В чем заключается смысл жертвы Христа? Почему Христос должен был умирать позорной смертью на кресте? Об искупительной жертве христа

Искупительная жертва - концепция о прощении греха в иудаизме и христианстве, посредством искупления, жертвоприношения , через пролитие крови жертвы.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Народ Израиля познал своё первое великое спасение, когда Господь избавил его от власти египетских фараонов. Слова «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Исх. ) воспринимаются как введение к Десяти Заповедям. Свою тоску по новому великому освобождению народ Израиля выразил в страстном ожидании Мессии: «Кто даст с Сиона спасение Израилю! Когда Господь возвратит пленение народа Своего» (Пс. ) О Господе как о Спасителе свидетельствует и освобождение израильтян из вавилонского плена (Ис 40-55). Подобно тому как раба выкупали из долгового рабства, Бог избавил народ Израиля от ига иноземцев. Господь восстановил благополучие Своего народа, возвратив ему свободу и землю.

    Жертва

    Роль в истории и культуре

    С древнейших времён жертвы играли важную роль в богослужениях различных народов. Однако в разных религиях в обряд жертвоприношения вкладывался различный смысл - от примитивного желания ублажить божество, предлагая ему пищу, до выражения благодарности, преданности ему или демонстрации собственной ничтожности.

    По свидетельству Библии, жертву Богу приносили Авель , Каин , Ной , Авраам , Исаак , Иаков , Иов (Быт 4:3,4; 8:20; 15:9; 26:25; 31:54; Иов 1:5). Жертва Каина была бескровной (плоды земли), тогда как остальные жертвоприношения, как правило, были связаны с пролитием крови, поскольку при этом убивали животных. Точно установить назначение названных жертвоприношений сегодня невозможно.

    Их основной смысл, по-видимому, состоял в том, чтобы выразить благодарность Богу, преданность, а также кровь животных «покрывала» грехи тех кто приносил эту жертву; 2) о значении жертвоприношений Бог поведал Израилю после его освобождения из египетского рабства, когда у горы Синай народ принял от Господа Закон, устанавливающий число и вид угодных Богу жертв, а также порядок их принесения. К важнейшим видам жертв относятся: жертва всесожжения (Лев 1), хлебное приношение (Лев 2), жертва благодарности, или мирная жертва (Лев 3), а также жертва за грех (Лев 4:1 - 5:13) и жертва повинности (Лев 5:14 - 6:7). Среди этих пяти видов жертвы только одна была бескровной: хлебное приношение, которое рассматривалось как дополнение к жертве всесожжения (Лев 9:16,17). Различные поводы, по которым приносились жертвы, отчасти видны уже из их названий (напр., жертва за грех, жертва благодарности). Была также жертва примирения (Лев 15).

    Ветхозаветные жертвы

    1. Основной жертвой в израильском богослужении является ЖЕРТВА ЗА ГРЕХ, или ЖЕРТВА ЗАКЛАНИЯ (Лев 4:1 - 5:13; Чис 28:15-23; Иер 42:13), которую приносили во искупление непреднамеренных проступков (Лев 4:2).

    Различаются четыре вида таких жертв: жертва за грех первосвященника (ст. 3-12), жертва за грех всего общества Израиля (ст. 13-21), жертва за грех одного из правителей народа (ст. 22-26) и жертва за грех рядового израильтянина (ст. 27-35). Первосвященник приносил в жертву тельца - самое дорогостоящее из жертв. животных; тельца следовало приносить и за грех всего общества Израиля. Начальник жертвовал козла, а простой израильтянин - козу или овцу, если же он был слишком беден, то мог принести в жертву двух горлиц или двух молодых голубей (Лев 5:7-10). Это последнее правило указывает на то, что величина греха перед Богом соответствовала как положению согрешившего в обществе, так и степени его ответственности перед ним.

    Грех первосвященника по тяжести соответствовал греху всего общества Израиля, которое он представлял пред Господом. То же относилось и к случаю, когда жертва приносилась простым израильтянином (Лев 4:27-31). Обряд жертвоприношения за грех во всех случаях состоял из четырёх частей, а именно:

    • представление жертвы (ст. 27 и след.). Согл. Лев 1:3, жертвенное животное следовало привести к дверям скинии . Этим выражалась вера в Бога и потребность получить у Него прощение;
    • возложение руки. Приносивший жертву возлагал свою руку на голову животного, перенося тем самым свою вину на него (Лев 4:29; ср. 16:21);
    • заклание (Лев 4:29). Провинившийся сам должен был заколоть животное. Особое значение в обряде придавалось крови: она должна была стечь из туши животного, после чего её собирали в специальные сосуды. За грехом неминуемо следует смерть (см. Иез 18:4; Рим 6:23), поэтому - по милосердному установлению Бога - разрешалось, чтобы вместо грешника умерла жертва, оплатив своей жизнью его грех;
    • помазание кровью. После того как жертва была заклана, к своим обязанностям приступал священник. Он макал палец в кровь жертвы и мазал этой кровью выступающую часть алтаря - роги жертвенника всесожжения, если жертву за грех приносил простой израильтянин (Лев 4:25,30), или роги жертвенника благовонных курений, если речь шла о жертве священника (ст. 7) или всего общества (ст. 18). (-> Окропление -> Чистота, нечистота, чистый, нечистый, очищение.) Если кровь, символизирующая жизнь (Лев 17:11), наносилась на роги жертвенника, то для Бога это служило доказательством того, что жизнь принесена в жертву и, след., вина оплачена;
    • после принесения в жертву крови сжигали тук (жир) животного; его шкуру, мясо и внутренности следовало вынести на чистое место за пределами стана и там сжечь;

    «И за них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиной» (Иоанн.17:19).

    Иисус принес Себя в жертву за вас!

    Некто молился: «Господи! Помоги нам взойти на гору вечности, туда, где веет ветер истины!» Этот ветер истины уносит копоть и гарь этого мира, которыми нам приходится дышать в греховной долине. И как бы хотелось оставаться на этой «вершине вечности» как можно дольше!

    Вот оно, тихое дуновение ветра истины — Христос посвятил Себя за вас!

    Слово «посвящать» в Библии означает что-то отделить, обособить, сделать предметом особого почитания и заботы. Это понятие относилось к предметам, дням, людям, которых отделяли для Господа. Так, Господь освятил седьмой день . Это значит, что Бог выделил его из всех дней, чтобы в этот день люди не занимались обычными делами, а сосредотачивались на Нем и Его слове.

    Когда Господь освятил храм , это значило, что теперь весь храм и вся храмовая утварь должны служить одной цели – для совершения богослужения.

    Когда Господь освятил Себе левитов , Он сказал, что они не имеют права заниматься земледелием или торговлей – их призвание служить Богу в храме

    Когда Господь сказал, что Он посвящает Себя , это значит, что Христос посвятил Себя одной цели – быть нашим Спасителем. А без Голгофского креста быть нашим Спасителем невозможно.

    1. Посвящение Христа было сознательным .

    «И за них Я посвящаю Себя», - молился Спаситель. Он знал, за кого шел умирать.

    Если говорить о знании Христа вообще, то оно поразительно всеобъемлюще. Иисус единственный, Кто в полноте знает Отца Небесного. Он знает ангелов. Он знает демонов. Он знает имя каждого небожителя, знает имя каждой звёзды. Он знает каждый атом в материальных объектах Вселенной. Христос знает, сколько людей живёт на нашей планете, и сколько волос у них на голове Пророк Давид восхищался полным знанием Бога: «Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда я встаю; Ты разумеешь помышления мои издали. Иду ли я, отдыхаю ли – Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе. Еще нет слова на языке моём, — Ты, Господи, уже знаешь его совершенно» (Пс. 138:1-4).

    В народе говорят: чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть. Для нас наш ближний — подчас загадка. Мы что-то знаем о нем, но не его. Христу не было необходимости даже знакомиться с человеком. «Но Сам Иисус не вверял Себя им, потому что знал всех и не имел нужды, чтобы кто засвидетельствовал о человеке, ибо Сам знал, что в человеке» (Ин. 2: 24-25). На тайной вечере Господь скажет то же самое: « Не о всех вас говорю; Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: «ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» (Ин. 13:18). Христу не нужно было никаких дополнительных свидетельств о людях. Он шёл на крестную смерть, зная, кто они, сколько они нагрешили, каковы их недостатки или достоинства. Он шел, говоря: «И за них Я посвящаю Себя …»

    Для нас полное знание людской подноготной обернулось бы катастрофой. Вам известно очень верное, исполненное горькой иронии высказывание Уинстона Черчилля: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю свою собаку». Обычно во время брачной церемонии супруги посвящают себя друг другу «вслепую». Они предполагают, что их возлюбленный такой, каким они его себе нарисовали. Фактически они сочетаются не друг с другом, а со своим вымыслом. И когда наступает прозрение, и они узнают о неприятных чертах характера своих «половинок» — их любовь мало-помалу начинает истощаться. Приходят горечь и разочарование. Закручивается спираль конфликта: желание становится требованием; требование – потребностью; потребность формирует ожидание; неисполненное ожидание приводит к разочарованию; разочарование к гневу; гнев к наказанию. А уж наказывать мы умеем! Молчание, критика, обидные сравнения, насмешки, битье посуды, физическое насилие, разрыв отношений – вот неполный перечень «орудий возмездия».

    Однако не так было со Христом! Господь в совершенстве знал греховность каждого человека. Он четко представлял Себе облик грешника, неприглядные черты которого изображены в пятой главе послания к Римлянам:

    • люди немощны .

    Это значит – больные и слабые. Когда , оно не подразумевает их прикованности к инвалидным коляскам или к постелям. Речь идёт о немощи духовного свойства. Один из служителей верно заметил: «Большинство своего свободного времени мы свободны делать то, что хотим. Однако мы не свободны делать то, что нужно». Люди не делают нужного для спасения души, они не радуют Бога.

    • люди нечестивы .

    Слово «нечестивы» означает «кощунники», те, кто неуважительно относится к святыне. Это порочные и развратные люди. Они сейчас на плаву. Александр Гордон сетовал: «То, что возвышает душу, сейчас запрещают, а то, что разлагает душу — разрешают» . И ему вторит писательница Нина Чагадаева: «Мат на сцене стал обычным явлением. Главный матерщинник страны, Шнуров, в течение десяти лет развращал нашу молодежь. Не все, конечно, знают, что в уголовном кодексе есть статья за сквернословие, но Шнуров не только не подвергался штрафам или арестам, ему, в Петербурге, представлялись лучшие концертные площадки ». Разносчики нечестия только потому не сидят без работы и преуспевают, что их товар без труда находит потребителя. Как говорится, спрос рождает предложение.

    • люди грешны

    Грех – это осознанное или неосознанное нарушение Божьего закона. Французский эссеист Мишель Монтень сказал: «любой порядочный человек, представь он все свои мысли и действия перед законом, заслужил бы быть повешенным десять раз в своей жизни» Люди грешат не только по необходимости, но из-за пристрастия к греху. Любовь к греху нашла свое выражение в народных поговорках: «грехи любезны, доводят до бездны», «благословясь не грех, сказал убийца», «быть на свадьбе, да не быть пьяну – грешно».

    • люди враждебны

    Они враги истины, враги Бога, враги Христа, враги церкви. Все их помышления, слова действия — это злой вызов Богу и вражда против Него. (Римл. 8, 7) Конечный результат эволюции всякого греха – Богоубийство: «Распни Его!»

    Спаситель очень хорошо знал библейскую правду о людях. И для нас остаётся величайшей загадкой, как мог пресвятой, пламенно преданный истине, безмерно ненавидящий грех Христос возлюбить мир и принести Себя в жертву за его спасение?! «Мой ум смолкает, но сердце мне твердит, любовь великое свершает и в малом дивное творит!»

    Любовь Христа – абсолютно осознанная, и оттого стойкая и неизменная. Она не знает взлетов и падений, не знает усталости, не испытывает разочарований. Она всегда на максимуме! Она вечна!

    Не прячьтесь от Божьей любви, говоря: «моих грехов слишком много, чтобы быть возлюбленным и прощенным Богом». Христос знает каждую клеточку вашего тела и каждый закоулок вашей души. Вы для Него не сюрприз. Дело не столько в вашем нечестии, сколько в Его осознанном решении спасти вас и простить. Поэтому выйдите из берлоги невежества и самооправдания, вручите себя Тому, Кто посвятил Себя вам!

    Ионафан неоднократно признавался Давиду в своей любви (1Цар.20:17). Признавайтесь в любви к вашему Небесному Давиду! Не измеряйте Его любовь вашим жалким опытом! В минуты духовных падений не рассуждайте: «если моя любовь способна обратиться в ненависть, то же самое может произойти и с Божьей любовью» Нет и нет! Господь постоянно обращён к вам Своим лицом, Своими очами, Своими устами, Своими руками! Он говорит: «приди ко Мне, усталый и обременённый, — Я успокою тебя».

    Мы должны крепко ухватиться руками веры за сознательную посвященность Иисуса Христа нам. Не выпрашивайте никаких дополнительных подтверждений любви Господа. Никогда не говорите: «Господи! Если Ты любишь меня, пусть, произойдёт то или другое. И, тогда, я смогу убедиться в Твоей любви». Никогда не произносите таких дерзких и глупых молитв, ибо они уничижают крест! Лучшего доказательства, чем Голгофский крест Бог вам предложить не может! «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим.8:32).

    2. Посвящение Иисуса Христа было полным

    «И за них Я посвящаю Себя» . Христос приносил в жертву не безгрешного херувима, не жертвенное животное, не золото или бриллианты, но Себя Самого. Это великая жертва!

    Господь назван Альфой и Омегой! Альфа и Омега – первая и последняя буквы греческого алфавита. Ветхий Завет относит это выражение к Иегове (Ис.48:12), Новый Завет относит его ко Христу (Откр. 1:10), подчеркивая равенство Отца и Сына. Как не существует никаких букв до Альфы, так никого не существовало до Христа. И как не существует никаких букв после Омеги, так ничто не может существовать после Христа. Он – полновластный владыка вселенной! Он начало и конец всему! Апостол Павел очень хорошо выразил значимость Христа: «…ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол.1:16,17).

    Царь царей и Господь господствующих пожертвовал Собой ради блага подданных! Творец умирает за жалкое творение, которое было бы проще уничтожить, чем перевоспитывать. Какое полное посвящение!

    Чем мы заслужили подобное отношение? Ничем! «Он выбрал крест и гвозди, чтобы завоевать твое сердце!» (М. Лукадо)

    Дорогой брат и сестра! Если эта жертва так значима, если так полно, то как вы можете сомневаться в спасении, будто оно – результат ваших усилий, а не труда, совершаемого в вас Христом? Если эта жертва так значима, то как вы можете все дальше пренебрегать ею и не пользоваться ее плодами? Послушайте: «Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими [от Него?» (Евр.2:2-3).

    В житиях святых есть рассказ о том, как два пустынника ушли в город продавать свое изделие с тем, чтобы купить хлеба и вернуться в пустыню. За те несколько часов, которые они провели там, один из них согрешил, и другой пал. Когда они встретились, один сказал: Я в пустыню с тобой не вернусь, мне там больше нет места: я согрешил, я оскверню наше братство… Другой ему сказал: Бежим в пустыню, будем каяться – и Бог нас очистит!.. Он его убедил. И оба вернулись. Признались всему братству в своих грехах; им было велено в течение сорока дней, запершись в кельях, умолять Бога. И братья приходили к их окнам и дверям, и прислушивались. Первый – день и ночь исповедовал свой грех, плакал над собою, говорил Богу, что нет ему уже надежды на спасение. И братья изумлялись такой силе раскаянья. А у кельи другого они стояли в недоумении, потому что после первого исповедания подвижник стал петь пасхальные песнопения. Благодарить Бога за Его любовь, за Его милосердие, за то, что Он – спасение. Они отходили, покачивая головой: этому, верно, не спастись, он не умеет каяться… Прошло сорок дней, и оба вышли из своего келейного заточения. Первый сказал, что за эти сорок дней он до глубины познал свое недостоинство, понимает, что ему нет места в братстве, посвященном чистоте, подвигам и Богу. И он ушел из пустыни и погряз в грехе. А другой вышел с сияющим взором: он говорил о том, что Бог – его Спаситель, что все возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе Христе, что сила Божия в немощи совершается. И он остался, и долголетним подвигом вырос далеко за ту меру, от которой он отпал… Он спасся надеждой, он спасся той искрой радости, которая отличает надежду как предвкушение, от веры, являющейся лишь убеждением». (Митрополит Антоний Сурожский)

    И если Христос отдал Себя нам полностью , также не будем ничего в нашей жизни считать своей безраздельной собственностью. Пусть Ему принадлежат ваши душа и тело, пусть Его славе служат ваши средства, семья, и работа. Господь! Всё отдаем Тебе в ответ на Твое полное посвящение!

    3. Посвящение Иисуса Христа было целенаправленным .

    «И за них Я посвящаю Себя, чтобы они были освящены истиной ». Конечная цель посвящения Спасителя – наше освящение. Спаситель не шел на крест вслепую – «будь, что будет». Иоанн пишет: «Иисус же, зная все, что с Ним будет…» (Иоан.18:4). Он знал, кто будет допрашивать его во дворе первосвященника, кто нанесет ему первый удар по голове. Он знал, как поиздевается над ним Ирод, как Пилат будет выкручиваться из щекотливой ситуации; Он знал, сколько ударов плетьми обрушится на Его спину, и какой тяжести взвалят на Него крест. Он знал, сколько шагов Он пройдет до Голгофы, и с какой болью отзовутся Его руки и ноги на пригвождение ко древу Креста. Он знал, сколь горькой окажется чаша временной разлуки с Отцом. Он знал, также и цель подвига - освящение учеников.

    Эта желанная цель всегда была у Него перед глазами: «Предназначение человека не в счастье, не в здоровье, а в святости. Святость — это непорочное хождение ногами, непорочная речь устами, непорочное мышление мозгами. Для человека важно только одно — примет ли он такого Бога, Который хочет его сделать святым. Бог — это не машина для того, чтобы навечно благословлять людей. Он пришел не для того, чтобы спасти людей от погибели из жалости к ним, Он пришел, чтобы спасти людей от погибели, потому что создал их для святости». (Чемберс)

    И вновь Господь подчеркивает, что средством освящения является истина. Как часто верующие забывают это! Они стремятся достичь освящения через покаяние, через жесткую дисциплину, через запреты, но не через познание истины. Отсюда и возникают печальные искажения.

    Как-то я был приглашен на библейскую конференцию. Я сел в первом ряду возле незнакомого мне брата. Мы поприветствовали друг друга, познакомились. И без вступительных слов он рассказал мне свою печальную историю. «Было это на Украине в годы активного разделения в братстве ЕХБ. Я был ответственным за молодежь в общине Совета Церквей. Мы посещали с благовестием церкви, в том числе и регистрированные. Старшие братья дали нам наказ: «Пресвитеров регистрированных церквей не приветствуйте!»

    Итак, мы прибыли в регистрированную общину, где нам любезно предоставили возможность петь и проповедовать. После служения пресвитер церкви, отсидевший при Сталине десять лет за веру, подошел ко мне и, протянув руку, сказал: «Приветствую, брат!» Взглянув на него, я спрятал руку за спину и сказал: «Нам нельзя приветствоваться с вами!» Старец растерялся. Слезы покатились из его глаз на белую бороду, а рука повисла в воздухе. После недолгого замешательства он произнес: «Да благословит тебя, Господь!»

    Брат окончил свой рассказ. Видно было, что, несмотря на прошедшие десятилетия, его глубоко печалил поступок активной юности. А я думал, как же легко бывает в пылу борьбы за чистоту веры пренебречь Писанием и придумать свои способы освящения – «регистрированных пресвитеров не приветствуйте». А где ? А где же уважение к автономии церкви, которая имеет право решать, кого приветствовать, а кого нет? И еще я понял, как милостив Господь! В моем брате-собеседнике живет Христос. Когда-то Он нежно обличил эту неправедную горячность, это пренебрежение словом Божьим. Подлинное освящение возможно только от могущественного воздействия Библии. За нашу преданность Слову и возрастающее от него освящение Христос взошел на крест!

    Виктор Семенович Рягузов г.Самара

    Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор Сергей Худиев в проекте “Диалог с атеистами: православные аргументы” . Смотрите очередной прямой эфир на странице «Фомы» в Facebook по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

    Вера в человеческое жертвоприношение, которое должно спасти людей от каких-то великих бед, свойственна самым диким и примитивным племенам.

    Если мы говорим о жертвоприношениях пленных, то аналогии тут просто нет, потому что Жертва Христа была полностью добровольной. Но если речь идет о добровольных жертвах - каковые тоже бывали у язычников - то тут стоит поговорить подробнее.

    В пьесе африканского драматурга Вола Соинки «Смерть и Королевский Конюшний» африканец по имени Элесин должен принести себя в жертву, чтобы, согласно местным верованиям, отвратить беду от своего племени. Британский колониальный чиновник пытается отговорить его, но Элесин отвечает, что когда он учился в Лондоне, он видел, как капитан корабля пожертвовал своей жизнью ради спасения пассажиров, и его прославляли как героя. Значит, и британцы понимают, что отдать жизнь за других - достойное дело!

    Элесин ошибается не в том, что умереть ради спасения ближних - достойное дело. Просто эта жертва в данном случае не нужна, местные верования просто ошибочны. Поэтому мы можем порицать у язычников эти ложные верования, но никак не само представление о добровольной жертве, которая спасает других.

    Но это представление о разъяренном Боге, который все никак не успокоится и собирается ввергнуть грешников в ад, пока не отдаст на страшную смерть Своего Сына - разве оно не нелепо и не отвратительно?

    Конечно, нелепо и отвратительно. Потому что это карикатура. Нелепо было бы представлять Бога в виде сильно раздраженного человека, который ищет, на ком бы сорвать зло и, сорвав, несколько успокаивается. Наш гнев - это бурная и, чаще всего, неадекватная эмоциональная реакция против того, что нас раздражает. Нам часто приходится сожалеть о словах или поступках, до которых нас довел гнев. Как говорит апостол, «гнев человека не творит правды Божией» (Иак 1:20) Когда мы гневаемся, мы желаем причинить вред другим людям, заставить их страдать, может быть, даже хотим их уничтожить.

    Приписывать все это Богу было бы нелепо. Бог никогда не желал, не желает и не может желать зла и вреда своему творению. Само Искупление есть проявление Божией любви в грешникам.

    Но если Бог любит грешников, почему бы Ему просто не простить их грехи, без всякой искупительной жертвы? Мы же, люди, можем прощать наших обидчиков, не требуя компенсации.

    Под «прощением» мы можем иметь в виду две разные вещи. Во-первых, мы можем говорить об отказе от ненависти и вражды по отношению к нашим обидчикам. Вот мы кипятились, строили планы страшной мести, смаковали в своих мечтах, как заставим наших врагов поплатиться, а потом остыли и решили не мстить. В этом смысле Богу не было нужды нас прощать - Он никогда не имел и не имеет вражды и ненависти к Своему творению.

    Во-вторых, об отмене приговора, как мы бы сказали сегодня, «амнистии». Судья выносит правосудный приговор не потому, что он питает ненависть к подсудимому или кипятится от гнева, если бы это было так, сам приговор был бы неправосудным. Он выносит его с целью восстановления справедливости. Как говорит Писание, «правого пусть оправдают, а виновного осудят» (Втор 25:1).

    Большинство из нас не являются судьями, и обязанность поддерживать справедливость на нас не лежит. А если бы лежала, мы бы просто не могли бы взять и отменить законный приговор просто потому, что преступник вызвал нашу симпатию. В этом случае мы бы оказались коррумпированными судьями.

    Бог не поступит как коррумпированный судья - Он есть Судия праведный. Мы можем быть избавлены от осуждения только таким путем, который был бы сообразен Его праведности.

    Чтобы понять это, вспомним другой вопрос, который часто ставят: христиане говорят, что любые люди, в том числе самые чудовищные злодеи могут войти в рай, если они покаются и уверуют во Христа. Но не будет ли чудовищной несправедливостью, что злодеи, принесшие много зла и горя, будут оправданы и приняты Богом? Будет, но не только в отношении злодеев, которых нам легко счесть злодеями, – в отношении любого грешника. Бог не может ни оправдать, ни принять, ни проигнорировать грех.

    Поэтому, хотя Бог любит и всегда любил нас, грех должен быть искуплен.

    Но какой смысл в том, чтобы предавать невиновного смерти за грехи виновных? Разве это, само по себе, не вопиющая несправедливость?

    Конечно, было бы несправедливо, если бы Ивана оштрафовали за проступок, который совершил Петр. Вот если Иван добровольно выплачивает штраф за Петра - в этом нет несправедливости, это акт милости.

    Приведу пример, который я прочитал в одном из комментариев на послание к Римлянам. Эта история, которую рассказал офицер, в позапрошлом веке служивший на Кавказе. В одном селении начался голод. Обнаружилось, что кто-то ворует еду из общих запасов. Местный князь объявил, что вор, когда попадется, получит пятьдесят плетей. Вор попался - это оказалась престарелая мать князя.

    Если бы князь отказался исполнить свое повеление, он навсегда потерял бы уважение односельчан, как человек пристрастный, несправедливый и неверный своему слову; всякий порядок в селе бы рухнул. Но он, понятно, не желал подвергнуть бичеванию родную мать.

    Тогда он нашел выход - да, она должна получить свои пятьдесят плетей. Но он как сын может закрыть ее своим телом. Так он и сделал - пятьдесят плетей пришлись по нему.

    Другой пример. Мужчина берет в жены женщину с огромными долгами. Хотя он их не делал, ему придется их выплачивать - потому что он признал ее своей и, следовательно, ее долги - своими.

    В акте Искупления Христос добровольно признает виновных и испорченных, осужденных, отверженных и проклятых грешников Своими - и их осуждение, отвержение и проклятие Своими.

    Как говорит апостол Павел, «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою – ибо написано: проклят всяк, висящий на древе» (Гал 3:13).

    Христос умирает смертью проклятого на Кресте и в этой смерти полностью совершается осуждение нашего греха; этой смертью оно полностью исчерпано и нам приобретено полное прощение.

    Как говорят святой Максим Исповедник, «невинный и безгрешный Он заплатил за людей весь долг словно Сам был виновен, возвратив их к благодати Царствия и отдав Себя Самого в выкуп и искупление за нас» (Мистагогия, 8).

    Почему говорят о ходатайстве Христа за нас? Разве Бог Отец не любит людей, Его приходится упрашивать?

    Действительно, апостол говорит о том, что Христос ходатайствует за нас и поэтому мы можем быть уверены, что избавлены от осуждения.

    Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их]. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Рим 8:33, 34).

    Цель этого ходатайства не в том, чтобы «смягчить» Бога, который всегда и неизменно любит все свое творение и людей особенно, и не в том, чтобы «напомнить» Ему о нашем деле (что было бы излишне, ибо Он обладает всеведением), но в том, чтобы даровать грешникам мир, прощение, общение с Богом и все блага спасения так, чтобы это было сообразно праведности Божией.

    Мы всех этих благ никоим образом не заслужили. Но их для нас заслужил Христос. Мы не заслужили войти в рай - но Христос заслужил ввести в рай всех, кто принадлежит Ему.

    Догмат об искуплении - это сердце православной веры. Все догматические утверждения в сфере триадалогии, христологии, экклесиологии и сотериологии проверялись отцами Церкви прежде всего по отношению к возможности искупления и спасения человека Христом. Он является не только критерием чистоты веры, но также камнем преткновения для еретиков и лжеучителей от апостольского века до наших дней.

    Догмат об искуплении особенно раздражает либеральных теологов, которые, подобно древним иудеям, не хотят допустить, что Христос искупил и освободил их от плена греха и власти диавола. Они считают, что родились свободными и получат рай, как свое родовое наследство, а на Евангелие смотрят как на руководство к самосовершенствованию. Им чужд догмат об искуплении - это непоколебимое основание, на котором зиждется Новозаветная Церковь.

    В других религиях и почти во всех конфессиях догмат об искуплении отсутствует или в корне искажен. В иудаизме этого догмата не существует. По учению Талмуда, Адамов грех не распространяется на его потомков. Иудей спасается исполнением предписаний Торы и Талмуда. Ожидаемый мессия избавляет не людей от греха, а Израиль от его врагов. Самые грешные из иудеев временно мучаются в аду, но затем получат прощение по молитвам Авраама и других праведников. Таким образом, в иудаизме содержится своеобразный национальный «апокатастасис».

    В магометанстве учение об искуплении отсутствует. Исполнение Корана и сунны (предания) служит гарантией спасения для мусульманина. Магомет не искупитель, а посланник, через которого Аллах открыл людям свою волю. Коран категорически отрицает не только христианское учение о Жертве Христа, но сам факт распятия. По учению Корана, Христос взят на небо подобно пророку Илии, а вместо Него был распят Симон Киринейский (такая мысль встречается уже во втором веке у гностика Василида). Мусульмане верят, что все, исповедующие ислам, какие бы они грехи не совершили, в конце концов будут прощены и спасены по молитвам Магомета и его преемников. Таким образом, в исламе мы видим конфессиональный «апокатастасис».

    В буддизме также отсутствует идея какого-либо искупления. Буддизм отвергает существование божества, как абсолютного духа. Мысль о вечной жизни, как продолжения бытия, вызывает у буддиста ужас и отвращение; он ищет спасения в смерти, в погружении себя в некий психический вакуум, где отсутствуют чувства, мысли и желания. Это психическое самоумерщвление воспринимается им как высшее метафизическое состояние. Нирвана - прорыв в воображаемую пустоту и переживание своего бытия как антибытия, где нет страданий - заветная цель буддизма.

    Язычество, в самых высоких взлетах античной и индуистской философии и мифологиях, ничего не знало о той всемирной искупительной жертве, которую принесет Бог за человечество. В индуизме спасение - это растворение индивидуального в космическом, космического - в меоническом, меонического - в абсолютном; личность, как таковая, исчезает; спасителем является Шива - индийский сатана, который разрушает миры.

    Только христианство принесло миру радостную весть о том, что человечество искуплено Кровью Христа. На эту весть языческий и иудейский мир ответил жестокими гонениями. Крест Христа казался языческим философам безумием, а иудейским учителям - унижением Божества. Однако уже во времена апостолов среди христиан появились еретики-докеты, которые учили, что Христос пришел на землю призрачно, в некоем эфирном теле. Эта ересь отвергала догмат об искуплении. Если Христос не принял человеческую плоть, то Его страдания призрачны, значит, искупление также призрачно и сама Голгофа превращается в сцену, где роль иллюзиониста исполняет Сын Божий. Это еретическое учение о «божественном обмане» было настолько пагубным и кощунственным, что апостол Иоанн запретил христианам пускать проповедников докетизма в свои дома и даже приветствовать их при встрече.

    Другие гностики также отрицали искупительную Жертву Христа Спасителя. Гностик первого столетия Симон-волхв возил с собой женщину по имени Елену - блудницу из Тира, и учил, что его сожительница - образ человеческой души, а он - воплощение бога или высшего эона, который взял в свое общение падшую женщину. Это снисхождение божества к блуднице заменяет искупление у Симона-волхва.

    Несколько отступая от темы, отметим следующее. Запутанное и темное учение Симона-волхва выглядит примерно так. Божество рождает мысль - эннию; энния творит ангелов; те восстают против своей родоначальницы и заключают ее в узы вещества. Энния переходит в тело Елены Прекрасной, из-за которой пала Троя, и в Елену-блудницу из Тира, которую Симон-волхв делает своей спутницей. Порочная жизнь женщин, в которых воплощается энния, не оскверняют саму эннию, и она в теле блудниц остается чистой искрой божества. В этом заключается тайное учение гностиков о том, что душа не зависит от телесных дел, как царственный узник не теряет своего достоинства от того, что находится не во дворце, а в мрачной темнице. Это значит, что можно отдаваться порокам и при этом оставаться чистым.

    Другой гностик Карпократ развил учение Симона-волхва. Он считал тело постоянным врагом души и учил, что надо предаваться распутству для того, чтобы изнеможить и умертвить тело, и дать возможность душе скорее освободиться от его гнета. Унижение тела через пороки и разврат Карпократ считал спасением души и аналогом искупления. Это гнусное учение сирийских гностиков впоследствии преподнес своим читателям писатель-сатанист Анатоль Франс в повести «Таис», где проституцию представил как вид искупления.

    Гностик второго столетия Василид создает теогоническую систему из 360-ти эонов по числу дней года. Эон София выпадает из плеромы - полноты бытия и погрязает в болоте вещества. Здесь к ней снисходит один из высших эонов - Христос и блистанием своего света открывает ей ту славу, которую она имела, находясь в плероме. Вслед за Христом София возвращается в свою небесную обитель. Никакого искупления здесь нет. Известный церковный историк Робертсон пишет: «Учение об искуплении было несовместимо с началами Василида. Он не допускал другого оправдания, кроме оправдания через усовершенствование в освящении, и заявлял, что каждый ответит за свои собственные грехи» («История христианской Церкви», Робертсон, 1 том, 45.стр.). Василид отрицал первородный грех и искупительную жертву Христа, а все сводил к научению.

    Самым крупным гностиком второго века был Валентин, который описал перипетии и странствования Софии в духе детективно-мистического романа. В противоположность Василиду он допускал искупление, но в таком искаженном и изуродованном виде, что оно не имело ничего общего с апостольским учением о Жертве Христа.

    Валентин делил людей на три группы: телесных, душевных и духовных. Для спасения духовных людей (пневматиков) было достаточно знания гностического учения; они спасались независимо от собственных дел и нравственных предписаний. Для душевных, к числу которых Валентин относил церковных христиан, Иисус распялся; перед распятием его покинул божественный эон-Христос и его собственный высший дух. Через распятие на кресте Иисус показал душевным христианам (психикам) как совершенствовать себя посредством страданий. Здесь был пример, а не искупительная жертва, и воздействие, подобное катарсису античных трагедий. Душевные, в отличие от духовных, могли спастись или погибнуть соответственно своим делам.

    Всякая ересь связана с отвержением или искажением догмата об искуплении. Если нет искупления, то христологические догматы теряют свое значение; они становятся безразличными для сотериологии. Человечество мог искупить только Богочеловек, имеющий полноту Божественного бытия и совершенство человеческой природы. А дать заповеди и показать нравственный пример мог Христос, в интерпретации гностиков, монофизитов и несториан.

    Если Христос не Искупитель, а учитель, то христология перестает быть необходимой для спасения, так как пример и учение - это внешние действия Божества по отношению к человеку, а искупление - замена человека Сыном Божиим на кресте, то есть мистическая онтология.

    Почему православные богословы-апологеты так непримиримо боролись с арианством, считая эту ересь потерей вечной жизни? - Потому что Сын Божий, не равный Богу Отцу и иной Ему по природе, не мог принести совершенную, бесконечную, по своему достоинству, жертву искупления за все человечество, и стать Посредником между Святой Троицей и потомками Адама.

    Почему Православная Церковь в течение многих столетий боролась и борется с монофизитством? Потому что монофизитство искажает догмат искупления. Если у Христа единая природа, то непонятно, Кто страдал на кресте, Кто умирал и воскрес: ведь Божество бесстрастно и неизменяемо. Если у Христа одна Божественная природа, то как же произошла замена человечества Христом на Голгофе?

    Несторианство, с его учением о греховной природе Иисуса и о двух лицах, соединенных в Нем нравственно, извращает догмат об искуплении. Если человеческая природа греховна, то страдания и смерть становятся следствиями греха, а не добровольной жертвой.

    Католики и значительная часть протестантов верят в искупление человека Христом, но экклесиологические ошибки их конфессий не дают им возможности воспользоваться плодами искупления.

    В настоящее время активно действуют силы, которые хотят реформировать христианство в духе гуманизма и либерализма, осмеять учение о первородном грехе, унаследованного от Адама его потомками, изъять из сотериологии искупительную Жертву Христа и создать иное христианство в гностическом духе, где Христос выступает в роли учителя, и только в этом смысле является спасителем. Но подать пример и проповедовать новое учение может и несовершенное божество, как представляют Христа ариане.

    Почему же тогда православные апологеты в течение нескольких столетий боролись с арианством? Почему христиане, не принявшие арианского символа веры и пострадавшие за это, являются мучениками и исповедниками, как те, кто во времена языческих гонений не отрекся от Христа? Христианские апологеты утверждали, что если Христос не равен Отцу, то наше искупление через Голгофскую Жертву не состоялось; оно потеряло свое аксиологическое совершенство, и мир остался неискупленным. Один из видных современных реформаторов заявил: «Христос спас меня тем, что научил, как побеждать грех». Но разве человечество не знало, что такое грех до Христа? Разве в ветхозаветной Церкви не существовало покаяния? В различных философских и религиозных учениях древности можно найти аналоги заповедям Священного Писания, но там не было Христа-Искупителя и Духа Святого - Освятителя, поэтому спастись не было возможно. Почему богоявления в Ветхом Завете не спасли людей, а необходимо было воплощение Сына Божия? Моисею явился Господь на Синае, беседовал с ним как бы «лицом к лицу», дал заповеди и подробные указания о богослужении. Но феофания (богоявление) без воплощения и искупления не могла освободить человечество от рабства сатаны и власти греха.

    Голгофская Жертва усвояется человеком в таинстве крещения; оно означает, что человечество искуплено Кровью Христовой. В крещении человек получает не инициацию, как в языческих теургиях, а облачается во Христа. Если человек спасается только примером Христа - как надо жить, то что же он получает в таинствах Церкви? Почему до Голгофской Жертвы Дух Святой не мог сойти к людям и образовать Церковь благодати? Почему Христос не пришел на землю сразу же после грехопадения Адама, а понадобился срок в пять тысяч лет для приготовления человечества? Если дело в примерах, то ими полна вся история Ветхого Завета. Но почему же до пришествия Христа люди блуждали во тьме и праведники после смерти сходили в ад? Если дело только в научении и примере, то для чего нужны все христологические догматы, ведь Христос мог прийти в призрачном или ангельском теле и показать пример, как и что надо делать.

    Но только Богочеловек - с совершенной божественной и человеческой природой в одном Лице - мог искупить нас. Если Христос не заменил человека Собой, а только показал ему как на картине, что надо делать, то тогда становятся бессмысленными все споры и догматические прения о Лице Иисуса Христа. Если нет искупления, то тогда открывается широкая дорога для экуменизма и теософии; более того, учение о соединении конфессий и затем религий, представляется как единственный христианский принцип, а догматические различия и Соборные Оросы - несущественными мнениями, которые не меняют сути христианства, а, напротив, являются преградами к единству веры и любви. Если Христос не принес за меня искупительную жертву, не заменил меня Собой, а только научил, как бороться с грехом, то какое мне дело, как в Его лице соединяются две природы, или сколько воль - одна или две - у Христа?

    Меня должно только интересовать: как я своими усилиями воспроизведу в своей жизни пример Христа. Все конфессии согласны, что Христос учил добру, что Он страдал (призрачно или реально), а остальное, если нет искупления, не относится к моему спасению. Если жертвы за меня нет, а Евангелие - это педагогическое пособие с наглядными примерами, то какое мне дело, Христос - Богочеловек или простой человек, который нравственно совершенствовал себя всю жизнь и на кресте победил свой грех? Если Христос только учитель, а не Искупитель, то в этом смысле все основатели мировых религий могут называться «спасителями», так как учили, каким должен быть человек. Здесь Христос ставится в один ряд с Буддой, Магометом, Конфуцием, Пифагором и другими. Если нет искупления, то какая разница между феофанией и воплощением?

    Ведь Господь говорил через Моисея и пророков. Если дело в научении, то какая принципиальная разница для меня между Нагорной проповедью Христа и голосом, исходящим от Огненной купины? Если нет искупления, а дело в назидании и примере, тогда открывается самая широкая возможность соединения Православия с чем угодно и как угодно, тогда интеркоммунион займет место общей сакральной трапезы, а теософия, как принцип единства во множественности, станет не только оправданной, но даже необходимой.

     
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве