Развитие критического мышления. Развитие критического мышления на уроках иностранного языка. Плюсы умения мыслить критически

В мире мы сталкиваемся с множеством трудностей, а значит, нам нужны люди, которые будут ставить под сомнения идеи, выдаваемые за факты. Нам нужны те, кто будет задавать сложные и «неудобные» вопросы, будет тщательно обдумывать решения и оценивать их влияние на свою и чужую жизнь. Наш мир нуждается в сильных людях с критическим мышлением.

Во время обучения в докторантуре я 4 года искала ответ на вопрос, помогают ли инновационные подходы к преподаванию развить навык критического мышления. Я убеждена, что это один из важнейших навыков и ему нужно уделять внимание в системе высшего образования. В то же время как родитель я верю, что начинать работать над этим нужно задолго до поступления ребенка в вуз.

Научиться критически мыслить и принимать решения - задача длиною в жизнь. Мы не можем ожидать, что дети мгновенно овладеют этими навыками. Однако мы можем посеять семена, которые прорастут и помогут освоить комплексное мышление, когда они станут старше. Вот как это сделать.

Создавайте доверительную среду

Детям нужно чувствовать, что к их мнению прислушиваются. Предлагайте им участвовать в принятии семейных решений, учите задавать вопросы взрослым - например, врачам и учителям - не боясь, что вопрос покажется другим глупым.

Хвалите их за любознательность, откладывайте другие дела, чтобы поддержать обсуждение. Показывайте, что вы цените их размышления. Если кажется, что ребенок сделал неправильный вывод, не говорите об этом прямо. Лучше спросите, рассмотрел ли он другие точки зрения.

Бросайте вызов

Иногда дети хотят просто получить от нас ответ, но в некоторых случаях полезно ответить вопросом на вопрос. Например, мой шестилетний сын спрашивает: «Почему ты не покупаешь мне пистолет?» Я могу начать длинный монолог о важности контроля над оружием, а могу задать ему вопрос: как он думает, с чем связан этот запрет.

Выслушав его догадки, я могу подобрать более точные слова для дискуссии, а еще помочь ребенку осознать, что он способен сам отвечать на свои вопросы и формировать мнение.

Знакомьте с новым

Старайтесь показывать детям мир. Я, например, беру ребенка на выборы и объясняю, почему голосую за того или иного кандидата. Я стараюсь не усложнять и не перегружаю его подробностями, а рассказываю, как приняла это решение.

Кроме того, мы живем в районе, где преобладает белое население, поэтому мой сын едко сталкивается с детьми с другим цветом кожи. Поэтому я ищу другие способы показать ему разнообразие - например, с помощью книг и телепередач. Если он замечает человека с другим цветом кожи или с ограниченными возможностями, я не говорю: «Тс-с-с, не говори об этом!» Нет, я помогаю ему правильно сформулировать вопрос и во всем разобраться.

Поддерживайте интеллектуальное и эмоциональное развитие

Критическое мышление и дискуссии - эмоционально затратные процессы. Конечно, важно задавать детям правильные вопросы и поощрять их к поиску собственных ответов. Однако иногда они слишком устали для этого. Будьте внимательными к их эмоциям: иногда нужно просто помочь им найти подходящее решение.

Когда перед ребенком встает сложный вопрос, помогите ему разобраться в своих чувствах: «Тебе кажется, что ты совсем запутался? Если хочешь, можем сделать перерыв и вернуться к беседе позже». Также важно признавать собственные чувства: «В этом непросто разобраться, правда? Иногда я сама не могу решить, что делать, и это меня огорчает. Но я знаю, что не нужно принимать решение прямо сейчас, и это мне помогает».

Я хочу, чтобы мои дети находили новые способы интерпретации общепринятых теорий

Важный элемент критического мышления - способность понимать эмоции окружающих. Мы можем ее развить в детях, если научим их ставить себя на место другого. «Кажется, сорвать яблоко с чужого дерева - это ерунда. Но представь: ты выглянул из окна и увидел, что кто-то рвет наши яблоки. Что бы ты почувствовал?»

В возрасте полутора лет у детей начинает развиваться наглядно-образное мышление — с его помощью решаются задачи с реальными предметами. Попросту говоря, чтобы ответить на тот или иной вопрос, ребенку нужно держать в руках сам предмет, видеть его и чувствовать.

К 4-5 годам, когда наглядно-образное мышление уже сформировано, детям достаточно только представить себе нужный предмет — вспомнить его образ. Такая способность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые имеют значение для решения определенной задачи или ответа на поставленный вопрос. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.

Мышление не простое, а критическое

Почему так важно развивать у детей не просто "мышление", а именно "критическое мышление"? В чем разница? В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия. Если их обобщить, то критическим мышлением называется сложный мыслительный процесс, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения и формированием собственного отношения.

Мы, взрослые, в этот момент отчетливо видим, что у детей проявилась способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Они могут уже не только интерпретировать, но и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок, опираясь на логику и на мнение собеседника, всегда сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Пожалуйста, не думайте, что все это слишком трудно для дошкольников. Так может показаться лишь в теории, но на практике родители могут каждый день видеть проявления критического мышления у ребенка. Вечный детский вопрос "почему?" — самый яркий пример развивающегося критического мышления. Малыши всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они являются. А если ребенком движет любознательность, ни в коем случае нельзя отмахиваться от его вопросов. Ведь игнорируя их, легко отбить интерес к познанию. Важно с вниманием отнестись к стремлению ребенка узнать все и обо всем. Именно взрослые могут помочь ему объективно оценить факты, сделать выводы из полученной информации и лишь после этого сформировать свое отношение к ней.

Здесь нужно помнить еще о том, что иногда игра в "почемучку" — это способ привлечь к себе внимание родителей. Если таким образом ребенок "подает сигнал": "Мне вас не хватает!" — необходимо задуматься. Ни в коем случае нельзя пропускать такие "сигналы" мимо ушей, нужно решить этот вопрос вовремя.

Приведем еще один пример из повседневной жизни. Дети часто бывают не согласны с родителями или с другими детьми. В такой ситуации родителям нужно задать ребенку вопрос: "Почему ты не согласен?". Если ребенок может обосновать свою позицию, значит, он и сам задает себе вопрос: "Почему я так считаю?". И это говорит о высоком уровне развития критического мышления. Если же ребенок не понимает, почему он сделал тот или иной вывод, и не знает, как доказать свою правоту, родители должны помочь ему. Именно самые близкие люди смогут так построить общение с ребенком, чтобы он научился размышлять критически на разные темы.

Мыслящий или послушный?

Пришло то время, когда очень многие педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. К сожалению, об этом задумались лишь недавно. Раньше существовал такой стереотип: "Послушный ребенок не спорит со старшими". Во многих семьях и образовательных системах стереотип жив и по сей день. Детям часто приходится слышать: "Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Просто делай то, что тебе говорят". Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью.

Естественно, нет ничего плохого в уважении к старшим, в вежливом общении с близкими людьми. Наоборот, это прекрасная традиция, которую обязательно нужно сохранять в семье. Но ведь это совсем не значит, что нужно лишать ребенка желания познать истину. Плохо именно то, что это желание может так и не возникнуть, если ребенку не давать выражать и доказывать свою точку зрения! Нам, взрослым, важно научиться разделять эти вещи — уважительное отношение к старшим и естественное желание осознать и объяснить свою детскую позицию умудренным жизненным опытом родителям.

Сейчас в большинстве новых учебных программ одним из важнейших требований становится умение детей критически мыслить. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто уметь читать, писать и считать, еще нужно решать простые логические задачки, делать выводы после прочтения коротких текстов. Иногда даже нужно спорить с учителем и доказывать свою правоту.

Чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше.

Вот некоторые советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:

  1. В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Старайтесь сами чаще рассуждать при ребенке, обосновывайте свое мнение, учите ребенка строить фразы по модели: "Если..., то...".
  2. Пусть ребенок сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.
  3. Не принимайте ответ: "Потому что так хочу!" или "Потому что мне так нравится!", если речь идет об аргументации своего мнения. Попросите ребенка подумать и назвать настоящую причину. Разумеется, не стоит заставлять малыша сразу озвучивать аргументы. Пусть сначала он научится задумываться над ними. Помогите ему, задавая наводящие вопросы.
  4. Позвольте ребенку сомневаться. Этим он выражает недоверие к каким-то фактам. Значит, он будет стараться доказать, что он прав, и захочет узнать все об объекте спора. Так он узнает и запомнит много нового и интересного.
  5. Ваш ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и мечтает все знать. Поощряйте такие разговоры.
  6. Старайтесь на своем примере и на примерах из жизни показывать ребенку, что сначала всегда нужно получить о событии полную информацию, а уже потом делать выводы. Покажите, что неразумно критиковать то, о чем ничего не знаешь, нужно всегда стараться судить объективно.

Статья предоставлена сетью центров раннего развития "Бэби-клуб"

Обсуждение

Знакомая история))) Теперь понимаю почему мой папа все время при мне свои мысли и рассуждения в слух выражал!

Комментировать статью "Ребенок и критическое мышление: поощряйте ""почемучку""!"

Все это требует развития в ребенке критического мышления, способности к анализу и оценке медиатекстов. Чтение без увлечения, или Почему ребенок не хочет читать? Почему так важно развивать у детей не просто " мышление ", а именно " критическое мышление "?

Обсуждение

Беда, если она и в должности министра станет воспитанием заниматься. Нужен бы министр Образования и Науки, а не воспитательница.

К вопросу изоляции ещё:

"Катастрофически растет отставание имеющегося научного оборудования от мирового уровня. Самоизоляция страны и отсутствие ключевых технологий в сочетании с тем, что научное оборудование устаревает буквально за несколько лет, делают процесс отставания лавинообразным. Проблема кадров связана как с низким уровнем среднего и высшего образования, так и с непрестижностью профессии ученого в России. Разумеется, для решения проблемы оборудования и кадров требуются деньги, и не малые. Однако не менее важным (а по сути дела первичным и главным) является политическая воля и желание сделать Россию страной научной и образованной. Стране, обществу необходимо создание культа знаний, а не веры и эмоций; осознание ценности образования и самого существования научной среды, поддерживающей интеллектуальный потенциал нации. Не все станут эйнштейнами, но без тщательного, кропотливого и постоянного культивирования этой среды страна обречена продолжать быстрое движение на периферию научной карты мира. Это как с футболом - для сборной команды требуется всего 11 игроков, но чтобы эта сборная чего-то достигла, нужно, чтобы тысячи людей занимались этим видом спорта."

Почему так важно развивать у детей не просто " мышление ", а именно " критическое мышление "? Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Стоит! Как развить речь? Ребенку 12 лет.Какие кн. Как подготовить ребенка к школе: расширяем кругозор.

Обсуждение

Там, где я живу, половина взрослых не имеет энциклопедических знаний, читают только комиксы, и в 40 лет режутся в компьютерные игры со своими 10 летними детьми (это к вопросу об инфантильности). При этом ухитряются быть вполне успешными и прилично зарабатывающими профессионалами в своей профессии.
И отсутствием ненужных им знаний не парятся. Поэтому, согласна, что проблема интеллигентская.

К инфантильности никакого отношения не имеет. считаю своего ребенка абсолютно инфантильным именно потому, что он вообще не читает беллетристику, а только энциклопедии, и детскую научно популярную литературу. Может вам рассказать (правда, довольно путанно), про глобальное потепление, про строение звезд и как получаются алмазы. Но энциклопедии он читает потому, что там статьи короткие, 5 минут и уже какую то информацию получил, долго напрягаться не надо.

Как про мою написано.Слово в слово:-)
6 класс,12 будет в конце декабря.

Развитие критического мышления у детей. Если хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше. Чем занимаемся (в плане логики и мышления): 1. книжки с задачками по логике 2...

у тебя есть примеры как развивать абстрактное мышление у ребенка? "Абстрактное мышление - это умение переводить информацию о·реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами,·находить какое-то решение и это решение опять...

Обсуждение

Имхо это что нибудь попадающее под определение "вообще". Вот к примеру стол, буквально это то на чем сейчас скорее всего стоит ваш комп, а вообще это любое чего-нить с плоской поверхностью за которое можно сесть или встать, бочка накрытая большим куском фанеры тоже считается.

С такими людьми очеь тяжело работать, т.к. они не в состоянии взять книгу, прочесть немного теории, увидеть что из прочитанного применимо конкретно в его проекте, взять и воплотить в жиСТЬ кусок теории. Я с такими раз работала и чуть умом не тронулась. Беседы вести бесполезно. Как с роботом говоришь, всё "мимо кассы". Да, проект тот накрылся.

Развитие воображения и творческого мышления. Развивающие игры. Развитие критического мышления у детей. Ведерникова Ольга. Развитие критического мышления у детей. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано отстоять свое мнение!

Правильное суждение о многих важных вещах невозможно без задействования критического мышления. С его помощью можно судить непредвзято о явлениях и реалиях окружающей жизни, чтобы видеть их в истинном свете. Но существующие стереотипы и постоянное навязывание чужих точек зрения отнюдь не способствуют развитию критического мышления. Овладевать этим ценным навыком придется самостоятельно.

Что значит критическое мышление?

По определению, критическое мышление – это способ увидеть истину в ее наиболее объективном виде. Это целенаправленный, корректируемый, продуктивный процесс, позволяющий не только трезво оценить предмет, явление, событие, человека, но и увидеть его дальнейшее , то есть сделать соответствующие выводы, принять какое-то решение.

Психология критического мышления

Неотъемлемыми чертами критического мышления являются умение анализировать синтезировать, опираясь и на объем поступающей извне информации, и на собственный интеллектуальный потенциал. Человеку, обладающему навыками критического мышления, без труда будет удаваться правильная постановка проблемы, дающая толчок к ее решению. Он способен интерпретировать абстрактные идеи и проецировать их на окружающие реалии. Мыслящий человек получает возможность продуктивной коммуникации с другими людьми: если он чего-то не понимает сам, то способен попросить о помощи так, чтобы она оказалась по-настоящему эффективной.

Как развить критическое мышление?

Технология развития критического мышления включает в себя множество составляющих. Зачатки необходимых знаний мы получаем в школе, однако этого, конечно, недостаточно. Критическое мышление следует развивать и совершенствовать в любом возрасте. Методика включает в себя такие элементы как вызов самому себе, преодоление трудностей – практическая составляющая, поиск решения, выводы – осмысление полученного результата.

Критика применима к любой сфере деятельности. По сути это отношение к окружению, часто несущее негативный характер. Но существует тип мышления, именуемый критическим, не имеющий цели отыскать плохое в рассматриваемых предметах. Такая часть умственной деятельности в призвана воспринимать на высоком уровне, понимать действительность и объективно к ней относиться. Есть также технология развития критического мышления. Ее сущность в том, что каждый может оценить степень достоверности получаемой информации и сформировать систему аналитических взглядов относительно ее трактования, обоснования выводов.

Происхождение термина

Идея критического мышления возникла в древности. Она исходит из деятельности Сократа, который 2500 лет назад провозгласил: никто не может зависеть от авторитетов. Ведь они могут вести себя далеко не рационально. По поводу появления той или иной идеи должны возникнуть прежде, чем ей можно будет доверять. Сократом было доказано, что поиск доказательств весьма важен. Самой популярным методом преподавания критического мышления является «сократово выспрашивание», вносящее ясность и логику.

Практику Сократа, скептицизм Аристотеля развил Платон. Появилась традиция мыслить систематически на пути к постижению глубоких реалий. В трудах философов средних веков и эпохи Возрождения возник скептицизм. Глубокомыслие древности было развито ими. Методы развития критического мышления сформировались в понимание силы информации, важности ее тщательного сбора, правильного использования. А ресурсы подобного склада ума приумножились благодаря вкладу .

Зачем уметь мыслить критически

Технология развития критического мышления и его применения к реальности используется в множестве областей. Это основа для приобретения , способности аргументировать, принимать решения. Методика помогает думать целенаправленно. В образовательной сфере она развивает у обучающихся следующие способности:

  • наблюдение;
  • синтез и анализ;
  • индукция и дедукция;
  • выбор из множества вариантов;
  • логика в рассуждении;
  • конкретизация из абстрактных понятий.

Умение мыслить критически дает возможность воспринимать информацию объективно, наделяет правом на сомнение. Данные можно будет представить в виде гипотезы, нуждающейся в доказательствах.

Развитие критического мышления, как актуальная проблема современности

Развивая критические способности, человек может соотносить имеющиеся у него данные или познания с опытом, сравнивать их с появившимися из иных источников. Проблемы возникают ежедневно, в связи с чем необходимо рассматривать различные возможности их решений. Для этого необходимо взвешенное отношение к вариантам.

Критическое мышление характеризуется следующим рядом параметров:

  • Получив данные, размышляющий находится на начальном этапе процесса, но не в конце его.
  • Сначала необходимо поставить ряд вопросов, выяснить, какие проблемы требуют решения.
  • Аргументы должны быть убедительными.
  • Критическое мышление — социальная его разновидность.

Человек, у которого подобная способность развита, хорошо осведомлен, дает справедливые оценки. Он не боится сложностей, готов переосмыслить проблему и выяснить положение вещей.

Возникновение и развитие критического мышления на фоне информационных потоков имеет особенную актуальность. Человек приобретает ряд в сфере исследовательской культуры.

Технологии развития критического мышления

Методология, позволяющая получить успешные результаты в образовании, выработана Международной ассоциацией чтения. Это технология развития критического мышления — совокупность приемов, направленных на обучение по предметам. С ее помощью можно получить следующие навыки.

  • По обработке нарастающих в объеме информационных потоков.
  • Формулирование своих мыслей в корректной форме.
  • Формирование собственного мнения по опыту и его осмыслению.
  • Решение проблем, способность к обучению.
  • По сотрудничеству в коллективе,

Идеи, на которые опирается развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), заключаются во взаимодействии учителя и обучающегося. В учениках необходимо развивать аналитический и творческий подходы к усваиваемым знаниям. При этом целью обучения является образование личности, а не процесс. Преподаватель должен в первую очередь сделать ученика способным к обучению.

Индивидуумом с развитым критическим мышлением невозможно управлять. Ведь такой склад ума целенаправленный, а человек, им обладающий, дает адекватные оценки ситуациям.

Развитие включает 3 следующих этапа:

  • Вызов — фаза обобщения, активизации и . Поиск целей для восприятия нового. К примеру, аудиторию необходимо заинтересовать и .
  • Осмысление — период усвоения новых знаний, их анализ и присоединение к имеющимся для систематизирования. В работе с текстом используются маркировка, таблицы, отдельные заметки.
  • Рефлексия — этап размышления, на котором учитывается собственное мнение, восполняются пробелы и формируется своя позиция, основанная на аргументах. Знания применяются на практике, проводятся дискуссии и обмен точками зрения.

Технология использует различные приемы. Рассмотрим те из них, которые успешно формируют критичность ума.

Использование рефлексивных технологий в развитии

Приемы развития критического мышления на его третьем этапе — рефлексии направлены на проверку обучающихся. А также на их собственный анализ достижения ими целей, поиск решений.

  • При анализировании проясняется новое и выстраивается дальнейший путь обучения. Наибольшую пользу дает вербальная или письменная форма, когда можно придать материалу структуру.
  • При обмене точками зрения осознается различие в оценках одного и того же текста. Некоторые суждения приемлемы для усвоения, а по поводу других проводят дискуссии. Преимущества технологии развития критического ума на стадии рефлексии в том, что навыки действительно закрепляются.
  • Сочетание индивидуальных и групповых процессов. Обмен идеями расширяет словарный запас и круг представлений. Диалоги показывают преподавателю разнообразие мнений.

Преимущества данной технологии развития критического мышления реализуются посредством методов, среди которых используется написание эссе (жанр публицистики). Учащийся письменно отражает опыт и впечатления на конкретную тему. Данная 20-минутная практика выполнения заданий представляет собой художественное размышление.

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка

Все три фазы технологии применяются и при освоении учащимися . У некоторых наблюдается пониженная активность, отсутствие интереса. Предполагается, что это следствие неумения работать с источниками, ориентироваться в них. Если сделать целью не объем усваиваемой информации, а умение ею управлять, искать и применять, возможно будет добиться лучших результатов. Рассмотрим следующие приемы.

  • Кластеры (гроздья) помогают систематизировать полученные знания. По сути метода ключевое понятие располагают в центре, а остальные ассоциации логически с ним увязывают. Получится тот же конспект, но в схематической форме. Учащийся может более успешно тренировать себя по грамматическим структурам.
  • Дерево предсказаний позволяет предполагать развитие сюжета в повествовании: ученики описывают конец рассказа. Тема — это ствол, а ветви — возможности и вероятности. Основания и аргументы мнений будут листьями. Подобный прием применим при закреплении лексики обсуждением текстов.

Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Чтение и письмо — основные процессы обмена информацией. На них же можно научиться анализу и систематизированию. Все методики развития критики ума включают чтение, в том числе конспектов речи преподавателя. Приобретаемые через приемы технологии развития критического мышления навыки предназначены для информационного пространства, где их можно применять.

Приемы развития критического мышления по технологии РКМЧП следующие.

  • Активное письмо. К примеру, кластер, маркировочная таблица.
  • Активное чтение, слушание. Приемы — инсерт (пометки карандашом на полях с применением маркеров: информация соответствует знаниям, противоречит им, является новой либо не понятна), остановки или паузы.
  • Групповое либо парное чтение.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики

Методы критического мышления на уроках математики также призваны заинтересовать учеников путем успешной реализации навыков обучения. Анализ и логика позволит применить результаты к задачам, в том числе нестандартным.

  • На этапе вызова ученик разрабатывает версии решения задачи.
  • Применяется осмысление новых знаний. Решение от простого к сложному — традиционный метод.
  • На фазе размышления учащемуся даются творческие и усложненные задания.

Приемы технологии критического мышления на уроках математики включают таблицы. К примеру, принцип З-Х-У предполагает три колонки: Знаем — Хотим познать — Узнаем. Сначала активизируется первый раздел: «Что мы уже освоили?». Спорные вопросы заносят в следующую графу. После того, как ученик осваивает текст, заполняется графа «Узнал», вносятся ответы.

Развитие критического мышления учащихся на уроках математики включает также кластеры. Знания систематизируются схемой или рисунком. Это эффективный способ изучения темы. К примеру, изучая треугольник, школьники выписывают все относящиеся к нему слова. После прочтения учебника кластер дополняется. Приобретается навык системного мышления, нахождения аналогий, прогнозирования, рассмотрения вариантов.

Книги по критическому мышлению

Из литературы по критическому мышлению можно назвать книгу Д. Халперн «Психология критического мышления». Источник поможет научиться думать самостоятельно. А также пригодится преподавателям, методистам.

Книга «Как лгать при помощи статистики» Д. Хаффа, американского лектора и писателя рассказывает о том, как манипулируют массами, злоупотребляя статистическими данными. Бестселлер будет интересен даже людям, не имеющим ничего общего со статистикой.

«Теория игр. Искусство стратегического мышления в бизнесе и жизни» А. Диксит и Б. Нейлбаффа также способствует развитию критического мышления. Авторы считают, что взаимоотношения напоминают игры. Если мыслить строго, можно предсказать следующий шаг человека, с которым играют. Подобная теория — новый взгляд на

Невозможно говорить о всестороннем развитии личности, забывая об одном элементе, без которого невозможно осознанное и продуктивное развитие – критическом мышлении. Если вспомнить известное выражение, лучше научить человека ловить рыбу, чтобы он мог обеспечивать себя едой сам, нежели один раз накормить его. Так вот, критическое мышление – это система ориентирования, которая позволяет человеку самому видеть «белые пятна» в своем развитии и направлять его по нужному течению. Способность анализировать и делать выбор – неотъемлемая часть развитой личности, без которой она будет вынуждена все время опираться на мнение авторитетов и экспертов. Таким образом, первое условие всестороннего развития личности – наличие критического мышления .

Как развить критическое мышление

В процессе обретение критического мышления – это мощный толчок, который помогает приблизиться к своим и перейти на качественно новый уровень сознания. Как вы, наверное, уже догадались, развить критическое мышление не так-то просто. Однако тот, кто и имеет план по ее достижению и , обречен на . Предлагаю вам такой план, который включает в себя 9 стратегий развития критического мышления – он ориентирован на разностороннюю работу в течение длительного периода времени. Экспериментируя с различными стратегиями, вы убедитесь в том, что достичь критического мышления реально в любом возрасте.

Стратегии развития критического мышления

№1. Используйте время , которое обычно тратите впустую. Все люди тратят некоторое количество времени впустую – не используя его для продуктивной деятельности или . Первая стратегия развития критического мышления предлагает использовать это время для самоанализа: в конце дня вместо того, чтобы бездумно переключать каналы телевизора, оцените свой день, недостатки и достоинства, которые вы проявили в течение дня. Для этого ответьте себе на следующие вопросы:

  • Какой пример моего мышления сегодня был самым худшим?
  • Когда я использовал мышление максимально ?
  • О чем конкретно я сегодня думал?
  • Позволил ли я взять верх негативному мышлению сегодня?
  • Что я бы сделал по-другому, если бы мог заново прожить сегодняшний день? Почему?
  • Сделал ли я сегодня что-то, что приблизило меня к достижению моих долгосрочных целей?
  • Действовал ли я в соответствии со своими ?

Важно дать себе немного времени на каждый вопрос – так развивается аналитическое мышление, из которого вырастает критическое. Ведите ежедневные записи – это позволит выявить паттерны вашего мышления, выделяя повторяющиеся реакции в течение определенного отрезка времени.

№2. По одной проблеме в день . Каждое утро, по пути на работу или учебу, выбирайте проблему, над которой будете работать сегодня. Определите логику проблемы и ее элементы: какова точная проблема, как она касается моих ценностей, целей и потребностей?

План работы с проблемой:

  • Формулируйте ее максимально четко и ясно.
  • Изучите проблему: является ли она подконтрольной вам или вы не имеете над ней контроля? С какими действиями вы столкнетесь при ее решении? Выбирайте те проблемы, с которыми вы можете что-либо сделать сейчас и откладывайте те, которые пока вам неподвластны.
  • Активно ищите информацию, которая необходима вам для решения проблемы.
  • Тщательно проанализируйте информацию, интерпретируйте ее и сделайте разумные выводы.
  • Выясните свои возможности – что вы можете сделать для решения проблемы в краткосрочной и долгосрочной перспективе?
  • Оцените варианты действий, исходя из их преимуществ и недостатков.
  • Определите стратегию решения проблемы и придерживайтесь ее до конца.
  • Начав действовать, отслеживайте ситуацию: проявятся последствия ваших действий, будет появляться все больше информации о вашей проблеме, поэтому будьте готовы в любой момент пересмотреть свою стратегию.

№3. Развивайте интеллект . Каждую неделю работайте над развитием одного из интеллектуальных стандартов: ясность мышления, логика, и т.д. Например, если вы работаете над вниманием, в течение недели фиксируйте, насколько вы внимательны, можете ли сконцентрироваться всегда, когда это требуется, внимательны ли окружающие вас люди.

№4. Ведите интеллектуальный дневник . Каждую неделю делайте записи в дневнике, используя следующий формат:

  1. Опишите ситуацию, которая была наиболее важна для вас (эмоционально значима) в течение этой недели.
  2. Опишите свою реакцию на эту ситуацию как можно более определенно и точно.
  3. Теперь проанализируйте, исходя из того, что вы написали, что на самом деле происходит, каковы корни этой ситуации. Углубитесь в нее.
  4. Оцените результаты анализа – что нового вы узнали о себе? Что вы сделали бы по-другому, если бы заново пережили эту ситуацию?
 
Статьи по теме:
Презентация по теме безопасность опасные предметы
Причины возникновения пожара Неосторожное обращение с огнем: разведение костров и небрежное обращение с ними, разогревание горючих веществ на газовых или электрических плитах и т. п. Нарушение правил эксплуатации бытовых электроприборов: телевизор перегре
Основные идеи философии эпикура
15. Эпикур и эпикурейцыВыдающимися представителями эпикуреизма являются Эпикур (341–270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99–55 до н. э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта
Распространение тюркских языков Сильная ветвь алтайского дерева
Расселены на огромной территории нашей планеты, начиная от бассейна холодной Колымы до юго-западного побережья Средиземного моря. Тюрки не принадлежат к какому-то определенному расовому типу, даже среди одного народа встречаются как европеоиды, так и монг
Куда ехать за исполнением желаний в Курской области
Отец Вениамин служит в одном из храмов Коренной пустыни. Несколько раз в неделю священник проводит молебны, на которые съезжается множество людей. Летом службы часто проходят на улице, так как все желающие не умещаются в крохотной церквушке. Прихожане уве