Колоссы Мемнона. Поющие колоссы мемнона в луксоре

Колоссы Мемнона - один из архитектурных шедевров сказочной древности. Это две огромные статуи египетского фараона Аменхотепа III (правил 1388-1351 гг. до н. э.). Возведены в 1350 году до н. э. Стояли в некрополе города Фивы - столице Древнего Египта. Располагалась она в 700 км к югу от побережья Средиземного моря на восточном берегу Нила. Сам же некрополь находился на западном берегу. В настоящее время на противоположном берегу от статуй находится современный город Луксор.

Описание статуй

Статуи-близнецы изображают египетского фараона в сидячем положении с ладонями, положенными на колени. Взгляд каменных фигур устремлён на восток в сторону Великого Нила. Возле ног вырезаны две фигуры: жена Тия и мать Мутемуия. На боковых панелях изображён бог Нила Хапи.

Сделаны статуи из блоков перекристаллизованного песчаника (кварцита). Вырубали блоки в каменоломне Джебель-эль-Ахмаре. Это 675 км от Фив. Перевозили их по земле, так как никакое речное судно не выдержало бы такую тяжесть.

Таким был вход в мемориальный храм Аменхотепа

В высоту колоссы вместе с каменными платформами, на которых стоят, достигают 18 метров. Весят по 720 тонн каждая. Расположены статуи друг от друга на расстоянии 15 метров.

Эти уникальные творения древности сильно повреждены. У южной фигуры отсутствует один каменный блок. Северная фигура имеет трещину выше талии. Верхние части состоят из различных типов песчаника, что является результатом реконструкции в римскую эпоху. Считается, что поначалу обе фигуры были абсолютно идентичными. Различались только нанесённые на них надписи.

Величественные рукотворные монументы охраняли вход в мемориальный храм Аменхотепа. В то далёкое время данный храмовый комплекс был самым богатым и большим в Древнем Египте. По площади он занимал 35 га. В наши дни от всего этого великолепия остались только две полуразрушенные каменные фигуры.

Боковая часть статуи с изображением бога Нила Хапи

Название колоссов

Некоторые историки полагают, что величественные статуи были разрушены землетрясением в 27 году до н. э. Источником является утверждение историка Страбона, писавшего об этом в I веке. Верхние части каменных фигур, вплоть до пояса, упали на землю. Однако данная причина разрушения вызывает сомнение, так на территории Египта землетрясений не бывает.

Существует и иная версия. Виновником разрушения называют персидского царя Камбиза. Он правил во второй половине VI века до н. э. и являлся инициатором военной экспансии в Древний Египет. Именно по его приказу и были разрушены величайшие архитектурные творения.

Это более похоже на правду, но главное заключается в том, что после разрушения, статуи на восходе солнца начали испускать протяжный звук. Повторялось это изо дня в день на протяжении столетий. Об этом писали и Страбон, и Павсаний, и Филострат, и Лукиан. Так что нет оснований не верить данному явлению.

Что же касается людей искусства, то они сочинил романтическую легенду. По ней "поющие" камни-близнецы представляли собой Мемнона. Это сын царя Эфиопии Тифона и Авроры. Он был послан отцом на помощь защитникам Трои, осаждённым греческой армией. Мемнон убил Антилоха, который считался другом Ахилла. А последний, обезумев от ярости и горя, заколол убийцу своего друга.

Вид на колоссы Мемнона с высоты птичьего полёта

Аврора, узнав о гибели сына, попросила Юпитера воскрешать её любимого мальчика хотя бы на одно мгновение в день. Могущественный бог сжалился над женщиной, и Мемнон стал оживать каждое утро, сопровождая своё воскрешение жалобным и протяжным стоном.

Что же касается научного объяснения данного феномена, то звук скорее всего возникал от вибрации. Создавала её пористая поверхность излома. Остывшие за ночь и напитавшие влагу камни нагревались от утренних солнечных лучей, и этот процесс вызывал характерный звуковой эффект.

Конец феномену был положен в 199 году. По приказу римского императора Септимия Севера колоссы Мемнона восстановили. Отвалившиеся каменные глыбы поставили на место, и величественные статуи обрели вторую жизнь. В настоящее время к ним идёт нескончаемый поток туристов. Они искренне восхищаются величественными и масштабными творениями канувшей в тьму веков эпохи.

4 062

На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III.

Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, известно под названием «Колоссы Мемнона». Речь идет о двух гигантских статуях 20-метровой высоты, одни только ноги которых имеют 2 м длины и 1 м толщины. Изваянные из монолитных блоков песчаника, они изображают сидящего на троне фараона, руки которого лежат на коленях. Южный колосс, хотя и очень поврежденный, кажется, пострадал меньше другого, о котором сложены легенды. Возможно, в 27 году до н. э. мощное землетрясение серьезно повредило большую часть фиванских сооружений и обрушило верхнюю часть колосса до пояса. Однако, некоторые историки считают, что это акт вандализма царя Камбиза, и это кажется более правдоподобным по той причине, что Египет никогда не был страной землетрясений.

Было замечено, что каждое утро на восходе солнца статуя испускает невнятный, протяжный звук, в котором некоторые путешественники слышат печальную, но гармоническую мелодию. Это странное явление, подтвержденное такими знаменитыми историками как Страбон, Павсаний, Тацит, Лукиан и Филострат, дало повод греческим поэтам сочинить красивую легенду. Они утверждали, что «поющий камень» представляет Мемнона, мифического сына Авроры и Тифона - царя Египта и Эфиопии. Посланный своим отцом на помощь троянцам, осажденным греческой армией, Мемнон прославился, убив в сражении Антилоха, сына Нестора; но и он, в свою очередь, погиб от мстительной руки Ахилла. Аврора в слезах умолила всемогущего Юпитера воскресить ее сына хотя бы на мгновение в день. Так, каждое утро, когда Аврора ласкает своими лучами сына, он отвечает своей безутешной матери протяжным жалобным стоном… Такова трогательная поэтическая легенда, но это явление в действительности имеет вполне естественную основу. Звуки возникают от вибраций, происходящих на поверхности излома под действием тепла первых солнечных лучей на остывший за ночь камень.

Это научное объяснение подтверждается историей. Действительно, до Страбона ни один историк не говорит о «голосе» колосса Мемнона, а те, кто свидетельствовал об этом, наблюдали колосса в промежуток времени между его разрушением и последующим восстановлением при Септимии Севере.

В течение многих веков на ногах колосса были нацарапаны многочисленные и порой любопытные надписи. Одна из них читается так: «Знай, о Тот, ты, кто царствует над водами. что Мемнон еще жив и что согретый материнским огнем, он издает свой звонкий голос у подножия Ливийских гор в Египте, там, где Нил разделяет надвое прекрасновратные Фивы; в то время как ты, Ахилл, некогда ненасытный в битве, теперь безмолвен и на равнине Трои, и в горах Фессалии».

Колоссы Мемнона в Египте

Сегодня у гигантских колоссов Мемнона почти не осталось лиц, но размеры их по-прежнему поражают.

Эти гигантские статуи были созданы во время правления фараона Аменхотепа III и по сути изображали его самого, сидящего на входе в свой поминальный храм, охраняя покой своих же останков, и взирающего на восток.

Колоссами Мемнона статуи были названы в честь благородного царя Эфиопии, который откликнулся на призывы осаждённой Трои и совершил с войсками марш-бросок из Африки в Малую Азию, спеша на помощь к союзникам. В конце концов царь Мемнон пал от руки легендарного воина Ахиллеса. Хотя вполне возможно, что статуи были названы так не в честь царя, а просто из-за смысла его имени - Мемнон буквально переводится как Правитель утренней зари.

Охраняемый колоссами храмовый комплекс Аменхотепа III был в своё время самым роскошным культовым центром, занимающим просто огромную площадь в 35 гектаров. Для сравнения, храм в Карнаке, считающийся самым большим по площади сохранившимся строением древнего мира, был меньше храма Аменхотепа III, как меньшими были и возведённые впоследствии храмы Рамессеум и Мединет-Абу. также являвшиеся грандиозными сооружениями своего времени.

У ног фараона расположились его первая главная жена Тия и мать Мутемуйя, в обществе изображённого на боковых панелях бога Нила Хапи.

Блоки кварцитного песчаника для создания колоссов были доставлены сюда из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре, которая находилась в 670 километрах севернее, причём транспортировать блоки пришлось по земле, т.к. они оказались слишком тяжелы для отправки Нилом.

Готовые статуи достигали 18 метров в высоту и весили более 700 тонн каждая.

Гигантские изваяния просидели на этом месте уже почти 3 с половиной тысячелетия, поэтому неудивительно, что они настолько сильно пострадали от ежегодных наводнений во время разлива Нильских вод.

Северному колоссу вдобавок досталось от сильного землетрясения 27 года до нашей эры - в результате статуя была расколота и на рассвете стала издавать свистящие звуки, за что вскоре была прозвана поющей. Такие звуки были вызваны испарением влаги из отколовшихся частей пористого камня, поэтому когда в 199 году император Септимий Север приказал собрать осколки статуй, пытаясь таким образом ублажить оракула, - статуи умолкли навсегда.

