Какую роль играют прилагательные в речи? Какова роль имен прилагательных в языке и речи

Тема: РОЛЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ.

Цель:1. В результате выполнения работ творческого характера определить роль прилагательных в речи;

2. Развивать мышление, внимание, речь учащихся;

3. Прививать любовь к родному краю.

Форма работы: работа в группах, индивидуальная.

Оборудование: тесты, карточки с заданиями, кластер,коллаж, алгоритмы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

1.Запись даты.

2.Объявление темы урока и целевая установка.

Тема высказываний - красота родной природы.

3.Психологический настрой.

Сейчас посмотрим друг на друга, улыбнемся друг другу и настроимся на хорошую работу на уроке.

2.Синтаксическая пятиминутка. «Лови ошибку»

Ветер срывает с деревьев последние листья, и гонит на юг последние стаи перелетных птиц. (Ветер срывает с деревьев последние листья и гонит на юг последние стаи перелетных птиц).

Листья летят кружатся падают,и устилают землю пестрым ковром.

(Листья летят, кружатся, падают и устилают землю пестрым ковром).

3.Беседа по вопросам.

Весной на березе висит дымка, вьются кудри, колеблется туман.

О чем я вам сообщила? Можете ли вы представить себе березу? Какая она? Нет. Нет точности и выразительности.

А какие слова вы бы добавили. чтобы более образнее представить березку? Весной на березе висит нежно-зеленая дымка, вьются легким облаком темно-зеленые кудри, колеблется прозрачно-зеленый туман из

полусвернутых листьев.

- Какие слова вы добавили? (нежно-зеленая, темно-зеленые кудри и т.д.)

К какой части речи относятся эти слова? К имени прилагательному.

4. «Снежный ком» По типу снежного кома дать определение имени прилагательному.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи.

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета.

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какие?

Имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какие? Например: вода (какая?) прохладная.

5. Блиц-опрос: (вспомним морфологические признаки имени прилагательного)

Назовите способы образования имен прилагательных.

Как пишутся сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов?

Когда не с прилагательным пишется раздельно?

Когда не пишется слитно?

Как напишем суффиксы ин, ан, ян?

Назови слова-исключения.

Назовите разряды имен прилагательных.

С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

Итак, какую проблему мы должны решить?

- для чего мы используем в речи имена прилагательные ?

Выполняя различные задания, мы сможем ответить на этот вопрос и составить алгоритм.

6.Сравнительный анализ.

Задание: Давайте, ребята, прочитаем и сравним два текста " Осенняя картина" (прочитали)

Осенняя картина.

Красив осенью лес. Стоят березы, осины, рябины, клены. Осенняя картина становится особенно красивой, когда встречаются здесь ель и пихта. Их вершины резко выделяются на фоне деревьев. Это настоящая осень.

Осенняя картина.

Красив осенью лиственный лес. Стоят золотисто-желтые березы, пурпурно-красные и бледно-желтые осины, пунцовые рябины, ярко-желтые и румяные клены. Осенняя картина становится особенно красивой, когда встречаются здесь ель и пихта. Их темно-зеленые острые вершины резко выделяются на светло- пестром фоне лиственных деревьев. Это настоящая золотая осень.

О каком времени года говорится в тексте?

Какой текст больше понравился?

Скажите, чем они различаются?

АНАЛИЗ текстов проводит сильный ученик.

ВЫВОД : прилагательные более полно, ярко описывают осень, состояние природы:

7. Составление коллажа по теме " Осень", используя новую лексику, которая нам встретилась в тексте «Осенняя картина» (в группах)

8. Кто быстрей?

Подберите к данным прилагательным антонимы:

Смелый- трусливый

грустный - веселый

жадный - щедрый

интересный - скучный

грубый - нежный

ранний - поздний

короткий - длинный

сухой - мокрый

Вывод: обогащают словарный запас, делают нашу речь богаче.

9.КТО ЭТО?

По прилагательным определить кто это? что это?

Голубое. ясное, безоблачное- НЕБО

Яркое, весеннее, жаркое - СОЛНЦЕ

Отцовский, строгий, дедовский - НАКАЗ

Горячая, нежная, материнская - ЛЮБОВЬ

Старенька, седая, добрая- БАБУШКА

Родная, ласковая, заботливая - МАМА

Вывод: используется при описании человека.

10. Дайте с помощью прилагательных определение-оценку следующим предметам: (в группах)

Дерево- высокое, крепкое, зеленое, стройное, любимое...

Река - чистая, широкая, родная, узкая,глубокая...

11. Редактирование текста. (в группах)

Березка.

Я вышел на солнечн… … поляну и чуть не ахнул. На середине поляны возвышалась могуч… …, величав… … ель. Ее широк… … , мохнаты … … лапы опускались к земле. А над этими ветками образовался

вместительн… … , зелен… … шатер.

Весна.

Весна наступила в этом году ранн… … , дружн… …, неожидан… … . Побежали по деревенск… … улицам бурлив… … , коричнев… … ручейки. В огромн… … лужах отразилось голуб… … небо с белы… …. облаками.

Снег сошел. Из-под него выглянула мокр… … , тепл… … земля, полная свеж… … соков. Над черны … … нивами вился легк… … парок. Он наполнял воздух ароматн… … запахом земли.

Вывод: используем прилагательные для описания природы.

12. Какие черты характера человека вы считаете отрицательными?

Вывод: определяют черты характера человека.

13.Творческая работа (в группах)

Используя данные прилагательные, опишите свою маму.

Глаза – голубые, большие, добрые, злые, карие.

Нос – прямой, с горбинкой, крупный, курносый.

Губы – полные, тонкие, улыбчивые, выразительные.

Рот – большой, маленький, красивый.

Лицо –круглое, вытянутое, продолговатое, длинное.

Волосы – темные, вьющиеся, светлые, заплетенные в косы.

Вывод: используем для описания внешности человека.

14..Занимательная минутка.

Отгадайте загадки-шутки.

Ответ - имя прилагательное.

В какую бочку нельзя налить воды?

Каких камней не найдешь в море?

Какой болезнью никто не болеет на земле?

На какое дерево садится ворона во время дождя?

Из какого крана нельзя напиться?

Каким гребнем не причешешься?

Какой год продолжается всего один день?

15. Синквейн (в группах)

1 группа - ИНЕЙ.

2 группа - МОРОЗ

Вывод: помогают ярче выражать мысли, более точно описать состояние природы.

Обращение к проблеме, составление алгоритма.:

Для чего используем прилагательные в речи?

Чтение алгоритма у чащимися.

Имена прилагательные делают речь: яркой, выразительной, богатой, образной, полной.

Исследования ученых (сообщение учителя)

- Ученые установили, что по количеству употребляемых в речи слов имена прилагательные занимают третье место после имен существительных и глаголов.

Выполняя различные задания творческого характера, я думаю, вы убедились, что прилагательные помогают полнее точно раскрыть свойства предмета, более точно передать настроение.

придают предмету ему образность, яркость.

- Похвальное слово прилагательному. Чтение стихотворения .

16. Д.ЗАДАНИЕ ЭССЕ " Река зимой"

17. ИТОГ УРОКА. Самооценка своей работы.




…….ельник снегами, как мехом …….ельник снегами, как мехом Опушили ……. морозы, В блестках инея, точно в алмазах, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Задремали, склонившись, березы. Неподвижно застыли их ветки, Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на ……… лоно, А меж ними на ……… лоно, Точно сквозь серебро ………. Точно сквозь серебро ………. …….. месяц глядит с небосклона. …….. месяц глядит с небосклона. И.Бунин И.Бунин


Темный ельник снегами, как мехом, Опушили седые морозы, Опушили седые морозы, В блестках инея, точно в алмазах, В блестках инея, точно в алмазах, Задремали, склонившись, березы. Задремали, склонившись, березы. Неподвижно застыли их ветки, Неподвижно застыли их ветки, А меж ними на снежное лоно, А меж ними на снежное лоно, Точно сквозь серебро кружевное. Точно сквозь серебро кружевное. Полный месяц глядит с небосклона. И.Бунин И.Бунин




1 группа: выписала словосочетания с прилагательными, уточняющими прилагательными, уточняющими значение существительных, значение существительных, определяющими их среди однотипных. определяющими их среди однотипных. 2 группа: выписала словосочетания с 2 группа: выписала словосочетания с прилагательными, помогающими прилагательными, помогающими нарисовать живую образную картину нарисовать живую образную картину действительности действительности


Речевая разминка Снежное лоно Снежное лоно Лоно- грудь, утроба, недра, как символ ласки, нежности, материнства, в некоторых случаях (ложе, кровать) Лоно- грудь, утроба, недра, как символ ласки, нежности, материнства, в некоторых случаях (ложе, кровать)утробанедрасимволматериутробанедрасимволматери










Этимологическая страничка Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и его перевод – «нечто покинутое», «прибавляемое», «приложенное». Само греческое слово «эпитет» - это образное сравнение, у нас тоже применяется в литературе. И почти каждое прилагательное является эпитетом. Дословный перевод названия «прилагательное» с греческого – эпитет. Да и в латыни этот термин звучит похоже, и его перевод – «нечто покинутое», «прибавляемое», «приложенное». Само греческое слово «эпитет» - это образное сравнение, у нас тоже применяется в литературе. И почти каждое прилагательное является эпитетом. 24


Интегрированные уроки

6 класс

ТЕМА: «ЗИМА»

(Сдвоенный урок)

Задача урока. С помощью прилагательных учимся делать нашу речь более выразительной, точной, меткой, образной.

Одновременно учимся работать с текстом учебника.

Оборудование урока . Сочинения учащихся о зиме, выставка рисунков о зиме, репродукция картины И.И. Шишкина «Зима», отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес», словарики синонимов, необходимые записи на доске, учебники русского языка, литературы.

Знакомясь с темой, учащиеся ставят главный вопрос урока.

Главный вопрос: для чего нужны прилагательные и как они употребляются в речи?

Работа с текстом учебника

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию,

подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

– Как вы понимаете слова К.Паустовского, данные в учебнике эпиграфом?

В нашем языке многие слова обладают свойством воздействовать, влиять на чувства и мысли людей, а некоторые слова особенно, потому что в них содержится образность.

Чтение стихотворения В.Выркина «Ищу слова» (упр. № 152).

– О чем это стихотворение? Какова его основная мысль?

Как важно искать и находить самое подходящее слово в определенной ситуации.

Чтение лингвистического текста (упр. № 151). По тексту упражнения учащиеся дома составляли для себя памятку и сюда же добавляли материал из учебника Р.И. Альбетковой «Русская словесность». 6-й класс.

Работа с художественными текстами

– Посмотрим, как работают прилагательные в поэтической речи. Обратимся к стихотворению А.Пушкина «Зимнее утро».

Рассматриваем прилагательные чудесный и великолепный . Используя словарик синонимов, попытаемся на место данных прилагательных поставить другие. Учащиеся приходят к выводу, что выбранные А.Пушкиным прилагательные вмещают целые синонимические ряды. Они помогают выразить возвышенное и восторженное чувство поэта, для этого он нашел наиболее подходящие слова.

– Посмотрим, как «работают» прилагательные в прозе.

Для анализа берется отрывок из произведения И.С. Соколова-Микитова «Русский лес».

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Нет-нет да и сорвется такая белая шапка с вершины высокой ели, рассыплется серебристой легкой пылью, и долго колышется освобожденная от тяжести снега еловая зеленая ветка. Высокие вершины елей унизаны ожерельем лиловых шишек. С веселым свистом перелетают с ели на ель, качаются на шишках стайки красногрудых клестов.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные, спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Тихо в спящем зимнем лесу, но чуткое ухо внимательного человека улавливает живые тонкие звуки. Вот где-то застучал и вскрикнул, перелетая с дерева на дерево, пестрый дятел. Серый рыжеватый рябчик с шумом сорвался с ветки, скрылся в лесной глубине. Проказница белка теребит у вершины ели спелую шишку, роняя на снег темные легкие шелушинки, смолистые обгрызенные стерженьки. Бесшумно пролетели у края леса, закричали голубоватые сойки.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие следы белок, маленькие следочки лесных мышей и птиц. Только очень внимательный человек может наблюдать жизнь зимнего леса. Нужно уметь ходить тихо, слушать и останавливаться. Только тогда откроется вам чудесная красота спящего зимнего леса.

После краткой справки о писателе беседуем с классом.

Беседа с классом

– Какое впечатление произвел на вас текст?

Почему вы решили, что это текст, а не отдельные предложения?

Как первое предложение помогает нам понять, имеем ли мы дело с целым текстом или его частью?

Запишем первое предложение: Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес.

Выводы . Союзное соединение членов предложения (зимой и летом, осенью и весной) помогает уделить внимание каждому слову, увеличивает временное пространство. Это часть большого текста, описание зимнего леса.

Сказуемое в этом предложении выражено краткой формой прилагательного хорош , что делает речь более торжественной, книжной.

– Можно ли подобрать синонимы к слову русский ?

Слово русский в данном тексте имеет значение «родной», «близкий», «любимый». Это контекстуальные синонимы. Отсюда возможен заголовок «Русский лес зимою», который не только называет тему, но и выражает основную мысль. Автор описывает любимое, родное место, которое ему хорошо известно и дорого.

– Какому типу речи принадлежит отрывок?

Данный отрывок смешанного типа речи: рассуждение, описание, повествование с преобладанием описания. Вместе с тем учащиеся отмечают, что предложения в тексте связаны параллельной связью, и эта связь обычна при рассуждении – начале каждой микротемы (почему хорош, почему не налюбуешься, почему невидимая жизнь). При описании обычно употребляются слова с конкретным значением, текст насыщен прилагательными, перечисляются картины.

– Озаглавьте каждую микротему .

1. Описание леса.

2. Описание тишины.

3. Невидимая жизнь леса, открывающаяся внимательному человеку.

– Какие лексические средства используются для описания тишины?

Ключевые слова: тихий лес, недвижные сосны, нетронутые сугробы, тонкие звуки, бесшумно пролетели, и на этом фоне резко выделяется каждый неожиданный звук .

– Можем ли мы, подключив воображение, услышать эту тишину? Нам поможет репродукция картины И.Шишкина «Зима».

Учащиеся рассказывают, что почувствовали, услышали в зимнем лесу.

– Как последние три предложения текста «работают» на основную мысль?

Русский лес особенный, родной, понять его может человек наблюдательный, внимательный, умеющий вслушиваться и всматриваться. Чтобы почувствовать радость общения с природой, как и с людьми, надо самому быть внимательным, добрым. Не каждому откроется эта красота.

Самостоятельная работа

Задание 1 . Найдите выразительные средства языка в тексте (эпитеты, метафоры).

Задание 2 . Выпишите из текста прилагательные, характеризующие (определяющие) деревья, снег, птиц. Какие признаки передает прилагательное?

Задание 3 . На доске запись. Сравним прилагательные в 1-м и во 2-м столбике. В чем их различие? Выпишите из первого абзаца произведения «Русский лес» словосочетание прилаг. + сущ. Потом попытайтесь определить, в каких случаях прилагательные являются эпитетами.

живые тонкие звуки

веселый свист (клестов)

тяжелые шапки (снега)

Ответ . Слева – прилагательные-эпитеты, справа – прилагательные – не эпитеты. Их различие в том, что первые создают художественный образ, вторые называют конкретные признаки существительных: цвет, размер, состояние, возраст.

Задание 4 . Подумайте, какая разница между прилагательными серебристый, смолистый и серебряный, смоляной . Подберите к этим прилагательным существительные. К какому разряду относятся данные прилагательные? Каково значение суффиксов -ист- и -ян- ?

Ответ . Первая пара – качественные прилагательные, вторая – относительные. Суффикс -ист- передает значение «слегка», суффикс -ян- – сделанный из какого-либо материала.

Задание 5 . Подумайте: какая разница между следующими словами? Можно ли заменить одно другим?

спящий (лес) – сонный (лес);

освобожденная (ветка) – свободная (ветка);

обгрызенные (стерженьки) – целые (стерженьки);

нетронутые (сугробы) – чистые (сугробы);

спеющая (малина) – спелая (шишка);

отяжелевший (снег) – тяжелый (снег).

Задание 6. Выпишите из текста прилагательные с орфограммами: правописание суффиксов; сложных прилагательных, не с прилагательными; безударная гласная в корне; о–е после шипящих и ц .

Работа с репродукцией картины И.И. Шишкина «Зима»

– Есть ли связь с текстом? Какие предложения из текста можно взять для описания шишкинской зимы? Используя эти предложения, дома сделайте описание картины.

Почему картина названа «Зима», а не «Зимний лес»? Что хотел сказать этим художник?

Изображается глухой зимний лес, но говорит он о зиме снежной и суровой.

– Какие мысли, чувства объединяют произведения Пушкина, Соколова-Микитова и Шишкина?

Вывод : любовь к родной природе, восхищение красотой природы, умение вслушиваться и всматриваться. Наиболее сильно чувство выражено в поэтическом тексте, чему способствуют рифма, ритм, мелодия стиха, более восторженная лексика, звукопись.

Введение

Несмотря на богатство и красоту русского языка, наша речь порой выглядит очень скудной. Нас волнует вопрос, как можно сделать ее более интересной, образной, впечатляющей?

Попробуйте рассказать о русской зиме человеку, живущему в другой стране. Мы можем словами нарисовать такой пейзаж: «Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрыта снегом. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятаны ёлочки». Однако этот пейзаж будет абсолютно неполным, он не сумеет создать представление о русской зиме, передать всю прелесть и особенность этого времени года. Другое дело, если мы включим в свой рассказ имена прилагательные. Посмотрите, как сразу же «расцветет» наше повествование, «заиграет» всеми цветами – поможет не только увидеть, но и проникнуться, почувствовать такое прекрасное время года, как русская зима: «Пришла холодная зима. Земля покрыта белым снегом. Стоит мёртвый лес. Деревья украшены красивыми узорами инея. В снег спрятаны маленькие ёлочки».

Мало просто назвать окружающие нас предметы, нужно суметь отличить их друг от друга. Сделать это можно по различным признакам: форме, цвету, весу, вкусу, запаху и т.д. И первые помощники людям в этом деле прилагательные. Это они бесконечно отвечают на вопросы: какой? какая? какие? Это благодаря прилагательным утро становится солнечным и добрым, мама – веселой, красивой и любимой, суп – вкусным и аппетитным, книжка – интересной, увлекательной, задачка – легкой, а ты – умным.

Мы знаем, что имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Оно обозначает признак предмета по качеству, то есть характеризует предмет. Как это понимать? Прилагательные как бы описывают всевозможные объекты, расширяют представление о них, уточняют, дополняют - создают реальную картину, а значит, помогают нам познать и понять окружающий мир. Имена прилагательные настолько разнообразны и многочисленны, что с их помощью можно создать не только обыденный, но и художественный текст.

Мы поставили перед собой проблему: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные?

Наша цель: изучение текстов и определение роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном и разговорном по трем параметрам:

  1. Частота употребления прилагательных;
  2. Значение, в котором они употребляются;
  3. Роль прилагательных в речи.

Для достижения поставленной цели мы изучили печатные издания (художественную литературу, учебники, словари, газеты) и интернет-ресурсы.

Глава I. Имя прилагательное как часть речи

  1. Прилагательное – самостоятельная часть речи

Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой», «какая», «какие», «какое», «чей». В русском языке прилагательные изменяются по родам, падежам и числам, могут иметь краткую форму. В предложении прилагательное чаще всего бывает определением, но может быть и сказуемым (Приложение 1, Приложение 2).

Разряд - единственный постоянный морфологический признак этой части речи. Существуют четыре разряда прилагательных: качественные, относительные, порядковые и притяжательные.

Качественные прилагательные обозначают признак, который можно иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Как правило, имеют следующие признаки:

  • Сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком» (очень большой, слишком красивый, чрезвычайно умный).
  • Из качественных прилагательных возможно образовать: сложное прилагательное путем повтора (вкусный-вкусный, большой-большой), однокоренное прилагательное с приставкой не- (неглупый, некрасивый).
  • Имеют антоним (глупый - умный), а иногда и гипероним (большой – огромный).

Большинство качественных прилагательных, и только они, имеют две формы: полную (умную, вкусную) и краткую (умен, вкусен). Полная форма склоняется по числам, родам и падежам. Краткая форма не склоняется. В предложении краткая форма употребляется как сказуемое, а полная – обычно как определение.

Существуют три степени сравнения качественных прилагательных: положительная (красивый), сравнительная (красивее) и превосходная (красивейший).

Положительная степень обозначает, что предмет (группа предметов) обладает неким признаком (красивый дом). Сравнительная степень обозначает, что признак у одного предмета (предметов) выражен сильнее, чем у другого предмета (предметов) (лев больше, чем волк). Превосходная степень обозначает, что предмет (набор предметов) обладает неким признаком в большей степени, чем все остальные предметы той же группы (сильнейший футболист в нашей команде, лучший хирург в стране).

Относительные прилагательные обозначают признак, который нельзя иметь в большей или меньшей степени. Отвечают на вопрос «какой». Выражают отношение предмета к другому предмету (дверной), материалу (железный), свойству (стиральный), времени (январский), месту (московский), единице измерения (пятилетний, двухэтажный) и т.д. Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность предмета живому существу или лицу (отцовский, сестрин, лисий). Отвечают на вопрос «чей». Не имеют краткой формы, степеней сравнения, не сочетаются с наречиями «очень» (и его синонимами) и «слишком», не имеют антонимов.

Границы лексико-грамматических разрядов прилагательных подвижны. Так, притяжательные и относительные прилагательные могут приобретать качественное значение: собачий хвост (притяжательное), собачья стая (относительное), собачья жизнь (качественное).

Прилагательные склоняются по падежам и числам, а в единственном числе по родам. Исключение составляют краткие прилагательные и прилагательные в сравнительной степени: они не склоняются. Род, падеж и число склоняемого прилагательного зависят от соответствующих характеристик существительного, с которым оно согласуется.

Прилагательные чаще всего образуются суффиксальным способом: болото – болотный. Прилагательные также могут образовываться приставочным: небольшой, и приставочно-суффиксальным способами: подводный. Прилагательные также могут образовываться путем словосложение двух основ: бледно-розовый, трехлетний.

Глава II. Роль имени прилагательного в речи

Имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой. Прилагательные обозначают различные признаки предмета, это помогает охарактеризовать его с разных сторон (по цвету, форме, размеру, весу, росту, пространству) и выделить из ряда подобных; заключают в себе авторскую оценку.

Обилие прилагательных создает образную, живописную картину. Позволяет читателю увидеть природу в разнообразии красок. Именно эта часть речи позволяет живописать природу и ее явления.

Прилагательные рисуют внешний вид человека, отражают его внутреннее состояние.

Употребление имен прилагательных придает речи не только точность и меткость, но и особую выразительность. Они помогают полнее раскрыть отличительные свойства предмета, охарактеризовать предмет с разных сторон, придать описанию образность, яркость, передать оценку, отношение писателя.

  1. Художественный стиль

Литературно-художественный стиль – функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов.

Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании характеристики героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний. Прилагательные делают художественный текст красивее, образнее, как правило, в тексте часто выступают в роли эпитетов – поэтических, красочных определений, помогающих сделать произведение ярким, красочным, впечатляющим, запоминающимся.

Обратимся к отрывку из сказки А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»:

…- Постой,

Отвечает ветер буйный ,

Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора;

В той норе, во тьме печальной ,

Гроб качается хрустальный

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того пустого места.

В том гробу твоя невеста…

Здесь автор использует имена прилагательные, как в прямом (высокая гора, глубокая нора, гроб хрустальный, пустое место), так и в переносном (ветер буйный, за речкой тихоструйной, во тьме печальной) смысле, делая текст образным, живописным и ярким. С помощью прилагательных (буйный, могуч) автор уподобляет ветер живому существу, наделяет его душой, помогает в полной мере понять и прочувствовать такое особенное явление под названием ветер.

Примеры прилагательных в художественных текстах, их роль и функции мы отобразили в таблице:

Художественное произведение

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

…Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела –

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

Прилагательные помогают более ярко и выразительно описывать предмет. Здесь уже присутствуют не просто прилагательные, а художественное образное определение – эпитеты.

И.С. Соколов-Микитов «Зимний лес»

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.

Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах.

Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки.

Прилагательные создают образ зимнего леса, рисуют картину природы, которую легко себе представить. Характеризуют признаки зимнего леса, ярко, красочно описывают предметы, создают образную богатую картину, отражают эмоциональное восприятие, придают выразительность речи.

А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»

…У лукоморья дуб зеленый ;

Златая цепь на дубе том

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом;

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса – там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Проанализировав фрагменты из нескольких произведений А.С. Пушкина и произведения И.С. Соколова-Микитова, мы пришли к следующим выводам:

  1. Роль прилагательных в художественном стиле трудно переоценить. Так в отрывках из произведений А.С. Пушкина прилагательные составили 31-34 %;
  2. В художественном стиле прилагательные в основном используются в переносном значении, являются эпитетами, служат для создания метафор, т.е. являются средством создания художественного образа.
  1. Публицистический стиль

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с яркой эмоциональной окраской. Прилагательные в этом случае в большинстве своем напоминают прилагательные художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

Для анализа мы обратились к статьям и информационным заметкам газеты «Магнитогорский металл»:

Статьи и заметки

Характеристика, функции, роль прилагательных

«В минувшую субботу Магнитогорская таможня двадцатый раз отметила профессиональный праздник. Современная таможня – один из важнейших государственных институтов. От того, как организована ее работа, во многом зависит эффективность многих отраслей отечественной экономики, качество внешнеэкономических связей России и, в конечном счете, уровень жизни россиян…»

Качественные прилагательные используются в превосходной степени.

«Вчера над южными районами Челябинской области прошла небывалой силы гроза. В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья.

К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь местами вызвал сильное наводнение. Нанесен некоторый ущерб сельскому хозяйству. Временно было прервано железнодорожное и автомобильное сообщение между соседними районами».

Прилагательные уточняют место событий, характеризуют последствия событий.

В ходе наших наблюдений за статьями публицистического стиля мы сделали такие выводы:

  1. Количество прилагательных в публицистических статьях меняется; результаты исследования показали, что в выбранных нами статьях из газеты «Магнитогорский металл» прилагательные составляют 11-19 %;
  2. В публицистическом стиле в равной степени используются прилагательные в прямом и переносном значении;
  3. Прилагательные делают информацию более точной, конкретной, полной и образной.
  1. Научный стиль

Главное назначение научного текста, его лексики – обозначать явления, предметы, называть их и объяснять. Для усиления выразительности в научном стиле речи, в особенности в научно-популярной литературе, в произведениях полемического характера, в дискуссионных статьях, используются прилагательные типа: колоссальное, наивыгоднейшее, одно из величайших, труднейшая и т.д.

Для изучения научного стиля мы обратились к анализу некоторых статей из Толкового словаря русского языка В.И. Даля:

  • Лодка, лодочка, лодчонка ж. – гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибрежного плавания. Канонерская лодка – военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большого калибра. Набойная лодка – с набоями, насадами, поднятыми бортами.
  • Опупок м. опупь ж. опупье ср. – округлый холм, пологая и ровная горка; округлая вершина горы; возвышенное место, образующее остров во время разлива. || Шишка, пуговка, выпуклость. У оленя до рогов появляются на лбу опупки. В числе украшений на серебряной посуде бывали опупки.

А также к учебнику русского языка за 5 класс (первая часть):

  • Лингвистическая кладовая

В современном русском языке существует небольшая группа имен существительных с очень древними приставками: пра- , па - и су -. В словах пра дед, пра бабушка, пра матерь, пра внук приставка пра - добавляет к корню значение « отдаленная степень прямого родства», в словах пра язык, пра родина ее значение – « первоначальный , древний ».

В ходе анализа нами были сделаны следующие выводы:

  1. В текстах научного стиля прилагательные составляют примерно 5-10 %;
  2. В научном стиле прилагательные, как правило, употребляются в прямом значении, так как предназначены передавать точную информацию;
  3. Прилагательные делают научные сведения более конкретными, точными.
  1. Разговорный стиль

Разговорный стиль служит для непосредственного общения, для обмена информацией по бытовым вопросам в непринужденной обстановке. Разговорный стиль речи характеризуется богатыми изобразительными и выразительными возможностями языка. К средствам речевой выразительности часто обращаются поэты, писатели, публицисты.

Обычная форма разговорного стиля – диалог. Например, вот такой диалог мамы и дочери:

Мама, купи мне это платье.

Но оно такое дорогое !

Ну, мама, оно такое красивое и элегантное .

Нет, оно слишком короткое .

Ну, мама, оно ведь такое строгое , как я хотела!

Ладно, куплю я тебе это черное платье.

Мы видим, что без употребления имен прилагательных девочка не смогла бы уговорить маму купить ей платье.

Еще один диалог из произведения для детей Надежды Купавы «Тигр»:

Вот, мама, скажи, тигр какой?-

Доченька, он полосатый ,

Бывает и добрый , и злой …-

А дочка: - Еще усатый !

И мордочка, как у кота.

Глаза такие большие !

А где от ушей до хвоста

Ему полоски пришили? –

Он, дочка, родился такой.

Папа и мама такие…

Таким образом, для разговорного стиля характерна эмоциональность, образность. Здесь есть большая свобода для выбора эмоциональных слов, в том числе прилагательных. К сожалению, люди в разговорной речи очень часто исключают прилагательные, видимо в целях экономии времени. Но наш пример доказывает, что порой мы не можем без них обойтись.

Заключение

Имя прилагательное – одна из основных частей речи в русском языке. Наша речь насыщена прилагательными – без них она была бы скучна, невыразительна и непонятна.

Имена прилагательные находят отражение во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом различные функции:

  • передача более точной информации,
  • создание художественного образа,
  • обмен информацией по бытовым вопросам.

Таким образом, роль имен прилагательных в русском языке очень велика. С их помощью письменные тексты и устная речь делается более информативной, выразительной, точной, емкой и красочной. На наш взгляд, наличие в речи человека имен прилагательных говорит о его высоком культурном уровне, о развитом образном мышлении и речи. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств.

Библиографический список

  1. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современное написание. М.: Астрель: АСТ, 2006. 349 с.
  2. Интернет-портал https://ru.wikipedia.org/wiki/
  3. Пушкин А. С. Стихотворения. М.: Русская книга,1998. 336 с.
  4. Русский язык: 5 класс: учебник для учащихся образовательных организаций: в 2 ч. Ч.1; под ред. А.Д. Шмелева. М.: «Вента-Граф», 2014. 304 с.
  5. Соколов-Микитов И. С. Русский лес. М.: Эксмо, 2014.
  6. Электронные образовательные ресурсы http://festival.1september.ru/ http://znanija.com/

Приложение 1

Приложение 2

Отличительные признаки прилагательного

Грамматические признаки

Имя прилагательное

  1. На какой вопрос отвечает?

Какой? Чей?

Высокий человек, красивая песня

  1. Что обозначает?

Признак предмета

  1. К какому слову в предложении относится?

К имени существительному: чистый воздух

  1. Как изменяется?

По падежам, числам и родам: высокие сосны, острая боль, морской воздух

  1. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)?
  1. Определение: Высокие сосны трещали от стужи.
  2. Именная часть сказуемого: Воздух чистый и прозрачный.

Название:

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

ФИО руководителя проекта

Коновалова Елена Викторовна

Место работы, должность

Учитель русского языка и литературы

«МОУ СОШ № 32»

ФИ учащихся

Сличенко Елизавета

Место учебы, класс

Ученица 5 класса «МОУ СОШ №32»

Предметный раздел

Русский язык

Межпредметные связи

Литература, информатика.

Уровень владения учениками проектной технологией

Начальный уровень

Тема проекта

Проект «Роль имен прилагательных в речи »

Вид проекта

Информационно-исследовательский проект с использованием межпредметных связей; по продолжительности – краткосрочный.

Цель проекта

Цель проекта - научиться употреблять прилагательные в своей речи.

Для достижения цели проекта решено было исследовать данные науки о прилагательных, изучить их функции в различных стилях языка. Выявить роль прилагательных в различных функциональных стилях речи.

Задачи

Собрать воедино, проанализировать и обобщить имеющуюся в справочной литературе информацию о прилагательных;

Изучить тексты разных стилей

Выяснить частоту употребления прилагательных и их роль в тексте разных стилей.

Формировать умение правильно использовать их в речи.

Этапы работы (перечень из содержания)

Формирование темы исследования;

Подготовка презентации;

Защита проекта;

Коллективное обсуждение, результаты оценки.

Реальность реализации и практическая ценность проекта

Краткое описание выполненного проекта

Реализуя проектную идею, школьница узнала много о функциональных стилях, употреблении прилагательных в разных стилях речи.

Проанализировала тексты разных стилей.

Усвоила значение понятия «стили речи». А также пришла к выводу, что прилагательные используются во всех функциональных стилях языка, выполняя при этом

Разные функции. Ученица научилась самостоятельно

находить необходимую информацию, делать ее анализ, обобщать материал, сравнивать, рассуждать, делать выводы.

Участница проекта пришла к выводу: необходимо постоянно знакомиться с текстами разных стилей, использовать прилагательные в речи, чтобы речь стала точнее, богаче. Для этого необходимо больше читать, обращаться к различным словарям, вести поисковую работу, обращаясь к творчеству писателей, трудам русских учёных.

Презентация проекта

Защита проекта проходила в классе. Предполагается представление на школьной научной конференции.

Особенности реализации проекта

Постановка задачи ученикам

Формировать умение правильно использовать в речи прилагательные, работать со справочной литературой, с Интернет ресурсами, составлять презентацию.

Ход выполнения проекта

ПЕРВЫЙ ШАГ: ученица выдвинула проблему: во всех ли функциональных стилях необходимы прилагательные?

ШАГ ВТОРОЙ: - ученица собрала воедино, проанализировала и обобщила имеющуюся в справочной литературе информацию о стилях речи, роли прилагательных.

ТРЕТИЙ ШАГ: - проанализировала тексты разных стилей.

Оформление материала.

Защита проекта.

Какие методы и приемы работы были освоены учащимися в работе над проектом

Методы исследования, наблюдения, логический анализ, метод обобщения.

Приемы работы:

Изучение различных источников;

Работа с документами;

Подбор текстов;

Работа в сети Интернет.

Описание затруднений учителя, учащихся, возникших в процессе выполнения проекта и путей их разрешения

Требуемое оборудование для проведения проекта
(в т.ч. аппаратное и программное обеспечение)

Microsoft Word, Internet Explorer, программы для сканирования и обработки изображения, Power Point.

Принципы оценивания работ при проведении данного проекта

Оценка работы осуществляется по следующим критериям:

тема проекта раскрыта полностью. Вывод: необходимо постоянно знакомиться с текстами различных стилей. Использовать прилагательные в речи, чтобы речь стала точнее, богаче.

Примеры работ

Примеры ученических работ

Презентация

Рефлексия по итогам работы

Отклики учеников

Работа над проектом заинтересовала пятиклассницу.

Перспективы развития проекта

Провести классные часы об использовании прилагательных в разных стилях речи для учащихся младших классов.

Мнение учителя (руководителя проекта)

На что следует обратить внимание при проведении проекта

Что можно улучшить при проведении подобного проекта

Создать подборку текстов региональных писателей для выявления роли прилагательных в разных стилях.


Подписи к слайдам:

Информационно-исследовательский проект «Роль имени прилагательного в речи» Подготовила: Сличенко Елизавета учащаяся 5 класса МОУ СОШ № 32

Актуальность темы

Проблема: во всех ли функциональных стилях речи необходимы прилагательные? Цель: изучение текстов и определение роли прилагательных в разных стилях языка: художественном, публицистическом, научном и разговорном.

Имя прилагательное Прилагательное Краткая и полная формы Окончание Именная часть сказуемого Род Число Падеж Какой? Какая? Какие? Чей? Признак предмета Зависит от существительного Изменяемость Согласованное определение

Роль имени прилагательного Художественный стиль Публицистический стиль Научный стиль Разговорный стиль

Художественный стиль «… - Постой, - Отвечает ветер буйный, - Там за речкой тихоструйной Есть высокая гора, В ней глубокая нора; В той норе, во тьме печальной, Гроб качается хрустальный На цепях между столбов. Не видать ничьих следов Вкруг того пустого места; В том гробу твоя невеста…» А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Зимой и летом, осенью и весною хорош русский лес! В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах – дышишь и не надышишься. Глубокие и чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей. Идешь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, недвижные спят сосны. Синеватые тени их стройных стволов лежат на белых нетронутых сугробах. Невидимой жизнью полнится зимний лес. От дерева к дереву тянутся легкие беличьи следы, маленькие мышиные и птичьи следочки. И.С. Соколов-Микитов «Зимний лес»

Публицистический стиль «В минувшую субботу Магнитогорская таможня двадцатый раз отметила профессиональный праздник. Современная таможня - один из важнейших государственных институтов. От того, как организована её работа, во многом зависит эффективность многих отраслей отечественной экономики, качество внешнеэкономических связей России и, в конечном счёте, уровень жизни россиян…» Газета «Магнитогорский металл», октябрь 2014 год

Научный стиль ЛОДКА, лодочка, лодчонка ж. – гребное судно вообще; небольшое судно для речного и прибрежного плавания. Канонерская лодка – военное мелкое судно, с одною или двумя пушками большого калибра. Набойная лодка – с набоями, насадами, поднятыми бортами. В.И. Даль «Толковый словарь русского языка» В современном русском языке существует небольшая группа имен существительных с очень древними приставками: пра -, па - и су -. В словах пра дед, пра бабушка приставка пра - добавляет к корню значение « отдаленная степень прямого родства», в словах пра язык, прародина ее значение – « первоначальный, древний ». Учебник «Русский язык» 5 класс, часть первая

Разговорный стиль - Мама, купи мне это платье. -Но оно такое дорогое. -Ну, мама, оно такое красивое и элегантное. -Нет, оно слишком короткое. -Ну, мама, оно ведь такое строгое, как я хотела. -Ладно, куплю я тебе это чёрное платье.

Роль имени прилагательного Художественный стиль – 31-34 %; Публицистический стиль – 11-19 %; Научный стиль – 5-10 %.

Прилагательное

Спасибо за внимание!

Тема урока: Роль имён прилагательных в речи.

Цель урока: используя разнообразные методы и приёмы обучения уточнить и систематизировать знания учащихся о роли имён прилагательных в устной и письменной речи.

Задачи урока:

Образовательные:

— развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте;

— устанавливать связь имен прилагательных с именами существительными.

Коррекционные:

— развивать речь, память, внимание учащихся;

— развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;

— способствовать развитию орфографической зоркости, познавательной активности учащихся, обогащению их словарного запаса за счет употребления в речи имён прилагательных.

Воспитательные:

— способствовать достижению успеха в деятельности каждого учащегося;

— воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;

Тип урока — комбинированный.

Форма проведения - урок с применением ИКТ (с компьютерной поддержкой).

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, наглядная презентация учебного материала из 25 слайдов, созданная при помощи программы Microsoft Office PowerPoint; карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

I . Организационный момент. Психологический настрой на урок.

— Ребята я хочу начать наш урок с вопросов: Как вы себя сегодня чувствуете? Хорошее ли у вас сегодня настроение?

— Сегодня у нас необычный урок: к нам на урок пришли гости, поэтому, неудивительно, что кто-то из вас волнуется, но я уверена, что все у нас будет хорошо, что с задачами, которые перед нами возникнут, мы легко справимся.

— Откройте рабочие тетради, запишите сегодняшнее число и классная работа. Тему урока мы запишем чуть позже. Слайд 2.

  1. Постановка темы и целей урока.

— Готовы начать работу? Тогда отгадайте, о каких предметах идет речь.

Это предмет неодушевленный. Слайд 3.

— По цвету он — желтый,

— По вкусу - кислый.

— По форме - овальный.

  • — Поверхность гладкая. (Лимон)

— Что это за предмет? Назовите слова, которые помогли узнать этот предмет.

(слова, называющие признаки предмета)

— А теперь я хочу проверить, насколько хорошо вы знаете своих друзей, товарищей, тех,

с которыми вы вместе учитесь. Отгадайте, чей это словесный портрет:

«Среднего роста, стройная. Волосы тёмный, глаза серые. Артистичная, Слайд 4.

общительная, спортивная» (Марина О.)

  • — Какие слова помогли вам узнать свою одноклассницу?
  • — К какой части речи относятся слова, которые помогли вам узнать предметы (неодушевлённые
  • и одушевленный)?

— По каким признакам имена прилагательные могут описать предмет?

(По цвету, запаху, вкусу, форме, величине, состоянию, материалу, описать черты характера и др.).

— Только ли для того, чтобы точно определить предмет, назвать его признак, употребляются имена прилагательные?

— Ответ на этот вопрос должен стать результатом урока.

— Итак, тема сегодняшнего урока: «Роль имён прилагательных в устной и письменной речи».

Запишите тему в тетрадь. Слайд 5.

  1. Работа по теме урока.

Актуализация опорных знаний. Упражнения на закрепление.

— Давайте вспомним: какая часть речи называется именем прилагательным?

(Правило с примерами).

— С какой частью речи связаны имена прилагательные?

(Имена прилагательные связаны с именами существительными).

Задание № 1.

Работа с текстом (прилагательные закрыты).

— Прочитайте текст и скажите, понятно ли о чём или ком идёт в нём речь?

(Да, он о птице, но непонятно, о какой именно)

Синица. Слайд 6.

Живёт у нас в лесу небольшая птичка. У неё жёлтая грудка с чёрным галстуком и чёрная бархатная шапочка на голове. Повсюду звенит её радостная песенка.

— Чего не хватает в этом тексте?

(Имён прилагательных).

— Давайте прочитаем текст с прилагательными. Что изменилось?

(Теперь стало понятно, что речь в тексте идёт о синице).

— Какой вывод вы можете сделать о роли имён прилагательных в устной и письменной речи?

(Имена прилагательные придают речи точность. Без прилагательных мы не сможем описать ни одного предмета. Прилагательные помогают нам больше узнать о предметах).

Задание № 2.

— А знаете ли вы, ребята, что по количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 место после существительных и глаголов. По частоте употребления - 5 место.

— Велика роль прилагательных в художественной литературе, они широко используются при создании характеристики героев, при описании их чувств, настроений, душевных переживаний.

И, конечно, особая роль принадлежит прилагательным в создании впечатляющих картин природы.

— Вспомните стихотворение Александра Прокофьева «Берёзка». Прочитайте его самостоятельно, а потом выразительно вслух.

Люблю березку русскую, Слайд 7.

То светлую, то грустную,

В зеленом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками,

Люблю ее нарядную

Родную, ненаглядную.

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую.

— Понравилось ли вам стихотворение?

(Имена прилагательные).

— Известно, что ни в одной стране мира нет такого изобилия берёз, как у нас в России. Берёза является символом России. Белоствольная нежная красавица с давних пор олицетворяет русскую природу, Россию.

— А давайте прочитаем этот отрывок, исключив из него все имена прилагательные.

Люблю березку…,

То …., то ….,

В … сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С … застежками,

С …. сережками,

Люблю ее ….

…, … .

То …, …,

То …, … .

— Что-то изменилось?

(Текст некрасивый, сухой, невыразительный. Без имён прилагательных невозможно описать красоту и неповторимость русской берёзки).

— Какова ещё роль имён прилагательных в устной и письменной речи?

(Для яркости, образности, выразительности речи. Имена прилагательные украшают нашу речь.)

— Давайте выпишем в тетрадь имена прилагательные, (Работа у доски, оценка).

характеризующие берёзку.

(Берёзку (какую?) русскую, светлую, грустную, нарядную, родную, Слайд 8.

ненаглядную, ясную, кипучую, плакучую).

Динамическая пауза.

— А сейчас выполним несколько упражнений для снятия утомления и напряжения.

  1. Поднять — опустить плечи. Повторить 6-8 раз.
  2. Сидя, руки подняты вверх. Сжать кисти в кулак, разжать кисти. Повторить 6-8 раз
  3. Сидя на стуле, голову плавно наклонить назад. Голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз.

Задание 3 .

  • А сейчас вам предстоит выполнить творческое задание.

— Но сначала я предлагаю посмотреть и послушать небольшую Слайды 9-17.

композицию, которая будет непосредственным образом связана с нашей творческой работой.

— А теперь познакомимся с текстом. Слайд 18.

Летняя гроза.

Был полдень. Светило яркое черная туча. Подул сильный ветер. Молодая Порывистый ветер усиливался. Сверкнула ослепительная молния. Раздался оглушительный удар грома.

— Вместо пропусков вам необходимо употребить подходящие по смыслу имена прилагательные.

— Давайте проверим, что у вас получилось.

Летняя гроза. (Оценить работу).

Был полдень. Светило яркое солнце. На горизонте появилась черная туча. Подул сильный ветер. Молодая березка испуганно затрепетала. Порывистый ветер усиливался. Сверкнула ослепительная молния. Раздался оглушительный удар грома.

Изменился наш текст? За счёт чего?

(Помогли имена прилагательные).

  • Мы не только оживили текст, но и пополнили свой активный словарный запас именами прилагательными.

Зрительная гимнастика.

— Давайте проведём гимнастику для глаз.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
  2. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

Задание 4 .

— Давайте прочитаем ещё один текст.

Слайд 19 .

Осенью.

холодным полем. Пошли мокрые дожди. Опустели осенние дороги. Голый ветер срывал пустую листву и свистел в деревенских сучьях.

— Почему вы смеётесь?

— К чему ведет неуместное употребление имен прилагательных?

(Прилагательные, употребленные неуместно, не служат точному выражению мысли).

— Сейчас я предлагаю вам отредактировать данный текст.

Слайд 20 .

Осенью.

Прошло лето. Стаи ворон закружились над пустым полем. Пошли осенние дожди. Опустели деревенские дороги. Холодный ветер срывал мокрую листву и свистел в голых сучьях.

  1. Домашнее задание.

— Подобное задание вы будете выполнять на самоподготовке: в каждой загадке нужно найти неправильный признак предмета и заменить его на нужный.

Учебник стр. 108, упр. 138.

  1. Итог урока.

— Урок подходит к концу. Давайте подведёт его итог.

— Так какая же часть речи могла сказать о себе такие слова:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны,

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

(Имя прилагательное).

— Какую роль играют имена прилагательные в устной и письменной речи?

(Делают речь точной, меткой, богатой, красивой, яркой, выразительной, образной, живописной).

— Всё разнообразие нашего мира передается с помощью имен прилагательных. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину, написанную серой краской. Приятно беседовать с человеком, который использует имена прилагательные в своей речи для описания предметов и их качеств.

  1. Рефлексия.

— Я прошу вас высказать свое мнение об уроке: что для вас на уроке было главным, а что интересным? (или подобрать имена прилагательные, которые могут охарактеризовать сегодняшний урок : необычный, скучный, бесполезный, интересный, увлекательный, ужасный). Слайд 21.

VI . Оценивание (по ходу работы учащихся на уроке).

— Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Я считаю, что вы сегодня поработали на уроке отлично и я искренне говорю вам спасибо за работу!

 
Статьи по теме:
Университет Бонч-Бруевича: факультеты, проходной балл, подготовительные курсы
телекоммуникаций - структурное подразделение Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора М.А. Бонч-Бруевича.Готовит специалистов в области телекоммуникаций для Северо-Западного региона и для всей России.В учебн
Международная академия бизнеса и управления Закончил международный университет бизнеса и управления
129594, Москва, 5-й проезд Марьиной рощи, 15а "Марьина Роща" (495) 631-66-65, +7 (495) 688-25-88www.mabiu.ru Добреньков Владимир Иванович - должность "Президент Академии". Профессор В.И. Добреньков - признанный в мировой и отечественной науке специали
Российский государственный социальный университет Профессионального образования российский государственный социальный университет
Российский государственный социальный университет – главный социальный вуз России! В РГСУ обучается 25 000 студентов по 48 направлениям подготовки бакалавриата и 32 направлениям подготовки магистратуры на 13 факультетах. При вузе ведет подготовку специа
Можно ли поступить на бюджет
Тысячи абитуриентов по всей России задаются вопросом о том, как же поступить на бюджетное отделение желаемого университета или колледжа. На данный момент между этими двумя видами учебных заведений существует большая разница. О ней и всех нюансах поступлен