Технология выполнения малярных работ. Тема: Основы технологии малярных работ. Способы декоративного окрашивания

Малярные работы – один из видов финишной отделки помещения. Они включают в себя окрашивание поверхностей краской.

Работы, предваряющие окрашивание

В точном следовании технологии проведения малярных работ важно провести предварительную подготовку поверхностей. Она состоит из нескольких видов деятельности:

  • устранение трещин и любых сложных дефектов с помощью штукатурки, шпатлёвки, гипса или других материалов;
  • тщательное выравнивание и заглаживание образовавшихся швов посредством специальных приспособлений или ручных инструментов;
  • деревянные поверхности перед покраской тщательно шлифуют обезжиривают;
  • очищение поверхности от слоя строительной пыли и грунтование жидким составом, который при высыхании создаст защитную плёнку и закроет все поры.

Старую краску с вновь окрашиваемой поверхности удаляют. Её счищают наждачной бумагой или специальной щёткой или смывают водой, если раньше использовалась краска на водной основе.

В зависимости от пожеланий хозяев помещения поверхность оклеивают специально предназначенными для этого обоями под покраску или штукатурят тонким слоем финишной штукатурки. После этого её раз грунтуют стены или потолок в целях экономии краски.

Малярные инструменты и приспособления

Главные инструменты для проведения малярных работ – это кисти и валики.


набор инструментов для малярных работ

Большинство профессионалов и любителей красят потолки и стены мягким валиком. Его использование создаёт ряд преимуществ при выполнении ремонта:

  • позволяет сэкономить краску;
  • отделочный материал наносится равномерным тонким слоем;
  • регулируемая выдвижная ручка способствует тому, что окрашивать верхнюю часть стены и потолок можно, стоя на полу;
  • осуществлять покраску удобнее и быстрее.

При выполнении малярных работ валиком используют специальное пластиковое корытце с ребристой вставкой для снятия излишков краски. Чтобы оно могло прослужить долго, его вставляют в полиэтиленовый пакет, который по окончании работ снимают и выбрасывают, а лоток остаётся чистым.

Однако даже при покраске поверхностей валиком возникает необходимость использования кисти. Покрыть составом углы или сложный рельеф основания без неё невозможно.

Готовясь к ремонту, обязательно приобретают несколько предметов с щетиной разной ширины и толщины. Традиционно для изготовления кистей используется конский волос. Перед покупкой инструмента тщательно проверяют качество ворса и способ его крепления. Наиболее удобна и практична кисть с конусовидной густой щетиной, которая при деформации легко и быстро восстанавливается.


кисть для покраски стен

Размеры инструмента тоже имеют значение. Для проведения большого объёма работ выбирают большие предметы с шириной щетины 150 мм. Могут понадобиться маленькие кисточки в 25 мм, 12 мм.

Перед тем, как пустить кисть в работу, её замачивают на несколько минут в тёплую воду. Плохо закреплённые ворсинки вылезут. Деревянная ручка слегка разбухнет и будет прочнее держать щетину. Сам же ворс размякнет и станет более эластичным.

В процессе проведения работ кисть полностью опускать в краску нельзя, набирать много состава не рекомендуется. Во-первых, излишки краски станут стекать на руки. Во-вторых, краска, попавшая в крепление ворса к ручке, испортит инструмент, и он быстро придёт в негодность.

При выполнении значительного объёма работ в больших по площади помещениях используют краскопульт, который наносит краску методом распыления. Он позволяет создать ровный, равномерный слой отделки. Однако он годится только для нанесения красок, сделанных на водной основе.

Чтобы использовать инструменты в дальнейшем, после проведения малярных работ их промывают водой или растворителей (уайт-спиритом), просушивают и помещают в место хранения.

Материалы для проведения малярных работ

Для выполнения малярных работ используют различные лакокрасочные материалы. Основным является краска. Это состав, изготовленный из связующих материалов с добавлением пигментов.

В настоящее время окрашивание поверхностей проводят акриловыми, латексными и другими красками, произведёнными на водной основе. Они хорошо ложатся на поверхность, обладают превосходной укрывистостью, быстро сохнут и почти не имеют запаха. Их можно использовать в любое время года. Окрашенное основание не выгорает и не выцветает. за ним легко ухаживать и можно быстро восстановить при необходимости.

Механизм действия краски заключается в создании тонкой декоративной плёнки, которая придаёт определённый цвет поверхности за счёт присутствия в неё пигментов. Кроме того, она защищает стены и потолок от плесени и грибка.

Деревянные поверхности перед нанесением краски рекомендуется покрыть олифой, которая не даст впитаться основному материалу и укрепит основание. Для окрашивания древесины используются не только водно-дисперсионные или водоэмульсионные краски, но и эмали. Однако использовать их стоит при крайней необходимости, так как они сильно пахнут и долго сохнут.

Важные нюансы покраски


наносим краску в несколько слоев

Окрашивание поверхности проводят в 1 или несколько приёмов. Если состав обладает низкой или средней укрывистостью, необходимо наносить его в 2-3 слоя. Перед тем, как приступить к основным работам, надо попробовать на небольшом участке, как будет ложиться красящее средство.

Покрасочные работы проводят в сухую тёплую погоду при минимальной влажности. В дождь и туман малярные работы производить не рекомендуется. Оптимальная температура воздуха должна быть не ниже 5 градусов. В летнее время специально открывают окна, обеспечивая циркуляцию воздуха.

Для работы с кистью используют ёмкости меньшего объёма, чем та, в которой продаётся красящий состав. Инструмент опускают в банку на ¼ щетины. Излишки краски снимают, проводя кистью по краю ёмкости. Некоторые мастера натягивают на край банки резинку, чтобы не испачкать края.

Если краска жидкая, то она непременно будет стекать на руки. Поэтому выполнять работы надо в перчатках или прикрепить к ручке половинку от детского резинового мячика. При отсутствии игрушки можно приспособить кусок от пластиковой бутылки. Просто вырезать круг и вставить в него ручку кисти.

Чтобы краска ложилась равномерно и рука не уставала, кисть держат под небольшим углом. Проводят ею сверху-вниз и снизу-вверх, перекрывая новым слоем материала предыдущий. В первую очередь прокрашивают углы, выступающие грани и труднодоступные места, а затем уже гладкие поверхности.

Выполнение малярных работ


проводим покраску помещения по зонам

В зависимости от используемых инструментов, материала и характера поверхности технология проведения малярных работ несущественно, но различается.

Окрашивание кистью — это довольно трудоёмкий, но интересный процесс и использовать его стоит в небольших по площади помещениях и комнатах со сложным рельефом стен и потолков, например, с лепниной, различными декоративными вставками.

  1. Прежде, чем начинать покраску, желательно разделить пространство на зоны: проведя отделку одной, приступают к нанесению средства на другую.
  2. Для выполнения работ на высоте надо заранее позаботиться об устойчивой подставке и расположить её на максимально удобном расстоянии от окрашиваемого фрагмента.
  3. При отделке потолков по периметру стены прикрепляют малярный скотч, который не позволит испачкать стену. И наоборот, ленту приклеивают на верхнюю поверхность, если окрашивается стена.
  4. Для выполнения малярных работ кистью можно использовать инструмент с длинной ручкой, но он не для всех удобен.
  5. Набрав краску на кисть, плавными, спокойными движениями проводят инструментом по поверхности. Начинают всегда с углов и стыков между потолком и стеной. При этом по одному и тому же месту проводят несколько раз, чтобы полностью укрыть основание. Важно проследить, чтобы не осталось огрехов.
  6. Когда стыки и выступающие части окрашены, можно приступать к нанесению отделки на плоскую поверхность. При покрытии вертикальных поверхностей кистью водят сверху-вниз, снизу-вверх. Потолок обычно окрашивают, начиная от окна, вдоль самой длинной стены.

Окрашивание валиком – самый удобный и экономичный способ нанесения краски на поверхность. Однако применим он только на ровных, гладких плоскостях. Трудный рельеф данному инструменту не доступен.

  1. Для работы выбирают валик среднего размера с удобной ручкой. Важно знать, что существуют съемные держатели разной длины для удобства покраски потолков и стен вверху.
  2. Перед работами следует потренироваться и попробовать поводить предметом по поверхности, чтобы выбрать удобный ритм и направление работы.
  3. Работу с валиком начинают после того, как прокрасят кистью углы, стыки и выступающие фрагменты.
  4. В заранее приготовленный лоток наливают краску. Она должна быть средней консистенции. Слишком густую надо разбавить водой или специальным средством.
  5. Валик опускают в ёмкость, набирают красящий состав и проводят инструментом несколько раз по ребристой вставке, удаляя излишки средства.
  6. Прикладывают валик к стене и начинают водить им снизу-вверх, перекрывая слои. При этом надо лёгким усилием придавливать мягкий ролик, чтобы вся краска из него перешла на плоскость.
  7. Если обнаруживаются просветы или непрокрашенные места, следует ещё раз пройтись валиком по тому же участку.

окрашиваем стены методом распыления

Окрашивание методом распыления имеет несколько преимуществ перед предыдущими способами выполнения малярных работ. Он хорош для покрытия любых поверхностей. Работать данным методом быстро и удобно. При этом финишное покрытие становится абсолютно ровным и гладким.

Однако использование краскопульта не всегда приемлемо, так как надо обязательно закрывать предметы и те части пространства, которые не подлежат окрашиванию. Если комната отделывается красками на основе воды, то данный факт не является принципиальным. Такую краску легко можно отмыть.

Для краскораспылителя используют жидкие составы. Их заливают в специальную ёмкость, которая является частью аппарата. С помощью электропривода он начинает работать.

Человек водит специальной ручкой близко к поверхности. В это время средство по шлангу поступает к распылительной сетке и распределяется по стене или потолку. Работая с данным аппаратом можно регулировать выход красящего состава.

Во время использования краскораспылителя следят за уровнем жидкости в ёмкости и добавляют её, если она заканчивается. Нельзя допускать полного опустошения колбы, иначе воздух попадёт в шланг, в результате чего может произойти нерегламентированный выброс красящего средства.

Способы декоративного окрашивания

Часто по смелым задумкам дизайнеров проводятся сложные малярные работы. Это может быть нанесение многослойного покрытия с применением красок разных цветов, искусственное состаривание поверхности или создание эффекта объёмности и рельефа. С этой целью используются различные подручные средства: поролоновые губки, ткани, щётки и другое. Иногда на гладкой поверхности с помощью трафарета рисуют орнаменты и интересные дизайнерские изображения, которые придают помещению индивидуальности.

Технология использования губки


окрашиваем стены с помощью обычной губки

Обычной поролоновой губкой наносят ненавязчивый пятнистый рисунок. Обычно это делают тёмной краской по белой поверхности или наоборот светлый оттенок распределяют на тёмной основе. Чтобы создать оригинальный мерцающий блеск, глянцевую краску наносят на матовую поверхность.

  1. При работе губкой применяется неразбавленная водоэмульсионная краска. Её наливают в лоток и хорошо размешивают.
  2. На стену наносят основной слой краски белого или, наоборот, тёмного цвета. После её полного высыхания приступают к нанесению декоративного слоя губкой.
  3. Губку смачивают водой для придания ей мягкости и отжимают жидкость.
  4. Подручный инструмент опускают в краску и проводят им по ребристой вставке, удаляя излишки.
  5. Затем несколькими отрывистыми движениями проводят губкой по листу бумаги, чтобы её слегка высушить.
  6. После этого предмет с краской прикладывают к стене, прижимают и полностью отрывают его, перекладывая на другое место.
  7. Происходит своеобразное смачивание плоскости, в результате которого получается оригинальный рисунок. Он может сплошь покрывать стену, или отмечать какой-то её фрагмент.

Нанесение декоративного покрытия губкой не представляет особой сложности. Наносить краску можно произвольно. Особых правил в данном творческом процессе не существует.

Технология использования сухой щётки


окрашиваем помещение сухой щеткой

Украсить стену можно с помощью штрихового рисунка, который выполняется сухой малярной кистью или щёткой с жёсткой щетиной. Такой метод годится для нанесения глазурованного состава, в который входит лак (70 %), масляная краска (20%) и уайт-спирит (10%).

В данной методике стена покрывается основным тоном, поверх которого наносится приготовленная глазурь. Не дожидаясь её высыхания, сухой кистью быстрыми движениями проводят штрихи. При застывании они образуют интересный орнамент, напоминающий слепой дождь. Для удобства ухода за покрытой таким образом поверхностью, на неё наносят слой матового лака на полиуретановой основе.

Качество малярных работ зависит от профессионализма мастеров. Они должны знать технологию их проведения, знать, как использовать краски и уметь наносить их разными способами.

7 класс

Основы технологии

малярных работ


Материалы для малярных работ

При малярных работах используют различные по составу краски, которые содержат:

  • Красящий пигмент (сухие строительные краски)
  • Связующий материал (клей, олифу, смолы с растворителями)
  • Наполнитель (молотый мел, песок, тальк)

Масляные краски

Применяют для окрашивания древесины, металла, штукатурки внутри и вне помещений




Свинцовые краски

Ядовиты, предназначены для наружных работ, при условии защиты органов дыхания


Водоэмульсионные краски

Используются для окрашивания пористых поверхностей


Это растворы смол в различных растворителях – высыхающих маслах или спиртах. Используются для покрытия деревянных и металлических поверхностей.



Растворители

Растворители применяют для растворения и разбавления до рабочей густоты различных сгущенных окрасочных составов, мытья инструментов и т.д.


Это красящие составы на основе лаков с добавлением красящих пигментов.



Степень блеска

Матовые материалы и полуматовые


Степень блеска

глянцевые

материалы

и полуглянцевые




Инструменты для малярных работ

Малярные валики

Краскопульты


Кисти для малярных работ

а – маховая; б – макловица; в – ручники круглый и плоский


Кисти трафаретные [а, б]

и филеночная (в)


Кисти для отделки

окрасочного слоя

а - щетка-торцовка;

б, в – плоский и круглый флейцы


Валики

Валики - инструмент для окраски плоских поверхностей. Для водно-клеевых красок применяют валики с поролоновым покрытием (рис. а), для масляных и водно-клеевых - с меховым покрытием (рис. б, в).


Приспособления для окраски

а – тыльной стороны труб; б – труб; в – решетчатых ограждений; г – торцов оконных переплетов и дверных полотен; 1 – выталкиватель; 2 – неподвижная обойма; 3 -подвижна обойма с поролоновой пластиной; 4 – раздвижные валики; 5 – серьга; 6 -скоба; 7 – сжимное устройство; 8 – поролон


Краскопульты





  • 1. Краски и эмали должны храниться в специальном помещении вдали от отопительных приборов.
  • 2. При окраске поверхностей проветривать помещение.
  • 3. Не касаться загрязненными в краске руками лица и предметов одежды.
  • 4. Не бросать в помещении пропитанные в краске тряпки.
  • 5. Не наклонять лицо близко к емкости с краской.
  • 6. По окончании работы старательно мыть руки с мылом.

Практическая работа

  • Что такое малярные работы?
  • Какие меры безопасности следует соблюдать при выполнении малярных работ?
  • Что такое олифа? Где она используется?
  • Чем отличается эмаль от лака?
  • Для какой цели перед окраской выполняют огрунтовку поверхности?
  • Какие инструменты применяют для малярных работ?
  • Что такое флейц?
  • Как изготавливают трафареты для нанесения рисунка на поверхность?

Технология выполнения высококачественного окрашивания поверхностей водоэмульсионными составами состоит из нескольких последовательных операций. Тщательное выполнение, которых позволяет считать данную отделку высококачественной.

Это операции: очистка поверхности, сглаживание, расшивка трещин, огрунтовка, частичная подмазка, шлифовка, первое сплошное шпатлевание, шлифовка, второе сплошное шпатлевание, шлифовка, огрунтовка с подцветкой. первое окрашивание, второе окрашивание, торцевание.

Очистка удаление пыли, грязи, брызг потёков с поверхности металлическими шпателями скребками или механизированным способом. (Рис.1).

Сглаживание (выполняется только по оштукатуренной поверхности)- обработка поверхности лещадью пемзой куском древесины. Устранение погрешностей неснятых при очистке.

Расшивка трещин производится ножом или самим шпателем с целью предотвращения её дальнейшего распространения, (рис.3).

Огрунтовка – предварительное нанесение грунтовочных составов на поверхность. Осуществляется кистями. Валиками краскопультом. Состав наноситься на поверхность, потом растушевывается в горизонтальном, а затем в вертикальном положении. (Рис.4)



Частичная подмазка – осуществляется с целью ликвидации впадин и дыр, образованных во время расшивки трещин, чтобы выровнять поверхность, (рис 5а). Осуществляется при помощи шпателя приёмом «ёлочка». Шпатлёвка наносится под углом 45градусов оси трещины с одной и другой стороны. Заполненная трещина приглаживается шпателем, (рис5б).

Шлифовка подмазанных мест – осуществляется с целью ликвидации на поверхности выступающих следов предыдущей подмазки пред нанесением сплошного слоя шпатлёвки. Чтобы она легла, ровно и гладко на поверхность. (Рис 6). При выполнении этой операции используется брусок, пемза. Шлифование осуществляется круговыми и вертикальными движениями. Данная операция осуществляется только после полного высыхания шпатлёвки.

Первое сплошное шпатлевание поверхности – вручную выполняется и разравнивается шпателем. Маляр набирает шпатлёвку на вспомогательный шпатель. Затем переносит её на основной шпатель и наносит её на поверхность вертикальными движениями, при чём край каждого следующего слоя перекрывает предыдущий. (Рис 7).

После высыхания слоя шпатлёвки производится его шлифовка, а затем производится второе сплошное шпатлевание, с целью окончательного выравнивания поверхности. Затем и этот слой шпатлёвки так же шлифуется после высыхания. После шлифовки второго слоя шпатлёвки поверхность грунтуют с подцветкой, добавляя в грунтовку цвет будущего покрытия. Приёмы нанесения данной грунтовки такие же что и при первой огрунтовке.

После высыхания данного слоя приступают к первой окраске. (Рис8).

При окраске поверхностей валиками производиться предварительная отводка труднодоступных мест (углов стыков и др.) кистью. После нанесения окрасочного состава предварительно заколерованного на поверхность осуществляется его вертикальная растушевка. Валик равномерно передвигается по всей поверхности плавными движениями, при чём каждый последующий слой перекрывает предыдущий.

После высыхания первого слоя краски производиться нанесение второго слоя.

В некоторых случаях при выполнении высококачественной окраски применяют торцевание поверхности – что бы поверхность стала матовой, лишённой блеска и шероховатой. Торцевание осуществляется щётками торцовками по свеженанесенному второму слою краски щётками торцовками в двух направлениях под углом 45 и 90 градусов. Держа торцовку перпендикулярно поверхности. Рис 9.

При выполнении малярных работ нужно иметь под рукой различные вспомогательные материалы: гипс для заделки трещин и исправления дефектов поверхности, раствор для ремонта штукатурки или флюатирования пятен и налетов на поверхности кладки дымоходов, обезжиривающие средства, пластырь для закрывания мест, не подлежащих окраске, и др.

Однослойная окраска не обеспечивает достаточной защиты основания, поэтому нужно последовательно наносить несколько слоев краски, каждый из которых выполняет свои функции.

Нижний слой служит для сцепления многослойного покрытия с основанием. Накрывочный слой, завершающий красочное покрытие, защищает нижние слои от внешних воздействий и выполняет декоративные функции. Если масляную краску наносить в один слой, поверхность будет морщинистой, а со временем на ней появятся трещины.

Число слоев зависит от вида краски, требуемого качества покрытия и вида основания. Клеевую краску наносят в два слоя, водоэмульсионную - в три, а некоторые глянцевые политуры - в шесть и более слоев.

Каждый последующий слой должен содержать больше пигмента и меньше связующего. Например, эмульсию из грунтовки сильно разводят водой, а для накрывочного слоя совсем не разбавляют.

Прежде чем приступать к окраске, нужно приготовить основание. Окрашиваемая поверхность должна быть очищена от грязи, ржавчины, жировых пятен и, кроме того, высушена (это особенно касается деревянных поверхностей). Если в порах древесины останется вода, краска туда не проникнет. Она останется лежать на поверхности, а потом отвалится.

Если древесина на поверхности сухая, а внутри влажная, при нагревании под солнечными лучами и при других воздействиях водяные пары будут давить снизу на красочное покрытие и разорвут его.

Для получения качественного красочного покрытия не нужно красить при низких или слишком высоких температурах, а также на солнце, на сквозняке, в тумане и при слабом дожде. Во время малярных работ температура должна быть не ниже 5 °С.

Кисть при покраске держат с небольшим наклоном к поверхности. В краску ее погружают, окуная не полностью, а лишь на четверть длины волос, избыток краски с кисти удаляют о край банки.

Вначале краску наносят на грани, в углах и труднодоступных местах и только потом на гладкие поверхности. Когда окрашивают поверхности над головой, краска часто стекает на ручку кисти. Чтобы этого не происходило, можно взять старый резиновый мячик, разрезать его пополам и в одну из половинок продеть рукоятку кисти. Чтобы мячик не соскочил с ручки, под ним укрепляют резинку. Если нет мячика, на ручку надевают круг пергамина диаметром 5-7 см.



При очистке потолка, если он ранее не был окрашен, прежде всего удаляют старый набел. Небольшой набел можно размыть горячей водой при помощи кисти и тряпки, а толстый нужно счищать скребком в сухом виде. Можно предварительно смочить его горячей водой при помощи кисти и через 40 минут удалить скребком или шпателем.

Скребок или шпатель располагают под углом к поверхности и, слегка нажимая на инструмент, скользящими движениями вперед снимают слой набела. Таким же образом удаляют брызги раствора, наслоения краски и другие загрязнения.

Трещины на потолке и на стенах необходимо сначала расширить, а затем подмазать соответствующим составом. Подмазку производят шпателем, заделывая при этом не только расшитые трещины, но и раковины и впадины, которые есть на поверхности. После высыхания подмазанные места шлифуют и подгрунтовывают.

ПОКРАСКА КИСТЬЮ

Хотя в последнее время все большее распространение получает нанесение краски валиком или с помощью краскораспылителей, в домашних условиях все же пользуются кистью.

Кисть нужно приготовить - промять ее между пальцами и продуть. Для покраски можно использовать плоские и круглые кисти. Размер круглых кистей выбирают в зависимости от характера окрашиваемой поверхности или предмета, а также от густоты лакокрасочных материалов.

В новой круглой кисти нужно укоротить длину волоса путем подвязки, иначе она будет разбрызгивать краску. Длина свободных волос - примерно 30-40 см.

Краску наносят равномерно, сначала движениями в одном направлении, а затем перпендикулярно к нему, хорошо растушевывая до тех пор, пока вся поверхность не будет ровно окрашена. Последние движения кистью на горизонтальных поверхностях выполняют вдоль их длинных сторон, на вертикальных сверху вниз, а если окрашиваются деревянные поверхности, то в направлении годичных слоев древесины.



Если краска на олифе, последний слой разглаживают легкими движениями кисти в перпендикулярном направлении. Для разглаживания лучше всего взять волосяную кисть.

Большие площади при окраске нужно разделить на несколько мелких, ограниченных швами или планками. При этом учитывается тип лакокрасочного материала. Дверное полотно краской на олифе можно красить все сразу. Если масляной эмалью красят помещение, то лучше наносить краску на меньшие поверхности.

При окраске вертикальных поверхностей краску нужно тщательно растушевать, чтобы она не стекала и не образовывала потеков. Краска стекает спустя некоторое время после ее нанесения, поэтому не нужно брать слишком жидкую краску или наносить ее толстым слоем.

Если окрашивается сложная рельефная поверхность с различными углублениями, нужно помнить, что в них нельзя наносить слишком много краски, потому что она будет стекать, морщинить поверхность и плохо сохнуть.

Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию.

ПОКРАСКА ВАЛИКОМ

Для смачивания валиков краской потребуется плоский металлический ящик с продольными стенками в форме трапеции. В ящике установлено сито с ячейками размерами 10-20 мм, по которому проводят смоченным в краске валиком, чтобы устранить излишки и равномерно распределить краску по всему периметру валика.

Работу выполняют таким образом. На поверхность площадью около 1 м2 наносится 3-4 полосы краски, после чего эти полосы прокатывают валиком с отжатой краской в горизонтальном направлении (с небольшим наклоном валика) до тех пор, пока краска равномерно не распределится на поверхности. Если требуется ограничить окрашиваемую площадь, ее края закрывают плотной бумагой или заклеивают клеящейся лентой.

В этой статье мы расскажем про то, что же подразумевается под малярными работами. Какие инструменты и материалы необходимо использовать при данном роде деятельности. Мы расскажем про сам процедуру, технологию и подготовку к ним. Тщательно поделимся советами, которые необходимо читывать.

Подготовительные работы

  1. Первым делом вынесите легкие вещи, например, столы, стулья, аудио и видео аппаратуру. А большие, громоздкие предметы которые вы не в состоянии вынести, передвиньте на середину комнаты и накройте их полиэтиленовой пленкой, чтобы они не испачкались во время покраски. Не забудьте снять все предметы со стены, такие как, картины, шторы и избавьтесь от гвоздей в стенах. Для сохранения пола застелите его старыми газетами.
  2. Далее необходимо очистить потолок и стены от старой краски или обоев, заодно и помойте их, с помощью воды и щетки. Пользуясь шпатлевкой замажьте изъяны на стене, затем покройте стену грунтовке и приступайте к покраске или обклееванию комнаты обоями.
  3. При малярных работах используются различные по составу краски: клеевые, известковые, масляные, эмалевые и другие.
  4. Все краски содержат различные связующие, пигментные и вспомогательные вещества. Соотношение частей в красках не случайно, поэтому добавление какого-то вещества наугад, например растворителя, вместо улучшения качества окрашиваемой поверхности может привести к его снижению.
  5. Обычно краска продается в готовом виде. Если требуется ее разбавить, добавлять нужно лишь самое необходимое количество растворителя, иначе краска будет стекать, особенно с вертикальных поверхностей.
  6. Если краска в банке покрылась пленкой, ни в коем случае нельзя ее размешивать, а нужно осторожно обрезать ножом как можно ближе к корпусу банки и вынуть ее. Если полностью пленку удалить не удастся, краску желательно процедить. Для этой цели обычно используют капроновый чулок, которым накрывают отверстие пустой чистой банки.
  7. Все краски можно разделить на четыре группы. К первой группе относятся краски на минеральных связующих, во вторую, входят клеевые краски, в третью - эмали на синтетических связующих (алкидных смолах, на поливинилацетате, поливиниловом спирте и др.), четвёртую составляют краски на олифах.

Выбор краски для малярных работ

При выборе краски прежде всего нужно исходить из того, насколько стойким при эксплуатации должно быть покрытие, учитывать его декоративный вид и не забывать о стоимости.

Краски для наружных и внутренних работ различаются по стойкости к воздействию дождя, солнца и колебаний температуры. Краски, которые предназначены для наружных работ, в случае необходимости можно использовать и для внутренней отделки помещения. Выбор той или иной краски зависит от того, какую отделку помещения нужно произвести - простую, улучшенную или высококачественную.

Краски на минеральных связующих

Краски на минеральных связующих предназначены для простой отделки каменных, бетонных и отштукатуренных стен, для окраски бассейнов, колодцев и заборов. Они дают рыхлые воздухопроницаемые покрытия, хорошо выдерживающие действие воды, особенно краски на основе цемента, и смену температур.

Клеевые краски

Клеевыми красками отделывают отштукатуренные, бетонные и деревянные поверхности, причем казеиновые пригодны как для наружных, так и для внутренних работ. Красками на декстрине, крахмале и костном клее можно окрашивать только стены и потолки в закрытых помещениях. Важным достоинством клеевых красок является их пористость: покрытия из них не препятствуют воздухообмену, через них легко испаряется влага, которая может образовываться на отсыревшей стене или на потолке.

Краски и эмали на синтетических связующих

Лучшими являются краски и эмали на синтетических связующих или олифах, которые используются для высококачественной отделки. Есть среди них пригодные как для наружных, так и для внутренних работ, а также предназначенные только для внутренних работ.

Они могут давать матовые, глянцевые и полуглянцевые покрытия. Некоторые из них образуют сплошные покрытия (например, алкидные), другие (например, водоэмульсионные) - пористые. Краски, которые образуют сплошные покрытия, непригодны для сырых или отсыревших стен, а алкидные к тому же нестойки к щелочам, и поэтому ими нельзя окрашивать свежеоштукатуренные или бетонированные стены.

Масляные краски

Масляные краски по свойствам приближаются к краскам на синтетических связующих. Они образуют непористые покрытия, не стойкие к щелочам и влаге.

Инструменты и приспособления

Чтобы выполнить малярные работы, необходимы шпатели, кисти, валики, линейки, шнур, емкости для разведения красок, отвертки, молоток, клещи, мелкая и крупная наждачная бумага, кусок пробки или резины, который обертывают наждачной бумагой при работе. При окраске потолков пользуются стремянкой.

Шпатели

Шпатели нужны для расшивки трещин в подготавливаемых под окраску поверхностях, заполнения трещин и углублений шпатлевочным составом. Желательно иметь несколько шпателей - с широким (180-200 мм) и узким (45-100 мм) полотном, изготовленным из металла, дерева и резины.

Кисти

В зависимости от вида окрашиваемой поверхности могут понадобиться разные кисти. Для окраски больших площадей применяют маховую кисть, для стен и потолков можно использовать побелочные кисти - макловицы, круглые или прямоугольные.

Небольшие поверхности окрашивают клеевой или масляной краской кистью небольшого размера - ручником с короткой деревянной ручкой.

Свеженанесенную краску сглаживают флейцами - плоскими кистями, изготовленными из высококачественной щетины или барсучьего волоса.

Для наведения прямых линий, вытягивания филенок, а также окраски небольших поверхностей применяют филенчатые кисти разных диаметров.

Валики

Валики лучше кистей и щеток тем, что значительно ускоряют нанесение и растушевку краски. Раньше валики обтягивали овечьим мехом, в настоящее время для этой цели чаще используют искусственный мех. Валик может быть изготовлен из резины, поролона или меха.

Пневматические распылители

С помощью пневматических распылителей большие поверхности можно окрасить еще быстрее. Таким способом очень удобно красить потолки.

Самым простым устройством, которое применяют в быту, является ручной распылитель, пригодный для нанесения известковой и клеевой красок.

Краскораспылители

В последнее время выпускают краскораспылители, пригодные почти для всех видов лакокрасочных материалов. Для домашних работ больше всего подходит распылитель, работающий от пылесоса. Используют и специальное приспособление, поставляемое в комплекте к пылесосу. Шланг от него удлиняют с помощью пылесосных труб. Свободно передвигаться можно, если закрепить пылесос на ремне, который надевают на плечо.

Линейка около 1 м со снятой фаской пригодится для проведения прямых линий и вытягивания филенок.

Ёмкости

Потребуются емкости для разведения красочных составов и приготовления шпатлевочных растворов, нож, стальная щетка, сито или капроновая ткань и водяной уровень.

От качества инструмента зависит и качество окраски, поэтому его необходимо содержать в хорошем состоянии. После использования все инструменты должны быть тщательно очищены от остатков краски, особенно тщательно следует очищать валики и краскораспылители. Если в краскораспылителе останется и затвердеет краска, удалить ее будет невозможно, и он придет в негодность.

Обращение с инструментами

  • При временных перерывах в работе кисти и валики можно погружать в воду, предотвращая тем самым засыхание краски. Вынув кисть из воды, ее нужно тщательно вымять в сухой ветоши или вытереть о бумагу и удалить остатки воды.
  • Если предстоит большой перерыв, емкость с краской нужно закрыть, а кисть либо вымыть, либо погрузить в воду.
  • После окончания работы кисть тщательно вымывают в растворителе, соответствующем использованной краске, чтобы на ней не осталось никаких следов. После этого ее еще раз моют в теплой мыльной воде и ополаскивают.

Проведение малярных работ

При выполнении малярных работ нужно иметь под рукой различные вспомогательные материалы: гипс для заделки трещин и исправления дефектов поверхности, раствор для ремонта штукатурки или флюатирования пятен и налетов на поверхности кладки дымоходов, обезжиривающие средства, пластырь для закрывания мест, не подлежащих окраске, и др.

  1. Однослойная окраска не обеспечивает достаточной защиты основания, поэтому нужно последовательно наносить несколько слоев краски, каждый из которых выполняет свои функции.
  2. Нижний слой служит для сцепления многослойного покрытия с основанием. Накрывочный слой, завершающий красочное покрытие, защищает нижние слои от внешних воздействий и выполняет декоративные функции. Если масляную краску наносить в один слой, поверхность будет морщинистой, а со временем на ней появятся трещины.
  3. Число слоев зависит от вида краски, требуемого качества покрытия и вида основания. Клеевую краску наносят в два слоя, водоэмульсионную - в три, а некоторые глянцевые политуры - в шесть и более слоев.
  4. Каждый последующий слой должен содержать больше пигмента и меньше связующего. Например, эмульсию из грунтовки сильно разводят водой, а для накрывочного слоя совсем не разбавляют.

Прежде чем приступать к окраске, нужно приготовить основание. Окрашиваемая поверхность должна быть очищена от грязи, ржавчины, жировых пятен и, кроме того, высушена (это особенно касается деревянных поверхностей). Если в порах древесины останется вода, краска туда не проникнет. Она останется лежать на поверхности, а потом отвалится.

Если древесина на поверхности сухая, а внутри влажная, при нагревании под солнечными лучами и при других воздействиях водяные пары будут давить снизу на красочное покрытие и разорвут его.

Для получения качественного красочного покрытия не нужно красить при низких или слишком высоких температурах, а также на солнце, на сквозняке, в тумане и при слабом дожде. Во время малярных работ температура должна быть не ниже 5 °С.

  • Кисть при покраске держат с небольшим наклоном к поверхности. В краску ее погружают, окуная не полностью, а лишь на четверть длины волос, избыток краски с кисти удаляют о край банки.
  • Вначале краску наносят на грани, в углах и труднодоступных местах и только потом на гладкие поверхности. Когда окрашивают поверхности над головой, краска часто стекает на ручку кисти. Чтобы этого не происходило, можно взять старый резиновый мячик, разрезать его пополам и в одну из половинок продеть рукоятку кисти. Чтобы мячик не соскочил с ручки, под ним укрепляют резинку. Если нет мячика, на ручку надевают круг пергамина диаметром 5-7 см.
  • При очистке потолка, если он ранее не был окрашен, прежде всего удаляют старый набел.
  • Небольшой набел можно размыть горячей водой при помощи кисти и тряпки, а толстый нужно счищать скребком в сухом виде. Можно предварительно смочить его горячей водой при помощи кисти и через 40 минут удалить скребком или шпателем.
  • Скребок или шпатель располагают под углом к поверхности и, слегка нажимая на инструмент, скользящими движениями вперед снимают слой набела. Таким же образом удаляют брызги раствора, наслоения краски и другие загрязнения.
  • Трещины на потолке и на стенах необходимо сначала расширить, а затем подмазать соответствующим составом. Подмазку производят шпателем, заделывая при этом не только расшитые трещины, но и раковины и впадины, которые есть на поверхности. После высыхания подмазанные места шлифуют и подгрунтовывают.

Покраска кистью

Хотя в последнее время все большее распространение получает нанесение краски валиком или с помощью краскораспылителей, в домашних условиях все же пользуются кистью.

  • Кисть нужно приготовить - промять ее между пальцами и продуть. Для покраски можно использовать плоские и круглые кисти. Размер круглых кистей выбирают в зависимости от характера окрашиваемой поверхности или предмета, а также от густоты лакокрасочных материалов.
  • В новой круглой кисти нужно укоротить длину волоса путем подвязки, иначе она будет разбрызгивать краску. Длина свободных волос - примерно 30-40 см.
  • Краску наносят равномерно, сначала движениями в одном направлении, а затем перпендикулярно к нему, хорошо растушевывая до тех пор, пока вся поверхность не будет ровно окрашена. Последние движения кистью на горизонтальных поверхностях выполняют вдоль их длинных сторон, на вертикальных сверху вниз, а если окрашиваются деревянные поверхности, то в направлении годичных слоев древесины.
  • Если краска на олифе, последний слой разглаживают легкими движениями кисти в перпендикулярном направлении. Для разглаживания лучше всего взять волосяную кисть.
  • Большие площади при окраске нужно разделить на несколько мелких, ограниченных швами или планками. При этом учитывается тип лакокрасочного материала. Дверное полотно краской на олифе можно красить все сразу. Если масляной эмалью красят помещение, то лучше наносить краску на меньшие поверхности.
  • При окраске вертикальных поверхностей краску нужно тщательно растушевать, чтобы она не стекала и не образовывала потеков. Краска стекает спустя некоторое время после ее нанесения, поэтому не нужно брать слишком жидкую краску или наносить ее толстым слоем.
  • Если окрашивается сложная рельефная поверхность с различными углублениями, нужно помнить, что в них нельзя наносить слишком много краски, потому что она будет стекать, морщинить поверхность и плохо сохнуть.
  • Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию.

Покраска валиком

  • Для смачивания валиков краской потребуется плоский металлический ящик с продольными стенками в форме трапеции. В ящике установлено сито с ячейками размерами 10-20 мм, по которому проводят смоченным в краске валиком, чтобы устранить излишки и равномерно распределить краску по всему периметру валика.
  • Работу выполняют таким образом. На поверхность площадью около 1 м2 наносится 3-4 полосы краски, после чего эти полосы прокатывают валиком с отжатой краской в горизонтальном направлении (с небольшим наклоном валика) до тех пор, пока краска равномерно не распределится на поверхности. Если требуется ограничить окрашиваемую площадь, ее края закрывают плотной бумагой или заклеивают клеящейся лентой.

Распыление

  • У этого способа нанесения краски есть несколько преимуществ, особенно если красятся большие однородные, ничем не перекрываемые поверхности. Лакокрасочные материалы всех видов таким способом наносятся быстро и равномерно.
  • Для окраски труднодоступных поверхностей этот способ также удобен, например внутренних частей радиаторов центрального отопления. В процессе распыления мельчайшие частицы краски попадают на окрашиваемую поверхность, соединяются одна с другой и образуют равномерный слой.
  • При нанесении краски таким способом нужно закрыть все окружающие поверхности, которые не подлежат окраске, чтобы потом не тратить время и силы на их очистку. Для этой цели подойдут клейкие ленты, которыми можно закрепить бумагу или пленку.
  • Для получения ровного края окрашиваемой поверхности можно использовать самоклеящуюся ленту, наклеиваемую на заранее отбитую с помощью шнура или отвеса линию. Как только уровень жидкости упадет, емкость нужно наполнить, иначе после всасывания воздуха краскораспылитель выбросит неконтролируемое количество краски.

Обработка губкой

Этим способом создается мягкий пятнистый рисунок. Причем светлый тон нижнего слоя (фона) будет выглядеть, как прожилки неопределенной формы. Краска не должна быть чисто-белой, ее нужно слегка тонировать, что даст более утонченный эффект. Если нужно получить более контрастное решение, нужно наносить темный рисунок по матовой эмульсионной краске - получится оригинальный мерцающий узор.

  • Нанесение краски губкой может осветлить или, наоборот, утемнить общий тон. Для фона и наката нужно выбирать гармонично сочетающиеся оттенки единой цветовой гаммы или дополнительные цвета равной интенсивности. Плотно нанесенный, без значительных просветов рисунок дает впечатление интенсивно окрашенной поверхности. В свою очередь, цвет и тон основного фона может влиять на интенсивность рисунка, нанесенного поверх него.
  • Обработка губкой подходит почти для любой поверхности, но наиболее эффектна она на больших плоскостях, например на стенах. Интересно, что этот способ незаменим для маскировки не очень привлекательных предметов, таких, например, как радиаторы.
  • Как для основного слоя, так и для декоративно наносимого поверх него, применяют неразведенную эмульсионную краску для стен, а мясляную краску - для деревянных частей и металлических деталей. Для таких работ пользуются натуральной морской губкой, структура которой имеет наибольшее количество пустот. Если получаемый на стене рисунок повторяется, становится регулярным, нужно разорвать губку и продолжать работу ее внутренней, наиболее неровной поверхностью.

Нанесение узора губкой

  • Краску более темного тона, предназначенную для нанесения узора губкой, отлейте в лоток и хорошенько размешайте. Предварительно понадобится смягчить губку - вымочите ее в воде, если предстоит окраска эмульсией, а при употреблении масляной краски - в уайт-спирите. Отожмите, а потом окуните губку в краску и прижмите к рифленому наклонному отделению лотка, чтобы краска пропитала всю губку.
  • После этого необходимо снять излишки краски с губки при помощи легких, отрывистых касаний листа бумаги: при перенасыщенной губке рисунок может получиться с кляксами или вообще расплыться.
  • Движения нужно начинать сверху-вниз. Работайте легкими, отрывистыми касаниями, не вращайте и не прижимайте губку сильно. Положение руки с губкой нужно менять таким образом, чтобы избежать регулярного, повторяющегося рисунка. Когда губка станет суше, можно поработать в углах и вдоль плинтуса здесь невольно приходится вжимать ее, и реальна опасность выдавливания излишков краски.
  • Сначала поверхность нужно обрабатывать редким, не закрывающим полностью нижний, основной тон рисунком и оставить сохнуть. Промойте губку, а затем нанесите второй слой, перекрывая первый таким образом, чтобы они слились в общий рисунок. Когда второй слой высохнет, нужно светлым колером подправить отдельные выделяющиеся пятна. Можно применить колер фона или "слоновую кость", которая смягчит общий рисунок.

Штриховой метод

Для такого метода нужно приготовить глазурь, смешав 70 % лака, 20 % масляной краски и 10 % уайт-спирита, а потом нанести состав по основному тону полосой шириной 500 мм сверху вниз. Пока глазурь не высохла, по ней нужно щеткой нанести пунктирный штрих быстрым и уверенным движением, но ни в коем случае не волочить и не вращать щетку. Потом продолжите обработку, пока вся поверхность не будет покрыта штрихом. Чтобы скрыть стыки, необходим перехлест соседней полосы.

  • Если обработанная таким образом поверхность в дальнейшем будет нуждаться в промывке, поверх нее нужно нанести слой матового полиуретанового лака.
  • Пунктирный штрих-рисунок Цветовой штрих дает более изящный рисунок, чем обработка губкой. Обычно он выполняется по незастывшей глазури или лаку и создает эффектную поверхность, испещренную точками, через которые просвечивает фон. Тон и цвет для штрихового рисунка выбирают по тому же принципу, что и при обработке губкой.
  • Пусть у фона будет более светлый оттенок, чтобы образовалась как бы цветовая дымка, а для штриха более темный тон: он лучше выявит рисунок. Возможна и обратная комбинация.
  • Наносить штриховой рисунок можно на любую поверхность, но особенно эффектно он выглядит на стенах небольших помещений, на дверях и на мебели.
  • Для штриховой обработки лучше применять неразбавленную эмульсионную или масляную краску (в соответствии с материалом поверхности). Для нанесения штриха по незасохшей глазури можно использовать только масляную краску. Специальные щетки, предназначенные для этой работы, изготовлены из барсучьего волоса, но почти любая плоская щетка (даже новая сапожная) может быть использована, при условии, что щетина на ней одинаковой длины.

Нанесение штрихового рисунка

  • Отлейте небольшое количество краски самого светлого колера в лоток или плоскую посуду (слоем не меньше 3 мм), опустите сухую щетку в краску, лишь слегка касаясь ею поверхности, чтобы щетина не впитала ее слишком много.
  • Обработку начинайте сверху вниз, делая отрывистые движения щеткой и меняя угол ее положения на плоскости стены.
  • Чтобы усилить рисунок, нанесите другой слой (слегка нажимая на щетку), чтобы добиться большей контрастности. При появлении клякс перекрывайте их оттенком основного грунта.
  • В конце работы заполните углы, поверхность вокруг наличников и вблизи плинтуса почти сухой щеткой, применяя колер первого слоя наката.

Обработка с помощью ткани

Этот способ создает более отчетливый узор, чем обработка губкой или щеткой. Есть несколько способов, которыми можно его осуществить. Нанесение краски при помощи смятого лоскута ткани (аналогично обработке губкой) дает определенный четкий рисунок.

  • Снятие краски или раскатывание жгутом дают более мягкий и неопределенный узор, но эти способы требуют большего умения. Отпечатки, которые похожи на сложенные лепестки, получают нанесением или, наоборот, снятием краски при помощи куска ткани.
  • Все указанные способы осуществляются с использованием свежего раствора глазури. Как и при предыдущих способах обработки, рисунок наносится сверху-вниз по вертикальным полосам шириной 500 мм. Предварительно вымочите кусок ткани в уайт-спирите, отожмите и скомкайте его в руке или скрутите в жгут (в валик). Затем слегка обмакните ткань в глазурь.
  • Для нанесения рисунка валиком необходимо удерживать его двумя руками и прокатывать сверху-вниз как по прямой линии, так и по нерегулярным, случайным направлениям. В этом случае можно получить неопределенный, запутанный рисунок. Лоскут нужно почаще стряхивать и снова комкать в руке или менять его (лоскут), как только он станет чересчур перенасыщенным краской. Маскировать стыки между отдельными полосами нужно особенно тщательно.
  • Для нанесения краски при помощи смятого куска ткани используют эмульсионную или масляную краску (в соответствии с материалом поверхности). Для накатки валиком или метода снятия краски должна применяться только масляная краска, как для нижнего, основного слоя, так и для наката.
  • Колер для наката будет основным тоном, поэтому выбирать его нужно более темным, чем фон.
  • Тканевый способ, помимо декорирования стен или отдельных элементов мебели, хорош в тех случаях, когда требуется подогнать окраску встроенного оборудования под цвет стен. Можно использовать любую ткань - от муслина или марли до замши, - лишь бы она была неволокнистой и хорошо принимала краску.

Наносим узор с помощью ткани

  • Для начала отлейте немного краски в лоток с плоским дном. При обмакивании в эмульсию сухая тряпка дает четкий, жесткий рисунок. Если ее немного смочить, получатся более мягкие отпечатки. В случае применения масляной краски нужно намочить тряпку в уайт-спирите, а потом как следует отжать. Перед употреблением ткань сомните в руке.
  • Окуните тряпку в краску и слегка отожмите ее на листе бумаги, чтобы удалить излишки. Наносите мазки сверху вниз или вдоль карниза свободными движениями, аналогично работе с губкой. Тряпку необходимо часто стряхивать и снова сжимать в руке, чтобы избежать повторяющегося рисунка. Поменяйте ее на свежую, как только заметите, что рисунок становится менее четким.
  • В конце работы обязательно подправьте недостаточно заполненные участки поверхности. В некоторых случаях может быть нанесен второй слой колера, но обычно этого не требуется, как правило, ожидаемый эффект достигается с первого раза.
 
Статьи по теме:
Сонник: к чему снится океан
Каждую ночь человеку снится около 5-8 снов. Обычно утром, проснувшись, мы не помним ничего из приснившегося. Нам кажется, что и видений не было. Но бывают такие сны, которые потрясают своей масштабностью или силой вызванных чувств, необычной эмоциональной
Cонник киви, к чему снится киви во сне видеть
Если вам приснился сочный киви, то вероятно подсознание сигнализирует, что нужно побольше кушать свежих фруктов. К чему еще снится этот образ? Сонник поведает о самых актуальных интерпретациях того, что случилось видеть во сне. На зависть всем! Экзотиче
К чему снится пруд с рыбами, что ждет наяву?
На вещи. Если пруд во сне грязный - вас ожидают домашние размолвки или чья-то болезнь. Если вам снится чистым пруд, полный «играющей» рыбы - то наяву дела ваши пойдут успешнее, чем прежде, и вас ждут развлечения. Если человек видит пруд с мутной водо
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег