Рекомендации педагогам если ребенок пропускает буквы

Ребёнок читает медленнее всех в классе?

Как ему помочь?

Вот несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении. Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости.

1. Не любит играть со звуками и рифмовками.

2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.

3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.

4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.

5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.

8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.

9. Держит книгу слишком близко к глазам.

10. Немного косит.

11. Часто трёт глаза.

12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.

13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.

14. Пишет буквы и слова задом наперёд.

15. Пытается избежать чтения и домашних заданий.

16. Плохо пишет и обладает плохим почерком.

17. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.

18. Быстро устаёт.

19. Делает домашнюю работу гораздо дольше.

Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения.

— Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).

— Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.

— Нарушение зрительного и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) — ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.

— Нарушения зрения — часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.

— Узкое поле зрение — у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а могут разглядеть всего несколько слов.

-Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения.

Дополнительные факторы, которые влияют на скорость — это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо разгадать как можно больше значений слов.

Скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по возрасту литературой.

Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ТРУДНОСТЕЙ ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ
1. Плохо запоминает конфигурацию букв.
  1. Недостаточная сформированность зрительной памяти.
  2. Слабая концентрация внимания.
  3. Недостатки методики обучения.
2. Недостаточное различение близких по конфигурации букв (п-н, в-а, г-т), путает буквы при чтении.
  1. Недостаточная сформированность зрительного восприятия
  2. Недостаточность сформированность зрительной памяти.
  3. Низкий уровень объема и распределения внимания.
3. Перестановка букв при чтении (рак – кар, нос-сон)
  1. Недостаточная сформированность зрительного восприятия.
4. Замены букв, неправильное произношение при чтении.
5. Трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, вместе трудно).
  1. Недостаточная зрелость коры головного мозга.
6. Пропуски слов букв, «невнимательное чтение».
  1. Функциональная слабость центральной нервной системы.
  2. Слабая концентрация внимания.
  3. Выраженное утомление.
7. Пропуски букв, слогов. Угадывание, возвратные движения глаз, «спотыкающийся ритм».
8. Быстрый темп чтении, но плохое восприятие прочитанного.
  1. Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения).
9. Очень медленный темп чтения (побуквенное или послоговое), без продвижения в течение года.
  1. Недостаточная сформированность зрительно-пространственного восприятия.
  2. Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа, нарушения произношения, трудности артикуляции.
  3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. Выраженное утомление.
10. Медленный темп чтения есть продвижения в течение года.
  1. Индивидуальные особенности темпа деятельности.

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Как помочь?

Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений, более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.

Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.

Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.

Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память (упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды, шарады.

Расширяйте периферийное зрение ребёнка , которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте

Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.

Используйте приём параллельного чтения. Читайте то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.

Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения. У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.

Хвалите ребёнка за каждый успех, он должен чувствовать, что у него получается. Как можно меньше критикуйте.

Успехов вам!

логопед

Гречихина Надежда Александровна

Когда и кому ставится диагноз «дислексия»?

Дислексия – это частичное специфическое нарушение процесса чтения. Проявляется в затруднениях опознания, узнавания букв, слияния букв в слоги и слогов - в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы слова. Кроме того, дислексия проявляется в непонимании прочитанного. Ребенок не может правильно прочитать слово, связать букву со звуком, не понимает текст, который он прочитал.

Но не спешите с выводами: понятие нормы довольно широко трактуется и в педагогике, и в психологии. Те трудности, которые потом окажутся непреодолимыми, в норме часто обязательно встречаются на самых первых этапах обучения чтению.

В 5-6 лет многие дети пишут зеркально и путают буквы. И как бы взрослые ни пытались форсировать события, до 6 лет ребенок имеет полное право не уметь читать. Для того, чтобы он читал без ошибок, должны созреть определенные структуры головного мозга. Это происходит в определенном возрасте – обычно ближе к 7 годам. Потому у детей, которых учили читать с 1,5 лет, к 6,5 годам будут те же результаты, что и у малышей, впервые открывших букварь в 6 лет. Если 4-хлетний карапуз, у которого в соответствии с возрастом развита речь и все в порядке с фонематическим слухом (то есть со способностью распознавать на слух звуки речи), не может соединить слоги в слова, наберитесь терпения. Пройдет года полтора-два, ребенок немного повзрослеет, и все у него получится.

Когда же специалисты выявляют у малыша несформированность фонематического слуха или общее недоразвитие речи, срочно начинайте работать над устранением этих проблем. Такие дети входят в группу риска по развитию дислексии. Родителям также следует обратить особое внимание на формирование навыков чтения и письма и в том случае, если до 3,5 лет ребенку ставили диагноз «задержка речевого развития».

И еще одно немаловажное замечание. Дислексия не болезнь, жить с ней можно. Окончив школу, повзрослевший ребенок найдет способ, как обойти проблему. В конце концов ничто не помешает ему выбрать профессию, напрямую не связанную с чтением и письмом. А информацию спокойно можно получать и обрабатывать из телепередач, слушая радио или аудиокниги, используя диктофон или компьютер. Тем не менее показать ребенка, испытывающего непреодолимые трудности при чтении, специалисту необходимо. Занятия с профессионалами помогут если не окончательно избавиться от нарушения, то хотя бы снизить остроту проблемы. И в любом случае они будут очень полезны для ребенка.

Гениальность в качестве компенсации?

Существует теория о связи дислексии с гениальностью. Можно верить в это, или нет, но список знаменитых на весь мир людей, страдающих дислексией (а порой еще и дисграфией) впечатляет:

Леонардо Да Винчи, Ганс Христиан Андерсен, Томас Эдисон, Альберт Эйнштейн, Майкл Фарадей, Агата Кристи, Уолт Дисней, Стив Джобс (Apple), Генри Форд, Энтони Хопкинс, Дастин Хофман, Том Круз, Киану Ривз, Гай Ричи, Мерлин Монро, Квентин Тарантино, Орландо Блум, Лив Тайлер, Кира Найтли, Федор Бондарчук.

Возможно, трудности чтения в детстве активизируют внутренний потенциал ребенка, и заставляют его искать компенсацию в творчестве, науке, искусстве. А, может, дислексия и впрямь идет рука об руку с талантом?

Почему возникает дислексия?

Нейропсихологи говорят о нарушении связей между теми отделами головного мозга, которые воспринимают зрительную информацию, и теми, которые ее обрабатывают, распознают и наполняют осмысленным словесным содержанием. В таком случае зрительный образ не ассоциируется со словом.

Специалисты подчеркивают, что это не болезнь, а особенности развития, формирования мозговых структур и работы головного мозга, которые возникают с момента рождения. Их причиной могут стать острая нехватка кислорода в момент родов у младенца, травмы и микротравмы шейного отдела позвоночника, генетические нарушения, любые заболевания, которые ребенок тяжело переносит. Все эти обстоятельства повышают риск развития дислексии (так же, как и многих других речевых и неречевых трудностей), но совсем не обязательно приводят к ней.

Травмы и микротравмы шейного отдела позвоночника приводят к хроническому кислородному голоданию нервных структур, которые из-за этого неправильно формируются. Что до генетических нарушений, то здесь информации меньше. Есть риск передачи дислексии по наследству, но сам механизм передачи еще недостаточно изучен. В некоторых семьях дислексия прослеживается на протяжении нескольких поколений. С другой стороны, довольно часто дети с таким нарушением не имеют родственников-дислексиков. В группу риска по развитию этого нарушения попадают также малыши, которые тяжело перенесли грипп, коклюш, любую простуду.

Не торопите события

Ребенок, только-только осваивающий чтение, имеет право на ошибку. Он может путать буквы, не запоминать прочитанное до тех пор, пока не созреют его головной мозг и нервная система. Мы же предъявляем к речи 3-хлетнего малыша те же требования, что и к речи 5-летнего карапуза.

До каких пор ждать? Вы сильно удивитесь, но специалисты советуют, если у ребенка нет других нарушений (в порядке фонематический слух, он четко произносит звуки, его речь развита в соответствии с возрастом) не делать поспешных выводов до завершения первого полугодия обучения в первом классе. Образовательная программа большинства школ предполагает, что к этому времени ребенок должен знать практически все буквы и иметь первоначальные навыки чтения, даже если он в сентябре еще не знал буквы и не умел читать и писать. И – внимание! – только к концу первого года обучения ребенок должен читать и писать, знать все буквы и понимать прочитанное.

Если же у карапуза есть проблемы с речевым развитием, фонематическим слухом, не мешкая, начинайте от них избавляться. Промедление чревато нарушениями письменной речи.

Также стоит обратить внимание и на умение дошкольника ориентироваться в окружающем его пространстве. Риск развития дислексии довольно высок, если 5-6-летний ребенок плохо понимает, где правая, а где левая сторона, плохо запоминает дорогу, у него проблемы со зрительной памятью, с концентрацией и управлением своим вниманием. Например, он не может запомнить и выполнить простейшие инструкции. Довольно часто такие дети потом путают буквы и не в состоянии понять прочитанное и запомнить его. Они не могут связать прочитанное с тем образом, которые стоит за словом, и по этой причине не воспринимают письменную речь.

В таком случае надо обязательно проконсультироваться у логопеда. Каждый случай индивидуален, и только специалист сможет сказать, действительно ли это дислексия или все в порядке и надо чуть-чуть подождать, пока созреют соответствующие структуры головного мозга.

К кому идти, заподозрив дислексию?

Конечно, первое, что порекомендует учитель, если ребенок никак не может освоить чтение, это проконсультироваться у логопеда. Не пренебрегайте этим советом. Логопед подробно расспросит маму об особенностях развития ребенка, чтобы понять, какие еще трудности, кроме чтения, он может испытывать. Трудно ли ему ориентироваться в пространстве, легко ли он запоминает стихи, как общается со сверстниками, может ли контролировать свои эмоции? Поинтересуется, у каких докторов ребенок наблюдался и как его лечили. Чтобы поставить правильный диагноз, надо учесть много факторов. Окончательный же диагноз можно поставить только в том случае, если у ребенка уже есть навык чтения и письма.

При подозрении на дислексию логопед порекомендует проконсультироваться у невролога и нейропсихолога. Если невролог не обнаружит серьезных неврологических нарушений, с ребенком будут работать и заниматься логопед и нейропсихолог. Последний, конечно, очень редкий специалист. Его можно найти в крупных коммерческих медицинских центрах и в государственных специализированных центрах, занимающихся серьезными нарушениями в развитии речи.

Логопед, чтобы проверить, соответствует ли навык чтения и письма возрасту, предложит тестовые задания и начнет разбираться в причинах. Возможно, ребенку трудно сконцентрировать внимание, у него плохая память, а может быть, это последствия задержки речевого развития.

Так же подробно о проблемах, которые испытывает ребенок, расспросит и нейропсихолог. Этого специалиста будет интересовать, как и в какой последовательности малыш овладевал простыми навыками – в соответствии с возрастом, с опережением или с некоторым опозданием. Нейропсихолог также проверит, владеет ли ребенок всеми необходимыми по возрасту навыками. Например, попросит запомнить небольшую последовательность слов, что-то нарисовать, выполнить определенный набор движений в заданной последовательности. После таких тестов логопед и нейропсихолог наметят пути решения проблемы.

Виды дислексии:

  1. Фонематическая. При этой форме дислексии ребенок обычно путает звонкие и глухие, мягкие и твердые, свистящие и шипщие согласные, а также похожие по звучанию гласные: например, «ж-ш» (вместо «жар» читает «шар», вместо «у» читает «о» и т.д.). Кроме того, ребенок читает по буквам, а не по слогам, пропускает при чтении буквы, переставляет звуки и слоги.
  2. Семантическая (так называемое механическое чтение). Ребенок читает все правильно, но понять смысл прочитанного не может. В процессе чтения каждое слово он воспринимает отдельно и не связывает его с другими словами. Соединить их в связное предложение он не может.
  3. Аграмматическая. Ребенок не может согласовать род, число и падежные окончания существительных и прилагательных, а также род глаголов прошедшего времени единственного числа: например, «девочка пел», «интересный песня», «около дому»
  4. Оптическая. Путает сходные по начертанию буквы или буквы, состоящие из одинаковых, но различно расположенных элементов: например, «В-З», «Н-И-П», «Р-Ь», «Ъ-Ь» и т.д.
  5. Мнестическая. Ребенок не знает, какая буква соответствует тому или иному звуку, потому не запоминает их.

Как компенсировать дислексию

С ребенком, у которого обнаружена дислексия, в идеале параллельно должны заниматься два специалиста – нейропсихолог и логопед. Курс коррекционных занятий длится полгода, занимаются с ребенком 2 раза в неделю. Даются и домашние задания.

Нейропсихолог порекомендует упражнения на формирование произвольных движений, развитие двигательных навыков. На занятиях с ним будут отрабатываться точность и координация движений, способность переключаться. Упражнения будут постепенно усложняться. Все это поможет сформировать у ребенка необходимые пространственные представления и произвольную саморегуляцию.

Очень полезны для дислексиков любые игры с мячом. Они помогают тренировать зрительно-моторную реакцию, координировать движения и постепенно ребенок приучается самостоятельно действовать по определенным правилам, запоминает их последовательность и контролирует свои движения. Перед нейропсихологом стоит задача добиться, чтобы ребенок мог более-менее самостоятельно выполнять сложные инструкции. Скажем, для 6-летнего ребенка сложными будут инструкция, в которую включены 3 последовательных действия, или выполнение действия, которое предполагает 2 или 3 ограничения, без подсказок со стороны взрослого.

Логопеду надо соединить звук и букву, научить ребенка соединять буквы в слова и делить слово на отдельные буквы и звуки. Так что на занятиях с логопедом ребенок будет отрабатывать написание букв и учиться правильно произносить звуки, отличать их один от другого. Он будет лепить, вырезать, раскрашивать, всячески обыгрывать зрительный образ буквы. Много времени будет посвящено слиянию букв в слоги. На такую работу у учителя обычно не хватает времени, так что логопед в какой-то мере выступает как помощник учителя.

Проблема считается решенной, когда ребенок «догоняет» возрастную норму. Он выучил алфавит, читает, понимает прочитанное, научился писать.

Актриса Кира Найтли является официальным лицом Британской ассоциации по борьбе с дислексией. Этот диагноз ей поставили уже в 6 лет. Девочка оказалась очень упрямой: она засела за учебники, чтобы доказать всем, что она «не дура», и может справиться с проблемой. Мечтой Киры была карьера актрисы, и родители пообещали ей, что наймут агента, если она будет хорошо учиться. Мечта Киры сбылась. Но она до сих пор испытывает определенные трудности с чтением, неизбежные для дислексиков.

Советы родителям ребенка с дислексией

Дислексикам полезно играть в классики, выполнять развороты по команде и составлять планы. Собираетесь в магазин? Попросите ребенка проговорить, а потом на бумаге нарисовать схему движения. Вы вышли из подъезда – куда затем идти? Направо? Налево? Прямо? Какие ориентиры можно выбрать, чтобы не сбиться с пути?

Попросите ребенка найти спрятанную в квартире вещь по нарисованной схеме. Можно сделать и по-другому: руководствуясь схемой, ребенок доходит до определенного пункта и находит там записку-указание, куда идти дальше: повернуть налево и сделать 3 шага, потом – направо и сделать 2 шага и т.д.

Сформировать у ребенка представления о последовательности действий, чтобы он понимал, что было сначала, что – потом, помогает составление планов на сегодня или на завтра. Вечером попросите его вспомнить, что он последовательно делал в течение дня, что удалось сделать, что – нет, как он справился с заданиями, наметьте и обсудите план действий на следующий день.

Пока школьник преодолевает трудности, поговорите с учителем, объясните ему проблему и попросите по возможности дополнительно проговаривать задания устно, предлагать ребенку с дислексией схемы, сделать обучение более наглядным и меньше опираться на текст.

Домашние упражнения при дислексии

С ребенком, испытывающим трудности при чтении, полезно отрабатывать следующие упражнения.

Попросите четко прочитать слоги: «ам, ат, ак», «от, ок, ом», «ла, ра, ма», «су, му, жу» и т.д. Распределите их по столбикам, попросите прочитать столбик сверху вниз, затем снизу вверх и т.д. Или четко и ясно читать слоги парами – «ар-ра», «ул – лу», «кро – орк» и т.д.

Попросите ребенка закрыть глаза, возьмите его ладонь и нарисуйте на ней букву. Ребенок должен ее «опознать».

Привлеките ребенка к «творческому» созданию букв: предложите дописать букву по пунктирным линиям, переделать ее, переставив элементы: «Что нужно сделать, чтобы из Л получилась И? Из Щ – Ц, из П – Г?»

Выложите перед ребенком ряд из 3-4 букв и попросите запомнить их последовательность. Ребенок закрывает глаза, а вы одну букву убираете или меняете буквы местами, или добавляете еще одну букву. Ребенок должен сказать, что изменилось, и воспроизвести первоначальный вариант. Можно выкладывать короткие слова, затем переставлять их местами, «терять» буквы из слова и просить ребенка слово восстановить.

Положите перед ребенком карточки со слогами, например: «ЛА, МА, КУ, ДА», попросите назвать лишний слог и объяснить свой выбор. В данном случае это «КУ», так как остальные слоги с гласной А.

Положите перед ребенком карточки со слогами, например: «ТА, НА, РА, СА». Произнесите слово, не договаривая последний слог. Ребенок должен найти и прочитать конец слова. Например, «воро-ТА, ро-СА, кварти-РА».

Из перепутанных слогов попросите составить слово: КА-МУ (МУ-КА).

Литература в помощь родителям:

  • Садовникова И.Н. «Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников»
  • Семенович А.В. «Эти невероятные левши»
  • Жукова Н.С. «Букварь», «Магнитная азбука», «Уроки чистописания и грамотности», «Я пишу правильно», «Уроки правильной речи и правильного мышления»
  • Безрукова О.А. «Грамматика русской речи» 1 и 2 части, «Слова родного языка»

Достаточно часто родители и учителя в школе замечают, что ребёнок при чтении путает буквы, а иногда делает ошибки и во время написания самых элементарных слов. Многие обвиняют малыша в невнимательности, рассеянности или лени. Но проблема намного глубже.

Эта проблема возникает из-за психологических, неврологических или физиологических нарушений. Изначально малыш будет просто неправильно произносить слова, но позже проблема коснётся процесса чтения, письма, математики, и успеваемости в целом, что повлечёт за собой целую вереницу непростых последствий.

Невнимательность или реальная проблема?

Прежде чем паниковать, необходимо точно определить, связано это с невнимательностью, вызванной болезненным состоянием ребёнка, переутомлением или с реальной проблемой. Для этого нужно понаблюдать за ребёнком, как он читает и пишет. Если при чтении он иногда забывает буквы, а во время письма путает похожие знаки, поскольку только начал изучать данные буквы или вспоминает их после летнего отдыха - нет причин для беспокойства.

Другой случай, если ребёнок не может прочитать слово, потому что постоянно забывает буквы, а так же не помнит, как и в какую сторону их писать. Если подобные ошибки носят стойкий характер, то это может быть признаками дислексии (проблемы с чтением) или дисграфии (трудности в письме).

Дислексия - это распространённая проблема, основной характеристикой которой является неполное нарушение чтения - ребёнок читает, но постоянно делает одинаковые ошибки. Он может пропускать буквы, слоги или целые слова, добавлять в слова новые знаки, путать их местами. Часто дети просто не различают те или иные звуки, не могут их воспроизвести и использовать не только в устной речи, но и в письме или чтении. Очень часто у ребёнка отмечается не только дислексия, но и дисграфия.

Дисграфией называется стойкое нарушение у детей умения писать. Если ребёнок путает и меняет местами слоги и буквы при письме, это может стать причиной его безграмотности в дальнейшем. Очень часто у таких детей неразборчивый почерк из-за постоянных сомнений в написании конкретных букв, слогов или слов. Они могут не писать заглавные буквы и не ставить знаки препинания в конце предложений.

Дети с дисграфией в старших классах стараются писать небольшими фразами, используя при этом минимальное количество слов, но всё равно делают ошибки. Для них становятся мучительными уроки, на которых нужно писать, поэтому они их часто прогуливают. Они начинают ощущать чувство неполноценности, что ведёт в дальнейшем к развитию комплексов и агрессии. В запущенных случаях, со временем, подростки становятся изгоями в коллективе.

Как видите, путание букв при чтении и письме может привести к довольно серьёзным последствиям. Поэтому крайне важно вовремя заметить проблему и принять меры. Чем раньше родители обратятся за помощью к логопеду, тем быстрее и проще для ребёнка пройдёт коррекция. Он догонит своих сверстников и сможет нормально усваивать школьную программу.

Симптомы реальной проблемы

Как понять, что перестановка букв является признаком проблемы? Необходимо обратить внимание на следующее:

  • Дети путают похожие буквы при их чтении или написании. Например: п-т, б-д, о-у, и-у и прочие;
  • Нарушенное звукопроизношение отражается на процессах письма и чтения - дети неправильно произносят или путают определённые звуки, поэтому заменяют или пропускают их при написании и чтении.
  • Если дети не читают бегло, а пропускают, переставляют, заменяют буквы и слова, не делают отступ между словами, глотают окончания при чтении и письме, то можно говорить о наличии дисграфических и дислексических проблем.
  • Дети могут ошибаться из-за сложностей в написании и в прочтении мягких и твёрдых согласных звуков, в обозначении их на письме йотированными гласными (е, ё, ю, я) или мягким знаком.

Если вы заметили подобные проблемы, рекомендуем обратиться за консультацией к логопеду. Специалист проведёт диагностику речевого развития ребёнка и скажет, является перестановка букв во время чтения или письма нарушением, или это простая переутомляемость. Если это нарушение, то логопед расскажет как решить проблему.

Причины возникновения нарушения

  1. Речедвигательный - отвечает за правильность произношения слов и звуков.
  2. Речеслуховой - отвечает за определение и выбор нужного звука.
  3. Зрительный - определяет нужную букву.
  4. Двигательный - определяет, как правильно написать букву.

Развитие и сформированность речи, умение правильно выговаривать все звуки, восприятие и воспроизведение слов - всё это в полной мере влияет на процесс обучения ребёнка письму и чтению. За речь и письмо отвечает теменно-затылочно-височная область головного мозга, которая полностью формируется только к 10 годам жизни.

Особенно трудно учиться читать детям, у которых диагностируют проблемы с произнесением и в различении близких по звучанию звуков. Это связано с недостаточно развитыми фонематическими процессами у ребёнка, вследствие чего он просто не знает, как правильно произносится проблемный звук. Поэтому учить малыша с таким нарушением читать и писать не следует, пока специалист не сформирует у него правильное звукопроизношение.

Существует также особое зрение на буквы. Просто хорошо видеть, для того чтобы научиться писать, недостаточно. С помощью этого чувства малыш учится запоминать и потом правильно воспроизводить буквы. Он должен быть интеллектуально развитым, иметь хороший речевой слух и зрение для того, чтобы процесс обучения письму и чтению не составил особых сложностей.

На появление таких проблем могут повлиять физиологические особенности ребёнка. Иногда возникает нарушение, связанное с неравномерным развитием полушарий мозга, в результате чего свои функции менее развитая часть органа будет выполнять хуже. В каждом полушарии находятся центры, которые отвечают за разные возможности организма (чтение, речь, зрение, слух, обоняние).

Часто родители сталкиваются с проблемой зеркального написания букв. Причин такой особенности может быть много, но чаще всего логопеды диагностируют левшество. Человек может быть скрытым или явным левшой, а для таких людей характерно зеркальное письмо.

Существует наследственная склонность к перестановке букв при чтении. Если родители или другие близкие члены семьи испытывали трудности, когда учились писать или читать, есть большая вероятность того, что ребёнку тоже будет сложно это делать.

Известны случаи, когда проблема сама проходит, ребёнок её перерастает и дальше нормально учится без сторонней помощи. Но есть и другие ситуации, при которых проблема запускается и человек испытывает серьёзные трудности уже во взрослом возрасте. На видео ниже приведена подобная история:

Также причиной может стать ряд физиологических и генетических нарушений. При этом человек отличается нормальным умственным развитием. Он может быть успешным в любых областях науки, но с письмом и чтением у него будут большие проблемы.

Дисграфия и дислексия могут появляться у упрямых детей, когда в семье нет гармонии и связи матери с ребёнком. Например, если малыша кормят насильно, вопреки его желанию, в будущем он будет отказываться учиться, сопротивляться учителю и матери, таким образом выражая свой протест.

Если у ребёнка проблемы с концентрацией, то при чтении ему сложно следить за строчкой. Последствием опять же является перестановка букв в словах и слов в предложениях. Следует тренировать умение концентрировать внимание на объектах, делать зарядку для зрительных мышц.

Корректирующие упражнения

Если диагностировали дислексию и/или дисграфию вследствие того, что ребёнок путает буквы, не нужно расстраиваться. Дети, если будут стараться, вполне способны с помощью специальных упражнений выправить ситуацию. Здесь поможет хороший логопед и специально подобранные домашние занятия с ребёнком. Эти задания направлены на развитие и тренировку правильного произношения звуков, речевого слуха и буквенного зрения.

В ходе занятий проводятся различные логопедические игры, тренируется артикуляционный аппарат, слуховое внимание. Малыша учат выговаривать по слогам сложные слова. Ребёнок старается правильно произносить звуки и сопоставлять их с буквами.

Вот пример некоторых упражнений, которые родители могут выполнять с ребёнком самостоятельно:

  1. При зеркальном написании букв можно расчертить лист бумаги на 2 части. На одной стороне листа взрослый загадывает сложные для ребёнка буквы (те, что он путает), а на другой малыш отгадывает их. Для лучшего эффекта письмо можно подкреплять интересными рисунками объектов и предметов, начинающихся на эту букву.
  2. Сделать вместе с ребёнком бумажные или пластилиновые буквы и дать их, чтобы он на ощупь с закрытыми глазами угадывал.
  3. Давать задание зачеркнуть или выделить в каком-то отрывке рассказа все заданные буквы. Например, цветными фломастерами обозначить буквы «а» и «о». Если заниматься ежедневно, то через 2 месяца будет заметен результат.
  4. Диктанты карандашом. Каждый день ребёнок пишет небольшие отрывки из книг именно карандашом. Взрослый проверяет и выписывает ошибки на поля ручкой, желательно не красной, ничего при этом не исправляя. Дальше этот диктант отдают ребёнку и он сам находит и исправляет ошибки. Так как написано карандашом, сделать это будет просто - он стирает ошибки и пишет правильно. Мозг не запечатляет неправильное написание.
  5. Можно дать короткий отрывок из книги, чтобы он его медленно, с сильно выраженной артикуляцией прочитал.
  6. Важно научить его нескольким правилам грамматики и проработать их в элементарных упражнениях.
  7. Если у ребёнка проблемы с фиксацией зрения, можно придумать несколько интересных упражнений для глаз, например, посмотреть на определённую игрушку и описать её.

Нужно делать артикуляционную гимнастику, если проблема в слабых мышцах губ, рта или языка. С её помощью легко получится натренировать артикуляционный аппарат ребёнка, что в дальнейшем отразится на чёткости произношения звуков и он научится выговаривать их.

Для того чтобы занятия были эффективными и результативными, важно помнить несколько правил:

  • Благоприятная атмосфера. Нельзя допускать, чтобы ребёнок внутренне закрылся, тогда от занятий не будет никакого результата. Поэтому во время обучения все должно быть спокойно, интересно и на добровольной основе. Если насильно заставлять ребёнка, то прогресса не будет.
  • Нельзя откровенно проверять скорость чтения - подобные тесты уже давно запрещают психологи. Во время проверки на скорость чтения ребёнок испытывает стресс. Поэтому, если родители хотят знать, насколько быстро он читает, правильнее это сделать незаметно в виде игры.
  • Следует делать упор не на количество, а на качество. Лучше выполнить меньше упражнений, но так, чтобы ребёнок понял саму суть и чему-то действительно научился, чем осуществить много действий, но безрезультатно.
  • Нельзя перехваливать за маленькие достижения. Проявлять своё разочарование и указывать ребёнку на его ошибки тоже не стоит. Правильнее гармонично проводить занятия, спокойно устранять недочёты и иметь максимальное терпение.

Во время исправления такого рода проблем родители должны тесно взаимодействовать с логопедом, поскольку специалист должен наблюдать за динамикой и корректировать работу. Под наблюдением хорошего логопеда, коррекция нарушения происходит значительно быстрее и комфортнее для ребёнка.

Родители часто жалуются на корявое произношение деток или на то, что ребенок переставляет слоги в словах. Вместо «телевизор» - «тевелизор», вместо «стакан» - «скатан» и «щищиствует» вместо «существует». «У вашего ребенка нарушен фонематический слух», - говорю я им, но многие не согласны, ведь он же слышит то, что ему говорят. Да, он слышит, но не различает, фонематический слух - это часть физиологического слуха, которая формируется по мере взросления ребенка. О том, что такое фонематический слух, как он формируется, и что делать для его развития поговорим в этой статье.

Что такое фонематический слух

Физический слух человека, то есть способность воспринимать и различать звуки окружающего мира делится на три вида: неречевой слух, фонематический и музыкальный слух.

Фонематический слух - это способность человека узнавать и различать фонемы в потоке речи. Способность сопоставлять, анализировать, синтезировать и соотносить звуки с их эталонами.

Физическим слухом ребенок наделен с самого рождения, фонематический слух формируется в процессе воспитания. В норме развития он должен быть сформирован к 5-ти годам, при условии, что ребенок будет находиться в благоприятной речевой среде. Совсем маленькие дети еще не могут различать похожие друг на друга звуки, но если взрослые с ним разговаривают на правильном языке, не сюсюкаются, поправляют его, читают книги и учат стихи, то успех гарантирован.

Если фонематический слух нарушен по той или иной причине, у ребенка после 4-5 лет сохраняется неправильное звукопроизношение и нарушение слоговой структуры слова. Позже эта проблема переходит с ребенком на школьную скамью, отражаясь на письменной речи, и называется дисграфией. Выражается дисграфия в стойких ошибках при написании слов и предложений, например, перестановке слогов в слове, замене одного звука другим. Поэтому очень важно при обнаружении проблемы начать работу по развитию фонематического слуха в дошкольном возрасте.

Читайте также:

Как это проверить? Попросите ребенка повторить цепочку слогов со схожими фонемами: та-та-да, да-та-да, да-да-та; га-га-ка, ка-га-ка, га-ка-га; ня-ня-на, на-ня-на, ня-на-ня; са-ша-са, ша-са-ша, ша-ша-са. Или похожие слова: ком-дом-том, бочка-почка, крыша-крыса, ложки-рожки. Если ребенок повторяет один и тот же звук вместо разных - значит, у него имеет место нарушение фонематического слуха. Например, вместо да-та-да он произносит «та-та-та», или слова бочка-почка повторяет как «почка-почка».

Причины нарушения фонематического слуха

Причины подобных нарушений бывают двух видов механические и функциональные.

Механические обусловлены натальными и постнатальными вредностями, к которым относятся инфекционные заболевания, травмы, в том числе родовая травма, в результате которой оказываются поврежденными речевые зоны мозга, а также наблюдаются дефекты речевого аппарата. К последним относятся особенности строения языка: слишком большой и малоподвижный язык, маленький узкий язычок, короткая уздечка, ослабленный в передней части язык. А также дефекты челюсти:

    прогнатия - явление, когда верхняя челюсть значительно нависает над нижней.

    прогения - обратное явление, нижняя челюсть выдвинута вперед, нижние зубы перекрывают верхние.

    открытый боковой прикус - при смыкании зубов с обоих боков остается значительная щель между зубами.

    Открытый прямой прикус - при смыкании зубов боковые зубы антагонисты соприкасаются друг с другом, а передние образуют щель.

    неправильное строение зубов.

    Особое строение нёба: узкое, слишком высокое, плоское.

    непропорциональные губы: отвислая нижняя губа, узкая малоподвижная верхняя губа.

Функциональные причины связаны с издержками воспитания или его отсутствием, к которым относят:

    долгое сюсюкание с малышом.

    подражание родителям, у которых есть проблемы с речью.

    двуязычие в семье.

    длительное сосание соски, вследствие чего обнаруживается недостаточная подвижность языка, губ, челюсти.

    педагогическая запущенность.

Как формируется фонематический слух

При нормальном развитии реакции на звуки отмечаются уже у новорожденного. Выражается это во вздрагивании, мигании, изменении дыхания. Вскоре звуки начинают вызывать у ребенка задержку некоторых движений, прекращение крика. Уже на 3-4 месяце ребенок начинает различать речевые и неречевые звуки, а также однородные звуки разной громкости. В первые полгода жизни главную слуховую нагрузку несет интонация, малыш учится различать голоса близких людей. К 1 году ребенок начинает правильно реагировать на произнесенные взрослым звуки, например, при произнесении слова «часы» ребенок поворачивает к ним голову, также, как и при произнесении звуков «тик-так». Ребенок откликается уже на слово, а не на интонацию, так завершается этап дофонемного развития. На втором году жизни ребенок начинает различать все звуки речи.

Читайте также:

На первом этапе он дифференцирует гласные и согласные звуки. Но внутри этих групп он не различает один согласный от другого, в то время как самый сильный гласный «А» начинает противопоставлять всем другим. Затем малыш начинает различать такие гласные как «И-О», «И-У», «Э-О», «Э-У». Позже остальных начинают разграничиваться низкочастотные «У-О», высокочастотные гласные «И-Э». Самый трудный для усвоения оказывается звук «Ы».

На втором этапе происходит дифференциация согласных звуков, определение наличия или отсутствия таковых. Постепенно ребенок учится различать твердые и мягкие звуки, сонорные и шумные, свистящие и шипящие, глухие и звонкие.

На третьем этапе ребенок различает фонемы внутри группы, дифференцирует сонорные, свистящие и шипящие согласные. Далее отграничивает сонорные от неартикулируемых шумных, губные от язычных, придувные от взрывных, переде- от заднеязычных, свистящие от шипящих. Позднее других идет дифференциация плавных согласных и среднеязычного «Й». К двум- началу третьего года жизни малыш воспринимает и дифференцирует все звуки родного языка. По мнению многих исследований именно в этот период фонематический слух окончательно сформирован.

Четвертый этап с 3 до 5 лет характеризуется развитием и совершенствование фонематического слуха и подготовкой к звуковому анализу.

Пятый этап с 5 до 7 лет - приобретение навыка тонкой дифференциации фонем и способность к звуковом анализу. То есть ребенок должен улавливать, на какой звук начинается заданное слово, на какой заканчивается. Есть ли в этом слове заданный звук и где он находится: в начале, конце или в середине слова.

Таким образом, фонематический слух формируется, развивается и совершенствуется все дошкольное детство.

Как помочь ребенку с дисграфией

При дисграфии ребёнок, как ни странно, правила русского языка знает очень даже неплохо, но когда пишет, применить их не может. Парадокс. Как такое возможно?

Давайте посмотрим, что должен сделать ребёнок, чтобы писать без ошибок ?

1. Сначала вычленить нужный звук из слова.

2. Потом вспомнить, какой буквой этот звук обозначается.

3. Затем представить, как же эта буква выглядит, как её элементы располагаются в пространстве.

4. После этого мозг «даёт команду» руке, которая выполняет правильные движения шариковой ручкой.

5. Параллельно школьник должен вспомнить, какое же правило нужно в этот момент применить на письме.

Как видно, письмо – это сложный процесс, в котором участвует весь мозг целиком. Если на каком-то этапе возникает помеха, процесс прерывается, ребёнок начинает писать с ошибками.

Письму мы должны учить мозг, и к этому обучению мозг ребенка должен быть готов!!!

Как же понять, есть ли у ребёнка дисграфия?

Или он просто плохо знает правила?

Заглянем к школьнику в тетрадку. О говорят следующие типы ошибок:

1. Ошибки в ударных слогах, например, «рОдость» вместо «рАдость».

2. Пропуск букв.

3. Недописывание слов и букв. Например, «стака…» вместо «стакаН»

4. Перестановка слогов. Например, «ябколо» вместо «яблоко».

5. Повторение одной и той же буквы. Например, «МагазиМ» вместо «магазин».

6. Буквы «б», «в», «э», «з», цифры «4», «3», «5» перевернуты в другую сторону (зеркальное письмо).

7. Забывание и пропуск редко встречающихся букв («ъ» и «э»).

И, наконец, «неаккуратность» в тетради:

8. Ребёнок «не замечает» поля и продолжает писать до самого края тетради.

9. «Съезжает» со строчек к концу предложения.

10. Переносит слова как попало

11. Часто не делает пробелов между словами.

12. Не замечает конца предложения, не ставит точки, и продолжает писать следующее с маленькой буквы.

Как можно помочь ребёнку с дисграфией?

Вот несколько игр и упражнений, которые используют логопеды и в которые родители могут поиграть дома со своими детьми:

1. Если ребёнок пропускает буквы – Упражнение «Волшебный диктант».

Вы читаете предложение или его часть (3-4 слова). Ребенок простукивает слоги: ма-ма мы-ла ра-му, чтобы уловить ритм предложения. После этого он записывает этот ритм в виде пунктирной линии, где вместо слогов – черточки. Следующий этап: записать каждое слово в виде точек, по количеству букв в слове.

2. Если ребёнок не дописывает окончания – Упражнение «Образ слова»

Произносите слово и просите ребенка назвать слово, которое начинается на предпоследнюю букву вашего слова. Или на третью от конца. Или на ту букву, которую надо запомнить в словарном слове: например, в слове кОрабль – на вторую букву. Слова можно подбирать на одну тему, например, животные, растения – это будет хорошей тренировкой в классификации.

3. Если ребёнок делает ошибки в словарных словах – Упражнение «Весёлый мультфильм».

Даём ребёнку задание: мысленно сочинить очень смешной мультфильм, в котором по порядку будут появляться предметы, которые вы назовёте. Ребёнок закрывает глаза, а вы начинаете диктовать словарные слова, очень чётко проговаривая все безударные гласные, непроизносимые согласные и другие сложные случаи: кOрабль, кOрOва, лесТница, кОрзина…

Он их увязывает в голове в какой-то смешной сюжет, потом открывает глаза и рассказывает свой мультфильм. Вы живо реагируете.

После этого ребенок должен, вспоминая придуманный им сюжет, написать все эти слова.

Затем – самопроверка: даёте ему образец, по которому диктовали, и предлагаете проверить, верно ли он написал.

Если есть ошибки, следующее задание: так нарисовать слово, в котором сделана ошибка, чтобы было понятно какая в этом слове трудность (например, нам рисовали корову на велосипеде или корову с огромными круглыми глазами в виде двух букв О; вокзал с большой буквой К; лестницу с буквой Т).

4. Если ребёнок плохо запоминает правила русского языка – Упражнение «Шифровка».

На доске пишется алфавит, каждой букве соответствует какое-то изображение: квадрат, треугольник, пляшущий человечек и т. п. Надо написать записку другу так, чтобы хотя бы в одном слове присутствовало правило, которое мы отрабатываем.

Например, чередование бер-бир. Весь текст записки шифруется, кроме этих трех букв БЕР или БИР. Друг должен понять, о чём ему написали, и ответить таким же образом.

5. Если ребёнок не применяет правила при письме – Упражнение «Зоопарк».

Все садятся в кружок, лучше всего на ковре. Каждый выбирает себе животное и условный знак: например, рысь руками изображает уши с кисточками, воробей машет локтями-крыльями… Все демонстрируют свои движения, остальные пытаются запомнить.

Тот, кто начинает игру, делает своё движение, затем движение кого-то из участников. Тот должен это уловить, повторить своё движение и опять сделать движение кого-то из участников. Темп постепенно убыстряется. Тот, кто ошибается, отрабатывает фант: публично поет, танцует, читает стихи и т. п. Это полезно так же для раскрепощения, преодоления страха перед аудиторией.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

§ Пусть ребёнок как следует наиграется в дошкольном детстве. Результаты исследований показывают, что из 100% детей с проблемами по русскому языку 95% не умеют играть в ролевые игры, не знают правила даже наиболее известных детских забав, таких, как прятки и салочки. В играх нужно соблюдать правила, таким образом малыш учится произвольно регулировать свои действия и поведение. А ведь именно произвольная регуляция лежит в основе грамотного письма.

§ Почаще гуляйте с ребёнком. Во время прогулок мозг насыщается кислородом, улучшается его работоспособность. Что тоже очень полезно для успешного обучения.

§ Отдайте ребёнка в спортивную секцию или на танцы. Спорт отлично учит произвольной регуляции, развивает моторику, развивает внимание и скорость реакции. А глубокое дыхание во время тренировок насыщает подкорку кислородом.

§ Занятие музыкой, в частности игра на фортепиано, развивает моторику рук и налаживает взаимодействие обоих полушарий мозга.

§ После школы почаще массируйте ребёнку шейную и затылочную область.

Всё это в комплексе и по отдельности нем отразится наилучшим образом на письме и общей успеваемости в школе.

Где живёт чтение?

Многие родители начинают готовить ребенка к школе исподволь. Главную свою задачу они видят в том, чтобы научить дочь или сына читать.

А некоторые ставят и сверхзадачу – научить ребенка читать как можно раньше, хорошо бы в четыре года, в пять лет.

Почему же для одних детей чтение – развлечение, а для других – тяжкий труд?

Что заставляет ребенка сопротивляться чтению? Неужели он действует так из чистого упрямства?

Известно, что ребенок избегает тех дел и занятий, в которых он испытывает затруднения и не добивается хороших результатов. Это вполне нормально и имеет, возможно, особый смысл для целостного детского развития.

Что-то внутри ребенка не позволяет ему легко справляться с чтением.

Умственные способности? Воля? Характер? Воспитание?

А может, надо погрузиться в мозг?

Ведь на ранних этапах развития именно он определяет реальные возможности ребенка. Позднее большую роль в достижениях детей начинает играть индивидуальный опыт, полученные навыки, мотивация, волевые качества, особенности личности.

Что нужно ребенку, чтобы овладеть чтением?

Родителям нередко кажется, что для этого достаточно выучить буквы.

Но буквы некоторые дети знают уже в два с половиной года, однако эти значки несут для них скорее зрительную информацию, чем звуковую, – это просто рисунки, имеющие определенные названия. Ребенок легко найдет букву «Б» на обложке книги, но он не узнает звук [б] в слове «бочка».

Маленький ребенок, слыша и произнося слова, воспринимает их как нерасчлененный звуковой комплекс, который может объединять даже несколько слов (например, «дядьсаш»).

Родители часто замечают, что ребенок плохо произносит звуки, пропускает их, искажает слова.

Мало кому приходит в голову, что именно так он и слышит – его фонематический слух еще недостаточно развит. (Например, вы говорите «дача», а ребенок повторяет: «ача». Звук Д он на первых порах еще не вычленяет).

На первоначальных этапах обучения ребенку необходимо слышать читаемые им слова. Первые шаги в овладении чтением – чтение вслух.

 
Статьи по теме:
Почему так полезно мясо индейки и есть ли от него вред
Состав мяса индейки В составе мяса индейки содержится действительно большое количество витаминов – в частности, витамин А и Е, в нём мало холестерина, оно хорошо и легко усваивается человеческим организмом и благодаря таким его свойствам специалисты смел
Сонник: к чему снится океан
Каждую ночь человеку снится около 5-8 снов. Обычно утром, проснувшись, мы не помним ничего из приснившегося. Нам кажется, что и видений не было. Но бывают такие сны, которые потрясают своей масштабностью или силой вызванных чувств, необычной эмоциональной
Cонник киви, к чему снится киви во сне видеть
Если вам приснился сочный киви, то вероятно подсознание сигнализирует, что нужно побольше кушать свежих фруктов. К чему еще снится этот образ? Сонник поведает о самых актуальных интерпретациях того, что случилось видеть во сне. На зависть всем! Экзотиче
К чему снится пруд с рыбами, что ждет наяву?
На вещи. Если пруд во сне грязный - вас ожидают домашние размолвки или чья-то болезнь. Если вам снится чистым пруд, полный «играющей» рыбы - то наяву дела ваши пойдут успешнее, чем прежде, и вас ждут развлечения. Если человек видит пруд с мутной водо