О дате и традициях лазаревой субботы. Рацион на день лазаревой субботы

В Библии это чудесное событие описывается в Евангелии от Иоанна. Христос искренне любил Лазаря и часто приходил в его дом. Но смерть не щадит даже самых лучших людей - Лазарь, будучи в расцвете сил, тяжело заболел и умер. По прошествии четырех дней Иисус узнал о смерти человека, которого он считал своим другом и пришел к гробовой пещере, где лежал покойный. «Отнимите камень» - промолвил Сын Божий. После того, как его требование было выполнено, Иисус поднял глаза к небу и обратился к Отцу своему небесному. После он громко сказал: «Лазаре! Гряди вон!».

Какого было удивление окружающих, когда из пещеры вышел сам Лазарь, все еще обвитый погребальными пеленами. Молва об этом чуде сразу же распространилась по всем окрестным землям. Именно воскрешение Лазаря Иисусом Христом стало причиной принятого окончательного и твердого решения фарисеев и первосвященников об убийстве Спасителя. Наряду с торжеством Жизни наступает сила тьмы, принесшая с собой последние дни жизни Христа. Неслучайно, узнав о болезни своего друга, Христос сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией»...Воскресив своего друга Лазаря Иисус дал надежду каждому из нас на вечную что будет воскресение Его самого, а также воскресение всех мертвых. Неслучайно, узнав о болезни своего друга, Христос сказал: «Эта болезнь не к смерти, но к славе Божией»...

Богослужение в Лазареву субботу особенное, с определенным порядком. В нем есть необыкновенный трепет в сочетании с проникновенностью и торжественностью, а в песнопениях ключевыми являются строки, указывающие на неслучайность события, воскрешение Лазаря, на то, как оно важно для всех истинно верующих и для Человечества, в целом. Проводят его с особым трепетом, проникновенно и торжественно, а главное песнопение содержит строки, указывающие на неслучайность воскрешения Лазаря и важное значение этого события для веры и верующих.

Сложно переоценить значение Лазаревой субботы, хоть праздник этот не так широко известен среди светских людей. Это истинный символ грядущего воскресения всех покойных, а также настоящее чудо, которое доказывает, что Жизнь всегда одерживает победу над смертью. Это ли не что иное, как доказательство любви Господней? Если заглянуть в церковный календарь , то можно увидеть, что Лазарева суббота напрямую связана с Вербным Воскресеньем , которое, в свою очередь, ознаменовано Входом Господним в Иерусалим, и оно отмечается православным миром на следующий день. Действительно, праздник, связанный с воскрешением Лазаря, православная Церковь вспоминает очень давно. Такие отцы Церкви, как святой Амфилохий, Иоанн Златоуст и прочие оставили потомкам поучения, которые были произнесены именно в Лазареву субботу, напоминая о том, что воскрешенный Лазарь смог уничтожить для живущих множество соблазнов.

Традиции Лазаревой субботы

Лазарева суббота является одним из дней, приходящихся на Великий Пост. Однако, показателен тот факт, что постящиеся могут дать себе некоторые послабления в рамках организации питания. Так как в Великий Пост запрещены все те блюда, в которых содержатся продукты животного происхождения, а также отмечено ограничение в приеме растительного масла и горячей пищи, то в Лазареву субботу, согласно церковному уставу, постящиеся могут себе позволить виноградное вино, икру и растительное масло. Если же заглянуть вглубь традиций, то на Руси радушные хозяйки в этот день готовили такие блюда, как каша, гречневые блины, а также рыбный пирог, который предполагалось вкусить на следующий день, поскольку в Вербное воскресение к списку разрешенных продуктов добавлялась также рыба.

Практически с каждым праздником связаны свои традиции, которые идут из глубины веков, и Лазарева суббота не стала исключением. В этот день принято ломать вербу, и уже вечером начнется ее освящение в преддверии Вербного воскресения. Интересен и другой обычай. Как только наступал вечер, люди хлестали друг друга веточками вербы, приговаривая при этом определенные слова « «Верба хлёст, бей до слез!» или «Бьем, чтобы ты был здоровым». У обряда есть свои обоснования: считалось, что он способен помочь в обретении человеком здоровья и достатка в доме.

Крайне важно отметить, что Лазарева суббота не годится для пышных гуляний и шумного веселья, так как при всех послаблениях – это по-прежнему день Великого поста , где в почете воздержание со смирением. Раньше в России на Лазареву субботу традиционно начинался так называемый вербный торг, который собирал много народу. До революции, произошедшей в 1917 году, торг разворачивался непосредственно в столице на Красной площади. Там торговали иконами, вербными веточками, а также пасхальными яйцами и игрушками с цветами. Еще в 1870-х годах торг перенесли на Смоленский рынок в связи с началом строительства Исторического музея.

Кстати, хочется отметить несколько слов о веточках вербы, о которых было уже сказано много раз. Считается, что срывать их следует с тех деревьев, что растут в непосредственной близости от водоемов. Кроме того, можно купить вербу у старушек, что торгуют ею возле церквей и храмов, поскольку они обычно всегда стремятся к выполнению праздничных традиций, и не станут срывать вербу в неположенных местах. Христиане особо обрабатывают вербу, поскольку ей, и воде, в которой она стоит, приписывают целебные силы. Обратите также внимание на то, как выглядит выбранная вами верба: если на ней красуется множество пушистых комочков, или желтые сережки, как их еще принято называть, то это отличный знак, предсказывающий обильный урожай в достатке. Еще одна историческая справка: ранее в этот день было принято сеять горох, и, тогда он обязательно хорошо рос. Еще одно доказательство победы Жизни!

В Лазареву субботу на протяжении веков молодые девушки собирались компаниями и пели звонкие песни, а людям было приятно слушать их стройные красивые голоса, поэтому в награду они от души давали какие-то продукты или деньги. Кстати, девушек называли «лазарки», и компании обычно состояли из трех человек. После окончания мероприятия девушки делят поровну все гостинцы и расходятся по домам к своим семьям. А еще на Лазареву субботу в свое время кипрские прихожане со священниками ставили театральные представления, которые символизировали чудесное воскресение, ставшее посланием всему Человечеству.

Богослужение в Лазареву субботу

В церковных канонах имеются особые правила, относящиеся к богослужению в Лазареву субботу. Накануне утром, в пятницу, поют пасхальное песнопение «Воскресение Христово видевшее». В саму же субботу служат Литургию Иоанна Златоуста, плюс, поют гимн «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся», вместо Трисвятого. Сама Церковь и ее представители, как и ранее, убеждены, напоминая народу, что воскрешение Лазаря, великое чудо, совершалось для всего Человечества, дабы показать и грешникам, и истинно верующим, что воскрешение из мертвых возможно, и это повод думать о душе и ее предназначении.

Как провести Лазареву субботу?

Хоть это и праздник, рекомендуется его проводить не совсем в традиционном для празднества понимании. Лучше посвятить Лазареву субботу размышлениям о своей смерти, в также подготовиться к ней духовно по святому Франциску Сальскому, вспоминая чудо воскрешения Христом праведника Лазаря, который прожил после в здравии более 30 лет, проповедуя христианство. Прихожане идут в храм, прося Бога об исцелении себя или членов своей семьи. Считается, что в этот день все молитвы без исключения будут услышаны, и помощь верующим не заставит себя ждать, но именно тех, кто верит всем сердцем и молится искренне. Также немаловажно пребывать в хорошем расположении духа, следя за своими помыслами. Конечно, ни о какой работе в праздничный день речи быть не может.

Лазарева суббота — большой светлый христианский праздник, повествующий об одном из небывалых до этого момента чудес, которое сотворил Христос. В этот день Иисус свыше тысячи лет назад воскресил из мёртвых своего друга Лазаря из Вифании. Именно этому событию и посвящён данный праздник.

Как и какого числа отмечается Лазарева суббота в 2018 году? Что необходимо знать об этом дне каждому христианину? От каких дел следует отказаться в данный праздник, а что можно и нужно делать в Лазареву субботу?

Исторический повод для празднования

Почему православные чтят и отмечают праздник, именуемый Лазаревой субботой? Евангельская история повествует следующее… Услышав о смерти своего друга Лазаря, сына фарисея Симона, Иисус перед отравлением в Иерусалим, вместе с апостолами посетил пещеру, в которой уже четверо суток находился, умерший. Долго молившись над телом, Спаситель вернул душу Лазаря в его тело и воскресил праведного. Весть о чудесном воскрешении быстро разошлась по всей окрестности.

Своим деянием Иисус пытался укрепить духовное состояние своих учеников, дав им понять, что смерти нет, а есть вечная жизнь с верой в единого Бога.

В последующем Лазарь, ставший епископом, проповедовал христианство как истинную веру до конца своих дней. После воскрешения Лазарь прожил ещё около тридцати лет.

Когда будет Лазарева суббота 2018?

Отмечается Лазарева суббота каждый год в канун Вербного воскресенья на шестой неделе Великого поста. Дата празднования меняется с годами, ввиду того, что этот день календарно связан с Пасхой.

В 2018 году православная церковь отмечает Лазареву субботу 31 марта. Следовательно, Вербное воскресенье будет 1 апреля, а Пасха ровно через семь дней после этого дня.

Лазарева суббота, Вербное воскресенье и Пасха в 2018-2022 годах:

Год Лазарева суббота Вербное воскресенье Пасха
2018 31 марта 1 апреля 8 апреля
2019 20 апреля 21 апреля 28 апреля
2020 11 апреля 12 апреля 19 апреля
2021 24 апреля 25 апреля 2 мая
2022 16 апреля 17 апреля 24 апреля

Традиции и обычаи

Ввиду того, что Лазарева суббота всегда отмечается в период Великого предпасхального поста, в этот день не годиться устраивать пиры, веселья и пышные гулянья. Определённые послабления в этот день не дают повода для разгульной жизни. Ведь период поста это всегда воздержание и смирение.

В этот день православные отправляются в церковь, дабы помолиться за здоровье своих родных и близких. Говорят, что молитва перед иконами в Лазареву субботу будет услышана Господом. И если она искренняя и идёт от сердца, то результат не заставит себя долго ждать.

В Лазареву субботу принято заготавливать (ломать) вербные ветки для того, что бы на следующий день в Вербное воскресение освятить их в храме Божьем. Прутья вербы обычно ломают с деревьев, которые растут вблизи рек или прудов. Освящёнными ветками легонько потом бьют всех членов семьи, что бы те были здоровыми.

В древности в этот праздник молодые девушки, которых называли «лазарки», отправлялись по домам и избам петь весенние песни. В знак благодарности за задушевное пение и звонкие голоса хозяева одаривали их разнообразными сладостями, которые потом делились между девушками поровну.

Относительно того, что можно есть в Лазареву субботу, то ввиду поста, ограничения в пище не снимаются. Правда, разрешается готовить блюда на растительном масле, дабы подготовится к выходу из самого большого поста в году.

Что же можно подать на стол в этот день? Дозволенная трапеза:

  • каша гороховая или овсяная,
  • гречневые блины,
  • рыбные пироги,
  • картофельные оладьи,
  • овощные салаты,
  • домашние соленья,
  • икра,
  • сладкие блюда из тыквы.

Что касается выпивки, то из того, что разрешено, можно принимать только вино и то в небольшом количестве. Алкоголь — под запретом, ибо длится пост.

Приметы и суеверия праздника

Так сложилось, что этот день не особо богат приметами и суевериями. В частности деревенские жители наблюдают за поведением змей и ящериц. Если те массово покидают свои норы, в которых находились во время зимней спячки, это признак прихода настоящей весны.

Также обращают внимание на вербовые ветки. Если на них распустилось много почек, значит, год будет урожайным.

Из того, что нельзя делать в этот день, следует выделить домашние (бытовые), огородные работы и строительные дела. Также стоит максимально воздержаться от склоки, ругани и выяснение личных отношений.

Несмотря на то, что сельскохозяйственные работы запрещены, если в это день посеять горох, то он непременно даст хороший урожай.

Евангельскому сюжету о воскрешении Лазаря посвящено множество икон и живописных полотен, которые хранятся в самых знаменитых музеях мира. Среди художников, которые писали на эту тему картины, стоит отметить таких, как: Ван Гог, Рембрандт и Караваджо.

О торжестве читателям рассказал Владыка Павел

В эту субботу, 8 апреля, Церковь вспоминает чудесное воскрешение Лазаря Господом нашим Иисусом Христом.

О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Лазарева суббота: история праздника

"Воскрешение Лазаря". Караваджо

Во время земной жизни Господь часто заходил в дом Лазаря, любил беседовать с ним и его сестрами Марией (та, которая помазала ноги Господа миром и отерла волосами своими) и Марфой, а Лазаря называл Своим другом.

Лазарь был еврей и сын Симона-фарисея, родом из Вифании. Когда Лазарь заболел, сестры послали сказать Иисусу, что тот, кого Он любит, болен. Но Иисус сказал, что эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, через нее прославится Сын Божий. Сказав это, Он еще два дня пробыл в том месте, где находился. Затем, обратившись к ученикам, сказал, что необходимо идти в Иудею, потому как "Лазарь, наш друг, уснул", и Он идет разбудить его.

Ученики же, не понимая, о чем Он говорит, ответили, что если уснул, то выздоровеет. Они не понимали, что Иисус говорил о смерти Лазаря.

Придя к дому Лазаря, Иисус находит, что Лазарь умер и уже четыре дня во гробе. И многие из иудеев пришли утешить сестер в их горе. Марфа, выйдя навстречу Иисусу, сказала, что если бы Господь был здесь, то не умер бы ее брат, но знает: что бы не попросил Христос у Бога - даст ему Бог. На слова Господа, что ее брат воскреснет, она ответила, что да, воскреснет вместе со всеми в последний день.

Вышедшая к Иисусу Мария упала в слезах к ногам Его со словами, что если Господь был здесь, то не умер бы брат ее. Видя плачущих сестер и пришедших с нею плачущих иудеев, Иисус прослезился и, испытывая внутреннюю скорбь, подошел к гробу и велел отвалить камень от гроба.

Возведя очи к небу Иисус сказал: "Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня!" После чего Христос сказал громким голосом: "Лазарь, иди вон!" И вышел умерший, обвитый пеленами с гроба.

Заговор против Христа

Многие из пришедших, кто видел это чудо, уверовали в Христа. Но были и такие, которые, увидев происходившее, пошли и рассказали фарисеям, которые пришли в ярость. Собрав совет, первосвященники и фарисеи рассуждали, что этот человек много чудес творит и, если все оставить, как есть, все уверуют в Него. И тогда Каиафа, который был в том году первосвященником, сказал весьма пророческую фразу: "Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб".

Говоря это по вдохновению свыше, он сам того не осознавая заключил в эту фразу весьма глубокий смысл, что Иисус умрет за народ, чтобы потом собрать всех чад Божиих воедино.

С этого дня и было принято решение убить Его.

Иисус на время ушел вместе с учениками в город Ефраим вблизи пустыни и там оставался.

По приближении иудейской Пасхи многие шли в Иерусалим, задаваясь вопросом, а придет ли Иисус? А первосвященники уже отдали приказание, чтобы кто увидит Его, объявить им об этом, чтобы взять Его.

Как жил Лазарь после воскрешения

Лазарь после своего воскресения жил 30 лет, уехал на Кипр и хранил строгое воздержание. Позднее там же Апостолами он был поставлен епископом. Пресвятая Богородица подарила ему собственноручно сделанный омофор.

Умер он на Кипре и в IX веке его мощи были перенесены с Кипра в Константинополь.

Воскрешение Лазаря: толкование

Воскрешение Лазаря. Жувене Жан

Как Бог Он возвестил ученикам о смерти Лазаря тогда, когда еще никто не сказал об этом. По приходе к дому Лазаря его сестры и некоторые из иудеев всенародно называют Его Сыном Божиим. И после краткой молитвы к Отцу Небесному, Иисус одним словом воскрешает четверодневного мертвого Лазаря.

Как человек, придя в Вифанию и увидев плачущих сестер и всех, кто с ними был скорбящих, заплакал Сам.

"Мы знаем, что согласно Писания, Иисус трижды плакал за период Своей земной жизни. Когда Христос плакал об умершем Лазаре, Он плакал о том ужасе, что человек согрешив, привел смерть и теперь светлый человек умирает, потом что грех пришел в мир. Чудо воскресения из мертвых Христос во время Своей земной жизни сотворил трижды. Он воскресил сына наинской вдовы, двенадцатилетнюю дочь Иаира и Лазаря, бывшего четыре дня во гробе. Чудо воскрешения показано нам Господом для того, чтобы мы видели и уверовали, что со смертью жизнь человека не заканчивается, он не погружается в вечную тьму, а есть надежда на общее воскресение всех в День Страшного Суда. Люди часто задаются вопросом, почему нечестивые люди, лжецы, угнетатели и другие - благоденствуют? Почему Бог попускает? И как получается, что люди праведной жизни испытывают нужды и притеснения? И где правда? Правда у Бога в воскресении мертвых! И будет Страшный Суд! И все, кто подвергался неправедным нападкам, страдавшие, гонимые, получат райскую радость. А те, кто не соблюдал Закон Христов, уйдут в огонь вечный, где плач и скрежет зубов", - подчеркнул митрополит Павел.

В Апостольских чтениях в эту субботу, Церковь нам говорит об установлении вечного царства благодати, которое началось с воскрешения Лазаря.

Пост в Лазареву субботу

В этот день на трапезе разрешается рыбная икра.

Новости

Соблюдение постов в православном христианстве – достаточно важная традиция. Особенно большое значение имеет для верующих Великий пост, предваряющий светлый праздник Пасхи. Суббота шестой недели (седмицы) этого периода именуется Лазаревой субботой. Чему посвящен данный праздник, и какие события подвигли Церковь установить его в качестве важной религиозной даты в православном календаре, узнаете из настоящего материала.


Лазарь как библейская фигура

Святой Лазарь был праведником, жившим во времена Иисуса. Он являлся родным братом двух благочестивых христианок: Марии и Марфы. Спаситель часто посещал эту семью, с которой у Сына Божьего установились теплые отношения. Поэтому Лазарь считал Иисуса своим другом – так и называл.

Однажды праведник заболел. Молва о недуге Лазаря быстро разлетелась по округе. Когда она дошла до Иисуса Христа, тот молвил: “Это болезнь не к смерти, но к славе Божией, да прославится через нее Сын Божий”. Тем не менее, за четыре дня до прибытия Спасителя в Вифанию молодой мужчина скончался. Узнав сие, Иисус прослезился. Он плакал о том, что Лазарь должен был умереть из-за мира, погрязшего во грехе. Далее Христос отправился к погребальной пещере, куда положили тело праведника, и велел «отнять» камень от входа. Когда это было сделано, Иисус произнес, обращаясь к умершему: “Лазарь! Иди вон”. И тотчас из пещеры вышел воскресший праведник.

Весть о чуде стремительно облетела всю Иудею. На следующий день по въезде Иисуса в Иерусалим его встретило множество людей, превозносивших Спасителя, будто тот являлся царем. Под ноги Христа толпа стелила собственные одежды и ветви пальм, которые у нас в России впоследствии заменили вербами.



К сожалению, именно воскрешение Лазаря послужило причиной ненависти к Иисусу первосвященников. Последние возжелали погибели Христа, приняв соответствующее решение. Что касается праведного Лазаря, то молодой человек после чудесного воскрешения прожил на Земле еще 30 лет. Все эти годы он посвятил служению Богу, будучи епископом и проповедником на Кипре, в городе Китионе. В богословской литературе можно встретить такое выражение, как «Лазарь Четверодневный», являющееся напоминанием о фактической смерти праведника, не ставшей гибелью окончательной.

Обретение святых мощей любимого друга Иисуса Христа случилось в 1972 году, в уже упомянутом выше городе Китионе, ныне Ларнака. Останки праведника лежали в мраморном ковчеге. На последнем значилась надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов». Ранее, в IX веке мощи праведника были перенесены по велению византийского императора Льва Мудрого в Константинополь. Там они находились в храме во имя Праведного Лазаря. Но сегодня тысячи паломников-христиан со всего мира едут именно в Ларнаку - поклониться мощам друга Иисуса Христа.

Богослужения в этот день

Лазарева суббота – это суббота перед большим религиозным праздником для верующих христиан: Вербным воскресеньем. Посему и служба в храмах в этот день достаточно торжественна. Она очень схожа по содержанию с воскресной утреней. То есть вначале в рамках этой субботней службы стихословят Непорочны, затем поют воскресные тропари («Благословен еси Господи, научи мя оправданием твоим»). После идет седален, песнопение «Воскресение Христово видевше», Псалом 50, канон. Завершается утреня пением Великого стихословия. Кроме того, в Лазареву субботу совершается литургия Иоанна Златоуста, в рамках которой поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».

Особенности поста в Вербную субботу

Ограничения в пище Лазарева суббота предусматривает не слишком строгие. Разрешается вкушать растительное масло, вино и даже рыбную икру. В прошлые времена русские женщины варили в этот день так называемую брагу, еще готовили кашу, пекли блины из гречневой муки и рыбные пироги. Однако перечисленные яства в семьях на Руси съедали в Вербное воскресенье, следующее за Лазаревой субботой, а не сразу же. Кстати, послабление в виде разрешения употребления в пищу рыбы и вина с маслом имело и имеет место быть в указанный праздник, да и вообще в Великий пост по причине Входа Господня в Иерусалим.

Русские обычаи, обряды, традиции


В этом разделе самым актуальным и любопытным вопросом является, конечно же, следующий: почему именно верба стала символом Вербного воскресенья на Руси?» Ветки этого удивительного дерева ломали по традиции накануне светлого праздника, то есть в Лазареву субботу. Этим занимались как крестьяне в деревнях, так и горожане. Логично предположить, что верба (ива) заменила собой пальму по двум причинам. Во-первых, на Руси и в других славянских странах нет и не было пальм. А во-вторых, именно верба является одним из тех деревьев, которые первыми расцветают весной. Таким образом, веточки, усыпанные нежными «пушистиками», символизируют пробуждение природы от долгого зимнего сна, иначе – воскресение живого от временной гибели. Впервые об этой традиции упомянуто было в Изборнике Святослава начала XI века. Данная книга занимает третью позицию в списке древнерусских рукописных томов после «Остромирова Евангелия» и «Новгородского кодекса».


Кроме официальной «вербной» традиции, одобренной церковью, существовали неофициальные обычаи, распространенные в народе и носившие характер, можно сказать, магический. Так, в ночь с Лазаревой субботы на Вербное воскресенье, а именно в полночь сельские девушки и молодые люди обходили дома в своих деревнях с обрядовыми песнями, присловье в которых звучало так: «Отопри, отопри, молодая, вербешкою бить, здоровьем больше прежнего наделить!». Существовал и другой обычай «битья вербой». В его рамках молодежь заходила в первый попавшийся дом с веточками вербы в руках и легонько, шутя била спящих, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровыми», «Верба хлест, бей до слез!».


Лазарева суббота у прочих народов

Не только наши предки отмечали Лазареву субботу всевозможными обрядами. Народы других стран в этом тоже от них не отставали.

Сербы по примеру русов ломали ветки вербы с тем, чтобы освятить их в воскресенье в храме. Однако предварительно они привязывали к символам праздника маленькие колокольчики.

Греки по сей день следуют древней традиции, заключающейся в производимой в Лазареву субботу выпечке «лазарчиков» (по-гречески «лазаракиа»). Под милым, необычным названием скрывается антропоморфное печенье из пряного сладкого теста.

Но самой интересной традицией Лазаревой субботы следует считать «лазарование», придуманное болгарами. Суть ее в следующем: накануне Вербного воскресенья девочки в возрасте 7-10-ти лет исполняют весенний девичий обряд, то есть ходят по домам группами по трое и поют лазарские песни. При этом одна из малышек изображает «невесту», в связи с чем лицо ребенка закрывает короткая белая фата, в крайнем случае – платок. За свое пение девочки (их называют «лазарки») получают в каждом доме угощение: мелкую монету и сырые яйца. Подобный обычай практиковали и гагаузы.

Почитание Церковью воскрешения Лазаря таит в себе глубокий религиозный и философский смысл. Его суть в том, что Богу все подвластно – и жизнь, и смерть. А еще Лазарева суббота напоминает нам о необходимости надеяться на воскресение всех верующих во Христа. В 2019 году праздник Лазареву субботу мы будем отмечать 20 апреля.

Лазарева суббота. История праздника

Святой праведный Лазарь являлся жителем Вифании, братом Марфы и Марии. Христос часто посещал Лазаря и его сестер. Незадолго до праздника Пасхи Лазарь заболел. Марфа и Мария послали сказать Христу: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болен ». На это Исус сказал: «Эта болезнь не к смерти, а к славе Божией ». Христос сказал своим ученикам: «Лазарь, друг наш, умер ». Христос пошел в Вифанию. Марфа первая встретила Исуса со словами: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю: чего Ты ни попросишь у Бога, даст Тебе ». На что Спаситель ответил: «Воскреснет брат твой ». Вскоре пришла Мария и родственники, и пала она к ногам Исуса, говоря: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой ». Видя их скорбь, Христос прослезился и спросил, где положили Лазаря. Когда они вместе подошли к пещере, где был погребен Лазарь, Исус Христос велел отвалить камень от входа в пещеру. Марфа заметила Ему, что уже четыре дня, как Лазарь во гробе, и потому смердит. Христос возвел очи к небу, сотворил молитву и сказал громко: «Лазарь, выйди вон! ». Умерший вышел из гробницы, обвитый по рукам и ногам пеленами, и лицо его было повязано белым платом. Многие из иудеев, удостоившись видеть сие чудо, уверовали во Исуса Христа, но фарисеи из страха «c этого дня положили убить Его » (Ин. 11:53).

После Воскресения Христа Лазарь из-за гонений покинул Иудею и перебрался на Кипр в 33 году н. э. (в 30 лет), где вскоре апостолы Павел и Варнава в 45 году поставили его епископом Китиона (Ларнака). На Кипре Лазарь, как и апостолы, проповедовал учение Христа. Согласно греческому преданию, Лазарь после своего воскресения прожил еще 30 лет и закончил свою земную жизнь в 63 году на острове Кипре.

Почитание святого праведного Лазаря

Мощи праведного Лазаря были обретены в 890 году в городе Китии (ныне Ларнака) в мраморной раке, на которой была надпись: «Лазарь Четверодневный, друг Христов ». В 898 году при императоре Льве Мудром мощи Лазаря были перенесены в Константинополь, где были положены в храме во имя Праведного Лазаря. В конце IX - начале X века над могилой Лазаря в Ларнаке была построена церковь Святого Лазаря. В 1972 году в этом храме была обнаружена мраморная рака с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, вероятно, не полностью вывезенные в Константинополь.

Первая могила праведного Лазаря (где он бы воскрешен Спасителем) в Вифании в настоящее время принадлежит мусульманам. Чуть далее расположены две церкви - православная и католическая. Сама Вифания получила в византийскую эпоху название Лазарион, а позднее мусульмане стали называть ее Эль-Азария.

Память святого Лазаря совершается в субботу шестой седмицы Великого поста и 30 октября (17 октября ст. ст.), в честь перенесения мощей. Прославлен во святых как праведный и считается епископом Китийским. Католическая церковь совершает память святого Лазаря 17 декабря и считает его первым епископом Марселя.

Воскрешение Лазаря. Богослужение

Лазареву субботу называют также «малой Пасхой »: на это указывают соответствующие богослужебные тексты и некоторые особенности устава, характерные только для этого дня. Так, в пятницу на утрени перед чтением канона поется «Воскrніе хrт0во ви1дэвше», что соответственно чину воскресного богослужения; праздничный тропарь общий для двух праздников, для самой субботы и для последующего за ней Цветоносного воскресенья. Последние стихеры перед Великим славословием чередуются с воскресными стихами, в конце поется воскресная стихера «Преблагословена еси Богородице Дево ». С этого дня начинается богослужение по Триоди Цветной ,книги октай и минея опускаются до недели св. апостола Фомы.

Тропарь, глас 1

Џ бщее воскRсeніе прeже своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ воздви1же лaзарz хrтE б9е. тёмже и3 мы ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ побэди1телю смeрти вопіeмъ, њсaнна въ вhшнихъ, блгcвeнъ грzдhи в0 и3мz гDне.

Кондак, глас 7

И $же всёхъ рaдость хrт0съ и4стина, свётъ и3 жив0тъ, и3 мjру возвaніе, сyщымъ на земли2 kви1сz. своeю бlгостію, бhвъ о4бразъ воскRсeніz. и3 всёмъ подаS б9eственое њставлeніе.

Канон празднику на павечернице составил прп. Андрей Критский , на утрени - прп. Феофан Песнописец .

Воскрешение Лазаря. Иконы

Евангельский сюжет Воскрешение праведного Лазаря является одним из самых ранних изображений, появившихся в христианском изобразительном искусстве. Вероятно, иконографическая традиция данного Воскрешения Лазаря сложилась ранее возникновения празднования этого евангельского события. Этот сюжет присутствует уже в самых ранних дошедших до наших дней христианских памятниках, в частности, в росписях катакобм и рельефах саркофагов.

Вполне логично, что катакомбные фрески, рельефы связаны с темой воскресения из мертвых, победой над смертью. Художникам было важно выразить веру в освобождение от первородного греха и связанных с ним тления и смерти. Сюжет Воскрешение Лазаря указывает на будущее всеобщее воскресение, поэтому его нередко изображали в местах захоронений.

В ранних памятниках христианского искусства Воскрешение праведного Лазаря представлено лаконично, как двухфигурная сцена. Изображения Христа в этот период начинают формироваться, Спаситель изображается с бородой и длинными волосами, а также и безбородым юношей. В руке Христа легкая тросточка - атрибут чудотворца, понятный для людей того времени символ совершаемого чудотворения. Со временем тросточка трансформируется в короткий жезл, а затем вовсе исчезает. Богу для свершения чуда не нужен инструмент, достаточно Его собственной воли. Кроме того, изображения приобретают евангельскую точность, в тексте Евангелия от Иоанна совершенно четко указывается на обращение Спасителя к Богу Отцу и приведены Его слова «Лазарь, выйди вон!» (Ин. 11:41-43), других подробностей процесса свершения чуда нет.

Художники из восточных провинций империи гробницу изображали так, как она выглядела, то есть как пещеру в скалах. Постепенно композиция на гробницах наполняется деталями. Изображаются сестры Марфа и Мария, иудеи, открывающие гробницу, человек, снимающий пелены с воскрешенного Лазаря.


Храмы на Руси в честь Воскрешения Лазаря

В честь святого Лазаря освящена церковь в городе Ларнака (Кипр), построенная в IX веке над гробницей Лазаря. Она является одной из трех византийских церквей, сохранившихся на Кипре. С XIII по XVI век храм принадлежал Римско-католической церкви, а в 1571 году церковь стала мечетью. В 1589 году турки продали ее православной церкви, и в последующие два столетия она использовалась как для православных, так и для католических служб. Во время ремонта церкви в ноябре 1972 года под алтарем был обнаружен мраморный саркофаг с человеческими останками, которые идентифицировали как мощи святого Лазаря, вероятно, не полностью вывезенные в Константинополь. Сейчас храм принадлежит Кипрской православной церкви.

В честь Воскрешения Лазаря освящен древнейший храм Москвы. Церковь Рождества Богородицы на Сенях (Воскрешения Лазаря) расположена в Московском кремле и входит в состав комплекса Большого Кремлевского дворца. Церковь была сооружена в 1393-1394 гг. по заказу княгини Евдокии, супруги великого князя Димитрия Донского. Ранее на месте церкви существовал деревянный одноименный храм и находился при женской половине княжеского дворца в качестве домового храма великой княгини. Церковь 1393-1394 годов сохранилась до половины высоты стен с главным порталом и частью окон. В 1395 году храм расписывали известные иконописцы Феофан Грек и Симеон Черный с учениками. В 1479 году в связи с пожаром рухнула верхняя часть церковного здания, но вскоре церковь была восстановлена. В 1514-1518 годах архитектор Алевиз Новый соорудил храм на уровне жилого яруса дворца новым объемом, в котором разместился главный престол в честь Рождества Богородицы. Нижнюю часть древнего храма зодчий сохранил в виде подклета, в котором был устроен придел Лазаря. При царе Феодоре Алексеевиче в 1681-1684 гг. храм был перестроен в одноглавую церковь. Лазаревский придел был упразднен. Когда началось строительство Большого Кремлевского дворца, верхняя часть была вновь перестроена, а в древнем подклете была устроена церковь Воскрешения Лазаря . В настоящее время храм не действует, доступ в него перекрыт.

В честь Воскрешения святого Лазаря была освящена церковь в Кижах. Этот древнейший памятник деревянного зодчества России, по преданию, был построен в XIV в. преподобным Лазарем Муромским, греком по происхождению, родом из Константинополя. Церковь стала первой постройкой Муромского Успенского мужского монастыря (XIV в.), который расположен в Пудожском районе Республики Карелия, на восточном берегу Онежского озера. В 1959 г. церковь была перевезена на остров Кижи и отреставрирована. В церкви сохранился иконостас из 17 икон XVI-XVIII вв.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

Воскрешение Лазаря. Живопись

Евангельский сюжет Воскрешения Лазаря неоднократно становился одной из популярных тем картин известных художников. Так, на своих полотнах изображали Воскрешение Лазаря такие живописцы, как Джотто, Караваджо, Гверчино, Альберт ван Оуватер, Рембрандт Харменс ван Рейн, Винсент Ван Гог, М.В. Нестеров.


Лазарева суббота. Народные традиции

В Лазареву субботу отрывают вербы затем, чтобы на следующий день, в праздник Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), встретить Христа. Вечером в субботу во время богослужения веточки вербы освящаются святой водой. В народе бытует поговорка: «На канун Вербного воскресенья Святой Лазарь за вербой лазил». Считалось, что если в Лазареву субботу появилось много «сережек» вербы (распустились почки), то весь год будет урожайным и богатым на радости.

В Лазареву субботу готовили брагу, гречневые блины, кашу и рыбный курник. В этот день молодые девицы собирались вместе и ходили по избам делать «лазари» - петь песни. В ответ хозяева дарили девушкам съедобные подарки. После окончания обряда певуньи делили дары поровну и счастливые расходились по домам.

Отметим, что в Лазареву субботу не принято устраивать больших пиршеств и веселий. Поскольку Лазарева суббота приходится на Великий пост, праздник отличается сдержанным весельем, без пиров и развлечений - это день смиренного и светлого ожидания. В честь праздника в этот день разрешается икра. У других славянских народов существуют свои традиции в этот день: болгары в Лазареву субботу исполняли весенний девичий обряд лазарования - девочки ходили по домам с пением лазарских песен, участниц одаривали подарками; греки в этот день пекут «лазаракиа» («лазарчики») - антропоморфное печенье из пряного сладкого теста.

Душеполезное поучение в Лазареву субботу

Желая укрепить духовно Своих учеников перед грядущими крестными страданиями, Господь совершил величайшее и небывалое доселе чудо, ибо ни Сам Он, ни прежде Него бывшие святые до этого дня никогда еще не воскрешали из мертвых тела людей, которые по времени начинали уже разлагаться. Воскресение Лазаря имеет прообраз как имевшего последовать в скором времени Воскресения Христова, так и всеобщего Воскресения для всех людей, которое явится при кончине мира. Свт. Иоанн Златоуст так раскрывает духовный смысл этого предивного и выше естественного события, ясно показывающего Божественное достоинство Спасителя:

Се светозарное предтече торжество, Христова Воскресения. Се провозсия память Лазарева, чудеса Христова проявляя. Образ сей четверодневнаго воскресения Лазарева, плоды носит тридневнаго Воскресения Христова. Сей Лазарь явился вторый предотеча во тме сидящим. Сей первый враг бысть адовы погибели. Днесь Христос чудес Своих всего мира исполни. Днесь Христос силу смерти разорь, четверодневнаго возставляет Лазаря, Свое прообразуя Воскресение («Златоуст», сл. 58-е).

Блаженный Феофилакт Болгарский в своем толковании на Евангелие от Иоанна с недоумением порицает иудейских начальников, так как они, ослепленные безумной завистью, ради бывшего чуда воскресения из мертвых окончательно уже решаются предать на смерть Христа Спасителя. Отмечает также и коварное их лукавство: чтобы оправдать себя, священники распускают в народе слухи о якобы готовившейся опасности от римлян, которые ради умножения чудес могли бы заподозрить весь еврейский народ в политической неблагонадежности. Решились они убить заодно и воскресшего Лазаря, чтобы загладить память о минувшем чуде, которое особенно досадно им было еще и потому, что случилось в преддверие великого праздника и служило таким образом к сугубой славе ненавистного им Сына Божьего. Узнав об этом, Лазарь вынужден был бежать и скрываться на Кипре. Как написано в Синаксаре Триоди Цветной, после пребывания во гробе он не мог вкушать уже обыкновенной пищи, «кроме услаждающаго» ; святительский же омофор имел он как дар Пречистой Богородицы: «омофор его, Пречистая Мати Божия Своима рукама сотворши, тому дарова».

Из всех четверых евангелистов только один Иоанн Богослов рассказывает о воскрешении Лазаря, так как в то время, когда писали другие апостолы, св. Лазарь был еще жив. Св. ап. Иоанн точно раскрывает как Божественную, так и человеческую природу Господа, ибо мы видим Его не только самовластно приступающим законы природы, но и вопрошающим о месте погребения Лазаря и проливающим слезы сострадания.

Иоанн, сравнительно с прочими евангелистами, возвещает о Господе высшее учение и богословствует великое; посему и из дел Его телесных повествует о более уничиженных. Посему и в скорби Господа он находит много человеческого и тем доказывает истинность плоти его, чтобы ты познал, что Господь был Бог и вместе Человек ().

Как известно, Св. Писание имеет также и иносказательный смысл, поэтому бл. Феофилакт дает нам еще одно толкование для пояснения чудесного события, как можем воспринимать его касательно себя самих:

Понимай, пожалуй, чудо это и в отношении к внутреннему человеку. Ум наш - друг Христов, но часто побеждается слабостью человеческой природы, падает в грехе и умирает смертию духовною и самою жалкою, но со стороны Христа удостаивается сожаления, ибо умерший - друг Его. Пусть же сестры и сродницы умершего ума, как Марфа (ибо Марфа телеснее и вещественнее), и душа, как Мария (ибо Мария набожнее и благоговейнее), придут ко Христу и припадут перед Ним, ведя за собою помыслы исповедания, как те - иудеев. Ибо Иуда значит исповедание. И Господь, без сомнения, предстанет при гробе, лежащее на памяти ослепление повелит отнять, как бы камень какой-нибудь, и приведет на память будущие блага и муки. И воззовет великим голосом евангельской трубы: выйди вон из мира и не погребайся в житейских развлечениях и страстях, - и, таким образом, воскресит от греха умершего, которого раны пахли злобою. Умерший издавал запах потому, что был четверодневен, то есть умер для четырех кротких и светлых добродетелей и был празден и недвижим к ним. Впрочем, хотя и был он неподвижен и связан по рукам и ногам, сжат узлами собственных грехов и казался совершенно бездеятельным, хотя и по лицу был покрыт платком, так что при наложении плотского покрова не мог видеть ничего божественного, но услышит: развяжите его добрые и служащие спасению ангелы или священники и дайте ему прощение грехов, пусть он идет и приступит к деланию добра ().

1. Бл. Феофилакт Болгарский, толкование на Евангелие от Иоанна.
2. Там же
3. Там же

 
Статьи по теме:
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг