Поведение в храме. Зачем каждое воскресенье ходить в храм

Здравствуйте! Ответьте, пожалуйста, на важные для меня вопросы: 1. Обязан ли православный христианин посещать вечернее богослужение в субботу в той же степени, как обязан посещать воскресную литургию? Не будет ли пропуск субботнего Всенощного бдения грехом? 2. Обязан ли православный христианин посещать Вечерню, Утреню в воскресенье в той же степени, как обязан посещать воскресную литургию? Является ли грехом пропуск Вечерни в воскресенье? 3. Возможно ли, чтобы в храме в воскресенье вечером вместо Вечерни читали акафист? 4. Не является ли совершение в воскресный день двух Литургий (ранней и поздней) нарушением правила, согласно которому в храме на одном престоле можно совершать только одну Литургию в течение дня? Заранее спасибо! Наталья.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Наталья!

Для начала стоит определиться в понятии, что есть грех. Прежде всего грех – это нарушение Божьих заповедей. Это удаленность от Бога и Его царства (в этом плане мы все грешники без исключения, кто больше, кто меньше).
Кроме заповедей, все остальные случаи, касающиеся церковной дисциплины, не абсолютны, а относительны. И точки зрения на то, что есть грех и что нет, могут быть разными. Так что на ваши вопросы 1, 2 и 3 возможны самые разные ответы, и многое зависит еще от того, у кого какие возможности и кому что дано. На мой взгляд, здесь нужно ставить вопрос вообще не об обязанности и не о законе, нарушение которого непременно влечет какие-то санкции! Не нужно из христианства делать религию закона с жесткими правилами – мы законами и правилами не спасаемся! В некоторых приходах вообще не служат вечерние службы накануне, а только литургии. Но содержание праздника, как и воскресного дня, раскрывается именно на вечернем богослужении, так что периодически его желательно посещать. Чтение акафистов в воскресенье вечером – практика довольно распространенная (акафисты у нас многие любят потому, что они написаны более простым и понятным языком, чем другие церковные песнопения, которые на слух по-церковнославянски разобрать очень трудно). Но это служба вообще факультативная и, разумеется, гораздо важнее воскресная всенощная и литургия, чем вечерня на исходе воскресного дня, которая уже относится к наступающему понедельнику. На ваш последний вопрос есть только один ответ: две литургии в одном храме совершаются только на разных престолах, а если функционирует только один придел, то в любом случае там есть приставной престол, на котором служится, скажем, первая (ранняя) литургия.

С уважением, священник Филипп Парфенов.

протоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоевленского собора в ЕлоховеПротоиерей Александр Агейкин, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове:

– Святые образы, песнопения и чтения – весь строй богослужения в храме невозможно воспроизвести, просто включив аудио или видеозапись литургии у себя дома. Особенно если мы так делаем не потому, что тяжко больны и не в силах дойти до храма, а только из-за собственного нерадения.

Если человек не участвует в храмовой молитве, избегает общества своих собратьев во Христе, он избегает общения и со Христом. Нам не дано постичь, как действует Божия благодать. Мы не должны сравнивать, что важнее, противопоставлять единение в Таинстве Евхаристии и благодать, которая посещает душу во время храмовой молитвы. Иначе мы начнем служить букве, а не духу.

Если говорить о подготовке к причастию, то на практике выходит обычно так: если человек живет в Церкви, молится, исполняет молитвенное правило, то этого уже достаточно для подготовки к причастию, и духовник, который наблюдает за духовной жизнью пасомого, благословляет его. В этом случае принятие Святых Христовых Тайн становится абсолютно естественным и закономерным: это уже неотъемлемая часть жизни. Образцом такой жизни в Церкви для своих прихожан должен быть сам священник.

Но часто мы молимся очень нерегулярно, да и учиться этому все никак не хотим. Тогда, конечно, необходимы правила трехдневного поста и сугубой молитвы перед принятием Святых Христовых Тайн.

Главное – чтобы не возникло обыденного отношения к Евхаристии, «привыкания», когда теряется благоговение, то есть память о Боге. Это опасное духовное состояние. Поэтому самое трудное – постоянно сохранять внимание к себе, к своему духовному миру, к каждому шагу своей жизни. Ведь все мы везде и всюду ходим перед Богом.

священник Александр Стародубцев, клирик храма на Краснопресненской набережной при ЭКСПО-центреСвященник Александр Стародубцев, клирик храма Серафима Саровского на Краснопресненской набережной:

– Быть на литургии, если по каким-то причинам в этот день не причащаешься не только не предосудительно, но важно и душеполезно. Четвертая заповедь говорит нам посвящать седьмой день Богу. Не в размышлениях о Боге, лежа на диване в ожидании или приготовлении обеда, мы должны проводить этот день. А уже с утра должны быть в храме Божием. Даже если не причащаемся. Молитва в церкви важна тем, что храмовая молитва – это молитва соборная: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Получается, что каждое настоящее собрание христиан сопровождается личным присутствием Иисуса Христа. Господь обещает подать нам или тем, кому мы что-то просим, если оно во благо.

Храм – место особенного пребывания благодати Божией. Молитва за богослужением, где приносится Бескровная Жертва, – чрезвычайно важное событие для человека. Конечно, похвально, если человек причащается регулярно, раз в две-три недели. Но снова и снова скажем, что даже если человек не причащается, молитва за литургией – молитва особая, и ее наличие в жизни очень важно. Не случайно из древних правил мы знаем, что тот, кто не посещал более трех воскресных литургий, получал отлучение. Фактически он свидетельствовал о себе, что христианин он лишь иногда.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: "Прослушав Божественную литургию, пади ниц и благодари Господа, сподобившего тебя такого великого счастья".

Вот как пишет о нашем вопросе митрополит Вениамин (Федченков): «Други мои, помните правило святых отцов: человек, три воскресенья подряд не побывавший у литургии; лишается христианского погребения. Не пропускайте этих трапез Господних, считайте потерянным тот праздничный день, в который вы не слышали Божественной литургии. Скажу притчу: один крестьянин имел сто пудов хлеба и променял его на лохмотья. Скажите, разумно ли он поступил? – Нет, не разумно. Как же еще более неразумно поступает тот, кто меняет Хлеб жизни Небесной на лохмотья жизни земной! Господь зовет на вечерю Тайную, а он отвечает: "На торг нужно идти, огород не убран, полоса не досеяна". Не знает он, несчастный, что зерно, которое он бросает в землю во время литургии, выйдет больным, чахлым, не принесет ему плода. Други мои, давайте помолимся со мной: "Господи, благодарим Тебя за дар Твой, благодарим Тебя за то, что сподобляешь нас слушать литургию Божественную и вкушать Пречистое Тело Твое и Животворящую Кровь Твою. Молим Тя и о тех, которые ушли от Святой Чаши Твоей, не хотят найти утешения в Тайнах Твоих спасительных. Ты вразуми и приведи их к Себе, чтобы и они были с нами в Церкви Твоей".

Песнопения-то можно дома послушать, но вот как услышать священника и диакона, взывающа и глаголюща, священника, объясняющего Священное Писание дня? Как предстать перед намоленными образами, как особенно ощутить себя частью земной Церкви, так, как мы ощущаем это в храме? Возвращаясь к Ветхому Завету и событиям появления первого храма – Скинии – вспомним, что ее создать сказал Бог. И посещать ее тоже сказал Бог. И нам остается либо слушать Бога, либо себя.

Для того же, чтобы причащаться часто, надо бы взять благословение знающего тебя священника, желательно духовника. Он, как правило, знает, насколько серьезно идет обычно подготовка, как жизнь человека подчинена духовному устремлению. Если же благословение дано, то ясно, что, подготовка должна быть максимально серьезна. Время между таинствами нужно проводить в трезвенности и сосредоточенности на том, а как я живу. Странно причащаться часто, а время между принятием таинств проводить за праздными и недушеполезными занятиями.

Те, кто часто причащаются, могут сказать о таком греховном явлении, как привыкание к святыне. Это один из опаснейших грехов. Отчасти и поэтому в среднем люди причащаются раз в две-три недели, кто-то и раз в месяц. Конечно, объем поста и молитвенного правила должны быть согласованы с духовником. Из служебника мы знаем, что для священника вне зависимости от частоты его служения, правило не предлагается сокращать, поэтому в плане молитвы каноны и Последование видятся обязательными к прочтению в любом случае для того, кто решил часто приступать к Чаше. Вопрос о частом причащении весьма и весьма индивидуален, часто время, когда Таинство Причащения становится чаще – это Великий пост. Так происходит для особой благодатной помощи человеку в несении поста. К примеру, человек начинает причащаться еженедельно, а в последнюю неделю Поста – также в Великий Четверг и на Пасху.

протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма в КрапивникахПротоиерей Александр Абрамов, настоятель храма Сергия Радонежского в Крапивниках

– Наше церковное сознание в своем регрессе зашло уже очень далеко. Ясно, что была прервана традиция церковной жизни, что сегодня приходиться создавать ее заново, люди десятилетиями были лишены полноценной духовной дисциплины, и знания об этой дисциплине у нас в основном из книг, а не из собственного живого опыта. Но иногда стоит вспоминать, что такая дисциплина существует. Каноны Церкви подвергали прещениям того, кто не был на литургии три воскресенья подряд.

Об этом говорит 80-ое правило Трулльского собора. Оно предписывает посещать богослужения в воскресные дни, оставляя вопрос участия в Таинстве Евхаристии на усмотрение каждого: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжении трех седмиц, не приидет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения».

В нашем приходе на практике так сложилось, что члены общины, то есть те, кто регулярно ходит в храм, молится и постится, стараются часто исповедоваться. По крайней мере, это происходит раз в неделю или раз в две недели. Многие из них и причащаться стараются чаще. Эти люди уже живут церковной жизнью, у них есть опыт молитвы, поэтому подготовка к принятию Причастия для них также является естественной частью их жизни. Духовник иногда в силу тех или иных важных причин может благословить их причащаться, даже если они по каким-либо причинам не вычитали полное молитвенное правило или в чем-то ослабили пост. Абсолютным минимумом в этом случае является последование ко Святому Причащению. Но это, все же, исключение – желательно молитвенное правило не сокращать никогда.

Есть распространенное заблуждение: некоторые люди, которые готовятся к Причастию, при строгом выполнении пищевой стороны поста, почему-то считают возможным пропускать вечернее богослужение и приходят только на литургию. Это как раз неприемлемо. Основное богословское содержание воспоминаемых за богослужением событий как раз изложено в изменяемых песнопениях всенощного бдения. Плохо, если человек стремится к Чаше, хочет причащаться, но при этом не желает участвовать в богослужениях более осмысленно и понимать их значение.

По опыту могу сказать, что в последнее время число тех, кто приступает к Таинству Причащения, растет. На нашем приходе обычно причащается не меньше половины тех, кто был за литургией, если речь идет о воскресном дне.

В любом случае, подобно тому, как если вы взяли на себя обязательство молиться утром и вечером, вы, даже если молитва «не идет», не бросаете все, а все равно читаете правило и, несмотря на принуждение себя, получаете духовную пользу. Так и молитва за литургией: даже если по каким-то причинам вы в этот день не причащаетесь, это не повод отлучить себя от общения с Богом. Своим приходом на литургию вы свидетельствуете о верности Христу, о том, что принадлежите его стаду, исповедуете Его. Спаситель сказал: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф. 10, 32-33).

протоиерей Глеб Грозовский, духовник ФК "Зенит"Священник Глеб Грозовский, заместитель руководителя отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской митрополии, духовник футбольного клуба «Зенит»:

– Ответ очень простой и однозначный, озвученный достаточно давно Самим Господом Иисусом Христом: "Примите, ядите..." (Мк. 14, 22). Не сказал Он, один раз в год или раз в неделю, а "Пийте от нея всии..." (Мк. 14, 24). И так было каждый раз, когда ученики Спасителя нашего собирались вместе для преломления хлеба (Деян. 2, 42). Каждый раз. А собирались они минимум раз в неделю, а порой и каждый день. В монастырях IV-V веков, монахи, даже спасаясь в пустыне, раз в неделю обязательно собирались для общей литургии, за которой все непременно соединялись с Богом в Таинстве Причастия.

Периоды евхаристического упадка и подъема наблюдались в разное время на протяжении всей истории. В XIX столетии порой доходило до абсурда, когда офицеры отправляли в Епархиальное управление списки причащавшихся один раз в год солдат.

Как часто надо причащаться? Этот вопрос обсуждают и в Оптиной Пустыни, и в Троице-Сергиевой Лавре, но однозначный ответ можно найти только в Новом Завете или Священном Предании.

Чтобы не было споров и разногласий, всем православным будет полезным прочитать труды преподобного Никодима Святогорца и преподобного Макария Коринфского "Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин". Кто не сможет найти для этого времени, пусть будет знаком с высказыванием святого апостола Павла: "...Каждый раз, когда вы едите этот хлеб и пьете из этой чаши, вы свидетельствуете о смерти Господа. Делайте так, пока Он не придет" (1 Кор. 11:26). Ну, и чтобы совсем не оставалось сомнений, напоминаю слова из 9 апостольского правила: "Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения Церковнаго". То есть все те верующие, которые приходят в церковь и слушают Писания, но не остаются на молитве и Святого Причастия не приобщаются, должны отлучаться от Церкви, потому что производят бесчинство в церкви.

Конечно, "человек должен проверять себя, прежде чем есть хлеб и пить из чаши," (1 Кор. 11:28), но искать причину в "благочестивых" отговорках вроде таких, как "я не достоин" или "я не готов", весьма не душеспасительно!

В нашем приходе такая практика. Я призываю и по-разному увещеваю: если пришел на литургию, то не будь подобен человеку, которого пригласили на день рождения, готовили, старались, накрывали на стол, а он отказывается от трапезы... Неужели нет желания разделить Трапезу Любви? Христос сделал для нас все, нам осталось только с благодарностью принять Его Дар, а мы вместо того, чтобы искать возможности, ищем причину нашей не причастности Спасителю. Для кого умер Христос и для кого Воскрес? Ради кого совершается служба? Ради праведников или грешников? Священник перед Причастием говорит: "Святая святым". Кому? Святым? Это кто такие? И хор отвечает: "Един Свят, Един Господь Иисус Христос...". Тогда к кому обращены слова: "Святая святым"? К нам, к каждому кто пришел на литургию! «Святой» в переводе с еврейского – «избранный», а вовсе не безгрешный. Да, к нам грешным, но избранным обращены эти слова! И далее называется необходимое условие для соединения с Господом: "Со страхом Божиим, верою и любовию приступите"! А на литургии Преждеосвященных Даров звучат слова: "Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем". Литургия служится для верных (крещенных), дабы в конце ее всем причаститься Тела и Крови нашего Господа.

протоиерей Андрей Соммер, Отдел по делам молодежи Русской Зарубежной ЦерквиПротоиерей Андрей Соммер, заместитель председателя отдела по работе с молодежью при Архиерейском Синоде Русской Зарубежной Церкви, ключарь собора иконы Божией Матери "Знамение" Курской Коренной в Нью-Йорке:

– К сожалению, практика приходской жизни в Зарубежной Церкви сложилась уже после первой волны эмиграции. И она была такой, что прихожане редко причащались. Сейчас это меняется, и нормальным у нас считается причащаться по всем двунадесятым праздникам или тогда, когда подсказывает совесть – может быть, даже почти каждое воскресение.

При этом все: и прихожане старой закалки, которые причащаются, как правило, только во время Великого поста, и молодежь, в дни Страстной Седмицы обязательно старается приступать к Таинствам Исповеди и Причащения.

Но даже у не очень воцерковленных наших православных за границей и мысли не возникает, что не нужно быть на литургии, если ты не причащаешься. Храм является сосудом благодати, каждый раз, если литургия совершается, то в этом сосуде прибавляется благодать. Сам храм при освящении помазывается миром. Это уже начало накопления благодати "в сосуде". Посещая литургию, мы прикасаемся к этой благодати. А вот дальше пастырю необходимо объяснить прихожанам, что не только нужно прикасаться к Божественной благодати, но нужно ее и принимать, и полностью переменить свой ум и свою жизнь. А это невозможно без Таинств Исповеди и Причащения.

Мы стараемся в проповедях подчеркнуть важность более частого Причастия. А подготовкой к принятию Святых Таин является исповедь. Для этого я составил маленькую брошюру об исповеди: ее мы даем всем, приходящим в наш храм, в том числе тем, кто ждет своей очереди исповедоваться. По крайней мере, пока они стоят в очереди, у них будет возможность задуматься, насколько серьезны Таинства, к которым они собираются приступить.

Морозов.jpgИгумен Нектарий (Морозов), настоятель храма "Утоли моя печали" города Саратова, главный редактор журнала"Православие и современность":

К сожалению, по вполне объективным причинам подавляющее большинство современных христиан не может причащаться столь же часто, как христиане первых веков бытия Церкви. Не потому, что "нельзя" или "запрещено". Нет, просто причащение частое, несколько раз в течение одной недели (а помнится, святитель Василий Великий писал о том, что в его времена в Каппадокии обычным для мирян было приобщаться Святых Христовых Таин четырежды в седмицу) требует и определенного строя всей жизни, и большей строгости к себе, и большей внимательности, серьезности. А к этому готовы оказываются далеко не все...

Что же до посещения Божественной литургии в те дни, когда человек не собирался причащаться, то, безусловно, ничего предосудительного в этом нет - достаточно обратиться к примеру монашеских обителей, в которых литургия служится ежедневно и братия ежедневно пребывают на всех службах. Хотя приобщаются не каждый день. Сам опыт свидетельствует, что чем чаще человек бывает в храме, когда совершается Евхаристия, тем лучше: действие благодати Божией подобно действию солнца, под лучами которого человек отогревается, оживает. А за литургией отогревается и оживает душа.

Нужно определиться: что означает "причащаться часто"? На этот счет существуют весьма различные точки зрения. Мне лично ближе всего мнение архимандрита Иоанна (Крестьянкина), который советовал причащаться в среднем раз в две недели. Поэтому "причащаться часто", как мне кажется, значит причащаться чаще, чем с такой периодичностью. Человек - существо, быстро привыкающее и к хорошему, и к плохому - ко всему, и даже к великому и страшному. А привыкание к святыне, как известна, вещь небезопасная. Поэтому если человек хочется причащаться чаще, то он нуждается в благословении духовника, который подтвердит, что лично ему это будет полезно, а не вредно. Человек такой нуждается в более напряженном молитвенном делании, большей трезвенности жизни.
Известный афонский подвижник иеросхимонах Ефрем Катунакский советовал, например, читать накануне причащения акафист Божией Матери и в течение всего дня обращаться к Ней, прося, чтобы Она сподобила нас причаститься неосужденно. Мне кажется, это замечательное наставление. А вот время поста перед причащением, наверное, можно сократить, если человек причащается, скажем, еженедельно и соблюдает пост в среду и пяток. Но это тоже - на усмотрение духовника.

Еремеев.jpgИгумен Петр (Еремеев), наместник ставропигиального мужского Высоко-Петровского монастыря Москвы, ректор Российского православного университета:

Вопрос причащения за каждой литургией нельзя рассматривать в плоскости церковной дисциплины. Это, скорее, вопрос внутренней готовности человека к приобщению Тела и Крови Господа. И решается он в сердце человека и на исповеди.

Когда я был мирянином, студентом духовных школ, я не задумывался об этом. Ведь в семинарии и академии мы причащались хоть и не на каждой литургии, но довольно часто. К этому располагал сам ритм жизни духовной школы, молитвенная атмосфера в Лавре.

Затем, когда я уже стал священником, то нередко случалось, что в череде ежедневных дел, особенно при поездках и путешествиях, приезжаешь на богослужение не к самому началу, молишься в алтаре, а по окончании вкушаешь антидор со святой водой – и это и есть твое участие в литургии. И, уже имея опыт причащения за каждой отслуженной литургией, я начал ощущать, что духовная жажда в таком своем молитвенном литургическом присутствии остается не до конца удовлетворенной. Ведь молитвенные обращения к Богу за литургией готовят нас именно к принятию Святых Христовых Таин. Поэтому причаститься за литургией также естественно, как приступить к трапезе, ради которой сел за обеденный стол.

Но, безусловно, нельзя сказать, что без обязательного причащения участие христианина в литургии является ненужным или нежелательным молитвенным опытом. Каждый из нас знает, что бывают такие моменты сокрушения сердца о грехах, когда мы не вполне ощущаем себя готовыми к принятию Тела и Крови. К этому, например, можно отнести случаи епитимии, когда душа нуждается в большем покаянии. Ведь по апостолу Павлу, «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11, 28–29).

подготовила Антонина Мага,

корреспондент Журнала Московской Патриархии

Обычай каждое воскресенье быть в церкви на литургии — то, что в максимальной степени было утрачено народом в годы гонений на веру. А ведь этот тот случай, когда евангельские слова "ищите прежде Царствия Божия, и все остальное приложится вам" срабатывают буквально. Человек идет на богослужение, а находит новых друзей, дела и целый образ жизни.

Если вы примете решение посетить богослужение в ближайшее воскресенье и при этом являетесь жителем большого города, то главная проблема, с которой вы столкнетесь — это переполненность православных храмов, многолюдство и духота. В спальных районах Москвы те, кто желает во время Божественной литургии находиться внутри храма, приходят и занимают места где-то за полчаса, а кое-где и за час. Опоздавшим приходится стоять во дворе. В некоторых храмах богослужение для стоящих на улице транслируется через динамики, в других звукоусилительной аппаратуры нет и, если вы молитесь во дворе, о том, что происходит в данный момент в храме, остается только догадываться.

Поэтому, если у вас возникнет желание побывать в церкви в воскресенье или в великий праздник, проконсультируйтесь вначале у знакомых, которые являются постоянными прихожанами какого-то конкретного храма или монастыря. Узнайте у них, во сколько начинается богослужение, каким образом они добираются до храма, попросите их взять вас с собой.

Если таких людей в вашем ближайшем окружении нет, с ними можно познакомиться на форумах или в социальных сетях. У большинства православных храмов и монастырей сейчас есть сайты с расписаниями служб, свои сообщества в социальных сетях и блогах. Жители спальных районов Москвы часто становятся постоянными прихожанами храмов, которые расположены на тех же линиях метро, но в центре, где населения значительно меньше, а церквей сохранилось больше. Например, из Медведкова или Ясенева едут на "Китай-город", с "Южной" — на "Полянку".

Часов в восемь-девять утра в воскресенье в метро и на остановках наземного городского транспорта можно встретить много людей, которые явно едут в церковь: ну куда же еще утром выходного дня может спешить супружеская пара с пятью детьми, дружно загружающая в вагон коляску с младшим? Так и оказывается — на "Третьяковской" семейство собираются к выходу, мама с дочками повязывают платки, а потом обнаруживаются в храме "Всех скорбящих Радосте" на Большой Ордынке, где служит глава ОВЦС митрополит Иларион.

Зачем вообще люди стремятся воскресным утром "урвать" православную литургию как дефицит — другой вопрос. Во-первых, согласно 80 правилу VI Вселенского Собора: "Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения". То есть, переводя с языка канонов на современный русский, человек, пропустивший три воскресных литургии без уважительной причины, более не может считаться православным христианином и отлучает сам себя от Церкви.

В то же время, букву канонов ни в коем случае не следует воспринимать как обещание грозной "административной кары" за дисциплинарные нарушения. Это просто констатация факта, что невозможно быть православным христианином без участия в таинствах и соборной молитвы.

Воскресная или праздничная литургия — это такое сокровище, ценность которого можно осознать, только потеряв его. Люди, которые не пропускали ни одной воскресной службы на протяжении многих лет, а потом вынуждены были пропустить из-за болезни, путешествия или по какой-то еще причине, отмечают, что "сейчас плохо без благодати", "служба давала мне силу, только теперь я чувствую, как мне ее не хватает".

Есть мнение, что человек, посетивший подряд три воскресных богослужения, в корне меняется, у него в душе происходит переворот, переоценка ценностей. Те, кто прежде считал, что можно "верить и в душе", начинают понимать, насколько велика разница между одиночеством в сомнениях и единством с другими людьми в "столпе и утверждении истины", как названа Церковь в Священном Писании. Те, для кого препятствием, мешающим переступить церковный порог, служила неприязнь к духовенству, зачастую вызванная справедливыми причинами, осознают, как мало на самом деле значат личные качества священника для спасения души его прихожан.

Люди в наше время крайне разобщены. Многие как за спасительную соломинку хватаются за любую возможность оказаться в компании живых людей, поэтому такой популярностью пользуются "встречи в реале" и вечеринки участников разных форумов и групп в социальных сетях. Если посещать воскресные богослужения, эта проблема решается за две-три недели: сегодня после службы ты отправишься с другими прихожанами на чаепитие, завтра тебя попросят помочь погорельцам или детскому дому, что тоже чревато общением с группой добровольцев. Где-то в среднем через полгода в реальность одиночества просто перестанешь верить: сегодня — именины крестника, там соберется человек сорок гостей; завтра приедут паломники из Воронежа, троих я уложу спать в своей гостиной, послезавтра — навещу бабу Маню, она лежит в больнице, потом — венчание Коли и Наташи, юбилей духовника, поездка всем приходом в Бари или Иерусалим, которая гарантирует еще полгода чаепитий с просмотрами видеофильмов и фотографии из паломничества...

Остается только надеяться, что исполнение естественных потребностей христианина, таких, как участие в богослужении, исповедь и причастие рано или поздно перестанут быть в больших городах дефицитом и роскошью. Еженедельный подвиг христианина будет заключаться только в том, что он преодолел свою лень, встал в семь утра и пошел в храм, а не в том, что он пришел, поработал локтями, растолкал всех и занял удобное место. Церкви станут доступны не только для крепких и закаленных, но и для инвалидов, бабушек с валокордином в кармане, мам с грудными младенцами и просто людей застенчивых, не умеющих лезть по головам. Возможно, этому поспособствуют те 200 модульных храмов , которые в ближайшее время обещал построить в Москве мэр Лужков.

Интервью с игуменом Тихоном (Полянским)

На исповеди приходится сознаваться в поступках, которые чести не делают. Трудно преодолеть чувство стыда. Как это сделать?

- "Сатана извратил естественный порядок: греху он дал дерзость, а покаянию - стыд". Эти слова св. Иоанна Златоустого хорошо отражают состояние нашей души. Попытка утаить свой грех может оказаться удачной только перед людьми, но никак не перед Богом. Вспомните из Священного Писания, как Адам и Ева тщетно надеялись скрыть от Бога свое вкушение от древа познания добра и зла (см.: Быт. 3, 8-13). Поэтому Киевский митрополит Никифор (XII в.) наставляет нас: "Не устыдимся явить грехи, чтобы они не остались неисцеленными, дабы вместо временного стыда не обрести вечное осуждение".

Итак, стыд не есть причина оставить покаяние и умолчать о грехах. Священное Писание указывает нам: "Наблюдай время и храни себя от зла - и не постыдишься за душу твою: есть стыд, ведущий ко греху, и есть стыд - слава и благодать. Не будь лицеприятен против души твоей и не стыдись ко вреду твоему. Не удерживай слова, когда оно может помочь" (Сир. 4, 23-27).

Как же пересилить себя и назвать перед священником своими именами постыдные проступки? Прежде всего, нужно осознать погибельность греха, возжелать победить свой грех и молитвенно искать для этого помощи Божьей. Строго говоря, это и есть главное для настоящей исповеди. Вот как обращается к Богу псалмопевец Давид: "На Тебя уповали отцы наши; уповали, и Ты избавлял их; к Тебе взывали они и были спасаемы; на Тебя уповали, и не оставались в стыде" (Пс. 21, 5-6).

Все остальные обстоятельства могут иметь лишь какое-то вспомогательное значение. Например, некоторую пользу может принести доверительное отношение исповедующегося к священнику, возможно, это будет ваш постоянный и внимательный духовник. Кому-то, наоборот, легче открыть тяжкие грехи перед совсем незнакомым священником. Многие исповедники подают на исповеди листок бумаги с записанными грехами. На самом же деле, не нужно бояться "удивить" пастыря своими грехами: искренне кающийся христианин - это радость не только для священника, но и радость на небесах (см: Лк. 15, 7). А вообще, одинаковых для всех советов быть не может, здесь требуется ваше непосредственное общение с духовником. Поэтому нужно прийти на исповедь или на духовную беседу к батюшке и задать свои вопросы.

Как лучше исповедоваться - у одного, своего духовника, или можно это делать у разных священников? Есть люди, которые чаще делают последнее: так вроде бы менее стыдно. Правильно ли это?

На этот вопрос трудно дать простой ответ, мы разделим его на две части: одинаковое ли мы получаем прощение при совершении Таинства Покаяния разными священниками, и как лучше спрашивать духовные советы - у постоянного наставника, или всякий раз у разных?

Отвечая на первую часть и обращаясь к Вашим словам, можно сказать, что "лучше исповедоваться" - исповедоваться как можно более искренно и честно, а личность священника - далеко не самое первостепенное. Таинство, совершаемое любым законно служащим священником, имеет одинаковую силу, ибо его действие зависит не от способностей или талантов духовника, но происходит по благодати Божией. При этом искренность со стороны кающегося - главное условие стяжания прощающей благодати. Поэтому строгого правила исповедоваться непременно у одного духовника не существует. Нездоровая избирательность в этом вопросе ("вот к тому батюшке - пойду, а к тому - нет") свидетельствует о непонимании человеком назначения Таинства. Прп. Силуан Афонский, например, исповедовался у любого священника, когда чувствовал необходимость в покаянии.

В противоположной крайности, которая состоит в стремлении поисповедоваться перед обязательно незнакомым священником, тоже присутствует какая-то доля лукавства, неискренности, желания скрыть свой грех. Одно дело, если Вы вспомнили проступок, мучающий Вашу совесть, и поспешили в оказавшийся рядом храм к незнакомому священнику для покаяния, чтобы ни минуты больше не носить в душе терзающее Вас бремя, и совсем другое, если Вы избегаете открыть грех знакомому пастырю с целью притворно выглядеть перед ним более достойно.

Таким образом, с точки зрения благодатности Таинства, мы должны понимать, что следует приносить покаяние перед любым священником - без предпочтений и исключений. И еще нужно помнить, что покаяние - это не "разовая акция", это такое Таинство, которое, в отличие от Крещения, совершается в жизни христианина неоднократно, это образ жизни и сложная наука. А в духовной школе, естественно, нам необходимы учителя и наставники.

Теперь о том, как лучше получать духовное руководство. Разумеется, больного пациента и историю его болезни лучше всего знает лечащий врач. Несчастный пациент, мечущийся от приема к приему по разным докторам или принимающий лекарства по принципу "кто что посоветует", мало преуспеет в лечении. Так же и во "врачебнице духовной": большую пользу может принести наставление у постоянного духовника, с которым Вы будете обсуждать самые важные вопросы и решения. Оговоримся, что беспрекословное повиновение духовнику возможно только в монастырях и не может распространяться для обычных мирян. Не будет считаться Вашим духовником и тот священник, к которому Вы пришли впервые или у которого бываете от случая к случаю. Обретение духовника - очень серьезный духовный процесс, это длительная совместная духовная работа со стороны обоих, предполагающая взаимное доверие, общую молитву и откровение помыслов, сорассуждение, участие священника в важных событиях Вашей жизни, может быть, совместные паломничества и труд по восстановлению храма, и многое другое. Поэтому наличие духовника - критерий определенного духовного уровня человека.

Отношение христианина к духовнику должно быть трезвым. Настоящий духовник - тот, который только помогает Вам идти ко Христу, а не заслоняет собой Бога. По этому поводу напомним убедительные слова апостола Павла: "У вас говорят: "я Павлов"; "я Аполлосов"; "я Кифин"; "а я Христов". Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?" (1 Кор. 1, 12-13); и далее: "Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь" (1 Кор. 3, 5).

Как часто нужно исповедоваться? Есть люди, которые стремятся делать это каждый день. Должна ли исповедь быть обязательно привязанной к Причастию?

Ежедневная исповедь или откровение помыслов возможны в монастыре, где подвижник находится в послушании у старца. Для мирян же трудно назначить конкретное число исповедей, ведь это не формальное мероприятие. Давно прошло то время, когда документально следили за "бытностью у исповеди" не реже одного раза в год. Но все же не следует забывать, что исповедь должна быть регулярной, и вопрос о ее частоте Вы можете решить с духовником. Например, можно исповедоваться не реже одного раза в месяц, или перед двунадесятыми праздниками (то есть тоже 12 раз в год). Но эти цифры не могут быть одинаково рекомендованы для всех.

Исповедоваться принято перед Причащением, хотя эти два Таинства не связаны между собой формально, как, например, Крещение и Миропомазание (которые, кроме исключительных случаев, совершаются последовательно). Причащаться мы должны с покаянием, умиленною душою и чистым сердцем. В данном случае исповедь - хорошая возможность испытать свою совесть. Нельзя не учитывать и того, что большинство наших прихожан еще только в начале своего духовного пути, только постигают "азы" церковной жизни. Поэтому в повсеместно принятой приходской практике исповедь или испрашивание благословения на Причастие необходимы перед каждым Причащением.

Нельзя не напомнить, что не участвующий в Литургии человек не может считать себя христианином. В древней Церкви, например, прихожанин считался отлучившим себя от Церкви, если он дважды подряд без причины (болезнь или путешествие) пропускал воскресную службу. Так что исповедь и Причастие не должны быть у нас от случая к случаю.

- Что такое общая исповедь? Благословляется ли ее совершение сегодня и в каких случаях?

Наверное, Вы имеете в виду практику всероссийски известного святого пастыря о. Иоанна Кронштадтского, на службу к которому собиралось огромное количество людей. Бывали дни, когда к Причастию приходило до пяти тысяч человек, и, конечно, о. Иоанн просто физически не мог поисповедовать каждого из них. Поэтому специальным постановлением Святейшего Синода было разрешено совершение общей исповеди. На деле это выглядело так: о. Иоанн читал положенные молитвы, произносил проповедь о покаянии и призывал верующих каяться. Каждый стоящий в храме про себя (а иногда и вслух) называл свои грехи, и, какое-то время спустя, о. Иоанн читал разрешительную молитву. Случай с о. Иоанном совершенно особый, ему была дана удивительная благодать пастырского наставничества. Внешняя попытка копировать его служение была бы нелепой, если не сказать - опасной. В таком виде общая исповедь ни в одном храме не совершается.

Существует обычай, по которому перед исповедью во время чтения молитв священник от лица кающихся произносит покаяние в различных согрешениях (ведь они по большей части для всех нас общие). После этого каждый подходит к священнику и индивидуально называет свои особенные грехи. Эта форма оправдана, и, по сути, "общей" исповедью не является. Во-первых, она подает пример покаяния для тех, кто "не знает, в чем каяться", а во-вторых, как правило, совершается для тех прихожан, которые уже знакомы духовнику. Такая исповедь обычно бывает перед большими праздниками - она позволяет поисповедоваться всем и одновременно пообщаться священнику с каждым. Конечно, в этом случае разговор получается кратким (посчитайте, сколько часов в сутки потребуется для того, чтобы уделить хотя бы пятиминутное внимание каждому из 200 прихожан - столько причастников бывает в городских приходах).

Кстати, по этому поводу уместно дать небольшой совет нашим читателям: для серьезной исповеди и длительной духовной беседы нужно приходить в храм не только перед большими праздниками, когда священнику трудно уделить особое внимание каждому из многочисленных посетителей, но и накануне, на всенощное бдение, а также в дни рядовых богослужений.

У покаянного пересмотра жизненного пути, у переоценки своих деяний должны быть четкие критерии. Не могли бы Вы назвать христианские книги, которые могут помочь собирающемуся на исповедь?

Жизнь христианина должна строиться по Евангелию. Поэтому известный российский духовник архимандрит Кирилл (Павлов) напоминает, что "самое главное - читать Евангелие". Святитель Игнатий Брянчанинов, наряду с общением с духовниками, для разрешения вопросов рекомендует больше обращаться к святоотеческим духовным книгам.

В храме вам всегда могут предложить множество брошюр, предназначенных в помощь кающемуся. Среди написанных в новое время наставлений особенно выделяется книга об исповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина), известного духовника, насельника Псково-Печерского монастыря.

Но не будем забывать, что покаяние - это не теория, а практика. И, чтобы научиться исповеди, нужно на нее пойти.


Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Хочется ответить на данный вопрос с Божьей помощью примерами из обыденной жизни.

Представьте себе, что подчиненный заходит в кабинет к начальнику, от которого зависит его жизнь, карьера, заработок и прочее. Начинается важный разговор. И вдруг посреди него подчиненный, не говоря ни слова, ни с кем не прощаясь, встает и молча уходит. Что о нем подумает начальник и какую подчиненный составит себе репутацию?

Или другой пример. Сын долго не видел маму, которая горячо любит его. Наконец звонит ей и говорит, что приедет. Мама готовится, печет пирожки, убирает дом, накрывает на стол и прочее. Сын приезжает, но как только они садятся за стол, начинают кушать или пить чай, неожиданно он поднимается, без объяснений уходит. Можно ли такое представить себе? И что будет с мамой? Какую боль он ей причинит своим поступком?

Третий пример. В разгар боя воин бросает оружие на землю, оставляет своих товарищей и бежит с поля сражения.

Почему я взял примеры именно подчиненного, сына и солдата? Потому что высокое звание, значение и миссия православного христианина имеют в себе черты всех трех общественных положений. По отношению к Богу - мы подчиненные, которые должны бесконечно благодарить Его за то, что Он по Своей неизреченной любви даровал нам жизнь, эту планету Земля, и все духовные и материальные блага. Также мы дети Всевышнего. Он, как говорится в молитве Господней, наш любящий Отец. С третьей позиции православный христианин - это воин, находящийся в непрестанной борьбе с собой, со своими страстями, грехами, похотями, с духами злобы поднебесными, т. е. бесами. И в этой войне, которую с Божьей помощью ведет Церковь уже не одно тысячелетие, нельзя оставить поле боя. Это равносильно поражению.

И храмовое богослужение для нас - и хвала-славословие нашему Начальнику-Творцу, и признание в любви нашему Отцу Небесному, и духовная битва за спасение своей души и душ своих близких.

Вправе ли мы нерадиво относиться к нему? Вот в чем вопрос, как писал Уильям Шекспир.

Священнический возглас: «Благословен Бог наш…» начинает богослужение. Мы входим в его живительную словесную воду, благодать Божья начинает действовать, исцеляя нас. Все суточные богослужения установлены либо непосредственно Христом, либо святыми отцами Церкви по внушению Святого Духа не просто так. Это своеобразная операция, которая проводится наилучшим хирургом - Богом по нашему исцелению-спасению. Может ли больной уйти с операционного стола, не дождавшись завершения операции?

Каждое слово, каждое движение, каждое воздевание священнических рук здесь важно!

Полюбите службу, дорогие братья и сестры! Полюбите службу! Как часто приходится видеть на ней скучающих людей. Как часто можно видеть написанное на их лицах «Ну, когда же это все закончится?» Давит-давит земной ветхий человек, и в сон его клонит, и есть он хочет, и ладан ему мешает дышать, и поют некрасиво, и батюшка какой-то не такой, и из дому уже звонят, спрашивают, где ты? О, столько факторов против! Как хочется вырваться из храма! Пойти домой, сесть в уютное кресло с бутербродом и чашкой чая и включить любимый сериал.

Но ты стоишь, почти спишь, слушаешь массу непонятных слов, тяжело и трудно борясь с собой. И, кажется, что ты сейчас вот уснешь и грохнешься на пол. Но нет, ты стоишь, мужественно качаешься, слушаешь Псалтирь, или канон, или Литургию, превозмогая себя.

Одну службу, вторую, третью… десятую… Настоящее мучение. «Каторга!»

Но вдруг нехотя, делая над собой гигантски-великанское усилие, ты в одиннадцатый раз входишь в храм, восходишь на свою внутреннюю дыбу и начинаешь слушать. И происходит чудо!

Тебе открывается глагол Божий. Ты вдруг с Божьей помощью начинаешь понимать если не все, то хотя бы нечто. И служба из уныло-скучной моросящей говорильни превращается в стройное светлое прекраснейшее здание. И Царствие Божие начинает открываться твоей душе. Слова, словно теплый ласковый дождь, падают в твою иссушенную сердечную землю и оживляют ее. Что-то пробуждается в твоей душе. Ты начинаешь видеть небо и быть ближе к нему. Богослужение отрывает тебя от земли и возводит к Господу-Спасителю нашему. И этого счастья у тебя уже никто не заберет. И жить ты без службы уже не можешь. Она становится центром твоего существования.

Но для этого нужно потерпеть. В нужный момент не уйти, прокачаться, почти уснуть - и ты обязательно поймаешь райскую птицу и ощутишь благодатное прикосновение Святого Духа, свежим ветерком врывающееся в затхлую горницу твоей души.

Нужно только потерпеть. Ведь мы терпим и учимся, проводя десятки часов за компьютером, когда пытаемся обучиться новой интересной игре. И терпим, когда стоим в длинной очереди в супермаркете с пакетом, полным продуктов, и терпим, когда обучаемся любимой профессии, которая может принести нам деньги. И боль у врача мы тоже терпим, потому что знаем, что она во благо.

Так почему бы нам не потерпеть Господа? Почему нам не потерпеть, пока внутренность наша не придет с Божьей помощью в гармонию - в мир, о котором мы так часто молимся, пока тело наше не уйдет с первого плана и соло-партию не отдаст душе, а само, как и положено, не займет партию помощника, второй скрипки. Как и должно быть.

Есть форс-мажоры. Конечно, тогда нужно уходить. Всякое в жизни может быть: на работу пора бежать, ребенок заболел, мама на поезде приехала - это дело понятное. На исповеди покаетесь, что уходили со службы ранее срока, и все. Но не следует устраивать и придумывать форс-мажоры самому. Достойте до конца службы. И однажды вы обретете рай. Обретете его уже здесь, на земле. Потому что храм, православное богослужение и есть небо на земле.

Будем помнить, дорогие братья и сестры, что действие, когда священник в конце службы выходит на амвон, осеняет нас крестом (на Литургии) и произносит «Христос истинный Бог наш… помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец», называется отпустом, т. е. нас отпускают и мы можем идти домой. Жизнеутверждающий разговор с Начальником состоялся. Он даровал нам свои блага. Любящий Отец преподнес нам Свой драгоценный дар - Себя, Свои Тело и Кровь Христовы. И поэтому наша битва, данное богослужение, закончилось победой. Операция прошла успешно. И с победой, исцеленные, облагодетельствованные, мы можем идти домой.

 
Статьи по теме:
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве
Когда включают-отключают фонтаны в петергофе Включили ли фонтаны на поклонной горе
Фонтан Дубая: музыкальный и танцующий фонтан Дубая, часы работы, мелодии, видео. Туры на Новый год в ОАЭ Горящие туры в ОАЭ Предыдущая фотография Следующая фотография Дубайский музыкальный фонтан - поистине феерическая композиция из светы, звука и вод