Исследовательская работа на тему дети герои войны. Исследовательская работа "дети войны". Но боль взвывает к людям

Исследовательская работа на тему

Бакаева Мадина Руслановна,

ученица 6 класса

МКОУ СОШ №7 п. Чограйский

Арзгирского района Ставропольского края

Руководитель:

Герасименко Любовь Тимофеевна,

классный руководитель 6 класса

МКОУ СОШ №7 п. Чограйский.


1.Введение.

2. Обоснование направления исследования

3. Юные герои большой войны.

4. Выводы.

5. Заключение.

6.Список использованной литературы.

1. ВВЕДЕНИЕ

Много лет назад над нашей Родиной прокатилась война, которая принесла горе, боль и смерть на её землю. Она обрушилась на страну бомбовыми ударами по городам. Её вехами стали Брест, Смоленск, Ржев, Минск, Ленинград, Москва, Сталинград. Вся страна поднялась на бой с врагом. Добровольцами уходили на фронт наши прадеды. Многие отдали жизнь за Отечество, не вернувшись с войны. В одну шеренгу с взрослыми на защиту Родины встали и юные граждане страны – мальчишки и девчонки, чье детство закончилось в одночасье. Ушло в историю это страшное время, но память жива. Никто не забыт и ничто не забыто.

Данную тему исследовательской работы я выбрала потому, что она очень интересна для меня. Я прочитала много книг о юных участниках войны, смотрела кинофильмы, слушала рассказы ветеранов о ребятах, которых называли сыновьями полка. Считаю, что исследовательская работа должна содержать доказательства событий. В своей работе я старалась выделить конкретные примеры, конкретных героев земли Русской. Также, хочу отметить, что я опиралась на менее известные примеры, но за каждым таким событием стоит судьба человека, судьба мальчишки и девчонки, которые, подчас, жертвовали жизнью ради нас, ради будущего своей Родины.

Тема работы «Юные герои большой войны »

Цель: Исследование боевых подвигов юных героев Великой Отечественной войны

Задачи:

1.Изучить биографии и боевые подвиги молодежи в различные периоды войны.

2. Определить и понять вклад юных героев в достижение Великой Победы.

2. Обоснование направления исследования.

Читая воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны о том, как дети сражались с фашистами рядом с взрослыми, как ребята уходили в партизанские отряды, были разведчиками и связными, я решила узнать как можно больше о них, понять, что вдохновляло того или иного маленького гражданина моей Родины идти на подвиг, рискуя жизнью.

Методы и способы работы:

1Чтение художественной литературы о детях-героях войны.

2. Изучение воспоминаний партизан- ветеранов Великой Отечественной войны об участии детей в партизанском движении.

3. Работа с Интернетом.

Предмет изучения:

Участие детей в Великой Отечественной войне.

Объект изучения:

Дети – герои Великой Отечественной войны.

3. Результаты исследования.

Лёня Голиков родился в деревне Лукино Новгородской области в 1926 году. В годы Великой Отечественной войны был Бригадным разведчиком 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север.
Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Боевого Красного Знамени и медалью «За отвагу».
13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе Луга - Псков неподалёку от деревни Варницы гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. Голиков в перестрелке застрелил из автомата генерала, сопровождавшего его офицера и шофёра. В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. За этот подвиг Леня был представлен к званию Героя Советского Союза.
24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Лёня Голиков погиб.
Указом Президиума Верховного Совета от 2 апреля 1944 года Леониду Александровичу Голикову посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза.

Герой Леонид Голиков внесён в список пионеров-героев, хотя уже к началу войны ему исполнилось 15 лет. Сегодня в Кировском районе города Санкт-Петербурга одна из улиц названа его именем.

Шел 1942 год. Фашисты бесчинствовали. Но русский народ нельзя ни запугать, ни победить. В этом я убедилась, узнав о героизме и мужестве семьи по фамилии Казей. Во время Великой Отечественной войны его мать прятала у себя раненых партизан и лечила их, за что была повешена немцами в Минске. После смерти матери Марат Казей со старшей сестрой Ариадной ушли в партизанский отряд имени 25-летия Октября. Это было в ноябре 1942 года.
Когда партизанский отряд выходил из окружения, Ариадна Казей отморозила ноги, в связи с чем её самолётом доставили на Большую землю, где ей пришлось ампутировать обе ноги. В дальнейшем она окончила педагогический институт, стала Героем Социалистического труда, депутатом Верховного Совета, членом ревизионной комиссии ЦК Компартии Белоруссии.
Марату, как несовершеннолетнему, тоже предложили эвакуироваться вместе с сестрой, но он отказался и остался сражаться с фашистами.
Впоследствии Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Кроме разведок, участвовал в рейдах и диверсиях. За смелость и отвагу в боях награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За отвагу» (раненый, поднял партизан в атаку) и «За боевые заслуги».

Возвращаясь из разведки и окружённый немцами, Марат Казей подорвал себя и врагов гранатой.
В 1965 году, через 21 год после гибели, Марату Казею было присвоено Звание Героя Советского Союза.
В Минске герою установлен памятник, изображающий юношу за мгновение до геройской смерти. А в столице нашей Родины одна из улиц носит имя юного героя Марата Казея.

Работая в библиотеке, я узнала имя еще одного героя Великой Отечественной войны. Это Витя Пашкевич . Витя Пашкевич – легендарный человек. Чтобы его взяли в диверсионное училище, он приписал себе лишних 2 года, указав, что он родился в 1927 году.
В Борисовке под Минском была целая группа пионеров-подпольщиков. Они учились в одной школе, состояли в одном пионерском отряде и вместе пакостили фашистам. Мальчишки – есть мальчишки: где-то были и боевые задания, где-то чисто хулиганские. Например, они на спину начальника полиции прикрепили надпись «Предатель». И тот несколько часов ходил по улице, ничего не замечая.
Ребятам удалось уничтожить бензохранилище Борисовского аэродрома. Этот аэродром немцы использовали для дозаправки своих

самолетов. Местные подпольщики пытались его уничтожить, но ничего у них не получалось. Тогда ребята, их было четыре человека: три мальчика и одна девочка, организовали футбольный матч на поле около бензохранилища. Играли несколько дней. Немцы стали выходить, смотреть и болеть за команды. И вот неудачно пущенный мяч попал на территорию бензохранилища. Ребята подбежали к солдату – охраннику, стали просить чтобы он им мяч вернул. Тот достал и бросил обратно. Дети продолжили игру. Через какое-то время мяч опять полетел туда, так повторялось два или три раза, пока охраннику не надоело, и он сказал Вите: «Иди сам!». Это и требовалось! У Вити в кармане лежала магнитная мина. Он побежал за мячом. Пока бежал, упал, мяч откатился дальше, к бензобакам. Немцы смеялись, а мальчик скрылся на мгновение, достал из кармана мину, выставил взрыватель на боевое положение и приткнул мину к баку. Схватив мяч, вернулся к ребятам, игра продолжилась. А ночью произошел взрыв и все цистерны взлетели на воздух. Немцы включили прожектора, шарили по небу, искали самолет, но никого не обнаружили. За смелость и находчивость Витя Пашкевич награжден Медалью за отвагу.
Когда закончилась война, Виктор Пашкевич стал профессором политологии и преподавал в университете города Ужгорода.

Чудеса героизма в годы Великой Отечественной войны проявляли не только мальчишки. Примером может служить судьба юной героини Нади Богдановой . Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.

Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.

Приведу еще один пример детского героизма в годы Великой Отечественной войны.

Летом 1941 года приехала она из Ленинграда на каникулы в деревню под Псковом Юта Бондаровская Здесь и настигла Юту грозная весть: война! Здесь увидела она врага. Юта стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов.

После освобождения Ленинграда отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов - Юта Бондаровская, маленькая героиня большой войны, пионерка, пала смертью храбрых. Родина наградила свою героическую дочь посмертно медалью "Партизану Отечественной войны" 1 степени, орденом Отечественной войны 1 степени.

Именем Юты Бондаровской названы теплоход и улица в Петергоф

4. Выводы.

В процессе исследовательской работы я собрала большой материал о детях-героях Великой Отечественной войны, нашла много архивных документов, содержащих воспоминания партизан. Из социальных сетей выбрала материал об участии пионеров войне.

Изучив и систематизировав полученные сведения, я пришла к выводу, что рассмотрела очень актуальную проблему. Я планирую продолжить работу по поиску новых имен пионеров и комсомольцев – героев времен Великой Отечественной войны.

5. Заключение.

Почему мы вспоминаем Великую Отечественную войну?

Я думаю, что наше внимание к ветеранам и стремление сохранить память о войне – это признаки любви и уважения к своей Родине. Есть в нашей стране святой праздник, объединяющий весь народ - День Победы, когда чествуют ветеранов войны, вспоминают о павших за Родину, о вкладе взрослых и детей в дело Победы. Мы должны помнить об этом, ибо «…народ, потерявший память, не имеет права на существование»…

Мы должны помнить, чтобы не повторился ужас той страшной войны, чтобы дети росли и учились под мирным небом. Чтобы они ходили в парк или в кино, а не в разведку. Чтобы получали награды не за боевые, а за трудовые заслуги. Это наш долг перед теми взрослыми и юными участниками той страшной войны, кто отдал свои жизни за Родину, за нас с вами.

Введение

Почти 70 лет назад окончилась Великая Отечественная война. Нет такой семьи, которой не коснулась Великая Отечественная война. 22 июня 1941 года горе ворвалось в сердце каждого человека. Вся наша страна, как одна крепкая семья, боролась с фашистами и победила! Военнослужащие, мирные жители и даже дети испытали на себе все ужасы войны.

Война и дети… Казалось бы, эти два понятия несовместимы, но война была народная, и это убедило нас, участников встреч с детьми военного времени. Дети войны… Они хорошо помнят Великую Отечественную, хотя в начале ее им было 5, 8, 12 лет. Они взрослели, неся на своих хрупких плечах и горечь поражений, и радость побед. Поколению, рожденному в 30-е, суждены были великие испытания. Это поколение внесло свой вклад в Победу. В годы войны тысячи ребят сражались: одни – на фронте, в действующей армии, другие – в подполье и партизанских отрядах. Миллионы 12-13 подростков становились к станкам. Нелегко пришлось обыкновенным мальчишкам и девчонкам. Война наложила отпечаток на всю их дальнейшую жизнь и судьбу.

Мы с интересом читаем и слушаем воспоминания тех людей, которые воевали на фронтах. Их, к сожалению, остается все меньше и меньше среди нас. Много книг написано про страшные бои, про героев войны, но немного сказано про детей войны – про тех, кому в те страшные годы было совсем еще немного лет. Они были просто маленькими детьми. Они просто жили, не раздумывая о причинах того, почему им так несладко. Они жили и страдали вместе со всей страной. Они не награждены за это орденами и медалями. Они просто выжили, и ими построена та страна, в которой мы сейчас живем. Это они, дети войны, повзрослев, отстроили разрушенные города и села, подняли целину, построили электростанции, проложили железные дороги…

Мы задались вопросами: кто они – дети войны, наши ровесники из сороковых годов, как они пережили страшные четыре года, о чем мечтали, какова роль детей и подростков в приближении Дня Победы? Мы поняли, что наших знаний по проблеме недостаточно, так как на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе этот вопрос не поднимался. Чтобы найти ответы на эти вопросы, решили провести данное исследование.

Актуальность темы заключается в том, что людей, переживших войну, помнящих это страшное время, становится все меньше и меньше, а их воспоминания чаще всего не записаны.

Цель: раскрыть теоретически и обосновать практически жизненную позицию советских детей в годы ВОВ, степень участия в военных действиях и в тылу, истоки их героизма.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать научно-историческую, краеведческую, художественную литературу по теме исследования.

2. Попытаться раскрыть проблему психолого-нравственных аспектов детского патриотизма и героизма в годы войны.

3. Изучить степень и характер участия детей и подростков нашего края в событиях ВОВ в ходе встречи с реальными детьми войны.

4. Составить список художественной литературы о детях войны, рекомендовать для прочтения учащимся 2-6 классов.

Объект исследования : образ жизни детей в годы Великой Отечественной войны.

Предмет исследования: жизнь и роль детей - наших земляков в Великой Отечественной войне.

Гипотеза исследования: поведение и образ жизни детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине.

Методы исследования: чтение и анализ книг, размышления, наблюдение, беседа.

Значимостью работы является то, что данный материал можно использовать как дополнительный на уроках в 1-6 классах и на внеклассных занятиях. Также собранные материалы будут переданы нами в музей Боевой Славы школы. Надеемся, что наша работа будет интересна для учеников, учителей, местных жителей.

Основная часть

Исторический обзор по проблеме исследования

Тема детей и войны является, на наш взгляд, одной из самых малоисследованных в истории. И это вовсе не случайно: сражения, битвы и ратные подвиги испокон веку считались уделом взрослых мужчин. Детям предназначалось иное: учиться, играть, помогать по дому.

На фронтах Великой Отечественной войны воевало более одного миллиона советских детей. Им было от 8 до 17 лет. Они все овладели военными специальностями. А сколько детей прошло через фашистские концлагеря, пережили оккупацию, выжили в блокадном Ленинграде.

Эта тема была поднята лишь через несколько десятилетий после реальных военных событий. Даже звание Героя Советского Союза многие юные патриоты получили только в конце 50-х и в 60–е годы. Тогда Президиум Верховного совета СССР присвоил звания Героев Советского Союза Зине Портновой, Марату Казею и Вале Котику. Кстати, четвертый, точнее, первый юный герой Леня Голиков - единственный из всех, получивший Золотую Звезду еще в 1944 году.

В литературе тема войны и детей стала развиваться в 60–е- годы. Хотя повесть Валентина Катаева "Сын полка" была написана еще в 1944-м, известной она стала гораздо позже.

С конца 50-х, начали появляться книги о других пионерах-героях - так, в 1958 году вышла повесть Николаева и Щербакова для среднего и старшего школьного возраста "Когда смерть не страшна" про Обольское подполье и Зину Портнову. Но главная "пионерская" книга вышла в 1964 году, к 20-летнему юбилею Победы. Написали ее Лев Кассиль и Макс Поляновский - "Улица младшего сына", про керченского пионера Володю Дубинина, бывшего разведчиком в партизанском отряде и погибшего при разминировании Старокарантинских каменоломен.

Разве эти дети не образцы поведения для современной молодежи? Почему же сегодня мы про них ничего не знаем. Почему в школьных учебниках истории нет и строчки о пионерах – героях?

Наши родители читали и перечитывали названные книги, старались быть похожими на юных героев войны. К-сожалению, в современное время ценности изменились. В учебниках литературного чтения, литературы практически не осталось произведений о детях войны, по телевизору не увидишь фильмы про юных героев, да и читаем мы все больше фантастику, детективы и приключения.

Дети войны… Кто они? Какие они? У целого поколения, рожденного с 1928 по 1941 год, украли детство. Условно все поколение детей войны можно разделить на такие группы:

Дети на фронте и в оккупации.

Дети блокадного Ленинграда.

Дети в фашистских концлагерях, дети-узники.

Дети в тылу.

"Дети Великой Отечественной войны" - так называют сегодняшних 70-80-летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.

Дети на фронте и в оккупации

В годы Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах. В те суровые годы погибло около четырех миллионов детей. 28 мая 1990 года Совет Министров СССР принял решение о сооружении в Москве мемориального комплекса памяти погибших детей. Но оно, к сожалению, осталось лишь на бумаге. Звание "сын полка", не предусмотренное никакими воинскими уставами, носили те, кому по возрасту следовало бы играть в солдатики. А им довелось быть разведчиками, связистами, ординарцами, а также сапожниками, портными, поварами, подпольщиками.

Многие дети вместе со взрослыми уходили в партизанские отряды, становились настоящими героями. Среди них пионеры-герои: Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и другие.

Поколению наших родителей и некоторых учителей, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги, и едва ли не любой пионер, не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова. Тогда как для поколения детей 70- 80 годов они были образцом для подражания.

Традиция почитания пионеров-героев складывалась постепенно. Издавались книги, проводились пионерское сборы, пионерские отряды боролись за право носить имя героя, пионеры писали письма родным погибших, организовывали музеи. Излишне говорить, что на страницах популярной книжной серии пионеры-герои были образцовыми девочками и мальчиками. Постепенно оформился четкий список, который был закреплен в специально созданной Книге почета пионерской организации.

Володя Дубинин

Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. А посылали в разведку - самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него - абстракция, а гибель в бою - почетна.

Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

Марат Казей

Марат Казей считался рано осиротевшим: отец умер, когда Марату не было семи - так гласила официальная версия. А на самом деле Иван Казей был арестован в 1934 году как "троцкист" и "вредитель" - реабилитировали его только в 1959 году. Позже арестовали и его жену - потом, правда, выпустили. Так что получилась семья "врага народа", которой сторонились соседи.

Марат во время войны оказался в партизанском отряде, ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу". А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

О чем думал подросток, в свои последние мгновения? О том, что страшно умирать в 15 лет? О том, что не увидит больше ни отца, ни сестру? О том, что своей смертью он приблизит победу?

Скорее всего - и про то, и про другое, и про третье. А более вероятно то, что двигала им отчаянная удаль, помноженная на лютую ярость, которая свойственна только молодым, поскольку жить осталось ровно до того момента, как немцы подойдут поближе, а смерть не страшна, потому что правильно написал Гайдар еще до войны - все равно в страхе побегут враги, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.

Продолжение следует

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

Цели и задачи проекта Цель: сбор и систематизация сведений о людях, переживших Великую Отечественную войну в детском возрасте и определение степени влияния войны на их дальнейшую судьбу. Задачи: собрать общие сведения о детях военной поры; изучить и систематизировать архивные, музейные и библиотечные материалы о детях, проживающих в городе Рыльске во время Великой Отечественной войны; Объектом исследования стали события жизни людей, переживших войну в детском возрасте. Предметом исследования явилось влияние военного детства на судьбы моих земляков. Нами были выбраны следующие методы исследования: анализ источников, метод фотофиксации и систематизации. Прикладная ценность полученных результатов заключается в том, что материалы, полученные в ходе поисково – исследовательской работы могут быть использованы для проведения Уроков мужества и передвижных выставок в учебных заведениях Рыльского района.

3 слайд

Описание слайда:

Этапы учебно - исследовательской работы: I этап. Выбор и формулировка темы. II этап. Знакомство со всей опубликованной литературой по данной проблеме и составление библиографии. III этап. Составление плана. IV этап. Изучение литературы, написание конспектов, тезисов и аннотаций на прочитанное, накопление собственных выводов, обобщений, продумывание доказательств. V этап. Оформление результатов работы. VI этап. Презентация результатов проделанной работы на конференции.

4 слайд

Описание слайда:

Кто в Евангелие, кто в Коран, - Веры многие есть на свете. - Я ж поверил в своих курян - Сведомых кметей! И читая потом про Илью, Про Микулу читая былины, Я прикладывал их к былью Земляков моих курских старинных. И горжусь я, и веселюсь, Пусть и в сердце старостью ранен, Что сильна моя новая Русь. И что я ее сын - курянин. Н. Асеев "Богатырская поэма"

5 слайд

Описание слайда:

Война - тяжкое и страшное время, которое перечеркнуло судьбы многих людей. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют наших прабабушек и прадедушек, и сегодня их память цепко хранит события военных лет. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Многие дети хотели хоть как-то помочь Родине в трудный момент, поэтому они, не досыпая ночами, работали на заводах, фабриках, стройках наравне со взрослыми. Восстанавливали разрушенное хозяйство, убирали урожай, рыли окопы. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам. Тогда невыносимо трудно было всем. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство. Многие из них в раннем возрасте потеряли семью и остались сиротами. Мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы.

6 слайд

Описание слайда:

В то время трудно было найти семью, которую война обошла стороной. Каждая семья провожала на войну своих родственников, и большим горем для них было, когда с фронта приходила похоронка... В Рыльском районе гитлеровские захватчики за два года погубили около двух тысяч жителей. 2 сентября - славная дата в истории Курской области: в этот день 71 год назад завершилось ее освобождение от немецко-фашистских захватчиков. Тогда, в 1943-м, жизнь окончательно возвратилась и на всю территорию Рыльского района. Свидетельств очевидцев об этой трагической и героической поре сохранилось сравнительно немного. Сегодня каждый источник является важным и ценным. К великой радости уже несколько поколений русских людей выросло без войны. Мы ее знаем лишь по книгам, фильмам и рассказам очевидцев. А их с каждым днем все меньше... Будущее есть у того народа, который помнит уроки прошлого. В своей работе я хочу рассказать о моих земляках, жителях Рыльского района, детство которых пришлось на военные годы.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

Оккупация Рыльска в воспоминаниях Инги Мицовой. Первая бомбежка В пятницу, двадцатого июня 1941 года мы приехали в Рыльск. Тетя Леля сказала маме: «Ну и заживем мы этим летом! Такая дешевизна на базаре…» И, несмотря на томившие в Ленинграде предчувствия, несмотря на уверенность в том, что война будет, несмотря на то, что в папиной открытке, посланной им из Москвы по дороге на химический полигон, вместо слов: «Вера, не дожидайся меня, уезжай в Рыльск. Лето будет холодным, возьми теплые вещи», мама легко прочитывает: «Война вот-вот начнется» - несмотря на все это, мама радовалась вместе с сестрой. Радость эта продолжалась два дня. Мы спокойно спали в маленькой квартире тети Лели в то воскресное утро, когда уже бомбили Киев. В тот же день бомбили нас или через неделю - я не помню. Скорее, через неделю. Тогда же состоялись и первые похороны. Я была потрясена словами тети Лели: «Бомба попала в дом на улице Ленина, убило сразу троих». Что было потом? Стук метронома, гул сирен, мама перестала спать; лежа на боку, выставив ухо из-под одеяла, она всю ночь сторожила: ждала. По улицам, со стороны слободки и Крупецкого шляха, шли бесконечные толпы людей, с узлами, перекинутыми через плечо, некоторые толкали перед собой тележки, гнали скот. А потом город опустел, больше уже никто не шел мимо.

11 слайд

Описание слайда:

Город умер… Что означала оккупация для семилетнего ребенка? Да то же, что для взрослого: жизнь прекратилась. Такой милый, уютный, родной Рыльск, где всегда была мягкая трава, солнце, речка с пологим песчаным берегом, горка Ивана Рыльского, самовар, который мама чистила цветами бузины, или яблоками-паданцами, все пропало. Речь - громкая, гортанная, отрывистая, непонятная, вражеская - заполняла улицы. Которые стали не наши, дом постоянно трясся, когда их машины, такие огромные по сравнению с нашими полуторками, катили мимо. Однажды на улице остановилась колонна танков. Они стояли цепочкой, друг за другом, со стволами, нацеленными за Сейм. « Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете» А.Твардовский

12 слайд

Описание слайда:

Голод… Есть хотелось постоянно. «Даст Бог день, даст Бог и пищу». Это был лозунг нашей жизни в Рыльске в 41-43 годах. Зимой несколько раз бабушка где-то доставала молочную сыворотку, тетя Леля вливала нам по столовой ложке в стакан кипятка. Один раз бабушка принесла настоящее молоко, и тогда тетя Леля всем дала по столовой ложке. Белая жидкость, очень нежная, поразила меня своей сладостью. Однажды в ту зиму до моих ушей долетели слова, сказанные тетей Лелей: «Пришла женщина, будто принесла молоко. Ведра прикрыты тряпкой. Я ей говорю, что нам не надо молока - нечем платить. А она ведра поставила на лавку, приоткрыла платок, а оттуда листовки. И говорит - прочитайте и другим передайте. И ушла». Еще помню шепот тети Лели: «Сказала, что в Хомутовке все время советская власть. Немцы туда боятся ходить. Партизаны в брянском лесу. Отсюда всего 30 километров». Мама не могла в такое поверить. «Там слушают радио, - шептала тетя Леля, - под Сталинградом немцев разгромили»…

13 слайд

Описание слайда:

Наши бомбят Рыльск Бомбили нас нещадно. Бомбили не на наших самолетах, а на «английских» - так говорила тетя Леля. Этот гул и страшные разрывы вблизи я слышу до сих пор. Помню мамины слова: «Как ужасно погибнуть от своих». Кажется, она не ожидала, что мы останемся в живых, и одно было утешение: умрем все и сразу. С той бомбежки Вовка стал заикаться. Мы на несколько дней переселились в подвал. Ну а потом пришли немцы и погнали нас из города.

14 слайд

Описание слайда:

Изгнание… Уже вечерело, и нас согнали в тюремный двор, закрыли железные высокие ворота, замотали цепями. Мы заняли одну большую темную камеру, с маленьким темным окном под потолком. Тетя Леля прежде всего села топить печку - была жуткая холодрыга. Мы стояли вокруг, сесть было не на что. Утром нас выстроили во дворе тюрьмы, мы сбились в кучку - бабушка, мама, тетя Леля, Татка, Горик, Вовка и я. Огромные железные ворота медленно открылись, и во двор въехали несколько телег. Не успели оглянуться, как к нашей кучке подошел немец, указал на бабушку и Вовку: «Шнель! Шнель!» Мама рванулась следом, за ней я. Бабушку и Вовку посадили на уже заполненную телегу, и повозка тронулась. Без паники! Это наши! Светило солнце, пахло весной, а мы месили грязь на дороге и медленно поднимались в гору. Здесь была широкая плешь, на которой росла одна-единственная сосна. Мы представляли прекрасную мишень для наших, стоявших на том берегу Сейма. «Ох, ударят сейчас по нам», - сказал кто-то. Будто в подтверждение над головой пронесся снаряд. И тут же тяжело бухнуло слева. Началась паника. Женщины кричали, пытались бежать, но мама словно потеряла способность пугаться. Так же медленно, не останавливаясь, она поднималась в гору, еле волоча санки по грязи. Вдруг низкий властный голос покрыл испуганные крики: » Вы что паникуете? Ну, стреляют. Это же наши». Женщины в ответ закричали: «А откуда им знать? Видят толпу!» Я оглянулась - баба, крепкая, невысокая. «У них что - нет биноклей? Сейчас разглядят, кто идет, и кончат стрелять». И будто услышав громкий, уверенный голос, с другой стороны Сейма стрелять перестали. Наши! Впервые за два года мы почувствовали радость. Освобождение реально и близко, и там, за спиной, на севере начинается весна! Оккупация Рыльска продолжалась с 5 октября 1941 года по 30 августа 1943 года.

15 слайд

Описание слайда:

Подвиг Маши Васильевой. До войны Маша Васильева училась в Рыльской школе № 1 имени Г.И. Шелихова, окончила восемь классов. Муся, как ее звали подруги и мама Елизавета Николаевна, ничем не выделялась среди сверстников, разве что своей серьезностью, рассудительностью, начитанностью. Училась хорошо, особенно ей давался немецкий язык и по этому предмету имела одни пятерки. Муся считала, что язык Гейне и Маркса нельзя знать плохо.

16 слайд

Описание слайда:

В октябре 1941 года фашисты оккупировали Рыльский и Глушковский районы. Гарнизону требовались переводчики для работы в комендатурах, а они располагались не только в городе, но и в крупных селах. По приказу начальника комендатуры Рыльска были организованы лично им курируемые курсы переводчиц из числа молодых девушек. Попала на эти краткосрочные курсы и 16-летняя Маша Васильева. К этому времени с комсомолкой установил связь базировавшийся в Глушковском районе штаб партизанского отряда имени Щорса под командованием Афанасия Яковлевича Синегубова. Точно не известно, какие документы предъявила немцам Маша, но герр комендант охотно принял на работу толковую девушку, белокурую красавицу с косами, аккуратно уложенными вокруг головы, одевавшуюся по-городскому и носившую модные шляпки. Юный возраст фройлен Маши не вызывал у немцев подозрений, что она связана с подпольем. Кроме устного перевода, в ее обязанности входила перепечатка на пишущей машинке приказов, рапортов, из которых разведчица черпала важные сведения, копируя их.

17 слайд

Описание слайда:

В комендатуре она познакомилась с обер-лейтенантом Отто Адамом, начальником оружейного склада, облеченного особым доверием коменданта. Человеку мирной профессии – скорняку была ненавистна война, но в 1939 году в результате всеобщей мобилизации его против воли поставили «под ружье» и направили на фронт – сначала в Польшу, а после нападения Германии на СССР он оказался в Курской области и служил в Рыльском гарнизоне. Мария поверила в искренность исповеди обер-лейтенанта и стала ему доверять, а после того как он заметил у нее на квартире связных из группы подполья и не доложил об этом начальству, немецкий интендант еще больше расположил к себе Машу. В комендатуре он вел по телефону важные разговоры громче обычного, чтобы в соседнем кабинете переводчица смогла их услышать. Или же вроде бы по рассеянности оставлял у нее на столике секретные документы для их перепечатки. Комсомолка прятала эти сведения в «закрытый почтовый ящик», оттуда они попадали на конспиративную квартиру, дальше в партизанский отряд и на Большую землю.

18 слайд

Описание слайда:

Об опасной работе Муси, связанной с партизанами, знала, кроме подпольщиков, лишь ее мать Елизавета Николаевна. А знакомые и даже незнакомые ей люди прямо в глаза обзывали девушку «немецкой курвой», «овчаркой». Скрепя зубы Мария вынуждена была проглатывать незаслуженные оскорбления, а мысленно ее душа кричала: «Верьте мне, люди!» В начале 1943 года в комендатуре стали замечать, что происходит утечка информации. Подозрение пало на переводчицу Васильеву. Маша и Отто тайно бежали из Рыльска. 10 февраля 1943 года след их из комендатуры простыл. Они переправились в Глушковский район в отряд Синегубова. К этому времени отряд имени Щорса насчитывал 250 «штыков». Вступление в него М.Васильевой и Отто Адама вызвало у партизан пересуды. В группу Адама входили Маша и боец Владимир Голованов. Они разыгрывали целые инсценированные спектакли. Отто, переодетый в форму гауптмана (капитана), в лайковых перчатках и с моноклем, как важный господин восседал в коляске, запряженной гнедым резвым жеребцом. Рядом сидела в качестве переводчицы надменная фройлен Маша, а роль ездового исполнял Голованов, тоже переодетый в немецкую форму. Троица подкатывала к железнодорожным станциям, и Отто под видом проверки по-немецки вел переговоры с руководством станции, разговаривал свысока, узнавал графики прохождения поездов и пути их следования.

19 слайд

Описание слайда:

Полученные разведданные связисты отряда передавали в штабы красноармейских формирований. Удачно проведенные с риском для жизни наскоки в самое логово врага окончательно рассеяли подозрения по отношению к Отто. В 1961 году бывший командир отряда А.Я. Синегубов написал своей рукой воспоминания, находящиеся в фондах Рыльского краеведческого музея. Есть в этом письме и такие строки: «Во многих селах Глушковского, Рыльского, Крупецкого районов, где бывал отряд, население знало, что в числе наших бойцов воюет немец. Его так и называли: Отто – немец-партизан». 20 марта 1943 года Отто, Маша и Голованов вновь отправились, как оказалось, в свою последнюю разведку. Когда спустя четыре дня они возвращались в отряд, то в Ходейковском лесу, невдалеке от реки Сейм, напоролись на засаду. Их выдал предатель староста села Ходейково Бондаренко. Партизаны стали отбиваться от немцев, выдержали несколько атак. В ходе перестрелки тяжело ранило Голованова. Стрельба возобновилась. Враги приближались все ближе. Они хотели взять партизан живыми. Помощи ждать было неоткуда, а патроны были на исходе. Оставались считанные секунды. Отто вынул из кобуры вальтер. Маша поняла его намерение, но не отстранилась, когда Отто привлек ее к себе, обняв за плечи. Маша прижалась щекой к его щеке, виском своим к виску любимого человека. Раздались два выстрела. Сначала Отто выстрелил в Машу, а потом покончил с собой.

20 слайд

Описание слайда:

Героев похоронил прямо в лесу один рыбак. Через несколько дней сюда добралась Елизавета Николаевна. Она признала дочь лишь по белокурым косам. Могила была по существу заброшена, пока в 1945 году прах влюбленных не перенесли в братскую могилу села Званного. А в 1965 году по случаю 20-летия Великой Победы – в братскую могилу в поселке Глушково. В парке имени Фрунзе поселка Глушково есть памятник глушковцам, погибшим в борьбе с нацистской Германией. Он возвышается над братской могилой. На мраморной доске, помимо других имен, обозначены фамилии: Васильева М.М. – партизанка (1925-1943), а ниже – Отто Адам (немец) – партизан (1913-1943). Их имена занесены также в 11-й том областной Книги памяти.

21 слайд

Описание слайда:

Ты наша гордость! Ты герой былин, Не раз восстал из пепла и руин. Пусть торжествует и ликует жизнь. Вовеки славься, наш любимый Рыльск! С. Чулкова Великая Отечественная война, длившаяся тысяча четыреста восемнадцать дней, для русского народа навсегда останется в памяти. Ее нельзя вычеркнуть из воспоминаний тех, кому пришлось сражаться. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил фашизм! Мы выросли в мирное время. У нас есть все, чтобы жить и работать, радоваться каждому дню. А ведь это заслуга нашего старшего поколения, которое сегодня нуждается во внимании и заботе. Своей исследовательской работой я хочу привлечь внимание своих сверстников к проблеме тех пожилых людей, которые рядом, они отдали свое детство, здоровье и жизнь для нашего будущего. Один из философов высказал мысль: «Любить все человечество гораздо легче, чем конкретного человека рядом с нами». Так давайте же помнить о них не только по великим датам, но и ежедневно. Победа в Великой Отечественной войне – это значительная дата. Большую цену заплатил советский народ за свою свободу. Это наши люди спасли мир от «коричневой чумы», этот подвиг должен быть в памяти вечно!

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Пушкарская средняя школа» Кореневского района Курской области

Исследовательская работа по теме: «Дети войны »

Руководитель: Дерюгина Елена Николаевна, учитель начальных классов

с. Пушкарное, 2018 год

Оглавление:

Введение

Основной раздел:

воспоминания детей войны;

архивные материалы;

интервью одноклассников;

Заключение

Список использованной литературы

Мы ведь дети войны,
Счастья детства не знали,
Нам его не дано,
Счастье наше украли.
Нас не надо жалеть,
Мы из камня и стали,
Наша гордость жива,
И душа не устала.
Люди, дайте вздохнуть,
Не губите нам старость,
Нам от детства беды,
На две жизни досталось.

Введение

    Актуальность исследования.

С каждым годом всё дальше и дальше вглубь истории уходят события Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к грозным событиям 1941 года. Понять и оценить настоящее, можно только сравнив его с прошлым. Они уже седые, эти мальчишки и девчонки, выросшие и уцелевшие в военное лихолетье Великой Отечественной. И послевоенная пора была у них суровой, а подчас и жестокой. И пока эти люди живы, мы должны узнать от них самих об их судьбах и жизненной дороге .

Это нужно нам, живым сейчас, благодаря их труду, самопожертвованию и огромному человеколюбию. Поэтому наша работа «Дети войны» актуальна. Война отбирает у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками. Самой природой, условиями существования рода человеческого детям предназначено жить в мире!

2. Цель исследования : д оказательство несовместимости понятий «дети» и «война»; выявление трагичности судеб детей военного лихолетья.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

Проследить судьбы и положение детей в годы Великой Отечественной войны;

Убедиться, что война отняла у детей детство.

3. Гипотеза : война лишила детей не только детства, но и всех радостей, которые его сопровождают.

Чтобы более четко увидеть разницу в понятиях «война» и «дети», мы сравнили их.

Что же такое детство? В чем оно проявляется? Что для него характерно?

Детство, детство, детство - это смех и радость.

Это песни, это дружба и мечты.

Детство, детство, детство – это краски радуг.

Детство, детство, детство - это я и ты.

Что же такое война?

Доносящийся с неба сквозь серую рвань облаков.

Это липкая слякоть, привычная злая усталость,

Надоедливый дождь, зарядивший на веки веков.

Эти сравнения еще раз подтверждают наши предположения, что война и дети понятия несовместимые. В этом же убеждают нас слова А.Т Твардовского: «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». Так ли это? Задаем себе вопрос и начинаем искать ответ.

Дети и война! Страшное сочетание двух противоестественных, невозможных рядом слов. Но они стоят рядом.

4. Объект исследования :

события Великой Отечественной войны на территории села Пушкарное

Кореневского района.

5. Предмет исследования:

условия жизни детей нашего села в годы войны

6. Задачи работы:

1.Изучить архивные материалы, художественную литературу периода Великой Отечественной войны;

2. Провести опрос ветеранов по сущности проблемы;

3.Рассказать о жизни детей;

Мы постараемся показать на примере реальных человеческих судеб, что семейные ценности, здоровый образ жизни, активная жизненная позиция, основанная на любви, патриотическом отношении к Родине, способствует гармоничному развитию человека, формирует ответственное отношение к труду, обществу, семье.

В ходе выполнения исследовательской работы была использована следующая методика: а) составлен план работы, б) проведены беседы с ветеранами, в) опрос одноклассников, односельчан; г) сделаны соответствующие выводы.

    Основной раздел:

Война - тяжкое и страшное время, которое перечеркнуло судьбы многих людей. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют наших прабабушек и прадедушек, и сегодня их память цепко хранит события военных лет.

И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война. Многие дети хотели хоть как-то помочь Родине в трудный момент, поэтому они, не досыпая ночами, работали наравне со взрослыми. Восстанавливали разрушенное хозяйство, убирали урожай, рыли окопы. Воспитанные трудом и доблестью, они рано взрослели, заменяя погибших родителей своим братьям и сестрам .

Тогда невыносимо трудно было всем. Но особенно страдали дети. Страдали от голода и холода, от невозможности вернуться в детство. Многие из них в раннем возрасте потеряли семью и остались сиротами. Мальчишки и девчонки на своих неокрепших плечах вынесли все тяготы войны, выстояли, отдали свои жизни ради победы.

В то время трудно было найти семью, которую война обошла стороной. Каждая семья провожала на войну своих родственников, и большим горем для них было, когда с фронта приходила похоронка...

О Великой Отечественной войне написано много: это и воспоминания фронтовиков, литературные произведения, и статистические данные. Созданы прекрасные художественные и документальные фильмы. Но ничто не может сравниться с подлинными воспоминаниями очевидцев тех далеких событий, когда и голос срывается и слезы на глазах .

О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы. В разном возрасте мои земляки встретили и переживали войну.

Нами, учениками четвертого класса были опрошены жители нашего села, на момент войны которым было от 6 до 13 лет: Прищепа Лидия Николаевна, Чертков Петр Павлович, Реброва Пелагея Ивановна с помощью анкеты-опросника.

Ф.И.О

    Дата рождения

    Учились ли в школе? Образование (сколько классов)

    Сколько вам было лет, когда началась война?

    Как вы узнали о начале войны?

    Как жили и чем занимались в период военных лет

    Где и кем работали Ваши родители

    Воевали ли ваши родные и близкие

    Вернулись ли они с фронта

    Интересные случаи из жизни

    Помните ли День Победы 1945года

    Как жили после войны

    Чем вы увлекаетесь сейчас

    Сколько у вас сейчас детей и внуков

    Какие награды вы имеете

Вот воспоминания некоторых из тех, с кем мы встречались и беседовали:


Из воспоминаний Прищепа Лидии Николаевны (10.08.1934г)

«Родилась я в многодетной семье, в селе Пушкарное. Мама Лагутина Клавдия Егоровна работала в колхозе, папа Лагутин Николай Петрович работал в Киеве инженером на стройке. Когда началась война, мне было 7 лет. Папу забрали на фронт, а мы остались жить в Пушкарное. Помню как вошли немцы в наше село. Все жители вышли на улицу, шли два немца и один из них на русском языке говорил: « Чего стоите? Уходите. Выносите вещи, завтра село будут палить». А утром село загорелось. Дома поджигали с четырех сторон. И наш дом сгорел, только торчала печка. Нас эвакуировали в село Благодатное. Поселились у родственников. Хатка была маленькая, а нас много. Спали на земляном полу. Есть было нечего. Мама ходила по ночам за картошкой в село Пушкарное. Однажды и я пошла с ней. Ночь. Темно. Снаряды рвутся, кругом стреляют. Набрали картошки и стали возвращаться. И вот на минуту тишина. В этой тишине можно было услышать стоны раненых солдат и вой волков, доносившихся с острова по воде. Страшно… После освобождения села мы вернулись домой. Жили в землянке, было сыро и холодно. Зимой на санках возили дрова из леса, печь топили да лепешки из гнилой картошки пекли. В военные годы все работали во имя победы над врагом. Не знали мы, что такое летний отдых, каникул практически не было, так как нужно было помогать взрослым по хозяйству.

Воспоминания Черткова Петра Павловича вновь уносят меня в те страшные годы страданий и слез: « Родился я 8 февраля 1928 г в селе Пушкарное. Мои родители колхозники. Семья многодетная. Учился я в Пушкарской начальной школе. Имею образование 4 класса. Когда началась война, мне было 13 лет. Отца и старшего брата забрали на фронт. Гул немецких самолетов прервал спокойную мирную жизнь людей. Самолеты бомбили село, а затем на мотоциклах и машинах появились немцы. Они ходили по домам, отбирали у местных жителей яйца, кур, молоко. Затем расселились по домам и продолжали бесчинствовать. Мы дети должны были из леса привозить дрова, ухаживать за лошадьми, возить сено. У немцев была маленькая лошадка. Мы ее увели и спрятали в камышах на болоте. Затем нас эвакуировали в село Благодатное. Я и многие односельчане моего возраста записались на курсы. Нас учили держать оружие и стрелять. Окончились курсы и отправили в город Конотоп. В Конотопе я нес службу по охране вагонов на железнодорожной станции. Считаюсь участником тыла. Имеет юбилейные награды ко Дню Победы.


Воспоминания Ребровой Пелагеи Ивановны : «Я, Реброва Пелагея Ивановна родилась 18 мая 1933года в селе Благодатное, Кореневского района, Курской области. Во время Великой Отечественной войны проживала с мамой Бинюковой Капиталиной Никитичной и сестрой. Мой папа Бинюков Иван Глебович умер до войны. Когда началась Великая Отечественная война мне было 8 лет, а сестре 12, но все тяготы войны пришлось пережить, когда к нашим родным местам подошли немцы, когда шли бои и были бомбежки и нам приходилось прятаться, как сейчас помню я пряталась под лопухом. Но для меня это было уже укрытием.

С моей мамой произошел такой случай. В нашу деревню пришли немцы и стали ходить по домам с проверками не прячутся ли военные. Постучали в дверь, мама не успела открыть дверь, как немец ногой выломал ее, раньше замков не было и дверь подпирали коромыслом. Оно переломалось и попало немцу в голову, он подумал, что его хотели убить. Стал ее тащить к колодцу, так они расправлялись с неугодными им людьми, но в это время наши солдаты вошли в село и ему самому пришлось спасаться бегством. Нас спрятали соседи у своих родственников подальше от дома.

В мае 1943 года нас эвакуировали в село Черемушки Льговского района. Поселили нас в заброшенный сарай, там не было ни дверей, ни окон, ни пола, спали на земле. Еды не было, питались растениями и просили по домам, чаще всего ложились спать голодными. Так мы жили в эвакуации, пока не вернулись домой.

Домой вернулись осенью 1943года. Дом стоя без дверей и окон. Сарай спалили немцы, пришлось обустраивать свой дом к зиме. Продуктов питания не было, скотину угнали немцы. И все тяготы голода пали на мою сестру. Она ходила побираться в Хомутовский район и кормила меня с мамой. Зимой 1944года у мамы отказали ноги и она не ходила. Я ухаживала за мамой, а сестра добывала продукты. Весной сосед Алексей Ипполитович достал картошку и поделился с нами семенами. Соседи помогали обрабатывать огород: садить и копать картошку. Наступила осень, мы собрали свой первый послевоенный урожай. Вот только тогда мы вдоволь наелись картошки. Мне это очень запомнилось. В то время жили все очень дружно, всем во всем помогали переживать голод, разруху и холод. Но человеческие отношения помогли все пережить и выжить.

Вывод: Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Война оборвала звонкие песни детей, веселые, шумные игры. Наступило тяжелое время не только для взрослых, но и для детей. Работая над темой, мы узнали, что, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети - голод, холод, им приходилось вставать чуть свет, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам. Они понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Из бесед со всеми тружениками тыла мы для себя отметили, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, тяжелая работа, недосыпание. Трудно себе представить, что дети такие же, как мы, совершали трудовой подвиг, откуда они брали силы, чтобы все успевать: учиться, работать и еще находили время для игр.

Архивные материалы.

Из материалов «Зала боевой славы» я узнал, что с воинами – фронтовиками постоянно были связаны школьники . …. Женщины, подростки несли на своих плечах самую тяжёлую ношу, работали от зари до зари, на тракторах, комбайнах, убирали хлеб вручную, доили коров. Отрывали последний кусок от себя для полуголодных ребятишек. Очень трудно было женщинам и детям в годы войны.

Интервью одноклассников.

На мой вопрос « Что вы знаете о войне? Как жили дети во время войны? Мои сверстники отвечали по-разному.

Андрей Ребров : «Если честно, о войне я знаю немного, в основном из рассказов учительницы, уроков литературного чтения и окружающего мира. Например, меня удивило то, что люди не сразу поверили, что началась война. Многие несколько дней даже не подозревали, что их ждёт в ближайшие годы. Даже сейчас, представив это, невольно бросает в дрожь».

Алексей Малай: «О войне я знаю в основном из книг. Очень люблю читать книги на военную тему. Меня захватывает атмосфера военной эпохи. Герои книг призывают нас любить, то место, где мы живём - нашу Родину».

Анна Дрозд : «Война-это самая большая трагедия, принесшая людям боль. Горе. Слёзы. Она унесла жизнь более 27 миллионов людей. Для меня война всегда ассоциируется с голодом, чёрным дымом, смертью, руинами, горем, разрушающим огнём. Безумством. Очень мало осталось тех, кто прошёл через это, кто спасал нашу Родину. И их нужно беречь. И это главное».

4. Заключение.

9 Мая 1945 года всеобщим торжеством советского народа была отмечена его великая победа над фашистской Германией.

Память – великая сила, наша история. Стерев прошлое, мы стираем будущее. Каждый человек хранит в памяти какой-то момент своей жизни. С этими воспоминаниями всегда связаны открытия в самом себе и других людях. Война живёт в душе моих земляков такими воспоминаниями, и они никогда не смогут забыть её, как не смогут забыть, что родились когда-то.

Выполняя исследовательскую работу, мы сделали следующие выводы:

1. Война - это не только человеческие жертвы, потери в бою, это, прежде всего искалеченное детство.

2. В годы войны каждый ребенок совершил свой подвиг - несмотря на голод, холод и страх, дети продолжали учиться, помогали раненым в госпиталях, отправляли посылки на фронт, работали в полях. Дети встали к станкам вместо родителей, тяжким трудом приближая победу. Их жизнь может служить примером для современного молодого поколения.

Результаты работы:

    изучили литературу, архивные документы,

    встречались с ветеранами войны и труда, односельчанами;

    часть материала была презентована 5 марта 2018 года на митинге у Братской могилы в селе Пушкарное.

В своей исследовательской работе мы много узнали о детях войны , о том, что пришлось пережить в годы войны нашим прабабушкам и прадедушкам, бабушкам и дедушкам, многие из которых были в то время еще детьми. Людям, чье детство украла война, до сих пор снится то страшное время. Дети войны – самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нем есть любовь к Родине и ненависть к ее врагам.

Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим.

О люди! Помните всегда, Что нет страшней войны – на свете Своими жизнями за всё В ней платят маленькие дети

Использованная литература:

1. Материалы школьного краеведческого музея.

2. Книга Памяти Кореневского района

3. Интернет – ресурсы

 
Статьи по теме:
Желчегонные препараты - классификация, показания, особенности применения, отзывы, цены
Спасибо Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна! В настоящ
Энергообеспечение мышечной деятельности
Рубрика "Биохимия". Аэробные и анаэробные факторы спортивной работоспособности. Биоэнергетические критерии физической работоспособности. Биохимические показатели уровня развития аэробной и анаэробных составляющих спортивной работоспособности. Соотношение
Кислотно-основной гомеостаз
1. Хромопротеины, их строение, биологическая роль. Основные представители хромопротеинов. 2. Аэробное окисление у, схема процесса. Образование пвк из глю, последовательность р-ий. Челночный механизм транспорта водорода. 4. Индикан мочи,значение исследов
Святой апостол андрей первозванный (†ок
Святой апостол Андрей Первозванный был родом из города Вифсаида, который располагался на берегу Галилейского моря. Его отца звали Иона, и он занимался рыбной ловлей. Этим он кормил семью. Повзрослевшие сыновья Симон и Андрей присоединились к отцу и тоже с