Какой самый древний монастырь россии. Самые известные монастыри россии

Монастыри России всегда являлись непоколебимым оплотом православной веры на нашей земле. В России масса святых мест, куда каждый год приезжают помолиться и попросить божественной помощи сотни тысяч паломников. И каждый из монастырей имеет свою собственную, чаще всего, весьма непростую историю. Многие монашеские обители находятся в труднодоступных местах, о них говорят, что их оберегает сама природа и провидение. Сегодня мы познакомим вас с десятью российскими монастырями, в которые православные люди нашей страны круглый год едут с паломническими турами, в попытке обретения смысла жизни и вымаливания отпущения за свои грехи.

Свято-Юрьев мужской монастырь построили в 1030 году по приказу князя Ярослава Мудрого в месте истока реки Волхов из озера Ильмень. Первоначальное строение – Соборная Церковь Святого Георгия была деревянная, а затем, в 1119 году по приказу князя Мстислава Великого заложили каменный Георгиевский собор. В семидесятых годах восемнадцатого века началась секуляризации монастырских вотчин и этот монастырь, утратив большую часть владений, пришел в запустение. Его восстановление началось с приходом к власти в обители в 1822 году архимандрита Фотия Спасского, которому не только благоволил российский император Александр Первый, но и помогала богатейшая меценатка - графиня Анна Орлова-Чесменская. В это время в монастыре шли постоянные реставрационно-строительные работы, в результате которых появились: Западный корпус и Церковь Всех Святых, прекрасный Спасский собор, Восточный Орловский корпус и монашеские кельи, Северный корпус и Храмом Воздвижения Креста, Южный корпус и больничная Церковь Неопалимой Купины. Позже, уже в 1841 году, тут построили колокольню. Но не долго процветал этот русский монастырь, так как в 1921 году, государство решило экспроприировать имущество и его ценности. И если в 1924 году в Юрьеве еще работали шесть церквей, то в 1928 году оставался лишь единственный действующий Крестовоздвиженский храм. В период с 1932 по 1941 годы, тут расположили инвалидный дом имени Якова Свердлова. Во время Великой Отечественной войны на территории бывшего монастыря стояли немецкие, испанские воинские части, военные части прибалтийских коллаборационистов, и именно тогда, здания скита были значительно разрушены. По окончанию войны и почти до начала девяностых годов двадцатого века тут были общественные заведения: почта, техникум, техучилище, музей, магазин, художественный салон. Но с двадцать пятого декабря 1991 года, монастырский комплекс зданий передали в ведение Новгородской епархии и к 1995 году тут собралась монашеская община. В 2005 году в монастыре открыли духовное училище. Сегодня в этот монастырь едут многочисленные паломники, они спешат поклониться святыням тут хранящимся: мощам Святого Феоктиста Новгородского, а также мощам Благоверной княгини Феодосии Владимирской, помолиться перед иконой Божией Матери «Неопалимая Купина», расположенной в братском корпусе, и иконе Великомученика Георгия Победоносца. Добраться до этой святой обители России можно на автобусе из города Великого Новгорода, ведь она расположена всего в пяти километрах от него. Из Москвы до Великого Новгорода многие паломники едут на машине, расстояние в пятьсот километров занимает у них шесть-семь часов.

2. Кирилло-Белозерский мужской монастырь в Вологодской области, город Кириллов . История появления этого монастыря начинается в 1397 году, когда после чудесного видения и повеления Пресвятой Богородицы, архимандритом Симонова монастыря – Кириллом, была выкопана пещера на берегу Сиверского озера, окруженного непроходимыми лесами. А его спутник - инок Ферапонт, тоже выкопал землянку, но чуть поодаль. Две эти землянки и положили начало основанию здесь знаменитого Кирилло-Белозерского монастыря, территория которого к пятнадцатому веку заметно разрослась, а торговля местными монахами рыбой и солью, сделало обитель крупным, на те времена, экономическим центром. Со временем на территории скита появилось несколько монашеских обителей: Ивановская, Горицкая, Нило-Сорская, Ферапонтов монастырь. Монастырь стал настолько известен на территории Руси, что в 1528 году царь Василий Третий, со своей женой Еленой Глинской приехал помолиться о даровании им наследника. И через два году у них появился долгожданный сын - будущий царь Иван Четвертый Грозный. В знак благодарности Богу, царь Василий построил на территории монастыря Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи и Церковь Архангела Гавриила, правда, они не сохранили первоначальный облик до наших дней, так как часто видоизменялись и достраивались. Этот монастырь стал важным культурно-историческим, экономическим центром страны, не теряя при этом оборонительных функций: в 1670 году монастырь обрел мощные каменные стены, вследствие польско-литовской интервенции. При императрице Екатерине Второй, часть монастырских земель вывели из церковной собственности, а в монастырской слободе образовали город Кириллов. При советской власти, в 1924 году, здесь открыли музей-заповедник, и лишь к 1997 году монастырь, наконец, вернули в ведение Русской Православной церкви, но Кирилло-Белозерский музей-заповедник все также продолжает функционировать. В состав этого музея включены бесценные ансамбли зодчества Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, Церковь Ильи Пророка в селе Цыпино. Особенно ценен Успенский собор, постройки 1497 года, Церковь Введения, чья Трапезная палата была построена в 1519 году, а также Святые врата и Церковь Иоанна Лествичника, постройки шестнадцатого столетия, Церковь Преображения и Церковь Архангела Гавриила, тоже относящиеся к шестнадцатому веку и собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, постройки 1490 года. Кроме того, на территории этого музея стоит Церковь Ризоположения, постройки 1485 года, являющаяся самым старейшим деревянным сооружением России. Есть в музее-заповеднике древние иконы, находящиеся в отличном состоянии, их могут увидеть посетители, знакомящиеся с главной экспозицией музея. Есть тут уникальнейшие коллекции произведений древнерусской живописи, образчики шитья, а также памятники археологии и предметы народного искусства, кроме того, сборник самых редчайших рукописных книг.

Эта древнейшая иноческая обитель была основана на Руси Святым благоверным князем страстотерпцем Глебом Владимировичем, который получил на княжение город Муром, но так как в то время город был занят язычниками, то свой княжеский двор основал чуть выше по течению Оки, на высоком речном берегу, сплошь поросшем лесами. Тут и устроил князь Глеб Муромский самый первый православный храм, назвав его во имя Всемилостивого Спаса, а также монашескую обитель. Бывали в этом святом месте России многие благочестивые праведники, в том числе святые благоверные князья Петр с Февронией – известные муромские чудотворцы и покровители семьи и брака, а также Святитель Василий Первый Рязанский и Муромский, который прибыл сюда, чтобы поддержать муромскую паству после разорения обители в 1238 году войсками хана Батыя. В середине шестнадцатого века по приказу царя Ивана Грозного в Муроме построили несколько храмов и главный собор Спасо-Преображенского монастыря. В 1887 году в этот русский монастырь со святого Афона привезли список с иконы Божией Матери «Скоропослушница». В период революции 1917 года его закрыли, действующим остался только приходской храм, да и то лишь до двадцатых годов, когда храм стал музеем. А в 1929 году монастырь передали в распоряжение военных и частей НКВД. Возрождение этого знаменитого древнего монастыря России началось в 1990 году, а его реконструкция завершилась в 2009 году и на свое законное место вернулась икона Божией Матери «Скоропослушница».

4. Монастырь Свято-Троицкая Сергиева Лавра в городе Сергиев Посад, Московской области . Эту святую обитель России основал в 1337 году преподобный Сергий Радонежский. Много столетий этот крупный монастырь нашей страны был крупнейшим центром духовного просвещения, общественной жизни и русской культуры. С годами, в Лавре набралась огромная и уникальная библиотека рукописных и старопечатных книг. Когда в начале семнадцатого века этот скит с его тремя тысячами насельников взяло в осаду тридцатитысячное польско-литовское войско, и защитники святого места показали мужественный пример борьбы за свою веру и свободу. То время ознаменовалось множественными чудесными явлениями, в том числе самого основателя монастыря – Преподобного Сергия Радонежского, других угодников Божьих, и это было подтверждением небесного покровительства для монахов Лавры, что не могло не укрепить их дух. В период с восемнадцатого по девятнадцатый века в окрестностях Сергиевой Лавры выросли небольшие обители: Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты, скит Параклит, – там подвизалось много замечательных старцев, которых со временем узнал весь мир. В 1814 году в Троице-Сергиевой лавры расположили Московскую духовную академию, здание которой пострадало при пожарах 1812 года в Москве. В Лавре нашли свое упокоение многие известные люди: писатель И.С. Аксаков, философ, писатель и дипломат К.Н. Леонтьев, религиозный философ В.В. Розанов, а также другие деятели русской культуры. В 1920 г. Троице-Сергиеву лавру закрыли, разместив там Историко-художественный музей, а часть строений передали под частное жилье. Возрождаться эта русская обители начала в 1946 году. И сегодня в этот монастырь съезжаются многочисленные паломники, чтобы поклониться мощам, одного из самых почитаемых в России святых - Преподобного Сергия Радонежского, а также помолиться чудотворным иконам, находящимся в Лавре - Тихвинской и Черниговской Богоматери.

Свою историю этот крупный мужской монастырь России начинает с основания его знаменитых пещер, которые открыли за восемьдесят лет до основания самого скита, что было в 1392 году. Раньше на склоне Святой горы, где теперь стоит монастырь был непроходимый лес и местный крестьянин рубивший там деревья, увидел под корнями одного из них вход в пещеру, над ним имелась надпись: «Богом зданныя пещеры». Согласно легенд, в них прятались иноки, которые бежали из Киево-Печерской лавры во время очередного набега крымских татар. А монастырь основала супружеская пара: священник Иоанн Шестник с матушкой Марией. Они обосновались в этих пустынных местах, чтобы удалиться от мира. Перед смертью Мария приняла постриг и имя Васса, когда она скончалась, муж, отпев тело, закопал гроб на входе в эти пещеры. Но придя к могиле на следующий день, увидел, что гроб оказался на поверхности. Он закопал гроб опять, но чудо повторилось снова, и он понял, что это воля Божья, тогда священник выдолбил нишу в стене пещеры и поставил в нее гроб. С того времени насельников монастыря начали хоронить именно таким образом. Чудеса около гроба инокини Вассы случаются и в наши дни. В начале двадцатого века тут произошел случай, потрясший верующих: вандалы хотели вскрыть этот гроб, но из него вспыхнул огонь, опаливший извергов, кстати, следы того чудесного огня видны на гробе и теперь. Сам же отец Иоанн тоже принял монашеский постриг и имя Иона. К 1473 году, он достроил первую монастырскую церковь, в данное время, она является главным собором монастыря и названа в честь Успения Божией Матери. Храм освятили пятнадцатого августа 1473 года, это и есть официальная дата основания Псково-Печерского монастыря. Мощи его основателей по сей день находятся рядом со входом в древние пещеры. И к ним выстраиваются очереди жаждущих помощи паломников. Приложиться к мощам можно каждый день с десяти утра до шести вечера. А в пещерах, за годы существования монастыря, было похоронено почти десять тысяч человек, поэтому это целый подземный город, со своими галереями-улицами. Этот монастырь стал одним из немногих русских обителей, не прекращавших работы в советское время, но в период Великой Отечественной войны его постройки значительно пострадали от ударов фашисткой артиллерии. После войны началась его реконструкция, и сегодня Псково-Печерский монастырь - популярное место паломничества православных христиан со всех стран мира.

Этот мужской монастырь России был построен в четырнадцатом веке, по благословению Преподобного Сергия Радонежского, героем Куликовской битвы и ближайшим сподвижником князя Дмитрия Донского - Дмитрием Михайловичем Боброка-Волынцем. Князь Дмитрий Донской после победы над Мамаем в сентябре 1380 года, дал обет, что возведет святую обитель во имя Рождества Богородицы, что и было сделано уже через год, в 1381 году. На долю этого монашеского скита выпало пережить и лютое правление Ивана Грозного, и напряженный период царствования Бориса Годунова, великую Смуту, реформы Екатерины Великой, а после революции 1917 года, обитель и вовсе закрыли, устроив на ее территории склады, гаражи для сельскохозяйственной техники. И только в 1991 году Бобренев монастырь начали реставрировать, чтобы он смог осуществлять свои первичные функции. Главная святыня монастыря – чудотворная Феодоровская икона, этот старинный образ украшает серебряная риза, украшенная драгоценными камнями и жемчугом. Эта икона Божией Матери - покровительница невест, защитница семейного счастья, рождения детей у бездетных пар, помощница при трудных родах.

7. Свято-Троицкий Белопесоцкий женский монастырь в городе Ступино, Московской области . Этот монастырь был основан в конце пятнадцатого столетия преподобным Владимиром, в пятидесяти километрах от города Серпухова на Белых Песках, что на левом берегу реки Оки. Со временем, игумена Владимира стали чтить, как местного святого. В официальных источниках монастырь, тогда еще мужской, упоминается впервые в 1498 году, когда ему были дарованы леса и земли Московским князем Иваном Третьим Великим. Власти страны были сильно заинтересованы в укреплении этого русского рубежа, поэтому уже во второй половине шестнадцатого века практически все его строения были каменные. В период Смутного времени святая русская обитель была разорена, но снова расцвела и отстроилась, а к девятнадцатому веку и вовсе стала самостоятельной. Но впереди, ее братию ждало нелегкое испытание: в 1918 году монахов, выведя за пределы монастырской ограды, расстреляли. Тут устроили общежитие рабочих и заключенных, а во время войны разместили гвардейский корпус генерала Белова, когда война закончилась, сделали склады. Реставрация монастыря началась только в конце восьмидесятых годов двадцатого века и к 1993 году здесь снова началась монашеская жизнь. В Тихвинский храм Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря тянутся тысячи страждущих, больных, нуждающихся паломников, чтобы помолиться чудотворной иконе Богородицы – «Утоли моя печали». Молитвы ей действительно помогают. А почитать икону как чудотворную стали в семнадцатом веке, когда одной умирающей больной приснился сон и ей было сказано, что если она помолится иконе, привезенной из церкви Святителя Николая, об исцелении, то излечится. И она искренне молилась, за веру свою и была чудесным образом исцелена. С тех пор чудес, случившихся после молитвы перед иконой, насчитывается очень много.

8. Высоцкий монастырь в городе Серпухове, Московской области . Этот монастырь построил на левом берегу реки Нары, по благословению Преподобного Сергия Радонежского, в 1374 году, серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, приходившийся сподвижником и двоюродным братом великому князю Димитрию Иоанновичу Донскому. Первым настоятелем серпуховской обители назначили любимого ученика Сергия Радонежского - Афанасия. Монастырь имел важную стратегическую позицию, ведь город Серпухов являлся одной из оборонительных границ Московского княжества с юга и тут была не очень спокойная обстановка: часто нападали чужаки и разбойники. К началу двадцатого века монастырь стал одним из самых благоустроенных в России, а в советское время тут разместили полк латышских стрелков, после – тюрьму, когда закончилась Великая Отечественная война, отдали под частное жилье и под размещение складов. Возрождение обители в этом святом месте России началось в 1991 году. Главная ценность Высоцкого монастыря - чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Неупиваемая чаша», исцеляющая страждущих от пьянства и наркомании. Чудеса эта икона начала являть после того, как один сильно пьющий крестьянин увидел сон, в котором седой старец повелел ему вознести молитвы к иконе «Неупиваемая чаша» в Высоцком монастыре, но бедняк сказал, что у него нет денег на дорогу и болят ноги, чтобы добраться до этого храма. Старец постоянно являлся нему во сне, настаивая на паломничестве к иконе Богородицы. Однажды пьяницу пожалела одна благочестивая женщина, она растерла ему ноги целебной мазью, чтобы он смог отправиться в путь. Добравшись до монастыря, паломник начал расспрашивать монахов об этой чудотворной иконе, а те говорили, что такой нет в их обители. Потом крестьянин попытался описать ее, и тогда послушники поняли, что речь идет даже не об иконе, а о живописном изображении, начертанном в одном из проходов монастыря, на которое практически не обращали внимания. Крестьянин помолился Богородице об исцелении от пьянственной болезни, и она даровала ему полное выздоровление. Икону назвали чудотворной, и с того времени, к ней не зарастает народная тропа самих больных наркоманией и пьянством, а также их страдающих родственников и близких.

9. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь в селе Дивеево, Нижегородской области . Серафимо-Дивеевский женский монастырь имеет особое место среди святых российских обителей. Его основала в 1780 году, продав все свое имущество, монахиня Александра, известная миру как Агафия Семеновна Мельгунова. Ей приснилась во сне Дева Мария, которая указала место, где нужно было возвести два больших храма: один - в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», а другой - в честь Успения Пресвятой Богородицы. После смерти схимонахини Александры, в 1789 году, саровскими старцами сестрам был представлен новый духовник - иеродиакон Саровского монастыря отец Серафим. Он наставлял духовных чад ходить молиться на могилу к основательнице монастыря, похороненной около стен Казанского храма, там часто происходили чудеса и чудесные исцеления, которые продолжаются поныне. В 1825 году, Серафиму Саровскому было чудесное видение Божией Матери, повелевшей основать еще одну обитель в селе Дивеево, для девушек. Тут, по благословению Божьей Матери, забил источник целебной воды, который позже назвали «Источником батюшки Серафима». Свой духовный расцвет Серафимо-Дивеевский монастырь пережил с приходом игуменьи Марии, при которой возросло число сестер обители, был возведен прекрасный Троицкий собор, величественные храмы: Александро-Невский и равноапостольной Марии Магдалины. При Богадельне также открылась церковь в честь иконы «Всех скорбящих Радость». В 1905 году тут начали строить новый большой собор, но помешала революция 1917 года и смена власти. В 1927 году эту святую обитель закрыли, купола нескольких церквей сбили, разрушили каменную ограду, уничтожили кладбище. И только в 1991 году Дивеевский монастырь снова заработал. На сегодняшний день тут подвизается сто сорок сестер и работают: Собор Пресвятой Троицы, Храм в честь Рождества Христова, Храм во имя Рождества Богородицы. До сих пор реставрируются прочие разрушенные храмы и восстанавливается территория обители. Троицкий собор этой обители особо почитаем паломниками, ведь там находятся мощи Преподобного Серафима Саровского, а также хранится одежда и вещи, ему некогда принадлежавшие: ряса, лапти, вериги и котелок. В монастыре имеется несколько источников, славящихся своей целительной силой. К раке с мощами Серафима Саровского, приезжают все, кто жаждет его благодатной помощи и исцеления.

10. Рождество-Богородичный Санаксарский мужской монастырь в городе Темников, Мордовия . Эту обитель основали в 1659 году на окраине города Темникова, на берегу реки Мокша, среди вековых сосновых боров и заливных лугов. Свое название обитель получила из-за расположенного рядом маленького озера Санаксар. Но через сто лет после своего основания, скит ощутил недостаток в средствах, поэтому его приписали к процветающей Саровской пустыни. И монастырь начал активно развиваться и строиться, особенно, когда его настоятелем в 1764 году стал старец Феодор Ушаков. На сегодняшний день, ансамбль Санаксарского монастыря – крупнейший и хорошо сохранившийся градостроительный памятник России, периода второй половины восемнадцатого – начала девятнадцатого века, в барочном стиле. Главными особо почитаемыми святынями этого монастыря являются мощи святых: Преподобного Феодора, праведного воина Феодора, Преподобного Александра-исповедника, а также две чудотворные иконы Божьей Матери. При монастыре можно поселиться в гостинице. Паломники, побывавшие в Санаксарах, привозят домой масло, взятое от чудотворной Казанской иконы Божией Матери, исцеляющее разных болезней, в обители вы узнаете о случаях чудесного выздоровления, даже от рака. Все излечившие обязательно возвращаются назад в обитель, чтобы принести свой благодарный дар иконе Богородицы: кольцо, цепочку и просто что-то ценное. Вы сможете увидеть, что эта икона сплошь увешена дарами. Есть тут и еще одна чудотворная икона Богородицы Феодоровская, которая тоже творит немало чудес.

Сегодня мы рассказали об интересных и прославленных святых обителях нашей России, которые невероятно популярны среди паломников, стремящихся за духовным и физическим исцелением, очищением и наставлением на путь истинной веры.

Россию нередко называют святой землей. Если судить по количеству святых для представителей разных религий мест, то это действительно так.

1. Дивеево

Где находится? Нижегородская область, Дивеевский район.
В чем святость? Дивеево называется Четвертым Уделом Божией Матери на земле. Главная святыня Дивеевской обители - мощи преподобного Серафима Саровского. Святой Старец незримо, но явно утешает, вразумляет, исцеляет, открывая ожестевшие души приходящих к нему людей для Божественной любви, и приводит к православной вере, к Церкви, которая является основанием и утверждением Русской земли.

Паломники приезжают за святой водой из 4 источников, поклониться мощам и пройти вдоль святой канавки, которую, по преданию, не сможет пересечь антихрист

2. Оптина пустынь

Где находится? Калужская область.
В чем святость? Свято-Введенская Оптина пустынь - один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска.

Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой.

Оптинские старцы обладали огромным влиянием на умы людей самых разных сословий. Трижды здесь бывал Гоголь. После посещения Оптиной пустыни родились «Братья Карамазовы» Достоевского. Особые отношения с обителью (как, впрочем, и с церковью вообще) были у Льва Толстого.

3. Нило-Столобенская пустынь

Где находится? Остров Столобный, полуостров Светлица, озеро Селигер.
В чем святость? Монастырь назван Ниловой пустынью по имени преподобного Нила, который жил на острове 27 лет и завещал построить монастырь. В 1555 году Нил преставился и был похоронен на острове Столобный. По кончине преподобного близ его могилы на острове стали селиться отшельники-молитвенники, ими и был основан монастырь.

До революции Нило-Столобенский монастырь был в числе самых почитаемых в России, ежегодно сюда приезжали тысячи людей. В 1828 году обитель посетил император Александр I.

После революции у монатыря была непростая судьба. Он успел побыть и колонией, и госпиталем, и лагерем для военнопленных, и турбазой. При археологических раскопках на территории обители было установлено, что в XVIII веке здесь работала крупнейшая на тот момент мастерская по производству нательных крестов.
Только в 1990 году Нилова пустынь была снова передана Православной церкви, а в 1995 сюда были возвращены мощи преподобного Нила.
.

4. Кижи

Где находится? Остров Кижи, Онежское озеро.
В чем святость? Многие считают, что Кижи – это красивый храм где-то на Севере. На самом деле это целый заповедник, в котором бережно сохраняют быт и уникальное деревянное зодчество.

Центром и главным памятником музея стал Кижский погост с церковью Преображения Господня. Ее заложили в 1714 году и построили без единого гвоздя и фундамента. Самое примечательное, что даже в советские годы святыню не тронули – даже оставили иконостас со ста двумя образами.

Весь кижский ансамбль внесен в Список Всемирного наследия Юнеско. Добраться до острова можно летом на ракете из Петрозаводска и зимой по ледовой трассе от с. Великая губа.

5. Соловецкий монастырь

Где находится? Белое море.
В чем святость? Еще в языческие времена Соловецкие острова были усыпаны капищами, а древние саамы считали это место святым. Уже в XV веке тут возник монастырь, который вскоре стал крупный духовным и общественным центром.

Паломничество в Соловецкий монастырь всегда было большим подвигом, на который осмеливались лишь немногие. Благодаря этому, вплоть до начала XX века монахам удавалось сохранить здесь особую атмосферу, которая, как ни странно не улетучилась за годы лихолетья. Сегодня сюда приезжают не только богомольцы, но и ученые, исследователи, историки

6. Троице-Сергиева лавра

Где находится? Московская область, Сергиев Посад.
В чем святость? Этот монастырь по праву считается духовным центром России. История обители неразрывно связана с судьбой страны – здесь Дмитрий Донской получил благословение на Куликовскую битву, местные монахи вместе с войсками в течение двух лет оборонялись от польско-литовских интервентом, тут принимал присягу бояр будущий царь Петр I.
По сей день паломники со всего православного мира приезжают сюда, чтобы помолиться и ощутить благодать этого места.

7. Псково-Печерский монастырь

Где находится? Печоры.
В чем святость? Псково-Печерский монастырь - один из древнейших и самых известных русских мужских монастырей. В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря.

Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой. На территории монастыря есть два святых источника

Особенностью Псково-Печерского монастрыя является то, что он ни разу за всю свою историю не закрывался. В межвоенный период (с февраля 1920 до января 1945 года) он находился в пределах Эстонии, благодаря чему сохранился.

8. Кирилло-Белозерский монастырь

Где находится? Вологодская область, Кирилловский район.
В чем святость? Кирилло-Белозерская обитель – город в городе, самый большой монастырь в Европе. Гигантская крепость не раз выдерживала осаду неприятеля – на ее трехэтажных стенах спокойно могут разъехаться две машины.

Постриг здесь принимали богатейшие люди своего времени, а в казематах содержались государевы преступники. Сам Иван Грозный благоволил обители и вкладывал в нее немалые средства. Здесь ощущается странная энергетика, дающая умиротворение.

По соседству находятся еще две жемчужины Севера – Ферапонтов и Горицкий монастыри. Первый знаменит своими древними соборами и фресками Дионисия, а второй - монахинями из знатных родов. Те, кто побывал в окрестностях Кириллова хоть раз – возвращаются обратно.

9. Верхотурье

Где находится? Свердловская область, Верхотурский округ.
В чем святость? Когда-то здесь была одна из главных уральских крепостей, от которой осталось несколько зданий (местный Кремль – самый маленький в стране). Однако этот небольшой городок прославился не славной историей, а большим сосредоточением православных храмов и монастырей.

В XIX веке Верхотурье стал центром паломничества. В 1913-м году тут был построен третий по величине собор Российской империи – Крестовоздвиженский. Недалеко от города, в селе Меркушино жил чудотворец Симеон Верхотурский – покровитель Урала. Помолиться у мощей святого приезжают люди со всей страны – считается, что они излечивают болезни.

10. Валаам

Где находится? Ладожское озеро.
В чем святость? Валаам - одна из двух существовавших в России «монашеских республик». Время основания на островах православного монастыря неизвестно. В начале XVI века монастырь уже существовал; в XV-XVI веках в монастыре жили около десятка будущих святых, в том числе, например, будущий основатель другой «монашеской республики» Савватий Соловецкий (до 1429 года) и Александр Свирский. Именно в это время по соседним островам появились в большом количестве монашеские скиты.

В отличие от Соловецкого архипелага, где хозяином является музей-заповедник, на Валааме монашеские традиции возродились почти в полной мере. Все скиты здесь действуют, монастырь выполняет на островах и административные функции, а подавляющее большинство посетителей Валаама - паломники. По всей площади острова расположены скиты, «филиалы» монастыря, всего около десяти. Бесподобная природа Валаамского архипелага - своеобразная «квинтэссенция» природы Южной Карелии - способствует стремлению паломника отойти от мирской суеты и прийти к себе.

11. Пустозерск

Где находится? Фактически нигде. Пустозерск - исчезнувший город в нижнем течении Печоры, в Заполярном районе Ненецкого автономного округа. Находится в 20 км от нынешнего города Нарьян-Мар.
В чем святость? Пустозерск был местом, где протопоп Аввакум жил в ссылке в земляной яме 15 лет, писал свое житие и был сожжен. Пустозерск и сегодня является местом старообрядческого паломничества и почитается ими как святое место. Здесь построена часовня и трапезная, стоят памятные кресты

12. Рогожская слобода

Где находится? Москва.
В чем святость? Рогожская слобода является историческим духовных центром русского старообрядчества. В 1771 году у Рогожской заставы было основано старообрядческое Рогожское кладбище, здесь же был построен карантин, больница и небольшая часовня.

Затем, на рубеже XVIII–XIX веков при кладбище были построены два собора – Покровский и Рождественский, Никольская часовня была перестроена в камне, рядом с храмами были возведены дома для священнослужителей и причта, иноческие кельи, шесть богаделен и множество частных и купеческих домов.

Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до 7000 верующих.
К началу ХХ века численность проживающих в окрестностях Рогожского старообрядцев достигала 30 000 человек

13. Великие Булгары

Где находится? Республика Татарстан, 140 км от Казани.
В чем святость? Булгар, один из величайших городов средневековья, сегодня является важным местом поклонения мусульман России. Помимо древних руин, от Великой Булгарии осталось село Болгары и стены большой мечети с минаретом XIII века. Через дорогу от входа в мечеть расположен хорошо сохранившийся Северный Мавзолей. К востоку от мечети находится Восточный мавзолей.

Белая мечеть расположена недалеко от въезда в Болгар, у Южных ворот болгарского музея-заповедника. Архитектурный комплекс представляет собой здание самой мечети, резиденции муфтия и медресе, и окружающие молельную площадь.

14. Источник Аулия

Где находится?

Республика Башкирия, гора Ауштау.
В чем святость? Аулия с башкирского переводится как «святой». Считается, что этот источник обладает целебными свойствами. Течет он чуть более 30 дней в конце мая и начале июня и собирает десятки тысяч людей каждый год.

Люди купаются в нем весной и пьют священную воду, которая, по их мнению, может избавить от камней в почках, а также лечить респираторные болезни и заболеваниях желудка. Весной вода источника, как говорят, приобретает свои целебные свойства только после 15 мая.

Поднятие на гору Ауштау состоит из двух этапов: первый заключается в достижении священного источника, второй - поднятие на вершину горы, где находятся три могилы, в которых, по легенде, хранятся останки трех исламских миссионеров из города Ош, убитых в XIII веке местными жителями. После покаяния эти же местные жители похоронили шейха Мухаммада Рамазан аль-Уш и его спутников на вершине горы, на склонах которой появился священный источник

15. Мавзолей Хусейн-Бека

Где находится? Республика Башкирия, 40 км от Уфы.
В чем святость? Мавзолей находится на кладбище Акзират. По легенде, он был построен в XIV веке для Хаджи-Хусейн-бека, первого имама на территории современной Башкирии. Приказ построить мавзолей был дан самим Тамерланом.

Недалеко от мавзолея есть несколько надгробий с надписями на арабском языке. Считается, что так были отмечены полководцы Тамерлана.

Мавзолей Хусейн-Бека считается одним из самых священных мусульманских мест в России. Всего в 10 км от этого места находится еще один древний мавзолей - могила Турухана. По мнению некоторых историков, он был потомком Чингисхана. По мнению историков, Турухан, как Хусейн-бек, был просвещенным мусульманский правителем.

16. Зиярат Кунта-Хаджи Кишиевa

Где находится? Чеченская республика, село Хаджи.
В чем святость? В Чечне есть 59 святых захоронений, зияратов. Зиярат Кунта-Хаджи Кишиева - самый почитаемый из них. В XIX веке деревня Хаджи была местом рождения суфийского шейха Кунта-Хаджи Кишиева, чеченского святого и миссионера, проповедовавшего зикр («поминания Аллаха»).

Рядом с местом, где стоял дом Кишиева, есть святой источник, вода из которого обладает лечебными свойствами. Желающие также могут посетить могилу матери Кишиева. Она расположена неподалеку на горе Эртина, которую чеченцы считают священным местом.

17. Крепость кала курайшитов

Где находится? Республика Дагестан, 120 км от Махачкалы.
В чем святость? Мечеть крепости Кала курайшитов - одна из старейших мечетей в России, она была построена в IX веке. Также на территории крепости расположены древняя усыпальница и музей.

Крепость расположена на высоте 1000 метров над уровнем моря. Из-за своего внешнего вида Кала курайшитов иногда называют Дагестанским Мачу-Пикчу.

Корейшиты, или курайшиты считались ближайшими родственниками и потомками самого пророка Мохаммеда, поэтому основанный ими Кала-Корейш превратился в важнейший в регионе центр распространения ислама.

К XX веку Кала-Корейш фактически превратился в город-призрак. Окрестные жители утверждают, что в 1970-е в Кала-Корейше жили две женщины и один мужчина. Это были последние обитатели древнего города потомков Мохаммеда.

18. Мавзолей Тути-бике

Где находится? Республика Дагестан, Дербент.
В чем святость? Мавзолей дербентских ханов – единственный из сохранившихся в Дербенте мавзолеев - возведен в 1202 году хиджры мусульманского летоисчисления (1787-1788) над могилой правительницы Дербента Тути-бике. Кроме нее в мавзолее захоронены ее сыновья, а также жена Гасан-хана Hyp-Джахан-ханум.
Правительница Дербента Тути-бике - фигура очень значимая в истории Дагестана. В 1774 году, во время штурма Дербента кайтагским уцмием Эмиром-Гамзы, Тути-бике лично принмала участие в обороне, была на городской стене, управляя дейсвтиями артиллерии. Во время осады города она не прервала молитвы и по ее завершении, выйдя во двор Джума-мечети, куда ворвался вражеский отряд, ударом кинжала убила их предводителя. Предание гласит, что изумленные мужеством женщины, враги разбежались.
В непосредственной близости от мавзолея находится Kырхляр («сорок» на тюркском). Это место захоронения исламских мучеников.

19. Мавзолей Борга-Каш

Где находится? Мавзолей находится на северо-западной окраине современного сельского поселения Плиево Назрановского района Республики Ингушетия, на левом холмистом берегу Сунжи, являющегося отрогом Сунженского хребта.
В чем святость? Историки до сих пор расходятся во мнениях относительно того, как и почему был построен этот мавзолей.

Борга-Каш переводится как «могила Боргана». По одной из версий, мавзолей был усыпальницей Буракана Бексултана, одного из главных предводителей ингушей в борьбе против войск Тимура, которые вторглись в местные земли в 1395 году. Буракан не погиб в войне с Тимуром, а умер спустя десять лет, что соответствует времени постройки мавзолея

600-летний мавзолей является важным местом паломничества и одним из самых ценных ингушских исторических памятников. До сих пор на здании мавзолея сохранились надписи на арабском языке.

20. Иволгинский дацан

Где находится? Республика Бурятия, село Верхняя Иволга. 30 км от Ула-Удэ.
В чем святость? Иволгинский дацан - главный дацан России, резиденция Пандито Хамбо ламы - Главы Буддийской традиционной Сангхи России, крупный буддийский монастырский комплекс, памятник истории и архитектуры.
В Иволгинском дацане находится тело одного из главных подвижников буддизма ХХ века, главы буддистов Сибири в 1911-1917 годах Хамбо-ламы Итигэлова. В 1927 году он сел в позу лотоса, собрал учеников и сказал им читать молитву-благопожелание для умершего, после чего, по буддийским верованиям, лама ушел в состояние самадхи.

Он был похоронен в кедровом кубе в той же позе лотоса, завещав перед своим уходом откопать саркофаг через 30 лет. В 1955 году был проведен подъем куба. Тело Хамбо-ламы оказалось нетленным, а проведенные учеными уже в 2000 годы анализы показали, что белковые фракции имеют прижизненные характеристики, а концентрация брома превышает норму в 40 раз.
Тут же, в Иволгинском Дацане можно увидеть волшебный камень. Возле него надпись: «По преданию, именно к этому камню прикасалась Ногоон Дари Эхэ (Зелёная Тара) и оставила на нём отпечаток своей кисти.

21. Ниловский дацан

Где находится? В Тункинской долине, в 4 км выше по течению реки от курорта «Нилова Пустынь"в лесу на 10 км дороги на горе Холма-Ула.
В чем святость? По древнему преданию, на этом месте приземлился мифический бог Хан Шаргай нойон, глава хаатов, восседающих на гребнях Саянских гор. В честь этого, в 1867 году здесь был построен небольшой сруб для молитв. Впоследствии здесь были построены два деревянных дацана.

На территории Ниловского дацана стоит вышка из длинного и гладкого бревна с круглой деревянной бочкой наверху. Такая конструкция не встречается больше ни в одном из дацанов Бурятии. Местные старожилы рассказывают, что, когда ламы обращали в буддизм местное население, они собрали всех шаманов в этом месте и убедили их принять буддийскую веру.

Были сожжены все бубны и шаманские костюмы. В бочку положили священные реликвии и серебряные монеты и подняли наверх, чтобы Будда видел подарки. Песок на месте приземления Хан Шаргай нойона считается святым. Распространено мнение, что песок, взятый мужчиной, придает ему силу.

22. Гора Белуха

Где находится? Наивысшая точка Горного Алтая. Находится на территории Усть-Коксинского района.
В чем святость? Многие исследователи соотносят самую высокую алтайскую гору Белуху со священной горой Меру. В частности, подтвердить эту теорию пытался русский философ Николай Федоров. По карте с изображением священной горы Меру, датированной II веком до н.э., тюрколог Мурат Аджи дополнил популярную гипотезу.

В чем святость? По итогам конкурса республиканского масштаба «Семь чудес природы Бурятии» Барагхан признали основным бурятским природным чудом.

Гору издревле почитают как святыню и баргузинские буряты, и моголоязычные народы. Бурятская мифология повествует о хозяевах горы бархане баабай и Хажар-Сагаан-нойоне – небесных владыках, сошедших на землю.

Также есть легенда о том, что на Бархан-Уула был похоронен знатный хан из золотого рода борджигинов. Есть легенда и о Соодой-ламе, великом йогине, который выбрал Барагхан для своих медитаций.

Считается, что взошедший на эту гору будет связан с вней мистической силой, а праведники могут видеть на её склонах изображение Будды. Врсхождение на гору обычно проводится в сопрвождении монахов Иволгинского дацана, в честь Барагхана на санскрите написан огромный молебен.

В чем святость? Согласно легенде, именно здесь проходили первые бои Чингисхана с меркитами, когда-то населявшими эти земли. Меркиты с 1177 по 1216 год вели ожесточенные бои против Чингисхана и хана Джочи, пока не были разбиты. Меркитская крепость сегодня - это не крепость в привычном смысле этого слова. Это скальники, на которых сохранились элементы былых укреплений, углубления для сигнальных огней, колодец, наблюдательные площадки.
В Меркитской крепости есть два так называемых «гудящих камня», которые, согласно поверьям способны исцелить женщину от бесплодия и принести удачу в любви. К Меркитской крепости проводятся паломничества, сюда приезжают шаманы и ламы.
в 2010 году здесь были обнаружены буддийские свитки и иконы-танка, которые спрятали здесь ламы в годы гонений на религию. Так как с горы нельзя ничего брать, свитки были осмотрены и возвращены на место.

Монашество как способ служения Богу путем отречения от мира насчитывает не одно тысячелетие. Первыми монахами принято считать учеников принца Сиддхартха Гаутамы – основателя буддизма. Однако наиболее полное развитие идея монашества получила в христианстве. В Египте в IV веке возникают первые общины отшельников-христиан. Историю европейского монашества по праву связывают с именем Бенедикта Нурсийского, который основал в VI веке аббатство Монте-Кассино на территории современной Италии.

Стоит заметить, что это была не единственная заслуга патриарха, поскольку им же был написан устав, который на века определил образ жизни монахов-бенедиктинцев. Учитывая влияние, оказанное Святым Бенедиктом на историю монашества, имеет смысл начать знакомство с самыми древними монастырями мира именно с Монте-Кассино, тем более, что это аббатство является не только старейшим, но и одним из крупнейших в Европе.

Монте-Кассино, Италия

Приблизительно в 530 г. Бенедикт Нурсийский организовал христианский монастырь на месте бывшего языческого храма Аполлона рядом с городком Кассино. В последующие века монастырь не раз подвергался нашествиям и разрушениям, но всегда возрождался. В период расцвета, начиная с XIV века, аббатство Монте-Кассино становится местом паломничества, а трое его монахов в разное время избираются римскими папами.

Одна из печальных страниц истории древнего монастыря относится к периоду Второй мировой войны. Военно-воздушные силы союзников подвергли Монте-Кассино массированной бомбардировке, в результате чего монастырь был полностью разрушен. К счастью, культурные и культовые ценности были заблаговременно вывезены. Восстановительные работы велись около 20 лет, и только в 1964 году Монте-Кассино снова стал действующим монастырем, каковым и является вплоть до сегодняшнего дня.

Леринское аббатство, Франция

В V веке на острове Сен-Оноре недалеко от современных Канн Гонорат Арелатский вместе с учениками основал монашескую общину. Спустя триста лет Леринское аббатство стало влиятельным и процветающим. Богатство монахов послужило причиной неоднократных нападений и разграблений монастыря то сарацинами, то пиратами, то испанцами.

В бурные дни Французской революции новая власть изгнала монахов, а само аббатство перешло в собственность актрисы мадемуазель Саинваль, превратившей обитель из места паломничества в гостиный двор. Лишь в 1859 г. епископ Фрежюс выкупил древнее аббатство. После реконструкции в нем снова поселились монахи, которые до сего дня посвящают время молитвам и виноградарству, а также в какой-то мере продолжают дело мадемуазель Саинваль, занимаясь гостиничным бизнесом и принимая туристов.

Мон-Сен-Мишель, Франция

Монастырь-крепость, находящийся на одноименном острове у побережья Нормандии, является одним из самых значимых памятников средневековой архитектуры Франции. Легенда гласит: в VIII веке архангел Михаил явился Святому Оберу, в то время простому епископу, и дал повеление возвести на острове храм. От той первой постройки в виде грота до наших дней сохранилась лишь стена, а всемирно известное аббатство Мон-Сен-Мишель было построено монахами-бенедиктинцами, после того как нормандский герцог Ричард I в 966 г. поселил их на острове вместо изгнанных каноников храма. Даный замок входит в список самых красивых замков Европы по версии портала Samogo.Net.

Как оказалось, святые отцы обладали не только хорошими строительными навыками, но и деловой хваткой. Поскольку остров уже на протяжении двух веков пользовался популярностью у паломников, монахи Мон-Сен-Мишеля выстроили для их удобства городок у подножия своей обители. Их дальновидность окупилась с лихвой – на средства, пожертвованные паломниками, монахи вскоре возвели на скале не только храм внушительных размеров, но и прочие монастырские постройки. Впрочем, аббатство Мон-Сен-Мишель нередко становилось крепостью. Например, в годы Столетней войны монахам и рыцарям аббатства не раз приходилось отбивать атаки англичан. Сегодня древний монастырь – центр туристического паломничества, который посещают более 4 млн. человек ежегодно.

Санкт-Галлен, Швейцария

В далеком 613 году монах-отшельник Галлус основал монастырь Святого Галла. Немного позднее в обители открылась художественная школа, куда пригласили ирландских и английских мастеров. Однако наиболее значимым событием в жизни монастыря стало основание библиотеки в VIII веке. С этого момента за Санкт-Галленом на тысячу лет закрепилась слава центра европейского просвещения. Надо признать, слава вполне заслуженная, ибо находящаяся здесь библиотека насчитывает приблизительно 170 тысяч книг.

Во второй половине XVIII века средневековые здания монастыря были снесены, а на их месте простроены новые, включая собор и библиотеку в стиле позднего барокко. В одном из залов библиотеки, кроме книг, находятся также привезенные из Египта мумии. По решению ЮНЕСКО в 1983 году аббатство Санкт-Галлен вошло в список Всемирного наследия человечества.

Шаолинь, Китай

Дата основания Шаолиня теряется во мгле веков, однако древнее сказание уверяет, что в V веке китайский император, узнав об учении Будды, отправил в Индию послов. Возвратились они вместе с буддийским монахом Бато, который не только основал монастырь на склонах горы Суншань, но и обучил китайских монахов первому комплексу боевого искусства ушу. Процветание Шаолиня начинается после того, как монахи-воины освободили похищенного мятежниками наследника престола. Император Тан в благодарность за освобождение сына щедро одарил монастырь.

На протяжении столетий монахов-воинов, практиковавших кунг-фу, императоры не раз пытались использовать во время многочисленных войн. Их отказ вызывал волну репрессий, закрытие, а то и разрушение монастыря. Но Шаолинь неизменно возрождался! Так продолжалось вплоть до 80-х годов XX века, а точнее до выхода на экраны фильма «Храм Шаолиня», который имел большой кассовый успех. Китайское правительство выделило средства и в короткий срок вокруг монастыря были построены школы кунг-фу, рассчитанные на туристов. Таким образом, была открыта новая страница в истории древнего Шаолиня.

Джвари, Грузия

Джвари – монастырь Креста – построен на вершине горы на том самом месте, где, по преданию, в IV веке святая Нина установила деревянный крест как символ победы христианства над язычеством. Как это не раз случалось в истории, к чудотворной святыне потянулись паломники, и спустя два века на горе построили церковь, а немного позже монастырь. Остатки тех первоначальных построек сохранились до наших дней. В советское время монастырь Джвари пришел в упадок не только из-за антирелигиозной политики государства, но и по причине появления в округе военных баз. После распада Советского Союза Джвари был восстановлен и стал первым памятником Грузии, попавшим в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как шедевр грузинской средневековой архитектуры.

Джоканг, Тибет

Монастырь Джоканг – священное место Тибета, куда ежедневно стекаются толпы верующих, исповедующие различные течения буддизма, а также Бонпо – коренную тибетскую религию. Здесь проводятся обряды посвящения Панчен-ламы и Далай-ламы. Первоначальные здания, возведенные в VII веке, претерпели реконструкцию спустя тысячу лет, монастырь был украшен росписью и статуями. Оккупация Тибета Китаем в 1959 г. и претворение в жизнь идей культурной революции стали настоящей катастрофой для монастыря, часть которого была превращена в свинарник, а древние тибетские манускрипты сожжены в огне. Восстановленный монастырь Джоканг – внушительная четырехэтажная постройка с открытой крышей – в 2000 году занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Перечень самых древних монастырей на этом, разумеется, не заканчивается, но и этих примеров достаточно, чтобы убедиться в их культурном и духовном влиянии на человечество.

Действующие монастыри России – это не только культурное достояние мирового значения, но и важный институт православия, где рождается особая энергетика, основоположные учения святых чудотворцев.

В обителях старцы и монахи молятся за грешные души всего мира. Побывать в действующих монастырях России – это не просто насладиться древними храмами и иконами, каждый может прикоснуться к удивительной жизни святых и вобрать в себя каплю чудесной, монастырской энергетики.

После распада СССР многие монастыри снова возобновили свою работу, некоторые восстановлены позднее силами прихожан. Все они открыты для паломников и прихожан, в некоторых можно остаться на несколько недель в качестве волонтера, трудника и послушника.

Женские монастыри России, куда можно приехать и пожить

Во многие женские монастыри России можно приехать пожить на несколько недель и стать трудником или волонтером, то есть трудиться и молиться во имя Господа. Часто приезжают женщины и девушки, которые находятся в тяжелых жизненных ситуациях, стоят на перепутье или хотят помочь монастырю своей работой.

По отзывам многих волонтеров – это непередаваемый опыт, который остается на всю жизнь и оберегает от всех невзгод и трудностей.

Покровский монастырь

Покровский женский ставропигиальный монастырь, где находится мощи и чудотворная икона Старицы Матроны можно назвать самым известным в Москве.

Сюда приезжают паломники и прихожане со всей России, чтобы дотронуться до мощей и иконы Преподобной Матроны. Святая благоволит девушкам, поэтому сюда часто приезжают беременные девушки или те, кто не могут найти спутника жизни. Здесь можно остаться на несколько недель и поработать в монастыре.

Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь

Обитель сильно пострадала во времена СССР, многие монахини вынуждены были скрываться от властей, и жили монахинями в миру.

Именно здесь жил Преподобный чудотворец Серафим Соровский, где и хранятся его мощи. Многие прихожане рассказывают о чудесах, которые происходили с ними после преклонения к мощам и к иконе. После развала СССР монастырь был восстановлен и обрел славу исцеляющего от болезней. Паломники приезжают помолиться о здоровье, о силе веры, об исцелении от болезней.

Монастырь находится в городе Дивеево недалеко от Арзамаса.

Свято-Петропавловский женский монастырь

Обитель была создана в XIII веке, но позднее упразднена Екатериной Великой, позднее снова открыта.

Здесь работали различные мастерские: иконописные и чеканные, церковно-приходская школа и больница. В годы СССР монастырь был закрыт и возрожден лишь в 2002 году.

Монастырь находится недалеко от Хабаровска, куда ходит специальный автобус.

Крупнейшие православные монастыри России

Крупнейшие монастыри – это не просто отдельные монастыри, это целый, закрытый мир с множеством комплексов, храмов, соборов и дворов. В такие монастыри едут паломники, послушники и волонтеры со всего православного мира, чтобы помолиться о здоровье своей семьи, во Славу Божию и мира на земле.

Троице-Сергиева Лавра

Один из древнейших комплексов, который расположен в городе Сергиев-Посад, недалеко от Москвы.

Он был основан в XIV веке. Сейчас это крупный ансамбль соборов и храмов, куда может приехать любой желающий. В Лавре хранятся мощи 9 святых, среди которых Сергий Радонежский и Максим Грек.

Сейчас Лавра помимо духовной, религиозной жизни ведет социальные проекты и благотворительность. Активисты помогают людям на военной службе, находящимся в тюрьме и в сложной жизненной ситуации.

Псково-Печерский монастырь

Знаменитый мужской монастырь, жизнь которого описана в книге «Не Святые Святые».

Древний монастырь-крепость, один из немногих обителей, который продолжил свою работу в СССР. Здесь находятся чудотворные иконы, жития и мощи Святых, в монастыре жил знаменитый Архимандрит Иоанн Крестьянкин. Сюда можно приехать на экскурсию и остаться послушником и волонтером.

Помимо основных храмов на территории находятся пещеры, где жили и молились монахи. Их можно посетить по специальной записи.

Монастырь находится в Пскове.

Валаамский монастырь

Мужской монастырь находится на острове Валаам на Ладожском озере, недалеко от границы с Финляндией.

Большое подворье и комплекс из храмов и соборов ежедневно посещают тысячи людей. Здесь можно остаться в качестве послушника и волонтера, а также помолиться о здравии семьи или сходить на экскурсию.

Самые знаменитые монастыри России

Об этих обителях знает практически каждый житель России, многовековая история, чудотворные иконы и Святые-чудтворцы, служившие в монастырях сделали их бессмертными.

Оптина пустынь

Один из самых знаменитых и почитаемых монастырей в России. Сюда приезжают со всей России за помощью и советом к старцам.

Чудотворные иконы и молитва помогает обрести здоровье, веру и любовь. Добраться до монастыря можно из города Козельск, который находится в Калужской области.

Новодевичий монастырь в Москве

Большое подворье находится в Москве и имеет многовековую историю.

Именно здесь провела остаток своих дней Царевна Софья, старшая сестра Петра I. Женский монастырь можно посетить в качестве прихожанина, а также стать послушницей. Сюда часто приходят помолиться одинокие девушки в поисках помощи в обретении спутника жизни.

Александро-Свирский монастырь

Мужская обитель была основана в XV веке святым, преподобным Александром Свирским среди дремучих лесов, в месте обитания языческих племен кореллов, вепсов и чуди.

Святой славится своими религиозными подвигами, которые описаны в житие и рассказываются в храме. В храме обозначены особые места поклонения и явления святого духа Александру Свирскому.

Здесь покоятся мощи Александра Свирского, освященная копия знаменитой Туринской плащаницы, которая со временем начала мироточить. Со всех концов страны съезжаются посмотреть и помолиться на великую святыню.

Ставропигиальные монастыри России

Ставропигиальные монастыри – это те обители, которые подчиняются непосредственно Патриарху Московскому и всея Руси, а также синода и неподвластны местным епархиям.

Донской мужской монастырь

Монастырь – один из старейших обителей России, он был основан в XVI веке царем всея Руси Федором Ивановичем.

Культурный и архитектурный памятник имеет многовековую историю. Его разграбляли во время нашествия французов, закрывали в период СССР, но он снова действует и принимает в храм прихожан. Монастырь находится недалеко от центра Москвы. Здесь находится чудотворная Донская икона Божией Матери.

Адрес монастыря: Донская площадь, д. 1-3.

Иоанновский ставропигиальный женский монастырь

Иоанн Кронштадский основал монастырь в начале XX века в честь Преподобного Иоанна Рыльского. Святой настоятель провел всю свою жизнь и нашел покой в обители монастыря. В советское время монастырь был закрыт.

Монастырь восстановлен в 90-е годы и обрел статус ставропигиального. Монахини рассказывают об удивительных чудесах и исцелениях, которые происходят в обители в последние 30 лет.

Самый древний монастырь в России

Муромский Спасо-Преображенский монастырь в городе Муром упоминается в летописях раньше других монастырей в 1096 году, дату основания приписывают к 1015 году, то есть через 25 лет после Крещения Руси.

Основанный сыном великого князя Владимира, Глебом, монастырь прошел длинный тысячелетний путь. В советское время он был закрыт, там располагалась военная часть до 1995 года. Сейчас он восстановлен и открыт для всех прихожан.

Муромский монастырь входит в золотое кольцо России и является памятником Древнерусской архитектуры ранне-христианского периода.

Самые отдаленные монастыри России

Соловецкий монастырь – один из самых древних и отдаленных обителей России, располагается на Соловецких островах в Архангельской области. Является ставропигиальным монастырем.

Здесь хранятся мощи первооснователей, Преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО, как памятник Древнерусского зодчества.

В советскую эпоху в монастыре была тюрьма для политических заключенных и священнослужителей.

Суровый климат делает ограниченной поездку в монастырь осенью и зимой. Удобнее всего отправляться в летнее время по морю из города Кемь.

Храмы часто основывались вдалеке от мирской жизни, наедине с суровой природой. Соловецкий и Валаамский монастыри являются труднодоступными обителями для прихожан. Помимо них далеко от поселений находится Кожеозерский Богоявленский монастырь. Он находится в Архангельской области на озере Кожеозеро.

Монастырь основан в XVI веке, здесь был игуменом Никон, будущий, знаменитый патриарх всея Руси.

Обитель приглашает паломников, сестер в послушание и волонтеров.

Монастыри России с чудотворными иконами

Высоцкий монастырь был заложен в XIV веке Сергием Радонежским.

В обители находится знаменитая чудотворная икона «Неупиваемая чаша» , которая избавляет от алкоголизма. Со всех уголком страны в монастырь приезжают помолиться о здоровье близких и в поисках помощи от страшной зависимости. Высоцкий монастырь находиться в городе Ступино, недалеко от Москвы.

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь

Обитель основана в XVI веке на берегу реки Тихвинки.

Здесь находится одна из главных святынь православной религии – чудотворная Тихвинская икона Божьей матери. Ее почитал и считал своей покровительницей Иоанн Грозный.

Икона обладает исцеляющими и ратными свойствами. По преданию она оберегает русские войска.

По преданию во время Великой Отечественной войны икону возили на самолете вокруг Москвы, защищая ее от атаки фашистов.

Пещерные монастыри России

Скальные монастыри – это особые обители, которые основывали монахи-отшельники, уходя от мирской жизни. Они вызывают восхищение и поражают своим внутренним убранством, ведь они буквально прорубались в скалах.

Троицкий Сканов монастырь

В XIX веке монахи-отшельники удалились от мирской жизни и построили в пещере небольшую часовню.

В глубину скалы проходит 2,5 км проходов до самого нижнего яруса, где располагается источник с чистой, святой водой. В советское время храм был разграблен и разобран, в результате чего многие проходы обвалились. В последние годы ведутся активные работы по восстановлению.

Свято-Успенский монастырь в Бахчисарае

Обитель была основана в VI веке в скале по исследованиям ученых.

Она пережила тяжелый период, находясь на территории крымского ханства, и подвергалась гонениям. Долгое время была в забвении, возрождена в XIX веке.

Сейчас обитель открыта для посещения, прихожане могут отправиться на экскурсию и набрать воды из святых источников.

Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — мужской монастырь, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана князем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси великого Киевского князя Владимира). Получив в удел город Муром, святой князь основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем и монашескую обитель.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы, преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Одна страница истории монастыря связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году Грозный пошел на Казань. Один из путей его рати лежал через Муром. В Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Там Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Но Спасо-Преображенский выстоял. В 1878 году со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращен.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счетной палаты Российской Федерации.

 
Статьи по теме:
Александр толстой произведение петр 1 краткое содержание
«Петр Первый» — исторический роман. Жанровая специфика исторического романа предопределена временной дистанцией между моментом создания произведения и тем, к которому обращается автор. В отличие от романа о современности, обращенного к реалиям сегодняшнег
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг