Духовная культура: определение, структура, разновидности. Сфера духовной культуры и ее особенности

Духовная жизнь общества является одной из основных сфер общественной жизни, которая и определяет специфику определенного общества во всей его целостности. Данная сфера включает в себя образование и культуру, религию и науку.

Духовная сфера

Духовная сфера общества представляет собой систему отношений между людьми, которая и отражает нравственную жизнь данного общества.

Духовная сфера представлена такими многогранными подсистемами, как религия, наука, культура, образование, искусство и идеология. Почему же духовная сфера так много значит для любого развитого общества?

Прежде всего, значимость духовной сферы заключена в ее функции выявления ценностной системы общества. Именно благодаря определению ценностей можно понять уровень развития общественного сознания.

Без развитой духовной сферы довольно тяжело представить развитое общество людей. Посредством образования люди становятся более умными и познают окружающий мир с новых сторон, благодаря культуре общество постоянно духовно обогащается, так как у людей есть возможность выразить свои личностные качества и творческий потенциал.

Культура

Культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, способов их создания и возможностей использовать их для дальнейшего развития человечества и личности в частности. Мы можем сказать, что человеческий труд является первым источником развития культуры.

Культура – это совокупность духовных достижений человечества. Но недаром говорят, что у каждой страны или у каждой нации есть своя культура. Это связано с тем, что каждая страна развивалась по-своему и у каждой страны есть своя история.

В результате культурного развития каждая нация обладает определенным культурным и духовным наследием, которые и создают культурные обычаи. Есть культурные достижения, которые принято называть «надвременными» - это те культурные и духовные явления, которые не подвластны изменениям и времени.

Образование

Процессом и результатом усвоения человеком знаний, умений и навыков принято называть образованием. Именно таким образом развивается ум и чувства человека, формируется его собственное мнение, система ценностей, мировоззрение и познавательные процесс.

Образование – это главный путь к взрослению и пониманию окружающего мира. Детей начинают учить с ранних лет – сначала просто звукам и движениям, затем азбуке и счету, и с каждым годом ребенок познает что-то новое.

В подростковом возрасте человек не только накапливать систематизированные знания, он уже учиться мыслить критически и творчески – самостоятельно оценивать окружающие его явления и историческое прошлое.

Получить образование важно для каждого человека – ведь без системы общеобязательных знаний он не сможет полноценно общаться с людьми и комфортно ощущать себя в социуме. Образование является общественно организуемый процесс.

Религия

Религия является одной из форм общественного сознания. А в научном смысле мы говорим о религии, как об особой форме осознания мира, которая обусловлена верой в сверхъестественное. Любой вид религии включает в себя моральные нормы и типы поведения, а также представляет собой объединение людей в определенные организации.

Примером такой организации является церковь. Основу для религии представляют собой понятия о Боге, о смысле и цели жизни, о добре и зле, о нравственности и честности. Именно поэтому религия – это одна из фундаментальных подсистем духовной сферы жизни общества.

Наука

Сферой деятельности человека, направленной на теоретическую систематизацию и выработку знаний о действительности принято называть наукой. Легче всего сказать, что наука представляет собой сбор объективных знаний о мире.

Всем бодрого дня! Приветствую читателей сайта, а также всех, что зашел сегодня к нам на огонек! Я — Андрей Пучков, и сегодня поведаю свое видение, что включает в себя сфера духовной культуры.

На первый взгляд само слово «духовное» очень уж оторвано от земли и может у несведущего человека ассоциироваться с совсем уж улетевшими личностями, которые «духовно» развиваются, когда поют мантры, медитируют вообще ведут крайне аскетичный образ жизни в отрыве от загнивающей цивилизации. Однако на самом деле в науке есть весьма конкретное понятие, определение этого понятия строгими научными терминами, именно о них сегодня и поговорим.

Кстати, перед прочтением этой статьи крайне рекомендую ознакомиться с .

Характеристика

Если говорить кратко, то сфера духовной культуры включает в себя: религию, науку, искусство, культуру, — всего четыре составляющих ее в обществознании.

  • Религия — про нее вообще мы писали много, так что рекомендую поискать статьи через поиск. Вкратце скажу, что да — религия именно как сфера специфической деятельности, которая призвана удовлетворить потребность человека в вере в сверхъестественное, являются неотъемлемой частью духовной культуры общества. Поскольку любая религия это прежде всего духовные (нематериальные) ценности.

В самом деле, что может быть материального во фразе: «Возлюби ближнего своего как самого себя»? Нет — здесь речь идет сугубо о нормальном отношении к ближнему, каким бы он ни был. Фактически ценность равенства всех людей мы находим в догматах религии.

  • Наука. Если с религией все понятно — это однозначно какая-то духовная часть жизни, то что с наукой? Наука-то как вообще соотносится с духовной сферой? Ученые что молятся богам, или быть может они проводят какие-то научные обряды? На самом деле не должны конечно. Однако научная деятельность тоже является в каком-то смысле духовной, потому как ученый работает разумом.

С помощью разума он постигает окружающий мир, вследствие чего рождается истинное знание. Это знание доступно всем без исключения. Достаточно зайти в библиотеку, чтобы офигеть от количества такого знания. Все эти книги в библиотеке были написаны учеными. Все эти монографии — плод их творческой, разумной деятельности.

К тому же любая наука безусловно транслирует специфические ценности: проверяемости фактов, доказательности, объективности и прочие. Без соблюдения этих ценностей, без следования им никакая научная деятельность вообще недопустима!

  • Искусство — тоже напрямую связано с духовной сферой. Оно представляет собой с одной стороны — специфическую деятельность, направленную на познание мира через художественные образны, а с другой — систему ценностей, созданных людьми. Более детально смотрите о нем .
  • Культура естественно тоже представляет собой систему специфических ценностей, потому и относится к духовной сфере. Чтобы лучше все это было бы понять, представьте себе вот сферу производства — например завод, где суровые рабочие занимаются производством металлических конструкций. Они заняты вполне материальным трудом по производству конкретных вещей. Их деятельность совсем уж нельзя назвать духовной, поскольку она — материально-производственная.

А теперь представьте себе ученого, который как раз разработал технологию производства металлических конструкций. Он долгие годы изучал молекулярную структуру металла, производил разные эксперименты с помощью приборов, которые, возможно, сам создал. Деятельность ученого — научная и является частью духовной культуры, поскольку в результате его деятельности люди получили некое знание, которое можно применять на практике.

Ну и конечно у вас должен появиться вопрос: какое место в обществе занимает вообще эта сфера? И я отвечу — одно из главных. Благодаря чему у вас на улице никого не воруют и не убивают — благодаря тому что веками мировые религии воспитывали людей. Благодаря чему или кому вы сейчас читаете этот текст, написанный мной за тысячи километров от вашего место проживания? Благодаря ученым, которые создали вычислительные машины, компьютеры и связали их в единую систему, сеть — Интернет. Собственно никакое производство вообще невозможно без так называемой духовной сферы.

Чувствуете, как все взаимосвязано? То то. Вообще все это материал 8 класса общеобразовательной школы. И если вы до сих пор в нем не можете разобраться, добро пожаловать на наши курсы подготовки , там все еще понятнее и детальнее разбираем на конкретных примерах. 90 баллов за ЕГЭ по обществознанию — это средний результат наших ребят.

С уважением, Андрей Пучков

    Введение.

    Духовная культура – определение.

    Духовная культура – структура.

    Разновидности духовной культуры.

    1. Искусство.

      Философия.

    2. Идеология.

      Нравственность.

1. Введение

Мировое сообщество все больше внимания обращает на состояние куль­туры. Она понимается, прежде всего, как содержание и процесс жизнедеятельности людей, результат их активной и целенаправленной, хотя и не всегда целесообразной и удачной, продуктивной социальной активности. Культура выступает одним из ведущих признаков планетарной цивилизации, отличает жизнь людей от жизни других живых существ на земле и возможных внеземных цивилизаций.

Культура – (лат) возделывание, воспитание, образования, развитие.

Это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представлений в продуктах материального и духовного труда в, системе социальных норм и учреждений, в системе духовных ценностях, в совокупности отношение людей природе между собой и к самим себе.

В широком смысле слова культура – совокупность проявлений жизни, достижений творчества народа или групп народов.

В узком смысле слова культура – облагораживания телесных, душевных склонностей и способностей человека.

Культура – обработка, оформление, одухотворение, облагораживания людьми других и самих себя. Это оформление, имеющее ценностный смысл. Культура начинается там, где содержание обретает совершенную форму.

Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовную.

Материальная культура подразделяется на: - производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека; - воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной. Следует заметить, что под материальной культурой понимается не столько создание предметного мира людей, сколько деятельность по формированию «условий человеческого существования». Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

2. Духовная культура – определение.

Духовная культура - многослойное образование, включающее в себя познавательную, нравственную, художественную, правовую и др. культуры; это совокупность нематериальных элементов: нормы, правила, законы, духовные ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, язык, знания, обычаи. Любой объект нематериальной культуры нуждается в материальном посреднике, например - книга.

Духовная культура - сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. Выступая качественным показателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуре идентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качестве системы представляет собой единство таких компонентов, как духовная деятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты, духовные отношения и общение.

Духовное производство - деятельность общества по производству, сохранению, обмену, распределению и потреблению идей, представлений, идеалов, научных знаний и других духовных ценностей. В сфере распределения и освоения духовных ценностей духовное производство охватывает образование, нравственное и эстетическое воспитание и другие формы приобщения к духовной культуре. Духовное развитие - процесс обогащения духовного развития человека и общества, направленный на реализацию идеалов духовного развития культуры: гуманизма, свободы, индивидуальности, творчества и др. Духовное развитие общества воплощается в развитии форм общественного сознания: морали, религии, философии, науки, искусства, политического и правового осмысления социального прогресса.

Понятие духовной культуры: - содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.), - показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.). Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину - добро - красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности: - теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни; - этим, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления; - эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание. Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества. Духовная культура предполагает деятельность, направленную на духовное развитие человека и общества, а также представляет итоги этой деятельности. Таким образом, содержанием культуры становится вся человеческая деятельность. Человеческое общество и выделилось из природы благодаря такой специфической форме взаимодействия с окружающим миром, как человеческая деятельность.

Духовная культура – включает в себя интеллектуальную, нравственную, художественную и др. Она тоже результат деятельности человека, может передаваться только путем общения.

Мифология – (от греч. мифос - сказание). Самая первая форма духовной культуры. Возникла тогда, когда человек не выделял себя из природной и общественной среды, его мышление было не отделено от эмоций. В мифологии переплетались наука, религия, философия в их зародышевом состоянии.

Основные черты мифологического мышления :

1. Сочетает самые противоречивые взгляды на мир, не противопоставляя их друг другу.

2. Переносит человеческие свойства на природные объекты.

3. Объединяет всё со всем (часть и целое, предмет и его изображение, человека и действия, происходящее вокруг, человека с животными, растениями, камнями).

4. Не отделяет познающего человека от познаваемого (от мира).

5. Традиционализм. Поклонение перед делами предков.

6. Этикетность – приверженность к устойчивым оборотам речи, способам поведения.

7. Ритуализм – следование правилам ритуала с обязательным включением элементов игры, рассказа и изображения. Миф положил начало музыке, поэзии, хореографии. Мифическое сознание не относится ни к вере, ни к науке. Очеловечивает мир.

Религия выводит человека за рамки реальности, в трансцендентное. Религия – мировоззрение и соответствующее ему поведение, определённое верой в существование бога или высшее начало, а также чувство связанности и зависимости по отношению к тайной силе, дающей человеку опору в жизни. Религия не существует без религиозного поведения (благочестие), связь – связь с богом.

Религия имеет много функций :

1. Ценностная функция – даёт человеку систему смысла, даёт возможность понимания мира, выводя человека за пределы реальности.

2. Компенсаторная функция – помогает людям справиться со страхом перед миром, справиться с самим собой, с судьбой, с социальным поведением. Это способ восполнения человеческого бессилия.

3. Религия – это феномен коллектива, поэтому имеет функцию социализации , связывает человека и общество.

Искусство осваивает мир через систему образов. Под ним понимают эстетическое мастерство и созданные благодаря ему произведения. От природных объектов произведение искусства отличает рукотворный характер, от произведений науки и техники – эмоциональное содержание. Оно отражает мир чувств, должно быть и доступным, и возвышенным. Опирается на гармонию и красоту. Искусству присущи быстрая смена оценок, художественных средств, стилей и вкусов. Это наиболее индивидуализированный тип деятельности. Его задача – не слепое копирование действительности, а представление реальности в особом свете, как видит художник.

Искусство подразделяется на:

виды (музыка, живопись, скульптура, театр и т.д.),

роды (поэзия, проза и т.д.),

жанры (симфония, концерт и т.д.),

стили (барокко, классицизм).

Искусство тесно связано с магией, т.к. рождалось в первобытную эпоху.

Наука – разрабатывает и систематизирует объективные знания о действительности. Изучает её путём выявления устойчивых, повторяющихся связей между явлениями мира. Научные знания проверяемы и воспроизводимы опытным путем. В основе науки лежит эксперимент. Рождается в Древней Греции в 1 в. до н.э, была не разделена на отрасли. Христианская наука в 16-17 вв. была подменена понятием эксперимента и естествознания. Была признана возможность материалистического описания любого природного явления. Механистическое мировоззрение утверждало возможность описания любого явления с помощью математических формул в строгой последовательности. Поэтому истинная цель науки – объединение целостного знания – начинает утрачиваться. Конкретные знания углубляются, общая научная картина мира распадается.

Философия – это система взглядов на мир, нечто среднее между искусством, религией и наукой. "Любовь к мудрости". Её задача – осмысление, оценка результатов человеческой деятельности, в том числе и научной. Ценность философии в том, что она может придавать всё новые и новые смыслы уже известным понятиям. Философия такая же древняя, как и религия, на востоке тесно связана с пантеизмом (форма религии, утверждающая, что бог есть всё). Западная философия родилась в Греции, она более рационалистична, чем восточная, более ориентирована на человека.

Нравственность особая форма общественного сознания и способ регуляции действий человека в обществе с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого.


Духовная сфера общества охватывает все области и проявления духовной деятельности человека – от создания дворцов и храмов до украшения новогодней елки. Синонимами понятия «духовная сфера общества» выступают термины «общественное сознание» и «духовная культура». Проявлениями, или формами, духовной сферы общества выступают культура, мораль, искусство, наука, религия, образование.
Особенности:

  1. духовная сфера имеет сложную структуру. Духовная сфера жизни
общества включает язык, мораль, право, религию, образование, науку, искусство, философию, т.е. духовную культуру в различных ее проявлениях и организациях, а также творческую деятельность людей.

Подобно тому как материальные ценности создаются в обществе трудом многих людей, духовные ценности также постоянно созидаются в обществе. Духовные ценности отличаются от ценностей материальных особой долговечностью. Пусть не сохранились до наших дней многие шедевры мировой культуры, но память о них передается из поколения в поколение через легенды, предания, воспоминания и т.п. Потребности людей в духовных ценностях безграничны. Духовные ценности в большей степени, чем материальные, запечатлевают особенности личности их создателей. Многие достижения духовной сферы имеют конкретных авторов.


  1. созданием, сохранением, распространением ценностей духовной
культуры непосредственно занято немало людей различных профессий.

  1. достижения духовной культуры создаются, сохраняются,
распространяются и потребляются людьми при посредстве многочисленных специализированных учреждений. Среди них библиотеки, архивы, школы и вузы, научные институты, консерватории, театры, клубы, филармонии, музеи и выставочные залы. Наряду с культовыми сооружениями разных религий эти учреждения, созданные в процессе культурного развития человечества, составляют существенную часть духовной культуры.

2. Наука в жизни современного общества.
Наука – самая сложная область интеллектуальной деятельности человека. Исторически она возникла позже религии, искусства, образования. Хотя первые ростки научного знания обнаруживаются в древнеегипетском и древнегреческом обществах в 5 веке до н.э., настоящий ее расцвет наступил только в Новое время – в 16-17 вв. и был тесно связан с научно-техническим прогрессом и индустриальной революцией.

Сегодня «наука» имеет несколько значений. Одно из них – особая система знаний .

Основная функция науки выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности . Цель научной деятельности получение нового знания . Цель образования – передача нового знания новым поколениям людей, т.е. молодежи. Если нет первого, то не будет и второго.

Научное знание по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания: естествознание (учение о природе, естественные науки); технознание (учение о технике, технические науки); обществознание (учение об обществе, общественные науки); человековедение (учение о человеке, гуманитарные науки). Развитие науки приводит, с одной стороны, к дроблению наук на относительно самостоятельные в рамках одной области знания. Например, только в медицине сегодня насчитывается более 300 научных дисциплин. С другой стороны, происходит и противоположный процесс – объединение наук, появление новых областей научного знания на стыке отдельных направлений: биохимии, генной инженерии и др.

В систему научного знания входят факты, законы и теории, методы получения научных знаний – методы наблюдений, экспериментов, расчетов, доказательств.

Наука стремится объяснить мир, используя особый язык – формулы, символы, знаки, понятия и т.д. Наука в отличие от мифологии или обыденного знания предполагает доказательность, проверку полученных результатов разными способами – от логичного объяснения до сложных экспериментов с использованием сложных приборов и дорогостоящего оборудования.

«Наука» – особая сфера деятельности , в которой принимают участие миллионы людей.

«Наука» - система организаций и учреждений , в которых наука создается. Научные учреждения: университеты, лаборатории, институты, академии, научные центры и т.д. Научные учреждения создают рядом с собой целую инфраструктуру – библиотеки, музеи, испытательные станции, ботанические сады и др.

Современная наука выходит за рамки отдельных стран, и объединения ученых нередко включают специалистов определенной области знания из разных стран. Они общаются с помощью современных средств связи, встречаются на международных конференциях, съездах, симпозиумах. Ученые, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии. Наиболее известная из них – Нобелевская премия.

Нравственные принципы труда ученого : 1) во все времена сообщество ученых отвергало плагиат – присвоение чужих мыслей; 2) проблема последствий работы ученых. Неоднократно известные ученые делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможным использованием достижений науки в антигуманных целях.

3. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в РФ
Образование – процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации.

Статья первая Закона «Об образовании» гласит: «Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной ». Термин «приоритет» словари характеризуют как «преобладающее значение». Приоритетность образования определяется прежде всего самой сущностью образования, его направленностью на воспитание самостоятельного, критически мыслящего гражданина, стремящегося к совершенствованию общества, в котором он живет. Для повышения качества образования, обеспечения единства его содержания на всем российском пространстве установлены государственные стандарты среднего и высшего образования, отражающие новейшие достижения науки. Принят ряд государственных документов, определяющих текущие и перспективные задачи образования.

Образование активно воздействует на жизнь: чем выше образованность граждан страны, тем успешнее развиваются ее экономика, культура, тем увереннее люди добиваются реализации своих жизненных устремлений.

Одним из наиболее значимых современных результатов общественного развития является становление и развитие информационного общества. Конец 20-начало 21 в. ознаменовались небывало быстрыми темпами научно-технического процесса, обострением состязания (соперничества, конкуренции) между различными государствами, корпорациями, научными учреждениями. Это состязание охватывает весь мир и выдвигает перед нашей страной важнейшую задачу – обеспечить конкурентоспособность . Выполнение этой задачи непосредственно связано с образованием. Звенья конкурентоспособности: а) страна; б) образование; в) личность. Образование во многом определяет главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны, качество ее человеческого потенциала. Это преимущество имеет своей основой конкурентоспособность образования . Вклад образования в достижение социально-экономических целей развития России осуществляется прежде всего через создание условий повышения конкурентоспособности личности .

В информационном обществе все более отчетливо просматривается связь между уровнем образования и положением человека в обществе.

Основные элементы системы образования в РФ. Закон «Об образовании» определяет две части системы образования – общеобразовательную и профессиональную.

Общеобразовательная часть включает: 1) дошкольное образование (3-6 лет); 2) начальное образование (7-9 лет; 1-4 кл.); 3) общее основное образование (5-9 кл.); 4) среднее (полное) общее образование (10-11 кл.).

Профессиональная часть включает: 1) начальное профессиональное образование (училища); 2) среднее профессиональное образование (техникум, колледж); 3) высшее (университет, институт, академия) и 4) послевузовское образование.

В России наряду с названными выше звеньями образовательной системы, существует ряд путей непрерывного образования. Так, например, имеются учебные центры (курсы, институты усовершенствования и переподготовки), занятия в которых направлены в основном на совершенствование профессиональной квалификации людей различных специальностей. Ученые полагают, что в нашу эпоху важным средством непрерывного образования является дистанционное обучение через сеть Интернета. Составной частью непрерывного образования является самообразование .

4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Слово «религия» имеет два значения. 1) religare – связывать, и обозначает особую, не материальную, а духовную связь земного (тварного) и небесного (божественного) миров. 2) religare – набожность, святыня, предмет культа.

Любая религия предполагает наличие таинственной связи между человеком и Богом, поклонение этим силам, возможность взаимодействия человека с ними.

Любая религия неразрывно связана с верой. Религиозная вера всегда связывается с убеждением в наличие неких сверхъестественных сил, влияющих в той или иной мере на судьбу человека, жизнь общества. Сверхъестественное, по убеждениям людей религиозных, не подчиняется законам окружающего мира, но при этом не относится к области фантазий. Религиозная вера – определенное переживание, чувства человека, проявляемые по отношению к Богу. Вера не требует доказательств.

Функции религии:


  1. Религия регулирует поведение людей в обществе. Во-первых, верующие должны соблюдать определенные правила, выполнять установленные религиозные действия. Во-вторых, в религии объединяется нравственный опыт поколений людей и создаются некие общие принципы сосуществования в обществе.

  2. Религия воспитывает человека. Религия не только предъявляет требования к поведению человека, но и побуждает его к развитию определенных положительных качеств, например, доброты, милосердия, умеренности.

  3. Религия – это определенный взгляд на мир, сущность человека и его место в мире. Религия дает свой ответ на вечные человеческие вопросы: как возникла Земля? Откуда появился человек? Зачем человек пришел в этот мир? Что такое смерть? Что происходит с людьми после смерти?

  4. Религия снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет почувствовать ему облегчение, приток сил. Религия не в силах решить многие реальные проблемы человека, но она способна изменить отношение самого человека к этим проблемам, дать ему новые ориентиры и жизненные стимулы.

  5. Религия способна избавить человека от одиночества, расширить круг его общения. Человек взаимодействует с другими верующими в рамках религиозной общины. Важнейшей составляющей общения религиозного общения религиозного человека является диалог с Богом, осуществляемый с помощью обрядов и молитв.

  6. Религия, религиозные деятели объединяли общество для решения какой-либо значимой проблемы.

Религиозные организации и объединения.

Церковь объединяет последователей какого-либо религиозного вероучения, совместно проводящих богослужения. Для нее характерно четкое разделение верующих на священнослужителей и мирян, причем сами священнослужители занимают неодинаковое положение в церковной иерархии. Большинство церквей имеет официальных религиозный лидеров (Папа Римский для католической церкви). У многих церквей есть определенная территориальная, структура, например, в ряде христианских церквей выделены епархии во главе с архиепископами и епископами. Любая церковь вырабатывает систему непреложных основ вероучения (догматов ) и обрядов.

Секта возникает обычно в результате отделения от церкви части мирян и священнослужителей, противопоставляющих себя остальным верующим. Численность участников секты ограничена, ликвидируются деление на мирян и духовенство, провозглашаются идеи равенства всех членов организации. Важной особенностью секты является претензия на исключительность ее религиозных установок, убежденность в «избранности Божьей» и абсолютная нетерпимость к инакомыслию. Секты достаточно жестко контролируют жизнь своих приверженцев, иногда лишая их возможности распоряжаться своим имуществом, свободно действовать, мыслить, общаться, творить.

Религиозные организации сектантского типа могут быть построены вокруг яркого религиозного деятеля.

Свобода совести.

Совесть – важнейший внутренний контролер поведения человека, оценивающий наши поступки с позиции принятых в обществе представлений о добре и зле.

Под свободой совести обычно понимают право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом. Свобода совести – это право каждого человека на некоторую независимость своей духовной жизни от общества и государства.

Конституция РФ гарантирует осуществление свободы совести, свободы вероисповедания в соответствии с нормами международного права:


  • все религии на территории РФ являются равноправными

  • государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ

  • в РФ церковь отделена от государства, т.е. государство не вмешивается во внутреннюю жизнь религиозных организаций, не финансирует их деятельность и не пропагандирует некоторые из них

  • российское законодательство предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению основного, среднего и профессионального образования.

5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность.
Мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде и самому себе с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости.

Нравственность – совокупность людских нравов, та часть жизни, которая связана с делами, обычаями и нравами, практическим поведением людей дома, в семье, на работе, на отдыхе и т.д. Из практической нравственности постепенно вырастает мораль.

Золотое правило морали «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Главные моральные нормы: не делай другому того, чего себе не желаешь; почитай старших; не убивай, не развратничай, не воруй; не лги; не завидуй, не посягай на чужое.

Моральный идеал – человечность, гуманизм . Гуманизм – человечность, признание достоинства и самоценности личности, ее свободы и права на счастье и вместе с тем и обязанность их соблюдать.

Высшие моральные ценности – гражданственность и патриотизм .

Гражданственность моральная ценность, которая выражает политическое и правовое положение человека, а также его моральную обязанность по отношению к Отечеству. Высшее проявление гражданственности – патриотизм. Патриотизм – моральная ценность, в которой выражено чувство любви к Отечеству, забота о его интересах и готовность защищать от врагов.

Понятия:


    Культура

  • Обычаи

  • Традиции

  • Этикет

  • Этика

  • Ритуал

  • Культурные универсалии

  • Мораль

  • Религия

  • Наука

  • Образование

  • Гражданственность

  • Патриотизм

  • Гуманизм

  • Свобода совести
 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве