Городецкая роспись по дереву. Городецкая роспись. Розан и купавка. Живопись
Скачать презентацию |
||
<< Попытаемся прочитать приемы, с помощью которых народный мастер быстро | Следующий этап – определение центра цветка >> |
Розан и купавка отражают самые главные признаки, присущие многим цветковым растениям (есть венчик из лепестков, ярко выражен центр цветка). Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называют подмалевком или замалевком. Уже на этой стадии виден характерный цвет в городецком мотиве, обычно составленный из двух красок для розана или купавки. Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок.
Слайд 7 из презентации «Городецкая роспись» . Размер архива с презентацией 1943 КБ.Изо 7 класс
краткое содержание других презентаций«Городецкая роспись» - Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Урок ИЗО в 7 классе Тема: «Городецкая роспись. Кисть мастер держит перпендикулярно расписываемой поверхности. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. Следующий этап – определение центра цветка. Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше.
«Человек с натуры» - Чтобы не бояться рисовать человека в своих композициях, желательно пробовать рисовать наблюдая за позой настоящего человека. Чтобы научиться хорошо рисовать, необходимо много наблюдать и рисовать с натуры. Скучный Серов. 7 класс МОУ « МБЛ» Учитель Абрамова О.А. В. Серов. Рисуем человека с натуры.
«Сальвадор Дали» - Октябрь 1930г. 23 сентября 1974 года был открыт музей, посвященный творчеству Дали. Избрание Сальвадора Дали во французскую Королевскую Академию. 9 мая 1979г. Крест из коралла. Золотой самородок, бриллианты, изумруды, рубины, сапфиры, жемчуг. Нельзя разбазаривать богатство» Сальвадор Дали. Я ведь совершенно не похож на других» Сальвадор Дали. Королевское сердце. Каркас-золото, дверца-топаз. 1960г.
«Тематическая картина» - Затем содержание темы обретает свои более конкретные рамки в сюжете. Первоначальные композиционные эскизы должны отвечать таким требованиям, как наличие конструктивной идеи и контрастов. Далее выполняется так называемый подмалевок, чаще всего тонким слоем жидкой краски, «в протирку», лессировочными, т. е. прозрачными и полупрозрачными, красками. Выполнила: Ученица 7 «А» класса Савинова Дарья Учитель: Выборнова Е. В.
«Творчество Феофана Грека» - Святые Феофана Грека. Заключительное слово. Биография. Техника выполнения работ. Фреска. Фрески. В 70 -х годах 14 века приехал в Новгород. Подготовила: ученица 7 «А» класса Белякова Анна. Во фресках Феофана каждая фигура живёт обособленной жизнью. Феофан грек вышел из традиций ранней палеологовской художественной культуры. План. Жизнь и творчество Феофана Грека.
«Александр Иванов» - Одиннадцати лет от роду поступил «посторонним» учеником в Императорскую Академию Художеств. Конец 1840-х гг. -1858 г. Александр Иванов Подготовил ученик 7а класса Дугин Дмитрий. “Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гактора”. Иванов скончался 3 (15) июля 1858 года. План. “Явление Христа народу”. Вывод. Голгофа. Александр Иванов родился 28 (28) июля 1806 года в семье художника. Биография.
Айсель Лаптева
Конспект НОД в старшей группе по ИЗО «Роспись доски городецкими купавками и розанами»
Тема : «Роспись доски городецкими купавками и розанами »
Задачи :
Образовательные :
Продолжать знакомство с городецкой росписью , ее колоритом, особенностями.
Учить рисовать новые элементы росписи – ромашки и купавки .
Развивающие :
Упражнять в рисовании городецких цветов – купавки голубого и розового цвета,ромашки, в нанесении оживки с помощью кисти.
Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения нужного цвета.
Развивать чувство композиции, умение красиво расположить узор в заданной форме.
Воспитательные :
Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров.
Материалы для занятия :
Изделия городецких мастеров (альбом,стол детский, стулья, доски ,игрушки)
Образцы узоров и последовательности рисования «ромашки» , «купавки »
Листы тонированной под светлое дерево бумаги, вырезанное в форме кухонных досок
Кисточки
Стаканчик с водой
Салфетка
Предварительная работа :
Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства, использование их в интерьере групповой комнаты ; беседы с детьми о декоративно – прикладном искусстве; рассматривание альбомов по народному искусству; презентация на тему «Городецкая роспись ,орнамент» .
Словарная работа : прорисовка дуг – лепестков, оттенок, подмалевок, оттеневка, способ бокового мазка (примакивания) .
Материалы : гуашь, кисть «белка» №5, №1, баночка с водой, салфетка, шаблоны досок.
Ход занятия.
(слайд 1)
I. Организационный момент.
Воспитатель : Ребята посмотрите на эти деревянные расписанные изделия. Кто знает, как называется эта роспись ?
Это городецкая роспись
Есть на Волге город древний ,
По названью – Городец .
Славиться по всей России
Своей росписью , творец.
Распускаются букеты,
Ярко красками горя,
Чудо – птицы там порхают,
Будто в сказку нас зовя.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!
Городецкий конь бежит ,
Вся земля под ним дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
II. Основная часть.
Изложение новой темы.
На берегу Волги, раскинулся Городец –древнейший русский город - крепость . (слайд 2)
Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.
Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. Кто-то изготавливал орудия труда для прядения и ткачества.
Был промысел прялок (слайд 3,4)
В то же время была фабрика по изготовлению детской мебели и других предметов быта : детские стулья, столы, конь – качалка, (слайд 5)
Шкатулки, чашки,разделочные доски ,блюда, хлебницы (слайд 6)
В настоящее время в качестве фона используют естественный жёлтоватый цвет дерева.
Ребята скажите мне, какие цвета в росписи узора используют городецкие мастера ? Фон жёлтый – цвет дерева, это я вам напомнила.
Вы уже знаете,что цвета в узоре не многочисленны, но в очень ярких сочетаниях – красный, синий, зелёный. Белый и чёрный цвета в росписи имеют особое значение. (слайд 7)
Эти 2 цвета обладают свойством оказывать влияние на звучность красок и способствовать благоприятному их сочетанию.
Ребята, а какие элементы в росписи используют мастера ,скажите пожалуйста?
Ответы детей (розан , купавка , ягодка, листья, лошадка, птицы). (слайд 8)
Существует несколько видов композиций
1. Цветочная роспись
2. Цветочная роспись с включением мотивов конь и птица
(слайд 8) .
Давайте рассмотрим этапы росписи розана (слайд 9) .
(Можно попросить выйти одного из ребенка и проговорить этапы рисования розана , показать на слайде, назвать все этапы)
Этап росписи купавка (слайд 10)
Этап росписи ромашка , бубенчики, листок (слайд 11,12,13,14)
Первый этап росписи – подмалёвок . Берётся один цвет и прорисовывается расположение основных элементов узора, (цветы) . Так все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого рисуются лепестки.
Второй этап – оттенёвка.
Мазками уже другого цвета рисуются полудуги, которые создают впечатление лепестков сказочного цвета.
Третий этап – оживка.
Когда вся композиция намечена, расписываются мелкие детали : точки окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках и так д. Разживка выполняется белым и чёрным цветом.
Ребята, а хотели бы попробовать себя в роли городецких мастеров научиться выполнять элементы цветочной росписи ? Хорошо, давайте отправимся в нашу мастерскую,на свои рабочие места, на нашем веселом Паравозике.
Физминутка «Паровозик» (Звучит физминутка Весёлый паровозик, дети выстраиваются и по тексту песни выполняют движения)
III. Практическая работа.
Сегодня мы продолжим учиться выполнять элементы цветочной росписи . На экране вы видите образцы написания элементов росписи , их поэтапное выполнение :
Цветок - «Купавка »
Варианты выполнения мотива «купавка »
«Листок» и варианты его выполнения.
У вас на столе лежат шаблоны досочек желтого цвета.
Каждый цветок выполняется двумя разными оттенками одного цвета. Берём розовый цвет и рисуем подмалёвок – круг в центре нашей работы. Затем красным цветом рисуем скобки вокруг подмалёвка.
Нарисуем ещё и купавки и ягодки по краям нашего розана а так же зелёные листья, создавая композицию. Выбираем цвет самостоятельно. Можно взять голубой или синий. Заключительный этап росписи - нанесём белую и чёрную краску в виде точек, капелек, завитков тонкой кистью, выполним последний этап «оживка» .
Воспитатель. Прежде чем приступить к рисованию, необходимо получить краски голубого и розового цветов. Вы помните, как сделать такие краски?
Ответы детей. (Если нужно, помочь ответить)
Дети, для получения голубого цвета нужно на палитре смешать синюю и белую гуашь, а для получения розового – красную и белую.
Дети читают стихи выученные заранее.
Наши доски расписные ,
Посмотрите вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь ,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
Три девицы молодые
Под розанами стоят .
“Где же хлопцы удалые?”
Во все стороны глядят.
Вот по улочке Петрушка
Едет на коне верхом.
Верный пес его послушный
Бежит вслед за женихом.
Была доска не крашенной ,
Простою, неприглядной,
А стала разукрашенной
И празднично нарядной.
В руках умельца досочка
Узором заиграет,
Гирляндою из розочек,
Украшена по краю
Вот барыня –красавица
Понравилась лихому молодцу,
Идут они гуляют по Городцу
Публикации по теме:
Программное содержание. Учить детей расписывать заготовку по мотивам городецкой росписи. Учить выделять декоративные элементы росписи,.
Конспект итоговой НОД в старшей логопедической группе с использованием интерактивной доски «В поисках сокровищ» Конспект итоговой НОД в старшей логопедической группе с использованием интерактивной доски. «В поисках сокровищ». Цель: выявить степень.
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе «Городецкая роспись» Конспект непосредственной образовательной деятельности по декоративному рисованию в подготовительной к школе группе
Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края. Он получил развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры. Леса в Заволжье было много, и он давал много дешёвого материала, из которого делали всё: от детских игрушек до предметов мебели. Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по все России. Их с удовольствием покупали благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы такими донцами хозяйки украшали стены вместо картин. Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки.
Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки. их работы всегда отличались удивительной лёгкостью и прозрачностью. Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, которые ложились на изделие большими цветовыми пятнами, без предварительного контура. Рисунок наносился свободными мазками с графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета. В наши дни мастера используют масляную краску, что расширило цветовую гамму. Но технология осталась та же.
Основными элементами городецкой росписи считают «розаны» , «купавки» , «ромашки» , «бубенчики» . Главные герои городецкой росписи – птица и конь. Все это по преимуществу фантастические птицы, кони, которые пришли к нам из доброй сказки. Вспомните сказки «Сивка-бурка» , «Жар-птица» , «Аленький цветочек» … Сюжеты городецких изделий имели своеобразный неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами. Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома. Давайте внимательно рассмотрим этапы выполнения каждого элемента и их разновидность.
Городецкая роспись возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Это фантастические цветы, птицы, кони, выполненные масляными красками и украшающие детскую мебель, прялки, посуду, кухонные доски, разного рода сувениры.
Городецкую роспись отличают свободные мазки с белой и черной графической обводкой и характерный рисунок – растения, животные, разнообразные жанровые сценки. Как правило, все элементы узоров городецких мастеров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко- желтом фоне.
Важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать её сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, сцены чаепития, пряхи за работой, и множество других сцен из народного быта.
Основные элементы городецкой росписи: розан и купавка
Розан
Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга. Круги для розана побольше, для купавки – поменьше. Этот первоначальный этап работы над композицией росписи мастера называется замалевок . Одна краска яркого цвета (красный, оранжевый, синий и т.д.), другая – белила. Цветной силуэт венчика получают, смешав белила с одной из ярких красок.
Купавка
Следующий этап – определение центра цветка . У розана центр рисуют в середине цветка, у купавки он смещается влево или вправо. Центр исполняют чистой краской, без белил. Цвет дужек совпадает с цветом центра цветка. После прописки дужек – лепестков цветы явно преображаются. Поверх первоначального силуэта цветного круга обозначается ажурный венчик розана и купавки.
Завершающий этап росписи – оживка – линейная разделка пятна. В городецкой росписи она выполняется чаще белилами. Белые штрихи, точки словно освещают цветы, заставляют празднично засиять весь рисунок.
Работа учащихся: Выполнить эскиз разделочной доски и, используя основные декоративные элементы городецкой росписи, выполнить рисунок в цвете.
1) Выполнить шаблон доски. 2)Выполнить роспись основного фона доски.
3) Прорисовка декоративных элементов: розанов, купавок.
4) Прорисовка декоративных элементов: листиков, оживки.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых »
Факультет:
Институт искусств и художественного образования
Реферат на тему:
Городецкая роспись по дереву.
Работу выполнила
Студентка группы Хгг-112
Илларионова Наталья.
Научный руководитель
Варцава Р.М.
Г. Владимир 2012г.
История городецкой росписи.
Техника городецких мастеров
Элементы, сюжеты и приемы городецкой росписи
Композиция в городецкой росписи
Список литературы
Иллюстрации.
История городецкой росписи
Роспись, которая ныне называется городецкой, родилась в Поволжье, в деревнях, расположен¬ных на берегах чистой и светлой речки Узоры. В селениях Косково, Курцево, Хлебаиха, Репино, Савино, Боярское и др. В XVIII в. возникает центр производства прядильных донец и игрушек. Свои изделия крестьяне отвозили продавать на ярмарку в село Городец. Поэтому роспись, выполненная на этих изделиях, получила название Городецая. Толковый словарь русского языка В.И. Даля объясняет, что слово "донце" означает "дощечку, на которую садится у нас пряха, втыкая в нее гребень". Окончив работу, она вынимала гребень, а донце вешала на стену, и оно украшало избу. Поэтому народные умельцы уделяли особое внимание украшению досок резьбой и росписью. Прялка была верной спутницей на протяжении всей жизни крестьянки. Часто служила подарком: жених дарил ее невесте, отец - дочери, муж - жене. Поэтому донце выбиралось нарядное, красочное, всем на радость и удивление. Прялка передавалась по наследству, ее берегли и хранили. Для украшения досок мастера пользовались своеобразной техникой - инкрустацией, очень редко встречающейся в народном искусстве. Фигуры вырезали из дерева другой породы и вставляли в соответствующие по форме углубления. Эти вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделялись на светлой поверхности донца. Располагая древесиной двух оттенков и пользуясь самым простым инструментом, народные умельцы превращали донце в произведение искусства. В дальнейшем мастера стали применять еще и подкраску донец. Яркое сочетание желтого фона с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало его нарядным и красочным. Со второй половины XIX в. сложная и трудоемкая техника инкрустации заменилась скобчатой резьбой с подкраской, а затем стала преобладать живописная манера украшения. Сюжетами старинной Городецкой росписи были изображения птиц, цветов, всадников на конях, барышень и кавалеров, сцен из народной жизни. В наши дни традиции старых мастеров стремятся возродить и обогатить народные умельцы, работающие на фабрике художественных изделий "Городецкая роспись" в г. Городце. Среди них есть лауреаты премии им. И.Е. Репина. Это Л.Ф. Беспалова, Ф.Н. Касатова, А.Е. Коновалов, Л.А. Кубаткина, Т.М. Рукина, А.В. Соколова.
Техника городецких мастеров
Инструменты и материалы. Для росписи желательно иметь три кисти: беличью художественную (№ 2 или № 3), колонковую художественную (№ 1 или № 2) и флейц (№ 2 или № 3). Флейц - это плоская кисточка из мягкого волоса, которая используется для подмалевок и наведения рамок. В наше время городецкие художники расписывают изделия масляными и темперными красками. Требуется восемь: черная, белая, алая, краплак красный (вишневая), кобальт синий светлый (ярко-голубая), желтая, окись хрома и красная железоокисная. Необходима также еще одна краска - киноварь (ярко-красная). Чтобы получить цветовую гамму Городецкой росписи, необходимо смешать краски. Кроме тех, которые есть в наборе гуаши, нужно получить четыре новых краски: светло-голубую, светло-розовую, охру светлую и городецкую зеленую (рис. 1). Чтобы получить светло-голубую, в белую краску (белила цинковые) добавляют немного кобаль¬та синего светлого (ярко-голубая краска). Светло-розовую получают, смешивая белую краску с киноварью или белую - с алой. Для светлой охры берут желтую светлую и немного красной железоокисной.
Элементы, сюжеты и приемы городецкой росписи
В начале обучения очень важно научиться правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы (рис. 2). Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна дли выполнения неразрывных пластичных мазков, как на гладких плоскостях, так и на сферических или цилиндрических поверхностях. В процессе работы можно опираться на оттопыренный мизинец, слегка касаясь им изделия. В росписи по дереву значительное место занимает орнамент. Орнамент - это живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов. Основные элементы Городецкой росписи - это круги, скобки, точки, капли, дуги, штрихи, спирали (рис. 3). Важно понять разницу между понятиями "узор" и "орнамент". Узор - это рисунок, являющийся сочетанием линий, красок, теней. Они же, приведенные в определенную систему, ритмически упорядоченные, будут составлять орнамент.Осваивая роспись живописного типа, к которой относится и Городецкая, выполняют без предварительного нанесения контура рисунка. Городецкая роспись выполняется в три этапа. Первый - подмалевка, т.е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Подмалевка выполняется широкой плоской кистью - флейц или беличья № 3. Если краски окажется мало, то подмалевка получится бледной, невыразительной; если много - то при высыхании краска начнет отслаиваться. Второй этап - теневка (или оттенок), т.е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна. Третий этап - оживка (или разживка), т.е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность. Осваивать Городецкую роспись начинают с написания цветов, которые изображают в основном в круге. Городецкие цветы отличаются разнообразием по цвету и форме. Цветы в городецкой росписи - символ здоровья и процветания. Бутоны (рис. 7) - разновидность городецких цветов. Вначале наносят основное цветовое пятно (подмалевку) круговым движением кистью. Затем приступают к детальной разработке орнамента (теневке). Выполняют ее черным цветом, бордовым или краплак красным. Разработку бутона движение кистью, нанесение одного цветового пятна.
От того, как расположены скобки, зависит форма бутона. У него может быть одна или несколько скобок. Если скобок много, начинать рисовать надо с самой маленькой, постепенно увеличивая их в размерах и приближая к краю подмалевки. Необходимо помнить, что бутоны всегда по размеру небольшие. В конце белилами наносят оживки. Купавка - самый распространенный цветок в городецком орнаменте. Подмалевка у нее по размеру больше, чем у бутона. Расписывать начинают с маленького кружочка по ее краю, затем делают скобку внутри круга. По краю подмалевки рисуют скобки, по форме такие же, как и скобка внутри подмалевки, только меньшего размера. Скобки по ее краю рисуют, начиная с центра, постепенно уменьшая их в размерах до сердцевинки. Завершающий этап росписи - оживка выполняется, как правило, белилами. Нанесение оживки требует очень аккуратного и точного исполнения, поэтому ее надо делать уверенным мазком тонкой кистью. Розан отражает главные признаки цветка, т.е. имеет лепестки и ярко выраженный центр. Силуэт в форме круга. По размеру может быть больше купавки. Центр цветка рисуют в середине. Розан в росписи Городца окружен скобками - лепестками одного размера, цвет которых совпадает с цветом середины. Техника росписи скобок та же, что и у купавки. Варианты разработок оживкой настолько многообразны, что трудно назвать даже самые распространенные. Городецкие художники применяют точки, скобки, капли, спирали. Ромашка цветок не сложный по технике исполнения. Кончиком кисти слегка прикоснуться к поверхности бумаги, оставляя на ней тонкий след. Затем, не отрываясь от поверхности, кисть быстро приложить и поднять. В результате получится мазок-капля - тонкий в начале и широкий на конце. Как и у розана, у него есть сердцевина, только вокруг нее рисуют лепестки-капли. Роза самый сложный цветок. Роспись начинают с подмалевки - основного объема цветка-круга, к нему пририсовывают внизу центральный округлый лепесток, за ним по кругу располагают лепестки помельче до самой сердцевины, занимающей центр верхней части цветка.
После того как силуэт цветка создан, начинают его разрабатывать: элементы центральной части ограничивают большой скобой и обращают к сердцевине. Дугу-скобку и сердцевину в верхней части цветка рисуют черным цветом, бордовым и краплак красным. Края лепестков можно обвести той же краской, что и сердцевину. Самое трудное в розе, это оживка. Внутри дуги-скобки вначале рисуют небольшую скобку с линейной разделкой. Затем по обе стороны дуги рисуют две-четыре капли, в зависимости от свободного места внутри дуги. За пределами дуги рисуют небольшие скобки. Внутри дуги-скобки можно нарисовать точки-тычинки. Городецкие листья очень разнообразны по форме, размеру и расцветке. Они почти всегда расположены группами из пяти, трех или двух листьев.
Простой городецкий лист изображают в виде тыквенного семечка. Более сложный пишут так: проводят кистью плавную дугу и соединяют кривой линией, следя за тем, чтобы лист с одного конца оставался широким. Листья всегда широки, округлы и растопырены. Листья изображаются в два приема: с подмалевкой и оживкой. Если подмалевка выполнена городецкой зеленой краской, то оживку выполняют черной краской, если городецкой темно-зеленой краской, то к оживкам черного цвета добавляют белила. Городецкая птица является символом семейного счастья. Птиц изображают в различных вариантах: это и гордый павлин, и насупленный индюк, и задиристый петух, и сказочная птица. Начинают писать их с плавной линии, изображающей изгиб шеи и груди, потом наносят линию, определяющую форму головы и спины, затем определяют линию крыла, нитевидные клюв и ноги. Чаще всего туловище выполняют черным цветом, крыло закрашивают городецкой зеленой краской. Хвост пишут по-разному, например, ограничивают с двух сторон линиями, определяющими его силуэт и закрашивают. Лучше всего это выполнить алым цветом. В другом случае прорисовывают каждое перышко хвоста в два цвета. Разработку птиц начинают с головы и заканчивают хвостом. Оживки делают белилами, нанося тонкие мазки.
Городецкий конь- символ богатства. В основном он черного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причесанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного вертикального элемента - груди и шеи. К ним пририсовывают очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Плоскость, ограниченная линиями сбруи и седла, в этом варианте остается светлой. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног хвоста - белилами.
Городецкая птица