Главные навыки в жизни. Навыки и умения для учителей, ведущих на семинарах и тренингах…. Навыки и умения для резюме пример для HR-директора

Основные понятия: физическая культура, спорт, ценности физической культуры, физическое воспитание, физическая нагрузка, физическая тренировка, физическое развитие, физическое совершенство, психофизическая подготовленность, двигательный режим, двигательная активность, жизненно необходимые умения и навыки, профессиональная направленность физического воспитания в период учебы и в процессе трудовой деятельности. Особенности организации физического воспитания в медицинском вузе. Терминологические понятия в физической культуре.

Возрастающие социальные проблемы, ухудшение экологии, психоэмоциональные напряжения предъявляют к организму все новые и новые повышенные требования, с которыми он, как правило, не справляется. Все это ведет к нарушению механизмов саморегуляции и реактивности, снижению функциональных резервов организма, нарушению биологических ритмов. Предотвратить эти нарушения сможет только постоянное и правильное соблюдение всех режимов, в том числе режима труда и отдыха, режима питания и двигательного режима. Двигательный режим соблюдается только при наличии физической культуры личности, которую необходимо формировать в процессе обучения в вузе. Для того, чтобы правильно формировалась культура личности, в том числе и физическая, необходима мотивация, в данном случае мотивация на здоровье, как свое, так и своих пациентов.

Так как для врача физическая культура – это не только собственное здоровье, но еще и возможность помочь своим пациентам долгие годы оставаться здоровыми и работоспособными, а при необходимости приема медикаментозных средств – свести их вредное воздействие до минимума, после травм и операций – быстро восстановить трудоспособность. Физическое упражнение – это мощное немедикаментозное средство, и врач, умеющий правильно его использовать, может помочь своим пациентам без скальпеля и химических препаратов. При правильном выполнении того или иного физического упражнения в работу включаются сразу несколько систем организма: во-первых, опорно-двигательный аппарат с мышцами, во-вторых, органы и системы, с которыми эти мышцы связаны, в-третьих, мозг, который отвечает и за работу мышц и за работу органов, в-четвертых, дыхательная система и система кровообращения, потому что работающим мышцам необходим дополнительный кислород и питательные вещества, в-пятых, гормональная система, которая, как и нервная система, сразу же откликается на все изменения в организме, кроме этого, включаются биохимические и иммунные реакции, энергетические системы и т. д. От того, правильно или неправильно выполняется физическое упражнение зависит и то, правильно или неправильно происходят реакции в организме. Поэтому врачу необходимо иметь точные и верные представления о воздействии средств и методов физической культуры на организм человека и уметь их правильно выполнять и использовать в своей жизни и врачебной практике. (Демонстрация. Приводятся примеры правильного и неправильного использования физической культуры).

Многие путают понятия физическая культура, физическое воспитание, физическая нагрузка, физическая тренировка и т. д. Врачи иногда выдают справки со следующим содержанием: «Освобождается от физической культуры». Это не просто безграмотно – но и говорит об отсутствии культуры у врача, выдавшего подобную рекомендацию. Грамотный врач знает, что невозможно освободить человека от культуры, в том числе и от физической. Освободить можно лишь от физической нагрузки, и то временно, так как есть мощное лечебное средство – лечебная физическая культура, которая назначается даже больным с постельным режимом. Главное – правильно регламентировать физические нагрузки в соответствии с физическим и функциональным состоянием организма.

Физическая культура – часть обшей культуры общества, включающая систему физического воспитания и совокупность специальных научных знаний и материальных средств, нужных для физического совершенствования людей . Основу и специфическое содержание физической культуры общества и самого человека составляет рациональное использование двигательной деятельности в качестве фактора подготовки к жизненной практике, улучшения своего физического и функционального состояния, а также повышение резервных и адаптационных возможностей организма.

Физическая культура – это умение владеть своим физическим состоянием, своим телом. То, как мы ходим, сидим, лежим, стоим, бегаем, жестикулируем, жуем и даже дышим – это все физическая культура. Именно поэтому Николай Александрович Семашко сказал: «Физическая культура – 24 часа в сутки».

Физическая культура, как и все остальные виды культуры, предполагает знание определенных правил и выполнение их в оптимальном режиме. Знание каких-либо правил есть образованность, а выполнение этих правил – культура. Незнание или невыполнение правил культуры труда и отдыха, культуры питания, физической культуры, гигиенической культуры, психоэмоциональной культуры приводит к болезням, избавиться от которых оказывается возможным только научившись выполнять все эти правила.

Физическая культура как таковая зародилась у древних народов Египта, Ассиро-Вавилонии, Китая, Индии и дальше стала развиваться двумя путями – восточным и западным.

Особенно большого развития западное направление достигло в древней Греции и Риме.

Физическая культура играет огромную роль как средство гармонического физического развития, укрепления здоровья, предупреждения патологических изменений в организме, связанных с недостаточной двигательной активностью, как фактор активного отдыха. В физической культуре, с целью всестороннего развития физических способностей занимающихся, применяются физические упражнения в виде гимнастики, игр, туризма в сочетании с систематическим закаливанием, а также выполнением гигиенических правил труда и быта, т. е. выполнение всего того, что в настоящее время получило наименование «Здоровый образ жизни».

Ценности физической культуры – главные общечеловеческие ценности (здоровье, физическое совершенство, высокая физическая и интеллектуальная работоспособность, воспитание самодисциплины).

Физическое воспитание это процесс привития знаний, умений и навыков физической культуры в специальных учреждениях специалистами по физической культуре. Этот процесс специально направлен на физическое развитие и совершенствование организма. Одним из главных принципов физического воспитания является принцип оздоровительной направленности, что обеспечивается, в частности, обязательностью и взаимосвязью врачебного и педагогического контроля. Основными средствами физического воспитания служат физические упражнения и закаливание. В различные возрастные периоды физическое воспитание имеет свои задачи и особенности. В медицинских вузах физическое воспитание направлено на поддержание и совершенствование у студентов-медиков физической и умственной работоспособности, а также формирование знаний, умений и навыков правильного применения средств физической культуры в своей повседневной жизни и профессиональной деятельности.

нерегламентированное динамическое или статическое действие.

Физическая тренировка – дозированная физическая нагрузка, выполняемая в динамическом или статическом режимах, с чередованием регламентированного отдыха. (Демонстрация: пример физической нагрузки и физической тренировки).

Физическое и функциональное состояние – два довольно близких понятия, однако, отличающихся друг от друга тем, что в первом случае речь идет о состоянии и динамике антропометрических и морфологических показателей, во втором случае речь идет исключительно о функциональных показателях, проявляемых как целостным организмом, так и отдельными его системами .

Физическое развитие – состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, лежащих в основе определения возрастных особенностей организма. Физическое развитие определяется большим числом признаков: внешний облик человека, конституциональные особенности телосложения, антропометрические и функциональные признаки и др. Для целей медицинской и педагогической практики физическое развитие определяется чаще всего по суммарным, относительно легко поддающимся измерению признакам: длине тела, массе тела, «окружности» грудной клетки и головы, состоянию жировой и мышечной массы, мышечной силы и выносливости, а также мышечного тонуса, гибкости суставов, амплитуде дыхания и кровяного давления и по данным соматического осмотра. Данные измерений обрабатываются методом математической статистики с расчетом индексов.

Физическая и функциональная подготовленность – тоже близкие понятия. Однако, физическая подготовленность проявляется на структурном уровне (сила и выносливость мышц, гибкость и прочность суставов и связочного аппарата, способность быстро и ловко передвигаться в пространстве); функциональная подготовленность организма проявляется возможностью различных функциональных систем обеспечить оптимальную, а при необходимости максимальную работу, перестроить, компенсировать и восстановить организм без нарушений его гомеостаза, чтобы не допускать срывов, которые впоследствии могут приводить к заболеваниям.

Психофизическая подготовленность – это готовность выполнить необходимую физическую нагрузку в оптимальном для своего пола и возраста объеме и темпе.

Физическая сторона подготовленности характеризуется возможностями функциональных систем организма, обеспечивающих эффективную соревновательную деятельность, а также уровнем развития основных физических качеств – быстроты, силы, выносливости, ловкости (координационных способностей) и гибкости. Физическая подготовленность подразделяется на общую, вспомогательную и специальную.

Общая подготовленность предполагает разностороннее развитие физических качеств, функциональных возможностей органов и систем организма, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.

Вспомогательная подготовленность служит функциональной основой для успешной работы над развитием физических качеств и способностей, проявляемых в двигательных действиях, родственных избранной специальности или избранному виду спорта, способствующих лучшей подготовке организма к перенесению высоких специфических нагрузок, к интенсивному протеканию процессов восстановления.

Специальная подготовленность характеризуется развитием физических качеств, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих наивысшие достижения в избранном виде спорта и в избранной профессии.

Психическая подготовленность в свою очередь также подразделяется на две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

В структуре волевой подготовленности выделяют такие качества, как целеустремленность (ясное видение перспективной цели), решительность и смелость (склонность к разумному риску в сочетании со своевременностью и обдуманностью решений), настойчивость и упорство (способность к мобилизации функциональных резервов, активность в достижении целей и преодолении препятствий), выдержка и самообладание (ясность ума, способность управлять своими мыслями и действиями в условиях эмоционального возбуждения), а также самостоятельность и инициативность (собственный почин и новаторство).

Волевое действие по своей структуре распадается на принятие решения и его реализацию. Принятое решение реализуется в различных условиях, начиная от таких, в которых достаточно принять решение (а действие после этого осуществляется как бы само собой), и заканчивая такими, в которых реализации волевого решения препятствует какое-либо сильное противодействие. При этом возникает необходимость в специальных условиях для его преодоления и осуществления намеченной цели.

В структуре специальной психической подготовленности выделяют:

    устойчивость к стрессовым ситуациям;

    степень совершенства кинестетических и визуальных восприятий;

    способность к психической регуляции движений, обеспечиванию эффективности мышечной координации;

    способность воспринимать, организовывать и перерабатывать информацию в условиях дефицита времени и эмоциональной перегрузки.

Двигательная активность . Уровень двигательной активности, ее характер и напряженность определены условиями профессионально-трудовой деятельности, быта, занятий физической культурой и спортом, осуществлением мероприятий активного отдыха, а также геоклиматическими условиями. Это и называется « общей двигательной активностью ». В реальной жизни существуют как необходимый (минимальный), так и достаточный (оптимальный) уровни общей двигательной активности человека. Минимальный уровень двигательной активности это как раз то, что, к сожалению, наблюдается у большинства наших современников-соотечественников, т. е. тех самых «практически здоровых» лиц, которые пока чувствуют себя удовлетворительно, ни на что не жалуются, но быстро утомляются и с трудом справляются с относительно небольшой физической нагрузкой. Оптимальный же уровень двигательной активности своим последействием в организме обеспечивает оптимальные показатели физического развития и физической подготовленности. Оптимальный уровень двигательной активности зависит от типа нервной деятельности, биохимических реакций в организме, количества и качества потребляемой пищи. Оптимальный уровень двигательной активности обеспечивает физическую готовность человека к выполнению основных социальных функций, в первую очередь нормального жизнеобеспечения организма, высокую профессиональную трудовую работоспособность, устойчивость внутренней среды организма, низкую утомляемость в процессе труда и быструю восстанавливаемость после его прекращения, прочное здоровье и низкую заболеваемость, как в привычных, так и в экстремальных условиях.

Сейчас крайне важно, чтобы каждый уяснил для себя раз и навсегда, что наши современники с их автоматизацией и механизацией производственных процессов и быта никогда не смогут поднять свою двигательную активность до оптимального уровня, если не включат в нее специальную физкультурно-спортивную двигательную деятельность. Специальная физкультурно-спортивная двигательная деятельность человека является лишь одним из компонентов его общей двигательной активности, но этот компонент очень важный, поскольку только он может вывести каждого конкретного индивидуума из состояния, называемого «гипокинезией». Часто путают понятия «гипокинезия» и «гиподинамия». Гипокинезия – это снижение двигательной активности, а гиподинамия – снижение мышечного напряжения и мышечной силы.

Двигательный режим это целенаправленное регламентированное распределение двигательной активности в течение суток. В двигательный режим входит утренняя гигиеническая гимнастика, бытовая физическая активность, производственный процесс с производственной гимнастикой, учебно-тренировочные или оздоровительно-физкультурные занятия и в конце дня заключительная расслабляющая гимнастика.

Спорт – специфическая область физической культуры, где в соревновательных условиях проявляются максимальные возможности и способности человека, к которым организм специально готовится путем активных усиленных тренировок. Отличительными чертами спорта является стремление к наилучшему спортивному результату, воспитание воли, решительности и смелости в решении различных задач, борьба за победу в условиях различных соревнований, высокая эмоциональность как соревнований, так и тренировочных занятий и связанные с этим большие физические и психологические нагрузки. По сравнению с другими видами физической деятельности спорт позволяет достигать наивысшего развития физических и функциональных возможностей организма. Однако положительный эффект тренировочные и соревновательные нагрузки, свойственные спорту, дают лишь в условиях их рационального использования и правильного восстановительного периода. К сожалению в погоне за золотыми медалями тренеры и спортсмены забывают об оздоровительных и этических нормах, применяя различные допинги и другие стимуляторы, которые дают временный успех, а затем длительные болезни. Это подрывает авторитет спорта. Поэтому в настоящее время физическая культура и большой спорт стали антиподами. Обязанность медиков – следить за тем, чтобы спорт приносил только пользу организму, а для этого следует строго подбирать тренировочный режим и хорошо восстанавливать организм после соревновательных нагрузок, создавая спортсменам условия для здорового образа жизни. Важнейшие из этих условий – квалифицированное педагогическое руководство и систематический врачебный контроль с учетом индивидуальных особенностей занимающихся: возрастных, половых, предварительной подготовленности. В спорте большое значение имеет техническая, тактическая и психофизиологическая подготовленность.

Физическое совершенство – это способность выполнять физические нагрузки в максимальном объеме и темпе, которые могут быть проявлены для данного пола и возраста. Физическое совершенство достигается в процессе постоянных тренировок в определенном режиме (с постепенным, правильным и постоянным увеличением нагрузок), позволяющем накапливать физические и функциональные резервы. Приблизительно до 25 лет человек может накапливать физические и функциональные резервы свыше своих биологических возможностей, затем он может их долгие годы поддерживать, но в конце концов биологический возраст заставит постепенно сокращать темп и объем максимальных нагрузок. (Демонстрация: примеры, графики, таблицы).

У человека существует три возраста: паспортный, биологический, который, в основном, совпадает с паспортным, и функциональный, который, как правило, не совпадает ни с паспортным, ни с биологическим. О функциональном возрасте хорошо говорят фразы: «Мужчине столько лет, на сколько он себя чувствует, а женщине столько, на сколько она выглядит». А очень образно о функциональном возрасте сказал Андрей Вознесенский: «Мне жаль тебя, мне жаль тебя, старик, мне жаль тебя, старик двадцатилетний!» Да, можно стать функционально стариком и в молодые по паспорту годы, а можно и в 70 лет рожать детей и ставить рекорды, но для этого все годы нужно поддерживать психофизическое состояние на должном уровне.

Физическое совершенство – одна из важнейших социальных целей (наряду с укреплением здоровья, идейным, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием и др.), достигаемых с помощью средств физической культуры.

Организационно-административные аспекты физического воспитания в медицинских вузах . Предмет «Физическая культура» был введен в вузы в 1929 году, потому что было замечено, что у студентов ухудшается здоровье в процессе обучения в вузе. Ученые доказали, что умственная и эмоциональная нагрузка без физической нагрузки ведет к снижению функциональных и физических возможностей, что снижает резистентность к заболеваниям и приводит как к психической, так и к соматической патологии. В настоящее время информационный и эмоциональный объем нагрузок настолько велик, что значительно перегружает организм, и только физическая нагрузка на опорно-двигательный аппарат противодействует информационной и эмоциональной атаке на мозг.

Ученые во многих работах доказывают, что правильно организованные занятия физической культурой повышают умственную и физическую работоспособность, улучшая функциональные возможности организма. Учитывая важную роль физической культуры в оздоровлении и укреплении людей руководство страны уделяет большое внимание правильному воспитанию физической культуры во всех возрастных группах населения. Это подчеркивается в Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29.04.1999 г., в приказе Министерства образования Российской Федерации № 1025 от 01.12.1999 г. «Об организации процесса физического воспитания в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования» и приказе от 16.07.2002 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации» во исполнение решения коллегий Минобразования России, Минздрава России, Госкомспорта России и президиума Российской академии образования от 23.05.2002 № 11/9/6/5. Поэтому в Государственном образовательном стандарте предмет «Физическая культура» является обязательной дисциплиной для каждого высшего учебного заведения без сокращения выделяемого объема часов. В медицинских вузах физическая культура является не только средством оздоровления студентов и поддержания у них физического и психического равновесия, но также предметом, который студенты должны впоследствии использовать в своей врачебной практике в качестве мощного немедикаментозного средства оздоровления. Каждый врач должен уметь назначать двигательный режим каждому своему пациенту также, как он должен назначать режим питания и режим приема лечебных процедур.

Предмет «Физическая культура» в медицинских вузах проводится согласно учебного плана каждого вуза, который должен соответствовать Госстандарту. Учитывая, что даже двух занятий в неделю не достаточно, чтобы совершенствовать физические и функциональные возможности организма, на академических занятиях студент в основном обучается тому, что и как следует выполнять. Поэтому необходимо стараться находить время для самостоятельных занятий во внеучебный период. Пропускать занятия – значит лишать себя возможности поддерживать физическую и умственную работоспособность, а затем лишать своих пациентов грамотных рекомендаций и полноценного лечения.

Занятия по физической культуре в медицинских вузах проводятся в виде лекций, методико-практических и учебно-тренировочных занятий в спортивных залах и на стадионах.

Все студенты-медики для занятий физическим воспитанием распределяются на медицинские группы: основную, подготовительную, специальную и ЛФК. Освобождаются студенты от занятий физическим воспитанием только на время освобождения от всех других академических занятий в вузе. Учитывая специфику образовательной направленности физического воспитания в медицинском вузе студенты-медики не могут освобождаться от предмета «Физическая культура», так как должны освоить теоретический раздел в виде лекций и методико-практический раздел, преподаваемый на практических академических занятиях, а в зависимости от физического и функционального состояния проходят либо учебно-тренировочный курс, либо лечебно-оздоровительный. Поэтому врачи, которые освобождают от занятий студентов-медиков, во-первых, выполняют не свои функции, а во-вторых, оказывают «медвежью услугу» будущим коллегам.

Студентам, пропустившим занятия, необходимо представить студенческие справки, которые заменяют больничные листы, в течение недели после возобновления занятий в вузе. Только на основании этих справок студент не отрабатывает пропущенные учебно-тренировочные занятия, любые другие справки недействительны. Однако, это не освобождает студентов от теоретического и методико-практического курса. Все пропуски учебно-тренировочных занятий без предоставления справок отрабатываются в течение месяца. Теоретический и методико-практический курсы отрабатываются в виде рефератов.

После прохождения медицинского осмотра и сдачи контрольных нормативов и контрольных упражнений студенты могут заниматься в спортивных секциях или оздоровительных группах, которые культивируются в вузе, где они обучаются. Занятия в секциях вне вуза не дают право на получение зачета. Студенты, входящие в сборные команды России по видам спорта, которые включены в Спартакиаду вузов России и чемпионаты России, проходят учебно-тренировочный курс в соответствии со своими тренировочными планами, подписанными преподавателем, ответственным за факультет, где учится данный студент.

Зачет ставится студенту, который полностью прошел теоретический, методико-практический и учебно-тренировочный или лечебно-оздоровительный курсы и на зачете показал знания и умения по пройденным курсам.

Физическое воспитание в медицинских вузах направлена на:

– укрепление здоровья студентов и поддержание у них на протяжении всего периода обучения в вузе высокой работоспособности;

– обеспечение разностороннего физического развития студентов;

– развитие и совершенствование специальных физических качеств, необходимых медикам в процессе выполнения своих профессиональных обязанностей;

– привитие студентам знаний, умений и навыков в использовании средств физической культуры и спорта в режиме учебных занятий, при трудовой деятельности и на отдыхе;

– подготовку студентов к самостоятельной работе в качестве организаторов гигиенической и производственной гимнастики.

Профессиональная направленность физической культуры в медицинских вузах заключается в том, что врач не только должен сам оздоравливаться с помощью средств физической культуры и развивать необходимые для работы физические и психофизические качества, но и постоянно в своей врачебной практике включать средства физической культуры в двигательный режим пациентов и в тактику лечения больных. Для этого необходимо не только теоретически знать, какие и когда средства физической культуры следует назначать пациенту, но и уметь правильно объяснить ему, как эти средства применять, а при необходимости показать, как правильно выполняется то или иное физическое упражнение, а также правильно направить пациента в ту или иную секцию или группу здоровья. Кроме того, врач обязан уметь правильно оценивать физическое развитие по материалам проводимых антропометрических обследований до и после занятий физическим воспитанием; проводить врачебно-педагогические наблюдения в местах занятий физкультурников; проводить медицинский контроль за занятиями оздоровительно-тренировочных секций и групп здоровья, производственной гимнастикой; осуществлять санитарно-гигиенического контроль в местах занятий физкультурой и спортом и т. д.

Физическая культура, являющаяся важнейшей составляющей воспитания здорового человека, не только повышает выносливость организма, но и содействует формированию необходимых моральных и волевых качеств и поэтому является важной основой психопрофилактики. В организме существует известная зависимость между его психическим и физическим состоянием. Психическое состояние влияет на физическое состояние организма и обратно – физические и соматические факторы, изменяя биохимическую динамику организма, влияют на его психическое состояние.

Исследованиями в лаборатории И.П. Павлова доказано, что у подопытных животных, длительно находящихся в условиях чрезмерно тяжелой экспериментальной нагрузки, могут обнаруживаться трофические расстройства и другие симптомы раннего старения. Трудная экспериментальная задача, выполняемая животными, является аналогом напряженной умственной работы студента. Вот почему в системе профилактики заболеваний и старения должно быть четкое чередование правильной организации умственного труда и физической тренировки.

Жизненно необходимые умения и навыки. В физической культуре это крайне важные в повседневной жизни человек двигательные акты, благодаря которым осуществляется взаимодействие между различными частями тела и его внутренними органами, что лежит в основе согласованной (упорядоченной) работы организма и определяет его целостную деятельность. Формирование умений и навыков осуществляется с помощью приобретенных рефлексов [от лат. reflexus – отражение] – ответных реакций организма на раздражение рецепторов, осуществляемых при посредстве центральной нервной системы. При помощи рефлексов (а следовательно умений и навыков) происходит адаптация организма к внешней среде. Таким образом, с общебиологической точки зрения рефлексы (а также и формирующиеся на их основе умения и навыки) являются приспособительной реакцией организма, проявляющейся как в простейших рефлекторных актах, так и в сложнейших формах поведения человека и высокоорганизованных животных. Ярким примером жизненно необходимых умений и навыков может служить носовое дыхание, благодаря которому осуществляется не только взаимодействие между внутренними органами человека, но и взаимосвязь его с внешней средой. К сожалению, люди очень часто дышат неправильно. Неправильное дыхание включает сложные механизмы приспособительных реакций, которые, не выдержав продолжающейся патологической нагрузки, приводят к возникновению патологии в организме. Вот почему йоги многие болезни лечат обучением людей правильному дыханию. Кроме того, с помощью правильного дыхания носом лицам, занимающимся физической культурой, представляется великолепная возможность очень точно дозировать физическую нагрузку при занятиях физическими упражнениями с тем, чтобы физическая нагрузка оставалась на уровне оздоровительного воздействия на организм, впрочем, это уже тема последующих лекций.

Профессиональная направленность физического воспитания в медицинском вузе заключается также в том, что студенты осваивают ряд профессионально-прикладных навыков физической подготовки для врачей – изучение различных способов передвижения, особенно таких как ходьба, бег, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, плавание, гребля, которые могут пригодиться при обслуживании больных на дому и оказании неотложной помощи. Кроме того, необходимо развивать профессионально-прикладные физические качества, необходимые врачу для выполнения своих профессиональных обязанностей, например, для хирургов очень важно иметь статическую силовую выносливость мышц спины и нижних конечностей, чтобы не утомляясь часами стоять за операционным столом, скоростную выносливость и быстроту верхних конечностей, чтобы быстро взять нужный инструмент и наложить нужный шов, чтобы быстро остановить кровотечение, а также быстроту реакции, волю, оперативное мышление и т. д.

Сначала нахлынувшая волна информации смыла нас с островка устоявшихся стереотипов. С рождением нового тысячелетия человечество оказалось лицом к лицу с неимоверным количеством знаний, к которым мы были попросту не готовы. Отерев с лица грязь селевого потока данных, мы стали находить и постигать ранее недоступную информацию. И среди этих знаний – бесценное понимание того, что мы способны полностью изменить свою судьбу через развитие новых навыков.

И это оказалось сложной задачей. Потому что в школе нас старательно учили усваивать теоретическую информацию, но не рассказывали, как развивать навыки и умения. Потому что в университете волшебное слово «практика» слишком часто было только словом. И вот мы пришли к осознанию, что применять практические умения мы попросту не умеем.

А их очень много, и даже самые простые способны кардинально менять нашу личность. И сегодня мы поговорим об основных навыках, необходимых для успешной работы, повышения качества жизни и гармоничного общения. Но для начала я поделюсь с вами вам общим алгоритмом развития умений и навыков.

Как быстро развить навыки?

Существует четыре основных столпа быстрого и эффективного освоения новых умений и навыков.

  • Осваивайте лишь один навык в один период времени. Для того, чтобы умение прижилось в нашей жизни, укоренилось до уровня автоматизма, нужно уделять ему максимум внимания. Детство – период, когда человек способен охватывать неимоверное количество новых знаний. В это время мы одновременно учимся ходить, говорить, держать ложку и завязывать шнурки. На это уходят годы – притом, что наше сознание наиболее открыто для нового. Во взрослом возрасте эта способность притупляется. Даже освоение одного навыка станет настоящим стрессом для психики и организма. Кроме того, одновременно изучаемые навыки будут нами подсознательно связываться воедино и выступать в качестве комплексного явления. Это может привести к абсолютно неожиданному эффекту. К примеру, если вы не сможете по каким-то причинам использовать один навык или в нем не будет необходимости в данное время, второй может «отвалиться» по аналогии. Изучение одного навыка в один период времени должно происходить в концентрированном виде, тогда вы сможете освоить его максимально быстро и перейти к следующему.
  • Тренируйтесь много, поначалу не обращая внимания на качество выполненной работы. Я не призываю вас выполнять задания в режиме «тяп-ляп». Но дело в том, что поначалу ничего не получается хорошо, как бы мы ни старались. Пытаясь делать упор на качество при обучении, мы замедляем себя. В данном случае важнее количество – лучше сделать много повторений со средним результатом, чем мало, но с хорошим. Исследования показывают, что при постоянной интенсивной практике недочеты уходят сами собой, люди учатся намного быстрее, чем при попытках делать все идеально на первых этапах.
  • Практикуйте новый навык много раз. Интересное наблюдение: после посещения какого-либо тренинга или мастер-класса большинство участников демонстрируют худшие результаты, чем показали бы при любительском подходе, не имея профессиональной информации. Это происходит оттого, что применение новых умений на практике всегда сопряжено с неопытностью, мы чувствуем дискомфорт и беспомощность, поскольку наши психика и тело не привыкли к совершению этих действий. Чтобы понять, насколько хорошо вам дается тот или иной навык, нужно повторить его несколько раз, не меньше трех.
  • Не применяйте новые навыки в важных делах. Я думаю, прочитав предыдущие три пункта, вы и сами догадываетесь, почему. Представьте, что вы только освоили умение, и тут же попробуете испытать его в «боевых» условиях. Важность ситуации заставляет вас нервничать, на волнение накладывается стресс от неудобства новизны, навык еще не отработан как следует… И-и-и все получается еще хуже, чем если бы этот навык не применялся вовсе. Запомните – необходимо сначала хорошо отрепетировать его в спокойной ситуации, и лишь затем применять в стрессовых обстоятельствах.

Какие навыки развивать?

Существует множество умений, доступных для освоения. Некоторая часть их пригодится любому человеку, независимо от профессии, необходимость других зависит от сферы работы. Сегодня мы вкратце поговорим о том, какие навыки развить, чтобы улучшить свои личностные характеристики. Если же вы пожелаете почерпнуть больше информации о тех или иных навыках и умениях, обратите внимание на большое количество ссылок, которые встретятся вам в процессе чтения – все они ведут на статьи, опубликованные на нашем сайте. В этих материалах подробно описываются методы развития навыков, упражнения для их освоения, представлено много полезной теоретической информации.

Среди навыков можно выделить несколько групп:


Например, повышение жизнестойкости включает в себя целый комплекс мировоззренческих «апгрейдов»: умение бороться со стрессом , понимание важности предпринимаемых действий для изменения собственной судьбы, правильное восприятие вызовов, которые бросает нам жизнь. Человек с высокой жизнестойкостью расценивает все происходящие с ним события как источник важного опыта, а проблемы – как задачи, которые нужно решить, а не как повод уйти в запой или впасть в уныние.

Для любого рода деятельности важно развитие личной ответственности . Кроме того, что высокий уровень ответственности необходим для делового роста, он помогает завоевать доверие и уважение окружающих людей. Без этого невозможно карьерное продвижение и финансовая успешность, как ни старайся.

Правильно говорят, что лишь 10% достижений человека составляет талант и 90% - упорный труд. Для этого мы должны обладать высоким уровнем самодисциплины , поскольку практически любой результат приходит через ежедневную и нередко скучную работу.

Но для того, чтобы быстро развить навыки, в первую очередь нужно из минуса выйти хотя бы в ноль, а потом уж начинать расти. Если вы не можете заставить себя заниматься даже обыденными делами, то какая может быть речь об успехах и достижениях? Для начала необходимо побороть лень (победить прокрастинацию ).

Даже для того, чтобы сделать первый шаг навстречу своим целям, понадобится упорство и настойчивость. Кто-то считает, что это врожденные качества, но в действительности нам под силу даже развитие целеустремленности .

Наша жизнь во многом зависит от помощи и сотрудничества. И, наверное, вы знаете о том, что деловое партнерство всегда более приятно и продуктивно, если обе стороны испытывают друг к другу обычную человеческую симпатию. Независимо от того, начинающий ли вы бизнесмен, успешный делец или только мечтаете о головокружительной карьере, развитие навыков общения должно стать вашим ежедневным домашним заданием. Оно также улучшит отношения в семье и поможет найти новых друзей.

Немалая доля коммуникативной информации приходится на невербальные средства общения , а в особенности на мимику. Через выражение лица, поднятие бровей или взгляд мы можем рассказать намного больше, чем словами. Поэтому необходимо развивать мимику , чтобы уметь не только разговаривать с ее помощью, но и контролировать, когда не хочется выдавать свои чувства.

Зная, как развить коммуникативные навыки , мы сможем подобрать отмычки к сердцам многих людей, сделать их своими надежными друзьями и партнерами.


Приятная речь – требования не только для наемных работников, но и для владельцев бизнеса, ведь им приходится вести много переговоров. В это понятие входит огромное количество компонентов. Например, для того, чтобы уметь красиво разговаривать, мы должны обладать богатым словарным запасом . Он является показателем интеллектуального развития человека, помогает правильно формулировать свои мысли . Какими бы ни были интересными ваши идеи, кто поверит в их гениальность, если попытаться донести их с помощью нелепых конструкций.

Для красивого выговора нам нужно уметь пользоваться своим речевым аппаратом. Это тоже не появляется само собой – понадобится развитие артикуляции . Вы заметили – к людям, которые красиво разговаривают, тянет, как магнитом? Хочется слушать их еще и еще…

Развитие навыков речи будет неполным, если мы не уделим внимание красоте голоса. Можно обладать прекрасной артикуляцией и разговаривать чуть ли не стихами, но если вы при этом хрипите или сипите – весь эффект насмарку. Существует целый ряд полезных привычек и упражнений, которые помогут сделать голос приятным и красивым.

Развитие воображения сделает вас более креативным, поможет научиться отыскивать новые и неординарные решения для любой задачи. Это нужно не только людям творческих профессий – новые подходы необходимы и бизнесменам, и инженерам, и маркетологам. Чтобы обойти конкурентов, необходимо пойти нетореной тропой, а для это придется сначала ее отыскать.

Чтобы не упустить редкую возможность и вместе с тем не оказаться жертвой собственных ошибок - развивайте наблюдательность . Исследования показали, что внимательность не только улучшает качество работы, но и повышает удачливость человека. Ведь во многих случаях удача – всего лишь вовремя замеченная возможность.

Но для того, чтобы не только заметить, но и сделать правильные выводы, нам понадобится хорошо прокачанное логическое мышление . Пройдя по ссылке и прочитав статью, вы узнаете много интересных фактов – например, что логика не является нашим врожденным свойством, и что развить ее можно в любом возрасте.

Немаловажно для нас и умение запомнить необходимую информацию так, чтобы отыскать ее в закоулках памяти – для этого советуем использовать основной мнемонический прием запоминания через ассоциативные визуальные и абстрактные образы.

Чтобы развитие навыков не превращалось в нудную «обязаловку», воспринимайте это, как игру. По сути, характер человека – это некий эквалайзер, набор параметров, от настройки которых зависят наши характеристики. Немножко больше или меньше ответственности, самоконтроля, фантазии, внимательности и других качеств – и вот уже перед нами абсолютно разные люди. Ведь правда, интересно ставить эксперименты над собственной личностью, наблюдая, как одни изменения влекут за собой другие?

Навыки нужно развивать, несомненно.Хватит обманывать себя, говоря, что характер уже не переделать, или что вы уже слишком взрослые, чтобы меняться. Неправда. Учиться, расти над собой и совершенствоваться можно всю жизнь. И пока вы идете по этому пути, вы всегда будете молоды душой. Грустно быть человеком, которого уже невозможно ничем удивить – такие люди просто остановились в своем развитии. Те же, чьи глаза и сознание широко открыты, всегда находят что-то, способное поразить их воображение и вдохновить на новые свершения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Речь в этой статье пойдет не о soft skills, тематике которых глобально посвящен наш ресурс, а о нескольких конкретных умениях. Освоив их, вы приобретете ценные навыки, которые могут пригодиться в жизни и работе, станут хобби, позволят не только узнать что-то новое, но и прокачать профессиональные навыки. Вместе с коротким описанием каждого из них мы собрали небольшой список ресурсов, где можно данные умения начать осваивать. Пользуйтесь!

Графические редакторы (Photoshop и т.п.)

Мы живем в цифровом мире. И умение пользоваться графическими редакторами в нем способно сослужить хорошую службу. Неважно для каких целей вами может быть использовано это знание – для устранения дефектов на собственных фотографиях, рисования или нужд веб-дизайна. Более того, это может стать как хобби, так и профессией.

Например, с помощью Photoshop – одного из самых популярных графических редакторов – можно создавать коллажи, макеты, инфографику, анимацию, делать ретушь портретов, рисовать картины. И это – лишь малая часть. Освоение подобных программ можно начать с более простых и бесплатных редакторов, предлагаемых рынком.

Excel

Большинство пользователей пакета офисных программ Microsoft Office не знакомы даже с базовым функционалом Excel (программы для работы с электронными таблицами). А это, между прочим, одно из наиболее популярных приложений в мире. Excel предоставляет возможности экономико-статистических расчетов, графические инструменты и язык макропрограммирования VBA. В наиболее простом понимании – это инструмент для создания и работы с таблицами, вычислений и графического их отображения. Своеобразный must know.

Ссылки, которые могут пригодиться

Помимо большого количества разных самоучителей, доступных в Интернете, для обучения подойдут:

Основы финансовой грамотности и управление финансами

Финансовую грамотность не совсем верно относить к навыкам. Это, скорее, комплекс знаний, применяя которые, человек может научиться умно распоряжаться своими деньгами. Зачем? Каждый из нас ежедневно имеет дело с финансами. И зачастую то, как мы тратим, чем руководствуемся при совершении покупок и оценке выгодности того или иного предложения, остается нами . В результате становится сложно контролировать свои расходы. Кому-то не удается начать откладывать, экономить, обрести финансовую независимость. Почему это происходит, как научиться управлять своими средствами, грамотно ими распоряжаясь? Ответы на эти и другие смежные вопросы необходимо знать практически каждому современному человеку.

Ссылки, которые могут пригодиться

Фотография

Сегодня трудно найти человека, который бы не фотографировал – с помощью камеры смартфона, любительского или профессионального фотоаппарата, экшн-камеры. В наше время фотографом-аматором в той или иной мере может считаться каждый. И научиться основам фотографии, снимая для себя, а со временем и для продажи фотографий – вполне посильная задача для любого. Все что нужно – изучить теорию (работа с используемой техникой, свет, композиция и т.п.) и практиковаться, совершенствуя мастерство.

Ссылки, которые могут пригодиться

Ввиду популярности тематики обучению фотографии посвящено множество материалов: от того, как правильно делать снимки на телефон, включая селфи, до советов по профессиональной фотографии. Вот лишь некоторые ресурсы:

При написании статьи частично использованы материалы сайта lifehack. org

Основатель и директор «Youth Consulting», работавший с Coca-Cola, Pepsico и Microsoft, и главный редактор блога о личностном росте «Zero To Skill» Здравко Цвийетич написал статью о том, какие полезные навыки каждому из нас стоило бы приобрести чем раньше, тем лучше. Мы перевели материал и выбрали ключевые пункты, сохранив необычный авторский стиль.

Супер Марио. Маленький усатый водопроводчик, без которого мое детство не было бы таким счастливым. Я готов был часами помогать этому доброму малому спасать принцессу от компании плохих парней.

Если вы тоже играли в «Марио», то, конечно, не могли не заметить, как трудно было переходить с уровня на уровень без достаточного количества грибов - тех, что помогали стать больше и наделяли героя полезными умениями вроде кидания огненных шаров.

Так вот, наша жизнь как игра. Игра в Марио-водопроводчика.

В жизни вы - Марио. И вам нужно найти свои «грибы», которые помогут расти, совершенствоваться, переходить от уровня к уровню, развиваться как личность и как профессионал.

Когда я прошу моих читателей назвать причину, которая мешает им осваивать новые навыки, я получаю много разных ответов. Один из них особенно хорошо показывает, через что проходит, пожалуй, каждый из нас:

«Вокруг слишком много всего, что можно изучать. Слишком большой выбор… А время ограниченно».

Эта мысль подтолкнула меня к созданию данной статьи. Общаясь с людьми и анализируя собственный опыт, я провел небольшое исследование, и вот что получилось. 15 ценных навыков, которые помогут вам стать успешнее и развиваться динамичнее. Чем раньше вы их приобретете, тем лучше.

1. Поиск собственной философии

Внутренний компас сообщает нам о том, все ли идет по плану или же что-то пошло не так. Но мало это чувствовать - нужно трезво оценивать ситуацию в соответствии с вашей собственной системой ценностей.

Чтобы определить эту систему ценностей, спросите себя:

«Что я ценю в _______ (работе, отношениях, дружбе, жизни и так далее)?»

Перечисленный набор будет системой ваших ценностных координат.

Затем спросите себя:

«Что хорошего и что плохого я вижу в этом мире?»

Как только вы сосредоточитесь на хорошем, «О черт, опять понедельник…» чудесным образом превратится в «О да, понедельник! Начнем?».

Чувствуете разницу?

2. Поиск своего призвания

Нет, я не считаю, что все мы пришли на эту землю с каким-то великим предназначением. Но я уверен, что жизнь дает нам возможность узнать, в чем мы сильны и чем нам нравится заниматься.

Ваше призвание - это ваши таланты (в чем вы особенно хороши?), ваша страсть (что вы действительно любите делать?) и возможности вокруг вас.

Осмотритесь - и вы обязательно найдете то, что ищете.

3. Постановка целей

В 1979 году на одной из лекций гарвардской программы MBA студентам задали вопрос: «Есть ли у вас четко прописанные цели на будущее и планы по их достижению?»

Только 3 % студентов ответили, что у них были прописанные цели и планы. Еще 13 % признались, что у них есть цели, но не в письменной форме. Подавляющее большинство, 84 %, не имели четких целей вообще.

Десять лет спустя выпускников снова собрали вместе. Им задали вопрос о том, сколько они зарабатывают, и обнаружилось невероятное.

13 % выпускников, у которых были цели, зарабатывали в среднем в два раза больше, чем те 84 %, у которых целей не было. А те 3 %, чьи цели были четко сформулированы десять лет назад, зарабатывали в десять раз больше, чем остальные 97 % вместе взятые!

Цели работают как объектив фотокамеры. Если вы правильно наводите фокус, вы получаете четкую картину. Если фокус не наведен, изображение получится размытым.

4. Визуализация

Постановка целей - это то, что вы можете сделать сознательно. Ваш мозг прекрасно справляется с генерацией идей и их обдумыванием, но он бессилен, когда дело доходит до их претворения в жизнь, потому что постоянно отвлекается на различные внешние события.

Подсознание работает иначе: оно способно увидеть полную картину.

Когда сознательное и бессознательное идут рука об руку, они помогают вам достигать ваших целей.

Визуализация лучше всего работает сразу после пробуждения и за несколько минут до сна. Представляя мельчайшие детали, ощущения и эмоции так, как если бы вы уже достигли вашей цели, вы заставляете себя поверить в то, что достичь цели в принципе возможно.

Но будьте осторожны!

Это не закон притяжения, который гласит, что достаточно представить себе «Феррари», и назавтра новенькая машина будет ждать вас под окном.

Это так не работает.

Визуализация - только одна сторона монеты. Упорный труд и преданность делу - вторая ее сторона.

5. Формирование привычек

Под привычками мы часто подразумеваем что-то негативное, поэтому полезные привычки я предпочитаю называть личными ритуалами.

Когда я думаю о том, что я ДОЛЖЕН пойти в тренажерный зал, это дается мне трудно.

Но когда я думаю о том, что я здоровый человек, а поход в зал - важная часть жизни любого здорового человека, становится легче. Попробуйте!

6. Здоровый образ жизни

Все хотят быть здоровыми. Правильно?

Для меня, например, цель - не просто быть здоровым, но и иметь достаточно энергии. Плюс хорошо выглядеть.

В течение 11 лет я занимался футболом, а потом забросил это дело. Мой вес вырос с 65 до 86 килограмм меньше чем за 9 месяцев.

Я стал толстяком. Для любого, кто когда-то мог похвастаться отличным прессом, это неприятно.

Поэтому я решил сделать две вещи:

    найти подходящий рацион питания, который помог бы мне вернуться к нормальному весу, и придерживаться его;

    в дополнение к питанию регулярно заниматься спортом.

Около пары лет ушло у меня на то, чтобы найти подходящий рацион и спортивные занятия по душе. Зато сейчас я доволен своим телом, здоров и энергичен в течение дня.

7. Искусство учиться

Я уверен, что это один из ключевых навыков в списке.

Все, что мы собой представляем, и все, чего мы достигли - все это стало возможным благодаря нашей способности учиться.

Люди, которые достигли высот, - это всего лишь люди, которые умеют быстро и эффективно осваивать новые навыки и применять их там, где это требуется.

8. Поиск и фильтрация информации

Все мы перегружены информацией.

Куда бы вы ни шли, вы везде будете натыкаться на потоки информации, которые постоянно будут отвлекать вас от ваших целей. Тратьте время, проведенное в интернете, с умом.

9. Тайм-менеджмент и продуктивность

Я постоянно думаю о времени, ведь это единственный ресурс, который нам никогда не возобновить.

Где взять больше времени?

Оптимизируйте время сна. Возможно, чтобы чувствовать себя здоровым, вместо стандартных девяти часов вам достаточно семи или восьми. Проверьте!

Как использовать время более эффективно?

    С пользой проводите так называемое «мертвое» время (за компьютером или перед телевизором).

    Сосредоточьтесь на делах с высокой отдачей (помните о правиле 80/20: 20 % задач приносят 80 % результата).

    Фокусируйтесь на том, что поможет вам расти (чтение, общение с вдохновляющими людьми, работа над целями).

10. Искусство медитации

Мы постоянно работаем, взаимодействуем с людьми, тратим изрядное количество времени на интернет. Иногда необходимо остановиться, расслабиться и насладиться временем, проведенным наедине с собой.

Здесь нет правил. Медитируйте так, как вам удобно. Две минуты, пятнадцать минут, сидя, лежа, думая или, наоборот, уходя от мыслей… Найдите то, что подходит именно вам, и постоянно практикуйте это.

11. Записи с удовольствием

Вы не обязаны становиться писателем. Просто заведите традицию записывать свои мысли на бумаге. Множество невероятных идей только того и ждут, чтобы воплотиться в жизнь через чернила.

12. Публичные выступления

Это, пожалуй, один из самых полезных навыков, которые мне удалось приобрести и развить.

Опять же, вам не нужно быть профессиональным оратором. Но стоит научиться заявлять о своих идеях.

Существует масса техник и советов, но есть золотое правило: «Люди не знают, о чем вы будете говорить».

13. Умение сказать НЕТ

Иногда нам необходимо говорить НЕТ.

Посмотрите на эту ситуацию с необычной стороны: «Вы не говорите НЕТ другим. Вы говорите ДА себе и тому, что важно для вас».

Из двух вариантов всегда старайтесь выбирать то, что любите.

14. Как создать собственный бренд

Личностный рост - одна из главных целей в моей жизни.

Любопытно: все, что я делал, так или иначе оказывалось связано с этой темой. Моя степень в сфере образования для взрослых, моя работа в академии Mindvalley в качестве директора по обучению, запуск блога (Zero to Skill) - все, чтобы помогать людям быстрее учиться и приобретать полезные навыки.

Люди часто говорят обо мне, будто я помешан на обучении.

Это лишний раз показывает, как ценности (в данном случае личностный рост) могут влиять на вашу жизнь и указывать путь.

Чтобы создать свой бренд, потребуется совсем немного: просто займитесь развитием ваших сильных качеств и отпустите их в большое плавание.

15. Как управлять личными финансами

Здесь все просто.

Правило #1: Тратьте меньше, чем зарабатываете.

Правило #2: Найдите дополнительный источник дохода (по возможности пассивный).

Правило #3: Инвестируйте в активы (в то, что приносит доход).

И напоследок

Получилось много. И если вы все еще читаете это, мои поздравления! Рост - не пустые слова для вас.

Вы, должно быть, задумались: а с чего начать?

Выберите один из пунктов и начните. На что-то уйдет несколько часов, на что-то - гораздо больше времени. Но помните, что освоение хотя бы одного из этих навыков поможет вам шагнуть на новую ступень и принесет впечатляющие результаты в каждой сфере вашей жизни.

  • Карьера, Работа, Учеба
 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен