Развитие концентрации внимания младших школьников. Игры на развитие внимания у младших школьников

Шамиль Ахмадуллин

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru .

Основная деятельность детей младшего школьного возраста - обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе - результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание - понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, ) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание - это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания - недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность - результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или , дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений - научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность - неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети - собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите и поручите школьнику уход за ним.

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти - залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков - запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», - говорит первый игрок. «Морковь, редис», - произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель - игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

Например:

1 РНАКОТ НВПРАКОРОВА ЕВРАСОБАКИ ЦРВМ

Правильный ответ: собаки - лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТО ЫЕАРБРА ЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь - лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания - безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка - найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания - способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.


1. «НАЙДИ ОТЛИЧИЯ».

Для развития внимания детей младшего школьного возраста можно использовать следующие задания:

а) Сравни картинки между собой и назови отли­чия. Найди 5 отличий на этих картинках (с. 186- 187).

б) Чем отличаются между собой эти картинки? Найди 10 отличий (с. 188-189).

2. Для тренировки памяти можно воспользовать­ся фигурными таблицами, материалами для про­ведения корректурной пробы (подробно о методике проведения пробы написано ниже).

3. Для развития внимания младших школьников может быть рекомендован игровой тренинг.

Игровой тренинг для развития внимания младших школьников

Игра «числа»

Учащиеся встают в круг. Ведущий предлагает следующую игру: «Сейчас мы по очереди будем считать от 1 до 30. Будьте внимательны, т. к. числа, содержащие 3 или делящиеся на 3, произносить нельзя. Вместо этого надо сделать хлопок. Тот, кто ошибается, выбывает из игры».

Можно предложить другой вариант задания: не называть числа, содержащие четыре или делящиеся на 4 и т. д.

Игру можно проводить не один раз.


ВНИМАНИЕ


188 Развитие познавательных способностей младших школьников


190 Развитие познавательных способностей младших школьников

Игра «часы»

В игре могут принимать участие 13 человек (из них один ведущий). Дети встают в круг. Ведущий предлагает им изображать циферблат боль­ших часов, каждый ребенок стоит у определенного часа. Договариваются о том, где будут 12 часов. Один из участников игры встает в центре, он должен называть время. Ведущий объясняет уча­стникам игры, что ребенок, стоящий там, где должна находиться часовая стрелка в это время, должен сделать один хлопок, а тот ребенок, ко­торый стоит там, где будет находиться минутная стрелка, должен сделать два хлопка. Тот из ребят, кто ошибается, становится в центр круга и будет называть время.

Игра «ПОЕМ ВМЕСТЕ»

Дети удобно устраиваются на своих местах. Ведущий предлагает хором спеть какую-нибудь песню. например, «Голубой вагон». Он объясняет, что надо делать при этом. Один хлопок - начинаем петь. Два хлопка - продолжаем петь, но мысленно. Один - хлопок - снова поем вслух. И так несколько раз, пока кто-нибудь не ошибется.

Тот из ребят, кто ошибся, сам становится ведущим.

Игра «алфавит»

Дети располагаются в кругу. Между детьми рас­пределяются буквы алфавита. Чем меньше участни­ков, тем больше букв алфавита приходится на каж­дого. Далее ведущий диктует какую-либо фразу. А ребята, как на пишущей машинке, должны «рас­печатать» эту фразу. Печатание нужной буквы обоз­начается хлопком в ладоши того участника игры, за которым данная буква закреплена.

внимание

Тот, кто ошибается, становится ведущим. Таким образом можно «распечатать» несколько

самых разных фраз. Тот из ребят, кто ни разу не

был ведущим, самый внимательный.

Игра «наоборот»

Ребята сидят в кругу. Игра заключается в том, что ведущий показывает какие-либо движения, а ребята должны делать наоборот. Если ведущий под­нимает руки, ребята должныих опускать. Если ведущий сложит ладони в кулак, дети должны разжать ладони.

Кто ошибается, становится ведущим.

Игра «ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

Участники игры располагаются в кругу. Ведущий сообщает школьникам, что они должны повторять все движения ведущего, кроме одного. Как только руки ведущего опускаются вниз, все должны поднять руки вверх, то есть сделать наоборот. Тот, кто ошибается, становится ведущим.

Игра «ПОИСК ПРЕДМЕТА»

Для проведения этой игры ведущий заранее го­товит несколько мелких предметов: значок, ластик, колечко и т. д.

Ведущий предлагает участникам игры внимательно оглядеться вокруг, хорошо запомнить обстановку в комнате, предметы, находящиеся в ней. После этого все, кроме ведущего, выходят. Ведущий кладет один маленький предмет на видное место. По очереди приглашаются участники игры. Им разрешается сде­лать один круг по комнате и ответить на вопрос, есть ли новый предмет и что это. Не назвавшие предмет выходят из игры.


192 Развитие познавательных способностей младших школьников

Игра «КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЙ И НАБЛЮДАТЕЛЬНЕЙ?»

Один из ребят становится ведущим, он должен запомнить позы играющих, их одежду, затем вы­ходит из комнаты. В это время играющие должны сделать 5 изменений в своих позах и одежде. Не у каждого игрока 5, а всего 5. После этого входит ведущий, он должен вернуть всех в исходное положение.

Если ведущий нашел все 5 изменений, то у него хорошая наблюдательность и высокий уровень вни­мания.

Каждый играющий должен побывать в роли ве­дущего.

Игра «самый внимательный»

Участники игры встают полукругом. Затем оп­ределяют ведущего. Ведущий должен запомнить порядок расположения участников игры. Затем ве­дущий отворачивается. В это время игроки меня­ются местами. Ведущий должен сказать, как стояли его товарищи в начале игры.

На месте ведущего должны побывать все игроки. Все, кто не ошибся, считаются победителями.

«ИГРАЕМ В СЧИТАЛКИ»

Участники игры делятся на пары, становятся друг против друга. По команде ведущего каждая пара начинает считать от 1 до 100, причем один партнер произносит нечетные числа, а другой - четные. Рядом стоят такие же участники игры, и они так же считают. В такой обстановке считать трудно. Но участники игры должны стараться не сбиться. Побеждает та пара, которая быстрее со­считает до 100.

ВНИМАНИЕ

Игра «ПИШУЩАЯ МАШИНКА»

Это упражнение направлено на развитие внимания и на развитие умения работы в группе.

Ведущий предлагает участникам игры «напеча­тать» слова известного стихотворения: «У лукоморья дуб зеленый...».

Участники игры должны по очереди называть буквы. Когда слово кончается, все должны встать, а когда надо поставить знак препинания, все топают ногой, в конце строки все должны хлопнуть в ладоши.

Еще одно условие: кто ошибется, выходит из игры.

Игра «НАЙДИ ОШИБКИ»

Учащимся предлагается текст. Ведущий предуп­реждает учащихся, чтобы они слушали внимательно, поняли содержание и главную мысль.

Затем вниманию учащихся предлагается этот же текст, но с несколько измененными деталями. Задача учащихся - найти и исправить все ошибочные суждения.

Для работы школьникам потребуются ручки и бумага. Каждый работает самостоятельно, должен отметить все неточности.

Следует обсудить, кто сколько неточностей за­метил.

Побеждает тот, кто правильно заметил все ошиб­ки.

Игра «ДВА ДЕЛАОДНОВРЕМЕННО»

Эту игру можно использовать для развития вни­мания сразу к нескольким объектам. Школьники делятся на две команды.

Ведущий подвешивает самодельный маятник и


Похожая информация.


Развитие концентрации внимания. Корректурные задания. Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Это основной тип упражнений, в которых ребенок имеет возможность почувствовать, что значит «быть внимательным» и развивать состояние внутреннего сосредоточения. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Для их проведения потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6-11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом. Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.

Инструкция. В течение 5 минут нужно найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.

По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п.

Все вносимые изменения отражаются в инструкции, даваемой в начале занятия. По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания - 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков - слабая концентрация. Это задание рекомендуется проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:

1. Игра проводится в доброжелательной атмосфере. Младших детей можно дополнительно заинтересовать этими занятиями, предложив им тренироваться быть внимательными еще и для того, чтобы стать хорошими шоферами, летчиками, врачами (предварительно выяснив, кем они хотят быть).

2. Проигрыш не должен вызывать чувства неудовольствия, поэтому можно ввести веселые «штрафы»: столько раз промяукать, сколько сделал ошибок, прокукарекать, проскакать на одной ножке и т.п.

3. Для малышей норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.

4. Время проведения занятия не должно превышать 5 минут.

5. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.

6. Проверка выполнения задания в групповых занятиях проводится самими учениками друг у друга, они же придумывают «штрафы».Практика работы с этим заданием показывает, что после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев. Если после 4 месяцев занятий улучшений не наступает, их нужно прекратить и обратиться за помощью к логопеду. При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать еще одно условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозможности достичь нужного результата. Это легко сделать на индивидуальных занятиях. В групповых занятиях общей нормы достичь бывает трудно, поэтому здесь можно обратить внимание на разнообразие штрафов, назначаемых детьми друг другу, и индивидуальную поддержку ребенка.

Для того чтобы развивающий эффект игры был более заметен при выполнении ребенком письменных учебных заданий, необходимо одновременно с введением игры изменить установку ребенка на чтение учебника по русскому языку. Это может быть достигнуто сравнительным пояснением того, как слова читаются и как они пишутся. Следует объяснить детям, что в учебнике русского языка все слова, написанные в упражнении, надо читать вслух так, как они написаны, называя непроизносимые буквы, знаки препинания и т.д.При проверке выполненного ребенком письменного задания педагог должен подчеркнуть, что читать -написанное нужно вслух и так, как будто это написал «другой мальчик или девочка, и ты не знаешь, о чем здесь написано, поэтому произноси каждую букву так, как она пишется». Нужно обратить специальное внимание на то, что упражнение нужно воспринимать так, как будто оно выполнялось кем-то другим -«другой девочкой», «плохо обученным щенком», так как дети, проверяя свой текст, отталкиваются от смысла (а он уже известен), и никакие призывы читать внимательно дела не улучшают: дети не видят пропущенных и неправильно написанных букв. Приписывание выполненного задания другому отчуждает собственное творение и позволяет критически к нему отнестись. Для детей, испытывающих трудности с концентрацией внимания, необходим более детализированный этап внешних действий.

Чтение текста до заданного выражения. Детям предлагается: читать текст до заранее указанного учителем выражения. Упражнения , основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца. Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).

«Найди слова». На доске написаны слова, в каждом из которых нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово. Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.

Распределение цифр в определенном порядке. В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата.

«Перепутанные линии». Прослеживание взглядом какой-либо линии от ее начала до конца, особенно когда она переплетается с другими линиями, способствует развитию сосредоточенности и концентрации внимания. Для выполнения этого задания необходимы карточки размером 12Ч7 см с нарисованными перепутанными линиями одного цвета.

Игра проводится с детьми 6-7 лет по 3-5 мин ежедневно в течение 3-4 недель. Занятие может быть организовано как индивидуальное или как групповое. Каждый ребенок получает карточку с такой инструкцией: «Посмотри на карточку. По краям карточки проведены вертикальные линии с черточками, рядом с которыми стоят цифры. Эти цифры соединены путаными линиями (дорожками). В течение нескольких минут нужно только глазами без помощи рук найти дорожку («пройти по ней»), ведущую от одной цифры к другой: от единицы к единице, от двойки к двойке, от тройки к тройке и т. д. Все понятно?» По мере овладения игрой предлагаются новые карточки с более запутанными линиями, соединяющими разные цифры: единицу с тройкой, двойку с семеркой и т. д. На обратной стороне карточки записывают ответы: пары соединяющихся цифр.

«Найди отличия». Задания такого типа требуют умения выделять признаки предметов и явлений, их детали и владеть операцией сравнения. Систематическое и целенаправленное обучение школьников сравнению способствует развитию навыка своевременной активизации внимания, его включения в регуляцию деятельности. Для сравнения могут быть предложены какие-либо предметы, их изображения, картинки, различающиеся определенным числом деталей.

Методика Мюнстерберга (и ее модификации). А) В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще - существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее без ошибок.

Б) Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв ребенок должен отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания. Пример задания:

Игра «Муха». Эта игра также направлена на развитие концентрации внимания. Для ее проведения потребуются листы бумаги с расчерченным девятиклеточным игровым полем 3Ч3, фишки (фишками могут быть пуговицы, монетки, камешки). Игра проводится в течение 5-10 мин, 2-3 раза в неделю, в течение 1-2 месяцев. Задание выполняется в парах. Каждой паре играющих дается по листу с расчерченным игровым полем и по одной фишке. Играющим дается такая инструкция: «Посмотрите на лист бумаги с расчерченными клетками. Это игровое поле. А вот эта фишка - «муха». «Муха» села на середину листа в среднюю клетку. Отсюда она может двинуться в любую сторону. Но двигаться она может только тогда, когда ей дают команды «вверх», «вниз», «влево», «вправо», отвернувшись от игрового поля. Один из вас, тот, кто сидит слева, отвернется и, не глядя на поле, будет подавать команды, другой будет передвигать «муху». Нужно постараться продержать «муху» на поле в течение 5 мин и не дать ей «улететь» (покинуть пределы игрового поля). Затем партнеры меняются ролями. Если «муха» «улетит» раньше, значит, обмен ролями произойдет раньше. Все понятно?» Усложнение игры идет за счет того, что играющие объединяются по трое. Двое по очереди подают команды, стараясь удержать «муху» на поле. Третий контролирует ее «полет». Тот, у кого «муха» «улетит» раньше договоренного времени, уступает свое место контролеру. Если все укладываются в отведенное время, то меняются ролями по очереди. Игра втроем занимает не больше 10 мин, т. е. по 3 мин на каждого. Выигрывает тот, кто продержится в своей роли все отведенное время.

Игра, распространенная у охотничьих племен индейцев. Детям предлагают короткое время посидеть тихо и постараться услышать все возможные шумы, угадать, от чего они произошли (учитель может специально «организовать» некоторые шумы). Эту игру можно проводить как соревнование: кто больше услышит шумов и угадает их происхождение.

Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

Игра «Заметь все». Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выставлять картинки с изображениями предметов на наборном полотне), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 с, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.

Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8-10, спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить детям определить, какие предметы переложены.Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них. Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить детей называть исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а например, один на другом с тем, чтобы дети перечислили их по порядку снизу вверх, а затем сверху вниз и т.п.).

Игра «Ищи безостановочно». В течение 10-15 с увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т.п.). По сигналу учителя один ребенок начинает перечисление, другие его дополняют.

Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения (через 10-15 мин) определяется эффективность выполнения каждого задания.

«Каждой руке - свое дело». Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры. Игра может быть предложена на уроке математики.

«Счет с помехой». Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их на листе бумаги или доске в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.

«Чтение с помехой». Дети читают текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм. При чтении дети также ищут ответы на вопросы.

Упражнение на тренировку распределения внимания. Ребенку предлагают следующее задание - вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят детскую пластинку с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка протест и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.

Обучение младших школьников «внимательному письму» методом поэтапного формирования умственных действий. Занятия по формированию внимания проводятся как обучение «внимательному письму» и строятся на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.Как показывают исследования, наличие текста-образца, с которым необходимо сравнивать ошибочный текст, само по себе не является достаточным условием для точного выполнения заданий по обнаружению ошибок, так как невнимательные дети не умеют сличать текст с образцом, не умеют проверять. Именно поэтому все призывы учителя «проверить свою работу» оказываются безрезультатными. Одной из причин этого является ориентация детей на общий смысл текста или слова и пренебрежение частностями. Для преодоления глобального восприятия и формирования контроля за текстом нужно учить детей читать с учетом элементов на фоне понимания смысла целого.

Важным моментом процесса формирования внимания является работа со специальной карточкой, на которой выписаны правила проверки, порядок операций при проверке текста. Наличие такой карточки является необходимой материальной опорой для овладения полноценным действием контроля. По мере интериоризации и свертывания действия контроля обязательность использования такой карточки исчезает. Для обобщения сформированного действия контроля оно отрабатывается затем на более широком материале (картинки, узоры, наборы букв и цифр). После этого, при создании специальных условий, контроль переносится из ситуации экспериментального обучения в реальную практику учебной деятельности. Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, т.е. сформированость внимания.

Таким образом, проведенное исследование дает основание утверждать, что включение в урок коррекционно-развивающих упражнений и заданий является эффективным средством развития внимания младших школьников, а выдвинутая гипотеза подтверждена.

Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу:

Чтобы успешно провести учебные занятия в школе учителю необходимо при подготовке к каждому уроку учитывать индивидуальные особенности внимания школьников;

Внимание учеников полностью зависит от деятельности учителя на уроке, от разнообразия способов объяснения материала.

Для поддержания внимания учащихся можно предложить следующие рекомендации:

На этапе оргмомента проводить игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию внимания у детей;

На каждом уроке выделять наиболее сложные ситуации, в которых учащимся требуется помощь; не лишая работу посильной трудности, постараться предотвращать возможные неудачи у детей. При этом подчеркивать малейшие достижения детей, что повышает их уверенность в своих силах и способствует усилению внимания к предмету;

При решении различных практических задач ставить учащихся в такие условия, где они должны что-то вспомнить, привлечь свой опыт, выполнить различные измерения, сделать для себя небезразличным результат своего поиска, открыть нечто новое для себя.

Младшего школьного возраста необходимо для воспитания малыша и подготовки его к средним и старшим классам.

В последние несколько лет психологами отмечается повышение рассеянности вкупе с гиперактивностью у детей младшего школьного возраста. Если ребёнок не может заставить себя сконцентрироваться на чём-либо, то он упускает многое из базового материала образовательной программы, освоить которую нужно для дальнейшего успешного обучения. В таких случаях необходимо развитие внимания у младших школьников. Упражнения помогут достичь в этом значимых успехов.

Непроизвольное внимание

В каждом человеке от рождения заложен принцип непроизвольного внимания. Так, среди маленьких предметов и ребёнок, и взрослый сразу найдут большой, среди зелёных — красный, среди тёмных — светлый и т. д. На таком методе строятся маркетинговые ходы многих компаний.

У маленького ребёнка (4-5 лет) механизм непроизвольного внимания развит достаточно хорошо, чтобы он легко запоминал что-то яркое, красочное. Поэтому задачи для дошколят должны быть построены по принципу «красочно — значит, заметно».

Произвольное внимание

С возрастом у человека развивается он учится запоминать и находить то, что ему нужно, а не то, что бросается в глаза. Задача родителей - развить у малыша этот механизм. Почти с самого сознательного возраста ребёнок слышит такие слова, как «смотри внимательно», «будь внимателен на занятиях», «внимательно слушай воспитательницу и веди себя хорошо» и т. д.

Пусть малыш ещё не вполне понимает значение слова «внимательность», но из слов родителя ему становится ясно, что его задача — запомнить что-то или просто понять.

Для игры понадобится несколько чистых листов бумаги и обычные пуговички. Первый оппонент берёт три пуговицы и кладёт их на своём листе бумаги в определённом порядке, даёт второму игроку (ребёнку) запомнить положение пуговиц (максимум 20 секунд), затем закрывает набор вторым листом бумаги. Задача малыша на своём листе выложить пуговицы в таком же порядке, как и у его оппонента (взрослого или ребёнка). Со временем, в зависимости от возраста или развития, можно усложнить игру: добавить больше пуговичек, расчертить лист по клеточкам и укладывать пуговички в них.

Поиски букв

Внимания, мышления бок о бок идёт с расширением кругозора ребёнка, что не обходится без навыка чтения и письма. Так, следующая игра направлена как раз на формирование этого умения.

Ребёнку предлагается лист с произвольно расположенными буквами. Малышу необходимо по указанию взрослых собирать из этих букв слова. Например, взрослый говорит: «Покажи, как написать твоё имя», — а ребёнок, проговаривая, показывает на буквы своего имени в определённом порядке.

«Охотники»

Уровень развития внимания напрямую зависит от способности ребёнка к самоконтролю, если малыш научится самостоятельно успокаиваться, без окриков и замечаний взрослых, то он сделает ещё один шаг к успешному формированию выборочного внимания. Данная игра подходит детям детсадовского возраста.

Воспитатель или родитель говорит ребёнку (возможно, группе детей), что они — охотники и им нужно прислушиваться к каждому звуку в «лесу», чтобы не пропустить хорошую добычу. Какое-то время дети должны сидеть в полной тишине (до 5 минут). Затем рассказать взрослому, что они услышали. Возможно, это будет скрип двери или половицы, шум машин за окном.

К игре можно подключить и других взрослых, которые будут создавать какие-либо звуки. Например, звон колокольчика или шуршание листвы, если нет ветра. Здесь детям нужно не только услышать какие-либо звуки, но и запомнить их, чтобы потом рассказать. Так развивается и внимание, и память, и моторика ребёнка.

Таким образом, особенности развития внимания каждого ребёнка индивидуальны, однако методики, придуманные педагогами и логопедами, позволяют в конечном счёте всем детям вырасти и зажить счастливой, полноценной жизнью, не имея проблем с механизмом внимания.

Вам письмо!

Цели: развитие внимания, памяти, мышления; знакомство с кратким содержанием популярных детских книг.

Описание . Педагог читает письмо сказочного героя, не называя его самого. Задача детей - вспомнить имя автора письма.

Вариант 1

«Здравствуйте, мальчики и девочки, мои юные друзья! Я уверен, что мы с вами знакомы.

Расскажу о своей жизни. Жил я очень бедно, еле концы с концами сводил, но однажды узнал волшебное слово, с помощью которого можно попасть в пещеру, где разбойники хранили несметные сокровища. Я человек скромный и взял только три мешка с золотом, хотя сокровищ с лихвой хватило бы, чтобы украсить сто царских дворцов.

Атаман разбойников решил отомстить мне - в восточном городе нет ничего более лёгкого, чем узнать о том, кто недавно разбогател. Разбойники придумали коварный план, чтобы рассчитаться со мной, но благодаря верной служанке мне удалось избежать печальной участи.

Назовите мое имя!» (Али-Баба.)

Вариант 2

«Добрый день, дети!

Расскажу вам о себе. Я бедная девочка, родом из сказки братьев Гримм. Меня решила погубить злая мачеха, потому что та хотела быть первой красавицей на свете и не могла допустить, чтобы я превзошла её красотой. К счастью, слуга мачехи, которому поручили меня убить, оказался добрым человеком и сохранил мне жизнь. А затем я нашла приют в доме семерых гномов.

Мои новые друзья работали в горах рудокопами, а я хлопотала по хозяйству. Нам было очень хорошо вместе, но волшебное зеркальце, которое было у моей мачехи, сказало ей, что я всё ещё жива. И злая женщина не успокоилась до тех пор, пока не нашла нашу лесную избушку и не угостила меня отравленным яблоком. Стоило мне откусить кусочек, как я замертво упала на землю.

Гномы очень горевали обо мне. Обливаясь горькими слезами, они положили меня в стеклянный гроб, который оставили стоять на высокой горе. Там меня увидел прекрасный королевич. Он полюбил меня и уговорил гномов позволить ему увезти меня с собой. А по дороге во дворец случилось чудо: от дорожной тряски кусочек отравленного яблока, который я, к счастью, не успела проглотить, выпал из моего горла, и я ожила. То-то было радости!

Вы узнали меня, ребята?» (Белоснежка.)

Вариант 3

«Здравствуйте, ребята! Вы наверняка слышали обо мне, так как я - героиня русской народной сказки. Рассказать вам о себе?

Жила я с матушкой и батюшкой, горя не знала, а после смерти родимой матушки женился батюшка на другой, думал дать мне новую матушку, а дал злую мачеху.

У мачехи было две дочери, злые, дурные да привередливые. Мачеха их любила и лелеяла, а меня они все вместе изводили работой, бранили да ругали. Только я с каждым днём всё хорошела и хорошела.

Однажды, когда у нас в доме погас огонь, послали они меня за огнём к Бабе Яге, мачехиной родственнице. Думала я, что назад уже не вернусь, ведь Баба Яга людей ест-жуёт, только косточки похрустывают. Если бы не куколка волшебная, которую мне матушка перед смертью дала, да не девушка-чернавушка, что у Бабы Яги по дому работала, никогда бы мне домой не вернуться.

Принца я, как Золушка, не встретила, золотом меня никто не наградил, но всё же сказка окончилась для меня очень счастливо.

Гак как же меня зовут?» (Василиса Прекрасная.)

Вариант 4

«Мои маленькие друзья, вы, конечно же, знакомы со мной!

Я появилась на свет из волшебного ячменного зёрнышка. Оно было волшебным потому, что моя названая матушка вырастила из него не ячмень, а прекрасный тюльпан. Когда бутон цветка распустился, оказалось, что в середине тюльпана сижу я. Добрая женщина очень заботилась обо мне. Я была рождена для счастья. Как же мне стало страшно и грустно, когда старая жаба решила выдать меня замуж за своего противного сыночка! К счастью, спасли меня милые маленькие рыбки.

Затем меня ждало новое огорчение - майские жуки не захотели принять меня в своё общество. Они считали меня уродиной, потому что я не была похожа на них.

Когда началась зима, я нашла приют в норке старой полевой мыши. Она была добрая и желала мне только хорошего, а потому считала, что будет просто замечательно, если я выйду замуж за её соседа-крота. Но став женой крота, я была бы навсегда лишена солнечного света и тепла. К счастью, мне удалось спасти от смерти милую щебетунью-ласточку, которая из благодарности унесла меня в благословенные тёплые края. Там я подружилась с прекрасными эльфами и, выйдя замуж за самого прекрасного из них, стала царицей цветов. А на свадьбу эльфы подарили мне прозрачные крылья. Они же дали мне новое имя - Майя.

Как же звали меня вначале?» (Дюймовочка.)

Вариант 5

«В Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная семья по фамилии Свантесон: папа, мама, Малыш, его старший брат Боссе и его старшая сестра Бетан. Почему же они стали героями сказки одной известной шведской писательницы?

Скажу без скромности: исключительно из-за меня. Ведь я - бесподобный мужчина в самом расцвете сил! Да еще с пропеллером: глядите, вот я нажимаю на кнопочку, расположенную у меня на животе, лопасти пропеллера начинают вращаться... Оп-ля! Теперь и пошалить можно!

Ой! У вас тут что-то упало... Разбилось вдребезги... Спокойствие! Только спокойствие! Дело-то житейское. А мне лично пора домой. Я ведь, знаете ли, живу на крыше. Путь неблизкий, а вы уж тут как-нибудь без меня приберитесь и разберитесь...

Я очень полюбил Малыша, мы с ним славненько развлекались, знаете ли. Поэтому книга о нас получилась очень толстая и веселая-превеселая. Ведь я обожаю пошутить над людьми, причем, заметьте, никогда не повторяю одну и ту же шутку дважды. Угадайте, кто лучший в мире шутник? А еще я лучшая в мире нянька, лучший в мире пожарный, выдумщик, собаковод, фокусник, лучший в мире внук и истребитель пирогов (кстати, фрекен Бок зря говорит, что мучное портит аппетит).

Кто же я?» (Карлсон.)

Вариант 6

«В некоторых семьях для ухода за детьми приглашают нянь, которых называют также воспитательницами или гувернантками. Они следят за маленькими детьми и помогают родителям их воспитывать. Одной из самых замечательных гувернанток на свете являюсь я - героиня сказочной повести одной английской писательницы.

Жизнь маленьких лондонцев Джейн, Майкла, Джона и Барбары резко изменилась, когда в доме семьи Бэнкс появилась новая няня.

Дети сразу догадались, что я необыкновенная. Мало того, что меня принесло восточным ветром! Представьте себе, что я въехала по перилам лестницы на второй этаж (взрослые говорят, что скатываться вниз по перилам нельзя, и это действительно гак, но ведь они никому не запрещают подниматься по ним вверх, поскольку это совершенно невозможно). И потом - у меня есть волшебная ковровая сумка, из которой я достаю самые разные разности, хотя эта сумка и кажется совершенно пустой. А главное, что у меня масса удивительных знакомых.

Читая книгу о маленьких Бэнксах, вы станете участниками невероятных приключений, прежде чем я, замечательная и загадочная няня, улечу прочь, подхваченная западным ветром.

Обязательно прочтите книгу Памелы Трэверс обо мне. А сейчас назовите моё имя». (Мери Поппинс.)

Вариант 7

«Здравствуйте, ребята! Вы, наверно, слышали обо мне. Я маленький и некрасивый. Только сердце у меня доброе и смелое, и уж если я взялся кому помочь, то обязательно доведу дело до конца.

Мой хозяин - Иван. Служил я ему не хуже, чем Сивка-Бурка своему хозяину. Вместе с Иваном мы добыли волшебную Жар- птицу, у которой все перья словно огнём горят, и привезли её царю. Затем по царскому приказу отыскали и доставили во дворец прекрасную Царь-девицу, потом отправились на поиски её перстня, что лежал в сундучке на дне океана. Для этого нам пришлось подняться на небеса и побывать в тереме Царь- девицы, где днём отдыхает Месяц Месяцович, а ночью - само Солнце, а потом чудо-юдо рыба-кит и другие обитатели морских вод помогли нам добыть перстень. А самое главное, что благодаря мне Иванушка избежал лютой смерти, к которой его

приговорил неблагодарный царь, и превратился в такого красавца, что ни в сказке сказать, ни пером описать.

Отгадали, как меня зовут?» (Конёк-Горбунок.)

Вариант 8

«О нас, брате и сестре, рассказал бельгийский писатель Морис Метерлинк в пьесе «Синяя птица», которая так понравилась взрослым, что они переделали ее в замечательную рождественскую сказку. Почему рождественскую? Да потому что действие в ней происходит под Рождество.

Если бы вы увидели нас, то решили бы, что брат - это Мальчик-с-пальчик, так похож на него, а сестренку вы бы точно приняли за Красную Шапочку. Наш отец - дровосек. Как все на свете дети, мы очень любим получать подарки и есть сладости, но это нам удается нечасто, так как наш отец очень беден. А книжку о нас написали потому, что с нами произошли самые невероятные сказочные приключения.

У нашей соседки феи заболела внучка, и эта фея попросила нас отправиться в волшебную страну, чтобы отыскать Синюю птицу - только она могла помочь выздороветь бедной девочке. Мы обошли всю волшебную страну, побывали в Стране воспоминаний и Царстве будущего, но так и не смогли найти волшебную Синюю птицу.

Мы очень горевали, потому что нам страстно хотелось помочь больной девочке. Дома у нас жила птичка. Мы ее очень любили, но все же решили отдать птичку девочке, потому что подумали: а вдруг эта птичка сумеет помочь больной? Самое удивительное, что когда мы подарили девочке свою птичку, она вдруг изменила цвет и стала синей!

Мы искали Синюю птицу в дальних волшебных странах, а оказалось, она рядом!

Назовите наши имена». (Тильтиль и Митиль.)

Игра в слова

Цель : развитие внимания, мышления.

Описание . Педагог предлагает детям расшифровать слова, составленные из букв данного слова с помощью кода.

Слово «конфета»

Зашифрованные слова:

д) S F Q W S R.

Ответы: а) вага; б) трава; в) шкура; г) шутка; д) куртка.

Слово «платформа»

Зашифрованные слова:

Ответы: а) тара; б) папа; в) лопата; г) трап; д) грата.

Буквы рассыпались

Цель: развитие внимания, мышления.

Описание . Детям предлагается из «рассыпанных» букв собрать слова на заданную тему.

Женские имена

РИИАН, ЛЬЯАНАТ, РИЛААС, АГОЛЬ, ТЕЕКАНАРИ, НА- ОКАС, ЕНЕАЛ, ААНН, РИМАЯ, КИВРОТИЯ.

Ответ: Ирина, Наталья, Лариса, Ольга, Екатерина, Оксана, Елена, Анна, Мария, Виктория.

Мужские имена

ДИВАМ, НАНОТ, ДАНРЕЙ, ТОЙЛИНАА, ИРЬГО, ИРЮЙ, ИМАХИЛ, ЛЕВАЙИР, СОБИР, ГИГИРРОЙ.

Ответ: Вадим, Антон, Андрей, Анатолий, Игорь, Юрий, Михаил, Валерий, Борис, Григорий.

Учебные дисциплины

ТУРАЛИРАТЕ, ТЕМАМАКАТИ, ВЕДЕПРИДОРОЕНИ, ЗИФ- ТУРАЛЬКУ, ЛОГЯИНОХЕТ, СОИРВАЕНИ, ООЗЯЛОГИ, ЕОГ- ФИЯРАГ, КАФИИЗ, ЗУМЫАК.

Ответ: литература, математика, природоведение, физкультура, технология, рисование, зоология, география, физика, музыка.

Животные

РЕЗАБ, РЫСАК, ДВЕДЕМЬ, РИЛКОК, ВОКОРА, ЯНИВСЬ, ФИЖАР, ГОБЕТЕМ, КРОДОЛИК.

Ответ: зебра, крыса, медведь, кролик, корова, свинья, жираф, бегемот, крокодил.

Постельные принадлежности

УШПОДАК, ВОЛОНАЧКА, ТЫНЯРОПС, ПОДОЛЬНИКДЕЯ, ОЛОЯДЕ, МАРСТА, ПЕЛД, ВИКПЕРЬЕ, ФЯТЮК, НИРАПЕ.

Ответ: подушка, наволочка, простыня, пододеяльник, одеяло, матрас, плед, перьевик, тюфяк, перина.

Орудия труда

ЛАИП, ПОЛАТА, ОКСА, ОТПОР, ГРИЛАБ, ГЛУП, ЩЕЛИК, БАНРУОК, КАЛЕЙ, ОМЛОКОТ, ЛИВЫ.

Ответ: пила, лопата, коса, топор, грабли, плуг, клещи, рубанок, лейка, молоток, вилы.

Спортивный инвентарь

КИНСА, КИКОНЬ, ИЖЛЫ, ХАМАТЫШ, ЯЧМ, ШЛЮКАК, ЛОВЕСДЕИП, ТЕНГАЛИ, КАКАСЛАК.

Ответ: санки, коньки, лыжи, шахматы, мяч, клюшка, велосипед, гантели, скакалка.

Мебель

ЛОКЕРС, НАДИВ, ОВКРАТЬ, БУТАРЕТ, ОЛСТ, ТУСЛ, КАФШ, БОКАЧМУТ, ФЕТУБ, МОКОД.

Ответ: кресло, диван, кровать, табурет, стол, стул, шкаф, тумбочка, буфет, комод.

Путаница

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Описание. На доске в произвольном порядке записаны слова, которые говорят герои произведения. Педагог читает текст, делая остановку в тех местах, где должна звучать речь героев. После повторного чтения дети подставляют подходящие по смыслу слова.

Слова главных героев

. «Скажи мне: что бы ты сделал, чего тебе нельзя делать, если бы тебе немедленно не вернули осла?»

. «Что бы я сделал? Я купил бы себе другого осла. Но теперь ты скажи мне: разве это было бы разумно при моём тощем кошельке?»

. «Если мне немедленно не приведут осла, произойдёт нечто ужасное, я сделаю то, чего я не должен делать».

Текст

У муллы украли осла. Разгневанный потерпевший бегает по базару и кричит во всю глотку: _______

Толпа любопытных заметно испугана этими словами, и вдруг неожиданно осёл оказывается около муллы, хотя никто не видел, кто его привёл. Тем не менее все рады, что дело так благополучно закончилось. Но тут один солидный человек спрашивает муллу: _________

Тогда мулла ответил: ________

(Восточная история.)

Ошибочка!

Цель: развитие внимания, памяти, мышления.

Описание . Детям предлагается найти ошибку в русской пословице (если она есть) и исправить её.

Делу - время, потехе - минута. (Час.)

Поговорка - цветочек, пословица - семечко. (Ягодка.)

Глупа та птица, которой гнездо своё не нравится. (Не мило.)

Долог день до вечера, когда кушать нечего. (Делать.)

Один ум хорошо, а два - некрасиво. (Лучше.)

Кашу маслом не измажешь. (Испортишь.)

Без труда не вытянешь и щуку из пруда. (Рыбу.)

И Санкт-Петербург не сразу строился. (Москва.)

Не говори «ура», пока не перепрыгнешь. («Гоп».)

В тесноте, да не в засаде. (Обиде.)

Цыплят по весне считают. (По осени.)

Кончил дело - отдыхай смело. (Гуляй.)

Семь раз отмерь - семь раз отрежь. (Один.)

Ученье - свет, а неученье - мрак. (Тьма.)

Мал золотник, да всё равно пригодится. (Дорог.)

Нет друга - ищи, а нашёл - береги. (Всё правильно.)

Чай пить - не дрова палить. (Рубить.)

Будет и на нашей улице весна. (Праздник.)

Сам кашу пересолил, сам и расхлебывай. (Заварил.)

На вкус и цвет товарища нет. (Всё правильно.)

Любишь кататься - люби и саночки таскать. (Возить.)

Труд кормит, а лень нет. (Портит.)

Москва - всем городам столица. (Мать.)

У страха глаза большие. (Велики.)

В гостях хорошо, а дома плохо. (Лучше.)

Не спеши ногами, торопись делом. (Языком.)

Один раз солгал, другой раз тоже солжёшь. (Не поверят.)

Трусливому зайке и пенёк волк. (Всё правильно.)

Кто за всё берётся, тому всё удаётся. (Ничего не удаётся.)

Груша от яблони недалеко падает. (Яблоко.)

Деньгами горю не поможешь. (Слезами.)

Дареному коню в зубы не смотрят. (Всё правильно.)

Что посеешь, то и съешь. (Пожнёшь.)

На чужой роток не накинешь платок. (Всё правильно.)

Знает Мурка, чьё мясо съела. (Кошка.)

Жизнь дана на экстремальные дела. (Добрые.)

От скуки бери топор в руки. (Дело.)

Собирай по ягодке, наберёшь кувшинчик. (Кузовок.)

Двое пашут, а остальные руками машут. (Семеро.)

За тремя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (Двумя.)

Не откладывай на завтра то, что хочешь сделать сегодня. (Можно.)

Грамоте учиться - всегда пригодится. (Всё правильно.)

Старый друг лучше двух подруг. (Новых двух.)

Слово заблудилось!

Цель : развитие внимания, памяти, мышления.

Описание. Среди слов каждой строки есть одно, о котором не шла речь в данной сказке. Задача детей: узнать это слово, а также назвать сказку.

Герда, Кай, розы, санки, поцелуй, вечность, ключик. («Снежная королева», Х.-К. Андерсен.)

Мука, тесто, окошко, волк, заяц, лиса, петух, дед, баба. («Колобок».)

Король, королева, тыква, феи, пир, подарки, шестнадцатилетие, веретено, сон. («Спящая красавица», Ш. Перро.)

Кум Тыква, профессор Груша, графини Вишни, маленький Вишенка, царь Горох, мастер Виноградинка, служанка Земляничка, принц Лимон, синьор Помидор. («Чиполлино», Д. Родари.)

Принцесса, королевство, дождь, перины, горошина, сапоги- скороходы, принц. («Принцесса на горошине», Х.-К. Андерсен.)

Пирожки, яблоки, река, сестра, браг, волк, избушка на курьих ножках, Баба Яга. («Гуси-лебеди».)

Маша, лес, избушка, стул, лиса, ложка, миска, кровать. («Три медведя».)

Девочка, короб, пирожок, яйцо, пенек, медведь. («Маша и медведь».)

Мама, бабушка, девочка, заяц, волк, корзинка, пирожки, лес. («Красная Шапочка», Ш. Перро.)

Алёнушка, Иванушка, сокол, след от копытца, козлёнок, купец, ведьма. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)

Дед, баба, девочка, Кащей Бессмертный, костер, снег, облако. («Снегурочка».)

Синьор Помидор, Карабас Барабас, Тортила, Мальвина, Пьеро, Артемон, Дуремар. («Золотой ключик, или Приключения Буратино», А. Толстой.)

Хвостик, воздушный шарик, пчёлы, мёд, сгущёнка, зеркальце, ружьё. («Винни-Пух и все-все-все», А. Милн.)

Крот, ласточка, привидение, эльфы, мышь, майские жуки, жаба. («Дюймовочка», Х.-К. Андерсен.)

Дед, баба, внучка, сани, рыба, лиса, волк, воз, хвост. («Лиса и волк».)

Мачеха, сёстры, принц, звездочёт, король, фея, часы, туфелька. («Золушка», Ш. Перро.)

Сирота, корова, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, яблонька, колдун. («Хаврошечка».)

Плюшки, варенье, мальчик, привидение, домоправительница, моторчик, кикимора. («Малыш и Карлсон», А. Линдгрен.)

Мельница, волшебная лампа, осёл, король, принцесса, кот, сапоги, людоед. («Кот в сапогах», Ш. Перро.)

Бармалей, Авва, Бумба, джинн, Кика, Чичи, Таня, Ваня. («Приключения доктора Айболита», К. И. Чуковский.)

Фургон, девочка, Гингема, Бастинда, Тотошка, Гудвин, водяной. («Волшебник Изумрудного города», А. Волков.)

Осёл, собака, кот, петух, слон, музыканты, разбойники. («Бременские музыканты», бр. Гримм.)

Деревня, вёдра, щука, печь, царь, Несмеяна, гном. («По щучьему велению».)

Корыто, землянка, невод, море, старуха, старик, внучка. («Сказка о рыбаке и рыбке», А. Пушкин.)

 
Статьи по теме:
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен
Память человека презентация к уроку по биологии (8 класс) на тему
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.comПодписи к слайдам:Методические разработки к проведению урока по психологии с учащимися по теме: Память Пед
Планировка и застройка городских и сельских поселений
СП 42.13330.2011 «ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ГОРОДСКИХ И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ». Разарботан авторским коллективом: руководитель темы - П.Н. Давиденко, канд. архит., чл.-корр. РААСН; Л.Я. Герцберг, д-р техн. наук, чл.-корр. РААСН; Б.В. Черепан
Основные типы животных тканей Сравнение эпителиальной и соединительной ткани
МОУ «Гимназия» п.г.т. Сабинского муниципального района Республики Татарстан Районный семинар «Повышение творческой инициативы учащихся на уроках биологии путем использования информационных технологий» «Ткани животных: эпителиальная и соединительная» О