Описать тихвинскую икону божией матери. Тропарь и кондак празднику. Тихвинская икона божией матери

Что такое икона? Для чего иконописцы создают иконы Богородицы . иконы святых покровителей . иконы Спасителя и другие православные иконы? Почему однажды мы непреодолимо хотим заказать икону? Хотим, чтобы икону написали лично для нас.

В дословном переводе с греческого икона – это образ. Через икону каждый человек обращается к Богу в себе, потому что он един во всех. Князь Е.Н.Трубецкой писал, что православные иконы открывают человеку «видение иной жизненной правды и иного смысла мира» 1. отличного от борьбы за выживание. Никакие слова не в состоянии передать той силы Божественной любви и радости ощущения Божественной благодати, которая исходит от икон Божьей Матери, икон святых и икон Спасителя Иисуса Христа, написанных современным иконописцем Юрием Кузнецовым.

Как известно, иконы «обладают особым языком – системой знаков, передающих определенную информацию» 2. Но «расшифровка» этих символов может быть осуществима только сердцем. Для человека, который хотел бы заказать икону, важно, обретение не просто иконы с изображением Спасителя Иисуса Христа, Божьей Матери, или святых, но за православной иконой должно быть «обнаружение святого, место его мистического присутствия. Икона – визуальное звено в диалоге между молящейся душой и святым: христианин молится не иконе, а через икону тому, кто изображен на ней» 3. Испытать на себе силу Божественной любви, исходящей от иконы Юрия Кузнецова, может даже человек неверующий. Особенное впечатление производит икона Богородицы Умиление Радуйся Невесто Неневестная.

Конечно «…искусство церковное имеет свои особые, ему одному свойственные, черты и потому ставит художника в особое положение: художник должен уяснить себе предъявляемые им требования. Он должен дать не обыкновенную реальную картину, не копию со случайно попавшегося под руку образца, не праздный вымысел фантазии, не освященный ясным религиозным сознанием, но икону, соответствующую ее высокому назначению» 4. И если молящийся, созерцая иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы испытает пронзающее душу чувство реальности духовного мира. Если икона вдруг открывается как светлое, проливающее свет видение, которое сознается превышающим все окружающее, пребывающим в ином, своем пространстве и в вечности, то утихает горение страстей и суета мира, ощущение Бога сознается превыше-мирным, качественно превосходящим мир и из своей области действующим тут, среди нас 5.

Все вышеописанное было пережито мной лично и многими людьми, хранящими в своем доме иконы «кузнецовского письма». У каждого в доме икона его святого покровителя.

Икона, будь то Казанская икона Божьей Матери. икона Богородицы Всецарица. икона святого покровителя, Спасителя Иисуса Христа или другая православная икона – это «Церковное Предание и благодать Божия, проявляемая через линии и краски, как через цветовые письмена. Сила иконы свидетельствует о том, что этот мир [духовный прим. КК] близ нас, что сама душа – частица этого мира» 6.

Отец Иоанн Кронштадтский писал о необходимости икон в доме: «Иконы в церкви, в домах необходимы, между прочим и для того, что они напоминают о бессмертии святых, живи суть (Лк. 20, 38), как говорит Господь, что они в Боге видят нас, слышат нас и помогают нам» (Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. С-Пб. 2005, с. 468). Через икону святого, икону Божьей Матери или икону Спасителя Иисуса Христа мы приобщаемся к его жизни и как будто совместно проживаем ее. Вместе с иконой Богородицы «Аз есмь с Вами и никтоже на Вы» молящийся утверждается в своей вере. Дословно название иконы звучит как - «Я всегда нахожусь с Вами и никто Вас не обидит».

«Икона начинается с линии, а линия начинается из сердца; она не имеет другого основания, или обуславливающей ее причины. Сердце в святоотеческом понимании – это место пребывания духа человека или сам дух. Поэтому исходная точка иконы лежит в невидимом мире, а затем появляется и проявляется, как бы нисходит на плоскость иконы; она не повторение линии образца, с которого пишется икона» 7. Представьте себе тонкую серебряную нить, идущую из сердца, и каждое мгновение жизни окрашивает ее в соответствующий цвет, так получается многоцветный, сотканный из эпизодов жизни ковер. В этом суть икон «кузнецовского письма». Иконы Божьей Матери, иконы святых, иконы Спасителя Иисуса Христа или другие православные иконы пишутся Юрием Кузнецовым по этому принципу: каждая точка – эпизод жизни святого. Если воспринимать икону не логически, а духом, то в орнаменте Владимирской иконы Божией Матери можно увидеть, что эта икона была завезена из Византии в Россию в начале XII века, как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха Луки Хризоверха. Икону поставили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который и решил перевезти икону на север.

Такое понимание и прочтение Владимирской иконы Божией Матери возможно, потому что «линия на иконе – это прорез в духовный мир, это просвет в мире костной и, поэтому, в существе своем, затемненной материи – материю просветить может только благодать» 8. Прорез в иконах «кузнецовского письма» - это орнамент, лежащий в его основе. Орнамент круглится, так как линия в иконе «не должна быть заостренной и угловатой, как бы сломанной (угловатость, судорожность, изломы, заостренные концы относятся к изображению темной силы). Окружность и округленность, естественное движение линии – это жизнь линии…» 9. Вариации орнамента меняются в зависимости от того пишется ли икона Божьей Матери, икона святых или другая православная икона или икона Спасителя Иисуса Христа.

В процессе иконописания очень важен «мистический опыт общения с Небесной Церковью и переживание духовных реалий» 10. именно этот опыт дает истинное содержание иконе.

Каноническую форму и историческую достоверность православной иконе дает образец, с которого снимается список. Между списком и копией с иконы Божьей Матери, иконы святых или иконы Спасителя Иисуса Христа есть принципиальная разница. «Список – близость к личности, копия – схожесть, или даже визуальное совпадение с иконографическим образом» 11. «Чтобы сделать список, надо внутренне пережить икону, прочесть ее смысловой текст, а затем написать его своим почерком» 12.

Иконы XXI века – это сайт, созданный специально для популяризации и пропаганды творчества иконописца Юрия Кузнецова, а также для возрождения и восстановления православия в России, для возвращения людей на путь радости, любви и доброты. У нас Вы можете заказать икону «кузнецовского» письма, познакомиться с историями обретения православных икон, узнать про земную жизнь святых и их почитание, прочитать о смысле и содержании праздников православного календаря.

Иконы Божьей Матери, святых покровителей, Спасителя Иисуса Христа и другие православные иконы создаются по старинным монастырским технологиям темперой на липовой доске.

Прежде чем заказать икону, мы предлагаем Вам узнать наши рекомендации. Если Вы хотите икону для себя, икону, которая будет вместе с Вами на протяжении всей жизни, то это может быть именная икона . то есть икона с изображением соименного с Вами святого. Выбрать соответствующий образ можно из предлагаемого списка уже написанных именных икон. Если Вашего имени не оказалось в списке, то это не значит, что вы не сможете заказать именную икону, напишите нам или позвоните и мы подберем для Вас святой образ. Личная икона не обязательно должна быть именной. Это может быть икона Божьей Матери, икона святого, икона Спасителя или другая православная икона.

Особенность икон «кузнецовского письма» в том, что иконописец Юрий Кузнецов обладая очень чутким восприятием человека, пишет для него образ, соответствующий именно его духу. Икона авторского письма, написанная специально для конкретного человека, на протяжении всей жизни будет укреплять его в вере и поддерживать в трудные минуты жизни. При написании святого образа для иконописца очень важно понимать жизненный путь человека, для которого он являет святой образ, так как после написания иконы человек и святой будут связаны. Поэтому личную икону: икону Божьей Матери, икону святого, именную икону, икону Спасителя, семейную икону или другую православную икону, написанную специально для Вас ни в коем случае нельзя продавать или отдавать другому человеку.

После того, как Вы определитесь с образом, для того, чтобы заказать икону, нужно будет выбрать ее размер. Юрий Кузнецов пишет иконы святых в основном 2-х размеров: большие – 75х100 см и маленькие – 35х40 см.

В каком случае лучше заказать большую икону, а в каком маленькую? Большая икона позволяет иконописцу с помощью орнамента и цвета более подробно передать историю жизни святого и его духовный подвиг. Маленькая икона более келейная, удобна в транспортировке. Конечно, возможно выбрать икону и другого формата, но нужно учитывать, что для этого понадобится дополнительное время на изготовление основы под икону. «Икона есть и путь, и средство; она – сама молитва» 13. Цель иконы, будь то иконы Божьей Матери, иконы святых или другие православные иконы или иконы Спасителя Иисуса Христа – «направить все наши чувства, так же как и ум и всю нашу человеческую природу к ее истинной цели – на путь преображения» 14.

_____________________________________________________________________

1 Трубецкой Е.Н. Умозрение в красках / Иконы России. М. 2008. с. 117

2 Л.В.Абрамова. Семиотика иконы. Саранск, 2006, С. 4

3 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 79

4 Н.В.Покровский. Новое церковное искусство и церковная старина/ Богословие образа. Икона и иконописцы. М. 2002, с. 267

5 Флоренский П. Иконостас. М. 2009. С. 36

6 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

7 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 66-67

8 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 63

9 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 71

10 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 60

11 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

12 Архимандрит Рафаил (Карелин). О языке православной иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 67

13 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

14 Леонид Успенский. Смысл и содержание иконы/ Православная икона. Канон и стиль. М. 1998, с. 111

В чем помогает Тихвинская икона Матери Божией и о чем молятся перед Тихвинским образом? Значение и роль Тихвинской иконы Божьей матери для России. Обо всем подробнее в данной статье!

Что Дева Мария удостоится Великой чести в Царствии Небесном, христиане знали еще при Ее жизни. Евангелист Лука написал Образ Богородицы, чтобы навеки запечатлеть Лик Матери всех христиан, который в последствие назвали Тихвинским. Богородицу по праву называют Царицей Небесной, покровительствующей России.

Не было, нет, никогда не будет женщины равной Ей по чести. Она выше чинов ангельских и святых угодников Божьих на веки. Никто не затмит Ее Славу. Ведь Христос не только Господь, но и Сын. Все сделает, что Она попросит, не откажет. Поэтому люди чаще всего обращаются именно к Ней, зная и веря ‒ Пресвятая всегда откликнется на беду, быстро придет на помощь .

