Доклад Наша библиотека. Прошлое. Настоящее.Будущее. Будущее библиотек и библиотеки будущего


Наш девиз: «Читать – это модно!»
Библиотека будущего… Об этом я еще размышляла 40 лет тому назад, когда впервые переступила порог моей библиотеки. Почему «моей», спросите, наверно, вы? Потому, что именно здесь, прошла вся моя жизнь, именно здесь, духовно росла я, мои читатели и развивалась моя библиотека. В 2015 году мы отметили 85-летний юбилей библиотеки. И я горда тем, что много лет возглавляю эту библиотеку. А ведь все мечты становятся реальностью. Когда-то я мечтала, чтобы моя библиотека стала не только культурным досуговым центром, но и центром образовательным. Теперь это так и есть. Я мечтала, чтобы в библиотеке будущего были компьютеры. Мои мечты сбылись. Сейчас библиотека – это компьютеризированная и подключенная к Интернету система. Когда-то я мечтала, чтобы в библиотеке был электронный каталог. Теперь у нас есть электронный каталог, и мы работаем по программе ИРБИС.
Раньше машинки-то печатной не было, все писалось от руки, и сценарии, и отчеты, и планы, подсчитывали свои показатели работы на простых счетах, а не на калькуляторе. А теперь мы всей этой техникой владеем в совершенстве. В библиотеке есть множительная техника, чудесная, фантастическая машина, мечта всей моей жизни, всегда хотела выпускать свою газету, теперь имею эту возможность. Один раз в месяц, у нас выходит «Библиотечная газета», на страницах которой мы публикуем все новости нашей библиотеки. Читателям полюбилась новая газета, и они с удовольствием ее читают. Выпускаю в библиотеке и поселковую газету «Покровская панорама», на страницах которой односельчане узнают обо всех новостях своего села. А сколько в год мы выпускаем печатной библиотечной продукции: буклеты, листовки, рекомендательные списки литературы, рекомендательные пособия…, не перечесть… Когда бы мы об этом мечтали? А теперь все это есть в библиотеке. Современные технологии творят чудеса и способствуют знакомству, дружбе в интернете, общению по скайпу с писателями и поэтами! Разве мы об этом когда-то мечтали? А теперь это реальность. Теперь мы имеем возможность организовать свой сайт, блог, открыть другие страницы в социальных сетях и рассказать о своей работе, показать библиотеку в фотографиях, в видеороликах… Мы разве мечтали когда-то об этом? А теперь сами фильмы снимаем и выкладываем в интернет! Для кого-то может быть это будущее, а для нас уже реальность! Интернет предоставил многие возможности работы с читателями. В нашей библиотеке «прижилась» интересная форма работы, как «Праздник чтения», который мы проводим вот уже несколько лет. Он может включать множество разных мероприятий для разных групп населения, для детей разного возраста. Своим читателям посылаем на электронную почту отрывки из наиболее популярных книг. После таких писем, читатели с удовольствием, посещают наши мероприятия, и берут книгу на дом - ведь ее нужно дочитать! Только благодаря интернету мы собираем с ребятишками пазлы в онлайне, составляем и отгадываем онлайн-ребусы. После таких игр детям хочется почитать книгу. Освоили новый сервер по составлению интерактивных плакатов, выпускаем буктрейлеры, плейкасты. Для многих сельских библиотек– это еще на грани фантастики, но для нас это уже реальность. По мнению известного специалиста в области библиотековедения А. В. Соколова» «Библиотека сегодня - основа образования, культуры, науки, социального благополучия, гарантия экономического подъема, гарантия стабильности государства». С этим утверждением нельзя не согласиться. Библиотека каждой страны, каждого народа является культурным достоянием нации. Библиотека - это храм знаний, это очаг, и если удается поддерживать огонь в этом очаге, значит, нация не обречена на забвение, значит, будет прогресс и процветание. А роль сельской библиотеки на селе огромна. Она является связующим звеном с системой библиотек района, области, страны и, наконец, всего мира.
А еще я мечтаю о библиотеке – музее, и скоро моя мечта осуществится, нашелся замечательный спонсор, Жилин Б.В. и ждем средства от ООО "Газпром Добыча -Оренбург", на средства спонсоров будет изготовлена музейная мебель. Скоро в библиотеке откроется мини – музей «Село и люди». Односельчане смогут познакомиться с историей своего села, музейными экспонатами, которые мы собираем все вместе по крупицам.
Очень хочется превратить нашу библиотеку в прекрасный мир, где хранится книга, так нужная нашему читателю, чтобы в библиотеке были большие читальные залы, чтобы там было светло, тепло, уютно, чтобы росли цветы, «…а еще лучше, чтобы попугайчики были, дети бы с ними играли. Чтобы было много столов, а за столами будут сидеть читатели, любые, и дети, и взрослые! Чтобы сказочные герои сами приходили из книг и общались с читателями. И всем будет хорошо..!» - так сказал один наш юный читатель. И будет чудо – библиотека. Библиотека-сад. Вот было бы здорово. Но пока об этом мы мечтаем. Библиотека у нас небольшая, но огромная по содержанию работы. Все, о чем я говорила выше, это только большое подспорье в работе библиотеки, но никакие гаджеты, никакие электронные книги, никакие библиороботы никогда не заменят нам «живую» книгу, которую можно держать в руках, ощущать ее запах, слышать шелест страниц и скромного труженика - библиотекаря, который добросовестно, со знанием дела выполняет свою простую и такую нужную нам всем работу - доводит до каждого читателя книгу. И от того, каков он, этот человек, зависит немало. Если он внимателен, отзывчив, заинтересован, доброжелателен, значит, он станет настоящим другом для своих читателей. И приходить в библиотеку для каждого станет потребностью. И каждый читатель навсегда подружится с книгой.
Наше село не живет без библиотеки… В мороз ли, в стужу, спешат от мала до велика в храм знаний выбрать ту или иную книгу, посидеть в тишине, полистать новые журналы, посмотреть мероприятие, подготовленное библиотекарями или просто пообщаться, «излить душу», как в народе говорят, а для этого в библиотеке работает два клуба - «Клуб интересных встреч» и клуб «Хозяюшка». У нас всегда много читателей. Потому, что «… здесь радость, свет, здесь хорошая аура…», как говорят наши читатели. И это очень радует. Пусть этот свет остается и в библиотеке будущего. Без живого Слова и Света невозможно будет жить.
Вот поэтому я - библиотекарь. И говорю это с гордостью, всегда, везде, всем уже 40 лет! Потому, что очень люблю свою профессию. За 85 лет существования наша библиотека превратилась из скромной сельской «избы–читальни» в современное учреждение культуры, которое эффективно выполняет информационную, образовательную и просветительскую функции, радует читателей своей красотой, новизной, новинками любимой литературы, новыми формами работы и теплотой творческих встреч. А еще я хочу, чтобы в библиотеке был игровой зал для детей, со сказочными персонажами из детских книг, чтобы познакомившись с ними, юные читатели захотели прочитать книгу. Хочется, конечно, иметь еще мультимедийный зал, городские библиотеки этим уже не удивишь, а вот сельские об этом только мечтают. А самое главное, чтобы в библиотеке будущего всегда был Читатель и Библиотекарь! Будут работать библиотеки, значит, будет процветающая страна, а народ наш будет духовно развит. Вот поэтому наша библиотека - территория общения, творчества и вдохновения.
В заключении хочу добавить небольшое стихотворение заслуженного учителя России, нашей односельчанки, Вихровой Р.Г., она называет библиотеку «… удивительный дом, наша замечательная библиотека, где вас всегда радушно встретят приветливые и улыбающиеся библиотекари – профессионалы своего дела…»
Есть в селе удивительный дом,
Сто вопросов задать можно в нем,
Вам ответы помогут найти,
Не забудьте в него лишь войти…
И еще одно:
Хозяйкам дома благодарности не счесть
За творческое вдохновение,
За профессиональное достоинство и честь
За мудрость, радость встреч, общение…
Не забудьте войти в удивительный дом, который называется - библиотека!
Пусть всем будет хорошо и в настоящем и в будущем!
Филиппова В.М., заведующая П-Покровской сельской модельной библиотекой

ИТОГИ ТВОРЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

"Библиотека моего детства. Читатели - о библиотеках Новосибирской области»

СЕМЕЙНОЕ БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЕ: РАССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ

(январь – сентябрь 2011 г.)

«В чудесный мир открыта дверь…»

Машкин Артур, 4 класс, г. Каргат

Завершился первый, главный этап творческого исследовательского проекта «Семейное библиотековедение: расследования и материалы». Проект стал частью работы, которую можно определить как «дети – исследователи детского чтения», логическим продолжением предыдущих исследований: «Журналистское расследование «Машина времени» (областной конкурс, 2009 г.), «Моя домашняя библиотека» (пилотный проект, 2010 г.). Эти исследования вызвали большой интерес у детей и их руководителей, и тема (детское чтение), и форма проведения (журналистское расследование) оказались удачными. Однако проект этого года нам, организаторам, представлялся более сложным по нескольким причинам. Во-первых, в обществе сложилось стойкое убеждение, что дети практически перестали посещать библиотеки, а значит, эта тема могла просто не заинтересовать юных авторов. Во-вторых, в этой творческой работе «журналистам» нужно было не только использовать семейные воспоминания и личные впечатления, но и изучить историю своей детской библиотеки (сельской, районной, школьной и т.д.), а поскольку в большинстве случаев она не написана, то искать разные способы получения информации.

Кстати, мы ожидали, что само слово «библиотековедение» в названии проекта может слегка напугать «исследователей». Уж очень серьёзно, «научно» оно звучит. Поэтому в «Информации для участников проекта» объяснили, что эта наука изучает то, что делает собрание книг Библиотекой, - читателей, библиотекарей, ну и, конечно же, книги. Идея стать библиотековедами показалась детям интересной; в проекте участвовали 115 детей 9-13 лет (3-6-е классы) из 16 районов и 5 городов Новосибирской области. И активность участников, и, что самое главное, очень высокий уровень работ позволяет говорить о том, что проект прошёл удачно.

А со «страшным» словом «библиотековедение» один из участников обошёлся очень решительно, переделав его в «библиотековИдение». Хочется думать, что это не опечатка, а креативное обозначение особого, индивидуального видения роли библиотеки в жизни общества. А может быть, взгляда на мир через библиотеку… В общем, получилось интересное, многозначное понятие.

Участники проекта занимались не простым библиотековедением, а семейным. Тему их работы можно определить так: «Детские библиотеки в прошлом, настоящем и будущем». При этом необходимо было не просто написать общие слова о пользе чтения и библиотек, а обязательно узнать, изучить, какую же роль играли и играют детские библиотеки в жизни их семьи. Очень многие работы одновременно и страницы из истории семьи, и ценный краеведческий материал, рассказывающий историю библиотек. Для их создания использовались семейные фотоальбомы, библиотечные архивы. Чтобы сохранить этот уникальный материал, мы планируем издать электронный сборник творческих работ.

Детской мы условились считать все библиотеки, которые посещали в дошкольном и школьном возрасте герои журналистской статьи, т.е. авторы и те старшие родственники, кого они выбрали в качестве «звезды». Чаще всего авторы и респонденты вспоминали о районных городских и сельских библиотеках (137 упоминаний), а также школьных (82 упоминания), единичные воспоминания – о библиотеках в пионерском лагере, санатории, Доме пионеров, Доме культуры, а также в военных гарнизонах и даже на пограничной заставе. До начала проекта мы предполагали, что он мог бы носить и другое название – «Детские библиотеки Новосибирской области глазами детей», но оказалось, что его география гораздо шире. Респонденты вспомнили о библиотеках не только Сибири (Омской области, Алтайского края и т.д.), но и Мордовии, и Чечни, и даже ближнего зарубежья – Таджикистана, Казахстана, Латвии. Это вызвало необходимость составить список «Библиотечная география», в который занесены все библиотеки, упоминавшиеся в творческих работах.

Возможно, возникает вопрос, а стоит ли говорить о библиотеках, просто упомянутых в работах? Думаем, стоит. Ведь если респонденты (родители, бабушки и дедушки, прабабушки) спустя много лет помнят, какую библиотеку они посещали в детстве, видимо, эти воспоминания ценны для них. Вообще стоит отметить, что респонденты охотно отвечали на вопросы, с удовольствием вспоминали детство. У некоторых авторов это даже вызвало удивление, они не ожидали, что смогут узнать от своих старших родственников так много, что те помнят, как выглядела библиотека, как звали библиотекаря, какой была первая книга, прочитанная самостоятельно… Во многих работах дети с гордостью пишут о своих близких как о настоящих читателях. Например, читательский стаж нескольких респондентов – более 50 лет, и они продолжают брать книги в библиотеке! Другие в детстве начали читать в маленькой сельской библиотеке, а потом всю жизнь увлечённо собирали книги, стали настоящими библиофилами. Дети гордятся и тем, что в детские годы их родственники участвовали в библиотечных мероприятиях, получали дипломы и благодарности, и тем, что их семьи по итогам конкурсов признаются «Самыми читающими»… Кстати, много новой информации о своей семье дети получили, проведя «журналистское расследование». Но это не единственный положительный эффект от проекта. Дети часто слышат назидания от взрослых, что читать полезно, что тот, кто берёт в библиотеке книги, станет образованным человеком, и… пропускают это мимо ушей. Участники проекта, расспрашивая своих старших, убедились, что чтение - это удовольствие, что посещение библиотеки может быть не менее увлекательным, чем, скажем, поход в кино, а быть читателем библиотеки должен каждый уважающий себя ребёнок.

Авторы должны были не только расспросить старших, но и рассказать о себе как о читателе библиотеки. Такой самоанализ привёл некоторых «журналистов» к мысли, что им надо бы побольше читать, в том числе и для того, чтобы не отставать от своих «звёзд». Ведь некоторые из них, по выражению одного автора, настоящие «суперчитатели». В целом нельзя однозначно утверждать, что современные дети читают значительно меньше, чем предыдущие поколения. Действительно, многие читают только в рамках школьной программы. (Кстати, участниками проекта стали не только заядлые читатели, что можно только приветствовать. Значит, и их тема проекта чем-то заинтересовала.)

Но есть и такие «журналисты», которых можно назвать главными читателями в семье. Они читают намного больше, чем их старшие родственники в таком же возрасте. Причины «исследователи» называют разные:

Книги стали доступнее, не надо ждать очереди в библиотеке, а можно прочитать в Интернете или купить;
- современные книги привлекательнее внешне (яркие обложки, обилие иллюстраций, крупный шрифт; это оказалось важным не только для учеников начальных классов, но и для шестиклассников. «Гламурный» вид книг в некоторых случаях оказывается решающим условием чтения);
- по сравнению с прошлым стало издаваться гораздо больше приключенческой литературы, появились такие жанры, как детский детектив, фэнтези, серии типа «Любимые книги девочек» (любовные романы для детей);
- некоторые «журналисты» признаются, что не читают художественную литературу, зато увлекаются энциклопедиями, которых сейчас выпускается очень много;
- чтение становится занятием элитарным, «не для всех», а потому престижным. Среди наших «журналистов» есть интеллектуалы, которые читают классику для взрослых (например, Гёте), или литературу в подлиннике, на английском языке.

Насколько отличается чтение детей XX и XXI веков, т.е. авторов статей и их «звёзд»? Изучение этого вопроса не было целью проекта, однако, если респонденты вспоминают книги своего уже далёкого детства, значит, это действительно «незабываемые книги». Именно так мы назвали список, первая часть которого – «Выбор детей XX века», вторая - «Выбор детей XXI века». В этих списках много совпадений, поэтому третья часть – «Книги, которые читают все». Оказывается, современные дети в начальной школе по-прежнему увлекаются книгами В. Драгунского и Н. Носова, В. Бианки и Е. Ильиной («Четвёртая высота»), М. Твена и С. Лагерлеф. Больше отличий становится с наступлением подросткового возраста; писателей, которые были сверхпопулярны раньше (А. Дюма, Ж. Верн, Ф. Купер и т.д.), современные дети почти не знают.

Проводя расследование, журналисты многое узнали… о себе. Например, в каком возрасте они научились читать (сами этого, конечно, уже не помнят). По сравнению со старшими, современные дети раньше обучаются грамоте (в 3-5 лет), но применять свои умения – т.е. читать книги – не спешат. Читателями библиотек они становятся ещё в 2-3 года (конечно, их записывают родители). Их старшие родственники в основном начинали читать в первом классе или незадолго перед школой, причём сразу книги, тогда же записывались в библиотеку, чаще всего по собственной инициативе. Это давало повод для гордости, - какие они взрослые и умные, раз их записали в настоящую библиотеку! Не без оснований один из наших исследователей отмечает: «Сравнивая детство бабушек, дедушек и своё, я отметила, что дети сейчас менее самостоятельные, но больше загружены уроками, кружками, изучением иностранных языков» (Кривенко Вероника, Гимназия № 13 г. Новосибирска).

У разных поколений есть ещё один объединяющий момент. В нескольких работах встречается рассказ о том, как ребёнок (как правило, мальчик 10-12 лет), не очень любящий читать, вдруг встретил книгу, которая превратила его в настоящего заядлого читателя. У старшего поколения это могло быть произведение А. Беляева или книги о войне, у младшего – эпопея о Гарри Поттере, главное, что встреча состоялась, за что «журналисты» и их «звёзды» благодарны своим библиотекарям.

Что объединяет всех авторов, так это интерес к тому, что в профессиональной литературе и отчётах называется очень скучно: «массовые мероприятия». Во многих работах выражается пожелание, чтобы библиотечных уроков, литературных часов, игр и викторин проводилось ещё больше. Более того, дети очень любят активно участвовать в библиотечных праздниках и постановках, выступать в роли актёров, ведущих, соавторов сценария и т.д. Что же касается интереса детей к творческой и исследовательской работе, которую организуют библиотеки, то он очевиден, и нынешний проект – ещё одно его доказательство. Именно это направление деятельности детских библиотек – воспитание, организация досуга, создание условий для творчества и общения - наиболее востребовано самими юными «пользователями», и в этом плане библиотеки, видимо, вне конкуренции.

Несколько «журналистов» участвуют в наших расследованиях уже второй раз. И что особенно приятно, уровень их работ стал ещё выше (хотя и полтора года назад они написали интересные статьи, а два участника даже были лауреатами конкурса). Работы 4 авторов помещены на нашем сайте в рубрике «Мастер-класс». У них действительно есть чему поучиться, - основательности в исследовании, оригинальности изложения и оформления материала. Главное – статьи интересно читать, при этом работы совершенно разные:

Крекнин Александр (МБОУ СОШ № 198 г. Новосибирска) проявил недюжинные исследовательские таланты. Чтобы рассказать о детстве отца, который несколько лет жил на Чукотке, Саша уточнил информацию о его библиотеке в Интернете, нашёл посёлок на карте. Не просто сообщил, что сам читает в библиотеке им. Ю. Магалифа, но и взял интервью у художницы Л. Лазаревой, иллюстрировавшей книги писателя и лично с ним знакомой;
- Лакина Дарья (Венгеровский район, с. Урез) украсила свою работу фоторепортажем;
- Шкуропатов Антон (Гимназия № 7 «Сибирская», г. Новосибирск) изложил свои размышления о будущем библиотек в виде фантастического рассказа. Его статья выделяется отличным литературным стилем;
- Фрибус Светлана (Купинский район, Медяковская СОШ) показала себя настоящим краеведом. Она рассказала о неофициальной школьной «библиотечке», которой уже не существует. Но когда-то она помогла детям, в том числе Светиной маме, научиться читать с интересом. Написала Света и о библиотекаре школы, в которой училась мама, даже нашла её фотографию. А ещё попросила своих ровесников нарисовать, какой они видят библиотеку будущего.

В некоторых работах (авторы - Панов Егор, Ордынский район, с. Красный Яр, Мельникова Марина, Краснозёрский район, с. Мохнатый Лог, Черкасов Тимофей, СОШ № 163 г. Новосибирска, и другие) рассказывается история библиотеки за несколько десятилетий, иногда даже с её основания. И часто потому, что среди «звёзд» есть и библиотекари, а значит, жизнь этой семьи особенно тесно связана с детскими библиотеками. Авторы многих статей с гордостью рассказывают о своих бабушках, мамах, тётях, работающих или работавших в библиотеках (Некрасова Валерия, р.п. Краснозёрское, Сенашов Егор, г. Барабинск, Кондратьев Никита, Куйбышевский район, Октябрьская СОШ, Прохоренко Максим, г. Чулым и другие). А Логиновская Ксения (р.п. Краснозёрское) – представитель настоящей библиотечной династии (бабушка, двоюродная бабушка, мама – библиотекари). Конечно, и детство у таких «журналистов» особенное – «библиотечное». Библиотека для них действительно родной дом, а они сами – главные помощники во всех делах.

Статьи участников проекта – это неофициальная история библиотек. Ведь детям нет дела до «читаемости – посещаемости – обращаемости фонда», у них свои «критерии качества библиотечного обслуживания». Спустя десятилетия взрослые вспоминают, какой была атмосфера библиотеки: дружественной, в то же время обилие книг внушало уважение и настраивало на серьёзный, даже торжественный лад. Рассказывает Колобухова Л. Н.: «В те годы библиотека считалась святым местом. Мы, дети, ходили в неё, как в храм… Мы погружались в какой-то таинственный мир. Библиотекари были очень красивыми (одежда, прическа), очень добрыми, внимательными к нам. Казалось, что они знают обо всем на свете, как феи» (Колобухова Эрика, г. Чулым). И современные дети могут простить, что «фонды недостаточно часто пополняются новой литературой», если им нравится общаться с библиотекарями, если они чувствуют, что им не просто рады, но и относятся с уважением. И тогда каждый поход в библиотеку (у некоторых даже ежедневный) становится радостным событием.

Читая творческие работы, с удовольствием отмечаешь, как много замечательных, а главное, любимых детьми библиотекарей работает в Новосибирске и области. Чтобы о них узнали не только их читатели, мы создали «Книгу почёта», в которую внесены имена всех библиотекарей, о которых рассказали «журналисты» и их «звёзды». Конечно, эта Книга неофициальная, зато точно самая почётная! И это яркое свидетельство престижности профессии библиотекаря у юных читателей. А насколько творческие и неравнодушные люди работают в библиотеках, видно по тому, что часто именно они выступали руководителями исследовательских работ, щедро делясь информацией, подсказывая идеи, помогая оформить статьи.

Библиотека будущего – какая она? Пять специалистов из Германии рассказывают о том, какими они видят в перспективе цели, задачи и сложности своей работы.

«Вариант первый: библиотека – это реальное и виртуальное демократическое пространство, обеспечивающее беспрепятственный доступ к информации, которая имеет как физический, так и электронный вид. При этом реальное пространство – это место, где человеку приятно находиться, место для самообразования, не привязанного к тому или иному образовательному учреждению, место для встреч. Библиотека как виртуальное пространство – это для читателя тот же самый уникальный информационный центр, с которым он связывается, находясь дома или в пути.

Вариант второй: мир делится на тех, кто в финансовом плане может позволить себе любую информацию и доступ к ней, и тех, кому приходиться довольствоваться музейного вида бумажными книгами.

Я верю и надеюсь, что первый вариант поможет нам избежать электронного раскола общества. Библиотека будет жить!»

Клаус-Петер Бёттгер, директор городской библиотеки Эссена и председатель Европейского бюро библиотечных, информационных и документационных ассоциаций (EBLIDA) .

Библиотека как точка пересечения

«Библиотека станет местом, где пересекаются реальный мир – то есть, люди с их потребностями в образовании, информации, отдыхе – и мир электронный. Кроме библиотеки, какое учреждение может, например, предоставить ищущим информацию людям такие фантастические информационные богатства, как ресурсы Немецкой электронной библиотеки или библиотеки Europeana? Для этого нужны физически существующие места и в первую очередь квалифицированные библиотекари.

Я представляю себе библиотеку как место с превосходно оборудованными помещениями, которые отвечают самым разным потребностям: здесь можно спокойно посидеть, послушать музыку, посмотреть фильмы, полистать газеты и журналы, погрузиться в виртуальные миры, встретиться и побеседовать с другими людьми, посетить мероприятия и семинары. В будущем библиотека станет местом, пробуждающим у человека интерес к самообразованию и черпанию знаний из самых разных информационных источников».

Моника Циллер, директор городской библиотеки Хайльбронна и бывший председатель Союза немецких библиотек .

Библиотека как место для public learning

«Библиотека станет местом внешкольного образования, где будут собираться люди, которым нужно уютное общественное пространство для общения и развития творческих способностей. Библиотека станет местом коммуникации иpublic learning (общедоступного образования), где люди смогут самоорганизовываться, собираться в группы. Для саморазвития пользователю библиотеки предоставляются любые базы данных и любые медиа.

Наряду с этим библиотека подвергнется дальнейшей очень сильной виртуализации. В настоящее время интернет-версии крупных газет в значительной степени коммерциализируются. Многое из того, что в наше время все еще можно получить бесплатно, будет предоставляться за плату. Библиотеки должны по-прежнему, в соответствии со статьей 5 нашей Конституции, предоставлять доступ к информации людям, которые без участия библиотеки не могут себе позволить или не умеют добывать эту информацию».

Барбара Лизон, директор городской библиотеки Бремена и член правления Международной Федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА) .

Библиотека как место, открытое для всех

«Библиотека будущего находится в великолепном здании и оборудована по последнему слову техники. Первоклассная архитектура подчеркивает символическое значение библиотеки как места культуры и науки, умственной и образовательной деятельности, досуга. Она притягивает всех людей: одним нужно оживленное место встреч, другим – насыщенная тишина читальных залов.

В дополнение к физически существующему зданию библиотека будущего будет располагать мощной культурной сетью, построенной по принципу облака связанных открытых данных на основе надежной, стабильной, пригодной для цитирования нейтральной информации. Опубликованная в интернете письменная информация становится все более динамичной, интерактивной, она постоянно изменяется, а это значит, что библиотека будущего должна олицетворять собой открытость, сотворчество, функциональную совместимость и гибкость».

Элизабет Ниггеманн, генеральный директор Немецкой национальной библиотеки .

Библиотека как пространство для взаимодействия

«В научной библиотеке будущего книга лишится статуса главного средства информации. В этом качестве ее полностью или преимущественно заменят электронные ресурсы, функционирующие абсолютно не по книжному принципу и вступающие в совершенно другие отношения с научным дискурсом. Библиотека перестанет быть местом, где хранятся контейнеры с информацией. Библиотекарям научных библиотек придется управлять ресурсами совершенно иначе, чем раньше. Они должны будут осуществить культурный переход от управления контейнерами к управлению контентом.

МОСКВА, 19 апр - РИА Новости. Институт библиотеки, насчитывающий уже не одну тысячу лет, сегодня быстро меняется под влиянием цифровых технологий. Корреспонденты РИА Новости попытались сформулировать главные тренды, которые будут определять трансформацию идеи хранилища знаний в ближайшие годы.

Для многих людей понятие библиотеки уже сейчас ассоциировано не с учреждениями, выдающими книги напрокат, а с онлайновыми базами данных, содержащими электронные тексты. Этот тренд очевиден и неминуем, а некоторые радикально настроенные "прогрессисты" считают, что места для "офлайновых" библиотек в будущем и вовсе не останется.

Большинство экспертов, тем не менее, полагает, что традиционные библиотеки сохранятся как класс, хотя и претерпят существенные изменения.

Чтобы отразить все стороны процесса, мы разделили десять трендов на две равные группы: тенденции развития виртуальных электронных библиотек и перспективные новации для библиотек традиционного формата. В основу статьи легли как мнения российских экспертов - писателей и практиков библиотечного дела, так и материалы ряда зарубежных футурологических исследований.

1. Информация в "облаке"

Проекты оцифровки и систематизации библиотечного контента быстро развиваются во всем мире, несмотря на заметное сопротивление со стороны книгоиздателей. Темпы этого процесса позволяют надеяться, что в обозримом промежутке времени в интернете появятся высокоцентрализованные хранилища информации, содержащие, например, практически весь мировой библиотечный фонд.

Если удастся решить проблемы копирайта, то подобной "облачной" онлайн-библиотекой можно будет воспользоваться с любого устройства, имеющего доступ в интернет и экран, подходящий для чтения.

"Для меня библиотека будущего - это электронная библиотека на моем коммуникаторе - с поиском, каталогом, рубрикатором, - говорит основатель электронной библиотеки Lib.ru Максим Мошков. - Пожалуй, единственное отличие футуристической библиотеки от уже существующих - там должны быть все книги, а не жалкие проценты, как сейчас".

2. Всеохватывающая система поиска

Сегодня, чтобы найти подходящую книгу или статью в электронном формате, зачастую нужно перерыть множество сайтов (в том числе сомнительного содержания). И даже при этом нет гарантии успеха. Между тем, быть может, вовсе не обязательно концентрировать весь мировой книжный фонд в едином цифровом хранилище. Информация вполне может храниться на множестве библиотечных серверов, разбросанных по всему земному шару, но при этом индексироваться единой общедоступной поисковой системой, способной выдать нужные данные на первой же странице. Поисковые системы общего назначения вроде Google уверенно движутся в этом направлении, хотя и далеки пока от идеала.

3. Автоматизированный перевод и интерпретация

Доступ ко всем знаниям мира - еще не все. Иметь доступ к информации и возможность ее потреблять - не одно и то же. Барьерами здесь могут стать как незнание языков, так и непонимание читателем специализированных текстов, например, насыщенных профессиональными терминами.

Современные сервисы онлайн-переводов пока не годятся для художественных произведений, да и "технический" смысловой перевод хорошо работает не для всех языковых пар. Впрочем, прогресс технологий позволяет надеяться, что уже в ближайшем будущем любой из нас сможет наслаждаться как стихами на суахили, так и медицинскими трактатами на древнегреческом.

4. Мультиформатная медиасреда

Говоря о библиотеке, мы традиционно подразумеваем хранилище прежде всего текстов. Между тем, в современном мире накапливается все больше мультимедийной информации - изображений, аудио- и видеозаписей. Логично предположить, что в библиотеке будущего данные в разных форматах будут органично увязаны.

К примеру, пользователю, ищущему "Код да Винчи" будет предложен не только текст книги в электронном формате, но и иллюстрированный путеводитель к ней, одноименный фильм, аудиокнига, форумы фан-клуба читателей и т.д. А если какое-то произведение еще не было переведено в формат аудиокниги профессиональными актерами, то автоматизированная система (в "облаке" или на персональном ридере) сделает это, причем не обескураживая монотонностью "машинной озвучки".

5. Персональное устройство чтения

Сегодня мы читаем электронные книги на множестве разных экранов: персонального компьютера, ридера, смартфона, планшета. Однако со временем эти устройства становятся все более похожи друг на друга.

Продвинутые специализированные "читалки" уже малоотличимы от планшетов: тот же цветной экран с поддержкой видео, мощный процессор, беспроводные интерфейсы, возможность установки дополнительных приложений... Границу между смартфоном и планшетом для устройств с диагональю экрана в 5-6 дюймов провести еще труднее. А действительно "персональным" компьютером для многих людей постепенно становится планшет, заменяя традиционные десктопы и ноутбуки.

Вероятно, в ближайшем будущем роль книги для большинства людей станет выполнять некий универсальный персональный коммуникатор, совмещающий также "профессии" компьютера, телефона, навигатора, электронного кошелька, связки ключей, персонального врача и т.п.

6. Библиотека-музей

В эру гаджетов и электронных носителей информации бумажные экземпляры книг, вероятно, останутся только в немногочисленных офлайн-библиотеках. А сами библиотеки эволюционируют в некое подобие музеев, где можно познакомиться с "настоящими бумажными книгами", прикоснуться к ним, ощутить особый "библиотечный" запах и атмосферу.

Писатель Павел Крусанов, например, считает, что традиционный формат сохранят только библиотеки государственного значения, где будут храниться редчайшие издания, а книга станет особо ценным объектом, документом эпохи.

7. Мультимедийный центр

Высокотехнологичные средства визуализации - например, сферические проекционные экраны, продвинутые системы дополненной реальности, голографические проекторы - пока слишком сложны и вряд ли станут повседневными предметами обихода в ближайшие годы. Но то, что чересчур дорого для частного применения, может оказаться вполне приемлемым для публичных учреждений, в том числе библиотек.

Изощренные технологии визуализации могут быть полезны для отображения разнообразного мультимедийного контента - от интерактивных объемных карт Земли или космического пространства до 3D-моделей знаменитых архитектурных сооружений.

8. Хранилище ощущений

Это, по сути, развитие идеи мультимедийной библиотеки, где информацию можно воспринимать не только зрительно или на слух, но и посредством всех пяти органов чувств. Так, например, рестораторы смогут приходить в такую "супербиблиотеку" за идеями новых блюд (чтобы продегустировать коллекцию эталонных вкусов, не потребуется долго корпеть с нужными ингредиентами), а парфюмеры - за каталогом запахов.

9. Клуб живого общения

Подобный формат уже получает распространение в мире. Из места, куда люди приходили за информацией, библиотеки постепенно превращаются в места "встреч по интересам". Уютные залы с книжными стеллажами, мягкими креслами, где можно отдохнуть от городской суеты, выпить кофе, пообщаться с друзьями, и найти новых знакомых постепенно привлекают все больше людей, уставших от обезличенного общения в интернете.

10. Центр сохранения локальной культуры

В эпоху глобализации вопросы самобытности и поддержки местной культуры становятся особенно актуальными. Каждый год в мире "умирают" несколько языков и множество исследователей предлагают свои решения, как переломить эту печальную статистику. Библиотеки могут взять на себя роль "хранилища" национального языка и локальной культуры конкретного района, не говоря уже об образовательных функциях.

"Думаю, что в российской глубинке еще долго сохранятся именно те традиционные библиотеки, к которым мы привыкли, - считает писатель Михаил Елизаров. - Мне кажется, в этом есть некий эстетизм".

Село Волковское Богдановичского района

Свердловской области

Эссе на тему:

«Какой я вижу библиотеку будущего»

Подготовила:

Глазунова Виктория Николаевна,

Учитель начальных классов

с. Волковское 2014 г.

Эссе «Какой я вижу библиотеку будущего»

Известно, что библиотеки на Руси существовали ещё в далёкой древности. И хранилищем тех «давних» книг были церкви. Тогда и сбылось на Руси пророчество, гласившее: «В те дни услышат глухие слова книжные и ясен будет язык гугнивых». Библиотеки в те времена существовали только в стенах церквей, библиотекарями, они же и учителями, были священники.

Многое изменилось с тех пор: появилась техника, развиваются технологии, человечество взошло на новую ступень развития с новыми ценностями, новой культурой. Всё это стало возможным лишь благодаря накоплению знаний и умений, которые передавались из поколения в поколение, от отца к сыну, от учителя к ученику.

Современная библиотека – место, где люди не только получают знания, но и непрерывно общаются, учатся слушать и понимать друг друга. Поэтому с уверенностью можно сказать, что библиотека – это дом, в котором человек познаёт себя, окружающий мир и бесконечные просторы в областях различных наук, а также поддаётся пристрастиям воображения, попадая при чтении книги, например, в неизвестные миры.

Какой же я вижу библиотеку будущего? Чего в ней должно быть, а чего не должно.

Внешнее устройство библиотеки

Без сомнения это тема, на которую легче всего фантазировать. Единственное на чём я хотела бы остановиться, это на следующей мысли, каких читателей мы с вами хотим взрастить в библиотеке, такова и должна быть архитектура здания и планировка территории, и дизайн читательских залов с ячейками для книг.

Библиотека удовольствия

В библиотеках не хватает творчества. Читателей в основном натаскивают на интерес. А где же подача идей из головы читателя? Собственный интерес и предпочтение? Я думаю читать нужно не для того чтоб занять своё лишнее время чем-то, а просто так, ради удовольствия. Буквально: библиотека нужна для радости читателям!

Миссия «библиотеки будущего» должна заключаться не в том, чтобы напичкать читателей информацией, а в том, чтобы подготовить человека к жизни, максимально содействовать самовыражению личности, адекватности в трате возможного времени.

Библиотека в море информации

Сейчас повсюду говорят о несовершенстве библиотек, о необходимости переходить на новые формы работы. Выходом из ситуации может стать появление квалифицированных библиотекарей – не тех, кто просто выдаёт книжки, а библиотекарей – педагогов, библиотекарей – психологов, которые помогут читателю выбрать то, что ему будет полезнее, интереснее.

Вопрос техники

Конечно, одним из важных условий создания «библиотеки будущего» станет использование информационных технологий, отвечающих веяниям времени. Будут реализовываться многие идеи, например, читатель прочитал какой – либо рассказ или книгу и написал отзыв о прочитанном. И если выложить этот отзыв, на какой – либо сайт, то многие другие читатели и библиотекари смогут его оценить.

Хорошо оборудованный читательский зал – с мультимедиа – проектором, большим экраном, выходом в интернет – есть далеко не в каждой библиотеке. Но там, где он есть, перед библиотекарем и читателем открываются широчайшие возможности.

Роль библиотекаря

Я думаю, что роль библиотекаря при увеличении доступа к информации не падает, а, наоборот, возрастает. Я верю, что в библиотеке будущего будет востребован библиотекарь творчества , который в каждой определённой области будет заниматься не рутинным чтением, а творчеством, что не подвластно искусственному интеллекту.

И в заключении, если попытаться вывести чёткую математическую формулу библиотеки моей мечты, то, по моему мнению, она была бы следующей – «Идеальная средняя (сельская) библиотека» = дети + (здание + оборудованные читательские залы + средства чтения) + кадры х (квалификация + стремление) + мудрое руководство + атмосфера единства всех читателей.

Библиотека моей мечты – это библиотека, в которой читатели и библиотекари объединены общим процессом – читательским развитием.

 
Статьи по теме:
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг