Россия во второй половине XIX века. Русская культура во второй половине XIX — начале XX в

Отмена крепостного права, реформы 60-70-х гг., подъем общественного движения, утверждение капитализма - все это содействовало росту просвещения, дальнейшему развитию культуры. Ведущая роль в искусстве в пореформенный период принадлежала передовой разночинной интеллигенции.

В России во второй половине XIX в. наиболее быстрыми темпами развивалось начальное образование. Наряду с церковноприходскими и одноклассными школами Министерства народного просвещения большое распространение получают земские школы, которые содержались за счет местных земств. К концу века в сельской местности начальное образование охватывало несколько миллионов учащихся. Во многих городах действовали воскресные школы для взрослых. Но число грамотных в России составляло в 1897 г. всего лишь 21 % всего населения страны.

К концу 1914 г. в России насчитывалось около 124 тыс. начальных учебных заведений, в которых училось немногим более 30 % детей в возрасте от 8 до 11 лет (в городах - 46,6%).

После жарких споров о характере среднего образования основой его стала классическая гимназия, в которой до 40 % учебного времени отводилось на изучение латинского и греческого языков. В 1862 г. открываются первые женские гимназии. Особым министерским циркуляром («О кухаркиных детях») был ограничен прием в гимназии детей малоимущих родителей.

Успехи в области высшего образования заключались как в увеличении числа высших учебных заведений, так и в росте числа студентов. В пореформенный период наряду с открытием новых университетов (в Одессе, Томске, Саратове) были открыты и другие высшие учебные заведения (Медикохирургическая академия в Петербурге, различные институты в Петербурге и Москве).

В 1913/14 учебном году в России насчитывалось 63 государственных высших учебных заведения, в которых обучалось более 71 тыс. студентов.

Литература

В пореформенный период литература продолжает занимать в русской культуре ведущее место. Реализм по-прежнему является в ней преобладающим направлением. Особенностью реализма было постоянное стремление возможно шире отразить действительность, вскрыть и обличить общественную неправду. В то же время литература реализма утверждала положительные общественные идеалы. Народность, патриотизм, защита прав и интересов народной массы и личности, борьба за социальную справедливость - вот характерные черты, присущие передовой русской литературе.

В сокровищницу мировой литературы навсегда вошли имена И. Тургенева, Н. Некрасова, Ф. Достоевского, И. Гончарова, М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, А. Чехова. Передовая литература, откликавшаяся на важнейшие общественно-политические события того времени, оказала значительное влияние на развитие театра, музыки и изобразительного искусства.

Театр

Русской театральной культуре второй половины XIX в. были присущи народность и гуманизм, идейное и эмоциональное богатство, глубокое воспроизведение человеческих характеров и историческая правда. Продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, А. Островский своим творчеством завершил создание русской национальной драматургии (пьесы «Бесприданница», «Свои люди - сочтемся», «Гроза», «Доходное место» и др.).


Центром театральной жизни России по праву был Малый театр. Ведущее место в его репертуаре занимали пьесы Островского. Великая актриса М. Ермолова создала на сцене театра немало запоминающихся женских образов. Среди них - образ Екатерины из «Грозы» Островского.

Музыка

С середины XIX в. музыкальная жизнь России все чаще оставляет стены салонов для избранных. В 1859 г. в Петербурге создается Русское музыкальное общество. В начале 60-х гг. М. Балакиревым была основана в Петербурге бесплатная музыкальная школа. В Москве и Петербурге открываются первые русские консерватории. Тогда же вокруг композитора Балакирева в Петербурге складывается кружок композиторов, известный как «Могучая кучка» (М. Мусоргский, Н. Римский Корсаков, А. Бородин, Ц. Кюи). В свои симфонические и оперные произведения композиторы «Могучей кучки» включали мотивы народных песен. Важное место в их творчестве занимали оперы на исторические темы: «Борис Годунов» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Царская невеста» Римского-Корсакова. Вершиной русского музыкального искусства второй половины XIX в. стало творчество П. Чайковского. Его оперы («Евгений Онегин», «Пиковая дама»), балеты («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), романсы навсегда вошли в историю не только русского, но и мирового искусства.


Живопись

На вторую половину XIX в. приходится время подъема и расцвета в России национальной реалистической и демократической школы живописи. В 1863 г. группа наиболее талантливых учеников Петербургской Академии художеств во главе с И. Крамским потребовала свободы в выборе сюжета для выполнения выпускных работ. Получив отказ, они вышли из Академии и создали артель свободных художников. В 1870 г. по инициативе И. Крамского, Г. Мясоедова, Н. Ге, В. Перова в Петербурге было организовано Товарищество художественных передвижных выставок. Идейным вождем передвижников стал Крамской, создавший целую галле- рею портретов русских писателей, художников, общественных деятелей. Высшие достижения русского реализма в живописи связаны с творчеством И. Репина («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану») и В. Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком»).

Развитие искусства во второй половине XIX в. в России - одна из наиболее замечательных страниц в истории русской и мировой культуры.

Начало XX века - «серебряный век» русской культуры

Российская культура начала нового столетия явилась достойной преемницей русской культуры XIX в., хотя ее развитие проходило в иных исторических условиях.

Начало XX века - это время творческого взлета русской науки, литературы, искусства, своеобразное культурное возрождение. Оно как бы распадалось на несколько течений: с одной стороны, дальнейшее развитие лучших демократических традиций, с другой - сомнения, пересмотр старого, противоречивые и мятежные искания нового, попытки максимального самовыражения. Во многом это была культура для «избранных», далекая не только от народа, но и от широких кругов интеллигенции. Но именно она положила начало новому направлению в искусстве России.

Новые направления в литературе. В начале XX в. литература по-прежнему играла исключительно важную роль в культурной жизни страны. Наряду с реалистическим направлением (Л. Толстой, А. Чехов, И. Бунин, А. Куприн, М. Горький и др.) в русской литературе, особенно в поэзии, появляются новые направления. Это было связано с именами Л. Андреева, А. Блока, В. Брюсова, А. Ахматовой, И. Северянина, В. Маяковского и др. Характерной особенностью новых направлений в поэзии - декадентства, символизма - являлся не только своеобразный протест и неприятие действительности, но и поиск новых путей самовыражения.


Музыка

Развитие музыкального искусства, как и в предыдущие годы, было тесно связано с именами композиторов - членов «Могучей кучки». Однако в русской музыке появляются и новые имена. В это время начинают свою композиторскую деятельность А. Глазунов, С. Рахманинов, А. Скрябин, И. Стравинский, С. Прокофьев. В их творчестве национальные традиции связываются с активными поисками в области музыкальной формы. Немало замечательных певцов дала русская вокальная школа. Среди них звездами первой величины были Ф. Шаляпин, Л. Собинов, А. Нежданова.

Живопись

Для русской живописи, впрочем, как и для всего изобразительного искусства начала XX в., характерны две главные тенденции: традиционная реалистическая и модернистская. Реалистическое направление в живописи представлял И. Репин, написавший за 1909-1916 гг. ряд портретов (П. Столыпина, Л. Толстого, В. Короленко, В. Бехтерева и др.), его ученик В. Серов, портреты которого - настоящие психологические характеристики писателей, артистов, врачей. К этому периоду относится и деятельность «поэта русской природы» И. Левитана.

Модернизм был связан с отходом ряда художников от устоявшихся норм в живописи и поиском новых художественных решений. Модернизм не был сугубо российским явлением в изобразительном искусстве. Он затронул все страны, особенно Францию и Италию. В начале века в России получает развитие живопись импрессионизма. Ее приверженцами были К. Коровин, В. Борисов-Мусатов и др. Родоначальником модернизма в России можно считать М. Врубеля. Тема Демона, в течение десятилетий бывшая основной в его творчестве, воплощала неудовлетворенность, тоску и гнев мятущегося человека.

Подлинными лидерами абстракционизма не только в России, но и в мировой живописи стали В. Кандинский и К. Малевич.

Следует заметить, что культурную жизнь в России поддерживала плеяда российских меценатов (С. Дягилев, С. Мамонтов, С. Морозов и др.), сыгравших значительную роль в развитии русской культуры.

Всемирное признание русской культуры. Культура России начала XX в. достигла удивительных высот. Она способствовала не только росту самосознания народов России, но и оказала влияние на всю европейскую культуру.


Русское искусство получило широкое международное признание. Организованные С. Дягилевым «Русские сезоны в Париже» (1906-1912) явились заметными событиями в европейской культурной жизни.

Так в 1906 г. парижанам была представлена выставка «Два века русской живописи и скульптуры», которую Дягилев дополнил концертом русской музыки. Успех был потрясающий. В следующем году парижане могли познакомиться с русской музыкой от Глинки до Скрябина. В 1908 г. в Париже с исключительным успехом выступил Ф. Шаляпин, исполнивший партию царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Поистине уникальным явлением явился взлет русского балета в начале века. С 1909 по 1912 г. в Париже ежегодно проходили «Русские се-зоны балета», ставшие событием мирового масштаба. На газетных полосах замелькали имена русских танцовщиков - Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского. Небывалый успех выпал на долю балетов И. Стравинского «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:

И. Репин в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» рисовал одного из казаков с известного русского писателя В. Гиляровского, автора книги «Москва и москвичи». Скульптор же Н. Андреев лепил с него Тараса Бульбу для барельефа на памятнике Н. Гоголя в Москве.

Несмотря на относительно невысокий уровень грамотности в России (менее 30 % к 1913 г.), газеты, журналы, книги получают все большее распространение. Накануне первой мировой войны в стране издавалось 2915 журналов и газет, а по количеству издаваемых книг Россия занимала третье место в мире (после Германии и Японии).

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.


Александр вступил на престол после смерти своего отца в 1855г. Российская печать и университеты получили больше свободы.

В результате неудачной Крымской войны (1853-1856) империя оказалась на краю социальной и экономической пропасти: ее финансы и хозяйство были расстроены, технологическое отставание от передовых стран мира все увеличивалось, население оставалось бедным и неграмотным.

Заявка на реформы была сделана Александром II в марте 1856 г., вскоре после его вступления на престол.

В середине ХIХ столетия Россия являлась крупнейшим государством мира. Подавляющее большинство русского населения составляли крестьяне. Основными категориями крестьянства были крестьяне удельные, государственные и помещичьи.

Ведущей организационной единицей крестьянского хозяйства выступала крестьянская семья - тягло, При барщинном хозяйстве обработка барского поля производилась бесплатным трудом крепостных крестьян. При оброчном хозяйстве крепостные крестьяне отпускались на оброк: могли заниматься любым видом хозяйственной, ежегодная выплата помещику, Бывали случаи, когда оброчные крестьяне становились богаче своих помещиков. Дворянские хозяйства также находились в состоянии глубокого кризиса. Сельское хозяйство России нуждалось в кардинальном реформировании.

В масштабе страны преобладало мелкое производство, представленное домашней промышленностью и ремеслом (льнопрядение, обработка шерсти, тканье полотна и валяние сукна). В середине XIX в. усиливается специализация мелкой промышленности, и в ряде областей появляются специализированные центры, в которых скапливаются товаропроизводители одной определенной отрасли промышленности. Крупная промышленность в середине XIX в. представлена мануфактурами и фабриками. В стране начинался промышленный переворот . Отставание Российского государства от Европы было огромным. Важнейшей причиной неэффективной работы российской промышленности было крепостничество. Негативным фактором было и отсутствие квалифицированной рабочей силы.

Реформы

Начало проведения одной из центральных реформ относится к 1864 г., были изданы новые «Судебные уставы», изменившие порядок судопроизводства в империи. До реформы суды находились под сильным влиянием властей, По судебной реформе вместо сословных судов вводился суд внесословный . Судьям были даны несменяемость и независимость. Вводилась состязательность суда, что давало возможность объективного и детального расследования. Кроме того суд становился гласным. Была изменена и система судов - для разбора мелких дел - мировые суды. Для разбора мелких дел, возникающих в крестьянской среде - волостные суды, д ля разбора дел более серьезных в губернских городах - окружные суды с отделениями уголовными и гражданскими. За Сенатом же закреплялась функция общего надзора за состояние судопроизводства в стране.

Одновременно с изменением системы судов и судопроизводства была значительно смягчена система наказаний. Так, отменялись разные виды телесных наказаний.

В 1874 г. был обнародован Устав о всеобщей воинской повинности . Раньше русская армия формировалась в результате рекрутских наборов, люди состоятельные могли откупиться от 25-летней военной службы, наняв рекрута. По новому закону на воинскую службу должны были призываться все мужчины, которым исполнялся 21 год. Взятые на службу должны были отслужить шесть лет в строю и девять лет числиться в запасе. Затем до достижения ими 40 лет они должны были числиться в ополчении.

Изменилась система солдатской подготовки. Солдат учили выполнять священный долг по защите своего Отечества, их учили грамоте

Реформа образования началась в 1863 г., когда был утвержден Устав университетов - профессорская корпорация получила самоуправление, а Совет профессоров в каждом университете мог избирать всех университетских должностных лиц. К 1863 г. относится первая в России попытка создать высшее учебное заведение для женщин.

Доступ в гимназии стал одинаково открыт для. Гимназии были двух типов - классические и реальные. В классических основным считалось изучение гуманитарных дисциплин. В реальных гимназиях упор делался на изучение математики и естественных наук. В 1871 г. император Александр подписал новый устав гимназий, - классическая гимназия - единственный тип общеобразовательной и внесословной школы, С конца 50-х годов в стране открываются женские гимназии для учениц из всех сословий, а также женские епархиальные училища для дочерей лиц духовного звания.. При Александре II был создан новый тип светской начальной школы - земские, которые находились на попечении земств и быстро стали многочисленными. Появились вольные крестьянские школы, создаваемые крестьянскими обществами. Продолжали существовать церковноприходские школы. Во всех губерниях были созданы народные воскресные школы. Обучение во всех типах начальных школ было бесплатным

Общая государственная роспись доходов и расходов теперь подлежала ежегодной публикации, т.е. была введена гласность бюджета. Создана система общегосударственного контроля. Регулярно и централизованно рассматривались сметы по всем ведомствам на будущий год. Было также введено «единство кассы» - порядок, при котором движение всех денежных сумм в казначействах империй подчинялось общему распоряжению Министерства финансов. Шло реформирование банковской системы в стране: в 1860 г. был создан Государственный банк. Была проведена и реформа налогообложения. Одним из наиболее важных преобразований была отмена винных откупов. все вино, поступившее в продажу, облагалось акцизом - особым налогом в пользу казны.

В 1875 г., когда вспыхнуло восстание сербов против турок. Это способствовало распространению патриотических чувств в русском обществе. В начале 1877 г. по инициативе России была проведена конференция европейских дипломатов, которая потребовала от султана уступить. Султан отказался. Тогда в апреле 1877 г. Россия объявила войну Турции . Зимой 1878 г. султан запросил мира. Предварительный мирный договор был подписан в Сан-Стефано. Условия Сан-Стефанского мирного договора были опротестованы Англией и Австрией, не желавших усиления России в этом регионе. На Берлинском конгрессе статьи договора были пересмотрены. По Берлинскому трактату (июле 1878г.),Он привел к ухудшению отношений между Россией и ведущими европейскими странами Англией, Австрией, Германией. Таким образом, Россия не смогла помочь славянским народам и усилить свое влияние на Балканах и осталась почти изолированной, без надежных союзников и друзей.

Последствия реформ

Оживилась экономика страны, Ускорился рост городского населения, города стали играть более значительную роль в развитии страны. Более быстрыми темпами, чем раньше, стали развиваться строительство дорог, транспорт, Постройка сети дорог позволила увеличить обороты внешней торговли России, увеличилось число торговых и промышленных предприятий. Улучшилось состояние гос. бюджета.

Дворянство утратило монопольное положение в стране, хотя из числа дворян назначались высшие гос. чиновники и дворяне возглавляли органы управления. Дворяне переживали тяжелый материальный кризис. Земли дворян постепенно переходили к крестьянам и торгово-промышленному классу.

Разорение дворянства, перераспределение земельной собственности и рост антиправительственных настроений в среде дворянской молодежи стали важнейшим итогом преобразований 60-70-х годов XIX в.

Российское общество теперь состояло из граждански равноправных классов. Все одинаково призывались на военную службу, могли на равных основаниях заниматься любым делом. Процесс демократизации общества стал важнейшим следствием реформ Александра. Для некоторых нигилизм был жизненным кредо. Относясь критически к существующему строю, они не считали для себя обязательным подчиняться установленным правилам. Наибольшую роль в агитационной работе в 50-60-е годы сыграли журналы.

В обществе резко усилились революционные и антиправительственные настроения. Сформировались и подпольные организации, ставящие своей целью борьбу против существующего режима в целом и лично против императора Александра II. Большинство их было сосредоточено в Петербурге и Москве. В 1861 г. была создана организация «Земля и воля», выступавшая за созыв бессословного народного собрания и выборное правительство, полное самоуправление крестьянских общин и создание добровольной федерации областей. К ней примыкал тайный революционный кружок ишутинцев, они ставили своей задачей подготовку революционного переворота в России. Член ишутинского кружка Каракозов 4 апреля 1866г. выстрелил в Александра II у ворот Летнего сада в Петербурге. Каракозов был арестован и казнен. Выстрел привел к массовым арестам, усилению цензуры. Правительство отошло от реформ.

В 70-е годы революционное движение в России росло и принимало все более экстремистский характер. В начале В конце 70-х годов на базе «Земли и воли» были образованы две новые организации: «Черный передел», желавший добиться перераспределение земель в пользу крестьян и национализации земли, и «Народная воля», ставящая во главу угла политическую борьбу, уничтожение самодержавия, введение демократических свобод и террор против высших лиц в государстве. Основным «объектом» - Александр II, В этих условиях была учреждена «Верховная распорядительная комиссия». 1 марта 1881, Александр II скончался - в Петербурге народовольцы взорвали царский экипаж бомбой.

Эпоха великих либеральных реформ закончилась.

Александр III Его сын Александр III. Главной своей целью Александр III считал укрепление самодержавной власти и государственного порядка. Основное направление его внутренней политике - подавить в стране революционные выступления и пересмотреть принятые при Александре II законы, чтобы сделать невозможным их дальнейшее распространение.

Александр отправил в отставку некоторых министров, и великого князя Константина Николаевича, Из лиц, приближенных к престолу, особо выделялся К.П. Победоносцев (1827-1907). Основным направлением он считал создание сильной монархической России путем восстановления в русской жизни церковности: Значительную роль во внутренней политике играл В. К. Плеве (1864-1904), министр внутренних дел. Благодаря его действиям все личные свободы в стране были ограничены. Была также ужесточена цензура.

Правительство провело важные реформы в сфере налогообложения и финансов. В 1885 г. была отменена подушная подать. Были также введены различные налоги (земельные, на страхование_. В 1888 г. государственный бюджет стал бездефицитным.

Большое внимание правительство по-прежнему уделяло аграрной сфере - главной отрасли экономики страны. Усилия были направлены на то, чтобы облегчить положение крестьян. Был создан Крестьянский поземельный банк - помочь крестьянам покупать и продавать землю. Был издан ряд законов, которые вошли в историю как контрреформы - они привязывали крестьян к сельской общине и помещичьему имению, ограничивали хозяйственную свободу крестьян. Введение в 1889 г. института земских начальников, - усиливал правительственную опеку над крестьянами. Эту же цель преследовало изданное в 1890 г. новое положение о земствах - роль дворянства в земских учреждениях была более усилена. Новое положение о городском самоуправлении в 1892 г. усиливало права администрации.

Для поддержания дворян, в 1885 г. был учрежден Дворянский поземельный банк. .

Для упорядочения отношений между рабочими и фабрикантами было принято фабричное законодательство, - системы штрафов за проступки. Впервые была законодательно оговорена продолжительность рабочего дня. установлены рабочие нормы для женщин и детей.

Царская администрация предпринимала шаги для развития отечественной промышленности. В страну привлекались иностранные капиталы (черную металлургию и в добывающую пром.). Иностранный капитал определял развитие машиностроения и электротехнической промышленности. В стране продолжался промышленный переворот.

Приоритетным направлением деятельности правительства было строительство железных дорог. Уже в 90-е годы железнодорожная сеть охватила почти половину всех российских городов и соединила Москву и Петербург. Однако основным видом транспорта - гужевой, а типом дорог -- грунтовые, что тормозило экономическое развитие страны.

Наиболее распространенным типом городских поселений были малые города.

Во второй половине XIX в. В западных и центральных районах империи намного быстрее развивалась промышленность, Развитие внутреннего рынка и рост товарности с/х оказали влияние на взаимоотношения России и других государств.

Внешняя политика Эпоха 1881-1894 годов оказалась спокойной для России: Россия не воевала с другими гос-ми. Во второй половине XIX в. Продолжался ее территориальный рост. В 50-60-е годы в ее состав вошли казахские и киргизские земли. К 1885 г. в состав Российской им-перии вошла уже вся Средняя Азия. В 1887 и 1895 гг. между Россией и Англией были заключены соглашения, определившие границу с Афганистаном.

Россия по-прежнему ввозила машины и оборудование и разнообразные товары широкого потребления, а вывозила преимущественно с/х продукцию - зерно, пеньку, лен, лес, продукцию животноводства.

Падение хлебных цен отрицательно сказалось на взаимоотношениях русских и германских помещиков. Таможенная война между Россией и Германией была особенно напряженной в 1892-1894 гг., а в 1894 г. был подписан торговый договор, невыгодный для России.

С этого времени усиливаются противоречия между Германией и Россией, которые в начале XX в. приведут к столкновению Этих держав в Первой мировой войне.

В конце XIX в. в империи проживало около 130млн человек. Россия была многонациональным государством Православие являлось государственной религией в империи. Православие являлось важнейшей основой образования и культуры в России.

Культура

Событием мирового масштаба стало открытие в 1869 г. периодического закона химических элементов -Д.И. Менделеев .

Появилась телефонная связь.

В1892г. началось строительство трамвайных путей.

Литература – Толстой, Достоевский, Тургенев.

Живопись – Реалистическое направление представлено творчеством передвижников (Репин, Суриков, Шишкин, Поленов). В романтической манере – Айвазовский.

Музыка – Чайковский, (Бородин, Мусоргский. Римский- корсаков -Могучая кучка рук. Балакирев)



Культура России во второй половине 19 века переживала значительный подъем. Развитие новых капиталистических отношений, отмена крепостного права и общественный подъем привели к тому, что во всех сферах искусства стали появляться новые течения, новые имена.

Однако представители интеллигенции имели разнообразные взгляды на изменения, происходящие в стране, что привело к появлению трёх лагерей – либералов, консерваторов и демократов. У каждого течения были свои особенности как в политической мысли, так и в способах выражения себя в искусстве.

В целом, промышленный переворот и рост экономики привели к тому, что культура стала более демократичной и открытой для всех слоёв населения.

Образование

Произошёл небывалый рост уровня образования. Начали открываться многочисленные школы, образование становилось поуровневым – начальная школа и средняя. К средним относились многочисленные гимназии и училища, где студенты не только получали общее образование, но и осваивали необходимые для дальнейшей работы знания. Появились женские курсы.

Образование оставалось платным, поэтому все большее значение стали обретать библиотеки и музеи, где могли обрести знания те, у кого не было денег на лицей или гимназию. Были созданы Третьяковская галерея, Исторический музей, Русский музей и другие.

Также активно развивалась наука, были созданы несколько научных школ, которые стали фундаментом для важнейших открытий. Огромное развитие получили история и философия.

Литература

Литература развивалась также активно, как и другие отрасли культуры. По всей стране стали издаваться многочисленные литературные журналы, в которых писатели публиковали свои произведения. Наиболее заметными можно назвать «Русский вестник», «Отечественные записки», «Русская мысль». Журналы были разной направленности – либеральные, демократические и консервативные. Помимо литературной деятельности авторы в них вели активную политическую дискуссию.

Живопись

Большую известность получили художники-реалисты – Е.И. Репин, В.И. Суриков, А.Г. Саврасов. Во главе с И.Н Крамским они образовали «товарищество передвижников», ставящее своей главной целью необходимость «нести искусство в массы». Эти художники открывали небольшие передвижные выставки в самых отдалённых уголках России, чтобы приучить народ к искусству.

Музыка

Образовалась группа «Могучая кучка» во главе с М.А. Балакиревым. В неё входили многие видные композиторы того времени - М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин. В это же время творил великий композитор - П.И. Чайковский. В Москве и Петербурге в те годы открылись первые в России консерватории. Музыка также становилась национальным достоянием, доступным для всех слоёв населения.

Активность российского общества существенно возросла в пореформенный период. Законных форм открытого выражения политических и иных взглядов на развитие общества в царской России не было, но власть уже не стремилась сдерживать социальную мысль в русле государственной идеологии.

Социально-политическая жизнь в российской империи развивалась под влиянием двух противоречивых тенденций:

  • с одной стороны, движения разной идейной направленности сблизились в ходе подготовки реформ, в 50-е годы XIX века;
  • с другой стороны, методы проведения крестьянской реформы и ее результаты разделили общество и обострили идейно-политическое противоборство.

Политическая активность народа резко пошла на спад, после подъема 1861 года. В массах сохранялась исконная вера в «доброго царя-батюшку», окруженного «нечестивыми боярами».

Направления общественной мысли, оформившейся в движения

Во время проведения реформ, выделились три главных направления общественных движений:

  • консервативное;
  • либеральное;
  • радикальное.

Кроме того, уже в это время начинают появляться первые признаки формирования революционного рабочего движения.

Консерваторы - славянофилы

Социальной основой движения были дворяне, духовенство, купцы и большинство крестьян, приверженных теории «официальной народности». Свою деятельность они строили по направлениям:

  • внутренняя политика, укрепление самодержавия, остановка реформ и запуск контрреформ;
  • внешняя политика, объединение Россией славянских народов вокруг себя идеей «панславизма»;
  • социально-экономическое, основывалось на сохранении помещичьего землевладения и привилегий дворянства;
  • духовное, строилось на принципах патриархальности, религиозности, поддержания авторитета власти.

Формулировали идеологические постулаты М. Катков, К. Победоносцев, Д. Толстой, а проводникам в народ служили чиновники, священники и реакционные журналисты.

Либералы - западники

Российский либерализм был близок к консерватизму в противостоянии с радикалами и относительная лояльность власти. Социальной основой движения были: буржуазия, помещики и интеллигенция, они предлагали:

  • ввести конституционное правление;
  • дать народу демократические свободы;
  • организовать эффективное местное самоуправление;
  • продолжить либеральные реформы.

Важно подчеркнуть, что либералы признавали только эволюционный путь достижения поставленных целей, в сотрудничестве с самодержавием.

Революционно-демократическая идеология радикализма

Российский радикализм, как общественное движение вызрел под влиянием реакционной политики царизма, полицейского произвола и полного отсутствия демократических свобод. В такой обстановке радикальные движения могли действовать только тайно, а руководители жить в эмиграции.

В истории отечественного радикализма выделяют три периода:

  • формирование в 60-е годы, разночинскими кружками, революционно-демократической идеологии;
  • складывание в 70-е годы народнического движения и начало функционирования групп революционров народников;
  • в 80-е и 90-е годы активизируются либеральные народники, начинает распространятся марксизм, ставший идейной основой первых социал-демократических групп.

Разночинцы составили костяк сообществ радикальных противников самодержавия, вытеснив революционеров-дворян первой половины XIX века.

Этапы развития общественного движения во второй половине XIX века

Исходя из анализа характерных черт деятельности общественных движений, различают три этапа:

  1. Начало правления Александра II, в 50-е и 60-е годы;
  2. Подъем и утверждение народничества, пытавшегося воплотить в жизнь теории построения социалистического общества, через опору на крестьянскую общину. Движение народников прошло через четыре периода развития:
  • становление принципов, работа кружков и теракт Д. Каракозова в середине 60-70-х годов;
  • «хождение в народ» с целью пропаганды активной борьбы против царизма. С начала 70-х, до 1876 года;
  • создание «Земли и воли», как ознаменование бунтарского этапа с 1876 по 1879 годы;
  • заговорщицкий период с 1879 по 1881 год, наряду с распадом «Земли и воли» на плехановский «Черный передел» и михайловскую «Народную волю», этап террора и планов захвата власти, увенчался цареубийством.
  1. в 80-е и 90-е годы показали спад общественного движения, особенно в революционной его части, в этот период происходит не только либеральное перерождение движения народников, но и начало глубокого внедрения марксизма в рабочее революционное движение Г. В. Плехановым.

Значение развития общественных движений для грядущей истории России

Таким образом, пестрота общественной мысли, представленная всеми направлениями социальных движений: от реакционно-консервативного, до радикального и революционно-демократического выделяла этот период в истории России, как особую, предреволюционную стадию развития.

Идейные и социально-политические позиции, сформированные в обстановке отсутствия минимальных свобод и гласности, обусловили антигосударственную направленность большинства общественных движений. Эти обстоятельства в основном определили подоплеку революционных событий, сотрясших страну в начале ХХ века.

Несмотря на факторы, сдерживающие научный прогресс и технику вторая половина XIX в. - это период выдающихся достижений в науке и технике, позволивших русскую научно-исследовательскую деятельность ввести в мировую науку. Российская наука развивалась в тесной связи с европейской и американской наукой. Русские ученые принимали участие в экспериментальных и лабораторных исследованиях в научных центрах Европы и Северной Америки, выступали с научными докладами, публиковали статьи в научных изданиях.

Капитализм с его возросшим техническим потенциалом и сферой промышленного производства, которые требовали увеличения сырьевой базы, привел к глубоким сдвигам в области отечественной науки и техники. Общая идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий, демократический подъем, всколыхнувший всю страну, идеи революционных демократов об огромной социальной роли науки также способствовали «необычайным успеха умственного движения» (К.А. Тимирязев).

Академия наук, университеты, научные общества сохраняли значение основных научных центров. В пореформенное время вырос авторитет университетской науки. Здесь возникли крупные научные школы, труды некоторых профессоров университетов получили мировое признание. В середине 60-х годов «Современник» отмечал, что «во многих отраслях науки представители нашей университетской учености не только не уступают, но даже превосходят своими достоинствами представителей учености академической».

В стране возникли новые научные центры: «Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии» (1863), «Общество русских врачей», «Русское техническое общество» (1866). Серьезный вклад в развитие естественных и общественных наук внесли научные общества, существовавшие, как правило, при университетах. В 1872 г. в России насчитывалось более 20 таких обществ, преобладающая часть которых возникла во второй половине XIX в. (Русское математическое общество; Русское химическое общество, преобразованное позднее в физико-химическое; Русское техническое общество; Русское историческое общество и др.) .

Крупным центром математических исследований стал Петербург, где сложилась математическая школа, связанная с именем выдающегося математика П.Л. Чебышева (1831-1894). Его открытия, до сих пор оказывающие влияние на развитие науки, относятся к теории приближения функций, теории чисел и теории вероятностей.

Во второй половине XIX в. отечественная наука, опиравшаяся на материалистические и научные традиции, достигла небывалых успехов. Достижения русской науки, связанные с развитием мировой науки, сильно подняли ее международный авторитет. «Возьмите любую книгу иностранного научного журнала, - писал К.А. Тимирязев в середине 90-х годов, - и вы почти наверняка встретите русское имя. Русская наука заявила свою равноправность, а порою и превосходство».

А.М. Ляпунов (1857-1918) создал теорию устойчивости равновесия и движения механических систем с конечным числом параметров, что оказало влияние на дальнейшее развитие мировой науки.

Также стоит упомянуть первую женщину-профессора математики С.В. Ковалевскую (1850-1891), открывшую классический случай разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки.

Гениальным ученым-химиком, создавшим периодическую систему химических элементов, был Д.И. Менделеев (1834-1907). (Приложение 2.) Он доказал внутреннюю силу между несколькими видами химических веществ. Периодическая система явилась фундаментом в изучении неорганической химии и продвинула далеко вперед науку. Работа Д.И. Менделеева «Основы химии» была переведена на многие европейские языки, а в России только прижизненно была издана семь раз.

Ученые Н.Н. Зинин (1812-1888) и А.М. Бутлеров (1828-1886) - основоположники органической химии. Бутлеров разработал теорию химического строения и был создателем крупнейшей казанской Школы русских химиков-органиков.

Основоположник русской физической школы А.Г. Столетов (1839-1896) сделал ряд важнейших открытий в области магнетизма и фотоэлектрических явлений, в теории газового разряда, получившей признание во всем мире.

Из изобретений и открытий П.Н. Яблочкова (1847-1894) наиболее известна так называемая «свеча Яблочкова» - практически первая пригодная для применения электрическая лампа без регулятора. За семь лет до изобретения американского инженера Эдисона А.Н. Лодыгин (1847-1923) создал лампу накаливания с применением вольфрама для накала.

Мировую известность приобрели открытия А.С. Попова (1859-1905), 25 апреля 1895 г. на заседании Русского физико-химического общества он сообщил об изобретении им прибора для приема и регистрации электромагнитных сигналов, а затем продемонстрировал работу «грозоотметчика» - радиоприемника, нашедшего очень скоро практическое применение.

Крупные научные и технические открытия были сделаны физиком П.Н. Лебедевым (1866-1912), который доказал и измерил давление света.

Основоположником современной аэродинамики был Н.Е. Жуковский (1847-1921). Ему принадлежат многочисленные труды по теории авиации. К этому же времени относятся первые исследования в области аэро- и ракетодинамики К.Э. Циолковского (1857-1935), преподавателя гимназии в г. Калуге, основоположника современной космонавтики.

Выдающееся значение имели работы К.Э. Циолковского (1857-1935), одного из пионеров космонавтики. Преподаватель гимназии в Калуге, Циолковский был ученым широкого масштаба, он первым указал пути развития ракетостроения и космонавтики, нашел решения конструкции ракет и ракетных дизелей.

А.Ф. Можайский (1825-1890) исследовал возможности создания летательных аппаратов. В 1876 г. с успехом прошла демонстрация полетов его моделей. В 80-х гг. он работал над созданием самолета.

Огромными были успехи биологических наук. Русские ученые открыли целый ряд законов развития организмов. Крупнейшие открытия были сделаны русскими учеными в физиологии.

В 1863 г. в журнале «Медицинский вестник» была напечатана работа И.М. Сеченова (1829-1905) «Рефлексы головного мозга», заложившая основы материалистической физиологии и психологии, имевшая огромное значение для развития учения о высшей нервной деятельности. Крупнейший исследователь, пропагандист и популяризатор научных знаний, Сеченов создал физиологическою школу, из которой вышел И.П. Павлов (1849-1936). В 70-е годы началась его деятельность как ученого-физиолога.

И.П. Павлов (1894-1936) - учёный, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности и представлений о процессах регуляции пищеварения; основатель крупнейшей российской физиологической школы внес огромный вклад в развитие мировой науки.

Русские ученые-естествоиспытатели были убежденными пропагандистами и продолжателями учения Ч. Дарвина. Русский перевод его основного труда «Происхождение видов путем естественного отбора» появился в России через шесть лет после опубликования в Англии, в 1865 г.

К числу первых русских дарвинистов принадлежал основоположник эволюционной морфологии растений А.Н. Бекетов (1825-1902). Развитие эволюционного учения в России связано с именем И.И. Мечникова (1845-1916) и А.О. Ковалевского (1840-1901), созвавших сравнительную эмбриологию. Мечников работал также в области сравнительной патологии, заложил основы учения об иммунитете, открыв в 1883 г. явление фагоцитоза, способности защитных свойств организма Работы Мечникова имели мировую известность Он был избран почетным доктором Кембриджского университета, работал в институте Луи Пастера во Франции.

В развитии дарвинизма и естественнонаучного материализма в России особенно велики заслуги К.А. Тимирязева (1843-1920), одного из основателей русской научной школы физиологии растений. Он был блестящим популяризатором науки и много сделал для пропаганды дарвинизма. Эволюционное учение Дарвина Тимирязев рассматривал как крупнейшее достижение науки XIX в., утверждающее материалистическое мировоззрение в биологии.

В.В. Докучаев (1846-1903) - создатель современного генетического почвоведения, изучил почвенный покров России. Его труд «Русский чернозем», признанный в мировой науке, содержит научную классификацию почв и систему их естественных типов.

Всемирную известность получили организованные Русским географическим обществом экспедиции по исследованию Средней и Центральной Азии и Сибири П.П. Семенова-Тян-Шанского (1827-1914), Н.М. Пржевальского (1839-1888), Ч.Ч. Валиханова (1835-1865). С именем Н.Н. Миклухо-Маклая (1846-1888) связаны открытия мирового значения в области географии и этнографии, которые он сделал во время путешествий в Юго-Восточной Азии, Австралии, Океании.

Во второй половине XIX в. в России ученые-гуманитарии плодотворно работали в области истории, лингвистики, литературоведения, экономики, создав важные научные исследования.

В области филологии и лингвистики много сделал И.И. Срезневский (1812-1880) - основатель петербургской школы славистов. Им написаны ценные работы по истории русского старославянского языка, истории древнерусской литературы. Крупным лингвистом, основателем московской лингвистической школы был Ф.Ф. Фортунатов (1848-1914). В пореформенный период было положено начало исследованию творчества А.С. Пушкина. Первое научное издание сочинений великого поэта подготовил П.В. Анненков (1813-1887). Он написал также ряд исследований, посвященных его жизни и творчеству.

Интенсивная работа велась в области русской фольклористики, ширилось собирательство и исследование устного народного творчества. Изданные труды были чрезвычайно ценны содержавшимся в них богатым фактическим материалом. Огромную работу по собиранию и изучению народного творчества проделал В.И. Даль (1801-1872), издавший в 60-е годы «Толковый словарь живого великорусского языка», который не утратил своего научного значения и по сей день. В советское время словарь В.И. Даля неоднократно переиздавался. (Приложение 3.)

Особое внимание русские ученые уделяли изучению отечественной истории. В 50-70-х гг. над 29-томным изданием «История России с древнейших времен» работал талантливый русский историк С.М. Соловьев (1820-1879). На основе огромного фактического материала он показал переход от родовых отношений к государственности, роль самодержавия в истории России.

Большое значение для русской историографии имело возникновение марксистского направления, связанного с именем Г.В. Плеханова (1856-1918), теоретика и пропагандиста идей марксизма в России. К 1883 г. относится его первая марксистская работа «Социализм и политическая борьба».

В.О. Ключевский (1841-1911) читал Курс русской истории, органически соединивший идеи государственной школы с экономико-географическим подходом, исследовал историю крестьянства, крепостного права и роль государства в развитии русского общества. В работах Н.И. Костомарова (1817-1885) уделено большое внимание истории освободительной войны России и Украины с польскими захватчиками, истории средневекового Новгорода и Пскова. Он автор «Русской истории и жизнеописаний ее главнейших деятелей». Таким образом, в области науки XIX век представляет потрясающие успехи русской науки, выводящие ее на ведущие позиции в мире. Наблюдается две линии в развитии русской философской мысли: славянофилы и западники, которые при кардинальном расхождении философских взглядов на прошлое и будущее России, сходятся в отношении к существующему режиму царизма и его политике.

Одной из центральных тем русской общественной и философской мысли в 19 веке была тема выбора пути развития, тема будущего России. Столкновение исторических взглядов западников (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Т.Т. Грановский, И.С. Тургенев) и славянофилов (А.С. Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы, Ю.Ф. Самарин) со временем переросло в непримиримый идейный конфликт.

Западники верили в единство человеческой цивилизации и утверждали что Западная Европа идет во главе этой цивилизации, наиболее полно проводя в жизнь принципы парламентаризма, гуманности, свободы и прогресса, и указывает путь всему остальному человечеству.

Славянофилы утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации, и, следовательно, единого пути развития для всех народов не существует. Каждый народ живет своей самостоятельной самобытной жизнью, в основе которой лежит глубоко идейное начало, «народный дух», пронизывающий все стороны коллективной жизни.

При всех идейных разногласиях славянофилы и западники неожиданно сходились в практических вопросах русской жизни: оба течения отрицательно относились к крепостному праву и к современному им полицейско-бюрократическому режиму, оба требовали свободы печати, слова и потому в глазах царского правительства являлись неблагонадежными.

Отличительной чертой научной жизни пореформенного времени были широкая общественно-просветительская деятельность ученых, популяризация научных знаний через публичные лекции, издание научно-популярной литературы. В это время выросло число научных и специальных периодических изданий (примерно, с 60 в 1855 г. до 500 к концу столетия), причем в первую очередь этот рост коснулся провинции (вместо 7 стало издаваться около 180 научных журналов) .

Развитие науки, достижения в области естествознания оказали огромное воздействие на общественно-культурную жизнь. Это нашло отражение в литературе, наложило отпечаток на состояние школы, повлияло в той или иной степени на склад мышления, уровень общественного сознания.

 
Статьи по теме:
Житийная литература «Сказание о Борисе и Глебе»
В XIX веке жанр жития переживал упадок. Казалось, что за двести лет на русской земле, прежде столь щедрой на подвижников, молчальников, святителей, юродивых, перевелись святые. За время существования Священного Синода, с 1721 по 1917 год, коронация в Росс
Что такое проектно-сметная документация
Капитальный ремонт объекта капитального строительства – одновременная разработка рабочего проекта и сметы, чертежи и расчеты производятся после утверждения проектного задания. состав:Раздел 5. "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно – те
Волошин Александр Стальевич
Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" и ОАО "Первая грузовая компания"Председатель советов директоров ОАО "Уралкалий" (с сентября 2010 года), ОАО "Первая грузовая компания" (с февраля 2012 года). Ранее - председатель совета директоров РАО "ЕЭС Р
Аншлюс австрии - презентация
13 марта 1938 года Австрия была присоединена к Германии. Для Гитлера аншлюс не только создал плацдарм для наступления на Чехословакию, но и стал личной местью Родине за непризнание в молодые годы.Блеф в Берхтесгадене Разбитая после Первой мировой войны Ав