт отцов.

Осенью на Ладоге из-за штормов движение судов было осложнено, но буксиры с баржами пробивались в обход ледяных полей до декабря 1941 г., некоторое количество продовольствия доставлялось самолетами. Твердый лед на Ладоге долго не устанавливался, нормы выдачи хлеба были вновь сокращены.

22 ноября началось движение автомашин по ледовой дороге. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни". В январе 1942 г. движение по зимней дороге уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.

К 27 января 1944 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов сломали оборону 18-й немецкой армии, разгромили ее основные силы и продвинулись на 60 км в глубину. Видя реальную угрозу окружения, немцы отступили. Были освобождены от врага Красное Село, Пушкин, Павловск. 27 января стало днем полного освобождения Ленинграда от блокады . В этот день в Ленинграде был дан праздничный салют.

Блокада Ленинграда длилась 900 дней и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества . Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины остановив вражеские полчища под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. Сковывая значительные силы фашистских войск на протяжении 900 дней, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта. В победах под Москвой и Сталинградом, под Курском и на Днепре - весомая доля защитников Ленинграда.

Родина высоко оценила подвиг защитников города. Свыше 350 тыс. солдат, офицеров и генералов Ленинградского фронта награждены орденами и медалями, 226 из них присвоено звание Героя Советского Союза . Медалью "За оборону Ленинграда" награждено около 1,5 млн. человек.

За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 г. был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 г. получил почетное звание "Город-Герой".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Сколько дней длилась блокада Ленинграда. В некоторых источниках указывается срок в 871 день, но говорят также о периоде в 900 дней. Здесь можно пояснить, что срок в 900 дней указывается просто для обобщения.

Да и в многочисленных литературных произведениях на тему великого подвига советского народа было удобнее употреблять именно эту цифру.

Карта блокады Ленинграда.

Блокада города Ленинграда названа наиболее продолжительной и ужасной осадой за всю российскую историю. 2 с лишним года страданий явились примером великой самоотверженности и мужества.

Считают, что их можно было избежать, не будь Ленинград столь привлекательным для Гитлера. Ведь в нем был расположен и Балтийский флот, и дорога на Архангельск и Мурманск (во время войны оттуда поступала помощь от союзников). Если бы город сдался, его бы разрушили, в буквальном смысле стерли с лица земли.

Но и по нынешнюю пору историки и просто люди, имеющие интерес к тому периоду, стараются понять, можно ли было избежать того ужаса, своевременно подготовившись к блокаде. Вопрос этот, безусловно, спорный и требует тщательного рассмотрения.

Как начиналась блокада

Кольцо блокады сомкнулось вокруг города 8 сентября 1941 года, когда с подачи Гитлера были развернуты массивные военные действия поблизости от Ленинграда.

Поначалу в серьезность ситуации мало кто поверил. Но некоторые жители города стали основательно готовиться к осаде: из сберкасс срочно изымались сбережения, закупались запасы продовольствия, магазины буквально опустели. Поначалу можно было уехать, но спустя несколько дней начались постоянные обстрелы и бомбежки, и возможности для отъезда оказались отрезаны.

С первого дня блокады город стал страдать от отсутствия запасов продовольствия. В складах, где должен был храниться стратегический запас, случился пожар.

Но даже если бы этого не произошло, хранившихся на тот момент продуктов не хватило бы, чтобы хоть как-то нормализовать ситуацию с питанием. В городе на тот момент проживало более двух с половиной миллионов человек.

Едва началась блокада, немедленно были введены продовольственные карточки. Школы закрылись, а на почтовые послания ввели цензуру: вложения в письма запретили, послания с упадническими мыслями изымались.

Воспоминания о днях блокады

Письма и дневники людей, сумевших пережить блокаду, немного приоткрывают картину того периода. Страшный город, обрушившийся на людей, обесценил не только денежные средства и драгоценности, но и многое другое.

С осени 1941 эвакуация все же продолжалась, но вывозить людей в больших количествах стало возможным только в январе 1942 года. В основном вывозили женщин и детей — по пути, получившему название Дорога Жизни. И все равно сохранялись огромные очереди в булочных, где каждый день людям выдавался продовольственный паек.

Кроме недостатка продовольствия, на людей обрушивались и другие бедствия. Зимой были страшные морозы, и столбик термометра опускался порой до -40°С.

Топливо кончилось, а водопроводные трубы замерзли. Люди остались не только без света и тепла, но и без еды и даже воды. За водой приходилось ходить на реку. Печи топили книгами и мебелью.

В довершение всего на улицах появились крысы. Они разносили всевозможные инфекции и уничтожали и без того небогатые продовольственные запасы.

Люди не выдерживали нечеловеческих условий, многие от голода умирали днем прямо на улицах, трупы лежали везде. Зафиксированы случаи каннибализма. Процветал разбой — истощенные люди пытались отобрать продовольственный паек у таких же изможденных товарищей по несчастью, взрослые не брезговали воровать у детей.

Жизнь в Ленинграде во время блокады

Длившаяся так долго осада города уносила множество жизней каждый день. Но люди из последних сил сопротивлялись и старались не дать погибнуть городу.

Даже в таких тяжелейших условиях продолжали работу заводы — требовалось много военной продукции. Театры, музеи старались не прекращать свою деятельность. Так делали для того, чтобы постоянно доказывать врагу и себе, что город не мертв, а продолжает жить.

Дорога Жизни с первых блокадных дней оставалась практически единственной возможностью попасть на «большую землю». Летом движение шло по воде, зимой по льду.

Каждый из рейсов был сродни подвигу — авиация врага постоянно совершала налеты. Но баржи продолжали работать до появления льда, в условиях, когда это становилось почти невозможным.

Едва лед набирал достаточную толщину, на него выходили конно-санные обозы. Грузовики смогли пройти по Дороге Жизни немного позже. Несмотря на все меры предосторожности, при попытке ее пересечь затонуло несколько единиц техники.

Но даже осознавая риск, водители продолжали выходить в рейсы: каждый из них мог стать спасительным для нескольких ленинградцев. Каждый рейс при благополучном завершении позволял увезти некоторое количество людей на «большую землю» и увеличить продовольственный паек для оставшихся.

Ладожская дорога спасла множество людских жизней. На берегу Ладожского озера был устроен музей, который так и называется — «Дорога Жизни».

В 1943 году наступил переломный момент в войне. Советские войска готовились освободить Ленинград. Планировать это начали перед Новым годом. В начале 1944 года, 14 января, советские войска начали завершающую освободительную операцию.

В ходе общего наступления солдаты должны были выполнить следующую задачу: нанести по противнику сокрушительный удар в заранее назначенной точке с целью восстановления сухопутных дорог, которые связывали Ленинград со страной.

К 27 января при помощи кронштадтской артиллерии Ленинградский и Волховский фронты смогли прорвать блокаду. Войска Гитлера начали отступать. Вскоре блокада была полностью снята. Так закончилась одна из наиболее страшных частей российской истории, унесшая больше миллиона людских жизней.

Для командования Вермахта овладение городом на Неве имело не только важное военно-стратегическое значение. Кроме захвата всего побережья Финского залива и уничтожения Балтийского флота также преследовались далеко идущие пропагандистские цели. Падение колыбели Революции нанесло бы непоправимый моральный урон всему советскому народу и значительно подорвало бы боевой дух вооруженных сил. У командования Красной армии была альтернатива: отвести войска и сдать город без боя. В этом случае судьба жителей была бы еще более трагичной. Гитлер предполагал стереть город с лица земли в буквальном смысле слова.

Ленинград был окончательно окружен немецкими и финскими войсками 8 сентября 1941 года. Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Кроме воинских формирований армии и флота, в осаде оказалось более трех миллионов человек - ленинградцев и беженцев из Прибалтики и соседних регионов. Ленинград во время блокады потерял более 600 тыс. гражданского населения, из них только три процента погибли от бомбежек и артиллерийских обстрелов, остальные умерли от истощения и болезней. Эвакуировано было более полутора миллионов человек.

Попытки прорыва блокады в 1942 году

Даже в самые трудные дни войны предпринимались попытки разорвать кольцо окружения. В январе 1942 года советская армия начала наступление для соединения блокированного города с ‘‘Большой землей’’ в районе деревни Любцы. Следующая попытка была предпринята в августе - октябре в направлении деревни Синявино и станции Мга. Эти операции по прорыву блокады Ленинграда не увенчались успехом. Хотя Синявинское наступление и провалилось, но этим маневром были сорваны очередные планы Вермахта по захвату города.

Стратегические предпосылки

Разгром гитлеровской группировки войск на Волге коренным образом изменил расстановку стратегических сил в пользу советской армии. В сложившихся условиях Верховное командование задумало осуществить операцию по деблокированию северной столицы. Оперативное мероприятие с привлечением сил Ленинградского, Волховского фронтов, Балтийского флота и Ладожской флотилии получило кодовое наименование ‘‘Искра’’. Поддержать наступательные действия на суше должна была Освобождение Ленинграда от блокады, хотя и частичное, стало возможным благодаря серьезным просчетам немецкого командования. Гитлеровская ставка недооценивала важность накопления резервов. После ожесточенных боев на московском направлении и юге страны из состава группы армий ""Север’’ были выведены две танковые дивизии и значительная часть пехотных формирований для частичной компенсации потерь центральной группировки. К началу 1943 года под Ленинградом у захватчиков не было крупных механизированных соединений для противостояния возможному наступлению советской армии.

Планы Ставки

Операция "Искра" была задумана осенью 1942 года. В конце ноября штаб Ленинградского фронта предложил Ставке подготовить новое наступление и осуществить прорыв неприятельского кольца в двух направлениях: Шлиссельбургском и Урицком. Верховное главнокомандование решило сосредоточиться на одном, кратчайшем, в районе Синявино-Шлиссельбурга.

22 ноября командование представило план встречных действий сосредоточенных сил Ленинградского и Волховского фронтов. Операция получила одобрение, на подготовку отводилось не более месяца. Было очень важно осуществить планируемое наступление в зимнее время: весной болотистые места становились непроходимыми. Из-за начавшейся оттепели в конце декабря прорыв блокады был перенесен на десять дней. Кодовое наименование операции было предложено И. В. Сталиным. Полвека назад В. И. Ульянов, создавая орган печати большевистской партии, назвал газету "Искра" с тем умыслом, что из искры возгорится пламя революции. Сталин, таким образом, проводил аналогию, предполагая, что оперативный наступательный маневр разовьется в значительный стратегический успех. Общее руководство было поручено маршалу К. Е. Ворошилову. Для координации действий на Волховский фронт был направлен маршал Г. К. Жуков.

Подготовка наступления

В течение декабря войска усиленно подготавливались к сражению. Все подразделения были укомплектованы личным составом и техникой на сто процентов, накоплено до 5 комплектов боеприпасов на каждую единицу тяжелого вооружения. Ленинград во время блокады смог обеспечить фронт всей необходимой боевой техникой и стрелковым вооружением. А для пошива обмундирования привлекались не только профильные предприятия, но и граждане, имевшие в личном пользовании швейные машины. В тылу саперами были усилены существующие мостовые переходы и возведены новые. Для обеспечения подхода к Неве было проложено около 50 километров дорог.

Особое внимание было уделено подготовке бойцов: их нужно было научить воевать зимой в лесу и атаковать укрепленный район, оборудованный опорными пунктами и долговременными огневыми точками. В тылу каждого соединения были устроены полигоны, имитирующие условия участков предполагаемого наступления. Для прорыва инженерных были созданы специальные штурмовые группы. На были устроены проходы. Все командиры, до командующих ротами включительно, были снабжены уточненными картами и фотографическими схемами. Перегруппировка производилась исключительно в ночное время или в нелетную погоду. Активизировалась деятельность фронтовой разведки. Было точно установлено расположение оборонительных объектов противника. Для командного состава были устроены штабные игры. Завершающей фазой было проведение учений с боевыми стрельбами. Мероприятия по маскировке, распространение дезинформации, а также строжайшее соблюдение секретности дали свои плоды. Враг узнал о планируемом наступлении всего за несколько дней. Дополнительно усилить опасные направления немцы не успели.

Расстановка сил

Формирования Ленинградского фронта в составе 42-ой, 55-ой, 67-ой армий держали оборону города с внутренней юго-восточной стороны кольца на линии Урицк - Колпино, правобережные территории Невы - до Ладоги. 23-я армия вела оборонительные действия с северной стороны на Карельском перешейке. Силы военной авиации состояли из 13-ой воздушной армии. Прорыв блокады обеспечивали 222 танка и 37 бронеавтомобилей. Фронтом командовал генерал-лейтенант Л. А. Говоров. Пехотные части с воздуха поддерживала 14-я воздушная армия. На этом направлении было сосредоточено 217 танков. Командовал Волховским фронтом генерал армии К. А. Мерецков. В направлении прорыва, используя резервы и применив перегруппировку сил, удалось достичь превосходства живой силы в четыре с половиной раза, артиллерии - в семь раз, танков - в десять раз, авиации - в два раза. Плотность орудий и минометов со стороны Ленинграда составляла до 146 единиц на 1 км фронта. Также наступление поддерживалось артиллерией кораблей Балтийского флота и Ладожской флотилии (88 орудий калибром от 100 до 406 мм) и самолетами флотской авиации.

На волховском направлении плотность орудий составляла от 101 до 356 единиц на один километр. Общая численность ударной группировки с обеих сторон достигала 303 тысяч солдат и офицеров. Противник осаждал город двадцатью шестью дивизиями 18-ой армии (группа армий ""Север") и формированием из четырех финских дивизий на севере. Нашим войскам, совершая прорыв блокады, предстояло атаковать сильно укрепленный шлиссельбургско-синявинский район, который обороняли пять дивизий, располагавшие семьюстами орудиями и минометами. Группировкой Вермахта командовал генерал Г. Линдеман.

Сражение на шлиссельбургском выступе

Ночью с 11 на 12 января авиацией Волховского фронта и 13-ой воздушной армией Ленинградского фронта был нанесен массированный бомбовый удар по заранее определенным целям в намеченном участке прорыва. 12 января в половине десятого утра началась артиллерийская подготовка. Обстрел вражеских позиций продолжался два часа десять минут. За полчаса до начала атаки штурмовики совершили налеты на укрепленные оборонительные сооружения и артиллерийские батареи немцев. В 11.00 67-я армия со стороны Невы и подразделения второй ударной и восьмой армий Волховского фронта начали наступление. Атака пехоты поддерживалась артиллерийской стрельбой с образованием огненного вала глубиной в один километр. Войска Вермахта ожесточенно сопротивлялись, советская пехота продвигалась медленно и неравномерно.

За два дня боев расстояние между наступающими группировками сократилось до двух километров. Только через шесть дней наступающим формированиям советской армии удалось соединиться в районе рабочих поселков № 1 и № 5. 18 января был освобожден город Шлиссельбург (Петрокрепость) и очищена от неприятеля вся прилегающая к берегу Ладоги территория. Ширина сухопутного коридора составила на различных участках от 8 до 10 километров. В день прорыва блокады Ленинграда надежная сухопутная связь города с ’’Большой землей’’ была восстановлена. Объединенная группировка 2-ой и 67-ой армий пыталась безуспешно развить успех наступления и расширить плацдарм на юг. Немцы подтягивали резервы. С 19 января в течение десяти дней на опасные участки немецким командованием было переброшено пять дивизий и большое количество артиллерии. Наступление в районе Синявино захлебнулось. Для того чтобы удержать завоеванные рубежи, войска перешли к обороне. Началась позиционная война. Официальной датой окончания операции является 30 января.

Итоги наступления

В результате проведенного наступления советских войск части армии Вермахта были отброшены от берега Ладоги, но сам город по-прежнему оставался в прифронтовой зоне. Прорыв блокады в ходе операции ’’Искра’’ показал зрелость военной мысли высшего командного состава. Разгром группировки противника на основательно укрепленном районе согласованным совместным ударом извне и снаружи стал прецедентом в отечественном военном искусстве. Вооруженные силы получили серьезный опыт ведения наступательных действий в лесистой местности в зимних условиях. Преодоление эшелонированной оборонительной системы противника показало необходимость основательного планирования ведения артиллерийского огня, а также оперативного перемещения подразделений в ходе боя.

Потери сторон

О том, насколько кровопролитными были бои, свидетельствуют цифры потерь. 67-я и 13-я армии Ленинградского фронта потеряли убитыми и ранеными 41,2 тыс. человек, в том числе безвозвратные потери составили 12,4 тыс. человек. Волховский фронт потерял 73,9 и 21,5 тыс. человек соответственно. Были разгромлены семь дивизий противника. Потери немцев составили более 30 тыс. человек, безвозвратные - 13 тыс. человек. Кроме того, в качестве трофеев советской армии достались около четырехсот орудий и минометов, 178 пулеметов, 5000 винтовок, большое количество боеприпасов, полторы сотни автомашин. Были захвачены два новейших тяжелых танка Т-VI "Тигр".

Крупная победа

Операция ’’Искра’’ по прорыву блокады достигла желаемых результатов. В течение семнадцати дней вдоль берега Ладожского озера были проложены автомобильная дорога и железнодорожная ветка длиной тридцать три километра. 7 февраля в Ленинград прибыл первый поезд. Было восстановлено стабильное снабжение города и воинских подразделений, увеличилась подача электроэнергии. Возобновилось водоснабжение. Значительно улучшилось положение гражданского населения, промышленных предприятий, соединений фронта и Балтийского флота. В последующие из Ленинграда было эвакуировано в тыловые районы более восьмисот тысяч гражданских лиц.

Освобождение Ленинграда от блокады в январе 1943 года стало ключевым моментом в обороне города. Советские войска на этом направлении окончательно завладели стратегической инициативой. Была ликвидирована опасность соединения немецких и финских войск. 18 января - в день прорыва блокады Ленинграда - завершился критический период изоляции города. Удачное завершение операции имело большое идеологическое значение для народа страны. Не самое масштабное сражение Второй Мировой войны привлекло внимание политической элиты за океаном. Президент США Т. Рузвельт поздравил советское руководство с военным успехом, а жителям города прислал грамоту, в которой признал величие подвига, их несгибаемую стойкость и мужество.

Музей прорыва блокады Ленинграда

На всем протяжении линии противостояния воздвигнуты мемориалы в память трагичных и героических событий тех лет. В 1985 году в Кировском районе области у деревни Марьино была открыта диорама ""Прорыв блокады Ленинграда"". Именно в этом месте 12 января 1943 года подразделения 67-ой армии по льду форсировали Неву и прорвали вражескую оборону. представляет собой художественное полотно размером 40 на 8 метров. На холсте изображены события атаки на немецкие оборонительные сооружения. Перед полотном предметный план, глубиной от 4 до 8 метров, воссоздает объемные образы укрепленных позиций, ходов сообщения, военного снаряжения.

Единство композиции живописного холста и объемного проектирования создает потрясающий эффект присутствия. На самом берегу Невы расположен памятник ""Прорыв блокады"". Монумент представляет собой танк Т-34, установленный на постаменте. Боевая машина словно устремляется на соединение с войсками Волховского фронта. На открытой площадке перед музеем также экспонируется техника времен войны.

Окончательное снятие блокады Ленинграда. 1944 год

Полное снятие осады города произошло только через год в результате масштабной Ленинградско-Новгородской операции. Войска Волховского, Прибалтийского и Ленинградского фронтов разгромили основные силы 18-ой армии Вермахта. 27 января стало официальным днем снятия почти 900-дневной блокады. А 1943-й был зафиксирован в историографии Великой Отечественной войны как год прорыва блокады Ленинграда.

Окончательный прорыв блокады Ленинграда и разгром группы армий «Север» должны были осуществить войска Ленинградского и Волховского фронтов, а также 2-го Прибалтийского фронта армии Маркиана Попова.

Кроме того, к операции «Январский гром» были привлечены силы Краснознаменного Балтийского флота и Авиации дальнего действия под началом маршала авиации Александра Голованова.

Ленинградский фронт оборонял Ораниенбаумский плацдарм, позиции вокруг Ленинграда от Финского залива до Невы,и вдоль южного побережья Ладожского озера от Московской Дубровки до Гонтовой Липки.

В состав Ленинградского фронта входили 2-я ударная армия, 42-я и 67-я армии и 13-я воздушная армия. Воздушную поддержку обеспечивали самолеты Ленинградской армии ПВО и авиации Балтийского флота. Всего в войска Ленинградского фронта входило 30 стрелковых дивизий, 3 стрелковые и 4 танковые бригады, 3 укрепрайона и другие соединения общей численностью более 417 тыс. человек. Наступление войск Ленинградского фронта поддерживали части Балтийского флота - около 90 тыс. человек.

Оборонительные позиции Волховского фронта дислоцировались на территории от Гонтовой Липки до озера Ильмень. В его состав входили части 59-й, 8-й и 54-й армий, 14-й воздушной армии. Они насчитывали 22 стрелковые дивизии, 6 стрелковых и 4 танковых бригады, 14 танковых и самоходно-артиллерийских полков и батальонов, 2 укрепленных района, артиллерийские, минометные и инженерные подразделения. Общая численность войск Волховского фронта доходила до 260 тысяч солдат и офицеров.

На линии от озера Ильмень до озера Нещадра располагались позиции 2-го Прибалтийского фронта. В его состав входили части 6-й, 10-й гвардейских, 1-й, 3-й ударных и 22-й армий, 15-й воздушной армии. Войска 2-го Прибалтийского фронта состояли из 45 стрелковых дивизий, 3 стрелковых и 4 танковых бригад, одного укрепрайона, артиллерийских и инженерных частей.

Общая численность советских войск перед началом «Январского грома» составляла от 900 тысяч до 1 миллиона 250 тысяч человек. Из техники: свыше 20 тысяч орудий и минометов, больше 1500 танков и САУ, 1386 самолетов. Поддержку регулярным частям Красной армии оказывали партизанские соединения. Только на позициях наступления Ленинградского фронта в боях принимали участие 13 партизанских бригад, общей численностью в 35 тысяч человек.

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод