Причины распада ссср образование снг кратко. Распад ссср. создание содружества независимых государств

Есть множество трактовок причин распада СССР, но все они в той или иной мере находятся между двумя полярными позициями. Сторонники первой из них утверждают, что крушение СССР - результат поражения в холодной войне, сознательное устранение идеологического и геополитического конкурента внешними силами.

Последователи второй считают его закономерным и неизбежным процессом, заложенным в самой системе Советского Союза. Объединяет тех и других признание того, что в основе распада СССР лежал системный кризис, характеризовавшийся тотальностью, разрушением целостности экономики, потерей управляемости и нарушением взаимодействия экономики с сопряженными социальной и политической системами.

На рубеже 1970-1980-х гг. реальные темпы экономического роста в СССР сократились в сравнении с 1960-ми гг. более чем вдвое. В 1990 г. национальный доход по сравнению с 1989 г. уменьшился на 4%, производительность труда - на 3%, строительство жилья - на 8,5%. В 1991 г. произошел еще более стремительный спад: национального дохода - на 12,2%, производительности труда - на 6,1%, а объемы капиталовложений сократились на 12%.

Конец 1980-х гг. отмечен бурным ростом денежной массы: фонд потребления за 1989 г. увеличился на 38,5%, в 1990 г. - еще на 54,4%. При этом объемы производственных фондов неуклонно снижались: в 1988 г. - на 8%, в 1989 г. - на 3,3%, в 1990 г. - на 8,6%. Внешний долг СССР вырос с 39 млрд дол. в 1987 г. до 75 млрд дол. в 1991 г. Последний советский год, 1991-й, стал временем обвального падения производства, разрыва хозяйственных связей, резкого сокращения инвестиций во всех отраслях, включая ВПК, либерализации цен и взрыва инфляции, которая в иные месяцы достигала 50%.

С середины 1980-х гг. началось падение объемов добычи нефти и газа, которые были основой советского экспорта, что привело к сокращению притока в страну валюты. Несбалансированный и неудовлетворенный спрос населения на товары превышал 20% годового товарооборота. Денежный доход на душу населения составлял в среднем 75 рублей, но его имели менее 40 млн. человек, а 15%, по общепризнанным мировым показателям, жили за чертой бедности.

Многолетняя гонка вооружений, военная, военно-техническая, экономическая помощь государствам Варшавского Договора и режимам так называемой социалистической ориентации, поддержка разного рода национально­освободительных и коммунистических движений, 10-летняя война в Афганистане, унесшая тысячи молодых жизней и стоившая многие миллиарды рублей, истощили советскую экономику и привели к губительным последствиям.

В политической сфере одной из самых весомых причин распада СССР стал кризис, а затем и разрушение КПСС. С момента образования СССР эта партия была самым мощным и эффективным орудием централизованной политической системы. Она обладала неограниченной властью, «цементировала и направляла» жизнь всего советского народа. В ходе реформ второй половины 1980-х гг., известных сегодня как «перестройка», механизм однопартийной власти был сначала расшатан, а с отменой ст. 6 Конституции СССР, предоставлявшей КПСС статус государственной, правящей партии, разрушен. Мощный удар по КПСС был нанесен созданием Коммунистической партии РСФСР. Выход на сцену политической борьбы КП РСФСР расколол до того единую партийную власть сверху донизу. Пример российских коммунистов получил продолжение в Прибалтике и Закавказье. К октябрю 1991 г. все компартии союзных республик или заявили о выходе из КПСС, или прекратили свое существование.

Разрушение партийного механизма власти сказалось и на устойчивости всей советской государственности. В 1988 г. шел перераставший в войну конфликт в Нагорном Карабахе. В 1989 г. начались первые стычки между абхазским и грузинским населением в Абхазии и между осетинскими и грузинскими отрядами в Южной Осетии. Все более реальной политической силой, выступавшей за суверенитет республик, становились различные национальные движения и фронты. «Саюдис» в Литве, народные фронты в Азербайджане, Белоруссии, Грузии, Латвии, Эстонии, движение «Бирлык» в Узбекистане, «Карабах» в Армении, украинский «Рух» стремительно укрепляли свои позиции, привлекая на свою сторону тысячи жаждущих перемен граждан национально окрашенными и популистскими лозунгами.

1990 г. вошел в историю не только как год краха КПСС, но и как год «парада суверенитетов». 12 июня 1990 г. о своем суверенитете объявила Россия, тогда же, в июне, - Грузия и Молдавия, в июле - Белоруссия и Украина, в августе - Армения, Таджикистан, Туркмения. В октябре 1990 г. Декларацию о государственном суверенитете принял Казахстан, а в декабре - Киргизия.

Союзный договор от 30 декабря 1922 г. по сути являлся документом учредительного характера и, в отличие от межгосударственных соглашений, не предусматривал денонсацию. В связи с этим 3 апреля 1990 г. Съезд народных депутатов СССР принял Закон «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР». В ст. 2 Постановления Верховного Совета о введении закона устанавливалось, что «любые действия, связанные с постановкой вопроса о выходе союзной республики из СССР и противоречащие Закону СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР", предпринятые как до, так и после введения его в действие, не порождают никаких юридических последствий, как для Союза ССР, так и для союзных республик». Реально данный закон так никогда и не заработал.

17 марта 1991 г. состоялся референдум по вопросу о сохранении СССР, в котором отказались участвовать Латвия, Литва, Эстония, Азербайджан, Грузия и Молдова. 9 апреля 1991 г. независимость провозгласила Грузия. Таким образом, еще до августовского путча 1991 г. дезинтеграционные процессы в союзных республиках поставили СССР на грань распада.

Во время путча в августе 1991 г. о выходе из СССР заявили прибалтийские республики, независимость которых была признана международным сообществом, а в сентябре 1991 г. - Госсоветом СССР. В августе 1991 г. независимость провозгласили Азербайджан, Киргизия, Молдова, Узбекистан, Украина, в сентябре 1991 г. - Армения и Таджикистан. Туркменистан объявил о своей независимости в октябре 1991 г., а Казахстан - 16 декабря 1991 г.

2-5 сентября 1991 г. в Москве прошел внеочередной Съезд народных депутатов СССР, который фактически самораспустился, приняв закон «Об органах государственной власти и управления СССР в переходный период». С целью разработки Конституции Союза Суверенных государств (ССГ) - таким задумывался обновленный Советский Союз - создавался Верховный Совет, формируемый из представителей республик. Для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Государственный Совет (Госсовет) в составе Президента СССР и лидеров республик. Вместо правительства СССР был учрежден временный орган - Межреспубликанский экономический комитет. Так, осенью 1991 г. произошла по сути революционная реорганизация механизма государственной власти: система основных политических, законодательных и исполнительных органов СССР была заменена органами межреспубликанского сотрудничества.

В рамках Госсовета начались переговоры Президента СССР М.С. Горбачева с лидерами республик о будущем устройстве ССГ. Азербайджан, Армения, Грузия и Молдова уклонились от участия в этой работе, а с ноября 1991 г. в заседаниях Госсовета перестал участвовать лидер Украины Л.М. Кравчук.

1 октября 1991 г. в Алма-Ате состоялась встреча руководителей 12 бывших союзных республик (за исключением стран Балтии), на которой был парафирован Договор об экономическом сообществе. Его подписали в Москве 18 октября 1991 г. восемь государств (не подписали Азербайджан, Грузия, Молдова, а Украина присоединилась к Договору 6 ноября 1991 г.).

14 ноября 1991 г. на заседании Госсовета большинство республик высказалось за создание конфедеративного государства - Союза Суверенных Государств. Однако 25 ноября 1991 г. лидеры республик отказались парафировать проект договора о ССГ, и было решено направить его на рассмотрение верховных советов республик.

9 декабря 1991 г. была запланирована встреча глав России, Белоруссии, Казахстана и Украины с Президентом СССР для окончательного согласования срока подписания нового союзного договора.

Таким образом, к декабрю 1991 г. все республики СССР, кроме Казахстана, провозгласили независимость, а СССР сохранял все признаки государства, кроме одного, самого главного, - единства.

8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом в Белоруссии лидеры России, Белоруссии и Украины заключили Соглашение о создании Содружества Независимых Государств.

«Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие Союзный Договор 1922 г., далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Под Соглашением подписались: за Республику Беларусь - председатель Верховного Совета С.С. Шушкевич и председатель Совета министров В.Ф. Кебич, за РФ - президент Б.Н. Ельцин и госсекретарь Г.Э. Бурбулис, за Украину - президент Л.М. Кравчук и премьер-министр В.П. Фокин.

При образовании СНГ стороны декларировали приверженность принципам уважения государственного суверенитета, равноправия и невмешательства во внутренние дела друг друга, отказа от применения силы, экономических или любых других методов давления, урегулирования спорных вопросов согласительными средствами; гарантировали открытость границ, свободу перемещения граждан и передачи информации в рамках Содружества. В Соглашении заявлено о сохранении под объединенным командованием общего военно-стратегического пространства, включая единый контроль над ядерным оружием. Дан перечень основных направлений совместной деятельности, которую стороны намеревались осуществлять через общие координирующие институты.

Это прежде всего координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в таможенной и миграционной политике, в развитии систем транспорта и связи, в охране окружающей среды и в борьбе с организованной преступностью.

Соглашение объявлялось открытым для присоединения к нему всех республик бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы этого документа. Официальным местом пребывания координирующих органов СНГ был определен Минск.

Руководители России, Белоруссии и Украины в дополнение к Соглашению подписали Заявление, в котором назвали причины, побудившие их пойти на этот шаг: «Переговоры о подготовке нового Союзного Договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактором... Недальновидная политика центра привела к глубокому политическому и экономическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества», а «возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР привело к межнациональным конфликтам с многочисленными человеческими жертвами». Главы государств заявили, что на образование СНГ они решились, «осознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ».

Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 г., также именуемое Минским (Беловежским), было ратифицировано 10 декабря 1991 г. Верховным Советом Белоруссии (против проголосовал только один депутат и двое воздержались) и Верховной Радой Украины с оговорками из 12 пунктов. 12 декабря 1991 г. его ратифицировал Верховный Совет РСФСР, за что проголосовали 188 депутатов, 6 - высказались против, 7 - воздержались.

В ночь с 12 на 13 декабря 1991 г. в столице Туркменистана Ашхабаде встретились лидеры центральноазиатских республик: Казахстана (Н.А. Назарбаев), Киргизии (А.А. Акаев), Таджикистана (Р. Набиев), Туркменистана (С.А. Ниязов) и Узбекистана (И.А. Каримов), которые обсудили варианты возможных действий в ответ на инициативу «славянской тройки», в том числе образование Конфедерации тюркских государств с подключением Таджикистана. Итогом ашхабадской встречи стало заявление, в котором стороны выразили свою принципиальную солидарность с Беловежским Соглашением и готовность войти в состав СНГ, причем на правах учредителей, а не в роли присоединившихся. Для рассмотрения всего комплекса вопросов формирования СНГ предлагалось провести общую встречу глав новых независимых государств. По мнению многих аналитиков, решения, принятые в бессонную декабрьскую ашхабадскую ночь 1991 г., решили судьбу Содружества, предотвратили возможную обвальную дезинтеграцию и правовой хаос на всем постсоветском пространстве.

Такая встреча состоялась 21 декабря 1991 г. в Алма-Ате. Официально были представлены 11 из 15 государств бывшего СССР, не участвовали Грузия и страны Балтии. В столицу Казахстана, помимо Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука, С.С. Шушкевича, пяти лидеров центральноазиатских государств, недавно участвовавших в ашхабадском саммите, прибыли президенты Азербайджана (А.Н. Муталибов), Армении (Л.А. Тер-Петросян), Молдовы (М. Снегур). Главы государств подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ, Декларацию, подтверждавшую его основные цели и принципы, ряд других документов. 3 декабря 1993 г. Алма-Атинский Протокол поддержала Грузия, тем самым присоединившись к СНГ.

В соответствии с Алма-Атинским Протоколом все подписавшие его государства «на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств». Сам Протокол рассматривается как составная часть Соглашения о создании СНГ. Алма-Атинская Декларация констатировала, что «с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». В ней было подчеркнуто стремление стран - участниц «построить демократические правовые государства, отношения между которыми будут развиваться на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и суверенного равенства, неотъемлемого права на самоопределение, принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела».

На встрече в Алма-Ате государства - участники заявили: они «поддерживают Россию в том, чтобы она продолжала членство СССР в ООН, включая постоянное членство в Совете Безопасности и других международных организациях».

Руководители государств-участников подписали Соглашение о координационных институтах СНГ, в соответствии с которыми создавался высший орган СНГ - Совет глав государств, а также Совет глав правительств.

Главы России, Белоруссии, Казахстана и Украины договорились о совместных мерах в отношении ядерного оружия. В специальном соглашении они подтвердили решимость содействовать реализации международных договоров о ликвидации ядерного оружия. К 1 июля 1992 г. Белоруссия и Украина «обеспечат вывоз тактического ядерного оружия на центральные предзаводские базы для разукомплектования под совместным контролем». Все страны взяли на себя обязательства «не передавать кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства и технологии», а также контроль над ними «ни прямо, ни косвенно». 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев сложил с себя полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами СССР и передал право на применение ядерного оружия Президенту России Б.Н. Ельцину.

Значение итогов Алма-Атинской встречи - образование правового и организационного фундамента СНГ, особенно с учетом того, что вполне вероятной альтернативой могли стать два региональных объединения - славянское и азиатское, противостояния между которыми в той или иной форме вряд ли удалось бы избежать.

30 декабря 1991 г. на встрече глав государств СНГ в Минске было принято Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств, подписан ряд других документов по наиболее острым в условиях распада СССР вопросам: о собственности бывшего СССР за рубежом, о вооруженных силах и пограничных войсках, о стратегических силах и др. 14 февраля 1992 г. президенты государств - участников СНГ подписали в Минске ряд важнейших актов по торгово­экономическому сотрудничеству, таможенной политике, транспорту и Декларацию о принципах сотрудничества в рамках Содружества.

Учредительные документы СНГ - Минское соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., Протокол к Соглашению и Алма-Атинская Декларация от 21 декабря 1991 г. - были дополнены Уставом СНГ. Его приняли в Минске 22 января 1993 г. руководители Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдовы, России, Таджикистана и Узбекистана. К июню 1994 г. Устав ратифицировали все государства - участники СНГ, за исключением Туркменистана и Украины, которые не подписали его до настоящего времени. В мае 1996 г. Устав СНГ был зарегистрирован в Секретариате ООН в качестве международного соглашения.

» Казахстан на пути к независимости. »

Распад СССР.

Весь 1990 год и особенно 1991 год, в числе главных проблем, стоящих перед СССР, стояла проблема подписания нового Союзного договора. Работа по его подготовке привела к появлению нескольких проектов, которые были опубликованы в 1991 году. В марте 1991 года по инициативе М.Горбачева был проведен общесоюзный референдум по вопросу о том, быть или не быть СССР и каким ему быть. Большинство населения СССР проголосовало за сохранение СССР.

Но, новые органы власти в союзных республиках сформулированные в результате выборов 1990 года, оказались настроенными более решительно на перемены, чем союзное руководство. К концу 1990 года практически все республики СССР приняли Декларации о своем суверенитете, о верховенстве республиканских законов над союзными. Возникла ситуация, которую обозреватели окрестили «парадом суверенитетов» и «войной законов». Политическая власть постепенно перемещалась из центра в республики.

Одновременно как в центре, так и на местах зрели опасения и боязнь неуправляемого распада СССР. Все это, вместе взятое придавало особое значение переговорам по новому Союзному договору. Весной и летом 1991 года в подмосковной резиденции Президента СССР М.Горбачева Ново-Огарево проходили совещания глав республик. В результате долгих и трудных переговоров было достигнуто соглашение, получившее название «9+1», т.е. девяти республик и центра, которые решили подписать Союзный договор. Подписание договора было намечено на 20 августа.

М.Горбачев отправился на отдых в Крым, в Форас, намереваясь вернуться в Москву 19 августа. Но, 19 августа 1991 года в стране было объявлено об образовании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), а Президент СССР, находившийся в Форасе был изолирован, по сути дела это была попытка государственного переворота. Эти события ускорили распад СССР.

Создание СНГ.

В ноябре 1991 года в Ново-Огарево уже семь республик (Россия, Беларусь, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Туркменистан, Таджикистан) заявили о намерении создать новое межгосударственное образование - Союз Суверенных Государств (ССГ). Лидеры «семерки» решили до конца 1991 года подписать новый Союзный договор. На 25 ноября 1991 года было назначено его подписание. Но и это не произошло. Свою подпись поставил лишь М.Горбачев, а сам проект был направлен на утверждение парламента семи республик. Это был лишь повод. Фактически все ждали исхода назначенного на 1 декабря 1991 года референдума о независимости Украины. Население Украины в декабре 1991 года проголосовало за полную независимость Украины, похоронив тем самым надежды М.Горбачева сохранить СССР.

Бессилие центра привело к тому, что 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще, под Брестом, руководители Белоруссии, России, Украины подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В нем говорилось о том, как «учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922 года, констатируют, что Союз ССР как субъект международного права прекратил свое существование»1). Это соглашение аннулировало Договор 1922 года об образовании СССР и одновременно образовывало СНГ.

Затем 13 декабря лидеры республик Средней Азии и Казахстана к встрече в г.Ашхабаде проанализировали беловежское соглашение и выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества.

21 декабря 1991 года в Алма-Ате состоялась встреча лидеров «тройки», «пятерки», Армении, Азербайджана, Молдавии. На Алма-Атинской встрече была принята Декларация о прекращении существования СССР и образовании СНГ в составе девяти государств.

Главнокомандующего и заявил о своем уходе с поста Президента СССР. 26 декабря 1991 года одна из двух палат Верховного Совета СССР, которую удалось созвать - Совет Республик принял формальную Декларацию о прекращении существования СССР.

Итак, Союз Советских Социалистических Республик перестал существовать. Участники Алма-Атинской встречи приняли пакет документов, согласно которым:
- констатировалась территориальная целостность входивших в содружество государств;
- сохранялось единое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием;
- создавались высшие органы власти СНГ - Совет глав государств и Совет глав правительств;
- объявлялся открытый характер Содружества.

Конспект по истории России

Предпосылки распада СССР .

1) Глубокий социально-экономический кризис, охвативший всю страну. Кризис привел к разрыву экономических связей, породил у республик стремление "спасаться в одиночку".

2) Разрушение советской системы - резкое ослабление центра.

3) Распад КПСС.

4) Обострение межнациональных отношений. Национальные конфликты подорвали государственное единство, став одной из причин разрушения союзной государственности.

5) Республиканский сепаратизм и политическая амбициозность местных лидеров.

Распад КПСС, цементирующей силы политической системы, всей союзной государственности шел не только по идейной, но и по национальной линии:

а) конец 1989-1990 гг. - выход из КПСС прибалтийских компартий.

б) 1990 г. - создание КП РСФСР (в составе КПСС).

в) 1990-1991 гг. - многопартийность. В январе 1991 г. в Харькове проходит Демократический конгресс (47 партий и движений из 12 республик), который предложил выразить недоверие правительству и президенту, бойкотировать референдум 17 марта и распустить СССР.

Ослабление власти советов - следующий этап ослабления центра.

Национальные конфликты - " разбегание" республик, парад суверенитетов:

а) 1988 г. - оппозиция в Прибалтике берет курс на выход из СССР. "Саюдис" в Литве, фронты в Латвии и Эстонии (позднее они победят на выборах).

б) 1988 г. - начало армяно-азербайджанского конфликта по поводу принадлежности Нагорного Карабаха. Большие жертвы, свыше 800 тыс. беженцев. Беспомощность союзных структур.

в) 1990 г. - республики принимают Декларацию о суверенитете (в том числе и Россия), заявляют о преимуществе своих законов перед союзными. Первой была Литва - 11 марта 1990 г. объявившая о суверенитете в нарушении закона СССР о порядке выхода республик из СССР.

Демократическим путем удержать власть союзный центр уже не может и прибегает к военной силе : Тбилиси - сентябрь 1989 г., Баку - январь 1990 г., Вильнюс и Рига - январь 1991 г., Москва - август 1991. Кроме того - межнациональные конфликты в Средней Азии (1989-1990 гг.): Фергана, Душанбе, Ош и др.

Последней каплей, подтолкнувшей партийно-государственное руководство СССР к выступлению, была угроза подписания нового Союзного договора, который был выработан в ходе переговоров представителей республик в Ново- Огарево.

Новоогаревский процесс :

1990-1991 гг. - обсуждение нового Союзного договора (первый вариант: широкие полномочия республик при сохранении единого государства).

23 апреля 1991 г. в Ново-Огарево состоялись переговоры Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза и подписания такого договора. Его проект предусматривал создание Союза суверенных государств (ССГ), как демократической федерации равноправных советских суверенных республик. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 года.

Некоторые из республик отказались подписывать даже этот достаточно либеральный договор и объявили о создании независимых государств (Литва, Латвия, Эстония, Молдова, Грузия и Армения).

Августовский путч 1991 г. и его провал .

Август 1991 г. - Горбачев находился на отдыхе в Крыму. На 20 августа было намечено подписание нового Союзного договора.

18 августа ряд высших должностных лиц СССР предлагают Горбачеву ввести чрезвычайное положение на территории всей страны, но получают с его стороны отказ.

Чтобы сорвать подписание Союзного договора и сохранить свои властные полномочия, часть высшего партийно-государственного руководства попыталась захватить власть. 19 августа в стране было введено чрезвычайное положение (на 6 месяцев). На улицы Москвы и ряда других крупных городов были введены войска.

Возглавил переворот Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП), который взял в свои руки всю полноту власти в стране (Янаев, Павлов, Крючков, Пуго, Язов, Стародубцев и др.).

В обращении к стране говорилось о невозможности Горбачева - в связи с состоянием здоровья - исполнять президентские обязанности. Было объявлено о стремлении восстановить порядок в стране и предотвратить развал Союза.

Почти все центральные газеты, за исключением «Правды», «Известий», «Труда» и некоторых других, были запрещены, прекратили работу все каналы Центрального телевидения, за исключением 1-й программы, и почти все радиостанции. Деятельность всех партий, кроме КПСС, была приостановлена.

Основным политическим соперником ГКЧП было руководство РСФСР. Именно против него и был направлен основной удар. Вокруг здания Верховного Совета РСФСР («Белого дома») были сконцентрированы войска, которые должны были занять здание, разогнать парламент и арестовать наиболее активных его участников.

Но переворот не удался . Население страны в основном отказалось поддерживать ГКЧП, армия же не захотела применять силу против своих граждан. Уже 20 августа вокруг «Белого дома» выросли баррикады, на которых находилось несколько десятков тысяч человек, а часть воинских подразделений перешла на сторону обороняющихся. Сопротивление возглавил президент России Б.Н.Ельцин. Действия ГКЧП весьма негативно были восприняты за рубежом, откуда сразу прозвучали заявления о приостановке помощи СССР.

Переворот был крайне плохо организован, отсутствовало деятельное оперативное руководство. Уже 22 августа он потерпел поражение, а сами члены ГКЧП были арестованы. Министр внутренних дел Пуго застрелился.

Главной причиной провала государственного переворота являлась решимость масс защитить свои политические свободы.

Заключительный этап распада СССР . (сентябрь - декабрь 1991 гг.).

Попытка государственного переворота резко ускорила распад СССР, привела к утрате Горбачевым авторитета и власти, к заметному усилению популярности Ельцина. Деятельность КПСС была приостановлена, а затем прекращена. Горбачев оставил пост Генерального Секретаря ЦК КПСС и распустил ЦК. В последовавшие за путчем дни 8 республик заявили о своей полной независимости, а три Прибалтийские республики добились признания со стороны СССР. Произошло резкое сокращение компетенции КГБ, было объявлено о его реорганизации.

1 декабря 1991 г. более 80 % населения Украины высказалось за независимость своей республики.

8 декабря 1991 г. - Беловежское соглашение (Ельцин, Кравчук, Шушкевич): было заявлено о прекращении действия Союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур бывшего Союза. Россия, Украина и Белоруссия достигли договоренности о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) . Три государства приглашали все бывшие республики вступить в СНГ.

21 декабря 1991 г. - на встрече в Алма-Ате, куда, как и на предыдущую встречу, Горбачев приглашен не был, к СНГ присоединились 8 республик. Была принята Декларация о прекращении существования СССР и о принципах деятельности СНГ. 25 декабря Горбачев объявил о сложении с себя функций президента в связи с исчезновением государства. В 1994 г. в СНГ вошли Азербайджан и Грузия.

15 мая 1992 г. в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности стран-членов СНГ (его подписали 6 стран, позднее к договору присоединились Белоруссия, Киргизия и Грузия).

В 1992 г. начался вывод российских войск из стран ближнего зарубежья: Прибалтики, Грузии, Молдовы, Таджикистана и Армении. Вместе с тем военные конфликты, разгоревшиеся в ряде республик бывшего СССР (Грузия, Молдова, Таджикистан), вынудили российское руководство оставить на их территории часть своих войск в качестве миротворческих сил.

После прихода в конце 1995 г. к руководству МИД РФ Е.М. Примакова отношения России со странами СНГ стали более плодотворными. 29 марта 1996 г. между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией был подписан Договор об урегулировании интеграции в экономической и гуманитарной областях. В мае 1997 г. Россия и Украина подписали Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве.

2 апреля 1996 г. в Москве был подписан «Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России », который предусматривал воссоздание в 1996- 1997 гг. единого экономического и финансового пространства. 2 апреля 1997 г. Сообщество было преобразовано в Союз России и Белоруссии, а 23 мая подписан Устав Союза. 8 декабря 1999 г. был подписан «Договор о создании союзного государства», который 22 декабря 1999 г. был принят Государственной Думой и 2 января 2000 г. ратифицирован и.о. Президента России В.В. Путиным.

За период существования СНГ подписано более 900 принципиальных нормативно-правовых актов. Они касались единого рублевого пространства, открытости границ, обороны, космоса, информационного обмена, безопасности, таможенной политики и т.д. Руководители стран проводили регулярные встречи. Однако интеграционные процессы имеют свои особенности и определенные трудности. Начиная с середины 1999 г., руководство Грузии, Азербайджана и Узбекистана государственные проблемы предпочитают решать путем расширения сотрудничества с США и странами НАТО.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Распад СССР

1.1 Экономические реформы

1.2 Политические реформы

2.Образование СНГ

2.1 Органы СНГ

Заключение

Список литературы

Введение

Союз Советских Социалистических республик существовал с 1922 г. -1991 г. и занимал 1/6 части суши Земли.

СССР являлся сверхдержавой и в своем соц. лагере противостоял США и странам НАТО. Оказывал большое влияние на мировое сообщество в экономическом, политическом, технологическом отношении. СССР - это целая эпоха жизни советских поколений, которые до сих пор не забыты. Отношение людей к СССР является двояким - кто-то утверждает, что «не будь СССР, уровень жизни стран было бы лучше», кто-то «без СССР страны соц. лагеря не смогли бы существовать» и т.д.

На всем протяжении существования СССР правительство вело разную политику в отношении стран. В самой же России в тот момент начались экономические кризисы. В массах людей явилось сознание переворота. Изменить жизнь, перейти на демократию. В этом способствовала США своей «холодной войной». Именно США признали независимость стран Балтии и поддерживали их.

Происходящие события вынудили правительство объявить о прекращении существования СССР.

экономический реформа содружество независимый

1. Распад СССР

Причины распада:

После смерти Брежнева в 76 лет (10 ноября 1982 года) начинается головокружительная «карусель»: сначала генсеком становится 74-летний (председатель КГБ с мая 1967г.) Андропов.

9 февраля 1984 года Андропов умирает и генсеком становится 73-летний Черненко. Он не оставил практически никакой памяти о себе и 12 марта 1985 года опять же скончался.

С этого момента начинается правление Горбачева. Ему всего 54 года, по сравнению с предыдущими генсеками он выглядит довольно молодо. Народ после прихода Горбачева к власти ожидает перемен

26 марта 1989 года в СССР произошли выборы, которые послужили началом сдвигов к демократии. Чего не произошло на самом деле.

Экономическая ситуация в стране, которая требовала значительных сдвигов к реформам склоняло общество к демократам.

В 1990 году Горбачев, понимая, что выборы пройдут не в его пользу объявил себя президентом СССР.

В стране все больше происходит ослабление политической системы. Усложнили ситуацию события в Прибалтике. Там происходила борьба вокруг договора о союзе. В это время происходит чистка кадров в политическом аппарате России.

События 1990-х года привели к политическому кризису в стране. Что помогло Прибалтийским странам в одностороннем порядке объявить свою независимость. Их поддержали другие республики, которые тоже стремились к независимости.

1.1 Экономические реформы

Горбачев избрал вполне марксистский метод - метод проб и ошибок. Сначала было «ускорение» - попытка с помощью идеологических заклинаний и призывов к «каждому на своем рабочем месте» заставить проржавевший хозяйственный механизм крутиться быстрее.

Но одними уговорами было не обойтись: на выпуск товаров народного потребления была задействована только 1/7 часть основных производственных фондов. И правительство затеяло малую индустриализацию - с тем, чтобы в конечном итоге модернизировать отсталую легкую промышленность.

Все это, однако, закончилось провалом уже на первом этапе: миллиардные государственные капиталовложения в базовые отрасли бесследно растворились во всеобщем бедламе - нового оборудования, материалов, технологий легкая промышленность так и не дождалась.

Часть оборудования так и осталась на складах и под открытым небом (из-за нехватки производственных площадей), а то, что удалось, в конце концов, смонтировать, то и дело давало сбои. Целые поточные линии простаивали из-за неправильной эксплуатации, отсутствия запчастей, низкого качества сырья.

Все это сделало очевидным, что при отсутствии стимулов у производителей ничего в экономике не повернешь. Тогда правительство решило дать предприятиям хозрасчетную самостоятельность.

Но ограниченная свобода обернулась лишь правом бесконтрольного расходования государственных средств и привела к вздуванию цен, сокращению объемов производства и резкому росту денежной массы в наличном обращении.

1.2 Политические реформы

В 1985-1986 гг. шла активная борьба с дисциплиной и коррупцией. В Политбюро ЦК КПСС создана комиссия во главе с Яковлевым, целью которой было дополнительное изучение документов репрессированных в 30е-50е гг. граждан. Так же за взяточничество и хищения наказан ряд государственных деятелей. Реабилитированы Бухарин, Рыков и некоторые профессора-экономисты.

В конце 80х годов началась перестройка государственной власти. Начало положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.)

Разыгралась острая борьба. Держался курс на создание правового государства, главную роль в котором играла политическая реформа. Суть ее заключалась в разделение обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. В связи с этим появляется новый орган власти - Верховный Совет. Он является постоянно действующим парламентом. Политическая система направлена на создание демократического государства, составной частью которого является введение президентского поста.

В конце 1988 года изменена система выборов в Советы. Избрание народных депутатов должно проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти состоялись весной 1989 года.

С марта 1990 года на пост первого президента был назначен М.С. Горбачев.

В 1991 году в России произошел путч. 19 августа президент Горбачев М.С. вынужден пойти в отставку. Установилась власть ГКЧП. Эти события изменили страну. Страны Союзного государства не пожелали подписать новый договор о Союзе.

В декабре 1991 г. прекратил свое существование Советский Союз и образовалась новая организация - Содружество Независимых Государств.

Три республики (Украина, Белоруссия, Россия) собрались в Беловежской пуще для подписания договора о создании ССГ. Беловежское соглашение теоретически объявило о распаде СССР. Так как Россия, Украина и Белоруссия приняли решение о ликвидации СССР, другим республикам пришлось принять распад СССР как должное. Бывшие страны союзной республики приняли решение о создании Содружества Независимых Государств.

2. Образование СНГ

8 декабря 1991 года было подписано Соглашение о создании Содружества Независимых Государств. 21 декабря 1991 года был подписан протокол к соглашению о создании СНГ. Протокол был подписан главами 11 стран, которые стали учредителями: Беларусь, Армения, Казахстан, Кыргызстан, Азербайджан, Молдова, Украина, Таджикистан, Туркменистан, Россия, Узбекистан,

Государства, входящие в СНГ становятся самостоятельными, независимыми государствами. Главой СНГ может стать та страна, которая поддерживает и разделяет цели и принципы Содружества.

Высший орган Содружества Независимых Государств - Совет глав государств. Основными функциями Совета являются:

Обсуждение и решение принципиальных вопросов, связанных с деятельностью государств в сфере их общих интересов;

Координация сотрудничества органов исполнительной власти стран СНГ в социальной, экономической и иных сферах общих интересов.

На стадии образования СНГ возникли проблемы. Россия хотела дальше контролировать бывшие союзные республики, однако, как бывшие страны (Белоруссия, Украина) стремились окончательно избавиться от советского влияния и считали вступлением в СНГ как переходный период. Несмотря на это России приходилось вмешиваться в дела бывших советских республик с целью урегулирования конфликтов между ними. Это Гражданская война в Таджикистане, грузино-абхазский конфликт.

Процесс перехода от объединения до единого государства происходил с большими трудностями. Трудности определяются рядом причин:

Различные по степени развитости с отличными возможностями самостоятельного существования экономики других стран. За советский период очень много сделано для развития индустрии так других стран, но этот процесс шел неравномерно, и комплексности хозяйства во многих республиках не существовало. Таким образом, в экономическом отношении большинство союзных республик не было готово к разделению территории.

Разными хозяйственными и политическими интересами руководящих элит стран СНГ в первоначальный пореформенный период. В годы разделения стран Россия стремилась как можно дальше отдалиться от стран бывших советских республик, чтобы не стать донором и источником инвестиций.

Возникли большие противоречия между странами Содружества в связи с разными интересами. За десять лет международными коллективами в органах СНГ было разработано много важных в методологическом и методическом отношении документов, регулирующих торгово-политическое и валютно-финансовое сотрудничество. Внедрения документов в жизнь было вызвано отделение и образование группировок внутри сообщества.

Спецификой модели функционирования народного хозяйства, определяемой экономической политикой каждой из стран СНГ, и направленных на реализацию этой задачи хозяйственных реформ. Многообразие имеющихся зависит от поставленных целей развития и имеющимися ресурсами и средствами достижения результатов руководящей силы.

В конце 90-хх гг. появились обострения отношений между странами содружества. Это связано с недостаточностью перехода на рыночные отношения, также различия в уровне жизни населения, в размерах территории и в технологиях.

2.1 Органы СНГ

Высшим органом организации является Совет глав государств СНГ, в котором представлены все государства-участники Содружества и который обсуждает и решает принципиальные вопросы, связанные с деятельностью организации. Совет глав государств собирается на заседания два раза в год. Совет глав правительств СНГ координирует сотрудничество органов исполнительной власти государств -- участников в экономической, социальной и иных областях общих интересов. Собирается два раза в год. Все решения как в Совете глав государств, так и в Совете глав правительств, принимаются на основе консенсуса. Главы двух этих органов СНГ председательствуют поочерёдно в порядке русского алфавита названий государств -- участников Содружества.

3. Проблемы формирования СНГ как международно-политического региона

В СНГ вызревание сотрудничества шло по двум векторам. Первый - создание рамочной нормативно-правовой базы сотрудничества политического характера. Развитие этого вектора пришлось на 1991-1993 гг. Второй вектор - выстраивание низового уровня нормативной базы, прежде всего мягкого конвенционного законодательства, значительную роль, в котором сыграли хозяйствующие субъекты, как постсоветского пространства, так и извне. Серединный элемент - «управленческий» слой нормативно-правовой базы - остается не выстроенным. Это объясняется как неготовностью лидеров спуститься с политико-декларативного уровня, так и неспособностью национальных бизнес-сообществ пролоббировать этот сектор. Отсутствие этого наиболее заметного слоя регулирования и порождает пессимизм «не-внимательного наблюдателя» в отношении СНГ.

Еще несколько месяцев назад можно было говорить, что здесь есть положительные подвижки. Происходили они, прежде всего, по линии таких форматов, как российско-белорусский союз, где нарабатывались необходимая правовая база и механизмы взаимодействия, которые со временем могли быть перенесены на уровень «большого» СНГ. Однако отсутствие со стороны Минска реальных шагов в сторону образования Союзного государства в конце 2003 года свидетельствует о неготовности (или нежелании) руководства Белоруссии придать этому новому образованию конкретные очертания.

Аналитики не высоко оценивают перспективы развития СНГ как международно-политического региона. А.В. Мальгин, например, считает, что возникшие на постсоветском пространстве государства изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности» 6 . Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий 7 . Вторая возможность была полноценно использована прибалтийскими странами. Для других государств на обозримую перспективу такая возможность маловероятна. Ни один регион, граничащий с СНГ, пока не может по объективным причинам абсорбировать какое-либо из государств, возникших после распада Советского Союза, на условиях выше маргинального участия.

На долгосрочную перспективу остается открытым вопрос, насколько долговечным является постсоветский международно-политический регион. Не является ли он переходным к другим очертаниям.

Появление международно-политического региона на постсоветском пространстве было объективно предопределено, как предопределено и наличие хотя бы минимальных институционализированных механизмов его организации, схожих с принятыми в мировой практике. Это, в свою очередь, объясняется тем, что страны, его составляющие, при всех издержках, являются странами конвенционального международно-политического поведения. Элиты этих стран были составной частью советской элиты, которая на протяжении полувека активно формировала нормы и традиции современного международного поведения.

В последнее время в СНГ (и во внешней политики России в отношении СНГ) наметилась проблема автономизации азиатского и европейского флангов Содружества.

СНГ так и не стало важной частью внутреннего политического поля государств-участников. Вместе с тем, это кардинально необходимо, так как может стать мотором реального сближения. В этом вопросе очень показателен пример возникновения европейской интеграции.

Можно также указать на проблему парламентаризма в Содружестве и проблему информационного пространства. Межпарламентская ассамблея СНГ остается сугубо формальным органом, даже сам принцип комплектования которого - делегирование национальных парламентских депутаций - не служит превращению Ассамблеи в механизм мобилизации и организации политических сил.

Отсутствие единого политического процесса на территории стран СНГ приводит к «провисанию» единого информационного поля, так как сфера информации является производным от политического процесса. В противном случае единое информационное пространство вряд ли возможно.

Заключение

Распад Советского Союза очень сильно повлиял на социокультурное, экономическое, политическое состояние стран. Раньше все страны были единой страной после распада СССР многие люди остались «за бортом».

Большинство стран бывшего СССР сознают свою незащищенность. Бывшие союзные страны договорились о создании СНГ для того, чтобы помогать друг другу в рамках Содружества.

Россия стремилась же сохранить свое влияние на бывшие союзные республики. В связи с разделением территории многие стратегические объекты СССР, принадлежащие вследствие России остались в союзных странах. Россия стремилась укрепить отношения между Украиной, Белоруссией и Грузией.

На протяжении с 90-х гг. по 2010 г происходят сильные охлаждения отношений между Россией и этими странами. Украина и Грузия стремились как можно дольше отдалиться от России и сблизиться со странами Запада.

Вследствие холодных отношений с Грузией вылились в еще большие противоречивые отношения. В 2009 году Грузия перестала быть членом СНГ.

В данный момент все страны бывшего СССР находятся на разной стадии развития экономики. В течение 10 лет с момента образования СНГ Россия стремилась поддерживать бывших союзных республик, решая их различного рода проблемы. Являясь для них донором. В настоящее время отношение между странами происходят в рамках соседствующих стран.
СНГ существует в настоящем времени, все страны являются независимыми государствами со своей независимой экономикой, политикой и территорией.

Список литературы

1. Проект Договора о Союзе Суверенных Государств // Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. Приложение. М., 1995.

2. История России: новейшее время (1945--1999). М., 2001.

3. Новейшая история Отечества. ХХ век. Т. II. М.

4. Аврус А. И., Голуб Ю. Г. Отечество в ХХ веке: от Российской империи до Российской Федерации. Саратов, 1997.

5. Горбачев М. С. Жизнь и реформы. Кн. 2. М., 1995.

6. Ельцын Б. Н. Записки президента. М., 1994.

7. Примаков Е. М. Годы в большой политике. М., 1999.

8. Россия сегодня: Политический портрет в документах: 1985--1991. М., 1991.

9. Соргин В. Политическая история современной России: 1985--1994. М., 1994.

10. Стратегия для России: повестка дня для президента-2000. М., 2000.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Изучение исторических особенностей распада СССР. Характеристика причин и последствий распада самого крупного государства. Рассмотрение мотивов и целей образования Содружества Независимых Государств. Анализ новых возможностей для бывших республик.

    реферат , добавлен 30.01.2015

    Направления внешней политики СССР в 1985-1991 г., концепция нового политического мышления. Влияние процессов перестройки на общество. Государственный переворот в стране. Кризис социалистического лагеря. Становление содружества независимых государств.

    реферат , добавлен 05.12.2016

    Исследование и оценка значения причин распада СССР как процесса системной дезинтеграции в экономике, социальной структуре, общественной и политической сфере. Анализ последствий: образование независимых государств, национальные конфликты, крах экономики.

    реферат , добавлен 15.02.2011

    Социально-экономические предпосылки распада СССР: дизентеграционные процессы, реформы политической системы, попытка усиления исполнительной власти. Распад СССР и "парад суверенитетов", политические и социально-экономические последствия данного процесса.

    контрольная работа , добавлен 12.03.2011

    Апрельская революция 1978 года, ее шансы и последствия. Ввод в Афганистан советских войск. Проблемность ситуации вокруг страны для государств-членов Содружества независимых государств. Заключение Женевских соглашений. Подвиги братчан в Афганистане.

    курсовая работа , добавлен 08.07.2015

    Предпосылки распада СССР. Реформа политической системы. Создание нового органа власти – Верховного Совета. Изменение отношения к религии. Создание политических партий и движений. Экономическая реформа. Союз суверенных стран. Анализ причин распада СССР.

    реферат , добавлен 11.03.2009

    Дезинтеграционные процессы в СССР как основа возникновения самопровозглашенных государств. Распад Союза и завершение процесса формирования непризнанных государств. Международно-правовые основания образования Приднестровской Молдавской Республики.

    курсовая работа , добавлен 09.09.2012

    Распад Союза Советских Социалистических Республик: причины. Становление российской государственности после распада СССР. Конституция РФ 1993 года. Развитие права Российской Федерации. Глобальные экономические и политические процессы.

    реферат , добавлен 08.04.2004

    Эпоха колонизации, её зарождение и развитие. Типы колониальных владений Британии. Система управления в колониях Англии. Национально-освободительные революции и распад Британской империи, образование независимых государств и Британского Содружества наций.

    курсовая работа , добавлен 16.02.2015

    Перестройка в СССР, ее основные этапы и политические реформы. Декабрьские события 1986 года в Алма-Ате и их политическая оценка. Политические и экономические реформы в Казахстане в 1985-1991 годах. Распад СССР, создание СНГ и реакция азиатских республик.

Дезинтеграционные процессы проявились в СССР еще до путча 1991 г. А после него Союз фактически перестал существовать. Во время путча о выходе из СССР заявили страны Балтии. Их независимость была признана международным сообществом, Россией, а 6 сентября 1991 г. - Госсоветом СССР. До конца августа независимость провозгласили почти все республики СССР. Позднее других это сделали Таджикистан (сентябрь), Туркменистан (октябрь) и Казахстан (декабрь).

2-5 сентября 1991 г. состоялся внеочередной Съезд народных депутатов СССР, который фактически самораспустился, приняв закон «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период». С целью разработки Конституции Союза суверенных государств (ССГ) создавался новый Верховный Совет, формируемый из представителей республик. Он собрался на первую сессию 21 октября, однако своих представителей на нее направили лишь семь республик. Для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Государственный Совет в составе президента СССР и лидеров 11 республик. Вместо правительства СССР был создан временный орган - Межреспубликанский экономический комитет, в котором республики были представлены на паритетных началах. Таким образом, осенью 1991 г. система основных политических, законодательных и исполнительных органов СССР была заменена органами межреспубликанского сотрудничества.

В рамках Госсовета начались переговоры М. Горбачева с лидерами республик о будущем устройстве ССГ. Грузия, Молдова, Армения и Азербайджан уклонились от участия в этой работе. С ноября на заседания Госсовета перестал приезжать лидер Украины Л. Кравчук.

1 октября 1991 г. в Алматы состоялась встреча руководителей 13 республик, на которой был парафирован Договор об экономическом сообществе. В Москве 18 октября его подписали восемь государств (договор не подписали Азербайджан, Грузия, Молдова, а Украина присоединилась к договору 6 ноября).

14 ноября 1991 г. на заседании Госсовета семь республик высказались за создание конфедеративного государства - ССГ. Однако 25 ноября лидеры республик отказались парафировать проект договора о ССГ. Было принято лишь решение направить его на рассмотрение Верховных Советов республик.

В условиях начавшегося распада Союза 1 декабря 1991 г. на Украине состоялся референдум, в ходе которого 90,3% принявших в нем участие избирателей высказались за независимость, тем самым подкрепив позицию украинского руководства, которое еще в ноябре предлагало создать сообщество равноправных государств без общего политического центра.

8 декабря 1991 г. в Вискулях под Брестом (Беларусь) состоялась встреча лидеров России, Украины и Беларуси - Б. Ельцина, Л. Кравчука и С. Шушкевича, которые подписали Заявление и Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Заявление, в частности, констатировало, что переговоры о подготовке нового союзного договора зашли в тупик, а объективный процесс выхода республик из состава СССР и образования независимых государств стал реальным фактом. В этой связи объявлялось о создании СНГ. В Соглашении Беларусь, Россия и Украина как государства - учредители Союза ССР, подписавшие союзный договор 1922 г., констатировали, что СССР прекращает свое существование как субъект международного права и как геополитическая реальность. Не рассматривая СНГ как субъект международного права, лидеры трех государств договорились отнести к сфере совместной деятельности стран Содружества, реализуемой через его координирующие органы, такие области, как :


Координация внешнеполитической деятельности;

Сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, общеевропейского и евразийского рынков, в разработке таможенной политики;

Сотрудничество в развитии систем транспорта и связи;

Сотрудничество в области охраны окружающей среды, участие в создании всеобъемлющей международной системы экологической безопасности;

Миграционная политика;

Борьба с организованной преступностью.

СНГ провозглашалось открытым для присоединения всех государств бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих его цели и принципы.

Минское соглашение было ратифицировано Верховным Советом Беларуси и Верховной Радой Украины 10 декабря 1991 г. 12 декабря его ратифицировал Верховный Совет РСФСР. Однако Горбачев апеллировал к руководству и парламентам республик, предлагая им рассмотреть оба документа - договор о ССГ и соглашение о СНГ - и вынести окончательное решение о судьбе Союза.

13 декабря 1991 г. в Ашгабате (Туркменистан) собрались лидеры пяти центрально-азиатских государств. На встрече обсуждался, в частности, вариант образования Конфедерации туркестанских государств. Однако в конечном счете лидеры пяти стран приветствовали создание СНГ и высказались за вхождение в его состав. На встрече были приняты заявление, поправки и предложения к Минскому соглашению. Для обсуждения всего комплекса связанных с созданием Содружества вопросов было предложено провести общую встречу руководителей новых независимых государств.

Такая встреча состоялась в Алматы 21 декабря 1991 г. На нее приехали лидеры 11 стран бывшего СССР. К трем славянским и пяти центрально-азиатским республикам присоединились Азербайджан, Армения и Молдова. Из бывших советских республик во встрече не принимали участие лишь страны Балтии, с самого начала дистанцировавшиеся от СНГ, и Грузия. На встрече были приняты алматинский протокол, Декларация, ряд других документов. Алматинский протокол зафиксировал, что все подписавшие его одиннадцать государств «на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств». Сам протокол рассматривался как составная часть Соглашения о создании СНГ. Алматинская Декларация констатировала, что «с образованием Содружества Независимых Государств Союз Советских Социалистических Республик прекращает свое существование». Тем самым бывшему СССР был вынесен окончательный приговор. В специальном соглашении лидеры одиннадцати государств договорились для решения вопросов, связанных с координацией деятельности государств Содружества в сфере общих интересов, создать высший орган Содружества - Совет глав государств (СГТ), а также Совет глав правительств (СГП). 25 декабря М. Горбачев сложил с себя полномочия Верховного главнокомандующего ВС СССР и передал право на применение ядерного оружия президенту России Б. Ельцину.

30 декабря 1991 г. на встрече глав государств СНГ было принято Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств СНГ, подписаны другие соглашения, которыми намечались пути и механизмы решения наиболее остро вставших в условиях распада СССР вопросов: о собственности бывшего СССР за рубежом, о Вооруженных Силах и Пограничных войсках, Соглашение по стратегическим силам и некоторые другие.

Первые учредительные документы СНГ - Минское соглашение от 8 декабря и алматинский протокол от 21 декабря 1991 г. были впоследствии дополнены Уставом Содружества, принятым в Минске 22 января 1993 г. и вступившим в силу в январе 1994 г.

Конфликты:

Азербайджан и Армения находились в состоянии войны друг с другом. Политические противоречия существовали м\у Россией и Украиной. В Молдавии, ввиду роста настроений в пользу объединения с Румынией, возник гражданский конфликт из-за статуса Приднестровья, в котором Кишинев, с одной стороны, и Москва и Киев, с другой, оказались в состоянии полуоткрытого противоборства. В Таджикистане началась борьба м\у территориальными кланами. Она слилась с противостоянием сторонников светского и исламского правления и вылилась в гражданскую войну. В такой ситуации говорить об успехе сотрудничества в СНГ было трудно. Его задача состояла в стабилизации обстановки на пространстве бывшего СССР, замораживании возникших конфл-ов и предупреждении новых.

15 мая 1992 г. в Ташкенте Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали Договор о коллективной безопасности сроком на пять лет с возможностью последующего автоматического продления.

Ташкентский договор не мог служить основой эффективной военно-полит организации на пространстве СНГ ввиду противоречий м\у присоединившимися к нему странами. Армения и Таджикистан вступили в него с серьезными намерениями, добиваясь военной помощи от России. Армения – опасаясь войны с Азербайджаном и союзной ему Турцией. Таджикистан – из страха перед возможным вмешательством со стороны Узбекистана и интервенцией исламских экстремистов с территории Афганистана.

Юридически Ташкентский договор выглядел как «сильный». В ст. 4 говорилось о том, что нападение на одну из стран-участниц будет рассматриваться как агрессия против них всех. Но в договоре не пояснялось, применимо ли это положение к любому нападению или же только нападению извне, то есть со стороны гос-в, не являющихся участниками договора.

Конфликты на территории Содружества показали невысокую эффективность Ташкентского договора с тем кругом участников, которые к нему присоединились и с т.з. тех целей, которые были в нем официально заявлены. Вместе с тем, он создал юридическую базу для формирования многонациональных миротворческих сил СНГ, ядро которых составляли контингенты России.

В первой половине 90-х годов российские пограничники продолжали обеспечивать охрану внешних границ гос-в СНГ, о чем были заключены специальные соглашения.

С 1991 г. на территории СНГ осуществлялось четыре миротворческие операции в зонах конфл-ов в трех гос-вах: в Молдавии на территории Приднестровья с 1992 г., в Грузии на территории Южной Осетии с 1992 г. и Абхазии с 1994 г., в Таджикистане с 1993 г. В Абхазии выполнялась миссия по поддержанию мира под эгидой СНГ, а в Приднестровье и Южной Осетии – операции на основании межгос-венных соглашений с участием представителей непосредственных участников соответствующих конфл-ов.

 
Статьи по теме:
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О
Распространенность аллергических заболевании
1 Аллергические заболевания в последние десятилетия все больше привлекают внимание из-за нарастающей распространенности среди населения. В статье представлены результаты исследования распространенности аллергических заболеваний за 2009-2015 годы в Липец
Военные походы александра македонского Походы александра македонского были в
После смерти царя Филиппа II престол занял его сын Александр. Весть о смене правителя разнеслась по предместьям очень быстро, после чего власти в Афинах, Фивах и некоторых других крупных городах попытались изгнать македонские гарнизоны. К тому же начали б
Скорость тела при неравномерном движении Скорость тела при неравномерном движении
1. Равномерное движение встречается нечасто. Обычно механическое движение - это движение с изменяющейся скоростью. Движение, при котором скорость тела с течением времени изменяется, называют неравномерным . Например, неравномерно движется транспорт. Авт