Поющие колоссы Мемнона

Поющие Колоссы Мемнона в Египте в Луксоре (древние Фивы)Древнеегипетские посмертные храмы фараонов обычно отличались своими внушительными размерами. Не исключением стал и храм фараона Аменхотепа III. Единственное, что сохранилось от этого строения до наших дней - две огромные 21-метровые статуи, которые получили название «поющие колоссы Мемнона».

История

Собственно, имя Мемнона статуи получили по ошибке. Когда греки попали в Египет, они увидели в этих статуях образ своего легендарного героя Трои Мемнона. За легендой и сохранилось название.

Мемнон - полубог, властитель Эфиопского царства. Для помощи своему родственнику Приаму, он отправляется в осажденную Трою, где идет ожесточенная битва.

Он выступает во главе троянского войска, вражескую же сторону ведет сам знаменитый Ахилл.

Далее в ходе битвы Мемнон устремляется за престарелым Нестором, который в результате возникшей опасности призывает на помощь своего сына Антилоха. Сын, разумеется, бросается на помощь для защиты отца, но, получив удар копьем в грудь от Мемнона, падает замертво. Ситуация обостряется тем, что Антилох был хорошим другом Ахилла.

Ахилл бросается за Мемноном. Оба сильные, оба сыновья богинь, оба в броне, выкованной богом Гефестом. Разразилась битва, за которой наблюдали даже на небесах. Эос и Фетида, матери героев, просили у Зевса каждая за своего сына. Но Зевс для определения победителя использовал свои золотые весы. Чаша Мемнона опустилась вниз, это означало для него поражение. Ахилл копьем пронзает грудь Мемнона.

Увидев это, богиня Эос посылает еще своих сыновей для того, чтобы унести тело Мемнона к реке Эсепа, где ему и была создана гробница.

Приметив огромные колоссы Мемнона в Луксоре, греки признали в них именно этого Мемнона. Здесь же, возможно, проявило себя и название построек — «менну», которое было созвучно с именем героя.

Но самое интересное, что обнаружили греки, это то, что при попадании света на одну из статуй она начинала петь. Звуки были похожи на обрывающиеся струны арфы, поэтому греки решили, что это Мемнон жалуется своей матери при появлении ее из-за горизонта. Разумеется, такое явление не осталось незамеченным. Оно удивляло и потрясало всех людей. В 130 году статую посещали Адриан и Сабина. В 195 году Септимий Север приказал восстановить разрушенные детали статуй, после чего явление пения пропало. До сих пор неизвестно, чем точно было вызвано подобное явление, но то что оно было на самом деле не вызывает сомнения.

Между Долиной Царей и Нилом, вокруг Фив, на просторной равнине можно увидеть остатки монументального древнего сооружения – аллеи, которая когда-то вела к храму Аменофиса III. Само здание, к сожалению, не сохранилось. А те руины, которые можно здесь наблюдать, носят название «колоссы Мемнона».

Речь в данном случае идет о двух огромнейших статуях. Высота каждой из них достигает порядка 20 метров. Создавались изваяния из монолитных блоков песчаника, а изображают они фараона, сидящего на троне и положившего руки на колени. Южный колосс поврежден чуть меньше, нежели северный, с которым связаны легенды.

Кто или что разрушило эту громадную статую? По одной из версий, в 27 году до нашей эры имело место мощное землетрясение, которое повредило практически все фиванские сооружения, в частности ту часть колосса, которая находилась выше пояса. Другие историки придерживаются мнения, что разгром статуй – дело рук человеческих, а точнее это было актом вандализма царя Камбиза. В свете того, что Египет никогда не являлся страной землетрясений, последняя теория кажется более правдоподобной.

Спустя время подметили, что разрушенный колосс каждое утро на восходе солнца стал издавать непонятный, протяжный звук. Некоторые путники, внимательно прислушиваясь, даже пытались уловить в этом некую печальную, но очень даже гармоничную мелодию. О том, что необъяснимое явление действительно имело место, подтверждено такими серьезными историками, как Павсаний, Страбон, Тацит, Филостат, Лукиан.

Древнегреческие поэты не могли обойти феномен своим вниманием и сочинили по поводу «поющего камня» красивую легенду. В предании говорилось, что колосс представляет собой Мемнона – мифического сына царя Эфиопии и Египта Тифона и Авроры. Воинственный родитель отправил наследника в помощь троянцам, осажденным греками. В сражении Мемнон убил сына Нестора Антилоха, чем снискал почет и славу. Но вскоре новоявленный герой пал от мстительной руки Ахилла.

Горевавшая по сыну Аврора умоляла Юпитера воскресить ее чадо хотя бы на чуть-чуть, но чтобы это прекрасное мгновение повторялось бы каждый день. Всемогущий бог услышал мольбы, и теперь рано поутру, когда Аврора ласкает сына своими солнечными лучами, Мемнон отвечает ей протяжным, жалобным, но полным любви к матери стоном. Звучит настолько красиво и поэтично, что уже не хочется принимать во внимание тот факт, что звучание, доносящееся из разрушенного колосса, имеет вполне естественные причины.

Наука объясняет феномен поющего колосса Мемнона так. Звуки вызывались движением воздуха, который из-за нагревания остывшего за ночь камня лучами солнца проходил сквозь узкие щели в статуе. И действительно, «жертва» то ли вандализма, то ли природных катаклизмов пела только в промежуток времени между своим разрушением и последующим частичным восстановлением по приказу Септимия Севера в 199 году. После этого момента звучания больше никто и никогда не слышал, хотя многие туристы приезжают сюда встретить рассвет именно для того, чтобы проверить, а так ли бескомпромиссно на самом деле молчание колоссов Мемнона.

Две статуи изображают сидящего Аменхотепа III . Его руки положены на колени, а взгляд обращён на восток к реке и восходящему солнцу. Две меньшие фигуры вырезаны на передней части трона вдоль его ног. Это его жена Тия и мать Мутемуйя. Боковые панели отображают бога Нила Хапи.

Статуи сделаны из блоков кварцитного песчаника. которые были добыты из каменоломни в Джебель-эль-Ахмаре и транспортированы на 670 км по земле без использования Нила. Блоки, использованные инженерами Септимия Севера для реконструкции северного колосса, могли быть привезены из Эдфу. С учётом каменных платформ, на которых стоят статуи, они достигают 18 метров в высоту. Вес каждой статуи оценивается в 700 тонн.

Первоначальное предназначение Колоссов Мемнона было стоять на страже к входу в Поминальный храм Аменхотепа - массивный культовый центр, построенный при жизни фараона, где он почитался как воплощённый бог на земле перед и после его отбытия из мира сего. В его дни этот храмовый комплекс был самым большим и самым роскошным в Египте. Покрывая в сумме 35 га, даже последующие соперники, такие как Рамессеум Рамзеса II или Мединет-Абу Рамзеса III, не могли покрыть такую площадь; даже храм в Карнаке, стоявший во времена Аменхотепа, был меньше.

За исключением Колоссов, от храма Аменхотепа сегодня осталось очень мало. Так как колоссы стоят в пойме Нила, ежегодные наводнения размыли их у основания. Известная литография, сделанная в 1840-х гг. изображает Колоссы, окружённые водой.

Греческий историк и географ Страбон. писавший в ранние года I столетия, рассказывает о землетрясении, которое разрушило северный колосс.

Расколовшись, статуя получила репутацию «поющей» каждое утро на рассвете: легкий стон или посвистывание, возможно, вызваны повышающейся температурой и испарением влаги внутри пористого камня. Тон издаваемого статуей звука во всём античном мире считался эталонным для настройки музыкальных инструментов. Легенды о колоссах распространились по всему миру, и к ним потянулись путешественники, чтобы восхититься изваяниями. Загадочные звуковые эффекты статуй прекратились в 199 году, когда император Септимий Север. в попытке ублажить оракула, приказал собрать треснувшие части.

Мемнон был героем Троянской войны. царь Эфиопии, который повёл свои войска из Африки в Малую Азию. чтобы помочь защитить осаждённый город, но в конечном счёте был убит Ахиллом. Имя «Мемнон» означает «Правитель утренней зари».

Колоссы Мемнона представляют собой уникальную скульптурную композицию времен Древнего Египта. Это две массивные статуи фараона Аменхотепа III, выполненные из камня. Они расположены в некрополе города Фивы, на противоположной стороне Нила от современного города Луксор. Простояли в этом месте скульптуры более 3 400 лет, напоминая предшествующим поколениям о величии и могуществе фараонов. Если вы хотите насладиться великолепным зрелищем архитектуры этой древней цивилизации, то горящие туры в Египет от www.miatravel.ru помогут реализовать вашу мечту.

От величественного храма Аменхотепа на сегодня осталось, за исключением Колоссов, очень мало. Но разливы Нила ежегодно размывают и статуи у основания. По сведениям греческого историка Страбона, писавшего в I столетии, в 27 г. до н. э. сильное землетрясение разрушило северный колосс.

После этого статуя получила репутацию «поющей», потому что каждое утро в предрассветные часы было слышно посвистывание, которое, возможно, было вызвано повышением температуры. Тон издаваемого статуей звука в те далекие времена считался эталонным для настройки различных музыкальных инструментов.

Дивные звуки, издаваемые статуей, прекратились в 199 году, когда римский император Септимий Север, чтобы ублажить оракула, отдал приказ о реконструкции статуи.

Что касается имени «Мемнон», то это был герой Троянской войны. Имея титул царя Эфиопии, он повёл войска в Малую Азию на помощь защитникам осаждённой Трои, но был убит Ахиллом. «Мемнон» в переводе означает «Правитель утренней зари».

Восточный край неба медленно наполняется светом. Ослепительно вспыхнув, краешек солнечного диска разметал свои первые лучи по окрестной пустыне. Утро пришло в Луксор, как приходило сюда тысячи лет, озаряя и наполняя светом застывшие громады пирамид, воды Нила, узкие улочки древнего города с его базарами, минаретами, шумливой многоголосой толпой. Вот оно подкралось к подножию двух гигантских, каменных, безликих изваяний, остановилось на миг, словно спрашивая разрешения на дальнейший путь, и, осыпав их рассветным золотом, двинулось дальше...

Почти три с половиной тысячи лет Колоссы Мемнона безмолвно восседают на своих каменных постаментах, предваряя вход в некогда величественный погребальный храм, построенный великим правителем Египта Аменхотепом III. Две статуи - это он сам, восседающий на троне, лицом, обращённым на восток, навстречу солнцу. Его руки смиренно сложены на коленях, а у ног высечены фигуры двух женщин. Одна из них - его жена Тия, другая - его мать Мутемуйя. На боковых панелях сохранилось изображение бога Нила - Хапи.

Мы лишь можем строить догадки относительно того, как доставлялись к месту строительства на расстояние в 670 километров огромные многотонные блоки кварцитного песчаника, добытого в каменоломнях неподалеку от современного Каира. По расчётам специалистов, вес каждой статуи может достигать 700 тонн. Колоссы Мемнона - щедрая дань культу мёртвых, давшему мощный толчок развитию древнеегипетской культуры. Сохранить покой усопшего фараона, воплощённого божества, покинувшего земные пределы и обретшего вечную жизнь по ту сторону бытия, в прежнем блеске и величии - такова идея скульптурной композиции.

1857 год.

Колоссы Мемнона первоначально предназначались для охраны входа в Поминальный храм Аменхотепа. По свидетельствам современников, величие и роскошь храмового комплекса не имела себе равных в древнем Египте. Площадь храма составляла 35 гектаров. Потомки Аменхотепа III - Рамзес II и Рамзес III так и не сумели его превзойти

У храма сложилась непростая судьба. От древнегреческого историка и географа Страбона, ставшего свидетелем разрушительного землетрясения в 27 году до нашей эры, до нас дошли воспоминания о значительном повреждении северной фигуры. Уже в XIX веке на известной литографии 1840 года мы видим статуи, окруженные водой. Ежегодные наводнения в пойме Нила заметно повредили их основания. Но именно частичное разрушение одного из колоссов придало им мистическую окраску. Возможно, перепады температуры и испарения влаги внутри разломов при лёгком дуновении ветра вызывали странные звуки, напоминающие лёгкий стон или посвистывание.

Колоссы Мемнона стали «поющими», что привлекало к ним тысячи путешественников со всего света, жаждущих увидеть и услышать это чудо. Но тут в дело вмешался римский император Септимий Север, в 199 году отдавший приказ скрепить повреждённые части и таким образом ублажить оракула. Так «пение» навсегда прекратилось.

Сегодня о былом величии Поминального храма Аменхотепа III уже почти ничего не напоминает, кроме двух полуразрушенных статуй. И виновато здесь было не только время и частые наводнения. Учёные не исключают, что египетские цари более позднего периода частенько использовали плиты храма для строительства других сооружений, увековечивая уже свою память.

Фото 6.

Колоссы Мемнона, о которых кажется уже известно всё, продолжает удивлять. Всемирно известный немецкий египтолог Райнер Штадельманн во время реставрации статуй обнаружил на головных уборах цариц и фараона полихромные росписи, а так же чудом сохранившуюся подводку разбитых глаз.

Фото 13.

Воспоминания о Египте. 1900-1910-е

И всё-таки, почему статуям Аменхотепа III дали имя Мемнона? Ведь так звали эфиопского царя, по преданию павшего в Троянской войне от руки самого Ахилла. По всей видимости, путаницу внесли греки, принявшие Нембаатра (тронное имя Аменхотепа III) за Мемнона. В переводе на русский оно означает «правитель утренней зари».

Ко времени царствования Аменхотепа III относится период расцвета Египта. При нём были установлены дипломатические отношения с Вавилоном, Сирией-Палестиной, могущественным царством Митанни. Фараон женился на дочери вавилонского царя, а двор египетского правителя потрясал своей роскошью. Помимо Погребального храма в его царствование было сооружено немало великолепных строений, среди которых величественный перестиль и колоннада в Луксорском храме.
Мумия Аменхотепа III была обнаружена в 1898 году в одном из тайников Долины царей.

Колоссы Мемнона. Фивы, Египт. 1900-1920 гг.

Благодаря раскопкам последних лет, постепенно стал вырисовываться утраченный облик храма. У первого пилона как раз и находились статуи. Дальше на запад простирался обширный двор, второй пилон, а перед ним другая пара колоссов. Храм продолжался гигантской процессионной колоннадой, алебастровыми колоссами у третьего пилона и крытым двором с огромными статуями царя в облике Осириса.

В южной части двора располагались сфинксы - точная копия петербургских, а в северной - сфинксы в облике царицы Тейе. За двором находился крытый колонный зал. Между расписных и обитых золотом колонн в форме пучков папируса стояли многочисленные скульптуры богини Сехмет, охраняющие покой в святая святых, где находились статуи божеств и, возможно, самого фараона.

Фото 5.

Храм специально был построен рядом с Нилом. Чтобы подчеркнуть его величие, предполагалось затопление двора во время наводнений, и храм тогда, как бы уподоблялся суше, сотворённой в начале всех начал. Однако не всё удалось предусмотреть. Фундамент оказался ненадёжен и колонны, стоявшие прямо на грунте, под собственной тяжестью стали проседать и, в конце-концов обрушились, чем обрекли весь храм на гибель.

В истории древнего Египта ещё немало белых пятен. По мнению известного российского египтолога, заведующего сектором Древнего Востока Государственного Эрмитажа доктора исторических наук А. О. Большакова, огромные территории Египта до сих пор не исследованы. В их числе дельта Нила, где культурный слой находится глубоко под наносами рек. Слабо изучены памятники, находящиеся в мировых музеях.

Древние египтяне, в отличие от греков или китайцев, свою историю не записывали. Для них она была всего лишь сменой циклов - годовых, царственных и т.д. К чести учёных, научившихся к началу двадцатого века достаточно легко читать древнеегипетские тексты, наши познания о том далёком времени значительно расширились. Однако до полного теоретического осмысления языка и системы письма ещё далеко.

Фото 8.

Не остаётся без внимания эпоха царствования Аменхотепа III. Египтологи часто спорят о том, были ли так называемые «сцены божественного рождения» Хатшепсут и Аменхотепа III, изображённые во дворце Дейр-эль-Бахри и в Луксоре, пропагандистскими или религиозными документами. Американский исследователь Колин Кэмпбелл в своей книге «Чудесные рождения царя Амон-Хотепа III и другие египетские исследования» доказывал, что причины для создания сцен рождения были скорее религиозными, чем политическими, и относились к замещению культа бога Ра, культом бога Амона.

Фото 9.

Интересен и необычен взгляд на историю древнего Египта двух наших известных соотечественников, математиков Г. В. Носовского и А. Т. Фоменко. По их расчётам, описываемые события - не такая уж и седая древность. Всё это, якобы, происходило в эпоху завоеваний мамелюков в XIII - XIV веках нашей эры, а сам Египет был всего лишь окраиной огромной империи - Руси - Орды. Абсолютно парадоксальным выглядит утверждение, что один из колоссов Мемнона восседает на троне с изображением православного креста на тыльной стороне. И самое интересное, он действительно там есть. Нам лишь остаётся надеяться: истина где-то рядом.

Фото 10.

Кто был главным архитектором при Аменхотепе III? Известно ли нам имя создателя Луксора? История рассказывает о славном Аменхотепе по прозвищу Хеви, сыне Хапу. Это был великий Мастер и зодчий, целитель и жрец-посвященный. Память о нем жила среди египтян веками. В эпоху Позднего Царства Аменхотепа продолжали почитать уже как бога. Ваятели изображали его человеком зрелых лет, задумчиво сидящим в позе писца — воплощение самой мудрости. Его называли вестником богов и главой мудрецов, проникших в самую сокровенную область познания.

«Меня приобщили к книгам, — говорит Аменхотеп в тексте, написанном на одной из его статуй, — я узнал формулы Тота, я искусен в этих секретах, я преодолел все их трудности». В этом нет ни капли тщеславия, ибо нам известны творения Мастера: храм в Луксоре, храм Хонсу в Карнаке, храм Мут, аллея сфинксов между Луксором и Карнаком, а также поминальный храм Аменхотепа III на Западном берегу, от которого сохранились только колоссы Мемнона.

Эти гигантские статуи Аменхотепа III справедливо считаютхся одним из чудес света. Есть предположение, что они гораздо старше, чем какое-либо сооружение, связанное с историческими фараонами. Легенды говорят, что колоссы Мемнона были посвящены Восходящему Солнцу — восход, кульминация в зените и закат солнца назывались у египтян Мемнон, Амон и Маамон.

Фото 11.

Колоссы были хорошо известны в античное время. У греков они ассоциировались с героем Мемноном, царем Эфиопии, погибшим на троянской войне от руки Ахилла. Это отождествление, возможно, объясняется следующим фактом: правая, северная статуя на рассвете издавала протяжные мелодичные звуки, приветствуя свою мать — богиню зари Эос. Греческие музыканты совершали паломничество в Египет, чтобы услышать семь основных, чистых нот.

Фото 14.

Колоссы Мемнона - это уникальное культурное наследие древности, которым обладает Египет. Эти исполинские фигуры, которые простояли уже 3 с половиной тысячи лет, продолжают восхищать и современных туристов. На фото легко можно увидеть, насколько они велики.

Только благодаря этим колоссам и тем немногим каменным обломкам, что остались от храма Аменхотепа, ученые могут составить представление обо всем размахе строительства при этом правителе, а ведь он был по-настоящему огромным. К великому сожалению, храм не дожил до современности, а статуи достались потомкам в ужасном состоянии - воды Нила не пощадили их, а сильное землетрясение лишь дополнило их работу. Однако некоторые египтологи придерживаются мнения, что колоссы Мемнона разрушила не стихия, а вполне конкретная личность - царь Персии Камбиз. Но как бы то ни было, колоссы дожили до наших дней, пусть и в таком виде. Они являют собой точное подтверждение величия фараона Аменхотепа III и того высочайшего уровня развития, на котором находился Египет того времени.

Фото 15.

Во время разлива пьедесталы частично были покрыты водой, и тогда статуи казались сидящими посреди озера.

Фото 16.

Фото 17.

Сегодня в статуях сложно узнать облик фараона Аменхотепа. У колоссов стерлись и разрушились лица, а сами они все в бесчисленных сколах и трещинах. Но даже такие - полуразрушенные, с множественными повреждениями - колоссы Мемнона продолжают притягивать тысячи туристов. Это неудивительно: Египет (и особенно Луксор) - это место, где сконцентрировано огромное количество памятников древности, притягивающих многочисленных посетителей. И огромная их часть обязательно приезжает полюбоваться колоссами и сделать памятное фото на фоне этих выдающихся архитектурных творений Древнего мира.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

Фото 22.

Фараоны следующей XIX династии вооружились принципом “не пропадать же добру” и организовали из храма Аменхотепа III большую каменоломню. Наибольший вклад в растаскивание храма сделал Рамсес II, а “прикончил” храм фараон Мернептах.

Но Колоссы не тронули. Не стоит думать, что последующие фараоны оставили статуи из-за глубокого уважения к предшественнику, причина в другом – Колоссы были сделаны из цельных глыб известняка, их нужно было распиливать на части.

Кто такой Мемнон?

Название “Колоссы Мемнона” греческое и к древним египтянам никакого отношения не имеет. Сами египтяне называли южную из статуй как “Царь Царей”, видимо Колоссы производили неизгладимое впечатление. Арабы, завоевавшие Египет в 7-м веке, назвали эти статуи “Шамми и Тамми”. Современные арабы зовут их “эль-Колоссат”.

Не секрет, что стали объектом экскурсионного туризма еще в античные времена. Древние греки и римляне с удовольствием приезжали посмотреть на , храмы и другие памятники древнего Египта.

Колоссы стали знамениты в античном мире после землетрясения 27 года до н.э., когда северная статуя сильно пострадала – отвалилась вся верхняя часть. И после этого оставшаяся на месте нижняя часть стала издавать звуки. Так как звук был слышен на рассвете, то греки назвали статуи “Колоссы Мемнона”.

Мемнон – царь эфиопов, пришедший с войском на помощь в защиту Трои. В битве он убил греческого воителя Антилоха (главное не смеяться), но сам пал от руки Ахиллеса. Мемнон был сыном Эос (в римском пантеоне Аврора) – богини рассвета. По греческой легенде, утренняя роса – это слезы Эос по погибшему сыну. А звуки от Колоссов по утрам греки посчитали плачем богини Эос по погибшему сыну.

История Колоссов Мемнона

Колоссы Мемнона стояли у входа в заупокойный храм Аменхотепа III. Их постройка была настоящим инженерным чудом для своей эпохи. Они были высечены из цельных блоков известняка, что хорошо видно на фото ниже). Вес каждой статуи – около 720 тонн, а блок должен был весить около 1000 тонн.

Исследования структуры камня показали, что блоки были добыты или в Гизе, или в Эль-Габаль эль-Ахмар. Оба этих места находятся близ современного Каира – в 700 километрах от Луксора. Как древние египтяне смогли их транспортировать на такое расстояние? Большая загадка.

Есть две гипотезы об этом. Первая гласит, что египтяне построили вокруг блоков деревянные баржи. Потом они подождали прилива Нила, баржи оказались на плаву и доплыли до города Фивы (современный Луксор). Эта гипотеза вполне правдоподобная, для поднятия груза 1000 тонн требуется баржа водоизмещением 1000 тонн. Баржа с таким водоизмещением сейчас считается небольшой (см. фото), и египтянам вполне было по силам построить что-то подобное.

Вторая версия – что блоки были слишком тяжелы для транспортировки по реке, и их тянули по земле. Версия малоправдоподобная, хотя и очень популярная. Для примера вспомним большой мраморный камень в . Вес этого камня 250 тонн, и его действительно смогли транспортировать по земле на расстояние более 100 километров. Этот процесс был документирован, и мы точно знаем, что его тянули 10 000 мулов и 20 000 рабочих. А сколько тогда тягловых животных и людей должны были тянуть блок весом 1000 тонн? И еще нужно учитывать, что китайцы тянули свой 250-тонный блок по льду, что сильно упрощало задачу. В Египте приходилось бы тянуть блок по земле или песку, что гораздо сложнее. С учетом факторов выше, гипотеза о транспортировке по земле кажется абсурдной.


Колоссы Мемнона.

На просторной равнине, раскинувшейся вокруг Фив, между Нилом и Долиной Царей, можно видеть остатки монументальной аллеи, которая вела к храму Аменофиса III.

Храм, к сожалению, исчез, а то, что осталось, известно под названием «Колоссы Мемнона». Речь идет о двух гигантских статуях 20-метровой высоты, одни только ноги которых имеют 2 м длины и 1 м толщины. Изваянные из монолитных блоков песчаника, они изображают сидящего на троне фараона, руки которого лежат на коленях. Южный колосс, хотя и очень поврежденный, кажется, пострадал меньше другого, о котором сложены легенды. Возможно, в 27 году до н. э. мощное землетрясение серьезно повредило большую часть фиванских сооружений и обрушило верхнюю часть колосса до пояса. Однако, некоторые историки считают, что это акт вандализма царя Камбиза, и это кажется более правдоподобным по той причине, что Египет никогда не был страной землетрясений.

Было замечено, что каждое утро на восходе солнца статуя испускает невнятный, протяжный звук, в котором некоторые путешественники слышат печальную, но гармоническую мелодию. Это странное явление, подтвержденное такими знаменитыми историками как Страбон, Павсаний, Тацит, Лукиан и Филострат, дало повод греческим поэтам сочинить красивую легенду. Они утверждали, что «поющий камень» представляет Мемнона, мифического сына Авроры и Тифона — царя Египта и Эфиопии. Посланный своим отцом на помощь троянцам, осажденным греческой армией, Мемнон прославился, убив в сражении Антилоха, сына Нестора; но и он, в свою очередь, погиб от мстительной руки Ахилла. Аврора в слезах умолила всемогущего Юпитера воскресить ее сына хотя бы на мгновение в день. Так, каждое утро, когда Аврора ласкает своими лучами сына, он отвечает своей безутешной матери протяжным жалобным стоном… Такова трогательная поэтическая легенда, но это явление в действительности имеет вполне естественную основу. Звуки возникают от вибраций, происходящих на поверхности излома под действием тепла первых солнечных лучей на остывший за ночь камень.

Это научное объяснение подтверждается историей. Действительно, до Страбона ни один историк не говорит о «голосе» колосса Мемнона, а те, кто свидетельствовал об этом, наблюдали колосса в промежуток времени между его разрушением и последующим восстановлением при Септимии Севере (193-221 гг. н. э.).

В течение многих веков на ногах колосса были нацарапаны многочисленные и порой любопытные надписи. Одна из них читается так: «Знай, о Тот, ты, кто царствует над водами, что Мемнон еще жив и что согретый материнским огнем, он издает свой звонкий голос у подножия Ливийских гор в Египте, там, где Нил разделяет надвое прекрасновратные Фивы; в то время как ты, Ахилл, некогда ненасытный в битве, теперь безмолвен и на равнине Трои, и в горах Фессалии».

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О