Значение Тихвинской иконы Божьей матери для России

С почтением к Богородице относятся все христиане, но более всего Ее любят русские. У нашего народа к Деве Марии особое отношение. Именно по молитвам к Ней, не так важно перед каким образом, явлено несметное количество чудес, совершено множество побед над врагами святой земли. Ведь Царица Небесная Сама выбрала ее, освятив Своими чудотворными образами.

Существует поверье, что Матерь Божия хранит Россию со всех сторон. Во всяком случае, до 1904 г. было так. Пока не украли чудотворную Казанскую икону. Спустя сто лет в 2004 Ватикан преподнес в дар один из древних списков. В том же году вернулась в Россию знаменитая Тихвинская из США. Теперь наша страна находится под Небесной охраной:


  • С востока земля освящается (пока списком) Казанским образом.
  • На западе кордон оберегается Смоленским.
  • Иверская хранит южную сторону.
  • На север вернулась чудотворная Тихвинская.
  • Центральная часть освящена Державной и Владимирской.

Со всех сторон Богородица являет чудеса исцеления, возрождает веру угасшую, внушает страх врагам, защищает святую землю. Пусть мы не достойны такого попечения, но знать, благодарить Заступницу ‒ наша святая обязанность. Пока Пренепорочная Царица с нами ‒ не страшны никакие враги.

Примечание: Явление иконы на воздухе, носимую ангелами, приняли молящиеся Тихвина в 1383 году. В России отмечают день обретения чудотворного образа: 26 июня по старому стилю или 9 июля ‒ по новому .

В чем помогает Тихвинская икона Матери Божией

Существует более 400 образов Богородицы. Для большинства из них составлены особые молитвы, связанные с обретением, явленными чудесами. Но Богородица Одна Единственная. Не важно о чем просите перед тем или иным Ликом, ведь обращаетесь не к изображению, а к Личности.

Нет ограничений для нуждающихся в помощи. Когда имеете веру, чтите Пресвятую Матерь со Христом, значит получите просимое, если оно не принесет вреда. Неверно думать, что если «Неупиваемая чаша» помогает избавиться от алкогольной зависимости, то обратившись к «Тихвинской», этого не получите.

Конечно есть особые благодатные чудотворные иконы, к которым чаще всего обращаются с одинаковыми просьбами. Но это не значит, что в разрешении других проблем ответа не будет. По вере даются чудеса, нет никаких условий, преград для просящих, тем более стоящих у чудотворного образа .

О чем молятся перед Тихвинским образом?

В евангелии о Матери Христа говорится мало. О земной жизни Девы Марии почти ничего не известно. Существует предание, что когда Она увидела Свои изображения, в том числе, будущий Тихвинский образ, произнесла: «Благодать Рожденного от Меня и Моя с этими иконами да будет». Известен еще один удивительный случай, происшедший при Ее погребении.

Когда несли носилки, к ним подбежал ненавистник Христианского учения, чтобы перевернуть, предав поруганию тело Пречистой Девы Марии. С яростью схватился за край палантина. В тот же миг Ангел отсек его руки. В страхе и отчаянии кощунник тут же раскаялся, испросил прощения у Богородицы. Она сжалилась над ним: руки встали на место, как будто ничего не было.

Из этой истории видно, для Матери Божией нет ничего не возможного. Тихвинскую Заступницу просят: о священстве, руководителях, судьях, наставниках. Икону можно рекомендовать для верующего государственного деятеля, чтобы принимал мудрые и справедливые решения, черпал помощь и силу у Подательницы благ. Тихвинская Путеводительница помогает:

  • обрести мир, любовь и согласие супругам;
  • в воспитании послушных деток;
  • перенести скорби, обрести терпение и благодушие;
  • исцелить душу и тело (известны случаи выздоровления слепых, парализованных, травмированных, не ходящих, утративших слух и пр.);
  • старикам обрести крепость и долголетие;
  • молодым ‒ целомудрие, благочестие и разумность;
  • бездетным ‒ заиметь ребенка;
  • беременным ‒ благополучно родить;
  • больным ‒ встать на ноги;
  • пропавших без вести ‒ найти;
  • впавшим в нечестие ‒ встать на путь Истины.

Заключение: Царица Небесная всех ведет к Сыну, чтобы обрели вечную жизнь. Перед Тихвинским (любым другим) образом, в первую очередь, молятся о спасении души: очищении сердца, исправлении заблудших. Мы обращаемся не просто к Небожительнице, но к Матери, которая никогда не откажет просящему со смирением и любовью.

Тихвинская икона Божией Матери или, как её ещё называют, Северная Царица – чествуется в Русской Православной Церкви 9 июля. Подробнее в нашем материале!

Тихвинская икона Божией Матери: Северная Царица

Тихвинская икона Божией Матери без оклада

С этой иконой связано множество чудес, прошлых и настоящих. Тихвинская – это символ несокрушимости веры и Православной России, напоминание о том, что не одним оружием одерживаются победы. Тихвинская – это звезда, сияющая у северных рубежей нашей родины. С ней связаны и пророчества о дне сегодняшнем.

«Передай ее своим детям»

Старец Серафим (Розенберг)

В конце 70-х годов одна глубоко верующая женщина, врач, прошедшая всю войну полевым хирургом, приехала в старинный к своему духовному отцу. В тот раз, благословляя ее на прощание, батюшка, старец Серафим (Розенберг), дал ей в руки небольшую потемневшую от времени «дощечку». Изображения на ней не было видно совсем, но о. Серафим сказал: «Запомни, это икона. Храни ее бережно и передай своим детям. Она проявится перед тем, как в Россию вернется Тихвинская».

Женщина была поражена. Она знала, что древняя Тихвинская икона, «жемчужина» русской духовной сокровищницы, была вывезена из России в годы , и с тех пор находится в Америке, в Чикаго. Для верующих – потеря великая, неизмеримая. Написанная по преданию самим апостолом и евангелистом Лукой, эта икона была олицетворением былой духовной и воинской славы Руси. И то, что Богоматерь допустила увезти ее, было наказанием за богоборчество, за отступление России от веры, за поругание церкви Христовой в первой половине XX века. И вдруг, эти уверенно сказанные слова о том, что в Россию еще вернется Тихвинская!

Шли годы, и вот, в начале 90-х произошло то, во что недавно было трудно поверить: по всей стране вновь открылись православные храмы, стала возрождаться Церковь. А однажды дочь этой женщины вбежала в ее комнату с криком: «Мама, мама! Икона, посмотри!» На темной матовой поверхности дощечки проступила яркая, как первый луч, сияющая позолота орнамента. День за днем образ менялся: сначала проступил контур, затем – прояснился лик, все изображение стало ясным, как новое.

А всего через месяц, 23 июня 2004 г., первописанную Тихвинскую икону передали Русской Православной Церкви, и она снова заняла центральное место во вновь открытом Тихвинском монастыре. Событие радостное и значительное. Богоматерь подала знак Своего покровительства, особого попечения над нашей страной. И в то же время, для верующих это было и свидетельством исполнения пророчеств о грядущих временах России, пророчеств серьезных, требующих внутренней собранности, мужества.

Тихвинская икона Божией Матери в окладе

Явление на водах

В то утро 1383 года, вода на Ладоге стояла тихая-тихая. Натруженные обветренные руки рыбаков привычно тянули невод. Но вот, еще минута, и сети были выпущены, а руки сложились для совершения крестного знамения: «Пресвятая Богородица, спаси нас! Господи, Иисусе Христе, помилуй нас грешных!» Медленно, мерно в воздухе над самой водой, окруженная всполохом света, плыла величественная икона Божией Матери с Младенцем на руках. Как будто Ангел нес ее, оставаясь невидимым для людей. Словно евангельские рыбаки – будущие апостолы, эти новгородские труженики моря, удостоились быть свидетелями явления силы Божией.

В благоговейном молчании провожали они взглядом святыню, заметив, куда прошла икона.

Ее нашли в 30 верстах от Ладоги. Весть о дивном событии разлетелась мгновенно. Потоки богомольцев шли отовсюду для поклонения святыне. На месте явления иконы построили храм. Однако икона оставалась там не долго. Несколько раз она исчезала и переходила с места на место, как бы освящая землю русского севера своим присутствием, собирая верующих, воздающих хвалу Богу. Наконец, она остановилась на последнем месте неподалеку от Тихвина, где в ее честь была устроена новая церковь, а уже при – основан мужской монастырь.

Успенский собор Тихвинского монастыря

С востока

Спустя пять лет после явления иконы, Божиим промыслом, было открыто и ее происхождение. В столице православного мира того времени – Царьграде (Константинополе) новгородские купцы поведали о чудесном обретении нового образа Богоматери византийскому патриарху. Тогда-то и открылось, что появившаяся в русских землях икона с древности известна на православном востоке.

В V веке ее перенесла в Царьгард из Иерусалима греческая императрица Евдокия. Ее хранили как величайшую святыню. В Царьграде в ее честь был построен храм, получивший название Влахернского.

Весть о явлении иконы на севере Руси заставила византийского патриарха скорбеть о своем народе – Богородица отступила от Царьграда за умножение человеческих грехов и простерла Свой благодатный покров над молодой православной Русью.

Событие это оказалось не случайным: через 70 лет Константинополь будет захвачен иноверцами. Господь, милостивый, медлящий наказывать, на этот раз предаст город мечу неприятеля за охлаждение к вере.

Укрепляющая стены и подающая телесную крепость

До XVII века Тихвинская икона получила известность как исцеляющая от многих болезней. Однако было замечено, что чаще всего от нее получают помощь люди, страдающие расслаблением, т.е. парализованные, не способные самостоятельно передвигаться.

А в для России время Тихвинская прославилась тем, что ее покровительство обращало в прах все усилия внешних врагов. В 1613 году шведам удалось на короткое время занять Новгород и его окрестности вместе с Тихвинским монастырем. Но вскоре они были вытеснены оттуда. Шведский генерал Делагарди в ярости приказал сравнять обитель с землей. Началась героическая оборона монастыря. Пока монахи и ополченцы отбивали приступы неприятеля, старцы и женщины с детьми молились возле чудотворной иконы. И вот, одной благочестивой женщине – Марии, получившей за два года до того прозрение от иконы, явилась Богородица, повелев обнести образ с крестным ходом по стенам обители и обещав скорую победу. В промежутках между приступами шведов повеление это было исполнено, и тогда на неприятеля напал смертельный ужас. Побросав оружие, шведы бежали без оглядки. Делагарди вне себя приказал возобновить осаду, взять монастырь, а икону разрубить на части. Но ни один из последующих приступов не увенчался успехом. Богородица являлась осажденным снова и снова.

Шведы же видели, как к обители подходят несметные войска – подмога, и в панике отступали. Кто может устоять против народа, среди которого ходит Сам Бог! Наконец, интервенты были вынуждены запросить мира.

С тех пор, зная историю иконы, люди чаще всего молятся перед ней об укреплении, будь то телесный недуг или нападки со стороны.

Вот только несколько случаев исцелений.

В 50-х гг. XIX века жительница Петербурга – жена купца Мочалова страдала болезнью ног. Врачи признали ее недуг неизлечимым. С великим трудом пришла она в Исакиевский собор – к одному из чудотворных списков – повторений – Тихвинской иконы. Едва она переступила порог, болезнь, как будто «взыграла» в ней – так противятся святыне виновники многих человеческих болезней – духи зла. Несчастная боялась упасть, но с верой подошла и приложилась к иконе, а после молебна почувствовала необыкновенную легкость и сама бодро встала с колен на ноги.

А в 1860 г. был засвидетельствован случай исцеления лютеранки Екатерины Левестам, страдавшей параличом и тяжелыми головными болями. Хотя девушка не принадлежала к Православной Церкви, ей нравились православные обряды, она почитала иконы и молилась перед ними, подражая русским, часто осеняла себя крестным знамением и строго соблюдала посты. Однажды в разгар невыносимой болезни ей было откровение во сне – отслужить молебен перед Тихвинской иконой Божией Матери, поставить свечи Ей, Святителю Николаю и к иконе всех святых, а при выходе из храма – подать милостыню всем нищим. Больную почти в бессознательном состоянии на руках внесли в церковь. Во время службы Екатерина пришла в себя, а по окончании молебна совершенно исцелилась.

Благодатные явления от Тихвинской иконы не прекращаются и по сей день. Три года назад в московском Новодевичьем монастыре произошло новое «обыкновенное чудо». Молившаяся возле этой иконы женщина прозрела. Так, то, что людям далеким от Церкви кажется вымыслом, «преданием старины глубокой», исполняется из века в век: Бог вчера сегодня Тот же.

Призыв стоять в вере

2004 год. Встреча иконы в Тихвине

Русская Православная Церковь в 2004 г. приняла Тихвинскую икону с трепетом, не только как духовную ценность, но и как знак укрепления перед испытаниями.

С XIX века в Церкви сохранились пророчества о том, что Тихвинская икона вернется в Россию после долгого отсутствия, для того, чтобы быть на Руси уже неотступно до последних времен. А времена наступят трудные: поединок добра и зла, веры и бесчестия достигнет во всем мире наивысшей точки. И в этой духовной битве Россия будет стоять, как скала, сохраняемая благодатью Божией, если только народ искренне покается и обратится к вере. Не богатая материально, но сильная духом Россия будет напоминать всему миру о непреходящих евангельских ценностях: преданности Богу, любви, благочестии, правде и милости. И тогда один «воин» станет, как «тысяча». А над русскими землями снова будет сиять символический Святой Крест, образуемый великими иконами Богоматери: в центральных землях – , на востоке – , на юге – , на западе – Почаевская, а на северных рубежах – Тихвинская.

В день чествования Тихвинской иконы Божией Матери Церковь наша будет просить Богородицу о том, чтобы Россия «расслабленная» крепко встала на ноги с молитвой веры.

В особо сложных жизненных ситуациях христиане прибегают к молитве высшим силам. Они обращаются ко Христу, святым угодникам и, конечно же, к Божией Матери. С Ее чудотворным образом связано целое множество чудесных явлений, свидетельствующих о том, что Дева Мария слышит каждого молящегося и печется о нас в разных скорбях.

Тихвинская икона Божией Матери, по-другому именуемая «Северной Царицей», уникальна своей способностью исцелять людей и защищать землю от нашествия врагов. Впервые Ее чудотворный образ был явлен народу в 1383 году.


В чем помогает Тихвинская икона Божией Матери

Лик Пресвятой Матушки способен творить чудеса (и это доказано фактами):

  • отгоняет от человека бесовские силы;
  • избавляет от тяжких физических недугов (слепоты, глухоты, паралича);
  • помогает маленьким детям в выздоровлении;
  • защищает дом от недоброжелателей;
  • помогает при бесплодии и облегчает роды;
  • уберегает детей от плохой компании, негативного влияния окружающей среды и т. п.

К Тихвинской иконе испокон веков обращаются при угрозе военного вторжения и нашествия иноплеменных. Божья Матерь всегда помогала русским воинам в защите от вражеских войск, о чем говорится во многих источниках. Например, одно поверье гласит, что во время нападения фашистских войск на Москву лик Тихвинской Богоматери был обнесен на самолете вокруг города, и чудо произошло, – враг был повержен.

Сегодня храмы Тихвинской иконы Божией Матери можно встретить во многих городах России, – всего их насчитывается около 400. Это связано с существованием большого количества списков с иконы, которые хранятся в различных местах. Большинство из храмов этому образу можно увидеть на карте:

Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском строился в период 1673-1680 гг. и стал частью «путевого» дворца Алексея Михайловича – второго русского царя из династии Романовых.

Тихвинская икона является главной святыней, которая хранится в иконостасе рядом с ликом Христа-Спасителя. Убранство храма впечатляет своей красотой и выдержанностью стиля. Автором настенной живописи, по мнению исследователей, является талантливый художник Джованни Скотти. Святейший Патриарх Алексий II совершает здесь божественные литургии с 1962 года. Каждый его приезд – это настоящий праздник для верующих.

Другими достопримечательностями храма в Алексеевском можно считать роскошные иконостасы XVIII-XIX вв., а также старую ампирную колокольню. До сегодняшнего дня здесь сохранились молельные комнаты царских особ.


Помощь Тихвинской иконы в разных житейских ситуациях

Тихвинская икона помогла многим людям в скорбях, душевных немощах, тяжелых заболеваниях. Об этом свидетельствует огромное количество задокументированных фактов и жизненных случаев, подтверждающих чудодейственную силу уникальной иконы.

По отзывам молящихся, Тихвинская Божия Матерь помогает исцелиться от многих недугов: падучей («черной») болезни, параличей различных степеней, артритов и артрозов, слепоты. Перечень заболеваний можно продолжить, так же, как и список проблем, с которыми обращаются христиане в молитве Тихвинской иконе.

«Значение Тихвинской иконы», «В чем помогает лик Тихвинской Богоматери?», – эти вопросы интересуют многих христиан, которые оказались в сложных обстоятельствах. Говорят, что эта икона является Покровительницей детей, Наставницей и Путеводительницей.

Молитва Тихвинской иконе способна укрепить родственные связи между детьми и родителями. Ее читают в ситуациях, когда у женщины имеются проблемы с зачатием или вынашиванием ребенка. Перед родами будущей маме рекомендуется поместить возле себя икону Тихвинской Божией Матери и читать молитву о благополучном рождении малыша. Не зря эту икону по-другому называют «Чадоподательницей». Она успокаивает беспокойных и непослушных детей, ограждает младенцев от «дурного глаза».

Кроме того, молебен перед ликом Богоматери может оказать следующие чудесные воздействия:

  • Направить мысли в правильное русло перед принятием какого-нибудь судьбоносного решения.
  • Защитить человека от обмана и интриг недоброжелателей.
  • Подарить молящемуся духовное прозрение.

В Тихвин, где находится икона Тихвинской Божьей Матери в своем первообразе, приезжают те, кто желает прикоснуться к святыне душой, помолиться об исцелении и разрешении сложных жизненных ситуаций.


Тихвинская икона: описание и стиль иконографии

По данным многих исторических источников, Тихвинская икона считается «сверстницей» Девы Марии, поскольку лик Богоматери писал святой апостол Лука, который лично общался с Пресвятой Богородицей.

Образ выполнен в иконографическом стиле, известном как «Одигитрия». Согласно этому стилю на иконе изображается общение Божией Матери с младенцем-Иисусом. В знак своего божественного достоинства Сын Божий в одной руке держит свиток со священными писаниями, а второй делает благословляющий жест.

В данном случае Богоматерь Тихвинская выполнена по-иному – со склоняющейся к Сыну головой. Важно отметить, что этот иконографический стиль считается одним из самых строгих и торжественных.

Краткая историческая справка о Тихвинской иконе

Лик Тихвинской Богородицы почитается в народе как образ «крепкой помощницы», покровительницы правящих династий. Издавна город Тихвин называли «царским богомольем», т. к. это место навещали высочайшие особы.

История Тихвинской иконы берет свое начало в IV веке. По преданию, ее автором был апостол Лука, который навестил уже пожилую на то время Марию, чтобы узнать о подробностях рождения Спасителя для создания своего Евангелия. Всего Лука написал около 70-ти икон Богородицы, но, к сожалению, до наших дней дошли лишь несколько образов. Мария лично благословила труды апостола Луки и отметила, что с этими образами всегда будет Ее милость.

После того, как Тихвинская икона была перевезена в Константинополь и помещена во Влахернский храм, в 1383 г. она таинственным образом исчезла, а спустя некоторое время появилась над Ладожским озером в лучезарном свечении. Являясь людям в разных местах, икона наконец приземлилась возле Тихвина. Таким образом, сама Божия Матерь указала место для возведения храма. Об этом факте свидетельствуют тексты рукописей и летописей, которые позже оформились в «Сказание о Тихвинской иконе Богоматери».

В наше время эту чудотворную икону можно лицезреть в Успенском соборе, расположенном при Тихвинском мужском монастыре. История свидетельствует, что во время захвата Новгорода шведские войска несколько раз пытались уничтожить этот монастырь, однако им никак не удавалось сделать это из-за заступничества Божией Матери. Она всегда посылала многочисленную рать воинов (даже воинства небесные), которые успешно отражали атаку противника.

Тихвинская икона часто «перемещалась», о чем свидетельствуют исторические данные. В 1941 г. немцы вывезли ее в Латвию, а в 1944 г. архиепископ Иоанн, спасая святыню, увез ее в США (Чикаго). В родные места икона вернулась в июне 2004 года. Важным событием стало масштабное празднование 600-летия явления Тихвинской иконы в 1983 году. Церковное празднование в Ее честь проводится 9 июля.

Искренняя молитва перед Тихвинской иконой действительно творит чудеса: многие верующие избавляются от недугов, мучивших их годами, бесплодные женщины становятся матерями, а слепые прозревают. Если Вы страдаете от душевной напасти, либо имеете серьезные проблемы со здоровьем (паралич, потеря зрения, эпилепсия, болезни суставов), просите исцеления, искренне молясь перед Тихвинской иконой.

Тексты православных молитв Тихвинской Богоматери

Молитва 1

О Пресвятая Дево, Мати Гос­пода вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас недостойных раб Твоих и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет не­правдам нашим и пробавит бла­гость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию поклоняющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомнен­ней и скорой Заступнице нашей; услыши нас молящихся Тебе, осе­ни нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправи­телем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, настав­ником разум и смиреномудрие, супругам любовь и согласие, ча­дам послушание, обидимым тер­пение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радую­щимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя: разсеянныя собери, заблуждшыя на путь пра­вый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на страшнем су­де Сына Твоего: преставльшыяся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава Небесных и упование земных. Ты по Бозе наша Надеждо и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Благодарим Тя, о Преблагая и Пречистая, Преблагословенная Дево, Владычице, Мати Христа Бога наше­го, о всех благодеяниих Твоих, яже показала еси роду человеческому, на­ипаче же нам, христоименитым людем российскаго народа, о нихже ниже самый ангельский язык к похвалению доволен будет. Благодарим Тя, яко и ныне удивила еси неизреченную Свою милость на нас, недостойных рабех Твоих, преестественным само­пришествием пречистыя Твоея иконы, еюже всю просветила еси Российскую страну; темже и мы, грешнии, со стра­хом и радостию покланяющеся, вопи­ем Ти: о Пресвятая Дево, Царице и Богородице, спаси и помилуй вся люди, и подаждь им победы на вся враги их, и сохрани вся грады и страны христианския, и сей святый храм от всякаго навета вражия избави, и всем вся на пользу даруй, ныне пришедшим с верою и молящимся рабом Твоим, и покланяющимся пре­святому образу Твоему: яко благо­словенна еси с Рождшимся от Тебе Сыном и Богом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. История

В рукописных «Сказаниях о Тихвинской иконе Богоматери», наиболее ранние из которых датируются рубежом XV-XVI вв., ее появление в новгородской земле относится к 1383 году. «Светозарно шествуя по воздуху» из одного селения в другое, «ангелами невидимо носима», икона являлась местным жителям, пока не достигла берега реки Тихвинки. Икона семь раз являлась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти в Имоченицах, затем «на Кожеле на Куковой горе», затем - на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки. На месте последнего явления иконы в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой. Древность иконы подчеркивали ее связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой еще при земной жизни Богоматери.

С середины XVI века чудотворную Тихвинскую икону Богоматери стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи, либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лидского образа, сделанного патриархом Германом в начале VIII века. Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы на реке Тихвинке. После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками, явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы - Святой Руси, ставшей третьим Римом. В 1507-1515 годах в Тихвине по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор. С этого времени чудотворная икона стала именоваться Тихвинской. В XVI веке Тихвин становится известным местом для паломников. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 году, накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство - Иоанн IV, который основывает здесь в 1560 году Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г.О. Чириковым. После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея. До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 года в Ригу, Либаву, Яблонец-над-Нисоу, американскую зону оккупации Германии. В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго, где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс), всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится. В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. В 2004 году икона была торжественно возвращена на ее историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Чудеса Тихвинской иконы Божией Матери

Предание сообщает о многих чудесах, связанных с Тихвинской иконой Богоматери. С одним из них полагают связанным освобождение Тихвинского Богородице-Успенского монастыря от нашествия шведов в 1613 году, возглавляемых генералом Делагарди. Послушнику Мартиниану явилась Богоматерь, ведомая Варлаамом Хутынским, Зосимой Соловецким и Николой Чудотворцем. «Скажи воеводам и всем людям», - сказал Чудотворец, - «Пресвятая Богородица, общая молебница о роде христианском умолила Сына Своего, Христа Бога нашего, избавить вас от врагов, и вы узрите милость Божию и победу». Духовное затмение поразило шведов, обратившихся в бегство после того, как им показалось, что их окружает несметное войско.

Тропарь и кондак празднику

Тропарь, глас 4

Д несь ћко сlнце пресвётло во€сиS нaмъ на в0здусэ, всечcтнaz и3к0на твоS вLчце. и3 лучaми млcти своеS просвэти2 вeсь мjръ. сію2 же вели1каz рwссjz, ћкw нёкіи дaръ бжcтвенныи, с8вhше бlгоговёйнэ воспріeмши, воспрославлsетъ тz бGом™и дв7о, и3 t тебE р0ждьшагосz хrтA бGа нaшего. є3мY же моли1сz, q гжcе цRце бцdе, да и3збaвитъ всS грaды и3 страны2 хrтіaнскіz, невреди1мы t всёхъ навётъ врaжіихъ, и3 спасeтъ всёхъ и4же вёрою покланsющихсz, пречcтому твоемY џбразу, дв7о не и3скусобрaчнаz.

Днесь яко солнце пресветло возсия нам на воздусе, всечестная икона Твоя Владычице, и лучами милости Твоея просевти весь мир. Сию же великая Россия, яко некии дар божественный, свыше благоговейне приимши, воспрославляет Тя Богомати Дево, и от Тебе рождьшагося Христа Бога нашего: Ему же молися, О! Госпоже Царице Богородице, да избавит вся грады и страны християнския невредимы от всех навет вражиих, и спасет всех иже верою покланяющихся, Пречистому Твоему образу, Дево неискусобрачная.

Кондак, глас 8

П ритецeмъ лю1діе в8 д0мъ спаси1тельныи цRцы и3 бцdы: занеизречeнную млcть є3S, подътоS бlгоутр0біе прибёгше вёрно. пречcтому є3S џбразу припaдающе, и3 бlгочeстно вопію1ще: вLчце, за спаси1тельное смотрeніе мjра, премjрно и3 свэтозaрно к8 нaмъ пришeдши, просвэти2 нaсъ свётло сотворsющихъ прaзднество пришeствіz твоего2. и3 ўкрэпи2 слaвzщіz тS лю1ди, и3зрsдно навраги2 побэди1тельнаz и4мъ подаю1щи, и3 всS притекaющыz к8 тебЁ, и3 вёрою пою1щыz тz спаси2. да зовeмъ ти, рaдуисz дв7о мjру спасeніе.

Притецем людие в дом спасительныи Царицы и Богородицы за неизреченную милость Ея. Под Тоя благоутробие прибегше верно, Пречистому Ея образу припадающе, и благочестно вопиюще: Владычице за спасительное смотрение мира, премирно и светозарно к нам пришедши, просвети нас светло сотворяющих празднество пришествия Твоего. И укрепи славящия Тя люди, изрядно на враги победительная им подающи, и вся притекающая к Тебе, и верою поющая Тя спаси, да зовем Ти, радуяся Дево миру спасение.

————————

Библиотека Русской веры

Иконография Тихвинского образа Пресвятой Богородицы

Тихвинская икона относится к иконографическому типу икон Богородицы Одигитрия , характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращенность друг к другу. Изображение Богородицы поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях, и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Изображение Богоматери на Тихвинской иконе практически идентично Смоленской иконе Божией Матери, главное отличие - в наклоне головы.

Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Картины

Храмы в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы

Тихвинская церковь находится в Суздале на месте давно исчезнувшего Андреевского монастыря, основанного в XIII веке. Здание самой церкви построено в XVII веке. Ранее на месте Тихвинской церкви существовал Андреевский мужской монастырь; теплый придел во имя святого апостола Андрея Первозванного служит памятником бывшей здесь некогда обители. В описи г. Суздаля 1617 г. об этом монастыре не упоминается, следовательно, монастырь в это время уже не существовал. В описи показан Андреевский луг, принадлежавший означенному монастырю, а о жителях близ лежащей местности сказано, что они разорены и побиты литовцами в 1611 г. Вероятно, в это время был разграблен и разрушен Андреевский монастырь. Когда основана существующая Тихвинская церковь - неизвестно с точностью, но можно предположить, что она основана не раньше XVII века, потому что в описи г. Суздаля 1617 года она не значится. В церкви имеется старинная икона Тихвинской Божией Матери, местно чтимая. Об этой иконе Ананий Федоров говорил: «Икона Тихвинской Богородицы в 1513 году Царем Великим Князем Василием Иоанновичем брата в Москву и возвращена в сию церковь икона Пресвятой Богородицы Тихвинской чудотворная с украшениями и присланы священнические ризы, которые хранятся в церкви в ризнице ».

Расположен в Республике Татарстан, Верхнеуслонском районе, в с. Соболевское. На месте нового храма в селе Соболевское находилась деревянная однопрестольная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы, построенная в 1903 году на пожертвованные средства.

Бывший старообрядческий храм РПсЦ располагается в Москве.

Единоверческая располагается в п. Павлово-на-Неве Ленинградской области. Приход основан в 1991 году. К концу 90-ых построен деревянный храм во имя преподобного Сергия Радонежского.

 
Статьи по теме:
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О
Распространенность аллергических заболевании
1 Аллергические заболевания в последние десятилетия все больше привлекают внимание из-за нарастающей распространенности среди населения. В статье представлены результаты исследования распространенности аллергических заболеваний за 2009-2015 годы в Липец
Военные походы александра македонского Походы александра македонского были в
После смерти царя Филиппа II престол занял его сын Александр. Весть о смене правителя разнеслась по предместьям очень быстро, после чего власти в Афинах, Фивах и некоторых других крупных городах попытались изгнать македонские гарнизоны. К тому же начали б