Геноцид армян: история младотурецкого злодеяния без мифов. Определение и причины

Для выяснения сути армянского вопроса и понятия «геноцид армян» мы приведем ряд выдержек из книги известного французского историка Жоржа де Малевила «Армянская трагедия 1915 года», изданной на русском языке в бакинском издательстве «Элм» в 1990 году, и постараемся прокомментировать ее.

В главе I «Исторические рамки событий» он пишет: «географически великая Армения составляет территорию с неопределенными границами, приблизительным центром которой являлась гора Арарат (5.165 м) и которая была ограничена тремя большими озерами Кавказа: Севаном (Гейча) — с северо-востока, озером Ван — с юга-запада и озером Урмия в иранском Азербайджане — с юго-востока. Более точно определить границы Армении в прошлом невозможно из-за отсутствия достоверных данных. Как известно, сегодня на центральном Кавказе существует армянское ядро — Армянская ССР, 90% населения которой, по советской статистике, составляют армяне. Но так было не всегда. «Шесть армянских провинций» оттоманской Турции (Эрзерум, Ван, Битлис, Диярбекир, Эльазиз и Сивас) до 1914 года были населены большим числом армян, которые, тем не менее, не составляли ни в коей мере большинства. Сегодня же в Анатолии более армяне не проживают и именно их исчезновение и вменяется в вину турецкому государству «. Однако, как пишет Жорж де Малевил на стр. 19, «с 1632 года граница была изменена в результате вторжения русских на Кавказ. Стало ясно, что политические планы русских состояли в аннексии берега Черного моря. В 1774 году договор в Кучук-Кейнар подтвердил потерю оттоманами господства над Крымом. На восточном берегу Черного моря по договору 1812 года, заключенному в Бухаресте, к России отошли Абхазия и Грузия, аннексированные, впрочем, с 1801 года. Война с Персией, начавшись с 1801 года, окончилась в 1828 году передачей России всех территорий Персии к северу от Аракса, а именно Эриванского ханства. По Туркменчайскому договору, подписанному в марте, у России появилась общая граница с Турцией, и, оттеснив Персию, она получила господство над частью территории Армении (которой там никогда в истории не существовало — прим. авт.).

Месяцем позже, в апреле 1828 года, армия Лорис-Меликова, которая пришла завершить армянскую кампанию, оккупировала турецкую Анатолию в рамках операций пятой русско-турецкой войны и впервые устроила осаду перед крепостью в Карее. Именно во время этих событий впервые армянское население Турции выступает в поддержку армии России, состоявшей из добровольцев, набранных в Эривани, доведенных до фанатизма католикосом Эчмиадзина и призванных терроризировать мусульманское население, поднимая армянское население Турции на мятеж. Тот же сценарий невозмутимо разыгрывался в течение девяноста лет каждый раз, когда российская армия совершала очередной прорыв на той же территории, с тем лишь нюансом, что со временем российская пропаганда совершенствовала свои методы, и, начиная с того момента, когда «армянский вопрос» стал объектом постоянного ажиотажа, российская армия была уверена, что может рассчитывать на турецкую территорию и на тылы турецкой армии, т. е. на содействие банд вооруженных мятежников, которые в ожидании прорыва российской армии будут изматывать турецкую армию и попытаются разрушить ее с тыла. После этого были еще русско-турецкие войны в 1833, 1877 гг. Прошло 36 лет до очередного конфликта, который начался объявлением войны 1 ноября 1914 года. Однако долгий промежуток времени не был ни в коей мере мирным для турецкой Анатолии. Начиная с 1880 года впервые за свою историю турецкая Армения пережила мятежи, бандитизм и кровавые беспорядки, которые оттоманская держава без особого успеха пыталась пресечь. Мятежи происходили по хронологии, которая не была случайной: систематически возникали беспорядки, и пресечение их, необходимое для установления порядка, вызывало в ответ устойчивую ненависть.

На всей территории, заключенной между Эрзинджаиом и Эрзерумом — на севере и Диярбекиром и Ваном — на юге, в течение более чем двадцати лет осуществлялись подстрекательства к мятежу со всеми последствиями, которые отсюда могут вытекать, в регионе, отдаленном от центра и трудноуправляемом «. Сюда, как свидетельствуют российские источники, рекой текло оружие из России.

«Первого ноября 1914 года Турция была вынуждена вступить в войну», — продолжает Жорж де Малевил. Весной 1915 года турецкое правительство решило переселить армянское население восточной Анатолии в Сирию и в горную часть Месопотамии, которые тогда были турецкой территорией. Нам доказывают, что речь якобы шла об избиении, о мере по замаскированному уничтожению. Мы попытаемся проанализировать, так это или нет. Но перед тем, как излагать и изучать эти события, необходимо рассмотреть расположение сил по линии фронта во время войны. В начале 1915 года русские без ведома турок предпринимают маневр и, обойдя Арарат, спускаются к югу вдоль персидской границы. Именно тогда и вспыхнул мятеж армян, населяющих Ван, который повлек за собой первую значительную депортацию армянского населения во время войны. На этом следует остановиться более подробно.

Телеграмма губернатора Вана от 20 марта 1915 года сообщает о вооруженном восстании и уточняет: «Мы полагаем, что мятежников более 2000. Пытаемся подавить это восстание «. Усилия были, впрочем, тщетными, поскольку 23 марта тот же губернатор сообщает, что мятеж распространялся на близлежащие деревни. Через месяц ситуация стала отчаянной. Вот что телеграфировал губернатор 24 апреля: «В регионе собралось 4000 мятежников. Мятежники отрезают дороги, нападают на близлежащие деревни и подчиняют их. В настоящее время множество женщин и детей остались без очага и дома. Не следует ли перевезти этих женщин и детей (мусульман) в западные провинции? » К сожалению, тогда этого сделать не смогли, и вот каковы последствия.

«Кавказская армия России начинает наступление в направлении Вана , — сообщает нам американский историк Стенфорд Дж. Шоу. (Шоу С. Дж. т. 2., стр. 316). — Эта армия включает большое количество армянских добровольцев. Выступив из Еревана 28 апреля, …они достигли Вана 14 мая, организовали и осуществили массовое избиение местного мусульманского населения. На протяжении двух последующих дней в Ване было установлено армянское государство под защитой русских, и казалось, что оно сможет удержаться после исчезновения представителей мусульманского населения, убитых или обращенных в бегство «.

«Армянское население города Ван до этих трагических событий составляло только 33.789 человек, т. е., всего 42% от общего количества населения «. (Шоу С.Дж. с. 316). Количество же мусульман составляло 46.661 человек, из которых, видимо, армяне уничтожили около 36.000 человек, что является актом геноцида (прим. авт.). Это дает представление о масштабе избиений, осуществленных над безоружным населением (мужчины мусульмане были на фронте) с простой целью освободить место. В этих действиях не было ничего случайного или неожиданного. Вот что пишет другой историк, Валий: «В апреле 1915 года армянские революционеры овладели городом Ван и установили там армянский штаб под командованием Арама и Варелу (двух лидеров революционной партии «Дашнак»). 6 мая (возможно, по старому календарю) они открыли город российской армии после очищения района от всех мусульман… Среди наиболее известных армянских лидеров (в Ване) был бывший член турецкого парламента Пасдермаджян, известный под именем Гарро. Он возглавил армянских добровольцев, когда начались столкновения между турками и русскими «. (Felix Valyi “Revolutions in islam”, Londres, 1925, p. 253).

18 мая 1915 года царь, к тому же, выразил «благодарность армянскому населению Вана за их преданность » (Гюрюн, стр. 261), а Арам Манукян был назначен русским губернатором. Шоу продолжает описание событий, последовавших за этим.

«Тысячи армянских жителей Муша, а также других важных центров восточных районов Турции, начали съезжаться в новое армянское государство, и среди них были колонны беглых заключенных… В середине июня в районе города Ван было сосредоточено, по крайней мере, 250.000 армян… Однако в начале июля оттоманские части оттеснили русскую армию. Отступающую армию сопровождали тысячи армян: они спасались от кары за убийства, которые допустило мертворожденное государство » (Шоу С. Дж., стр. 316).

Армянский автор Хованесян, настроенный неистово враждебно по отношению к туркам, пишет: «Паника была неописуемая. После месяца сопротивления губернатору, после освобождения города, после установления армянского правительства все было потеряно. Более 200.000 беженцев убегало вместе с отступающей русской армией в Закавказье, потеряв самое светлое, что у них было, и, попадая в бесконечные ловушки, расставленные курдами » (Hovannisian, “Road to independence”, p. 53, cite par Shaue).

Мы столь подробно остановились на событиях в Ване, поскольку они, к сожалению, являются печальным примером. Во-первых, ясно видно, до какой степени распространенными и опасными были вооруженные восстания в регионах со значительным армянским меньшинством для оттоманских войск, которые сражались против русских. Здесь совершенно очевидно и явно речь идет о предательстве перед лицом врага. Такое поведение армян, кстати, сегодня систематически затушевывается авторами, благосклонными к их притязаниям, — все это просто отрицается: правда им мешает.

С другой стороны, официальные телеграммы турок подтверждают мнение всех объективных авторов о том, что армянские лидеры систематически подавляли мусульманское большинство местного населения для того, чтобы суметь захватить территорию (т. е. просто вырезали всех детей, женщин, стариков — прим. авт.). Мы уже об этом говорили и снова повторяем: нигде в Оттоманской империи армянское население, которое расселялось само добровольно, не составляло даже незначительного большинства, которое могло бы позволить создать автономную армянскую область. В этих условиях армянским революционерам для успеха своей политики не оставалось ничего, кроме превращения меньшинства в большинство путем уничтожения мусульманского населения. Они прибегали к этой процедуре каждый раз, когда у них были развязаны руки, к тому же при поддержке самих русских, наконец, и это главный элемент в наших доказательствах, при попытке подсчитать число армян, якобы уничтоженных турками, честный наблюдатель ни в коем случае не должен приравнивать число без вести пропавших к числу жертв; на протяжении всей войны безумная надежда добиться установления армянского автономного государства под покровительством русских превратилась для армянского населения Турции в навязчивую идею. Об этом нам говорит и Хованесян, армянский автор: «Безрассудный вооруженный мятеж в Ване стянул к нему 200.000 армян со всех точек восточной Анатолии, которые затем убежали оттуда, преодолевая 3000-метровые горы, чтобы вернуться затем в Эрзрум и снова убежать оттуда с другими армянами, и так далее «. Неизбежно, что население, испытавшее такие жестокие страдания в разгар войны, значительно теряет в численности. Однако справедливость не допускает возложить на турок вину за эти человеческие потери, происшедшие исключительно вследствие обстоятельств войны и безумной пропаганды, в течение десятилетий отравлявшей турецких армян и заставившей поверить, что им удастся посредством мятежа или убийств создать самостоятельное государство, в то время как они везде составляли меньшинство». Вернемся к истории боев.

Турецкий прорыв оказался недолговечным, и в августе турки были вынуждены вновь уступить Ван русским. Восточный фронт до конца 1915 года установился по линии Ван-Агри-Хорасан. Но в феврале 1916 года русские развернули мощное наступление в двух направлениях: одно — вокруг озера Ван с южной стороны и далее к Битлису и Мушу, второе — от Карса к Эрзруму, который был взят 16 февраля. Здесь также русских сопровождали иррегулярные колонны армян, полные решимости сокрушать все на своем пути.

Шоу пишет: «За этим последовало самое ужасное избиение за всю войну: более чем миллион мусульман-крестьян вынуждены были бежать. Тысячи из них были изрезаны на куски при попытке бежать вместе с оттоманской армией, отступающей к Эрзинджану » (Шоу С. Пж, стр. 323).


Можно только удивляться величине этой цифры: она дает представление о репутации жестокости, которую приобрели вспомогательные армянские группы и которую они поддерживали посредством постоянного террора (русская армия, разумеется, здесь не причастна).

18 апреля русскими был взят Трабзон, в июле — Эрзинджан, даже Сивас был под угрозой. Однако наступление русских на юге вокруг озера Ван было отражено. Осенью 1916 года фронт был в форме полукруга, который включал Трабзон и Эрзинджан в русскую территорию и доходил на юге до Битлиса. Таким фронт остается до весны 1918 года.

Конечно, армянские революционные организации верили, что победа русских обеспечена, и представляли себе, «что их мечта будет осуществлена, тем более что во вновь оккупированные территории входил порт Трабзон. В район Эрзрума стекалось огромное количество армян — беженцев из Вана, а также эмигрантов из русской Армении. На протяжении всего 1917 года русская армия была парализована петербургской революцией. 18 декабря 1917 года большевики подписали с оттоманским правительством перемирие в Эрзинджане, а за этим последовало заключение 3 марта 1918 года Брест-Литовского договора, который объявлял возвращение Турции восточных территорий, отнятых у нее в 1878 году. Русские вернули Каре и Ардаган, а «Армения» была, таким образом, сведена к своей естественной густонаселенной территории — русской Армении, которую армянские банды создали в 1905-1907 гг. в результате массовой резни азербайджанцев (однако следует отметить, что и здесь армяне не составляли большинство в то время, вплоть до конца сороковых годов двадцатого века — прим. авт.).

Но армяне так не договаривались. Начиная с 13 января 1918 года они стали приобретать оружие большевиков, отзывавших свои части с фронта (ЦГААР, Д-Т, № 13). Затем 10 февраля 1918 года они образовали вместе с грузинами и азербайджанцами единую социалистическую республику Закавказья с меньшевистскими тенденциями, отвергшую заранее условия договора, которые должны были быть приняты в Брест-Литовске. Наконец, воспользовавшись решением русской армии, нестроевые армянские части организовали в Эрзинджане и Эрзруме систематическое избиение мусульманского населения, сопровождаемое неописуемыми ужасами, которые затем были рассказаны возмущенными русскими офицерами ”. (Khleboc, journal de guerre du 2-e regiment d`artillerie, cite par Durun, p. 272).

Цель была все та же: освободить место для того, чтобы обеспечить армянским иммигрантам исключительное право на территорию в глазах международного общественного мнения. Шоу заявляет, что турецкое население пяти провинций — Трабзона, Эрзинджана, Эрзрума, Вана и Битлиса, которое составляло 3.300.000 человек в 1914 году, превратилось в 600.000 беженцев после войны (там же, стр. 325).

4 июня 1918 года кавказские республики подписали с Турцией договор, который подтвердил условия Брест-Литовского соглашения и признал границы 1877 года, таким образом позволив турецким войскам обойти Армению с юга и отбить Баку у англичан, что они и сделали 14 сентября 1918 года. Мудросское соглашение от 30 октября 1918 года застало турецкие войска в Баку. В последующий период разложения Оттоманской империи армяне постарались воспользоваться отходим турецких войск: 19 апреля 1919 года они вновь заняли Карс (грузины — Ардаган). Это означает, что линия фронта была вновь отодвинута к западу почти вдоль границы 1878 года. Оттуда в течение восемнадцати месяцев армяне совершали бесчисленные налеты на окраины территорий, оккупированных ими, а именно в северо-западном направлении к Черному морю и Трабзону (Гюрюн, 295 — 318), который ссылается на воспоминания генерала Кязима Карзбекира и двух свидетелей — Роулинсона (англичанина) и Роберта Дана (американца).

И, естественно, они опять пытались увеличить армянское население Карса, и делали это известными методами, т. е. путем тотального террора и убийств. Судьба распорядилась иначе. Благодаря Мустафе Кемалю Турция восстановила свои силы, и 28 сентября 1920 года генерал Кязим Карабекир предпринял наступление против армян. 30 октября он взял Карс, а 7 ноября — Александрополь (Гюмри). В третий раз за 5 лет войны огромная масса армян убегала перед наступлением турецкой армии, таким способом выражая по-своему отказ подчиниться турецкому правительству.

Так заканчивается история миграции армянского населения на Восточном фронте. Однако это население фактически никогда не могло быть взято в расчет в статистике пресловутых «избиений», совершенных турками над армянами. Все, что о нем известно, это то, что выжившие, число их весьма неясно, после страшных испытаний добрались до Советской Армении. Но сколько было этих несчастных, которых человеческая и преступно абсурдная пропаганда послала в разгар войны на линию огня, чтобы построить там путем истребления коренного местного населения химерическое государство?

Однако, чтобы яснее представить себе, что происходило в 1915 году, вернемся к событиям, разворачивавшимся вокруг армян в предвоенное время, т. е. до начала Первой мировой войны 1914-1918 гг.

О том, кто работал на раскрутку и использование армян в своих целях, довольно красноречиво сказано в письме царского наместника на Кавказе Воронцова-Дашкова, которое мы приводим ниже.

Десятого октября 1912 года наместник Николая II на Кавказе И.К.Воронцов-Дашков пишет императору Российской империи: «Вашему величеству известно, что во всей истории наших отношений к Турции по Кавказу вплоть до русско-турецкой войны 1877-1878 гг., кончившейся присоединением к нашей территории нынешних Батумской и Карской областей, русская политика непрестанно с Петра Великого базировалась на доброжелательном отношении к армянам, которые и оплачивали за это нам во время военных действий активной помощью войскам. С присоединением к нашим владениям так называемой Армянской области, в которой находился Эчмиадзин, колыбель армяно-григорианства. император Николай Павлович употребил немало усилий для создания из Эчмиадзинского патриарха попечителя турецких и персидских армян, справедливо полагая тем самым достичь полезного России влияния среди христианского населения Малой Азии, через которую пролегал путь нашего исконного наступательного движения к южным морям. Покровительствуя армянам, мы приобретали верных союзников, всегда оказывавших нам большие услуги… Она проводилась последовательно и неуклонно почти полтора столетия » («Красный архив», № 1 (26). М., стр. 118-120).

Итак, политика использования армян в борьбе с турками и азербайджанцами Россией началась со времен Петра 1 и продолжается вот уже около 250 лет. Руками армян, которых, по меткому выражению прокурора Эчмиадзинского Синода. А.Френкеля, »только поверхностно коснулась цивилизация «, Россия претворяет в жизнь заветы Петра I. «А басурман этих зело тихо уменьшать, чтобы они это не знали «. Да, история, которую сколько ни замалчивай, ни искажай, сохранила истинное положение вещей по Кавказу так называемой Армянской области, в которой находится Эчмиадзин (Уч муАдзин — Три церкви), и Ираван, т. е. Ереван. Кстати, флаг Ираванского ханства находится в Баку, в музее.

В 1828 году 10 февраля согласно Туркменчайскому договору в состав Российской империи вошли Нахчыванское и Ираванское ханства. Ираванское ханство на протяжении 23 лет оказывало героическое сопротивление российским полчищам. В составе русских войск воевали и армяне. В 1825 году население Ираванского ханства составляли мусульмане-азербайджанцы (более 95%) и курды, В 1828 году Россия, потратив огромные материальные средства, переселила в пределы поверженного Ираванского ханства 120 тысяч армян.

А с 1829 по 1918 год туда было водворено еще около 300 тысяч армян, и даже после этого армяне в Эриванской, Эчмиадзинской губерниях и в других районах так называемой Русской Армении нигде не составляли большинства населения. Их национальный состав нигде не превышал 30- 40% от общего количества местного населения в 1917 году. Так, таблица населения Азербайджанской Демократической Республики, составленная по данным «Кавказского календаря за 1917 год», показывает, что в части Эриванской губернии, входящей в состав Азербайджана, мусульман проживало 129586 человек, а армян — 80530 человек, что соответственно составляло 61% и 38%. А в представленном Председателю Парижской мирной конференции документе — ноте протеста. Азербайджанской мирной делегации от 16/19 августа 1919 т. по поводу признания независимости Азербайджанской Республики (приводится с сокращениями — прим. автора) говорится: «Будучи лишена возможности получения регулярных и частных сношений со своей столицей — городом Баку, Азербайджанская мирная делегация лишь из последнеполутепных сообщений официального характера узнала о печальной участи, коей подвергалась область Карская, уезды Нахчыванский, Шаруро-Даралагезскнй, Сурмалинский и часть Эриванского уезда Эриванской губернии — присоединение, за исключением Ардаганского округа, к Карской области насильственно к территории Армянской республики. Все эти земли были оккупированы турецкими войсками, оставшимися в них до заключения перемирия. После ухода последних: области Карская и Батумская вместе с Ахалиихским и Ахалкалакским уездами Тифлисской губернии образовали самостоятельную республику Юго-Западного Кавказа во главе с временным правительством в городе Карсе.

Это временное правительство было составлено созванным тогда же парламентом. Несмотря на столь явно выраженную волю населения означенных областей, соседние республики в нарушение принципа свободного самоопределения народов сделали ряд попыток и насильственно захватили часть Республики Юго-Западного Кавказа и в конце концов добились того, что Карский парламент и правительство были распущены декретом генерала Томсона, а члены правительства арестованы и отправлены в Батуми. При этом роспуск и аресты были мотивированы тем, что Карский парламент и правительство будто держались враждебной ориентации, о чем, кстати сказать, Союзное командование было неправильно информировано заинтересованными в этом крае сторонами. После этого Карская область под видом водворения беженцев была занята армянскими и грузинскими войсками, причем занятие области сопровождалось вооруженными столкновениями. Глубоко сочувствуя делу водворения беженцев на свои места, азербайджанский министр иностранных дел в своем протесте от 30 апреля сего года писал господину командующему Союзными войсками о том, что водворение это должно происходить при содействии английских войск, а не армянских воинских сил, стремящихся не столько к водворению беженцев на места, сколько к насильственному захвату и закреплению за собой этой области.

К такой участи Карской области Азербайджанская республика не может и не должна относиться в качестве простой зрительницы равнодушно. Не надо при этом забывать, что именно в Карской области, сравнительно недавно принадлежавшей Турции (до 1877 г.), отношения армян к мусульманам оставляли всегда желать лучшего. Во время же последней войны отношения эти сильно обострились в связи с событиями в декабре 1914 года, когда турецкие войска временно заняли Ардаганский округ, г. Ардаган и часть Карского округа; после отступления турок русские войска стали уничтожать мусульманское население, предавая все огню и мечу. И в этих кровавых событиях, обрушившихся на головы неповинного мусульманского населения, местные армяне высказывали явно враждебное отношение и местами, как это было, например, даже в городах Карсе и Ардагане, не только науськивали казаков против мусульман, но и сами вырезали последних беспощадно. Все эти обстоятельства не могут, конечно, говорить о спокойной совместной жизни мусульман Карссой области под управлением армянских властей.

Сознавая это, само мусульманское население области через депутации и при помощи письменных просьб за последнее время неоднократно обращалось к азербайджанскому правительству с заявлением, что оно не сможет и не будет в состоянии подчиниться власти армян, и потому просит о присоединении области к территории Азербайджанской республики. Еще менее может примириться Азербайджанская республика с передачей управления уездами Нахичеванским, Шаруро-Даралагезским, Сурмалинским и частью Эриванского уезда правительству Армении…

Она находит, что передачей управления неотъемлемой части территории Азербайджана допущено явное нарушение несомненного права Азербайджанской республики на уезды: Нахичеванский, Шаруро-Даралагезский, Сурмалинский и часть Эриванского уезда. Этим актом создается источник постоянных недоразумений и даже столкновений между местным мусульманским населением и Армянской республикой.

Названные районы населены мусульманами-азербайджанцами, составляющими один народ, одну национальность с коренным населением Азербайджана, совершенно однородными не только по вере, но и по этническому составу, языку, нравам и быту.

Достаточно взять соотношение мусульман и армян, чтобы решить вопрос о принадлежности этих земель в пользу Азербайджана. Таким образом, мусульман-азербайджанцев не только больше половины, но их значительное большинство во всех уездах, особенно в Шаруро-Даралагезском уезде -72,3%». В отношении Эриванского уезда взяты цифры, касающиеся населения всего уезда. Но та часть этого уезда, которая передана в управление правительства Армении и которая состоит из районов Веди-Басарского и Миллистана, заключает в себе около 90% мусульманского населения.

Это как раз та часть Эриванского уезда, которая наиболее пострадала от армянских воинских частей под разными названиями — «ванцев», «сасунцев», кои, наподобие банд Андроника, вырезали мусульманское население, не щадя стариков и детей, сжигали целые селения, подвергали селения обстрелу из пушек и бронированного поезда, бесчестили мусульманских женщин, у убитых распарывали животы, выкалывали глаза, а иногда сжигали трупы, они же грабили население и вообще совершали неслыханные зверства. Между прочим, в Веди-Басарском районе имел место возмутительный факт, когда те же армянские отряды в селах Карахач, Кадышу, Карабаглар, Агасибекды, Дехназ вырезали всех мужчин, а затем забрали в плен несколько сот красивых замужних женщин и девушек, коих передали в распоряжение армянских «воинов». Последние долго держали при себе этих несчастных жертв армянских зверств, несмотря на то, что после протеста азербайджанского правительства в дело вмешался даже армянский парламент» (ЦГАОР Аз. ССР, ф, 894. от 10, д. 104, л. 1-3).

Сведения, имеющиеся в цитируемой ими ноте протеста Азербайджанской республики, представленной Председателю Парижской Мирной Конференции, красноречиво свидетельствуют, что в Армении (русской) никогда не было родины у армян, так как нигде они не составляли большинства. Этот документ свидетельствует, что в Батуми, Ахалсалаки, Ахалцихе, Карсе, Нахичевани, Эчмиадзине, Ереване и т. п. всегда проживали, притом в большинстве, мусульмане-азербайджанцы.

Вопреки здравому смыслу на территориях, испокон веков принадлежащих азербайджанцам, по воле Англии в 1918 году была создана Армянская Республика.

Англия этим решила двойную задачу: «создала буферное христианское государство между Турцией и Россией и отсекла Турцию от всего тюркского мира (а в 1922 году по воле руководства СССР был отобран у Азербайджана и передан Армении Зангезур. Таким образом, Турция окончательно потеряла прямой сухопутный доступ к тюркскому миру, который широкой полосой простирается от Балкан до Корейского полуострова. Что же двигало Англией и Антантой в принятии решения на пустом месте создать Армянское государство? По-видимому, антитюркизм и антиисламизм! И кроме этого успешное развитие блистательной Порты, которая простиралась от Малой Азии до середины Европы и органично сочетала интересы подвластных ей как мусульманских, так и христианских народов. Ведь недаром впервые в мировой практике в Османской империи был создан институт «Омбудсмена» — защитника прав человечества, независимо от религиозной, национальной и имущественной принадлежности подданных империи, который эффективно защищал все население от произвола бюрократического аппарата власти.

Отрывок из книги ВЕЛИКАЯ ЛОЖЬ О «ВЕЛИКОЙ АРМЕНИИ» Тахира Мобиль оглу. Баку «Араз» -2009 стр.58-69

Перевод с армянского

1. Перс Мешали Гаджи Ибрагим рассказал следующее:

«В мае 1915 г. губернатор Тахсин-бей призвал к себе четебаши Амрванли Эюб-оглы Гадыра и, показав ему приказ, полученный из Константинополя, сказал: «Здешних армян я поручаю тебе, доведешь их невредимыми до Кемаха, там на них нападут курды и другие. Ты для вида покажешь, что хочешь их защищать, применишь даже раз-другой оружие против нападающих, но, в конце концов, покажешь, что не можешь справиться с ними, оставишь и вернешься». Немного подумав, Гадыр сказал: «Ты мне приказываешь связанных по рукам и ногам овец и ягнят отвести на бойню; это — жестокость мне не подобающая; я солдат, пошли меня против врага, пусть либо он сразит меня пулей, и я храбро паду, либо я его поражу и спасу свою страну, а марать свои руки в крови невинных я никогда не соглашусь». Губернатор очень настаивал на том, чтобы он исполнил приказ, но великодушный Гадыр наотрез отказался. Тогда губернатор призвал Мирза-бека Вераншехерли и сделал ему вышеприведенное предложение. Этот тоже утверждал, что нет нужды убивать. Уже в такие условия, сказал он, ставите вы армян, что сами они по дороге помрут, и Месопотамия такая жаркая страна, что они не выдержат, погибнут. Но губернатор настоял на своем, и Мирза принял предложение. Мирза полностью выполнил взятое на себя жестокое обязательство. Через четыре месяца он вернулся в Эрзерум с 360 тысячами лир; 90 тысяч он отдал Тахсину, 90 тысяч — корпусному командиру Махмуду Камилю, 90 тысяч — дефтердару, а остальное — мехердару, Сейфулле и сообщникам. Однако при дележе этой добычи между ними возник спор, и губернатор арестовал Мирзу. А Мирза пригрозил сделать такие разоблачения, что мир удивится; тогда его отпустили на свободу». Эюб-оглы Гадыр н Мирза Вераншехерли лично рассказали эту историю персу Мешади Гаджи Ибрагиму.

2. Погонщик верблюдов перс Кербалай Али-Мемед рассказал следующее: «Я перевозил боеприпасы из Эрзинджана в Эрзерум. Однажды в июне 1915 г., когда я подъехал к Хотурскому мосту, перед глазами моими предстало потрясающее зрелище. Несметное количество человеческих трупов заполнило 12 пролетов большого моста, запрудив реку так, что она изменила течение и бежала мимо моста. Ужасно было смотреть; я долго стоял со своим караваном, пока эти трупы проплыли, и я смог пройти через мост. Но от моста до Джиниса вся дорога была завалена трупами стариков, женщин и детей, которые уже разложились, вздулись и смердили. Такое ужасное стояло зловоние, что пройти нельзя было по дороге; мои два погонщика верблюдов от этого зловония заболели и умерли, а я вынужден был переменить свою дорогу. Это были жертвы и следы неслыханного и ужасного злодеяния. И все это были трупы армян, несчастных армян».

3. Алафтар Ибрагим-эфенди рассказал следующее: «О выселении армян из Константинополя был получен весьма жесткий и срочный приказ следующего содержания: вырезать без пощады всех мужчин от 14 до 65-летнего возраста, детей, стариков и женщин не трогать, а оставить и обратить в магометанство».

ЦГИА Арм, ССР, ф. 57, oп. 1, д, 632, л. 17—18.

по "Геноцид армян в османской империи”, под.ред. М.Г.Нерсисяна, М.1982, стр.311-313

Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.

В субботу 24 апреля отмечается День памяти жертв геноцида армян в Османской империи. В этом году исполняется 95 лет с того дня, как началась эта кровавая резня и страшное преступление - массовое истребление людей по национальному признаку. В результате уничтожено было от одного до полутора миллионов человек.

К сожалению, это был не первый и далеко не последний случай геноцида в новейшей истории. В ХХ веке человечество как будто решило вернуться в самые мрачные времена. В просвещенных, цивилизованных странах вдруг возродилась средневековая дикость и изуверство - пытки, расправы над родственниками осужденных, насильственная депортация и поголовное убийство целых народов или социальных групп.

Но даже на этом мрачном фоне выделяются два самых чудовищных злодеяния - методическое уничтожение евреев нацистами, названное холокостом, в 1943-45 годах и геноцид армян, устроенный в 1915-м .

В том году Османской империей фактически правили младотурки - группа офицеров, которая свергла султана и провела либеральные реформы в стране. С началом Первой мировой войны всю власть в своих руках сосредоточил триумвират - Энвер-паша, Талаат-паша и Джемаль-паша. Именно они и устроили акт геноцида. Но пошли они на это не из-за садизма или врожденной свирепости. Для преступления были свои причины и предпосылки.

Армяне жили на Османской территории в течение веков. С одной стороны, они подвергались определенной дискриминации по религиозному признаку, как христиане. С другой стороны, в большинстве своем выделялись богатством или хотя бы зажиточностью, потому что занимались торговлей и финансами. То есть, играли примерно такую же роль, как евреи в Западной Европе, без которых не могла функционировать экономика, но которые при этом регулярно попадали под погромы и депортации.

Хрупкое равновесие было нарушено в 80-е - 90-е годы XIX века, когда в армянской среде образовались подпольные политические организации националистического и революционного толка. Самой радикальной была партия «Дашнакцутюн» - местный аналог российских эсеров, причем социалистов-революционеров самого левого крыла.

Своей целью они ставили создание независимого государства на территории Османской Турции, а методы достижения этой цели были простые и эффективные: захват банков, убийство чиновников, взрывы и тому подобные теракты.

Понятно, как реагировало на подобные действия правительство. Но ситуация усугублялась национальным фактором, и за акции дашнакских боевиков - они называли себя фидаинами - приходилось отвечать всему армянскому населению. В разных уголках Османской империи то и дело вспыхивали волнения, которые заканчивались погромами и массовыми убийствами армян.

Ситуация еще больше обострилась в 1914 году, когда Турция стала союзником Германии и объявила войну России, которой естественным образом симпатизировали местные армяне. Правительство младотурков объявило их «пятой колонной», а потому было принято решение об их поголовной депортации в труднодоступные горные районы.

Можно представить себе, что такое массовое переселение сотен тысяч людей, в основном, женщин, стариков и детей, так как мужчины были призваны в действующую армию. Многие погибали от лишений, других убивали, шла откровенная резня, совершались массовые казни.

После окончания Первой мировой войны расследованием геноцида армян занималась специальная комиссия из Великобритании и США. Вот только один краткий эпизод из показаний чудом уцелевших очевидцев трагедии:
«Приблизительно две тысячи армян было собрано и окружено турками, их облили бензином и поджигали. Я, непосредственно, был в другой церкви, которую они пробовали поджечь, и мой отец думал, что это конец его семьи.

Он собрал нас вокруг... и сказал то, что я никогда не забуду: не бойтесь, мои дети, потому что скоро мы все будем на небесах вместе. Но, к счастью, кто-то обнаружил секретные туннели... через которые мы спаслись».

Точное число жертв так и не было официально посчитано, но погибло никак не меньше миллиона человек. Более 300 тысяч армян укрылись на территории Российской империи, так как Николай II приказал открыть границы.

Даже если убийства не были официально санкционированы правящим триумвиратом, они все равно несут за ответственность за эти преступления. В 1919 году все трое были приговорены к смертной казни заочно, так как успели скрыться, но затем поодиночке убиты боевиками-мстителями из радикальных армянских организаций.

Энвер-паша сотоварищи были осуждены за военные преступления союзниками из Антанты при полном согласии правительства новой Турции, которое возглавил Мустафа Кемаль Ататюрк. Он начал строить светское авторитарное государство, идеология которого радикально отличалась от идей младотурков, но к нему на службу перешли многие организаторы и исполнители массовой резни. А территория Турецкой республики к тому времени была практически полностью очищена от армян.

Поэтому Ататюрк, хотя он лично не имел отношения к «окончательному решению армянского вопроса», категорически отказался признавать обвинения в геноциде. В Турции свято чтят заветы Отца нации - так переводится фамилия, который взял себе первый президент - и твердо стоят на таких же позициях до сих пор. Геноцид армян не только отрицается, но за его публичное признание гражданин Турции может получить тюремный срок. Что и случилось недавно, например, с всемирно известным писателем, лауреатом Нобелевской премии по литературе Орханом Памуком, которого выпустили из застенков только под напором международной общественности.

В то же время в некоторых европейских странах предусматривается уголовное наказание за отрицание геноцида армян. Однако всего 18 стран, включая Россию, официально признали и осудили это преступление Османской империи.

Турецкая дипломатия реагирует на это по-разному. Так как Анкара мечтает вступить в ЕС , там делают вид, что не замечают «антигеноцидных» резолюций государств из Европейского Союза. Не хочет Турция портить из-за этого отношения и с Россией. Однако любым попыткам внести вопрос о признании геноцида Конгрессом США дает немедленный отпор.

Трудно сказать, почему правительство современной Турции упорно не желает признавать преступления 95-летней давности, совершенные руководителями гибнущей Османской монархии. Армянские политологи полагают, что Анкара опасается последующих требований материальной, а то и территориальной компенсации. В любом случае, если Турции действительно хочется стать полноправной частью Европы, эти давние преступления придется признать.

Геноцид армян — это физическое уничтожение христианского этнического армянского населения Османской империи, происходившее в период с весны 1915 года по осень 1916 года. В Османской империи проживало около 1,5 млн армян. Во время геноцида погибло по меньшей мере 664 тыс. человек. Есть предположения, что количество погибших могло достичь 1,2 млн человек. Армяне называют эти события «Мец Егерн» («Великое злодеяние») или «Агхет» («Катастрофа»).

Массовое уничтожение армян дало толчок происхождению термина «геноцид» и его кодификации в международном праве. Юрист Рафаэль Лемкин, автор термина «геноцид» и идейный лидер программы Организации Объединенных Наций (ООН) по борьбе с геноцидом, неоднократно заявлял, что его юношеские впечатления от газетных статей о преступлениях Османской империи против армян легли в основу его убеждений в необходимости предоставления юридической защиты национальным группам. Отчасти благодаря неустанным усилиям Лемкина в 1948 году Организация Объединенных Наций одобрила «Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него».

Большинство убийств 1915-1916 годов совершались властями Османской империи при поддержке вспомогательных войск и гражданских лиц. Правительство, контролируемое политической партией «Единение и прогресс» (представителей которой также называли младотурками), ставило перед собой целью укрепление мусульманского турецкого господства в Восточной Анатолии путем уничтожения многочисленного армянского населения в этом регионе.

Начиная с 1915-1916 годов османские власти проводили масштабные массовые расстрелы; также армяне погибали в ходе массовых депортаций из-за голода, обезвоживания, отсутствия крова и болезней. Кроме того, десятки тысяч армянских детей были насильно забраны из семей и обращены в ислам.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Армянские христиане являлись одной из многих значительных этнических групп Османской империи. В конце 1880-х годов некоторые армяне создавали политические организации, которые добивались получения большей автономии, что усиливало сомнения османских властей в лояльности широких слоев армянского населения, проживавшего на территории страны.

17 октября 1895 года армянские революционеры захватили Национальный банк в Константинополе, угрожая взорвать его вместе более чем со 100 заложниками, находящимися в здании банка, в случае отказа властей предоставить армянской общине региональную автономию. Хотя благодаря французскому вмешательству данный инцидент закончился мирно, османские власти провели серию погромов.

В общей сложности в 1894-1896 годах было убито по меньшей мере 80 тыс. армян.

МЛАДОТУРЕЦКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

В июле 1908 года фракция, которая именовала себя младотурками, захватила власть в столице Османской империи Константинополе. Младотурками являлись преимущественно офицеры и чиновники балканского происхождения, пришедшие в 1906 году к власти в тайном обществе, известном под названием «Единение и прогресс», и трансформировавшие его в политическое движение.

Младотурки стремились к введению либерального конституционного режима, не связанного с религией, который поставил бы в равные условия все народности. Младотурки считали, что немусульмане интегрировались бы в турецкую нацию, если бы были уверены, что такая политика приведет к модернизации и процветанию.

Вначале казалось, что новое правительство сможет устранить некоторые причины социального недовольства армянской общины. Но весной 1909 года армянские демонстрации с требованием об автономии переросли в насилие. В городе Адана и его окрестностях солдатами Османской армии, нерегулярными войсками и гражданскими лицами было убито 20 тыс. армян; от рук армян же погибло до 2 тыс. мусульман.

В период с 1909 по 1913 год активисты движения «Единение и прогресс» стали все сильнее склоняться к резко националистическому видению будущего Османской империи. Они отвергали идею полиэтнического «османского» государства и стремились к созданию культурно и этнически однородного турецкого общества. Многочисленное армянское население Восточной Анатолии являлось демографическим препятствием на пути к достижению этой цели. После нескольких лет политических потрясений 23 ноября 1913 года в результате государственного переворота лидеры партии «Единение и прогресс» получили диктаторскую власть.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА

Массовые зверства и геноцид зачастую совершаются во время войны. Истребление армян было тесно взаимосвязано с событиями Первой мировой войны на Ближнем Востоке и на российской территории Кавказа. Османская империя официально вступила в войну в ноябре 1914 года на стороне Центральных держав (Германия и Австро-Венгрия), которые сражались против стран Антанты (Великобритания, Франция, Россия и Сербия).

24 апреля 1915 года, опасаясь высадки войск союзников на стратегически важном Галлипольском полуострове, османские власти арестовали в Константинополе и депортировали на восток 240 армянских деятелей. Сегодня армяне считают эту операцию началом геноцида. Османские власти утверждали, что армянские революционеры установили контакт с врагом и собирались оказать содействие высадке французских и британских войск. Когда страны Антанты, а также США, в то время еще сохранявшие нейтралитет, потребовали от Османской империи объяснений в связи с депортацией армян, она назвала свои действия мерами предосторожности.

Начиная с мая 1915 года правительство расширило масштабы депортаций, высылая гражданское армянское население, независимо от удаленности мест его проживания от зон боевых действий, в лагеря, расположенные в пустынных южных провинциях империи [на территории севера и востока современной Сирии, севера Саудовской Аравии и Ирака]. Многие конвоируемые группы отправлялись на юг из шести провинций Восточной Анатолии с высокой долей армянского населения — из Трабзона, Эрзурума, Битлиса, Вана, Диярбакыра, Мамурет-уль-Азиза, а также из провинции Мараш. В дальнейшем армян высылали практически из всех регионов империи.

Так как во время войны Османская империя была союзником Германии, многие немецкие офицеры, дипломаты и сотрудники гуманитарных служб становились свидетелями зверств, совершаемых по отношению к армянскому населению. Их реакция была различной: от ужаса и подачи официальных протестов до отдельных случаев негласной поддержки действий османских властей. Поколение немцев, переживших Первую мировую войну, хранило в памяти эти ужасные события в 1930-х и 1940-х годах, что повлияло на его восприятие нацистских гонений против евреев.

МАССОВЫЕ УБИЙСТВА И ДЕПОРТАЦИИ

Повинуясь приказам центрального правительства в Константинополе, региональные власти при пособничестве местного гражданского населения устраивали массовые расстрелы и депортации. Сотрудники военных органов и служб безопасности, а также их сторонники уничтожили большинство армянских мужчин трудоспособного возраста, а также тысячи женщин и детей.

Во время конвоируемых переходов по пустыне выжившие старики, женщины и дети подвергались самовольным нападениям со стороны местных властей, банд кочевников, преступных группировок и гражданских лиц. В ходе этих нападений происходили грабежи (например, жертв раздевали догола, забирали у них одежду и подвергали их досмотру полостей тела в поиске ценностей), совершались изнасилования, похищения молодых женщин и девушек, вымогательства, пытки и убийства.

Сотни тысяч армян погибли, так и не добравшись до назначенного лагеря. Многие из них были убиты или похищены, другие совершили самоубийства, также огромное количество армян погибло от голода, обезвоживания, отсутствия крова или болезней по пути к месту следования. В то время как некоторые жители страны стремились оказать помощь высланным армянам, гораздо больше рядовых граждан убивали или истязали конвоируемых.

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРИКАЗЫ

Хотя термин «геноцид» появился лишь в 1944 году, большинство ученых сходятся во мнении, что массовые убийства армян соответствуют определению геноцида. Правительство, контролируемое партией «Единение и прогресс», пользовалось чрезвычайным военным положением в стране для проведения долгосрочной демографической политики, направленной на увеличение доли турецкого мусульманского населения в Анатолии за счет сокращения численности христианского населения (преимущественно армян, но также исповедовавших христианство ассирийцев). Османские, армянские, американские, британские, французские, немецкие и австрийские документы того времени свидетельствуют о том, что руководство партии «Единение и прогресс» преднамеренно истребляло армянское население Анатолии.

Партия «Единение и прогресс» отдавала приказы из Константинополя и обеспечивала их исполнение при помощи своих агентов в Специальной организации и местных административных органах. Кроме того, центральное правительство требовало ведения тщательного контроля и сбора данных о количестве депортированных армян, типе и количестве оставленных ими единиц жилья, а также числе высланных граждан, поступивших в лагеря.

Инициатива относительно тех или иных действий исходила от высших членов руководства партии «Единение и прогресс», ими же велась и координация действий. Центральными фигурами данной операции были Талаат-паша (министр внутренних дел), Исмаил Энвер-паша (военный министр), Бехаэддин Шакир (руководитель Специальной организации) и Мехмет Назим (руководитель службы демографического планирования).

Согласно постановлениям правительства, в определенных регионах доля армянского населения не должна была превышать 10 % (в некоторых регионах — не более 2 %), армяне могли проживать в поселениях, в состав которых входило не более 50 семей, в удалении как от Багдадской железной дороги, так и друг от друга. Чтобы выполнить эти требования, местные власти раз за разом проводили депортации населения. Армяне пересекали пустыню туда-обратно без необходимой одежды, продуктов питания и воды, страдая от палящего солнца днем и замерзая от холода ночью. Высланные армяне регулярно подвергались нападениям со стороны кочевников и своих собственных конвоиров. В результате под воздействием природных факторов и целенаправленного истребления численность депортированных армян значительно снизилась и стала соответствовать установленным нормам.

МОТИВЫ

Османский режим преследовал цели укрепления военных позиций страны и финансирования «отуречивания» Анатолии путем конфискации имущества убитых или депортированных армян. Возможность передела собственности также стимулировала широкие массы простых людей к участию в нападениях на своих соседей. Многие жители Османской империи считали армян зажиточными людьми, однако на самом деле значительная часть армянского населения жила бедно.

В некоторых случаях османские власти соглашались предоставить армянам право проживания на прежних территориях при условии принятия ими ислама. В то время как по вине властей Османской империи погибли тысячи армянских детей, они нередко пытались обратить детей в ислам и ассимилировать их в мусульманское, прежде всего турецкое, общество. Как правило, османские власти избегали проведения массовых депортаций из Стамбула и Измира, чтобы скрыть свои преступления от глаз иностранцев и извлечь экономическую выгоду из деятельности проживавших в этих городах армян в целях модернизации империи.

Турецкий геноцид армян 1915 года, организованный на территории Османской империи, стал одним из самых ужасных событий своей эпохи. Представители подверглись депортациям, в ходе которых погибли сотни тысяч или даже миллионы человек (в зависимости от оценок). Эта кампания по истреблению армян сегодня признается геноцидом большинством стран всего мирового сообщества. В самой Турции с такой формулировкой не согласны.

Предпосылки

У массовых убийств и депортаций в Османской империи были разные предпосылки и причины. 1915 года был обусловлен неравноправным положением самих армян и этнического турецкого большинства страны. Население дискредитировалось не только по национальному, но и религиозному признаку. Армяне были христианами и имели свою независимую церковь. Турки же являлись суннитами.

У немусульманского населения был статус зимми. Люди, подпадавшие под это определение, не имели права носить оружие и выступать в суде в качестве свидетелей. Они должны были платить высокие налоги. Армяне, по большей своей части, жили бедно. В основном они занимались сельским хозяйством на родных землях. Однако среди турецкого большинства был распространен стереотип успешного и хитрого армянина-коммерсанта и т. д. Такие ярлыки только усугубляли ненависть обывателей к этому этническому меньшинству. Эти сложные взаимоотношения можно сравнить с распространенным антисемитизмом во многих странах того времени.

В кавказских провинциях Османской империи ситуация ухудшалась еще и по причине того, что эти земли после войн с Россией заполоняли беженцы-мусульмане, которые из-за своей бытовой неустроенности постоянно вступали в конфликт с местными армянами. Так или иначе, но турецкое общество находилось во взвинченном состоянии. Оно было готово принять предстоящий геноцид армян (1915). Причины этой трагедии заключались в глубоком расколе и неприязни между двумя народами. Нужна была только искра, которая бы разожгла огромный пожар.

Начало Первой мировой войны

В результате вооруженного переворота в 1908 году в Османской империи к власти пришла партия Иттихат ("Единение и прогресс"). Ее члены называли себя младотурками. Новое правительство стало спешно искать идеологию, на которой можно было бы построить свое государство. За основу был принят пантюркизм и турецкий национализм - идеи, которые не предполагали ничего хорошего для армян и других этнических меньшинств.

В 1914 году Османская империя на волне своего нового политического курса заключила союз с кайзеровской Германией. Согласно договору, державы договорились обеспечить Турции выход на Кавказ, где жили многочисленные мусульманские народы. Но в этом же регионе находились и христиане-армяне.

Убийства лидеров младотурок

15 марта 1921 года в Берлине армянин на глазах множества свидетелей убил Талаата-пашу, скрывавшегося в Европе под вымышленным именем. Стрелявшего тут же арестовала немецкая полиция. Начался суд. Тейлиряна вызвались защищать лучшие адвокаты Германии. Процесс привел к широкому общественному резонансу. На слушаниях вновь были озвучены многочисленные факты геноцида армян в Османской империи. Тейлиряна сенсационно оправдали. После этого он эмигрировал в США, где и скончался в 1960 году.

Другой важной жертвой операции «Немезис» стал Ахмед Джемаль-паша, который был убит в Тифлисе в 1922-м. В том же году другой член триумвирата Энвер погиб во время боев с Красной армией в современном Таджикистане. Он бежал в Среднюю Азию, где некоторое время был активным участником басмаческого движения.

Правовая оценка

Следует отметить, что термин «геноцид» появился в юридическом лексиконе гораздо позже описываемых событий. Слово возникло в 1943 году и первоначально означало массовые убийства евреев нацистскими властями Третьего рейха. Через несколько лет термин был закреплен официально согласно конвенции только что созданной ООН. Уже позже события в Османской империи были признаны как геноцид армян в 1915 году. В частности, это было сделано Европарламентом и ООН.

В 1995 году резня армян в Османской империи была признана геноцидом в Российской Федерации. Сегодня этой же точки зрения придерживается большинство штатов США, почти все страны Европы и Южной Америки. Но есть и страны, где отрицают геноцид армян (1915). Причины, кратко говоря, остаются политическими. В первую очередь в списке этих государствах находится современная Турция и Азербайджан.

 
Статьи по теме:
Житийная литература «Сказание о Борисе и Глебе»
В XIX веке жанр жития переживал упадок. Казалось, что за двести лет на русской земле, прежде столь щедрой на подвижников, молчальников, святителей, юродивых, перевелись святые. За время существования Священного Синода, с 1721 по 1917 год, коронация в Росс
Что такое проектно-сметная документация
Капитальный ремонт объекта капитального строительства – одновременная разработка рабочего проекта и сметы, чертежи и расчеты производятся после утверждения проектного задания. состав:Раздел 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – те
Волошин Александр Стальевич
Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" и ОАО "Первая грузовая компания"Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" (с сентября 2010 года), ОАО "Первая грузовая компания" (с февраля 2012 года). Ранее - председатель совета директоров РАО "ЕЭС Р
Аншлюс австрии - презентация
13 марта 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Для Гитлера аншлюс не только создал плацдарм для наступления на Чехословакию, но и стал личной местью Родине за непризнание в молодые годы.Блеф в Берхтесгадене Разбитая после Первой мировой войны Ав